Художественный руководитель
Должностные обязанности. Руководит в пределах полномочий, определенных учредительными документами и (или) трудовым договором, творческой деятельностью организации исполнительских искусств, неся ответственность за художественно-творческие результаты деятельности организации. Организует работу и взаимодействие артистического и художественного персонала, структурных подразделений художественно-творческой части, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач. Обеспечивает художественное качество репертуара, определяет готовность спектаклей и принимает решение об их публичном исполнении. Обеспечивает совместно с директором (генеральным директором) выполнение организацией обязательств перед зрителями (слушателями), творческими работниками организации, авторами и исполнителями используемых произведений (фонограмм), а также другими партнерами по творческой деятельности. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными творческими кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных условий труда для их жизни и здоровья, соблюдению требований законодательства о труде. Участвует со стороны работодателя организации в разработке, заключении и выполнении коллективного договора. Обеспечивает соблюдение трудовой и творческой дисциплины работников художественно-творческого состава организации. Поручает ведение отдельных направлений творческой деятельности другим работникам художественно-творческой части.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства; историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы; состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств; современную и классическую драматургию; порядок разработки и согласования планов творческо-производственной деятельности и перспективных планов развития в сфере исполнительских искусств; основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового и гражданского законодательства; авторское право; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности главного режиссера (дирижера, балетмейстера) не менее 3 лет или в должности режиссера (дирижера, балетмейстера) — постановщика, артиста, руководителя творческого подразделения в сфере исполнительских искусств не менее 5 лет.
Примечание. Конкретные права, обязанности, дополнительные требования и иные условия творческой работы (постановка, художественное, музыкальное оформление спектакля, исполнение роли и т.п.), выполняемой художественным руководителем по месту основной работы и не входящей в круг обязанностей художественного руководителя, определяется при заключении трудового договора в установленном порядке.
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Художественного руководителя театра
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность художественного руководителя театра [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Организация).
1.2. На должность художественного руководителя театра назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее пяти лет.
- 18 разряд — в театрах оперы и балета (в том числе имеющих звание «Академический»), во всех остальных академических театрах.
- 16-17 разряды — в театрах музыкальной комедии (оперетты), музыкально-драматических, драматических театрах, ТЮЗах, театрах кукол, в филармониях, самостоятельных музыкальных и танцевальных коллективах, симфонических, камерных, духовых оркестрах и оркестрах народных инструментов в составе филармоний, в концертных залах с правами юридического лица, цирках.
- 15 разряд — в других театрах и художественных коллективах.
1.3. Художественный руководитель театра назначается и освобождается от должности руководителем организации (театра).
1.4. Художественный руководитель театра относится к категории руководителей, подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.
1.5. В своей деятельности художественный руководитель театра руководствуется:
- нормативными актами по вопросам культуры и искусства;
- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
- уставом Организации;
- правилами трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями руководителя организации (театра), непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.6. Художественный руководитель театра должен знать:
- законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;
- приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и руководителем Организации (театра);
- организацию театрального (музыкального) производства;
- психологию управления и творческого труда;
- современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;
- классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;
- историю и современные проблемы отечественного и мирового театрального, музыкального искусства;
- основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- положения настоящей должностной инструкции.
1.7. В период временного отсутствия художественного руководителя театра (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Должностные обязанности
Художественный руководитель театра выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет организацию всего комплекса творческой и производственной деятельности театра.
2.2. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.
2.3. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.
2.4. Ведет работу с авторами в целях создания литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра.
2.5. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.
2.6. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.
2.7. Принимает меры по обеспечению театра квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.
2.8. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.
2.9. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.
2.10. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.
2.11. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам театра.
В случае служебной необходимости художественный руководитель театра может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Художественный руководитель театра имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководителя Организации (театра), касающимися его деятельности.
3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
3.4. Повышать свою квалификацию.
3.5. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Художественный руководитель театра несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы художественного руководителя театра осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы художественного руководителя театра является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы художественного руководителя театра определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации (театре).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)
- Главная /
- Бланки /
-
Образец должностной инструкции художественного руководителя
Образец должностной инструкции художественного руководителя
Готовая должностная инструкция художественного руководителя. Подойдет для театра или любой другой организации, где предусмотрена должность худрука. Легко скачать и адаптировать под соственные нужды.
Образец должностной инструкции художественного руководителя
Инструкция художественного руководителя театра по А.П. Акимову
«Придавая огромное значение роли руководства в театре, мы сегодня помещаем «Правила для художественных руководителей и режиссеров».
1. Если ты непременно хочешь иметь своё лицо — не забудь предварительно обзавестись собственной головой. Все попытки обойти это правило кончались неудачно.
2. Вступая в должность, не объявляй официально, что всё происходившее до тебя — было ужасно, а что отныне — всё будет прекрасно. В своё время это уже было сказано твоим предшественником.
3. Большое впечатление производит чтение репертуарного плана, составленного на пять лет вперед. Ещё эффектнее было бы составить план на пятьдесят лет вперед, этим можно было бы связать потомков по рукам и но ногам. К счастью, резонанс от такой литературы длится не более недели, после чего сам составитель плана о нем забывает.
4. Водружая в театре надпись — «ДОРОГУ МОЛОДЁЖИ!», лучше располагать её вдоль этой дороги, а не поперёк.
5. Выдвигая молодую актрису на хорошую роль, постарайся выпустить премьеру до выхода этой актрисы на пенсию.
6. Если ты любишь ставить скучные спектакли, будь человечен и печатай на обороте программок кроссворды. Введение в зрительном зале игры в домино нежелательно, так как она отвлекает актёров.
7. Не растворяйся в актёрах без остатка. Загадочная картинка — «Где режиссёр?» уже достаточно использована, и зритель ищет других развлечений.
8. Имей в виду, что актерам свойственно быть в одном из двух состояний: а) переутомлённость от перегрузки и б) опустошённость от недогрузки. Переходные стадии встречаются крайне редко. Старайся держать актёров в первом состоянии, это полезнее для дела.
9. Если ты задаёшься целью угодить у себя в театре каждому, то очень скоро будешь ненавидим всеми.
10. Не бросайся обещаниями. Актёр, не сыгравший роли Гамлета, которую ты ему обещал, утешит себя тем, что сыграет роль твоего могильщика.
11. Знай, что ничто так не укрепляет здоровья основного исполнителя, как наличие талантливого дублёра. Поэтому гигиена труппы требует внимания ко второму составу.
12. Критик, приглашённый тобою на должность завлита, не может уже ругать тебя по соображениям этическим. Всё, что этика может ему позволить, — это ругать твоего соперника.
13. Бойся авторов, слишком хорошо читающих свои пьесы — за мужчин, за женщин, на разные голоса изображающих шум ветра, лай собак, фабричные гудки, звон колоколов и пр. Не принимай пьесу, не прочитав её глазами.
14. Если у тебя в театре завелись люди, которые тебе в лицо говорят, что ты — гений, загримируйся художественным руководителем соседнего театра и в этом виде возобнови с ними разговор. Если они и при этом будут настаивать на своём утверждении — ты выяснишь одну несомненную истину: что не умеешь гримироваться.
15. Относись терпимо к взглядам твоего соперника, особенно если основное различие в ваших взглядах на театр заключается в том, что он собирает фарфор, а ты — фаянс.
16. Помни, что лучшая поваренная книга не служит оправданием испорченного обеда. Поэтому качество поставленного тобой спектакля значительно существеннее того, по какой системе ты этот спектакль ставил.
17. Некоторые полагают, что творческие декларации служат дополнением к практической деятельности. И если чего не хватило на деле, то можно добавить на словах. Это неверно».
Акимов Н.П., Правила хорошего тона / О театре, Л., «Искусство», 1962 г., с. 301-303.
03.07.2024
Кто в театре главный? Ответить на этот вопрос можно по-разному – артисты, зрители, директор. Но в этом списке совершенно точно должен быть и худрук, без которого невозможна работа многих учреждений культуры.
В статье мы расскажем, чем занимается художественный руководитель и кто может претендовать на эту позицию.
Кто такой худрук
Художественный руководитель – это должность, которая находится на стыке творческих и административных функций. Худрук занимается организацией работы артистов и следит за реализацией проектов.
Художественные руководители есть в самых разных учреждениях сферы культуры и искусства: театрах, домах культуры, творческих мастерских, хореографических и вокальных студиях.
Художественный руководитель: должностные обязанности
Худруки – это люди, которые призваны выстроить мост между творческой свободой и коммерческим успехом, поскольку в их ведении находится и работа над проектами, и поиск спонсирования.
Среди основных задач художественного руководителя любого учреждения культуры стоит выделить следующие:
- разработка и отбор творческих проектов;
- организация репетиций;
- составление графика выступлений, в том числе выездных;
- наставническая деятельность, поиск и развитие новых талантов;
- привлечение финансирования;
- регулирование отношений в творческом коллективе, разрешение конфликтов между артистами.
Главные качества худрука
На позицию художественного руководителя могут претендовать только опытные артисты, которые успели заработать уважение публики и коллектива, ведь большой пласт их работы состоит в налаживании неформальных связей между артистами, между учреждением культуры и потенциальными спонсорами, а также с аудиторией. Все это невозможно без доверия к худруку как к человеку и профессионалу.
На позицию художественного руководителя обычно рассматриваются люди, обладающие определенным набором качеств, которые выделяют их среди всех представителей сферы культуры и искусства:
- креативность и творческий взгляд;
- готовность брать на себя ответственность, вести за собой людей;
- хорошие коммуникативные навыки;
- умение объективно разрешать конфликты, находить компромиссы;
- целеустремленность и амбициозность;
- эмоциональная устойчивость и выдержка.
Плюсы и минусы работы худруком
Художественный руководитель – это высокая и ответственная позиция. На худруков возлагают большие надежды и публика, и коллектив. Что же побуждает артиста взять на себя такой груз ожиданий и непривычную административную функцию?
Многие опытные артисты по-настоящему стремятся к художественному руководству, ведь оно позволяет заявить о себе, воплотить в жизнь свои авторские задумки, почувствовать творческую свободу. Конечно, принятие на себя административных и управленческих функций сопровождается ростом дохода.
Из сложностей работы худрука стоит выделить плотный график, а также ответственность за успех всего коллектива и каждого его участника.
Как стать художественным руководителем
Стать худруком могут люди, имеющие высшее образование в сфере культуры и искусства. Однако сразу отучиться в вузе на художественного руководителя невозможно. Хотя квалификация «Художественный руководитель» официально признана, это все же не столько отдельная профессия, сколько управленческая позиция, на которую могут претендовать уже состоявшееся артисты.
Для того чтобы освоить навыки, необходимые для работы художественным руководителем, можно пройти курсы профессиональной переподготовки. Образовательный центр «Премьер» предлагает дистанционную программу «Художественный руководитель» продолжительностью 1,5 месяца.
Претенденты на роль худруков изучают законодательство в области авторского права, основы менеджмента, событийный маркетинг, режиссуру и другие дисциплины, без знания которых сложно осуществлять художественное руководство.