Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищева Саратовской области»
Тренинг для педагогов с использованием метафорических
ассоциативных карт
Яшина Наталья Валериевна педагог-психолог детского сада № 7 «Журавушка» г. Ртищева Саратовской области.
Использование метафорических ассоциативных карт помогут «разговорить» педагогов, которые редко говорят о своих личных проблемах, и выяснить их потребности и трудности. Это используется для того, чтобы помочь педагогам наладить общение с детьми, родителями и их коллегами.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, которые изображают людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные образы — наглядные метафоры ценностей, страхов, желаний человека. Они ассоциативно связаны с его внутренним опытом. Некоторые колоды содержат слова или изображения и отдельно карты со словами к ним.
Метафорические ассоциативные карты широко применяются в консультировании, коррекционной, профилактической, профориентационной работе, в арт-терапии с детьми и взрослыми, в групповой и индивидуальной форме.
Цели тренинга:
- способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, позитивному восприятию воспитанников;
- создать условия для осознания роли воспитателя в психологическом состоянии детей, их личностном развитии;
- снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Количество человек: 8–10.
Продолжительность: 1–1,5 часа.
Материалы: набор метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека» Г. Кац,
Е. Мухаматулиной (включает 80 карт с изображениями и 32 карты со словами); набор позитивных карт-картинок (можно составить из разных колод); листы А4, цветные карандаши, краски; набор камешков марблс.
Музыкальное сопровождение: звуки леса.
Комментарий. Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характерах, жизненном цикле, среде и условиях обитания. Даже во внешности есть сходства: ствол — это тело, ветви — руки, корни — ноги, крона — волосы, кора — кожа.
Образ дерева люди часто используют для того, чтобы метафорически донести до других особенности своего состояния.
Данная метафора — огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности: каким я вижу себя, как оцениваю, как чувствую себя в данный момент, какими силами располагаю.
Упражнение-приветствие «Здравствуйте! Я дарю вам…»
Участники, стоя в кругу, по очереди произносят и дополняют фразу «Здравствуйте! Я дарю вам… (хорошее настроение, радость, оптимизм, положительный заряд бодрости, свое внимание, свою улыбку и т. п.)».
Игра «Я самый, самый…»
Каждый педагог рассказывает, чем он отличается от других. Например, первый участник говорит: «Я мечтаю полететь на луну». Если из присутствующих никто не скажет «Я тоже», дайте этому участнику камешек марблс, он продолжает игру — называет следующую свою особенность. Если в группе есть педагог, у которого такая же мечта, ход переходит к нему. В конце игры подсчитайте количество баллов (камешков марблс).
Примечание. Игра поможет создать позитивную атмосферу, снять барьеры, скованность, повысить самооценку, уверенность педагогов в себе.
Слово педагога-психолога: С деревом у нас связано множество ассоциаций — древо жизни, генеалогическое дерево, новогодняя елка. Образ дерева широко представлен в литературных, песенных, поэтических образах, сопровождающих нашу жизнь. Вспомните строчки из песен, стихов, названия фильмов, где упоминаются деревья… («Городские тополя», «Уж верба вся пушистая», «Ох, рябина кудрявая…», «Клен ты мой опавший, клен заледеневший», «У лукоморья дуб зеленый…», «Но нельзя рябине к дубу перебраться…», «Когда деревья были большими», «И на камнях растут деревья» и т. п.).
Деревья, как и люди, рождаются, растут, развиваются, переживают периоды расцвета, зрелости, увядания. Так же как и люди, они болеют, противостоят ветрам, дождям, засухам и прочим непогодам. Есть деревья, которые растут в суровых условиях — пробиваются сквозь асфальт, растут на камнях, в засушливой пустыне. Деревья растут поодиночке и в группах. Даже визуально образ дерева напоминает образ человека.
Сегодня мы поработаем с набором метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека».
Упражнение «Я — такое дерево»
Инструкция педагогам: Рассмотрите карты с изображением деревьев. Выберите дерево, про которое вы сможете сказать: «Это я». Прокомментируйте свой выбор. Ответьте на вопрос: «А каким деревом вы хотели бы быть?»
Упражнение «Я садовником родился»
Цель: проанализировать свой профессиональный путь.
Инструкция педагогам: Выберите три карты, которые отражают этапы вашего профессионального становления:
- карта 1 — «Каким воспитателем я была в начале профессионального пути»;
- карта 2 — «Какой воспитатель я сейчас»;
- карта 3 — «Каким воспитателем я хочу быть».
Покажите свои карты группе, прокомментируйте свой выбор.
Коллективная работа «Портрет идеального воспитателя»
Цель: проанализировать собственные сильные и слабые стороны.
Вопросы для обсуждения:
- Какими личностными и профессиональными качествами обладает компетентный (идеальный) воспитатель?
- Что мешает вам стать таким идеальным воспитателем?
- Вспомните сложный случай из вашей педагогической деятельности — конкретного ребенка, в работе с которым вы испытывали трудности. Каким деревом вы видите его?
Упражнение «Пять хороших качеств трудного ребенка»
Педагоги называют пять хороших качеств/достоинств ребенка, о котором они вспомнили.
Педагог-психолог: Зачастую мы концентрируем свое внимание на отрицательных проявлениях и поведенческих трудностях и не замечаем положительное в трудных детях.
Вопросы для самоанализа:
- Как я влияю на рост и формирование этого ребенка и других детей?
- Как сказывается на их развитии та или иная моя черта?
- Что я должна делать в роли умного и любящего садовника? Как я укрепляю, посредством чего взращиваю растения в своем саду?
Слово педагога-психолога: Ресурсы для изменений, личностного и профессионального роста — в нас самих! Найдите ресурс в своей карте «Каким воспитателем я хочу быть» (карта № 3 из упражнения «Я садовником родился»), озвучьте. Например, «Я выбрала карту с изображением красивого сильного дерева с хорошо развитой корневой системой и развесистой кроной. Хочу так же крепко стоять на ногах в своей профессии и так же, как мое ветвистое цветущее дерево, дарить радость и приносить пользу детям, родителям, коллегам. Для этого я должна повышать уровень квалификации… (использовать инновационные технологии в работе с дошкольниками и родителями, учиться у более опытных коллег, научиться не бояться неудач, быть уверенной в себе и т. д.)».
Техника «Расширение рисунка»
Инструкция педагогам: Положите каждый свою карту № 3 в центре чистого листа. Продолжите изображение так, чтобы весь лист был заполнен. (Включите звуки леса.)
Примечание. Техника помогает педагогам ослабить тревогу, защиту, дает чувство контроля над ситуацией, как следствие — осознание себя в профессии растет.
Упражнение «Подарок/пожелание соседу»
Каждый педагог вслепую вытягивает из колоды позитивных карт-картинок одну карту. Исходя из картинки делает подарок (говорит комплимент, пожелание) любому участнику тренинга.
Рефлексия
Педагоги продолжают предложения:
- Главная мысль нашей встречи — …
- Настроение нашей встречи — …
- Итог нашей встречи — …
Дерево как образ человека
Метафорические ассоциативные карты
В набор входят фотографии с изображениями деревьев и маленькие карточки со словами и словосочетаниями. Все это — инструмент работы практического психолога, называемый метафорическими картами. Карты могут использоваться в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми.
«Дерево как образ человека» — новый оригинальный набор карт. С деревом у нас связано множество ассоциаций: древо жизни, генеалогическое древо, новогодняя елка, лавровая ветвь… «У лукоморья дуб зеленый», «Но нельзя рябине к дубу перебраться», «Когда деревья были большими», «И на камнях растут деревья»… Можно продолжать почти до бесконечности, настолько образ дерева широко представлен в литературных, песенных, поэтических, устно-языковых образах, сопровождающих нашу жизнь и формирующих нашу ментальность.
-
Автор
Кац Г., Мухаматулина Е.
-
Издательство
Генезис
-
Дополнительные характеристики
размер изображения: 7х10 см; размеры коробки: 150x110x26 мм
-
Год издания
2014
-
Изображения
фотографические
- Описание
- Комплектация
Комплектация методики
- 80 карт с изображениями (фотографиями)
- 32 карты со словами
- инструкция
Вам также будет интересно:
Популярные товары
-
- психолог в школе
- психолог в дошкольном учреждении
- психолог в системе здравоохранения
- психолог в силовых структурах
- психологическое консультирование
- профориентация
- работа с травмой
-
- развивающие методики и пособия
- особый ребенок
- литература по воспитанию и развитию
- развивающая предметно-пространственная среда
- настольные игры
-
- профессиональная диагностика персонала
- тренинг в организации
- антикоррупционная диагностика
- комната психологической разгрузки
- стресс и конфликты
-
- развитие творческого мышления
- диагностика креативности
- арт-терапия
- организация творческих занятий и досуга
Продукция Компании «Иматон» не подлежит обязательной сертификации, подходит для оборудования кабинета психолога или психиатра, для применения
в образовательных, медицинских, социальных учреждениях. По запросу предоставляется необходимая документация.
Подпишитесь на информационную рассылку о новых продуктах, акциях и специальных предложениях Компании «Иматон»
Описание
Набор метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека» для использования в приложении PSYCards
Набор “Дерево как образ человека” состоит из двух колод. В первую колоду входят фотографии с изображениями деревьев (80 фотографий). Во вторую колоду входят маленькие карточки со словами и словосочетаниями (32 карточки).
Пожалуйста, обратите внимание!
1. Это НЕ бумажная колода карт. Это модуль в электронном виде для программы PSYCards.
2. Модуль работает ТОЛЬКО в программе PSYCards. Без программы PSYCards модуль НЕ продаётся.
3. Доставки почтой или транспортными компаниями НЕТ!
Ассоциации дерева
С деревом у нас связано множество ассоциаций: древо жизни, генеалогическое древо, новогодняя елка, лавровая ветвь… Использование дерева как метафоры дает огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности. Деревья, как и люди, рождаются, растут и развиваются, переживают расцвет, зрелость, увядание и в конце концов, увы, умирают. Так же, как и люди, они болеют, противостоят ветрам, дождям, засухам и прочим непогодам. Часто они служат людям: дают тень, являются строительным материалом, источником вдохновения и просто объектом любования. И как правило, люди отвечают им благодарностью – ухаживают за ними в естественных и искусственных условиях. Поливают, удобряют, подрезают, придают форму, растят в кадках, специально высаживают в виде аллей и клумб. Но иногда деревья подвергаются и насилию – их ломают, рубят, уродуют…
Деревья растут поодиночке и в группах, некоторые из них меняют место и среду обитания – распространяются не только естественным образом, но и благодаря человеку. Тогда они оказываются в чужой среде, в другом климате или вообще – в неестественных, домашних, условиях.
Как и другие растения, деревья показывают нам неизбежность смены жизненных циклов. Все мы знаем, что после зимы обязательно наступит весна и появятся почки, а затем и листья, и цветы. За летом придет осень – буйство ярких красок, листопад, но и это не навсегда – зима неотвратима. Большинство деревьев стойко переживают жару, дожди и снегопады. Однако отдельные виды нуждаются в особом, специальном уходе: их надо укрывать, утеплять, поливать… В то же время некоторые деревья выживают и развиваются в условиях более чем суровых. Пробиваются сквозь асфальт в городах и через заросли себе подобных в джунглях, растут на камнях и в засушливой пустыне, вьются по стенам и стоят в гордом одиночестве в саваннах.
Символ дерева
Деревья – это символ ресурсности. Они чрезвычайно жизнестойки, и даже будучи срубленными, служат материалом для строительства домов, производства бумаги и основой для создания произведений искусства. На пнях и бревнах сидят усталые путники, при горении древесина дает тепло… Так же, как и люди, деревья не умирают насовсем. От семян растут новые деревца, их корни распространяются часто и вширь, и вглубь. На, казалось бы, мертвых, совершенно засохших корягах иногда вдруг появляются новые живые ростки.
Даже визуально образ дерева напоминает образ человека. Ствол – это тело, ветви – руки, кора – кожа и т.п. Поэтому изображения деревьев создают простор и для работы с образом тела, с отношением к нему, принятием его особенностей или борьбой с ним.
Дерево как образ целовека
Ассоциирование человека с деревом, устойчивое во многих культурах, подтолкнуло психологов к мысли о том, что работа с образом дерева может давать важную информацию о человеке, помогает и ему самому, и психологу понять, каким он видит себя, как оценивает и как чувствует себя в данный момент, каким силами располагает… Главное, что можно исследовать с помощью метафорических карт «Дерево как образ человека» – самовосприятие, образ Я, самооценка. Попросите клиента выбрать карточку с изображением дерева, которая представляет его на данный момент. Дайте клиенту возможность подумать о том, каким он себя видит в данный момент. Сильным или слабым, здоровым и цветущим или сломленным и увядающим? Начав беседу, вы увидите, ситуативно или устойчиво его самовосприятие, вызвано ли оно временной эмоцией или сопровождает его уже длительное время.
Частью самовосприятия является образ тела. Данный набор позволит работать над проблемой отношения к своему телу с помощью метафоры. Значит, это облегчит процесс, который, как мы знаем, часто связан с острыми переживаниями и непринятием себя. Каким человек себя видит? Каким он хотел быть?
Окружение, другие люди, семья, роль и положение в группе. Мы постарались добавить в набор карточки, отражающие и эту тему тоже. Каков я среди других, вместе с другими? Как я ощущаю себя в одиночестве? А в очень близких, почти симбиотических отношениях с кем-то? Или, напротив – в разлуке с близким человеком?
Карты «Дерево как образ человека» могут использоваться в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Правила, стратегии и техники работы с метафорическими картами в целом достаточно подробно описаны в книге Г. Кац, Е. Мухаматулиной «Метафорические карты. Руководство для психолога» (М.: Генезис, 2017).
Инструкции, руководства и раздаточный материал доступны по ссылке
Полезные ссылки:
Заказать набор “Дерево как образ человек” в твёрдой копии
В набор входят:
- 80 карт с изображениями (фотографиями)
- 32 карты со словами
- инструкция
В набор входят фотографии с изображениями деревьев и маленькие карточки со словами и словосочетаниями. Все это — инструмент работы практического психолога, называемый метафорическими картами. Карты могут использоваться в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми.
Правила, стратегии и техники работы с метафорическими картами достаточно подробно описаны в книге Г. Кац, Е. Мухаматулиной «Метафорические карты. Руководство для психолога» (М.: Генезис, 2014). Здесь же мы очень коротко охарактеризуем возможности и основные правила работы с картами вообще и приведем несколько конкретных вариантов работы с применением колоды «Дерево как образ человека».
«Дерево как образ человека» — новый оригинальный набор карт. С деревом у нас связано множество ассоциаций: древо жизни, генеалогическое древо, новогодняя елка, лавровая ветвь… «У лукоморья дуб зеленый», «Но нельзя рябине к дубу перебраться», «Когда деревья были большими», «И на камнях растут деревья»… Можно продолжать почти до бесконечности, настолько образ дерева широко представлен в литературных, песенных, поэтических, устно-языковых образах, сопровождающих нашу жизнь и формирующих нашу ментальность.
Использование дерева как метафоры дает огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности.
Отзывы о товаре
Отзывов пока нет.