Художник-бутафор
------------------------------ (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ------------------------------ (наименование должности) 00.00.0000 N 000 --------- ------------------- (подпись) (инициалы, фамилия) Художника-бутафора 00.00.0000
1.1. Художник-бутафор относится к категории специалистов.
1.2. На должность художника-бутафора:
— второй категории принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) без предъявления требований к стажу работы;
— первой категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) и стаж работы не менее 3 лет в должности художника-бутафора второй категории;
— высшей категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) и стаж работы не менее 5 лет в должности художника-бутафора первой категории.
1.3. Художник-бутафор должен знать:
— Основы законодательства Российской Федерации о культуре, другие федеральные законы по вопросам культуры и искусства;
- структуру __________________________________________________________, (наименование учреждения (организации) культуры) основные функции его подразделений;
— технику рисования, черчения, живописи;
— колористику и технологию живописи различными красителями и красками;
— технику и технологию лепки, формовки и изготовления бутафорских предметов из различных материалов;
— технологию клеев и клеящих материалов;
— основы химии полимерных материалов, технологии их производства;
— технологию химического крашения и художественной росписи тканей;
— опыт работы организаций исполнительских искусств в области изготовления бутафории;
— методы творческой работы по созданию бутафорских изделий в организациях исполнительских искусств;
— историю материальной культуры и театрально-декорационного искусства;
— основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств;
— правовые основы охраны интеллектуальной собственности и авторского права в сфере культуры;
— основы трудового законодательства;
— Правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— ______________________________________________________________________.
1.4. Художник-бутафор в своей деятельности руководствуется:
- Положением о _______________________________________________________; (наименование учреждения (организации) культуры или наименование структурного подразделения)
— настоящей должностной инструкцией;
- ____________________________________________________________________. (иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией художника) 1.5. Художник-бутафор подчиняется непосредственно _____________________ (художнику- __________________________. постановщику; иному лицу)
1.6. В период отсутствия художника-бутафора (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.7. Художник-бутафор относится к профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) 1 .
1.8. ___________________________________________________________________.
2. Функции
2.1. Организация работы бутафорского цеха (мастерской).
2.2. Обеспечение изготовления бутафорских изделий.
3. Должностные обязанности
Художник-бутафор исполняет следующие обязанности:
3.1. Определяет художественную и технологическую политику бутафорского цеха (мастерской) с учетом замысла руководителей художественно-постановочной частью.
3.2. Изготавливает рабочие эскизы бутафорских изделий.
3.3. Согласовывает с художником-постановщиком и режиссером-постановщиком рабочие эскизы и образцы бутафории.
3.4. Руководит работой бутафорского цеха (участка, мастерской), определяет его художественную и технологическую политику, совершенствует бутафорское производство.
3.5. Обеспечивает передачу на хранение в соответствии с установленными требованиями бутафорских изделий.
3.6. Обеспечивает соблюдение требований безопасности при изготовлении бутафорских изделий, при хранении бутафорских изделий в бутафорском цеху (мастерской).
3.7. Осуществляет руководство работниками бутафорского цеха (мастерской): планирует и организует их работу, распределяет задания, оценивает качество выполнения работ, контролирует соблюдение работниками техники безопасности, трудового законодательства, принимает меры по повышению квалификации работников.
3.8. Проводит работу по повышению квалификации подчиненных ему работников.
3.9. Участвует в подготовке необходимых элементов оформления при проведении организацией исполнительских искусств выставок, рекламных кампаний.
3.10. ________________________________________________________________. (другие обязанности)
4. Права
Художник-бутафор имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства учреждения (организации).
4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.
4.3. Подписывать и визировать ________________________________________. (виды документов)
4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.5. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.
4.6. _________________________________________________________________. (другие права)
5. Ответственность
5.1. Художник-бутафор привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ___________________________________________________________________.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности "Художник-бутафор" (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________ (реквизиты иных ____________________. актов и документов) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у __________________________________________________________________________. работодателя; иной способ)
6.3. ___________________________________________________________________.
Художник-бутафор ——————————
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
——————————
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
——— ——————-
(подпись) (инициалы, фамилия)
Художника-бутафора 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Художник-бутафор относится к категории специалистов.
1.2. На должность художника-бутафора:
— второй категории принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) без предъявления требований к стажу работы;
— первой категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) и стаж работы не менее 3 лет в должности художника-бутафора второй категории;
— высшей категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) и стаж работы не менее 5 лет в должности художника-бутафора первой категории.
1.3. Художник-бутафор должен знать:
— Основы законодательства Российской Федерации о культуре, другие федеральные законы по вопросам культуры и искусства;
— структуру _________________ _______________________ _________,
(наименование учреждения (организации) культуры)
основные функции его подразделений;
— технику рисования, черчения, живописи;
— колористику и технологию живописи различными красителями и красками;
— технику и технологию лепки, формовки и изготовления бутафорских предметов из различных материалов;
— технологию клеев и клеящих материалов;
— основы химии полимерных материалов, технологии их производства;
— технологию химического крашения и художественной росписи тканей;
— опыт работы организаций исполнительских искусств в области изготовления бутафории;
— методы творческой работы по созданию бутафорских изделий в организациях исполнительских искусств;
— историю материальной культуры и театрально-декорационного искусства;
— основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств;
— правовые основы охраны интеллектуальной собственности и авторского права в сфере культуры;
— основы трудового законодательства;
— Правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— _________________ _______________________ ___________________.
1.4. Художник-бутафор в своей деятельности руководствуется:
— Положением о _________________ _______________________ _______;
(наименование учреждения (организации) культуры
или наименование структурного подразделения)
— настоящей должностной инструкцией;
— _________________ _______________________ _________________.
(иные акты и документы, непосредственно связанные с
трудовой функцией художника)
1.5. Художник-бутафор подчиняется непосредственно _____________________
(художнику-
_________________ ________.
постановщику; иному лицу)
1.6. В период отсутствия художника-бутафора (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.7. Художник-бутафор относится к профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) <1>.
———————————
<1> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.
1.8. _________________ _______________________ _________________.
2. Функции
2.1. Организация работы бутафорского цеха (мастерской).
2.2. Обеспечение изготовления бутафорских изделий.
3. Должностные обязанности
Художник-бутафор исполняет следующие обязанности:
3.1. Определяет художественную и технологическую политику бутафорского цеха (мастерской) с учетом замысла руководителей художественно-постановочной частью.
3.2. Изготавливает рабочие эскизы бутафорских изделий.
3.3. Согласовывает с художником-постановщиком и режиссером-постановщиком рабочие эскизы и образцы бутафории.
3.4. Руководит работой бутафорского цеха (участка, мастерской), определяет его художественную и технологическую политику, совершенствует бутафорское производство.
3.5. Обеспечивает передачу на хранение в соответствии с установленными требованиями бутафорских изделий.
3.6. Обеспечивает соблюдение требований безопасности при изготовлении бутафорских изделий, при хранении бутафорских изделий в бутафорском цеху (мастерской).
3.7. Осуществляет руководство работниками бутафорского цеха (мастерской): планирует и организует их работу, распределяет задания, оценивает качество выполнения работ, контролирует соблюдение работниками техники безопасности, трудового законодательства, принимает меры по повышению квалификации работников.
3.8. Проводит работу по повышению квалификации подчиненных ему работников.
3.9. Участвует в подготовке необходимых элементов оформления при проведении организацией исполнительских искусств выставок, рекламных кампаний.
3.10. _________________ _______________________ _______________.
(другие обязанности)
4. Права
Художник-бутафор имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства учреждения (организации).
4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.
4.3. Подписывать и визировать _________________ ______________________.
(виды документов)
4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.5. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.
4.6. _________________ _______________________ ________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Художник-бутафор привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _________________.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
Квалификационной характеристики должности «Художник-бутафор» (Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
культуры, искусства и кинематографии», утвержденный Приказом
Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________
(реквизиты иных
____________________.
актов и документов)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается _________________ _______________________ ___________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
_________________ _______________________ _______________________
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными
_________________ _______________________ _______________________
инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у
_________________ _______________________ _______________________.
работодателя; иной способ)
6.3. _________________ _______________________ _________________.
-
О компании
-
Корпоративное обучение
-
Вакансии
-
Отзывы
-
Инструкции
-
Сервис проверки документов
-
Блог
-
Смотреть все…
-
-
Контакты
-
Лицензии
- Алфавитный указатель
Как стать бутафором: образование и документы, где можно работать, как получить профессию, зарплата
Содержание статьи:
- Кто такой бутафор
- Обязанности специалиста на рабочем месте
- Квалификационные разряды
- Где может работать бутафор
- Сколько зарабатывает бутафор
- Как стать бутафором
- Какие документы нужны для работы бутафора
Кто такой бутафор
Бутафор создает театральный и кинематографический реквизит — предметы, имитирующие реальные объекты. Он изготавливает декоративные элементы различной сложности: от бытовых вещей до архитектурных деталей и скульптур. Ключевая задача — воссоздать внешний вид объектов максимально достоверно при использовании легких и недорогих материалов.
Рабочий процесс включает лепку, формовку, окраску, декорирование и искусственное состаривание изделий. Современный бутафор работает не только с классическими материалами (гипс, папье-маше, клей, ткань), но и с новыми синтетическими компонентами: силиконом, полимерной глиной, пенополиуретаном, эпоксидными смолами. Для одной театральной постановки требуется изготовить 30-40 предметов реквизита разной сложности.
Профессия требует сочетания художественных навыков с техническими знаниями. Необходимо понимать свойства материалов, иметь пространственное мышление, точно следовать эскизам художника-постановщика. Важно соблюдать баланс между визуальной точностью и функциональностью — реквизит должен выглядеть аутентично, быть безопасным для актеров и достаточно прочным для многократного использования. Время изготовления одного предмета колеблется от нескольких часов до нескольких недель в зависимости от сложности.
Обязанности специалиста на рабочем месте
Бутафор начинает работу с анализа эскизов и чертежей художника-постановщика. На этом этапе определяются оптимальные материалы и методы изготовления, рассчитывается необходимое количество сырья, составляются технологические карты. На подготовительную стадию приходится около 15% всего времени работы над проектом.
Основная деятельность связана с непосредственным изготовлением предметов: создание каркасов и форм, лепка деталей, изготовление гипсовых слепков, выклейка из папье-маше, шпаклевание, шлифовка и грунтовка поверхностей. Особое значение имеет окраска и декорирование — бутафор должен точно имитировать фактуру и цвет различных материалов: дерево, камень, металл, ткань. Для создания эффекта старины применяются техники патинирования. Технологический процесс строго регламентирован с учетом времени высыхания каждого слоя — например, выклейка из папье-маше требует до 24 часов на высыхание между нанесением слоев.
Завершающий этап включает контроль качества и монтаж в декорациях. Проверяется прочность конструкций, надежность креплений, соответствие размеров и внешнего вида утвержденным эскизам. Бутафор выполняет ремонт и реставрацию реквизита после спектаклей. В театральных мастерских используется около 30 различных типов ручного и электрического инструмента. Все изделия должны соответствовать требованиям безопасности, быть огнестойкими и надежно закрепленными в декорациях.
На создание полного комплекта бутафории для одного спектакля расходуется 250-300 рабочих часов. Срок службы качественно изготовленных предметов реквизита достигает 10-15 лет при правильном хранении.
Квалификационные разряды
Система квалификации бутафоров включает шесть разрядов. Каждый соответствует определенному уровню мастерства и сложности выполняемых работ. Современные требования предполагают навыки работы не только с традиционными материалами, но и с инновационными составами: силиконовыми компаундами, термопластиками, пенополиуретановыми смесями. Повышение разряда сопровождается освоением новых технологических процессов и расширением спектра изготавливаемых изделий.
- Бутафор 1-го разряда выполняет подготовительные работы: приготовление клея, клейстера, просеивание мела и гипса, подготовку материалов для папье-маше.
- Бутафор 2-го разряда изготавливает гипсовые формы, выклеивает изделия из папье-маше по готовым формам, выполняет штамповку бутафорских листьев.
- Бутафор 3-го разряда создает простые бутафорские изделия с неглубоким рельефом, окрашивает листья в различные цвета, изготавливает бумажные цветы.
- Бутафор 4-го разряда изготавливает изделия средней сложности, выполняет картонажные работы, создает цветы из ткани и бумаги, имитирует различные фактуры.
- Бутафор 5-го разряда лепит объемные изделия с орнаментом мелкого рисунка, выполняет муляжные работы, изготавливает сложные шаблоны.
- Бутафор 6-го разряда создает уникальные бутафорские изделия с художественной отделкой, лепит скульптуры, работает с оргстеклом, фольгой, латунью.
Каждый разряд предполагает определенный набор знаний и навыков. Бутафор 4-го разряда должен уметь составлять колеры из масляных красок, читать чертежи картонажных изделий, знать технологию окраски ткани и методы реставрации. Бутафор 6-го разряда владеет техникой увеличения моделей до заданной величины, знает правила золочения сусальным золотом, работает на вакуумных установках для изготовления изделий из пластмасс. Для перехода от начального к высшему разряду требуется 5-7 лет активной профессиональной практики.
Поможем быстро освоить новую профессию!
✅ Официальное обучение с гослицензией
✅ Внесение в государственный реестр
✅ Выдача официальных документов об образовании
Где может работать бутафор
Основная сфера трудоустройства бутафоров — театральное искусство и кинопроизводство. В штате бутафорского цеха театра работает от 2 до 10 специалистов в зависимости от масштаба учреждения. Крупнейшие театры (Большой, Мариинский, МХТ имени Чехова) содержат постоянные бутафорские мастерские с полным производственным циклом. Распространена практика привлечения специалистов на проектную работу — создание реквизита для конкретной постановки с оплатой по договору.
- Драматические и музыкальные театры
- Кукольные театры (с акцентом на изготовление механизированных кукол)
- Киностудии и телевизионные компании
- Рекламные агентства и фотостудии
- Музеи и выставочные комплексы (создание экспозиций и диорам)
- Парки развлечений и тематические зоны
- Мастерские по изготовлению декораций для мероприятий
- Компании по оформлению витрин и торговых пространств
Отдельное направление — работа в индустрии спецэффектов для кино и телевидения. На крупных киностудиях существуют отделы, создающие реалистичные муляжи различных объектов.
Бутафоры применяют высокотехнологичное оборудование: 3D-принтеры, термоформовочные машины, работают с силиконовыми компаундами. Для одного полнометражного фильма требуется 100-500 предметов реквизита. Востребованность профессии подтверждается статистикой: ежегодно в России проходит более 1500 театральных премьер, для каждой создается уникальный комплект бутафории.
Средняя продолжительность работы бутафора над оформлением театральной постановки составляет 4-6 недель от эскизов до монтажа готовых изделий в декорациях.
Сколько зарабатывает бутафор
Уровень оплаты труда зависит от квалификационного разряда, статуса культурного учреждения, региона и формы занятости. Существенная разница наблюдается между заработными платами в региональных и столичных театрах. Специалисты на проектной работе в киноиндустрии или при создании коммерческих выставок получают больше штатных сотрудников театров. Разница в оплате между бутафором 1-го и 6-го разрядов достигает 300%.
Город | Минимальная зарплата | Максимальная зарплата | Средняя зарплата | Примечание |
---|---|---|---|---|
Москва | 45 000 руб. | 120 000 руб. | 70 000-85 000 руб. | Высший разряд в ведущих театрах |
Санкт-Петербург | 40 000 руб. | 95 000 руб. | 60 000-75 000 руб. | Проектная работа в кино |
Екатеринбург | 35 000 руб. | 75 000 руб. | 45 000-55 000 руб. | Опытные специалисты |
Новосибирск | 30 000 руб. | 65 000 руб. | 40 000-50 000 руб. | В театре оперы и балета |
Казань | 28 000 руб. | 60 000 руб. | 38 000-45 000 руб. | В зависимости от опыта |
Для увеличения дохода рекомендуется повышать квалификационный разряд, что автоматически повышает ставку оплаты. Эффективно освоение смежных специальностей: макетчик, художник-декоратор, специалист по спецэффектам. Это расширяет возможности участия в различных проектах. Опытные бутафоры получают дополнительный доход, выполняя частные заказы для фотосессий, рекламных съемок, праздничных мероприятий. Специалист с высшим разрядом и стажем более 10 лет способен увеличить базовый доход на 40-60% через дополнительные проекты.
Бутафоры, специализирующиеся на сложных технологических процессах (изготовление реалистичных муляжей пищи или имитация редких материалов), получают надбавку к стандартной оплате в размере 25-35%.
Как стать бутафором
Существует несколько путей освоения профессии. Традиционный способ — получение среднего профессионального образования в художественных колледжах или училищах культуры по специальности «Театрально-декорационное искусство» или «Декоративно-прикладное искусство». Срок обучения составляет 3-4 года после 9 класса или 2-3 года после 11 класса. Программа включает основы изобразительного искусства, технологию бутафорского дела, материаловедение, историю театра. Выпускники получают диплом государственного образца.
Более быстрый путь — профессиональная подготовка в лицензированном учебном центре НЦПО. Этот вариант подходит для быстрого освоения новой профессии или повышения квалификации. Продолжительность программ составляет 80-320 часов, что позволяет получить необходимые знания за 1-3 месяца. Занятия проводятся очно с практическими занятиями или дистанционно. По окончании выдается свидетельство и удостоверение установленного образца.
Для специалистов с базовыми навыками доступно повышение квалификации и получение более высокого разряда. Учебные центры предлагают программы длительностью 80-160 часов для освоения сложных техник бутафорского дела. Это актуально для мастеров, стремящихся соответствовать современным требованиям театра и кино. После прохождения курса выдается удостоверение о повышении квалификации.
При выборе образовательного учреждения важно проверить наличие лицензии и актуальность учебных программ. Преимущества учебных центров: возможность учиться после 9 класса, быстрое получение профессии, продление удостоверения при необходимости. Стоимость обучения составляет 5500 рублей при оплате в день обращения или 6500 рублей при последующей оплате. Продление удостоверения стоит от 3500 рублей. Практическое очное обучение предоставляется по индивидуальному запросу.
Какие документы нужны для работы бутафора
Для трудоустройства требуется комплект документов, подтверждающих профессиональную квалификацию. При получении профессии в колледже основным документом служит диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании. В нем указана квалификация и перечень изученных дисциплин. Выпускники колледжей могут продолжить образование в профильных вузах по направлениям «Сценография» или «Театрально-декорационное искусство».
После обучения в учебном центре выдается свидетельство установленного образца о получении рабочей профессии. Этот документ подтверждает прохождение обучения и наличие квалификации. Дополнительно оформляется удостоверение с указанием видов работ и присвоенного разряда. Срок действия удостоверения не ограничен. Хотя оно не обязательно для всех типов работ, многие работодатели запрашивают полный комплект документов.
Специалистам, прошедшим повышение квалификации, выдается удостоверение о повышении квалификации. Оно подтверждает освоение дополнительных профессиональных компетенций и получение более высокого разряда. Стоимость продления удостоверения в учебном центре — от 3500 рублей. Процедура продления особенно важна для специалистов коммерческих структур и киностудий с более строгими требованиями к документации.
Дополнительным преимуществом при трудоустройстве становятся сертификаты о прохождении специализированных курсов по отдельным технологиям или материалам. Например, документы, подтверждающие навыки работы с полимерными материалами, силиконовыми компаундами или техниками имитации различных фактур. Такие сертификаты ценятся в киноиндустрии и крупных театрах, использующих инновационные технологии создания реквизита.
Обучили 19500+ студентов по всей России
250+ реальных и проверенных отзывов
-
Автомобили и диагностика
21 -
Административная работа
16 -
Бизнес и финансы
11 -
Дизайн и творчество
39 -
Кулинария и пищевое производство
21 -
Медицина и здоровье
31 -
Монтажные и слесарные работы
102 -
Образование и психология
30 -
Промышленное оборудование
128 -
Промышленность и энергетика
69 -
Сельское хозяйство и природные ресурсы
19 -
Сервис и услуги
88 -
Строительство и стойматериалы
62 -
Точные науки и инженерия
45 -
Транспорт и грузоперевозки
20 -
Юриспруденция
3
Бутафор – это не просто роль в театре, это творческая профессия, требующая особого внимания к деталям и чувства прекрасного. В этой статье мы расскажем о всей гамме обязанностей, которые ложатся на плечи бутафора, и о том, какие навыки и знания нужно иметь для успешного выполнения этих задач.
Самая важная задача бутафора – создание реквизита и декораций, которые придают особое настроение и атмосферу спектаклю. Он должен уметь воплотить в жизнь замысел режиссера, подчеркнуть смысловую нагрузку и эмоциональную глубину каждой сцены. Для этого необходимо быть творческим, обладать художественным вкусом и уметь работать с различными материалами: тканями, пластмассой, металлом и многими другими.
Кроме того, бутафору необходимо прорабатывать каждый момент на сцене, чтобы ничто не нарушало гармонию спектакля. Он должен учесть абсолютно все детали: от цвета обоев до стиля мебели. Это требует внимательности, аккуратности и знания архитектурных и исторических особенностей различных времен и эпох. Без тщательного анализа и изучения документации, бутафор не сможет создать автентичный интерьер и атмосферу конкретной эпохи.
Содержание
- Обязанности бутафора в театре:
- Организация работ
- Подготовка реквизита
- Составление списков
- Работа на репетициях
- Сотрудничество с актерами
- Уход за костюмами и реквизитом
- Контроль за соблюдением требований
- Взаимодействие с другими специалистами
- Подготовка к выступлениям
Обязанности бутафора в театре:
- Создание декораций. Бутафор создает и реализует все элементы сценического пространства, включая декорации, кулисы и реквизит.
- Изготовление костюмов и масок. Бутафор занимается созданием костюмов для актеров, а также их пошивом, подбором тканей и деталей. Также он может создавать маски и головные уборы.
- Работа с реквизитом. Бутафор отвечает за создание и обеспечение всех необходимых предметов для спектакля, таких как мебель, посуда, оружие и другие аксессуары.
- Организация спецэффектов. Бутафор отвечает за создание и запуск спецэффектов во время спектакля, таких как дым, огонь, снег и другие атмосферные явления.
- Ремонт и поддержание в порядке реквизита и костюмов. Бутафор следит за состоянием реквизита и костюмов, а также производит их ремонт, если необходимо.
- Сотрудничество с другими специалистами. Бутафор работает в тесном взаимодействии с режиссером, сценографом, костюмером и другими специалистами, чтобы достичь наилучшего результата.
- Поддержка атмосферы спектакля. Бутафор играет важную роль в создании атмосферы спектакля, помогая актерам ощутить себя в конкретной среде и передать это зрителям.
- Следование технике безопасности. Бутафор соблюдает все правила техники безопасности при работе со специальными эффектами и материалами.
Организация работ
Первым этапом организации работ является анализ театральной постановки и определение специфических требований к бутафору. Необходимо изучить все детали представления, понять характеристики персонажей, их костюмы и реквизиты. Это поможет бутафору определить, какие именно предметы и декорации нужно создавать или арендовать.
Следующим шагом является составление плана работ. Бутафор должен определить, какие предметы и декорации нужно изготовить, какие материалы и инструменты понадобятся, и сколько времени займет каждый этап работы. Распределение задач и сроки их выполнения также должны быть четко определены.
Одним из важных аспектов организации работ является сотрудничество с другими специалистами театра. Бутафор должен тесно работать со сценографом, художником, костюмером и другими профессионалами, чтобы убедиться, что все элементы представления гармонично сосуществуют. Это также включает в себя сотрудничество с актерами и режиссером для того, чтобы понять их потребности и пожелания относительно реквизита и декораций.
Важным моментом организации работ является эффективное использование ресурсов. Бутафор должен умело распоряжаться материалами, инструментами и бюджетом, чтобы получить необходимые результаты при минимальных затратах. Кроме того, он должен заботиться о соблюдении техники безопасности при работе с материалами и инструментами.
Обязанности бутафора включают также контроль качества своей работы. Он должен осуществлять постоянный контроль за процессом изготовления предметов и декораций, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям представления и имеют высокое качество исполнения.
В целом, организация работ бутафора в театре является сложным и многогранным процессом, требующим мастерства и организованности. Качественная и хорошо организованная работа бутафора является неотъемлемой частью театрального представления.
Подготовка реквизита
Первый этап в подготовке реквизита – это изучение постановки и скрипта. Бутафор должен тщательно прочитать пьесу и провести анализ каждой сцены, чтобы определить, какой реквизит понадобится актерам на сцене.
Далее следует составление списков реквизита для каждой сцены. В списке должны быть указаны все предметы, необходимые для актеров, включая детали одежды, особые реквизиты и реквизит для декораций.
После составления списков начинается поиск и приобретение реквизита. Бутафор должен быть творческим и находчивым, чтобы найти нужные предметы. Он может сделать их самостоятельно, заказать у специалистов или приобрести готовые.
Полученные реквизиты нужно тщательно проверить на исправность и соответствие сценическим требованиям. Если нужно, провести доработку предметов, чтобы они выглядели максимально реалистично.
Затем следует правильно упаковать реквизит и подготовить его к транспортировке в театр. Реквизит должен быть безопасно зафиксирован и защищен от повреждений во время перемещения.
При доставке реквизита в театр бутафор должен проверить его комплектность и организовать его хранение. Реквизит должен быть удобно расположен и легко доступен для актеров и персонала театра.
Важно помнить, что подготовка реквизита не заканчивается после его доставки в театр. Бутафор должен следить за состоянием реквизита и проводить его обслуживание. Если предметы испортились или сломались, их нужно заменить или починить.
Составление списков
Перед составлением списка необходимо внимательно изучить сценарий спектакля и обсудить с режиссером все детали и требования к реквизиту. На основе этих данных можно составить первоначальный список предметов, которые потребуются на сцене.
При составлении списка необходимо учитывать следующие факторы:
- Вид предмета: необходимо указать, о каком именно предмете идет речь, чтобы избежать путаницы.
- Количество: указать необходимое количество предметов, чтобы избежать нехватки или излишков.
- Размер: если предметы имеют разные размеры, это также следует указать в списке, чтобы учесть особенности их размещения на сцене.
- Материал: указывать материал, из которого изготовлен предмет, чтобы обеспечить правильный выбор реквизита.
- Описание: описывать особенности предмета, его функциональное назначение и внешний вид, чтобы бутафоры могли найти и доставить нужный предмет.
После составления списка необходимо провести проверку на полноту и достоверность информации. Ответственность бутафора заключается в том, чтобы предоставить актерам и сценической бригаде все необходимые предметы, которые соответствуют сценическим потребностям и режиссерскому задуму.
Процесс составления списков требует тщательности и внимания к деталям. Важно также иметь хорошую коммуникацию с другими специалистами театра, чтобы уточнить особенности реализации режиссерских и художественных концепций.
Бутафория – это не только профессия, но и искусство организации сценического пространства. Составление списков предметов является одним из важных этапов работы бутафора и требует тщательной проработки каждой детали.
Работа на репетициях
Во время репетиций бутафоры осуществляют различные задачи. Они создают и пробуют различные реквизиты, костюмы и декорации, проверяют их функциональность и соответствие идеи спектакля. Бутафорский сотрудник должен быть готов к необходимости внесения изменений и доработки своих работ на протяжении репетиционного процесса.
Бутафоры также активно участвуют в создании костюмов для актеров. Они могут выполнять роль посредника между режиссером и костюмером, предлагая свои идеи и рекомендации. Важно, чтобы бутафоры обладали не только умением создавать декорации и реквизиты, но и умели работать с текстильными материалами и имели хороший вкус.
Во время репетиций также проводятся испытания фокусов и сценических эффектов. Бутафорский сотрудник отвечает за их создание и выполнение. Он должен уметь работать с пиротехникой, смокерами, световыми и звуковыми эффектами, а также другими спецэффектами, которые могут использоваться в спектакле.
Кроме того, в процессе репетиций бутафоры занимаются монтажом и демонтажом сценографии. Они отвечают за установку декораций, декоративных элементов и реквизита на сцене. Бутафоры также следят за сохранностью и исправностью реквизита и декораций во время репетиций, и при необходимости выполняют их замену или ремонт.
Работа на репетициях требует от бутафоров хороших организационных навыков и умения быстро реагировать на изменения и требования режиссера. Они должны быть коммуникабельными и готовыми работать в коллективе. Кроме того, важно, чтобы бутафоры стремились к саморазвитию, изучали новые технологии и методики в своей области и следили за последними тенденциями в мире театрального искусства.
Сотрудничество с актерами
Первым шагом в сотрудничестве с актерами является встреча с режиссером и художником-постановщиком, на которой обсуждаются идеи и концепция спектакля. Бутафор совместно с режиссером определяет общий стиль, эстетику и характер представления, исходя из которых разрабатываются реквизит, костюмы и декорации.
Одной из задач бутафора является создание или поиск реквизита, который соответствует образам и требованиям спектакля. Бутафор осуществляет поиск, сбор или изготовление реквизита, а также его адаптацию под потребности каждого актера. Важно, чтобы реквизит был удобен для использования актерами, не мешал игре и соответствовал характеру и настроению сцены.
Обязанности бутафора в сотрудничестве с актерами: |
---|
1. Подбор и адаптация костюмов для актеров в соответствии с образами и характерами ролей. |
2. Создание или поиск реквизита для актеров. |
3. Адаптация реквизита под требования каждого актера, учитывая их комфорт и безопасность. |
4. Сотрудничество с художниками и декораторами для создания декораций и задника, которые соответствуют образу спектакля. |
5. Обучение актеров работе с реквизитом и костюмами. |
6. Участие в репетициях и спектаклях для контроля и поддержки актеров, а также оперативного решения проблем с реквизитом, если они возникают. |
Сотрудничество с актерами требует хороших коммуникативных навыков и способности находить общий язык с разными людьми. Бутафор должен уметь выслушать мнение актеров и учесть их комфорт и предпочтения в работе с реквизитом или костюмами. Важно создать доверительные отношения с актерами и быть готовым к сотрудничеству и компромиссам, чтобы достичь наилучшего результата в создании театрального произведения.
Уход за костюмами и реквизитом
Основные обязанности бутафора в области ухода за костюмами включают:
1. | Чистка и стирка | – бутафор отвечает за правильное устранение пятен и загрязнений на костюмах, следит за их свежестью и чистотой. Он должен знать, какими средствами и методами очистки пользоваться для различных видов тканей и материалов. |
2. | Ремонт и обслуживание | – бутафор отвечает за своевременный ремонт костюмов, починку зацепок, пуговиц, замков и прочих деталей. Он должен иметь навыки работы с швейной машиной и знать различные виды ремонта костюмов. |
3. | Хранение и организация | – бутафор отвечает за правильное хранение костюмов и реквизита, заботится о поддержании порядка в гардеробной. Он должен уметь оценивать и организовывать пространство для хранения, чтобы все костюмы были доступны в нужное время. |
Кроме костюмов, бутафор также занимается уходом за реквизитом, который включает в себя различные предметы, используемые актерами на сцене. Он должен следить за целостностью реквизита, ремонтировать его и заменять при необходимости. Бутафор также отвечает за правильное хранение реквизита и его организацию.
Уход за костюмами и реквизитом является важной составляющей работы бутафора в театре. Только благодаря правильному уходу удается сохранить костюмы и реквизит в отличном состоянии, что способствует успешным и незабываемым представлениям на сцене.
Контроль за соблюдением требований
Выполняя свои обязанности, бутафор должен строго соблюдать все требования, установленные режиссером и художником-постановщиком. Он должен быть внимателен к деталям и учитывать все указания, чтобы создать необходимую атмосферу и передать задумку автора произведения.
Бутафор следит за тем, чтобы все реквизиты и декорации были в соответствии с художественной концепцией спектакля. Он проверяет их качество, целостность и внешний вид, а также своевременно осуществляет их подготовку к использованию на сцене.
Контроль за соблюдением требований включает проверку правильности расположения реквизита на сцене и его соответствие сценическим указаниям. Бутафор также проверяет, что все реквизиты находятся в исправном состоянии и готовы к использованию, а также следит за их правильным хранением и уходом.
В случае обнаружения несоответствия или недостатков, бутафор сообщает об этом режиссеру и художникам, чтобы внести необходимые корректировки и исправления. Он также может выступить с предложениями и идеями по улучшению декораций и реквизита, чтобы сделать спектакль еще более выразительным и эффектным.
Контроль за соблюдением требований требует не только внимательности и ответственности, но и хорошей коммуникации. Бутафор должен уметь эффективно общаться с режиссером, художниками и другими специалистами, чтобы понять их задумку и передать свои идеи и предложения. Совместная работа и координация всех участников команды позволяют достичь наилучшего результата и создать неповторимую атмосферу на сцене.
Взаимодействие с другими специалистами
Режиссер: Бутафору необходимо внимательно слушать указания режиссера и проникнуться его видением спектакля. Важно понять задачи и цели, которые режиссер ставит перед бутафором, чтобы правильно воплотить их в реквизите. Также важно уметь предлагать идеи для создания атмосферы и передачи настроения на сцене.
Художник-постановщик: Сотрудничество с художником-постановщиком позволяет бутафору узнать общую концепцию и стиль представления. Он должен понимать, какие цвета, формы и материалы будут использоваться в декорациях, чтобы подобрать соответствующие реквизиты. Также важно согласовывать свои идеи и вносить свой вклад в общую художественную концепцию спектакля.
Костюмер: Бутафор и костюмер должны работать рука об руку, чтобы подобрать реквизиты и костюмы, которые гармонично смотрятся на сцене. Они должны учитывать цветовую гамму, стиль и эпоху спектакля, чтобы создать цельное и правдоподобное изображение персонажей. Регулярное общение и обмен идеями помогают добиться консистентности и согласованности образов.
Актеры: Бутафор может отражать в реквизите некоторые особенности и характеристики персонажей, которые помогут актерам еще глубже вжиться в свои роли. Работа бутафора требует внимания к актерским пожеланиям и тонкому пониманию идей режиссера и художников, чтобы найти идеальное сочетание реквизита и актерской игры.
Технические специалисты: Своевременное общение с техническими специалистами, такими как светорежиссеры, звукооператоры и сценографы, помогает бутафору адаптировать реквизит к особенностям сценического пространства и условиям технического оборудования. Это также важно для обеспечения безопасности актеров и зрителей во время использования реквизита на сцене.
Взаимодействие с другими специалистами в театре играет ключевую роль в успехе спектакля. Знание и понимание работы других профессий помогает бутафору лучше выполнять свои обязанности и вносить свой творческий вклад в общую эстетику и идею представления.
Подготовка к выступлениям
- Изучение спектакля: перед началом работы бутафор должен внимательно прочитать пьесу или режиссерский сценарий, чтобы полностью понять задумку автора и режиссера.
- Анализ роли: бутафор должен проанализировать роль, чтобы определить, какие предметы и реквизиты будут необходимы для создания нужной обстановки на сцене.
- Создание декораций: бутафор отвечает за создание декораций, которые помогут в создании атмосферы спектакля. Он должен иметь художественные навыки и уметь работать с различными материалами.
- Подбор и создание костюмов: бутафор должен подобрать или создать костюмы для актеров, которые будут соответствовать линии спектакля и создадут нужный образ.
- Работа с актерами: бутафор должен сотрудничать с актерами и режиссером, чтобы уточнить их потребности в реквизите и решить любые вопросы, связанные с реквизитом и декорациями.
Все эти шаги помогут бутафору создать нужную атмосферу на сцене и обеспечить плавное проведение спектакля. Подготовка к выступлениям требует творческого подхода и четкости исполнения задач, исходя из конкретных потребностей спектакля.
Художник-бутафор
Культура исскуство и кино
Должности cпециалистов
Культура исскуство и кино
Должности cпециалистов
ОКПДТР
КЧ
Раздел ЕКС
Код по ОКЗ
Код категории
27423
2 — Должность служащих
7423 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
251
Номер Единого квалификационного справочника
2452
Общероссийского классификатора занятий
О Профеcсии
Тарифно-квалификационные характеристики профессии «Художник-бутафор» содержат должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации, требующиеся для определения функционала и видов работ, а в случае необходимости присвоения тарифной ставки и разрядов согласно Трудового кодекса Российской Федерации.
На основе указанного функционала, характеристик выполняемых работ и предъявляемых требований к профессиональным знаниям, навыкам и квалификации составляется должностная инструкция художник-бутафор, а также кадровые документы, в том числе для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу по указанной профессии.
При составлении должностных инструкций необходимо учитывать общие положения и рекомендации указанные в ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», если информации недостаточно, обратитесь к поиску профессии через каталог профессий и специальностей по алфавиту.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских
искусств; технику рисования, черчения, живописи; колористику и технологию
живописи различными красителями и красками; технику и технологию лепки, формовки
и изготовления бутафорских предметов из различных материалов; технологию клеев
и клеящих материалов; основы химии полимерных материалов, технологии их
производства; технологию химического крашения и художественной росписи тканей;
опыт работы организаций исполнительских искусств в области изготовления
бутафории; методы творческой работы по созданию бутафорских изделий в
организациях исполнительских искусств; историю материальной культуры и
театрально-декорационного искусства; основы экономики и управления в сфере
исполнительских искусств, трудового законодательства; правила внутреннего
трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Художник-бутафор высшей категории — высшее профессиональное
образование (театрально-декорационное, художественное) и стаж работы не менее 5
лет в должности художника-бутафора первой категории.
Художник-бутафор первой категории — высшее профессиональное
образование (театрально-декорационное, художественное) без предъявления требований
к стажу работы или среднее профессиональное образование
(театрально-декорационное, художественное) и стаж работы не менее 3 лет в
должности художника-бутафора второй категории.
Художник-бутафор второй категории — среднее
профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное) без
предъявления требований к стажу работы.
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Художник-бутафор» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция художника-бутафора, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
Похожие профессии Художник-бутафор:
Стандартизация, метрология, сертификация
Должности cпециалистов
Художник-реставратор архивных документов
Культура исскуство и кино
Должности cпециалистов
Художник-постановщик анимационных фильмов
Культура исскуство и кино
Должности cпециалистов
Художник-аниматор