Воинский учет должен быть организован в каждой компании (подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»). Все работодатели обязаны получать, систематизировать и регулярно передавать в военкомат сведения о военнообязанных работниках.
Если в компании работает менее 500 работников, подлежащих воинскому учету, ответственным можно назначить любого работника, который согласится выполнять эту трудовую функцию. Если в компании от 500 до 2000 военнообязанных работников, нужно принять на работу отдельного сотрудника, для которого ведение воинского учета будет основной обязанностью. На предприятии с численностью от 2000 работников, которые подлежат воинскому чету, нужно создавать отдельное подразделение.
Как сказано выше, должностные обязанности специалиста по воинскому учету в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах не приведены. Руководителю компании нужно самостоятельно определить перечень обязанностей специалиста по воинскому учету в компании, учитывая те обязанности, которые возложены на компанию законодательством о воинском учете.
В частности, Положением о воинском учете, которое утверждено постановлением Правительства России от 27.11.2006 № 719 (с учетом поправок от 5 августа 2023 года). Обязанности, которые нужно возложить на работника, ответственного воинский учет в компании, можно найти в п. 30 –32 Положения о воинском учете.
Кроме того, нужно учесть, что с 2022 года на всех военнообязанных нужно заполнять специальные карточки формы №10. Они утверждены Минобороны приказом от 22.11 2021 № 700 (приложение 22).
Начать лучше всего с перечня необходимых документов, с учетом которых будет работать специалист по воинскому учету. В компании должны быть:
С учетом п. 30 –32 Положения о воинском учете работник должен выполнять следующие обязанности:
Должностная инструкция специалиста по воинскому учету
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность специалиста по воинскому учету.
1.1. На должность специалиста по воинскому учету принимается лицо, соответствующее следующим квалификационным требованиям:
– высшее или среднее профессиональное образование;
– стаж работы не менее двух лет.
1.2. Специалист по воинскому учету должен знать:
– трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права;
– нормативные правовые акты, положения, инструкции и другие руководящие документы, касающиеся работы по ведению воинского учета в организации;
– методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях;
– организационно-штатную структуру организации;
– порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением;
– этику делового общения;
– правила пользования офисной техникой, средствами коммуникации и связи;
– Другие по усмотрению руководителя компании (впишите при необходимости).
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2. Специалист по воинскому учету выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Проверяет у работников, принимаемых на работу:
– наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности;
– наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания;
– наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).
– соответствие документов воинского учета паспортным данным гражданина.
– состояние документов воинского учета (наличие вырванных листов, затирок, пометок и т.п.).
2.2. При обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов направляет работника в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета.
2.3. Информирует военкоматы об отсутствии отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, об отсутствии в документах воинского учета отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации в установленный законом срок.
2.4. Заполняет карточки военнообязанных и призывников по форме № 10 в соответствии с записями в документах воинского учета.
2.5. Ведет картотеку карточек военнообязанных и призывников по форме № 10, поставленных на воинский учет.
2.6. Поддерживает в актуальном состоянии сведения, содержащиеся в карточках военнообязанных и призывников по форме № 10:
– проводит сверку сведений о воинском учете, содержащихся в карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
– вносит в карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете.
2.7. Разъясняет работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ. Информирует работников об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.
2.8. Оповещает граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов или органов местного самоуправления, поступивших в письменной и (или) электронной форме, и обеспечивает им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
2.9. Вручает работникам, подлежащим призыву на военную службу, повестки из военных комиссариатов или органов местного самоуправления под подпись. В случае отказа работника от вручения повестки проставляет на повестке отметку, которая содержит: дату отказа, должность, подпись, инициалы и фамилию лица, вручавшего повестку, а также подписи, инициалы и фамилии присутствующих при этом лиц.
2.10. Своевременно подает в военкоматы:
- сведения о принятых или уволенных работниках, подлежащих воинскому учету (срок 5 рабочих дней);
- сведения по запросу военкоматов о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
- сведения о приеме на работу гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять на воинском учете;
- информацию об обнаруженных в документах воинского учета исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов и т.п.
- сведения об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания работника.
- другие сведения о гражданах, которые предусмотрены законодательством.
2.11. Разрабатывает план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, и согласовывает его с военным комиссариатом.
ПРАВА
3. Специалист по воинскому учету имеет право:
3.1. Получать от работников организации информацию и документы, необходимые для осуществления своей деятельности.
3.2. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.5. Вносить на рассмотрение вышестоящих руководителей предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1. За неисполнение или ненадлежащие исполнение своих должностных обязанностей Специалист по воинскому учету несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
III. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВОИНСКИЙ УЧЕТ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ
26. Должностные лица, осуществляющие воинский учет в организациях, выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности (приложение N 8 к настоящим Методическим рекомендациям), наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона). Проверяют соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия. При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований), в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета;
б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан;
в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
КонсультантПлюс: примечание.
Срок информирования военных комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках и др. составляет 5 рабочих дней со дня их выявления (Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).
г) информируют военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметках о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
28. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:
а) выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, согласно настоящим Методическим рекомендациям.
29. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
КонсультантПлюс: примечание.
2-х недельный срок, указанный в пп. «а» п. 29, изменен на 5-дневный (см. пп. «а» п. 32 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 25.07.2023)).
а) направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций), согласно приложению N 9 к настоящим Методическим рекомендациям. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований или органы местного самоуправления;
б) направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, согласно приложению N 10 к настоящим Методическим рекомендациям;
в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, согласно приложению N 11 к настоящим Методическим рекомендациям;
г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
д) сверяют не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления, согласно приложению N 12 к настоящим Методическим рекомендациям;
е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты муниципальных образований в порядке согласно приложению N 13 к настоящим Методическим рекомендациям;
ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
30. При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка согласно приложению N 14 к настоящим Методическим рекомендациям.
31. Устанавливая, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете, организации проверяют наличие отметки о приеме на воинский учет:
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 утверждены новые формы военного билета и военного билета офицера запаса.
в пункте 25 «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» (стр. 32 — 35) военного билета офицера запаса в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) или ином органе, осуществляющем воинский учет, производятся отметки о приеме офицеров запаса на воинский учет и снятии их с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах, заверенные подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований);
в разделе IX «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» (стр. 25 — 28) военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана (в справке взамен военного билета, временном удостоверении, выданном взамен военного билета) в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) или при его отсутствии в органе местного самоуправления производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах);
в разделе VII «Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета» справки взамен военного билета в военном комиссариате или при его отсутствии в органе местного самоуправления производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах (обратной стороны) по следующим образцам:
Военным комиссариатом города Ачинск, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края «__» _____ 20__ г. Подпись _______________ |
Администрацией Белоярского сельсовета Ачинского района Красноярского края (военный комиссариат города Ачинск, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края) «__» _________ 20__ г. Подпись __________________ |
в разделе I «Прием на воинский учет и снятие с воинского учета» (стр. 2 и 3) удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, производятся отметки о снятии призывника с воинского учета и о его постановке на воинский учет штампами военного комиссариата:
ПРИНЯТ на воинский учет военным комиссариатом _______________________________ (муниципальное образование) _______________________________ (наименование субъекта Российской Федерации) «__» ____________ 20__ г. |
СНЯТ с воинского учета военным комиссариатом ________________________________ (муниципальное образование) ________________________________ (наименование субъекта Российской Федерации) «__» ___________ 20__ г. Явиться в военный комиссариат по новому месту жительства до «__» _______ 20__ г. Подпись ___________ |
|
Подпись __________ |
32. В случаях отсутствия отметок на странице 13 паспорта гражданина Российской Федерации об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета организации обязаны направлять:
офицеров запаса и призывников — в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства или месту пребывания;
солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса — в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, — в орган местного самоуправления.
33. При приеме граждан на работу (учебу) в сведениях, направляемых в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства (месту пребывания) граждан и (или) органы местного самоуправления, указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи и место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, и, кроме того, полное наименование организации, ее адрес и номера телефонов военно-учетного стола (отдела кадров). Кроме того, организации направляют в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет. Оформление и выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим военно-учетные специальности в ходе обучения в образовательных организациях профессионального образования, на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производятся военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков согласно приложению N 15 к настоящим Методическим рекомендациям.
34. Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливаться и другие дополнительные сведения, которые необходимо указывать в представляемых организациями сведениях и списках.
35. В соответствии и в порядке, определенном Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях военно-учетные подразделения организаций:
своевременно оформляют бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и на военное время;
представляют в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников организаций.
36. При составлении отчетности, предусматривающей отражение сведений о составах запаса (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих (обучающихся) в организации (образовательной организации) граждан, пребывающих в запасе, целесообразно руководствоваться приложением N 16 к настоящим Методическим рекомендациям.
37. В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса, из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных организациях), и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение N 17 к настоящим Методическим рекомендациям), и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
- Требования к воинскому учету в организациях в 2025 году
- Формы воинского учета: для чего нужны и когда сдавать
- Как правильно заполнить формы воинского учета (№6, №18, №19) в 2025 году
- Образцы и бланки: где взять и как использовать
- Ответственность за нарушения и проверка учета
- Санкции и штрафы за нарушения правил воинского учета
- Курсы повышения квалификации для кадровиков дистанционно
Требования к воинскому учету в организациях в 2025 году
Кто подлежит учету
Воинский учет обязателен для всех мужчин, работающих в организации, если они состоят на воинском учете — независимо от их текущего статуса: призывники, офицеры запаса, военнообязанные. Также этот порядок распространяется на женщин, обладающих военно-учетной специальностью.
Форма собственности компании — неважна: будь то госструктура, частная компания или муниципальное учреждение, обязанности по учету одинаковы. Исключение — индивидуальные предприниматели, даже с наемными работниками. Им учет вести не нужно. Об этом сказано в п. 7 ст. 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и постановлении Президиума ВАС от 14.04.2009 № 13798/08. Военкоматы нередко направляют индивидуальным предпринимателям запросы о военнообязанных сотрудниках и требуют вести воинский учет, однако по закону такая обязанность установлена только для организаций (ст. 21.4 КоАП). Поэтому ИП не обязаны, но имеют право вести воинский учет своих наемных работников на добровольной основе.
Что нового в 2025 году
С ноября 2024 года заработал Единый электронный реестр воинского учета (ЕЭРВУ). Это централизованная цифровая система, объединяющая данные обо всех военнообязанных гражданах и местах их трудоустройства.
Теперь компании обязаны направлять сведения в электронном виде. Бумажные документы остаются допустимыми, но носят вспомогательный характер и не являются основным каналом коммуникации с военкоматами.
Кто отвечает за учет в организации
Ответственность за организацию учета лежит на:
-
Руководителе предприятия;
-
Назначенном ответственном (обычно специалист по кадрам, оформленный приказом);
-
В крупных организациях — на профильном сотруднике отдела кадров или воинского учета.
Важно: при нарушениях или отсутствии учета ответственность несут как конкретный исполнитель, так и руководство компании.
В России существует два вида воинского учета: общий и специальный. Общий воинский учет ведется в отношении всех граждан, подлежащих призыву или пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить своевременное оповещение, призыв и комплектование Вооруженных сил. Такой учет обязаны вести все организации, независимо от формы собственности, при наличии у сотрудников соответствующего статуса.
Специальный воинский учет применяется в отношении граждан, которые по своему опыту, образованию или профессии могут быть задействованы в мобилизационный период в определенных должностях. Его ведение требует соблюдения дополнительных правил и, как правило, осуществляется в тесном взаимодействии с военными комиссариатами.
Формы воинского учета: для чего нужны и когда сдавать
В 2025 году компании используют три ключевые формы, каждая из которых имеет четкое назначение и срок подачи.
Форма №6
Что содержит:
Сводная информация о всех сотрудниках, состоящих на воинском учете: ФИО, должности, звания, наличие брони.
Когда подавать:
Ежегодно, не позднее 1 апреля текущего года.
Для кого:
Для всех организаций, где есть хотя бы один военнообязанный работник.
Форма №18
Назначение:
Уведомление об отсутствии военнообязанных в штате. По сути — подтверждение, что организация не ведет воинский учет, так как на то нет оснований.
Срок:
Также до 1 апреля.
Подается:
Если в штате — ни одного сотрудника, подлежащего воинскому учету.
Форма №19
Содержимое:
Обобщенные данные о численности работников, открытых вакансиях, возможностях для мобилизационного развертывания.
Особенности:
Предоставляется по требованию военкомата или при изменении сведений, например, при массовом найме или сокращении.
Как правильно заполнить формы воинского учета (№6, №18, №19) в 2025 году
Форма №6: инструкция по заполнению
Основные поля:
-
Название организации;
-
Должности, подлежащие бронированию;
-
Количество сотрудников по каждой должности;
-
Число военнообязанных (по воинским званиям);
-
Количество забронированных и незабронированных сотрудников.
Форма подписывается ответственным лицом, заверяется печатью организации.
Форма №18: уведомление об отсутствии военнообязанных
Содержит:
-
Полное название организации;
-
Юридический и фактический адрес;
-
ИНН, ОГРН;
-
Сведения о руководителе;
-
ФИО и должность лица, ответственного за воинский учет (если назначено);
-
Подписи и печать.
Форма №19: кадровая информация
Разделы формы:
-
Общая численность работников;
-
Число занятых и вакантных должностей;
-
Количество сотрудников с военно-учетной специальностью;
-
Данные о возможности пополнения вооруженных сил.
Типичные ошибки
-
Несоответствие фактической численности и данных формы;
-
Пропущенные строки или пустые поля;
-
Отсутствие подписи ответственного;
-
Старые версии бланков.
Чтобы избежать ошибок:
-
Обновляйте данные минимум раз в квартал;
-
Сравнивайте формы с реестрами кадров;
-
Используйте только утвержденные шаблоны
Образцы и бланки: где взять и как использовать
Где найти актуальные формы
Организации могут использовать формы, утвержденные соответствующими ведомственными нормативами. Бланки доступны в электронных системах кадрового учета, а также в документации программ 1С, «Контур», «ТурбоДок», СБИС и других.
Важно проверять актуальность шаблонов — при изменении реквизитов или структуры форм использование устаревшего бланка считается нарушением.
Дополнительно получить актуальные шаблоны можно при прохождении курса повышения квалификации «Организация воинского учета» в Академии бизнеса и управления системами. В программу включены все необходимые бланки, образцы заполнения и чек-листы, которые можно использовать в работе сразу после обучения.
Электронные версии
Рекомендуется вести учет в электронном виде:
-
Формы можно заполнять в Excel, Word или специализированных сервисах;
-
Подпись осуществляется ЭЦП;
-
Электронные формы хранятся в локальных и облачных архивах, с разграничением доступа.
Советы по ведению электронных форм:
-
Создайте отдельную папку по каждому отчетному году;
-
Используйте наименования файлов с датами и формами (например, форма6_2025.xlsx);
-
Не допускайте редактирования исходников без резервной копии;
-
Обеспечьте шифрование конфиденциальных данных.
Ответственность за нарушения и проверка учета военнообязанных в организации
Как подготовиться к проверке
-
Назначить ответственное лицо за ведение воинского учета приказом руководителя.
-
Актуализировать все формы и документы, связанные с воинским учетом.
-
Обеспечить надлежащее хранение документов в соответствии с установленными требованиями.
-
Периодически проводить внутренние аудиты состояния воинского учета.
-
Проходить обучение и повышение квалификации по вопросам воинского учета.
Как проходит проверка
Военкоматы могут инициировать проверку:
-
Планово — раз в 3–5 лет;
-
Внепланово — при мобилизации, жалобах или сбоях в передаче данных.
В ходе проверки анализируют:
-
Наличие и актуальность форм воинского учета;
-
Правильность заполнения;
-
Сведения о бронировании;
-
Личный состав, состоящий на учете;
-
Приказы о назначении ответственного.
Санкции и штрафы за нарушения правил воинского учета
Нарушение правил учета влечет административную ответственность:
-
Должностное лицо — штраф от 40 000 до 50 000 руб.;
-
Юридическое лицо — штраф от 350 000 до 400 000 руб.
Отягчающими обстоятельствами считаются:
-
Повторные нарушения;
-
Сокрытие информации о сотрудниках;
-
Отказ от взаимодействия с военкоматом.
Чтобы избежать штрафов и предписаний от надзорных органов, необходимо:
-
регулярно проводить внутренний аудит состояния воинского учета: проверять наличие всех форм, актуальность данных и корректность оформления;
-
следить за сроками: все уведомления, отчеты и формы должны подаваться в установленный законом период;
-
вести переписку с военкоматом документально — с сохранением копий направленных и полученных писем;
-
обновлять знания по требованиям воинского учета — следить за изменениями в законодательстве и нормативных актах;
-
подтверждать квалификацию ответственного сотрудника — при необходимости направлять его на дополнительное обучение по организации воинского учета.
Нарушения порядка ведения учета, задержки в подаче данных или отсутствие актуальной информации могут привести к административной ответственности. Штрафы могут быть наложены как на организацию, так и на конкретного сотрудника, ответственного за учет. В случае повторных или грубых нарушений возможна приостановка деятельности или проведение внеплановой проверки.
Правильная организация воинского учета снижает риски и обеспечивает соблюдение законодательства. Это важно не только для проверки со стороны военкомата, но и в случае мобилизационных мероприятий или запросов из других государственных органов.
Академия бизнеса и управления системами предлагает курсы повышения квалификации для специалистов по кадровому делопроизводству. Программы обучения соответствуют требованиям профстандартов:
-
Организация воинского учета в организации — воинский учет обязателен для всех работодателей, и с каждым годом требования становятся строже: вводятся цифровые реестры, увеличиваются штрафы, усиливается контроль. Программа курса поможет разобраться в действующем законодательстве, научит выстраивать эффективную систему учета, корректно заполнять документы и взаимодействовать с военкоматами. Обучение включает видеолекции эксперта, шаблоны форм и чек-листы, что делает курс максимально прикладным и удобным для практики. Подходит кадровым специалистам, бухгалтерам и руководителям, ответственным за воинский учет.
-
Кадровое делопроизводство — программа повышения квалификации, направленная на систематизацию и углубление знаний в области управления персональной документацией. Курс позволяет овладеть полным циклом кадрового документооборота: от оформления приемов и увольнений до взаимодействия с госорганами. Важные темы — теоретические основы кадрового делопроизводства, ведение документации по учету и движению сотрудников, применение профстандартов. Обучение поможет выстроить четкую и законодательно корректную систему кадровых процессов в организации, снизить риски проверок и упростить взаимодействие с надзорными органами.
-
Документационное обеспечение управления (делопроизводитель) — курс повышения квалификации, ориентированный на специалистов, которые занимаются документооборотом в организациях. Программа помогает актуализировать знания в области современного электронного делопроизводства, освоить технологии хранения и систематизации документов, а также научиться правильно оформлять и обрабатывать служебные дела. Слушатели получат комплексное представление о правилах документационного обеспечения, узнают, какие последствия могут повлечь ошибки в работе с документами и какую ответственность несут должностные лица за их несоблюдение. Курс будет полезен как начинающим, так и практикующим делопроизводителям.
Курсы повышения квалификации для кадровиков дистанционно
-
Подайте заявку на странице интересующей вас программы:
-
Кадровое делопроизводство;
-
Организация воинского учета в организации;
-
Документационное обеспечение управления (делопроизводитель).
-
Далее оплатите счет-оферту. На электронную почту, указанную в заявке, вам придут логин и пароль для входа в систему дистанционного обучения (СДО). Наша образовательная платформа устроена таким образом, чтобы вы могли изучать лекции, смотреть видеоматериалы, сдавать тесты с любого устройства (смартфона, компьютера, планшета) в любое удобное для вас время 24/7.
-
Если во время обучения возникнут какие-то вопросы, вы всегда можете обратиться к вашему куратору — его контакты указаны в личном кабинете слушателя в СДО.
-
Материалы программ повышения квалификации «Кадровое делопроизводство» и «Делопроизводитель» в Академии бизнеса и управления системами разработаны в полном соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Специалист по управлению персоналом» (Приказ Минтруда России от 09.03.2022 109н) и «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Приказ Минтруда России от 15.06.2020 333н). Программы регулярно обновляются и дополняется, поэтому вы получите все актуальные знания для работы бухгалтером.
-
Доступ к учебным материалам сохранится еще 6 месяцев после окончания вашего обучения. Также вы получите бесплатный доступ на 1 год к электронной библиотеке Академии с огромным количеством книг, статей и методических пособий по теме.
-
Обучение займет от 1 недели до 1 месяца (в зависимости от программы). Действуют скидки, специальные предложения и рассрочка для слушателей.
-
После сдачи итогового теста вы получите удостоверение о повышении квалификации по выбранной специальности. Документ подтверждает обновление ваших профессиональных знаний и развитие актуальных компетенций в данной сфере. Данные о документах, выданных Академией, обязательно заносятся в базу данных ФИС ФРДО, что делает их официальным документом на всей территории Российской Федерации.
-
Документ направляется Почтой России в любую точку страны бесплатно.
Должностная инструкция специалиста по воинскому учету —документ, письменно фиксирующий обязательные к выполнению функции и процедуры. Требует ли закон его составлять? Какие правила существуют для оформления?
Должностная инструкция специалиста по ВУ: обязательна или нет?
На протяжении последних десятилетий мнение чиновников в отношении обязательности разработки должностных инструкций остается неизменным:
Работу сотрудников по ведению воинского учета (ВУ) в компании регламентирует не только трудовое законодательство, но и НПА по воинскому учету. Именно они устанавливают отдельные требования, процедуры и действия ответственных за ВУ сотрудников.
В этих нормативных актах содержатся требования по согласованию с военкоматом проекта приказа о назначении ответственного сотрудника, обязанность регулярного повышения квалификации в вопросах ВУ и ряд других. При этом отдельного требования об обязательности разработки работодателем для таких сотрудников должностных инструкций в них нет.
Тест по воинскому учету
Пройти тест
В разделе III Положения о воинском учете (утв. постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) перечислен набор обязательных процедур и действий, которые ответственные за ВУ сотрудники должны осуществлять: проверять документы сотрудников при приеме на работу, заполнять документы ВУ, разъяснять работникам порядок исполнения ими обязанностей по ВУ. Чтобы не упустить ничего из этого списка и тем самым не допустить нарушений в вопросах ведения ВУ, работодатели разрабатывают детальные должностные инструкции по ведению воинского учета.
Кроме того, без отдельных должностных инструкций специалиста по воинскому учету не обойтись на крупных предприятиях, в которых по закону ведением ВУ занимаются несколько ответственных лиц. Тогда круг обязанностей каждого из них будет разграничиваться в отдельной должностной инструкции.
Далее расскажем, из каких разделов может состоять должностная инструкция по воинскому учету 2024-2025 годов.
Пошаговую инструкцию по организации в компании воинского учета получите здесь.
Требования к оформлению
В законодательстве отсутствует официальная расшифровка понятия «должностная инструкция по воинскому учету». Исходя из практики, можно дать такое общее определение:
Грамотно оформленная должностная инструкция, как нормативный документ, помогает при возникновении конфликтных ситуаций с работниками и в решении трудовых споров. Кроме того, она может обосновать налоговые расходы на оплату труда по требованию налоговых органов, если в этом возникнет необходимость. Чтобы полноценно исполнить эти функции, должностная инструкция должна иметь статус официального документа, т. е. быть оформлена по правилам, установленным для такого рода документов.
Перечислим ГОСТы, на которые следует ориентироваться:
Назовем основные подходы к оформлению должностной инструкции:
В компании порядок разработки и оформления подобных документов можно установить внутренним регламентом.
О требованиях к разнообразным документам узнайте из материалов нашего сайта:
- «Каким требованиям должна удовлетворять бухотчетность»;
- «Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных»;
- «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».
Как выглядит титульный лист
ГОСТы не требуют оформления титула инструкции на отдельной странице, поэтому ее основной текст, поля для размещения названия компании-разработчика и грифа «Утверждаю» могут находиться на одной странице.
Порядок размещения полей на титульной странице:
В инструкции текст размещается по разделам. Об их структуре и содержании расскажем далее.
Основные разделы и их наполнение
Количество разделов должностной инструкции ответственного за воинский учет, как и их структура, внутреннее содержательное наполнение, определяется работодателем самостоятельно.
В качестве одного из вариантов может выступать такой набор разделов для должностной инструкции ответственного за ведение воинского учета:
После того как все разделы инструкции будут наполнены необходимым содержанием, следует грамотно расположить нужные реквизиты в ее завершающей части (об этом расскажем далее).
Завершающая часть: на что обратить внимание
Завершающая часть инструкции должна содержать следующие реквизиты:
Между основным текстом должностной инструкции и завершающими реквизитами можно также привести ссылку на тот локальный нормативный акт работодателя, в соответствии с которым должностная инструкция была разработана.
Скачайте готовый образец должностной инструкции специалиста по ВУ, подготовленный экспертами «КонсультантПлюс» — достаточно оформить пробный бесплатный доступ к системе.
Итоги
Должностная инструкция работника, осуществляющего воинский учет, оформляется с учетом предусмотренных ГОСТами общих правил. Грамотно составленная инструкция помогает специалисту по ВУ не упустить в работе обязательные для выполнения процедуры, функции и обязанности.