Должностная инструкция кондуктора контролера

ГУП «Мосгортранс»

Канцелярия, 8:00–17:00 8 (495) 951-66-53
Горячая линия, 8:00–20:00 8 (495) 950-42-04
Автоответчик 8 (495) 953-00-61

Должностная инструкция контролера пассажирского транспорта

Новая редакция должностной инструкции контролера пассажирского транспорта — вводится в действие с 01.07.2012

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными и правовыми актами Российской Фе­дерации и города Москвы, и является единой для контролёров пассажирского транспорта всех эксплуатационных филиалов ГУП «Мосгортранс».

1. Общие положения

1.1. Контролёр пассажирского транспорта подчиняется непосредственно начальнику отдела билетного контроля (ОБК) эксплуатационного филиала.

1.2. На должность контролёра пассажирского транспорта назначается лицо,  прошедшее по направлению работодателя медицинскую комиссию и признанное профессионально пригодным к работе; имеющее образование  не ниже среднего и прошедшего специальное обучение в Учебно-курсовом  комбинате ГУП «Мосгортранс».

1.3. Назначение, перемещение и увольнение с должности контролёра пассажирского транспорта производится директором эксплуатационного филиала по представлению заместителя директора, курирующего работу ОБК.

1.4. Контролёр пассажирского транспорта является материально ответственным лицом, с которым заключается договор в письменной форме о полной материальной ответственно­сти.

1.5. Контролёр пассажирского транспорта  проходит в Учебно-курсовом комбинате  ГУП «Мосгортранс» один раз в три года обучение по специальной программе  повышения квалификации (курсы целевого назначения).

1.6. При приёме на работу с контролёром пассажирского транспорта проводится вводный и первичный инст­руктажи по охране труда, проверка знаний по охране труда, настоящей должностной инструкции, ста­жировка на маршрутах филиала по осуществлению контроля за правильностью оплаты проезда пассажирами.

1.7.  Контролёр пассажирского транспорта проходит не реже одного раза в шесть месяцев повторный инструктаж по охране труда и не реже одного раза в год повторный инструктаж по знанию должностной инструкции.

1.8. Контролёр пассажирского транспорта перед началом рабочей смены в ОБК филиала, при предъявлении служебного удостоверения, получает наряд-задание, акты на оформление изъятия неправомерно используемых проездных документов, бланки магнитных билетов для тестирования проходов, переносное устройство контроля, технический билет № 115. В отделе сбора доходов филиала, при предъявлении наряда-задания получает по расходному ордеру посадочные талоны, деньги для размена, билетно–учётный лист контролёра с указанием  выданного количества и номеров посадочных талонов.

1.9. Контролёр пассажирского транспорта после окончания рабочей смены в установленном порядке сдаёт в ОБК филиала наряд-задание, акты и изъятые по ним неправомерно используемые проездные документы, технический билет № 115, бланки магнитных билетов с результатами тестирования проходов,  переносное устройство контроля.  В отдел сбора доходов сдаёт нереализованные посадочные талоны, билетно–учётный лист, оформленный установленным порядком; вырученные денежные средства от реализации посадочных талонов.

1.10. Местом работы контролёра пассажирского транспорта являются салоны автобусных, троллейбусных, трамвайных маршрутов; зоны транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и терминалов у мест расположения комплексов стационарного оборудования АСКП,  указанные  в наряде-задании.

1.11. При проведении совместных  с контролёрами государственного казённого учреждения (ГКУ) города Москвы «Организатор перевозок» мероприятий по осуществлению контроля за правильностью оплаты проезда требования контролёра ГКУ являются приоритетными.

1.12. Контролёр пассажирского транспорта может привлекаться к выполнению иных поручений руководства ГУП «Мосгортранс».

1.13. Контроль на линии проводится в течение всего времени работы наземного городского транспорта общего пользования.

2. Должен знать 

Контролёр пассажирского транспорта должен знать:              

2.1. Настоящую должностную инструкцию.

2.2. График работы  на месяц и задание по осуществлению контроля на предстоящий рабочий день.

2.3. Правила внутреннего трудового распорядка.

2.4. Маршрутную сеть эксплуатационного филиала парка (депо). 

2.5. Правила пользования наземным городским транспортом общего  пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве. 

2.6. Регламент  взаимодействия с контролёрами Государственного казённого учреждения (ГКУ) города Москвы «Организатор перевозок» при проведении совместных мероприятий по контролю за правильностью оплаты проезда пассажирами. 

2.7. Инструкцию по  пользованию переносным устройством контроля. 

2.8. Тарифы на проезд пассажиров, виды действующих проездных билетов, виды документов, дающих право на бес­платный (льготный) проезд, и список категорий граждан, имеющих право бесплатного проезда в назем­ном городском транспорте общего пользования. 

2.9. Виды административных правонарушений на транспорте и нака­заний, установленные действующим законодательством РФ и города Москвы. 

2.10. Уметь отличать подлинность легитимных проездных билетов, выпускаемых ГУП «Мосгортранс» от нелегитимных (поддельных) проездных билетов.2.11. Порядок оформления  и сроки сдачи нарядов-заданий, заполне­ние которых относится к его обязанностям.  

2.12. Порядок ведения билетно-учётного листа и сроки сдачи  нереализованных посадочных талонов и денежных средств, вырученных за реализацию посадочных талонов. 

2.13. Порядок оформления и выдачи актов по  изъятию нелегитимных (поддельных) проездных билетов; неправомерно используемых социальных карт москвичей и жителей Московской области, а также льготных именных студенческих билетов, не принадлежащих лицам, их предъявившим. 

2.14. Расположение и номера телефонов отделов внутренних дел и конечных станций, где проходят маршруты парка (депо).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

2.15. Принцип действия и регламент работы с АСКП, установленного в подвижном составе и на линии контроля посадочного терминала  и (или) ТПУ. 

2.16. Приказы, указания и иные распорядительные документы   ГУП «Мосгортранс», а также нормативные документы вышестоящих организаций.

2.17. Правила техники безопасности на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования. 

2.18. Порядок действий в случае обнаружения в салоне подвижного состава, в зоне посадочного терминала и (или) ТПУ предметов, подозрительных на наличие взрывного устройства. 

2.19. Правила дорожного движения в пределах вопросов, касающихся его обязанностей.      

3. Обязанности контролёра 

3.1. Прибыть на работу опрятно одетым, в форменной одежде.  Иметь при себе во время работы на линии служебное удостоверение, выданный льготный проездной билет для сотрудников, БСК контролёра, наряд-задание, акты на изъятие неправомерно используемых проездных документов, переносное устройство контроля, технический билет № 115, билетно-учётный лист, деньги для размена и посадочные талоны. 

3.2. Получить,  перед началом рабочей смены, в отделе билетного контроля филиала наряд-задание, магнитные билеты для тестирования,  технический билет № 115, акты на изъятие неправомерно используемых проездных документов; переносное устройство контроля (ПУК), проверив на месте его исправность, а в отделе сбора доходов филиала билетно-учётный лист, посадочные талоны и деньги для размена. 

3.3.  Приступить к работе на указанных в наряде-задании маршрутах и времени с конечной станции, промежуточной остановки  или зоны посадочного терминала и (или) ТПУ. 

3.4. Перед началом работы проверить работоспособность оборудования АСКП, установленного в зоне посадочного терминала и (или) ТПУ, о неисправностях сообщить дежурному диспетчеру АСКП парка (депо). 

3.5. Производить, при каждой проверке (перед её началом) транспортного средства,  отметку на оборотной стороне путевого листа водителя (слева от времени заданного диспетчером) с указанием времени проверки, табельного номера и личной подписи.  

3.6. При проверке каждой единицы подвижного состава осуществлять проход в салон через переднюю дверь, зарегистрировав его в устройстве контроля и погашения билетов, используя для этого личное БСК контролёра. При работе в зоне посадочного терминала и (или) на ТПУ, используя личное БСК контролёра, зарегистрировать начало и окончание рабочей смены в устройстве контроля и погашения билетов. 

3.7. Предъявлять, для визуального ознакомления, без передачи в руки пассажира,  служебное удостоверение по первому требованию пассажира, называть свою фамилию. 

3.8. Проявлять при проведении контроля выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами, водителями, кондукторами, коллегами. 

3.9. Осуществлять контроль за правильностью  оплаты  проезда  и  провоза ручной  клади (багажа)  пассажирами, соблюдением ими Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (административного законодательства на транспорте города Москвы)  по маршрутам, указанным в наряде-задании, предъявляя служебное удостоверение. 

3.10. Осуществлять контроль за проходом пассажиров в зону посадочного терминала и (или) на посадочную площадку ТПУ; не допускать на посадку лиц, не оплативших свой проезд. Принять меры для обеспечения сохранности оборудования АСКП установленного в зоне посадочного терминала и (или) ТПУ; в случае посягательства на него третьих лиц, о случившемся немедленно сообщить  администрации филиала; в случае необходимости вызвать наряд полиции. 

3.11. Проводить проверку наличия проездных документов у пассажиров, проверять их подлинно­сть и срок действия. С использованием переносного устройства контроля  и технических билетов проверять бесконтактные смарт-карты всех видов на наличие действующего транспортного приложения.  Билеты на одну поездку после проверки погасить путём их надрыва. 

3.12. В случае возникновения конфликтных ситуаций, с использованием технического билета № 115, проводить тестирование проездных документов, предъявленных пассажирами для подтверждения факта оплаты проезда и  прохода в транспортное средство, зону посадочного терминала и (или) ТПУ, с распечаткой результатов тестирования на бланке магнитного билета. 

3.13. В тактичной форме обязать лицо, допустившее нарушение, оплатить свой проезд или провоз ручной клади (багажа) путём погашения через устройство контроля и погашения билетов (УКПБ) в транспортном средстве; в зоне посадочного терминала и (или) транспортно-пересадочного узла, имеющихся у пассажира в наличии проездных документов. В случае их отсутствия приобрести  у контролёра (водителя) посадочный талон и погасить его через УКПБ.  

3.14. Изъять у пассажиров, предъявивших контролёру во время проведения проверки по правильности оплаты проезда нелегитимные (поддельные) проездные документы, в том числе неправомерно используемые социальные карты москвичей (СКМ), или социальные карты жителей Московской области, а также студенческие проездные билеты, не  принадлежащие лицам, их предъявившим для подтверждения факта оплаты проезда. Во всех случаях изъятия проездных документов в обязательном порядке проводить тестирование изымаемого проездного документа. Изъятие билета (документа) оформить актом установленной формы, первый экземпляр которого выдать пассажиру, предъявившему указанный билет (документ). Второй экземпляр акта,  изъятый проездной документ и технический магнитный билет тестирования сдать в ОБК филиала по окончанию рабочей смены. После выдачи акта обязать пассажира оплатить проезд. 

3.15. В случае отказа оплатить проезд  и (или) провоз багажа (ручной клади), лицом, нарушившим Правила  пользования наземным городским  транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в горо­де Москве, потребовать покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте. 

3.16.  В случае отказа пассажира покинуть салон транспортного средства и отказа оплатить проезд вызвать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении.  

3.17. В случаях возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с пассажирами, при осуществлении контроля за правильностью оплаты проезда, обратить внимание пассажира на ведение  в салоне транспортного средства, зоне посадочного терминала и (или) ТПУ видеонаблюдения с помощью видеокамер, установленных на объекте,   записью происходящего события. 

3.18. При выявлении неисправности переносного устройства контроля (ПУК) во время работы на маршруте, сообщить об этом руководству ОБК филиала, сдать его в ОБК филиала по акту и получить для работы исправный ПУК с заряженными встроенными аккумуляторами. 

3.19. Проверить   работоспособность   оборудования   системы   АСКП и соблюдение водительским составом проверяемых транспортных средств регламента работы с АСКП.                                                  

3.20. Проверить наличие в салоне подвижного состава действующих Правил пользования наземным городским транс­портом общего пользования. 

3.21. Осуществлять контроль за работой водителей и кондукторов по выполнению должностной инструкции в части:

– соблюдения регламента работы с технологией АСКП;

– наличия звуковой информации в салонах проверяемых транспортных   средств;

– провоза в кабине посторонних лиц;

– соблюдения соответствующей экипировки подвижного состава; предоставление достоверной информации выдаваемой электронными табло;

– соблюдения кондукторами и водителями коммерческих и пригородных маршрутов полноты сбора выручки.

3.22. Сообщать водителю и вносить соответствующую запись в путевой лист,   в случае выявления нарушений со стороны водителя, а также обнаружения в салоне подвижного состава забытых пассажирами вещей или предметов, подозрительных на наличие взрывных устройств.   В случае необходимости, оказать помощь водителю в организации срочной эвакуации пассажиров и охране транспортного средства до прибытия работников правоохранительных органов.

3.23. Вносить, после проверки каждой единицы подвижного состава, в наряд-задание время, но­мер маршрута, гаражный номер машины, табельный номер водителя, количество и номера реализованных посадочных талонов, информацию об изъятии неправомерно используемых  проездных билетов и выдачи актов на их изъятие.  Наряд-задание заполнять ручкой четким разборчивым почерком. 

3.24. Вести ежедневный учёт количества выявленных нарушений, допущенных пассажирами и водителями и вносить данную информацию в наряд-задание в раздел «Краткое содержание отчёта контролёра», заполняя все предусмотренные графы. 

3.25. Сдавать лично по окончании рабочей смены полную отчетную документацию, изложенную в наряде-задании в ОБК, а нереализованные посадочные талоны, билетно–учётный лист и  вырученные денежные средства за реализованные посадочные талоны в отдел сбора доходов филиала. 

3.26. Своевременно представлять в письменном виде в отдел билетного контроля филиала  информацию  в случае утраты БСК контролёра и других документов. 

3.27. Предъявлять для проверки работникам службы контроля ГУП «Мосгортранс» по их требованию и предоставлению служебных удостоверений, подтверждающих их полномочия, всю необходимую для работы  документацию и технические средства, имеющуюся в наличии у контролёра. 

3.28. Выполнять иные задачи и поручения руководства ГУП «Мосгортранс», связанные с обеспечением контрольных функций. 

3.29. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим рабочего времени, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены. 

4. Права контролёра

4.1. Требовать предъявления, с передачей для проверки в руки контролёра, проездных документов и документов, подтверждающих право льготы на оплату проезда у пассажиров, путевых листов  у водителей, билетно-учётных листов у кондукторов и водителей коммерческих маршрутов ГУП «Мосгортранс». 

4.2. Требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения действующих Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллей­бусами, автобусами) в городе Москве. 

4.3. Требовать от водительского состава и кондукторов надлежащего исполнения должностных обязанностей в пределах полномочий, изложенных в настоящей инструкции. 

4.4. Получать, при необходимости, инструктаж до начала осуществления совместных мероприятий по контролю за правильностью оплаты проезда пассажирами, с контролёрами ГКУ «Организатор перевозок», об особенностях маршрутов, которые предполагается подвергнуть контролю, о видах легитимных проездных документов, используемых при оплате проезда, о месте располо­жения конечных станций, отделов внутренних дел и т.д. 

4.5. Быть заранее ознакомленным с графиком работы на месяц в сроки, установленные действующим трудовым законодательством;  с нарядом-заданием на предстоящую смену – накануне или перед нача­лом смены. 

4.6. Вносить предложения по улучшению работы по организации и осуществлению контроля за правильностью оплаты проезда и провоза ручной клади (багажа), соблюдению Правил пользования НГТОП. 

4.7. Изымать у граждан, предъявивших для проверки нелегитимные (поддельные) проездные документы, в том числе неправомерно используемые СКМ или СКМО, не принадлежащие лицам, их предъявившим с выдачей акта установленной формы об их изъятии. 

4.8. Изымать у граждан, предъявивших для проверки студенческие проездные билеты и другие льготные проездные документы,  не принадлежащие лицам, их предъявившим, а также у граждан, не предъявивших документы, подтверждающие право на льготы, с выдачей акта установленной формы об их изъятии. 

4.9. Обратиться с заявлением в правоохранительные органы в случае угрозы расправы и (или) применения физической силы в отношении контролёра во время исполнения  им служебных обязанностей. 

4.10. При возникновении угрозы жизни и здоровью применить адекватные меры защиты в пределах допустимой самообороны. 

5. Ответственность 

Контролёр пассажирского транспорта несет ответственность: 

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанно­стей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определённых трудовым законодательством Российской Федерации. 

5.2. За причинение материального ущерба, – в пределах, определённых трудовым законодательством Российской Федерации.

6. Контролёру пассажирского транспорта категорически запрещено: 

6.1. Осуществлять контроль на маршрутах с нарушением ношения формы одежды, не имея служебного удостоверения, БСК контролёра, наряда-задания, средств технического контроля, актов, билетно–учётного листа и посадочных талонов.

6.2. Находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического (токсического) опьянения. 

6.3. Брать в залог у  граждан, не оплативших в установленном порядке свой проезд, деньги, документы и личные вещи. 

6.4.  При осуществлении контроля изменять график движения автобусов, троллейбусов, трамваев. 

6.5. Осуществлять контроль на маршрутах; зонах посадочных терминалов и (или) ТПУ не указанных в наряде-задании, выданном ОБК филиала. 

6.6. Осуществлять контроль в нерабочее время, в том числе  в период отпусков и временной нетрудоспособности. 

6.7. Использовать БСК контролёра в нерабочее время и в личных целях. 

6.8. Изымать у пассажиров легитимные проездные документы, в том числе СКМ и социальные карты жителей Московской области, а также студенческие проездные билеты им принадлежащие.

6.9. Изымать у пассажиров социальные карты москвичей или социальные карты жителей Московской области, на которых отсутствует транспортное приложение,  вне зависимости  от принадлежности СКМ или СКМО, лицу её предъявившему. 

6.10. Изымать у пассажира, который предъявил контролёру во время осуществления проверки по правильности оплаты проезда нелегитимный (поддельный) проездной документ, в том числе социальную карту москвича или социальную карту жителя Московской области,  а также студенческий проездной билет, и другие льготные проездные документы не  принадлежащие данному лицу, без составления и  выдачи  первого  экземпляра акта установленной формы. 

6.11. За невыполнение требований настоящей инструкции контролёр пассажирского транспорта ГУП «Мосгортранс» несёт дисципли­нарную и иную ответственность в установленном законом порядке.

  1. Контролер обязан приступить к работе с конечной или промежуточной остановки, указанного в маршрутном листе, обязан осуществлять проверку троллейбуса и автобуса без задержки движения. Вход и выход контролеров допускается только на остановочных пунктах.

2. Проявлять при проведении контроля выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами, водителями, кондукторами. Предъявлять, для ознакомления, служебное удостоверение по первому требованию пассажиров в развернутом виде, называть свою фамилию.

3. Необходимо предоставить возможность вошедшим пассажирам оплатить проезд и провоз багажа до следующей после посадки остановки, а затем, предъявив служебное удостоверение, приступить к проверке оплаты пассажирами стоимости проезда и провоза багажа. Осуществлять контроль за правильностью оплаты проезда и провоза багажа, с соблюдением Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования по маршрутам предприятия, сотрудником которого он является, предъявляя служебное удостоверение.

4. Проводить проверку наличия проездных документов у пассажиров, проверять их подлинность и срок действия. Билеты на одну поездку после проверки погасить путём их надрыва по длине, при проверке документов, дающих право на бесплатный проезд, требовать их предъявления в раскрытом виде.

5. Изъять у пассажиров, предъявивших контролёру во время проведения проверки по правильности оплаты проезда нелегитимные (поддельные) проездные документы, не принадлежащие лицам, их предъявившим для подтверждения оплаты проезда. Изъятие билета (документа) оформить актом установленной формы, первый экземпляр которого выдать пассажиру, предъявившему указанный билет (документ).

6. В случае отказа оплатить проезд и (или) провоз багажа (ручной клади), лицом, нарушившим Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (троллейбусами, автобусами) в городе Калуга, потребовать покинуть салон транспортного средства на ближайшем остановочном пункте.

8. Сообщать водителю, в случае выявления нарушений с его стороны, а также в случае обнаружения в салоне подвижного состава забытых пассажирами вещей или предметов, подозрительных вещей. В случае необходимости, оказать помощь водителю в организации срочной эвакуации пассажиров и охране транспортного средства до прибытия работников полиции.

9. Осуществлять контроль за работой водителей и кондукторов по выполнению должностной инструкции в части:

наличия звуковой информации в салонах проверяемых транспортных средств;

провоза в кабине посторонних лиц;

соблюдения соответствующей экипировки подвижного состава;

соблюдения кондукторами и водителями маршрутов полноты сбора выручки.

Делать замечания водителю, контролер может только на остановочных или конечных пунктах. Разговор контролера с водителем во время движения троллейбуса или автобуса категорически воспрещается.

КОНТРОЛЕР ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

(введено Постановлением Минтруда РФ от 20.01.1994 N 7)

3 — 4 разряды

Должностные обязанности. Проверяет на пассажирском транспорте наличие у пассажиров документов на проезд и провоз ручной клади. Контролирует соблюдение пассажирами правил проезда и провоза багажа. За допущенные нарушения правил налагает на пассажиров штрафы и взыскивает их в установленном порядке. Контролирует выполнение работниками автомобильного транспорта правил перевозки и обслуживания пассажиров. Проверяет правильность заполнения кондукторами или водителями (работающими без кондукторов) билетно-учетных листов и соблюдение графика движения. Контролирует экипировку автобусов и таксомоторов, а также оборудование линейных сооружений и остановочных пунктов. На стоянках легковых таксомоторов контролирует своевременность включения таксометра и правильность расчетов водителей с пассажирами. Составляет акты и рапорты о допущенных работниками автомобильного транспорта нарушениях.

Должен знать: правила перевозки пассажиров, багажа (ручной клади); правила дорожного движения в части, касающейся порядка остановки автотранспорта и разрешенных скоростей движения; формы проездных и провозных документов; тарифы на проезд и провоз багажа; порядок взыскания штрафов и правила оформления квитанций и постановлений о наложении штрафов; положение о материальной ответственности рабочих и служащих; основы организации труда; правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

3 — 4 разряды: среднее (полное) общее образование и индивидуальное обучение.

«Работа мечты»

Очередной случай нападения безбилетного пассажира на женщину-контролера в Москве взяли на контроль в СКР. По данным прокуратуры Тимирязевского района, подозреваемому 26 лет, он выходец из Узбекистана.

«Установлено, что злоумышленник, находясь в автобусе, не оплатив проезд и не желая быть привлеченным к административной ответственности, нанес старшему инспектору (контролеру) ГКУ «Организатор перевозок» удар кулаком в голову. После совершения преступных действий он скрылся», — говорится в сообщении надзорной инстанции в Telegram. Дело расследуется по статье о применении насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ).

— За применение насилия к контролерам предусмотрено наказание по ст. 318 УК РФ, так как контролеры при исполнении служебных обязанностей тоже являются представителями власти, — пояснил «Известиям» юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. — За применение насилия, опасного для жизни и здоровья представителя власти и его близких, предусмотрено до 10 лет лишения свободы. Неопасное для жизни и здоровья насилие, а также угроза применения насилия наказываются штрафом до 200 тыс. рублей, принудительными работами до пяти лет или же лишением свободы на срок до пяти лет. Под угрозой применения насилия понимаются любое высказывание, которое пострадавший расценивает как связанное с опасностью для жизни и здоровья, а также любые угрожающие жесты и демонстрация оружия.

Ранее в Подмосковье мигрант жестоко избил женщину-контролера у турникета на железнодорожной станции Баковка.

Справка «Известий»

В Санкт-Петербурге заработала интеллектуальная система, которая автоматически вычисляет количество безбилетников в автобусах. Таким образом определяются маршруты, на которых наиболее вольготно чувствуют себя зайцы. Для пресечения правонарушений в такой транспорт направляются ревизоры.

Без билета по жизни

«Хронические» безбилетники — это люди, которые имеют определенные акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера, отмечает психиатр Алексей Вилков. Они, как правило, изначально склонны к раздражительности, агрессивности, противоправному поведению.

— Такие люди считают, что им можно ехать без билета, а другим нельзя, что им везет, они выше закона и так далее. Они склонны к нарушению порядка и в других сферах, — разъясняет эксперт.

Любая встреча с контролером вызывает у зайцев гамму негативных эмоций: раздражение, ярость, агрессию и желание доказать свою правоту. В итоге это приводит к конфликту.

— Чаще всего оппонентами агрессивных безбилетников становятся пожилые люди или женщины. Агрессоры считают их более слабыми в моральном и психологическом плане, поэтому безопасно для себя вступают в конфликт и добиваются «победы», — продолжает врач.

Заяц с детства

По мнению Вилкова, подобный тип людей склонен к конфликтам не только в транспорте — они ведут себя так везде и всегда. Конфликт из-за безбилетного проезда — лишь один из вариантов агрессивного поведения. У такой личности есть установка, что он выше закона, ему все должны и ему всё можно.

— Эта точка зрения формируется в детстве, в подростковом возрасте и в дальнейшем реализуется в поведении. Любой запрет и любое ограничение воспринимаются в штыки как посягательство на их свободу. Отсюда и возникает негативное отношение к контролерам как к представителям власти, что приводит к агрессивной реакции, — комментирует Алексей Вилков.

Понимают силу

На практике на помощь женщинам-контролерам иногда приходят пассажиры, но заступнику всегда нужно просчитывать риски при контакте с агрессивным зайцем, предупреждает доктор.

— Неравнодушный гражданин может вызвать гнев уже в отношении себя, и последствия в этом случае спрогнозировать сложно. С другой стороны, безбилетники, как правило, понимают силу и при вмешательстве человека более крепкого могут спасовать. Однако правильнее всего при серьезном конфликте обратиться за помощью к сотрудникам полиции, — подсказывает эксперт.

Чувство власти

Впрочем, не всегда и контролеры ведут себя подобающим образом при исполнении. В октябре суд Екатеринбурга обязал кондуктора автобуса выплатить компенсацию за причиненный моральный вред пенсионеру. У потерпевшего оказался просроченным абонемент на проезд, и он попытался выйти, что помешал ему сделать кондуктор, а после еще и ударил по лицу.

«По иску прокуратуры в интересах пострадавшего суд обязал кондуктора заплатить пенсионеру 100 тыс. рублей в счет компенсации морального вреда. Перевозчик и пенсионер заключили мировое соглашение на сумму 50 тыс. рублей», — пояснили в прокуратуре Свердловской области.

Еще одна некрасивая история с ревизорами случилась в Перми. Там из-за технической проблемы с оплатой контролеры высадили женщину с грудным ребенком в коляске, несмотря на предложения других пассажиров заплатить за ее проезд.

Представитель власти без прав

В соцсетях «Известия» нашли сразу несколько пабликов, в которых объединились любители сэкономить на проезде. Там делятся приемами и техниками ухода от ответственности за безбилетный проезд. Также «корифеи» дают рекомендации и выкладывают мастер-классы по агрессивному общению с ревизорами (провокаторы на видео изматывают контролеров различными околоюридическими вопросами, отказываясь платить, хамят). 

— Правовой статус контролера-ревизора не до конца определен, — рассказывает участковый полиции, который проводил проверки по подобным делам. — Да, он представитель власти. Но в то же время не может применять силу в отношении пассажира-нарушителя. Контролер не наделен правом задерживать. Он может только требовать от правонарушителя документ, удостоверяющий личность, для составления протокола. А безбилетник сейчас подкованный и знает свои права. Принудительно доставить в отделение, проверить документы могут, например, полицейский, росгвардеец. Но к каждому контролеру сотрудника [правоохранительных органов] не приставишь.

Согласно должностной инструкции контролеров ГКУ «Организатор перевозок», сотрудникам категорически запрещено «получать, забирать, а равно удерживать денежные средства, документы, личные вещи и другие ценности пассажиров, допускающих нарушения правил».

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Контролера пассажирского транспорта

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность контролера пассажирского транспорта [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

1.2. Контролер пассажирского транспорта назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Контролер пассажирского транспорта относится к категории технических исполнителей и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность контролера пассажирского транспорта назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе, без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Контролер пассажирского транспорта отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Компании.

1.6. Контролер пассажирского транспорта должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся вопросов работы пассажирского транспорта;
  • правила перевозки пассажиров, багажа (ручной клади);
  • правила дорожного движения в части, касающейся остановки автотранспорта и разрешенных скоростей движения;
  • формы проездных и провозных документов;
  • тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа (ручной клади);
  • этику общения с пассажирами;
  • порядок взыскания штрафов и правила оформления квитанций и наложения штрафов на нарушителей правил проезда (провоза багажа) в пассажирском транспорте;
  • основы организации труда;
  • законодательства о труде и охране труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.7. Контролер пассажирского транспорта в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.8. В период временного отсутствия контролера пассажирского транспорта (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Контролер пассажирского транспорта выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Проверяет на пассажирском транспорте наличие у пассажиров документов на проезд и провоз багажа (ручной кла­ди).

2.2. Контролирует соблюдение пассажирами правил проезда и провоза багажа.

2.3. За допущенные нарушения правил налагает на пассажиров штрафы и взыскивает их в установленном порядке.

2.4. Контролирует выполнение работниками автомобильного транспорта правил перевозки и обслуживания пассажиров.

2.5. Проверяет правильность заполнения кондукторами или водителями автомобилей (работающими без кондукторов) билетно-учетных листов и соблюдение графика движения.

2.6. Контролирует экипировку автобусов и таксомоторов, а также оборудование линейных сооружений и остановочных пунктов.

2.7. Контролирует своевременность включения таксометра и правильность расчетов водителей автомобилей с пассажирами на стоянках легко­вых таксомоторов.

2.8. Составляет акты и рапорты о допущенных работниками автомобильного транспорта нарушениях.

В случае служебной необходимости контролер пассажирского транспорта может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Контролер пассажирского транспорта имеет право:

3.1. Предлагать изменения в маршруты движения.

3.2. Самостоятельно принимать решения в пределах собственной компетенции.

3.3. Получать сведения от подрядчиков о ходе ремонта или обслуживания автомобиля.

3.4. Получать консультации у специалистов по вопросам, выходящим за рамки компетенции контролера пассажирского транспорта.

3.5. Не выполнять функциональные обязанности при возникновении опасности для здоровья, жизни.

3.6. Сообщать руководству о выявленных недостатках в деятельности учреждения, направлять предложения по их устранению.

3.7. Требовать от руководства формирования нормальных условий для безопасного труда, выполнения своих должностных обязанностей.

3.8. Выдвигать предложения руководству по улучшению деятельности учреждения.

3.9. Коммуницировать с подразделениями учреждения по вопросам своей деятельности.

3.10. Получать от руководителей информацию о проектах в отношении своей деятельности.

3.11. Участвовать в образовательных мероприятиях, повышать собственную квалификацию.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Контролер пассажирского транспорта несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы контролера пассажирского транспорта осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы контролера пассажирского транспорта является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы контролера пассажирского транспорта определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью контролер пассажирского транспорта обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.

(подпись)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Должностная инструкция управляющего гостиницей
  • Баю бай капли для приема внутрь инструкция
  • Пантогам раствор для приема внутрь инструкция детям
  • Нартис д101 инструкция как снять показания
  • Ariston avsd 107 инструкция на русском