Этим обзором мы начнем знакомиться с классом советских полуформатных фотоаппаратов. Ранее таких мы не рассматривали.
Полуформатным называется фотоаппарат, рассчитанный на стандартную 35 мм пленку, но отображающий на ней кадры вдвое меньшего размера. Не 24х36 мм, а 24х18.
Достаточно необычно, хотя и вполне очевидно, что горизонтальное расположение кадра у полуформатного аппарата достигается при вертикальном положении самой камеры.
Преимуществом такой концепции является тот факт, что на стандартную пленку можно уместить не 36, а 72 кадра.
В СССР c 60-х по конец 80-х выпускалось, в общем-то, немало моделей полуформатных аппаратов.
Свои модели были у всех фото-предприятий. Арсенал, разве что, имея миниатюрный Киев-30 и ему подобные, не выпускал полуформатников.
Думаю, не ошибусь также, если скажу,что наибольшим разнообразием камер этого класса отличилось белорусское производственное объединение БелОМО.
Один из аппаратов БелОМО мы сегодня и рассмотрим. Это будет Агат-18.
Вероятно, Агат-18 — это полуформатный аппарат, выпускавшийся позже всех прочих, аж до 1989 года. Почему я начал с конца истории? Да просто так получилось…
До Агата на БелОМО продолжительное время выпускалась линейка полуформатных аппаратов Чайка. Их мы рассмотрим попозже. В линейке было несколько моделей. Линейка существовала около 10 лет, камера Чайка разных модификаций пользовались популярностью и ее выпуск измеряется миллионами штук.
Финальная модель имела даже встроенный экспонометр.
Но примерно в середине 70-х линейку Чаек свернули и после солидного перерыва, в 80-х уже, концепция полуформатных аппаратов вылилась на БелОМО в Агат-18.
Агат-18 — аппарат своеобразный. Он максимально прост в конструкции и обращении с ним. При этом камера получилась легкой, компактной, недорогой. Эдакая советская мыльница.
Рискну предположить, что к началу 80-х логика экономии на фотопленке (72 кадра против 36) — полностью себя изжила. Поэтому смысл в создании сложных и технологичных полуформатных камер, типа Нарцисса (который мало того, что был зеркальным аппаратом, так еще и обладал парком сменной оптики), — исчез.
Новая логика заключалась в том, что полукадровый аппарат это инструмент или новичка (даже не новичка, а человека, который вообще желает минимально заморачиваться на всю фото-кухню, ему просто нужны снимки), или туриста, которому важен каждый грамм экономии веса и которому вообще не улыбается в самый неподходящий момент запасную катушку пленки в рюкзаке искать.
Та же Чайка, например, размерами лишь немного уступала Смене-8М.
Под эту логику аппарат и заточили. Конструкцию упростили настолько, что камера даже не открывается, а просто разваливается на 2 половинки. Затвор совместили с диафрагмой. Установку экспозиции свели к погодным символам.
Дешево и сердито. Зато, зарядил один раз плёнку и снимай потом не отвлекаясь. Фотографии в те времена не на HDD хранили, а в альбомах. Для этого способа 72 кадра это реально много.
И нести аппарат не тяжело и в кармане он умещается. Даже крышка объектива сделана обтекаемой, чтобы ни за что не цепляться. И потеряется – не особо жалко саму камеру — только снимки. Цена Агата была не очень большой.
Давайте уже рассмотрим сам аппарат.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Агат-18
Агат-18 выпускался на нескольких предприятиях БелОМО с 1984 по 1989 годы. Линейка Агат состояла всего из двух аппаратов, второй был Агат-18К.
Почему аппарат сходу получил индекс 18? Рискну предположить, что это от размера короткой стороны кадра 18 мм, т.е. индекс завуалированно указывает на то, что аппарат полукадровый.
Объектив несъемный Индустар-104 2,8/28. Хочется порадоваться широкоугольному объективу, но, увы, не выйдет. Агат-18, это ведь на современный манер — кроп.
Для кадра 24х18 ФР 28 мм — это нормальный объектив.
Затвор — центральный двулепестковый. При необходимости затвор раскрывается не полностью, выполняя тем самым функцию диафрагмы.
Выдержку аппарат меняет плавно от 1/60 до 1/250, включая промежуточные значения Выдержка В отсутствует.
Набор доступных диафрагм— от f2,8 до f16.
Управление экспозицией Агата-18 сводится к движению вдоль единой программы, при котором выдержки и диафрагмы переключаются синхронно парами плавно в строгой очередности и поменять этот порядок нельзя.
Аппарат оборудован скобой для вспышек с центральным контактом и штативным гнездом, но лишен автоспуска.
Вес моего экземпляра — 120 грамм.
Элементы управления
Агат-18 — аппарат действительно компактный. Он заметно меньше, например, Смены-8М. Да и против Киев-30 Агат не смотрится намного крупнее.
Корпус аппарата выполнен из пластика, напоминающего бекалит. Пластик хотя и немного текстурирован, но на ощупь заметно скользкий.
Агат-18 рассчитан, в основном, на съемку с вертикальным положением корпуса. Описывая панели (верхняя, нижняя, правая, левая) я буду ориентироваться на то, в какой ориентации расположена надпись с названием.
Спереди вокруг объектива расположены 2 кольца, управляющие экспозицией. Кольца окрашены в оранжевый цвет.
Ниже и правее — небольшая кнопка спуска затвора. Она тоже оранжевая.
Сверху слева — прямоугольный глазок видоискателя. Одно из внутренних стекол видоискателя неожиданно имеет оранжевое покрытие (просветление?), из-за чего видоискатель довольно ярко отливает оранжевым. Выглядит это очень современно.
Все эти яркие вкрапления на угольно-черном корпусе делают Агат-18 не лишенным стиля и визуальной привлекательности.
Кнопкой спуска, на мой вкус, удобно пользоваться только если держать аппарат двумя руками, что не всегда оправдано. Традиционное ее расположение — на торцевой панели, примерно на уровне объектива — позволило бы нажимать на кнопку большим пальцем правой руки. Так хват был бы значительно надежнее и удобнее.
Управление экспозицией:
Внутреннее кольцо позволяет выставить чувствительность пленки напротив белой черты в нижней части объектива. Кольцо утоплено и вращать его нужно за 2 небольших поводка. Поводки совсем не выступают над плоскостью внешнего кольца и зацепить их реально сложно. Благо, проделывать эту операцию нужно очень редко.
Да и случайно сбить настройку — не получится.
Внешнее кольцо вращается за два ребристых участка на передней плоскости. Этим кольцом нужно выставить символ погоды напротив черной черты на внутреннем кольце в верхней его части.
В наличии следующие символы погоды:
— Снег / в горах / у моря
— Яркое солнце
— Солнце в дымке
— Солнце за облаками
— Пасмурно
— Грозовые тучи
Собственно и все, экспозиция установлена. Затвор готов отработать соответствующую погоде и чувствительности комбинацию выдержки и диафрагмы.
На фото погода указана как средняя между «ясно» и «солнце в дымке»
Аппарат дает еще возможность внести экспокоррекцию. Для этого нужно выставить символ погоды напротив не самой черты, а одного из дополнительных индексов слева и справа от нее (пустой и заштрихованный кружки). Коррекция в сторону светлого символа уменьшит экспозицию в 2 раза и наоборот.
Снизу внешнего кольца нанесены значения диафрагм. По ним можно составить представление о том, какую конкретно экспопару будет отрабатывать затвор. Диафрагменное число считывается с кольца, а табличка соответствия выдержек приведена в инструкции.
Агат-18 — аппарат шкальный. Резкость наводится по шкале расстояний на объективе. МДФ составляет 0,9 метра.
Сзади — только глазок видоискателя.
Видоискатель у Агата средний по качеству. Он не очень крупный, дает не яркую тонированную картинку с заметной дисторсией. Видоискатель имеет запас по полю зрения, что удобно. В наличии кадрирующие рамки с поправкой на параллакс.
На правой панели сверху-вниз помещены:
— массивная головка транспортировки кадра и взвода затвора с поворотной кнопкой обратной перемотки;
— окошко счетчика кадров;
— головка обратной перемотки с откидной рулеткой.
Головка транспортировки кадра хотя и расположена на торцевой панели, но утоплена и не выступает за поверхность панели. Вращать головку нужно охватывая ее двумя пальцами со стороны передней и задней панелей. Вполне рациональное решение.
Если вы хотите проверить работоспособность затвора Агата-18, то имейте в виду следующее: Затвор взводится не самой головкой, а перфорацией протягиваемой пленки, которая вращает зубчатое колесо внутри аппарата.
Если аппарат без пленки, то взвести затвор и вхолостую щелкнуть затвором, просто крутя голову — не получится.
Нужно открыть аппарат и пальцем соответствующее зубчатое колесико провернуть в сторону хода пленки.
Слева у аппарата находится отпирающий его замок и штативное гнездо.
Наличие штативного гнезда у такого крошечного аппарата — удивило и порадовало. Гнездо не по оси объектива, но зато на той же стороне, что и спусковая кнопка. Так надежнее.
Но это еще не все! На верхней панели под неприметной крышкой прячется совсем уж шикарная для миниатюрной камеры штука — скоба для вспышки с центральным контактом. Как всегда для центральных затворов — синхронизируются все выдержки.
Чтобы открыть Агат-18, нужно сдвинуть пружинную защелку замка и потянуть половинки корпуса аппарата в разные стороны. Половинки разъединятся.
На той половинке, на которой останется затвор — нужно откинуть прижимной столик.
Отношение к камере
В юности я с Агатом не сталкивался. Уже сейчас, впервые взяв камеру в руки, чего скрывать, испытывал к ней некоторое пренебрежение. Мыльница и мыльница.
Однако поразбиравшись немного пришел к выводу, что Агат-18, хотя и не относится, конечно, к продвинутым аппаратам, но создан под конкретную идею и отрабатывает эту идею на 100%.
В моем видении, Агат-18, это аппарат для похода. Он легкий и компактный. Его неудобно открывать, но это и не нужно делать, равно как и таскать с собой запасную пленку. 72 кадра вполне достаточно.
Выдержкой и диафрагмой нельзя управлять отдельно, но в походе, как правило, нужны одновременно и выдержка покороче и глубина резкости побольше, на сколько условия позволяют. Разного рода перекосы в экспозиции просто не нужны.
Кроме всего прочего Агат-18 имеет такие плюшки как штативное гнездо и «горячая» скоба для вспышек.
Традиционная моя претензия — это не широкоугольный объектив и отсутствие какой-либо попытки помочь владельцу аппарата использовать фокусировку на гиперфокальное расстояние.
Я понимаю, нельзя зафиксировать одну только конкретную диафрагму, но могли б табличку на корпусе нарисовать.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
35
Агат – настоящая камера шпиона, он настолько маленький, что способен поместиться абсолютно в любой карман. Звук спускаемого затвора почти невозможно отличить от хруста в колене или в спине – это позволит вам не пугая фотографировать прохожих или котов.
Осенью, теперь уже далекого, 2010 года передо мной встал вопрос – что же подарить на день рождения, теперь уже бывшей, девушке. Она увлекалась цифровой фотографией и, немного поразмыслив, я решил, что неплохо бы было вывести ее увлечение за рамки цифры.
Видимо я всегда был тайным поклонником аналоговой фотографии, поэтому идея покупки пленочной камеры полностью захватила меня! Выбор, в конце концов, пал на Fisheye Compact – ибо беленький и красивый – если не понравился бы как камера, пригодился бы как аксессуар, но это совсем другая история.
В процессе поиска я прочитал множество статей не только о современных пленочных камерах, но и о тех, что когда-то производились в СССР и постсоветской России. Сейчас мне уже трудно передать свои эмоции, но тогда я был просто поражен богатством истории советского фотоаппаратостроения! Рассматривая старые камеры, я с каждым днем все отчетливее понимал, что хочу хотя бы одну из них. Выбор пал на Агат 18К, он заинтриговал меня своим необычным внешним видом (да и просили за него совсем не много).
В тот же вечер, я позвонил продавцу, и он предложил мне подвезти камеру туда, где мне будет удобно. Стоя на назначенном месте, я ожидал встречи с каким-нибудь древним дедушкой на «копейке» и усатым фотографом старой школы, который вдруг решил отойти от дел. В общем, воображение рисовало мне совсем не то, что мне предстояло увидеть. Передо мной остановился огромных размеров Опель и из него вышел огромных размеров мужчина, солидный, в костюме. С добродушной улыбкой он передал мне камеру и рассказал, как ему жалко было смотреть на то, как она пылится дома без дела, и что он безумно рад, что она снова будет работать. Так у меня оказался вот этот чудный аппарат.
Расскажу немного о самом Агате. Агат 18К – это полуформатный шкальник , с объективом “Индустар-104” 2,8/28. Экспозиция (сочетает выдержку с диафрагмой) устанавливается по 7 символам погоды – начиная с яркого солнца и заканчивая съемкой в помещении. Пределы фокусировки от 0,9м до бесконечности. Особенно меня порадовало, что для того чтобы зарядить камеру ее нужно «разломить» две части, при этом она выглядит так, как будто сломалась.
Впрочем, не буду подробно останавливаться на технических характеристиках, каждый, кому станет интересно, может легко прочитать их в Сети, лучше поделюсь своими впечатлениями об этой камере. Агат – настоящая камера шпиона, он настолько маленький, что способен поместиться абсолютно в любой карман. Звук спускаемого затвора почти невозможно отличить от хруста в колене или в спине – это позволит вам не пугая фотографировать прохожих или котов.
Первую пленку я, естественно, запорол – не пользуясь никакими настройками, снимал в основном в квартире, все получилось темно и мутно. Внимания на ней, на мой взгляд, достоин лишь один из нескольких кадров сделанных на улице. Вот собственно он.
Со второй пленкой поступил по-другому – вышел на улицу, на яркое весеннее солнце и начал снимать. И в этот раз все было гораздо интереснее и увереннее.
Вот несколько кадров с пленки №2.
После ее проявки я понял, что пренебрегать настройками все же не стоит – и это мой Совет №1 владельцам Агатов. Как оказалось, он способен делать неплохие снимки даже в условиях комнатного освещения с пленкой всего 200 ISO.
Совет №2 – фокус лучше всего держать на “бесконечности”. Это позволит сделать достаточно резкий кадр, если его нужно будет сделать быстро. А если позволяет время то почему бы не покрутить чудное желтое кольцо?
Совет №3 – наберитесь терпения. Закончить пленку в 72 кадра – задача не из легких. Но это имеет свои плюсы – на третьей пленке у меня оказались кадры с осени, зимы и весны! Её проявка была настоящим праздником!
Совет №4 – не бойтесь снимать вечером! Сперва я думал что вечерняя съемка не для такого малыша, но как оказалось вечерние снимки могут быть очень и даже очень!
Совет №5 – будьте готовы к неожиданностям! Неожиданность раз – иногда Агат притворяется, что на нем можно делать мультиэскопизиционные снимки, когда и почему он это делает, я понять не успел, но вот пример.
Неожиданность два в том, что иногда за сканирование его пленки могут попросить двойную сумму. Так например в моей лабе до сих пор не определились и просят иногда 60, а иногда 120 рублей.
Подводя итог, хочу сказать что Агат 18К это еще одна замечательная камера завода БЕЛОМО, которая способна дарить Вам замечательные и неожиданные снимки. Несмотря на то, что сейчас на моей полке он уже далеко не один, Агат по прежнему остается моей любимой камерой, в которой всегда есть пленка и которая всегда готова отправиться со мной. Если вам вдруг выпадет шанс стать ее обладателем – не стоит терять на раздумья даже минуты.
written by hellborsh on 2012-05-25 #gear #review #belomo #half-frame #agat #agat-18k #18 # #
35 Likes
zaytsev, hatemachine, pashbar, mcrstar, moonshell, sahar, chourique, betterthanelvis, kim1925, twenny, incaseofhate, iamiki, pawlikdoc, grad, andrew_api, plyshbel, feeeper, yanayana, bird_of_hope, amkatya, 1122, nastya_shishova, 731, 18-, usha_berg, fullofgooseberries, aton, fish300, forest_law, tetsu-kun303, gaz2112, zampolit, xeniaaa, deje & plavaliznaem.
More Interesting Articles
-
Community Gallery: Lomography’s Ode to Expired Film
written by lynnyi on 2025-05-28 #culture #peopleDiscover the unique charm of Lomography’s expired films in this Community Gallery — where time, chemistry, and creativity come together in unexpected ways.
1
-
Tree’s First Experience with the Lomo Daylight Developing Tank 35 mm: Turning the Waiting Time into Part of the Process
written by jluo on 2025-05-28 #gear #peopleIn the digital age, the ritual of film photography remains captivating. This time, we follow Tree, a film enthusiast trying the Lomo Daylight Developing Tank 35 mm for the first time, to see how her first self development goes.
-
UNDoX Crafts Surreal and Stunning Portraits with the Lomogon 2.5/32 Art Lens
written by suy0909 on 2025-05-27 #gear #peopleFilm photography duo UNDoX tested out the Lomogon 2.5/32 Art Lens and Lomography Color Negative 800 film to explore the theme “The Universe, and Me Amongst the Shining Stars”. Take a look at how they brought their surreal and spectacular vision to life.
-
Your Quick Guide to Analogue Photography
Don’t know your 35 mm from your 110? Never heard of medium format? Confused about cross-processing? This guide gives a brief overview of everything analogue and you’ll be an expert in no time! Get a head start with film photography with our downloadable 12-page PDF guide.
-
Behind the Scenes of Viktor Barougier’s Music Video With Artist Ykoner
2025-05-26
#gear #culture #people #videosEmbark on a journey of mystical and medieval influences, captured in Ykoner’s LomoApparat and Lomography B&W photographs of Viktor Barougier’s upcoming music video.
-
Minsu Kim Captures the Color of Jeju Island With the Lomomatic 110
written by suy0909 on 2025-05-25 #gear #people #placesIn this interview South Korean Photographer Minsu Kim shares some colorful moments of Jeju island captured with the Lomomatic 110 and talks to us about his photographic inspirations and creative process.
1
-
Developing Film Soup at Home: Simone Savo’s Experience with the Lomo Daylight Developing Tank
written by melissaperitore on 2025-05-24 #gear #peopleLomoAmigo Simone Savo recently tested the new Lomo Daylight Development Tank to develop a color film using the film soup technique. Check out the results!
-
Shop News
Lomomatic 110 Glass Lens Camera
The Lomomatic 110 is your compact companion for every adventure! Featuring a glass lens, automatic exposure, day and night aperture modes, controllable ISO settings and a flash, get ready to capture your memories in vibrant, super-sharp 110 frames, with a depth of field you’ve never seen on a 110 image ever before!
-
Community Gallery: Party with the LomoApparat
written by francinegaebriele on 2025-05-23 #gear #cultureAs seen from photos uploaded by our community members, our LomoApparat is the ultimate life of the party. Check out this gallery and see what makes this camera perfect for your next night out.
4
-
The Panoramic Magic of Daniel Maurer’s 3D Printed Camera
written by francinegaebriele on 2025-05-22 #culture #peopleFor film photographers there’s often a sense of sentimentality when it comes to gear. Some cameras are given to us by a special person, others are bought using hard-earned money, and sometimes, they’re built from the ground up to capture magic in just the way we envisioned.
4
-
LomoAmigo Lou’s Daylight Developing Tank Adventures
written by chloefuller on 2025-05-21 #gear #peopleLou, aka Sweet Lou Photography, reviews the Lomo Daylight Developing Tank. He recommends it for beginners and travelers, highlighting the rewarding process of self-developing film at home.
4
-
Shop News
Say goodbye to the hassle!
With the NEW Lomo Daylight Developing Tank you can develop your 35 mm film at home – no darkroom or changing bag needed!
-
37000: Guy Pinhas’ First Photobook on Shadow, Light & Memory
written by sylvann on 2025-05-20 #culture #people #placesStriking contrasts, intrigue and nostalgia merge in film photographer Guy Pinhas’ photobook, 37000, a visual diary of his trips to and from Tours, Paris. We talked with Guy about the inspirations behind the book, his creative process and more.
11
-
The Spirit of Skijoring with Mark LaRowe and the Sprocket Rocket
written by chloefuller on 2025-05-19 #gear #people #placesMontana-based photographer Mark LaRowe traded his digital gear for the analogue charm of the Sprocket Rocket camera at the Teton Valley Skijoring Competition, embracing slower, more intentional storytelling amid the chaos of high-speed equine sports.
11
-
Women on Film: The Photographic Art of Rosa Scipion on LomoChrome Films (NSFW)
written by ludovicazen on 2025-05-18 #gear #people #placesIn this interview, Rosa Scipion talks about the magic of analogue photography and her commitment to female empowerment, creative collaboration and connection with nature as part of her art.
4
-
Find Out More About
АГАТ-18К — шкальный полуформатный фотоаппарат объединения БелОМО, предназначены для начинающих фотолюбителей.
АГАТ-18К и его предшественник Агат 18 были произведены оптической организацией Белорусское оптико-механическое объединение, или сокращенно БелОМО. БелОМО на самом деле не производило сами фотоаппараты, а были больше похожи на управляющую организацию двух белорусских оптических заводов — ММЗ и Вилейского завода «Зенит». На фотоаппарате из обзора присутствует логотип завода Вилейка г. Беларусь. Фотоаппарат «АГАТ-18К» это миниатюрная камера под распространенную пленку 135 типа (36х24мм), но снимающий на ее половину. Т.е., по факту, фотоаппарат дает оригинальный кинопленочный формат кадра. Даже чуть больше. По современным меркам, формат кадра Агат-18 и АГАТ-18К это кроп формата APS-C. Цифра в названии, думаю, как раз именно это и обозначает. Агат-36, по такой логике, был бы полнокадровым фотоаппаратом.
Концепция полуформатных фотоаппаратов позволяет не только уменьшить габариты и вес съемочной техники, но и экономить место на пленке, так как для распространенных форматов 9х12 и 10х15 размера кадра 24х18мм более, чем достаточно, если объектив способен обеспечить достаточную резкость на такой небольшой площади. А штатный Индустар-104 2.8/28 на такое вполне способен. Кстати, в пересчете на 35мм этот объектив не широкоугольный, а близок к 50мм фокусного расстояния, то есть, к нормальному объективу с соответствующим углом обзора. Объектив «Индустар-104» 2,8/28, несъёмный. Наводка на резкость по шкале расстояний от 0,9 м до бесконечности. Имеется шкала глубины резкости, а разрешающая способность : 40 лин/мм в центре кадра, 22 лин/мм по краям. Маленькие выступы на пластиковом кольце над дистанцией фокусировки — метки глубины резкости для 5 различных значений диафрагмы от 2,8 до 11. В руководстве не упоминается значение f/16, поскольку, по-видимому, при таком размере диапазон камеры будет в фокусе.
АГАТ-18К это камера, которую можно носить с собой и брать в путешествия. Управление камерой максимально упрощено — наведение на резкость, а также установка диафрагмы заменены на ситуативные пиктограммы. Наведение на резкость, в принципе, может быть неточным, так как объектив отображает резким максимально возможное пространство. Фотоаппарат предполагает также использование фотопленок разнообразных наборов светочувствительности, от ISO 25 до ISO 1600. При установке светочувствительности пленки в ISO 25 фотоаппарат блокирует установку пиктограмм «Грозовые тучи» и «Съемки у окна», а при максимальной ISO1600 не будут работать режимы «ясное солнце» и «объект у моря».
В АГАТ-18К мы не управляем напрямую диафрагмой или выдержкой камеры. Вокруг объектива расположено спаренное кольцо экспозиции с диафрагмой от 2,8 до 16 с одной стороны, а затем 7 значков, начиная с изображения парусника с одной стороны и окна — с другой. Чтобы получить правильно экспонированные изображения, мы должны сначала установить чувствительность пленки, вращая внутреннее кольцо вокруг объектива и совмещая его с маленькой белой выемкой на черном кольце. На Агате-18К это кольцо показывает чувствительность пленки ISO от 25 до 1600. На Агат-18 можно выбрать ASA 16–250. На Агате 18К, который у меня был для обзора, это кольцо было очень трудно поворачивать, и требовало много усилий.
После выбора подходящей чувствительности пленки вращаем внешнее кольцо, и выравниваем одну из 7 иконок с черной линией в верхней части внутреннего кольца (это линия между темным и светлым). Каждая из 7 пиктограмм представляет различные ситуации освещения, которые камера будет использовать для выбора заранее определенной скорости затвора и диафрагмы. Затвор АГАТ-18К выполняет функцию и диафрагмы, имеет всего два лепестка. Установка диафрагмы жестко связана с выдержкой, и не предполагает корректировки. Экпокоррекцию, как таковую, можно внести путем вращения кольца со светочувствительностью пленки. Но это для опытных. Вообще, в этом фотоаппарате можно устанавливать выдержку и диафрагму используя внешний экспонометр, так как диапазон отрабатываемых выдержек достаточно широк.
Минимальная отрабатываемая выдержка АГАТ-18К — 1/130 при диафрагме 2.8, максимальная — 1/540 (f16). АГАТ-18К также имеет возможность экспокоррекции в 1 стоп (2 раза) в большую и меньшую сторону, для этого на фотоаппарате размещены пиктограммы «светлый» и «темный». Для работоспособности этого механизма предусмотрены промежуточные, не выставляемые основным кольцом параметры выдержки и диафрагмы. При использовании кольца «светлый» на f/2.8 будет отрабатываться выдержка 1/65, а при использовании «темный» — значение диафрагмы и скорости затвора поменяется на 3,4/144. Даже в таком простом шкальнике умудрились нагородить дополнительных инструментов для продвинутых пользователей. Очень примечательно.
Взвод затвора АГАТ-18К совмещен с протяжкой пленки, активируется широким диском на корпусе, и возможен только при наличии пленки. Сама пленка устанавливается под прижимной металлический столик. Не совсем очевидная загрузка пленки для тех, кто первый раз держит фотоаппарат в руках. Пленка загружается в нижний отсек со стороны затвора, натягивается через заслонку для пленки и прикрепляется к съемной приемной катушке. Когда я впервые взял эту камеру, я не знал, что приемная катушка съемная. Она немного шаталась, пока я его не повернул ее, оторвав. Оказывается, правильный способ установить приемную катушку — вращать ее по часовой стрелке, нажимая на нее до тех пор, пока она не перестанет вращаться дальше. Есть замки, которые не дают ей проворачиваться, когда она правильно установлена. Если вы обнаружите, что приемная катушка в вашем АГАТ действительно шатается, возможно, она установлена неправильно. Наконец, есть шарнирная прижимная пластина, которую необходимо откинуть в сторону, прежде чем натягивать пленку.
Закрытие АГАТ-18К требует тщательного совмещения двух половин камеры, при этом необходимо убедиться, что прижимная пластина остается закрытой, кассета с пленкой или приемная катушка не выпадают, а все, что находится между двумя половинками, идеально выровнено. Допуски на Агате довольно жесткие, а цельнопластиковый корпус не внушает доверия, когда слышишь скрипы и стоны пластика при попытке мягко, но крепко прижать две половинки друг к другу. Если это сделано правильно, камера соединится. Можно наклеить ленту на центральный шов, для дополнительной защиты от света.
Когда камера собрана, пришло время продвинуть пленку, чтобы получить первый кадр. На большинстве полукадровых камер вы обычно делаете 3-4 холостых кадра, прежде чем остановиться на первом кадре, но у АГАТ-18К заслонка для пленки находится так близко к кончику кассеты, что, вероятно, достаточно 1 холостого кадра. С роликом на 12 кадров большинство полукадровых камер дадут вам 24 снимка, но с очень коротким расстоянием, которое пленка проходит после первой загрузки, вы можете очень легко получить и 28 кадров на самом мелком рулоне. Сам механизм протяжки предусматривает возможность использования двух катушек под пленку — приемную и отдающую. Для того, чтобы не возникало необходимости сматывать пленку, а просто вынуть катушки и вставить другие.
Видоискатель по умолчанию имеет альбомную ориентацию, в отличие от большинства полукадровых камер, которые по умолчанию имеют портретную ориентацию, что приятно, потому что вы можете снимать камерой, как любой другой полнокадровой 35-мм камерой, не забывая поворачивать ее, чтобы получить «нормальные» снимки. Видоискатель на удивление большой и яркий, с подсвеченными рамками для 28-мм, и метками параллакса для близкого фокуса.
АГАТ-18К получился неплохой камерой, которая, несмотря на невысокую цену и в основном пластиковый корпус, имеет довольно много функций. Если бы только у него был разъем для вспышки. Да, у АГАТ-18К даже есть горячий башмак для вспышки, который синхронизируется на всех скоростях. На самом деле я пытался использовать горячий башмак с одной из многочисленных зеркальных вспышек, но так и не смог ее подогнать. Для того, чтобы спрятать башмак под пластиковой пластиной, нужно было утопить его в корпус камеры. Это мешает установить и Nikon, и Canon Speedlite. Так что, хотя у меня не было возможности опробовать вспышку на АГАТ-18К, предположу, как глупо камера должна выглядеть, подключенная к большой старой вспышке, такой как SB-600, например.
В целом, АГАТ-18К — довольно мощная маленькая камера со всеми функциями, которые обычно у значительно более дорогих камер. Если учесть, что эта камера продавалась по цене, которая сегодня эквивалентна примерно 70 долларам, то у нас есть камера с очень приличным стеклянным 4-элементным объективом, механической системой программируемой экспозиции, ярким и простым в использовании видоискателем, горячим башмаком для вспышки (синхронизация на всех выдержках), шкала глубины резкости, крепление для штатива и кнопку спуска затвора с резьбой под трос — все это вместе делает очень функциональной такую маленькую камеру.
Корпус камеры — пластиковый, не бакелит. Фактурирован. В этом плане камера, конечно, менее надежна, чем металлические малоформатники Вега, Киев, Чайка и т.п. Кнопка спуска затвора имеет отверстие в центре с резьбой для троса, если хочется снимать с самой длинной выдержкой. Длинные выдержки затвора обычно требуют какой-либо стабилизации, например, штативного крепления, но у «Агата», похоже, его нет. Или это не так? На самом деле, штативное гнездо является одной из тех функций, которые не совсем очевидны, потому что оно служит еще и точкой крепления шнура крышки объектива. Отвинтив маленькое кольцо где шнур крепится к камере, мы обнаружим штативное гнездо 1/8 дюйма.
- Фотоаппараты СССР
Подавляющее большинство «Агатов» было продано в Советском Союзе, но очень небольшое количество было создано на экспорт. В экспортных версиях Агата весь текст на камере написан английскими буквами. Они очень редки и вполне коллекционны.
Сегодня у «Агат 18» и «АГАТ-18К» мало поклонников среди энтузиастов. Даже в хорошем рабочем состоянии камеры, корпус скрипит, подвержен утечкам света, управление жесткое, а затвор некоторых камер сам решает, когда хочет работать. Эти характеристики наверняка отпугнут начинающих фотографов или коллекционеров, тем не менее, у камеры есть свои прелести. Фотоаппарат уникален своим амбициозным дизайном с функциями, которые не сразу бросаются в глаза, и не смотря на свой пластиковый корпус, способна делать качественные кадры.
АГАТ-18К (и, скорее всего, оригинальный Агат-18) — диковинка в истории советского фотоаппаратостроения. Большое количество советских фотоаппаратов было основано на существующих конструкциях или являлось их прямыми копиями. ФЭДы, Зоркие, Киевы, Москва — все он кому-то обязаны своими разработками. Что касается камер оригинальной конструкции, то большинство из них были ничем не примечательными шкальными камерами. Из тех немногих, что были амбициозными, — «Старты», «Ленинграды» и «Горизонты», — все они, казалось, появились в более раннее время, когда советская оптическая промышленность была в полном разгаре.
«Агат» дебютировал в начале 1980-х, когда в советской оптической промышленности было мало инноваций. Общий выпуск аппаратов семейства “Агат”, произведённых объединением БелОМО, с 1983 г. по 1991 г. включительно составил 1 422 000 экз. Стоимость фотоаппарата «Агат-18» в 1987 году — 19 рублей. АГАТ-18К выпускался предположительно с 1988 года. После развала СССР в Вилейке было произведено ещё около 197 000 аппаратов модели. Номера аппаратов кодированы.
И «Агат», и «АГАТ-18К» предназначались для детей и студентов, а цена в 19 рублей отражала целевую аудиторию. Правильный коэффициент пересчета рублей в доллары США в 1987 году говорит о том, что 19 рублей были эквивалентны 31,66 долларам. Затем с помощью калькулятора инфляции Индекса потребительских цен выводим эквивалент 68,58 доллара на сегодняшний день.
Автор фото — mikeeckman
Технические характеристики АГАТ-18К
Тип | шкальный полуформатный фотоаппарат |
---|---|
Производитель | БелОМО |
Год выпуска | 1984-1989 |
Фотоматериал | плёнка типа 135 |
Размер кадра | 18×24 мм. |
Фокусировка | ручная |
Экспозиция | ручная, по символам погоды |
Затвор | центральный затвор — диафрагма |
Фотовспышка | центральный синхроконтакт «Х» |
Видоискатель | оптический, с кадроограничительной рамкой |
Размеры | 60 × 94 × 45 мм |
Вес | 190 г |
По каталогу 1200 фотоаппаратов СССР, имеет следующие модификации:
- Агат-18
- Агат-18 Модельная группа I Выпуск 1
- Агат-18 (Agat-18) Модельная группа II Выпуск 2
- Агат-18К
liveviewer.ru — ВК — Рутуп — Телега
В свое время
Белорусское оптико-механическое объединение славно потрудилось на ниве
фотоаппаратостроения. Это я к тому, что очередная страничка посвящена их
продукции. На сей раз шкальный полуформатный фотоаппарат «Агат
18». Как развитие линейки позже появилась следующая модификация этой компактной камеры
— «Агат 18к», фото этих камер можно видеть
здесь. Об их
некоторых отличиях я упомяну чуть ниже, по ходу повествования
В качестве
иллюстративно-развлекательно-познавательного материала можно рекомендовать
ознакомится с рекламными проспектиками советских лет. На этой
страничке можно увидеть сразу три варианта оных «флаеров» — вариант
1, вариант
2 и
вариант 3.
Также на той же страничке можно ознакомиться со
сводной таблицой характеристик нескольких шкальных камер разных заводов, выпускавшихся
одновременно с «Агатом 18».
Небольшой
обзор, в котором представлены результаты тестов камеры юными
фотографами, а также выводы и рекомендации работников редакции, опубликован
в десятом номере журнала «Советское фото» за 1983г. Судя по
последней фразе этой публикации, автор (статья подписана — «отдел науки и
техники») оной вполне снисходительно оценил «подопытного»:
… и то, что камера дешева, неприхотлива и ее
можно положить в любое место и брать с собой, когда угодно, радовало их по
соображениям, далеким от наших профессиональных представлений.
И в дополнение можно
ознакомится с мнением современных пользователей «Агата 18», изложенных на
этой
страничке.
И после лирических отступлений самое время ознакомится с руководством по
эксплуатации фотоаппарата «Агат 18», которое можно скачать
здесь,
здесь или
здесь.
Так беглый просмотр двух разных версий руководств говорит о том, что камера
дорабатывалась в процессе серийного производства. У более поздней версии
фотоаппарата на объективе присутствует шкала глубины резкости и добавлена возможность
установки чувствительности пленки до значения 1600ISO.
Технические данные, взятые из руководства по эксплуатации:
Объектив «Индустар-104» Фокусное расстояние, мм 28 Относительное отверстие 1:2,8 Формат кадра, мм 18х24 Количество кадров 72 Пределы фокусировки, м от 0,9 до оо Диапазон экспозиционных параметров от 1:2,8 и 1 /60 с
до 1:16 и 1/250 сУстановка экспозиции по символам погоды Габаритные размеры, мм, не более 95x60x45 Масса, кг, не более 0,19
В фотоаппарате использованы изобретения по авторским свидетельствам СССР №
215546, 366447.
Отличительной особенностью «Агата 18» является пикантная установка
экспозиции выбором определенной экспопары. На камере нанесены
соответствующие пиктограммы — символы погоды, напротив которых (видимо для
разнообразия информации) указаны
значения диафрагменных чисел. Конструкция механизма затвора камеры такова,
что невозможно установить отдельно значение диафрагмы и выдержки. Они
сблокированы следующим образом — чем меньше значение диафрагмы, тем меньше
длительность выдержки. Еще один пикантный пункт. Для того, чтобы зарядить
камеру пленкой, требуется разделить ее на две половинки — одна с объективом
и затвором, другая с видоискателем. Несколько непривычно
Несмотря на свою компактность, камера оснащена разъемом под вспышку по
типу «горячий башмак». Также имеет место быть хоть и пластиковое, но таки
штативное гнездо. Видоискатель камеры имеет ограничительные рамки и
соответствующие отметки для учета параллакса при съемке с ближних дистанций
Теперь
непосредственно о самой камере «Агат 18», которую я имел удовольствие
«мучить» К сожалению, ранее камера претерпела некоторое разрушающее
воздействие. Сломана кнопка переключения режима «съемка/обратная перемотка»
и соответствующая пружина, так же отсутствует ручка рулетки обратной
перемотки пленки. С целью ремонта камеру пришлось частично разобрать, о чем
и пойдет дальнейший рассказ.
Для большей полноты картинки в сети нашел пару страничек, посвященных
разборке фотоаппарата «Агат 18» — страница
1, страница
2.
Конструкция фотоаппарата довольно технологична и для разборки не сложна.
Впрочем и тут хватает своих ложек дегтя в конструктиве Это упомянутая выше
система перемотки пленки с соответствующей кнопкой. Она даже в исходном
состоянии не отличается надежностью фиксации в рабочем положении. Народ
вынужден был придумывать
пути решения этого трабла Впрочем, все по
порядку разборки
Сначала разнимаю камеру на две половинки. Половинку с видоискателем
откладываю в сторону, она будет нужна лишь для того, чтобы почистить
видоискатель.
Далее, вывинтив два самореза, снимаю прижимной столик и катушку.
Для того, чтобы разобрать систему перемотки пленки, нужно изнутри
вывинтить один винт, удерживающий кнопку переключения режимов
«съемка/обратная перемотка». На средней фото под этим абзацем видно, что
осталось от кнопки переключения и ее фиксатора-пружины, которая лишилась одного «уса».
Затем нужно вывинтить два самореза, крепящих клеммы проводков, идущих на
«горячий башмак».
Вывинтив саморез, соединяющий две половинки рулетки обратной перемотки,
можно отделить верхнюю крышку от объектива и механизмов затвора и счетчика
кадров, смонтированных как один блок.
Далее, вывинтив четыре самореза, снимаем блок объектива и открывается
доступ к лепесткам затвора. На фото ниже представлены две ламели затвора «Агата
18», вырезы которых образуют ромбической формы диафрагму. Видно, что кольцом
установки диафрагмы меняется положение ограничителя хода рычага,
открывающего ламели затвора. Тем самым изменяется не только величина
диафрагмы, но и значение выдержки.
Значение выдержки задается одной пружиной, степень закручивания которой
определяется тем, в который паз «гребенки» установлен «ус» пружины. Оная
«гребенка», расположена в правой части механизма затвора, если смотреть на
него так, как представлено на фото выше. К этой гребенке распаян один из
контактов «горячего башмака». В моем случае камера уже до меня подверглась
модернизации и «ус» пружины был заведен в левую часть механизма и зацеплен
за большую черненную стойку. Тем самым, закрутив пружину, автор модернизации
желал расширить диапазон выдержек в сторону «коротких»значений. Т.е.
приблизить по характеристикам к более поздней камере «Агат 18к», которая
обладает возможностью «отсекать» выдержки до 1/540с.
Что из этого получилось (кроме потери возможности пользоваться вспышкой) я попробовал проверить при помощи методы,
использованной для определения выдержек
ЛК-А.
То ли пружина со временем ослабла, то ли еще в чем проблема, но набор
выдержек не сильно изменился. Хотя небольшое уменьшение времени выдержки для
малого диаметра диафрагмы, как видно из таблицы ниже, наблюдается.
f |
2,8 |
4 |
8 |
11 |
16 |
1/с |
63 |
111 |
167 |
278 |
294 |
Временные зависимости открытия и закрытия затвора можно видеть на
картинках под этой строкой:
Взяв из инструкций по эксплуатации значения выдержек, соответсвующих
значениям диафрагмальных чисел, построил следующие зависимости для
фотоаппаратов «Агат 18» (ранняя и поздняя версия), «Агат 18к» и своего
«Агата», обозначенного на графике как «as is».
Получилась картинка, приведенная справа.
Можно предположить, что в «Агате 18к» для сдвига края коротких выдержек
использовали увеличение жесткости пружины механизма затвора путем ее
закручивания.
Теперь рассмотрим поближе объектив. Несъемный объектив «Агата 18» построен по схеме Тессар, т.е. четыре линзы в трех
группах, и входит в обширное семейство
Индустаров. Разобрал я
его не полностью. Снимать механизм «крутилок», задающих значения диафрагмы и
чувствительности пленки особой надобности не было. Попытался разобрать
линзблок с целью зачернить боковые поверхности линзочек, ибо это в оригинале
отсутствует как вид. Удалось снять, вывинтив стопорное кольцо, только
переднюю линзу. Остальные линзы запрессованы в один неразборный блок. Ну
или плохо я хотел их добыть В попытке это сделать пришлось вывинтить весь
линзблок, не забывая ставить соответствующие метки, дабы не «потерять
бесконечность»
Изначально снимается кольцевая накладка с надписями — она просто вложена
в свою нишу а под ней, краями шляпок винтов, прижимается сам линзблок к кольцу
наводки на резкость. В общем, конструкция без затей…
Собственно на этом мучение объектива закончил. Почистил заднюю линзу, зачернил
переднюю линзочку и собрал его по меткам, проверил на всяк случай при помощи
матового стекла и лупы на предмет «бесконечности».
Последнее, что я сделал для целей чистки — это разобрал видоискатель.
Находится он во второй половине фотоаппарата и фиксируется двумя саморезами,
вывинтив которые можно пассатижами за соответствующий выступ аккуратно вынуть весь видоискатель,
собранный на пластиковом каркасе.
После чистки собираю фотоаппарат, установив ручку рулетки от давно
пошедшей на запчасти пленочной мыльницы китайского производства а’ля Япония.
Конструкции рулеток несколько отличаются и поэтому имплантированная ручка не
открывается на положенный угол, что не смертельно, но создает определенные
неудобства при перемотке пленки в кассету.
Гораздо
забавнее было поломать голову над тем, как восстановить механизм
переключения режимов «съемка/перемотка в кассету». Задача оказалась не для
пяти минут… В итоге остановился на временном решении. На оставшуюся ось
кнопки надел колечко пористой резины, а сверху (на остатки кнопки и резину)
приклеил пластиковый диск. Получившуюся конструкцию можно видеть на фото
справа от этого абзаца.
Т.о., проблема была хоть частично, но решена. Для перемотки пленки
приходится указательным пальцем прижимать пластиковый диск, а большим и
средним пальцами крутить диск перемотки до заветного щелчка взвода затвора.
Конечно, это уменьшило оперативность, т.е. требуется чуток больше времени на
перемотку кадра. Кстати, счетчик кадров «Агата 18» отнумерован через 6
кадров, соответственно и перещелкивается тогда, когда вы отсняли шестой
кадр.
Впрочем, при неспешной тестовой съемке эти неудобства не столь ощутимы
Вытащил недоснятую пленку Kodak ISO400 из другого фотоаппарата, заправил
в «Агат 18» и отснял несколько кадров. Ниже приведены сканы с пленки,
сделанные с разрешением 2.2Мпикселя на кадр 35х24, т.е. исходные сканы были
примерно мегапиксель на кадр «Агата 18». Отмечу, что на негативе «на глаз»
все кадры были по плотности очень близки. В результате скана двух кадров
«Агата» как один, даже небольшое расхождение по плотности привело к тому,
что один агатовский кадр на скане в норме, другой в «пересвете», которые я
попытался вытянуть в фотошопе. Даже с таким низким разрешением сканирования
можно сказать, что «Индустар 104» вполне даже резкорисующий объектив
Изложенный на этой странице материал можно обсудить в
соответствующей
ветке форума сайта.
Данный опус прошу воспринимать как некий порыв, но не четкое
техническое руководство к действию