Назначение
Диапроектор ЛЭТИ-60 (см. рисунок) предназначен для проецирования на экран диафильмов, изготовленных на 35-мм фотопленке.
Конструкция
Осветительно-проекционная система диапроектора состоит из шестилинзового четырехкомпонентного проекционного объектива, трехлинзового конденсора с тепло-фильтром, проекционной лампы К 30—400 (30 В, 400 Вт) и сферического отражателя. Демонстрируемый диафильм заряжается в съемный фильмовый канал с лентопротяжным механизмом. Фильмовый канал может устанавливаться в кадровом окне проектора горизонтально и вертикально, что позволяет демонстрировать диафильмы с размером кадров 24X36 мм и 18X24 мм.
Смена кадров диафильма в прямом и обратном направлениях осуществляется с дистанционного пульта управления на расстоянии до 10 м. Дистанционный пульт управления выполнен в виде указки. Фокусировка объектива осуществляется вручную.
Напряжение питания проекционной лампы регулируется автотрансформатором. Тепловой режим диапроекции поддерживается принудительной вентиляцией.
Сведения о надежности
Ресурс диапроектора — 10000 ч.
Условия эксплуатации
Диапроектор следует эксплуатировать при температуре 10—35°С и относительной влажности воздуха не более 80%.
Режим эксплуатации прибора: 45 минут работы, 15 минут — перерыв.
Технические данные
Проекционный объектив «Гелиос»
Фокусное расстояние, мм. 92
Относительное отверстие 1:2
Освещенность в центре экрана, лк. 600
Увеличение, крат 32,6—108
Размеры кадрового окна, мм. 18X24 и 24X36
Максимальная длина диафильма, м. 1,5
Питание от сети переменного тока:
напряжение, В 220+11
частота, Гц 50
Потребляемая мощность, Вт 500
Габариты, мм. 305X140X290
Масса (с пультом-указкой и шнуром), кг. 10
Комплектность
Диапроектор ЛЭТИ-60 1
Пульт-указка 1
Электрошнур 1
Запасные лампы К 30—400 2
Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей 1
Чехол 1
Руководство по эксплуатации 1.
Материал по объективу ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2 специально для Радоживы подготовил Родион Эшмаков.
Адаптированный проекционный объектив ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2 (КОМЗ). Увеличить.
Объектив диапроектора ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2 – простенький шестилинзовый анастигмат, выполненный по классической схеме 6/4 типа «Гелиос»/«Planar» (далее объектив я буду называть его просто «Гелиос 92/2»). В сравнении с проекционными «Триплетами» этот объектив и более светосильный, и более качественный, но притом его исполнение намного проще, чем у кинопроекционных анастигматов типа РО500-1.
Благодаря распространенности и дешевизне на вторичном рынке, Гелиос 92/2 стал одним из популярнейших объективов для самоделок, но действительно качественный и полноценный вариант адаптации этого объектива найти довольно сложно: зачастую при адаптации устанавливается неподходящая по размеру диафрагма (или вовсе не устанавливается), что приводит к потере относительного отверстия, используется неудачно подобранный фокусировочный механизм с малым ходом и не проводится работа по дополнительному чернению внутренних деталей линзоблока. В этой статье представлен адаптированный объектив, лишенный указанных недостатков. Также на сайте есть обзоры этого объектива в разных вариантах с простейшей адаптацией:
- Версия «зебра», с блендой – маркировка 2/92
- Версия без бленды – маркировка F=92 1:2
Технические характеристики:
Оптическая схема – 6 линз в 4 группах, «Гелиос»/«Planar»;
Оптическая схема объектива из инструкции по эксплуатации проектора ЛЭТИ-60М.
Фокусное расстояние – 92 мм;
Относительное отверстие – 1:2;
Покрываемый кадр – 44×33 мм, расчетный – 36×24 мм;
Особенности – объектив не имеет крепления к камере и регулируемой диафрагмы.
Конструкция и адаптация
Диапроекционный объектив Гелиос 92/2 отличается от кинопроекционных объективов прежде всего методом сборки. Так, в диапроекционных объективах (исключение – Белар-2 90/2.5) чаще всего используется обычная насыпная сборка линз с межлинзовыми проставками. Считается, что этот способ сборки не позволяет достичь хорошей центрировки линз, а потому применяется только в достаточно простых по конструкции и не очень требовательных к качеству изображения объективах. Кинопроекционные объективы (за исключением минских 35КП-1.8/85, 35КП-1.8/100 и простых четырехлинзовых апланатов типа КО) в СССР собирались методом автоколлимации, заключающемся в том, что каждая линза объектива заключалась в отдельную алюминиевую оправу, центрировалась индивидуально в специальном станке типа токарного, после чего оправа протачивалась – при насыпной сборке объектива, состоящего из завальцованных в оправы линз, условия центрировки выполнялись автоматически. Правда, при несоблюдении технологии получался полный мрак и тлен, который очень сложно исправлять – так, например, все изюмские объективы 35КП-1.8/65, которые я видел (3-4 шт), а также большинство изюмских же 35КП-1.8/75 (2-3 шт) были с внушительной децентрировкой прямо с завода.
Несмотря на то, что Гелиос 92/2 имеет простое исполнение линзоблока, я не обнаружил у него значительных проблем с децентрировкой – аберрационные пятна достаточно симметричны.
Гелиос 92/2 имеет очень небольшой диаметр корпуса – 45 мм – благодаря чему к нему несложно подобрать фокусировочный механизм. Более того, у многих объективов сохранился родной простейший фокусер со штифтом и канавкой на линзоблоке. Я воспользовался китайским макрогеликоидом М52-М42 36-90 мм для адаптации объектива, потому что считаю предпочтительным, когда объектив имеет малую минимальную дистанцию фокусировки – мой вариант имеет МДФ всего лишь 22.5 см! Это даже меньше, чем у специализированных макрообъективов типа Vivitar (Tokina) 90/2.5 (39.3 см).
А вот установка диафрагмы оказалась довольно нетривиальной задачей, хотя под нее есть место между половинками объектива, поскольку световые диаметры у прилегающих поверхностей линз составляют 32 и 29 мм, а внешнего диаметра корпуса для установки большинства диафрагм с нужным световым диаметром просто не хватает. Да и саму диафрагму найти нелегко. Например, можно установить девятилепестковый ирис от объективов Индустар-55У или Индустар-58У, но светосила объектива тогда станет равной примерно 1:2.1. Потому, проведя пару экспериментов по установке диафрагмы от Индустар-23У в этот объектив (результат – F/2.5) еще в 2015 году, я отложил вопрос до момента появления нужных ирисов диаметром 29 мм с достаточно малым внешним диаметром. К счастью, такие диафрагмы, да еще и десятью лепестками, теперь действительно стали продаваться китайцами – и мне удалось вернуться к теме полноценной адаптации объектива Гелиос 92/2 – одного из объективов, с которых у меня началось увлечение проекционной оптикой.
Для установки диафрагмы потребовалось выполнить проточку на токарном станке с носовой части объектива почти до четвертой линзы, оставляя небольшой бортик. Таким образом диафрагма и линза оказались в непосредственной близости, благодаря чему удалось сохранить полное относительное отверстие объектива 1:2.
Также при сборке были матово зачернены все межлинзовые проставки – для этого объектива это очень важно. Фаски линз объектива имеют неплохое чернение с завода, но были обработаны дополнительно.
Методом 3D печати были изготовлены необходимые детали для фиксации кольца управления диафрагмой (взято от корпуса какого-то ноу-неймового японско-корейского объектива типа 35/2.8) и резьбы под светофильтры 52×0.75 мм. Кольцо с резьбой под фильтры для такого объектива – необходимость, потому что у версии, описанной в обзоре (аналогична представленной здесь) передняя линза выступает за плоскость оправы и может быть легко повреждена.
Конечный вид адаптированного объектива ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2 представлен на фото ниже.
Нетрудно заметить, что при тех же параметрах, что у РО500-1 90/2, Гелиос 92/2 оказывается намного более легким и менее габаритным.
Оптические свойства
Гелиос 92/2 сюрпризов не делает – на открытой диафрагме это не самый резкий объектив, заметно влияние сферических и хроматических аберраций, по краям кадра 36×24 мм также проявляются полевые искажения. С диафрагмированием до F/5.6-F.8 можно добиться высокого качества изображения по всему полю. На мой взгляд, на полнокадровой камере Гелиос 92/2 очень напоминает по поведению Гелиос-44 58/2 на кропе 1.5.
Контраст изображения при условии качественного чернения межлинзовых вставок довольно неплохой в обычных условиях освещения и находится на уровне других хороших объективов с однослойным просветляющим покрытием. В контровом свете Гелиос 92/2 ловит яркие радужные засветки, кольцевые блики, вуаль (ее плотность сильно снижается после чернения) и прочие радости, которые можно использовать в художественных целях. Цветопередача – типичная для объективов с фиолетовым просветлением линз – с зеленцой, поскольку светопропускание максимально для желто-зеленого диапазона.
С точки зрения художественных качеств объектив очень схож с другими «Гелиосами» – например, 44 и 40. При этом в сравнении с Гелиос-40 объектив ЛЭТИ-60 F=92 1:2 намного проще в обращении – в основном из-за большей резкости на открытой (Гелиос-40 можно прикрыть до F/2, но помните, какой формы у него диафрагма?), лучших цветопередачи и контраста, меньшей массы наконец.
Ниже приведены примеры фото на полнокадровую камеру Sony A7s.
Также, как и Гелиос-40 85/1.5, Гелиос 92/2 можно без ограничений использовать с цифровыми среднеформатными камерами типа Fujufilm GFX (44×33 мм) или с полнокадровыми камерами через тилт- или шифт-адаптер.
Выводы
Проекционный F=92 1:2 от ЛЭТИ-60/60М – это приятный и предсказуемый объектив с классической винтажной картинкой. Я рекомендую пробовать его всем интересующимся необычной оптикой – даже в варианте без диафрагмы на этот объектив можно сделать массу хороших фотографий. Адаптированные варианты советую приобретать только при условии, что диафрагма подобрана и установлена в объектив верным образом.
Все обзоры кинопроекционных и киносъемочных объективов:
- РО3-3М 2/50
- РО2-2М 75/2
- ЛОМО РО501-1 F=100 1:2
- РО 500-1 F9 СМ. 1:2 П
- ЛОМО РО500-1 F=90 1:2 + Обзор, анализ и сравнительный тест адаптированного проекционного объектива ЛОМО РО500-1 F=90 1:2
- ЛЕНКИНАП РО500-1 F=9см 1:2 П
- ЛОМО РО506-1 F=80 1:2
- ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2
- 2/92
- F=92 1:2
- 16КП-1,4/65
- 35КП-1,8/65
- 35КП-1,8/70
- 35КП-1,8/75
- 35КП-1,8/85
- 35КП-1.8/100
- 35КП-1.8/120
- 35КП-1,8/120 (с диафрагмой)
- ЛОМО П-5 F=90 1:2
- ЛОМО П-5 F=100 1:2
- ЛОМО П-6М F=12cм 1:1.6
- ЛЕНКИНАП ОКС1А-75-1 F=75 1:2 П
- ЛОМО ОКС1-22-1 F=22 1:2.8
- ЛОМО ОКС1-40-1 40/2.5
- ЛОМО ОКС1-300-1 F=300 1:3.5
- ЛОМО ОКС11-35-1 F=35 1:2
- ЛОМО Ж-53 F=75 1:2
- ЛОМО Ж-54 F=85 1:2
- ЛОМО ОКП4-80-1 F=80 1:1,8
- ЛОМО ОКП8-90-1 F=90 1:2
- ОКП-6-70-1 F=70 1:1,8
- Таир-41 50/2
- КО-120 1:2,1 120mm
- КО-90 1:1,9 F=9см
- КО-120М 1:1.8 F=120mm
- КО-120М 120/1.8 с диафрагмой и геликоидом
- КО-120 1:2.1 F=12см
- ГОЗ “КО-140” 1:2,2 F–14см
- Вега-9 2,1/50
- МП РСФСР ГЛАВУЧТЕХПРОМ ЗАВОД №6 ★ F=7.7см ★
- МСО УССР УТОГ УПП-1 ★ ХАРЬКОВ ★ F-7 СМ ★
- Schneider Super Cinelux 70/2
- Meopta Meostigmat 90/2
- Meopta Meostigmat 100/1.7
- РО2-2М 75/2 VS ЛОМО Ж-53 75/2 VS ЛОМО РО506-1 80/2
- Белар-2 2,5/90 (ММЗ). Обзор редкого диапроекционного объектива, адаптированного для современных камер
- Проекционные апланаты: «Петцвали» и «Рихтеры»
Имена объективов соответствуют их точному написанию на корпусе.
Больше обзоров от читателей Радоживы найдете здесь.
«Диапроектор ЛЭТИ-60 предназначен для проецирования на экран кадров диафильмов, иллюстрирующих лекции, доклады, рассказ учителя. По сравнению с большинством проекционных приборов ЛЭТИ-60 имеет ряд преимуществ. Дистанционное управление, позволяющее лектору без помощи ассистента включать диапроектор в нужные по ходу лекции моменты, сменять один кадр другим, возвращаться к предыдущему, а также останавливаться на демонстрации отдельных кадров с любой продолжительностью во времени. Применение плёнок с горизонтальным и вертикальным расположением кадров».
Это из руководства по эксплуатации. От себя добавлю, что от других диапроекторов он отличается массивностью (10 кг), крупными размерами (305х140х290), солидной оптикой и очень мощной лампой. Очень серьёзный агрегат, в моём родном городе использовался для показа учебных фильмов курсантам лётного военного училища.
Порядок работы с диапроектором типа «Свитязь-авто»
1. Установить
диапроектор на столе на необходимом
расстоянии от экрана.
2. Заземлив
диапроектор, включить его в сеть,
предварительно сняв с объектива колпачок.
3. Вставить в
диамагазин диапозитив. При зарядке
диапозитива необходимо учесть, что
диапроектор дает перевернутое изображение.
Поэтому для получения на экране
правильного изображения надо посмотреть
на диапозитив со стороны проекционной
лампы и расположить его так, чтобы можно
было читать надписи, а затем повернуть
на 180в вертикальной
плоскости и вставить в диамагазин.
4. При помощи
выключателя включить проекционную
лампу, принудительное охлаждение
включается автоматически.
5. Изменяя положение
объектива, получить четкое изображение.
6. Вращая ножки,
установить изображение на экране по
высоте и приступить к демонстрации
диапозитивов.
Диапроектор «лэти – 60м»
Диапроектор «ЛЭТИ
– 60м» (рис. 5) предназначен для проецирования
на экран кадров диафильмов на рулонной
35 мм перфорированной кинопленке.
Диапроектор работает от сети
переменного тока напряжением 220 В
частотой 50 Гц. Управление работой
электрической схемы осуществляется с
пульта управления, в котором расположены
переключатели для включения и выключения
лампы, для реверсирования электродвигателя
при смене кадров.
Р
ис.
5. Диапроектор «ЛЭТИ-60м» с открытой
дверцей: 1- кнопка для открывания дверцы;
2 – кадровая рамка; 3 – винт стопорный;
4 – объектив; 5 – винт для регулировки
угла наклона диапроектора; 6 – кнопка
смены кадров диафильма; 7 – винт
юстировочный; 8 – дверца; 9 – сетевой
электропровод
Лентопротяжный механизм
Движение плёнки
в диапроекторе осуществляется с помощью
лентопротяжного механизма (ЛПМ). ЛПМ
состоит из электродвигателя, ременной
передачи, редуктора, зубчатой передачи
и кадровой рамки с катушками.
Электродвигатель управляется пультом
дистанционного управления и осуществляет
движение плёнки. Ременная передача
передаёт движение от двигателя редуктору,
который преобразует высокие обороты
вала электродвигателя в малые обороты
своей оси при повышении их мощности. На
оси редуктора закреплена зубчатая
шестерня, которая передаёт движение
зубчатой шестерне, находящейся на оси
с катушкой кадровой рамки.
Порядок работы с диапроектором «лэти-60м»
1. Перед вводом
диапроектора в эксплуатацию необходимо
снять прокладку с лампы.
2. При помощи
сетевого электропровода (рис. 6) включить
диапроектор в сеть.
3. Подключить к
диапроектору пульт управления.
4. Открыть дверцы,
нажав кнопки 1.
5. Отпустив винт
3, вынуть кадровую рамку из диапроектора.
6. Снять катушки
перемотки пленки и намотать на них
диафильм, предварительно заправив его
концы под зажимы.
7. Поставить катушки
на оси кадровой рамки и одновременно
заправить диафильм под прижимную рамку.
8. Установить
диафильм в кадровую рамку таким образом,
чтобы он оказался повернутым на 180в своей плоскости, если смотреть со
стороны конденсора. Это необходимо для
получения на экране правильного
изображения проецируемого кадра
9. Вставить кадровую
рамку 2.
10. Закрыть дверцы.
11. Снять колпачок
с объектива.
12. Включить
выключателем сети вентилятор, а затем
лампу.
13. Установить
диапроектор относительно экрана по
высоте: предварительно отвернув винт
5, выдвинуть ножку на нужную длину и
закрепить её этим же винтом.
14. Вращением
объектива 4 добиться чёткого изображения
на экране.
15. Нажимая на кнопку
смены кадров диафильма, установить
первый кадр в кадровом окне.
ВНИМАНИЕ!Во
избежание поломки эксплуатировать
диапроектор в режиме: 45 минут – работа,
15 минут – перерыв.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Пленка в аппарате протягивалась с помощью
электродвигателя и специальной рамки,
находящихся внутри корпуса диапроектора.
Управлять сменой кадров пленки можно было
с помощью кнопок, расположенных на пульте-указке,
соединенной с проектором 10-метровым проводом.
Можно было сменять кадры в обычной
последовательности, возвращаться назад,
а также останавливаться на отдельных кадрах
для подробного рассказа.
Длина демонстрируемого диафильма, ввиду особенностей механизма его протяжки, была ограничена полутора метрами. Конструкция аппарата позволяла проецировать диафильмы в неполностью затемненном помещении и на расстоянии до 10 метров от экрана.
Диапроектор «ЛЭТИ 60М» широко использовался в различных учебных заведения, организациях, клубах для демонстрации учебных и научно-популярных диафильмов.
Весил диапроектор с пультом-указкой около 8 кг.