Должностная инструкция дизайнера применяется работодателем для разъяснения основных аспектов деятельности сотрудника: его прав, должностных обязанностей, возможной ответственности и других моментов. Поскольку инструкция имеет правовую значимость и может использоваться в административных и судебных разбирательствах по трудовым спорам, она требует внимательного отношения к качеству написания и оформления.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции дизайнера .doc
Образец должностной инструкции дизайнера
1. Основные положения
- Дизайнер принимается на работу и увольняется с неё приказом директора фирмы, по рекомендации начальника рекламного отдела.
- Дизайнер подчиняется руководителю рекламного отдела.
- Кандидат на должность обязан отвечать следующим квалификационным требованиям:
- профильное высшее (средне-специальное) образование;
- владение специализированными графическими программами на профессиональном уровне;
- трудовой опыт в сфере дизайна от трех лет.
- В случае временного отсутствия специалиста (болезнь, рабочая командировка и пр.) его задачи исполняет другой сотрудник, назначенный начальником рекламного отдела.
- Кандидат на эту позицию должен профессионально разбираться в следующих областях:
- отраслевые стандарты деятельности;
- правила обработки соответствующей документации;
- стандарты работы с эскизами и чертежами;
- приемы изготовления макетов;
- правила проведения расчётов, востребованных в дизайнерской деятельности;
- параметры, по которым оценивается результативность его деятельности;
- нормы взаимодействия с другими сотрудниками по вопросам, относящимся к дизайну;
- алгоритмы работы с профильным программным обеспечением;
- этапы и параметры создания дизайнерских проектов;
- правила взаимодействия с правообладателями по вопросам дизайнерских разработок;
- приемы работы с цветом и пропорциями в создаваемых проектах;
- теоретические основы эстетики и профильного дизайна;
- особенности использования дизайнерских инструментов;
- правила создания презентаций своих проектов и проведения обсуждений их качества;
- опыт успешного внедрения дизайнерских проектов от лидеров отрасли;
- стандарты оформления документов на реализуемые проекты;
- экономические параметры, учитываемые при создании дизайнерских разработок;
- правила поддержания порядка на своем рабочем месте;
- основные нормативы в сфере экологии, охраны труда, эргономики, которым должны соответствовать реализуемые дизайнерские проекты.
- Дизайнер в своей деятельности руководствуется:
- актуальным законодательством;
- отраслевыми стандартами;
- документацией фирмы;
- положениями данной инструкции.
2. Функции
На дизайнера возлагается решение следующих задач:
- Контроль качества внедряемых дизайнерских разработок.
- Разработка дизайнерских проектов в соответствии с заданными критериями.
- Контроль за производством опытных образцов.
- Ведение делового документооборота в своей сфере ответственности.
- Участие в экспертизе сторонних моделей и расчетов, относящихся к дизайну.
- Участие в подборке материалов для разрабатываемых проектов.
- Разработка дизайнерских аспектов технических заданий.
- Изготовление востребованных чертежей, моделей, эскизов, в том числе с приемами компьютерного моделирования.
- Проведение необходимых расчетов по своим проектам, а также их обоснование.
- Отслеживание актуальных трендов в области дизайна.
- Взаимодействие с коллегами и контрагентами по аспектам, затрагивающим дизайнерскую деятельность.
- Отслеживание отношений с правообладателями в процессе разработки и утверждения дизайнерских решений.
- Участие в расчетах экономических параметров дизайнерских проектов.
- Учет эргономических требований в разрабатываемых проектах.
- Внесение требуемых коррективов в свои разработки.
- Соблюдение стандартов трудовой дисциплины, охраны труда и пожарной безопасности.
- Поддержание порядка на своем рабочем месте.
3. Ответственность
Дизайнер может быть привлечен к ответственности в следующих ситуациях:
- За материальный ущерб, полученный работодателем по его вине, — в границах, установленных в соответствующих статьях законодательства.
- За невыполнение должностных функций, закрепленных в данной инструкции, — в соответствии с параметрами трудового права.
- За нарушения действующих норм и законов, совершенные на рабочем месте, — в порядке, определенном положениями административного, трудового и уголовного законодательства.
4. Права
Дизайнер наделяется следующими правами:
- Требовать от других служащих фирмы информацию, нужную для выполнения своих трудовых обязанностей.
- Представлять отдел рекламы на встречах с контрагентами.
- Предлагать мероприятия по улучшению трудовых процессов в сфере своей деятельности.
- Участвовать в собраниях персонала, где затрагиваются вопросы, относящиеся к дизайнерскому направлению.
- Подписывать документацию в пределах своей ответственности.
- Требовать от руководства поддержания условий, нужных для эффектного выполнения своих обязанностей.
- Получать дополнительные выплаты по мере выполнения показателей эффективности (KPI), закрепленных в соответствующих внутренних документах.
Основные параметры документа
Должностная инструкция создается в соответствии с определенной структурой:
- Общий раздел.
- Трудовые функции.
- Ответственность сотрудника.
- Его права.
К этим обязательным разделам, содержащим основные параметры деятельности сотрудника, многие работодатели добавляют и ряд вспомогательных:
- Условия трудовой деятельности.
- Должностные взаимосвязи.
- Критерии, по которым оценивается успешность сотрудника.
- Другие аспекты, на которых они хотят заострить внимание.
Включение дополнительных разделов имеет смысл в крупном бизнесе, когда компании-работодатели стремятся документировать свои отношения с многочисленными сотрудниками, занятыми на разных позициях. Это помогает снизить частоту индивидуальных споров и недопониманий в трудовой деятельности.
Общие положения
Вступительная часть, где прописываются основные параметры трудовой деятельности:
- кто руководит специалистом;
- кем он принимается на работу и увольняется с неё;
- порядок его временной замены;
- ожидаемые от него опыт и образование;
- какие практические умения требуются нанимателю;
- другие возможные аспекты.
Основную роль здесь играют требования к квалификации. Они обеспечивают проверку готовности кандидата к решению должностных задач.
Внимание! Содержание инструкции не должно вступать в противоречие с трудовым договором, который имеет приоритет в случае возникновения противоречий между ними.
Функции
Должностные обязанности, указанные в этой части, зависят от сферы деятельности дизайнера и отраслевой принадлежности его нанимателя. Содержимое раздела можно распределить на три части:
- Основные функции — совпадают у большинства дизайнеров на разных предприятиях.
- Второстепенные — могут отличаться, в зависимости от значения сотрудника в конкретной компании, его квалификации и других моментов.
- Базовые — они обязательны для разных профессий: соблюдать правила безопасности, поддерживать порядок на работе и пр.
Внимание! В качестве ориентира для составления раздела может использоваться профстандарт 40.059 «Промышленный дизайнер». Также есть еще 14 профстандартов, подходящих для дизайнеров в различных отраслях деятельности, от разработки оформления транспортных средств до проектирования детских товаров.
Ответственность
Меры наказания сотрудника, как и случаи, в которых его можно привлечь к ответственности, установлены в статьях соответствующего законодательства. Поэтому параграфы раздела составлены в упрощенной форме: ведь конкретные последствия нарушений определяются лишь после окончания соответствующих административных и юридических процедур.
Права
Этот раздел посвящен перечислению прав, данных сотруднику работодателем. Этот список не должен повторять перечень прав, закрепленных в статье 21 ТК. Скорее он служит в роли дополнения, а его объем зависит от роли сотрудника, трудовой политики нанимателя и других моментов.
Профессия дизайнера требует большого объема специализированных знаний и готовности применять их в работе. Неквалифицированный сотрудник на этой позиции способен принести большой вред работодателю, срывая сроки, подрывая репутацию и нанося ущерб конечному продукту. Поэтому инструкция для дизайнера, как и других ответственных позиций, проходит несколько этапов составления:
- Написание чернового варианта, с ориентацией на стандартные образы и подходящие профстандарты.
- Обсуждение с юристом, менеджером кадровой службы, будущими коллегами и руководителями сотрудника.
- Подготовка исправленного с их помощью варианта.
- Визирование инструкции руководителями фирмы, чьи подписи требуются по нормам документооборота.
- Подписывание документа самим сотрудником.
Внимание! Инструкцию распечатывают на корпоративном бланке, с включением атрибутов официального документа: даты составления, заголовка, расшифровки подписей и других.
Старший дизайнер — это специалист, который отвечает за руководство командой дизайнеров, контроль качества их работы и общее направление творческого процесса. Эта роль является ключевой в любой компании, занимающейся разработкой дизайна продуктов или услуг. В этой статье мы рассмотрим основные обязанности старшего дизайнера, его навыки и компетенции, а также перспективы карьерного роста в этой профессии. Основные обязанности старшего дизайнера Руководство командой дизайнеров: старший дизайнер отвечает за распределение задач между членами команды, контроль их выполнения и обеспечение эффективного взаимодействия между ними. Он также обеспечивает мотивацию и развитие навыков своих подчинённых. Контроль качества: старший дизайнер следит за тем, чтобы проекты соответствовали установленным стандартам качества и требованиям заказчика. Он проверяет работу дизайнеров на соответствие техническим спецификациям и эстетическим критериям. Творческое лидерство: старший дизайнер определяет общее направление творческого процесса и обеспечивает его соответствие целям и задачам компании. Он генерирует идеи, разрабатывает концепции и контролирует их реализацию. Коммуникация с заказчиком: старший дизайнер общается с заказчиком, выясняет его требования и пожелания, а также предоставляет ему промежуточные результаты работы. Управление проектами: старший дизайнер планирует и координирует работу над проектами, распределяет ресурсы и контролирует сроки выполнения задач. Анализ рынка и конкурентов: старший дизайнер изучает рынок, анализирует конкурентов и определяет тренды в дизайне. Это позволяет ему создавать уникальные и конкурентоспособные продукты. Обучение и развитие: старший дизайнер передаёт свои знания и опыт молодым специалистам, обучает их новым методикам и технологиям. Навыки и компетенции старшего дизайнера Для успешной работы в роли старшего дизайнера необходимы следующие навыки и компетенции: ***Лидерские качества:*способность руководить командой, мотивировать её и обеспечивать эффективную работу. Коммуникативные навыки: умение общаться с заказчиками, коллегами и подчинёнными, понимать их потребности и ожидания. ***Творческое мышление:*способность генерировать новые идеи, разрабатывать концепции и воплощать их в жизнь. Аналитические способности: умение анализировать рынок, конкурентов и требования заказчика, чтобы создавать уникальные и конкурентоспособные продукты. ***Технические знания:*понимание принципов дизайна, владение инструментами и технологиями, необходимыми для работы. Умение работать в условиях неопределённости: способность принимать решения в условиях ограниченных ресурсов и изменяющихся требований. Перспективы карьерного роста Старший дизайнер может развиваться в нескольких направлениях: Руководитель отдела дизайна: старший дизайнер может стать руководителем отдела дизайна, отвечая за всю команду и проекты. Арт-директор: старший дизайнер может перейти на позицию арт-директора, где он будет отвечать за общий стиль и направление дизайна компании. Дизайнер продукта: старший дизайнер может стать дизайнером продукта, разрабатывая дизайн конкретных продуктов или услуг. Консультант по дизайну: старший дизайнер может работать в качестве консультанта, помогая компаниям в разработке дизайна продуктов или услуг. В целом, роль старшего дизайнера является ключевой в любой компании, занимающейся разработкой дизайна продуктов или услуг. Старший дизайнер отвечает за руководство командой дизайнеров, контроль качества их работы и общее направление творческого процесса. Он должен обладать лидерскими качествами, коммуникативными навыками, творческим мышлением и техническими знаниями. Перспективы карьерного роста в этой профессии включают возможность стать руководителем отдела дизайна, арт-директором, дизайнером продукта или консультантом по дизайну.
Дизайнеры бывают разные: от ландшафтных до модных. Мы же предлагаем вам образец должностной инструкции дизайнера, работающего в издательском доме. Соответственно, основные должностные обязанности дизайнера в этой сфере – верстка и создание рекламных модулей. Не забудьте их четко прописать в должностной инструкции дизайнера, вам только кажется, что творческие люди не обращают внимание на такие подробности.
Должностная инструкция дизайнера
1. Общие положения
1.1. Дизайнер относится к категории специалистов.
1.2. Дизайнер назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании по представлению арт-директора / главного редактора.
1.3. Дизайнер подчиняется непосредственно арт-директору / главному редактору.
1.4. На время отсутствия дизайнера его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность дизайнера назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: образование – среднее специальное, высшее, опыт аналогичной работы от года, знание редакционно-издательских пакетов на платформах РС и Мас.
1.6. Дизайнер должен знать:
— действующие стандарты и технические условия, методики оформления различных изданий;
— основы полиграфического дизайна;
— графические программы (Adobe PhotoShop, Adobе Illustrator, QuarkXPress, PageMaker, CorelDraw, др.).
1.7. Дизайнер руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности дизайнера
Дизайнер выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет верстку полос текущих номеров (статей и рекламных макетов).
2.2. Выполняет работы по художественному оформлению публикаций различного характера.
2.3. Разрабатывает проекты художественного оформления изданий.
2.4. Консультирует своего непосредственного руководителя (менеджера рекламной службы) о принципах и вариантах решения поставленных дизайнерских задач.
2.5. Согласовывает эскизы (проекты) с непосредственным руководителем (менеджером рекламной службы).
2.6. Осуществляет авторский надзор за реализацией художественно-оформительских решений персоналом предприятия (верстальщиками, художественными редакторами, пр.).
2.7. Заказывает художникам и бильдредакторам иллюстрации.
3. Права дизайнера
Дизайнер имеет право:
3.1. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
3.2. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы компании.
3.3. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании.
3.4. Принимать решения в пределах своей компетенции.
4. Ответственность дизайнера
Дизайнер несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
Я продакт дизайн лид в компании Instories. В нашей команде дизайнеры с разными грейдами и передо мной встал вопрос о том, как наладить работу с каждым в отдельности, чтобы не заниматься микроменеджментом, но при этом быть уверенной в качестве выпускаемых фичей. Мы с HR начали прописывать зоны ответственности для каждого грейда и точки контроля. Именно из этого процесса и получилась статья.
Для начала скажу, что все зоны ответственности должны быть таковыми по моему субъективному мнению. Я знаю минимум десяток примеров, когда джуны принимали важные решения по развитию проектов; и такой же десяток, когда сеньеры не принимали вообще никаких решений. Но я не считаю это правильным. Если вы в процессе чтений найдёте себя не в том грейде по зоне ответственности, не переживайте. У вас свой путь.
Это участок проекта или процесса. Внутри зоны ответственности есть задачи, за выполнение которых отвечает сотрудник.
Кажется, что чем больше зона ответственности, тем лучше: можно влиять на бизнес, принимать решения по развитию продукта, управлять ресурсами и тд.. На практике, если ты не готов к ответственности, её увеличение может фрустировать; заставлять чувствовать себя некомпетентым; принимать решения, для которых не хватает навыков. Если ответственность слишком большая, то её рано или поздно захочется скинуть.
Давайте представим дизайнера, который устроился в первую компанию на позицию джуна. В компании он единственный дизайнер и может сложиться ощущение, что он ответственный за весь дизайн в компании. Что делает наш дизайнер? Начинает пытаться строить процессы, внедрять практики, делать редизайны и много чего ещё. Но что-то всё не получается: его никто не слушает, задачи падают сверху без особых обсуждений, практики не внедряются, редизайн не идёт. Это то, как видит ситуацию дизайнер.
Руководство видит начинающего специалиста, которого взяли на рост, но пока он не в состоянии принимать никаких важных решений. Его инициативы ничем не подкреплены. Но с сотрудником эти моменты не проговорили.
Дизайнер не понимает, что для влияния на бизнес недостаточно отсутствия других возможных кандидатов. Нужно обладать навыками, стратегическим мышлением, опытом, уметь выстроить коммуникацию и тд. Наш дизайнер чувствует ответственность, которой на самом деле нет. Дизайнер через 2-3 года устаёт от такой обстановки и уходит в компанию, где есть команда дизайнеров и арт-директор и с радостью отдаёт всю ответственность, пока не подкачает хардовые и софтовые мышцы.
Второй кейс, когда дизайнер приходит в компанию джуном или мидлом. У него есть четко очерченная зона ответственности и руководитель. За время работы дизайнер изучает всю внутреннюю кухню, понимает процессы смежных команд, начинает оказывать саппорт в сложных вопросах смежникам. У него есть поддержка и понятные точки контроля. Зона ответственности плавно меняется от точечной, в ответственность за проект или направление. Он имеет представление, как курировать младших дизайнеров на основе собственного опыта и команда ценит его вклад.
Два разных опыта складывается из, казалось бы, маленькой детали.
Теперь перейдем к зонам ответственности по грейдам. Я составила их на основе матрицы компетенции и с учётом дизайн-процесса в компании. Этот дизайн-процесс лег в основу точек контроля.
Дискавери
- исследование;
- проектирование ux;
Деливери
- проектирование ui;
- исследование;
- работа с дизайн-системой;
- дизайн-ревью.
Процессы
Внутрикомандные и межкомандные.
Выполняет небольшие понятные задачи по заданному фреймворку. Нужен контроль на каждом этапе разработки задачи.
Проектирование (UI UX)
- Задачи ставит руководитель, старший дизайнер, менеджер.
- Дизайнер демонстрирует каждый этап выполнения фичи (ресеч, сбор референсов, ux, ui), получает комментарии и следует им.
- На командные встречи приходит с вопросами и вариантами дизайна.
- Продуктовые спецификации требуют валидации старшего дизайнера.
Исследование пользователя
- Отсматривает проведенные интервью с пользователями. Может присутствовать на интервью.
- Учится замечать инсайты.
- Много слушает.
Дизайн-система
- Добавление и описание каждого атома валидируется старшим дизайнером или лидом.
Дизайн-ревью
- Дизайн-ревью проводит только вместе со старшим дизайнером.
- Не может самостоятельно принять результат у смежников.
- Не принимает решение по запуску или раскатке фичи.
Звучит жёстко. Но на деле это обоснованное решение. Джуниор может не до конца понимать процессы, метрики, правила консистентности и тд. Но важно, чтобы был прогресс в изучении важных направлений. Особенностью джуниор позиции, как мне кажется, является нестабильная выдача качественного результата: то хорошо, то плохо. То учёл все вводные, то нет. Поэтому нужен контроль.
Что касается процессов, то на этом этапе важно изучить процессы команд и не спотыкаться по ходу дела. Если что-то не так, то идти к руководителю.
Но при систематическом качественном выполнении задач, пониманию всех существующих фреймворков в компании джун становится мидлом и зона ответственности расширяется.
Выполняет понятные задачи с предсказуемым результатом. Контроль нужен на основных этапах.
Проектирование (UI UX)
- Задачи ставит руководитель, менеджер.
- Ресечи может провести самостоятельно, презентовав выводы и ход мыслей.
- Финальное решение по ux и ui принимает старший дизайнер или лид.
- Самостоятельно создает продуктовые спецификации, валидирует с разработкой и тестированием. Собирает обратную связь о каждом этапе своей работы.
- Может презентовать концепции стейкхолдерам и команде.
Исследование пользователя
- Первые несколько исследований проводит под руководством лида или старшего дизайнера. Далее может проводить исследование самостоятельно или с менеджером.
- Формирует гипотезы совместно со старшим дизайнером. Опирается на метрики.
Дизайн-система
- Добавляет атомы ДС под руководством лида или старшего дизайнера.
Дизайн-ревью
- Дизайн-ревью несколько раз проводит со старшим дизайнером, пока не начинает выдавать стабильно хороший результат.
- Принимает результат от смежников вместе с лидом. Учится корректировать смежников.
Процессы
- Может придумывать свои фреймворки решения, но валидирует их с лидом.
- Начинает оказывать консалтинг смежным командам, если это касается общих процессов.
- Если есть сложности с процессами, может предложить решение команде или лиду. Может попробовать внедрить процесс под саппортом руководителя.
Мидл — это хороший предсказуемый сотрудник. Есть мем на тему (не помню как звучит, но смысл следующий). Весь айти мид держится на мидлах. Джуны ещё не могут (ничего не понимают), сеньеры уже не могут (очень заняты поиском топового оффера). Работать некому, кроме мидлов.
Важно с мидлом уделять внимание анализу выпущенных фичей, работать с пониманием бизнес процессов, помочь ему наладить работу со смежниками (особенно смежными дизайнерами). Это поможет ему понимать какой результат он должен всегда выдавать, к чему стоит стремиться, где решение он может принять самостоятельно.
При этом мидлам ещё важен саппорт руководителя. Не все дизайн-решения могут быть элегантны. Мидла ещё можно «прогнуть» и этим могу пользоваться менеджеры (не в обиду им). Мидл может не понять, что в команде сломан процесс и делать лишнюю работу. В общем, вы поняли.
Выполняет задачи, которые никто не знает как решать. Контроль на первой и последней точке.
Проектирование (UI UX)
- Ставится задача лидом, пути к решению сеньор придумывает сам.
- В сложных кейсах занимает ресечем. Может прийти за консультацией к лиду.
- Все общения со смежниками инициирует сам.
- Приносит на обсуждения осмысленные решения, все вопросы решаются до того.
- Может провалидировать решение младших дизайнеров и дать обратную связь.
- Итоговое решение принимает вместе с лидом.
- Презентует и защищает финальное решение (стейкхолдеры и команда).
Исследование пользователя
- Дизайнер самостоятельно проводит интервью с пользователями. Пользуется всеми возможными инструментами для исследований. Описывает инсайты.
- Передаёт знания о пользователе команде и смежникам.
- Формирует гипотезы (с учетом основных метрик) для беклога команды → Участвует в оценке гипотез.
Дизайн-система
- Понимает стратегию формирования ДС.
- Самостоятельно качественно добавляет атомы ДС. Валидирует собранные компоненты младшими дизайнерами.
Дизайн-ревью
- Создает подробные спецификации проекта со всеми артефактами, валидирует с командой и тестировщиком.
- Проводит самостоятельно ДР.
- Может провалидировать сборки всех команд.
- Может оценить качество выдаваемых решений от смежников (контент дизайнеров).
Процессы
- Может придумывать свои фреймворки решения, но валидирует их с лидом.
Запуск продуктов
- Понимает бизнес цели и стратегию компании, в рамках которой реализуем задачу.
- Понимает цели дизайн-команды и ожидания к качеству продукта (ux, ui).
- Если дизайнер понимает перед релизом, что продукт почему-то получился плохим (эксперимент точно не сыргает, “не верим в такую реализацию идеи”, негативно повлияет на пользователя), то подсветит это менеджеру и лиду и поставит под вопрос релиз.
Сеньер стоит дорого и должен уметь справиться с любой задачей: запуск нового продукта, смена стрима, изучение пользователей, изменение процессов. Так же должен приносить деньги в компанию и уметь пережить любые колебания. Позиция позволяет принимать решения на всем пути самостоятельно, но всегда есть «НО».
Сеньеры это уже сформировавшиеся личности, с отличительным бекграундом и собственными правилами дизайна. Им иногда хочется делать «своё». Вот тут важна стратегическая синхронизация и прозрачный план «куда идём». Поэтому точки контроля тоже должны быть.
Зоны ответственности нужны для того, чтобы сотрудник учился принимать решения и понимал чего от него ожидают. А руководитель (особенно тревожный, как я), учился не залезать в каждый микропроцесс.
Если у вас другое видение зон ответственности, пишите в комментах, будет очень интересно обсудить.
И подписывайтесь на телеграм-канал Дизайн тащит . Там публикую посты о жизни и рутине в продуктовой команде, а также море мемов на тему дизайна.
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Ведущего дизайнера
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность ведущего дизайнера [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Ведущий дизайнер относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Ведущий дизайнер подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность ведущего дизайнера назначается лицо, имеющее высшее образование (специалитет, магистратура). Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области психологии труда, инженерной психологии, информационно-технологической эргономики.
1.5. Требования к опыту практической работы ведущего дизайнера: не менее трех лет работы в области проектирования пользовательских интерфейсов по готовому образцу или концепции интерфейса.
1.6. Особые условия допуска ведущего дизайнера к работе:
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
- прохождение обучения мерам пожарной безопасности;
- прохождение инструктажа по охране труда на рабочем месте.
1.7. Ведущий дизайнер должен знать:
- методы разработки программного обеспечения;
- технологии разработки программного обеспечения;
- методы проектирования графических пользовательских интерфейсов;
- технологии проектирования графических пользовательских интерфейсов;
- стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек — система;
- техники сбора этнографической и социологической информации;
- основы технической эстетики;
- основы маркетинга;
- критерии оценки юзабилити и эргономических характеристик;
- методы экспертной оценки графических пользовательских интерфейсов;
- методы юзабилити-тестирования;
- этнографические исследования для оценки графического пользовательского интерфейса;
- социологические исследования для оценки графического пользовательского интерфейса;
- техническую эстетику в рамках визуального дизайна графического пользовательского интерфейса;
- системы классификации признаков и их применимость;
- нотации записи структурных схем, описания логики работы приложения;
- требования по проектированию платформ и операционных систем;
- руководства по проектированию платформ и операционных систем;
- тенденции в проектировании графических пользовательских интерфейсов;
- сферы применимости шаблонных интерфейсных решений;
- методы работы с глоссариями терминов;
- номенклатуру элементов управления для целевых платформ и операционных систем.
1.8. Ведущий дизайнер должен уметь:
- составлять проектную документацию;
- поддерживать обратную связь с заказчиками, представлять на утверждение проект графического пользовательского интерфейса;
- проводить фокусированные и этнографические интервью с пользователями;
- получать из открытых источников релевантную профессиональную информацию и анализировать ее;
- формировать и использовать контрольные списки;
- формировать перечень задач юзабилити-исследования;
- разрабатывать проектную документацию;
- эскизировать графические пользовательские интерфейсы;
- прототипировать графические пользовательские интерфейсы;
- составлять условные макеты графического пользовательского интерфейса;
- читать, создавать, модифицировать и оформлять структурные схемы графического пользовательского интерфейса;
- разрабатывать руководства по проектированию графического пользовательского интерфейса;
- пользоваться языком текстовой разметки;
- пользоваться языком описания стилей;
- работать с программами верстки и верстки с использованием языков разметки.
1.9. Ведущий дизайнер в своей деятельности руководствуется:
- требованиями законодательства РФ;
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.10. В период временного отсутствия ведущего дизайнера (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Должностные обязанности
Ведущий дизайнер в ходе проектирования сложных графических пользовательских интерфейсов выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Разработку проектной документации по проектированию графических пользовательских интерфейсов:
- составление списка значимых характеристик целевых пользователей программного продукта;
- разработку сценариев использования программного продукта и сценариев пользовательского взаимодействия с ним;
- анализ задач пользователей графического пользовательского интерфейса;
- сбор технических требований к графическому пользовательскому интерфейсу;
- проработку технических требований к графическому пользовательскому интерфейсу;
- проработку эргономических требований к графическому пользовательскому интерфейсу;
- проведение собеседований с пользователями системы для выявления их требований и ожиданий;
- сбор и анализ требований к графическому пользовательскому интерфейсу и задач, решаемых с его использованием;
- оценку и прогнозирование экономической эффективности интерфейсных решений;
- определение характеристик и функций графических пользовательских интерфейсов при проектировании архитектуры программного обеспечения.
2.2. Создание формальных методик оценки графического пользовательского интерфейса:
- формализацию проверочных списков графического пользовательского интерфейса;
- установку предельных и целевых эргономических показателей;
- контроль соблюдения целевых эргономических показателей;
- формализацию задач юзабилити-исследования графического пользовательского интерфейса.
2.3. Концептуальное проектирование графического пользовательского интерфейса:
- концептуальный дизайн структуры типовых и уникальных экранов графического пользовательского интерфейса;
- проектирование структурной схемы экранов графического пользовательского интерфейса, взаимодействия между экранами, структур наследования свойств и элементов графического пользовательского интерфейса (информационную архитектуру);
- прототипирование графического пользовательского интерфейса.
2.4. Создание структурных руководств по проектированию графического пользовательского интерфейса и продуктовых стандартов графического пользовательского интерфейса:
- формализацию структурных схем и описаний графического пользовательского интерфейса;
- формализацию продуктовых стандартов графического пользовательского интерфейса;
- формализацию правил создания отдельных экранов;
- формализацию системы и методов обратной связи графического пользовательского интерфейса;
- формализацию отработки исключительных ситуаций графического пользовательского интерфейса;
- разработку глоссария терминов и стилистических требований к интерфейсным текстам.
В случае служебной необходимости ведущий дизайнер может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению заместителя директора по производству, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Ведущий дизайнер имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения должностных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Ведущий дизайнер несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы ведущего дизайнера осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы ведущего дизайнера является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы ведущего дизайнера определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью ведущий дизайнер обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)