Методическая разработка по использованию Модифицированной психодиагностической методики Белопольской Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний)
Изучение мыслительной деятельности составляет одну из важнейших сторон психодиагностического исследования, дает важную информацию об особенностях и уровне развития интеллектуальных способностей того или иного человека. Среди множества психологических методов исследования мышления особое место принадлежит методике «Исключение предметов», которую иногда в профессиональном обиходе называют также «Четвертый лишний».
Суть данной методики проста. Испытуемому предъявляют одновременно изображения четырех предметов, с которыми, как предполагается, он знаком и которые может без труда опознать. Из этих четырех предметов только три могут быть подведены под одну общую для них категорию, оставшийся же четвертый — лишний, его надо исключить.
Описание методики
Цель и область применения
Методика «Исключение предметов» направлена на исследование особенностей мышления человека. Она позволяет установить уровень обобщения, доступный ребенку или взрослому, а также выявить особенности протекания у них процессов анализа, сравнения и синтеза, приводящих к формированию категории, включающей только три из четырех предъявленных предметов. Наглядная форма предъявления стимулов-предметов, а также возможность дать ответ в форме указания (словесного или двигательного) на «лишний», «неподходящий» к остальным предмет провоцирует испытуемых на использование конкретных связей-ассоциаций, тогда как правильное решение обычно требует отрыва от наглядного образа и перехода на уровень словесного, более абстрактного обозначения группы предметов. Варьирование степени сложности задач означает, что если самые легкие из них могут быть решены на уровне синкретичного, наглядно-действенного обобщения, то для решения более сложных задач нужно подняться уже на уровень житейских, обыденных понятий, а самые сложные могут потребовать обобщений на уровне научных понятий. Оценить используемый при решении задачи на исключение предмета уровень обобщения помогает не только поступающий от испытуемого вариант ответа, но и развернутое словесное объяснение этого ответа, которое обязательно запрашивается экспериментатором.
Характеристика стимульного материала
Предлагаемый набор состоит из 28 карточек-заданий. На каждой карточке изображены 4 предмета, три из которых имеют общий признак и, следовательно, могут быть обобщены, ау одного предмета, подлежащего исключению, этот признак отсутствует. Задания имеют разную степень трудности.
Все задания разбиты на 7 групп. В каждой группе — по четыре карточки задания. Задания, входящие в каждую группу, объединяет определенная качественная особенность процесса нахождения правильного решения. Сложность заданий нарастает от Группы I к Группе VI. Задания из Группы VII содержат материал, который провоцирует проявление нарушений процесса обобщения. Их рекомендуется предъявлять в тех случаях, когда нужно дополнительно проверить предположения о конкретности и инертности мышления, об искажении процесса обобщения. Внутри каждой группы задания также располагаются от простого к более сложному. Для удобства карточки задания имеют на обратной стороне обозначения номера группы (римская цифра) и номера задания внутри группы (арабская цифра). Например, IV-2 будет означать, что эта карточка-задание принадлежит четвертой группе и стоит в ней на втором месте. Конечно, ранжирование карточек-заданий по сложности основано на усредненных данных здоровых людей, и этот порядок может несколько отличаться у разных испытуемых. Дело в том, что одно и то же задание может оказаться и легким, и трудным, в зависимости от таких факторов, как знакомость стимульного материала, особенности жизненного опыта испытуемых либо патологические особенности их мыслительных процессов.
Важно подчеркнуть, что каждая из включенных в данный набор карточек-заданий имеет одно правильное решение (за исключением некоторых случаев, где имеются два правильных решения). Качество решения повышается в зависимости от того, принимается ли оно на уровне простого выбора лишнего предмета, объясняется ли данный выбор случайным набором признаков у трех объединенных предметов, их функциональными или существенными свойствами и используется ли для обозначения выбора соответствующая вербальная категория.
Ниже приведено описание всех 28 заданий
Группа I. «Простые обобщения»
I-1 — три цветка и кошка
I -2 — три дерева и цветок
I -3 — три игрушки и яблоко
I -4 — три ребенка и кукла
Группа II. «Стандартные обобщения»
II-1 — посуда и стол
II-2 — фрукты и сыр
II-3 — животные и птица
II-4 — транспорт и лошадь
Группа III. «Дифференцированные обобщения»
III-1 — одежда зимняя и купальник
III-2 — одежда верхняя и майка
III-3 — предметы мебели, на которых можно спать, и стол
III-4 — женская обувь и мужской ботинок
Группа IV. «Обобщения более сложные по существу и по названию»
IV-1 — кондитерские изделия и яблоко
IV-2 — молочные продукты и хлеб
IV-3 — напитки и мороженое
IV-4 — струнные музыкальные инструменты и звонок-колокольчик
Группа V. «Обобщения, требующие развернутого объяснения» V-1 — принадлежности для шитья и очки
V-2 — вещи, внутрь которых можно что-то положить, и зонт
V-3 — предметы, имеющие отношение к электричеству, и пила
V-4 — принадлежности для младенца и молоток
Группа VI. «Задачи, имеющие два решения»
VI-1 — курица, утка, цыпленок и яйцо (первое решение — домашние птицы и яйцо, второе решение — лишняя утка, так как из яйца вылупляется цыпленок и превращается в курицу
VI-2 — корабль, самолет, вертолет, ракета (первое решение — транспорт и лишняя ракета, второе решение — корабль плывет, а остальное летает)
VI-3 — лезвие бритвы, нож, ножницы, молоток (первое решение — все режущее и молоток, второе решение — инструменты для работы и лезвие)
VI-4 — лыжи, коньки, самокат, санки (первое решение — все, на чем катаются зимой, и самокат, второе решение -— все, на чем катаются стоя, и санки)
Группа VII. «Задачи с провокацией»
VII-1 — желтые лимон, груша и перец и синий виноград (фрукты и перец, провокация по цвету)
VII-2 — висящие на ветках один персик, одна груша, одна шишка и две сливы (фрукты и шишка, провокация по количеству)
VII-3 — арбуз, чашка, нож и тарелка (посуда и арбуз, провокация ситуативного решения)
VII-4 — конечности: лапа животного, лапа птицы, нога человека и ухо (конечности и ухо, провоцирует страхи, препятствующие обобщению частей тела человека и животного)
Возрастные особенности процесса обобщения
Дети с хорошим интеллектом способны выполнить задания на исключение лишнего предмета из Группы I уже в 3 года. Они правильно выделяют лишнюю картинку и дают обобщающее слово, иногда произнося его искаженно, неточно, заменяя на глагол, но по сути решение является правильным. Однако дети могут очень стесняться и тормозиться в новой для себя обстановке или с незнакомым взрослым, поэтому если ребенок данного возраста не выполняет задание, никаких выводов о состоянии его интеллекта делать нельзя.
Дети 4 лет с нормальным уровнем психического и речевого развития способны справиться с заданиями из Групп I и II. Они могут плохо владеть речевыми обобщениями: мебель, транспорт и др., но не ошибаются в выделении лишней картинки на наглядном уровне. Дети могут дать речевое объяснение своего решения. Отдельные дети данного возраста могут выполнять и более сложные задания по выделению лишнего предмета, что говорит о высоком уровне развития их мышления и речи.
Дети 5 лет с нормальным уровнем психического и речевого развития способны справляться с заданиями из Групп I, II и III. Они могут выполнить и некоторые задания и из Групп IV и V. Трудности в основном возникают с формулировкой объяснения решения, а не с самим выделением лишнего предмета.
Темп психического развития нормальных детей варьирует, поэтому способности детей к обобщению могут различаться. Индивидуальные особенности, условия воспитания также оказывают влияние на качество ответов ребенка.
Более точно диагностировать интеллект ребенка с помощью методики «Исключение предметов» можно с 6 лет. Именно в этом возрасте у них начинает формироваться способность к обобщению на уровне понятий. Как было сказано выше, методика может применяться в работе со всеми прочими возрастами детей и взрослых.
Дети 6 лет с нормальным развитием сильно различаются между собой по выполнению заданий на обобщение. В большинстве случаев они справляются с заданиями из Групп I-IV. Их могут затруднять сложные речевые формулировки, объяснение некоторых решений, однако сам процесс выделения лишнего предмета у них уже сформирован, и если дети допускают ситуативное решение, то с помощью наводящих вопросов их легко поправить.
Важно подчеркнуть, что все дети данного возраста с нормальным интеллектом быстро обучаются определению лишнего предмета, не испытывая больших затруднений в пределах указанных групп заданий.
Дети 7-8 лет с нормальным развитием могут справляться с заданиями всех групп сложности. Здесь также можно наблюдать затруднение в речевых обобщениях, в объяснениях решений. Отдельные варианты заданий могут выполняться детьми с ошибками, но общая тенденция категориального мышления уже выражена отчетливо. Трудности могут вызывать только варианты заданий с двумя решениями.
Дети 9-10 лет и старше с нормальным развитием должны справляться со всеми видами заданий. Затруднения, которые у них могут возникать, связаны с недостаточным словарным запасом и неумением четко формулировать в речи, тем более в одной фразе, смысл решения.
Диагностические особенности выделения «лишнего предмета» детьми с различными отклонениями и психическими заболеваниями
Как было сказано выше, результаты выполнения задания на выделение лишнего предмета дают важный диагностический материал, свидетельствующий об определенных качественных особенностях мышления, свойственных детям с разным уровнем интеллектуального развития, а также при наличии психических заболеваний.
Дети с олигофренией в степени имбецильности часто не понимают инструкции к заданию. Если ребенка с имбецильностью 9-10 лет и удается научить выделению простейших вариантов из Группы I, то спустя короткое время оказывается, что он ничего не помнит. У таких детей никогда не встречается переноса способа выполнения задания на аналогичное.
Дети с олигофренией в степени дебильности обнаруживают такие характерные для своего состояния особенности мышления, как конкретность и инертность. Так, дети 6-7 лет без специального обучения строят обобщения по конкретным признакам: цвет, форма, размер. Они могут выделить лишний предмет, исходя из наличия у него какой-то конкретной детали (наличие капюшона у куртки — вместо «одежда и белье», «собака лает» — вместо «животные и птица».) Часто обобщения строятся по ситуации: «Чашка и чайник стоят на столе, будут пить чай, а кастрюля не подходит, из нее чай не пьют».
Инертность мышления может проявляться в том, что, поняв какой-то один принцип обобщения, ребенок может применять его и в работе с другими картинками, плохо переключаясь с одного задания на другое.
Затруднения у таких детей вызывают речевые обобщения. Даже если в словаре ребенка есть какие-то обобщающие понятия, он не пользуется ими адекватно. Нахождение общих качеств часто подменяется описанием отдельных характеристик нарисованных предметов или их различий. Нередки случаи, когда дети дают нелепые объяснения, пытаются угадать правильный ответ или отказываются отвечать.
Дети с задержкой психического развития 6-7 лет могут выполнять стандартные обобщения, но плохо знают обобщающие слова (транспорт, мебель) и испытывают затруднения в заданиях, в которых требуется дать развернутое обобщение в речи («вещи, в которые можно что-то положить»). Дети, получавшие специальную психолого-педагогическую помощь, обнаруживают намного лучшие результаты по сравнению с теми детьми, которые ее не имели. В диагностическом отношении необходимо учитывать, стал ли категориальный метод построения обобщений естественным способом мышления ребенка или научение осталось на уровне запоминания. Этот момент является диагностически значимым для различения задержки психического развития и умственной отсталости. Дети с олигофренией в степени дебильности в основном не усваивают «категориальный» способ обобщений, а запоминают готовые решения. Без тренировки, спустя какое-то время они вновь обнаруживают конкретные способы построения обобщений.
Дети со снижением слуха и недоразвитием речи могут оказаться несостоятельными при предъявлении речевой инструкции, но они могут правильно выполнить задание после показа на одном-двух примерах. Дети с сохранным интеллектом понимают цель задания. Обычно эти дети следят за реакцией взрослого, контролируя тем самым правильность своих решений.
Дети с наличием деменции различного происхождения обнаруживают прежде всего неравномерность производимых обобщений. Наряду с категориальными обобщениями, они дают обобщения по сильным признакам или ситуации, «забывают» обобщающие слова и т.д. Качественные характеристики их мышления зависят и от основного заболевания, вызвавшего дементное состояние.
Слабовидящие дети с сохранным интеллектом не испытывают никаких специфических затруднений при выполнении заданий, если достаточно хорошо рассмотрели картинки и поняли, что на них изображено.
Дети и подростки с заболеванием шизофренией (от 6 лет) обнаруживают искаженное обобщение, то есть обобщение по несущественным, латентным, необычным признакам. Если при этом присутствуют и конкретные обобщения, то можно говорить о разноплановости и возможном дементном состоянии.
Дети с заболеванием эпилепсией от 6 лет обнаруживают выраженную инертность психических процессов, которая выражается в застревании на деталях при разглядывании картинок, медленном усвоении инструкции, малом объеме выполненных заданий. Качество произведенных обобщений зависит от уровня их интеллектуального развития.
Соотнесение результатов выполнения методики «Исключение предметов» с результатами выполнения других методик
Материал, полученный при выполнении испытуемыми заданий по методике «Исключение предметов», дает чрезвычайно важную информацию для диагностики интеллектуального развития ребенка Полученные результаты сопоставляются с результатами выполнения других психологических методик. Наиболее близкой по направленности является методика «Классификация предметов» (Рубинштейн, 1970), где также исследуется уровень обобщений. Поскольку эта методика достаточно трудоемка, требует много времени для выполнения, а также хорошей работоспособности испытуемых, ее редко предлагают детям.
Для оценки уровня интеллектуального развития применения одной методики «Исключение предметов» или одной классификации — недостаточно. Представления об уровне обобщений обязательно должны быть дополнены результатами выполнения методик на выделение существенных признаков, на понимание смысла картинок и рассказов, ориентировку в окружающем и др. Только на основании анализа всех этих результатов могут делаться выводы о снижении интеллекта у ребенка или наличии патологии мышления.
Заключение
Применение психологической методики «Исключение предметов» дает важный диагностический материал об особенностях мышления детей Несмотря на то, что количественной оценки выполнения отдельных заданий и всего комплекса заданий в целом мы не предлагаем, качественный анализ процесса построения обобщений дает большой объем важной информации.
У методики много достоинств: простота инструкции, игровой характер, широкий спектр применения. Предлагаемый вариант методики позволяет более подробно и структурированно исследовать особенности мышления детей и взрослых.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец бланка регистрации ответов
Дата обследования _________ ФИО испытуемого ___________________________________ Месяц и год рождения ___________________________________________________________
Дополнительная информация ____________________________________________________
№ карточки |
Ответ испытуемого |
Словесное объяснение ответа |
Примечания |
||
Лишний предмет |
Правильно (+) Неправильно (-) |
Есть (+) Нет (-) |
Обобщающее слово |
||
I-1 |
|||||
I-2 |
|||||
I-3 |
|||||
I-4 |
|||||
II-1 |
|||||
II-2 |
|||||
II-3 |
|||||
II-4 |
|||||
III-1 |
|||||
Ш-2 |
|||||
Ш-3 |
|||||
Ш-4 |
|||||
IV-1 |
|||||
IV-2 |
|||||
IV-3 |
|||||
IV-4 |
|||||
V-1 |
|||||
V-2 |
|||||
V-3 |
|||||
V-4 |
|||||
VI-1 |
|||||
VI-2 |
|||||
VI-3 |
|||||
VI-4 |
|||||
VII-1 |
|||||
VII-2 |
|||||
VII-3 |
|||||
VII-4 |
Стимульный материал предлагается в виде презентации к данной статье
Методика «Четвертый лишний» используется для определения особенностей мышления ребенка, помогает установить уровень развития логики, умение анализировать и обобщать, классифицировать предметы по общим признакам.
Доподлинно неизвестно, кто стоял у истоков диагностики и выступил автором данной методики. Однако простота и оригинальность методики была оценена многими детскими психологами и дефектологами, такими как Ю.Ф. Поляков, М.П. Кононова, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн. Особый вклад был внесен Наталией Львовной Белопольской. Именно она в своих работах смогла максимально адаптировать рассматриваемую методику для анализа образно-логического мышления для детей.
Психологическая методика «Четвертый лишний» используется в работе с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста, т.е. можно использовать для детей, начиная с 4-4,5-летнего возраста и до 7-8-ми лет.
Данные, полученные при исследовании по рассматриваемой методике, также позволяют судить об уровне обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне.
Суть методики сводится к следующему: тестируемому предлагаются карточки с изображениями четырёх предметов, три из которых объединены общей категорией, а четвёртая картинка не подходит к рассматриваемой группе; задача испытуемого – исключить лишнее и обосновать свой выбор. Существует также вербальный вариант тестирования. В этом случае наглядных изображений нет, ребёнку предлагаются только названия предметов, среди которых нужно выявить неподходящее к общему понятию.
Цель исследования: заключается в исследовании особенностей процессов анализа, сравнения и синтеза. При проведении такого тестирования можно обнаружить у детей снижение и искажение уровня обобщения, что характеризует различные психологические патологии.
Материал и оборудование.Варианты проведения методики различны. Но всегда использование методики начинают с инструктажа, объясняя, в чем заключается задача испытуемого.
Для исследования достаточно отобрать около 10 карточек. Испытуемого предупреждают, что первые задания будут легкими. Внимательно рассмотрев группу из четырех картинок, нужно выбрать одну, которая не подходит этой группе. Это может быть картиночный (наглядный) тест, когда предлагается посмотреть на картинки и исключить одну лишнюю.
Помимо карточного способа выделяют ещё две разновидности: Словесный вариант – испытуемый на слух выбирает лишнее. Это может быть письменный вариант – те, кто уже овладели грамотой, могут прочитать задание и выбрать исключительный вариант ответа.
Процедура проведения:
Ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним». «Посмотри, здесь нарисованы 4 картинки. Одна из них «лишняя», не подходит к трем другим. Какая картинка «лишняя» и почему?»
Данную процедуру необходимо повторять до того момента, когда не закончатся карточки, подготовленные для эксперимента.
Анализируемые показатели:
— характер деятельности (целенаправленность, хаотичность и т. п.);
— доступность выполнения задания;
— характер ошибок при выделении признаков;
— характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций;
— объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.
Выделяют три уровня сложности заданий в этой методике:
- Легкие задания, где есть очевидный один ответ. Например, кошка лишняя, остальное цветы.
- Сложные задания, где есть несколько подходящих вариантов, можно объединить предметы на разных основаниях. Например: карточка оса, вентилятор, самолет, гвоздь – лишняя оса, остальное неживые предметы; лишний гвоздь – остальные предметы связаны с аэродинамикой.
- Несравнимые предметы на карточке, их невозможно объединить по значимым основаниям. Например, всем известная карточка с шубой и розой.
Обработка результатов
В норме взрослые и подростки выполняют задания легкие и сложные, несравнимые карточки вызывают затруднения и отказ. Иногда замечают неоднозначность выделения одного признака в сложных карточках.
При снижении уровня обобщения:
— с легкой степенью выраженности снижения испытуемый правильно исключает предмет в легких заданиях, но неверно формулирует группу для трех оставшихся. Например: «Лишняя курительная трубка, остальное используют, когда шьют», правильная формулировка трех оставшихся предметов – швейные принадлежности. В сложных заданиях допускаются ошибки или они недоступны. Отказ от несравнимых карточек.
— с умеренной выраженностью снижения уровня обобщения испытуемые допускают ошибки в сложных заданиях, или исключают предмет правильно, но не верно формулируют, например: «Курительная трубка лишняя, потому что курить вредно».
— при грубом снижении уровня обобщения испытуемые делают исключения на основании ситуативных (конкретных) признаков. Например: «Весы лишние, а очки нужны, чтобы посмотреть показания секундомера и градусника» или «Тут ничего нет лишнего, все можно надеть и использовать». Легкие задания (первые 4-5 карточек), как правило, доступны даже при умеренной умственной отсталости. Сложные задания недоступны.
При искажении уровня обобщения допускаются следующие ошибки:
— Опора на латентный признак при исключении. Например: «Фуражка лишняя, остальное может издавать звук»; «Горелка лишняя, в ней одной огонек не горит». Находятся основания дли исключения предметов в несравнимых карточках. Например: «Тут можно объединить книгу и шубу – они сделаны из мертвых живых существ»; «Шуба лишняя, в остальном есть листочки, книга тоже из листов же состоит»; «Книга лишняя, у остальных предметов есть иголочки или шипы».
— Разноплановость – исключение сразу по нескольким основаниям. Например: «Тут лишние очки, остальные предметы с круглыми элементами, измерительные приборы. Или лишние весы, а в остальном есть стекло».
Общая схема интерпретации результатов методики
Высокий уровень – ребенок правильно выполнил всё задание: указал «лишнюю» картинку и правильно подобрал обобщающее слово;
Средний уровень – ребенок правильно справляется с 4-мя заданиями: указывает «лишнюю» картинку и правильно подбирает или обобщающее слово;
Низкий уровень – ребенок указывает «лишнюю» картинку, но затрудняется подобрать обобщающее слово;
Диагностики готовности ребенка к школе
-
Тест «Четвертый лишний» (по методике «Что здесь лишнее?» Р.С. Немова)
Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний.
Процедура проведения методики: ребенку предлагаются картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Картинки можно предъявлять по одной.
Анализ результатов 10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;
4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;
2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—3 мин;
0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития: — очень высокий — 10 баллов; — высокий — 8—9 баллов; — средний — 4—7 баллов; — низкий — 2—3 балла; — очень низкий — 0—1 балл.
-
Тест «Графический диктант» (по методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина)
Цель: предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью выявляется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Материал: Тетрадный лист в крупную клетку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками, Простой карандаш
Инструкция: Сейчас мы с тобой (с вами) будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. (Вместе с детьми выяснить, где правая и где левая сторона, показать на образце как проводить линии вправо и влево.)
Для усиления мотивации к качественной деятельности возможен игровой вариант: «Мы с вами машинисты и поведем свои паровозы по маршруту. Рельсы по маршруту проложены замысловатым узором. Важно провести паровозы строго по рельсам, чтобы не совершить аварию. Будьте внимательны к командам диспетчера».
Тренировочный узор №1
«Поставь(те) карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай(те) сам(и)».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.
Узор №2
«Поставьте карандаш на следующую точку. Приготовьтесь! Внимание! Одна клетка вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна клетка вниз, одна направо. Одна вниз, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна клетка вниз, одна направо. Одна вниз, одна направо. Одна вверх, одна направо. Одна вверх, одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
Оценка результатов: Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора.
Оценка производится по следующей шкале:
4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.
2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками.
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.
0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.
-
Тест «Звуковые прятки»
Цель: исследование фонематического слуха.
Процедура проведения методики: Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. На каждый звук дается по три слова, которые содержат искомый звук. Слова должны быть знакомыми ребенку и недлинными. Желательно, чтобы звуки повторялись в слове только один раз.
Предлагается поочередно искать звуки: «о», «а», «ш», «с».
Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам произнес вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.
На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые подряд на все слова отвечают, что искомый звук в них есть. В этом случае правильные ответы надо рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука.
Анализ результатов:
Высокий уровень — если испытуемый не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень — если допущена одна ошибка.
Низкий уровень — если допущено более одной ошибки.
-
Стандартная беседа
Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Варианты ответов и их оценка:
А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла.
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл.
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.
Интерпретация результатов:
— результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
— 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
— 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).
-
Тест «Корректурная проба»
Цель: изучение концентрации и устойчивости внимания.
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Бланк к тесту:
Анализ и оценка результатов:
Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Высокий уровень устойчивости внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания — 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
В данном документе представлена обширная методика исследования логического и вербального мышления детей. Основная цель методик заключается в выявлении уровня развития умственных операций у детей, что особенно актуально для подготовки к школе. Исследование логического мышления проходит через ввод в методику «Четвертый лишний», которая предоставляет возможность определить уровень классификаций объектов на невербальном уровне.
Методика включает разнообразный картинный материал, представленный различными темами: овощами, фруктами, игрушками и многим другим. Педагог заранее ознакомляет детей с картинками и начинает процесс исследования, задавая уточняющие вопросы. Оценка результатов проводится по четким критериям, что позволяет детально разобраться в динамике развития логического мышления каждого ребенка.
Также рассматривается методика исследования вербального мышления. Она направлена на определение готовности ребенка к школе и включает в себя различные вопросы, на которые дети должны дать развернутые ответы. Каждый правильный ответ оценивается в баллах, что позволяет педагогам получить полное представление о вербальном развитии их учеников.
В документе подробно освещаются методики исследования вербальной памяти, где дети запоминают слова и потом повторяют их. Это позволяет выявить объем запоминания вербального материала и стать важным инструментом для предварительной подготовки в образовательном процессе.
Данные методики не только помогут педагогам в их работе, но и способствуют дальнейшему развитию интеллектуальных способностей детей, что является важным шагом на пути к их успешной учебе.
В копилку коллегам:
Методика исследования логического мышления.
Методика «Четвертый лишний».
Цель: определить уровень развития операций классификации на невербальном уровне.
Оборудование: картинный материал (предметные картинки: овощи, фрукты, игрушки, учебные вещи, одежда, дикие и домашние животные, транспорт).
Процедура исследования:
Педагог уточняет с ребенком название каждой картинки. Ребенку предлагается рассмотреть картинку и задаются уточняющие вопросы..
Испытуемому поочередно предлагается 5 картинок различной тематики:
Первая карта выполняется совместно с педагогом для того, чтобы оценить адекватность понимания инструкции.
Инструкция:
«Посмотри, какой предмет здесь лишний»:
1карта «Овощи – фрукты»: яблоко, груша, морковь, слива.
2 карта «Игрушки –учебные вещи»машина, пирамида, кукла,
3 карта «Одежда — обувь»: пальто, сандалии, трусы, майка.
4 карта «Домашние — дикие животные»; курица, свинья, корова, лисица.
5 карта «Живые и технические средства передвижения»: автобус, лошадь, мотоцикл, легковой автомобиль.
Критерии оценок:
Оценка результатов:
I уровень – справился без ошибок, 5 баллов,
II уровень – справился, но сделал 1-2 ошибки,4-5 баллов,
III уровень–справился с помощью педагога, сделал 3-4 ошибки,3 балла.
VI уровень – не справился с заданием, 2 балла.
Методика исследования вербального мышления . Цель: определить уровень готовности ребенка к школе.
Процедура исследования:
Детям предлагается ответить на вопросы. Ответы детей фиксируются в предварительно занесенном протоколе.
Инструкция:
«Послушай и ответь на вопрос »
-
Какое животное больше: лошадь или собака?
-
Утром мы завтракаем, а днем?
-
Днем светло, а ночью?
-
Небо голубое, а трава?
-
Яблоки, груши, персики – это что?
-
Что это такое? Москва, Калуга, Брянск, Тула..
-
Футбол, хоккей, плавание, волейбол — это спорт?
-
Маленькая корова – это теленок, Маленькая собака Маленькая лошадь –
-
Почему у автомобиля тормоза?
-
Чем похожи друг на друга молоток и топор?
-
Чем отличаются гвоздь и винт?
-
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем?
Что у них одинаково?
13. Чем похожа друг на друга кошка и белка?
-
Какие ты знаешь транспортные средства?
-
Чем отличается старый человек от молодого?
Критерии оценок результатов:
1.За правильный ответ на все вопросы одного пункта один балл.
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы.
Оценка результатов:
I уровень — правильными и достаточно полные.
II уровень — ответы правильные, но недостаточно полные.
III уровень — отвечает на вопросы неполные и с помощью эксперим.
IV уровень — ответы на вопросы неверные.
Методика исследования вербальной памяти.
Цель: определить объем запоминания вербального материала.
Инструкция:
Педагог читает несколько слов, а ребенку предлагается запомнить и потом сразу повторить.
Дом, солнце, ворона, часы, карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка.
Слова предъявляются в медленном темпе.
Процедура и инструкция исследования:
Слова предъявляется однократно, отчетливо.
Критерии оценок:
I уровень — воспроизводит 7-6 слов;
II уровень — воспроизводит 5 слов;
III уровень — воспроизводит 4 слова;
IV уровень – воспроизводит 3 слова
V уровень – воспроизводит 2 или менее слов.
Составитель: Содномова Д.Х. ( В помощь коллегам)
Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию
Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию
Аннотация:
Руководство содержит всю информацию, необходимую пользователю психодиагностической методики «Исключение предметов». Описаны: история создания и теоретическое обоснование методики, ее конструкция и стимульный материал, процедура применения и интерпретация результатов.
Для практических психологов и психопатологов.
Загружено: 12.08.2020
Доступно бесплатно
Зарегистрируйтесь до 31 мая и получите бесплатный доступ навсегда
Бесплатный доступ к библиотеке
Более 13 000 пособий
Бесплатные занятия с репетитором
Проект Дефектология Проф
Пример содержимого:
Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь
Вся информация взята из открытых источников.
Посмотреть источник: https://vk.com/docs-135142459
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.