Должностная инструкция начальника клинико экспертного отдела

Заведующая КЭО – врач-педиатр
Ломтева Татьяна Федоровна
Диплом:АГМИ  1992г  Педиатрия Интернатура 1992-1993г Педиатрия
Усовершенствование:ОУ «Педиатрия» 2016г Сертификат Педиатрия 30/06/2016 № 0130241018522
Сертификат: 
Категории:Кандидат медицинских наук 14.06.2002
Часы приема: Понедельник – с 13.00 до 15.00, Среда – с 13.00 до 15.00, Пятница – с 13.00 до 15.00

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛИНИКО — ЭКСПЕРТНОМ ОТДЕЛ1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет назначение, цели, задачи, функции, права, ответственность и основы деятельности  клинико-экспертного отдела отдела.

1.2. Отдел осуществляет организационно-методическое руководство и информационно-аналитическое обеспечение системы управления качеством медицинской помощи (КМП), планирование и организацию экспертизы КМП, разработку предложений по повышению КМП на основе применения современных методов и принципов менеджмента качества.

1.3. Отдел является самостоятельным структурным подразделением организации и подчиняется непосредственно ее руководителю или одному из его заместителей.

1.4. В своей деятельности отдел руководствуется действующим законодательством, нормативно-правовыми актами и методическими материалами по экспертизе и управлению КМП, организационно-распорядительными документами самой организации и настоящим положением.

1.5. Начальник и другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от занимаемых должностей приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.6. Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность начальника и других работников отдела регламентируются должностными инструкциями, утверждаемыми руководителем организации.

1.7. Отдел возглавляет начальник (заведующий), на должность которого назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», послевузовское образование и (или) дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по клинической специальности или специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.

1.8. В период отсутствия начальника отдела его обязанности исполняет его заместитель (при его наличии) или назначенный приказом руководителя организации другой работник.

1.9. Начальник отдела или лицо, исполняющее его обязанности, имеют право подписи документов, направляемых от имени отдела по вопросам, входящим в его компетенцию.

1.10. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами и структурными подразделениями организации, а также в пределах своей компетенции со сторонними организациями.

1.11. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нарушение трудовой дисциплины работники отдела несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

1.12. Настоящее положение, структура и штатное расписание отдела утверждаются руководителем организации.

2. Основные задачи отдела

Основными задачами отдела являются:

2.1. Совершенствование системы управления КМП.

2.2. Методическое и информационно-аналитическое обеспечение управления КМП, планирование и контроль КМП, разработка предложений по повышению КМП на основе применения современных методов и принципов менеджмента качества.

2.3. Организация экспертизы КМП в соответствии с действующими правилами, требованиями стандартов и иных нормативных актов, условиями договоров на оказание медицинской помощи.

2.4. Планирование и организация мероприятий по повышению КМП на основе применения методов и принципов менеджмента качества.

2.5. Организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений организации по вопросам повышения и контроля КМП.

2.6. Подготовка и представление руководству информационно-аналитических материалов о состоянии и путях повышения КМП.

2.7. Совершенствование и внедрение новых методов организации работы, в том числе на основе использования современных информационных технологий.

2.8. Подготовка проектов и исполнение решений руководства в области КМП.

2.9. Повышение профессионального уровня работников организации в области управления качеством, экспертизы КМП и использования статистических методов контроля качества.

2.10. Осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с внешними организациями по вопросам КМП (фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями (СМО), общественными организациями по защите прав пациентов, СМИ и т.д.).

2.11. Организация статистического учета и формирование отчетности о деятельности учреждения и ее результатах в области качества медицинских и иных услуг.

2.12. Решение иных задач в соответствии с целями организации.

3. Основные функции отдела

Основными функциями отдела являются:

3.1. Разработка, внедрение и поддержание системы управления КМП в рабочем состоянии на основе непрерывного ее совершенствования и использования современных информационных и управленческих технологий менеджмента качества.

3.2. Разработка, планирование и проведение мероприятий по повышению КМП, обеспечению ее соответствия современному уровню развития медицинской науки и требованиям нормативно-правовых документов.

3.3. Разработка и совершенствование локальной нормативно-правовой базы по экспертизе и управлению КМП.

3.4. Формирование и сопровождение базы данных о КМП в учреждении, анализ и обобщение информации о состоянии КМП в структурных подразделениях по разным профилям заболеваний.

3.5. Подготовка рекомендаций, предложений, проектов управленческих решений по улучшению КМП.

3.6. Совершенствование системы мотивации и повышения ответственности работников с учетом результатов их деятельности в области КМП.

3.7. Осуществление связей с общественностью, профессиональными медицинскими организациями, органами власти, СМИ и другими заинтересованными сторонами по вопросам КМП.

3.8. Прием населения, разбор жалоб и претензий по вопросам КМП.

3.9. Анализ жалоб и претензий по вопросам КМП потребителей и других заинтересованных сторон (фонда ОМС, СМО, общественных организаций по защите прав пациентов и т.д.), изучение причин низкого качества медицинских услуг, нарушений требований стандартов и иных нормативно-правовых актов, разработка предложений по устранению недостатков.

3.10. Планирование и организация обучения работников организации по вопросам КМП.

3.11. Организация экспертизы КМП в соответствии с действующими правилами, требованиями стандартов и иных нормативных актов, условиями договоров на оказание медицинской помощи. Формирование регистра экспертов КМП медицинской организации.

3.12. Операционный контроль качества на всех стадиях лечебно-диагностического процесса, при закупках лекарственных средств, медицинского оборудования, расходных материалов.

3.13. Участие в подготовке учреждения к лицензированию и аккредитации.

3.14. Осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с внешними организациями по вопросам КМП.

3.15. Подготовка аналитических отчетов и экспертных заключений по результатам экспертизы КМП.

3.16. Участие в представлении результатов экспертизы КМП на заседаниях врачебной комиссии, КИЛИ, конференциях, совещаниях врачей.

3.17. Информирование врачей, среднего медицинского персонала и других сотрудников учреждения о состоянии КМП и мерах, принимаемых для его улучшения.

3.18. Анализ и обобщение результатов вневедомственной экспертизы КМП.

3.19. Подготовка отчетных данных о деятельности учреждения и его структурных подразделений по экспертизе и управлению КМП.

3.20. Осуществление в пределах своей компетенции иных функций в соответствии с целями и задачами организации.

4. Права

4.1. Отдел имеет право:

— получать поступающие в организацию документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе;

— запрашивать и получать от руководителей организации и ее структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач и функций;

— осуществлять в пределах своей компетенции проверку и координацию деятельности структурных подразделений организации по вопросам обеспечения и контроля КМП, о результатах проверок докладывать руководству организации;

— вносить руководству организации предложения по совершенствованию форм и методов работы организации в области качества, включая:

— проекты правовых актов и инструктивных документов, регулирующих порядок проведения и использования результатов экспертизы КМП в медицинском учреждении;

— проекты правовых актов и инструктивных документов, регулирующих порядок организации и условия оказания медицинской помощи, включая стандарты медицинской помощи;

— программы, планы, проекты управленческих решений по улучшению КМП в медицинском учреждении;

— предложения по корректировке мер, направленных на улучшение КМП, по результатам оперативного контроля с использованием индикаторов КМП;

— проекты решений по мерам, направленным на восстановление нарушенных прав граждан в связи с ненадлежащим КМП;

— предложения по совершенствованию работы отдела КМП и службы КМП;

— предложения по материальному и моральному стимулированию врачей, иных сотрудников, структурных подразделений учреждения по результатам экспертизы КМП;

— предложения по материальному стимулированию врачей и иных сотрудников, обеспечивающих проведение экспертизы КМП;

— инициировать проведение экспертизы КМП по отдельным случаям и тематических экспертиз КМП;

— осуществлять оперативный контроль КМП по индикаторам КМП для оценки эффективности работ по улучшению КМП;

— участвовать в подборе и расстановке кадров по своему профилю деятельности;

— вносить предложения руководству организации по повышению квалификации, поощрению и наложению взысканий на работников отдела и других структурных подразделений организации по своему профилю деятельности;

— проводить совещания, конференции по вопросам КМП;

— участвовать в общеучрежденческих совещаниях и иных мероприятиях при рассмотрении вопросов КМП.

5. Ответственность

5.1. Руководитель отдела несет персональную ответственность за:

— выполнение возложенных на отдел функций и задач;

— организацию работы отдела, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений, поручений вышестоящего руководства, действующих нормативно-правовых актов по своему профилю деятельности;

— рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;

— состояние трудовой и исполнительской дисциплины в отделе, выполнение его работниками своих функциональных обязанностей;

— соблюдение работниками отдела правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;

— ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;

— предоставление в установленном порядке достоверной статистической и иной информации о деятельности отдела;

— сохранность врачебной, служебной и иной охраняемой законом тайны;

— готовность отдела к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

Заместитель руководителя по клинико-экспертной работе:

2.1. Организует работу по контролю качества медицинской деятельности лечебно-профилактического учреждения, его подразделений и отдельных специалистов.

2.2. Возглавляет клинико-экспертную комиссию и обеспечивает условия для ее эффективной работы.

2.3. Участвует в разработке моделей конечных результатов деятельности данного учреждения, подразделений и специалистов, представляет их на клинико-экспертную комиссию для утверждения и реализации.

2.4. Осуществляет контроль за выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, реализацией моделей конечных результатов, проведением экспертизы временной нетрудоспособности.

2.5. Принимает участие в качестве консультанта в решении сложных клинико-экспертных вопросов.

2.6. Проводит анализ заболеваемости, в том числе с утратой временной нетрудоспособности. Руководит работой по разработке и реализации мероприятий по их снижению.

2.7. Анализирует клинико-экспертные ошибки, в том числе по экспертизе временной нетрудоспособности. По материалам принимает решения в пределах компетенции.

2.8. Осуществляет взаимодействие с медико-социальными экспертными комиссиями, а также со страховыми медицинскими компаниями и территориальными Фондами обязательного медицинского страхования, исполнительными органами Фонда социального страхования. Рассматривает их иски и претензии.

2.9. Организует повышение квалификации специалистов данного учреждения по вопросам клинико-экспертной работы, в том числе экспертизы временной нетрудоспособности.

2.10. Ежеквартально организует врачебные конференции по вопросам качества оказания медицинской помощи, заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, с анализом допущенных врачебных ошибок.

2.11. Рассматривает обращения пациентов по вопросам качества оказания медицинской помощи и экспертизы временной утраты трудоспособности, профессиональной ориентации и профессиональной пригодности.

2.12. Осуществляет контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам работы.

Общие положения.

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе относится к категории руководителей.
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе возглавляет в лечебном учреждении работу по контролю качества и эффективности лечебно-профилактической деятельности.
Назначение на должность и освобождение от нее заместителя главного врача по клинико-экспертной работе производится приказом руководителя организации по представлению ______________________
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе подчиняется непосредственно _______________________________________________

В своей работе заместитель главного врача по клинико-экспертной работе руководствуется:
приказами, указаниями и распоряжениями руководства организации и вышестоящих органов здравоохранения;
настоящей должностной инструкцией;
Уставом организации;
_____________________________________________

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе должен знать:
основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи в стране, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;
основные формы медицинской документации;
трудовое законодательство;
правила и нормы охраны труда;
_____________________________________________

Должностные обязанности.

Для выполнения своих функций заместитель главного врача по клинико-экспертной работе обязан:
Организовать работу по контролю качества медицинской деятельности лечебного учреждения, ее подразделений и отдельных специалистов.
Возглавить клинико-экспертную комиссию и обеспечивать условия для ее эффективной работы.
Систематически проводить проверку качества, полноты обследования, своевременности и обоснованности направления больных на клинико-экспертную комиссию(КЭК).
Осуществлять контроль за выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, за реализацией конечных результатов обследования и лечения, за проведением экспертизы временной нетрудоспособности.
Принимать участие в качестве консультанта в решении сложных клинико-экспертных вопросов.
Проводить анализ заболеваемости с утратой нетрудоспособности. Руководить работой по разработке и реализации мероприятий по ее снижению.
Проводить раз в квартал врачебные конференции по вопросам заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности с разбором наиболее характерных ошибок врачей при проведении экспертизы нетрудоспособности.
Осуществлять взаимодействия с медико-социальными экспертными комиссиями, а также со страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования по рассмотрению их исков и претензий.
Обеспечивать повышение квалификации врачей по вопросам клинико-экспертной работы, в том числе экспертизы временной нетрудоспособности.
Рассматривать обращения пациентов по вопроса качества оказания медицинской помощи и экспертизы временной утраты трудоспособности, профессиональной ориентации и пригодности.
Осуществлять контроль за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам работы.
________________________________________________

Права.

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе имеет право:
Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.
Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
Подписывать документы в пределах своей компетенции.
Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
Контролировать и оценивать работу врачей по вопросам клинико-экспертной работы и проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
Принимать участие в совещаниях, конференциях по вопросам лечебно-профилактической помощи.
Вносить предложения о поощрении сотрудников, имеющих хорошие показатели в работе, или наказания лиц, допустивших грубые нарушения в клинико-экспертной работе.
________________________________________________________

Ответственность.

Заведующий хирургическим отделением несет ответственность:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством.
За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
За причинение материального ущерба, — в соответствии с действующим трудовым и гражданским законодательством.

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра здравоохранения РФ
А.И.ВЯЛКОВ
20 декабря 2002 г. N 2510/224-03-34

УЧЕТ, ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
N 2002/140

Аннотация

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.05.02 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях» и предназначены для:

— руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и их заместителей; главных специалистов по общественному здоровью и здравоохранению, главных внештатных специалистов по клинико-экспертной работе;

— главных врачей лечебно-профилактических учреждений и их заместителей;

— заведующих клиническими отделениями;

— экспертов страховых компаний и фондов ОМС, социального страхования и органов социальной защиты.

Рекомендации содержат новую технологию учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений в соответствии с новой учетной формой N 035/у-02. Разработанные формы обобщающих сводных таблиц и показатели экспертной оценки качества медицинской помощи, объемов и результатов клинико-экспертной деятельности по социальной поддержке и защите населения должны стать информационной основой мониторинга деятельности, в том числе дефектов лечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи.

Организация-разработчик:

Министерство здравоохранения Российской Федерации. Департамент организации и развития медицинской помощи населению (Р.А. Хальфин).

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики (В.З. Кучеренко).

Авторы:

— доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М. Сеченова, канд. мед. наук А.П. Голубева;

— заместитель руководителя отдела медицинской статистики и информатики Минздрава России Л.А. Михайлова;

— главный специалист отдела организации медицинской помощи населению Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России Т.В. Старикова.

Методические рекомендации составлены при участии ЗАО «Тонлайн» (генеральный директор О.Б. Юшина).

Авторы выражают благодарность:

— доценту кафедры медицинской экспертизы РМАПО И.М. Старовойтовой;

— главным внештатным специалистам по клинико-экспертной работе Департамента здравоохранения Ярославской области И.И. Груздевой и Министерства здравоохранения Московской области И.М. Лапшиной;

— заместителю начальника главного бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы И.М. Кимельфельду;

— заместителю главного врача по клинико-экспертной работе поликлиники N 136 САО г. Москвы Е.Г. Мурашко.

Рецензенты:

— зам. директора НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН, профессор, док. мед. наук А.Л. Линденбратен;

— доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Российского медицинского университета, канд. мед. наук Е.Н. Савельева.

Условные краткие сокращения:

ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение;

КЭР — клинико-экспертная работа;

КЭК — клинико-экспертная комиссия;

МСЭ — медико-социальная экспертиза;

ОМС — обязательное медицинское страхование;

ДМС — добровольное медицинское страхование;

КМП — качество медицинской помощи;

ДЧБ — длительно и часто болеющие лица.

Введение

Для выполнения плана действий Минздрава России по реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 гг.), в частности подготовки Отраслевой программы «Управление качеством медицинской помощи на 2003 — 2007 гг.», необходимо научно-практическое обоснование всех положений этих документов, а также механизмов реализации на различных уровнях управления федерального субъекта и муниципального учреждения. При создании непрерывной системы комплексной оценки результатов лечебно-диагностического процесса и медицинской деятельности ЛПУ, в том числе мониторинга дефектов, предполагается: внести изменения в учетные медицинские документы, разработать новые показатели деятельности ЛПУ с последующим введением в государственную статистическую отчетность. Среди методов оценки качества медицинской помощи особое место занимают экспертные методы, используемые преимущественно при внутреннем контроле заместителями главных врачей по КЭР и лечебной работе, заведующими отделениями. В задачи и функции руководителей отделений и ЛПУ входят не только контроль, но и большая часть функций управления: организация лечебно-диагностического процесса, взаимосвязь и координация, планирование и выполнение мероприятий по улучшению качества медицинского обслуживания.

Кроме задач и функций по управлению КМП, большой объем работы заместителей главных врачей и заведующих отделениями занимает деятельность по решению медико-социальных проблем населения, направленных на медико-социальную защиту и поддержку населения. Это проведение экспертизы временной нетрудоспособности, освидетельствование и направление в бюро МСЭ, экспертиза льготного лекарственного обеспечения и др.

Отдельные совместные приказы Минздрава России и Федерального фонда ОМС [1], Минздрава России и Федерального фонда социального страхования [2] направлены на организацию контроля за экспертизой временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи.

Вопрос о необходимости пересмотра инструктивно-нормативных документов по экспертизе временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизе очевиден. Несмотря на то что управление этими двумя видами экспертиз осуществляется разными структурами, сущность их едина: оценка степени ограничения жизнедеятельности, в числе которых способность к труду и осуществлению определенных профессиональных функций и определение форм социальной поддержки и защиты.

Настоящие Методические рекомендации определяют порядок в организации и проведении учета, оценки и анализа клинико-экспертной деятельности ЛПУ в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.02 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях» [3].

Цель и задачи Методических рекомендаций:

— совершенствовать систему учета, оценки и анализа КЭР путем унификации документооборота, введения автоматизированных технологий и упорядочения отдельных функций;

— сократить дублирование информации, обеспечить быстрый поиск необходимой информации, подготовку отчетов, а также эффективное использование информации в управлении качеством медицинской помощи;

— подготовить информационную основу (включая мониторинг результатов экспертных оценок), необходимую для обоснования изменений в нормировании труда руководящего состава ЛПУ, изменений в организации работы КЭК, что позволит совершенствовать систему управления качеством медицинской помощи и обеспечит медико-социальную поддержку населения.

Новизна и описание новой технологии учета, оценки и анализа КЭР

Предпосылками для введения нового учета клинико-экспертной работы по форме N 035/у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ» и отличиями от ранее используемой учетной формы N 035/у «Журнал для записи заключений врачебно-консультативной комиссии», утвержденной Приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030, являются:

— введение системы ОМС и ДМС, ориентация на рыночные отношения в медицинском обслуживании, усиление внимания к вопросам качества оказания медицинской помощи;

— переход на международные критерии оценки здоровья населения и его жизнедеятельности, изменения в структурах медико-социальной защиты населения и их функций;

— политическая ориентация на проблемы взаимосвязи и координации в деятельности ЛПУ и фондов страхования (медицинского и социального), а также структур социальной защиты населения. Необходимость совершенствования форм взаимодействия структур на межведомственном уровне;

— резкое увеличение объемов клинико-экспертной работы в ЛПУ в связи с введением новых законов и подзаконных правовых актов. Необходимость сокращения времени на ведение различных учетных форм, оценки и анализа КЭР путем автоматизации с применением компьютерных программ;

— увеличение эффективности КЭР на всех уровнях управления качеством медицинской помощи, а не только на уровне клинико-экспертной комиссии;

— унификация и стандартизация технологий экспертной работы для взаимопонимания процессов и результатов;

— усиление роли экспертного метода в комплексе подходов к оценке КМП, создание мониторинга результатов экспертных оценок (дефекты).

Возможность использования экспертных оценок для материального и морального стимулирования, в том числе для оплаты труда.

1. Общие положения организации учета, проведения оценки и анализа клинико-экспертной работы

1.1. Основы проведения статистического учета, оценки и анализа КЭР в ЛПУ должны быть представлены в виде положения об организации учета, проведения оценки и анализа КЭР. Положение согласовывается с главным внештатным специалистом по КЭР (главным специалистом по общественному здоровью и здравоохранению, уполномоченным по управлению КМП, советом по управлению КМП), а также с учреждением статистической службы (бюро медицинской статистики, информационно-аналитический центр) и утверждается главным врачом ЛПУ.

В положении рекомендуется отразить следующие вопросы:

— ответственность должностных лиц, осуществляющих КЭР;

— сроки представления информации;

— взаимообмен информацией между ведомственными учреждениями и структурами вневедомственного контроля (фонд ОМС, фонд социального страхования, бюро МСЭ и др.);

— технологии и способы клинико-экспертной деятельности (ручная или автоматизированная обработка, использование стандартов, карт экспертной оценки).

При составлении положения должны быть учтены проблемы организации КЭР в ЛПУ (наличие и особенности работы клинико-экспертной комиссии и подкомиссий, объемы их работы).

1.2. Ведение формы учета клинико-экспертной работы в ЛПУ может иметь особенности в зависимости:

— от типа ЛПУ, целей, задач и содержания деятельности ЛПУ, особенностей организации обслуживания населения и других факторов;

— от способа обработки информации (степени автоматизации).

Для тиражирования учетной формы N 035/у-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы ЛПУ» рекомендуется использовать альбомную ориентацию размера бумаги с определенным масштабом граф.

Форма N 035/у-02 является типовой формой для всех видов экспертиз. Если в учреждении проводятся не все виды экспертиз, то заполнение граф журнала, оценка и анализ деятельности будут иметь особенности. Если ЛПУ не осуществляет деятельность, связанную с направлением пациентов в бюро МСЭ, то графы 16, 17 и 18 журнала не заполняются. При учете экспертиз, связанных с решением других медико-социальных проблем, не заполняются графы 12, 13, 14.

Главный врач ЛПУ назначает ответственных лиц за ведение текущего учета КЭР (председателя КЭК и подкомиссий) и за проведение итоговой оценки и анализа. Ответственный за КЭР в ЛПУ, а также внештатный специалист по КЭР территории совместно со специалистами органов управления здравоохранением проводят контроль за ведением журнала и достоверностью информации в нем.

В соответствии с концепцией управления КМП предполагается усилить эффективность внутреннего контроля на всех его ступенях путем системного подхода к результатам оценок деятельности отделений ЛПУ. Такую информацию представляют, прежде всего, руководители отделений и заместители главных врачей ЛПУ. Учитывая возросший объем информации, требования по использованию единых технологий проведения экспертиз, наличие других проблем в ЛПУ, ведение журнала учета КЭР по форме N 035/у-02 заведующими отделениями является проблематичным без автоматизации (компьютеризации) их рабочих мест. На начальном этапе внедрения автоматизации деятельности КЭР ЛПУ первоочередной задачей администрации является автоматизация (компьютеризация) рабочих мест заместителей главных врачей и заведующих клиническими отделениями.

Ответственным лицам необходимо определить предполагаемый объем информации в журнале и способ его заполнения, разработки данных. Если в предыдущие годы среднее число экспертиз в ЛПУ превышало 2400 — 2500 случаев (в среднем около 200 в месяц), то при рукописном заполнении журнала целесообразнее вести отдельные журналы по видам экспертиз. Например, в ЛПУ допускается ведение отдельных журналов для учета экспертных случаев с временной нетрудоспособностью, для освидетельствования и направления в бюро МСЭ, для экспертизы льготного лекарственного обеспечения, для освидетельствования водителей и др. В практике ЛПУ уже сложилась своя система необходимого количества отдельных журналов, удобная и рациональная для данного учреждения. При автоматизированной обработке информации КЭР возможно ведение как единого журнала по форме N 035/у-02, так и отдельных журналов по каждому виду экспертиз.

Рекомендуется начинать заполнение журнала с начала календарного года. Журнал хранится в течение 3 лет у ответственного за КЭР должностного лица ЛПУ, позднее сдается в архив и хранится в соответствии со сроками хранения первичной медицинской документации.

Определив ответственных лиц за ведение журнала и подготовку сводок, необходимо уточнить сроки представления информации о КЭР. Сроки предоставления информации будут зависеть от их потребителей. Например, главному врачу ЛПУ рекомендуется текущую сводную информацию предоставлять 1 раз в месяц, квартал, полугодие, а итоговую информацию о КЭР (отчеты) — в январе последующего года.

Сводная информация о КЭР может предоставляться только с разрешения главного врача ЛПУ или органов управления здравоохранением. Руководитель ЛПУ определяет необходимость предоставления информации внешним организациям и структурам.

Рекомендуется данные вопросы отражать в договорах с внешними структурами (фонды ОМС, социального страхования, страховые компании, учреждения социальной защиты и др.) или утверждать планами совместной деятельности.

Типовые итоговые формы сведений и показатели работы предложены в соответствующих разделах Методических рекомендаций. Дополнительные формы сводок согласовываются с руководителем ЛПУ или органом управления здравоохранением.

При рукописном оформлении учетной формы N 035/у-02 и ручной обработке информации, ведении «карт экспертной оценки» ссылка на стандарт или другой алгоритм (документ) необходима. При автоматизированном ведении учета и автоматизированной обработке данных с помощью компьютерных программ необходимая технология (стандарт, алгоритм, экспертная карта и др.) должна быть представлена эксперту в виде справочной информации; дублирование экспертных карт рукописным способом нецелесообразно.

Графы с 1 по 7, 9, 20, 21 заполняются в соответствии с Инструкцией к учетной форме 035/у-02 (приложение 2 к Приказу Минздрава России от 21.05.02 N 154). Заполнение остальных граф имеет особенности.

Графу 8 (социальный статус пациента, профессия) необходимо дополнить следующими наименованиями:

— инвалид 1 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-1 гр.);

— инвалид 2 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-2 гр.);

— инвалид 3 группы вследствие военной травмы (сокр. ИВТ-3 гр.);

— инвалид 1, 2, 3 группы вследствие других радиоактивных поражений (сокр. ИДРП-1 гр., ИДРП-2 гр., ИДРП-3 гр.).

С введением социальных льгот для некоторых групп ветеранов рекомендуется выделять по наименованию «ветеран труда» (сокр. Вет. Труд.), «ветеран воинской службы» (сокр. Вет. ВС).

Необходимо обратить внимание на инвалидов 1, 2, 3 гр., «воинов-интернационалистов»: к ним относятся пациенты, получившие инвалидность в результате войн в Афганистане и других странах, где велись боевые действия (см. в «Инструкции» графу 8, группировки 18, 19, 20 социального статуса пациента).

В группировке 5 (другие случаи направления в бюро МСЭ) графы 10 Инструкции вместо наименования «после продления лечения МСЭ (долечивание)» следует писать порядковый номер направления на МСЭ пациента в году. Например: направление-2 в бюро МСЭ (сокр. МСЭ, напр. 2).

В графе 15 «обоснование, заключение экспертов, рекомендации» необходимо указать заключительный диагноз по МКБ-10 после проведения экспертизы и проводить сравнение с диагнозом направившего врача или организации (см. графу 9).

Заполнение граф 21 «подписи экспертов» и 15 «обоснование, заключение экспертов, рекомендации» как рукописным способом, так и при использовании оргтехники должно быть проведено не позднее пятого дня от начальной даты проведения экспертизы (графа 2), то есть заключение по большинству видов экспертиз должно быть подготовлено в течение 5 дней. При сроках подготовки заключения более 5 дней в графе 19 указывается причина отсутствия заключения и подписи экспертов.

Ведение отдельных журналов учета дефектов при проведении всех видов экспертиз не предусматривается.

2. Учет, оценка и анализ экспертиз, связанных с решением медико-социальных проблем.

2.1. Экспертиза временной нетрудоспособности.

Учет. Организация и проведение экспертизы временной нетрудоспособности осуществляются в соответствии с основными инструктивно-нормативными документами [7, 8], а также с учетом изменений и предложений по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности.

В Инструкции по заполнению учетной формы N 035/у-02 характеристики экспертных случаев с временной нетрудоспособностью (графа 10) сгруппированы в соответствии с порядком оформления документов, а также нормативных актов, регулирующих контроль: выдача первичного листка нетрудоспособности (справки), продление листка нетрудоспособности (справки), направленный отбор случаев временной нетрудоспособности. Если случай временной нетрудоспособности, подлежащий экспертизе, не вошел в перечень вышепредставленных характеристик, то его следует отнести к группе «другие случаи».

Так как учащимся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, докторантам и аспирантам вместо листка нетрудоспособности оформляется «Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ, о болезнях, карантине ребенка, посещавшего школу или детское дошкольное учреждение» (учетная форма 095/у), то в графе 10 вместо «листка нетрудоспособности» проставляется «Справ.».

В графе 11 уточняется вид и предмет экспертизы, номер листка нетрудоспособности (справки), количество дней нетрудоспособности на момент экспертизы.

Если перед ЛПУ поставлена задача углубленного анализа работы с группой ДЧБ, то при направленном отборе экспертных случаев ДЧБ в графу 11 рекомендуется внести дополнительную информацию о количестве дней и случаев нетрудоспособности на момент экспертизы за определенный период (год).

Графа 12 «отклонения от стандарта» заполняется в соответствии с Инструкцией. При проведении экспертизы с помощью компьютерной программы «Экспертная деятельность ЛПУ» применяемые стандарты, а также карты экспертной оценки, нормативные документы могут быть помещены в отдельный блок. Эта информация может использоваться экспертами как справочный материал.

В графе 13 выявленные дефекты могут быть представлены обобщенно в соответствии с критериями оценки случая временной нетрудоспособности (установление факта временной нетрудоспособности, клинического или трудового прогноза, условий труда, обследование, диагноз, качество заполнения первичного медицинского документа и др.), их выбирают сами эксперты в соответствии с экспертными картами или определенными критериями. Рекомендуется использовать сокращения: деф. обсл.; деф. диагн. и др.

В графе 14 «Достижение конечного результата этапа или всего лечебно-диагностического процесса в целом» результат записывается в соответствии с общепринятыми формулировками. Если результативность лечебно-диагностического процесса при экспертизе временной нетрудоспособности не оценивалась по каким-то причинам, то проставляется (-). В графе 14 не проводятся никакие обобщения по причинно-следственным связям, только констатируются факты достижения результата этапа или всего лечебно-диагностического (профилактического) процесса.

В графу 15 «обоснование и заключение экспертов, рекомендации» необходимо внести заключительный диагноз, установленный КЭК. Предполагается издание методического пособия по клинико-экспертной работе с рекомендациями по заполнению графы 15.

В случаях если при экспертизе временной нетрудоспособности или при решении медико-социальных проблем населения возникла необходимость оформить заключение в виде справки, то «обоснование заключения и заключение» заполняется в соответствии с рекомендациями по составлению типовой формы справки, представленной ниже.

Оценка и анализ результатов экспертиз временной нетрудоспособности. Основными потребителями информации о результатах экспертиз временной нетрудоспособности могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), фонды социального страхования и ОМС, структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ).

Из информации журнала формы N 035/у-02 составляется сводка (отчет) об объемах и результатах экспертиз временной нетрудоспособности в виде табл. 1.

Таблица 1

СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЗА 200_ ГОД

Экспертиз временной нетрудоспособности Всего <*> В т.ч. на КЭК
1 2 3
Проведено    
Выявлено случаев с дефектами    

<*> Для проведения углубленного анализа отдельных случаев ЭВН рекомендуется выделить группу экспертиз с целью продления Л/Н, группу ДЧБ и др.

Из данных табл. 1 можно рассчитать удельный вес экспертиз временной нетрудоспособности, проведенных КЭК, а также процент случаев экспертиз временной нетрудоспособности с дефектами. Показатель частоты случаев экспертиз временной нетрудоспособности с дефектами на 100 проведенных экспертиз (%) в динамике позволит судить об эффективности работы по контролю за экспертизой временной нетрудоспособности в учреждении. Кроме этого показателя можно рассчитывать показатели дефектов диагностики, оформления документации (из гр. 13), а также по отдельным нозологиям, по врачам, отделению и др.

Информация о результатах проведенных экспертиз временной нетрудоспособности должна использоваться для планирования мероприятий по повышению квалификации врачей, для выявления проблем в организации и порядке проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Обсуждение результатов и мероприятий осуществляется на конференциях, совещаниях и других организационных мероприятиях как в ЛПУ, так и в органах управления здравоохранением совместно с фондами медицинского и социального страхования и учреждениями социальной защиты.

Данные об объемах проведенной работы по экспертизе временной нетрудоспособности в ЛПУ могут быть использованы для совместной работы с фондами социального и медицинского страхования.

2.2. Освидетельствование пациентов и оформление направлений в бюро МСЭ.

Учет. В графе 10 «Характеристика случая экспертизы» журнала формы N 035/у-02 случаи освидетельствования и оформления направлений в бюро МСЭ сгруппированы в 3 блока: первичное направление в бюро МСЭ, переосвидетельствование инвалидов и другие случаи направления в бюро МСЭ.

Первичным направлением в бюро МСЭ считается:

— случай первого направления пациента для установления ему инвалидности впервые в жизни;

— случай направления пациента, не признанного ранее инвалидом при освидетельствовании МСЭ;

— случай направления пациента через 5 лет после прекращения выплаты пенсии по инвалидности.

К другим случаям направления на МСЭ (кроме случаев переосвидетельствования инвалидов 1, 2, 3 групп) относятся все случаи направления инвалидов по любым медико-социальным вопросам или не подходящие под понятие «первичный случай». Данную группу «других случаев» рекомендуется дополнить группировками:

— случаи проведения экспертизы, проводимые с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности (сокр.: «МСЭ степень утр. профтруда»);

— случаи проведения экспертизы, проводимые с целью определения нуждаемости в других видах возмещения ущерба (сокр.: «МСЭ возмещ. ущерба»).

В графе 11 (вид и предмет экспертизы) для пациентов, имевших временную нетрудоспособность и направляемых в бюро МСЭ, рекомендуется указывать суммарное количество дней и случаев нетрудоспособности за предшествующий период (год).

В графе 15, кроме заключения КЭК, оформить учетную форму 088/у-97 «Направление на медико-социальную экспертизу» или форму N 080/у-97 «Направление на ребенка до 18 лет учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу», вписать диагноз.

Оценка и анализ результатов экспертиз, связанных с освидетельствованием и направлением пациентов в бюро МСЭ. Основными потребителями информации о результатах экспертиз при направлении пациентов в бюро МСЭ могут быть: руководство ЛПУ, органы управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), структуры социальной защиты населения (бюро МСЭ).

На основании информации журнала формы N 035/у-02 составляется сводный отчет об объемах и результатах экспертиз освидетельствования и направления в бюро МСЭ в виде табл. 2.

Таблица 2

СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ И НАПРАВЛЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ В БЮРО МСЭ

N п/п Цель направления в бюро МСЭ Всего случаев (контингенты, в т.ч.) Общее заболевание Военная травма <*> Травма, связанная с прохождением воинской службы <*> ЧАЭС и др. С детства Ребенок инвалид Трудовое увечье, профессиональное заболевание <**> Прочие
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Для первичного установления инвалидности, из них                  
1.1 Признано инвалидами                  
  1 гр.             x    
  2 гр.             x    
  3 гр.             x    
2 Для переосвидетельствования инвалидов, из них                  
2.1 Признано инвалидами                  
  1 гр.             x    
  2 гр.             x    
  3 гр.             x    
3 Для установления возмещения ущерба                  
4 Другие цели                  
5 Итого (1 + 2 + 3 + 4)                  
6 Дано заключений по трудоустройству                  

<*> Включаются данные о пациентах, имеющих военные или военно-медицинские документы или документы о причине увечья (заболевания), связанного с исполнением обязанностей военной службы, участием в других боевых действиях.

<**> Включаются данные о пациентах, имеющих документы «Акт о несчастном случае на производстве (ф. Н-1) или акт о случае профессионального заболевания».

На основании данных табл. 2 рассчитываются следующие показатели:

1. Процент лиц с первично установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) (удельный вес).

2. Процент лиц с первично установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) (удельный вес) по причинам (общее заболевание, военная травма, трудовое увечье и т.д.) — структура причин первичной инвалидности (1, 2, 3 группы).

3. Процент лиц с установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) из числа направленных для переосвидетельствования (удельный вес).

4. Процент лиц с установленной инвалидностью (1, 2, 3 группы) после переосвидетельствования (удельный вес) по причинам (общее заболевание, военная травма, трудовое увечье и т.д.) — структура причин инвалидности после переосвидетельствования.

5. Структура всех инвалидов ЛПУ, прошедших освидетельствование и направление в бюро МСЭ, по группам инвалидности (1, 2, 3 группы) за год (в %).

6. Структура всех инвалидов ЛПУ, прошедших освидетельствование и направление в бюро МСЭ, по причинам инвалидности за год (в %).

7. Частота первичной инвалидности на 1000 обслуживаемого взрослого населения (без учета детей-инвалидов). Отдельно можно рассчитать показатель детской первичной инвалидности на 1000 детского населения.

8. Показатели динамики инвалидности:

— процент инвалидов с установленной более тяжелой группой инвалидности (с 3 на 2 группу; со 2 на 1 группу);

— процент инвалидов с установленной более легкой группой инвалидности (с 1 на 2 группу; со 2 на 3 группу);

— процент лиц, у которых снята группа инвалидности.

9. Процент инвалидов (1, 2, 3 групп), имеющих рекомендации по медицинской реабилитации.

Данные показатели необходимы для оценки здоровья населения, планирования мероприятий ЛПУ по реабилитации, обоснования мероприятий по планированию медико-социальной помощи со структурами социальной защиты.

Если при проведении освидетельствования и направлении пациентов в бюро МСЭ проводилась экспертиза качества лечебных, профилактических или реабилитационных мероприятий и заполнялись графы 12, 13, 14, то рекомендуется рассчитывать показатели качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса и процент случаев с достигнутым результатом (см. показатели в разделе 3.1 Методических рекомендаций).

2.3. Экспертиза других случаев, требующих решения КЭК, либо случаев, определенных действующими законодательными и нормативно-правовыми актами.

Учет. Задачей большинства этих экспертиз является оценка состояния здоровья пациентов, определение соответствия их здоровья и условий жизнедеятельности существующим правовым положениям и социальным льготам, т.е. определение нуждаемости в социальной защите и поддержке, а также возможности осуществлять отдельные виды деятельности (вождение транспортных средств, ношение оружия и др.).

В графе 10 отмечается характеристика случая экспертизы в соответствии с Инструкцией.

При проведении таких экспертиз не требуется обязательной оценки качества оказанной медицинской помощи (графы 12, 13, 14 могут не заполняться). В графе 16 указывается дата выдачи справки. Также не заполняются графы 17, 18. В графу 19 (дополнительная информация, примечания) могут быть внесены даты получения запроса из учреждения или обращения пациента. Результаты этих экспертиз оформляются в виде справок.

Форма типовой справки по заключениям экспертиз по медико-социальным проблемам, проводимых членами КЭК

Название лечебно-профилактического учреждения

СПРАВКА N
Назначение справки. Цель справки.
Выдана   Год рождения    
  (кому)          
Адрес            
             
На основании освидетельствования гр.     , его (ее)
медицинских документов, также        
    (указывается правовой документ, на который ссылаются)
(заключение и рекомендации)
Клинико-экспертная комиссия:
Ф.И.О. экспертов:
Подпись
Дата выдачи справки:
Печать

Например:

«Поликлиника N 1 Северного административного округа г. Москвы»

Справка N 333 <*>
«О праве на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты»

<*> Номер соответствует номеру регистрации по журналу ф. N 035/у-02.

Назначение справки. Цель справки.

Выдана: Иванову И.И. Год рождения: 1938 г. р. Адрес: ул. Дмитровская, д. 1, кв. 1.

Основание для заключения и рекомендации. Если имеется правовой документ, то его необходимо указать (название, номер и дата). «На основании освидетельствования гр. Иванова И.И., его медицинских документов, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N 214 Иванов И.И., проживающий по адресу: ул. Дмитровская, д. 1, кв. 1, имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты».

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 214, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817

Кем выдана справка.

Подписи с указанием фамилий и инициалов.

«Клинико-экспертная комиссия»:

Ф.И.О. экспертов:

Подпись

Сафонова А.А.

Терехова О.К.

Сидорова Т.П.

Дата выдачи справки: «21.02.2002»

Печать

Оценка и анализ экспертиз других случаев, требующих решения КЭК, либо случаев, определенных действующими законодательными и нормативно-правовыми актами. Потребителями информации о результатах этих экспертиз могут быть: руководство ЛПУ, органы управления здравоохранением (в т.ч. главные специалисты), другие внешние структуры, пациенты.

На основании информации журнала формы N 035/у-02 составляется сводный отчет об объемах и результатах экспертиз в виде таблицы 3.

Таблица 3

СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ДРУГИХ СЛУЧАЕВ, СВЯЗАННЫХ С РЕШЕНИЕМ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОВ

N п/п Назначение экспертизы или виды справок <*> Проведено всего Получено положительных заключений
1 Улучшение жилищных условий    
2 Академический отпуск и др. проблемы обучения и аттестации    
3 Рекомендации по трудоустройству    
4 О годности к управлению транспортными средствами    
5 О возможности ношения оружия    
6 Прочие    
  Итого:    

<*> Перечень экспертиз определяет ЛПУ.

На основании данных табл. 3 можно рассчитать структуру выданных справок, удельный вес положительных заключений. Данные таблицы 3 об объемах КЭР по другим медико-социальным проблемам служат основой для планирования времени и составления графика работы КЭК и объема платных услуг ЛПУ.

2.4. Экспертиза льготного лекарственного обеспечения.

Учет. Графы с 11 по 14 не заполняются.

В графе 15, если оформляется выдача льготного рецепта, то наряду с диагнозом рекомендуется указывать N рецепта, название препарата, дозировка, количество выписанного препарата, кратность приема. Если пациенту отказано в выдаче льготного лекарства, то в этой же графе 15 указывается причина отказа. Здесь же могут быть даны рекомендации о замене препаратов [9].

Оценка и анализ результатов экспертиз льготного лекарственного обеспечения. Потребителями информации об этом виде экспертиз могут быть: органы управления здравоохранением, фонды обязательного медицинского страхования и страховые компании, аптечные учреждения.

Итоговая сводная информация оформляется в виде табл. 4.

Таблица 4

СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ЛЬГОТНОМУ _______ ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

N п/п Льготные категории <*> Выдано льготных рецептов Отказано Итого
бесплатно 50% стоимости
1 2 3 4 5 6
1          
2          
3          

<*> Перечень льготных категорий определяется ЛПУ.

На основании данных табл. 4 рассчитываются: процент бесплатных рецептов и 50% стоимости лекарств, а также удельный вес выданных льготных рецептов по отдельным социальным категориям (инвалиды 1, 2, 3 групп, участники ВОВ и др.).

Результаты проведенных экспертиз по льготному лекарственному обеспечению могут использоваться для углубленного анализа получения лекарств пациентами отдельных категорий (периодичность получения лекарств и их наименование).

3. Учет, оценка и анализ экспертиз качества медицинской помощи

3.1. Экспертиза качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса.

Учет. Экспертиза качества лечебно-диагностического процесса является функцией должностных лиц — руководителей подразделений, заместителей главных врачей ЛПУ, КЭК и подкомиссий (лечебно-контрольной, экспертизы нетрудоспособности, по изучению летальных исходов, по изучению внутрибольничных инфекций, др.).

В настоящее время информация о каждом случае проведенной экспертизы или группе случаев (с заключением и рекомендациями) содержится в различных учетных формах (протокол экспертизы лечебно-диагностического процесса, акт экспертизы качества, экспертная карта оценки лечебно-диагностического процесса, акт проверки качества лечебного процесса и др.), разработанных ЛПУ или рекомендованных органами управления здравоохранения. При заполнении графы 10 журнала N 035/у-02 «характеристика случая экспертизы» необходимо помнить, что к данному виду экспертиз относятся преимущественно случаи группировок 7 (см. Инструкцию) — направленный отбор случаев для контроля лечебно-диагностической, профилактической или реабилитационной деятельности, а также экспертизы временной нетрудоспособности или другие случаи, определенные административно-правовыми актами.

Для заполнения графы 11 «вид экспертизы» необходимо различать по наименованию два вида: «экспертиза качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса» и «экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи». Основными отличиями этих видов экспертиз являются особенности задач, применяемых для оценки методических подходов и критериев (характеристик) качества. При проведении экспертизы качества лечебно-диагностического процесса проводится оценка выполняемых медицинских технологий по таким критериям, как: результативность, адекватность, своевременность, обоснованность в медицинской документации, соответствие необходимого объема, преемственность, назначение консультаций и др., без оценки экономических затрат (экономической эффективности) и удовлетворенности пациентов; используется преимущественно процессуальный подход к оценке качества. Если при экспертизе случая используются дополнительно медико-экономические критерии, удовлетворенность, критерии оценки обслуживания сестринским персоналом, а также устанавливаются причинно-следственные связи, то такой экспертный случай относится к экспертизе качества (эффективности) медицинской помощи.

Задачами экспертиз качества (эффективности) медицинской помощи является установление причинно-следственных связей процесса и результатов, рациональное использование финансовых (материальных) затрат, оценка удовлетворенности пациента или его родственников (защита прав застрахованных).

В графе 13 выявленные дефекты следует записывать кратко по алгоритмам технологий: обследование, диагностика, лечение, контроль лечения, реабилитация (деф. обсл., леч., оформл. док.). Если экспертный случай содержит информацию, которую трудно записать в формализованном виде или по другим причинам, то указывается номер первичного документа экспертизы (экспертной карты, протокола экспертизы, акта экспертной оценки или экспертного заключения) и его дата.

В графе 15, кроме свободного текстового изложения заключения и его обоснования, а также рекомендаций, необходимо указать диагноз экспертов.

Если после экспертизы качества лечебно-диагностического процесса возникла необходимость направления пациента в бюро МСЭ или другие учреждения, то могут заполняться графы 16, 17, 18.

Если в ЛПУ проводится оценка качества лечебно-диагностического процесса с расчетом коэффициента уровня качества лечения (УКЛ) либо с расчетом баллов по этапам лечебного процесса, то эта информация записывается в графу 19 (дополнительная информация, примечания).

Оценка и анализ результатов экспертиз качества лечебно-диагностического (профилактического или реабилитационного) процесса. Потребителями информации о результатах этих экспертиз могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), фонды медицинского и социального страхования, страховые компании.

На основании информации журнала формы N 035/у-02 рекомендуется составлять годовую сводку об объемах и результатах экспертиз качества лечебно-диагностического процесса совместно с информацией об экспертизах качества медицинской помощи в виде таблиц N 5, 6, которые представлены ниже.

3.2. Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи.

Учет. Как было сказано выше, основными отличиями экспертизы КМП от экспертизы качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса являются:

— установление причинно-следственных связей влияния дефектов на последующий этап или результат процесса;

— оценка деятельности врача и медицинских работников (выполнение медицинских технологий);

— оценка использования затрат на медицинскую помощь;

— оценка удовлетворенности пациента или его родственников;

— оценка степени риска проведенных медицинских технологий и их роль в возникновении новых заболеваний.

Все графы журнала формы N 035/у-02 заполняются, как при проведении экспертизы качества лечебно-диагностического процесса. В отдельных случаях установленные дефекты могут отмечаться и в графе 15 (обоснование заключения экспертов).

Так же, как и при экспертизе качества лечебно-диагностического процесса, результаты оценок КМП (баллы, уровень качества лечения, интегральный критерий качества и эффективности) отмечаются в графе 19 (дополнительная информация, примечания).

Оценка и анализ результатов экспертиз качества медицинской помощи. Потребителями информации о результатах экспертиз КМП могут быть: руководство ЛПУ, орган управления здравоохранением (в том числе главные специалисты), фонды медицинского и социального страхования, страховые компании, а также другие структуры, заинтересованные в экспертных оценках КМП. ЛПУ может использовать результаты экспертных оценок для морального и материального стимулирования, для изучения эффективности проводимых мероприятий, для планирования мероприятий по совершенствованию лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной деятельности. Итоговая сводка об объемах и результатах экспертиз КМП представлена в виде табл. 5 и 6.

Таблица 5

СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗА 200_ Г.

Экспертизы качества медицинской помощи Случаи Из них с дефектами (из графы 3) В том числе
всего качества лечебно-диагностического процесса обследования диагностики лечения прочие <**>
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Проведено всего, в т.ч. случаев              
2 с летальным исходом              
3 осложнений (внутрибольничного инфицирования)              
4 случаев расхождений диагнозов              
5 повторной госпитализации              
6 случаев с отклонением сроков лечения              
7 сложных клинико-экспертных случаев              
8 первичного установления инвалидности              
9 другие <*>              

<*> Перечень строк определяется ЛПУ.

<**> Перечень определяется ЛПУ.

Таблица 6

СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕМАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТИЗ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗА 200_ Г.

Экспертизы качества медицинской помощи Случаи Из них с дефектами (из графы 3) В том числе С достигнутым результатом (из графы 3)
всего качества лечебно-диагностического процесса обследования диагностики лечения прочие <**>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Проведено всего, в т.ч. с заболеваниями <*>                
2                  
3                  
4                  
5                  
6 <**>                  

<*> Перечень заболеваний определяет ЛПУ.

<**> Перечень определяется ЛПУ.

На основании данных табл. 5 рассчитываются следующие показатели:

1. Процент проведенных экспертиз качества лечебно-диагностического процесса среди всех случаев экспертиз качества медицинской помощи (удельный вес).

2. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди всех случаев экспертиз качества медицинской помощи (частота случаев с дефектами).

3. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди отдельных экспертных случаев (с летальным исходом, осложненных и т.д.) (частота случаев с дефектами среди отдельных экспертиз).

4. Процент экспертиз с дефектами этапов обследования, диагностики, лечения и др. среди всех случаев (частота случаев с дефектами обследования, диагностики, лечения и др.). Для планирования мероприятий по повышению квалификации врачей, изучения причин возникновения дефектов рекомендуется проводить углубленный анализ вышеперечисленных показателей по врачам, отделениям, в динамике по кварталам, полугодиям. Так, например, могут рассчитываться показатели расхождения диагнозов, установленных лечащими врачами и экспертами (частота расхождения диагнозов).

Итоговая сводная информация об объемах и результатах экспертиз качества медицинской помощи в зависимости от заболеваний пациентов представлена в табл. 6.

На основании данных табл. 6 можно рассчитать следующие показатели:

1. Процент экспертиз качества лечебно-диагностического процесса пациентов с отдельными заболеваниями среди всех случаев оценки КМП (удельный вес).

2. Процент экспертиз с выявленными дефектами среди пациентов с отдельными заболеваниями (частота случаев с дефектами в зависимости от заболеваний).

3. Процент экспертиз с дефектами этапов обследования, диагностики, лечения или других этапов среди пациентов с отдельными заболеваниями (частота случаев с дефектами обследования, диагностики, лечения в зависимости от заболеваний).

4. Процент экспертных случаев КМП (всего или по отдельным заболеваниям) с достигнутым результатом (результативность в целом или по отдельным заболеваниям).

При применении отдельных методик экспертизы КМП и расчете специальных показателей частоты дефектов, нарушений или при использовании других коэффициентов КМП (УКЛ в зависимости от заболеваний, по отделениям) данные могут быть представлены в виде дополнительных таблиц.

4. Организационно-методические основы создания мониторинга дефектов или других нарушений, установленных в лечебно-профилактических учреждениях

Для непрерывного совершенствования (улучшения) КМП населению, оценки эффективности проводимых мероприятий в ЛПУ, выявления проблем медицинского обслуживания населения необходима оценка текущей и сводной информации результатов экспертных оценок при внутреннем и вневедомственном контроле, данных социологических опросов и анкетирования, а также медико-экономического и клинико-экономического анализа.

Информация журнала ф. N 035/у-02, а также сводная информация о результатах экспертных оценок за определенный период времени (месяц, квартал, год) позволяет создать основу мониторинга за выявленными дефектами в динамике в зависимости от заболеваний. В большинстве сводок должны быть отражены вопросы соблюдения технологии лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса и достижения результата. Примером обобщения такой информации могут быть табл. 7 и 8.

Таблица 7

ДИНАМИКА ЧИСЛА СЛУЧАЕВ ЭКСПЕРТИЗ С ДОСТИГНУТЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЦЕССА (ЭТАПА) И ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАЦИЕНТОВ

N п/п Экспертизы пациентов с заболеваниями <*> Периоды (квартал, год)
1 2 3 4
1         4
2          
3          
4 <*>          
5 всего        

<*> Перечень заболеваний и строк определяет ЛПУ.

Таблица 8

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧИСЛА ЭКСПЕРТИЗ, ИМЕЮЩИХ ДЕФЕКТЫ

N п/ п Экспертизы Периоды (квартал, год)
1 2 3 4
Дефекты
  1 2 3 4 5
1 Временной нетрудоспособности        
2 Освидетельствование и направление в бюро МСЭ        
3 Качества медицинской помощи        
4 Прочие        
5 Всего        

В табл. 7 вносится информация из табл. 6 либо рассчитанный процент экспертных случаев КМП с достигнутым результатом (результативность в целом или по отдельным заболеваниям).

По данным табл. 8 можно судить об успешности выполнения мероприятий по совершенствованию управления качеством медицинской помощи в ЛПУ, а также улучшению работы по медико-социальной поддержке и защите населения.

В табл. 8 вносится информация из табл. 1 и 5 либо показатель частоты (%) экспертиз, имеющих дефекты.

Список литературы

1. Приказ Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.96 N 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации».

2. Приказ Минздрава России и Фонда социального страхования РФ от 06.10.98 N 291/167 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности».

3. Приказ Минздрава России от 21.05.02 N 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях».

4. Закон РСФСР от 28.06.91 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (Изменения — Закон РФ от 20.04.93 N 4741-1).

5. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

7. Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.95 N 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности».

8. Приказ Минздравмедпрома РФ от 19.10.94 N 206 и Постановление Фонда социального страхования РФ от 19.10.94 N 21 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан» (Приложение: Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан). Изменения и дополнения — см. Приказ Минздравмедпрома РФ от 25.06.96 N 267, Постановление Фонда социального страхования РФ от 25.06.96 N 66.

9. Приказ Минздрава России от 23.08.99 N 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)» (в ред. Приказа Минздрава России от 09.01.01 N 3).

В связи с утратой силы Приказа Минздрава от 23.08.99 N 328, следует руководствоваться принятым взамен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Redmi 9c nfc инструкция по эксплуатации на русском
  • Апротинин при панкреатите инструкция по применению
  • Бак сет форте саше инструкция
  • Панаш крем инструкция по применению
  • Карболайн инструкция по применению