Должностная инструкция музыканта в ресторане

Задача – веселить людей. Как работают музыканты в ресторане

Об этом «БелПрессе» рассказал лидер белгородской кавер-группы «Биомобиль» Олег Харченко

«Биомобиль» играет в ресторанах Белгорода десять лет, а их фронтмен в музыке с 1982 года.

Четыре разных отделения

— Олег, в чём отличие ресторанного выступления от концертного?

— На обычном концерте мы составляем двухчасовое выступление и играем только по программе. В ресторане работаешь четыре отделения, с 20:00 до 24:00.

— А чем ресторанные отделения отличаются?

— В первом, пока люди едят, играем тихие медленные композиции, потом начинаем немного разгонять: играем попсу и ретро. Третье и четвёртое – люди уже поели и выпили, им хочется праздника: играем современные песни, рок вперемежку с попсой, попсу, переделанную в рок. Людям хочется танцевать и петь вместе с нами – получается наполовину концертный, наполовину кабацкий вариант.

— В словаре «кабак» – это питейное заведение. А что такое кабак для музыканта?

— Это заведение, куда люди приходят поесть, отдохнуть и получить за едой хорошие эмоции. Кабак – бытовое название ресторана. Если есть шоу-программа, это как кинотеатр, но с едой и выпивкой. В отличие от клуба, это более семейное времяпрепровождение.

— Почему вы сразу не начинаете с веселухи?

— Официантам нужно принять заказ. Если мы сразу начнём с гай-гуя (шума, веселья – прим. авт.), то им будет тяжело контактировать с клиентами. В хорошие рестораны, с большой историей, где люди уже знают, когда начнётся музыка, приходят раньше – чтобы успеть поесть и пообщаться.

— Наверняка, такой подход некоторым не нравится.

— Находятся те, кто начинает канючить: «Сыграйте что‑нибудь повеселее». Мы сыграем, но тогда, когда подойдёт нужное время. Мы сами смотрим, как поставить свою работу. На корпоративах, например, наоборот – нужно веселье с самого начала. Играем так, чтобы люди встали из‑за столов и больше не садились.

На концерте группы «Биомобиль»

На концерте группы «Биомобиль» / Фото: vk.com/biomobil

Музыка на заказ

— Как вы подбираете музыку для вечера?

— Обговариваем мероприятие с заказчиком. Часто формат вечера подгоняют под определённую тематику. Если это а-ля «Октоберфест», то будет пивная тема, на День Победы – патриотическая. Плей-лист тоже обсуждаем с заказчиком.

— Рестораны отличаются по музыкальному стилю?

— Каждое заведение выбирает свой стиль. В некоторых хотят лаунж, и мы играем иностранные песни, фирмУ в акустике. В других просят рок-н-ролл, в третьих – попсу 1990-х. Но когда люди входят в раж, то им становится всё равно – ориентируемся на реакцию. Если зашёл «Американ бой», то «Комиссар» следом будет ещё лучше.

 – А если к вам подойдёт человек и скажет: «Вот вам куча денег, только не надо «Американ бой», «Короля и шута» давайте!»

— И такое бывает. Объясняем, что мы играем плей-лист ресторана. Если мы с ним договоримся, то тогда и для тебя споём. Был случай, подошёл мужчина и сломал нам программу: «У нас день рождения, нас 12 человек, хотим «Ляписа Трубецкого». А у нас его в программе не было. Подозвали администратора, и он уже решал, ценный для них это клиент или нет. Сумму не назову, но сыграли.

— Как вообще вас благодарят?

— Многие не заказывают песен, но благодарят. И мы имеем полное право взять деньги, это контрактом не возбраняется. Чаевыми с администрацией не делимся, это наша благодарность. А наша работа – веселить людей. Для заведения важно, чтобы человек ушёл довольным. Другие поощрения, например аплодисменты после каждой песни, – тоже приятно. У нас на бас-гитаре играет девушка Лена. Ей, как правило, несут цветы, барабанщик берёт пивом. Ну и, конечно, у нас есть гарантированная оплата от хозяина заведения, с которым мы официально заключаем договор.

На концерте группы «Биомобиль»

На концерте группы «Биомобиль» / Фото: vk.com/biomobil

«Как вы можете не знать эту песню?!»

— А если вы не знаете песню, которую заказывают?

— В моём багаже много песен, но музыканты в группе молодые, и не все слышали старые композиции, типа «Каракум» или «Чудная долина». Некоторые клиенты всё ещё заказывают песни из 1970-х. Если я эту песню знаю и понимаю, что её можно исполнить, то говорю гармонию, и мы её играем. Бывает, композиция сложная: приходится поковыряться и в тексте, и в музыке, из‑за этого может прерваться программа, это неправильно. Во время перерыва спрашиваем у человека, насколько ему эта песня нужна и как срочно. Если её вообще не знаем, то извиняемся и говорим, что не можем знать всего.

— Вам говорят: «Да как вы можете эту песню не знать?»

— Без этого никуда. Человек выпьет, и ему кажется, что его любимые песни все знают. А бывает, что кричат: «Включите кнопку!» Мы объясняем, что играем стопроцентный живой звук, это не дискотека.

— Конфликты из‑за этого случались?

— Если человек в большом подпитии, то создаётся нервозная обстановка. Стараемся мягко успокоить, предлагаем свои варианты. Мы знаем, что нравится людям. Например, женщинам на дне рождения часто исполняем Кузьмина «Сказка в моей жизни» или что‑то из репертуара Ваенги. Для мужчины подойдёт хит Лепса «Я счастливый как никто».

— Бывает, что клиент просит у вас инструмент, чтобы самому сыграть?

— Постоянно, но не даём. Инструмент и микрофон как зубные щётки, это не гигиенично. И остальным гостям такое исполнение не нужно.

— А если, допустим, вас просят сыграть «Сплин», а в зале есть их вокалист Александр Васильев, уступите ему микрофон?

— Для рекламных целей это можно сделать, у нас есть запасной микрофон. С Михаилом Боярским была такая ситуация. В Воронеже он присутствовал в ресторане. Мы в гримёрке с ним посидели, он сказал свою тональность. С ним и для него исполнили «Зелёноглазое такси». Для нас это было почётно. Он рассказывал, что сам в юношестве играл на гитаре на танцах.

Концерт «Биомобиля»

Концерт «Биомобиля» / Фото: vk.com/biomobil

О моде

— То, что у нас называют шансоном, сейчас в моде?

— Песни авторского исполнения были очень популярны раньше. Сейчас почти все заведения от них отошли. Мы даже Лепса переделываем на более весёлый и озорной лад. Шутим, что кавер-группа – это группа, которая коверкает песни. Например, в современные песни мы вставляем ретро и наоборот. Можем «Фантазёра» с «Белыми розами» скрестить. Людям это интересно, это их веселит, а это и есть наша задача.

— А как было в 1980-е – начале 1990-х, когда Михаила Круга ещё не было в эфире?

Розенбаум в основном процветал, песню про уток по несколько раз за вечер играли. В конце 1990-х пошли Круг и Кучин, очень популярны были у бандитов.

— 1990-е для вас были лихими?

— У правильных бандитов есть закон: «Не стреляй в тапёра – он играет, как умеет». Но дикостей я за свою карьеру, конечно, повидал: случались жуткие бойни в ресторанах, бутылки друг другу об головы били, а однажды нашему барабанщику из газового пистолета шею прострелили.

— А как с вами раньше расплачивались?

— В СССР кабак сам назначал парнас (благодарность музыканту – прим. авт.). Были Владимир Мандрыгин из «Центрального», царство небесное, очень талантливый и грамотный музыкант, и Сеня Левин, который играл в «Белгороде», с которыми советовались и устанавливали правила. Так было во всех городах – собирались в каком‑нибудь ресторане и там озвучивали, у примеру, что с 1 сентября заказ песни стоит 3 рубля. Решали общим собранием, и клиенты всегда знали, сколько стоит песня. Сейчас такого нет.

— Как собирали деньги?

— Стоял специальный человек, который брал деньги и записывал, для кого и что надо спеть. Песен набиралось столько, что их физически невозможно было сыграть. Тут уже хитрили: исполняли только куплет и припев. Человеку ведь неважно, сколько песня идёт, самое главное – её объявление, от кого она и для кого.

— Что ещё этакого было в 1990-е?

— У людей появились шальные деньги, и все пошли в кабак. В него было не прорваться. Бандиты и спортсмены всегда там заседали. Пачками кидали деньги на сцену, чтобы мы их песни пели. Это было золотое время для нас. Тогда нормальные музыканты в «Центральном» зарабатывали по квартире в месяц. Многие не знали, как деньги тратить. Умные создали себе всё, другие – прогуляли. Я скопил, вложил, но меня кинули.

Фронтмен Олег Харченко

Фронтмен Олег Харченко / Фото: vk.com/biomobil

Возвращение к истокам

— А до этого как было?

— Зарплату платил ресторан, в зависимости от своей категории. В трудовой книжке было записано «музыкант ресторана». Мы в «Кооператоре» получали 7 рублей в месяц. Если у кабака была гостиница, то ставка была выше – 12 рублей. Остальные деньги музыканты зарабатывали заказами. Законом было разрешено, налогом не облагалось, играли 6 дней в неделю.

— Как развал Союза повлиял на вашу работу?

— В СССР составы кавер-групп расширялись до невозможности: к обязательным барабанам, бас-гитаре, гитаре и клавишам брали освобождённого вокалиста, добавляли скрипача, саксофониста, ещё кого‑нибудь – каждый ресторан имел своё отличительное звучание. В России же, наоборот, музыканты стали уходить из ресторанов.

— Почему?

— Рестораны приватизировали, их хозяева стали искать больший доход, да и технический прогресс пошёл вверх. Появились барабанные машинки – стали отказываться от барабанщиков. Для музыкантов это было прикольно, по звуку мы приблизились к пластинкам. Потом появились клавиши, в которые можно забивать партии, – стали отказываться от басистов. Составы урезались и пришли к тому, что пара мальчик-девочка включала мини-диск и пела под фонограмму. Гитаристы ещё как‑то выживали.

— Менялась ситуация в стране, менялась и музыка?

— В начале 2000-х кабаки стали чуть ли не караоке-клубами. Живые музыканты, в том числе и я, стали петь под мини-диски. Сидишь один и поёшь. Теперь появились спортсмены, которые заправляли в ресторанах. Мы с ними дружили, исполняли для них песни бесплатно.

— Как же вы зарабатывали на жизнь?

— Мы с солисткой лет восемь каждый сезон работали на юге, пели под минус. Тогда это было востребовано. Рестораны умирали, денег нет – я даже телевизоры продавал, работы же не было. Нормальный заработок – только на свадьбах. И только в 2009-м, когда открылся «Форум», в нём по выходным стали играть живые музыканты из Харькова. Мы пели после них, а когда их прижала миграционная служба, то создали группу и стали возрождать движение ресторанных музыкантов.

— Вернулись к истокам?

— Можно и так сказать. В СССР популярных песен было мало, все музыканты города играли одно и то же, только голоса отличались. «Машина времени», Антонов, «Земляне»… На любой свадьбе играли 40–50 вещей. Одну «цыганочку» можно было 15 раз исполнить, потому что всем это было весело. Играли и прочий «деребас» – одесские песни типа «Поспели вишни в саду» можно было делать отдельным блоком. Все пьяненькие, весёлые. Им хорошо – и нам хорошо.

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Артиста оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность артиста оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Артист оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Артист оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории относится к категории специалистов и подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже].

1.4. На должность артиста оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и участие в течение 3 лет в деятельности любительского музыкального коллектива.

1.5. В практической деятельности артист оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Артист оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;
  • методические и нормативные документы, касающиеся деятельности оркестра;
  • музыкальную литературу для соответствующего музыкального инструмента;
  • теорию музыки и сольфеджио;
  • основной и текущий репертуар оркестра;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.7. В период временного отсутствия артиста оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Должностные обязанности

Артист оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Участвует непосредственно в подготовке музыкальной программы (вокальной или инструментальной).

2.2. Разучивает самостоятельно музыкальную партию для репетиционной работы всего музыкального коллектива.

2.3. Готовит совместно с руководителем оркестра (ансамбля) сольные пьесы для соответствующего музыкального инструмента.

2.4. Исполняет новые музыкальные произведения с листа (с предварительной подготовкой) и транспонирует нотный материал небольшой сложности.

В случае служебной необходимости артист оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Артист оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вступать во взаимоотношения как с внутренними подразделениями Компании, так и с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в его компетенцию.

3.3. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Артист оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков организации или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.

4.2. Оценка работы артиста оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы артиста оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы артиста оркестра, обслуживающего кинотеатры, рестораны, кафе и танцевальные площадки, II категории определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Артист-вокалист (солист)

------------------------------------
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
--------------------------------
(наименование должности)
00.00.0000                   N 000
---------  ---------------------
(подпись)   (инициалы, фамилия)
Артиста-вокалиста (солиста)           00.00.0000

1.1. Артист-вокалист (солист) относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

1) артиста-вокалиста (солиста) второй категории принимается лицо, имеющее: высшее профессиональное образование (музыкальное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (музыкальное) и участие в течение 3 лет в деятельности любительских коллективов (хор, музыкальный коллектив); необходимые вокальные, музыкальные и сценические данные;

2) артиста-вокалиста (солиста) первой категории принимается (переводится) лицо:

— имеющее: высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 2 лет или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 5 лет в должности артиста-вокалиста (солиста) второй категории; хорошие вокальные, музыкальные и сценические данные; творческую индивидуальность;

— владеющее профессиональным мастерством при исполнении партий (ролей) второго и третьего плана;

3) артиста-вокалиста (солиста) высшей категории принимается (переводится) лицо:

— имеющее: высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 3 лет в должности артиста-вокалиста (солиста) первой категории; отличные вокальные, музыкальные и сценические данные; яркую творческую индивидуальность; признание зрителей и общественности;

— владеющее профессиональным мастерством при исполнении значительных и ответственных (первых и вторых) партий (ролей);

4) артиста-вокалиста (солиста) — ведущего мастера сцены принимается (переводится) лицо:

— имеющее: высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 5 лет в должности артиста-вокалиста (солиста) высшей категории; выдающиеся вокальные, музыкальные и сценические данные; яркую творческую индивидуальность; широкое признание зрителей и общественности;

— высокое профессиональное мастерство при исполнении значительных и ответственных партий (ролей).

1.3. Артист-вокалист (солист) должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности театра;

    - структуру __________________________________________________________,
(наименование учреждения (организации) культуры)
основные функции его подразделений;
- основной состав _____________________________ аудитории;
(зрительской; слушательской)
- сольный исполнительский репертуар, включающий  произведения  основных
вокальных жанров, репертуар ___________________________________;
(наименование учреждения культуры)

— историю музыкального театра, вокального искусства, других видов искусств;

— теорию и практику мастерства солиста-вокалиста;

— основные жанры музыкального творчества;

— основные музыкальные произведения различных направлений, стилей и жанров;

— основные произведения симфонического, оперного, камерно-вокального и других жанров музыкального искусства;

— принципы теоретического и исполнительского анализа музыкальных произведений;

— понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики, отклонения и модуляции, тональной и модальной системы;

— простые и сложные формы, вариационную и сонатную форму, рондо и рондо-сонату;

— основы аккомпанирования голосу в работе над произведениями разных жанров;

— основы сценической речи, сценического движения и хореографии;

— особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;

— классическую и современную музыкальную драматургию;

— творческие достижения современного музыкального театра;

— методы тренажа и самостоятельной работы над партией (ролью);

— текущий репертуар музыкального театра;

— основы организации театрального дела,

— теорию и практику музыкального анализа;

— основы дирижирования;

— инструментальные партии на простейших инструментах в концертных номерах;

— приемы разбора нотного текста, правила чтения с листа хоровых партитур, транспонирования вокальных произведений;

— средства и методы специальной информатики для музыкантов, основной музыкально-интеллектуальный инструментарий;

— структуру и содержание репетиционного процесса;

— основы трудового законодательства;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— ______________________________________________________________________.

1.4. Артист-вокалист (солист) в своей деятельности руководствуется:

    - Положением о _______________________________________________________;
(наименование учреждения (организации) культуры)

— настоящей должностной инструкцией;

    - ____________________________________________________________________.
(иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой
функцией артиста-вокалиста (солиста))
1.5. Артист-вокалист (солист) подчиняется непосредственно _____________
_____________________________________.
(наименование должности руководителя)

1.6. В период отсутствия артиста-вокалиста (солиста) (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Артист-вокалист (солист) относится к профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) 1 .

1.8. ___________________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Подготовка партий (ролей) под руководством дирижера и режиссера, исполнение партий и ролей в репертуаре театра.

2.2. Выполнение поставленных сценических задач.

3. Должностные обязанности

Артист-вокалист (солист) исполняет следующие обязанности:

3.1. Готовит под руководством дирижера и режиссера поручаемые ему партии (роли) в новых постановках или в порядке ввода в спектакли текущего репертуара, а в случае производственной необходимости — в порядке срочного ввода.

3.2. Исполняет в спектаклях, концертах, других представлениях театра партии (роли) на стационаре, гастролях и выездах.

3.3. Обладая необходимыми вокальными, музыкальными, сценическими данными, актерским мастерством, создает убедительные вокально-сценические образы.

3.4. Является на репетиции творчески подготовленным.

3.5. Занимается с репетитором и концертмейстером, совершенствуя вокальное и актерское мастерство, самостоятельно занимается тренажем.

3.6. Сохраняет и поддерживает свои актерские данные, соответствующие характеру исполняемых партий (ролей), выполняет несложные задачи, поставленные балетмейстером.

3.7. Участвует в обсуждении замысла постановки, в которой принимает непосредственное участие.

    3.8. _________________________________________________________________.
(другие обязанности)

4. Права

Артист-вокалист (солист) имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

    4.5. _________________________________________________________________.
(другие права)

5. Ответственность

5.1. Артист-вокалист (солист) привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ___________________________________________________________________.

6. Заключительные положения

    6.1.   Настоящая   должностная   инструкция   разработана   на   основе
Квалификационной   характеристики   должности   "Артист-вокалист  (солист)"
(Единый  квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и  служащих.  Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
культуры,    искусства    и    кинематографии",    утвержденный    Приказом
Минздравсоцразвития    России    от    30   марта   2011   г.   N    251н),
___________________________________.
(реквизиты иных актов и документов)
6.2.   Ознакомление   работника  с  настоящей  должностной  инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт   ознакомления   работника  с  настоящей  должностной  инструкцией
подтверждается ____________________________________________________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
___________________________________________________________________________
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными
___________________________________________________________________________
инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся
__________________________________________________________________________.
у работодателя; иной способ)

6.3. ___________________________________________________________________.

Музыка всегда была важной составляющей человеческой жизни. Древние люди использовали ее для ритуальных танцев, а более развитые цивилизации вплели музыку в свою жизнь как вид искусства. С развитием общества, усложнением межчеловеческих отношений, а также бытовых ситуаций менялись и виды искусства, в том числе и музыка. Создавались новые музыкальные инструменты, жанры и возможности для творческой реализации.

Но при этом музыка и те, кто выбрал ее в качестве своей профессии, должен выполнять следующие функции:

  • развлекательная;
  • образовательная;
  • идеологическая.

В связи с этим стоит отметить, что музыкант – это весьма общее обозначения для человека, который решил связать свою жизнь с данным родом творческой деятельности. Иными словами, музыкантом принято называть специалиста в области музыки, а также того, кто умеет играть на каком-либо музыкальном инструменте. На сегодняшний день принято выделять следующие виды инструментов:

  1. струнные;
  2. клавишные;
  3. ударные;
  4. духовые;
  5. язычковые.

Эксперты рекомендуют

Особенности профессии 

Сегодня музыканты – это деятели искусства, которые во многом определяют культурный облик времени. При этом их роль на протяжении всей истории была очень значимой, поэтому далеко не каждый человек, обладающий музыкальным слухом, мог не то, что стать музыкантом, а просто выучиться игре на каком-либо инструменте.

Например, в эпоху Средневековья многие музыканты были монахами, постепенно игра на музыкальных инструментах стала не столько проявлением искусства, сколько показанием статусности и благосостояния семьи. Помимо этого, существовали и бродячие музыканты, которые чаще всего были самоучками и набирали в ученики таких же самоучек.

Сегодня же подобной проблемы не стоит, выучиться игре на музыкальных инструментах или пению может любой человек, обладающий необходимыми задатками и желанием. Более того, начать образование в этой области возможно как в детстве, так и уже в зрелом возрасте. Поэтому профессия на данный момент – это скорее всего внутренний выбор, образ жизни.

Обязанности музыканта

На самом деле из-за того, что музыкант – это общее название для эстрадных исполнителей, участников оркестров, а также музыкальных групп различных жанров, то выделить общие обязанности для всех представителей этого творческого рода деятельности.

Если попытаться выделить общие моменты, то они следующие:

  • создание музыкальных произведений;
  • исполнение как музыки собственного сочинения, так и других композиторов;
  • участие в репетициях и подготовке к концертным программам.

Требования к профессии 

Во многом требования, которые предъявляются к специалисту, определяются местом его работы. Так, музыкант оркестра должен иметь:

  • высшее образование в музыке;
  • музыкальный слух;
  • отточенные навыки владения музыкальным инструментом.

Участник же музыкальной группы должен соответствовать следующим требованиям:

  • умение играть на музыкальном инструменте;
  • музыкальный слух;
  • умение сочинять музыкальные композиции.

Место работы и карьерные возможности

На самом деле, мест, где музыкант имеет возможность профессионально самореализоваться достаточно много. Другой вопрос, что каждый амбициозный исполнитель стремится к тому, чтобы давать сольные концерты на крупных площадках и фактически работать на самого себя.

В связи с этим можно выделить следующие места работы:

  1. театры и консерватории;
  2. музыкальные образовательные учреждения;
  3. учреждения культуры;
  4. киностудии;
  5. продюсерские центры;
  6. рестораны и другие организации развлекательной индустрии.

При этом стоит отметить, что фактически все представители сферы имеют либо нестандартный, либо ненормированный рабочий день. Так, например, исполнители, играющие на городских площадках в праздничные и выходные дни, могут работать по десять часов, в то время как в будние дни выступают достаточно редко. Или же музыкальные группы, которые выступают в ночное и вечернее время в клубах. Самое востребованное для них время – период с вечера пятницы по воскресенье, а это время, когда большинство людей отдыхают от работы.

Таким образом, музыканты могут преподавать, работать в звукорежиссуре, диджеинге или продвигать свою музыку через стриминговые платформы и соцсети. Успех в этой сфере зависит от мастерства, упорства и умения адаптироваться к требованиям индустрии.

Где выучиться профессии?

Классическое музыкальное образование возможно получить в различных образовательных учреждениях:

  • музыкальное школа;
  • музыкальное училище;
  • консерватория;
  • университеты культуры и искусства.

Обычно музыкальное образование начинается еще в детском возрасте, когда ребенка, показавшего потенциал и желание заниматься музыкой, родители и учителя направляют в профильные школы или кружки при домах культуры. На этом этапе происходит знакомство с музыкой, осознание ее многообразия. И дальше ребенок может либо захотеть развиваться в этом направлении, либо решит оставить эта занятие в качестве хобби.

Стоит также отметить, что многие абитуриенты, высших музыкальных образовательных учреждений уже являются участниками и лауреатами многих профильных фестивалей и конкурсов. Иными словами, в какой-то мере они уже начали путь профессионального музыканта.

В то же время многие известные исполнители не имели профильного образования, постигая музыкальные науки самостоятельно. Но такие самоучки смогли пробиться и найти свое место в культурном пласте своего времени. Поэтому вопрос образования – личный выбор, который с одной стороны дает опыт, навыки, но не гарантирует возможность трудоустройства или профессиональной самореализации.

Личностные качества 

Музыкант – это не столько профессия, сколько жизненный выбор, поэтому в эту область идут люди, обладающие следующими качествами:

  1. страсть к музыке;
  2. музыкальный слух;
  3. любовь к искусству;
  4. целеустремленность;
  5. трудолюбие;
  6. стремление к самосовершенствованию.

Перспективы профессии и карьерные возможности

Перспективы профессии

Перспективы профессии музыканта во многом зависят от специализации, таланта и способности адаптироваться к изменениям индустрии. С развитием цифровых платформ и стриминговых сервисов у музыкантов появились новые возможности для продвижения и монетизации творчества. Востребованы не только исполнители, но и композиторы, саунд-дизайнеры, продюсеры и преподаватели. Современные технологии позволяют создавать и распространять музыку без крупных лейблов, что открывает путь к международной аудитории.

Уровень заработной платы 

Доход музыканта – это всегда был вопрос неоднозначный. Дело в том, что сейчас единовременно существуют пианисты, один из которых зарабатывает по 100 000 рублей, другой же – около 20 000 рублей в месяц. И проблема не в том, что один талантлив, а другой – нет. Они могут быть одинаково высокими мастерами в своем деле, иметь великолепный слух и потрясающую технику. Но при этом одному повезло, а другому – нет. Именно в этому и заключается вся сложность музыкальной профессии – найти своего слушателя, суметь попасть «в нужный поток».

Если же говорить о музыкантах, которые имеют постоянное место работы, то ежемесячный доход исполнителя в развлекательном заведении составляет около 30 000 рублей. А член небольшого оркестра зарабатывает примерно 25 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии музыкант


Плюсы

Минусы 
высокая роль в формировании культуры своего времени нет гарантий в трудоустройстве
возможность зарабатывать на жизнь при помощи творчества невысокий или нестабильный доход в большинстве случаев
возможность самореализации и развития собственного потенциала лишь небольшой процент музыкантов добивается известности
участие в интересных и разнообразных проектах  
атмосфера выступления перед публикой, ее реакция на музыку  

Артист-вокалист (солист)

Должностные обязанности. Готовит под руководством дирижера и режиссера поручаемые ему партии (роли) в новых постановках или в порядке ввода в спектакли текущего репертуара, а в случае производственной необходимости — в порядке срочного ввода. Исполняет в спектаклях, концертах, других представлениях театра партии (роли) на стационаре, гастролях и выездах. Обладая необходимыми вокальными, музыкальными, сценическими данными, актерским мастерством, создает убедительные вокально-сценические образы. Является на репетиции творчески подготовленным. Занимается с репетитором и концертмейстером, совершенствуя вокальное и актерское мастерство, самостоятельно занимается тренажем. Сохраняет и поддерживает свои актерские данные, соответствующие характеру исполняемых партий (ролей), выполняет несложные задачи, поставленные балетмейстером. Участвует в обсуждении замысла постановки, в которой принимает непосредственное участие.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности театра; теорию и практику мастерства солиста-вокалиста; историю музыкального театра, вокального искусства, других видов искусств; классическую и современную музыкальную драматургию; творческие достижения современного музыкального театра; основы сценической речи, сценического движения и хореографии; методы тренажа и самостоятельной работы над партией (ролью); текущий репертуар музыкального театра; основы организации театрального дела, трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Артист-вокалист (солист) — ведущий мастер сцены — высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 5 лет в должности артиста-вокалиста (солиста) высшей категории.

Выдающиеся вокальные, музыкальные и сценические данные; яркая творческая индивидуальность; высокое профессиональное мастерство при исполнении значительных и ответственных партий (ролей); широкое признание зрителей и общественности.

Артист-вокалист (солист) высшей категории — высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 3 лет в должности артиста-вокалиста (солиста) первой категории.

Отличные вокальные, музыкальные и сценические данные; яркая творческая индивидуальность; профессиональное мастерство при исполнении значительных и ответственных (первых и вторых) партий (ролей); признание зрителей и общественности.

Артист-вокалист (солист) первой категории — высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 2 лет или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в организации исполнительского искусства не менее 5 лет в должности артиста-вокалиста (солиста) второй категории.

Хорошие вокальные, музыкальные и сценические данные; творческая индивидуальность; профессиональное мастерство при исполнении партий (ролей) второго и третьего плана.

Артист-вокалист (солист) второй категории — высшее профессиональное образование (музыкальное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (музыкальное) и участие в течение 3 лет в деятельности любительских коллективов (хор, музыкальный коллектив).

Наличие необходимых вокальных, музыкальных и сценических данных.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Рапсалин инструкция по применению
  • Ибупрофен дип гель инструкция по применению
  • Бромгексин гриндекс таблетки инструкция для детей
  • Бумажная лоза для плетения своими руками пошаговая инструкция
  • Посудомоечная машина bosch sd4p1b инструкция по эксплуатации на русском