Должностная инструкция водителя погрузчика применяется для конкретизации разделов трудового договора. Хотя ст. 57 ТК, в которой закреплены требования к трудовому договору, и не содержит требований к дополнительным бумагам, разъясняющим его содержимое, на практике большинство работодателей использует для этого должностную инструкцию, включая её в стандартный пакет трудовой документации. Данная инструкция имеет юридическую силу, может использоваться в судебных разбирательствах и трудовых спорах, и поэтому требует внимательного отношения к её написанию и оформлению.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции водителя погрузчика .doc
Образец должностной инструкции водителя погрузчика
1. Общие положения
- При выполнении своих обязанностей водитель погрузчика подчиняется руководителю склада.
- Водитель погрузчика принимается на свою должность и увольняется с неё указанием директора фирмы, по представлению руководителя склада.
- Кандидат на данную должность должен соответствовать следующим требованиям:
- средне-специальное профильное образование;
- стаж управления транспортным средством от 1,5 лет;
- удостоверение, дающее право на вождение самоходной машины соответствующего класса.
- Водитель погрузчика должен знать:
- правила безопасности в сфере транспортировки грузов, их укладки и закрепления;
- современные ПДД, а также правила пожарной и технологической безопасности;
- установленные стандарты по обращению с грузами в фирме-работодателе;
- правила заполнения соответствующей документации фирмы;
- правила, по которым оценивается качество выполненной им работы;
- основные категории погрузчиков, их специфические качества и различия;
- основные марки производителей погрузчиков и их особенности;
- особенности транспортировки основных типов грузов;
- правила крепления, укладки и проведения погрузочно-разгрузочных работ по основным типам грузов;
- нормативы профилактических мероприятий по предотвращению поломок используемой техники;
- способы быстрого устранения мелких неисправностей погрузчика;
- принципы работы в различных типах складских помещений;
- сезонные особенности работы с грузами;
- правила хранения погрузчиков на стоянке, а также обращения с ними в гаражах и мастерских;
- основы технического функционирования погрузчика и его составляющих;
- правила проверки состояния погрузчиков, в том числе после ремонта;
- правила обращения с топливом и другими ГСМ, применяемыми в работе погрузчика;
- правила ухода и хранения соответствующих инвентаря и инструментов.
- Водитель погрузчика руководствуется:
- соответствующим законодательством;
- актуальными нормами ПДД;
- документацией фирмы;
- положениями должностной инструкции.
- При временном отсутствии водителя (болезни, отпуск и т.д.) его функции выполняет другой водитель, назначенный руководителем склада.
2. Функции
За водителем погрузчика на работе закреплены следующие функции:
- Управление закрепленным за ним транспортным средством.
- Обеспечение выполнения комплекса предписанных работ по проведению погрузочно-разгрузочных мероприятий.
- Наблюдение за правильностью укладки грузов, их креплением и размещением.
- Уход за погрузчиком, в том числе путем своевременной замены запчастей и других составлявших.
- Участие в мероприятиях по сортировке товаров на складе.
- Участие в мероприятиях по складированию поддонов и другой складской тары.
- Устранение мелких неисправностей погрузчика.
- Донесение до руководства склада информации о потенциальных проблемных моментах в зоне своей деятельности.
- Постановка погрузчика на стоянку.
- Мониторинг качества ремонта погрузчика.
- Проведение необходимых профилактических мероприятий по обеспечению надлежащего состояния погрузчика.
- Соблюдение в своей работе ПДД, норм пожарной и технической безопасности.
- Хранение инвентаря, спецодежды и инструментов, предоставленных фирмой, а также уход за ними.
- Ведение требуемого правилами фирмы документооборота.
3. Ответственность
Водитель погрузчика может нести ответственность в следующих ситуациях:
- За нарушения норм и законов, совершенные на своем рабочем месте, — в соответствии с правилами соответствующих разделов законодательства.
- За неисполнение предписанных должностных обязанностей — в соответствии со статьями трудового законодательства и правилами фирмы.
- За ущерб, причиненный фирме из-за несоответствующих действий, — в границах, закрепленных в соответствующих статьях законодательства.
4. Права
Водитель погрузчика владеет следующими правами:
- Вносить предложения руководителю склада по совершенствованию трудовых процессов.
- Получать от служащих фирмы информацию, которая нужна в своей трудовой деятельности.
- Получать за счет работодателя фирменную спецодежду, инвентарь и инструменты, в порядке, закрепленном в правилах фирмы.
- Отказываться от управления погрузчиком, если он находится в неисправном техническом состоянии.
- Требовать от руководителя склада надлежащего снабжения погрузчика необходимыми ГСМ, запчастями и агрегатами, а также надлежащего проведения ремонтных и профилактических мероприятий.
Специфика составления должностной инструкции
В действующем отечественном законодательстве не закреплены параметры составления должностной инструкции. В результате компании-работодатели могут свободно адаптировать содержимое типовых образцов инструкций под свои нужды. Что касается формы документа, то имеются определенные стандарты, которые используются при его написании. Обычная инструкция состоит из следующих разделов:
- Общий раздел.
- Функции сотрудника.
- Его трудовые права.
- Возможные меры ответственности.
К данным стандартным разделам наниматели часто добавляют:
- Условия работы.
- Рабочие связи.
- Параметры оценки качества работы.
- Требования по квалификации.
Дополнительные части особенно востребованы в крупных компаниях, которые стремятся перевести возможно большую часть своей деятельности в стандартизированную документарную форму, что сильно облегчает для них взаимодействие сотен сотрудников со множеством пересекающихся функций.
Внимание! Инструкция может быть составлена в типовой форме, пригодной для любого сотрудника, либо носить индивидуальный характер, будучи рассчитанной на конкретного работника.
Общая часть
Здесь дается описание основных трудовых параметров. Прописывают такие ключевые моменты, как:
- кто заменяет водителя в период его отсутствия;
- у кого в подчинении он находится;
- от кого зависит его прием на работу и увольнение;
- какими положениями должен руководствоваться водитель;
- каковы необходимые квалификационные параметры от кандидата на должность, а также требуемые от него навыки.
Если часть пунктов довольно типовая, то те пункты, где даны требования по навыкам и умениям, сильно зависят от характера деятельности работодателя. В логистических службах, строительных фирмах или торговых компаниях у водителя погрузчика функции могут различаться, как и требуемые для них навыки.
Внимание! От водителя погрузчика может потребоваться отдельная разновидность прав для управления категориями этого транспортного средства. Помимо этого, некоторые компании нанимают водителей погрузчиков определенных разрядов. Все эти особенности необходимо закрепить в квалификационных требованиях.
Функции
Здесь описаны как стандартные обязанности любого водителя, так и те, которые специфичны именно для водителя погрузчика. К первому виду относятся функции по обеспечению транспорта ГСМ, контролю за качеством ремонта, поддержанию порядка и тому подобное. Вторая разновидность обязанностей включает размещение грузов на складе, наблюдение за их креплением и укладкой, а также другие специфические моменты. Требуется отдельно упомянуть про важность соблюдения ПДД и соответствующих норм по безопасности.
Внимание! Многие компании практикуют выдачу водителям за свой счет рабочей спецодежды, соответствующих инструментов и инвентаря. В этом случае нужно отдельно упомянуть про обязанность сотрудника бережно хранить и эксплуатировать эти вещи.
Ответственность
Здесь даны описания основных видов нарушений, за которые работодатель может наказать сотрудника. Меры наказания даются в максимально общем виде, поскольку степень вины может быть выявлена лишь в ходе соответствующих разбирательств, с привлечением свидетелей, доказательств и пр.
Права
Данная часть отведена под список прав сотрудника. Обычно здесь перечисляют несколько стандартных пунктов, единых для всех работников одного ранга. У технических сотрудников, к которым относится водитель, могут быть добавлены права требовать от нанимателя проведения необходимого ремонта и отказываться от вождения, если транспортное средство находится в критическом состоянии.
Водитель погрузчика ответственен не только за проведение соответствующего фронта работ, но и за сохранность его машины. Поэтому необходимо ответственно подойти к написанию инструкции, обращая внимание на необходимость учета мнения профильных специалистов. Только после учета их правок, документ может быть передан на подпись директору фирмы. Также требуется при составлении инструкции учесть наличие всех параметров, требуемых в официальном документе: даты, реквизитов фирмы, расшифровки подписей. Сам сотрудник ставит свою подпись в процессе приема на работу. Другие подписи могут принадлежать лицам, с которыми согласовывалось данное назначение.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Должностные обязанности водителя погрузчика
Должностные обязанности водителя погрузчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностные обязанности водителя погрузчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Увольнение водителя
(КонсультантПлюс, 2025)…С. уведомлен о внесении изменений в штатное расписание, которым штатная единица «водитель погрузчика»… выводится из структурного подразделения Автотранспортный цех и вводится в структурное подразделение Отдел материально-технического снабжения, а также уведомлен о том, что… утверждена новая должностная инструкция водителя погрузчика, в которой уточнены и конкретизированы его трудовые обязанности.
Функциональные обязанности водителя погрузчика
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Водитель погрузчика относится к категории технических исполнителей.
1.2. На должность водителя погрузчика назначается лицо, имеющее общее среднее образование, прошедшее полный курс обучения без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Водитель погрузчика назначается на должность, перемещается и увольняется приказом директора Компании.
1.4. Водитель погрузчика непосредственно подчиняется начальнику службы складирования.
1.5. В своей деятельности водитель погрузчика руководствуется:
1.5.1. законодательными и нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
1.5.2. методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
1.5.3. Уставом Компании;
1.5.4. правилами внутреннего трудового распорядка;
1.5.5. приказами и распоряжениями директора Компании;
1.5.6. внутренними распоряжениями начальника службы складирования либо его заместителя;
1.5.7. настоящей инструкцией.
1.6. Водитель погрузчика должен знать:
1.6.1. номенклатуру, сортамент и ассортимент хранящихся материальных ценностей, их свойства и назначение;
1.6.2. положения о приемке и поставках товаров;
1.6.3. расположение складских зон и их назначение;
1.6.4. систему организации мест хранения на складе, с учетом мест стеллажного хранения;
1.6.5. правила отбора и комплектования партий различных материальных ценностей по технологическим документам;
1.6.6. правила учета, порядок хранения и движения материальных ценностей на складе и оформления сопроводительных документов;
1.6.7. способы предохранения товаров от порчи при разгрузке, погрузке и хранении на складе;
1.6.8. правила проведения плановых инвентаризаций;
1.6.9. устройство и правила технической эксплуатации обслуживаемого погрузчика;
1.6.10.способы погрузки, выгрузки грузов из всех видов транспорта;
1.6.11.виды и свойства применяемых горючих и смазочных материалов;
1.6.12.правила ведения погрузочно-разгрузочных работ;
1.6.13.правила безопасного ведения работ при работе на погрузчике;
1.6.14.способы устранения неисправностей в работе подъемных механизмов;
1.6.15.правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
1.6.16.правила внутреннего трудового распорядка.
1.7. Во время отсутствия водителя погрузчика его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
2. ФУНКЦИИ
На водителя погрузчика возлагаются следующие функции:
2.1. управление и первичное обслуживание закрепленного за ним погрузчика;
2.2. обеспечение выполнения установленных объемов погрузочно-разгрузочных работ;
2.3. осуществление отбора товаров с мест хранения;
2.4. осуществление приёма товаров, согласно Положения о приеме товара по количеству и качеству и внутренним инструкциям;
2.5. осуществление сортировки товаров по их видам, качеству, количеству и другим признакам, комплектация и перемещения товаров в места хранения;
2.6. выполнение установленных руководством процедур по размещению и перемещению товара в пределах зон хранения склада;
2.7. участие в предпродажной подготовке товаров;
2.8. обеспечение хранения товаров в соответствии с их свойствами, установленными стандартами и техническими условиями;
2.9. обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, хранящихся на складе;
2.10. участие в промежуточных проверках, ревизиях, инвентаризациях товарно-материальных ценностей;
2.11. обеспечение складирования поддонов, тары, средств механизации в установленных местах хранения;
2.12. содержание в надлежащем состоянии вверенные бытовые помещения и технику;
2.13. соблюдение охраны труда, правил пожарной безопасности и удовлетворительного санитарного состояния складских площадей;
2.14. соблюдение принятых норм корпоративной этики при общении с руководством и коллегами.
3. ПРАВА
Водитель погрузчика имеет право:
3.1. знакомиться с проектами решений начальника службы складирования, связанных с его деятельностью;
3.2. участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им функциональных обязанностей;
3.3. вносить на рассмотрение начальника службы складирования предложения по улучшению деятельности склада;
3.4. запрашивать и получать от непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей;
3.5. сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих функциональных обязанностей недостатках в деятельности Складской службы и вносить предложения по их устранению;
3.6. требовать от начальника службы складирования оказания содействия в исполнении своих функциональных обязанностей.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Водитель погрузчика несет ответственность:
4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;
4.2. За совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;
4.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством.
Начальник службы складирования _____________________ (___________________)
(подпись)
«___»______________ 200 __ г.
CОГЛАСОВАНО.
Юрисконсульт ________________________(___________________)
(подпись)
«___»______________ 200 __ г.
С инструкцией ознакомлен(а) ____________(____________) «___»_________ 200_ г.
С инструкцией ознакомлен(а) ____________(____________) «___»_________ 200_ г.
С инструкцией ознакомлен(а) ____________(____________) «___»_________ 200_ г.
С инструкцией ознакомлен(а) ____________(____________) «___»_________ 200_ г.
С инструкцией ознакомлен(а) ____________(____________) «___»_________ 200_ г.
С инструкцией ознакомлен(а) ____________(____________) «___»_________ 200_ г.
С инструкцией ознакомлен(а) ____________(____________) «___»_________ 200_ г.
Утверждаю
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
17 марта 2000 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОПОГРУЗЧИКОВ
ТИ Р М-009-2000
1. Общие требования безопасности
1.1. К самостоятельному управлению автопогрузчиками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен, и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.
1.2. Перед допуском к работе водители автопогрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.
Результаты проверки знаний и навыков, полученных при инструктаже, должны оформляться записью в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.
1.3. Выполнение других работ водителям погрузчика допускается при условии наличия допуска (удостоверения), дающего право проведения конкретных видов работ.
1.4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители обязаны пройти дополнительный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда и правилами внутреннего распорядка, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и методами безопасной работы на них.
1.5. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением водитель погрузчика переводится на другую работу.
1.6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
— движущиеся машины и механизмы;
— перемещаемые и складируемые грузы;
— повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
— пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.
1.7. Водители автопогрузчиков, в зависимости от условий работы, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:
— комбинезоном хлопчатобумажным;
— сапогами резиновыми;
— рукавицами комбинированными.
На наружных работах зимой дополнительно:
— курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.
1.8. Водители погрузчиков обязаны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в их обязанности.
1.9. При выполнении погрузочно — разгрузочных работ, транспортировке грузов необходимо придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.
1.10. В случае возникновения в процессе работ каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.
1.11. Не допускается эксплуатировать неисправные погрузчики. За работу на неисправном погрузчике ответственность несут водитель и лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
1.12. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.
1.13. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена ото льда и снега.
1.14. С наступлением темноты, при отсутствии достаточного искусственного освещения проездов зоны складирования, приемки грузов и т.д. водитель должен прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке. В случае замеченной порчи лампы светильника сообщить дежурному электромонтеру.
1.15. Переезд погрузчиком рельсовых путей допускается при наличии настила на уровне головки рельса.
1.16. Водители должны следить за периодичностью технического обслуживания погрузчика и, в случае необходимости, сообщить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
1.17. В течение рабочей смены следует соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.
1.18. При получении травмы следует немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию предприятия и обратиться за медицинской помощью.
1.19. Погрузчики должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода — изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно — разгрузочных машин.
1.20. При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездами. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях — 5 км/ч.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:
— проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;
— осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде — посыпаны песком или шлаком.
2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика.
2.3. Проверить состояние шин и давления в них.
2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.
2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.
2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.
2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп — сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.
2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Перед выполнением погрузочно — разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза. Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.
3.2. Не допускается поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления и продольной неустойчивости.
3.3. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.
3.4. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно — разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы погрузчика людей, водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.
3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага золотникового распределителя.
3.6. Наклон рамы грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в гидравлической системе. При срабатывании редукционного клапана рукоятку золотникового распределителя следует немедленно поставить в нейтральное положение.
3.7. Подъем (опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При движении как с грузом, так и без груза, раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200 — 300 мм от земли, а рама — полностью отклонена назад.
3.8. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, водитель погрузчика должен производить только при наличии сопровождающего погрузчик лица, который указывает дорогу и подает сигналы.
3.9. Водитель погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона и резкого торможения. Резкое торможение при наклоне рамы грузоподъемника может привести к опрокидыванию погрузчика или выпадению груза.
3.10. Опускание груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении спуска.
Рычаг золотникового распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение электродвигателя насоса.
3.11. Водитель погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и заднем ходе.
3.12. При движении погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не задевать штабели грузов.
3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз.
3.14. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда погрузчика вплотную к штабелю.
3.15. При движении погрузчика не допускаются резкое торможение, крутые повороты с грузом.
3.16. Водитель погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил.
3.17. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.
3.18. При переработке тарно — штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать выполнение следующих требований:
— переработке должны подлежать тарно — штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие возможность свободно подводить вилы под груз;
— переработка мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей его от падения во время транспортировки;
— при выполнении погрузочно — разгрузочных работ с тарно — штучными грузами должны применяться захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями самого процесса;
— переработка крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков, должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;
— для освобождения вил от штучного груза, путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона или подкладок, необходимо применять сталкиватель;
— при переработке грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т.п.) в качестве грузозахватного приспособления следует применять универсальный захват — кантователь;
— переработка грузов со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна осуществляться погрузчиками со штыревыми захватами;
— для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей, следует применять погрузчики с многоштыревыми захватами;
— при выполнении погрузочно — разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево или вправо относительно продольной оси погрузчика.
3.19. Для переработки длинномерных грузов и сложной конфигурации, которые возможно укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой стрелой.
3.20. При работе с безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.
3.21. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы местах, необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.
3.22. При проведении погрузочно — разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не поднимать и не опускать груз массой, более предусмотренной для данного наклона стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия стрелы).
3.23. Не выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Помните, что Вы являетесь ответственным за наличие пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы!
3.24. Во время работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.
3.25. При наличии груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из положения «Подъем крюка» в положение «Подъем стрелы» и обратно.
3.26. Перед включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.
3.27. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.
3.28. Не оставлять автопогрузчик вблизи легковоспламеняющихся материалов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.
3.29. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении неисправностей автопогрузчика (отказ тормоза, рулевого управления и т.п., посторонние шум или стук в работе автопогрузчика) необходимо прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.
4.2. При возникновении на автопогрузчике пожара водитель должен немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на автопогрузчике средствами. Одновременно вызвать пожарную охрану и сообщить администрации предприятия.
4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться в медицинский пункт и одновременно сообщить администрации предприятия.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен:
— очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть пыль с платформы и аккумуляторных батарей;
— провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных деформаций, трещин, забоин, вмятин;
— проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства;
— при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных батарей;
— в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.
5.2. Обо всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.
5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Водитель погрузчика относится к категории рабочих, принимается на работу
и увольняется с работы приказом директора предприятия по представлению _______________________________________.
1.2. Водитель погрузчика подчиняется _______________________________.
1.3. В своей деятельности водитель погрузчика руководствуется:
— уставом предприятия;
— правилами трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);
— настоящей рабочей инструкцией.
1.4. Водитель погрузчика должен знать:
— устройство и правила технической эксплуатации обслуживаемого погрузчика;
— виды и свойства применяемых горючих и смазочных материалов;
— правила ведения погрузочно-разгрузочных работ;
— наименование основных материалов аккумуляторного производства;
— правила обращения с кислотами и щелочами;
— правила безопасного ведения работ на погрузчике;
— способы устранения неисправностей в работе гидросистемы, подъемных механизмов.
II. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ
Водителю погрузчика поручается:
2.1. Управление тракторными погрузчиками мощностью до 73,5 кВт (до 100 л.с.), автопогрузчиками грузоподъемностью свыше 1,5 до 3,0 т, вагонопогрузчиками и вагоноразгрузчиками и всеми специальными грузозахватными механизмами и приспособлениями при погрузке-выгрузке, перемещении и укладке грузов в штабель и отвал, а также малогабаритными дизельными автопогрузчиками при погрузке-выгрузке и штабелировании грузов в крытых вагонах, автофургонах весом одного груза до 1,5 т.
2.2. Управление аккумуляторными погрузчиками и всеми грузозахватными механизмами и приспособлениями при перемещении пожаро- и взрывоопасных, легковоспламеняющихся и горючих материалов.
2.3. Определение неисправностей в работе погрузчика и устранение их.
2.4. Участие в проведении всех видов ремонта погрузчика, грузозахватных механизмов и приспособлений.
III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Водитель погрузчика несет ответственность:
3.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
3.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
3.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
Руководитель структурного _________ _______________________
подразделения (подпись) (расшифровка подписи)
Визы
С Рабочей инструкцией
ознакомлен: _________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
_______________________
(дата)
КОММЕНТАРИИ:
При работе на тракторном погрузчике мощностью свыше 73,5 до 147 кВт (свыше 100 до 200 л.с.) и на погрузчике мощностью до 73,5 кВт (до 100 л.с.) с использованием его в качестве скрепера, бульдозера, экскаватора и других машин; при работе на автопогрузчике грузоподъемностью свыше 3 до 5 т; при работе на малогабаритном дизельном погрузчике при погрузке-выгрузке и штабелировании грузов в крытых вагонах, автофургонах с весом одного груза свыше 1,5 до 3 т; при работе на фронтальном одноковшовом (колесном) погрузчике мощностью до 73,5 кВт (до 100 л.с.); при работе на погрузчике мощностью до 73,5 кВт (до 100 л.с.) при транспортировке готовой продукции с помощью нескольких прицепных тележек — 5-й разряд.
При работе на тракторном погрузчике мощностью свыше 147 кВт (свыше 200 л.с.) и на погрузчике мощностью свыше 73,5 кВт до 147 кВт (свыше 100 л.с. до 200 л.с.) с использованием его в качестве скрепера, бульдозера, экскаватора и других машин; при работе на автопогрузчике грузоподъемностью свыше 5 т; при работе на фронтальном одноковшовом (колесном) погрузчике мощностью свыше 73,5 кВт до 147 кВт (свыше 100 л.с. до 200 л.с.) — 6-й разряд.
При работе на тракторном погрузчике мощностью свыше 147 кВт (свыше 200 л.с.), оборудованном сложной электронной системой управления, телескопической или фронтальной стрелой и предназначенном для погрузки-выгрузки крупнотоннажных контейнеров; при работе на фронтальном одноковшовом (колесном) погрузчике мощностью свыше 147 кВт до 257 кВт (свыше 200 л.с. до 350 л.с. исключительно) — 7-й разряд.
При работе на одноковшовом (колесном) погрузчике мощностью 257 кВт и более (350 л.с. и более) — 8-й разряд.
Рабочая инструкция разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 1), Раздел: Профессии рабочих, общие для всех отраслей экономики), утвержденным Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь N 33 от 30 марта 2004 г.