1с бухгалтерия производство пошаговая инструкция

РЫНОК

Экспертиа

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

Жалобно хрюкнув в последний раз, стартер беспомощно защелкал. Аккумулятору пора на зарядку.

Владимир АРБУЗОВ

ЧУТЬ-ЧУТЬ НА ТЕМУ «БАТАРЕИ»

Казалось бы, генератор добросовестно выдает 14 вольт, батарея заряжается, а толку — чуть. Два-три вялых оборота двигателя, и знакомая дробь втягивающего реле. Почему? Напомним здесь о том, что многим, наверно, известно.

Батарея заряжается лишь до тех пор, пока напряжение на клеммах (то есть ее ЭДС) не сравняется с напряжением генератора. Если батарея новая и ее внутреннее сопротивление невелико, она будет заряжаться полностью — достаточно штатного автомобильного генератора. Такой способ зарядки при постоянном напряжении называют ускоренным. Но после нескольких лет эксплуатации или при длительном хранении в разряженном состоянии на пластинах появляются крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца. Они увеличивают внутреннее сопротивление батареи, не дают электролиту проникать в глубь слоя обмазки пластин. Теперь, чтобы преодолеть это сопротивление и максимально зарядить батарею, требуется большее напряжение, а регулятор напряжения держит свои 14 вольт, и она заряжается с каждым разом все меньше.

Процесс разрушения аккумулятора предотвратить, увы, нельзя, но существенно отодвинуть — в наших силах, достаточно время от времени его заряжать «нормальным» способом, когда ток постоянный. Конец заряда определяют по неизменяющейся плотности электролита. Для этого, как известно, и существуют специальные зарядные и пускозарядные устройства. В продаже их предостаточно, нужно лишь правильно выбрать подходящее для конкретных условий.

Чтобы определить, на что они способны, мы купили восемь самых распространенных и испытали их. Каждому устройству предстояло зарядить три батареи: новую, рабочую, после двухлетней эксплуатации, и едва живую, основательно засульфатированную за шесть лет работы. Чтобы соблюсти равенство условий, все подопытные батареи подвергли нескольким контрольно-тренировочным циклам.

ЗАРЯДНЫЕ…

Начнем с самых маленьких приборчиков. Тамбовские устройства ЗУ-75 и ЗУ-75М — одинаковые, по сути, конструкции с несущественными отличиями. Второй компактнее, сильнее греется и оснащен световым дискретным указателем ЭДС батареи. По нему можно определить, как глубоко она разряжена.

«Сонар» УЗ2.201 сконструирован иначе. Вместо относительно тяжелого трансформатора применен высокочастотный импульсный преобразователь. Устройство получилось легким, компактным, но, как и ЗУ-75М, в работе заметно греется. Собрано небрежно — детали смонтированы кое-как. Наш экземпляр пришлось пропаивать сразу после покупки — иначе функционировать он не хотел.

Автоматический режим работы трех наших устройств сводится к подтверждению закона Ома: ток, снимаемый со вторичной обмотки трансформатора и выпрямленный диодами, зависит от внутреннего сопротивления батареи. По мере того как она заряжается, внутреннее сопротивление растет. Ток заряда, естественно, уменьшается и при достижении 14,8 В зарядка прекращается. Ничего не поделаешь, U=IR!

Эти устройства могут подзарядить свежую батарею, но для «б/у» или засульфатированной слабоваты — мало напряжение.

«Бархат» — лучший, на наш взгляд, прибор среди своих одноклассников. Не боится переполюсовки клемм и короткого замыкания — срабатывает электронная защита. Зарядный ток можно регулировать. Недостаток — газоразрядный индикатор зарядного тока. Светящийся столбик его дрожит, и погрешность измерения составляет около 10%. Стеклянная трубка индикатора при неаккуратном обращении может разбиться. На нее подается высокое напряжение, поэтому прибор боится сырости.

…И ПУСКОЗАРЯДНЫЕ

Они, кроме зарядки батарей, призваны помочь пустить двигатель, обеспечивая стартер необходимым током. С первой задачей справились три устройства — «Саранск», УЗП-С-12 и «Дуга». Нужный ток зарядки (0,1 от номинальной емкости батареи) поддерживали вручную, переключателем, контролируя стрелочным амперметром. Четвертая — «Дубна-автомат» отработала хуже — на полную зарядку старой засульфатированной батареи у нее не хватило напряжения.

«Автоматический» режим тот же, что у других, — закон Ома! Между тем умельцы давно освоили настоящие автоматы, способные поддерживать заданный ток вплоть до полной зарядки очень старых батарей.

Отдельно отметим «Дугу». Прибор выдает до 30 вольт, им можно заряжать одновременно две батареи. Владельцам, к примеру, «бычков» это будет очень кстати. Кроме того, им можно «расшевелить» свежую, но основательно засульфатированную батарею, у которой кристаллы образовались только на поверхности пластин. Есть такой прием — на короткое время (0,5-1 мин) подать на клеммы батареи напряжение в несколько раз больше номинального. Для этого используют режим сварки. Осторожно, напряжение при этом способно достичь 120 вольт!

Зато таким способом можно «взломать» корку кристаллов, включая в работу более глубокие и свежие слои обмазки. Затем зарядить обычным способом. Правда, в дальнейшем эта батарея потребует неусыпного внимания.

А теперь испытаем устройства в режиме пуска двигателя при «севшем» аккумуляторе. Согласно инструкции, разряженную батарею заряжаем 15 минут и пускаем двигатель, помогая стартеру пускозарядным устройством. Не справилась с заданием опять-таки только «Дубна-автомат». Ее автоматический переход в пусковой режим происходит с большим запаздыванием — к этому моменту батарея успевала окончательно «сесть». Лучшим оказался «тяжеловес» «Дуга» — он способен крутить двигатель и вовсе без батареи.

Общие же выводы таковы: если автолюбитель использует гараж только для хранения машины, а батарею ставит на зарядку лишь на ночь — ему подойдет любое малогабаритное устройство. Умелец, наверное, выберет пускозарядный аппарат, но без автомата. К нему можно подключить, к примеру, переноску или компрессор. Большие устройства типа «Дуги» скорее всего подойдут более мастеровитым: помимо своих прямых обязанностей, они могут выполнять небольшие сварочные работы.

ЗУ-75М. Изготовитель — ОАО «Электроприбор», Тамбов. Цена — 340 рублей.

4; Компактное, легкое, стрелочный амперметр и световой дискретный указатель ЭДС батареи, два режима заряда — 4 и 6 А, встроенный тепловой предохранитель.

4- Жесткие одножильные провода силовой цепи — ломкие. Заметно греется. При способности выдать максимальный ток на очень разряженную новую батарею не может полностью зарядить аккумулятор после двух лет его эксплуатации.

«Сонар» УЗ2.201. Изготовитель — ТОО «Деметра», Санкт-Петербург. Цена — 380 руб.

4; Компактное, самое легкое (0,5 кг) устройство с дискретным световым амперметром.

4- Сильно греется, собран небрежно, предохранитель плавкий, максимальный ток на свежей разряженной батарее — 4,6 А, батарею старше двух лет полностью не заряжает.

Устройство зарядное ЗУ-75. Изготовитель — ОАО «Электроприбор». Цена — 410 руб.

4; Стрелочный амперметр, два режима заряда — 4 и 6 А, встроенный тепловой предохранитель, ручка для переноса.

4- Жесткие одножильные провода, не способен полностью зарядить аккумулятор старше двух лет.

Устройство зарядно-выпрямительное «Бархат». Изготовитель — «Калугаприбор». Цена — 600 руб.

4; Компактное. Металлический корпус, электронная защита от короткого замыкания и переполюсовки клемм, плавная регулировка зарядного тока, полностью заряжает исправный аккумулятор любого возраста, хорошее качество изготовления.

4- Газоразрядный индикатор ненадежен, велика погрешность измерения, боится сырости.

Основа зарядных устройств — трансформатор. В «Сонаре» вместо него — высокочастотный преобразователь.

Устройство зарядно-пусковое «Саранск». Цена — 1 200 руб.

4; Хорошие корпус, провода и зажимы-клещи, восемь режимов заряда, стрелочный амперметр, надежный, заряжает любой исправный аккумулятор, ток в режиме пуска — 125 А.

4- Плавкий предохранитель, нет защиты амперметра в режиме «пуск».

Устройство зарядно-пусковое

УЗП-С-12-6,3/100УЗХЛ. Изготовитель — Минский электротехнический завод им. В. И. Козлова. Цена — 1100 руб.

4; Восемь режимов заряда, стрелочный амперметр, хорошие провода и клещи, заряжает любой исправный аккумулятор, ток в режиме пуска — 120 А, автоматический предохранитель.

4- Для перехода в режим «пуск» необходимо переключать провода.

Устройство зарядно-пусковое «Дубна-автомат». Изготовитель — ЗАО «Тензор-Сервис», Дубна. Цена — 2100 руб.

4; Защита от переполюсовки и короткого замыкания, тепловая защита, автоматически переходит из режима «заряд» в режим «пуск».

4- Аккумуляторы старше двух лет заряжает не полностью, в режим «пуск» переходит с опозданием — греется.

Устройство зарядно-пусковое, сварочное «Дуга». Изготовитель — завод «Электроприбор», Москва. Цена — 3800 руб.

4; Плавно регулируется напряжение (а значит, и ток), способно заряжать сразу две аккумуляторные батареи, пусковой ток — 200 А, заряжает любой исправный аккумулятор, работает в режиме сварки.

4 — Масса — 50 кг, ненадежная электронная схема.

При запуске большой ток может пойти по пружине клещей, перегрев ее, и последние перестанут работать. Чтобы этого не произошло, на усик пружины можно надеть изолирующую трубку.

Зарядка аккумулятора — важная процедура для бесперебойной работы автомобиля. Давайте разберем подробную инструкцию по эксплуатации популярного зарядного устройства ЗУ 75М.

1. Назначение и особенности ЗУ 75М

ЗУ 75М предназначено для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов емкостью от 40 до 75 Ач. Устройство может работать в сети 220 В и имеет два режима зарядного тока — 4 А и 6 А.

Основные технические характеристики ЗУ 75М:

  • Максимальный ток заряда: 7,5 А
  • Габариты: 195х110х80 мм
  • Масса: 1,7 кг
  • Условия эксплуатации: температура от -10°С до +35°С, влажность до 85%

К достоинствам ЗУ 75М можно отнести наличие индикатора заряда батареи, компактный размер и невысокую цену.

К недостаткам относится ограниченный диапазон емкостей аккумуляторов, а также невозможность плавной регулировки силы тока.

Руки механика подключают ЗУ 75М к автомобильному аккумулятору

2. Подготовка ЗУ 75М к работе:инструкция по эксплуатации

Перед началом зарядки аккумулятора ЗУ 75М необходимо:

  1. Убедиться, что уровень электролита в аккумуляторе соответствует норме, при необходимости долить дистиллированной воды
  2. Открутить пробки аккумулятора для выхода газов
  3. Подсоединить зажим ЗУ 75М сначала к клемме аккумулятора, затем к шасси автомобиля
  4. Установить требуемый ток заряда переключателем на ЗУ 75М
  5. Включить ЗУ 75М в сеть 220 В

Важно: сперва подключать зажимы ЗУ 75М к аккумулятору, лишь после к сети 220В во избежание короткого замыкания.

Рекомендуется устанавливать зарядный ток, равный 0,1 емкости АКБ. Например, для 55 Ач батареи оптимален ток 5-5,5 А.

3. Процесс зарядки аккумулятора ЗУ 75М

В процессе работы ЗУ 75М можно контролировать ток заряда по показаниям амперметра на передней панели.

Также загорание светодиодов сигнализирует о степени заряда батареи:

1 светодиод Заряд 0-30%
2 светодиода Заряд 30-60%
3 светодиода Заряд 60-90%
4 светодиода Полностью заряжен

Время полной зарядки аккумулятора ЗУ 75М составляет около 5-6 часов.<Для сильно разряженных АКБ первые 15 минут рекомендуется заряжать увеличенным током, затем переключить ЗУ 75М на штатный режим.

По завершению зарядки ток падает практически до нуля, а все 4 светодиода горят ровным светом.

4. Завершение зарядки и отключение ЗУ 75М

Признаками полностью заряженного аккумулятора являются:

  • Падение тока заряда до 0,03 А и ниже
  • Ровное свечение всех 4 светодиодов индикатора
  • Достижение напряжения на клеммах АКБ 13,6-13,8 В

В соответствии с инструкцией по эксплуатации ЗУ 75М, по достижении полного заряда происходит автоматическое отключение зарядного устройства.

Однако рекомендуется:

  1. Отключить ЗУ 75М от сети
  2. Затем отсоединить зажимы from клемм АКБ и корпуса автомобиля
  3. Закрутить пробки аккумулятора
  4. Проверить плотность и уровень электролита
  5. Убрать ЗУ 75М на хранение

5. Требования безопасности при эксплуатации

Согласно инструкции по эксплуатации ЗУ 75М обязательны следующие меры безопасности:

  • Использование ЗУ 75М только в хорошо проветриваемом помещении
  • Надежное соединение зажимов ЗУ 75М с клеммами АКБ
  • Соблюдение полярности при подключении к аккумулятору
  • Подключение сначала к АКБ, потом к сети 220В
  • Запрет эксплуатации ЗУ 75М с поврежденным силовым кабелем по требованиям безопасности

6. Возможные неисправности ЗУ 75М

К типовым неполадкам ЗУ 75М относятся:

  • Отсутствие индикации на корпусе
  • Устройство не включается
  • Недозаряд или перезаряд АКБ
  • Быстрое падение зарядного тока
  • Перегрев корпуса ЗУ 75М

Причины неполадок — от повреждения предохранителя или трансформатора до ошибок в эксплуатации. Для устранения неисправностей обратитесь в сервисный центр изготовителя — ОАО Тамбовский завод «Электроприбор».

7. Профилактическое обслуживание

Для продления срока службы ЗУ 75М рекомендуется:

  1. Хранить зарядное устройство в сухом, чистом помещении
  2. Периодически очищать зажимы от окислов
  3. Смазывать контакты зажимов техническим вазелином
  4. Проверять целостность изоляции силового шнура

Механики на солнечной улице рекламируют ЗУ 75М

8. Гарантийные обязательства

Согласно инструкции, изготовитель ЗУ 75М — ОАО Тамбовский завод «Электроприбор» — предоставляет гарантию сроком 2 года со дня продажи или 3 года с даты производства.

Гарантия покрывает бесплатный ремонт или замену ЗУ 75М при обнаружении производственных дефектов при соблюдении условий эксплуатации.

9. Средний срок службы

При соблюдении всех правил эксплуатации, хранения и своевременного обслуживания, заявленный производителем срок службы ЗУ 75М составляет не менее 10 лет.

На ресурс ЗУ 75М влияют такие факторы как:

  • Условия окружающей среды
  • Качество электропитания зарядного устройства
  • Аккуратность при эксплуатации
  • Своевременность технического обслуживания

10. Утилизация ЗУ 75М

По окончании срока службы зарядное устройство ЗУ 75М подлежит утилизации в соответствии с нормами и правилами по обращению с отходами 1-4 классов опасности.

Согласно инструкции, компоненты ЗУ 75М необходимо разделить на категории:

  • Черные и цветные металлы
  • Пластмассы
  • Электронные платы
  • Кабельная продукция

Далее определить организацию, занимающуюся переработкой каждого типа вторсырья в вашем регионе.

11. Рекомендации по выбору ЗУ 75М

При выборе зарядного устройства ЗУ 75М следует учитывать:

  • Емкость заряжаемых аккумуляторов — от 40 до 75 Ач
  • Климатические условия эксплуатации
  • Надежность электроснабжения — стабильность напряжения и частоты
  • Удобство использования, компактность, масса
  • Стоимость, наличие сервисных центров

Для нечастого использования в хозяйственных нуждах оптимален бюджетный вариант ЗУ 75М.

Для интенсивной эксплуатации, например на СТО, лучше выбрать ЗУ 75М с усиленной изоляцией и охлаждением.

12. Аналоги зарядного устройства

Помимо классического ЗУ 75М, существуют и другие варианты зарядных устройств схожего назначения:

  • ЗУ 75М1 — без индикатора ЭДС
  • ЗУ 75М2 — без ЭДС и подсветки амперметра
  • ЗУ 75А — расширенный диапазон емкостей АКБ
  • CTIGERR IC-1506 — цифровой дисплей, регулируемый ток

Следует изучить характеристики разных модификаций и выбрать оптимальный вариант ЗУ исходя из условий применения и бюджета.

Зарядные устройства играют важную роль в поддержании работоспособности техники. Давайте разберемся, как правильно эксплуатировать популярную модель ЗУ-75.

1. Назначение и особенности зарядного устройства ЗУ-75

Зарядное устройство ЗУ-75 предназначено для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторных батарей емкостью от 45 до 90 А·ч. Устройство работает от сети переменного тока напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Эксплуатировать ЗУ-75 рекомендуется при температуре от -10 до +35°C и относительной влажности до 85%.

К основным техническим характеристикам ЗУ-75 относятся:

  • Два режима зарядного тока: 4 А и 10 А
  • Контроль тока заряда по встроенному амперметру
  • Автоматическое отключение при перегрузках
  • Защита от короткого замыкания
  • Небольшие габариты и вес

К преимуществам данной модели можно отнести простоту и надежность конструкции, удобство в эксплуатации, доступную цену.

2. Подготовка ЗУ-75 к работе

Перед началом эксплуатации зарядного устройства необходимо осмотреть его, убедиться в отсутствии внешних повреждений корпуса и проводов. Розетка и вилка должны быть сухими и чистыми.

Внимание! Запрещается использовать ЗУ-75 при повреждении шнура питания!

Расположите зарядное устройство на расстоянии около 1 метра от аккумулятора. Убедитесь, что помещение проветривается.

  1. Подсоедините красный зажим к положительной клемме аккумулятора, а черный — к отрицательной клемме или кузову автомобиля.
  2. Установите требуемый режим зарядки 4 А или 10 А с помощью переключателя на панели устройства.
  3. Подключите ЗУ-75 к бытовой розетке 220 В.

После выполнения этих операций прибор готов к работе.

3. Порядок зарядки аккумулятора

В процессе зарядки аккумуляторной батареи с помощью ЗУ-75 необходимо следить за показаниями встроенного амперметра. В зависимости от степени разряда АКБ величина тока будет изменяться.

Режим зарядки Ток заряда
ДОЗАРЯД 4±1 А
ЗАРЯД 10±1 А

Режим ЗАРЯД рекомендуется использовать только для сильно разряженных батарей. При достижении номинальной емкости аккумулятора ток заряда резко уменьшится.

После завершения зарядки отключите ЗУ-75 от сети, затем отсоедините зажимы от аккумулятора и кузова. Храните устройство в сухом чистом помещении.

Мужчина держит зарядное устройство

4. Техническое обслуживание ЗУ-75

Регулярное техническое обслуживание зарядного устройства необходимо для поддержания его работоспособности и продления срока службы. Рекомендуется проводить ТО каждые 6 месяцев или после каждых 500 циклов зарядки.

Порядок ТО

  1. Отключить ЗУ-75 от сети и отсоединить от аккумулятора
  2. Очистить корпус, разъемы и провода от пыли и грязи
  3. Проверить целостность изоляции проводов
  4. Удалить следы коррозии с клемм и контактных поверхностей
  5. При необходимости затянуть крепежные винты

Для проверки работоспособности отдельных узлов используют специальное тестовое оборудование или подключают ЗУ-75 к АКБ заведомо исправного автомобиля и контролируют параметры зарядки.

5. Меры безопасности при эксплуатации ЗУ-75

Инструкция по эксплуатации зарядного устройства содержит следующие требования безопасности:

  • Использовать ЗУ-75 только в хорошо проветриваемых помещениях
  • Не оставлять устройство вблизи легковоспламеняющихся предметов
  • Избегать попадания влаги на контакты и внутрь корпуса
  • Не допускать механических повреждений проводов и корпуса
  • При обнаружении дефектов немедленно прекратить эксплуатацию

В случае возникновения аварийной ситуации необходимо немедленно отключить ЗУ-75 от электросети. Дальнейшая эксплуатация возможна только после устранения неисправностей.

Панель зарядного устройства

6. Основные неисправности ЗУ-75

К типичным неисправностям зарядного устройства относятся:

  • Отсутствует индикация на панели прибора
  • Нарушение контакта в разъемах и клеммах
  • Перегрев корпуса и силовых элементов

Поиск неисправностей необходимо начинать с визуального осмотра и проверки целостности кабеля питания и соединительных проводов. Затем следует проверить предохранитель и сопротивление обмотки трансформатора.

7. Где приобрести зарядное устройство ЗУ-75

Купить зарядное устройство ЗУ-75 или аналогичную модель можно в специализированных магазинах электротоваров или автозапчастей. Стоимость данного прибора составляет около 1500 рублей.

8. Рекомендации по выбору зарядного устройства

При выборе зарядного устройства необходимо учитывать емкость и тип заряжаемых аккумуляторных батарей. Модель ЗУ-75 оптимально подходит для свинцово-кислотных АКБ емкостью 40-90 А·ч.

Критерии выбора ЗУ

  • Соответствие технических характеристик параметрам АКБ
  • Наличие режимов зарядки и степени заряда
  • Точность стабилизации выходных параметров
  • Защита от перегрузок и короткого замыкания
  • Удобство эксплуатации и понятность индикации

С этой точки зрения ЗУ-75 является оптимальным выбором соотношения цена/качество для зарядки автомобильных АКБ средней емкости.

9. Ресурс зарядного устройства и замена комплектующих

Средний ресурс зарядного устройства ЗУ-75 составляет около 5-7 лет или 10 000 циклов зарядки. Основными элементами, требующими периодической замены, являются:

  • Предохранитель
  • Трансформатор
  • Разъемы и контакты
  • Корпус и крепеж

Запасные части и комплектующие можно приобрести по месту покупки зарядного устройства или в сервисных центрах.

10. Инструкция по утилизации ЗУ-75

После окончания срока эксплуатации зарядное устройство ЗУ-75 подлежит утилизации в соответствии с нормами, установленными государственными органами в области охраны окружающей среды.

11. Возможные неисправности ЗУ-75 и методы их устранения

К типичным неисправностям зарядного устройства относятся:

  • Отсутствует индикация на панели прибора
  • Нарушение контакта в разъемах и клеммах
  • Перегрев корпуса и силовых элементов
  • Повышенный или пониженный зарядный ток
  • Сильный шум или вибрация при работе

Для устранения этих неисправностей рекомендуется:

  1. Проверить целостность предохранителя и надежность соединений
  2. Зачистить контактные поверхности разъемов и клемм
  3. Протестировать на исправном аккумуляторе
  4. Заменить вышедшие из строя элементы (трансформатор, радиатор, вентилятор)

При отсутствии навыков ремонта рекомендуется обращаться в сервисные центры.

12. Факты об истории создания ЗУ-75

Зарядное устройство ЗУ-75 было разработано в конце 1970-х годов специалистами Научно-производственного объединения имени М.В. Фрунзе (г. Тамбов).

Первые модели ЗУ-75 имели только один фиксированный режим заряда 6 А. Второй режим (10 А) появился в версиях 1980-х годов.

Принцип работы и схемные решения за более чем 30-летнюю историю практически не изменились, что обеспечивает надежность и ремонтопригодность этих устройств.

17 декабря 2013

Автор удалён.

Вобщем купил зарядку и там всего одна ручка крутилка до 10 непонятно чего и экран где показан ток заряда как пользоваться этим чудом? Инструкции небыло в коробке(( Аккум надо поставить на зарядку на 6 ампер правильно ли я на фото поставил? То что крутилка на 10 почти а ток заряда на экране 6 или напишите как надо правильно? Аккум заряжаю впервые с момента покупки ему год только! На 65 а аккум

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Когда садится аккумулятор, запустить двигатель очень сложно, поэтому важно держать батарею в заряженном состоянии. Рассказываем, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля самостоятельно в проекте Авто Mail

Анна Горностаева

Автор Авто Mail

Как работает аккумулятор

Типы аккумуляторов

Как проверить уровень заряда

Пошаговые инструкции

Сколько по времени

Как «прикурить»

Меры предосторожности

Советы экспертов

Вопросы и ответы

Как работает аккумулятор

Типы аккумуляторов

Как проверить уровень заряда

Пошаговые инструкции

Сколько по времени

Как «прикурить»

Меры предосторожности

Советы экспертов

Вопросы и ответы

Как и все узлы автомобиля, аккумулятор требует внимания и регулярного ухода. Чтобы он прослужил максимально долго, важно проверять заряд и вовремя давать ему дополнительную подпитку. Вместе с экспертом объясняем, как правильно заряжать аккумулятор.

Мужчина присоединяет провода зарядного устройства к аккумулятору автомобиля

Источник: Getty Images

Как работает аккумулятор в автомобиле

Главная задача аккумулятора — дать старт двигателю. При повороте ключа зажигания (или при нажатии кнопки «Старт/стоп» в современных моделях) он дает импульс энергии на стартер, тот вращает маховик и поршни мотора начинают двигаться.

В идеале автомобильный аккумулятор заряжается от генератора и вмешательства не требует. Со временем емкость батареи падает. Чтобы понять, почему это происходит и от чего зависит срок службы аккумулятора, давайте заглянем внутрь и вспомним школьные уроки физики.

Из чего состоит аккумулятор:

  • Секции электродов: решетки из сплава свинца с сурьмой или кальцием, погруженные в электролит (раствор серной кислоты). На них происходит химическая реакция с выделением тока. Решетки с положительным и отрицательным зарядом расположены поочередно и разделены между собой сепаратором из пористого материала. Сепаратор предотвращает короткое замыкание, но свободно пропускает электролит. В аккумуляторе легкового автомобиля шесть таких секций (также известны как «банки»).
  • Токоотводящие борны: свинцовые стержни, выводящие электрический ток с батареи на клеммы;
  • Клеммы (выводы): подают ток на стартер при включении зажигания автомобиля;
  • Корпус: герметичная емкость из прочного инертного материала, в которую помещены электроды. На крышке корпуса расположены выводные клеммы.
Схема устройства кальциевого аккумулятора

нутреннее устройство кальциевого аккумулятораИсточник: НПП «ОРИОН»

Основной параметр аккумулятора — его емкость, то есть способность накапливать электрический потенциал. Она измеряется в ампер-часах (Ач). Если емкость аккумулятора равна 55−65 Ач, это означает, что он способен отдавать постоянный ток силой 1 ампер в течение 55−65 часов без подзарядки.

Второй важный показатель — пусковой ток. Это способность аккумулятора сгенерировать заряд энергии, достаточный для запуска автомобиля: без него машина просто не заведется. Чем ниже температура за бортом, тем выше должно быть значение пускового тока для старта двигателя. Если летом для запуска легкового автомобиля достаточно пускового тока в 260 ампер, то в −15ºС и ниже эту цифру можно смело умножать на 1,5.

Номинальное значение пускового тока, которое способен выдать аккумулятор, обозначено на корпусе. Нужно понимать, что это показатель для полностью заряженной батареи. Поэтому в холодное время года, особенно в северных районах, всегда нужно поддерживать аккумулятор в заряженном состоянии.

Со временем емкость аккумулятора снижается, и он теряет способность подзаряжаться от генератора. Это происходит под воздействием экстремальных температур (слишком высоких и слишком низких), из-за городского режима эксплуатации (редкие поездки на небольшие расстояния) и в результате неправильной зарядки (об этом позже).

Типы аккумуляторов

С точки зрения автовладельца аккумуляторы делятся на три основных типа: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые.

Обслуживаемые аккумуляторы

Мужчина обслуживает аккумулятор автомобиля

Источник: legion-media.ru

Обслуживаемые аккумуляторы дают автовладельцу доступ внутрь корпуса. При необходимости в них можно заменить отдельную секцию электродов или долить электролит. В обслуживаемых батареях используются электроды предыдущего поколения, из сплава свинца и сурьмы.

  • более доступны по цене;
  • даже полностью разряженный аккумулятор можно восстановить;
  • позволяют самостоятельно проводить мелкий ремонт.
  • чувствительны к перезаряду батареи (электролит начинает закипать);
  • требуют постоянного контроля со стороны владельца;
  • для обслуживания владелец должен обладать определенными техническими навыками.

Необслуживаемые аккумуляторы

Необслуживаемые аккумуляторы абсолютно герметичны: доступ внутрь не предусмотрен. Используют кальциевые электроды.

  • увеличенный срок службы;
  • не требуют контроля со стороны владельца;
  • меньше подвержены коррозии;
  • имеют защиту от перезаряда.
  • чувствительны к глубокой разрядке;
  • требуют стабильной работы электрической системы автомобиля;
  • более высокая стоимость.

Хотя электроды необслуживаемых аккумуляторов называют кальциевыми, этого химического элемента в них микроскопически мало: меньше одного процента. Кальций добавляют в свинцовый сплав для противодействия коррозии и продления срока службы аккумулятора.

Малообслуживаемые аккумуляторы

Малообслуживаемые аккумуляторы — переходное звено между обслуживаемыми и необслуживаемыми. Часто в них применяются отрицательные пластины из кальциевого сплава и положительные — из сурьмяного. На сегодняшний день это наиболее распространенный тип аккумуляторов, но необслуживаемые модели их постепенно вытесняют.

  • сниженные требования к контролю и регламентным работам по сравнению с обслуживаемыми аккумуляторами;
  • низкий саморазряд;
  • устойчивость пластин к коррозии;
  • хороший баланс цены и качества.
  • страдают от необратимой сульфатации (образование кристаллов сернистого свинца на пластинах электродов. Приводит к снижению емкости);
  • чувствительность к глубокой разрядке.

Ответ на вопрос, какой тип аккумулятора выбрать, во многом зависит от характеристик вашего автомобиля. При прочих равных я бы отдал предпочтение необслуживаемому, за долговечность и простоту в использовании.

Как проверить уровень заряда аккумулятора автомобиля

Мультиметр крупным планом

Источник: legion-media.ru

Есть несколько способов проверить уровень заряда аккумулятора.

1. Самый простой и удобный: посмотреть на вольтметр на приборной панели. В идеале уровень заряда должен быть не ниже 90% (12,5−12,8 В) при заглушенном двигателе.

2. Измерить напряжение на клеммах, с помощью вольтметра или мультиметра. Для этого нужно:

  • отключить все электроприборы в автомобиле;
  • ограничить диапазон измерения на вольтметре до 20 В (это позволит получить более точный результат);
  • подождать некоторое время, чтобы с аккумулятора ушло поверхностное напряжение;
  • подсоединить щупы проводов прибора к клеммам АКБ, соблюдая полярность: плюс к плюсу, минус к минусу.

Значения напряжения АКБ и уровень зарядки

Напряжение, В Уровень заряда
12,7 100%
12,4 80%
12,2 60%
11,9 40%
11,6 20%
10,5 полностью разряжен

Для эффективной и долгой работы аккумулятора рекомендуют его заряжать, когда напряжение падает до 12,4 В. Вас это убережет от неприятностей на дороге, а аккумулятору поможет прослужить подольше.

3. С помощью зарядного устройства. На современных зарядных устройствах есть датчик, позволяющий определить степень зарядки АКБ.

Автомеханик тестирует аккумулятор автомобиля

Источник: legion-media.ru

4. По кнопке сигнализации. Некоторые пульты сигнализации оснащены кнопкой, показывающей уровень заряда.

5. С помощью ареометра (прибор, определяющий плотность жидкостей). Метод подходит для обслуживаемых аккумуляторов. Его суть в том, что по мере разрядки аккумулятора серная кислота в электролите осаждается на решетках электрода, образуя сульфат свинца, и плотность раствора снижается.

Аэрометр для измерения плотности жидкостей и заряда аккумулятора

Источник: legion-media.ru

Примерные значения плотности жидкостей и заряда аккумулятора

Заряд аккумулятора, % Средняя плотность
100 1,265
75 1,225
50 1,19
25 1,155
0 1,12

При измерении плотности ареометром (и вообще при всех манипуляциях с обслуживаемой АКБ) соблюдайте технику безопасности. Электролит – это раствор кислоты, при попадании на кожу он может оставить ожог

Автомеханик диагностирует аккумулятор автомобиля с помощью тестера, крупный план, ремонт и замена аккумулятора

Источник: legion-media.ru

Пошаговые инструкции по зарядке аккумулятора автомобиля

Теперь поговорим о различных способах зарядки автомобильного аккумулятора.

С помощью зарядного устройства

Зарядку с помощью специального устройства рекомендуют проводить минимум дважды в год с целью профилактики (весной и осенью), и каждый раз, когда значение заряда АКБ падает ниже рекомендованного.

Для зарядки необслуживаемой АКБ достаточно просто подключить зарядное устройство. Обслуживаемый аккумулятор требует некоторой подготовки.

  1. Аккумулятор нужно снять с автомобиля, или как минимум отключить от сети. Первым отключается минусовой провод.
  2. Осмотрите аккумулятор на предмет трещин и протечек электролита. Видимые на поверхности следы электролита смойте водным раствором соды. Сода — это щелочь, она нейтрализует кислоту.
  3. Очистите клеммы от посторонних загрязнений.
  4. Ослабьте крышки на секциях электродов или снимите заглушку для стравливания избыточного давления.
  5. Проверьте уровень электролита в батарее: он должен полностью покрывать свинцовые пластины. При необходимости долейте дистиллированную воду.
  6. Холодный аккумулятор заряжать нельзя; перенесите его в теплое помещение и подождите, пока согреется.

Аккумуляторы ни в коем случае нельзя заряжать в квартире, особенно если в ней маленькие дети. Идеальное место для зарядки — теплый гараж с вытяжкой.

Для всех типов аккумуляторов существует два основных метода зарядки:

Зарядка постоянным током

Этот метод занимает меньше времени (10−12 часов), но требует постоянного контроля и напряжения.

  1. Подключите зарядное устройство к аккумулятору. Выставьте силу тока на уровне 10% от штатной емкости АКБ. Если емкость равна 60 Ач, выставляете силу тока 6А, и так далее.
  2. Следите за напряжением в аккумуляторе: в процессе зарядки оно будет постоянно повышаться. Когда напряжение достигнет предельного уровня для вашего аккумулятора, снизьте силу тока в два раза.
  3. Продолжайте наблюдение. Когда напряжение снова дойдет до предельной точки, снизьте силу тока еще вдвое.
  4. Когда напряжение перестанет расти и останется на одинаковом уровне 1−2 часа, аккумулятор полностью заряжен.

Этот метод более агрессивный, чем зарядка постоянным напряжением, приводит к быстрому износу батареи. Рекомендую его использовать, только если батарея нуждается в срочной подзарядке, а времени для зарядки постоянным напряжением у вас нет

Зарядка постоянным напряжением

При этом способе на зарядном устройстве выставляется фиксированное напряжение, а сила тока снижается автоматически:

  • подключите ЗУ к аккумулятору. Установите напряжение на уровне 14,5 В;
  • контролировать процесс не нужно: сила тока будет постепенно снижаться самостоятельно;
  • когда датчик на ЗУ покажет силу тока в 1% от емкости аккумулятора, зарядка завершена.

Это более длительный способ зарядки; он занимает около суток, иногда дольше. Зато он щадит батарею и позволяет продлить срок службы аккумулятора.

На рынке доступны интеллектуальные зарядные устройства: при зарядке постоянным током они автоматически понижают силу тока, а по окончании зарядки отключаются или переходят в режим ожидания. Тем не менее, я не рекомендую оставлять заряжаемый аккумулятор без присмотра надолго

Контрольная лампа зарядки аккумулятора на приборной панели автомобиля

Источник: legion-media.ru

От генератора автомобиля во время поездки

Зарядка аккумулятора от генератора автомобиля — это дефолтный метод. Новый исправный аккумулятор полностью заряжается от генератора во время движения. Однако в городском режиме вождения, при нечастых поездках на небольшие расстояния, времени работы двигателя может не хватать для полной зарядки батареи.

Если индикатор на приборной панели показывает, что аккумулятор начинает разряжаться, рекомендую поездить какое-то время, около часа, не глуша двигатель, чтобы заряд полностью восстановился.

Сколько по времени заряжается аккумулятор

Время зарядки зависит от выбранного способа и степени разряженности батареи. Стандартная зарядка постоянным током занимает 10−15 часов, постоянным напряжением — сутки, иногда двое.

— Если полностью разряженный аккумулятор показывает, что полностью зарядился за короткий срок (например, за пару часов), — это плохой признак. Он означает, что пластины электродов подверглись коррозии и не принимают значительную часть заряда. Такой аккумулятор подлежит замене или как минимум полной диагностике на СТО.

Прикурить автомобильный аккумулятор проводами

Источник: legion-media.ru

Как «прикурить» автомобиль проводами пошагово

Если аккумулятор внезапно сел вдали от дома, есть способ привести его в чувство за короткое время. Для этого нужен второй автомобиль с работающим двигателем и пара проводов — «прикуривателей». Порядок действий такой.

  1. Поставьте два автомобиля рядом, так, чтобы провода доставали от одного аккумулятора до другого без натяжения.
  2. Отключите в исправном автомобиле зажигание и все электрооборудование.
  3. Соедините плюсовые клеммы обоих аккумуляторов красным проводом.
  4. Черный провод одним концом подсоедините к минусовой клемме севшего аккумулятора, а другим — к металлической части корпуса исправного автомобиля. Внимание! Не подсоединяйте черный провод к минусовой клемме исправного аккумулятора, так вы его тоже разрядите.
  5. Включите двигатель исправного автомобиля. Он должен проработать минимум пять минут (в холодную погоду дольше). Выключите двигатель, проверьте зажигание севшего автомобиля. При необходимости повторите предыдущий пункт.
  6.  Когда машина, на которой сел аккумулятор, завелась, можно аккуратно снять провода.

Важно помнить, что заведенный от прикуривания аккумулятор заряжен не полностью. После прикуривания нужно проехать минимум пару часов, не глуша двигатель, чтобы батарея восстановилась от генератора. Возможно, после окончания поездки понадобится зарядить его дополнительно, в домашних условиях.

Обслуживаемый аккумулятор

Источник: legion-media.ru

Меры предосторожности при зарядке аккумулятора автомобиля

Аккумулятор — достаточно опасный прибор. При неправильной эксплуатации он может привести к травмам и даже взорваться. Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать технику безопасности:

  • заряжайте аккумулятор в хорошо проветриваемом нежилом помещении;
  • не курите рядом с заряжаемым аккумулятором;
  • сначала подключите зарядное устройство к аккумулятору, потом к сети. Отключение проделывайте в обратном порядке: сначала выключайте ЗУ из сети, потом отсоединяйте от аккумулятора;
  • работая с обслуживаемым аккумулятором, держите под рукой 10-процентный водный раствор соды: для протирки корпуса от натеков электролита и для для смывания кислоты, если она попадет на кожу;
  • все работы с обслуживаемым аккумулятором лучше проводить в перчатках, маске и защитных очках.

Советы экспертов

Что нужно знать автомобилисту о зарядке аккумулятора, чтобы он прослужил максимально долго? Отвечает эксперт:

— В идеале аккумулятор не нуждается в дополнительной зарядке: энергии двигателя ему должно хватать для полного восстановления между пусками. К сожалению, мы не водим автомобили в идеальном мире. Городское вождение в режиме старт-стоп, длительные простои между поездками и низкие температуры зимой разряжают батарею и не дают ей полностью зарядиться обратно. Постоянный недозаряд снижает общую емкость аккумулятора, и со временем его показатели ухудшаются всё сильнее.

«Самый простой метод профилактики недозаряда — время от времени устраивать автомобилю длительную прогулку, на 1−2 часа в каждую сторону. И не доводите до полной разрядки: если датчик на приборной панели показывает, что аккумулятор разряжается, лучше зарядить его профилактически, чем покупать новую батарею», — советует Сергей Марков.

Прибор для зарядки аккумулятора автомобиля

Источник: legion-media.ru

Вопросы и ответы

Самые частые вопросы о зарядке аккумуляторов.

Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?

Если электролит внутри замерз, зарядка запрещена полностью: нужно дождаться, пока растает. В любом случае зарядка на холоде отрицательно влияет на состояние батареи. Оптимальной температурой для зарядки считается диапазон +20…+25 ºС.

Как правильно заряжать кальциевый аккумулятор?

  • Проводите зарядку при комнатной температуре (+20…+25 ºС). Если аккумулятор принесли с мороза, рекомендуется перед началом зарядки выдержать его в тепле 6−8 часов.
  • Зарядку лучше проводить методом постоянного напряжения.
  • Отключенное от сети зарядное устройство подсоединяется к клеммам аккумулятора. На нем выставляется напряжение 14,8 В и сила тока в 10% от емкости аккумулятора.
  • Когда сила тока упадет до 1% от емкости аккумулятора, отключаем зарядное устройство от сети и отсоединяем его от батареи.

Как понять, что необслуживаемый аккумулятор заряжен полностью?

При зарядке методом постоянного тока аккумулятор считается полностью заряженным, когда сила тока и напряжение не растут в течение 1−2 часов.

При зарядке методом постоянного напряжения аккумулятор заряжен, когда сила тока снижается до 1% от штатной емкости аккумулятора.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Как правильно мыть двигатель автомобиля самому пошаговая инструкция видео
  • Очиститель воздуха эленберг 1600 инструкция
  • Азитронит в ветеринарии инструкция по применению поросятам
  • Должностная инструкция инженера по проектно сметной работе в строительстве
  • Allerset таблетки турция инструкция по применению на русском