Диапроектор лэти 60 инструкция

Назначение

Диапроектор ЛЭТИ-60 (см. рисунок) предназначен для проецирования на экран диафильмов, изготовленных на 35-мм фотопленке.

Конструкция

Осветительно-проекционная система диапроектора состоит из шестилинзового четырехкомпонентного проекционного объектива, трехлинзового конденсора с тепло-фильтром, проекционной лампы К 30—400 (30 В, 400 Вт) и сферического отражателя. Демонстрируемый диафильм заряжается в съемный фильмовый канал с лентопротяжным механизмом. Фильмовый канал может устанавливаться в кадровом окне проектора горизонтально и вертикально, что позволяет демонстрировать диафильмы с размером кадров 24X36 мм и 18X24 мм.

Смена кадров диафильма в прямом и обратном направлениях осуществляется с дистанционного пульта управления на расстоянии до 10 м. Дистанционный пульт управления выполнен в виде указки. Фокусировка объектива осуществляется вручную.

Напряжение питания проекционной лампы регулируется автотрансформатором. Тепловой режим диапроекции поддерживается принудительной вентиляцией.

Сведения о надежности

Ресурс диапроектора — 10000 ч.

Условия эксплуатации

Диапроектор следует эксплуатировать при температуре 10—35°С и относительной влажности воздуха не более 80%.

Режим эксплуатации прибора: 45 минут работы, 15 минут — перерыв.

Технические данные

Проекционный объектив «Гелиос»

Фокусное расстояние, мм. 92

Относительное отверстие 1:2

Освещенность в центре экрана, лк. 600

Увеличение, крат 32,6—108

Размеры кадрового окна, мм. 18X24 и 24X36

Максимальная длина диафильма, м. 1,5

Питание от сети переменного тока:

напряжение, В 220+11

частота, Гц 50

Потребляемая мощность, Вт 500

Габариты, мм. 305X140X290

Масса (с пультом-указкой и шнуром), кг. 10

Комплектность

Диапроектор ЛЭТИ-60 1

Пульт-указка 1

Электрошнур 1

Запасные лампы К 30—400 2

Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей 1

Чехол 1

Руководство по эксплуатации 1.

Материал по объективу ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2 специально для Радоживы подготовил Родион Эшмаков.

Адаптированный проекционный объектив ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2 (КОМЗ)

Адаптированный проекционный объектив ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2 (КОМЗ). Увеличить.

Объектив диапроектора ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2 – простенький шестилинзовый анастигмат, выполненный по классической схеме 6/4 типа «Гелиос»/«Planar» (далее объектив я буду называть его просто «Гелиос 92/2»). В сравнении с проекционными «Триплетами» этот объектив и более светосильный, и более качественный, но притом его исполнение намного проще, чем у кинопроекционных анастигматов типа РО500-1.

Благодаря распространенности и дешевизне на вторичном рынке, Гелиос 92/2 стал одним из популярнейших объективов для самоделок, но действительно качественный и полноценный вариант адаптации этого объектива найти довольно сложно: зачастую при адаптации устанавливается неподходящая по размеру диафрагма (или вовсе не устанавливается), что приводит к потере относительного отверстия, используется неудачно подобранный фокусировочный механизм с малым ходом и не проводится работа по дополнительному чернению внутренних деталей линзоблока. В этой статье представлен адаптированный объектив, лишенный указанных недостатков. Также на сайте есть обзоры этого объектива в разных вариантах с простейшей адаптацией:

  • Версия «зебра», с блендой – маркировка 2/92
  • Версия без бленды – маркировка F=92 1:2

Технические характеристики:

Оптическая схема – 6 линз в 4 группах, «Гелиос»/«Planar»;

Оптическая схема объектива из инструкции по эксплуатации проектора ЛЭТИ-60М.

Оптическая схема объектива из инструкции по эксплуатации проектора ЛЭТИ-60М.

Фокусное расстояние – 92 мм;
Относительное отверстие – 1:2;
Покрываемый кадр – 44×33 мм, расчетный – 36×24 мм;
Особенности – объектив не имеет крепления к камере и регулируемой диафрагмы.

Конструкция и адаптация

Диапроекционный объектив Гелиос 92/2 отличается от кинопроекционных объективов прежде всего методом сборки. Так, в диапроекционных объективах (исключение – Белар-2 90/2.5) чаще всего используется обычная насыпная сборка линз с межлинзовыми проставками. Считается, что этот способ сборки не позволяет достичь хорошей центрировки линз, а потому применяется только в достаточно простых по конструкции и не очень требовательных к качеству изображения объективах. Кинопроекционные объективы (за исключением минских 35КП-1.8/85, 35КП-1.8/100 и простых четырехлинзовых апланатов типа КО) в СССР собирались методом автоколлимации, заключающемся в том, что каждая линза объектива заключалась в отдельную алюминиевую оправу, центрировалась индивидуально в специальном станке типа токарного, после чего оправа протачивалась – при насыпной сборке объектива, состоящего из завальцованных в оправы линз, условия центрировки выполнялись автоматически. Правда, при несоблюдении технологии получался полный мрак и тлен, который очень сложно исправлять – так, например, все изюмские объективы 35КП-1.8/65, которые я видел (3-4 шт), а также большинство изюмских же 35КП-1.8/75 (2-3 шт) были с внушительной децентрировкой прямо с завода.
Несмотря на то, что Гелиос 92/2 имеет простое исполнение линзоблока, я не обнаружил у него значительных проблем с децентрировкой – аберрационные пятна достаточно симметричны.

Гелиос 92/2 имеет очень небольшой диаметр корпуса – 45 мм – благодаря чему к нему несложно подобрать фокусировочный механизм. Более того, у многих объективов сохранился родной простейший фокусер со штифтом и канавкой на линзоблоке. Я воспользовался китайским макрогеликоидом М52-М42 36-90 мм для адаптации объектива, потому что считаю предпочтительным, когда объектив имеет малую минимальную дистанцию фокусировки – мой вариант имеет МДФ всего лишь 22.5 см! Это даже меньше, чем у специализированных макрообъективов типа Vivitar (Tokina) 90/2.5 (39.3 см).

А вот установка диафрагмы оказалась довольно нетривиальной задачей, хотя под нее есть место между половинками объектива, поскольку световые диаметры у прилегающих поверхностей линз составляют 32 и 29 мм, а внешнего диаметра корпуса для установки большинства диафрагм с нужным световым диаметром просто не хватает. Да и саму диафрагму найти нелегко. Например, можно установить девятилепестковый ирис от объективов Индустар-55У или Индустар-58У, но светосила объектива тогда станет равной примерно 1:2.1. Потому, проведя пару экспериментов по установке диафрагмы от Индустар-23У в этот объектив (результат – F/2.5) еще в 2015 году, я отложил вопрос до момента появления нужных ирисов диаметром 29 мм с достаточно малым внешним диаметром. К счастью, такие диафрагмы, да еще и десятью лепестками, теперь действительно стали продаваться китайцами – и мне удалось вернуться к теме полноценной адаптации объектива Гелиос 92/2 – одного из объективов, с которых у меня началось увлечение проекционной оптикой.

Для установки диафрагмы потребовалось выполнить проточку на токарном станке с носовой части объектива почти до четвертой линзы, оставляя небольшой бортик. Таким образом диафрагма и линза оказались в непосредственной близости, благодаря чему удалось сохранить полное относительное отверстие объектива 1:2.

Также при сборке были матово зачернены все межлинзовые проставки – для этого объектива это очень важно. Фаски линз объектива имеют неплохое чернение с завода, но были обработаны дополнительно.

Методом 3D печати были изготовлены необходимые детали для фиксации кольца управления диафрагмой (взято от корпуса какого-то ноу-неймового японско-корейского объектива типа 35/2.8) и резьбы под светофильтры 52×0.75 мм. Кольцо с резьбой под фильтры для такого объектива – необходимость, потому что у версии, описанной в обзоре (аналогична представленной здесь) передняя линза выступает за плоскость оправы и может быть легко повреждена.

Конечный вид адаптированного объектива ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2 представлен на фото ниже.

Нетрудно заметить, что при тех же параметрах, что у РО500-1 90/2, Гелиос 92/2 оказывается намного более легким и менее габаритным.

Оптические свойства

Гелиос 92/2 сюрпризов не делает – на открытой диафрагме это не самый резкий объектив, заметно влияние сферических и хроматических аберраций, по краям кадра 36×24 мм также проявляются полевые искажения. С диафрагмированием до F/5.6-F.8 можно добиться высокого качества изображения по всему полю. На мой взгляд, на полнокадровой камере Гелиос 92/2 очень напоминает по поведению Гелиос-44 58/2 на кропе 1.5.

Контраст изображения при условии качественного чернения межлинзовых вставок довольно неплохой в обычных условиях освещения и находится на уровне других хороших объективов с однослойным просветляющим покрытием. В контровом свете Гелиос 92/2 ловит яркие радужные засветки, кольцевые блики, вуаль (ее плотность сильно снижается после чернения) и прочие радости, которые можно использовать в художественных целях. Цветопередача – типичная для объективов с фиолетовым просветлением линз – с зеленцой, поскольку светопропускание максимально для желто-зеленого диапазона.

С точки зрения художественных качеств объектив очень схож с другими «Гелиосами» – например, 44 и 40. При этом в сравнении с Гелиос-40 объектив ЛЭТИ-60 F=92 1:2 намного проще в обращении – в основном из-за большей резкости на открытой (Гелиос-40 можно прикрыть до F/2, но помните, какой формы у него диафрагма?), лучших цветопередачи и контраста, меньшей массы наконец.

Ниже приведены примеры фото на полнокадровую камеру Sony A7s.

Также, как и Гелиос-40 85/1.5, Гелиос 92/2 можно без ограничений использовать с цифровыми среднеформатными камерами типа Fujufilm GFX (44×33 мм) или с полнокадровыми камерами через тилт- или шифт-адаптер.

Выводы

Проекционный F=92 1:2 от ЛЭТИ-60/60М – это приятный и предсказуемый объектив с классической винтажной картинкой. Я рекомендую пробовать его всем интересующимся необычной оптикой – даже в варианте без диафрагмы на этот объектив можно сделать массу хороших фотографий. Адаптированные варианты советую приобретать только при условии, что диафрагма подобрана и установлена в объектив верным образом.

Все обзоры кинопроекционных и киносъемочных объективов:

  1. РО3-3М 2/50
  2. РО2-2М 75/2
  3. ЛОМО РО501-1 F=100 1:2
  4. РО 500-1 F9 СМ. 1:2 П
  5. ЛОМО РО500-1 F=90 1:2 + Обзор, анализ и сравнительный тест адаптированного проекционного объектива ЛОМО РО500-1 F=90 1:2
  6. ЛЕНКИНАП РО500-1 F=9см 1:2 П
  7. ЛОМО РО506-1 F=80 1:2
  8. ЛЭТИ-60/60М F=92 1:2
  9. 2/92
  10. F=92 1:2
  11. 16КП-1,4/65
  12. 35КП-1,8/65
  13. 35КП-1,8/70
  14. 35КП-1,8/75
  15. 35КП-1,8/85
  16. 35КП-1.8/100
  17. 35КП-1.8/120
  18. 35КП-1,8/120 (с диафрагмой)
  19. ЛОМО П-5 F=90 1:2
  20. ЛОМО П-5 F=100 1:2
  21. ЛОМО П-6М F=12cм 1:1.6
  22. ЛЕНКИНАП ОКС1А-75-1 F=75 1:2 П
  23. ЛОМО ОКС1-22-1 F=22 1:2.8
  24. ЛОМО ОКС1-40-1 40/2.5
  25. ЛОМО ОКС1-300-1 F=300 1:3.5
  26. ЛОМО ОКС11-35-1 F=35 1:2
  27. ЛОМО Ж-53 F=75 1:2
  28. ЛОМО Ж-54 F=85 1:2
  29. ЛОМО ОКП4-80-1 F=80 1:1,8
  30. ЛОМО ОКП8-90-1 F=90 1:2
  31. ОКП-6-70-1 F=70 1:1,8
  32. Таир-41 50/2
  33. КО-120 1:2,1 120mm
  34. КО-90 1:1,9 F=9см
  35. КО-120М 1:1.8 F=120mm
  36. КО-120М 120/1.8 с диафрагмой и геликоидом
  37. КО-120 1:2.1 F=12см
  38. ГОЗ “КО-140” 1:2,2 F–14см
  39. Вега-9 2,1/50
  40. МП РСФСР ГЛАВУЧТЕХПРОМ ЗАВОД №6 ★ F=7.7см ★
  41. МСО УССР УТОГ УПП-1 ★ ХАРЬКОВ ★ F-7 СМ ★
  42. Schneider Super Cinelux 70/2
  43. Meopta Meostigmat 90/2
  44. Meopta Meostigmat 100/1.7
  45. РО2-2М 75/2 VS ЛОМО Ж-53 75/2 VS ЛОМО РО506-1 80/2
  46. Белар-2 2,5/90 (ММЗ). Обзор редкого диапроекционного объектива, адаптированного для современных камер
  47. Проекционные апланаты: «Петцвали» и «Рихтеры»

Имена объективов соответствуют их точному написанию на корпусе.

Больше обзоров от читателей Радоживы найдете здесь.

«Диапроектор ЛЭТИ-60 предназначен для проецирования на экран кадров диафильмов, иллюстрирующих лекции, доклады, рассказ учителя. По сравнению с большинством проекционных приборов ЛЭТИ-60 имеет ряд преимуществ. Дистанционное управление, позволяющее лектору без помощи ассистента включать диапроектор в нужные по ходу лекции моменты, сменять один кадр другим, возвращаться к предыдущему, а также останавливаться на демонстрации отдельных кадров с любой продолжительностью во времени. Применение плёнок с горизонтальным и вертикальным расположением кадров».

Это из руководства по эксплуатации. От себя добавлю, что от других диапроекторов он отличается массивностью (10 кг), крупными размерами (305х140х290), солидной оптикой и очень мощной лампой. Очень серьёзный агрегат, в моём родном городе использовался для показа учебных фильмов курсантам лётного военного училища.

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

ЛЭТИ-60

Порядок работы с диапроектором типа «Свитязь-авто»

1. Установить
диапроектор на столе на необходимом
расстоянии от экрана.

2. Заземлив
диапроектор, включить его в сеть,
предварительно сняв с объектива колпачок.

3. Вставить в
диамагазин диапозитив. При зарядке
диапозитива необходимо учесть, что
диапроектор дает перевернутое изображение.
Поэтому для получения на экране
правильного изображения надо посмотреть
на диапозитив со стороны проекционной
лампы и расположить его так, чтобы можно
было читать надписи, а затем повернуть
на 180в вертикальной
плоскости и вставить в диамагазин.

4. При помощи
выключателя включить проекционную
лампу, принудительное охлаждение
включается автоматически.

5. Изменяя положение
объектива, получить четкое изображение.

6. Вращая ножки,
установить изображение на экране по
высоте и приступить к демонстрации
диапозитивов.

Диапроектор «лэти – 60м»

Диапроектор «ЛЭТИ
– 60м» (рис. 5) предназначен для проецирования
на экран кадров диафильмов на рулонной
35 мм перфорированной кинопленке.
Диапроектор работает от сети
переменного тока напряжением 220 В
частотой 50 Гц. Управление работой
электрической схемы осуществляется с
пульта управления, в котором расположены
переключатели для включения и выключения
лампы, для реверсирования электродвигателя
при смене кадров.

Р

ис.
5. Диапроектор «ЛЭТИ-60м» с открытой
дверцей: 1- кнопка для открывания дверцы;
2 – кадровая рамка; 3 – винт стопорный;
4 – объектив; 5 – винт для регулировки
угла наклона диапроектора; 6 – кнопка
смены кадров диафильма; 7 – винт
юстировочный; 8 – дверца; 9 – сетевой
электропровод

Лентопротяжный механизм

Движение плёнки
в диапроекторе осуществляется с помощью
лентопротяжного механизма (ЛПМ). ЛПМ
состоит из электродвигателя, ременной
передачи, редуктора, зубчатой передачи
и кадровой рамки с катушками.
Электродвигатель управляется пультом
дистанционного управления и осуществляет
движение плёнки. Ременная передача
передаёт движение от двигателя редуктору,
который преобразует высокие обороты
вала электродвигателя в малые обороты
своей оси при повышении их мощности. На
оси редуктора закреплена зубчатая
шестерня, которая передаёт движение
зубчатой шестерне, находящейся на оси
с катушкой кадровой рамки.

Порядок работы с диапроектором «лэти-60м»

1. Перед вводом
диапроектора в эксплуатацию необходимо
снять прокладку с лампы.

2. При помощи
сетевого электропровода (рис. 6) включить
диапроектор в сеть.

3. Подключить к
диапроектору пульт управления.

4. Открыть дверцы,
нажав кнопки 1.

5. Отпустив винт
3, вынуть кадровую рамку из диапроектора.

6. Снять катушки
перемотки пленки и намотать на них
диафильм, предварительно заправив его
концы под зажимы.

7. Поставить катушки
на оси кадровой рамки и одновременно
заправить диафильм под прижимную рамку.

8. Установить
диафильм в кадровую рамку таким образом,
чтобы он оказался повернутым на 180в своей плоскости, если смотреть со
стороны конденсора. Это необходимо для
получения на экране правильного
изображения проецируемого кадра

9. Вставить кадровую
рамку 2.

10. Закрыть дверцы.

11. Снять колпачок
с объектива.

12. Включить
выключателем сети вентилятор, а затем
лампу.

13. Установить
диапроектор относительно экрана по
высоте: предварительно отвернув винт
5, выдвинуть ножку на нужную длину и
закрепить её этим же винтом.

14. Вращением
объектива 4 добиться чёткого изображения
на экране.

15. Нажимая на кнопку
смены кадров диафильма, установить
первый кадр в кадровом окне.

ВНИМАНИЕ!Во
избежание поломки эксплуатировать
диапроектор в режиме: 45 минут – работа,
15 минут – перерыв.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Пленка в аппарате протягивалась с помощью
электродвигателя и специальной рамки,
находящихся внутри корпуса диапроектора.
Управлять сменой кадров пленки можно было
с помощью кнопок, расположенных на пульте-указке,
соединенной с проектором 10-метровым проводом.
Можно было сменять кадры в обычной
последовательности, возвращаться назад,
а также останавливаться на отдельных кадрах
для подробного рассказа.

Длина демонстрируемого диафильма, ввиду особенностей механизма его протяжки, была ограничена полутора метрами. Конструкция аппарата позволяла проецировать диафильмы в неполностью затемненном помещении и на расстоянии до 10 метров от экрана.
Диапроектор «ЛЭТИ 60М» широко использовался в различных учебных заведения, организациях, клубах для демонстрации учебных и научно-популярных диафильмов.
Весил диапроектор с пультом-указкой около 8 кг.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Тиогамма капсулы инструкция по применению
  • Gp recyko зарядное устройство инструкция
  • Кардионат уколы инструкция по применению внутримышечно взрослым
  • Caiman eco 45rc2 инструкция
  • Snr ups onrm 3000 xl72 инструкция