1. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта
Руководители объекта, ответственные должностные лица за антитеррористическую защищенность, собственную безопасность организации, работы с кадрами, совместно с руководителями охранных структур, обеспечивающих безопасность на объекте, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта, персонала и посетителей обязаны:
— организовать (во взаимодействии с территориальными подразделениями полиции и МЧС России) систематическую подготовку персонала (сотрудников), охранников, работников, а также постоянно работающих на объекте представителей арендаторов площадей объекта по отработке устойчивых навыков к практическим действиям по предупреждению совершения террористического акта (ТА), других чрезвычайных ситуаций (ЧС), проведению эвакуации всех лиц, находящихся на объекте, осуществлению мер личной безопасности, оказанию первой помощи пострадавшим и т.п.;
— организовать проведение более тщательного подбора и проверки кадров;
— установить режим контроля обстановки и пропуска на территорию объекта и в здание (здания) объекта для сотрудников и посетителей, ужесточить режим пропуска для посторонних лиц (возможно с записью фамилии, имени, отчества, номера документа, удостоверяющего личность в соответствующем журнале), не допускать на объект лиц с признаками наркотического и алкогольного опьянения, проявляющих неадекватное поведение и возможностью проявления агрессии;
— организовать ежедневный обход и осмотр территории и помещений объекта, в т.ч. периодическую комиссионную проверку складских помещений, с целью обнаружения подозрительных предметов и выявления средств терроризма;
— тщательно проверять поступающее на объект имущество, товары и т.п. на предмет наличия подозрительных предметов и выявления средств террора;
— при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации объекта при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению;
— организовать систематические инструктажи персонала, арендаторов, субарендаторов помещений объекта о том, что запрещается проносить, принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи;
— разработать план оповещения при чрезвычайных обстоятельствах и эвакуации персонала, посетителей при угрозе совершения (совершении) террористического акта, а также проводить тренировки по плану;
— создать «Уголок обеспечения безопасности жизнедеятельности», в котором разместить, в числе других, материалы, памятки по обеспечению безопасности при угрозе (совершении) террористического акта в доступной форме для персонала;
— разработать и утвердить нормативным документом объекта:
1. инструкции для ответственных должностных лиц объекта, постоянных дежурных, сотрудников охраны объекта по действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вызванных угрозой совершения (совершением) террористического акта;
2. порядок организации взаимодействия с указанием номеров телефонов территориальных подразделений ФСБ, МВД, МЧС, Роспотребнадзора, а также служб жизнеобеспечения населения, расположенных на территории муниципального образования;
3. порядок организации и средства оповещения сотрудников и посетителей при угрозе террористического акта (систему сигналов: звонков, при наличии в учреждении радиотрансляции — заранее записанных на аудионоситель текстов объявлений спокойным голосом о необходимости, в связи с чрезвычайными обстоятельствами, немедленно, организованно и без паники покинуть здание объекта по эвакуационным маршрутам через аварийные выходы и собраться в определенном, заранее запланированном месте, на безопасном расстоянии);
4. расположение в здании (помещениях) и на территории объекта предупреждающие и запрещающие знаки, таблички: «Не подходить», «Не трогать», «Опасно для жизни», «Проход запрещен», «Проезд запрещен», «Стоянка запрещена», «Не пользоваться открытым огнем», «Не курить», «Не включать», «Работают люди», «Не пользоваться мобильным телефоном и средствами радиосвязи» «Санитарная зона» и т.п.;
-подготовить и содержать в готовности средства индивидуальной защиты;
— во взаимодействии с территориальными подразделениями ГИБДД исключить парковки автомобилей (кроме штатного автотранспорта объекта) не ближе 50 м. от объекта;
— освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные площадки, аварийные выходы, где расположены технические установки;
— не допускать нахождения на объекте (и на его территории) ни одного постороннего предмета, а также не запирающихся на замки шкафов, хранилищ, ящиков и прочих предметов (в т.ч. автомобилей), в которые возможна закладка взрывного устройства (ВУ);
— контейнеры-мусоросборники установить за пределами объекта, по возможности на максимальном удалении от здания, в целях минимизации ущерба в случае срабатывания ВУ в контейнере;
— исключить доступ в подсобные помещения, технические комнаты, гаражи, сараи и т.п. посторонних лиц, обеспечить постоянное нахождение входов (выходов) в эти помещения в закрытом на замки состоянии, выдачу ключей техническим работникам осуществлять строго по записи в журнале, под роспись, под контролем ответственных должностных лиц;
— лично, с ответственными должностными лицами осуществлять регулярный осмотр и опечатывание подсобных помещений и нежилых строений на объекте (сараев, гаражей) на предмет обнаружения посторонних предметов (возможно отравляющих веществ, ВУ и т.п.).
— довести до всего персонала, ответственных лиц, сотрудников службы охраны, вахтеров, сторожей, технических работников номера телефонов территориальных правоохранительных органов (дежурные: ФСБ, полиции, МЧС, ЕДДС муниципального образования. Обеспечить незамедлительную передачу сообщений об обнаружении подозрительных предметов или угрозе совершения (совершении) террористического акта (каждым обнаружившим сотрудником, работником) по вышеуказанным телефонам. Разместить эти номера телефонов на постах дежурных служб объекта, охраны и ответственных лиц за вопросы ГО и ЧС (безопасности) объекта;
— постоянно нацеливать персонал объекта, сотрудников, осуществляющих охрану объекта, в т.ч. сторожей, вахтеров, а также технических работников (уборщиков, слесарей, электриков и пр.) на повышение личной бдительности, ответственности, незамедлительное обнаружение посторонних предметов, подозрительных лиц. Регулярно проводить ИНСТРУКТАЖИ и практические занятия с перечисленным персоналом объектов по порядку действий при обнаружении посторонних предметов, подозрительных лиц и автомобилей (вблизи объекта).
Помните — в соответствиис законодательством руководитель, собственник (правообладатель) объекта (учреждения, организации, места массового пребывания людей) несет персональную ответственность за безопасность своих сотрудников и посетителей на объекте и его антитеррористическую защищенность.
2. Рекомендации по обнаружению предметов, похожих на взрывное устройство.
Взрывное устройство (ВУ) — штатное (граната, мина, тротиловая шашка и т.п.) или самодельное взрывное устройство (СВУ) может быть закамуфлировано террористами и, в результате, иметь любой вид: сумка, сверток, коробка, пакет и т.п., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрывопожароопасных мест, а также около расположения различного рода коммуникаций.
СВУ также может быть закамуфлирован под предмет бытового назначения (термос, портфель, системный блок ЭПВМ, электрочайник и т.п.).
Возможно использование для размещения ВУ предметов и объектов хозяйственно-бытового и технического назначения (ведро для мусора, бачек для воды, контейнер для бытовых отходов), а также автомобиль, металлическая оболочка, кузов которых при срабатывании ВУ становятся дополнительными поражающими (осколочными) элементами.
Основными способами дистанционной передачи команды на подрыв ВУ (в зависимости от устройства) чаще всего являются:
— «звонок» по телефону сотовой связи на определенный номер (принимающий сотовый телефон установлен в самом ВУ);
— радиоволновой сигнал, т.е. по средствам создания радиоволн на определенной частоте (поэтому необходимо исключить работу радиоволновых передатчиков, в т.ч. радиостанций и телефонов сотовой связи в зоне обнаружения ВУ);
— по электрическим проводам;
— при помощи срабатывания часового механизма во ВУ (электронный, либо механический таймер).
Существуют некоторые общие внешние признаки предмета, которые могут указывать на наличие ВУ:
— стандартный вид штатного боеприпаса – гранаты, мины, снаряда, толовой шашки и т.п.;
— наличие в сборе элементов боеприпаса (тротиловой шашки и т.п.), взрывателя, а также растяжек (натянутая леска, нитка и т.п.) к нему;
— наличие на обнаруженном предмете элементов электропитания, антенн, кнопок, циферблата электронных часов, проводов, веревок, изолирующей ленты, скотча и т.п.;
— наличие множества элементов и деталей, не соответствующих назначению предмета;
— подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, писк, и т.п., издаваемые предметом;
— от предмета исходит характерный запах миндаля, гуталина или другой необычный запах;
— нахождение обычного предмета в месте, где он логически находиться не должен, или где раньше его никогда не было (например, появление коробки из под ксерокса на скамейке в школьном стадионе).
3. Действия персонала, сотрудников охраны объекта при обнаружении неопознанных подозрительных предметов, а также предметов, похожих на взрывное устройство.
При обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство:
— запрещается трогать и передвигать обнаруженный подозрительный предмет, подходить и курить возле обнаруженного предмета, пользоваться средствами радиосвязи, мобильными телефонами вблизи данного предмета (и не позволять делать это другим лицам до прибытия сил полиции, ФСБ и МЧС);
— немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета по имеющимся телефонам в ЕДДС, территориальные подразделения ФСБ, полиции, МЧС, а также руководителю объекта (учреждения, организации);
— до прибытия сотрудников полиции, ФСБ, МЧС принять меры к освобождению от людей помещения или территории;
— зафиксировать письменно время и место обнаружения подозрительного предмета;
— организовать в соответствии с планом эвакуацию по безопасным маршрутам людей, осуществляя по списку их пересчет до и после эвакуации, и освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м (рекомендуемые зоны эвакуации людей от места обнаружения ВУ указаны в разделе 4 данной памятки);
— по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны вокруг него, находясь за естественными укрытиями, выставить на подходах предупреждающие и запрещающие знаки, таблички «Не подходить», «Не трогать», «Опасно для жизни», «Проход (проезд) запрещен» и т.п., не допускать в зону возможного поражения людей;
— в целях недопущения паники до прибытия сотрудников правоохранительных органов — не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех руководителей и сотрудников объекта, кому в соответствии со служебными функциями необходимо знать о случившемся;
— дождаться прибытия сотрудников правоохранительных органов (ФСБ, полиции, МЧС) и точно указать им место расположения подозрительного предмета, сообщить время и обстоятельства его обнаружения;
— далее действовать по указанию представителей Оперативного штаба, правоохранительных органов.
4. Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, подозрительного на взрывное устройство
1. |
Граната РГД-5 |
не менее 50 метров |
2. |
Граната Ф-1 |
не менее 200 метров |
3. |
Тротиловая шашка массой 200 граммов |
45 метров |
4. |
Тротиловая шашка массой 400 граммов |
55 метров |
5. |
Пивная банка 0,33 литра |
60 метров |
6. |
Мина МОН-50 |
85 метров |
7. |
Чемодан (кейс) |
230 метров |
8. |
Дорожный чемодан |
350 метров |
9. |
Автомобиль типа “Жигули” |
460 метров |
10. |
Автомобиль типа “Волга” |
580 метров |
11. |
Микроавтобус |
920 метров |
12. |
Грузовая автомашина (фургон) |
1240 метров |
5. Меры предосторожности при взрыве:
В случае, если взрыв уже произошел персоналу объекта, посетителям
необходимо:
— не рассматривать последствия, лечь на пол (на землю), стараясь не оказаться вблизи витрин, стеклянных стоек, по возможности укрыться за предметами мебели (диваном, столом) либо за строительными конструкциями помещения или неровностями рельефа местности, чтобы минимизировать возможность попадания поражающих элементов ВУ;
— укрыться под главными (несущими) стенами (в случае начала разрушения здания), так как наибольшую опасность как правило представляют внутренние перегородки, потолки, люстры и т.п.;
— не выходить на балконы, не пользоваться лифтами, не касаться включенных электроприборов (оказавшись в темноте, не стоит пытаться зажечь спички, зажигалку, т.к. могла возникнуть утечка газа);
— выходить из помещения прижавшись спиной к стене, особенно, если необходимо спускаться по лестнице, при движении пригнуться, прикрыть голову руками (сверху чаще всего сыплются обломки и стекла);
— оказавшись на улице, отойти от здания (следить при этом надо за карнизами и стенами, которые могут рухнуть);
— двигаться быстро, но с осторожностью, так как паника может привести к еще более серьезным разрушениям здания;
— оказавшись под обломками, под завалом привлечь внимание спасателей стуком, криком, при этом силы расходовать экономно, верить, что помощь придет обязательно;
— при сильном задымлении закрыть глаза, дышать через носовой платок, шарф, воротник, рукавицы — желательно увлажнены, лечь на пол (дым скапливается наверху).
До официального разрешения правоохранительных органов не возвращаться на место производства взрыва, находиться за зоной оцепления, так как нередко террористы используют два взрывных устройства (инициируемых с интервалом во времени) и 2-е ВУ может еще сработать!
6. Действия при поступлении угрозы совершения террористического
акта по телефону:
— после сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику, разговаривать спокойно, вежливо, не прерывать говорящего, включить звукозаписывающую аппаратуру (при наличии) диктофон (если он имеется в телефоне);
— сослаться на некачественную работу телефона, чтобы полностью записать разговор;
— запомнить детали разговора, особенности речи звонящего (заикание, акцент, опьянение), посторонние шумы (внешний фон);
— не вешать телефонную трубку по окончании разговора (это позволит быстрее отследить звонок спецслужбам);
— по другому телефону немедленно сообщить в ЕДДС, полицию, УФСБ и руководителю объекта о полученной по телефону информации об угрозе террористического акта;
— при наличии звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлечь кассету (мини-диск) с записью разговора и принять меры к ее сохранности, обязательно установив на ее место другую кассету;
— далее действовать по указанию сотрудников правоохранительных органов.
Руководителям и сотрудникам охраны объектов с массовым пребыванием людей – при получении угрозы о совершении террористического акта по телефону – незамедлительно осмотреть территорию по периметру ММПЛ, здания на предмет «чужих» припаркованных автомобилей, ранее здесь не стоявших, а также проверить мусорные контейнеры, отодвинуть из на максимально-возможное от здания расстояние, принять экстренные меры по усилению пропускного режима в ММПЛ, без шума осуществить эвакуацию сотрудников, персонала, посетителей из здания в безопасное место (заранее определенное, на определенном удалении от входа в здание).
Примечание: при поступлении угрозы террористического акта по телефону необходимо действовать в соответствии с «Порядком приема телефонного сообщения с угрозами террористического характера».
7. Порядок приема телефонного сообщения
с угрозами террористического характера.
Правоохранительным органам для розыска преступников значительно помогут следующие Ваши действия:
— при наличии автоматического определителя номера (АОН) незамедлительно запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.
Постарайтесь:
— сразу включить аудиозапись разговора (если на телефонном аппарате имеется автоматическое записывающее устройство, диктофон);
— дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
По ходу разговора постарайтесь определить и запомнить:
— пол, примерный возраст звонившего;
— особенности его (ее) речи:
— голос громкий (тихий), низкий (высокий);
— темп речи: быстрый (медленный);
— произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, с заиканием шепелявое, с акцентом или диалектом;
— манера речи: развязанная, с издевкой, с нецензурными выражениями, с выражениями уголовной субкультуры.
Обязательно отметьте:
— звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного или других видов транспорта, звуки теле-радиоаппаратуры, голоса, а также другое).
— характер звонка (городской или междугородный – длинный).
Зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
— куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
— какие конкретно требования он (она) выдвигает?
— выдвигает требования он (она) лично или выступает в роли посредника, или представляет какую-либо группу лиц, организацию?
— на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
— как и когда с ним (с ней) можно связаться?
— кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия Вами и Вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.
Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет – немедленно по его окончании и немедленно сообщите в полицию (если есть опасения, что ваш телефон прослушивают преступники, — перезвоните с другого номера).
Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, допускаемых к ознакомлению с полученной информацией.
При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (мини-диск) с записью разговора и примите меры к его сохранности. Обязательно установите на место изъятой аудиокассеты (мини-диска) другой носитель информации.
8. Действия при поступлении угрозы террористического акта
в письменном виде
При поступлении угрозы о совершении теракта в письменном виде (на любом носителе) немедленно сообщите по телефону руководителю объекта, в ЕДДС, дежурному по районному отделу полиции и УФСБ.
Угрозы в письменной форме могут поступить на объект, как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете, и др.), подброшенных террористами или их пособниками.
При этом необходимо четкое соблюдение персоналом правил обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера.
9. Правила обращения с анонимными материалами,
содержащими угрозы теракта
При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера (на любом носителе), необходимо:
— обращаться с ним максимально осторожно, убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку;
— постараться не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;
— если документ поступил в конверте, его вскрытие производится только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;
— сохранять все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывать;
— не расширять круг лиц, знакомившихся с содержанием документа;
— анонимные материалы террористического характера направить в правоохранительные органы (территориальный орган ФСБ или УМВД России) с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением;
-анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать;
— при исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах;
— регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции;
— прием от граждан анонимных материалов, содержащих различного рода угрозы и требования, оформляется их письменным заявлением или протоколом принятия устного заявления о получении или обнаружении таких материалов.
10. Действия при захвате террористами заложников:
— о случившемся немедленно сообщить с использованием кнопки экстренного вызова полиции и другим имеющимся средствам экстренного вызова, а также по телефону в территориальные подразделения ФСБ, полиции (в г. Перми: единая дежурная служба «112», полиция «02», УФСБ – «239-39-39»);
— по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;
— в ситуации, когда появились признаки угрозы захвата Вас в заложники, постарайтесь избежать попадания в их число и немедленно покиньте опасную зону;
— оказавшимся в заложниках при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба здоровью людей, их жизни, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;
— не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия.
Оказавшимся вне захваченного террористами помещения:
— принять меры к эвакуации людей с объекта, осуществляя по списку их пересчет до и после эвакуации (в том числе детей), к месту сбора, оказания доврачебной, первой медицинской помощи, проведения правоохранительными органами фильтрации эвакуированных;
— принять разъяснительные, предупредительные и ограничительные меры к тому, чтобы посторонние не смогли до прибытия сил быстрого реагирования правоохранительных органов самовольно проникнуть в захваченное террористами здание (помещение);
— обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих правоохранительных органов;
— приготовить для работы сотрудников правоохранительных органов Паспорт безопасности учреждения, организации с массовым пребыванием людей (если он не находится в помещении, захваченном террористами);
— с прибытием сотрудников правоохранительных органов подробно ответить на их вопросы и обеспечить их работу на объекте, в т.ч. с Паспортом безопасности.
Во время штурма по освобождению заложников:
— лечь на пол лицом вниз (по возможности по дальше от оконных и дверных проемов), закрыть руками голову и не двигаться до полного окончания штурма;
— не паниковать при использовании спецподразделением светошумовых гранат, не вскакивать при их применении (т.к. можно попасть под «огонь» спецназа или террористов)
— ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецподразделений правоохранительных органов или от них, не совершайте резких движений, так как они могут принять Вас за одного из террористов;
— если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон, стеклянных конструкций, взрывоопасных предметов;
— в случае задымления или применения спецподразделениями слезоточивого и ряда других газов: во первых – находиться на полу так как дым как правило поднимается в верх; во вторых – закрыть лицо материей (платком, предметами одежды), наиболее эффективно – влажной.
11. Действия руководителя, дежурного администратора, охранника и меры безопасности при возникновении стрельбы.
При возникновении стрельбы вблизи объекта (звуков выстрелов) или непосредственно на объекте необходимо незамедлительно дать сигнал тревоги по средствам нажатия кнопки экстренного вызова полиции (КТС), частной охранной организации, осуществляющей охрану объекта на основании договора (ЧОО), затем сообщить в дежурную часть полиции и ЧОО по телефону.
В целях соблюдения мер безопасности дать указание всему персоналу объекта и лицам, находящимся в это время на объекте принять следующие меры предосторожности:
— не подходить и не стоять у окна, даже если оно закрыто занавеской;
— не подниматься выше уровня подоконника;
— не входить в помещения со стороны которых слышны выстрелы;
— не пытаться задерживать незнакомых людей так как они могут быть вооружены;
— оказать первую помощь пострадавшим, незамедлительно вызвать для них «скорую медицинскую помощь»(«03»);
— не открывать окна и двери, в случае если в них будут стучать;
— находясь в зоне стрельбы из огнестрельного оружия на территории объекта, лечь на землю и постараться отползти за укрытие (угол здания, клумба, бетонные плиты и ограждения, и т.п.), если такого поблизости нет, закрыть голову руками и лежать неподвижно;
— когда выстрелы прекратятся подняться (с соблюдением мер предосторожности) и рассказать о том, что произошло прибывшим сотрудникам правоохранительных органов.
12. Порядок проведения мероприятий по эвакуации людей из
помещений объекта при чрезвычайной ситуации, вызванной терактом:
1. Эвакуация производится по сигналу, подаваемому звуковой сигнализацией. Дублирующий сигнал спокойным уверенным голосом: «Внимание всем! Пожар, просьба всем покинуть помещение!»
2. При наличии системы громкоговорящей связи или оповещения эвакуация производится по речевому сигналу через ретрансляторы, который подается автоматически, при сработке пожарной сигнализации.
3. Паника может существенно помешать быстрой эвакуации людей из опасной зоны и привести к негативным последствиям чрезвычайной ситуации, а также спровоцировать террористов на применение оружия и взрывных устройств.
В целях недопущения паники, несогласованности действий персонала при эвакуации руководители объекта, а также должностные лица, ответственные за безопасность на объекте обязаны:
— лично организовать эвакуацию персонала и всех лиц, находящихся на объекте и пресекать случаи паники, используя свой авторитет, разговаривая с людьми спокойным, уверенным голосом;
— ежеквартально проводить учебные тренировки с персоналом объекта по отработке действий при эвакуации.
4. Эвакуируются все сотрудники объекта и находящиеся на объекте граждане.
5. Ответственное лицо: руководитель учреждения, организации (либо его заместитель), начальник службы охраны — руководят эвакуацией (в образовательных учреждениях — учителя и классные руководители осуществляют организованный проход сотрудников (воспитанников) в колонне по 2 человека через соответствующие выходы).
6. Эвакуация должна происходить организованно: без разговоров, без шума. При этом оказывается помощь в эвакуации больных, раненых и т.п. Команды подает и делает замечания только руководитель объекта (заместитель руководителя, соответствующее должностное лицо).
7. При эвакуации все следуют к месту построения (в случае теракта в место, закрытое от прямой видимости из помещения, захваченного террористами или места, где обнаружено ВУ), строятся по группам в колонну по 3, в заранее определенной последовательности и направляются к месту сбора и фильтрации — «Безопасной зоне вне объекта», определенному по плану эвакуации при теракте или назначенное руководителем Оперативного штаба.
8. В месте сбора и фильтрации ответственное за эвакуацию должностное лицо объекта, совместно с сотрудниками правоохранительных органов производят проверку по списку наличия эвакуированных, и выявляют посторонних лиц (которые передаются сотрудникам правоохранительных органов). После этого ответственное за эвакуацию должностное лицо докладывает руководителю объекта о результатах эвакуации.
9. У каждого из выходов объекта контроль организованности эвакуации осуществляют заместители руководителя объекта, должностные лица ответственные за мероприятия ГО и ЧС или за безопасность объекта.
10. Заместитель руководителя объекта по хозяйственной части (либо другие заранее назначенные должностные лица) обеспечивают готовность запасных выходов из здания объекта, а также готовность размещения эвакуируемых в «Безопасную зону вне расположения объекта».
13. Меры безопасности
в толпе при возникновении массовых беспорядков.
В случае возникновения массовых беспорядков в целях обеспечения безопасности необходимо:
— не двигаться против направления движения толпы людей;
— в ходе движения в толпе держаться подальше от витрин, решеток, набережной и т.д., уклонятся от всего неподвижного на пути — столбов, тумб, стен, деревьев что бы избежать сдавливания об эти предметы;
— не цепляться ни за что руками (во избежание их травмирования), застегнуть одежду, не пытаться поднять упавшие вещи;
— защитить диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди, или упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу (толчки сзади надо принимать на локти, диафрагму защищать напряжением рук).
— исключить падения при движении в толпе людей;
— в случае падения — свернуться клубком на боку, защищая голову, резко подтянуть под себя ноги и одной ногой (полной подошвой) упереться в землю и резко встать, поднимаясь в сторону движения толпы;
— находиться в наиболее безопасном месте толпы: подальше от трибун и зон возможного противостояния агрессивно настроенных лиц и сил правопорядка, а также от центра толпы, стеклянных витрин и металлических оград;
— избегать нахождения рядом с мусорными контейнерами, ящиками, а также гражданами у которых при себе пакеты, крупные сумки (в которых могут быть ВУ);
— не допускать никаких политических высказываний, определений религиозных и других симпатий, своего отношения к происходящему, что может вызвать агрессию;
— не приближаться к группам лиц, ведущих себя агрессивно и не реагируйте на происходящие рядом стычки между людьми;
— в случае задержания сотрудниками правоохранительных органов вести себя спокойно, не оказывать сопротивления, спокойно и четко предъявить документы, удостоверяющие личность и объяснить, что не имеете отношения к происходящему.
Инструкция по действиям персонала при угрозе совершения террористического акта
- Подробности
- Опубликовано: 20.08.2020 15:51
- Просмотров: 4359
1. ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ
1.2. Общие требования к действиям работников
по предупреждению террористического акта
Для предупреждения террористического акта на Объектах работникам необходимо:
а) ежедневно тщательно осматривать свои рабочие места на предмет возможного обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов, а также обращать внимание на подозрительных лиц;
б) при обнаружении на объекте посторонних предметов не подходить к ним и не пытаться осмотреть их, а немедленно доложить непосредственному начальнику, а также сотрудникам полиции;
в) незамедлительно сообщать руководству подразделений (дежурному) об обнаружении неисправности систем видеонаблюдения, средств оповещения и связи, а также технических средств охраны на Объектах;
г) не разглашать информацию об особенностях охраны Объектов, а также функционирования технических средств охраны, средств оповещения, сигнализации и связи;
д) незамедлительно сообщать непосредственному начальнику о лицах, проявляющих интерес к планам и системам охраны Объектов.
2. ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
О ГОТОВЯЩИХСЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ НА ОБЪЕКТАХ
Информация о готовящихся террористических актах может поступить по телефону, электронным видам связи, письменно, на иных носителях, а также устно.
2.1. Поступление угрозы по телефону
Телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.
В основном телефонные сообщения поступают о взрывных устройствах. Как правило, эти провокационные действия совершают, в первую очередь, несовершеннолетние и психически больные люди.
Несмотря на то, что подобные ложные сигналы приносят большие убытки, следует иметь в виду, что нельзя оставлять без внимания ни одного подобного сообщения и необходимо обеспечить своевременную передачу полученной информации в полицию, а также принять меры по обеспечению безопасности клиентов, работников объекта и иных лиц, находящихся на нем.
При получении информации по телефону о готовящемся террористическом акте необходимо:
а) не оставлять без внимания ни одного звонка о готовящемся противоправном действии;
б) передать полученную информацию в полицию;
в) запомнить по возможности пол звонившего и особенности его речи: голос (громкий тихий, высокий низкий); темп речи быстрый (медленный); произношение отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом; манеру речи (развязная и т.д.), а также иные сведения, позволяющие установить личность передавшего сообщение;
г) постараться отметить при разговоре звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук телерадиоаппаратуры, посторонние голоса и т.п.);
д) отметить происхождение звонка — городской или междугородный;
ж) зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;
з) постараться получить в ходе разговора ответы на следующие вопросы:
— куда, кому, по какому телефону звонит этот человек;
— какие конкретные требования выдвигает;
— выдвигает требования лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц;
— как и когда с ним можно связаться;
— кому вы можете или должны сообщить об этом звонке;
— постараться добиться от звонящего максимального времени на доведение его требований до должностных лиц или для принятия руководством решения;
— в процессе разговора постараться сообщить о звонке руководству. Если этого не удалось сделать, то сообщить немедленно по окончании разговора;
— если позвонивший не называет точного места закладки взрывного устройства, его приметы и время взрыва, следует самому спросить его об этом;
и) не разглашать посторонним сведения о факте разговора и его содержании;
к) записать при наличии телефона с автоматическим определением номера определившийся номер;
л) извлечь кассету (минидиск) с записью разговора при использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу после разговора и принять меры к ее (его) сохранности. Обязательно установить на ее (его) место другую кассету (минидиск);
м) быть спокойным, вежливым во время разговора, не перебивать говорящего;
н) не класть по окончании разговора телефонную трубку на рычаги отбоя в телефоне.
2.2. При поступлении угрозы в письменной форме
Угрозы в письменной форме могут поступать как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (запискок, надписей, информации, записанной на дискете или полученной по электронным видам связи, и др.).
При получении указанных материалов необходимо соблюдать следующие правила:
а) обращаться с материалами максимально осторожно, положить их в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку;
б) не оставлять по возможности на нем отпечатков своих пальцев;
в) вскрывать конверт только путем отрезания кромки конверта с левой или правой стороны;
г) сохранять все материалы (сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку);
д) не расширять круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.
Анонимные материалы руководством Объектов направляются в полицию с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем выполнены, с каких слов начинает и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их получением, обнаружением или распространением.
Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.
При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.
Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах Организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.
2.3. При поступлении угрозы устно
При поступлении устной информации о готовящемся террористическом акте, постараться запомнить внешность сообщившего и его особые приметы для информирования правоохранительных органов.
2.4. Действия работников при обнаружении подозрительных лиц
на Объектах
В случае обнаружения подозрительных лиц на Объектах необходимо:
а) незамедлительно сообщить о них в дежурную часть полиции, а также дежурную службу и/или руководству Объектов, указать их приметы и точное место нахождения (направление движения);
б) не принимать самостоятельных попыток к задержанию;
в) по возможности, не привлекая внимания осуществлять наблюдение за лицами, вызывающими подозрение. В ходе данного наблюдения зафиксировать количество лиц, точные приметы внешности, одежды и имеющиеся при них предметы, марки и номера автомобилей (при их использовании подозрительными лицами), направление движения и т.д.;
г) по прибытии сотрудников полиции, не привлекая к себе внимания, указать на подозрительных лиц.
3. ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НА ОБЪЕКТАХ
ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ И ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
При обнаружении взрывных устройств и подозрительных предметов категорически запрещается производить с ними какие-либо манипуляции (передвигать, поднимать, открывать и т.д.). Кроме того, необходимо:
а) опросить находящихся поблизости людей с целью установления возможной принадлежности обнаруженного предмета конкретному лицу;
б) немедленно оповестить дежурные подразделения службы безопасности и полиции, а при наличии — подразделение по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) обеспечить полную неприкосновенность обнаруженного предмета, а в случае необходимости огородить место его обнаружения;
г) принять меры по удалению из опасной зоны находящихся поблизости людей при возникновении подозрений о том, что обнаруженный предмет может представлять опасность;
д) находиться при охране подозрительного предмета по возможности за укрытиями, обеспечивающими защиту (углом здания, колонной, толстым деревом, автомашиной и т.д.) и вести наблюдение;
ж) помнить о том, что обезвреживание взрывоопасного предмета на месте его обнаружения производится только специалистами полиции, а также подразделений по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При поступлении информации о заложенных взрывных устройствах и подозрительных предметах, насколько бы абсурдными ни выглядели эти сообщения, необходимо соблюдать следующий порядок действий:
а) оповестить подразделение полиции и непосредственное руководство;
б) осмотреть до прибытия полиции рабочие помещения. Если при визуальном изучении обнаружен подозрительный предмет, необходимо:
— обозначить хорошо видимым знаком место нахождения подозрительного предмета;
— принять меры по удалению граждан, клиентов и работников на безопасное расстояние от возможного эпицентра предполагаемого взрыва (если граждане находятся в каком-то закрытом помещении, принять меры их полной эвакуации);
— организовать охрану места с подозрительным предметом с соблюдением мер предосторожности в связи с возможностью его подрыва по команде от часового механизма или по радиосигналу;
— передать всю известную информацию об обнаруженном подозрительном предмете сотрудникам полиции по их прибытии на место.
4. ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ
ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
4.1. При совершении террористического акта на объекте необходимо:
а) сохранять самообладание, действовать обдуманно, без паники;
б) не проявлять инициативы ведения переговоров с террористами;
в) обеспечить беспрепятственный проход (проезд) к Объектам представителей силовых структур, автомашин скорой медицинской помощи, пожарной службы и т.д.
г) выполнять в случае необходимости требования террористов, если это не связано с риском причинения ущерба жизни и здоровью людей;
д) не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов на применение оружия, взрывных устройств и привести к человеческим жертвам;
ж) принять меры по оповещению силовых структур, диспетчера (в том числе и условным сигналом или сообщением) о совершении на Объектах террористического акта;
з) руководству Объектов при поступлении сообщения о совершении террористического акта оценить сложившуюся обстановку и масштабы разрушений, дать указание о локализации места происшествия, принять меры по эвакуации людей, действовать по указаниям специальных антитеррористических служб.
4.2. При получении информации о захвате террористами заложников работник обязан:
а) немедленно сообщить о захвате непосредственному начальнику, а при возможности в полицию;
б) при отсутствии возможности передать данную информацию указанным лицам принять меры по ее передаче установленным сигналом (сообщением) органам МЧС, другим организациям, водителям транспортных средств, находящихся поблизости;
в) получить любыми способами исчерпывающую информацию о террористах: их количестве, вооружении, степени агрессивности, количестве захваченных заложников, точном месте дислокации, выдвигаемых требованиях, вероятности применения ими огнестрельного оружия или взрывного устройства и передать информацию непосредственному начальнику;
г) согласовывать в дальнейшем действия с непосредственным начальником; при этом в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, находящихся в зоне действия террористов, по возможности выполнять выдвигаемые террористами требования с учетом соблюдения требований по безопасности людей;
д) сообщать непосредственному начальнику или в полицию о требовании (выполнении требования) террориста (террористов);
4.3. Действие работников при захвате заложников
При осуществлении захвата в заложники клиентов и/или иных лиц необходимо:
а) немедленно сообщить непосредственному начальнику о захвате заложников;
б) выполнять положения п. 6.1 настоящей Инструкции;
в) организовать при наличии возможности эвакуацию клиентов в помещения, не захваченные террористами;
г) стараться не допускать истерики и паники среди клиентов;
д) в ходе общения с преступниками стараться запомнить их приметы, отличительные черты лиц, одежду, имена, клички и иные сведения, позволяющие установить личность террористов и предполагаемый план их дальнейших действий;
к) по прибытии руководителя действовать по его указаниям.
Дополнительная информация:
Номера телефонов при звонке со стационарных и мобильных телефонов: единый номер 112;
пожарная охрана и органы МЧС – 101;
полиция – 102;
скорая медицинская помощь – 103.
Председатель
муниципальной антитеррористической
комиссии Администрации Цимлянского района
ИНСТРУКЦИЯ
по действиям при угрозе или совершении террористического акта
на территории учреждения
А. При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
- ужесточить режим пропуска на территорию учреждения (в том числе путем установки систем аудио – видео наблюдения и сигнализации);
- ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов;
- тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и т. д.;
- проводить тщательный подбор сотрудников, особенно в подразделения охраны и безопасности, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков и др.);
- разработать план эвакуации персонала и пострадавших;
- подготовить средства оповещения;
- определить (уточнить) задачи местной охраны и службы безопасности учреждения при эвакуации;
- четко определить функции администрации при сдаче помещений (территории) в аренду другим организациям на проверку состояния сдаваемых помещений и номенклатуры складируемых товаров по усмотрению администрации учреждения;
- организовать подготовку сотрудников учреждений совместно с правоохранительными органами, путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма;
- организовать места парковки автомобилей не ближе 50 м от мест скопления людей;
- подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т.п.;
- освободить от лишних предметов служебные помещения, где расположены технические установки;
- обеспечить регулярное удаление из здания отходов, освободить территорию от строительных лесов и металлического мусора,
- контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта;
- довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.
б) Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ):
Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:
- наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
- подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
- от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.
Причины, служащие поводом для опасения:
- нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;
- угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.
Действия:
- Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радио связи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.
- Немедленно сообщить об обнаружении подозрительно предмета в правоохранительные органы по указанным телефонам.
- Зафиксировать время и место обнаружения.
- Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м.
- По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.
- Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.
- Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства обнаружения.
- Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.
- Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.
- Выделить необходимое количество персонала для осуществления осмотра учреждения и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов или опасностей).
- Проинструктировать персонал учреждения о том, что разрешается принимать на хранение от посторонних лиц какие – либо предметы и вещи.
- Быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство.
Предмет может иметь любой вид: сумка, сверток, пакет и т.п., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (граната, мину, снаряд и т. п.); могут торчать проводки, веревочки, изоляционная лента скотч; возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание, другие звуки; иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.
При охране подозрительного предмета находиться, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т. д.), и вести наблюдение.
Б. При поступлении угрозы террористического акта по телефону
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
- инструктировать персонал о порядке приема телефонных сообщений с угрозами террористического акта.
После сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику. Быть выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего абонента. При наличии магнитофона надо поднести его к телефону, записать разговор, Постараться сразу дать знать об этой угрозе своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному милиции и дежурному по отделу ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист.
При поступлении угрозы по телефону необходимо действовать в соответствии с «Порядком приема телефонного сообщения с угрозами террористического характера» (приложение 2);
- своевременно оснащать телефоны организации устройствами АОН и звукозаписью телефонного сообщения.
б) Действия при получении телефонного сообщения:
- реагировать на каждый поступивший телефонный звонок;
- сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;
- при необходимости эвакуировать посетителей и работников согласно плану эвакуации;
- обеспечить беспрепятственную работу оперативно – следственной группы, кинологов и т. д.;
- обеспечить немедленную передачу полученной по телефону информации в правоохранительные органы и руководителю организации.
Примерная форма действий при принятии сообщения об угрозе взрыва
Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего абонента. Включите магнитофон (если он подключен к телефону). Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор.
Не вешайте телефонную трубку по окончании разговора.
Примерные вопросы:
- Когда может быть проведен взрыв?
- Где заложено взрывное устройство?
- Что оно из себя представляет?
- Как оно выглядит внешне?
- Есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?
- Для чего заложено взрывное устройство?
- Каковы ваши требования?
- Вы один или с вами есть еще кто-либо?
В. При поступлении угрозы террористического акта в письменном виде
Угрозы в письменной форме могут поступить в учреждение, как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете, и др.).
При этом необходимо четко соблюдение персоналом учреждения правил обращения с анонимными материалами, изложенными в приложении3.
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
- тщательный просмотр в экспедиции и секретариате (секретарями) всей поступающей письменной продукции, прослушивание магнитных лент, просмотр дискет;
- особое внимание необходимо обращать на бандероли, посылки, крупные упаковки, футляры-упаковки и т. п., в том числе и рекламные проспекты.
Цель проверки – не пропустить возможное сообщение об угрозе террористического акта.
Г. При захвате террористами заложников
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
Данные меры носят общий характер и направлены на повышение бдительности строгий режим пропуска, установление систем наблюдения и сигнализации различного назначения.
Кроме этого, персонал учреждения должен быть проинструктирован и обучен действиям в подобных ситуациях. Все это поможет, в какой то степени снизить вероятность захвата заложников на территории и в расположении учреждения.
б) Действия при захвате заложников:
- о случившемся немедленно сообщить в нужную инстанцию и руководителю органа управления по указанным телефонам;
- по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;
- при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;
- не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;
- обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур;
- с прибытием бойцов спецподразделений ФСБ и МВД подробно ответить на вопросы их командиров и обеспечить их работу.
Для обеспечения привития знаний и навыков сотрудникам учреждений по вопросам профилактики и действиям в условиях угрозы проведения террористических актов с учетом особенностей размещения, территории и характере деятельности учреждения руководителем учреждения совместно с местными органами ФСБ и МВД разрабатываются Инструкции, План действий по обеспечению безопасности сотрудников учреждения.
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцеплении при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство
Граната РГД-5 не менее 50 м
Граната Ф-1 не менее 200 м
Тротиловая шашка массой 200 г 45 м
Тротиловая шашка массой 400 г 55 м
Пивная банка 0,33 л 60 м
Мина МОН-50 85 м
Чемодан (кейс) 230 м
Дорожный чемодан 350 м
Автомобиль типа «Жигули» 460 м
Автомобиль типа «Волга» 580 м
Микроавтобус 920 м
Грузовая автомашина (фургон) 1240 м
О порядке приема сообщений, содержащих террористического характера, по телефону
Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие ваши действия.
Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
По ходу разговора отметьте пол, возраста звонившего и особенности его (ее) речи:
- голос: громкий (тихий), низкий (высокий);
- темп речи: быстрая (медленная);
- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;
- манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле — или радиоаппаратуры, голоса и другое).
Отметьте характер звонка (городской или междугородный).
Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
- какие конкретные требования он (она) выдвигает?
- выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?
- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
- как и когда с ним (с ней) можно связаться?
- кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.
Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет — немедленно по его окончании.
Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией.
При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.
При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (мини диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.
Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера
При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.
Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку ничего не выбрасывайте.
Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.
Анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.
Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешаться делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.
При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.
Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЙСТВИЯМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ УГРОЗЕ
ИЛИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
А. При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
— ужесточить режим пропуска на территорию учреждения (в том числе путем установки систем аудио – видеонаблюдения и сигнализации);
— ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов;
— тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и т. д.;
— проводить тщательный подбор сотрудников, особенно в подразделения охраны и безопасности, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков и др.);
— разработать план эвакуации персонала и пострадавших;
— подготовить средства оповещения;
— определить (уточнить) задачи местной охраны, ВОХРа или службы безопасности учреждения при эвакуации;
— четко определить функции администрации при сдаче помещений (территории) в аренду другим организациям на проверку состояния сдаваемых помещений и номенклатуры складируемых товаров по усмотрению администрации учреждения;
— организовать подготовку сотрудников учреждений совместно с правоохранительными органами, путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма;
— организовать места парковки автомобилей не ближе 50 м от мест скопления людей;
— подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т.п.;
— освободить от лишних предметов служебные помещения, где расположены технические установки;
— обеспечить регулярное удаление из здания отходов, освободить территорию от строительных лесов и металлического мусора,
— контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта;
— довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.
б) Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ)
Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:
— наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
— подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
— от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.
Причины, служащие поводом для опасения:
— нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;
— угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.
Действия:
1. Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.
Немедленно сообщить об обнаружении подозрительно предмета в правоохранительные органы по указанным телефонам.
2. Зафиксировать время и место обнаружения.
3. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м.
4. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.
5. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.
6. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства обнаружения.
7. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.
8. Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.
9. Выделить необходимое количество персонала для осуществления осмотра учреждения и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов или опасностей).
10. Проинструктировать персонал учреждения о том, что разрешается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи.
11. Быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство.
Предмет может иметь любой вид: сумка, сверток, пакет и т.п., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (гранату, мину, снаряд и т. п.); могут торчать проводки, веревочки, изолента скотч; возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание, другие звуки; иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.
При охране подозрительного предмета находиться, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т. д.), и вести наблюдение.
Б. При поступлении угрозы террористического акта по телефону
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
— инструктировать персонал о порядке приема телефонных сообщений с угрозами террористического акта.
После сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику. Быть выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего. При наличии магнитофона надо поднести его к телефону, записать разговор, Постараться сразу дать знать об этой угрозе своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному полиции и дежурному по отделу ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист.
При поступлении угрозы по телефону необходимо действовать в соответствии с «Порядком приема телефонного сообщения с угрозами террористического характера» (приложение 2);
— своевременно оснащать телефоны организации устройствами АОН и звукозаписью телефонного сообщения.
б) Действия при получении телефонного сообщения:
— реагировать на каждый поступивший телефонный звонок;
— сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;
— при необходимости эвакуировать посетителей и работников согласно плану эвакуации;
— обеспечить беспрепятственную работу оперативно-следственной группы, кинологов и т. д.;
— обеспечить немедленную передачу полученной по телефону информации в правоохранительные органы и руководителю организации.
Примерная форма действий при принятии сообщения об угрозе взрыва
Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего. Включите магнитофон (если он подключен к телефону). Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор.
Не вешайте телефонную трубку по окончании разговора.
Примерные вопросы:
- Когда может быть проведен взрыв?
- Где заложено взрывное устройство?
- Что оно из себя представляет?
- Как оно выглядит внешне?
- Есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?
- Для чего заложено взрывное устройство?
- Каковы ваши требования?
- Вы один или с вами есть еще кто-либо?
В. При поступлении угрозы террористического акта в письменном виде
Угрозы в письменной форме могут поступить в учреждение, как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете, и др.).
а) Предупредительные меры (меры профилактики):
— тщательный просмотр в экспедиции и секретариате (секретарями) всей поступающей письменной продукции, прослушивание магнитных лент, просмотр дискет;
— особое внимание необходимо обращать на бандероли, посылки, крупные упаковки, футляры-упаковки и т. п., в том числе и рекламные проспекты.
Цель проверки — не пропустить возможное сообщение об угрозе террористического акта.
Г. При захвате террористами заложников
а) Предупредительные меры (меры профилактики)
Данные меры носят общий характер и направлены на повышение бдительности строгий режим пропуска, установление систем наблюдения и сигнализации различного назначения.
Кроме этого, персонал учреждения должен быть проинструктирован и обучен действиям в подобных ситуациях. Все это поможет в какой то степени снизить вероятность захвата заложников на территории и в расположении учреждения.
б) Действия при захвате заложников:
— о случившемся немедленно сообщить в нужную инстанцию и руководителю органа управления по указанным телефонам;
— по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;
— при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;
— не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;
— обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур;
— с прибытием бойцов спецподразделений ФСБ и МВД подробно ответить на вопросы их командиров и обеспечить их работу.
Для обеспечения привития знаний и навыков сотрудникам учреждений по вопросам профилактики и действиям в условиях угрозы проведения террористических актов с учетом особенностей размещения, территории и характере деятельности учреждения руководителем учреждения совместно с местными органами ФСБ и МВД разрабатываются Инструкции, План действий… по обеспечению безопасности сотрудников учреждения.
Приложение 1
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета,
похожего на взрывное устройство
Граната РГД-5 |
не менее 50 м |
Граната Ф-1 |
не менее 200 м |
Тротиловая шашка массой 200 г |
45 м |
Тротиловая шашка массой 400 г |
55 м |
Пивная банка 0,33 л |
60 м |
Мина МОН-50 |
85 м |
Чемодан (кейс) |
230 м |
Дорожный чемодан |
350 м |
Автомобиль типа «Жигули» |
460 м |
Автомобиль типа «Волга» |
580 м |
Микроавтобус |
920 м |
Г рузовая автомашина (фургон) |
1240м |
Приложение 2
О порядке приема сообщений, содержащих сведения террористического характера, по телефону
Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие ваши действия.
Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
По ходу разговора отметьте пол, возраста звонившего и особенности его (ее) речи:
— голос: громкий (тихий), низкий (высокий);
— темп речи: быстрая (медленная);
— произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;
— манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.
Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле – или радиоаппаратуры, голоса, другое).
Отметьте характер звонка (городской или междугородный).
Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
— куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
— какие конкретные требования он (она) выдвигает?
— выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?
— на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
— как и когда с ним (с ней) можно связаться?
— кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.
Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет – немедленно по его окончании.
Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией.
При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.
При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (мини-диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.
Приложение 3
Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера
При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.
Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку ничего не выбрасывайте.
Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.
Анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.
Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешаться делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.
При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленных следов на анонимных материалах.
Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.
Алгоритм действий должностных лиц при получении сообщений об угрозе совершения террористического акта
Организация и осуществление мероприятий по пресечению террористического акта на территориях муниципальных образований (районов), расположенных в зоне обслуживания территориальных органов МВД России на районном уровне, предусматривается Планами организации и осуществления первоочередных мероприятий по пресечению террористических актов на территории муниципальных образований (находящихся на хранении в дежурных частях УМВД-ОМВД).
К основным задачам проведения первоочередных мероприятий по пресечению террористических актов относятся:
проверка полученной информации и уточнение обстоятельств возникновения угрозы или совершения террористического акта;
немедленный доклад (по линии Дежурной части ГУ МВД России- дежурному УФСБ России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области в установленном порядке) информации о поступивших сообщениях террористической направленности и угрозах их совершения на территории г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области, а также сведений о принимаемых мерах, результатах оперативно-розыскных мероприятий;
блокирование объекта вероятных террористических устремлений;
осуществление мер, направленных на обеспечение безопасности населения в районе возникновения угрозы совершения террористического акта;
усиление охраны находящихся в районе возникновения угрозы совершения террористического акта объектов органов государственной власти и местного самоуправления, образования, здравоохранения, транспорта, обеспечения жизнедеятельности населения, опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества, дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
проведение первичных оперативно-разыскных мероприятий по уточнению обстоятельств возникновения угрозы совершения террористического акта, установлению лиц, причастных к его подготовке и совершению, их связей и возможных сообщников;
обеспечение беспрепятственного проезда в район возникновения угрозы совершения террористического акта сил и средств.
Действия сотрудников ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области при получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта) на объекте с массовым пребыванием граждан
Служба «02» и Дежурная часть ГУ МВД России
1. При получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта) на объекте с массовым пребыванием граждан сотрудники дежурной смены обязаны:
1.1. Выяснить наиболее полные сведения о времени и месте предполагаемого взрыва (иного террористического акта), об обстоятельствах получения первоначального сообщения (в случае его поступления в иной орган или организацию), данные о лице, сообщившем о предполагаемом взрыве (ином террористическом акте).
1.2. Принять меры, во взаимодействии с оперативными подразделениями ГУ МВД России и УФСБ России, к установлению абонента заявителя (в случае принятия первоначального сообщения).
1.3. Составить контрольную карточку АС ДЧ ГУ МВД России и направить её в территориальный орган МВД России на районном уровне Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, а также в УГИБДД ГУ МВД России.
1.4. Доложить о получении сообщения руководителям ГУ МВД России, взаимодействующие органы и ведомства (в соответствии со схемой оповещения).
1.5. Организовать, во взаимодействии с сотрудниками дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, выезд к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России.
1.6. Поддерживать постоянную связь с сотрудниками территориального органа МВД России на районном уровне, в т.ч. находящимися на месте происшествия.
1.7. Докладывать о результатах проводимых мероприятий руководителям ГУ МВД России для принятия соответствующих решений, направленных в т.ч. на раскрытие преступления.
Дежурная часть территориального органа МВД России на районном уровне.
2. При получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта) на объекте с массовым пребыванием граждан сотрудники дежурной смены обязаны:
2.1. Выяснить наиболее полные сведения о времени и месте предполагаемого взрыва (иного террористического акта), об обстоятельствах получения первоначального сообщения (в случае его поступления в иной орган или организацию), данные о лице, сообщившем о предполагаемом взрыве (ином террористическом акте).
2.2. Принять меры, во взаимодействии с ДЧ ГУ МВД России, оперативными подразделениями ГУ МВД России и УФСБ России к установлению абонента заявителя (в случае принятия первоначального сообщения).
2.3. Зарегистрировать полученное сообщение в КУСП.
2.4. Доложить о получении сообщения начальнику (ответственному дежурному от руководящего состава) территориального органа МВД России на районном уровне, в ДЧ ГУ МВД России, взаимодействующие органы и ведомства.
2.5. Информировать правообладателя (представителя) объекта о получении сообщения об угрозе взрыва (иного террористического акта).
2.6. Направить к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) ближайшие наряды полиции, сотрудников оперативных подразделений, СОГ, организовать выезд ответственного дежурного от руководящего состава.
2.7. Организовать через ДЧ ГУ МВД России выезд к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России.
2.8. Поддерживать постоянную связь с находящимися на месте происшествия сотрудниками полиции.
2.9. Докладывать о результатах проводимых мероприятий начальнику территориального органа МВД России на районном уровне и в ДЧ ГУ МВД России для принятия соответствующих решений, направленных в т.ч. на раскрытие преступления.
Алгоритм действий руководителей объектов массового пребывания граждан, служб безопасности и сотрудников полиции при получении сообщений о заведомо ложных заминированиях.
При получении сообщения о заминировании объекта массового пребывания граждан (непосредственно на объект, либо в другие Государственные структуры и гражданские организации) руководитель объекта, либо лицо его замещающее:
- Уточняет у руководителя службы безопасности сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов) на объекте (территории) или вблизи него.
- Обеспечивает усиление охраны объекта и прилегающей территории.
- Служба безопасности объекта, с целью проведения первичных подготовительных мероприятий, объявляет несколько раз по громкой связи кодовое сообщение о готовности (например: «Сверка времени»).
- Технические службы объекта незамедлительно отключают систему контроля управления дверями (СКУД), останавливают имеющиеся лифты и эскалаторы.
- Служба безопасности прекращает доступ посетителей на объект, на въезды уличной или подземной парковки, в погрузочно-разгрузочную зону (ПРЗ), осуществляет контроль выхода посетителей и персонала, в том числе с использованием эвакуационных дверей, а также контроль выезда автотранспорта с мест парковки и территории ПРЗ.
- Служба безопасности предупреждает арендаторов объекта о необходимости максимально быстро рассчитать покупателей.
- Арендаторы, располагающиеся на объекте, самостоятельно проводят осмотр своих помещений на предмет обнаружения подозрительных вещей и предметов, принимая меры личной безопасности. По результатам осмотра незамедлительно сообщают службе безопасности объекта.
- Служба безопасности осуществляет постоянный мониторинг систем видеонаблюдения с целью выявления подозрительных лиц или вещей и предметов в помещениях, территориях объекта.
- До приезда сотрудников правоохранительных органов, служба безопасности приступает к осмотру объекта на предмет обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств, в первую очередь наиболее уязвимых помещений и территорий. Проверяет закрытие помещений для служебного пользования, чердаков, подвалов, газовых котельных, помещений с электрооборудованием, и т.п. При наличии штатного кинолога, прошедшего специальную подготовку, осмотр проводится в обязательном порядке с использованием собак. При проведении осмотра без общей эвакуации граждан, данное мероприятие осуществляется в определенном порядке по секторам, заранее обозначенным в паспорте безопасности объекта. При осмотре каждого сектора выводятся посетители и персонал, осуществляется его ограждение. По результатам осмотра составляется Акт и передается прибывшим сотрудникам полиции.
- Служба безопасности подготавливает места на парковочной территории для автомашин правоохранительных органов, МЧС, медицинской помощи, а также при необходимости, помещения для работы сотрудников правоохранительных органов.
- Служба безопасности, совместно с подразделением полиции координирует движение автотранспорта на территории парковок и участках дорог, прилегающих к объекту.
- По прибытии сотрудников полиции на объект, руководитель службы безопасности сообщает им о проведенных мероприятиях.
- По завершению проверочных мероприятий сотрудниками полиции на объекте, служба безопасности объявляет по громкой связи кодовое сообщение о прекращении мероприятий (например «Сверка времени закончена»).
- Технические службы включают СКУД, имеющиеся лифты и эскалаторы.
- Служба безопасности открывает все входы и въезды на территорию объекта и продолжает осуществлять охрану объекта.
Действия сотрудников полиции на объекте предполагаемого взрыва (или иного террористического акта)
3. Прибывшие к объекту (месту предполагаемого взрыва или иного террористического акта) сотрудники полиции (старший наряда) обязаны:
3.1. Связаться с представителем правообладателя объекта, уточнить обстановку и оценить реальность и степень угрозы для посетителей и сотрудников объекта, возможное нахождение подозрительных лиц, предметов, на объекте (территории) или вблизи него.
3.2. Принять решение о необходимости проведения дополнительного обследования объекта с использованием кинологического расчета и взрывотехнической группы ИТО ОМОН ГУ МВД России по утвержденным секторам без эвакуации посетителей и персонала, либо о необходимости проведения комплекса эвакуационно-заградительных и оперативно-поисковых мероприятий.
3.3. Доложить о принятом решении в дежурную часть, начальнику территориального органа МВД России на районном уровне и в ДЧ ГУ МВД России.
3.4. Организовать, по результатам проведенного поиска и специального взрывотехнического обследования, составление специалистами, их осуществлявшими, акта осмотра (обследования).
3.5. Передать материалы обследования старшему следственно-оперативной группы для дальнейшего принятия процессуального решения.
Сотрудники следственно-оперативной группы, прибывшие на место происшествия, проводят неотложные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов.
Контроль за организацией и состоянием совместной оперативно-служебной деятельности, своевременная оценка её результатов, принятие мер по устранению выявленных недостатков, а так же оказание практической помощи сотрудникам при осуществлении ими полномочий по раскрытию преступления и расследованию уголовного дела возлагается на начальника органа внутренних дел.
Документ подготовлен ОУ ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области