Должностная инструкция следователя МВД создается для регламентации основных параметров профессиональной деятельности сотрудника. Согласно Приказу МВД №50 от 01.02.2018 года она включает четыре обязательных раздела, содержание которых определяется руководителем конкретного подразделения, где служит следователь, в соответствии с действующими нормами делопроизводства.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции следователя МВД .doc
Образец должностной инструкции следователя МВД
1. Общие положения
- Следователь МВД принимается на службу в установленном порядке, распоряжением руководителя соответствующего подразделения.
- Следователь МВД подчиняется руководителю следственного подразделения.
- Следователь МВД проходит регулярную переаттестацию в порядке, закрепленном в соответствующей документации.
- График работы следователя МВД определяется на основе внутренних документов подразделения.
- Лицо, претендующее на данную должность, обязано подходить под следующие требования:
- образование юридического профиля;
- успешно пройденные медкомиссия и профотбор;
- наличие комплекта необходимых документов.
- Порядок замены следователя в случае его отсутствия (заболевание, командировка и др.) определяет руководитель следственного подразделения на основе действующих постановлений.
- Следователь МВД обязан разбираться в следующих вопросах:
- актуальной нормативно-правовой базе, регулирующей следственную деятельность;
- принципах взаимодействия с другими представителями правоохранительных органов;
- порядке подчинения и иерархии соответствующих подразделений;
- принципах ведения необходимого документооборота;
- теоретических основах криминалистики, криминологии, юриспруденции;
- методах работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и другими лицами;
- принципах классификации различных видов противоправных действий;
- методах применения передовых достижений криминалистики;
- параметрах использования соответствующей техники и аппаратуры;
- алгоритмах расследования противоправных действий;
- принципах проведения экспертизы и обработки полученных результатов;
- правилах проведения осмотра места происшествия;
- принципах работы с фотоизображениями;
- правилах документирования полученных результатов;
- нормах и тактике проведения допросов;
- алгоритмах проведения следственных действий, необходимость которых выявлена в ходе расследований;
- нормах этики служащих правоохранительных органов;
- правилах работы с офисным оборудованием, профильным программным обеспечением;
- нормах трудовой дисциплины, правилах охраны труда и пожарной безопасности.
- Следователь МВД руководствуется:
- действующей нормативно-правовой базой;
- соответствующей документацией МВД;
- внутренней документацией подразделения;
- содержимым данной инструкции.
2. Обязанности
На следователя МВД возложены следующие функции:
- Взаимодействие с другими служащими правоохранительного аппарата по вопросам своей профессиональной деятельности.
- Обеспечение сохранности данных, полученных в ходе следствия.
- Планирование и проведение необходимых следственных мероприятий.
- Обнаружение мотивов и обстоятельств, значимых для расследования правонарушений.
- Выдача поручений по проведению экспертиз и других следственных действий.
- Подготовка и направление запросов в соответствующие инстанции, в пределах своей компетенции.
- Составление протоколов, планов, схем и иных следственных документов.
- Принятие мер по определению лиц, виновных в преступных действиях.
- Проведение опросов свидетелей и потерпевших, осмотра места происшествия.
- Формирование необходимой для предъявления обвинения доказательной базы.
- Направление дел для предъявления обвинений.
- Возобновление расследования при выявлении новых значимых обстоятельств.
- Закрытие дел при наличии достаточных для этого оснований.
- Обеспечение гарантированных действующим законодательством прав лицам, участвующим в уголовном расследовании.
- Участие в мероприятиях следственных групп, в границах установленной ответственности.
- Обеспечение ведения и сохранности необходимой документации.
- Соблюдение в работе норм трудовой дисциплины, правил пожарной безопасности.
3. Ответственность
Следователь МВД несет ответственность в следующих ситуациях:
- За разглашение конфиденциальных сведений — в порядке, обозначенном в статьях соответствующего законодательства.
- За невыполнение своих профессиональных функций — в границах, данных в документации МВД и соответствующих правовых актах.
- За нарушения нормативов и законодательных актов — в соответствии с положениями административного, трудового, уголовного права.
- В иных случаях, предусмотренных правилами МВД и действующим законодательством.
4. Права
Следователь МВД владеет нижеперечисленным комплексом прав:
- Подписывать документы в пределах своей компетенции.
- Возбуждать дела в том порядке, который указан в положениях УПК.
- Принимать в установленном порядке к производству и передаче уголовные дела.
- Направлять расследование по находящимся в производстве делам.
- Проводить необходимые следственные действия в границах, определенных УПК.
- Получать судебные решения и необходимые согласия глав соответствующих подразделений.
- Давать органам дознания поручения по проведению нужных для расследования следственных мероприятий.
- В установленном порядке обжаловать действия прокуратуры по отмене постановлений о возбуждении уголовных дел.
- Применять иные права, указанные в УПК и профильном законодательстве.
Параметры составления документа
Порядок разработки инструкций для своих сотрудников определен в Приказе МВД от 01.02.2018 года №50. В пунктах 174-184 в разделе IX содержатся основные характеристики, которым должна соответствовать инструкция служащих МВД. Согласно этим пунктам документ должен включать 4 обязательных части:
- Общие положения.
- Должностные обязанности.
- Ответственность следователя.
- Права сотрудника.
Базовые требования к содержанию данных разделов также прописаны в этом нормативном акте. Любые инструкции, используемые в подразделениях МВД, должны составляться с учетом положений данного Приказа и соответствующих разделов ФЗ «О полиции».
Общие положения
Данный раздел содержит характеристику базовых параметров деятельности сотрудника. В нем должны присутствовать:
- Список норм, регулирующих его деятельность.
- Порядок временной замены.
- Данные о графике деятельности.
- Иные данные, включаемые по усмотрению руководства подразделений.
Внимание! Поскольку объем раздела не всегда способен вместить перечень характеристик, в нем можно сослаться на соответствующие внутренние документы, доступные сотруднику (график дежурств и пр.).
Обязанности
В этой части находится исчерпывающий список должностных функций сотрудника. В некоторых подразделениях они могут отличаться, в зависимости от их региональных и профильных особенностей, но основная часть остается неизменной. Прописываются:
- Основные функции, обязательные для позиции следователя.
- Вспомогательные, связанные, в основном, с обработкой документов.
- Базовые, обязательные для всех профессий: соблюдать нормы трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.
Внимание! При написании раздела можно ориентироваться на профстандарт 09.001, описывающий характеристики следователя-криминалиста. Он был утвержден Минтрудом 07.04.2015 года.
Ответственность
В разделе перечисляют случаи, когда специалиста могут привлечь к ответственности. Она может носить административный, дисциплинарный и, в отдельных случаях, уголовный характер. Поскольку степень наказания и мера вины работника определяется в процессе административных и судебных разбирательств, то их подробное рассмотрение со всеми нюансами выходит за рамки инструкции. Это приводит к тому, что раздел имеет небольшой объем и общий формат.
Права
Права следователя основываются на статьях УПК, в первую очередь на статье 38. В них обозначены границы его должностных полномочий и возможностей. Помимо них, следователь обладает правами, гарантированными всем сотрудникам в статье 21 ТК.
Должностные инструкции утверждаются на основе определенного стандарта:
- Составление первоначального варианта.
- Его рассмотрение руководством подразделения и специалистом по кадрам.
- Внесение необходимых правок.
- Распечатывание чистового варианта, с учетом норм делопроизводства.
- Сбор подписей лиц, с которыми согласовывалась инструкция.
- Визирование чистового варианта главой подразделения.
После окончания согласования инструкции с ней знакомится сам сотрудник. Это происходит в присутствии непосредственного руководителя; сотрудник должен поставить свою подпись, соглашаясь с содержимым документа.
Внимание! В пункте 183 раздела IX Приказа МВД от 01.02.2018 года №50 содержится указание на составление должностной инструкции в двух экземплярах. Один из них передается служащему, другой — остается в соответствующем подразделении МВД.
I. Общие положения
1. Следственный отдел МО МВД России «Шушенский» организует расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к подследственности следователей органов внутренних дел.
2. Правовую основу деятельности следственного отдела составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по вопросам предварительного следствия, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящее Положение.
3. Деятельность следственного отдела осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с органами местного самоуправления и
общественными объединениями.
4. Личный состав следственного отдела включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные знания, и работников.
5. Штатная численность и лимит денежного содержания следственного отдела устанавливается начальником ГУ МВД России по Красноярскому краю.
6. Деятельность следственного отдела осуществляется с учетом специализации, на основе планов работы.
7. Порядок взаимодействия следственного отдела с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, экспертно-криминалистическую деятельность устанавливает действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами Министерства.
8. Финансирование следственного отдела производится за счет средств федерального бюджета по смете ГУ МВД России по Красноярскому краю.
9. Делопроизводство в следственном отделе ведется в установленном МВД России порядке.
10. Надзор за законностью деятельности следственного отдела осуществляется соответствующим прокурором в пределах предоставленных ему законом полномочий.
II. Основные задачи и функции следственного отдела.
11. Основной задачей следственного отдела является обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации расследования уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел.
12. С учетом требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации следственный отдел, выполняя следующие основные функции, обеспечивает:
12.1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
12.2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
12.3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.
12.4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу следователей по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
12.5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.
12.6. В обязательном порядке (в произвольной форме) учет:
12.6.1. Поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела.
12.6.2. Выездов следователей на места происшествий.
12.6.3.Возбужденных следователями данного органа внутренних дели поступивших из других органов уголовных дел, а также дел и материалов, выделенных в отдельное производство.
12.6.4. Поручений о производстве следственных действий, поступивших для исполнения.
12.6.5. Лиц, привлеченных к уголовной ответственности, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений.
12.6.6. Результатов расследования и рассмотрения в судах уголовных дел.
12.6.7. Размера причиненного преступлениями материального ущерба и обеспечения его возмещения.
12.6.8. Выявленных в ходе следствия ранее не известных преступлений.
12.6.9. Преступлений, раскрытых по ранее приостановленным делам.
12.6.10. Представлений прокуроров, частных определений судов.
12.6.11. Профилактических мероприятий по материалам следствия, ответов на представления.
12.6.12. Мероприятий воспитательной работы и служебной подготовки с личным составом.
12.7. Учет и правильное использование следователями криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта.
12.8. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
12.9. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.
13. На следственный отдел не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и настоящим Положением.
III. Обязанности и права начальника следственного отдела.
14. Следственный отдел возглавляет заместитель начальника — начальник следственного отдела, который назначается на должность и освобождается от должности начальником ГУ МВД России по Красноярскому краю по представлению начальника главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю.
15. Начальник следственного отдела имеет два заместителя.
16. Заместители начальника следственного отдела назначаются на должность и освобождаются от должности начальником ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю по представлению начальника следственного отделения МО МВД России ≪Шушенский≫.
17. Начальник следственного отдела помимо полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом:
17.1. Осуществляет планирование работы и контроль за выполнением намеченных мероприятий, несет персональную ответственность за организацию и результаты работы органа предварительного следствия; организует исполнение возложенных на него задач.
17.2. Определяет функциональные обязанности своих заместителей, осуществляет распределение служебных обязанностей следователей посредством установления специализации по расследованию отдельных категорий преступлений.
17.3. Рассматривает, поступающие в следственный отдел заявления и сообщения о совершении преступлений и принимает по ним решения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
17.4. Обеспечивает своевременный выезд следователей на места происшествий по сообщениям о совершении преступлений, отнесенных законом к их подследственности.
17.5. По согласованию с начальником МО МВД России ≪Шушенский≫ привлекает к работе по обеспечению расследования преступлений необходимые силы и средства.
17.6. Устанавливает время дежурства следователей в следственно-оперативной группе, предоставляет им в соответствии с законодательством время для еженедельного отдыха и отдыха после дежурства.
17.7. Заслушивает следователей по вопросам взаимодействия с работниками других служб при расследовании преступлений, выполнения планов работы, повышения профессионального мастерства.
17.8. Пресекает факты вмешательства в процессуальную деятельность следователей, не уполномоченных на то законом лиц.
17.9. Анализирует оперативную обстановку, состояние работы по расследованию преступлений, результаты деятельности следственного отделения и каждого следователя.
17.10. Разрабатывает и осуществляет меры по совершенствованию предварительного следствия, вносит соответствующие предложения начальнику ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю.
17.11. Организует учет работы каждого следователя и органа предварительного следствия в целом.
17.12. Составляет согласованный с прокурором статистический отчет о следственной работе, обеспечивает объективность представляемых документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел.
17.13. В установленном порядке представляет в ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю сообщения по каждому факт у освобождения задержанного лица в связи с не подтверждением подозрения в совершении им преступления и освобождения из-под стражи подозреваемого, обвиняемого при прекращении уголовного дела в отношении обвиняемых по реабилитирующим основаниям (за отсутствием события, состава преступления, либо в связи с не доказанностью предъявленного обвинения, в связи с постановлением судом
оправдательного приговора) с изложением оснований принятия соответствующего решения, а также иную информацию во исполнение соответствующих приказов и распоряжений Министерства.
17.14. Организует внедрение в практику работы следователей рекомендаций по научной организации труда, использованию современной криминалистической техники, передового опыта и новых методик расследования преступлений.
17.15. Лично проводит со следователями занятия по служебной подготовке, обеспечивает своевременное изучение каждым сотрудником новых законодательных и нормативных актов, регламентирующи деятельность органов предварительного следствия.
17.16. На основе имеющейся в следственном отделении информации анализирует причины и условия, способствующие совершению преступлений, вносит обобщенные представления руководителям предприятий, учреждений и организаций, направляет информации и предложения в соответствующие органы власти и управления.
17.17. Рассматривает представления прокуроров, частные определения судов о нарушениях норм уголовно-процессуального законодательства, жалобы на действия следователей в ходе
предварительного следствия и принимает меры по устранению недостатков в их работе.
17.18. В установленном порядке распоряжается денежными средствами, выделяемыми для нужд следственного отделения.
17.19. Вносит предложения начальнику ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю о привлечении к дисциплинарной ответственности следователей за нарушение служебной дисциплины, законности, ведомственных нормативных актов.
17.20. Обеспечивает соблюдение сотрудниками требований Закона о службе в органах внутренних дел 342-ФЗ от 30.11.2011 года.
18.21. В установленном порядке ходатайствует о поощрении сотрудников, представляет их к присвоению специальных званий, перемещению по службе, поощряет в пределах своих полномочий за успешную работу по раскрытию и расследованию преступлений.
18.22. Непосредственно участвует в решении вопросов социального обеспечения и бытового устройства сотрудников.
18.23. Представляет следственный отдел в органах местного самоуправления, других ведомствах, учреждениях, организациях.
19. В период временного отсутствия начальника следственного отдела его обязанности выполняет один из заместителей.
Краткое содержание
Следователь: история становления процессуально-правового статуса
Истоки регламентации процессуально-правового статуса следователя тесно связаны с периодом зарождения следственных органов на территории России, которые возникли во времена правления Петра I. В 1717 году император своим Наказом учредил «майорские» следственные канцелярии, занимавшиеся расследованием наиболее опасных преступлений тех лет, посягающих на интересы государства (включая взяточничество, мошенничество должностных лиц). Отличительной чертой следственных канцелярий была независимость от других органов.
Однако просуществовали они недолго – до 1723 года. С этой даты и до 1860 года расследованием преступлений занимались неспециализированные судебные и административные органы, включая Сыскной приказ и Главную полицмейкерскую канцелярию. Качество расследования такими органами оставляло желать лучшего, поэтому предпринимались попытки исправить ситуацию. Например, в 1837 году был подготовлен Проект о следствии, предусматривающий учреждение должности следственных приставов по судам. На данных должностных лиц возлагалась обязанность ведения предварительного расследования.
В 1860 году Александр II подписал Указ об отделении следственной части от полиции, предусматривающий создание должности судебных следователей в уездах и городах в целях расследования преступлений. К кандидатам на должность следователя предъявлялись высокие требования:
- успешное прохождение курса наук в высших или средних учебных заведениях;
- опыт работы с уголовными делами или успешное осуществление нескольких следственных действий;
- добросовестность.
Однако окончательно статус следователя утвердился в 1864 году с принятием Устава уголовного судопроизводства. В этом документе была заложена идея процессуальной самостоятельности и независимости следователя, которая нашла отражение во всех последующих нормативно-правовых актах России. Согласно Уставу, следователи назначались императором по представлению министра юстиции, хотя в системе судебной иерархии он занимал низшую ступень. Позднее происходит учреждение должности следователя по важнейшим делам и по особо важным делам окружных судов.
С принятием в 1917 году Декрета СНК РСФСР «О суде» фактически упразднялись должности судебных следователей, частной адвокатуры, присяжной адвокатуры и прокурорского надзора. В 1920 году учреждается должность народного следователя, который контролировался судебными органами. Именно суд решал все вопросы, связанные с подбором кандидатов на должность следователя, их финансированием и не только. Однако и сами народные следователи обладали определенной самостоятельностью: так, они принимали решение о возбуждении уголовного дела, о проведении необходимых следственных действий, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т.д.
В 1928 году контроль за деятельностью следственных органов был закреплен за прокуратурой в целях повышения качества расследования уголовных дел. А в 1936 году с созданием Следственного отдела в Прокуратуре СССР окончательно оформилась прокурорская модель предварительного расследования.
Основы уголовного судопроизводства ССССР и союзных республик 1958 года и УПК РСФСР 1960 года правом ведения предварительного расследования наделяли следователей органов прокуратуры и госбезопасности, а следственный аппарат милиции был упразднен. Милиция выполняла отдельные поручения следователей и могла осуществлять дознание.
Ст. 127 УПК РСФСР закрепляла самостоятельность следователей при осуществлении предварительного расследования, хотя многие исследователи полагали, что им отводилась чисто техническая роли и в действительности ходом следствия руководит прокурор. Это мнение подкреплял факт отнесения значительной части следственного аппарата к органам прокуратуры.
С 70-80-х годов началось активное обсуждение вопроса о необходимости отделения следственного аппарата от прокуратуры, а также лишения прокуроров функций, связанных с руководством предварительным расследованием. Эти дискуссии продолжились и после распада СССР, приведя в конечном счете к реформам УПК РФ 2007 и 2011 годов, предусматривающим создание Следственного комитета РФ и утрату прокурором возможности руководства предварительным следствием. Такая институциональная самостоятельность означала фактическое возвращение к «истокам» времен Петра I.
Правовой статус следователя
В соответствии со ст. 38 УПК РФ, следователь – должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. В свою очередь, предварительное следствие можно определить как уголовно-процессуальную деятельность, заключающуюся в осуществлении специально уполномоченными органами и должностными лицами мероприятий по установлению обстоятельств совершенного преступления, обнаружению и закреплению его следов, раскрытию и изобличению виновных лиц.
Говоря о статусе следователя, следует иметь в виду, что он включает множество элементов, и прежде всего права и обязанности. Ч. 2 ст. 38 УПК РФ перечисляет список полномочий следователя:
- возбуждать уголовное дело;
- принимать дело к своему производству или передавать его руководителю в целях направления по подследственности;
- самостоятельно определять ход предварительного следствия, принимать решения о необходимости проведения определенных следственных и процессуальных действий (кроме случаев, когда на это требуется согласие суда или руководителя следственного органа);
- давать органу дознания письменные поручения о проведении каких-либо следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- давать следователю, дознавателю, органу дознания поручение об обеспечении участия в следственном действии конкретного лица;
- обжаловать с согласия руководителя следственного органа различные решения прокурора (например, об отмене постановления о возбуждении уголовного дела);
- осуществлять иные полномочия.
В данном случае полномочия следователя – это его права, возведенные в ранг должностных обязанностей.
Следует отметить: самостоятельное определение хода расследования заключается в том, что следователь вправе независимо от прочих должностных лиц решать, какие следственные действия необходимо провести и кого вызвать для участия в них, кому поручить проведение экспертизы и т.д. Но самостоятельность следователя не абсолютна, она имеет определенные границы, обусловленные наличием контрольных функций со стороны руководителя следственного органа и прокурора, а также судебным контролем в порядке ст. 125 УПК РФ..
Следователи МВД, СК РФ и ФСБ РФ
В соответствии со ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие может осуществляться следователями СК РФ, ФСБ РФ и органов внутренних дел. В истории России также некоторое время существовали, последовательно сменив одни других, следователи налоговой полиции и следователи Госнаркоконтроля, но в настоящее время данные структуры упразднены, а их полномочия перераспределены между следственным комитетом и министерством внутренних дел.
Перечень преступлений, расследуемых следователями Следственного Комитета РФ, довольно широк: это убийства, похищения людей, уклонение от уплаты налогов и т.д. Также следователи СК занимаются раскрытием преступных деяний, совершенных сенаторами, депутатами Госдумы РФ, адвокатами, судьями, прокурорами и прочими спецсубъектами, а также несовершеннолетними гражданами (если речь идет о тяжких и особо тяжких преступлениях), и тяжкими и особо тяжкими преступлениями в отношении несовершеннолетних. Если по сути, то следователи СКР расследуют наиболее сложные тяжкие и особо тяжкие преступления.
В компетенции следователей ФСБ находится расследование преступлений, связанных с государственной безопасностью, включая некоторые преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, порядка управления, государственной власти, мира и безопасности человечества. В частности, должностные лица ФСБ расследуют дела о терактах, захвате заложников, об экспорте из РФ военных технологий, разработке, производстве и сбыте оружия массового поражения и не только.
Основная масса преступлений расследуется следователями органов внутренних дел. Это кражи и мошенничества с отягчающими обстоятельствами, разбой, незаконная банковская деятельность, «банкротные» преступления и многие другие деяния.
В рамках данной статьи мы акцентируем внимание на деятельности следователей Следственного Комитета РФ.
Права следователей
При осуществлении перечисленных в ст. 38 УПК РФ полномочий следователь наделяется правами, указанными в ст. 7 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Так, он вправе:
- Входить на территории и в помещения, занимаемые органами власти, различными учреждениями и организациями, иметь доступ к материалам и документам в целях проверки сообщения о преступлении или расследования уголовного дела.
- Входить в жилые и нежилые помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки для пресечения преступлений, преследования совершивших их лиц, либо при наличии достаточных данных полагать, что там было совершено или совершается противоправное деяние.
- Требовать от руководителей и должностных лиц различных организаций и предприятий предоставления необходимых документов, выделения специалистов для разъяснения каких-либо вопросов, проведения проверок, ревизий, исследования документов, предметов и т.д.
- Вызвать должностных лиц и прочих субъектов для дачи объяснений и осуществления следственных действий на стадии досудебного производства.
Занятие должности следователя накладывает на лицо определенные ограничения. Так, в ст. 5 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» указано, что следователь не вправе:
- являться членами партий и организаций, преследующих политические цели, а равно участвовать в их деятельности;
- совмещать свою работу с другой деятельностью на возмездной основе (кроме педагогической, научной и другой творческой);
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, прочих органов зарубежных некоммерческих неправительственных организаций и их филиалов, действующих в России.
Указанные ограничения направлены на обеспечение принципа независимости следственных органов от органов власти, общественных объединений и различных организаций.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность следователя
Общие требования к кандидатам, претендующим на должность следователя, перечислены в ст. 16 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Назовем их:
- гражданство РФ;
- высшее юридическое образование, полученное по аккредитованной образовательной программе;
- наличие необходимых профессиональных и моральных качеств (которые в законе не называются);
- способность по состоянию здоровья исполнять свои служебные обязанности.
На должность следователя может быть принято лицо, получающее высшее юридическое образование при условии, если оно успешно освоило хотя бы половину образовательной программы и не имеет академической задолженности. Возможен даже прием граждан без высшего юридического образования при наличии другого высшего образования, соответствующего занимаемой должности.
К сотрудникам СК РФ руководящего звена устанавливаются дополнительные требования. Так, руководителем следственного отдела может быть лицо старше 25 лет, имеющий опыт работы не менее 3 лет в следственных органах, прокуратуре или суде.
Гражданин не может быть принят на должность следователя при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- недееспособность/ ограниченная дееспособность лица;
- вынесенный в отношении него и вступивший в законному силу обвинительный приговор, наличие судимости (в том числе снятой и погашенной), осуществление в отношении лица уголовного преследования, прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
- отказ от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну (если должность предполагает работу с такой информацией);
- наличие заболеваний, препятствующих службе в СК РФ (их перечень приведен в Постановлении Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 500);
- близкое родство/ свойство с другим сотрудником или служащим СК РФ, если их взаимоотношения будут предполагать подчиненность или подконтрольность;
- отсутствие гражданства РФ;
- наличие гражданства другого государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право постоянного проживания в пределах другой страны;
- предоставление ложных сведений о себе при поступлении на службу в СК РФ;
- непредоставление/ предоставление недостоверной информации о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера (своих или супруга);
- несоблюдение ограничений, установленных ФЗ «О противодействии коррупции».
Звания следователей
Одним из элементов прохождения службы в СК РФ является присвоение первого или очередного звания. Система званий создает необходимые предпосылки для устойчивого служебно-правового положения сотрудников, установления отношений подчиненности и старшинства, стимулирования служебного роста и личной инициативы кадров.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», следователям присваиваются следующие звания:
- младший лейтенант юстиции;
- лейтенант юстиции;
- старший лейтенант юстиции;
- капитан юстиции;
- майор юстиции;
- подполковник юстиции;
- полковник юстиции;
- генерал-майор юстиции;
- генерал-лейтенант юстиции;
- генерал-полковник юстиции;
- генерал юстиции Российской Федерации.
Условия присвоения каждого из перечисленных званий установлены Приказом СК России от 16.12.2015 № 116. Например, лицу, получающему высшее юридическое образование и не имеющему академической задолженности, может быть присвоено звание младший лейтенант юстиции. А лейтенантом юстиции может стать следователь с высшим юридическим образованием, прошедший аттестацию и имеющий стаж службы в СК не менее 6 месяцев.
Сроки пребывания в специальных званиях следующие (п. 29 Указа Президента РФ от 14.01.2011 № 38):
- 1 год — младший лейтенант юстиции;
- 2 года — лейтенант юстиции;
- 3 года — старший лейтенант юстиции и капитан юстиции;
- 4 года — майор юстиции;
- 5 лет — подполковник юстиции.
Сроки пребывания в звании генерал-полковника юстиции и генерала юстиции законодательством не установлены.
Благодарим авторов, работы которых помогли нам в подготовке материала:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 № 403-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
- Указа Президента РФ от 14.01.2011 № 38 (ред. от 26.02.2024) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 500 «О медицинском освидетельствовании лиц на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ СК России от 16.12.2015 № 116 (ред. от 12.05.2022) «Об утверждении Порядка присвоения специальных званий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации до полковника юстиции включительно и Перечня должностей, замещаемых сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, и соответствующих им специальных званий до полковника юстиции включительно» // СПС «КонсультантПлюс».
- Алхаматов Н.Д. История становления процессуально-правового статуса следователя в уголовном судопроизводстве России // Закон и право. 2024.
- Лоза Т.В. История создания и становления следственного комитета Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2013. №1 (1).
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла ст. 38 см. Постановление КС РФ от 21.11.2017 N 30-П.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
4.1) давать следователю, дознавателю или органу дознания в порядке, предусмотренном статьей 189.1 настоящего Кодекса, обязательное для исполнения письменное поручение об организации участия в следственном действии лица, участие которого в данном следственном действии признано необходимым;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 501-ФЗ)
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Оглавление
Кто такой Cледователь
Следователь в уголовно-процессуальном праве — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с УПК РФ является стороной обвинения.
Следователь оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК). Он собирает доказательства, проверяет их и оценивает с позиций законности получения, их достоверности, достаточности, относимости, а затем — допустимости.
Будущий следователь должен получить Высшее Юридическое образование, так как осуществляя свою деятельность он должен знать:
- уголовно-процессуальный кодекс,
- криминалистику,
- законодательство,
- логику,
- психологию.
По окончании такого высшего учебного заведения вполне можно устраиваться на практику в следственный отдел. От успешного прохождения практики зависит и дальнейшая карьера. Если все пройдет гладко, то сразу же после практики вы сможете получить хорошую работу.
Впрочем, даже после окончания учебы, сам процесс обучения не заканчивается. Следователям приходится ежегодно сдавать три дисциплины:
- рукопашный бой;
- стрельбу из табельного (личного) оружия;
- физическую подготовку.
Но получение высшего образования — это не единственный путь к работе следователем. Вторым вариантом достижения этой цели является поступление на службу в следственные органы МВД со средним образованием. Конечно, в данном случае вы можете претендовать только на менее желанную должность помощника следователя. Впрочем, ситуацию можно исправить, окончив (пусть даже заочно) хотя бы три курса университета по специальности.
В целом, карьерная лестница выглядит следующим образом:
- Помощник следователя.
- Следователь.
- Старший следователь.
- Следователь по особо важным делам.
- Начальник следственного отдела.
Успешным может стать только эрудированный человек, имеющий:
- аналитический склад ума и гибкость мышления,
- умеющий четко и лаконично излагать свои мысли,
- отстаивать свою точку зрения и аргументировать её.
Именно такой человек может много добиться в этой профессии.
В настоящее время, получить желаемую должность можно лишь получив высшее юридическое образование. Поэтому, первым шагом будет подготовка к поступлению и не только.
Историческая справка профессии
Профессия появилась еще в Римской империи. Уже в то время государству нужны были люди, которые бы проводили тайные мероприятия по розыску. После сбора всех необходимых фактов, их систематизации, они представляли полученные данные на судебном заседании.
Только в конце XIX века криминалистика стала самостоятельной наукой. Ее основателем принято называть француза Альфонса Бертильона и австрийца Ганса Гросса. Они предложили методы идентификации по отпечаткам пальцев и портрету человека.
Полномочия следователя
Следователи в России обладают определенными полномочиями в рамках уголовного процесса. Вот основные полномочия следователя:
- Проведение дознания: Следователи осуществляют дознание, то есть предварительное расследование фактов, которые могут свидетельствовать о совершении преступлений. Они собирают доказательства, выслушивают показания свидетелей и потерпевших, а также проводят другие необходимые мероприятия.
- Применение мер пресечения: В случае необходимости следователь может применять меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых, такие как задержание, арест, обязательства о невыезде и др. Эти меры применяются для обеспечения следствия и предотвращения сокрытия от правосудия.
- Допросы: Следователь имеет право допрашивать свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Допросы проводятся в соответствии с установленными процедурами.
- Решение вопросов о возбуждении уголовных дел: Следователь принимает решение о том, следует ли возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении в случае отсутствия достаточных оснований. Это решение принимается на основе проведенного дознания и собранных доказательств.
- Сотрудничество с другими правоохранительными органами: В процессе расследования следователи могут взаимодействовать с другими правоохранительными структурами, обмениваться информацией и координировать свои действия для более эффективного борьбы с преступностью.
- Оценка законности применения принудительных мер: Следователи ответственны за оценку законности применения принудительных мер в рамках уголовного процесса, таких как арест, обыск и допрос. В случае выявления нарушений закона они могут предпринимать соответствующие действия.
- Сбор информации и анализ доказательств: Следователи активно занимаются сбором и анализом доказательств.
Особенности профессии следователя
Работа следователя — это деятельность, направленная на раскрытие преступлений. Особенность его работы начинается еще с осмотра места преступления, выявления и сбора всех необходимых доказательств. И в последующем, после получения необходимых лабораторных результатов и выводов, определения существенных деталей, по которым пойдет процесс раскрытия преступления и установления правонарушителя. Точное определения личности последнего тоже зависит от уровня квалифицированности, профессиональных качеств и опыта следователя.
Что должен знать
- Федеральные законы и федеральные конституционные законы.
- Различные нормативно-правовые акты РФ, так или иначе связанные с профессиональной деятельностью следователя.
- Нормативно-правовые акты своего отдела следственного комитета.
- Постановления и нормативные акты, связанные с правами человека, а также с функциями и обязанностями следователя, которые выпускает Конституционный суд РФ, а также Верховный и Высший арбитражный суды.
Грамотный специалист обязан также иметь представления о постановлениях Европейского Суда по правам человека (только если эти постановления так или иначе связаны с деятельностью следователя и с уголовным правом).
- Основы таможенного законодательства.
- Указания, приказы и другие нормативные акты СК РФ.
- Основы этики и служебного поведения служащих в СК РФ.
- Основы делового общения. Правила внутреннего распорядка.
- Основы техники безопасности.
- Порядок и правила работы со статистикой и различного рода документами.
См. Кто такой дознаватель.
В чем заключается работа следователя
К более локальным и узконаправленным задачам деятельности следователя относятся следующие:
- Осуществление предварительного расследования порученного ему дела.
- Обработка поступающей информации, её анализ, сбор и синтез имеющихся сведений, разрешение возникающих в ходе следствия тактических задач.
- Раскрытие преступлений различной специфики, куда относятся не только уголовные, но и экономические, и политические правонарушения.
- Руководство оперативной группой, в том числе следователей, координирование её действий.
- Организация взаимодействия со службой криминальной полиции с целью задержания подозреваемых лиц.
- Установление истины.
- Передача всех полученных в ходе следствия сведений в суд для вынесения обвиняемому лицу справедливого приговора.
УПК РФ выделяет два вида следователей
Следователь — криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству (п. 40.1 ст. 5 УПК РФ). Кроме того, следователь-криминалист по поручению руководителя следственного органа вправе производить по уголовному делу, находящемуся в производстве другого следователя, отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Поручение руководителя следственного органа должно быть дано в письменном виде;
Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (п. 41 ст. 5 УПК РФ);
Деятельность сотрудника заключается в:
- возбуждении уголовных дел;
- решении всех вопросов, возникающих в ходе расследования и принятие необходимых мер.
- активном участии в судах над обвиняемыми;
- обжаловании некоторых решений и добиваться именно справедливого исхода судебных дел.
Что же касается личной стороны следователя, то ему необходимо обладать аналитическим составом ума и уметь отстаивать своё мнение приводя достоверные факты и доказательства.
Предварительное следствие производится следователями
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены равными процессуальными правами и выполняют одинаковые обязанности. Вместе с тем их компетенция в части расследования тех или иных уголовных дел (подследственность) законом разграничена и определяется с учетом специфики предмета расследования, отраженного в уголовно-правовой квалификации соответствующих деяний (ст. 151 УПК).
Разумный срок уголовного судопроизводства
При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.
Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела
- Во-первых, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений.
- Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме.
- В-третьих, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
Однако следователь не вправе возлагать на органы дознания производство действий, которые согласно закону он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т.д.).
Закон определяет, что следователь обязан выявлять причины и условия, которые способствовали совершению преступления, в том числе по обстоятельствам, не являющимся криминальными.
Это в определенной степени функция надзора, поскольку, устанавливая нарушения закона, которые не содержат признаков преступления, но были причинами и условиями, которые способствовали совершению преступления, следователь уполномочен реагировать на них посредством внесения представления. Это, несомненно, достаточно сложная деятельность, расширяющая обязанности следователя при производстве предварительного следствия.