Иван Земляков: как с нуля создать авторский электромотоцикл
Себестоимость электробайка + путь его создания от первого лица
Фото: Алекс Чампакхам
Автомобильный дизайнер из Красноярска Иван Земляков еще в детстве увлекся разработкой авторских велосипедов, и следующим шагом для него стало создание стильного, качественного и экологичного электробайка. Сколько денег ушло на его производство и с какими трудностями столкнулся создатель электромотоцикла — в материале сайта «Сибирь работает».
От кастомных велосипедов до прототипа собственного электромотоцикла.
Сколько себя помню, я всегда что-то строил. В детстве мы с отцом соорудили мою первую педальную машину: сначала я пытался сделать ее сам — из деревянных палок, но отец увидел мои наработки и решил помочь, и в конце концов машинка получилась и даже поехала — плохо, но поехала. В СССР серийно производили такие педальные машинки для детей, было несколько моделей в виде «Волги» и «Москвича». У нас, конечно, получился деревенский кастом, но сейчас я понимаю, что без этого сложно было бы шагнуть на следующую ступень. Я люблю эту историю!
— В классе девятом у меня появилась идея сделать хороший, качественный и стильный велосипед. Тогда я попал в автомобильную тусовку, в России только появился «читабельный» интернет, и я стал узнавать, что за границей в автомобильной теме происходит, а там культура улетела вверх на три головы! Я увидел, как чуваки ездят на длинных и низких велосипедах, искрят на них по улицам, и у меня тогда мозг взорвался с мыслью: «вау, я тоже так хочу!». У нас таких машин еще не было от слова совсем.
—Тогда я и решил действовать — нашел какие-то фото-референсы велосипедов, затем нарисовал, что я представляю себе в итоге, распечатал «чертежи», прикрепил их на фанеру, вычертил детали карандашом, соорудив модель один к одному, и уже начал гнуть трубы и варить первую раму. И здесь на помощь мне пришел отец.
Фото: Алекс Чампакхам
Уже летом я выехал на улицу на своем классном велике: и катался не где-нибудь в гаражном кооперативе, пока никто не видит, а щеголял по проспекту Мира. Горожане смотрели вслед, подходили и интересовались моим изобретением. Тогда я понял, что мне нравится этим заниматься.
— После школы я поступил в институт архитектуры и дизайна (ныне СФУ), и понял, что строить машину, велосипед или дом — это смежные занятия, плюс-минус суть одна: ты придумываешь концепт, разбираешься в технологии, рисуешь картинку, получаешь готовый продукт. Я стал использовать знания, полученные в институте, в своем деле: три кита из мира архитектуры — «прочность, польза, красота» — существуют еще с древних времен, и я тоже начал на них опираться. Мне нужен был легкий, быстрый и стильный велосипед, чтобы от него был толк. Так, за 7 лет обучения (бакалавриат + магистратура) я создал около десяти велосипедов.
Источник фото: личная страница Ивана Землякова ВК
Это были разные проекты — с фиксированной передачей, трековые спринты, кастомные, заниженные, на красивых колесах, с правильной рамой и из хорошей стали, с классными швами и проводкой внутри трубы, и делал я их по высшему разряду — для себя.
Источник фото: личная страница Ивана Землякова ВК
В какой-то момент открываю гараж, а велики стоят в ряд, и я думаю: «На каком из них я хочу сегодня прокатиться?».
Источник фото: личная страница Ивана Землякова ВК
Например, один из них получился очень крутым, но жутко неудобным, однако я проехал на нем больше, чем на других велосипедах — наверное, гораздо важнее для меня было то, что я сделал его сам.
— Пять лет назад случился мой «велосипедный пик» — я создал тот самый «идеальный» велосипед, и за мое решение назвать его идеальным меня даже захейтили… Я взял геометрию от шоссейного велосипеда, попытавшись стилизовать его под классический велик — с трансмиссией, скорости спрятаны в задней втулке, никаких проводов не видно, лишних деталей нет. Пришлось уделить внимание огромному множеству мелочей, которые в финале никто не увидел. В общей сложности разработка заняла у меня два года, поскольку создавал велик я в свободное от работы и учебы время. Хотя начиналось всё с картинок… Рисовал узлы, детали, разрабатывал вилку. Переехал в Санкт-Петербург и забрал его с собой.
Источник фото: личная страница Ивана Землякова ВК
Источник фото: личная страница Ивана Землякова ВК
Источник фото: личная страница Ивана Землякова ВК
Источник фото: личная страница Ивана Землякова ВК
Источник фото: личная страница Ивана Землякова ВК
Там меня пригласили на фестиваль кастомных велосипедов WHITE NIGHT KUSTOM AWARDS, куда я прикатил свой велик, поставил его, и, не имея никаких надежд на победу, побродил и посмотрел на остальных, а потом уехал. Вечером вернулся уже на афтерпати велосипед забрать, подхожу к организатору и спрашиваю, как дела, а он отвечает: «В смысле как? Ты где был? Твой велосипед занял первое место!», — я очень, конечно, удивился. То есть мой велик, собранный еще в Красноярске, с ходу залетел на первое место!
Фото: Леонид Дмитриев
— Когда я участвовал в фестивале, в визитке на велосипед нужно было написать его себестоимость, и многие творцы называли баснословные деньги вроде 200 000 — 300 000 рублей, но я понимал, что они не дороже моего. Я же написал честно — на создание ушло примерно 35 000 рублей, хотя я никому из помощников не платил, мне помогали друзья.
— В какой-то момент мне показалось, что я дошел до некого своего предела, дальше мне уже неинтересно заниматься созданием велосипедов. Свой идеальный велик я продал за 40 000 рублей. Все остальные я в конце концов тоже продал — по себестоимости, или как Бог пошлет (смеется). Некоторые из них забирали знакомые, другие я продавал на Авито. Я не пытался на них зарабатывать, просто делал велики такими, какими я их вижу.
После фестиваля я решил заняться созданием электровелосипеда. Изучал опыт, взял пару моделей на тест-драйв и понял, что это не совсем моё, и нужно переключиться на проект посложнее. Так и пришла идея построить электромотоцикл.
Этапы создания электробайка
—Настала пора действовать. Это был своего рода челлендж — создать электромотоцикл на чужом месте, без инструментов и друзей, которые есть дома. Без знакомых токарей, лазерных резчиков и сварщиков. Но в Питере у меня был друг из автомобильной тусовки, который снял себе гараж и пустил меня поработать. И окружающие мне помогали — я даже побывал в мастерских, где изобретали крутые кастомные велосипеды.
Вся загвоздка моей идеи заключалась в электронике — готовых аккумуляторов такого масштаба просто не было в России, я специально для поиска катался в Москву, где мне не смогли помочь.
— Поэтому пришлось искать электрика, и мы всё делали вручную — заказывали элементы из Китая, в составе у которых был литий и кобальт, спаивали блок-плату.
«Сначала я прикинул примерный дизайн электробайка, чтобы понимать, какие мне нужны компоненты, затем начал их искать — вилки, покрышки, колеса…».
«Затем я создал 3D-модель электромотоцикла, заморочился — прорисовал каждую спицу и гайку, ведь чем точнее будет модель, тем легче будет в производстве»
«На станках ЧПУ мы создали детали — я подобрал трехкиловаттный мотор и заказал его из Китая, а батарею пришлось собирать с электриком: соединили пластины, химические источники тока, спаяли раму и сделали карбоновый корпус».
«В России производят мотоциклы, в которых вместо бензинового мотора ставят электромотор, но мне такое не нравится. Хотелось сделать что-то красивое и функционально правильное.
Я всё-таки «про дизайн», стараюсь делать нечто трушное и настоящее, что будет актуально и завтра, и через годы.
«Кстати, на корпусе электробайка написана моя фамилия».
Мне хотелось сделать всё максимально просто, я не любитель мудрить с созданием каждой отдельной детали — как архитектор я представляю готовый продукт. Однако очень много времени я потратил на проектирование, а на процесс производства и сборки электробайка ушел ровно год. В Санкт-Петербурге я собрал почти всё, кроме корпуса, и даже успел прокатиться по окраинам и по Невскому проспекту. А в 2022 году я вернулся в Красноярск, насытившись северной столицей.
Чем удобен электромотоцикл (по мнению Ивана Землякова):
- он заряжается от обычной розетки за пару часов
- летом электробайк гораздо мобильнее
«У меня есть машина, но летом я поставил ее в гараж, поскольку ездить по делам на мотоцикле намного быстрее, и трафик априори ниже».
- не нужно тратиться на обслуживание — заливать бензин и менять масло
- от него нет шума и запаха
«Классно, когда ты едешь по лесу, и от тебя нет бензинового шлейфа, ты никого не пугаешь. Это другие ощущения: в Санкт-Петербурге я тестировал его в одним из заповедников, где многие катаются на лошадях, и спокойно вписался туда — люди смотрели с интересом, но не было никакого негатива».
- не нужны мотоциклетные права
«По закону я могу ехать на моем электробайке со скоростью до 80 км в час, нужно иметь права Б-категории. Сам мотоцикл регистрировать в ГАИ не нужно».
- байк управляется приложением от платы BMS: под контролем все характеристики, включая заряд батареи
- это экологически чистый вид транспорта
«Приходишь в магазин и выбираешь какой-нибудь бензиновый мотоцикл, который стоит 200 000 рублей, а потом видишь цену на электромотоцикл в 400 000 рублей и думаешь — а зачем переплачивать? Нужно время, чтобы люди поняли. К тому же, если сравнить, сколько денег тратится на обслуживание того и другого…»
«Приходишь в магазин и выбираешь какой-нибудь бензиновый мотоцикл, который стоит 200 000 рублей, а потом видишь цену на электромотоцикл в 400 000 рублей и думаешь — а зачем переплачивать? Нужно время, чтобы люди поняли. К тому же, если сравнить, сколько денег тратится на обслуживание того и другого…»
Автор фото: Дмитрий Марченко
Производство авторского электробайка в цифрах:
13 лет Иван Земляков занимается созданием велосипедов и электромотоциклов
Бюджет на создание одного электромотоцикла — около 300 000 рублей с учетом помощи коллег по цеху
5 спецов как минимум нужно, чтобы произвести один электромотоцикл. Это электрик, сварщик, токарь и другие профессионалы
До 6 рублей тратится на одну подзарядку байка от сети
Пробег — 1 процент на 1 километр, то есть 100 километров сможет проехать байк без подзарядки
Ёмкость аккумулятора — 60 ампер-часов
20-30 лет прослужит электронная плата по заверению производителя
1 000 циклов зарядки нужно пройти, прежде чем аккумулятор потеряет ёмкость на 20 %
За 2 года использования электробайка Иван успел накатать 30 циклов
Самая дорогая деталь — батарея — обошлась создателю более чем в 100 000 рублей, а самыми бюджетными оказались покрышки, купленные на Авито примерно за 5 000 рублей
110 кг — вес электробайка
Источник: Алекс Чампакхам
«Весь прошлый сезон я проверял свой байк на изъяны и недоработки, чтобы создать версию 2.0. Мне бы хотелось в будущем произвести серию улучшенных моделей, но они в любом случае будут достаточно дорогими, и не все готовы платить такие деньги, поэтому нужно сокращать себестоимость мотоцикла. Я уже занимаюсь разработкой 3D-модели версии 2.0 и очень надеюсь, что совсем скоро смогу презентовать его!»
Приветствую всех, кто решил посетить мой личный блог посвященный постройке внедорожного электробайка на базе Kawasaki KX 125.
Расскажу немного о себе.
Увлекаюсь мототехникой уже очень долгое время. Испытываю интерес к самой разнообразной двухколесной технике начиная от чепперов, драгстеров, рэтродов и заканчивая туристическими и гоночными мотоциклами. Но больше всего душа лежит именно к спортивной внедорожной технике.
Первым моим мотоциклом, подарившим наиболее яркие впечатления, был Kawasaki KX85 1999 года. Сейчас, люди начинают забывать, что такое двухтактные мотоциклы, а многие никогда не ездили на подобных, а я напротив испытываю кайф от визжащей бензопилы на 10 тысячах оборотах, с крутящим моментов на самых верхах и постоянным запахам масла Motul 800.
Успел я поездить на более серьезных аппаратах, таких как Suzuki RMX250, Kawasaki KX125, Yamaha Yz125, YZF250 и других.
Вернемся к основной теме. Последние несколько лет стали набирать популярность элетробайки, элетовелосипеды. Так компания KTM выпускает серийный байк для Freeride, с характеристиками сравнимыми с 250сс 4t, далее выходит на американский компания Alta, которая создает мотоцикл просто с нуля и и другие. Ну и конечно же, появляются увлеченные люди, которые начинают делать свои самоделки. И я один из них.
Около двух лет назад я наткнулся в интернете на несколько интересных самоделок, которые меня очень привлекли своими характеристиками, мощность и относительной простотой в постройке.
Через какое-то время мне удалось найти и связаться с человеком, который сделал один из таких аппаратов. Этот байк был собран на базе Yamaha YZ250f на алюминиевой раме. Мне любезно разрешили прокатиться на нем по лесу и прямым участкам дороги.
Ощущения, которые я получил просто не передать словами. Садишься на кроссовый байк и сразу по привычке хочешь дернуть кик-стартером и услышать грозное рычание зверя, который как бы говорит тебе, попробуй удержи меня, но вместо этого просто нажимаешь на маленький выключатель. А дальше ты только касаешься ручки газа, а мотоцикл моментально отзывается и рвет вперед, норовя встать на заднее колесо. Набор скорости у данного аппарата молниеносный, сравним с 450сс. Слышишь только ветер в ушах и шум грязевой резины по асфальту. Заехав в лес, точнее это была окраина парка, едешь со странным ощущением того, что люди не обращают на тебя внимания, наверное думают, что ты безобидный велосипедист.
Мне удалось прокатался некоторое время по лесу и испытал ходовые характеристики байка и далее я выехал на асфальтированную дорогу. Примечательно было то, что на руле мотоцикла два рычага . Передний тормоз на правой ручке мы все знаем, а что такое левая рукоять, это не сцепление, а торможение двигателем! Для меня это было очень необычно и непривычно. Все время хотелось выжать сцепление.
Конечно же, после этой потрясающей поездки, я загорелся. Но не приобретением такого байка, а постройкой. Я никогда не ищу легких путей, т.к. мне важен процесс и интерес разобраться как это. Ах, да, забыл сказать, что по образованию я инженер.
Начал я с того, что решил определиться из чего и как я буду собирать будущий байк. Варианта было два.
Первый – долгий и не простой. Проектировать собственную раму под конкретный двигатель, просчитывать на прочность, собирать в 3D модели, делать стапель, варить раму и т.д. Этот вариант был мне интересен, как конструктору. Но этот вариант очень дорой и затратный по времени.
Поэтому, я перешел ко второму варианту – купить готовый «донор», с «убитым» движком, но с «живой» ходовой, желательно не китайский. Китая у меня никогда не было, но есть определенное претензии к подвеске и качестве запчастей.
Варианты японских мотоциклов закончились очень быстро, их было по пальцам пересчитать и все стоят больше 80-100 тыс. Плюс ко всему, многие совсем в ужасном состоянии.
Так я начал отклоняться от своего первоначального плана и начал смотреть китайский мотопром в том числе: Мотоленд, Кайо и прочих. Варианты были, но надо понимать, что китаец за это 50-70к такой же доходяга с поезженной подвеской гнутыми колесам и прочими недочетами.
Поиски продолжались достаточно продолжительное время, но так ничего не находилось…
Возвращаясь назад, хочу оговориться, что весь этот проект мы начали с другом, который тоже фанат мототехники и тоже катается на кроссе.
И вот в один день он говорит, что знает где нам взять подходящий мотоцикл в качестве «донора».
Когда-то у него была Kawa KX125, на которой я тоже ездил. Пару лет назад он продал своему товарищу его и YZ125. Мой друг связался со своим товарищем, и мы договорились о встрече.
Спустя какое-то время мы поехали смотреть мотоцикл. Приезжаем в гаражи, стоит прицеп на нем два байка, причем прицеп, мне знакомый, тоже ему достался комплектом. Товарищ рассказывает, что выезжал 2-3 раза на них за два года, поменял только покрышки на Yamaha. Ну собственно мы осмотрели технику и решили рассказать наш план по постройке электробайка и, как круто он будет ехать и, почему мы хоти приобрести обратно, когда то проданный мотоцикл.
Он все это выслушал и говорит, что не катается давно, да и времени нет, но по одному мотоциклу продавать не будет. Либо забирайте все сразу с прицепом, либо пусть стоят дальше.
Там мы уехали домой с прицепом и двумя байками. Начало было положено.
Теперь о том что мы приобрели.
Kawasaki KX 125 1994 года, для своих лет в очень хорошем состоянии. Уже не помню откуда он достался моему другу, но владел он им с 2008 года. Ездил мало, стоял в углу, т.к. у него был другой мот. Помню даже мы меняли на нем коленвал лет тому 5 назад и очень удивились, что двигатель не вскрывали вообще.
А так он выглядел почти 25 лет назад.
Yamaha YZ125 2003 года. Боевой байк, многое повидал, но вполне еще живой. Когда-то был под зарубежным гонщиком в качестве запасного мотоцикла. Пластик был сильно потер, поломан. На мотоцикле установлена хорошая подвеска Ohlins.
Мы ее привели в порядок. Теперь на ней ездит и радуется мой хороший знакомый.
Чем интересна именно Kawa.
1) Прозрачная история, и хоть он выглядит приунывшим, это не так. Валил он отлично!
2) На Кawasaki тех лет стальная рама, в которой больше места, чем алюминиевой раме, чтобы разместить аккумуляторы и электродвигатель.
3) Он мне симпатизирует, возможно это как-то связано с мой перовой 85кой.
Теперь хочу рассказать о целях и что-же мной движет:
1) Наверное, самое главное, разобраться как это работает. Что это такое электромотоцикл? Можно ли на нем реально ездить по треку на ровне с бензиновыми одноклассниками?
2) Построить совой уникальный байк, который будет приносить удовольствие, радовать глаз и дарить неповторимые ощущения.
3) Осуществить проект максимально технически грамотно, т.е. никакой изоленты и холодной сварки.
4) Уложиться в бюджет. Найти баланс между качественно и дешево.
5) Испытать на прочность. Выступить в любительских соревнованиях по эндуро или хард эндуро. По моим представлениям данный проект отлично должен подойти под эти задачи. Но для этого должен обладать достаточно мощным двигателем, объемной батареей и относительно малым весом. Для сравнения, Kawasaki KX 125 1994 весит около 95 кг в снаряженном состоянии. Я предполагаю, что вес не должен превышать более чем на 20% бензиновую версии, т.е. должен весить не более 114 кг.
6) Немного отдаленных планов. Довести до конца визуальную сторону проекта. Сделать мотоцикл удобным в использовании, касательно зарядки, возможно быстрой смены аккумулятора.
Хотелось бы установить шоссейные колеса и испытать на асфальте.
На пример такие.
А бюджеты у нас «не резиновые».
Во может встать подобный проект?
Прежде чем поговорить о бюджетах на данный проект хочу привести несколько производителей мототехники их модели, которые так или иначе попадают в категорию внедорожных элетробайков, а также доступы для покупки сегодня.
1) Alta MXR от $10.450 ( 762.000 руб при курсе 73 руб)
2) KTM Freeride E-XC £10.400 (894.000 руб при курсе 83 руб)
3) Zero-X FX в России за 1.400.000 руб
4) San-ron X $6.800 (496.000 руб при курсе 73 руб). Больше поход на велосипед, но все же попадает в мой список.
5) Cake’s Kalk& $10.500 (750.000 руб) тоже можно сказать велосипед, выглядит очень стильно.
Наверное, это были несколько основных производителей электробайков в этом классе. Дальше идут «лютые» китайцы, мелкие компании выпускающие единичные продукты, концепты и самоделки. В целом становится понятно, что электробайки это очень дорогое удовольствие.
Для своего проекта я рассматриваю максимальный бюджет в 300.000 руб. с учетом восстановления мотоцикла и дооборудованием его элетрической установкой. В моем случае эта сумма будет распластана на большой промежуток времени, поэтому звучит не так страшно.
И второе по важности это сроки. Конечно, мне не хотелось бы устраивать «долгострой», но я думаю, если задаться целью построить и выкатить на первые испытания весной 2021, это будет замечательно.
В заключении, хочу сказать, что это мой первый опыт ведения личного блога, хотя я не раз собирался о чем-то подобном написать, поскольку ранее были интересные, завершенные проекты.
Для себя хочу найти некоторую подпитку мотивацией, делиться своими идеями и конечно же, буду рад услышать ценный совет или конструктивную критику.
Kawasaki KX 125 1994 – 55.000 руб.
Потрачено на проект – 55.000 руб.
Introduction: How to Build a 72Volt Electric Motorcycle
No gas, no oil and almost silent. 72 Volts, 70mph of pure fun. This is how I built an electric motorcycle.
Step 1: Why and How
I only work 3 miles from home but with gas prices getting out of control, I thought it would be great to have an electric vehicle. I’ve always wanted a motorcycle and decided that making an electric motorcycle would be a good EV project, keeping costs down, and be fun to ride.
This project took about 3 months of research and development (not counting waiting for parts to come in or help from a friend with the welding). All in all, it cost about $3000 to buy and build. This may take a long time to pay off in gas savings, but if you add the fun of building and all of the environmental benefits, it was well worth the effort. With a top speed of over 70 mph and 10 miles per charge, this vehicle is perfect for me. The following instructable will not give you exact step by step instructions, but if you have some mechanical skills and welding ability you should be okay. A little knowledge of motorcycle maintenance wouldn’t hurt, too. However, I just read the user’s manual and learned as I went.
Step 2: Components and Tools
Every motorbike is different but the basic components can be the same. Below is a list of the parts I used and where I got them, but you will have to do some research to figure out what fits your bike and requirements. Check out the photos at the bottom to see what I bought and the EVAlbum for other electric vehicle projects.
Frame: I looked at many different bike styles and decided on a 1984 Honda Interceptor for a few reasons:
1) I like the style of bike, not a total crotch rocket but not a hog either, with room for batteries inside the frame.
2) The seller on Ebay was close to my house. And the bike didn’t run, so it only cost $600. If you have an old bike or someone will donate one then that’s great—but for the rest of us, try the local paper, junk yards, Craig’s List or ebay motors.
Motor: After reading other EV bike specs (and knowing that I wanted to go faster than a moped), I chose a 72V Advanced DC motor, because it’s weight and dimensions where good for my frame. I ordered it online fromthunderstruck-ev.com.
Batteries: I went with 6 Yellow Top Optima batteries from remybattery.com because they are sealed and have received great reviews. After making cardboard mock ups of the D23 model I realized that there was no way six full sized batteries would fit and still look good. I ended up getting the D51 model. Half the size and weight but also half the storage.
Controller: You have to match your controller to your voltage but the amperage is up to your budget. More amps = more power and more cost. It seems that there are only two real choices: Alltrax or Curtis. You’ll have to decide for yourself, but I went with the 72V 450Amp Alltrax from cloudelectric. Don’t waste your time trying to build a potimeter on an old throttle—just buy a pre-made one and be done with it. I got the Magura 0-5K Twist grip throttle from cloudelectric.com
Charger: You have to match your charger with your voltage but the speed of charge in Amps is also up to your budget. I went with a Zivan NG1 from EVAMERICA I have recently switched to six individual 3amp Soneil chargers to help balance the batteries.
DC/DC Converter: It’s safest to run with a DC/DC converter and an extra 12V battery backup but motorcycles have limited space so I am only using the converter. I purchased a Sevcon 72V Input 13.5V output from evparts and it has working perfectly.
Fuses: You’ll want to get a fuse that matches your setup. I bought model ANN 400 w/ holder from EVAMERICA.
Contactor: This is a device that you hook up to your existing key ignition on 12Volts and it will close the loop so you get the full power to your controller. I bought an Albright SW-200 from EVAMERICA
Battery cable and connectors— I bought about 10 feet of 2 GA wire from WAL-MART and cut it to length. Using Lugs from cloudelectric I soldered and used heat shrink tubing on each end. I highly recommend battery terminal covers for safety.
Instruments I chose an E-meter(Link 10) w/ Prescaler add on for 72V use instead of a bunch of different meters. As an added feature I wired up the ignition switch to the neutral indicator to show me when the bike was on.
Other parts
Wire — 12GA different colors and heat shrink tubing (large and small sizes)
Electrical tape
Wire connectors
Wire wrap
Tools
Basic shop tools are required such as a socket set, screw drivers,wire stripper, etc. Additionally a volt meter, metal grinder and crimper are used in this project.
Step 3: The Build
Start by removing all of those nasty internal combustion engine parts. Remove the gas tank and using your grinder or other cutting tool to cut out the bottom. This makes room for extra batteries or components. (Make sure all gas is out before cutting) Reference your owners manual so that you don’t cut any necessary wires, and try to sell some of the parts to help pay for this project.
Next, make cardboard mock ups of all of your batteries and electronic components to see how and where things are going to fit. Take a look at my pictures to see how I fit everything, believe me that taking the time to make accurate cardboard mock ups is well worth the effort.
Now for the hard part. You need a secure battery box and motor mount. I had a friend weld it up for me and he did a fantastic job. From the photos you can see that he first strung up the motor to allow for minor adjustment to be made before cutting the motor mount plate. After that was cut he made a nice chain and sprocket enclosure with a door and welded them onto the frame.
Next he fabricated the battery rack and gave each battery a swing arm closure to give a tight fit yet still allow me to get them out easily. Half inch foam padding spacers are between each battery to help cushion the stack—but believe me, they aren’t going anywhere. The last thing
he did was weld in metal plates for mounting my electrical components.
After you get your motor mount and battery compartment all welded up, take some time to clean up the frame of your bike. I removed any rust spots and chipped paint that I could find. Then I used some metallic gray and black spray paint. This makes a world of difference and costs very little.
I made a fake gas cap and ran the power cord from the charger up the frame and out the top.
Now that you have all of the welding done and your frame looks great, let’s install the electrical components and start wiring it up.
Step 4: Wiring
If I tried to explain where to connect every single wire I would get writers cramp. View the wiring diagram that I put together and let me know if you have any questions. This diagram should be pretty accurate to how I built mine, but obviously you are responsible for your project.
Step 5: Last Few Things
Double check all of your connections and tighten every bolt.
I wanted my bike to look as good as it rides, so I had all of the panels painted and custom graphics made up by worldsendimages.
Using a serial cable and laptop, tweak the speed controller program for your riding preferences.
Lastly, I got the bike inspected and insured. (Be prepared for the dealership mechanics to swarm and hit you with a bunch of questions and jokes about failing the emissions test).
I know these weren’t step by step building instructions, but that’s because of the complexity of this project and variables in component use. My intention was to give you the motivation to build your own by seeing how I did it and make it easier by supplying the parts list and a wiring diagram.
For more photo’s and a build commentary visit my website at http://ben.cbccinc.com.
В 2012 году примерно в феврале месяце шерстил форумы и доски объявлений в поисках мотоцикла или какой нибудь новой мототехники, большой интерес вызвал wheelboard, но прокатившись на нем в живую, громкость его выхлопа тут же оттолкнула меня. А мотоциклы которые нравились стоили неподъемных денег для студента. В это же время мой приятель подговаривал меня вместе с ним строить электровелосипед, то ли от слова электровелосипед или еще от чего то у меня не возникло никакого интереса к его идеи. Пока он мне не дал на нем прокатиться спустя 5 месяцев.
Внешне он был страшноватым, сундук с батарей на багажнике, куча проводов в центральной части рамы и т.д. Но… эта бесшумная практически молчаливая уверенная тяга… она просто свела меня с ума, мне не хотелось слезать с него! И тут электровелосипедная лихорадка охватила меня полностью, но меня беспокоил внешний вид такой техники. В итоге с 2012 по 2017 год мною было выпущено более 70 рам трех разных моделей. Первая была тестовой, а вот Vazar Pulsus (ведомый с лат.) и Vazar Akuma (бессмертный с японского, один из переводов) пошли в серию.
Естественно при любой возможности которая давала погода в Перми я перемещался по городу только на электровелосипеде, но будь то тротуар или дорога я чувствовал себя лишним, на тротуарах больше чем велосипед, на дороге не хватало скорости для потока.
В 2017 году китайские производители начали насыщать этот рынок своим товаром, качественным недорогим и красивым. Когда я увидел super socco и байки фирмы denzel я понял что с ними конкурировать нет никакого смысла, так же в этом году был сильный спад спроса на товар. И я принял решение прекратить выпуск рам для электровелосипедов, естественно все гарантийные обязательства по выпущенным рамам все равно будут исполнены.
Тем не менее свою личную потребность я так просто оставить не могу))
Эскиз электромотоцикла карандашом нарисовал зимой 2017, спустя год в январе 2018 в праздники делать было нечего и я твердо решил создать его.
Название модели были придумано давно, DUX (вожак с лат.) Сначала были два месяца проектировки 3д моделей, была спроектирована новая рама, грудина (корпус акб и контроллера), седло и хвост. После еще два месяца моего ручного труда, труда 3д принтера и в свободное время продолжал проектировать оставшийся обвес. Здесь опубликую уже конечные модели.
3д принтер для пластиковых деталей мотоцикла у меня уже был, выбирал его долго и не зря. Большой стол, хороший экструдер и всего за 600 баксов. Многие детали были склеены, в силу сложной формы или размеров больших чем пространство печати моего принтера. Конечно были проблемы с деламинацией и т.д. и т.п ну а куда деваться, на это дело есть шпатлевка, стеклоткань и т.д.
Первая половинка грудины далась непросто, деталь сложная для печати, множество отвесов, несмотря на большое количество отдельных деталей брака было много, зато вторая половина была напечатана без изъянов
Когда в апреле я поставил его на колеса и установил половинку грудины седло и хвост я сам просто ахренел, в живую выглядел круче чем в модели, такого результата я не ожидал. Больше всего порадовало, что подружились с идеальными зазорами отверстие в раме для грудины ну и сама грудина.
С этого момента пошел гипер мощный прилив сил и принтер печатал нон стоп около 4 недель, самая большая деталь печаталась 58 часов.
Сезон приближался и ход времени словно ускорился раза в три. Самым сложным было это доводка поверхностей до хорошей кондиции. Укладка проводки так же занимала много времени но эту работу я люблю больше чем вышкуривание шпатлевки и грунта. Для оптики четко и твердо считаю должен быть отдельный акб, купил акб 12в 10 ач, хватает на 8 часов работы фары и задних габаритных огней, они смогут и дольше гореть, но там уже не хватает напруги для реле поворотников и поворотники утрачивают свою скорость миганий.
Когда проектировал последние детали которые должны были быть на мотоцикле начал ощущать некоторое творческое истощение и это так или иначе отпечаталось на крыльях и фаре. Хотя фару сразу задумывал в форме шлема как у снайперов штурмовиков из звездных воин, но нарисовал ее только с 5 раза.
Благо заранее позаботился о новой батареи в 72 вольта номинал и 33 Ач. Правда мой старый мотор на 1.5 квт я сжег за 4 км с ее помощью, это было ожидаемо поэтому на настроение это никак не повлияло, заказал в России новый мотор уже на 3 квт получил его спустя 3 дня, еще плюс два дня мотор был в велосервисе на переспицовке.
Примерно в начале июня электромотоцикл был полностью готов.
Получился вот такой электромотоцикл. Максималка чуть менее 80 км/ч, дальность при этом составила честные 50 км по городу, лично я доволен. Его динамика, как говориться это просто пушка, разгон потрясающий! На свежезаряженной батареи первые два-три старта с места мотор колесо пытается перевернуть мотоцикл и поднимается на дыбы.
На фото не видны дефекты пластика но они есть, скорее всего из-за дешевого пластика для 3д принтера, да и принтер по сути бытовой, в том числе покраску пластика и лакировку производил уже из баллончика т.к. бюджет заложенный на этот проект уже был истощен и пришлось сэкономить на лкп а точнее на услугах профессионалов.
Себестоимость только по материалам и комплектующим я считаю высокая, 180 000 руб без учета времени и сил на постройку. Некоторые вещи у меня уже были, это вилка, задний аморт, тормоза.
Что касается серийного выпуска,конечно я мечтаю об этом и желаю этого, но для этого нужны очень серьезные инвестиции, для рамы это пресс штампы а для пластика пресс формы которые стоят больших денег, а для того чтобы их изготовить необходимо построить еще около 10 прототипов с каждым разом улучшая практичность байка, его удобство для людей с разным ростом и т.д. Так же для серийного производства нужен большой спрос, высокий спрос помимо качества определяется и ценой, низкая цена с сохранением хорошего качества возможна только при большой серии. Мое субъективное мнение, что в России завод электромотоциклов это утопия, хотя бы просто из-за климата ну и из-за соотношения рубля к доллару. Есть и другие проблемы но об этом не в этой статье. А вот завод где-то в других странах, где климат лучше и покупательская способность выше уже более реальная идея.
Источник
Внимание для всех, кто следит за видеорубрикой в сообществе.
Все авторские ролики загружаются на мой канал, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!
Создатель собственного электромотоцикла поделился чертежами: можно купить за 600 рублей
Немалое количество автомобилистов в мире задумались над тем, что будущее автомобилизации в конечном итоге упрется не в ДВС (в том числе с использованием водородного топлива), а в электрификацию транспорта. Масла в огонь подливают вложившие миллиарды долларов своих акционеров в эту идею крупные корпорации-пионеры вроде Tesla Motors и китайских компаний, массово открывающихся по всей Поднебесной и активно пытающихся продвинуться на рынок США.
Оно и понятно – деньги отбивать нужно, да и вновь открывшийся рынок на самом деле сулит гигантские возможности заработка, особенно от жителей мегаполисов. Люди задыхаются от выхлопных газов, они хотят дышать нормальным воздухом, а электрокары как раз могут позволить реализовать эту затею.
Но было бы все действительно легко и просто, будь машины на электротяге доступными и по карману каждому. К сожалению, это совершенно не так. А значит, если получить доступ к необходимым агрегатам по дешевке (электродвигателю, аккумуляторам, различным контроллерам и некоторой другой «мелочевке» вроде жгутов проводов и так далее), то при хороших знаниях электротехники можно действительно недорого собрать машину собственными силами.
Для автомобилей актуален так называемый свап мотора (изъятие ДВС с КПП и установка электрического силового агрегата, даже наборы продаются теперь под это дело), а вот мотоциклы некоторые умельцы уже вовсю начали делать собственными силами от и до. Поделки получаются плюс-минус качественными, но главное – абсолютно оригинальными.
Очередной пример сборки собственного электробайка у себя в гараже был опубликован на видеохостинге YouTube в конце октября текущего года. Как инструкция к действию, вариант, конечно же, не подходит: в видео не отображены схемы, электросхемы, размеры и другие важные детали сложного технического проекта вроде используемых материалов и других нюансов, да и сборка такой техники с нуля своими силами требует обширных инженерных знаний и практических навыков. Поэтому бросаться собирать собственный электромотоцикл, посмотрев данное видео и почитав парочку форумов с выкладками… мы бы не советовали так делать – ОПАСНО! Все же скоростная машинка получится.
Но насладиться эстетикой создания чего-то материального от чертежа до реального прототипа, а также восхититься работой одного человека можно вполне. Всегда приятно смотреть, как работают другие, особенно если они делают что-то оригинальное и непростое.
Некоторые данные, ставшие достоянием интернет-общественности, проясняют возможности электромотоцикла. Нет, назвать их выдающимися мы не можем, но в качестве домашней поделки, созданной от и до одним человеком, такой вариант очень хорош!
Под легким аэрообвесом из стекловолокна (пусть выглядит неказисто, зато также полностью ручная работа) тихо жужжит 16-сильный электродвигатель. Он позволяет мотоциклу на прямых и ровных участках разгоняться до 120 км/ч.
Колеса, как мы видим, неширокие, но рама достаточно массивна и сварена из полноценных профилей квадратного сечения для усиления. Вилка и задний амортизатор, по всей видимости, велосипедные, но от горного велосипеда «двухподвеса» для даунхила. Аккумуляторы, электродвигатель и вся электронная начинка – также покупные, готовые в сборе.
Ну а все остальное – точность, аккуратность, расчет! И глаз радуется при просмотре работы, и результат впечатляет!
Все это весит около 90 кг, обладает максимальной дальностью в 100 км. Говорят, чертежи для проекта стоят 10$, но мы бы не советовали им начинать заниматься. Особенно если вы человек не технического склада ума. Все же производство технически сложных вещей лучше предоставить профессионалам или, по крайней мере, досконально все изучив и набравшись многолетнего опыта, приступать к работам.