⟵ Вернуться
Должностной регламент консультанта Отдела правового сопровождения деятельности организаций, находящихся в ведении МЧС России Правового департамента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Документ
Должностная инструкция по специальности «Юрисконсульт»
Вы можете скачать должностную инструкцию юрисконсульта бесплатно. Должностные обязанности юрисконсульта
Утверждаю
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
организационно — правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное
утверждать должностную инструкцию)
00.00.201_г.
м.п.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ЮРИСКОНСУЛЬТА
——————————————————————-
(наименование учреждения)
00.00.201_г. №00
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет права, должностные обязанности и ответственность юрисконсульта_____________________ (далее – «предприятие»).
Название учреждения
1.2. На должность юрисконсульта принимается лицо с высшим профессиональным (юридическим) образованием (требований к стажу работы нет) или средним профессиональным (юридическим) образованием и стажем работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.
1.3. Юрисконсульт назначается на должность и освобождается от нее по приказу директора предприятия по представлению ___________________ (начальника юридического отдела иного должностного лица).
1.4. Юрисконсульт находится в подчинении ___________________ (начальника юридического отдела; руководителя структурного подразделения; иного должностного лица).
1.5. Юрисконсульт обязан знать:
— законодательные акты, которые регламентируют финансовую и производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
— нормативные правовые документы, нормативные и методические материалы по правовой деятельности предприятия.
— трудовое, гражданское, финансовое и административное право.
— порядок ведения учета и составления отчетов о хозяйственно-финансовой деятельности организации.
— порядок заключения и оформления хозяйственных договоров, тарифных соглашений и коллективных договоров.
— порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий.
— основы организации труда, экономики и управления.
— средства вычислительной техники, связи и коммуникаций.
— правила внутреннего трудового распорядка.
— нормы и правила охраны труда.
1.6. В период отсутствия юрисконсульта (болезнь, отпуск, командировка и пр.) его обязанности возлагаются на лицо, назначенное приказом директора организации, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за должное выполнение возложенных на него обязанностей.
1.7. Юрисконсульт в своей деятельности руководствуется:
— положением о юридическом отделе.
— данной должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности
Юрисконсульт обязан:
2.1.Вести учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением арбитражных и судебных дел.
2.2. Принимать участие в разработке и проведении мероприятий, направленных на укрепление финансовой, договорной и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия.
2.3. Изучать, анализировать и обобщать результаты рассмотрения претензий, арбитражных судебных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки необходимых предложений по устранению выявленных недостатков и улучшению хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
2.4.Оформлять документы о привлечении работников к материальной и дисциплинарной ответственности.
2.5. Выполнять разовые служебные поручения своего руководителя.
2.6. Участвовать в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий.
2.7. Подготавливать совместно с другими подразделениями предприятия материалы о растратах, хищениях, выпуске недоброкачественной, некомплектной и нестандартной продукции, недостачах, нарушении экологического законодательства и других правовых нарушениях с целью передачи их в следственные и судебные органы.
2.8. Участвовать в работе по заключению хозяйственных договоров, проведению их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, рассмотрению вопросов о кредиторской и дебиторской задолженности.
2.9. Контролировать своевременность представления расчетов, справок, объяснений и прочих материалов для подготовки ответов на претензии.
2.10. Подготавливать вместе с другими подразделениями предложения об изменении действующих либо отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, которые изданы на предприятии.
2.11. Подготавливать заключения, оказывать помощь в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.
2.12. Разрабатывать или принимать участие в разработке документов правового характера.
2.13. Осуществлять методическое руководство правовой работой на предприятии и оказывать правовую помощь его структурным подразделениям и общественным организациям в оформлении правовых документов.
2.14. Вести работу по хранению и систематизированному учету действующих законодательных нормативных актов.
2.15.Производить отметки об отмене законодательных нормативных актов, дополнениях и изменениях, подготавливать справочную документацию с применением современных информационных технологий и вычислительной техники.
2.16. Принимать участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв, разработке предложений, направленных на усовершенствование деятельности предприятия.
2.17. Информировать работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, знакомить должностные лица предприятия с нормативными правовыми актами, которые относятся к их деятельности.
2.18. Консультировать работников предприятия по организационно-правовым и иным юридическим вопросам.
3. Права
Юрисконсульт вправе:
3.1. Требовать от руководства предприятия помощи в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
3.2.Сообщать своему руководителю обо всех недостатках в деятельности отдела или предприятия (только в рамках своей компетенции), выявленных в процессе осуществления своих должностных обязанностей и вносить предложения по их устранению.
3.3. Запрашивать от подразделений предприятия и специалистов документы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (в случае, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет, то только с разрешения руководителей подразделений).
3.5. Требовать от руководства предприятия помощи в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, которые касаются его деятельности.
3.7. Вносить свои предложения, направленные на совершенствование работы, связанной с предусмотренными данной инструкцией обязанностями.
4. Ответственность
Юрисконсульт ответственен:
4.1.За недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией в определенных действующим трудовым законодательством РФ рамках.
4.2. За правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За нанесение материального вреда предприятию в определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.201_г.
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.20__г.
Приложение
к приказу МЧС России
от 19 января 2016 г. N 11
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
1. Настоящее Положение регламентирует деятельность юридической службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России).
2. Юридическая служба МЧС России (далее — юридическая служба) создана для правового обеспечения деятельности МЧС России во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами — региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее — территориальные органы), федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательными воинскими формированиями МЧС России, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями, образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее — система МЧС России).
3. Юридическая служба подчиняется непосредственно Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Министр).
4. Юридическую службу возглавляет главный юрист МЧС России (внештатный), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом МЧС России (далее — главный юрист).
5. Юридическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами МЧС России, а также настоящим Положением.
6. Юридическая служба организуется в виде подразделения МЧС России путем привлечения специалистов юридической службы подразделений системы МЧС России.
Структура юридической службы, ее состав определяется главным юристом и утверждается приказом МЧС России.
7. Основными задачами юридической службы являются правовое обеспечение деятельности МЧС России, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы, входящие в компетенцию МЧС России, а также улучшение качества разрабатываемых проектов нормативных правовых актов МЧС России.
8. Юридическая служба в соответствии с возложенными на нее основными задачами выполняет следующие функции:
участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) материалов по проектам федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов, разрабатываемых МЧС России;
организует в установленном порядке взаимодействие с комитетами, комиссиями и правовыми подразделениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также с полномочными представителями Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации в Государственной Думе и Совете Федерации по вопросам законопроектной деятельности;
осуществляет правовое сопровождение проектов федеральных законов, включенных в план законопроектной работы в МЧС России;
осуществляет разработку и представление в установленном порядке на утверждение Министру проекта плана законопроектной работы в МЧС России;
участвует совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России в сопровождении законопроектов в ходе их согласования, а также при прохождении их в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
проводит правовую экспертизу проектов приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений и других нормативных и распорядительных правовых актов МЧС России;
осуществляет антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов МЧС России и других органов государственной власти, поступающих на согласование в МЧС России;
подготавливает самостоятельно или совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и других нормативных правовых актов МЧС России;
подготавливает самостоятельно или совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России заключения по проектам нормативных правовых актов, поступающим в МЧС России;
принимает участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности МЧС России и по уточнению полномочий МЧС России;
обобщает совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России практику применения МЧС России, его территориальными органами и подведомственными организациями законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Министру;
визирует проекты нормативных правовых актов МЧС России и заключения, представляемые на подпись Министру;
участвует в проводимой структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России работе по отбору и направлению нормативных правовых актов МЧС России на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (далее — государственная регистрация);
представляет в установленном порядке интересы МЧС России в судебных, административных и иных органах, банковских и финансово-кредитных учреждениях, иных организациях;
осуществляет систематизированный учет нормативных правовых актов;
подготавливает самостоятельно или совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) действующих нормативных правовых актов МЧС России;
осуществляет методическое руководство и координацию правовой работы территориальных органов МЧС России и подведомственных МЧС России организаций;
оказывает сотрудникам МЧС России, его территориальных органов и подведомственных организаций правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;
подготавливает для руководства МЧС России справочные материалы по законодательству Российской Федерации;
редактирует проекты нормативных правовых актов МЧС России;
подготавливает для издания сборники и собрания нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;
осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разрабатываемых в системе МЧС России;
осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
9. Юридической службе предоставляется право:
запрашивать в установленном порядке у структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, а также организаций, подведомственных МЧС России, справки и другие документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;
привлекать с согласия руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России сотрудников этих подразделений для разработки и осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с ее функциями;
осуществлять иные права, отнесенные к компетенции юридической службы и предусмотренные законодательством Российской Федерации.
10. Главный юрист визирует подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты МЧС России и подписывает справку, прилагаемую к направляемому на государственную регистрацию нормативному правовому акту МЧС России.
11. Главный юрист вправе принимать участие в совещаниях, проводимых руководством МЧС России, заседаниях Коллегии МЧС России при обсуждении на них вопросов, касающихся практики применения законодательства Российской Федерации и иных участков правовой работы.
12. Главный юрист и другие сотрудники юридической службы могут входить в состав комиссий, рабочих групп и иных совещательных и экспертных органов, создаваемых МЧС России в соответствии с его компетенцией.
13. Главный юрист осуществляет общее руководство деятельностью юридической службы.
14. Главный юрист и другие сотрудники юридической службы несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов нормативных правовых актов законодательству Российской Федерации.
15. Главный юрист, обнаруживший нарушения законности в работе МЧС России, обязан доложить об этом Министру и принять меры к их устранению.
16. Главному юристу и сотрудникам юридической службы устанавливаются дополнительные денежные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Возложение на юридическую службу функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.
Должностная инструкция юриста
Юрист относится к категории специалистов.
На должность юриста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное ( юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное ( юридическое0 образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5-ти лет.
Юрист назначается и освобождается от должности директором предприятия по представлению_________________________.
Юрист должен знать:
— законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия;
— нормативны правовые документы;
— методические и нормативные материалы по правовой деятельности предприятия;
— гражданское, трудовое, финансовое, административное право;
— налоговое законодательство;
— экологическое законодательство;
— порядок ведения учета и составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
— порядок заключения и оформления хозяйственных договоров , коллективных договоров, тарифных соглашений;
— порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий;
— основы экономики, организации труда, производства и управления;
— средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
— правила и нормы охраны труда;
2.Должностные обязанности
Юрист:
— обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов;
— разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера;
— представляет интересы предприятия в суде, арбитражном суде, а также в государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет ведение судебных и арбитражных дел;
— осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий;
— подготавливает совместно с другими подразделениями предприятия материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи в арбитражный суд, следственные и судебные органы, осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел;
— участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия;
— проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий судебных и арбитражных дел, практики заключения исполнения хозяйственных договоров с целю разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
— в соответствии с установленным порядком оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
— принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредитной задолженности;- контролирует своевременность представления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии;
— подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмен утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии;
— ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменении и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств;
— принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающим на отзыв;
— осуществляет информирование работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности;
— консультирует работников предприятия по организационно- правовым вопросам, подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.
3. Права
Юрист имеет право:
— получать от специалистов структурных подразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
— представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности;
— требовать от своего руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностях.
4 Ответственность
Юрист несет ответственность:
— за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией,- в соответствии с действующим трудовым законодательством;
— за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административными уголовным законодательством;
— за причинение материального ущерба — в соответствии с действующим законодательством
В должностной инструкции конкретизируется объем обязанностей и работ, которые должно выполнять лицо, занимающее определенную должность. Должностная инструкция в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации, или ОКУД, ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 № 299) отнесена к документации по организационно-нормативному регулированию деятельности организации. К группе таких документов наряду с должностной инструкцией причислены, в частности, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении, штатное расписание.
Обязательны ли должностные инструкции?
ТК РФ не обязывает работодателей составлять должностные инструкции. Ведь в трудовом договоре с работником всегда должна быть раскрыта его трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой ему работы) (ст. 57 ТК РФ). А потому и привлечь работодателя к ответственности за отсутствие должностных инструкций нельзя.
Скачайте образцы документов по этой теме в КонсультантПлюс
Скачать
В то же время именно должностная инструкция обычно является документом, в котором трудовая функция работника конкретизируется. Инструкция содержит перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, прав работника и его ответственности (Письмо Роструда от 30.11.2009 № 3520-6-1). Более того, в должностной инструкции обычно не только раскрывается трудовая функция работника, но и приводятся квалификационные требования, которые предъявляются к занимаемой должности или выполняемой работе (Письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ).
Наличие должностных инструкций упрощает процесс взаимодействия работника и работодателя по вопросам содержания трудовой функции, прав и обязанностей работника и предъявляемых к нему требований. То есть всех тех вопросов, которые часто возникают во взаимоотношениях как с действующими работниками, так и вновь принимаемыми, а также с претендентами на определенную должность.
Роструд считает, что должностная инструкция необходима в интересах как работодателя, так и работника. Ведь наличие должностной инструкции поможет (Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0):
- объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
- обоснованно отказать в приеме на работу (ведь в инструкции могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника);
- распределить трудовые функции между работниками;
- временно перевести работника на другую работу;
- оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.
Именно поэтому составление должностных инструкций в организации является целесообразным.
Такая инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ.
Как составляется должностная инструкция
Должностная инструкция обычно составляется на основе квалификационных характеристик, которые содержатся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).
Для работников, которые принимаются на работу по профессиям рабочих, для определения их трудовой функции используются единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по соответствующим отраслям. Разработанные на основе таких справочников инструкции обычно называются производственными. Однако в целях унификации и упрощения внутренней документации в организации инструкции для рабочих профессий часто также именуются должностными.
При составлении должностных инструкций организации также руководствуются профессиональными стандартами.
Поскольку должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, работодатель обязан ознакомить с ней работника под роспись при приеме его на работу (до подписания трудового договора) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Юрисконсульт: должностные обязанности
Приведем пример заполнения должностной инструкции юрисконсульта на предприятии. Приведенные должностные обязанности сотрудника могут быть приняты во внимание при составлении, к примеру, должностной инструкции ведущего юрисконсульта.
Скачать бланк должностной инструкции юрисконсульта можно
.