Тест «Дерево с человечками» (автор Д. Лампен в адаптации Л.П. Пономаренко)
Психологические тесты по социальной психологии
Просмотров: 98847
Оглавление
Инструкция:
Методика «Дерево с человечками» направлена на выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе.
«Посмотрите на рисунок дерева, на котором схематично изображены человечки. У каждого из этих человечков на дереве разное настроение, и они занимают различное положение. Для начала определите, какой из них больше всего похож на вас. После этого выберите человечка, на которого вы бы хотели быть похожи».
Рисунок 1. Тест «Дерево с человечками» (автор Д. Лампен в адаптации Л.П. Пономаренко).
Интерпретация результатов теста
Первый выбранный персонаж – я в настоящем, второй – каким я хочу быть в будущем.
Человечек, которого вы выбрали первым, показал, какое положение в обществе вы занимаете в данный момент. Второй продемонстрировал те качества, которых вам пока не хватает для того, чтобы стать тем, кем вы хотите быть.
Чтобы расшифровать тест, достаточно прочитать описание к выбранному персонажу.
Таблица 1. Интерпретация результатов теста «Дерево с человечками» (автор Д. Лампен в адаптации Л.П. Пономаренко).
1, 3, 6, 7 |
Вы – целеустремленный человек, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути. |
2, 11, 12, 18, 19 |
Коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким. |
4 |
Устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности. |
5 |
Характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил. |
9 |
Просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений. |
13, 21 |
Тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности. |
8 |
Любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять. |
10, 15 |
Нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром. |
14 |
На лицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и даже начало депрессии. |
20 |
Завышенная самооценка лидера требует максимального внимания окружающих к себе любимому. |
16 |
Вы были всегда готовы прийти на помощь и ободрить друга, но устали от этого, как и человечек под номером 16. Если же вам кажется, что 17-й обнимает 16-го, то выбранный вами человечек приобретает иной смысл. Это значит, что вы окружены заботой. Не удивляйтесь, каждый видит этот мир по-своему. |
17 |
Любит быть в центре внимания, но не способен самостоятельно справиться со своими проблемами. Зато он уверен в том, что его всегда поддержат. |
Похожие статьи
Добро пожаловать в мир психологии
Здесь вы найдете всю необходимую информацию по психологии для учебы и много интересного и познавательного!
Лекции по психологии
Обзоры
Популярные материалы
ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)
Методику «Дерево» (автор Д. Лампен) адаптировал Л.П. Пономаренко. Она может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики (её ещё называют «Дерево с человечками»):
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).
Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»).
Инструкция дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.
В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
№ позиции фигурки |
Характеристика |
1, 3, 6, 7 |
характеризует установку на преодоление препятствий |
2, 11, 12, 18, 19 |
общительность, дружескую поддержку |
4 |
устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) |
5 |
утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость |
9 |
мотивация на развлечения |
13, 21 |
отстраненность, замкнутость, тревожность |
8 |
отстраненность от учебного процесса, уход в себя |
10, 15 |
комфортное состояние, нормальная адаптация |
14 |
кризисное состояние, «падение в пропасть» |
20 |
часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной |
По результатам проведения методики «Дерево» в классе, составляется диаграмма, где наглядно отображается ситуация адаптированности детей к обучению в классе.
Источник в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.
Тест «Дерево с человечками»
Автор этого теста — известный британский психолог Пип Уилсон (Pip Wilson). Он
был создан для школьников с целью проверить, как они освоились в школе за
первые три года. Однако позже выяснилось, что он актуален и для взрослых. Тест
помогает человеку определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и
даже в какой-то степени осознать свое положение в обществе.
Инструкция дается в следующей форме:
«Рассмотрите
это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из
них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный
фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на
вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве
находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.
Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы
хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Бывает
так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.
В этом случае не следует
ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен
в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть
достаточно информативным.
Расшифровка результатов теста:
Если вы выбрали позицию № 1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас как
целеустремленного человека, который не боится никаких препятствий и преград.
Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то
вы общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям.
Выбор человечка под номером 4 определяет вас как человека с устойчивой
жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления
трудностей.
Номер 5 — вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас
жизненных сил.
Выбор пал на человечка под номером 9 — вы веселый человек, любящий
развлечения.
Номер 13 или 21 — вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и
избегаете частого общения с людьми.
Номер 8 — вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем и
погружаться в собственный мир.
Если вы выбрали номера 10 или 15 — у вас нормальная адаптация к жизни, вы
находитесь в комфортном состоянии.
Номер 14 — вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены
внутреннему кризису.
Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы
прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому
другому.
Выбор пал на человечка № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости
поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17
вас обнимает — в таком случае вы склонны расценивать себя как человека,
окруженного вниманием.
№ |
Характеристика |
1, |
характеризует |
2, |
общительность, |
4 |
устойчивость |
5 |
утомляемость, |
9 |
мотивация |
13, |
отстраненность, |
8 |
отстраненность |
10, |
комфортное |
14 |
кризисное |
20 |
часто |
Тест «Человечки на дереве»
Цель: исследовать эмоциональное состояние и готовность детей к социуму (пойти в школу, посетить лагерь и др.). Также с помощью этого теста можно проследить и дальнейшее состояние ребенка (например: как он чувствует себя в коллективе, как реагирует на проблемы и трудности).
Инструкция.
Вариант 1
Инструкция для выполнения теста с детьми для определения социальной активности: «На дереве изображены человечки, которые ходят в лесной детский сад (школу), поэтому они и нарисованы на дереве. Представь, что ты тоже оказался тоже в этом лесном садике (школе). Покажи, какой из этих человечков ты». «А может тебе нравится еще какой-то человечек, на месте которого ты бы хотел оказаться? Раскрась его другим цветом».
Дополнительная инструкция: «Ты можешь определить других ребят на дереве? Покажи где твои друзья? Есть ли здесь твои воспитатели (учителя)?»
Вариант 2
Инструкция для выполнения теста с детьми для определения своей позиции и членов семьи в домашнем взаимодействии: «На этом дереве расположено много человечков, в том числе и твоя семья. Покажи, где здесь ты? Где мама, папа, брат, сестра?» Можно попросить ребенка найти бабушку и дедушку, даже если они проживают раздельно.
Вариант 3
В ходе родительского консультирования после проведения варианта 2. Психолог предлагает родителям (не демонстрируя рисунок ребенка) определить свое актуальное эмоциональное состояние, а потом предположить, как выполнил методику ребенок: «Как вам кажется, какого человечка ваш ребенок выбрал для вас: мамы? папы? воспитателя? и др.» Результаты записываются, а потом сравниваются с реальным рисунком ребенка.
Интерпретация.
Анализ результатов проводится исходя из того, какие позиции выбирает ребенок, с расположением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Выбор других детей поможет проанализировать дружеские связи ребенка или наоборот, выявить детей, общение с которыми не доставляет радости. Очень показательно, каких ребенок выбирает взрослых (родителей, воспитателей). Это помогает лучше понять, какую роль они для него играют.
Интерпретация позиций (общая для любого варианта).
№ позиции фигуры |
Характеристика |
3, 6, 7 |
установка на преодоление препятствий |
2, 17, 18, 11, 12 |
общительность, дружелюбие |
4 |
устойчивость положения, стремление успехам, без прикладывания усилий |
5 |
усталость, общая слабость, небольшой запас сил. При выборе этой позиции в варианте 1 возможно ребенку требуется отдых от коллектива сверстников. В варианте 2 – показывает члена семьи, который нуждается в отдыхе или демонстрирует отстраненность от домашних бытовых вопросов |
1, 9 |
мотивация на развлечения и веселье |
13 |
позиция наблюдателя |
21 |
отстраненность, замкнутость |
нежелание контактировать, «уход в себя» |
|
10, 15 |
комфортное состояние, ощущение опоры и поддержки |
14 |
неприятные чувства, стресс, кризис, «падение в пропасть» |
20 |
лидерская позиция при выборе самого себя, при выборе другого человека – признание его авторитета и уважение |
19 |
доброжелательность, стремление прийти на помощь |
16 |
общительность и поддержка. Обычно дети не видят эту позицию как «человечка, который несет на себе человечка № 17», а видят в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17). При выборе для другого человека ощущение от него помощи и защиты. |
Тест дерево с человечками выглядит достаточно легкомысленно, но тест создавался для важной цели – исследования эмоционального состояния.
Суть теста бесконечно проста.
Есть рисунок дерева. На нем человечки на разной высоте и в разных позах. Надо найти такого, которой вызывает стойкие ассоциации с собой любимым. В текущий момент времени, конечно.
Далее следует расшифровка теста дерево с человечками.
👁️Смотрим картинку. 💭 Думаем и 🎯 выбираем. Где Вы на этом дереве?
*Авторизованным пользователям на WB действует дополнительная СКИДКА постоянного покупателя.
✅ РАСШИФРОВКА ТЕСТА
1 и 3, 6 и 7 – поза целеустремленного человека, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути.
2, 11 и 12, 18 и 19 – коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким.
4 – устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности.
5 – характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил.
9 – просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений.
13 и 21 – тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности.
8 – любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять.
10 и 15 – нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром.
14 – на лицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и даже начало депрессии.
20 – завышенная самооценка лидера требует максимального внимания окружающих к себе любимому.
16 – устал от жизни и необходимости поддерживать других, поэтому получает сам поддержку от человечка № 17.