Global-676 — это один из экспортных вариантов Любитель-2.
Если кто-то читает меня регулярно, то возможно вспомнит, как я постоянно говорю, что не интересуюсь экспортными версиями.
Возможно, он даже спросит «Как же так»?
Поясню.
Модельный ряд фотоаппаратов Любитель не то, чтобы обширен, но насчитывает все-таки пяток моделей. Как коллекционер, я хотел бы иметь представителей всех их.
Но дело в том, что отличия между моделями в линейке не так уж велики. Хочется большего разнообразия.
Поэтому, когда появилась возможность приобрести Global-676, это одновременно и заполнило позицию Любитель-2 в коллекции и повысило это самое разнообразие. Global, к тому же достаточно редкий экспортный вариант.
Как-то так.
Любитель-2 — возможно, самый массовый и популярный Любитель. Фото с sovietcams.com.
Он создан на базе первой модели, в которую были добавлены проводной синхронизатор и автостуск.
После этого улучшения аппарат (вышел в 1955 году) получил функционал, который далее не расширялся уже особо до конца линейки, т.е. до середины 90-х.
Любитель-2 — аппарат простой, надежный, но при этом функциональный.
Среднеформатная пленка в 50-х в любительской фотографии вполне имела смысл с т.з. повышения качества снимков.
Из конкурентов в то время были Москва-4 и Москва-5, цена которых, уверен, была выше. Хотя это — дальномеры, а Любитель — TLR.
Любитель-2 благополучно пережил линейки Москва и Искра и далее в среднем формате конкурировал уже с Салют / Киев-88 и Киев-6С / Киев-60 — аппаратами большими, тяжелыми и дорогими. Любитель-2 в 1962 году стоил 10 рублей.
В общем, для фотолюбителя в среднем формате альтернативы линейке Любитель (с 1957 по 1975 — это исключительно Любитель-2) — не было.
За 25 лет выпуска выходило несколько модификаций Любитель-2. Правда, отличия между ними невелики, и сводятся, в основном, к стандартам нумерации, цветовому оформлению объектива, названию предприятия и самого аппарата (включая стили шрифтов).
Такое подробное описание выходит за рамки данной статьи. Тут только коротко остановлюсь на следующем:
Во-первых, за годы выпуска Любитель-2, предприятие, его выпускающее несколько раз меняло название. Соответственно, менялось и название производителя на аппарате. Начиная с ГОМЗ, далее в 1963-64 годах на ЛООМП, и в 1965 — на ЛОМО.
Варианты с надписью ЛООМП наиболее редкие, т.к. выпустили их за год-другой немного.
Во-вторых, с 1959 года на аппарате сменился стандарт выдержек с 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 + B на 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 + B.
Также в 1965-м изменился стандарт штативного гнезда с 3/8 на 1/4 дюйма.
И, наконец, в-третьих, Любитель-2 — первый в линейке аппарат, который массово поставлялся на экспорт. Поэтому, встречаются его варианты как с просто названием, написанным латиницей, так и иные имена, специализированные для конкретных рынков сбыта. Оба фото с sovietcams.com.
Тут мы как раз и подходим к герою обзора.
Под именем Global-676 он в 1968 году поставлялся на австралийский рынок. Дистрибьютор требовал, чтобы на аппарате не было никаких надписей, указывающих на производителя. Их и нет. На переднем срезе объектива только его параметры. Правда, на крышке светофильтров есть надписи MADE IN USSR в верхней части и СДЕЛАНО В СССР в нижней.
Что-то у ЛОМО с австралийцами не заладилось и Global-676 считается довольно редким аппаратом. В книге «Эпоха ЛОМО. Фотоаппараты и люди» сказано ,что выпустили их всего около 1000 штук.
Вот давайте этот аппарат и рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Global-676 (Любитель-2)
Любитель-2 выпускался на ГОМЗ/ЛООМП/ЛОМО с 1955 по 1979 год. Общий выпуск составил более 2,2 млн экз.
Съемочный объектив — несъемный Т-22 4,5/75. Просветленный. Триплет. Три линзы в трех группах. Предел диафрагмирования — f22.
Для среднего формата ФР 75 мм – это примерно как 40 мм для современной полнокадровой зеркалки.
Объектив видоискателя – однолинзовый 2,8/60. За счет большей светосилы, теоретически в видоискателе проще определять факт наведения фокуса. И светлее картинка и ГРИП уже.
Аппарат рассчитан на среднеформатную пленку тип 120. Формат кадра 60х60 мм.
Затвор центральный междулинзовый. Мой экз. с более современным стандартом выдержек — 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.
Проводная синхронизация вспышки любой выдержке.
Аппарат оборудован механизмом автоспуска.
Вес моего экземпляра 554 грамма.
Элементы управления:
Корпус аппарата по форме приставляет собой параллелепипед. В горизонтальном сечении форма корпуса — близка к квадратной.
Сзади у Любителя-2 расположено круглое окошко, по которому фотограф контролирует протяжку отснятого кадра. У аппарата отсутствует какой-либо механизм, блокирующий перемотку после того, как пленка уже протянута на нужную длину.
Во время перемотки фотограф визуально контролирует появление в окошке меток, отмечающих границы кадров. Метки эти нанесены прямо на бумажную подложку, которой проложена пленка типа 120 по всей длине. Такой стандарт этой пленки.
Окошечко забрано красным стеклом и, кроме того, закрыто сдвижной заслонкой. Чтобы открыть заслонку нужно повернуть небольшую круглую головку ниже окошка. Направление вращения показано стрелкой в окошке.
Сзади же в верхней части корпуса находятся две подпружиненные защелки, запирающие заднюю крышку аппарата.
Перематывать отснятый кадр нужно головкой на правом торце камеры. Головка довольно крупная и ухватистая. Вращать головку положено по часовой стрелке. Обратный ход блокируется храповиком.
Если головку оттянуть, она внутри освободит принимающую катушку.
На левом торце расположена поворотная дверца отсека для светофильтров. А моем случае – пустая.
Снизу — штативное гнездо строго по центу камеры. Еще нужно обратить внимание на наличие выраженных ножек для установки камеры на горизонтальную поверхность.
Верхний торец занят шахтой видоискателя.
В «походном» положении шахта сложена и практически не выступает над корпусом. Защелка шахты находится сзади.
При раскладывании шахты — ее стенки поднимаются за счет пружинок по очереди. Вначале — передняя стенка, потом задняя и, наконец, две боковых.
После раскладывания шахты нужно откинуть специальную лупу, которая позволяет видеть картинку в матовом круге в центре крупнее и этим облегает фокусировку.
Смотреть в шахту нужно вертикально вниз, удерживая при этом аппарат примерно на уровне груди.
Картинка в видоискателе очень большая и очень светлая, но на этом достоинства заканчиваются.
Картинка перевернута справа налево. С непривычки ОЧЕНЬ сложно навести аппарат точно на цель, т.к. картинка движется в противоположную сторону движению аппарата.
Визирование любым Любителем — это хорошее упражнение для соискателей в космонавты.
Видоискатель сильно критичен к тому, на какой дистанции от глаз он находится, под каким углом в него смотрит фотограф и вертикален ли сам аппарат.
Попытки отладить картинку в видоискателе сильно отвлекают от собственно сюжета съемки.
В центре видоискателя расположен матовый круг. Лично для меня, навести фокус по видоискателю Любителя — крайне сложно. Причем, специальная откидная лупа, на мой, взгляд, особо не помогает.
Для тех, кто не смог побороть такой способ фокусировки конструкторы оставили иную возможность.
В задней стенке шахты имеется небольшое прямоугольное отверстие. А центральную часть передней стенки можно откинуть вовнутрь шахты. Так получается простой, но надежный рамочный видоискатель.
Конечно, ни о какой фокусировке тут речь уже не идет. Но конструкторы и об этом позаботились.
Шкала диафрагм и шкала дистанций Любителя имеют специальные белые точки. Если выставить все по ним, то аппарат буде сфокусирован на гиперфокальное расстояние. В фокусе будет все пространство от 4,5 метров и до бесконечности.
При этом, конструкция объектива такова, что именно примерно с этого расстояния он начинает давать достойную картинку. Ближе — будут достаточно сильные искажения.
И именно с этой дистанции параллакс перестает заметно влиять на компоновку кадра.
В общем, Любитель-2, как и все его сородичи — это все-таки скорее шкальный фотоаппарат с опцией зеркалки.
Основные органы управления расположены на передней панели Любителя.
В первую очередь видны два объектива. Объективы сцеплены вместе как шестеренки. Вращение одного передается на другой. Таким образом, фокусировка обоих происходит одновременно.
Зубцы шестеренок выполняют роль накатки. Вращать комфортно любой из объективов.
Шкала дистанций видна в прорези над верхним объективом.
Белая точка для фокуса на ГФР — между 8 и 11 метрами.
На аппарате нет шкалы ГРИП.
Нижний объектив (в него же встроен затвор) — просто изобилует органами управления. Основание нижнего объектива утыкано всевозможными поводками, рычажками и гнездами как ежик.
Выдержка и диафрагма меняются с помощью поводков под объективом.
Шкалы выдержек и диафрагм — расположены рядом друг с другом слева, на основании объектива. На выдержку указывает небольшой пропил в металлическом кольце, а на диафрагму — плоский металлический язычок-указатель.
Белая точка для ГФР находится между f8 и f11.
Если при съемке предполагается, что камера удерживается левой рукой снизу, то для изменения экспозиции, нужно подхватить ее правой рукой за правый торец, положить ну руку горизонтально, и глядя на шкалу, левой рукой менять параметры.
Перемотка отснятого кадра и взвод затвора у Любитенля-2 — это две отдельные операции.
Чтобы взвести затвор, нужно отвести вниз небольшой рычаг в верхней правой части объектива. На снимке он слева с красной точкой. В нижнем положении рычаг фиксируется.
Чтобы спустить затвор, нужно нажать на совсем уж миниатюрный рычажок справа от объектива. На снимке он правее возле гнезда по спусковой тросик.
Обе операции осуществляются большим пальцем правой руки.
При взведенном затворе, расстояние между взводным и спусковым рычажками — около 1 миллиметра.
Я так полагаю, что задерживать обратный ход взводного рычага при съемке не стоит, т.е. это чревато неверной отработкой выдержки.
Поэтому, нажимать на спуск приходится очень осторожно — реально ногтем цепляя рычаг спуска за имеющиеся на нем зубчики.
Кроме всего перечисленного, в нижней части объектива находятся:
Слева — рычаг автоспуска и гнездо проводного синхронизатора. Они на снимке. Справа — гнездо спускового тросика, о нем говорили уже.
Крышка для зарядки пленки у Любителя откидная на петлях.
Откидывается крышка вниз, причем, крышка представляет собой не только заднюю, но и нижнюю стенки камеры. Пленка в аппарате идет снизу наверх, совершая Г-образый путь.
Отношение к камере
Аппарат с тиражом 2,2 млн не может не вызывать уважения.
Если серьезно, то уже в 1955 году Любитель-2 предлагал пользователю все, что нужно, чтобы снимать любые сюжеты.
Визирование на TLR — вопрос практики. А съемка пейзажей на средний формат с фокусом ГФР — вообще одно удовольствие.
Видел к тому же много хороших отзывов о качестве картинки. Сам таким не снимал.
Вот такой достойный фотоаппарат.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция (благодарность eugigufo.net):
Здравствуйте! Сегодня я хотел бы рассказать про очень популярный в постсовестких широтах фотоаппарат, а именно — про DLR (Double-lens Reflex, то есть двуобъективную) камеру «Любитель»
«Любитель» — это среднеформатная камера производства ЛОМО (Советский Союз, г. Ленинград, Ленинградское Оптико-Механическое Объединение»), выпускавшаяся с 1950 по 1996 года в разных модификациях. Стоит отметить, что камере «Любитель» предшествовала камера «Комсомолец», выпускавшаяся с 1946 по 1951 года. Несложно догадаться, что производство «Комсомольца» было построено на основе трофейных немецких Voigtlander Brilliant, выпускавшихся в 30-е и 40-е годы. Идейно, «Комсомолец» и «Любитель» — два разных семейства фотоаппаратов, однако для простоты восприятия, я предлагаю в рамках этой статьи рассматривать их в качестве эволюции одного семейства фотоаппаратов.
История. Кратко.
Фотография с сайта http://fotolyap.ru/
«Комсомолец» — советская копия немецкого Фохтлендера. Зеркальная камера с двумя объективами. Визирование производилось через шахту видоискателя, а вот наводка на резкость по шкале расстояний. Иными словами, Вы не можете проверить резкость изображения через видоискатель, а фокусируетесь «на глаз», пытаясь оценить расстояние от камеры до фотографируемого объекта. Кстати, минимальное расстояние фокусировки — 1,5 метра.
Комплектовался фотографическими объективами «Т-21» и «Т-22». Это объективы типа «триплет», в случае с 21-м фокусное расстояние равнялось 80 мм при относительном отверстии диафрагмы 6,3, а 22-й имел фокусное расстояние в 75-мм при том же относительном отверстии диафрагмы.
Аппарат имел четыре выдержки: 1/25/, 1/50, 1/100 и «В» (затвор открыт пока удерживается кнопка спуска). Диапазон диафрагмы от 6,3 до 16. Таким образом, можно смело утверждать, что объектив «тёмный» и мало подходит для съёмок в условиях скудного освещения.
Камера не оснащена счётчиком кадров. Подсчёт оставшихся кадров производится через окно (с красным стеклом против засветки) в задней крышке аппарата по маркировке непосредственно на ракорде. Также, в корпусе аппарата был сделан отсек для двух светофильтров.
Всего выпущено: 306 743 штуки
Инструкция «Любитель»
«Любитель» и «Любитель 2»
Фотоаппарат первого поколения — «Любитель» — выпускался с 1950 по 1956 год. Всего было выпущено 1 361 110 штук. В свою очередь, второе поколение производилось почти четверть века: с 1955 по 1979 год. Свет увидели 2 232 245 камеры «Любитель 2». К 1964 году «Любитель-2» экспортировался в Англию, Голландию, Ирак, Бразилию, Польскую Народную Республику, Венгерскую Народную Республику и в другие страны.
Характеристики этой камеры значительно отличаются от предшественника — «Комсомольца». Итак, новый аппарат получил просветлённую версию объектива «Т-22», относительное отверстие диафрагмы которого теперь имело значение 4,5. Фокусное расстояние — 75 мм. Диапазон значений диафрагмы: от 4,5 до 22. В «Любителе» фокусировка производится в момент визирования. Диапазон фокусировки: от 1,3 м. до бесконечности. Успешному визированию также способствовал матовый круг по центру фокусировочного экрана, а также лупа.
Затвор, устанавливавшийся на камерах 1950-1959 гг. имел следующий диапазон выдержек: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 и «В». Более поздние модели оснащались затворами с современными значениями выдержек: 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и «В».
Единственное отличие «Любителя» от «Любителя 2» заключается в том, что на втором поколении камер устанавливали автоспуск, а также синхроконтакт «Х». Кстати, выдержка синхронизации — любая (1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250).
Штативное гнездо у камер «Любитель» и «Любитель 2» — старого образца, то есть 3/8 дюйма, то есть оно не подходит к современный штативам. Но не всё так плохо, так как в продаже всегда можно найти переходники под родное 1/4 дюйма. Кстати, начиная с камер 166 семейства устанавливали штативное гнездо нового образца.
Поколение «Любитель-166»
С 1976 по 1981 года было выпущено 69 120 аппаратов «Любитель-166». Эти камеры технически превосходят своих предшественников, однако, усложнённая конструкция приводила к быстрому выходу из строя механизма перемотки плёнки, что в итоге послужило причиной для прекращения производства.
В этой камере поработали над эргономикой, установив новую клавишу спуска и кольцо установки выдержки и диафрагмы. Более того, в этой камере взвод затвора был сблокирован с перемоткой плёнки, что предохраняло владельца от повторного экспонирования плёнки и ломографии. Отдельного внимания также заслуживает счётчик кадров и «горячий башмак», позволяющий «поджигать» вспышку без использования кабельного синхроконтакта.
Характеристики «Любитель-166»
Среднеформатный фотоаппарат с двумя объективами;
Размер кадра: 6х6;
Перемотка плёнки производится по цифрам на ракорде;
Центральный затвор с выдержками 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и «В». Взвод затвора сблокирован с перемоткой плёнки.
Центральный синхроконтакт («горячий башмак»).
Просветлённый триплет «Т-22» с диапазоном значений диафрагмы от 4,5 до 22. Фокусное расстояние — 75 мм.
Диапазон фокусировки: от 1,3 м. до бесконечности.
Фокусировочная лупа. Матовый круг. Счётчик кадров.
Однако, у меня в руках не «Любитель-166», а его упрощённая (но более надёжная версия) — «Любитель-166В». Этот аппарат, по сути, старый «Любитель-2», но в корпусе от «Любителя-166».
Характеристики «Любитель-166В»:
Среднеформатный фотоаппарат с двумя объективами;
Размер кадра: 6х6;
Перемотка плёнки производится по цифрам на ракорде;
Центральный затвор с выдержками 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и «В». Есть резьба под спусковой тросик.
Кабельный синхроконтакт. На некоторых аппаратах установлен центральный синхроконтакт («горячий башмак»).
Просветлённый триплет «Т-22» с диапазоном значений диафрагмы от 4,5 до 22. Фокусное расстояние — 75 мм.
Диапазон фокусировки: от 1,3 м. до бесконечности.
Фокусировочная лупа. Матовый круг. Автоспуск.
Инструкция «Любитель-166В»
Посмотрим поближе…
На правой стороне аппарата расположен простейший калькулятор значений чувствительности плёнки, а также колесо перемотки плёнки и фиксатор плёночной катушки.
На левой стороне можно увидеть два фиксатора (один для катушки с плёнкой, а другой для приёмной катушки», а также «холодный башмак». Стоит заметить, что на некоторых аппаратах «Любитель-166В» устанавливали «горячий башмак», по аналогии с «Любитель-166».
На дне, если можно так выразиться — стандартное крепление под штатив и что-то наподобие ножек.
Верхнюю часть обрамляет крышка с надписью «ЛОМО». Интересно, что на моём фотоаппарате надпись «Любитель-166В» выполнена на латинице, а надпись «ЛОМО» на верхней крышке — на кириллице. Ну да ладно, будем считать, что эмблемы завода переводу не подлежат.
На задней крышке можно увидеть окно для перемотки плёнки. Через него видны цифры, нанесённые на ракорде, что позволяет корректно перематывать плёнку. Отмечу, что на камере нет ни счётчика кадров, ни блокиратора перемотки плёнки. Кольцо под окном — ручка заслонки, позволяющая закрывать окно при необходимости. Для новичков-фотолюбителей скажу, что стекло красное не просто так, а в целях защиты плёнки от засветки. Работает как красная лампа в фотолабораториях.
Особого внимания заслуживает механизм защёлки. Он прост и, честно говоря, вызывает ряд сомнений и вопросов. Принцип его работы таков: на металлической пластине закреплена пластмассовая деталь с небольшим углублением по центру. В свою очередь, на задней крышки аппарата установлен небольшой штырёк (слава Богу из металла). Задача проста — при закрытии крышки вогнать штырь в отверстие. Однако, это не так просто сделать, так как требуется некоторые усилие. В следующей модели аппарата — «Любитель-166 Универсал» устанавливали модернизированный замок.
На лицевой стороне мы видим, как можно догадаться, два объектива, которые соединены с помощью шестерни.
Верхний рычажок с красным кружком — это рычаг взвода затвора. Следующий (против часовой стрелки) — рычаг спуска затвора. За ним следует крепление для спускового тросика и кольцо установки значений диафрагмы. Далее, мы можем увидеть кольцо выбора значений выдержек, рычаг автоспуска и синхроконтакт «Х».
Подробнее о принципе работы Вы можете посмотреть в инструкции: «Любитель-166В»
«Любитель-166У»
После поступления в продажу фотоаппарата «Любитель-166В» в журнале «Советское фото» появились описания фотолюбительских переделок этой камеры на размер кадра 4,5×6 см. На ЛОМО начался выпуск «Любителя-166 универсал», комплектовавшегося дополнительной сменной рамкой на размер кадра 6×4,5 см, на задней стенке камеры появились дополнительное смотровое окно для перемотки плёнки по цифрам на ракорде, на коллективную линзу видоискателя нанесены линии, означающие меньший кадр. С 1983 по 1996 год выпущено 412 187 штук.
Инструкция «Любитель-166 Универсал»
Общие выводы и рекомендации.
«Любитель» — интересная вещь, однако нужно понимать к какому классу аппаратов она относится и чего от неё ожидать…
Во-первых, определимся с наиболее удачной моделью. С моей субъективной точки зрения, наиболее удобными моделями для съёмки являются «Любитель-166В» и «Любитель-166 Универсал».
Почему?
1. Надёжность (в частности, максимально упрощённая конструкция);
2. Просветлённые объективы;
3. Фокусировка с помощью видоискателя (в отличие от «Комсомольца».
«Комсомолец», «Любитель» и «Любитель-2» скорее коллекционные аппараты, нежели рабочие. И если по поводу «Любителей» ещё можно поспорить, то за эргономические свойства «Комсомольца» уж точно никто не вступится.
Во-вторых, определимся с рангом, если можно так выразиться, этого аппарата. Он абсолютно во всех пониманиях — любительский (название не врёт, ага). Набор выдержек, характеристики объектива и возможности видоискателя располагаются где-то на начальном уровне. К сравнению, за эти же деньги (около 1500 рублей за «Любитель-166В в отличном состоянии) Вы можете купить тот же Зенит-Е с объективом Гелиос-44-2, получив при этом диафрагму в 2.0 против 4.5 у «Любителя», а также выдержку 1/500 против 1/250 у «Любителя». Не говоря уже о лучшей эргономике. Однако, мы говорим о среднеформатных камерах, где у «Любителя» в его ценовой категории практически нет конкурентов. Про более серьёзные среднеформатные камеры я уже писал в обзоре моей любимицы — «Yashica — 635»«.
Отдельного внимания заслуживает видоискатель «Любителя». Он очень светлый. Однолинзовый фокусировочный объектив 2,8 пропускает так много света, что Yashica с треёхлинзовым фокусировочным стеклом кажется не просто тусклой, а практически никакой.
Демонстрирую:
YASHICA 635
«ЛЮБИТЕЛЬ-166В»
На фотографиях разницу не передать в полной мере, но поверьте — она значительна.
ИТОГ
«Любитель» — один из лучших среднеформатных фотоаппаратов в своей ценовой категории. Он относится к классу любительских, что влечёт за собой ряд ограничений. В частности: границы кадра при визировании условны; объектив не обеспечивает прохождения достаточного количества света для съёмки с рук в темноте; самая короткая выдержка — 1/250 сек, что не позволяет снимать на открытой диафрагме в солнечную погоду; максимально упрощённая конструкция негативно сказывает на эргономике аппарата. Однако, решение вышеперечисленных проблем Вы сможете найти только на среднеформатных аппаратах, которые дороже «Любителя» в 10, а то и больше раз. «Любитель» — достаточно интересный и приятных аппарат, равного которому за эти деньги Вам не найти.
Плюсы: цена; простая, надёжная и неприхотливая конструкция; светлый видоискатель; возможность мультиэкспонирования плёнки.
Минусы: характеристики, эргономика.
Наиболее удачные модели: «Любитель-166В» и «Любитель-166 Универсал».
По 10-ти бальной шкале я бы оценил этот фотоаппарат (в своей ценовой категории и в сравнении со среднеформатными камерами стоимостью до 1500-2000-х тысяч) на 7 баллов. 2 балла снижены за эргономику и 1 балл снижен за «условный» видоискатель.
P.S. Для любителей редкостей и интересностей.
На основе фотоаппарата «Любитель» был разработан стереоскопический фотоаппарат «Спутник». Характеристики такие же, как и у фотоаппарата «Любитель 2».
Фотография взята с Википедии.
В конце 50-х годов планировали обновить линейку фотоаппаратов «Любитель», результатом чего стала разработка фотокамеры «Нева».
Фотография с сайта http://www.photohistory.ru
Всего выпущено несколько сотен экземпляров, так что мы можем смело отнести этот фотоаппарат к коллекционной редкости.
«По замыслу конструкторов, она должна явиться следующей моделью в классе сравнительно малогабаритных и дешевых камер типа «Комсомолец», «Любитель-2». Фотоаппарат «Нева» замечателен тем, что он сохраняет размеры широкоизвестной камеры «Любитель» …Оклейка кожей в сочетании с металлической никелированной окантовкой придает аппарату красивый вид» [«Советское Фото», №2, 1958]. (Цитата отсюда: http://www.photohistory.ru)
Новая камера обладала металлическим корпусом. К эргономическим решениям можно отнести курковый взвод, вынесенная на левую сторону головка фокусировки, автоспуск, синхроконтакт и расширенный диапазон выдержек от 1/8 до 1/250 с., а также «В». Фотографический объектив: «Индустар-6» 3,5-4,0 с фокусным расстоянием 75 мм, визирный объектив 2,8 с расстоянием в 60 мм.
P.P.S. Ломографистам.
На сайте http://shop.lomography.com/ можно найти в продаже (правда сейчас нет в наличии) камеру LOMO Lubitel 166+. Стоит она сумасшедших денег — 21 000 рублей (при стоимости оригинальной камеры в 1500 рублей).
Производитель приводят следующие характеристики:
Двухобъективый фотоаппарат
Производитель: Ломография
Видоискатель с шахтой
Плёнки: 120 тип и 135 тип
Размер кадров: 6х6, 6х4,5, 35 мм (панорама), и непрерывный 6х6
Объектив: Т-22 4,5 с фокусным расстоянием 75 мм
Ручной затвор
Выдержки от 1/15 до 1/250 секунды и «В»
Диафрагма от 4,5 до 22
Диапазон фокусировки: от 80 см до бесконечности
Центральный снхроконтакт (работает со твсеми выдержками)
Ручная перемотка плёнки
Счётчика кадров нет, но есть три окошка для всех типов кадра.
Калькулятор значения экспопары (таблица-напоминалка на задней крышке — видно на фотографии ниже)
Итак, камера от Ломографии сделана на основе «Любитель 166 Универсал». Доступные выдержки и значения диафрагмы идентичны тем, что использованы на оригинальной камере.
Небольшая ремарка про эргономику… На правой фотографии хорошо виден модернизированный замок задней крышки, используемый на камерах «Любитель 166 Универсал».
Камера может снимать в четырёх различных форматах.
1. Среднеформатная плёнка, кадр 6х6
2. Среднеформатная плёнка, кадр 6:4,5
3. Среднеформатная плёнка, кадр 6х6 без промежутков между кадрами
4. Плёнка 135 типа, кадр размером 58х33 мм (вертикальная панорама, при этом в кадр попадает перфорация плёнки)
Выглядит это как-то так:
Новые возможности (отсутствующие в оригинальной камере):
1. Возможность использования плёнки 35мм;
2. Возможность снимать на плёнку без промежутков между кадрами (насколько я понял, у вас всё равно только 12 кадров на среднем формате 6х6);
3. Улучшенный видоискатель, позволяющий смотреть под любым углом и покрывающий 100% кадра (в оригинальной камере можно визировать только под прямым углом и видоискатель покрывает только 80% кадра);
4. Минимальное расстояние фокусировки смещено на полметра и теперь составляет 0,8 метра против 1,3 метра у оригинальной камеры;
5. «зональная» фокусировка как у ЛОМО Компакт: 0,8 метра, 1,5 метра, 3 метра и бесконечность;
6. Таблица-напоминалка на задней крышке;
7. Центральный синхроконтакт;
8. Возможность обратной перемотки плёнки.
О вкусах не спорят, так что я оставлю возможность подумать о целесообразности такой покупки Вам.
Фотографии:
Я сделал несколько фотографий на «Любитель 166В». Экспопара выставлялась «на глаз» и с учётом того, что все фотографии делались с рук.
При сканировании не стал убирать пыль, простите меня за это.
Фотоплёнка: Fomapan 200
Обратите внимание, что на последней фотографии фон закручен ничуть не хуже, чем на Гелиос-40.
На этом я закончу свой рассказ о фотоаппаратах «Любитель».
Если у Вас есть вопросы и комментарии — пишите. С радостью отвечу.
Помните, что в фотографии главное фотограф, а не аппаратура.
Удачных Вам кадров!
Фотоаппараты «Любитель» и «Любитель-2»
выпускались с 1949 и 1955 года Ленинградским ОМО. Модели по конструкции
и оформлению одинаковы, однако модель «Любитель-2» имеет автоспуск
и синхроконтакт. Фотоаппарат рассчитан на плёнку типа 120, с размером кадра
6 х 6 см. Основной объектив Триплет «Т-22» 4,5/75, просветлённый. Диафрагма
до f/22. Объектив видоискателя одно линзовый 2,8/75, механически связан
с основным. Диапазон резкости 1,3 м. — бесконечность. Видоискатель
— светозащитная шахта, в центре фокусировочного экрана находится матовый
круг. Для лучшей фокусировки применяется откидная лупа. Шахта трансформируется
в рамочный видоискатель. Затвор центральный, выдержки 1/10, 1/25, 1/50,
1/100, 1/200 и «В», с 1959 года 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и «В». Взвод
затвора и перемотка плёнки раздельные. Для контроля перемотки на задней
стенке камеры есть окно. Модели имели несколько модернизаций. «Любитель-2»
выпускался на экспорт под как «Lubitel-2» и «Global-676».
Инструкция
фотоаппарата «Любитель» 1951 года
Инструкция фотоаппарата «Любитель» 1953
года. Инструкция
фотоаппарата «Любитель-2». Фото
с сайтов https://ussrcameras.ru/ и https://fotoussr.ru/.
Сканы из каталога «1200 фотоаппаратов из СССР».
——————————
Инструкция для фотоаппарата
Любитель 1951 г.
(pdf 1,4Мб)
Инструкция для фотоаппарата
Любитель 1953 г.
(pdf 1Мб)
Аттестат фотоаппарата
Любитель
(pdf 0,1Мб)
Инструкция для фотоаппарата
Любитель 166 универсал
(pdf 1,9Мб)
Руководство по эксплуатации фотоаппарата
Любитель 166В
(pdf 6,2Мб)