Должностная инструкция капитана маломерного судна

Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»

Должностная инструкция капитана судна

              277-ДИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Капитана судна ООО «Бета».

1.2. Капитан судна назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета».

1.3. Капитан судна подчиняется непосредственно генеральному директору ООО «Бета».

1.4. На должность Капитана судна назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет.

1.5. Капитан судна должен знать:
– законы и иные нормативные правовые акты РФ, методические и нормативные документы, касающиеся эксплуатации судна и безопасности плавания;
– устройство и правила технической эксплуатации судна, судовой техники, грузоподъемность судна;
– правила эксплуатации радиоаппаратуры, основы радиотехники;
– лоцию и правила плавания на водоемах;
– основы организации труда и управления;
– основы трудового законодательства;
правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. В своей деятельности Капитан судна руководствуется:
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета» и непосредственного руководителя;
правилами по охране труда и пожарной безопасности;
– настоящей должностной инструкцией.

1.7. В период временного отсутствия Капитана судна его обязанности возлагаются на должностное лицо, назначаемое приказом генерального директора ООО «Бета».

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Капитан судна выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Управляет судном, обеспечивает безопасность плавания, поддержание порядка на судне, соблюдение законов государства, международных, национальных и местных правил, других нормативных актов.
2.2. Поддерживает судно в рабочем состоянии, обеспечивает контроль и своевременное продление срока действия судовых документов.
2.3. Обеспечивает радиосвязь и техническое обслуживание радиоаппаратуры при отсутствии в штате радиоспециалистов.
2.4. Своевременно предъявляет судно и технические средства к освидетельствованию согласно требованиям правил технических инспекций государственного надзора.
2.5. Обеспечивает соблюдение правил по предотвращению загрязнения водной среды, правил по перевозке пассажиров и грузов.
2.6. Организует и контролирует техническую учебу экипажа, подготовку экипажа к борьбе за спасение судна и людей на воде, постоянное повышение квалификации экипажа.
2.7. Лично утверждает судовые расписания, контролирует правильное ведение судового журнала, ведение и хранение судовой документации.
2.8. В рейсе обеспечивает надлежащую организацию ходовых и стояночных вахт, следит за всеми изменениями гидрометеорологической обстановки, в особо сложных условиях плавания находится на мостике и лично управляет судном, в районах, где требуется обязательная лоцманская поддержка, берет лоцмана.
2.9. Принимает все меры к спасению человека, упавшего за борт, и покидает район поисков только после того, как убедится, что поиски безрезультатны.
2.10. Контролирует сохранность судна, оборудования, находящегося на судне.
2.11. Принимает меры для предохранения корпуса судна от преждевременного старения.
2.12. Обеспечивает наличие на судне полностью заполненных баков с пресной водой.
2.13. Контролирует уровень всех технологических жидкостей на судне (в т. ч. топлива, масла в двигателях, редукторах, генераторах, охлаждающей жидкости внутреннего контура главных двигателей и генератора и др.).
2.14. Контролирует уровень заряда и разряда аккумуляторов стартовых батарей (периодически), сервисных батарей (постоянно).
2.15. Если судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи, обращается в спасательно-координационный центр данного региона и принимает все возможные меры для получения помощи.

3. ПРАВА

Капитан судна имеет право:
3.1. Требовать от генерального директора ООО «Бета» содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Повышать свою квалификацию.
3.3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
3.4. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности Капитана судна.
3.5. Представлять на рассмотрение генерального директора ООО «Бета» предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационнотехнических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.6. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Капитан судна несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Капитана судна определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Капитана судна в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора ООО «Бета»1-Пр от 01.06.2012.

Должностную инструкцию составил:

Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева

С инструкцией ознакомлен:

________________ Н.В. Павлов

Юрист _________________________ Н.А. Павлов

Глава IV. Капитан судна

37. Капитан судна (далее — капитан) возглавляет экипаж судна и является его руководителем.

38. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Все указания судовладельца, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

39. Труд членов экипажа судна организуется капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы <10>.

———————————

<10> Приказ Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 8 августа 2003 г. N 271 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы» (зарегистрирован Минюстом России от 18 сентября 2003 г., регистрационный N 5088).

40. Капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца и грузовладельца.

41. Капитан издает распоряжения по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

42. В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих выполнению капитаном его служебных обязанностей, обязанности капитана до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна <11>. В судовом журнале делается соответствующая запись.

———————————

<11> Статья 73 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

43. Капитан имеет право:

1) отказаться от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречит правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза;

2) объявлять авральные и аварийные работы;

3) производить необходимые перераспределения обязанностей между отдельными членами экипажа;

4) изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества <12>;

———————————

<12> Пункт 3 статьи 67 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

5) в случае опасности для судна и находящихся на нем людей и груза либо для оказания помощи другому судну или людям, находящимся на нем, устанавливать режим работы главной силовой установки (других технических средств) с превышением технологических норм;

6) при прохождении районов, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан вправе взять лоцмана, если в этом есть необходимость;

7) не выходить в рейс или не продолжать его, если укомплектованность экипажем либо техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивает безопасности плавания, если снабжение судна или техническое состояние производственного оборудования не обеспечивает выполнения рейсового задания, а также при чрезмерной усталости экипажа после выполнения авральных или аварийных работ.

Об этих обстоятельствах извещаются судовладелец и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за торговым мореплаванием <13> или органы государственной власти иностранного государства, осуществляющие надзор за торговым мореплаванием с отражением данного факта в судовом журнале;

———————————

<13> Статья 6 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

8) выбирать тот путь следования судна, который он считает необходимым;

9) при плавании длительностью свыше 12 часов в сложных условиях на время отдыха оставлять вместо себя на мостике старшего помощника капитана;

10) при наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана в целях безопасности плавания судна отказаться от его услуг и потребовать замены лоцмана;

11) в случае необходимости привлекать к работам, связанным с грузовыми операциями и производством продукции, членов экипажа вне зависимости от их специальности и должности. Указанные привлечения к работам сверх рабочего времени производятся в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

12) при необходимости привлекать к несению стояночных вахт лиц командного состава судна, которые имеют соответствующие дипломы и подготовку, но по кругу своих обязанностей вахт не несут;

13) при осуществлении промысловых операций поручить самостоятельное управление судном и судовождение вахтенному помощнику капитана;

14) заключать от имени судовладельца и от имени владельца имущества, находящегося на борту судна, договоры о спасании для осуществления спасательных операций;

15) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, уголовно наказуемого деяния возбуждать уголовное дело публичного обвинения и осуществлять неотложные следственные действия в соответствии уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

44. Капитан обязан обеспечить:

1) управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу, поддержание порядка на судне и выполнение производственных задач;

2) соблюдение на судне законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, правил рыболовства в районах добычи (вылова) водных биоресурсов и требований нормативных правовых актов в сфере безопасности мореплавания и организации рыболовства;

3) оказание без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей помощи любому лицу, терпящему бедствие на море;

4) принятие всех мер по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества в случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности;

5) своевременное оформление документов в порядке, установленном судовладельцем, в случае повреждения судном других судов, сооружений, порчи или утраты грузов, орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, причинения травм людям и в других случаях, когда могут быть предъявлены претензии судовладельцу;

6) внесение в судовой журнал записи о каждом случае рождения ребенка на судне или смерти на судне; уведомление одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принятие мер по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества, согласно описи, капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно;

7) радиосвязь и техническое обслуживание радиоаппаратуры при отсутствии в штате радиоспециалистов;

8) личное визирование исходящих служебных радиограмм;

9) поддержание судна в мореходном состоянии, контроль и своевременное продление срока действия судовых документов;

10) своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию;

11) соблюдение требований по предотвращению загрязнения с судов, предусмотренных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года <14>;

———————————

<14> Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с. 127).

12) организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасанию людей и судов на море;

13) организацию и контроль за технической учебой экипажа, постоянное повышение его квалификации;

14) соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих правила перевозки людей и груза;

15) условия труда и отдыха согласно трудовому законодательству Российской Федерации;

16) общее руководство практикой курсантов и студентов (на учебных судах);

17) выполнение требований международных и национальных правил ведения морской радиосвязи <15>;

———————————

<15> Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененная Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 1). С. 3 — 211); Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1988 г. N 8556-XI «О ратификации Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года» (Сборник международных договоров, 1990, ст. 225 — 238); Приказ Минтранса России, Минсвязи России, Госкомрыболовства России от 4 ноября 2000 г. N 137/190/291 «Об утверждении Правил радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2000 г., регистрационный N 2503).

18) утверждение судовых расписаний, контроль за правильным ведением судового, машинного журнала и радиожурналов, хранение судовой документации;

19) удостоверение во время плавания в праве завещаний лиц, находящихся на борту судна. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

45. В случае если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров и лиц, временно пребывающих на судне. Капитан оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового, машинного журнала и радиожурнала, а также карт данного рейса, навигационных приборов, документов и ценностей.

46. Принимая и сдавая судно, капитан обязан:

1) принять (сдать) все судовые документы, денежные суммы, ценные бумаги и документы на них, судовую печать;

2) принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, промысловому вооружению, снабжению, неснижаемым запасам и имуществу, получив письменные рапорты начальников служб о состоянии вверенных им заведений;

3) принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него;

4) проверить (предъявить) действия экипажа по борьбе за живучесть судна и другим судовым расписаниям;

5) представиться экипажу и проверить уровень его подготовки к выполнению обязанностей по судовой тревоге;

6) ознакомиться с рейсовым заданием, ходом его выполнения;

7) получить от сдающего капитана полную информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных, мореходных и маневренных качествах, имевших место авариях и их последствиях, о готовности судна к плаванию (добыче (вылову) водных биоресурсов, ремонту);

8) осмотреть судно совместно с капитаном, сдающим судно, старшим механиком, другими специалистами, получив необходимые разъяснения и сведения;

9) производить приемку (сдачу) судна только по указанию судовладельца и осуществлять ее лично. При отсутствии сдающего капитана прием судна вновь назначенным капитаном производить в присутствии комиссии, назначенной судовладельцем, а при нахождении судна в море — в присутствии лица, исполняющего обязанности капитана, или в одностороннем порядке. Передачу судна и вступление в командование зафиксировать в судовом журнале за подписью обоих капитанов, поставить в известность судовладельца. Вступление в командование объявляется приказом по судну.

47. При подготовке судна к рейсу капитан обязан:

1) принять меры по обеспечению технической навигационной готовности судна, укомплектованию его экипажем и всеми видами снабжения для предстоящего рейса;

2) удостовериться в надлежащей подготовке экипажа к управлению техническими средствами, механизмами, устройствами, системами; проверить готовность экипажа к действиям по судовым тревогам;

3) проверить наличие нужных для рейса навигационных и промысловых откорректированных карт, пособий для плавания, наличие на картах границ территориальных морей, исключительных экономических, рыболовных, запретных и других зон иностранных государств и правильность их нанесения, правил рыболовства и других нормативных документов, регламентирующих порядок добычи (вылова) водных биоресурсов и составления отчетности в районе работы судна, намеченных рейсовым заданием;

4) поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к плаванию и выполнению производственного плана; ознакомить подчиненных с особенностями рейса; проработать с судоводителями навигационно-гидрометеорологическую часть рейса;

5) проконтролировать подготовку к осуществлению буксирных операций;

6) перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его; в ходе грузовых операций обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления груза в трюмах и на палубе, размещением балласта и бункера;

7) за 2 часа до выхода в рейс принять доклады от начальников служб о состоянии готовности судна и за 15 минут до отхода от старшего помощника капитана и главного механика, а при его отсутствии — от старшего механика о готовности судна к отходу, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц;

8) в случае неявки кого-либо из членов экипажа или лиц, временно пребывающих на судне, к назначенному времени отхода немедленно принимать меры по их возвращению на судно, сообщить об этом в российском порту капитану порта, судовладельцу или его представителю, в иностранном порту — консулу или лицу, представляющему интересы Российской Федерации в данном государстве.

48. При нахождении судна в рейсе капитан обязан:

1) обеспечить надлежащую организацию ходовых вахт и радиовахты, контролировать соответствие вахтенной службы конвенционным требованиям и нормам безопасности мореплавания в части ее численности и времени несения <16>;

———————————

<16> Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве с поправками. Документ вступил в силу, в том числе для России, 9 апреля 2019 года (размещено на сайте Международной Организации Труда http://www.ilo.org); Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененная Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 1). С. 3 — 211).

2) следить за тем, чтобы радиовахта велась согласно международным и национальным правилам ведения морской радиосвязи;

3) требовать от помощников определения места нахождения судна всеми доступными способами и средствами и с наибольшей точностью;

4) следить за всеми изменениями гидрометеорологической обстановки, контролировать получение прогнозов;

5) немедленно прибыть на мостик по вызову вахтенного помощника, известить голосом, если есть необходимость, о вступлении в управление судном и находиться на мостике, пока этого требует обстановка;

6) принимать на борт судна представителей органов надзора и контроля иностранного государства при работе в исключительной экономической зоне иностранных государств и конвенционных районах;

7) осуществлять контроль за получением навигационной информации, своевременной корректурой карт и пособий для плавания;

8) при входе и выходе из порта, прохождении узких мест, плавании в районах интенсивного судоходства, подходе к берегам и опасным местам, швартовных операциях и других особо сложных условиях плавания находиться на мостике и лично управлять судном;

9) при плавании в районе обязательной лоцманской проводки взять на борт судна лоцмана, обеспечив ему безопасную посадку (высадку). Уходя с мостика, капитан обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном, на время своего отсутствия;

10) выполнять правила плавания и рыболовства, район плавания для судна, не нарушать границы территориальных вод, рыболовных и специальных зон иностранных государств, а также режим плавания в них <17>;

———————————

<17> Подпункт 1 пункта 11 раздела III распоряжения Минтранса России от 3 марта 2014 г. N МС-16-р «Об утверждении Устава Федерального автономного учреждения «Российский морской регистр судоходства» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2014 г., регистрационный N 33791).

11) при добыче (вылове) водных биоресурсов в группе судов выполнять указания флагмана (старшего) группы, обеспечивая безопасность плавания, осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов и оказание помощи другим судам;

12) при обнаружении на судне посторонних лиц или предметов, не связанных с деятельностью судна, немедленно сообщить об этом капитану порта выхода судна в море, а при стоянке в иностранном порту — консулу Российской Федерации или лицу, его заменяющему;

13) принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и покинуть район поисков только после того, как убедится, что дальнейшие поиски не имеют смысла (по времени нахождения человека за бортом или по погодным условиям);

14) при оказании помощи терпящему бедствие судну принять все меры для спасения людей;

15) предложить капитану судна, терпящему бедствие, подписать договор о спасании и приступить к работам по спасанию судна, груза и имущества;

16) в случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт, известив об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт для доставки такого лица известить также консульское учреждение Российской Федерации;

17) если судну грозит бедствие, и оно нуждается в помощи, обратиться в спасательно-координационный центр данного региона и принять все возможные меры для получения необходимой и своевременной помощи;

18) обо всех аварийных и несчастных случаях, исчезновениях людей, происшествиях при добыче (вылове) водных биоресурсов немедленно сообщить судовладельцу, принять все меры по обеспечению безопасности людей, судна, груза, сохранению орудий добычи (вылова) водных биоресурсов; принять меры по оформлению документов по этим случаям; обеспечить сохранность и неприкосновенность карт, других навигационных документов, отражающих маневрирование судна, работу оборудования и аппаратуры до окончания расследования;

19) немедленно сообщать судовладельцу всеми доступными средствами и способами связи обо всех случаях нарушения иностранными властями, кораблями, судами и самолетами принципов свободы мореплавания в открытом море, проникновении в закрытые районы, случаях загрязнения морской среды, осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов или других работ в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

20) в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания; избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца;

21) при столкновении с другим судном оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу, если это возможно сделать без серьезной опасности для своего судна и людей, находящихся на его борту; запросить у капитана другого судна название судна, порт регистрации, а также порты отправления и назначения, размер и характер повреждений, сообщить капитану другого судна аналогичные сведения по своему судну;

22) контролировать остойчивость судна в соответствии с информацией об остойчивости и непотопляемости;

23) обеспечить ведение и направление отчетных материалов о деятельности судна <18>;

———————————

<18> Приказ Минсельхоза России от 26 декабря 2019 г. N 721 «Об утверждении Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57421).

24) не допускать повреждений знаков ограждения опасностей, равно как и гидротехнических сооружений, подводных кабелей (трубопроводов); принимать все меры по освобождению кабеля без повреждений в случае его подъема якорем или орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов;

25) принимать необходимые меры для предотвращения загрязнения морской среды;

26) при плавании в ледовых условиях принять все меры для обеспечения сохранности корпуса судна, винтов и руля.

49. При нахождении судна в порту капитан обязан:

1) убедиться в безопасной стоянке судна и, если, по его мнению, она небезопасна, потребовать от соответствующих служб порта перешвартовки или смены причала, постановки буксира к борту или других мер;

2) организовать вахту, ее состав и продолжительность в зависимости от условий стоянки и обеспечения безопасности людей, судна, груза и порта;

3) обеспечить порядок на судне и его деятельность, контролировать несение вахт и производство судовых работ;

4) покидая судно, оставить старшему или вахтенному помощнику устное (письменное) распоряжение относительно судовых работ, поддержания безопасности судна, а также места своего пребывания на берегу;

5) оставлять судно, имеющее на борту опасный груз, только на старшего помощника капитана;

7) по прибытии судна в иностранный порт проинформировать об этом консула Российской Федерации и в случае необходимости выполнять его распоряжения.

50. При постройке и ремонте судна капитан обязан:

1) в соответствии с актом приемки-передачи судна от завода-изготовителя организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем, других технических средств, а также имущества и документации согласно спецификации;

2) обеспечить своевременное составление документации, необходимой для постановки судна в ремонт;

3) принять меры по охране судна и его безопасной стоянке;

4) при постановке судна в док (подъеме на слип), выводе из дока (спуске со слипа) лично находиться на судне;

5) обеспечивать контроль за сроками и качеством ремонтных работ;

6) после постановки в док совместно со старшим помощником, главным (старшим) механиком и другими специалистами произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий, движительно-рулевого комплекса, донно-забортной арматуры, подъемно-выдвижных устройств. По окончании доковых работ перед спуском на воду произвести повторный осмотр тех же объектов и проверку заделки контрольных отверстий.

Капитан (старший моторист-рулевой) патрульного, спасательного катера

Капитан (старший моторист-рулевой) патрульного,

спасательного катера

Должностные обязанности. Управляет патрульным, спасательным катером, обеспечивает безопасность плавания и своевременность доставки инспекторской или спасательной смены к месту патрулирования или дежурства. Участвует в обеспечении водолазных спусков при спасении людей. Проводит техническое обслуживание патрульного, спасательного катера. Организует и участвует в ремонте корпуса, механической установки и судовых систем, представляет патрульный, спасательный катер на освидетельствование. Обеспечивает получение, учет и хранение материально-технических средств, горючих и смазочных материалов. Ведет судовые эксплуатационные, учетные и отчетные документы, обеспечивает хранение патрульного, спасательного катера в навигационный и межнавигационный периоды.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области безопасности людей на водных объектах; методические и нормативные документы, касающиеся деятельности капитана (старшего моториста-рулевого) патрульного, спасательного катера; нормы и правила, регламентирующие безопасность плавания и технической эксплуатации патрульного, спасательного катера; устройство корпуса патрульного, спасательного катера, механической установки, судовых систем; приемы обеспечения непотопляемости и борьбы за живучесть патрульного, спасательного катера; правила маневрирования при подходе патрульного, спасательного катера к человеку, терпящему бедствие на воде; виды водолазных сигналов; порядок проведения водолазных спусков с патрульного, спасательного катера; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Вопрос: Какими правами и обязанностями обладает капитан судна, осуществляющего плавание по внутренним водным путям Российской Федерации при поддержании порядка на судне. 

Ответ: В соответствии с статьей 31 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ :

Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Вопрос: Какими правами и обязанностями обладает капитан судна, осуществляющего плавание по внутренним водным путям Российской Федерации при рождении ребенка, смерти или болезни на судне.

Ответ: В соответствии с статьей 32 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ:

В каждом случае рождения на судне ребенка или в каждом случае смерти на судне капитан обязан составить соответствующий акт при участии двух свидетелей и врача, если он имеется на судне, а также сделать запись в судовом журнале.

Капитан судна обязан уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры по сохранению тела умершего и передаче его родственникам или портовым властям в ближайшем порту.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи родственникам умершего или портовым властям в ближайшем порту.

В случае исчезновения члена экипажа судна или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность их гибели, капитан судна делает запись в судовом журнале, составляет акт об этом, а также составляет опись находящегося на судне имущества исчезнувшего члена экипажа судна или пассажира и передает указанные акт и имущество портовым властям в ближайшем порту.

Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося на судне во время его плавания. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному завещанию.

В случае, если член экипажа судна или пассажир нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в плавании, капитан судна обязан зайти в ближайший порт с извещением об этом судовладельца, портовых властей (при наличии таковых), а при заходе судна в иностранный порт с извещением также консула Российской Федерации и агента судовладельца (при наличии такого агента в иностранном порту).

В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.

Городской прокурор старший советник юстиции                 В.Г. Хан

1.1. Судоводитель маломерного судна обязан иметь при себе:

1.1.1. Удостоверение на право управления маломерным судном данной категории в установленном районе, с соответствующей мощностью двигателей и площадью парусов.

1.1.2. Судовой билет и талон на ветровом стекле судна с отметкой о проведении ежегодного технического освидетельствования судна на годность к плаванию.

1.1.3. План — задание на рейс, путевой (маршрутный) лист и документы на перевозимый груз (для судов предприятий, организаций и учреждений).

1.1.4. На судах, принадлежащих гражданам (при отсутствии на судне владельцев данного судна), заверенную в установленном порядке довереннсть на право управления этим судном.

2.2. Судоводитель обязан:

2.2.1. Перед выходом судна в плавание проверить исправность и комплектность оснащения судна.

2.2.2. Следить за состоянием вверенного ему судна в ходе плавания.

2.2.3. Оказывать помощь терпящим бедствие на воде и первую медицинскую помощь, доставлять в лечебное учреждение пострадавших.

2.2.4. Останавливаться и предоставлять маломерное судно:

медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение;

должностным лицам Государственной инспекции по маломерным судам в случаях, связанных с выполнением неотложных заданий по обеспечению безопасности плавания и спасению людей на воде, для устранения аварийных ситуаций, транспортировки поврежденных при аварии или неисправных плавсредств;

работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров и для возвращения из этих мест.

Примечание: Пользование маломерным судном в случае, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии с действующим законодательством производится без оплаты. Должностные лица, воспользовавшиеся маломерным судном, должны, по требованию судоводителя, выдать ему справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности и цели поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, имени, отчества, должности, номера удостоверения, названия своей организации), а медицинские работники, использовавшие маломерное судно для проезда к больному в случаях, угрожавших его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение, выдать талон установленного образца.

2.3. Останавливаться и предъявлять должностным лицам государственной инспекции по маломерным судам и органам МВД для проверки: удостоверение на право управления маломерным судном, путевой (маршрутный) лист, судовые документы на перевозимый груз. Судно должно быть остановлено в безопасном месте, вне судового хода. Должностное лицо государственной инспекции по маломерным судам имеет право изъять за грубые нарушения правил плавания на внутренних водных путях и правил пользования маломерными судами удостоверение на право управления, а также задержать и передать под охрану на базу (стоянку) задержанное маломерное судно с оформлением соответствующих документов.

Должностные лица, остановившие маломерное судно, обязаны предъявлять судоводителю свое удостоверение.

2.4. При аварии с маломерным судном, повлекшей несчастные случаи с людьми, судоводители, причастные к ней, обязаны:

2.4.1. Остановить судно, в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим, отправить пострадавших на попутном или своем судне в ближайшее медицинское учреждение и сообщить там свою фамилию, бортовой номер судна (с предъявлением удостоверения на право управления маломерным судном или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на судно).

2.4.2. Сообщить о случившемся в государственную инспекцию по маломерным судам, записать фамилию, имя, отчество и адреса очевидцев происшествия.

2.5. Судоводитель маломерного судна обязан следить за тем, чтобы пассажиры не создавали ему помех и не отвлекали от управления маломерным судном.

2.6. Судоводитель несет ответственность за безопасность плавания и за поведение находящихся на вверенном или принадлежащем ему судне во время плавания пассажиров.

СУДОВОДИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

3.1. Управлять маломерным судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3.2. Управлять маломерным судном в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность плавания.

3.3. Передавать управление маломерным судном лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления.

3.4. Эксплуатация незарегистрированных, не прошедших техосмотр, не имеющих бортовых номеров и табельного оборудования и снабжения по установленным нормам судов, а также при отсутствии судового билета и удостоверения на право управления маломерным судном.

3.5. Оставлять без наблюдения окружающую акваторию.

3.6. Загрязнять акваторию водоема нефтепродуктами и бытовыми отходами.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

4.1. Маломерные суда допускаются к плаванию только после регистрации, присвоения бортовых номеров, технического освидетельствования на годность к плаванию, аттестации судоводителей этих судов в государственной инспекции по маломерным судам в установленном порядке, с оплатой согласно установленным государственной инспекцией по маломерным судам тарифам. При этом судоводитель обязан, в установленный государственной инспекцией по маломерным судам срок производить оплату за ежегодное освидетельствование принадлежащего ему судна и за сборы с транспортных средств независимо от причин, влияющих на продолжительность периода эксплуатации судна.

4.2. Каждое судно должно эксплуатироваться в исправном техническом состоянии с соблюдением условий, норм и требований, обеспечивающих его правильное использование, безопасность плавания, установленные для данного судна государственной инспекцией по маломерным судам: по району плавания, удалению от берега, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, грузоподъемности, пассажировместимости, оснащению судна спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием, а также с соблюдением норм охраны окружающей среды.

4.3. Для судоводителей и каждого пассажира маломерного судна должны быть на судне индивидуальные спасательные средства, причем спасательные жилеты (пояса, нагрудники) должны быть надеты на находящихся на судне судоводителе и пассажирах.

4.4. Всем поднадзорным государственной инспекции маломерным судам плавательным средствам при постановке на учет присваивается литер и регистрационный номер, которые наносятся черной краской на светлом фоне или белой краской на темном фоне краски бортов, по обоим бортам корпуса судна на расстоянии, равном 1/4 длины корпуса от форштевня, буквами литера и цифрами номера высотой не менее 250 мм, шириной 80 мм и толщиной шрифта 20 мм, так, чтобы на стоянке и при любом режиме движения судна они были хорошо видны над водой.

4.5. При передаче судна новому владельцу (купля — продажа, дарение, передача по наследству и т.п.) производится перерегистрация судна и оформление судовых документов на нового владельца.

4.6. Индивидуальная постройка новых маломерных судов юридическими лицами и гражданами, перестройка (переоборудование) корпуса судна, замена двигателя производятся после технического освидетельствования и разрешения государственной инспекции по маломерным судам, с включением этих изменений в судовые документы, с оплатой по тарифам, утвержденным государственной инспекцией по маломерным судам. Маломерные суда самостоятельной постройки допускаются к эксплуатации только после ходовых испытаний, проводимых госинспектором государственной инспекции по маломерным судам на предмет определения их годности к безаварийной эксплуатации.

4.7. Регистрация судна производится по представлению судовладельцем или лицом, имеющим от него доверенность:

4.7.1. Заполненной регистрационной карточки — заявления установленного образца.

4.7.2. Документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется).

4.7.3. Документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов), к нему: справка — счет, товарный чек, договор купли — продажи или дарения, свидетельство о праве на наследство, документы таможенных органов, органов социальной защиты населения, судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было зарегистрировано, решение суда, иные документы, предусмотренные законодательством.

4.7.4. Технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации.

4.7.5. Квитанции о внесении платы за регистрацию.

Документ, подтверждающий получение или приобретение судна (двигателей, подвесных моторов), должен содержать: дату и место его составления, сущность и условия сделки, адреса (реквизиты) и подписи сторон, сведения о судне, двигателях и подвесных моторах (марка, модель, тип, год выпуска, заводской номер и т.д.).

4.7.6. Регистрация и постановка судна на учет производится его владельцем или лицом, имеющим от него доверенность.

4.7.7. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны зарегистрировать (перерегистрировать) принадлежащие им суда, независимо от их технического состояния, в течение 30 суток с момента приобретения или возникновения обстоятельств, влекущих их перерегистрацию.

4.7.8. Суда регистрируются за предприятиями, учреждениями, организациями по месту их постоянного нахождения. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, регистрируются по месту жительства владельца либо по месту постоянного базирования судна.

4.8. Снятие с учета маломерного судна производится по письменному заявлению владельца в случаях: смены владельца судна (передачи с баланса на баланс, продажи, дарения, наследства), переезда владельца на новое место жительства, полного износа судна, гибели судна, подтвержденного актом или другим документом, хищения судна или двигателя, подтвержденного соответствующим документом из органов внутренних дел.

Снятие с учета маломерных судов из-за полного технического износа производится по акту специального технического осмотра государственным инспектором по маломерным судам после оплаты согласно установленным государственной инспекцией по маломерным судам тарифам.

ПОРЯДОК ПЛАВАНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

5.1. Плавание маломерных судов осуществляется в строгом соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР, введенными в действие приказом Министерства речного флота РСФСР от 28.08.84 г. N 100, с изменениями и дополнениями, утвержденными Минречфлотом РСФСР 04.09.85 г., местными правилами плавания по внутренним водным путям Енисейского бассейна, утвержденными и введенными в действие приказом начальника судоходной инспекции Енисейского бассейна от 02.03.90 г. N 24, обязательными постановлениями капитанов морских портов.

5.2. На участках, где наблюдается плавание резиновых, надувных, складных лодок, моторные маломерные суда должны осуществлять движение с минимальной скоростью с тем, чтобы не допускать возникновения опасных ситуаций. Вышеуказанные мелкие гребные плавсредства не должны находиться на участках с интенсивным движением моторных маломерных судов.

5.3. Маломерные водоизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке и на подводных крыльях суда независимо от развиваемой скорости обязаны выполнять требования, изложенные в Правилах плавания по внутренним водным путям, предъявляемые к водоизмещающим маломерным судам. При маневрировании, расхождении и обгоне такие суда обязаны обеспечить безопасную скорость движения (вплоть до минимальной) с тем, чтобы своевременно предотвратить аварийную ситуацию.

5.4. Запрещается:

5.4.1. Выход в плавание маломерных судов до момента полного очищения водоема от льда.

5.4.2. Плавание на незарегистрированных и не прошедших ежегодного технического осмотра маломерных судах, не имеющих бортовых номеров.

5.4.3. Выход в плавание на маломерных судах, не имеющих табельного оборудования и снабжения по установленным нормам, а также при отсутствии судового билета, удостоверения на право управления маломерным судном, талона на ветровом стекле, а на судах предприятий, учреждений и организаций — при отсутствии кроме указанных документов путевого (маршрутного) листа.

5.4.4. Швартоваться, становиться на якорь, заниматься рыбной ловлей с судна у грузовых и пассажирских причалов, дебаркадеров, пирсов, доков и в интервалах между ними, у мостов, под мостами, на рейдах, у гидравлических сооружений, на судовом ходу и у знаков судоходной обстановки.

5.4.5. Подходить к судам транспортного и технического флота.

5.4.6. Устранять возникшие технические неисправности на маломерном судне, находясь на судовом ходу.

5.4.7. Буксировать маломерные суда с наличием в них пассажиров.

5.4.8. Пользование маломерными судами при несоблюдении их судоводителями установленных норм, условий и требований государственной инспекции по маломерным судам, обеспечивающих безопасность плавания.

5.4.9. Движение маломерных судов на водоемах, в которых из-за топляков, карчей и других плавающих или полузатопленных предметов создается угроза безопасности плавания.

5.4.10. Заходить на акватории, отведенные для пляжей, мест купания и массового отдыха граждан у воды.

5.4.11. Обгон маломерными судами других судов при движении в пределах 10-метровой полосы от правой по ходу кромки судового хода (когда это движение разрешается Правилами плавания по внутренним водным путям).

5.4.12. Устанавливать паруса и моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете.

5.4.13. Движение парусных судов в темное время суток под парусом и мотором одновременно.

5.4.14. Движение маломерных судов самосплавом и ошвартованных бортами за исключением аварийных случаев.

5.4.15. Нарушение выпускного режима баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.

5.4.16. Плавание маломерных судов на акваториях, подходных каналов портов, пристаней, затонов и в районах, объявленных запрещенными для плавания без пропусков, выдаваемых государственной инспекцией по маломерным судам.

5.4.17. Стоянка и хранение незарегистрированных судов на базах (сооружениях) для стоянок, а также швартовка в не установленных для этого местах.

5.4.18. Управлять движением маломерного судна стоя.

5.4.19. Перевозить на носовой части судна различные предметы (кроме спасательных кругов).

5.4.20. Перевозить на маломерных судах детей и подростков в возрасте до 14 лет без сопровождения взрослых (один взрослый на одного подростка или ребенка).

5.4.21. Перевозить вместе с пассажирами взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также ядохимикаты, заполнять баки топливом и перекачивать топливо с судна на судно при работающем двигателе, курить и пользоваться открытым огнем при этом.

5.4.22. Производить маневры, не предусмотренные настоящими Правилами, и создавать аварийную обстановку во время движения и на стоянке.

5.4.23. Производить подводный осмотр судна и различные работы с подводной частью судна при работающем двигателе.

5.4.24. Заводить двигатель с включенным реверсом.

5.4.25. Создавать помехи и осложнять маневрирование и движение транспортных судов.

5.4.26. При нахождении маломерных судов в движении переходить в них с места на место, пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах, находиться на надстройках, купаться с катеров, лодок и яхт и раскачивать их, а также лежать и спать в маломерном судне, оставляя без наблюдения окружающую акваторию.

5.4.27. Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно — ремонтных заграждений, паромных переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам, остановка под мостами или около них.

5.4.28. Эксплуатация маломерных судов во время нереста рыб, определенное по срокам на водоемах края главами городских и районных администраций.

5.5. Судоводитель маломерного судна, поднадзорного государственной инспекции по маломерным судам, обязан выполнять распоряжения работников указанной инспекции, касающиеся выполнения правил, регламентирующих безопасность эксплуатации маломерных судов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Сафистон таблетки для чего применяется взрослым инструкция по применению
  • Видеорегистратор pioneer vrec dh200 инструкция
  • Атлант хм 6025 031 инструкция по эксплуатации
  • Стиральная машина атлант 45у101 инструкция
  • Усилитель вай фай сигнала инструкция