Из нашего гайда вы узнаете, что нужно сделать, чтобы провести закупку по 44-ФЗ: от планирования до заключения контракта.
В этой статье:
- 1. Зарегистрироваться в ЕИС и на электронных торговых площадках
- 2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу
- 3. Разработать и разместить в ЕИС планы-графики
- 4. Учесть нормирование и запреты в сфере госзакупок
- 5. Подготовить и разместить в ЕИС закупочную документацию
- 6. Провести закупку
- 7. Подписать контракт
- 8. Внести сведения об уклонившихся от подписания контракта в РНП
- 9. Принять товар и оплатить контракт
- 10. Разместить отчетность
Для этого нужна электронная подпись, которую заказчики получают бесплатно в федеральном казначействе. Казначейство разместит заявку на регистрацию в Единой информационной системе. Владельцу подписи с правами администратора останется зайти в ЕИС и в личном кабинете настроить права доступа остальным сотрудникам. После этого можно публиковать закупки. Оператор ЕИС зарегистрирует заказчика и на 8 федеральных ЭТП госзакупок.
44-ФЗ разрешает ограничиться одним контрактным управляющим, если объем закупок в год не выше 100 млн. руб. Во всех других случаях нужна контрактная служба минимум из двух сотрудников. Это может быть специальный «закупочный» отдел. Или обязанности контрактной службы можно распределить между сотрудниками разных подразделений.
Например, бухгалтер составляет планы-графики. Главный инженер готовит техзадание, отвечает на запросы разъяснений и принимает качество товара. Секретарь собирает заявки с отделов, готовит и размещает документы в ЕИС. Руководитель контролирует работу, отвечает на претензии ФАС и подписывает контракты.
Все работники контрактной службы должны иметь профильное высшее или дополнительное образование по 44-ФЗ. Если в службе есть «недотягивающие» до требований сотрудники, то они должны пройти повышение квалификации (108 часов для сотрудников, 40 — для руководителей). Это можно сделать очно или дистанционно в организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.
В планы-графики включаются:
- идентификационные коды закупок (ИКЗ),
- наименование объекта,
- объем финансового обеспечения закупок,
- сроки планируемых закупок,
- информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги,
- иная информация, в рамках порядка формирования, утверждения, внесения изменений в планы-графики,
- информация о закупках, которые планируется по истечению срока или планового периода. Информация вносится в планы-графики на весь срок планируемых закупок.
Формируются планы-графики на очередной финансовый год и плановый период. Это зависит от срока действия федерального закона о федеральном бюджете. На данный момент действует 385-ФЗ (2021,2022,2023).
Утвердить нужно планы-графики в течение 10 рабочих дней, когда заказчику довели объем денег на принятие и исполнение обязательств либо после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). План-график формируется государственным и муниципальным заказчиком. Государственные, муниципальные учреждения, ГУпы, МУПы при планировании финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Если есть необходимость, то можно внести следующие изменения:
- требования к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам, в том числе предельной цены, нормативных затрат,
- объема денег, которые довели до заказчика, показателей планов финансово-хозяйственной деятельности, решений или соглашений о предоставлении субсидий,
- для реализации решения по итогам обязательного общественного обсуждения закупки,
- использования экономии, которая произошла после проведенной закупки,
- в иных случаях, в рамках порядка формирования, утверждения, внесения изменений в планы-графики.
Внести изменения в планы-графики можно не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС:
- извещения закупки,
- направления приглашения, если закупка проходит закрытым способом.
И не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта если закупка у единственного поставщика.
Воспользуйтесь бесплатным сервисом Контур.Снаб, чтобы подобрать позиции в справочнике ОКПД-2 и КТРУ, рассчитать и составить план сроков каждого этапа закупки.
Заказчики должны не только планировать закупки, но нормировать и обосновывать их (ч.1, ст.19, 44-ФЗ).
Расходы на конкретного сотрудника нормированы. Например, врачу полагается 2 хлопчатобумажных халата в год, а руководителю — не больше 2 кресел в год. Чтобы определить нормативы цены, устанавливается среднерыночная стоимость единицы продукции.
Эти требования закреплены в федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах. Работники контрактной службы должны их знать.
Нужно следить за качеством закупаемых товаров. Специалисту надо разбираться в свойствах товара, потому что от этого зависит его пригодность и долговечность.
В некоторых закупках заказчик должен устанавливать преференции поставщикам. Например, на часть товаров распространяется национальный режим. Это значит, что заказчик должен предоставить преимущества российским поставщикам.
И, наконец, на закупку некоторых товаров установлены запреты. Например, нельзя закупать иностранное программное обеспечение, если есть его российский аналог.
Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.
Подробнее
Корректно описать закупку
При описании закупки можно использовать только термины, которые предусмотрены в технических регламентах и документах из национальной системы стандартизации. Если это невозможно, придется обосновать, почему при закупке нужно применять нестандартные требования и терминологию. Смысл стандартизации в том, чтобы минимизировать риск описать закупки «под своих» поставщиков.
В закупке нужно указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. При этом техническое задание должно быть нейтральным, не ограничивать конкуренцию. Нельзя устанавливать конкретные параметры товара, только диапазон «не менее» и «не более», или чрезмерные требования к товарам. Исключение из правил: если у товара нет аналога или это запчасти к уже имеющемуся оборудованию.
Соблюсти сроки размещения
При электронном запросе котировок заказчик размещает извещение, документацию и проект контракта в ЕИС так, чтобы минимальный срок подачи заявки составлял 4 раб. дня со дня, следующего за днем размещения в ЕИС извещения.
При электронном аукционе сроки подачи заявок зависят от цены закупки. Если начальная цена контракта больше 300 млн рублей, у вас есть не меньше 15 календарных дней. Если начальная цена контракта не превышает 300 млн рублей (2 млрд в закупках на стройку), то срок подачи заявок составляет не меньше 7 календарных дней.
Заявку на электронный конкурс нужно разместить за 20 дней до окончания срока приема заявок, если он проводится на бумаге, и за 15 дней, если в электронной форме.
Можно изменить извещение. Сроки в разных процедурах разные:
- Для аукциона — не позже чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
- Для конкурса — не позже чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
Для электронного запроса котировок нельзя внести изменения в извещение после объявления закупки.
Заказчик обязан отвечать на запросы на разъяснения от поставщиков и размещать их в ЕИС для доступа всем участникам закупки в течение двух дней.
Еще заказчик вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений:
- если это конкурс или аукцион, не позже, чем за пять дней до окончания срока подачи заявок,
- если электронный запрос котировок, не позднее, чем за час до окончания срока подачи заявок.
Есть 10 видов закупок. Некоторые из них имеют лимиты, которые нужно распределять на весь год.
Например, мелкую закупку у единственного поставщика можно провести на сумму не выше 300 000 рублей. Годовой объем таких закупок — не больше 5% от всех закупок в год и не больше 50 миллионов (все ситуации, когда можно закупиться у единственного поставщика, описаны в ч. 1 93 ст, 44-ФЗ). Организации с бюджетом меньше 40 миллионов рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.
Конкурентные способы закупок делятся на 4 основные группы: запросы котировок и предложений, конкурсы и аукционы.
- Заказчик вправе закупить электронным запросом котировок любые ТРУ, при условии, что НМЦК не превышает трех миллионов рублей, а СГОЗ не более 10%.
- Запрос предложений можно провести в строго определенных 44-ФЗ случаях (ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
- Самый сложный метод определения поставщика — конкурс (они бывают открытые, закрытые, с ограниченным участием и двухэтапные). Зато можно выбрать поставщика по нескольким критериям: не только по низкой цене, а по качеству товара, квалификации и опыту участников.
- Большой объем товаров входят в аукционный перечень. То есть закупать их можно только на электронных торговых площадках. Это, например, канцелярские товары, продукты, бумага, нефть, металлы, строительные работы и ремонт.
Если неправильно выбрать способ закупки, заказчику грозит штраф 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ). С 1 января 2019 года все закупки за редким исключением нужно проводить в электронном виде.
Если требуется обеспечение закупки, контрактный управляющий должен убедиться, что деньги пришли на счет или проверить наличие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий в ЕИС. Уже разработаны типовые контракты, которые госзаказчики должны применять. В остальных случаях проект контракта составляет контрактная служба. Поставщик может лишь предложить протокол разногласий, который заказчик принимает или нет, обосновывая свою позицию.
Обязанность заказчиков — направлять в ФАС сведения об участниках:
- об участнике закупки, который уклонился от заключения контракта,
- о поставщике, с которым расторгли контракт в одностороннем порядке или по решению суда.
РНП регулируется ст.104 44-ФЗ и ПП РФ №1078.
Обращаться нужно в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или территориальные органы ФАС по месту нахождения заказчика.
Сейчас в ч. 8 ст. 30 44-ФЗ указан предельный срок оплаты по контрактам. Для СМП и СОНО он составляет не больше 15 рабочих дней после того, как заказчик подписал документ о приемке. Для остальных — 30 календарных дней. Если не уложиться в установленный законом срок, можно получить штраф 50 тыс. рублей, а за повторное нарушение — дисквалификацию.
Такой же срок действует для возврата обеспечения контракта, если поставщик предоставлял его деньгами.
Заказчики по 44-ФЗ обязаны публиковать в ЕИС:
- Документы о приемке — после каждого этапа или полного исполнения контракта. Если контракт расторгнут или изменен, об этом тоже отчитываются, прикладывая соотвествующие документы. На это есть 7 рабочих дней после подписания документа.
- Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО. Этот отчет размещается в ЕИС ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Он содержит информацию об уже заключенных контрактах: уникальные номера записей из реестра контрактов. Часть 11 ст. 7.30 кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей, если закупить у СМП меньше положенного объема.
- Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
- Отчет по мониторингу реализации крупных проектов с государственным участием.
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Задать вопрос эксперту
Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации. Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Виды закупок по 44-ФЗ
- С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ
- Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик
Закупки по 44-ФЗ, с чего начать заказчику? Этот вопрос нередко возникает у тех, кто недавно стал контрактным управляющим и еще не имеет опыта проведения госзакупок. Возможно, такой человек даже слышал от опытных коллег, насколько тяжела эта работа, велика ответственность и сложность.
Конечно, в рамках небольшой статьи будет невозможно ответить на все вопросы, но об основных видах закупок, алгоритме и нюансах проведения мы расскажем. Это поможет еще не столь опытным управляющим организовать первые закупки без ошибок и получить положительный опыт проведения торгов.
Виды закупок по 44-ФЗ
Государственные заказчики имеют возможность проводить закупки товаров и работ для собственных нужд по нескольким схемам.
В большинстве случаев для этого используются электронные торговые площадки (ЭТП), список которых представлен ниже:
- Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.
- Единая электронная торговая площадка.
- Российский аукционный дом.
- ТЭК — Торг.
- Электронные торговые системы.
- Сбербанк — Автоматизированная система торгов.
- РТС — тендер.
- Электронная торговая площадка ГПБ.
Для того чтобы иметь возможность предложить свои товары или услуги, поставщики должны получить аккредитацию на этих площадках и обзавестись электронной подписью – это первое, с чего надо начать потенциальному участнику торгов.
- Электронный аукцион
6 из 10 сделок в сфере государственных закупок проводятся в форме открытого аукциона. Для этого выбирается одна из электронных площадок. Компания, ИП или физическое лицо, желающее принять участие в торгах, направляет заявку, в первой части которой изложено предложение, касающееся объекта закупки, а во второй содержится информация о потенциальном поставщике.
Решение о допуске на аукцион принимается заказчиком на основании сведений из первой части заявки. Если заявка принята, то потенциальный поставщик в назначенное время допускается для участия в аукционе на торговой площадке.
Само участие в процедуре предполагает, что продавцы падают предложения по цене объекта закупки, уменьшая их с шагом от 0,5 до 5 % от НМЦ. Торги продолжаются, пока поступают новые предложения. Если на протяжении 10 минут никто из участников не снизил цену в очередной раз, то победа присуждается субъекту, предложившему минимальную цену. Но предварительно изучается информация из вторых частей заявок, и только затем объявляется победитель. Потом следует процедура подписания контракта.
- Открытый конкурс
Заявки поступают на конкурс в запечатанных конвертах. В предложениях участников содержится информация не только по цене товара или услуги, но и по другим параметрам, которые способны предоставить претендентам конкурентные преимущества, а именно опыт работы в данной сфере, профессионализм сотрудников, качество товара и услуги. Закупочная комиссия оценивает заявки по всем этим критериям и выбирает наиболее выгодное предложение.
- Запрос котировок
Эта процедура отличается простой схемой и наименьшими временными затратами. Её применяют, если объект закупки представляет собой типовой товар или услугу при сумме контракта до 0,5 млн руб. Каждому участнику даётся возможность предоставить одну заявку со своим ценовым предложением. Затем заказчик выбирает наименьшую стоимость и заключает контракт с предложившим ее субъектом.
- Закупка у единственного поставщика
Эту процедуру по 44-ФЗ заказчик должен начать с самостоятельного выбора поставщика. Обычно к такой схеме прибегают для небольших закупок до 100 000 руб. Закон обязывает с 1 марта 2019 года крупных заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика на Едином агрегаторе торгов «Березка».
Закон устанавливает и ряд других процедур, в ходе которых государственный заказчик выбирает поставщика. Это конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но четыре вышеописанные схемы используются чаще всего.
С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ
Далее разберём, как проводится закупка с точки зрения покупателя по 44-ФЗ, с чего начать заказчику и как действовать правильно на при выборе поставщика.
Итак, для любого контрактного управляющего необходимо хорошо разбираться в нормативной базе, касающейся закупок в своей сфере. На предприятии в обязательном порядке должно быть разработано Положение о контрактном управляющем, а также издаётся приказ о назначении КУ. Помимо этого, должны быть утверждены план закупок (ПЗ) и план-график закупок (ПГЗ). Эти документы являются основой, на котором в дальнейшем строится работа контрактного управляющего.
Начать следует с того, чтобы выделить первоочередные задачи. Потребуется определиться, какие объекты необходимо закупить прежде всего, в каком объёме, на какую сумму и в какие сроки. Затем нужно сверить, занесена ли данная закупка в план-график и когда именно.
Дело в том, что 44-ФЗ накладывает временные ограничения на различные этапы реализации государственных закупок. Изменения в законе с 01 июля 2018 года отменили десятидневный срок ожидания для публикации извещения после того, как закупка вносится в план-график. Но это касается сделок с единственным поставщиком и проведения повторных конкурсных процедур. Данное нововведение в 44-ФЗ позволяет заказчику быстрее начать закупку.
После определения ближайшей цели можно составлять план действий.
- В первую очередь нужно определить схему, по которой будет проводиться выбор поставщика: аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Важно учесть все ограничивающие факторы, которые установлены законом для той или иной процедуры, в частности не попадает ли объект закупки в обязательный аукционный перечень. Алгоритм дальнейших действий распишем на примере электронного аукциона.
- Вторым шагом сверяемся с планом-графиком. Если закупка в нём присутствует, то уточняем, какая именно информация занесена в план-график – объем закупки, её стоимость. Затем следует поднять документы, обосновывающие цену контракта. Если вы убедились, что вся информация актуальна и нужные бумаги в наличии, можно приступать к составлению конкурсной документации.
- Если у вас нет опыта проведения государственных закупок, то лучше всего в качестве примера взять документацию с предыдущих торгов, что позволит вам не изобретать велосипед и в то же время включить всю нужную информацию. Все положения необходимо сверить с актуальной редакцией закона. Затем документацию потребуется согласовать.
- 44-ФЗ жёстко регламентирует этапы аукциона по срокам. Поэтому необходимо соблюдать временные рамки всех действий: прием заявок, их рассмотрение, дата проведения самого аукциона, оформление результатов. Удобнее всего рассчитать сроки таким образом, чтобы прием заявок заканчивался в утренние часы на 8-й день после того, как будет опубликовано извещение об аукционе. Таким образом у вас окажется достаточно времени, чтобы оформить первый протокол. Помимо этого, нужно принимать во внимание, что при размещении извещения в системе оно подвергается казначейскому контролю, на что также требуется время.
- Аукцион может состояться только при условии, что на него подается не менее 2 заявок. Если вы только начинаете свою деятельность в должности конкурсного управляющего, то интересно и полезно наблюдать за ходом торгов через личный кабинет, находясь онлайн на электронной площадке. Как только аукцион закончен, вам потребуется подвести итоги, сформировать и разместить протокол, содержащий результаты рассмотрения вторых частей заявок. Затем следует процедура подписания контракта с победителем. Функционал электронной площадки не позволит сделать этого раньше, нежели установлено законом. Поэтому нужно внимательно наблюдать за подсказками в личном кабинете, и тогда вы сделаете всё вовремя.
- После подписания контракта стороны приступают к его непосредственному исполнению. С 01 июля 2018 года в 44-ФЗ были внесены изменения, сократившие количество процедур, по которым потребуется размещать в системе отчеты по результатам закупок. В настоящее время такая обязанность осталась, если предметом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия. А также в том случае, если начальная минимальная цена контракта больше 1 млрд руб. Соответственно, объём работы контрактного управляющего по всем остальным закупкам будет меньше.
Никакими нормативными документами нельзя предусмотреть весь спектр обстоятельств, возникающий для каждой конкретной закупки. Поэтому контрактный управляющий должен обладать широкими знаниями в разных сферах, чтобы быстро ориентироваться в любой ситуации и успешно справляться даже с самыми трудными моментами, уметь эффективно действовать при форс-мажорах.
От КУ потребуются навыки быстро концентрироваться на сложных вопросах, быть внимательным при проведении процедур. Также нужен аналитический ум и очень хорошая память, потому что для такого специалиста недостаточно знаний в узкой сфере. Помимо специфики своей отрасли, нужно хорошо разбираться и в тех вопросах, которые касаются непосредственно самой закупки. Любой контрактный управляющий должен быть одновременно и экономистом, и юристом. Но при этом учителю или врачу, ведущему контракт, например, по сооружению здания, понадобятся знания в сфере строительства.
Нюансы, которые должен знать начинающий заказчик
Каким ещё требованиям должны соответствовать потенциальные поставщики
Закон предоставляет заказчикам право выбирать исполнителя, способного не только предложить лучшую цену, но и имеющего соответствующую репутацию на рынке, квалифицированный персонал, надлежащий опыт работы, определённый финансовый уровень и производственную базу и пр. Также заказчик может установить требование по наличию лицензии для выполнения определенных работ или выбирать исполнителя исключительно из числа принадлежащих к саморегулируемым организациям.
Подобные требования предъявляются к исполнителям работ в сфере капитального строительства, дорожного ремонта, при восстановительных работах на объектах культурного наследия, а также для прочих видов деятельности, список которых изложен в Постановлении Правительства № 99.
Если подобные требования к исполнителю содержатся в извещении, то участники конкурсной процедуры обязаны в своём личном кабинете на электронной площадке разместить документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика указанным параметрам. Сделать это необходимо до момента подачи заявки.
Если же объектом заказа является интеллектуальный продукт, права на который в итоге передаются заказчику, то исполнитель обязан предъявить патент, лицензионный договор или другой подобный документ, удостоверяющий его права на результаты интеллектуальной деятельности. Государственное учреждение не должно выдвигать подобное требование, когда по его заказу создаётся или исполняется произведение литературы или искусства, в том числе прокат или показ фильма, автором которого являются отечественные субъекты.
Какие льготы могут быть предоставлены участникам закупок
44-ФЗ гарантирует определенные преференции ряду категорий экономических субъектов, участвующих в государственных закупках. Одной из таких категорий являются предприятия среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), которым госучреждения должны отдавать 15 % своих заказов.
Помимо вышеуказанных субъектов, на льготы в этой сфере могут рассчитывать:
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
- организации инвалидов,
- поставщики товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
- В каком порядке обеспечиваются заявка и контракт и как предоставляются гарантийные обязательства
44-ФЗ обязывает всех потенциальных поставщиков по государственным контрактам при подаче заявки внести определённую сумму на счёт заказчика (или предоставить банковскую гарантию), которая гарантирует серьезность намерений компании участвовать в конкурсе. Это так называемое обеспечение заявки, сумма которого устанавливается в зависимости от НМЦК:
- 0,5–1 % НМЦК при цене контракта 0–20 млн руб.;
- 0,5–5 % НМЦК при цене контракта свыше 20 млн руб.
По окончании торгов и выборе поставщика обеспечение заявки возвращается всем участникам.
Ещё одна гарантийная сумма – обеспечение исполнения контракта – вносится поставщиком в виде денежной суммы или банковской гарантии при подписании контракта. Таким образом продавец подкрепляет свои обязательства по договору. Данная гарантийная сумма устанавливается на уровне 10–30 % от НМЦК. После того как поставщик в полной мере выполняет свои обязательства по контракту, заказчик возвращает ему эти деньги.
Существуют дополнительные гарантийные обязательства, которые заказчик имеет право потребовать обеспечить. Это значит, что исполнитель должен будет перечислить на счёт покупателя ещё одну сумму – в пределах 10 % НМЦК – в качестве гарантии по объекту поставки. И только после этого будет подписан акт приемки товара (работ).
Каковы условия по уменьшению начальной цены контракта на 25 %
В ходе торгов начальная минимальная цена контракта может быть существенно снижена. Если победитель конкурса предложил стоимость, более чем на 25 % отличающуюся от начальной, то он подпадает под антидемпинговые меры.
Это означает, что обеспечение контракта для такого поставщика существенно возрастет – в 1,5 раза. При цене договора свыше 15 млн руб. это условие является обязательным. При меньшей стоимости контракта исполнитель вправе внести обеспечение в обычном размере, но при этом он должен предоставить документальное подтверждение своей добросовестности. Таковым считаются три в полной мере реализованных (без неустоек и прочих санкций) контракта за последние 3 года. В то же время хотя бы одна из сделок должна быть проведена по цене, которая меньше НМЦ настоящего контракта не более чем на 20 %.
Ещё одной антидемпинговой мерой является то, что поставщик, предложивший сниженную более чем на 25 % цену, теряет право на аванс, даже если он был заявлен в документации по закупке.
В каком случае исполнитель попадает в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)
Субъект, победивший в конкурсе, но не исполнивший своих обязательств, вносится заказчиком в вышеуказанный реестр.
44-ФЗ предусматривает для этого следующие причины:
- Субъект победил в конкурсе (аукционе) или оказался единственным допущенным участником закупки, после чего уклонился от заключения договора.
- Победитель конкурсной процедуры нарушил сроки для подписания контракта.
- Победитель конкурсной процедуры не перечислил деньги в счет обеспечения контракта (не предоставил банковскую гарантию) или данные действия были выполнены с нарушением сроков или ошибками.
- Выигравший тендер субъект нарушил условия договора, в результате чего в судебном порядке контракт был расторгнут.
- Контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
Если стороны пришли к соглашению и добровольно расторгли контракт, то исполнителю не грозит попасть в РНП.
Экономический агент, занесённый в РНП, лишается допуска к государственным закупкам по 44-ФЗ и прочим, если заказчик сочтет необходимым выдвинуть подобное требование.
Участвовать в электронном аукционе по 44-Ф может любое лицо, соответствующее требованиям, выдвинутым закупщиком. Посредством публикации в Единой информационной системе (ЕИС) информацию о госзакупке доводят до неограниченного круга лиц. Аукцион является конкурентным способом отбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Победителем становится участник, предложивший за минимальную сумму выполнить контракт.
Аукцион проходит на электронной площадке (ЭТП). Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждены восемь операторов открытых электронных площадок для проведения аукционов по 44-ФЗ и один оператор закрытой электронной площадки.
В перечень утверждённых операторов площадок входят:
- Сбербанк-АСТ,
- Электронная торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ),
- «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП),
- РТС-тендер,
- «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»,
- «Российский аукционный дом» (РАД),
- ТЭК-Торг,
- Национальная электронная площадка,
- «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
Подать заявку на ЭТП можно дистанционно.
Когда проводят электронный аукцион
Заказчик может инициировать электронный аукцион в случае, если объект закупки попал в специальный аукционный перечень, а также в случае, когда объект закупки не включен в специальный перечень, независимо от размера начальной (максимальной) цены контракта.
Как участвовать в электронном аукционе: регистрация и аккредитация
Участникам электронного аукциона по 44-ФЗ нужно зарегистрироваться в ЕИС и получить аккредитацию. Но предварительно нужно завести электронную подпись (ЭП).
Аккредитация на всех площадках проходит автоматически после регистрации в ЕИС за исключением «Автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа». Для данного ресурса предусмотрена отдельная процедура.
Обычно участников аккредитуют в течение рабочего дня, следующего за днём подачи заявки.
Электронный аукцион для заказчика: алгоритм
- Планирование и организация. Для проведения аукциона потребуется сформировать комиссию. Заказчик должен определить её состав и разработать положение о комиссии.
- Подготовка документации. В пакет документов заказчику необходимо включить:
- общие положения,
- техническое задание,
- обоснование НМЦК,
- информационную карту,
- инструкцию по заполнению заявки,
- проект контракта.
- Публикация сведений. В ЕИС, на сайте госзакупок: www.zakupki.gov.ru нужно разместить извещение о проведении электронного аукциона, а также сопутствующие документы.
- Установление участников торгов. По окончании срока подачи заявок комиссия заказчика рассматривает первые части заявок, составляется протокол допуска к участию в аукционе.
- Определение победителя. Рассматриваются вторые части заявок, составляется протокол итогов и определяется победитель.
- Заключение сделки. Проект контракта необходимо дополнить условиями исполнения, предложенными победителем, и направить победителю полный договор. Проверяется наличие внесённого обеспечения исполнения контракта (денежных средств или банковской гарантии). Затем заключается сделка.
Пошаговая инструкция для участника электронного аукциона
Прежде всего поставщику нужно получить ЭП и пройти регистрацию в ЕИС. Затем можно следовать пошаговому алгоритму:
- Открытие спецсчёта. Для участия в закупках поставщику (подрядчику, исполнителю) потребуется открыть специальный счёт. Сюда он будет зачислять деньги для обеспечения заявок, а в случае победы на аукционе отсюда оператор площадки спишет денежные средства. Возможно также предоставить обеспечение в форме банковской гарантии.
- Поиск сведений об аукционе. Найти подходящее предложение можно на сайте ЕИС или на электронной площадке.
- Изучение документации. Нужно просмотреть информацию и требования каждого аукциона и подобрать подходящий вариант.
- Пополнение счёта. При НМЦК до 20 миллионов рублей размер обеспечения составит до 1%. Свыше 20 миллионов — от 0,5 до 5% от НМЦК. Не более 2% от НМЦК вносят организации инвалидов и системы уголовной исполнительной власти.
- Составление заявки. Заявка состоит из двух частей. Её нужно заверить электронной подписью и приложить дополнительные документы. После отправки документов система заблокирует на спецсчёте сумму, необходимую для обеспечения заявки.
- Торги. Заявка пройдёт отбор и проверку на соответствие предъявленным требованиям. Если заявка составлена грамотно, её допустят к участию в аукционе. Чтобы участвовать в аукционе, нужно в назначенный день и час зайти на сайт электронной площадки в сети «Интернет» и подавать ценовые предложения. Закон № 44-ФЗ предусматривает на подачу ценовых предложений 10 мин, после каждого «шага» аукцион продлевается еще на 10 мин., пока участники готовы снижать цену.
- Сделка. В случае победы необходимо предоставить обеспечение на выполнение договора (платёжное поручение или банковскую гарантию). Контракт подписывается электронной подписью и вместе с документацией, подтверждающей предоставление обеспечения договора, отправляется заказчику.
Рекомендуем
Основы госзакупок. Практика работы на электронной площадке. Семинар в Москве
Семинар позволяет усвоить основные правила и способы регламентированных закупок, научиться проводить аукцион и участвовать в нём на учебной электронной площадке «Сбербанк-АСТ». Семинар даст необходимые стартовые знания и навыки для понимания логики и дальнейшего успешного изучения контрактной системы.
Смотрите также:
- Метод «Пять почему»: как устранить истинные причины проблем в компании
- Новое в налогах и отчётности 2023: что и когда сдаём/платим
- Как проходит обязательное психиатрическое освидетельствование в 2022 году: профессии, порядок, документы
Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
Проведение закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включает в себя несколько ключевых этапов. Соблюдение последовательности и требований каждого этапа минимизирует риски обжалования и отмены результатов закупки. Этот чек-лист ориентирован на новичков в контрактной системе и поможет сформировать общее представление об этапах проведения закупок.
📚 1. Определение НМЦК и выбор способа закупки
Основные действия:
🔹 Определить начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) с применением одного из методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 44-ФЗ:
- Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) – предпочтительный метод.
- Тарифный метод – применяется, если цены на товары, работы или услуги регулируются государством.
- Нормативный метод – в случае установления нормативных затрат согласно требовании в соответствии со ст. 19 44-ФЗ
- Проектно-сметный метод – при закупке строительных и прочих смежных работ. ч. 9 ст. 22 44-ФЗ
- Затратный метод – в случае невозможности применения других методов.
🔹 Провести обоснование НМЦК в соответствии с МЭР РФ № 567 от 02.10.2013 и подготовить обоснование для включения в извещение и закупочную документацию.
🔹 Определить способ закупки:
- Конкурс, электронный аукцион, запрос котировок– в зависимости от предмета закупки и оснований, указанных в ст. 24 44-ФЗ.
- Закупка у единственного поставщика – при наличии оснований по ст. 93 44-ФЗ.
📚 2. Размещение извещения в ЕИС
Основные действия:
🔹 Подготовить проект извещения о проведении закупки в соответствии с ст. 42 44-ФЗ.
Документы в составе извещения
Извещение включает:
- описание объекта закупки;
- обоснование НМЦК с указанием валюты и порядка ее применения;
- требования к содержанию, составу заявки и инструкцию по ее заполнению;
- порядок рассмотрения и оценки заявок в конкурсе;
- проект контракта;
- дополнительные требования для оказания услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений / ипотечной системы военнослужащим, на выполнение работ по регулярным перевозкам транспортом.
Сроки размещения:
- В Электронном конкурсе — за 15 дней до окончания подачи заявок
- В Электронном запросе котировок – за 4 дня до окончания подачи заявок
- В электронном аукционе:
- за 7 дней до окончания подачи заявок, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо если закупают работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства на сумму до 2 млрд руб.
- за 15 дней до окончания подачи заявок в остальных случаях.
Изменение извещения: не позднее 1 рабочего дня до даты окончания подачи заявок.
При этом необходимо продлить срок подачи заявок:
- на 10 дней при проведении электронного конкурса;
- на 3 дня при проведении электронного запроса котировок;
- на 7 дней при проведении электронного аукциона;
- на 3 дня при проведении электронного аукциона, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо если закупают работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства на сумму до 2 млрд руб.
📚 3. Прием и рассмотрение заявок
Основные действия:
🔹 Организовать прием заявок в ЕИС и/или на электронной площадке
🔹 Проверить заявки на соответствие требованиям закупочной документации
🔹 Провести оценку заявок с использованием установленных критериев
🔹 Принять решение о допуске или отклонении заявок и оформить протокол.
📚 4. Проведение торгов и подведение итогов
Основные действия:
🔹 Провести электронный аукцион или другой вид конкурентной закупки с соблюдением требований.
🔹 В случае проведения электронного аукциона (ст 49 44-ФЗ):
- Начать фазу подачи ценовых предложение ч/з 2 часа с момента окончания срока подачи заявок
- Время торгов – 10 минут с продлением при поступлении новых предложений.
- Подвести итоги закупки и оформить итоговый протокол Не позднее 2 раб. д. со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок
🔹 В случае проведения запроса котировок ст 50 44-ФЗ
- Рассмотрение заявок подведение итогов — Не позднее 2 р.д. со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок
- Не позднее 1 ч. с момента окончания срока подачи заявок:
- Оператор ЭП: направляет заказчику заявки + информацию и документы УЗ, полученные из ЕИС.
- Комиссия: Рассматривает заявки и документы УЗ; Присваивает каждой допущенной заявке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта/стоимости единицы ТРУ
- Заказчик формирует на ЭП протокол подведения итогов: Каждый член комиссии подписывает протокол УЭП; Уполномоченное лицо заказчика подписывает протокол УЭП, направляет Оператору ЭП.
- Оператор ЭП: Не позднее 1 ч. с момента получения протокола размещает на ЕИС и ЭП протокол подведения итогов;
🔹 В случае проведения электронного конкурса (ст 48 44-ФЗ)
Заявка на участие состоит из 3-х частей
- Рассмотрение I ЧЗ- Общий срок max2 р. д., след за датой окончания срока подачи заявок(ТРУ в сфере науки, культуры, искусства –max5 р. д.)
- Подача предложений о цене – следующий рабочий день, продолжительность 1 час. Если участник не подал ценовое предложение, то предложение о цене будет взято изIII части заявки.
- Рассмотрение и оценка II ЧЗ- Общий срок -max2 р. д., след. за днем получения II ЧЗ(ТРУ в сфере науки, культуры, искусства –max5 р. д.)
- Подведение итогов — max 1 раб. д., след. за днем получения протокола подачи ПЦ
📚 5. Заключение контракта
Единый порядок заключения цифрового контракта. ст.51 44-ФЗ
Не ранее 10 рабочих дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС для Электронного конкурса и Электронного аукциона.
Не ранее 2 рабочих дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС для электронного запроса котировок
📚 6. Контроль исполнения контракта
Основные действия:
🔹 Осуществлять контроль за:
- Сроками выполнения обязательств подрядчика/поставщика.
- Качеством предоставляемых товаров, работ или услуг.
- Соблюдением финансовых условий контракта.
🔹 Размещать сведения об исполнении контракта в ЕИС в соответствии с ч. 3 ст. 103 44-ФЗ:
- Информация о приемке, оплате и результатах исполнения контракта.
- Уведомление о расторжении контракта (в случае необходимости).