Аудиодоктор FSQ 2 (Аудиодоктор-2)
Источник: Журнал «Салон AudioVideo « • 2006 г. №5.
В 2006 году журнал «АВТОЗВУК» выпустил вторую версию диска с тестовыми фрагментами. Вторая версия содержала те же 16 дорожек для тестирования и настройки аудиооборудования к которым были добавлены дополнительные дорожки для более тонкой настройки.
Ну и для большего понимания что это такое приводится копия сопроводительного текста с тестовому диску «Аудиодоктор FSQ 2», позволяющее более точно настроить акустические системы и усилительный комплекс.
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ ТЕСТОВОГО ДИСКА «АУДИОДОКТОР-2», ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ПРОВЕКИ И НАСТРОЙКИ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И АУДИОАППАРАТУРЫ:
Своё название этот диск получил самым логичным образом. Дело не только в том, что это — новая редакция самого популярного у нас в стране «тестово-настроечного» компакт-диска. Новая редакция диска с тестовыи сигналами для проверки акустики состоит из двух совершенно независимых частей. Да и составители у них разные. У части первой это — Дмитрий Свобода, у второй — Андрей Елютин.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ
Судя по многочисленным отзывам, мы недооценили уровень компетентности наших читателей. Первый «АудиоДоктор» был сделан на базе судейского диска «Car Audio FSQ» c некоторыми упрощениями. Так, между дорожками нами были увеличены паузы, чтобы оставить побольше времени для анализа услышанного. Непростые для восприятия треки для проверки фазировки звукового тракта на низких, средних и высоких частотах мы записали повторяющимися по два раза.
Во второй редакции «АудиоДоктора» было решено от этого отказаться и вернуться к той форме, которая заложена в оригинальный тестовый диск FSQ. Поэтому «АудиоДоктор-2» рассчитан на достаточно опытных слушателей, какими, видимо, и являются большинство наших читателей. Сама подборка тестовых дорожек не изменилась, поскольку оригинальный диск за шесть лет «дошлифован» до общепризнанно надёжного и проверенного инструмента для оперативной акустической экспертизы. Однако для пущего удобства и универсальности при настройке звукового тракта мы решили добавить несколько технических дорожек. Содержание первых 14 треков изменений не претерпели, и здесь мы относим читателя к опубликованному на Интернет-сайте журнала буклету к первому «АудиоДоктору».
Из описания АудиоДоктор FSQ 1
Хотелось бы, однако, и к этим дорожкам сделать некоторые комментарии. Мы уже упоминали нюанс на треке 10 (таймер 1:07), где барабанщик случайно слегка задел локтем тарелку, но тут же, чтобы она не зазвенела, зажал её рукой. Зазвенеть она успела, совсем коротко и так тихо, что услышать это можно только на звуковом тракте с очень высоким музыкальным разрешением. Потому-то мы и оставили этот звук на фонограмме, чтобы использовать его как тестовый.
Судяпо письмам читателей, свои задачи данный фрагмент решает более чем успешно. В Красноярске, к примеру, двое аудиофилов с помощью «АудиоДоктора» на глазах у изумлённых продавцов устроили «смотр-конкурс» выставленной на прилавке аудиоаппаратуры. Из широкого ассортимента предлагаемой там техники только несколько образцов обладали действительно высокой детальностью. Кстати, не самые дорогие изделия… Ещё одна «изюминка» этой фонограммы (таймер 1:47) — едва слышный звук вскакивающего барабанщика. Запись тогда была долгой и непростой, и после этого, удачного дубля музыкант, отработав последние удары по тарелкам, вскочил, полный музыкального экстаза. Это место оказалось в самом конце фонограммы и легко могло быть вырезано микшером при сведении. Но мы решили и этот звук оставить как тестовый. И если на нормальном уровне громкости вы слышите оба этих звука, можете вполне обоснованно гордиться своей аппаратурой. Что ещё «запрятано» в уже знакомых вам дорожках? Небезызвестная фонограмма №9 состоит из «перемещающегося» слева направо барабана и служит для определения линейности ширины звуковой сцены. Но эту же запись очень удобно использовать для оценки переходного затухания между каналами звукового тракта, параметра очень важного, но незаслуженно обходимого вниманием. Если при перемещении барабана вправо в тех местах, откуда он только что звучал, слышны послезвучия, насторожитесь — это может быть признаком недостаточного переходного затухания. Если отголосок седьмого удара (самого правого) слышен не только на месте четвёртого (центрального), но и самого первого (левого), то переходное затухание явно недостаточно, стереокартина будет смазанная и ненатуральная. Основным источником этого дефекта звукового тракта является усилитель мощности. И ещё об этой дорожке. Малый барабан, который в ней звучит, конструктивно оснащён натянутыми снаружи нижнего пластика металлическими пружинами (их обычно от четырёх до шести). Они, разумеется, вносят свою лепту в звучание, отчего частотный диапазон этого инструмента простирается вплоть до самых верхних частот. Опытные эксперты FSQ по этому звучанию барабана могут достаточно быстро и точно оценить АЧХ звукового тракта. Потренируйтесь, может, и вам это удастся… По части оценки переходного затухания и плюс к этому склонности усилителя к самовозбуждению есть ещё один совет. Если на свип-тоне, воспроизводимом в одном канале (дорожки 5 и 6), в другом канале (где нет сигнала) прослушиваются посторонние звуки, то у вас проблемы, можно ожидать грязного, модулированного характера звучания и искажения звуковой перспективы. Это — следствие неважного переходного затухания между каналами и самовозбуждения усилителей. Первое — бич сделанных наспех усилителей, где звуковой сигнал проникает в соседний канал по цепям общего питания или из-за неграмотной разводки печатных плат. А самовозбуждение — это уже недобросовестная схемотехника. В самом неприятном случае спонтанное самовозбуждение (обычно на ВЧ) может даже выжечь твитер.
Теперь о технических дорожках.
Трек 15 — запись некоррелированного розового шума в обоих каналах. Шум — процесс случайный, и в этой фонограмме процессы в каналах идут независимо друг от друга. На слух такой шум воспринимается как звуковое облако внушительных размеров, висящее в воздухе. В первой редакции «АудиоДоктора» эта дорожка тоже была, но с синфазным розовым шумом. Теперь коррелированный розовый шум записан на дорожке 16 в фазе и в противофазе. В данном случае сигнал в стереоканалах одинаков, синфазный шум должен фокусироваться между громкоговорителями, а противофазный — размазываться в пространстве, норовя «прилипнуть» к акустике одного или другого канала, какой оказался ближе.
На дорожках 17 и 18 записан розовый шум, отфильтрованный ФВЧ с частотой среза 500 Гц, отдельно для левого и правого каналов. Практика показала: бывает, что в стереорежиме фазировка раздельно на ВЧ, СЧ и НЧ (дорожки 2 — 4) даёт обнадёживающие результаты, а прослушивание выявляет некоторую ненатуральность звучания. Это может быть из-за того, что в левом или правом канале НЧ и ВЧ-излучатели несфазированы между собой. Для более точной локализации низкочастотных стояков при размещении левой и правой акустических систем в домашних помещениях служат дорожки 19 и 20. Они же могут быть использованы при настройке стереофонических сабвуферов в car audio (такое бывает). Треки полностью аналогичны дорожке 7, но записаны раздельно для левого и правого каналов.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРОВЕРКА СЛУХА
Ещё в Писании сказано: «Врачу, исцелися сам». Для желающих (заставлять никого не станем) мы дополнили инструментарий для настройки звуковых систем набором специальных аудиотреков для оценки заметности тех или иных искажений звукового сигнала или же способности слушателя их заметить. Специально обработанные сигналы для этой части диска по большей части разработаны американцем Арнольдом Крюгером как часть его исследований методик слепого сравнительного прослушивания. Дорожки очень короткие, для того, чтобы полностью исключить фактор кратковременности слуховой памяти, но их — много, поэтому для удобства работы мы записали на этот диск CD-text, и содержание каждой дорожки выводится на дисплей (если это предусмотрено у вашей техники) в сокращённо-условном виде. При описании дорожек мы будем приводить её обозначение на дисплее при проигрывании. Степень заметности искусственно введённых в фонограммы искажений зависит от их величины и природы и варьируется от «очень легко» до «почти невозможно». Это, имеется в виду, при условии безукоризненно работающего тракта и весьма талантливого слушателя. При желании, экспериментируя с разными трактами (и/или разными слушателями), можно многое узнать и о тех, и о других. Особенно увлекательными становятся коллективные упражнения с проверочными фрагментами, когда один из слушателей составляет «слепую» часть аудитории, это составители проверили и на себе, и на тех, кто попался под руку. Укрупнённо материалы для «проверки слуха» разбиты на три группы: частотные искажения различного механизма, нелинейные искажения и шумы.
ЧАСТОТНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ
На дорожках 22-26 записана фонограмма, состоящая из двух серий ударов в кастаньеты. В каждой паре первая дробь — исходная запись, а вторая — сделанная через фильтр нижних частот с очень большой крутизной. Вам предлагается оценить свою способность замечать ограничение полосы пропускания звукового тракта сверху.
Дорожка 22 частота среза 5 кГц LP 5 kHz очень легко
Дорожка 23 частота среза 9 кГц LP 9 kHz легко
Дорожка 24 частота среза 12 кГц LP 12 kHz труднее
Дорожка 25 частота среза 15 кГц LP 15 kHz трудно
Дорожка 26 частота среза 18 кГц LP 18 kHz очень трудно
Дорожка 27, как и 21 до неё, использована для паузы между разделами и вывода информации о предстоящем разделе на дисплей. На дорожках 28-31 записано по две серии ударов в рабочий барабан. В каждой такой паре первая серия — исходная, референсная, вторая — записана через ФВЧ с разной частотой среза. Частоты откровенно низкие (некоторые — неприлично низкие), однако по-настоящему опытные слушатели это ловят, им для счастья требуется тракт с широкой полосой по низким частотам.
Дорожка 28 частота среза 50 Гц HP 50 Hz легко
Дорожка 29 частота среза 32 Гц HP 32 Hz труднее
Дорожка 30 частота среза 20 Гц HP 20 Hz трудно
Дорожка 31 частота среза 10 Гц HP 10 Hz почти невозможно
Дорожка 32 выводит на дисплей надпись «TILT DOWN». Это — вот что: взят аккорд на медных духовых. На каждом треке он сначала играется в исходном виде, а потом — после прохождения через тракт с частотной характеристикой, имеющей равномерный подъём к нижним частотам и такой же равномерный спад — к верхним. Типа — наклонная прямая, наклон, который вы заметите, будет означать чувствительность вашего слуха к перекосу общего тонального баланса.
Дорожка 33 +5 дБ на 20 Гц, -5 дБ на 20 кГц Down 10 dB легко
Дорожка 34 +2 дБ на 20 Гц, -2 дБ на 20 кГц Down 4 dB труднее
Дорожка 35 +1 дБ на 20 Гц, -1 дБ на 20 кГц Down 2 dB трудно
Дорожка 36 +0,5 дБ на 20 Гц, -0,5 дБ на 20 кГц Down 1 dB почти невозможно
На следующих дорожках наклон АЧХ противоположный, с подъёмом к верхним частотам (TILT UP). Обратите внимание: при той же величине частотных искажений степень заметности будет иной.
Дорожка 38 -5 дБ на 20 Гц, +5 дБ на 20 кГц Up 10 dB очень легко
Дорожка 39 -2 дБ на 20 Гц, +2 дБ на 20 кГц Up 4 dB легко
Дорожка 40 -1 дБ на 20 Гц, +1 дБ на 20 кГц Up 2 dB труднее
Дорожка 41 -0,5 дБ на 20 Гц, +0,5 дБ на 20 кГц Up 1 dB трудно
Дорожки 43-46 иллюстрируют заметность глубоких провалов в АЧХ. Из исходной фонограммы вырезана (цифровым режектором с затуханием -100 дБ) полоса частот с центром на 4 кГц. Ширина вырезанной полосы — разная, как и степень заметности подобного вандализма.
Дорожка 43 ширина полосы 1/2 октавы -1/2 oct. очень легко
Дорожка 44 ширина полосы 1/3 октавы -1/3 oct. легко
Дорожка 45 ширина полосы 1/6 октавы -1/6 oct. труднее
Дорожка 46 ширина полосы 1/12 октавы -1/12 oct. трудно
На дорожках 48-51 на АЧХ создан всплеск постоянной высоты (+6 дБ) с разной шириной.
Дорожка 48 ширина полосы 1/2 октавы +1/2 oct. очень легко
Дорожка 49 ширина полосы 1/3 октавы +1/3 oct. легко
Дорожка 50 ширина полосы 1/6 октавы +1/6 oct. труднее
Дорожка 51 ширина полосы 1/12 октавы +1/12 oct. трудно
Дорожки 53-56 посвящены заметности провала постоянной ширины на АЧХ. Провал около той же частоты 4 кГц создаётся с помощью параметрического эквалайзера с добротностью Q = 0,5, это означает ширину полосы примерно в две октавы, а глубина провала — варьируется.
Дорожка 53 — 3 дБ на 4 кГц -3 dB легко
Дорожка 54 — 1 дБ на 4 кГц -1 dB труднее
Дорожка 55 — 0,6 дБ на 4 кГц -0,6 dB трудно
Дорожка 56 — 0,4 дБ на 4 кГц -0,4 dB почти невозможно
НЕЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ
На дорожке 58 записан тон 1 кГц с минимальными нелинейными искажениями. На последующих — с искусственно внесёнными искажениями в виде типично встречающейся смеси гармоник. Оценку трудности мы здесь не даём, но вас удивит, насколько рано начинают быть слышны искажения на чистом тоне.
Дорожка 59 — искажения 0,3% на 1 кГц THD 0,3%
Дорожка 60 — искажения 1,0% на 1 кГц THD 1%
Дорожка 61 — искажения 10% на 1 кГц THD 10%
Следующие дорожки посвящены заметности гармоник в музыкальном сигнале. В короткий фортепианный фрагмент внесена вторая гармоника, искажающая симметрию сигнала. Обратите внимание: не так уж она и заметна, даже при очень высоком содержании.
Дорожка 63 — исходная запись Piano REF
Дорожка 64 — 2-я гармоника, 0,1% 2nd 0,1%
Дорожка 65 — 2-я гармоника, 1% 2nd 1%
Дорожка 66 — 2-я гармоника, 10% 2nd 10%
Аналогичная серия для третьей гармоники, она заметна гораздо сильнее.
Дорожка 68 — исходная запись Piano REF
Дорожка 69 — 3-я гармоника, 0,1% 3d 0,1%
Дорожка 70 — 3-я гармоника, 1% 3d 1%
Дорожка 71 — 3-я гармоника, 10% 3d 10%
ШУМЫ
Кусочек фонограммы, к которому подмешаны шумы с заранее известным уровнем относительно уровня сигнала.
Дорожка 73 уровень шумов -80 дБ -80 dB
Дорожка 74 уровень шумов -70 дБ -70 dB
Дорожка 75 уровень шумов -60 дБ -60 dB
Дорожка 76 уровень шумов -50 дБ -50 dB
Дорожка 77 уровень шумов -40 дБ -40 dB
Дорожка 78 уровень шумов -30 дБ -30 dB
На графиках показано, какого типа и какой величины внесены частотные искажения в фонограммы на дорожках 33-56. Название каждого графика появится на дисплее в начале раздела (если выводится CD-text), а обозначения кривых — во время их звучания.
Описание дорожек части 2 диска дано в следующем формате:
№ дорожки / содержание / CD-text / степень трудности
От автора тестового диска:
ВЫ, НАВЕРНОЕ, ЗАМЕТИЛИ, ЧТО люди, полностью удовлетворенные звучанием своей техники, встречаются не так уж часто. Всегда что-то не так, как хотелось бы, из-за чего невольно приходится выслушивать советы друзей и сочувствующих. Но восприятие звука дело субъективное и сугубо индивидуальное, так что следовать таким советам бессмысленно. Результат может быть парадоксален — поменяв компоненты на другие, как правило, более дорогие, вы не получите желанного успокоения. Поэтому лучше всего разобраться со своими проблемами самому, и при грамотной постановке задачи можно добиться успеха.
Как известно, главное в лечении любой болезни — правильный диагноз. Подбор нужных лекарств, снадобий и прочая — будет уже потом. Если действительно хочется получить наслаждение от музыки в домашних условиях, диагноз звукового образа в целом важен так же, как и в медицине. Под выражением «в целом» мы имеем в виду общее восприятие музыки, зависящее как от подбора аудиоаппаратуры, кабелей и дисков соответствующего качества, так и от акустических свойств самой комнаты.
Не секрет, что самая прекрасная аудиоаппаратура дома может и не зазвучать. В то же время в хорошем, акустически выверенном помещении процесс подбора компонентов и их правильной настройки существенно упрощается.
Тестовый диск «Аудиодоктор FSQ» облегчит диагностику и правильную настройку домашнего тракта. Методика FSQ разработана специально для проведения объективных и субъективных акустических испытаний. Мы подробно опишем все треки и расскажем, что вы должны услышать. И, разумеется, проведем курс лечения, если со звуком не всё в порядке.
Субъективно-статистический метод «Fast Sound Quality» (FSQ) разработан в Акустическом центре кафедры Радиовещания и электроакустики МТУСИ для проведения профессиональных субъективно-статистических экспертиз (тестирования) по оценке качества звучания звукового тракта. Он позволяет получать высокую достоверность результатов при малых затратах экспертного времени. Метод включает в себя оптимальную выборку объективных и субъективных параметров, определяющих качество звучания, тестовый диск со специально подобранными и записанными фонограммами и методическую разработку проведения прослушивания.
В 2001 году метод был адаптирован для проведения оценки качества звучания (КЗ) в салоне автомобиля. Был разработан оригинальный экспертный (судейский) протокол и издан тест-диск «Car Audio FSQ». В МТУСИ началась подготовка квалифицированных экспертов, способных проводить прослушивания (судейства) звука в автомобилях.
В 2002 году метод был подробно изложен на 21международной конференцией AES (Международное общество инженеров-акустиков), и на следующий год в AES организовалась секция Car Audio.
В 2003 году метод FSQ стал применяться для оценки КЗ мультимедийных аудиосистем и студийных профессиональных мониторов ближнего поля со своим тестовым диском «Multimedia FSQ» и экспертным (судейским) протоколом.
ДЛЯ СПРАВКИ
МЕТОД FSQ РАССЧИТАН НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭКСПЕПРТОВ, однако доступность позволяет использовать его и опытным слушателям. Главное, внимательно изучите входящие в диск фонограммы и подход к оценке их звучания. Не расстраивайтесь, если с первого раза не уловите на слух всей звуковой информации — поначалу это действительно не так просто. Самое важное, полностью сосредоточьтесь на музыкальном материале, не стесняйтесь повторить не совсем понятный для вас фрагмент несколько раз.
Теперь о том, что и как мы будем слушать.
Что — понятно, вашу аудиосистему и именно в том месте в комнате, где вы обычно находитесь. Подчёркиваем это специально, поскольку звуковое поле в помещении неоднородно, возможны места, где возникают гудение и перекрёстные отражения.
А вот о том, как слушать, мы расскажем подробно.
Поскольку физической величины, однозначно описывающей качество звучания, в природе не существует, специалисты пользуются разного рода терминами. От самых простейших и неконкретных «лучше», «хуже» до более точных «чёткий», «размытый». Более верно эти словечки называются субъективными критериями. Их более 100 и многие из них неконкретны или дублируют друг друга, что здорово усложняет акустические экспертизы и иногда даже нивелирует результаты. Попытки унифицировать терминологию проводятся во всём мире уже не один десяток лет, но до сих пор так и не увенчались успехом.
В методе FSQ чётко регламентированы основные и второстепенные субъективные критерии оценки качества звучания. К основным, которые будут фигурировать в тестовом диске «Аудиодоктор FSQ», относятся:
Запас по неискажённому уровню громкости.
Правильность фазировки стереофонического звукового тракта.
Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ).
Микродинамика звукового тракта.
Макродинамика звукового тракта.
Натуральность тембрального баланса.
Натуральность музыкального баланса.
Способность к линейному воспроизведению нижних частот.
Наличие шумов и помех.
Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены.
Ширина и высота звуковой сцены, её положение (ориентация) в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Глубина звуковой сцены (эшелонирование).
Натуральность передачи музыкальной атаки.
Линейность стереокартины на разных уровнях громкости.
Способность звукового тракта к передаче полифонии.
Солидный перечень, но всё не так сложно, как кажется. Фонограммы, по которым эти оценки будут выноситься, весьма доступны для восприятия. Не стесняйтесь того, что поначалу вам придётся часто останавливаться и переслушивать фрагменты «Аудиодоктора FSQ». Практика показывает, что уже после четырёх-пяти прослушиваний большинство затруднений исчезают.
Дмитрий Свобода, Акустический центр ФГОБУ ВПО МТУСИ.
ISO-образ диска | Оригинальное описание
Не так часто можно встретить слушателей, полностью довольных своим домашним звуком. В той или иной степени что-то кажется не таким или совсем не таким, как хотелось бы. И здесь начинаются мытарства по собиранию советов друзей и сочувствующих. Но восприятие звука дело субъективное и сугубо индивидуальное. И чаще всего результат следования таким советам приводит к парадоксальным явлениям – что-то из техники меняется на другое, как правило, более дорогое, а желанного успокоения от качественного звука не наступает – диагноз «звуковой хандры» оказывается неверным. Поэтому самым правильным будет разбираться с звуковыми проблемами самому. При правильной постановке задачи это можно сделать вполне успешно.
Для того, чтобы облегчить многим любителям музыки диагностику и правильную настройку домашнего звука, предлагаем воспользоваться тестовым диском «Аудиодоктор FSQ» и специальной методикой FSQ для проведения объективных и субъективных акустических испытаний. Ниже подробно описано содержание дорожек тестового диска и то, как это должно быть услышано. Ну и, разумеется, приведены рекомендации о том, что нужно предпринять, если со звуком не всё в порядке.
Для информации. Субъективно-статистический метод «Fast Sound Quality (FSQ) разработан в Акустическом центре кафедры Радиовещания и электроакустики МТУСИ для проведения профессиональных субъективно-статистических экспертиз (тестирования) по оценке качества звучания звукового тракта. Он позволяет получать высокую достоверность результатов при малых затратах экспертного времени. Метод включает в себя оптимальную выборку объективных и объективных параметров, определяющих качество звучания, тестовый диск со специально подобранными и записанными фонограммами и методическую разработку проведения прослушивания.
В 2001 году метод был адаптирован для проведения оценки качества звучания (КЗ) в салоне автомобиля. Был разработан оригинальный экспертный (судейский) протокол и издан тестовый диск «Car Audio FSQ». В МТУСИ началась подготовка квалифицированных экспертов, способных проводить прослушивания (судейства) звука в автомобилях. Началось регулярное проведение масштабных автозвуковых соревнований, инициировавшее создание Лиги Автозвуковых Соревнований (ЛАС).
В 2002 году метод был подробно изложен и принят на 21 международной конференцией AES (Международное общество аудиоинженеров) и на следующий год в AES была организована секция Car Audio.
В 2003 году метод FSQ стал применяться для оценки КЗ мультимедийных аудиосистем и студийных профессиональных мониторов ближнего поля со своим тестовым диском «Multimedia FSQ» и экспертным (судейским) протоколом.
В 2004 году метод был применён для оценки КЗ аудиосистем мотоциклов. Программным материалом здесь служит тестовый диск «Moto audio FSQ» и специальный экспертный (судейский) протокол.
В 2005 году и 2006 году были выпущены тестовые диски «Домашний АУДИОДОКТОР FSQ» и его версия №2, адаптированные для применения метода FSQ как для домашней аудиоаппаратуры Hi-Fi/Hi-End, так и для аппаратуры Car Audio в салоне автомобилей. В журналах «Салон AV» и «АвтоЗвук» были опубликованы подробные описания пользования этим диском.
Несколько слов перед началом прослушивания.
Метод FSQ расcчитан на профессиональных экспертов. Однако доступность метода позволяет использовать его и опытным слушателям. Главное, внимательно изучить входящие в диск фонограммы и подход к оценке их звучания. Не расстраивайтесь, если с первого раза вы не уловили на слух всей звуковой информации. Поначалу это действительно не так просто. Главное правило – полностью сосредоточтесь на музыкальном звуковом материале, не стесняйтесь повторить не совсем понятный для вас фрагмент несколько раз.
Теперь о том что и как мы будем слушать.
Что — понятно, Вашу аудиосистему и именно в том месте в комнате, где Вы обычно усаживаетесь. Мы это подчёркиваем специально, поскольку звуковое поле в помещении неоднородно, возможны места, где возникают зоны гудения, перекрёстного отражения (на этом мы остановимся подробнее дальше).
Как – об этом чуть подробнее, наберитесь терпения.
Поскольку физической величины, однозначно описывающей качество звучания в природе не существует, специалисты пользуются разного рода терминами. От самых простейших и неконкретных «лучше», «хуже», до более точных «чёткий», «размытый». Более точно эти словечки называются субъективными критериями. Их более 100 и многие из них неконкретны или дублируют друг друга. Это в значительной степени усложняет проведение акустических экспертиз и иногда даже нивелирует результаты. Попытки навести здесь унификацию проводятся во всём мире уже не один десяток лет, но до сих пор так и не увенчались успехом.
В методе FSQ чётко регламентированы основные и второстепенные субъективные критерии оценки качества звучания. К основным, которые будут фигурировать в тестовом диске «Аудиодокторе FSQ», относятся:
- Запас по неискажённому уровню громкости.
- Правильность фазировки стереофонического звукового тракта;
- Неравномерность амплитудо-частотной характеристики (АЧХ).
- Микродинамика звукового тракта.
- Макродинамика звукового тракта.
- Натуральность тембрального баланса.
- Натуральность музыкального баланса.
- Способность к линейному воспроизведению нижних частот.
- Наличие шумов и помех.
- Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены.
- Ширина и высота звуковой сцены, её положение (ориентация) в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
- Глубина звуковой сцены (эшелонирование).
- Натуральность передачи музыкальной атаки.
- Линейность стереокартины на разных уровнях громкости.
- Способность звукового тракта к передаче полифонии.
Если у вас расширились глаза от такого перечня, не поддавайтесь первому впечатлению. Всё не так сложно, как кажется, потому что фонограммы, по которым эти оценки будут выноситься, весьма доступны для восприятия. Не стесняйтесь того, что поначалу Вам придётся часто останавливаться и переслушивать фонограммы с «Аудиодоктора FSQ». Практика показывает, что уже после четырёх-пяти прослушиваний тестового диска большинство затруднений исчезает.
Порядок прослушивания
Часть I, технические дорожки
Включите и прогрейте свою домашнюю аудиоаппаратуру, поставьте тестовый диск, вооружитесь пультом ДУ (если он у Вас есть) и сядьте поудобнее на своё привычное место. Если Вы хотите повысить точность (а значит и достоверность) Ваших измерений, постарайтесь раздобыть шумомер, он упростит Вам работу.
Для начала проверим запас аудиоаппаратуры на неискажённый уровень громкости. Это один из важнейших показателей не только для бытовой аппаратуры. В хорошо настроенном звуковом тракте даже при полностью введённом регуляторе громкости из колонок не должно быть слышно хрипов и других искажений. Однако максимальный неискажённый уровень громкости у аппаратуры разных классов различен – один звуковой тракт при отсутствии искажений может обрушить потолок, другой лишь перекрыть громкий разговор с собеседником. Что же оптимально для домашнего прослушивания?
Давайте здесь немного прервёмся и порассуждаем.
Для справки. Громкий дружелюбный разговор двух-трёх рядом стоящих собеседников обычно достигает звукового давления 75-80 дБ. Средний уровень звукового давления в партере зрительного зала средней и большой вместимости от игры небольшого джазового состава не превышает 80-85 дБ, на симфонической музыке (не выше Forte) 85-90 дБ, на концерте рок музыкантов давление может достигать болевого порога в 120 дБ.
Теоретически дома можно добиться и 120 дБ, благо современная техника это позволяет. Но давайте посмотрим на это практически. Если Вы живёте в обычном панельном доме, где перекрытия стен и потолков редко имеют звукоизоляцию больше 40-45 дБ, то даже хорошо относящиеся к Вам соседи будут донимать Вас постоянными вызовами представителей власти и разного рода пожеланиями в непредсказуемой форме. Поэтому принято считать, что, как компромисс, средний уровень звукового давления для прослушивания музыки в домашнем помещении составляет 85 дБ. И если ваша аппаратура может развить неискажённую мощность на 10 дБ больше, т.е. 95 дБ., то этого вполне достаточно. Если же Ваши музыкальные пристрастия более весомы, то приготовьтесь к тому, что с покупкой более мощной аудиоаппаратуры Вам придётся раскошеливаться и на дополнительную звукоизоляцию комнаты.
Для справки. Если в комнате требуется дополнительная звукоизоляция в 10 – 12 дБ, то это палас толщиной не менее 1,5 см по всей площади пола (при условии, что на полу уложен паркет или пакетная доска на битумной основе), плюс оклейка не менее 75% стен дополнительными поглощающими материалами (Daekwell, Cotex и аналогичными), плюс закладка всей площади потолка гипсокртонными плитами (толщиной не менее 1,0 см), или аналогичными звуко и вибропоглощающими.
Вернёмся к прослушиванию. Неискажённый уровень громкости определяется по первой дорожке тестового диска. На ней записан музыкальный фрагмент, в котором партия вокала и партия баса дополнительно скомпрессированы. Поставив регулятор громкости вашего усилителя в минимальное положение, постепенно увеличивайте уровень. Когда проверяемый звуковой тракт близок к перегрузке, именно на басе и (или) вокале начинают отчётливо прослушиваться нелинейные искажения. Они воспринимаются на слух как заметные хрипы. Это и есть предел звукового тракта по неискажённому звуковому давлению. Запомните это положение регулятора.
Чтобы от величин звукового давления перейти к определению громкости, нужно воспользоваться шумомером со взвешивающими фильтрами. Очень удобен здесь любой малогабаритный шумомер класса 1.0 – 1.5 (например, FWE 33-2055 или аналогичный по функциям и габаритным размерам). Численные значения уровней громкости отличаются от звукового давления прибавлением к дБ буквы с типом применяемого фильтра (например, 102 дБС, 67 дБА…). Для больших величин звукового давления применяется взвешивающий фильтр типа «С», для малых и средних уровней «А».
Инструментально процедура измерения проста: шумомер устанавливается на треноге в то место, где Вы находитесь при прослушивании первой дорожки диска. Не меняя запомненного (зафиксированного) положения регулятора громкости, переключите тестовый диск на воспроизведение дорожки No15. Там записан сигнал розового шума. По показаниям шумомера Вы узнаете точное значение уровня неискажённой громкости. Это даст вам возможность сориентироваться, сильно ли вы будете мешать соседям.
Следующий этап – установка стандартного уровня громкости прослушивания. Все следующие дорожки на тестовом диске должны прослушиваться на одном и том же уровне громкости. Если Вы привыкли слушать музыку при вполне определённом положении регулятора громкости – поставьте именно это положение. Если предпочтёте уровень в 85 дБС, о котором упоминалось выше, ещё раз воспользуётесь шумомером. Включив дорожку №15, регулятором усилителя установите по шкале шумомера громкость в 85 дБ (не забудьте включить на шумомере взвешивающий фильтр «С»).
Трек №15. Розовый шум (установка уровня прослушивания)
Если шумомера у Вас нет, пригласите двух-трёх друзей и попросите их дружески (т.е. не форсируя голоса) обсудить какую-нибудь проблему. Прислушайтесь к громкости их разговора и, периодически воспроизводя дорожку №1, постарайтесь выставить регулятором на усилителе такую же громкость. Точность этой операции зависит от Вашего терпения.
Трек №1. Magic Pump (Open The Door)
Запомните положение регулятора уровня громкости и до конца прослушивания тестового диска не изменяйте его!
По дорожкам №2 — №4 тестового диска проводится проверка фазировки звукового тракта между каналами. Напомним, что это такое и почему важно.
Трек №2. Средние частоты (фаза/противофаза 300 — 3000 Гц)
Трек №3. Высокие частоты (фаза/противофаза 5000 — 22500 Гц)
Трек №4. Низкие частоты (фаза/противофаза 10 — 150 Гц)
Для справки. Под правильной фазировкой монофонического звукового сигнала понимается синхронное перемещение вперёд и назад диффузоров громкоговорителей левого и правого каналов. В этом случае звуковой образ, воспроизводимый двухканальной стереосистемой будет восприниматься точно из середины между правой и левой колонками. Если фазировка нарушена и диффузоры громкоговорителей двигаются относительно друг друга несинхронно (один из них отстаёт или опережает другой), то чёткий звуковой образ в центре расплывается, станет нечётким или даже сместится в одну из сторон. На стереофонической фонограмме нарушение фазировки приводит к искажению звуковой перспективы. К примеру, часть музыкантов в симфоническом оркестре может оказаться совсем в других местах. Или рок-вокалист, солирующий в центре звуковой сцены, может вдруг оказаться в углу или даже в глубине сцены.
На тестовом диске «Аудиодоктор FSQ» фазировка определяется раздельно для средних, низких и высоких частот. На дорожке No2 записан голос диктора со словами: «Средние частоты. Фаза».
Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст должен быть меньше предыдущего по уровню громкости и (или) расфокусированным для слушателя и (или) смещенным в ту или иную сторону от центра. Если голос диктора на последних словах звучит более громко и сфокусировано в центре, то в области средних частот аудиосистема акустически противофазна.
Аналогично проводится проверка фазировки аудиосистемы в полосе ВЧ по дорожке №3 и в полосе НЧ по дорожке №4.
Для большей простоты. или если домашний аудиокомплекс однополосный, проверка фазировки проводится сразу во всей полосе частот по сигналу розового шума, записанного на дорожке №16. Фазный сигнал должен располагаться точно в середине звуковой сцены.
Лечение. Если обнаружится, что Ваш аудиотракт противофазен во всей полосе, поменяйте полярность акустических проводов на одной из колонок. Если противофаза обнаружилась в какой-то из полос – дело хуже. Тогда берите в руки паяльник или везите акустическую систему (обычно это бывает дефектом акустики) в мастерскую.
Наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте и комнате прослушивания проверяется по дорожкам №5 и №6. Понятно, что любое из перечисленного не украшает звучание, накладываясь на него в самых неподходящих местах. Нам приходилось слушать «дуэт» вокалиста с периодически «подпевающей» ему плохо привинченной крышкой усилителя. Происходило это на низкой громкости, посему крышку эту вначале заподозрить в происходящем было трудно. Но ставший специфическим тембр исполнителя, голос которого хорошо известен, сопровождался рассуждениями владельца системы о некачественной записи CD диска и чуть не привёл к позорному выкидыванию невиновного носителя. Говорим об этом так подробно потому, что на реальном музыкальном сигнале, особенно полифоническом, когда в фонограмме присутствует множество инструментов, точно отследить мешающие звуки сложно. Поэтому для испытаний на тестовом диске используется тональный (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот (в просторечье «свип-тон»). Раздельно, сначала для левого, а потом и правого каналов. И вот здесь иной раз «выплывает» такое разнообразие мешающего, что диву даёшься. Тут и дребезжание незакреплённых стёкол в раме или форточке, мерцающий дребезг стёкол в книжной полке или серванте и многое другое.
Трек №5. Скользящий тон. Левый канал (20 — 22000 Гц)
Трек №6. Скользящий тон. Правый канал (20 — 22000 Гц)
Лечение.
- Метод борьбы с дребезжаниями понятен и не требует особого разбирательства.
- Если на свип-тоне выплывают призвуки головок в колонках или, что является особенно «засадным», самовозбуждение усилителя, здесь дело посложнее, поскольку пахнет визитом в ремонтную мастерскую. Диагноз самовозбуждения – спонтанно возникающее в звучании «присипывание» в области верхних частот, шумы, которые могут быть особенно хорошо слышны в паузах между дорожками на диске.
- Иногда на верхних частотах после 8-10 кГц прослушиваются серии негромких, возрастающих по частоте писков. Это не самовозбуждение усилителя, а эффект возникновения стоячей волны в системе: выходной каскад усилителя – кабели – акустическая нагрузка. Звуковая частота, как бы отражаясь от акустики, возвращается в выходной каскад усилителя, который усиливает в этот момент чуть более высокую частоту свип-тона, откуда и возникают биения. На реальном звуковом сигнале такой подбор компонентов делает звучание на высоких частотах откровенно грязным. Борьба с этим явлением довольно простая – изменение длины или марки акустического кабеля. Иногда в деле бывает «замешан» плохой контакт в клеммных соединениях.
- Но самым тяжёлым диагнозом будет низкочастотное гудение в самом начале свип-тона. В самом худшем случае оно может быть значительным настолько, что будет закладывать уши. Это уже тяжёлый случай, поскольку «лечить» нужно уже не только аудиоаппаратуру, но и помещение прослушивания.
О том, как это сделать оптимальней, мы узнаем из следующей дорожки тестового диска (№7), служащей для оценки качества низкочастотного тракта. Он оценивается по двум параметрам – по определению низшей частоты рабочего диапазона вашей стереосистемы и её неравномерности в области до150 Гц. Механизм оценки здесь основан на одной из особенностей человеческого уха – хорошей памяти и предпочтительности восприятия низкочастотных звуков.
Трек №7. Набор частот для проверки НЧ тракта
Для справки. Это уже психоакустика. Попробуйте на досуге (при наличии двух генераторов звуковых частот) провести эксперимент: включите через свою домашнюю технику частоту пять-семь кГц. После этого от второго генератора с тем же уровнем подайте на вход усилителя ещё одну частоту, лежащую в области 50-80 Гц. К удивлению, Вы будете очень хорошо слышать низкочастотный тон и почти (или даже совсем) не слышать среднечастотный. Это называется эффектом маскировки, доказывающим «приверженность» нашего уха к басам.
Фонограмма, сначала для левого, а потом и для правого каналов, содержит запись ряда фиксированных звуковых частот низкочастотного диапазона. Сначала звучит голос диктора, сообщит о том, что звучит частота 60 Гц. Назовём её «опорной». Сосредоточьтесь и запомните её по уровню громкости. Затем голос диктора сообщит, что звучит частота в 20 Гц, 25 Гц, 30 Гц и так далее. В подавляющем большинстве случаев частота 20 и даже 25 Гц по громкости ниже, чем опорная, а далее громкость идёт по нарастающей. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и сипов от воздушных струй), совпадающий по громкости с опорным и определяет низшую рабочую частоту Вашего звукового тракта. Запомните её и продолжайте прослушивание. В идеальном случае все остальные низкочастотные тоны вплоть до 150 Гц должны быть одинаковыми по уровню. Но на практике встречаются провалы и всплески уровней, хорошо заметные ухом. Это и есть неравномерность низкочастотного звена Вашей домашней аудиоаппаратуры.
Для справки. Судя по письмам пользователей диска, эта фонограмма очень действенна и практична, а значительная часть аудиолюбителей даже использует её для настройки фазоинверторов в колонках. Хотим отметить, что здесь наше ухо превосходит по точности восприятия даже очень крутые спектроанализаторы.
Но вернёмся к возможному низкочастотному гудению, о котором мы упоминали при описании работы с предыдущими дорожками. Если ухо от гула закладывает, то выделите на дорожке №7 ту частоту, на которой наблюдается максимум гула. Именно здесь придётся «лечить» Вашу комнату.
Для справки. Это, как я уже указывал, результат совместной работы акустики и помещения – стоячая низкочастотная волна. Акустики называют их модами. В любом помещении их минимум три (длина, ширина и глубина). Но если они близки друг к другу по частоте, что бывает при кратных размерах комнаты (1:1, 1:2), то бороться ними чрезвычайно трудно.
Лечение в таких случаях дело непростое. Чаще всего оно выполняется во всей полосе звуковых частот (так проще) с помощью звукопоглощающих покрытий в виде напольных и настенных паласов, мягкой мебели. Обычно это решается в связке с общим дизайном помещения. Нужно только помнить, что синтетические паласы зимой, при сухости в квартире, могут накапливать значительный статический заряд, который позитивно влияет на самочувствие людей и способный вывести из строя дисплеи на аппаратуре. Выход – портативные увлажнители воздуха, которые теперь не являются дефицитом. Неплохие результаты получаются и при закладке потолка, а иногда и стен плитами сухой гипсовой штукатурки (СГШ). Если есть возможность вмешаться в геометрию комнаты, то очень эффективным средством может быть укладка у одной из стен дополнительной стены (в 0,5 кирпича), отходящей от плоскости существующей на 3-5 . Весьма эффективным, хотя и также достаточно дорогим, является применение натяжных («французских») потолков из плотной ткани. Наклонный подвесной потолок в виде монолитной звукопоглощающей конструкции тоже значительно снижает модальные резонансы.
Но если частоты мод известны точно (что мы можем сделать с помощью дорожки No7), то самым лучшим решением будет размещение у потолка и на стенах звукопоглощающих листов, геометрические размеры которых кратны длине волны моды. Например, для устранения моды на 63 Гц два листа из перфорированной фанеры размерами 1,25 х 1,25, (1/4 длины волны) подвешенные на рамках у потолка, снижают резонанс на 8-10 дБ.
Неравномерность АЧХ в области средних звуковых частот для нашего уха особенно заметна. Особенно резкие всплески и провалы, следующие друг за другом (профи называют это «забор»). Для определения на слух, без спектроанализатора, неравномерности АЧХ в области средних частот, служит дорожка №8. Фонограмма на ней представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов большого количества зрителей в зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении, которым является большой зал, эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю — шуму. Однако, на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различать самое начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с ровной, линейной АЧХ, слушатель воспринимает эту фонограмму как аплодисменты. Но если звуковой тракт имеет неравномерность АЧХ («забор»), аплодисменты начинают становиться похожими на шум холодного проливного дождя. И чем больше неравномерность, тем натуральнее кажется дождь. Отдельные хлопки, выделяющиеся из общего звукового фона, в этом случае воспринимаются как назойливые сильные капли дождя, стучащие по подоконнику
Трек №8. Аплодисменты
Лечение. Главным источником «дождя» является акустика. Изготовители обычно рисуют на упаковочных коробках радующие глаз покупателя практически горизонтальные линии АЧХ, а реальность, особенно у колонок с вуферами на полипропиленовых диффузорах, бывает просто ужасающей. Кроме того, «дождливость» наблюдается у многополосных АС, и чаще всего наихудшая равномерность проявляется в стыках между соседними полосами частот, особенно при не очень качественных кроссоверах. Здесь и неправильный выбора частот раздела полос, и совместное излучение разнесённых между собой головок у частот среза (из-за недостаточной крутизны среза у фильтров). Немалую толику добавляет и замагничивание сердечников разделительных индуктивностей.
По дорожке №9 определяется линейность стереокартины по ширине звуковой сцены. Нужно это и для того, чтобы проверить правильность расстановки колонок в помещении. В фрагменте записаны удары перемещающегося слева направо малого барабана. Фонограмма содержит семь ударов барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению и перемещение их в пространстве линейно, т. е. углы между ударами одинаковы. Первый удар слышен на первом звуковом плане с самого левого края звуковой сцены; второй чуть ближе к середине и чуть глубже; третий удар отнесён ещё чуть дальше вглубь звуковой сцены и ближе к её середине. Четвёртый удар должен восприниматься слушателем точно из середины звуковой сцены, в глубине, на втором — третьем звуковом плане. Пятый и шестые удары аналогичны соответственно третьему и второму, но с правой стороны от середины сцены. Седьмой удар находится на первом плане в самой правой части сцены.
Трек №9. Перемещающийся барабан
Лечение.
- Если первый удар сливается со вторым, а шестой с седьмым, то Вам нужно раздвинуть колонки – они стоят слишком близко.
- Если не ощущается глубина перемещения – выдвиньте колонки ближе к себе.
- Если углы перемещения ударов несимметричны – обратите внимание на расположенную рядом с колонками мебель или её разноплановость в звукопоглощении. Мягкий диван с одной стороны и полированный шкаф с другой – верный признак такого «недуга».
- Если сами удары не очень чётки по ориентации в пространстве (не сфокусированы) , то здесь могут крыться две причины.
Первая – недостаточное разрешение звукового тракта. Чаще всего это бывает из-за низкого качества источника. Как раз здесь особенно точно видна разница между дорогими и дешёвыми проигрывателями CD дисков. Не менее значимым здесь является качество усилителя, в частности, его фазо- частотная характеристика. Весьма заметный вклад в ухудшение музыкального разрешения могут внести кабели, причём даже в большей степени межблочные. Очень часто перепутанное направление кабеля делает звучание блёклым и размазанным. Судя по дискуссиям, периодически возникающим в прессе, в это можно верить или не верить. Но когда эффект проявляется в живую, спорщики обычно замолкают и становятся приверженцами подбора кабелей. Если, конечно, класс звукового тракта позволяет услышать разницу. Этому, кстати, были посвящены специальные сопоставительные демонстрации на выставке «Российский Hi-End». Ну и отнюдь не последнюю роль играют колонки, причём в большей степени их конструкция.
Вторая – акустическая обработка помещения прослушивания (не путайте со звукоизоляцией, о которой мы говорили выше). В недостаточно заглушенном, гулковатом помещении много переотражений на средних и мидбасовых частотах, которые размывают локализацию звуковой сцены, хотя само звучание обычно имеет приятно яркий, сочный характер. В то же время, переглушенное помещение с точки зрения локализации всегда очень хорошо, но характер звучания теряет жизнерадостность и становится сухим. Понятно, что в таком деле нужен разумный компромисс и фонограмма на дорожке No9 является здесь очень удобным инструментом. Конкретный пример: послушайте перемещающийся барабан в комнате с паркетом, покрытым лаком, а затем ещё раз с паласом (ковром) на полу, занимающим 40-50 % площади. Локализация заметно изменится в лучшую сторону. А затем разверните палас и закройте 100% площади пола. Локализация станет чуть лучшей, но характер звучания более сухим. Такие же эксперименты можно проделать со стеновыми и потолочными покрытиями, применяя упомянутые выше акустические материалы и драпировки. Но не увлекайтесь звукопоглощением и не за бывайте про рассеяние звука. Должно быть и то и другое, в компромиссе. В хороших студиях всегда имеется и большой фонд звукопоглощения и подвесные криволинейные или несимметричные конструкции, улучшающие диффузность звука.
Примечание: По дорожке №9 можно оценить также и переходное затухание между каналами в звуковом тракте. Как известно, малый барабан имеет снизу натянутые пружинки, которые хорошо слышны. Если при перемещении барабана в правый канал в левом слышны послезвучия пружинок даже после пятого – шестого удара, звуковой тракт выококачественным назвать никак нельзя. Чаще всего в этом виновен усилитель или головное устройство, но иногда улучшить положение можно перекладкой межблочных кабелей.
Часть II, музыкальный материал.
В этой части Вам нужно быть особенно внимательным, поскольку количество тестового материала минимизировано и по каждой из фонограмм нужно будет оценивать минимум два-три параметра. Пристальней вглядитесь в текст описания звучания дорожек, тогда диагностика возможных неприятностей со звуком не покажется Вам сложной. А «лечение» выявленного будет зависеть от модельного ряда используемой Вами аппаратуры и в значительной степени связано с финансовыми возможностями и личным музыкальными пристрастиями.
По дорожке №10 определяется микродинамика и глубина создаваемой звуковой сцены. Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами — контрабасом и ударной установкой. Запись отличается исключительно высоким качеством. Она была произведена в большой музыкальной студии с помощью двух конденсаторных микрофонов в формате «Х-Y», 24 бит/ 96 кГц. Аналоговый сигнал оцифровывался сразу после микрофонов и передавался по микрофонным кабелям к пульту уже в цифровом виде.
Трек №10. Alex Rostotsky Trio, «Intro»
Барабанщик и его ударная установка располагаются в середине не очень широкой звуковой сцены, в самой её глубине (на третьем-четвёртом звуковом плане). Контрабасист находится также далеко, чуть слева от ударной установки. В начале фрагмента оба музыканта играют очень тихо. Тем не менее, их инструменты хорошо слышны, музыка воспринимается чётко, с исключительно высокой детальностью. Звучание контрабаса ярко и полновесно. Даже на таком малом уровне громкости отчётливо слышно движение смычка музыканта по струнам и лёгкие постукивания его пальцев по грифу. При игре пиццикато контрабас звучит ясно и отчётливо, без мешающей гулкости и размытости. Удары по барабанам полновесны и упруги. «Пробежка» барабанщика по ним буквально поражает своей чёткостью и ясностью. Тарелки звучат весьма достоверно, как при очень тихой игре музыканта в самом начале фрагмента, так и в конце, когда он играет громко.
Оценки звучания.
1. Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты визуально находятся на горизонтальной линии между колонками (то есть на переднем плане).
2. При неудовлетворительной микродинамике в самом начале фонограммы совсем не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно постукивающих о гриф пальцев музыканта и (или) при игре контрабасиста смычком отчётливо неслышно «упирающегося» движения смычка по струнам. И хорошей, если пальцы контрабасиста слышны чётко и ясно. Отличной микродинамикой и исключительно высоким качеством обладает звуковой тракт, если Вы услышите очень тихий шелест (время 1 мин 09 сек), когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает её рукой. Таким звуковым трактом можно гордиться.
По дорожке №11 определяется натуральность в звукопередаче музыкальной атаки, а также положение и фокусировка звуковой сцены по ширине (в горизонтальной плоскости ) и высоте (в вертикальной плоскости).
Трек №11. Ron Tutt, «Improvisation»
На фонограмме представлен фрагмент игры барабанщика (соло). Чётко выраженная локализация тарелок по направлению и глубине позволяет слушателю правильно и точно оценить пространственную расстановку всех»составляющих» ударной установки. Она записана «крупным планом», т.е. располагается близко к слушателю по всей ширине звуковой сцены. Звучание яркое, полновесное и красивое. В самом начале фонограммы следует акцентировать внимание на игру музыканта по барабанам. Они звучат ярко, с подчёркнутой упругостью и «мясистостью», очень динамично и привлекательно на слух. Вторая часть фонограммы акцентирована на тарелках и хай-хэте, артикуляционной чёткости их звучания и точности положения в стереопространстве. Хай-хэт расположен чуть справа от середины сцены, слегка выше малого барабана. Когда барабанщик начинает «перебивку» на тарелках, то «вторая» тарелка визуально воспринимаются слушателем правее, выше и слегка ближе хай-хэта, «третья» – чуть левее. Далее игра музыканта переносится влево и следующая, «четвёртая» тарелка звучит намного левее и уже заметно выше хай-хэта. Затем раздаётся удар ещё по одной тарелке, которая слышна ещё левее, выше и ближе к слушателю. За ней слышно «шестую», воспринимаемую чуть выше и глубже предыдущей и, в довершении, почти одновременно, звучат седьмой и восьмой удары, ещё дальше отодвинутые от слушателя в глубину и расположенные слегка ниже предыдущих. Натуральность музыкальной атаки оценивается по первой части фонограммы, фокусировка тарелок в пространстве по второй части.
Оценка звучания.
1.Неприемлемым с точки зрения правильной атаки считается, если звучание барабанов тускло, в нём нет упругости и «мясистости»; малоприемлемым, если звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в ударе.
Лечение: если на мидбасе и басе недостаёт упругости и чёткости поставьте Ваши колонки шипами на уложенные на пол мраморные подставки толщиной 3-5 см. В 9 случаев из 10 характер звучания изменится в лучшую сторону.
2.Неприемлемым или малоприемлемым считается, если звуковая сцена уже пространства между колонками (крайние правая и левая тарелки сдвинуты к центру сцены), а также явно ниже или выше плоскости глаз слушателя.
3. Неприемлемо или малоприемлемо, если в звучании тарелок относительно хай-хэта и нет разницы по высоте (в вертикальной плоскости) или она недостаточна (последние удары по левым тарелкам лишь слегка поднимаются вверх относительно положения хай-хэта).
По дорожке №12 оценивается тембральный и музыкальный балансы звучания. Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Качество её записи может служить образцом музыкальной сбалансированности звучания. Состав музыкальных инструментов: саксофон, рояль, электрогитара, бас — гитара и ударная установка. Они расположены по всей ширине звуковой сцены, на первом и втором звуковых планах, как бы расставлены в линейку совсем близко от слушателя. Музыкальные инструменты в записи пространственно чётко сориентированы перед слушателем, музыкально сбалансированы между собой и воспринимаются с одинаковой громкостью.
Трек №12. Mighty Sam McClain, «Give It Up To Love»»
Слева находится рояль, справа гитара и бас. Посередине звуковой сцены, чуть сзади основных инструментов, расположена ударная установка. Она записана широко, барабаны, тарелки и хай-хет как бы расставлены по передней плоскости. По центру, перед ударной установкой, чуть ближе к слушателю слышен саксофон. Музыкант во время игры иногда мигрирует от середины чуть-чуть вправо и перемещающийся звук его саксофона позволяет слушателю это ощутить. Мужской вокал слышен точно из центра стереокартины. В самом начале пьесы певец из глубины сцены подходит к микрофону – его голос перемещается с заднего звукового плана к переднему и «остаётся» там до конца пьесы. Тембрально вокал звучит мягко и полновесно, с хорошим содержанием низких составляющих. Он ясен, чёток и разборчив, но ни в коем случае не резок. Рояль воспринимается наполнено, динамично, с яркой атакой и в нескольких местах акцентирован по уровню. Бас плотен, густ, очень приятен по тембровой окраске. В общей звуковой картине он находится между первым и вторым планом и не выступает вперёд. Гитара, основная роль которой в этой пьесе — аккомпанемент, визуально также расположена между первым и вторым звуковым планом.
Тембральный баланс (натуральность звучания инструментов) и музыкальный балансы (сбалансированность между инструментами и вокалистом по уровню) оцениваются слушателем отдельно.
Оценка звучания.
- Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается,если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и (или) если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер звучания.
- Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения музыкального баланса считается, если вокал или какой-то из музыкальных инструментов явно выходит со своего звукового плана, т.е. явно выделяется по уровню громкости (выдвинут вперёд) или проваливается из » общей шеренги» по громкости (отодвинут назад).
По дорожке №13 оценивается линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа. Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала московской консерватории. Запись изначально цифровая (звуковой сигнал оцифровывался непосредственно после микрофонов) в формате 24 бит/ 96 кГц, и после мастеринга приводился к стандартному формату записи компакт-дисков 16 бит/ 44 кГц. По замыслу звукорежиссёра, слушатель должен находится где- то в середине зала и ощущать общее звучание оркестра с максимальной воздушностью и объёмом. Поэтому музыканты воспринимаются отдалёнными от слушателя. Приведённый фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой. И первая часть, звучащая совсем тихо (piano pianissimo) и вторая (piano), и громкая третья (forte) и четвёртая, заключительная (forte fortissimo), должны восприниматься слушателем одинаково натурально. Пиццикато группы струнных инструментов в первой части, несмотря на небольшую громкость, должно быть чётким и ясным, слушатель свободно и чётко различает «щипок» пальцев музыкантов. Солирующие медные инструменты во второй части фонограммы легки, отчётливы и хорошо локализованы по месторасположению в оркестре. Третья, наиболее громкая часть этой фонограммы, совсем непроста для звукового тракта. Здесь оркестр звучит очень мощно. Вступает группа виолончелей и контрабасов, придающих звучанию оркестра грандиозность. На слух кажется, что общее звучание как бы развёртывается перед слушателем и визуально чуть приподнимается вверх. Восприятие большого количества струнных и духовых инструментов должно быть полифоничным — оставаться чистым и натуральным, где разборчиво и отчётливо слышны не только струнные и духовые группы, но и отдельные инструменты в них. Хороший по динамике звуковой тракт передаёт эту часть фонограммы легко, музыкально и динамично. Оно не должно восприниматься «замыленным», сливаться в общее «облако», наполненное инструментами.
Трек №13. A.Schnitke, «Childhood»
Оценка звучания.
- Неприемлемым или малоприемлемым считается, если струнное пиццикато в первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно по сравнению со следующей, более громкой частью.
- Неприемлемым или малоприемлемым считается, если в третьей части (после вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный скачёк громкости (forte) и далее, в финальной, ещё один скачёк (forte fortissimo), иными словами, звучанию явно недостаёт лёгкости, динамики, энергетики.
- Неприемлемым или малоприемлемым можно считать, когда в третьей и четвёртой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения, или же искажений нет, но оркестр явно не дотягивает по громкости до forte fortissimo.
- Неприемлемо, если оркестр уже в третьей части начинает звучать общей «кашей», сливаться, отдельные группы музыкальных инструментов слабо различимы, или эти группы совсем неразличимы.
Дорожка №14. Дополнительная дорожка для оценки качества звучания самых низших звуковых частот. Она нужна только для самых высоких по качеству баса звуковых трактов, работающих в акустически обработанных помещениях. Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в котором содержится запись большого оркестрового (турецкого) барабана, имеющего очень низкий регистр. Его можно услышать только с помощью высококачественного сабвуфера, натурально воспроизводящего самые низшие звуковые частоты 20 – 25 Гц. Для удобства судейства отрывок повторяется три раза подряд и турецкий барабан вступает на дорожке с 3-ей, 17-й и 32-й секунды.
Трек №14. Guiseppe Verdi, «La donna E Mobile»
Оценка звучания.
Если Вы ощущаете, что с указанных секунд в звучание оркестра каждый такт добавляется явно различимый низкий басовый удар, и помещение при этом не гудит, Вас можно от всей души поздравить!
7 комментариев
Не так часто можно встретить слушателей, полностью довольных своим домашним звуком. В той или иной степени что-то кажется не таким или совсем не таким, как хотелось бы. И здесь начинаются мытарства по собиранию советов друзей и сочувствующих. Но восприятие звука дело субъективное и сугубо индивидуальное. И чаще всего результат следования таким советам приводит к парадоксальным явлениям – что-то из техники меняется на другое, как правило, более дорогое, а желанного успокоения от качественного звука не наступает – диагноз «звуковой хандры» оказывается неверным. Поэтому самым правильным будет разбираться со звуковыми проблемами самому. При правильной постановке задачи это можно сделать вполне успешно и достоверно.
Для того, чтобы облегчить многим любителям музыки диагностику и правильную настройку звукового тракта, предлагаем воспользоваться разработкой Акустического центра НИЧ МТУСИ — тестовым диском «Аудиодоктор FSQ» и специальной методикой FSQ для проведения некоторых объективных и субъективных акустических испытаний. Методика разрабатывалась почти 10 лет на основании данных, полученных по результатам длительной серии экспертных субъективных прослушиваний качества звучания звуковых трактов, проведённых на кафедре Радиовещания и Электроакустики МТУСИ. Первоначально метод FSQ предназначался только для домашних аудиосистем, но затем был адаптирован для субъективных испытаний мультимедийных систем, студийных мониторов и даже для экспресс-оценки качества звучания в салоне автомобиля (Car Audio FSQ). В 2001 году метод был опубликован и принят Международным обществом аудиоинженеров (AES).
Ниже приведены ссылки для скачивания самого диска и инструкции по его использованию. В этих инструкциях подробно описано содержание дорожек тестового диска и то, как это должно быть услышано. Ну и, разумеется, приведены рекомендации о том, что нужно предпринять, если со звуком не всё в порядке.
Автор: Дмитрий Свобода
Заведующий Акустическим центром НИЧ МТУСИ, научный руководитель Учебно-исследовательского электроакустического комплекса (УИЭК) МТУСИ, руководитель направления акустической метрологии Российской (московской) секции Международного общества аудиоинженеров (AES RU), организатор выставок
отечественной авторской аудиоаппаратуры «Российский Hi-End», председатель координационного совета Российской Лиги автозвуковых соревнований (ЛАС).
Год выпуска: 2008
Таблэтка: Не требуется
Своё название этот диск получил самым логичным образом. Дело не только в том, что это — новая редакция самого популярного у нас в стране «тестово-настроечного» компакт-диска. Новая редакция состоит из двух совершенно независимых частей.
Доп. информация: Судя по многочисленным отзывам, мы недооценили уровень компетентности наших читателей. Первый «АудиоДоктор» был сделан на базе судейского диска «Car Audio FSQ» c некоторыми упрощениями. Так, между дорожками нами были увеличены паузы, чтобы оставить побольше времени для анализа услышанного. Непростые для восприятия треки для проверки фазировки звукового тракта на низких, средних и высоких частотах мы записали повторяющимися по два раза.
Во второй редакции «АудиоДоктора» было решено от этого отказаться и вернуться к той форме, которая заложена в оригинальный тестовый диск FSQ. Поэтому «АудиоДоктор-2» рассчитан на достаточно опытных слушателей, какими, видимо, и являются большинство наших читателей. Сама подборка тестовых дорожек не изменилась, поскольку оригинальный диск за шесть лет «дошлифован» до общепризнанно надёжного и проверенного инструмента для оперативной акустической экспертизы. Однако для пущего удобства и универсальности при настройке звукового тракта мы решили добавить несколько технических дорожек.
Размер: 288 MB
Скачать с
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Файл загружен на облачный сервис и готов к скачиванию
Материал предоставляется исключительно в целях ознакомпления и стимулирования приобретения оригинального продукта. Администрация Автофайлов отказывается от какой-либо ответственности за содержание и последующее использование скачанных файлов.
Для авторов и правообладателей. Если Вы не согласны с размещением своего материала на страницах ресурса, просто сообщите нам об этом посредством обратной связи, чтобы удалить его.
- Форум автозвука
- Хороший звук для каждого
- Вопросы от новичков
- Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
-
22.10.2009 16:24 #1
В обсуждении: Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
Скачал себе вот этот тестовый диск по этой ссылке: http://www.cwer.ru/audiodoktor_fsq_2_0.
После прослушки возник вопрос про фазировку. Сигнал который в фазе звучит тише и по бокам нежели в противофазе (громче и по центру). Проверка батарейкой показывает что динамики подключены правильно — «+» к «+», «-» к «-«. Пробовал менять контактные пары, звук один и тот же. Из-за чего такое может быть? Может диск левый?
Полезные темы:
- Аплодисменты с диска FSQ (аудиодоктор)
- Варианты подключения усилитель — акустика
- Фазировка мидбасса
- АудиоДоктор FSQ — вопрос о содержании
-
22.10.2009 16:24 # 0+
Если Вы впервые на нашем Форуме:
- Обратите внимание на список полезных тем в первом сообщении.
- Термины и наиболее популярные модели в сообщениях подсвечиваются быстрыми подсказками и ссылками на соответствующие статьи в МагВикипедии и Каталоге.
- Для изучения Форума не обязательно регистрироваться — практически весь профильный контент, включая файлы, картинки и видео, открыты для гостей.
С наилучшими пожеланиями,
Администрация Форума автозвука Магнитола
-
22.10.2009 16:47 #2
Re: Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
-
22.10.2009 17:00 #3
Re: Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
-
22.10.2009 17:02 #4
Re: Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
Порезаны пасивными кроссами которые шли в комплекте к DLS R6A. Магнитола безпроцессорная, пока, Альпайн Х300. Планируется смена на 88 пионер.
-
22.10.2009 17:07 #5
Re: Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
Сообщение от zyuzyukin
Порезаны пасивными кроссами которые шли в комплекте к DLS R6A. Магнитола безпроцессорная, пока, Альпайн Х300. Планируется смена на 88 пионер.
диск врядли бракованный, на каких именно частотах противоваза получается?
-
22.10.2009 17:09 #6
Re: Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
Поздравляю… теперь Вы в курсе, что акустическая фаза и электрическая НЕ одно и то же.
Так и должно быть в 2-полоске без проца и не симметричном положении слушателя.———- Post added at 17:10 ———- Previous post was at 17:09 ———-Сообщение от sta/s2z
… на каких именно частотах противоваза получается?
стопудово на СЧ
-
22.10.2009 17:12 #7
Re: Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
Ага на СЧ, и НЧ. На ВЧ фаза ближе к центру чем противофаза. Пищи стоят в уголках зеркал и направлены в центр салона. Миды стоят в шататных местах на подиумах без подворота.
-
22.10.2009 17:13 #8
Re: Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
Сообщение от MaikG3
Поздравляю… теперь Вы в курсе, что акустическая фаза и электрическая НЕ одно и то же.
Так и должно быть в 2-полоске без проца и не симметричном положении слушателя.———- Post added at 17:10 ———- Previous post was at 17:09 ———-
стопудово наСЧ
Далеко не факт, что так и должно быть, но проверить легко — сесть на заднее сидение ровно посередине и послушать, если все будет идеально в фазе, значит все хорошо
если останется на какой-то полосе противофаза — искать косяк———- Post added at 17:14 ———- Previous post was at 17:13 ———-Сообщение от zyuzyukin
Ага на СЧ, и НЧ. На
ВЧ
фаза ближе к центру чем противофаза. Пищи стоят в уголках зеркал и направлены в центр салона. Миды стоят в шататных местах на подиумах без подворота.
поменяй местами + и — на ОДНОМ из мидов
-
22.10.2009 17:16 #9
Re: Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
Сообщение от sta/s2z
Далеко не факт, что так и должно быть, но проверить легко — сесть на заднее сидение ровно посередине и послушать, если все будет идеально в фазе, значит все хорошо
если останется на какой-то полосе противофаза — искать косяк+1
Все зависит от ширины салона…
-
22.10.2009 17:28 #10
Re: Фазировка динамиков по Аудиодоктор FSQ
Сообщение от sta/s2z
поменяй местами + и — на ОДНОМ из мидов
Менял. на всех мидах. Ширина салона — хрен знает не мерял. Авто Хёндай Гетц.
Социальные закладки
Социальные закладки
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
- BB коды Вкл.
- Смайлы Вкл.
- [IMG] код Вкл.
- [VIDEO] code is Вкл.
- HTML код Выкл.
- Trackbacks are Выкл.
- Pingbacks are Выкл.
- Refbacks are Вкл.
Правила форума