Воспитатель (включая старшего)
Должностные обязанности. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя <*>, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.
———————————
<*> За исключением обязанностей по непосредственному воспитанию детей в образовательных учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена самостоятельная должность старшего воспитателя.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
Должностная инструкция воспитателя
Заполнить анкету
1. Квалификационные требования
1.1. На должность воспитателя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное или педагогическое образование, медицинскую книжку, опыт работы в детских организациях, а также в семьях на аналогичной должности не менее 1 года.
1.2. Воспитатель должен знать:
- методику и практику воспитательной работы;
- основы педагогики и психологии;
- основы иностранного языка;
- основы доврачебной медицинской помощи;
- правила и нормы техники безопасности и противопожарной безопасности;
- правила пользования бытовыми электроприборами;
- правила приготовления пищи.
2. Должностные обязанности
2.1. Воспитатель обязан:
- оказывать помощь ребенку в выполнении школьных домашних уроков и отслеживать успеваемость ребенка;
- прививать ребенку навыки ответственного отношения к учебе, труду;
- изучать индивидуальные способности, интересы и склонности ребенка;
- формировать у ребенка навыки культурного поведения;
- укреплять здоровье ребенка;
- организовывать досуг ребенка, посещать музеи, театры, выставки, бассейн;
- проводить мероприятия, расширяющие кругозор ребенка и его познавательные интересы;
- развивать творческие наклонности ребенка в области музыки, танцев, рисования, иностранных языков;
- напоминать ребенку о мытье рук и других гигиенических процедурах;
- контролировать соблюдение правил личной гигиены;
- воспитывать у ребенка бережное отношение к личному имуществу;
- рассказывать ребенку о правилах поведения на улице и перехода проезжей части;
- обеспечивать безопасность ребенка дома и на улице;
- оказывать ребенку первую медицинскую помощь, в случае необходимости незамедлительно вызывать скорую помощь и сообщать об этом родителям;
- незамедлительно сообщать родителям ребенка обо всех чрезвычайных обстоятельствах, произошедших с ребенком, в том числе о травмах и отравлениях.
2.2. Воспитателю запрещается:
- нарушать режим дня и питания ребенка;
- оставлять ребенка одного, в том числе во время сна и прогулок, и перепоручать выполнение своих обязанностей третьим лицам;
- приводить на работу посторонних людей;
- наносить вред здоровью и психике ребенка;
- бить ребенка и применять к нему физическое или психологическое насилие;
- курить, употреблять спиртные напитки в присутствии ребенка и приходить на работу в состоянии алкогольного опьянения;
- иметь неаккуратный внешний вид.
3. Права
Воспитатель имеет право:
- информировать родителей о возникших трудностях и проблемах;
- получать у учителей сведения об успеваемости ребенка;
- присутствовать на дополнительных занятиях ребенка;
- обсуждать и анализировать с родителями ребенка процесс развития и воспитания ребенка;
- с согласия родителей привлекать для консультации специалистов (психологов, логопедов, педиатров) для решения практических проблемных ситуаций;
- самостоятельно выбирать одежду из гардероба для ребенка в зависимости от погодных условий и времени года;
- планировать воспитательную работу и педагогические мероприятия;
- использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;
- давать родителям рекомендации по поощрению или наказанию ребенка в порядке, установленном в семье;
- вносить предложения по улучшению своей работы;
- требовать от родителей ребенка обеспечения надлежащих условий для выполнения своих должностных обязанностей.
4. Ответственность
Воспитатель несет ответственность за:
- некачественное и несвоевременное выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации;
- правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- несоблюдение конфиденциальной информации.
ВОСПИТАТЕЛЬ
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики воспитателя, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минт-руда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.
1.2. Воспитатель назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.
1.4. Воспитатель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности воспитатель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Алтайского края решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
Воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 1.6.
2. Функции
Основными направлениями деятельности воспитателя являются:
2.1. попечение, воспитание и надзор за обучающимися во время их нахождения в интернате при школе;
2.2. организация и проведение внеурочной учебной и воспитательной работы ;
2.3. организация досуга и нормальных условий для проживания учащихся в интернате
3. Должностные обязанности
Воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. планирует и организует жизнедеятельность воспитанников и осуществляет их воспитание во внеучебное время;
3.2. составляет режим дня для проживающих в интернате и строго следит совместно с помощниками воспитателя за его выполнением;
3.3. руководит работой помощников воспитателя и уборщицы;
3.4. составляет графики сопровождения учащихся родителями при отъезде из интерната и приезде из дома на учебу, сопровождает уч-ся по мере необходимости;
3.5. составляет меню, ведет учет денежных средств, сдаваемых родителями на питание учащихся;
3.6. проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации проживающих;
3.7. использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения;
3.8. планирует и проводит с воспитанниками коррекционно-развивающую работу на основе изучения их индивидуальных особенностей;
3.9. совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию;
3.10. принимает детей в установленном порядке от родителей (лиц, их заменяющих); организует выполнение проживающими в интернате режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;
3.11. способствует формированию у воспитанников нравственных качеств гражданина, прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к учебе, труду, уважение к правам человека; проводит работу по профилактике у обучающихся отклоняющегося поведения, вредных привычек;
3.12. оказывает помощь в организации самоуправления в коллективе проживающих уч-ся;
3.13. изучает индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия; взаимодействует с родителями проживающих в интернате учащихся (лицами, их заменяющими);
3.14. соблюдает права и свободы воспитанников;
3.15. ведет в установленном порядке документацию и отчетность;
3.16. участвует в работе Педагогического совета школы;
3.17. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
3.18. систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
3.19. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
3.20. обеспечивает безопасные условия проживания, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию школы об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро- и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;
3.21. оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
3.22. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проживания учащихся в интернате, а также доводит до сведения руководства о всех недостатках в обеспечении проживания и образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников;
3.23. проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
3.24. организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.;
3.25 в каникулярное время привлекается к педагогической и организаторской работе с уч-ся;
4. Права
Воспитатель имеет право:
4.1. участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы;
4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;
4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
4.7. повышать квалификацию;
4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9. давать воспитанникам во время нахождения в интернате или школьной столовой обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы;
5. Ответственность
5.1. Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье проживающих в интернате, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанников, а также совершение иного аморального проступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательно-воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Воспитатель:
6.1. работает по графику, составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
6.2. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);
6.3. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.4. представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждой учебной четверти;
6.5. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.6. работает в тесном контакте с учителями, классными воспитателями и родителями воспитанников (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;
6.7. рабочее время с 7.00 до 8.00 и с 12.30 до 21.00
С должностными обязанностями ознакомлен _______________ ___________ 200__г.
Особенности работы воспитателя в детском санатории
Первое упоминание о воспитателях относится к временам Древней Греции. Раб, который был приставлен к ребенку, помогал ему во всех делах – сопровождал, следил за поведением. Четко обозначенной функции обучения у детоводителя (именно так раньше назывался воспитатель) не было, но он старался привить малышу важные для дальнейшего развития и становления качества, рассказывал ему об окружающем мире и всячески старался развить его способности.
До появления школ воспитатели помогали детям узнавать больше о мире, а в XVIII веке наравне с педагогом воспитатель стал проводником в страну знаний – при этом все остальные обязанности сохранились. С развитием общества отношение к представителям этой профессии не поменялось – их любят и родители, и дети. Каждый человек понимает, насколько ценны педагоги дошкольного образования.
Успешность лечения и выздоровления больного ребенка во многом зависит от внимательного отношения к нему, от его жизнерадостного настроя. Радостное настроение — могучий лечебный фактор. Поэтому задача каждого санатория организовать лечение радостью. «Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа», — говорил В. А. Сухомлинский.
Целью работы воспитателя детского санатория является повышение эмоционального и психического тонуса больных детей, находящихся на лечении или оздоровлении. Поэтому работа педагога в детском санатории является одним из ключевого лечебного фактора, одним из обязательных звеньев в общем комплексе санаторного лечения. С большой уверенностью сказать, что успешное лечение ребенка в санатории может осуществляться только на базе хорошо поставленной педагогической работы.
Педагог детского санатория является непосредственным и активным помощником врача в лечении детей. Главная цель лечащего врача и педагога едина — создать для ребенка в санатории благоприятные условия жизни, нацеленные на то, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и тем помочь преодолеть болезнь, а также обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.
Коллективная работа педагогов санатория должна создать детям на основе строгого соблюдения режима санатория, разностороннюю и интересную жизнь, дополнить жизнь детей новыми знаниями и навыками, научить их петь, играть, вышивать, лепить, конструировать и т. д., Вносить разнообразие в их быт, устраивая праздники, самодеятельные выступления, участвовать в конкурсах различного уровня и т.д.
Любой детский лечебный санаторий — это медико-педагогическое учреждение, в котором осуществляются восстановительное лечение, школьное обучение, гражданско-патриотическое, нравственное, физическое, эстетическое воспитание детей, страдающих заболеванием.
Порой в семьях складываются обстоятельства, при которых возникает необходимость отправить ребенка на лечение в санаторий. Это почти всегда стресс для ребенка, так как санаторная жизнь — это свой особый мир, накладывающий отпечаток на каждого.
Санаторная жизнь требует большей самостоятельности и дисциплины, чем в детском саду или школе. К тому же новый коллектив весьма неоднороден не только по возрастному составу, но и по семейному положению детей. Встречаются дети, взятые опекунами и проводящие в детском санатории не меньше трех- четырех раз в год.
Педагогическая работа в санатории является поистине лечебным фактором.
Поэтому не случайно именно в детском санатории появился термин «лечебная педагогика». Под лечебной педагогикой имеются в виду такие особые методы и система в целом, которые, благоприятно воздействуя на психику ребенка, всегда и во всем способствовали бы его лечению, оздоровлению, закаливанию, дальнейшей реабилитации.
Для детей, находящихся на лечении санаторий — это место, где о них по-настоящему заботятся. Это своеобразный эко коллектив. Ребенок, попадая в новые для него условия, испытывает потому что изменились привычные для него условия жизни, все вокруг ему незнакомо и кажется чужим и даже враждебным, ребенок боится непонимания не доверяет незнакомым ему людям. Новый коллектив, условия проживания и режим являются непривычными и, следовательно, наступает ожидаемый эмоциональный стресс – таким образом реагируют и взрослые, и дети практически всегда.
Совместно с врачами педагоги рекомендуют: «Не надо сразу остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование санаторной жизнью. Обычно, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации». Некоторые родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в санаторий, начинают чрезмерно переживать, или, приняв поспешное решение, срываются и забирают своего ребёнка домой. Однако, пройдет несколько дней, и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать домой!
Адаптационный период — это период привыкания за это время дети постепенно привыкают к обычаям и распорядку дня, налаживают отношения с персоналом. Как правило, уже на второй — третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему не нравится в санатории.
В детском санатории любого медицинского профиля должны быть созданы условия как для лечения, так и для обучения и воспитания, созданы условия жизни, способствующие восстановлению здоровья, повышенного эмоционального и психического тонуса, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку на фоне единых требований.
Задачей педагогического коллектива является организация содержательной, интересной и увлекательной жизни в санатории. Дети в санатории должны жить полноценной жизнью. Они никогда не должны чувствовать, что находятся на особом положении из-за их болезни.
В санатории многие дети впервые оказываются в ситуации успеха, у них появляется возможность проявить свои лидерские способности, показать свое я. Многие раскрываются, выступая на обще санаторных мероприятиях. Перестают быть зажатыми и стеснительными. Это возможно с учётом того что санаторий — это автономное учреждение, отсутствуют стереотипы, принятые в семье, школе социуме, в котором он живет постоянно.
Системообразующими видами деятельности в воспитательной системе санатория являются оздоровительная, досуговая, учебная и жизнедеятельность детских коллективов. Под оздоровительной деятельностью мы понимаем комплекс мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья детей, режим отдыха в экологически благоприятной среде, формирование навыков здорового образа жизни, способствующих преодолению трудностей в общении и социально-психологической адаптации.
Интересной и полезной для детей становится жизнь в санатории, когда им создаются широкие возможности проявить свои наклонности и талант. И в этом помогает посещение кружков, секций и дополнительных занятий по разным направлениям
Богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в учебно-воспитательном процессе санатория необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности ребенка. Таким содружеством мы считаем создание и развитие детского коллектива, сформированного на определенное время для прохождения лечения в условиях санатория.
Повседневные будни жизни детей в санатории должны перемежаться теми или иными праздниками, проведение которых имеет большое гражданско-патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание, способствует разрядке, предупреждению ситуации однообразия, безразличия к окружающему, повышает эмоциональный тонус.
Согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала и учащихся на основе гуманистического и оптимистического подхода к обучению и воспитанию. создают атмосферу доверия, сердечности, сочувствия и сопереживания, пробуждение у детей веры и надежды на благополучное выздоровление и успешное учение в дальнейшем.