Должностная инструкция по специальности «Врач-стоматолог детский»
Вы можете скачать должностную инструкцию врача-стоматолога детского бесплатно.
Должностные обязанности врача-стоматолога детского.
Утверждаю
________________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование учреждения, его ________________________
организационно- правовая форма) (директор; иное лицо
уполномоченное утверждать
должностную инструкцию)
00.00.201_г.
м.п.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ДЕТСКОГО
______________________________________________
(наименование учреждения)
00.00.201_г. №00
I. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-стоматолога детского _____________________________________________ (далее – «предприятие»).
Название учреждения
1.2. На должность врача-стоматолога детского назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию по специальности «Стоматология детская».
1.3. Назначение на должность врача-стоматолога детского и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.
1.4. Врач-стоматолог детский подчиняется непосредственно ________________________________________________________________
(заведующему отделением,
заместителю главного врача)
1.5. Врач-стоматолог детский должен знать:
— законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;
— правовые аспекты медицинской деятельности;
— основы оказания лечебно-профилактической помощи в учреждениях здравоохранения;
— правила оказания неотложной помощи;
— организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;
— теоретические основы, принципы и методы диспансеризации;
— основы социальной гигиены, медицинской этики и деонтологии, санитарного просвещения;
— общие принципы и основные методы лабораторной, клинической и инструментальной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма;
— клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний;
— основы медико-социальной экспертизы и экспертизы временной нетрудоспособности;
— правила и нормы техники безопасности, охраны труда, противопожарной защиты и производственной санитарии;
современные методы диагностики, профилактики, лечения и реабилитации
— задачи, организацию, штаты , структуру, оснащение детской стоматологической службы;
— разделы и содержание детской стоматологии в качестве самостоятельной клинической дисциплины;
— правила ведения медицинской документации;
— принципы планирования деятельности и отчетности детской стоматологической службы и методы и порядок ее контроля.
1.6. Во время отсутствия врача-стоматолога детского (командировка, отпуск, болезнь и пр.) ее обязанности в установленном порядке исполняет назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.
II. Должностные обязанности
Врач-стомотолог детский:
-
Оказывает квалифицированную медицинскую помощь по своей специальности
-
Определяет тактику ведения больного и разрабатывает план обследования, с целью получения полной и достоверной диагностической информации изучает объем и рациональные методы обследования пациента
-
Подтверждает (устанавливает) диагноз на основе проведенных исследований
-
Изменяет курс лечения в зависимости от состояния пациента и определяет необходимость новых исследований
-
Производит контроль необходимого лечения и процедур или проводит необходимые диагностические, лечебные и профилактические процедуры самостоятельно
-
Оказывает первую медицинскую помощь при угрожающем состоянии больного
-
Оказывает консультативную помощь другим подразделениям лечебного учреждения по своей специальности
-
При наличии в подчинении среднего и младшего медицинского персонала осуществляет контроль и организует его работу, следит за соблюдением должностных обязанностей.
-
Принимает участие в проведении занятиях по повышению квалификации медицинского персонала
-
Обеспечивает своевременное и правильное оформление медицинской или иной документации
-
Планирует свою работу и анализирует ее основные показатели.
-
Соблюдает принципы врачебной этики и деонтологии.
-
Систематически повышает свою квалификацию и проходит курсы по дополнительному обучению.
-
Контролирует правильность эксплуатации инструментария, аппаратуры и оборудования,
-
Соблюдает правила техники безопасности и производственной санитарии.
III. Права
Врач-стоматолог детский имеет право:
3.1. Самостоятельно устанавливать диагноз по специальности на основании клинических наблюдений и обследования и определять тактику ведения.
3.2. Самостоятельно определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами.
3.3. Назначать необходимые для комплексного обследования пациента методы диагностики.
3.4. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам улучшений условий своей трудовой деятельности.
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.6. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.
3.7. Запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
3.8. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к профессиональной деятельности врача-специалиста.
3.9. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации
III. Ответственность
Врач-стоматолог детский несет ответственность:
4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией
4.2. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.
4.3. За обеспечение соблюдения подчиненными ему работниками своих обязанностей.
4.4. За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.
За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов врач-стоматолог детский может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.201_г.
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.201_г.
Зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2016 г. N 42399
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Врач-стоматолог».
Министр
М.А. ТОПИЛИН
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 10 мая 2016 г. N 227н
Стоматологическая практика | 02.005 | |
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Профилактика, диагностика и лечение заболеваний зубов, полости рта и челюстно-лицевой области
86.23 | Стоматологическая практика |
(код ОКВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Оказание медицинской помощи при стоматологических заболеваниях | 7 | Проведение обследования пациента с целью установления диагноза | A/01.7 | 7 |
Назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения | A/02.7 | 7 | |||
Разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ | A/03.7 | 7 | |||
Проведение и контроль эффективности санитарно-противоэпидемических и иных профилактических мероприятий по охране здоровья населения | A/04.7 | 7 | |||
Ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни | A/05.7 | 7 | |||
Организационно-управленческая деятельность | A/06.7 | 7 |
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Оказание медицинской помощи при стоматологических заболеваниях | Код | A | Уровень квалификации | 7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Врач-стоматолог |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование — специалитет |
Требования к опыту практической работы | — |
Особые условия допуска к работе | Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <3> Отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям <4> |
Другие характеристики | Профессиональное развитие специалиста Для профессионального роста и присвоения квалификационной категории требуется выполнение критериев, соответствующих специальности Основные пути повышения квалификации: — программы повышения квалификации; — программы профессиональной переподготовки; — стажировки; — тренинги в симуляционных центрах; — использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); — участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах |
<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848); статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986).
<4> Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 1, ст. 42).
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2261 | Стоматологи |
ОКСО <5> | 060105 | Стоматология |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Проведение обследования пациента с целью установления диагноза | Код | A/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Первичный осмотр пациентов |
Повторный осмотр пациентов | |
Разработка алгоритма постановки предварительного диагноза | |
Установление предварительного диагноза | |
Направление пациентов на лабораторные исследования | |
Направление пациентов на инструментальные исследования | |
Направление пациентов на консультацию к врачам-специалистам | |
Разработка алгоритма постановки окончательного диагноза | |
Постановка окончательного диагноза | |
Интерпретация результатов сбора информации от пациентов (их родственников/законных представителей) | |
Интерпретация данных первичного осмотра пациентов | |
Интерпретация данных повторного осмотра пациентов | |
Интерпретация данных лабораторных исследований | |
Интерпретация данных инструментальных исследований | |
Интерпретация данных консультаций пациентов врачами-специалистами | |
Интерпретация данных дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях)) | |
Получение информации от пациентов (их родственников/законных представителей) | |
Анкетирование пациентов на предмет общего состояния здоровья, выявление сопутствующих заболеваний | |
Выявление у пациентов зубочелюстных, лицевых аномалий, деформаций и предпосылок их развития, дефектов коронок зубов и зубных рядов; выявление факторов риска онкопатологии (в том числе различных фоновых процессов, предопухолевых состояний) | |
Необходимые умения | Проводить физикальные исследования и интерпретировать их результаты |
Выявлять общие и специфические признаки стоматологических заболеваний | |
Интерпретировать результаты первичного осмотра пациентов | |
Интерпретировать результаты повторного осмотра пациентов | |
Обосновывать необходимость и объем лабораторных исследований | |
Обосновывать необходимость и объем инструментальных исследований | |
Обосновывать необходимость и объем дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях)) | |
Проводить общее клиническое обследование детей и взрослых | |
Обосновывать необходимость направления пациентов на консультацию к врачам-специалистам | |
Анализировать полученные результаты обследования | |
Обосновывать и планировать объем дополнительных исследований | |
Интерпретировать результаты сбора информации от пациентов (их родственников/законных представителей) | |
Выявлять клинические признаки острой и хронической черепно-лицевой боли соматического, нейрогенного и психогенного происхождения | |
Диагностировать кариес, болезни пульпы и периодонта, заболевания пародонта, слизистой рта | |
Интерпретировать данные лабораторных исследований | |
Диагностировать дефекты зубных рядов, патологии пародонта, полное отсутствие зубов | |
Интерпретировать данные инструментальных исследований | |
Интерпретировать данные консультаций пациентов врачами-специалистами | |
Интерпретировать данные дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях)) | |
Диагностировать зубочелюстные деформации и аномалии зубов и челюстей; выявлять факторы риска онкопатологии (в том числе различные фоновые процессы, предопухолевые состояния) | |
Применять средства индивидуальной защиты | |
Необходимые знания | Биологическая роль зубочелюстной области, биомеханика жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды |
Основные принципы диагностики инфекционных заболеваний, медицинские показания к госпитализации пациентов с инфекционными заболеваниями | |
Топографическая анатомия головы, челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфатической системы, строение зубов, эмбриология зубочелюстной области, основные нарушения эмбриогенеза | |
Этиология, патогенез, диагностика часто встречающихся заболеваний | |
Взаимосвязь строения и функционирования зубочелюстной системы с нарушениями со стороны носоглотки, дыхательной и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата | |
Основные вопросы нормальной и патологической физиологии зубочелюстной системы, ее взаимосвязь с функциональным состоянием других систем организма и уровни их регуляции | |
Методы диагностики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез у детей и взрослых | |
Нормальное строение зубов, челюстей и нарушения строения при зубочелюстных, лицевых аномалиях | |
Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ | |
Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава | |
Клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения | |
Комплексная взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов | |
Нормальное функционирование зубочелюстной системы и нарушение ее функций при аномалиях прикуса | |
Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица | |
Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их диагностика | |
Значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний | |
Медицинские показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов дополнительного обследования | |
Медицинские изделия, применяемые в стоматологии (Принципы устройства и правила эксплуатации) | |
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем | |
Порядок оказания медицинской помощи по профилям | |
Стандарты медицинской помощи по заболеваниям | |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи | |
Состояния, требующие медицинской помощи в экстренной и неотложной формах | |
Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях | |
Санитарно-эпидемиологические требования | |
Клинические проявления и течение часто встречающихся заболеваний, травм и состояний у пациентов пожилого и старческого возраста | |
Особенности врачебного обследования пациентов пожилого и старческого возраста | |
Структура заболеваемости в пожилом и старческом возрасте | |
Правила применения средств индивидуальной защиты | |
Другие характеристики | Соблюдение врачебной тайны |
Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения | Код | A/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при острых стоматологических заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента или без явных признаков угрозы жизни пациента |
Подбор вида местной анестезии/обезболивания | |
Оценка возможных осложнений, вызванных применением местной анестезии | |
Выполнение физиотерапевтических процедур | |
Подбор лекарственных препаратов для лечения стоматологических заболеваний | |
Формирование плана лечения пациента при стоматологических заболеваниях | |
Лечение заболеваний зубов, пародонта, костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава, слюнных желез | |
Наблюдение за ходом лечения пациента | |
Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта, губ, за исключением специализированного приема по лечению предраков слизистой оболочки полости рта и губ | |
Оценка возможных побочных эффектов от приема лекарственных препаратов | |
Составление комплексного плана лечения | |
Специализированный прием по лечению кариеса, некариозных заболеваний зубов, пульпита, периодонтита, пародонтита, заболеваний слизистой оболочки полости рта, за исключением предраков | |
Уход за пациентами с повреждениями челюстно-лицевой области, лицами с ограниченными возможностями на дому | |
Консультирование пациента по методам лечения стоматологических заболеваний | |
Подбор медицинских изделий (в том числе стоматологических материалов) для лечения стоматологических заболеваний | |
Хирургическая помощь в пределах проведения операции удаления зуба (исключая ретенированные и дистопированные), вскрытие поднадкостничных абсцессов при периостите челюстей | |
Ортопедическое лечение лиц с дефектами зубов, зубных рядов в пределах временного протезирования, протезирования одиночных дефектов зубного ряда, протезов до трех единиц (исключая протезирование на зубных имплантантах) | |
Поэтапная санация полости рта (исключая санацию детей в условиях анестезиологического пособия) | |
Лечение молочных и постоянных зубов | |
Обоснование наиболее целесообразной тактики лечения | |
Ортопедическое лечение лиц с дефектами зубов, зубных рядов в пределах частичных и полных съемных пластиночных протезов | |
Оценка возможных осложнений, вызванных применением методики лечения | |
Направление пациентов на стационарное лечение при стоматологических заболеваниях в установленном порядке | |
Устранение очагов инфекции и интоксикации | |
Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта (исключая лечение детей с проявлениями вирусных, бактериальных, аллергических и других детских инфекций в полости рта) | |
Оказание квалифицированной медицинской помощи по специальности с использованием современных методов лечения, разрешенных для применения в медицинской практике | |
Оказание медицинской помощи пациентам при острых и хронических одонтогенных воспалительных процессах, обострении хронических заболеваний челюстно-лицевой области | |
Формирование эпикриза | |
Оказывать медицинскую помощь в экстренной и неотложной формах | |
Необходимые умения | Назначать медикаментозную терапию при заболеваниях в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями, учитывая фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных средств |
Назначать немедикаментозную терапию в соответствии с медицинскими показаниями | |
Оценивать эффективность и безопасность медикаментозных методов лечения | |
Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозных методов лечения | |
Анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологического воздействия | |
Анализировать действие немедикаментозных методов лечения по совокупности их свойств | |
Составлять рецептурные прописи лекарственных препаратов, выписывать рецепты при заболеваниях, патологических процессах и состояниях | |
Использовать лекарственные препараты, медицинские изделия (в том числе стоматологические материалы, инструменты) | |
Разрабатывать оптимальную тактику лечения стоматологической патологии у детей и взрослых с учетом общесоматического заболевания и дальнейшей реабилитации пациента | |
Определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов | |
Разрабатывать план лечения с учетом течения заболевания, подбирать, назначать лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения | |
Назначать лекарственные препараты для лечения стоматологических заболеваний | |
Формулировать медицинские показания к избранному методу лечения с учетом этиологии и патогенеза заболевания | |
Обосновывать схему, план и тактику ведения пациентов, медицинские показания и противопоказания к операции | |
Применять физиотерапевтические процедуры для лечения и восстановления поврежденных после лечения тканей | |
Проводить лечение заболеваний твердых тканей зубов, пульпы и периапикальных тканей, пародонта, слизистой оболочки рта | |
Определять необходимость направления пациента к соответствующим врачам-специалистам | |
Обосновывать фармакотерапию пациента при основных патологических синдромах и неотложных состояниях | |
Пользоваться методами лечения дефектов зубных рядов ортопедическими конструкциями в пределах временного протезирования, протезирования одиночных дефектов зубного ряда, протезов до трех единиц (исключая протезирование на зубных имплантатах) | |
Применять различные методики местной анестезии челюстно-лицевой области, блокады с применением препаратов для местной анестезии, определять медицинские показания к общей анестезии | |
Определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов | |
Применять методы лечения дефектов зубных рядов ортопедическими конструкциями в пределах частичных и полных съемных пластиночных протезов | |
Обосновывать, планировать и применять основные методы лечения стоматологических заболеваний у детей и взрослых | |
Применять методы комплексного лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями с учетом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии | |
Определять объем и последовательность предполагаемых мероприятий по лечению | |
Применять средства индивидуальной защиты | |
Необходимые знания | Методы использования медицинских изделий, химических средств и лекарственных препаратов для контроля зубного налета |
Особенности оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при стоматологических заболеваниях | |
Группы лекарственных препаратов, их фармакокинетика, фармакодинамика, совместимость лекарственных препаратов | |
Общие и функциональные методы лечения пациентов с челюстно-лицевой патологией | |
Основные принципы лечения пациентов с инфекционными заболеваниями | |
Топографическая анатомия головы, челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфатической системы, строение зубов, эмбриология зубочелюстной области, основные нарушения эмбриогенеза | |
Клиническая картина, симптомы патологии в полости рта, медицинские показания к применению различных методов лечения | |
Основные методы вспомогательного хирургического лечения пациентов с зубочелюстными аномалиями | |
Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ | |
Морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом лечении | |
Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-нижнечелюстного сустава | |
Клиническая картина, основные методы ортопедического лечения патологии твердых тканей, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава | |
Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица | |
Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их лечение | |
Методы лечения зубочелюстных, лицевых аномалий у детей и взрослых | |
Принципы, приемы и методы анестезии в стоматологии | |
Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий (стоматологического оборудования) | |
Современные медицинские изделия (аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые в стоматологии | |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи | |
Порядки оказания медицинской помощи при стоматологических заболеваниях | |
Стандарты медицинской помощи при стоматологических заболеваниях | |
Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях | |
Санитарно-эпидемиологические нормы и требования | |
Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов у пациентов пожилого, старческого возраста | |
Психологические, поведенческие особенности пациентов пожилого, старческого возраста | |
Особенности общей и специальной гигиены пациентов пожилого, старческого возраста | |
Правила применения средств индивидуальной защиты | |
Методика выполнения реанимационных мероприятий | |
Соблюдение врачебной тайны | |
Другие характеристики | Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ | Код | A/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Составление индивидуального плана реабилитации пациента с заболеваниями челюстно-лицевой области |
Наблюдение за ходом реабилитации пациента | |
Подбор лекарственных препаратов для реабилитации | |
Оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности с использованием современных методов реабилитации, разрешенных для применения в медицинской практике | |
Необходимые умения | Разрабатывать план реабилитации пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области |
Проводить реабилитационные мероприятия при заболеваниях челюстно-лицевой области | |
Применять методы комплексной реабилитации пациентов со стоматологическими заболеваниями с учетом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии | |
Применять средства индивидуальной защиты | |
Необходимые знания | Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях и патологических состояниях |
Основные принципы реабилитации пациентов с инфекционными заболеваниями | |
Основные принципы реабилитации пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области | |
Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий в категории «Стоматологическое оборудование» | |
Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях | |
Санитарно-эпидемиологические нормы и требования | |
Правила применения средств индивидуальной защиты | |
Другие характеристики | Соблюдение врачебной тайны |
Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование | Проведение и контроль эффективности санитарно-противоэпидемических и иных профилактических мероприятий по охране здоровья населения | Код | A/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение профилактических осмотров населения |
Назначение профилактических процедур | |
Подбор лекарственных препаратов для профилактики стоматологических заболеваний | |
Формирование плана профилактической стоматологической помощи пациенту | |
Проведение мероприятий по снижению заболеваемости, включая инфекционные заболевания, инвалидизации, смертности, летальности | |
Выполнение профилактических процедур стоматологических заболеваний | |
Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта и губ, в том числе онкогигиеническая профилактика и вторичная профилактика онкологических новообразований, за исключением специализированного приема по лечению предраков слизистой оболочки полости рта и губ | |
Подбор медицинских изделий в категории «Стоматологические материалы» для профилактики стоматологических заболеваний | |
Оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности с использованием современных методов профилактики, разрешенных для применения в медицинской практике | |
Краткое профилактическое консультирование | |
Необходимые умения | Проводить профилактические осмотры различных категорий граждан |
Проводить профилактику заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ, костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава, слюнных желез | |
Выполнять предписанные действия при проведении противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях (подача экстренного извещения об очаге инфекции, выявление и наблюдение контактных лиц) | |
Использовать методы первичной и вторичной профилактики | |
Применять методы организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе | |
Применять средства индивидуальной защиты | |
Необходимые знания | Принципы диспансерного наблюдения в различных категориях пациентов и среди населения |
Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний | |
Особенности профилактики онкопатологии | |
Этиология, патогенез, профилактика часто встречающихся заболеваний челюстно-лицевой области | |
Методы профилактики зубочелюстных, лицевых аномалий у детей и взрослых | |
Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их профилактика | |
Основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения | |
Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях | |
Санитарно-эпидемиологические нормы и требования | |
Правила применения средств индивидуальной защиты | |
Другие характеристики | Соблюдение врачебной тайны |
Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование | Ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни | Код | A/05.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Формирование у пациентов (их родственников/законных представителей) мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек |
Формирование у пациентов (их родственников/законных представителей) позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья | |
Необходимые умения | Проводить санитарно-гигиеническое просвещение среди пациентов (их родственников/законных представителей) и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни |
Оценивать физическое развитие и функциональное состояние организма пациента | |
Формировать у пациентов (их родственников/законных представителей) поведение, направленное на сохранение и повышение уровня здоровья | |
Необходимые знания | Основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования |
Социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий, токсикоманий, основные принципы их профилактики | |
Формы и методы санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников | |
Основные гигиенические мероприятия оздоровительного характера, способствующие укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний | |
Другие характеристики | Соблюдение врачебной тайны |
Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование | Организационно-управленческая деятельность | Код | A/06.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Предоставление медико-статистических показателей в установленном порядке |
Ведение медицинской документации | |
Контроль выполнения медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала, врачебных назначений | |
Контроль (оценка) качества оказания медицинской помощи | |
Проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов, нетрудоспособности по уходу за больным ребенком, определение медицинских показаний к трудоустройству, переводу на облегченные условия труда, санаторно-курортному лечению | |
Руководство медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала | |
Составление плана работы и отчета о своей работе | |
Анализ основных медико-статистических показателей (заболеваемости, инвалидности, смертности, летальности) населения обслуживаемой территории | |
Необходимые умения | Анализировать качество оказания медицинской помощи |
Анализировать показатели заболеваемости, инвалидности и смертности населения обслуживаемой территории | |
Заполнять медицинскую документацию и контролировать качество ведения медицинской документации | |
Оформлять документацию, необходимую для проведения медико-социальной экспертизы | |
Работать в информационно-аналитических системах (Единая государственная информационная система здравоохранения) | |
Составлять план работы и отчет о своей работе | |
Анализировать качество и эффективность ведения медицинской документации | |
Организовывать госпитализацию для лечения в стационарных условиях | |
Необходимые знания | Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность |
Правила оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность | |
Принципы проведения экспертизы временной нетрудоспособности | |
Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях | |
Критерии оценки качества медицинской помощи | |
Особенности ведения медицинской документации | |
Общие вопросы организации медицинской помощи населению | |
Стандарты и системы управления качеством медицинских (стоматологических) услуг | |
Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций | |
Другие характеристики | Соблюдение врачебной тайны |
Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами |
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация общественных объединений «Стоматологическая Ассоциация России», город Москва | |
Президент | Садовский Владимир Викторович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
2 | Министерство здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
Профстандарт «Врач-стоматолог» используют для точной формулировки трудовых функций работников и составления перечня этих функций, а также умений и навыков. Рассмотрим особенности содержания этого документа.
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта врача-стоматолога .doc
Законодательство о профессиональных стандартах
Порядок работы с профессиональными стандартами прописывает ст. 195.3 Трудового кодекса. Она была утверждена ФЗ от 02.05.2015 года № 122-ФЗ. В ней отмечено, что часть организаций должны обязательно использовать профстандарты.
Это такие учреждения (согласно Постановлению Правительства от 27.06.2016 года № 584):
- государственного и муниципального сектора;
- компании, которыми государство владеет больше чем наполовину;
- где есть должности, которым нужно предоставлять соцгарантии, установленные НПА;
- где есть должности, для которых профстандарты надо применять обязательно.
На популярные вопросы о профессиональных стандартах можно найти ответы в письме Минтруда от 04.04.2016 года № № 14-0/10/В-2253.
Для чего нужны профстандарты в частных компаниях
Частникам не нужно обязательно применять эти документы. Часть организаций, однако, их использует. Причины могут быть такими:
- разногласия между работодателем и работниками на предмет трудовых задач решаются гораздо проще;
- меньше споров с проверяющими организацию ведомствами;
- можно утвердить требования к соискателям на ту или иную должность в компании;
- можно закрепить причины для прохождения сотрудниками дополнительного обучения.
Компаниям можно использовать как профстандарты, так и квалификационные справочники.
Содержание профстандарта «Врач-стоматолог»
Профстандарт для врача-стоматолога был утвержден приказом Минтруда от 10 мая 2016 года № 227н. Он составлен для профессиональной деятельности «стоматологическая практика». Код — 02.005.
Цели стоматологической практики, указанные в документе, — это профилактика, диагностика и лечение заболеваний зубов, ротовой полости, челюстно-лицевой области. Вид экономической деятельности назван только одни. Это стоматологическая практика (код 86.23).
Обобщенная трудовая функция — оказание медицинской помощи при стоматологических болезнях — включает в себя 6 трудовых функций:
- проведение обследования больного для выявления диагноза;
- назначение лечения, контроль его безопасности и эффективности;
- создание, осуществление и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ;
- проведение профилактических и санитарных мероприятий;
- проведение санитарно-гигиенического просвещения граждан для ведения здорового образа жизни;
- деятельность в области управления.
Указано название должности для этого специалиста — врач-стоматолог. Необходимо высшее медицинское образование. Прописаны особые условия допуска к работе и иные характеристики.
Для каждой названной выше трудовой функции прописаны свои трудовые действия. Вот некоторые из них:
- первичный и повторные осмотры больного;
- составление алгоритма постановки предварительного диагноза;
- направление больных на лабораторные исследования;
- постановка окончательного диагноза;
- интерпретация сведений первичного осмотра, лабораторных исследований, инструментальных исследований;
- анкетирование пациентов;
- подбор анестезии;
- проведение физиотерапевтических процедур;
- наблюдение за ходом лечения;
- составление плана лечения;
- консультация пациентов;
- лечение молочных и постоянных зубов;
- подбор препаратов для реабилитации;
- назначение и выполнение профилактических процедур;
- формирование у больных мотивации к ведению ЗОЖ;
- ведение медицинской документации;
- составление отчета о своей работе;
- и т.д.
Для трудовых функций написаны умения и знания, необходимые врачу-стоматологу для работы.
В конце профстандарта указана информация об организациях, разработавших его.
Как ввести в организации работу с профстандартами
Существует определенный порядок действий для внедрения в компании профессиональных стандартов:
- Руководитель компании своим приказом собирает рабочую группу. В нее входят юристы, кадровики, начальники отделов (структурных подразделений) или другие компетентные работники. Задачи группы — составить план перехода организации на профстандарты.
- Члены рабочей группы сравнивают профессиональные стандарты и имеющиеся в компании должности. Выбирают те стандарты, которые подходят к должностям.
- Если нужно, то должности переименовывают.
- Определяют, требуется ли сотрудникам проходить допобучение.
- Вносят изменения в должностные инструкции в организации.
Важно! Проходить дополнительное обучение работники должны тогда, когда по профстандарту должность требует более высокой квалификации. При отказе учиться сотрудника переводят на другую должность или оформляют увольнение.
Должностная инструкция врача-стоматолог детского
1. Общие положения
1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-стоматолога детского.
2. На должность врача-стоматолога детского назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию по специальности «Стоматология детская».
3. Врач-стоматолог детский должен знать: основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность медицинских организаций; основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения и ЛПУ; теоретические основы, принципы и методы диспансеризации; организационно-экономические основы деятельности медицинских организаций и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины; основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии; правовые аспекты медицинской деятельности; общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма; этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний; правила оказания неотложной медицинской помощи; основы экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; основы санитарного просвещения; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
По своей специальности врач-стоматолог детский должен знать: современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; содержание и разделы детской стоматологии как самостоятельной клинической дисциплины; задачи, организацию, структуру, штаты и оснащение детской стоматологической службы; действующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы по специальности; правила оформления медицинской документации; порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; принципы планирования деятельности и отчетности детской стоматологической службы; методы и порядок контроля ее деятельности.
4. Врач-стоматолог детский назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя медицинской организации в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Врач-стоматолог детский непосредственно подчиняется заведующему отделением, а при его отсутствии руководителю медицинской организации или его заместителю.
2. Должностные обязанности
Оказывает квалифицированную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике. Определяет тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами. Разрабатывает план обследования больного, уточняет объем и рациональные методы обследования пациента с целью получения в минимально короткие сроки полной и достоверной диагностической информации. На основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливает (или подтверждает) диагноз. В соответствии с установленными правилами и стандартами назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия. Вносит изменения в план лечения в зависимости от состояния пациента и определяет необходимость дополнительных методов обследования. Оказывает консультативную помощь врачам других подразделений ЛПУ по своей специальности. Оказывает неотложную медицинскую помощь при угрожающем жизни состоянии больного. Руководит работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала (при его наличии), содействует выполнению им своих должностных обязанностей. Контролирует правильность проведения диагностических и лечебных процедур, эксплуатации инструментария, аппаратуры и оборудования, рационального использования реактивов и лекарственных препаратов, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда средним и младшим медицинским персоналом. Участвует в проведении занятий по повышению квалификации медицинского персонала. Планирует свою работу и анализирует показатели своей деятельности. Обеспечивает своевременное и качественное оформление медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами. Проводит санитарно-просветительную работу. Соблюдает правила и принципы врачебной этики и деонтологии. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию.
3. Права
Врач-стоматолог детский имеет право:
- самостоятельно устанавливать диагноз по специальности на основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований; определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; назначать необходимые для комплексного обследования пациента методы инструментальной, функциональной и лабораторной диагностики; проводить диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения; при необходимости привлекать в установленном порядке врачей других специальностей для консультаций, обследования и лечения больных;
- вносить предложения руководству по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, в т.ч. по улучшению организации и условий своей трудовой деятельности;
- контролировать в рамках своей компетенции работу среднего и младшего медицинского персонала, отдавать им распоряжения и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий;
- запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
- принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;
- проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
- повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
Врач-стоматолог детский пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
4. Ответственность
Врач-стоматолог детский несет ответственность за:
- своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;
- своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
- соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;
- своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;
- предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
- соблюдение исполнительской дисциплины и выполнение должностных обязанностей подчиненными ему работниками (при их наличии);
- оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности медицинской организации, его работникам, пациентам и посетителям.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов врач-стоматолог детский может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.