Вопрос
На одном из этапов разработки инструкции по делопроизводству у нас в компании возник вопрос: «А в чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов?»
Мы перестроили порядок по информационно-справочной документации (раньше все делалось только через служебные записки), но встал вопрос по организационно-правовым документам.
Будем признательны за помощь!
профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Разница – в цели создания и функциональном назначении видов документов. Вид документа – обобщенное название совокупности документов, принадлежащих к определенной системе документации и связанных между собой по признакам содержания и целевого назначения.
В процессе разработки инструкции по делопроизводству регламентируют прежде всего работу с документами, принадлежащими к системе организационно-распорядительной документации, в которой есть следующие подсистемы:
- организационная документация (документы этой подсистемы являются правовыми актами);
- распорядительная документация (документы этой подсистемы – также правовые акты);
- справочно-информационные документы;
- документы по личному составу;
- договорная документация.
Положение, правила, инструкция, а также устав, штатное расписание, структура и штатная численность являются документами подсистемы организационной документации. К организационным документам относятся и новые виды создаваемых в настоящее время документов – концепция, стратегия, политика.
На общепонятийном уровне определения видов организационных документов закрепляются словарями – энциклопедическими, русского языка и специальными отраслевыми.
В профессиональной сфере делопроизводства и архивного дела названия видов документов должны, конечно же, употребляться в терминологическом значении. Рекомендуем проанализировать цели создания и функциональное назначение организационных документов, которые закреплены в определениях их видов, зафиксированных в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):
- «положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения»;
- «инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан».
Такую же юридическую природу имеют регламент и правила, определения и функциональное назначение которых были зафиксированы отраслевым словарем – Кратким словарем видов и разновидностей документов (М., 1974):
- «регламент – свод правил, определяющих порядок работы учреждения, предприятия»;
- «правила – свод обязательных для выполнения требований, норм».
В словарях фиксируется актуальное употребление того или иного слова в конкретном значении. В настоящее время новый словарь видов и разновидностей управленческих документов готовит ВНИИДАД, обобщая современную практику. Регламент как свод правил (название вида известно с 18 века, с петровских времен), правила и положение как свод правил, регулирующих определенную отрасль или направление деятельности, одинаково допустимы для наименования видов издаваемых организационных документов.
Опыт «лучших практик» показывает, что в настоящее время организации самостоятельно устанавливают видовой состав издаваемых организационных документов, разрабатывая и утверждая на высшем уровне принятия решений (совет директоров, правление) соответствующий стандарт или классификатор видов и разновидностей документов, которые подлежат обязательному применению в данной организации (конечно же, с учетом классификатора бизнес-процессов, классификатора функций или вопросов и участков деятельности организации). При разработке подобного стандарта учитываются требования действующего законодательства, указания вышестоящих и контролирующих организаций, «лучшие практики» и обычаи делового оборота, практика государственных органов и органов местного самоуправления. Определяются подробно цель создания, функция и даже структура текста (в общем виде) применяемого организационного документа.
Пример
В организации могут издаваться административные регламенты (по функциям и услугам, если брать пример с государственных органов) и технические регламенты (преимущественно по производственным процессам, по процессам контроля и поверки приборов и оборудования; обратите внимание, что на федеральном уровне утверждаются технические регламенты на продукцию, имеющие силу федерального закона).
Исходя из требований законодательства в государственных органах разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и служебные должностные регламенты.
Должностные инструкции, положения о должностях руководителей (например, положение о должности генерального директора, положение о должности члена совета директоров и т.п.) и положения о структурных подразделениях разрабатываются в организациях на основе требований подзаконных нормативных правовых актов.
Производственный процесс в целом может регламентироваться инструкцией, а одна из его составных частей (один из процессов) возможно регламентировать правилами его реализации, схемой или блок-схемой.
Регламентация видового состава документов в процессе разработки и регламентации процедуры, бизнес-процесса, функции и услуги (государственной, муниципальной, оказываемой клиентам организации и т.п.) способствует управляемости организации, повышает качество управления, позволяет оценивать его по показателям эффективности и обеспечивать реальный переход на электронный документооборот.
4.2.1. Положение принимается в том случае, если устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России.
В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для исполнения.
В регламенте и инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения законодательных и иных нормативных актов.
4.2.2. Текст печатается на листах формата A4.
Констатирующей частью положения (правил, регламента, инструкции) служит раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных норм.
4.2.3. Положение, правила, регламент и инструкция должны обязательно иметь заголовок, отвечающий на вопрос «О чем?».
Заголовок выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.
4.2.4. Основной текст положения, правил, инструкции может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается».
Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.
Названия глав могут выделяться полужирным шрифтом и выравниваются по центру.
4.2.5. Положения, правила, регламенты и инструкции разрабатываются соответствующими структурными подразделениями ФАС России, визируются руководителями данных структурных подразделений и утверждаются руководителем ФАС России (или заместителем руководителя ФАС России временно исполняющим обязанности руководителя).
Визирование данных документов производится в соответствии с требованиями, изложенными в пп. 2.2.15. Инструкции.
Согласование положений, правил инструкций осуществляется в соответствии с правилами, изложенными в пп. 2.2.14. Инструкции.
Утверждение оформляется грифом утверждения на подлиннике (см. пп. 2.2.17. Инструкции) или, если введение данных документов в действие требует дополнительных мероприятий, приказом по основной деятельности ФАС России (оформление см. п. 4.1. Инструкции).
Мы продолжаем цикл статей, посвященный разработке локальной инструкции по делопроизводству. Из предыдущего материала[1] вы узнали, как подготовиться к созданию инструкции, и получили ответы на вопросы, на основе каких федеральных нормативных и методических документов она создается, как выстроить ее структуру, как работать над текстом. Сегодня мы расскажем о двух первых разделах будущего регламента: «Общие положения» и «Термины и определения. Сокращения» и приведем текстовые фрагменты.
Раздел 1. Общие положения
В работе над первым разделом инструкции по делопроизводству помогут Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству[2], где подробно раскрывается содержание раздела «Общие положения».
Таким образом, первый раздел должен содержать:
- назначение, или цель инструкции – установить единые требования к подготовке, обработке, хранению и использованию документов организации;
- область применения инструкции – процессы создания оборота, хранения документов организации. Положения инструкции распространяются на все виды управленческих документов независимо от носителя;
- правовые основания разработки – законодательство, нормативные и методические документы, национальные стандарты Российской Федерации по делопроизводству и архивному делу;
- порядок применения инструкции устанавливает подразделение или работника, ответственного за исполнение положений инструкции, а также ответственность структурных подразделений за неисполнение регламента.
В разделе «Общие положения» также необходимо отразить следующие моменты:
- компания создает, хранит и использует как документы на бумажном носителе, так и электронные документы, причем делает это при помощи системы электронного документооборота, обеспечивающей выполнение требований инструкции по делопроизводству;
- положения инструкции не распространяются на работу с документами для служебного пользования, содержащими коммерческую, производственную или любую другую тайну; для них существуют собственные регламенты;
Обратите внимание
Тайна в организации – юридическое понятие, и она охраняется законом, например Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 14.07.2022). Под категорию тайны подпадает конкретно определенный круг информации. Назначать тайной какие бы то ни было сведения по своему усмотрению нельзя.
- положения инструкции распространяются на работу с другими видами документации (бухгалтерской, кадровой, договорной и т.д.) только в части общих принципов работы с документами и их хранения.
Если организация работает с физическими лицами, осуществляя публично значимые функции[3], то в инструкции по делопроизводству необходимо прописать, входят ли в нее положения о работе с обращениями граждан или для них в компании имеется отдельный регламент.
Ответственность за организацию и ведение делопроизводства в компании, а также за соблюдение структурными подразделениями и их работниками положений инструкции возлагается на руководителя организации или должностное лицо, исполняющее его обязанности. Эту ответственность шеф делегирует структурному подразделению (канцелярии, службе делопроизводства) или одному работнику. В других структурных подразделениях ответственность за ведение делопроизводства возлагается на их руководителей. Те в свою очередь тоже вправе выбрать и назначить ответственным за делопроизводство кого-то из подчиненных работников.
Если за делопроизводство в компании отвечает канцелярия, то в компании должно действовать положение о ней (положение о структурном подразделении), а также должностные инструкции ее работников. Если отвечает один сотрудник, то он действует на основании своей должностной инструкции.
В «Общих положениях» необходимо установить общие требования работы с документами в организации. К ним относятся:
- обеспечение сохранности документов при их создании, исполнении или хранении, неразглашение содержащейся в них служебной информации;
- запрет на передачу служебных документов или их копий контрагентам, СМИ, иным организациям без разрешения руководства;
- установление дисциплинарной ответственности работников организации за несоблюдение правил делопроизводства, установленных инструкцией;
- обязанность передать все находящиеся в работе документы другому работнику (какому – укажет непосредственный начальник) перед отпуском или увольнением.
В качестве дополнительного образца для раздела «Общие положения» рекомендуем пользоваться одноименным разделом Примерной инструкции по делопроизводству[4].
[1] Кожанова Е.Н. Инструкция по делопроизводству: общая информация // Секретарь-референт. 2023. № 10. С. 54–56.
[2] Здесь и далее – Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 25.12.2020 № 199).
[3] Пункт 4 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2023).
[4] Здесь и далее – Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44).
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 11, 2023.
Должностная инструкция — это документ, содержащий подробное описание обязанностей, прав и ответственности, а также требований к исполнителю определенной должности в организации. Это неотъемлемая часть трудового процесса — должностная инструкция необходима для эффективной работы как исполнителя, так и руководителя.
Цель разработки должностной инструкции заключается в четком определении задач каждого сотрудника, установлении их обязанностей и порядке действий на рабочем месте.
В статье рассмотрим важные аспекты должностной инструкции, ее структуру, особенности и значение для успешной работы организации.
Кстати, эксперты учебного центра “РУНО” разработали специальный курс “Локально-нормативные акты работодателя (ПВТР, Положения, инструкции)». Практика составления”, который поможет разобраться в составлении локально-нормативных актов и позволит стать компетентным специалистом кадрового делопроизводства.
Содержание:
- Общая характеристика должностной инструкции
- Значение должностной инструкции
- Что делать, если нет должностной инструкции
- Структура должностной инструкции
- Порядок утверждения должностной инструкции
Общая характеристика должностной инструкции
Должностная инструкция — это локальный нормативный документ организации, который регулирует правовой статус работника, права и обязанности работника.
Прямой ссылки о том, что должностная инструкция должна быть в обязательном порядке Трудовой кодекс РФ не содержит. Есть косвенное указание на наличие должностной инструкции: статья 22 ТК РФ и статья 68 ТК РФ, которые обязывают ознакамливать работника с локальными нормативными актами, в том числе, с его должностными обязанностями.
Важно знать!
Несмотря на то, что в ТК РФ не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.
Значение должностной инструкции
Должностная инструкция помогает, в первую очередь, правильно и грамотно выставить объявление о вакансии той или иной должности. Инструкция содержит информацию:
-
подчиненность;
-
круг обязанностей;
-
квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на вакантную должность.
Кроме того, должностная инструкция, поможет правильно и грамотно составить отказ в заключении трудового договора, если гражданин, которому отказали обратиться с заявлением о предоставлении письменного отказа в заключении трудового договора.
Одна из главных функций или задач должностной инструкции — разрешение конфликтных ситуаций между работодателем или его представителем и работником, к ней прибегают в случае возникновения индивидуального трудового спора между работником и работодателем в судебном органе или в иных органах, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства РФ.
Что делать, если нет должностной инструкции
Если нет в наличии должностной инструкции, то должностные обязанности в обязательном порядке должны быть прописаны в самом трудовом договоре.
Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и в каком порядке вносить в нее изменения и (или) дополнения.
При составлении должностных инструкций рекомендуется пользоваться не только Квалификационными справочниками, но и Профессиональными стандартами, которые приняты и действуют на территории РФ.
Однако Квалификационные справочники носят рекомендательный характер. Профессиональные стандарты на сегодняшний день не для всех обязательны. Следовательно, работодатель имеет право устанавливать свои квалификационные требования к должности и должностные обязанности с учетом специфики деятельности работодателя.
С точки зрения теории, должностная инструкция составляется на должность, но не на работника. С точки зрения практики, должностная инструкция составляется на сотрудника, который уже работает по данной должности.
На курсе «Локально-нормативные акты работодателя (ПВТР, Положения, инструкции). Практика составления» подробно рассматриваются правовые основы и практические навыки составления и внедрения ЛНА в организации, в том числе — должностной инструкции.
Обучение поможет с уверенностью подходить к вопросам регулирования внутренних трудовых процессов и обеспечения соблюдения законодательства.
Структура должностной инструкции
Основные разделы должностной инструкции:
-
общие положения;
-
должностные обязанности;
-
права работника;
-
ответственность.
В разделе «Общие положения» указывают:
-
Наименование должности (профессии) в соответствии со штатным расписанием;
-
Название структурного подразделения, в котором сотрудник будет исполнять свои обязанности (если оно предусмотрено в штатном расписании);
-
Подчиненность работника;
-
Перечень структурных подразделений и (или) отдельных должностей работников, непосредственно подчиненных ему по службе (если таковые имеются);
-
Порядок назначения и освобождения от должности, порядок замещения этой должности в период временного отсутствия работника;
-
Уровень образования и дополнительной профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей;
-
Требования к стажу работы по специальности;
-
Квалификационные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний и профессиональных навыков, а также знаний нормативно правовых документов, методических материалов, методов и средств, применяемых при выполнении должностных обязанностей;
-
Организационно-правовые документы, на основании которых работник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия.
Пример:
Работник принимается на должность специалиста отдела кадров. У нее диплом о высшем профессиональном образовании (например, в сфере железнодорожного транспорта), но при этом опыт работы 1 год в отделе кадров.
В должностной инструкции прописано следующее: «На должность инспектора по кадрам назначается лицо, имеющее высшее образование (юридическое) стаж работы по специальности не менее 2 лет».
Есть нарушение в должностной инструкции. В должностной инструкции указано наименование должности «Инспектор отдела кадров», что не соответствует Квалификационному справочнику 1998 г. и Профессиональному стандарту «Специалист по управлению персоналом».
Решение:
Поскольку, переход к профстандартам у работодателя занимает определенное время и состоит из несколько этапов, рекомендуется при составлении должностной инструкции руководствоваться справочниками.
Необходимо привести в соответствии во всех документах наименование должности «Инспектор отдела кадров». Из примера следует, что сотрудник, принятый на работу в отдел кадров не соответствует требованиям, указанным в должностной инструкции.
Как быть работодателю в описанной ситуации? Утвердить новую должностную инструкцию и прописать квалификационные требования по должности специалиста отдела кадров под работника.
Например, «на должность специалиста отдела кадров назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего профессионального, опыт работы в кадровой сфере не менее 1 — года и курсы по направлению «Специалист по управлению персоналом», либо «Кадровое делопроизводство».
Порядок утверждения должностной инструкции
Как правило, в правом верхнем углу инструкции ставится гриф «Утверждаю», указывается должность руководителя и ставится его подпись. Это требование хотя и предусмотрено ГОСТ Р 7.0.97-2016, но обязательным не является. Если этого грифа не будет, руководитель может расписаться в любом месте документа — это не нарушение.
А еще в должностной инструкции должен расписаться работник. Так он подтверждает, что инструкцию прочитал, обязанности и права ему понятны.
Может возникнуть ситуация, работник отказывается ее подписывать. Тогда составляют акт об отказе. Но даже в этом случае исполнять такую инструкцию работнику все равно придется. То, что подписи нет, не освобождает от ответственности за неисполнение. Подпись лишь подтверждает, что человек с инструкцией знаком.
Подпись работодателя при этом обязательна. Она подтверждает, что работодатель знает, какая информация содержится в инструкции.
При необходимости внести изменения: если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника.
Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.
Профессиональный совет:
Квалифицированные кадровики должны знать, как эффективно разрабатывать, применять и контролировать ЛНА, чтобы соответствовать требованиям трудового законодательства и улучшить условия для работы сотрудников.
Онлайн-курс «Локально-нормативные акты работодателя: Практика составления» даст глубокое понимание разработки и использования локально-нормативных актов в организации.
ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ ВЫ БУДЕТЕ УМЕТЬ:
-
составлять локально-нормативные акты, определять состав ЛНА
-
применять порядок ознакомления работников с ЛНА
-
разрабатывать ПВТР, проводить аудит, выявлять и исправлять ошибки
-
составлять Положение о защите персональных данных
-
разрабатывать Должностные инструкции, проводить аудит и применять профстандарты
-
составлять положение об оплате труда с учетом требований трудового законодательства
Получите бесплатный ПРОБНЫЙ ДОСТУП на нашем сайте!
Получить доступ Учебная программа