Должностная инструкция бухгалтера должна охватывать все аспекты деятельности сотрудника. В ней оговариваются его обязанности, права и ответственность. Должностную инструкцию главного бухгалтера и обычного бухгалтера можно разработать на основе требований из нового профессионального стандарта «Бухгалтер».
Разработку должностных инструкций следует начинать с создания их проектов. Обратите внимание на то, чтобы каждой задаче (группе задач) соответствовал один сотрудник, на которого возлагается персональная ответственность за ее выполнение. После определения ответственных лиц нужно составить перечень их обязанностей, выполнение которых обеспечивает решение поставленных задач. Затем перечисляются права ответственного лица, соответствующие его обязанностям.
Должностная инструкция бухгалтера должна содержать следующие разделы:
— «Квалификация». В этом разделе указывается квалификация, необходимая для выполнения данной работы;
— «Обязанности». Этот раздел представляет собой максимально конкретизированные функции сотрудника, его должностные обязанности. Для наглядности их следует описывать глаголами действия, например, выполнять, начислять, обрабатывать, контролировать;
— «Права». Обязанностям должны соответствовать определенные права сотрудника: например, какие ресурсы (трудовые, материальные, информационные) и в каком объеме он может использовать для выполнения своей работы, какие действия ему разрешены;
— «Ответственность». Здесь нужно указать, что работник отвечает за невыполнение своих обязанностей, со ссылкой на законодательство, которое определяет вид и меру ответственности в каждом случае.
Обратите внимание
Профессиональный стандарт «Бухгалтер» разработан Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России и утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. Обязательным к применению пока не является. Документ представляет собой подробный список требований к образованию, опыту работы и практическим навыкам для разных уровней квалификации бухгалтера.
Готовые проекты должностных инструкций необходимо согласовать с юристом фирмы. И только после этого они утверждаются непосредственными руководителями тех лиц, в подчинении которых находятся работники.
Должностная инструкция бухгалтера по профстандарту
С 1 июля 2016 года начала действовать новая статья 195.3 Трудового кодекса РФ, которая называется «Порядок применения профессиональных стандартов». Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Для большинства компаний применение профстандарта «Бухгалтер» (утвержден приказом Минтруда от 22.12. 2014 № 1061н носит рекомендательный характер, однако многие работодатели, чтобы «подстраховаться», предпочитают руководствоваться некоторыми его нормами и требованиями, вводя их в должностные инструкции, уже сейчас. Ведь предполагается, что профстандарты постепенно заменят квалификационные справочники, которые, к слову сказать, пока не отменены. Радикально переписывать должностные инструкции необходимости нет, а вот «разбавлять» привычные требования новыми нормами – можно и даже нужно.
Квалификация «рядового» бухгалтера
Для выполнения своих должностных обязанностей бухгалтер, согласно профстандарту, должен знать:
- практику применения законодательства РФ по вопросам оформления первичных учетных документов, стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, а также по вопросам оплаты труда;
- внутренние организационно-распорядительные документы компании, регламентирующие порядок составления, хранения и передачу в архив первичных учетных документов;
- внутренние организационно-распорядительные документы компании, регламентирующие особенности группировки информации, содержащейся в первичных учетных документах, правила хранения документов и защиты информации в экономическом субъекте;
- порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни;
- основы законодательства РФ о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте), об архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, о хранении и изъятии регистров бухгалтерского учета, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства;
- правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, способы начисления амортизации, принятые в учетной политике компании;
- методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составления отчетных калькуляций, расчетов заработной платы, пособий и иных выплат;
- общероссийский классификатор управленческой документации (в части, касающейся выполнения трудовых действий);
- практику применения законодательства РФ по вопросам денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
- методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
- методы учета затрат продукции (работ, услуг);
- основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;
- основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;
- основы информатики и вычислительной техники.
Обязанности бухгалтера
В обязанности бухгалтера входит:
- составление (оформление) первичных учетных документов. Прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
- проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов. Систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;
- составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов;
- cопоставление данных аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний;
- подготовка различных справок, ответов на запросы, содержащие информацию, формируемую в системе бухгалтерского учета;
- обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта;
- обеспечение сохранности первичных учетных документов до передачи их в архив;
- выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы;
- оперативное исправление ошибок, допущенных при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами;
- денежное измерение объектов бухгалтерского учета и осуществление соответствующих бухгалтерских записей;
- регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета;
- отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки объектов бухгалтерского учета, пересчета в рубли;
- составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой экономического субъекта;
- сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей;
- регистрация и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе;
- подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам бухгалтерского учета;
- контроль тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- подготовка информации для составления оборотно-сальдовой ведомости, главной книги;
- подготовка пояснений, подбор необходимых документов для проведения внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, документальных ревизий, налоговых и иных проверок;
- предоставление регистров бухгалтерского учета для их изъятия уполномоченными органами;
- систематизация и комплектование регистров бухгалтерского учета за отчетный период;
- отражение в бухгалтерском учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.
Квалификация главного бухгалтера
Для выполнения своих должностных обязанностей главный бухгалтер должен знать:
- законодательство РФ о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, об аудиторской деятельности, официальном статистическом учете, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства;
- методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем;
- методы проверки качества составления регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- методы оценки рисков, способных повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков;
- судебную практику по вопросам бухгалтерского учета;
- международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта);
- внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта;
- основы экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;
- методы финансового анализа и финансовых вычислений;
- порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
- современные технологии автоматизированной обработки информации;
- передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета;
- основы информатики и вычислительной техники;
- правила защиты информации;
- теоретические основы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обязанности главного бухгалтера
В обязанности главного бухгалтера входит:
- организация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;
- формирование и обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки;
- формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности — счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
- обеспечение подписания руководителем экономического субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- идентификация объектов налогообложения, исчисление налогооблагаемой базы, сумм налогов, сборов и взносов;
- обеспечение необходимыми документами бухгалтерского учета при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок);
- обеспечение сохранности бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив;
- организация передачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки;
- организация и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой);
- проверка качества бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений;
- организация ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в экономическом субъекте;
- организация исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности;
- обеспечение представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в соответствующие сроки;
- организация налогового планирования в экономическом субъекте;
- формирование налоговой политики экономического субъекта;
- контроль соблюдения требований налоговой политики в процессе осуществления экономическим субъектом (его обособленными подразделениями и дочерними обществами) деятельности;
- обоснование принятых компанией решений при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок.
Заключение
В профстандарте требования к «рядовым» бухгалтерам ориентированы в большей степени на «универсала», то есть не разбиты по участкам работы. Сделать это можно самостоятельно – никто ведь не заставляет «слепо копировать оригинал». Если вы составляете, например, должностную инструкцию для бухгалтера, работающего на участке расчета зарплаты, начисления «зарплатных» налогов и расчетов с подотчетными лицами, то в разделе «Квалификация» вы можете подробно расписать, что он должен знать. В частности, конкретные главы Налогового кодекса, бухгалтерский и налоговый учет затрат, нормативы и правила списания командировочных расходов и т. д. В разделе «Обязанности» для такого бухгалтера также подробно расписываются функции, которые на него возлагаются: начисление зарплаты, контроль расходов подотчетных лиц, проверка авансовых отчетов и приложенных к ним документов, начисление налогов и т. Чем подробнее вы опишете требуемые знания и перечень обязанностей, тем лучше.
Сергей Данилов, редакция «ПБ»
Трудовой договор с любым работником должен содержать трудовую функцию, то есть конкретный вид поручаемой сотруднику работы, описание работы по должности, профессии, специальности с указанием квалификации (ст. 57 ТК РФ). И при этом должностная инструкция не является обязательным для работодателя документом (для обычной коммерческой организации). То есть наличие должностной инструкции – это право работодателя, а не обязанность (Письмо ГИТ в г. Москве от 22.05.2020 № 77/10-18732-ОБ/18-1299; Письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6). Однако на практике наличие должностной инструкции очень помогает и работодателю, и работнику. Давайте разберемся почему, посмотрим общие правила о должностных инструкциях, а затем приведем образцы должностных инструкций для бухгалтерских специальностей.
Что такое в принципе должностная инструкция и зачем она нужна
Должностная инструкция – это локальный нормативный акт, в котором прописываются (ст. 22 ТК РФ; Письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6):
- содержание и объем должностных обязанностей;
- пределы ответственности;
- квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.
Безусловно, все эти сведения можно прописать и в трудовом договоре. Однако это, во-первых, утяжелит договор. А, во-вторых, любое изменение в должностных обязанностях работника потребует согласования новшеств с работником и составления дополнительного соглашения к трудовому договору, что не очень удобно.
Проще сделать должностную инструкцию отдельным документом, а в трудовом договоре сделать ссылку на него. Или в крайнем случае сделать должностную инструкцию приложением к трудовому договору. Хотя и в этом случае при изменении трудовой функции работника (например при расширении круга его обязанностей) новшества придется согласовать с сотрудником.
В чем плюсы должностной инструкции для работодателя? Если в должностной инструкции будет подробно расписана вся вышеуказанная информация (должностные обязанности, ответственность и т.д.), то при привлечении работника к ответственности за плохую работу (в том числе при увольнении за неоднократное неисполнение должностных обязанностей) можно будет сослаться на требования должностной инструкции.
При приеме на работу нового сотрудника можно будет ссылаться на должностную инструкцию как на документ, устанавливающий требования к уровню образования, квалификации, стажу работы.
А еще должностная инструкция поможет обосновать разницу в оплате труда для сотрудников с похожим набором обязанностей, но разным уровнем квалификации. Как например, в бухгалтерской сфере. Ведь, согласитесь, должностные обязанности у главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера и просто бухгалтера могут быть схожи (ведение первичного учета, ведение учета в бухгалтерской программе, составление отчетности и т.д.), однако уровни квалификации и пределы ответственности у них совершенно разные.
А чем выгодно наличие должностной инструкции для работника? Если работодатель попытается без согласования прибавить работнику обязанностей сверх тех, что указаны в должностной инструкции, работник сможет на законных основаниях, ссылаясь на инструкцию, отказаться от выполнения несогласованных обязанностей или же попросить дополнительную оплату (надбавку) за допработу.
Требования к должностной инструкции
Если работнику в силу специфики его работы по определенной должности (профессии, специальности) положены какие-то компенсации, льготы, либо есть какие-то ограничения, то наименование этих должностей (профессий, специальностей) и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, содержащимся в квалификационных справочниках либо профессиональных стандартах (ст. 57 ТК РФ). А если Трудовым кодексом или иным законом (иным НПА) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то работодатель обязан применять в части указанных требований профессиональные стандарты (ст. 195.3 ТК РФ). Это надо учитывать при разработке и утверждении должностной инструкции. Иначе работодателю грозит штраф за нарушение трудового законодательства (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Во всех остальных случаях применение профстандартов при составлении должностных инструкций необязательно (Письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Надо отметить, что в профстандартах в принципе не содержится некий базовый набор должностных обязанностей. В них приводится описание профессиональной деятельности для определенной должности. И работодатель может взять профстандарты за основу при разработке должностных инструкций и уже доработать документ с учетом особенностей выполняемой сотрудником работы, применяемыми технологиями, имеющейся организацией труда.
Подробнее о профстандартах вы можете прочитать в отдельной консультации.
Разделы должностной инструкции
Обязательных требований к содержанию должностной инструкции нет. Можно включить в нее следующие разделы:
- общие сведения о должности (название должности, подчиненность, требования к образованию и стажу работы по специальности);
- перечисление должностных обязанностей;
- взаимодействие с другими сотрудниками и руководством.
При этом каждый работодатель самостоятельно решает, будет ли он составлять индивидуальные должностные инструкции для каждого сотрудника (например, инструкция для продавца Петрова П.П. и инструкция для продавца Иванова И.И., поскольку их обязанности сильно отличаются) или сделает типовые инструкции для определенных должностей (например, одна инструкция для всех продавцов магазина).
Отметим, что бессмысленно переписывать в должностную инструкцию все права и обязанности работника, перечисленные в ТК РФ. Ведь эти нормы обязательны в силу закона и подтверждения работодателем не требуют.
Кто составляет должностную инструкцию бухгалтера
Законодательно не закреплено, кто должен составлять должностные инструкции для разных должностей. Этот вопрос решает руководитель. По логике в разработке должностных инструкций должны быть задействованы работники кадровой службы, руководители профильных подразделений, а в отдельных случаях и сами работники, занимающие соответствующую должность. Ведь это люди, которые лучше всех знают, чем они занимаются, и могут подробно об этом рассказать.
А утверждает должностную инструкцию (как любой нормативно правовой акт организации) руководитель.
Когда и как ознакомить работника с должностной инструкцией
Как мы уже сказали, должностные инструкции относятся к локальным нормативным актам работодателя (ст. 22 ТК РФ). Поэтому если у работодателя уже утверждена должностная инструкция для какой-то должности, то работника, принимаемого на эту должность, надо ознакомить с инструкцией под роспись еще при приеме на работу (ст. 68 ТК РФ). Скажем, в текст трудового договора можно добавить информацию о том, что работник ознакомлен с должностной инструкцией до подписания трудового договора.
Если инструкция написана и утверждена уже в ходе работы сотрудника, то после ее утверждения руководителем нужно ознакомить с ней работников, к которым она применима, также под роспись. Можно сделать это путем составления листа ознакомления, в котором распишутся работники.
В то же время отдельные суды придерживаются такой позиции. Если работник знал круг своих обязанностей, то формальное отсутствие письменной должностной инструкции или формальное неознакомление с ней под роспись еще не означает, что работник не был ознакомлен со своими должностными обязанностями.
Срок хранения должностных инструкций
Индивидуальные должностные инструкции работников нужно хранить 50/75 лет. А если они типовые, то 3 года после их замены новыми (ст. 442, 443 Перечня типовых управленческих архивных документов, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).
Должностная инструкция главного бухгалтера: образец
Должностную инструкцию для главного бухгалтера, а также для других сотрудников бухгалтерского подразделения можно составлять, используя за основу Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утв. Приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н. Приведем выдержку из должностной инструкции, касающуюся должностных обязанностей главного бухгалтера. Скачать образец должностной инструкции главного бухгалтера в полном объеме вы сможете ниже.
Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера
Поскольку заместитель главного бухгалтера должен суметь оперативно и эффективно заменить своего непосредственного руководителя на время его болезни или отпуска (или неожиданного увольнения), то в принципе к заместителю главного бухгалтера предъявляются все те же требования, что и к главному бухгалтеру. Хотя, конечно, требования к уровню образования и стажу работы могут быть иные.
Приведем образец выдержки из должностной инструкции заместителя главного бухгалтера, касающуюся его должностных обязанностей.
Должностная инструкция бухгалтера по профстандарту: образец
Должностные обязанности бухгалтера в соответствии с профстандартом «Бухгалтер», утв. Приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, это в основном учетные функции. Покажем, как можно сформулировать в должностной инструкции обязанности бухгалтера.
Должностная инструкция бухгалтера по заработной плате
Уже из названия должности понятно, что бухгалтер по зарплате занимается расчетом, выплатой заработной платы сотрудникам, отражением этих операций в бухгалтерском учете, начислением налогов и страховых взносов с исчисленной зарплаты и иных доходов физлиц. С учетом этого покажем, как могут выглядеть основные обязанности бухгалтера по заработной плате в должностной инструкции.
Должностные инструкции бухгалтера по учету имущества
Бухгалтер по учету материалов, основных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. занимается учетом на соответствующем участке. Приведем выдержку из должностной инструкции бухгалтера по учету материалов.
Итак, мы привели довольно много формулировок, которые вы можете использовать при составлении должностной инструкции работника бухгалтерского подразделения. Смотрите на фактические обязанности своего сотрудника и включайте в инструкцию нужные именно вам положения.
Образцы должностных инструкций по другим должностям вы сможете найти на нашем сайте в разделе «Формы».
Профстандарты для главного бухгалтера в 2025 году, как и прежде, должны применяться в том числе с учетом положений трудового законодательства. Рассмотрим, как соответствующие положения влияют на использование профстандарта «Бухгалтер» для главного бухгалтера.
Роль профстандартов в законодательстве о труде и об образовании
Понятие профстандарта присутствует в основных законах о труде (ТК РФ в его редакциях начиная с 03.12.2012) и об образовании (закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ) с конца 2012 года. Оно связывает воедино представление о квалификации работника (его знаниях, умениях, навыках и опыте), необходимой ему для исполнения должностных обязанностей по определенной специальности, и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), посвященный этой же специальности.
Профстандарт для законодательства о труде является относительно новым документом, основная задача которого заключается в замене собой в перспективе действующих до сих пор (постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 № 15а) единых квалификационных справочников:
- работ и профессий рабочих;
- должностей руководителей, специалистов и служащих.
Делается это как с целью обновления (доведения до современного уровня) существующих требований к профессиям, так и для разработки квалификационных описаний новых профессий.
Для законодательства об образовании профстандарт должен стать тем главным документом, из которого при формировании ФГОС будут черпаться представления современных работодателей о требованиях к работнику, предназначенных для выполнения должностных функций по определенной специальности. Увязка эта становится настолько тесной, что без профстандарта оказывается невозможной разработка ФГОС для новых профессий (письмо Минэкономразвития России от 26.03.2015 № Д28и-877).
Замена квалификационных справочников профстандартами — процесс не только постепенный, но и плановый. В этих целях могут приниматься различные нормативные акты. Так, например, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р, было утверждено большое количество плановых мероприятий на период 2014–2016 годов.
О том, как соотносятся профстандарт «Бухгалтер» и ФГОС, разработанный для специальности «Бухгалтер», читайте в материале «Соответствие требований ФГОС по бухгалтерскому учету».
Как применяют профессиональные стандарты с 1 июля 2016 года
Несколько лет назад, 01.07.2016, вступил в силу закон РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, внесший в законодательство о труде и об образовании ряд существенных изменений в части профстандартов.
В ТК РФ появились:
- поправки в тексте ст. 195.1, вследствие которых:
- получило уточнение определение «профстандарт»: содержащаяся в этом документе информация о профессии увязана не только с определенной деятельностью, но и с выполнением определенной функции;
- часть текста этой статьи вынесена в отдельную ст. 195.2, посвященную определению того органа (Правительство РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии), на который возлагается ответственность за установление порядков разработки и утверждения стандартов, при этом функция утверждения порядка применения стандартов из ранее имевшего место перечня задач, решаемых этим органом, исключена;
- добавление новой ст. 195.3, отразившей устанавливаемый теперь уже законом, а не Правительством РФ главный принцип применения стандартов: использование их обязательно в части требований к квалификации, установленных нормативными документами РФ, а во всех прочих случаях стандарты имеют рекомендательный характер.
Кроме того, законом № 122-ФЗ (ст. 4) были введены:
- Право Правительства РФ устанавливать особый порядок для применения этих стандартов госорганизациями (внебюджетными фондами, ГУП, МУП, госкорпорациями, госкомпаниями) и юрлицами, в которых доля участия государства составляет более 50% (п. 1). Правительство, воспользовавшись этим правом, ввело для указанных организаций (постановление от 27.06.2016 № 584) обязанность применять профстандарты с 01.07.2016, предоставив для решения всех сопутствующих процессу вопросов (доработка существующих стандартов, разработка новых, приведение в соответствие с ними других внутренних документов и необходимое повышение квалификации работников) переходный период до 2020 года.
- Обязанность приведения всех существующих ФГОС в соответствие с требованиями уже разработанных стандартов в течение года с 01.07.2016 (п. 2). В развитие этого положения в законе № 273-ФЗ изменены тексты п. 7 ст. 11 (применение профстандарта увязано с профессиональной компетенцией будущего специалиста) и п. 8 ст. 73 (процедура создания конкретных программ обучения напрямую стала связываться с наличием профстандарта).
Об изменениях, внесенных в законодательство о труде и об образовании законом № 122-ФЗ, читайте также в статье «Закон о профстандартах с 2016 года — последние изменения».
Обязаны ли коммерческие организации применять профстандарт для главного бухгалтера? Оформите пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс и узнайте ответ эксперта на этот вопрос, подкрепленный ссылками на нормативную базу.
Что служит профстандартом для главного бухгалтера в 2025 году
В качестве профессионального стандарта для главного бухгалтера в 2025 году применяется профстандарт «Бухгалтер», утвержденный приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н.
Этот стандарт посвящен описанию нескольких должностей различного уровня: бухгалтера, главного бухгалтера, начальника отдела бухгалтерского учета, директоров по операционному управлению, по бухгалтерскому аутсорсингу, по развитию бизнеса, коммерческого директора. Основные требования к ним основаны на положениях, в частности:
- закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ — для главного бухгалтера;
- квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, — для бухгалтера и главного бухгалтера.
Принципиальных новшеств в сравнении с теми документами, на которых он базируется, профстандарт «Бухгалтер» в части нормирования требований к должностям бухгалтера и главного бухгалтера не имеет. Дополнительно в него добавлены положения, учитывающие современные требования к профессии, возникающие главным образом в связи с необходимостью достаточно свободного владения компьютером, интернетом, электронными средствами связи и оргтехникой. Уточнены формулировки, отражающие актуальность современного бухгалтерского и налогового законодательства. Учтен ряд запросов работодателей в части некоторых родственных бухгалтерии дополнительных функций.
О том, в чем заключаются принципиальные различия между должностями, описываемыми в стандарте «Бухгалтер», читайте в материале «Профстандарт для бухгалтера в 2025 году (нюансы)».
Как профстандарт главного бухгалтера в 2025 году влияет на должностные обязанности
Произошедшие в 2016 году трудовом законодательстве изменения, о которых сказано выше, разделили работодателей на две группы (и это деление актуально до сих пор):
- обязанных применять профстандарты для главных бухгалтеров с 2016 года;
- продолжающих считать стандарты только вспомогательным для разработки должностных обязанностей документом.
Для обеих групп обязательными к исполнению остаются положения:
- п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ, предусматривающие для ряда организаций наличие у главного бухгалтера высшего образования и определенного стажа работы по специальности, а также отсутствие судимости;
- законов, учитывающих требования к главным бухгалтерам, обусловленные особенностями отрасли, в которой работает главный бухгалтер (п. 5 ст. 7 закона № 402-ФЗ);
- иных нормативных документов РФ, устанавливающих для сотрудника, занимающего должность главного бухгалтера, какие-либо льготы или ограничения (письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
При этом в части всех прочих обязанностей при разработке должностной инструкции главного бухгалтера организации, обязанные применять профстандарты, с 01.07.2016 руководствуются содержанием профстандарта «Бухгалтер».
Работодатели, для которых профстандарт не стал обязательным документом, могут использовать его как вспомогательный материал для разработки собственного перечня должностных обязанностей главного бухгалтера (информация Минтруда от 10.02.2016).
О роли профстандарта в разработке должностной инструкции главного бухгалтера читайте также в статье «Должностная инструкция главного бухгалтера — образец 2025».
Итоги
Профессиональный стандарт «Главный бухгалтер» входит составной частью в единый стандарт «Бухгалтер», утвержденный приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н и объединяющий требования к большому количеству должностей, среди которых есть должности бухгалтера и главного бухгалтера. Применение этого стандарта с 01.07.2016 обязательно при установлении должностных обязанностей для госорганизаций и юрлиц, в которых участие государства доминирует, а также при разработке ФГОС для специальности «Бухгалтер».
Должностная инструкция главного бухгалтера бюджетного учреждения
Должностная инструкция
главного бухгалтера бюджетного учреждения (по профстандарту)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция главного бухгалтера в бюджетном учреждении разработана на основе Профстандарта 08.002 «Бухгалтер», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 103н от 21 февраля 2019 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом бюджетного учреждения и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция, разработанная по профстандарту, устанавливает основные трудовые функции, должностные обязанности главного бухгалтера бюджетного учреждения, права, ответственность, а также взаимоотношения и связи по должности при работе в учреждении.
1.3. Главный бухгалтер относится к административно-управленческой категории работников, назначается и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя бюджетного учреждения.
1.4. Главный бухгалтер непосредственно подчиняется руководителю бюджетного учреждения. Под руководством главного бухгалтера выполняет свои должностные обязанности бухгалтер.
1.5. На должность главного бухгалтера бюджетного учреждения может назначаться лицо:
- имеющее высшее образование — бакалавриат или высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки или среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки;
- имеющее опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее пяти лет при наличии высшего образования или опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее семи лет при наличии среднего профессионального образования;
- имеющее дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
1.6. На период отпуска и временной нетрудоспособности главного бухгалтера его должностные обязанности могут быть возложены на бухгалтера. Временное выполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа руководителя, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.7. В своей деятельности в бюджетном учреждении руководствуется должностной инструкцией главного бухгалтера, составленной с учетом профстандарта, Конституцией Российской Федерации, законом «О бухгалтерском учёте», решениями Правительства Российской Федерации и органов управления всех уровней, касающихся бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, Коллективным договором. Главный бухгалтер выполняет свои обязанности согласно административного, трудового и хозяйственного законодательства, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, Устава, локально-правовых актов бюджетного учреждения, приказов и распоряжений руководителя учреждения.
1.8. Главный бухгалтер бюджетного учреждения должен знать:
- законодательство Российской Федерации о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности и практику его применения;
- отраслевое законодательство в сфере деятельности бюджетного учреждения и практику его применения;
- бюджетное законодательство Российской Федерации и практику его применения;
- законодательство, регулирующее административное и уголовное право в части ответственности за нарушения в сфере уплаты налогов и сборов, практику его применения;
- трудовое законодательство Российской Федерации и практику его применения;
- теоретические основы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- основы экономики, технологии, организации работы и управления в бюджетном учреждении;
- основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками;
- порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни бюджетного учреждения;
- структуру бюджетного учреждения, положения и инструкции по проведению бухучета в бюджетном учреждении, правила его ведения;
- внутренние организационно-распорядительные документы учреждения;
- методы финансового анализа и финансовых вычислений;
- порядок оформления операций и организацию документооборота по отделам учета;
- передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере организации и осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками
- судебную практику по налогообложению;
- судебную практику по спорам, связанным с фактами хозяйственной жизни бюджетного учреждения, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- основы информатики и вычислительной техники;
- новейшие средства компьютерной (вычислительной) техники и способы их использования для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа финансовой организации;
- порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
- современные технологии автоматизированной обработки информации;
- правила защиты информации;
- правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности.
- инструкцию по охране труда для главного бухгалтера учреждения
1.9. Главный бухгалтер бюджетного учреждения должен уметь:
1.9.1. Разрабатывать:
- внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе стандарты бухгалтерского учета бюджетного учреждения;
- внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу;
- внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения;
- внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе регламентирующие порядок проведения работ в системе бюджетирования и управления денежными потоками;
- внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять график документооборота;
- внутренние организационно-распорядительные документы, регулирующие организацию и осуществление налогового планирования;
- финансовые программы развития бюджетного учреждения, инвестиционную, кредитную и валютную политику бюджетного учреждения;
- учетную политику в области налогообложения;
- формы налоговых регистров;
- сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики бюджетного учреждения;
- сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики бюджетного учреждения, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы).
1.9.2. Определять:
- объем учетных работ и работ по финансовому анализу;
- структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в трудовых, материально-технических, финансовых и иных ресурсах;
- определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику бюджетного учреждения;
- определять источники информации для проведения анализа финансового состояния бюджетного учреждения;
- определять объем работ по бюджетированию и финансовому планированию, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;
- определять финансовые цели бюджетного учреждения, степень их соответствия текущему финансовому состоянию бюджетного учреждения, способы достижения целей в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
- определять общую потребность бюджетного учреждения в финансовых ресурсах;
- определять и изменять границы контрольной среды внутреннего контроля.
1.9.3. Распределять:
- объемы работ между работниками бухгалтерии бюджетного учреждения;
- объем работ по проведению финансового анализа между работниками;
- распределять объем учетных работ между работниками бухгалтерской службы;
- распределять полномочия, обязанности и ответственность между работниками за выполнение соответствующих процедур внутреннего контроля, осуществлять проверку их выполнения.
1.9.4. Обеспечивать:
- установленные сроки выполнения работ и представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- обеспечивать в рабочее время сохранность налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив;
- оптимизацию рабочих мест для целей ведения бухгалтерского учета;
- применение результатов финансового анализа бюджетного учреждения для целей бюджетирования и управления денежными потоками.
1.9.5. Организовывать:
- делопроизводство в бухгалтерской службе бюджетного учреждения;
- организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых бюджетным учреждением фактов хозяйственной жизни;
- организовывать процесс восстановления бухгалтерского учета;
- организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых бюджетным учреждением фактов хозяйственной жизни.
1.9.6. Планировать:
- объемы и сроки выполнения работ в отчетном периоде для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- программы и сроки проведения финансового анализа бюджетного учреждения и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;
- объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению бюджетов денежных средств и финансовых планов, контролировать их соблюдение;
- порядок и сроки представления отчетности и иной информации, необходимой для составления финансовой отчетности;
- планировать сроки, продолжительность и тематику повышения квалификации работников бухгалтерской службы.
1.9.7. Проверять:
- качество информации, представленной бухгалтером, на предмет соответствия ее установленным требованиям;
- качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа и выполнять процедуры по ее обобщению.
1.9.8. Составлять:
- финансовую отчетность;
- составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари бюджетного учреждения;
- составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица;
- составлять отчеты о результатах внутреннего контроля.
1.9.9. Владеть:
- методами проверки качества составления регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- владеть методами проверки качества составления регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности бюджетного учреждения в обозримом будущем;
- владеть методами финансовых вычислений.
1.9.10. Осуществлять:
- исчислять налогооблагаемую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды;
- меры налоговой оптимизации в конкретных условиях деятельности по всей совокупности налогов и сборов;
- осуществлять непрерывный мониторинг соответствия внутреннего контроля целям деятельности бюджетного учреждения, разрабатывать мероприятия по его совершенствованию;
- мониторинг законодательства о налогах и сборах;
- проверку качества составления бюджетов денежных средств и финансовых планов;
- исправление ошибок в налоговом учете и налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды;
- оценку состояния и эффективности внутреннего контроля в бюджетном учреждении;
- контроль соблюдения сроков и качества выполнения работ по формированию информации в системе бухгалтерского учета;
- коррекцию налоговой политики бюджетного учреждения в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах;
- прогнозирование структуры источников финансирования.
1.9.11. Обосновывать:
- принятые бюджетным учреждением решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;
- принятые бюджетным учреждением решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;
- доведение плановых показателей до непосредственных исполнителей;
- передачу документов по бюджетированию и управлению денежными потоками в архив бюджетного учреждения в установленные сроки.
1.9.12. Координировать:
- действия работников бухгалтерской службы во взаимоотношениях с представителями внешней и внутренней среды бюджетного учреждения;
- взаимодействие работников бюджетного учреждения в процессе выполнения работ по бюджетированию и управлению денежными потоками;
- координировать взаимодействие работников бюджетного учреждения в процессе проведения финансового анализа.
1.9.13. Формировать:
- в соответствии с установленными правилами числовые показатели в отчетах, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, при централизованном и децентрализованном ведении бухгалтерского учета;
- аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям;
- обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа бюджетного учреждения;
- структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов;
- эффективный набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы);
- справочники типовых сделок и фактов хозяйственной жизни бюджетного учреждения в соответствии с его деятельностью, осуществлять контроль их соблюдения.
1.9.14. Оценивать:
- возможные последствия изменений в учетной политике бюджетного учреждения, в том числе их влияние на его дальнейшую деятельность;
- уровень профессиональных знаний и умений работников по ведению налогового учета и налоговой отчетности в бюджетном учреждении;
- уровень профессиональных знаний и умений работников бухгалтерской службы;
- существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- изменение налоговых обязательств и рисков в результате принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике бюджетного учреждения;
- финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность бюджетного учреждения;
- риски, способные повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков.
1.9.15. Понимать цели и процедуры внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения.
1.9.16. Анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами.
1.9.17. Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.
1.10. Бухгалтер в бюджетном учреждении должен строго соблюдать свою должностную инструкцию, разработанную на основе Профстандарта, инструкцию по охране труда для бухгалтера учреждения, другие инструкции по охране труда при выполнении работ на рабочем месте, при эксплуатации компьютерной и оргтехники.
1.11. Бухгалтер должен пройти обучение и иметь навыки в оказании первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в учреждении.
2. Трудовые функции
Главный бухгалтер бюджетного учреждения выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Составление и представление финансовой отчетности бюджетного учреждения:
2.1.1. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2.1.2. Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2.1.3. Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование.
2.1.4. Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.
3. Должностные обязанности
Главный бухгалтер учреждения исполняет следующие обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции составления бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- осуществляет организацию, планирование, координацию и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета бюджетного учреждения;
- обеспечивает представление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения в соответствующие адреса в установленные сроки;
- формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- осуществляет счетную и логическую проверку правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- формирует пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
- обеспечивает подписание руководителем бюджетного учреждения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- обеспечивает необходимыми документами бухгалтерского учета при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), готовит соответствующие документы о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок);
- обеспечивает сохранность бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив бюджетного учреждения;
- организует передачу бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки.
3.2. В рамках трудовой функции внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- осуществляет организацию и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения;
- контролирует расходование фонда заработной платы;
- проверяет обоснованность первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическую увязку отдельных показателей, качество ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения;
- контролирует соблюдение процедур внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения;
- контролирует своевременное оформление приказов о назначении ответственных лиц за сохранность материальных ценностей и денежных средств;
- осуществляет подготовку и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля, организует их хранение и передачу в архив бюджетного учреждения в установленные сроки.
3.3. В рамках трудовой функции ведения налогового учета и составления налоговой отчетности, налогового планирования:
- осуществляет организацию ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в бюджетном учреждении;
- координирует и контролирует процесс ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в бюджетном учреждении;
- обеспечивает необходимыми документами при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок);
- осуществляет организацию налогового планирования в бюджетном учреждении;
- организует исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности;
- обеспечивает сохранность документов и регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды и последующей их передачи в архив.
3.4. В рамках трудовой функции проведения финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками:
- осуществляет организацию работ по финансовому анализу бюджетного учреждения;
- планирует работы по анализу финансового состояния бюджетного учреждения;
- осуществляет организацию хранения документов по финансовому анализу;
- осуществляет организацию бюджетирования и управления денежными потоками в бюджетном учреждении;
- координирует и контролирует выполнение работ в процессе бюджетирования и управления денежными потоками в бюджетном учреждении;
- разрабатывает финансовую политику бюджетного учреждения, определяет и осуществляет меры по обеспечению его финансовой устойчивости;
- составляет финансовые планы, бюджеты и сметы учреждения;
- представляет финансовые планы, бюджеты и сметы руководителю бюджетного учреждения для утверждения;
- составляет отчеты об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществляет контроль за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов;
- осуществляет организацию хранения документов по бюджетированию и движению денежных потоков в бюджетном учреждении.
3.5. Главный бухгалтер бюджетного учреждения обеспечивает законное, своевременное и правильное оформление документов, расчеты по зарплате, правильный расчет и отправку платежей в госбюджет, взносов на государственное социальное страхование, профсоюзных взносов, платежей в банки.
3.6. Организует и контролирует своевременное списание износившихся и морально устаревших товарно-материальных ценностей в помещениях бюджетном учреждении.
3.7. Анализирует состояние материальной базы бюджетного учреждения, правильность использования денежных средств и материальных ценностей.
3.8. Принимает соответствующие меры по предупреждению незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.
3.9. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на соблюдение финансовой дисциплины в бюджетном учреждении и рациональное использование ресурсов.
3.10. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в финансовой политике для внесения предложений по корректировке финансовой стратегии бюджетного учреждения, последствия запланированной работы по улучшению и развитию материально-технической базы бюджетного учреждения.
3.11. Проводит экономический анализ деятельности бюджетного учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности, разрабатывает и внедряет прогрессивные нормы и методы бухгалтерского учета вычислительной техники.
3.12. Разрабатывает нормативные требования по ведению бухгалтерской отчетности и материально-хозяйственной документации.
3.13. Самостоятельно планирует свою деятельность по согласованию с руководителем бюджетного учреждения.
3.14. В процессе работы соблюдает положения должностной инструкции главного бухгалтера бюджетного учреждения, разработанной на основе профстандарта, трудовую дисциплину и установленный в учреждении режим дня, санитарно-гигиенические нормы на рабочем месте, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности.
3.15. Дает поручения бухгалтеру бюджетного учреждения в соответствии его должностным обязанностям.
3.16. Участвует в работе совещаний при руководителе бюджетного учреждения, поддерживает надлежащий порядок на своем рабочем месте, бережно и аккуратно использует вверенное имущество.
3.17. Соблюдает культуру и этику общения с сотрудниками и коллегами по работе, этические нормы поведения в бюджетном учреждении, в быту и общественных местах.
3.18. Регулярно повышает уровень своей профессиональной квалификации, своевременно проходит периодические медицинские осмотры.
4. Права
Главный бухгалтер бюджетного учреждения имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные распоряжения по оформлению бухгалтерской документации и представлению ее в бухгалтерию всем материально-ответственным лицам бюджетного учреждения.
4.2. Представлять к дисциплинарной ответственности руководителю материально-ответственных лиц, нарушивших или не выполнивших в установленный срок требования по оформлению бухгалтерской документации и представление ее в бухгалтерию бюджетного учреждения.
4.3. Вносить конкретные предложения руководителю бюджетного учреждения по улучшению работы сотрудников бухгалтерии.
4.4. Запрашивать у руководителя, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Участвовать в обсуждении проектов решений, касающихся ведения хозяйственно-финансовой деятельности и бухгалтерского учета, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.6. Запрашивать у руководителя бюджетного учреждения разъяснения и уточнения по выданным поручениям и заданиям, получать от других работников информацию, документы, необходимые для исполнения поручений.
4.7. Знакомиться с проектами решений руководителя бюджетного учреждения, касающихся выполняемых им функций, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения своих должностных обязанностей и трудовых функций.
4.8. Вносить на рассмотрение руководителя учреждения предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.9. Участвовать:
- в ведении переговоров с партнерами бюджетного учреждения по материально-техническому оснащению;
- в разработке различных управленческих решений по материально-хозяйственным вопросам;
- в разработке стратегии развития бюджетного учреждения.
4.10. Участвовать в работе органов самоуправления бюджетного учреждения, в работе общего собрания работников, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых главным бухгалтером своих должностных обязанностей.
4.11. Устанавливать от имени бюджетного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, имеющими возможность поспособствовать совершенствованию материально-технического оснащения бюджетного учреждения.
4.12. Представлять интересы бюджетного учреждения в сторонних организациях по вопросам, относящимся к деятельности главного бухгалтера.
4.13. Визировать наравне с руководителем бюджетного учреждения финансовые документы. Без подписи главного бухгалтера, денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются не действительными и не могут приниматься к исполнению.
4.14. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку деятельности главного бухгалтера, дать по ним объяснения.
4.15. Повышать свою квалификацию.
5. Ответственность
5.1. Главный бухгалтер бюджетного учреждения несет ответственность:
- за своевременность и полноту отчетных данных, достоверность бухгалтерской документации и отчетности;
- за неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации бюджетного учреждения несчастного случая;
- за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в бюджетном учреждении.
5.2. За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, законных требований руководителя бюджетного учреждения и иных локальных нормативных актов, главный бухгалтер несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За невыполнение требований охраны труда, несоблюдения правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм главный бухгалтер несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации.
5.4. За умышленное причинение бюджетному учреждению или участникам рабочего процесса материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей главный бухгалтер несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей профессиональной деятельности главный бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Главный бухгалтер:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем бюджетного учреждения.
6.2. Планирует свою работу на каждый финансовый год и отдельный отчетный период. План работы представляет для утверждения руководителю бюджетным учреждением не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Получает от руководителя бюджетным учреждением информацию нормативно-правового и финансово-хозяйственного характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
6.4. Подписывает приказы руководителя бюджетным учреждением по финансовой деятельности, договоры по вопросам хозяйственной деятельности.
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками бухгалтерии бюджетного учреждения, рабочим и обслуживающим персоналом бюджетного учреждения, администрацией.
6.6. Выступает на совещаниях и других мероприятиях по вопросам ведения хозяйственно-финансовой деятельности и бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.
6.7. Информирует руководителя обо всех недостатках в учреждении условий его деятельности, соответствии рабочего места нормам охраны труда и пожарной безопасности. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по оптимизации работы главного бухгалтера.
6.8. Исполняет обязанности бухгалтера бюджетного учреждения во время его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. д.). Исполнение обязанностей осуществляется согласно законодательству о труде и Уставом бюджетного учреждения на основании приказа руководителя.
6.9. Своевременно информирует руководителя учреждения (при отсутствии – иное должностное лицо) о несчастном случае, завхоза – о возникновении аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения, канализации, а также при других выявленных нарушениях санитарных правил.
6.10. Представляет руководителю письменный отчет о своей работе размером не более пяти машинописных страниц в срок до десяти дней по окончании каждого отчетного периода.
6.11. Всю информацию, полученную на совещаниях и семинарах разного уровня, предоставляет руководителю сразу после ее получения.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления главного бухгалтера бюджетного учреждения с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: