Это вопрос о том, как стоит учить мальчиков писать (с ударением на первый слог и без «я» в окончании, вот так сюрприз): стоя или сидя. Оказывается, тема спорная, обсуждаемая и неоднозначная. Давайте разбираться.
Принято считать, что нормальное положение дел выглядит так: девочки справляют малую нужду сидя, а мальчики — стоя, причем учить их этому следует с малых лет при помощи всевозможных ухищрений.
Так, например, можно воспользоваться специальной мишенью для унитаза, бросить в унитаз разноцветные кусочки льда или предложить сыну потренироваться на природе, поощряя его конфетами за каждое удачное «попадание».
При этом причины популярности запроса «как научить сына писать стоя» разнятся: некоторых родителей интересует, как это сделать, потому что «так принято» и «так по-мужски», а вот другие (и это, как правило, конечно, матери) хотят знать, как научить ребенка писать в унитаз так, чтобы за ним не приходилось постоянно убирать.
При этом предложения научить ребенка писать сидя до тех пор, пока он не научится лучше координировать свои движения, обычно воспринимается в штыки.
Пожалуй, наиболее исчерпывающий ответ на этот вопрос можно найти в инструкции, опубликованной на сайте melkie.net в 2019 (!) году. Сложно поверить, но в статье «Учим мальчика писать стоя: подсказки родителям» собраны все самые махровые стереотипы. Вот вам несколько цитат:
«Главное — не затягивать с обучением, ведь если двухлетний карапуз, писающий сидя, смотрится еще нормально, то мальчик в три-четыре года уже как-то нелепо».
«По мнению психологов, до четырех лет обучить сына писать стоя нужно обязательно, чтобы ребенок не стал предметом насмешки среди других детей». (Ох уж эти психологи!).
«Кроме того, крепко закрепившийся навык писать сидя искоренить уже будет намного сложнее (мальчик привыкает к комфорту и не хочет менять своих привычек)».
Среди распространенных ошибок, которые, по мнению авторки статьи, допускают родители в этом непростом деле — попытки заставить ребенка убрать за собой все, что попало мимо унитаза («ни в коем случае не нужно заставлять малыша вытирать лужицу самому»), насмешки над его неспособностью писать стоя и попустительство: «Не стоит пускать формирование взрослых навыков на самотек».
Если почитать на родительских форумах темы, посвященные наиболее предпочтительной для мочеиспускания позе у мальчиков, то именно этого чаще всего и боятся родители — что засмеют, и что писать сидя «не по-мужски как-то».
Еще сторонники этого варианта апеллируют к тому, что с таким навыком мальчику будет проще писать на улице или в путешествиях.
Среди минусов писания стоя очевидное: дети (особенно маленькие) далеко не всегда попадают в горшок или унитаз, что приводит к беспорядку, антисанитарии и неприятному запаху, бороться с которым, как правило, приходится женщинам — причем не только дома, но и в младших группах детского сада, где детей обычно учат писать, сидя на горшке.
Еще одна проблема, которая может возникнуть у малышей, связана с тем, что нередко у них процесс мочеиспускания происходит одновременно с дефекацией (контроль над сфинктерами развивается далеко не сразу), а потому писание стоя может привести к куда более серьезным последствиям, чем несколько капель на полу.
К слову, далеко не во всех странах мужчины относятся к праву писать стоя как к конституционному — во многих из них напротив считается нормальным, более удобным и гигиеничным писать сидя.
В качестве примера перевели для вас несколько комментариев к посту блогерки Юн Нинь. Она выложила на своей странице Блог* комическое видео, суть которого сводилось к тому, что она была готова сделать предложение своему «немецкому бойфренду» после того, как узнала, что он писает сидя, «потому что его так научили его немецкие родители».
Комментарии оказались еще удивительнее: «Я даже не знала, что так не принято делать в других странах. Писать не сидя — это отвратительно», — написала пользовательница из Германии с ником inerriot.
Ее поддержал австралиец с ником nickoutandabout: «Если вы писаете стоя, будучи у кого-то в гостях — то это от недостатка воспитания. Это имеет смысл, когда вы посещаете общественный туалет, но писать стоя в чужом доме просто неуважительно».
Пользователь с ником thibault_toutain признался: «Я француз, и я даже не знаю, как вообще писать стоя». Нашлись и те комментаторы, которые отметили, что писают стоя, но при этом не понимают мужчин, которые умудряются разводить грязь вокруг унитаза и на нем, и не убирать за собой.
Что касается аргументов в пользу сидячего мочеиспускания, то лучший привела пользовательница с ником lilyamongclouds: «Сидеть на унитазе — значит иметь возможность не переставать тыкать в телефон. Я слышала, что это убедило последних мужчин, которые еще держались на ногах».
Германия (а еще, судя по комментариям, Австралия и Франция) — не единственные страны, где мочеиспускание сидя считается нормой — в 2012 году в Швеции мужчин даже хотели обязать присаживаться на законодательном уровне, но инициатива не прошла. Этот тренд поддерживают и в других скандинавских странах, а еще в Нидерландах и Японии.
Что любопытно, не существует ни одного убедительного довода в пользу любой того, чтобы мужчины и мальчики писали сидя или стоя. Шведские законодатели, пытавшиеся продвинуть свою инициативу, подкрепляли ее тем, что писать сидя — более физиологично, а также позволяет до конца опорожнить мочевой пузырь, что положительно сказывается на состоянии простаты.
Однако Бенджамин Дэвис, доцент урологии в Университете Питтсбурга, не согласен с таким утверждением: «Если вы здоровый мужчина, мышцы вашей простаты расслабляются по мере мочеиспускания».
Урологи отмечают, что в отдельных случаях (например, при заболеваниях простаты), мужчинам могут рекомендовать писать сидя, а во всех остальных случаях поза для мочеиспускания — это личный выбор.
По сути нет никакой серьезной разницы в том, как приучать мальчика писать в горшок — стоя или сидя, а это значит, что выбор здесь стоит делать, исходя из личных предпочтений и комфорта. Если малышу трудно попасть в горшок, и он еще не привык убирать за собой «аварии», то, вероятно, лучше ему первое время присаживаться на горшок.
Если ребенок подрастет и поймет, что писать сидя (или стоя) ему удобнее, а он при этом готов нести ответственность за последствия своих решений — почему бы и нет? На жизненном пути родителей ждет масса непростых решений и сложных выборов, и выбор «правильной» позы, в которой ребенок должен справлять малую нужду, точно не должен к ним относиться.
* — В материале упомянуты организации Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.
Все родители знают, что мальчики должны учиться писать стоя, но многие, особенно мамочки, теряются — как научить их этому, казалось бы, нехитрому навыку. Зачастую именно этот вопрос ухода за ребёнком вызывает больше всего вопросов, хотя на самом деле все достаточно просто — необходим мужской пример. Хорошо, если в семье воспитанием подрастающего поколения активно занимается и папа, а если его нет или он постоянно на работе? Как же быть, какие хитрости должны знать родители?
Невероятно, но это факт!
Не так давно в Европе стали пересматриваться вопросы, касающиеся такого традиционного вопроса как отправление малой нужды мужчинами в стоячем положении. Шведские парламентарии всерьез обсуждали «непродуктивность» подобной процедуры, и были выдвинуты доводы о том, что это не гигиенично и даже опасно для мужского здоровья. Простые мужчины, не относящиеся к правящему классу, высказались категорически против, отстаивая свое право в этом вопросе «остаться на ногах». Поэтому, пока официально мужчинам не запретили писать стоя, родители должны подумать о том, как научить этому подрастающего сынишку.
Уход за ребёнком и полезный навык
Основы ухода за ребёнком родители осваивают еще в первые дни после его рождения. Это ежедневные купания, подмывание и уход за кожей под подгузником. Но по мере того, как малыш растет, и формируются его навыки, уход за ребёнком постепенно изменяется. Основная задача родителей — постепенно прививать ребёнку навыки опрятности, учить его уходу за телом в целом, и за интимной областью в частности. И только после того, как закреплены основные правила по уходу за гениталиями, и мальчик вполне сможет полноценно обеспечить уход за гениталиями после мочеиспускания, стоит учить его мочиться стоя.
Многие родители испытывают в этом вопросе затруднения, хотя в реальности это не очень сложно. Важно не только объяснить, как нужно писать стоя, но и что нужно целиться в унитаз. В этом вопросе основная роль отводится папам, так как своим примером они должны показать малышу, как это делается.
Дети очень любят подражать взрослым, поэтому совместные походы в туалет папы с подрастающим сыном должны стать традицией по мере того, как вполне окрепнет навык хождения на горшок. Но, важно сразу заметить, что многие взрослые мужчины сами не в полной мере владеют азами правильного ухода за пенисом после отправления естественных нужд. Поэтому и научить мальчика мочиться стоя по всем правилам они не могут, как бы нелепо это не звучало.
Когда пора учить малыша?
Начать обучение малыша данному полезному навыку стоит как можно ранее, чтобы быстрее и полноценнее достичь положительных результатов. Однако, предварять формирование «взрослых навыков» у детей должно уверенное пользование горшком, а также контроль за мочевым пузырем и рефлексом мочеиспускания. Другими словами, дети должны четко понимать, что они хотят в туалет по-маленькому и они уже могут немного потерпеть. Плюс к этому, они должны уже хорошо ходить и уверенно стоять на ножках, доставать по росту, чтобы полноценно мочиться в унитаз.
По мнению психологов, для того, чтобы учиться писать стоя, малыш должен достичь определенной эмоциональной зрелости. То есть, его должны начать стеснять подгузники, они стали ему неудобны и он изъявляет желание делать это «как мужчина». Это говорит о том, что малыш готов к освоению нового туалетного навыка и будет успешен в этом.
Советы родителям: как научить детей это делать правильно
Приучение к горшку происходит у детей в возрасте примерно от года до полутора, но окончательное и уверенное формирование навыков (без промахов) формируется к трем годам. В это время дети, как девочки, так и мальчики, мочатся одинаково, делая это сидя. По мере взросления, малыши осознают различия полов, и у мальчиков формируется понятие о том, что они должны мочиться стоя. Освоить этот навык мальчик должен, по мнению специалистов, до 4 лет. Кроме того, важны и навыки ухода за половой сферой, нужно научить ребёнка не только мочиться стоя, но и пользоваться туалетной бумагой (а не трясти головкой пениса, разбрызгивая вокруг себя капли мочи).
Важно, чтобы процесс познания собственного тела и его возможностей был активным, интересным для ребёнка. Изначально, пока будут первые промахи, нельзя малыша ругать, важно обеспечить полноценный уход за ребёнком — помочь в подмывании, смене мокрых трусиков и похвалить (даже если все пролилось мимо). Нельзя давить на ребёнка авторитетами — «смотри папа/дедушка/брат писает стоя, а ты нет», это может привести только к негативной реакции. Важно, чтобы изначально теоретические знания, о которых может рассказать и мама, потом подкрепились практикой, о которой должен рассказать (и показать) мужчина (папа, брат, дядя).
По мере того, как дети обучаются навыку, затем стоит только напоминать им о том, что нужно сделать — поднять крышку и стульчак, смыть за собой, помыть ручки. Все это должно проводиться только в доброжелательной манере.
Важно не пускать в уходе за ребёнком процесс формирования взрослых навыков на самотек (подрастет — научится). Зачастую детям приходится по вкусу «сидячий» вариант, и чем старше малыш станет, тем сложнее будет его отучить. В этом вопросе родители не должны упустить подходящий момент.
Технические моменты обучения
Мы уже говорили, что главными в обучении будут родители, в идеале — папа. Но если мама воспитывает малыша в одиночку, ей также вполне под силу объяснить и научить основным навыкам, хотя и визуальные примеры важны. Желательно обучать навыкам летом, когда меньше одежды, и для практики есть много вариантов — не только унитаз, но и травка, кустики. В момент, когда малыш просится в туалет, его нужно не сажать на горшок, а приподнять перед ним горшок, когда он стоит. Некоторые из детей затем делают это сами, поднимая горшок для удобства.
Если унитаз высокий для роста малыша, купите специальную приступочку, чтобы ребёнок мог, встав на нее, спокойно мочиться в общий унитаз. Первое время помогайте ему «прицеливаться», чтобы было меньше промахов, постепенно мальчик научится это делать аккуратно.
Фото: Alex Simpson / Unsplash
Ученые назвали самый полезный способ ходить в туалет для мужчин, поэтому мальчиков призвали учить писать в таком положении с детства. Работы ученых изучила и резюмировала автор издания The Sun.
Автор статьи сообщила, что мужское вертикальное мочеиспускание имеет преимущества только в одном случае: если требуется посетить общественный туалет. Однако, по ее словам, ученые из Нидерландов обнаружили, что положение сидя может быть полезно для мужчин, страдающих от болезней простаты.
В 2014 году в исследовании эксперты напомнили, что люди тысячелетиями сидели на корточках, чтобы помочиться. В таком положении мышцы таза и бедер расслабляются, что облегчает мочеиспускание, и мочевой пузырь опорожняется полностью. «Когда человек сидит, мышцы живота работают активнее, и мочевой пузырь опустошается полностью», — рассказал изданию Thrillist профессор кафедры урологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джесси Миллс.
Но ученый добавил, что, если мальчик или мужчина чувствует, что мочевой пузырь легко опорожняется в положении стоя, то не обязательно садиться каждый раз. Профессор Миллс обратил особое внимание на предостерегающий симптом: если и стоя, и сидя в мочевом пузыре чувствуется наполненность, обязательно следует обратиться за помощью к врачу.
Профессор, гинеколог Стергиос Думучцис ранее говорил, что застой мочи в организме провоцирует появление болезней. «Если мочевой пузырь не опорожняется должным образом, это может вызвать застой мочи и привести к инфекциям или камням в мочевом пузыре», — предупреждал он.
Исследователи также предостерегали, что моча из неопорожненного пузыря вызывает давление в почках, что может привести к отказу органа.
Ранее травматолог-ортопед Александр Погольша назвал распространенные причины боли в пояснице у россиян. По мнению врача, такого рода дискомфортные ощущения могут возникать из-за проблем с позвоночником или заболеваний почек.
Процесс приобретения ребенком туалетных навыков — это процесс взросления и созревания, характеризующийся физическим и психологическим развитием ребенка, при котором он может самостоятельно и произвольно контролировать функции своего кишечника и мочевого пузыря. Такой стадии развития ребенок обычно достигает в возрасте около 18 месяцев. До достижения этого возраста нервная система и мышцы сфинктера не являются полностью сформированными, поэтому процесс приобретения туалетных навыков может происходить более длительное время, а приобретенные навыки оказываются неустойчивыми. В свою очередь, эти явления могут послужить причиной негативного стресса и расстройств как у ребенка, так и у матери.
Традиционно педиатр играет ключевую роль в определении возраста, когда следует начинать обучение ребенка туалетным навыкам. Многие матери начинают приучать детей к горшку начиная с 10-месячного возраста, а 40% матерей приступают к этому процессу по достижении ребенком возраста 6–8 месяцев. Проведенные в России исследования показывают, что 95% матерей начинают приучать своих детей к туалету слишком рано, неправильно определяя готовность младенца к обучению.
Ребенок может быть уже достаточно развит физически, однако его эмоциональная подготовленность нуждается в тщательной оценке. Родители являются в этих случаях самыми надежными судьями, которые могут определить психологическую готовность ребенка к обучению. Обучая ребенка туалетным навыкам, мать получает возможность более близко узнать своего ребенка, понять, как проходит процесс его обучения, и участвовать в этом процессе вместе с ребенком для достижения общей цели.
Процесс обучения ребенка
Процесс обучения ребенка определяется как приобретение знаний, навыков, форм поведения и т. д. У детей раннего возраста этот процесс происходит в значительной степени за счет физического развития и воспитания. Обучение может осуществляться на разных уровнях сложности и эффективности.
Виды обучения
Наименее сложным видом обучения считается приобретение рефлексов и привыкание. При классическом приобретении рефлексов один безусловный стимул привязывается к другому, изначально нейтральному стимулу. В результате соединения стимулов безусловный стимул сам по себе вызывает эффект. Классическим примером являются эксперименты академика Павлова на собаках, когда при кормлении, вызывавшем у собак слюноотделение, включался звонок. В итоге слюноотделение вызывалось одним только включением звонка. Привыкание — это некогнитивный или рефлекторный процесс обучения, соответственно, оно не связано с осознанием или обдумыванием поведения и не является подходящим методом для приучения ребенка к горшку.
Когнитивные связи и использование неокортекса. У людей более глубокое вовлечение центральной нервной системы (ЦНС) дает возможность более сложного обучения уже на очень ранних этапах онтогенеза. Познание отражает обработку информации с целью применения приобретенных знаний и реагирования на различные изменения. Одной из ранних форм ассоциативного обучения младенцев является игра, которая рассматривается как улучшение приспособленности к аналогичным ситуациям в будущем.
Одним из видов обучения путем наблюдения является подражание, которое также развивается у людей достаточно рано. Дети склонны копировать информацию, получаемую из окружающей их среды, в основном от родителей, братьев, сестер или друзей, что повышает скорость и качество выполнения заданий.
Подражание — это, скорее, неформальный вид обучения, движимый мотивацией ученика, а обучение под руководством инструктора/учителя является более формальным процессом. В идеале образовательный процесс должен складываться из набора формальных и неформальных подходов.
Сферы обучения. В психологии обычно выделяют три разных сферы обучения: когнитивную, психомоторную и аффективную. Когнитивная сфера связана с навыками анализа и решения проблем. Психомоторная сфера охватывает навыки, требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков, например: вождение автомобиля, обучение видам спорта, игра на музыкальном инструменте. К аффективной сфере научения относятся взаимные отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение.
Саморазвитие (самосовершенствование) нейрональных сетей. Все процессы обучения требуют наличия, по крайней мере, простой нейрональной сети. Чем сложнее навыки обучения, тем выше потребности в возможностях нейрональных сетей. Важной чертой сложных сетей являются процессы самосовершенствования, позволяющие постоянно развиваться и улучшаться в процессах обучения.
Пластичность нейронов. Чтобы сохранять работоспособность даже в случае повреждения или нарушений со стороны части нейрональной сети, сложные сети должны быть крепкими и гибкими. Поэтому одни части нейрональной сети должны обладать способностью брать на себя функции других. Такую пластичность нейронов можно наблюдать у пациентов с инсультом, когда временно утраченные способности, такие как навыки чтения или речи, восстанавливаются по прошествии времени.
Способность к запоминанию. Способность к запоминанию приобретенных знаний и их повторному применению при необходимости является ключевой для эффективного и устойчивого процесса обучения младенцев.
Применение приобретенных знаний. Для того чтобы сохранить приобретенные знания, то есть не забыть полученные навыки, необходимо постоянно их тренировать и применять. Поэтому важно предоставить младенцам возможность самостоятельно выполнять и определять действия в повседневной жизни, то есть использовать ориентированный на ребенка подход в обучении.
Опыт: пробы и ошибки. Обучение — это пожизненный, бесконечный процесс, а применение приобретенных знаний обусловливает постоянные изменения. Эти изменения являются следствием положительного и отрицательного опыта. Важно, чтобы младенцы получали свой собственный опыт. Насколько у взрослых любой процесс обучения новым навыкам опирается на метод проб и ошибок, настолько младенцам требуется достаточно свободы в исследовании их мира и знакомстве с собственным телом.
Распознавание паттернов. Это незаменимая задача, связанная с эффективными процессами обучения. Наш мозг способен обнаруживать в заданиях глубинные паттерны, позволяющие быстрее приобретать знания. Например, паттерн распознавания играет ключевую роль в улучшении запоминания и используется чрезвычайно активно. Распознавание паттерна также используется при разработке искусственного интеллекта для создания сложных машин.
Повторение против забывания. Для максимального повышения наших способностей к обучению необходимо сочетать все вышеуказанные моменты. Между тем важно, чтобы процесс обучения продолжался в течение всей жизни, поскольку очевидно, что постоянное обучение, повторение и совершенствование незаменимы для наших процессов когнитивного развития.
Сон. Важный фактор для детей, поскольку позволяет отражать внешние впечатления и когнитивные процессы в течение дня и более эффективно объединять эту информацию в единое целое, непрерывно совершенствуя свои навыки. Поскольку активный сон очень важен для этого процесса, у детей должно быть достаточно времени для спокойного сна.
Рассматривая некогнитивное обучение, следует отметить, что рефлексы новорожденных и детей первых месяцев жизни формируют составные элементы будущего развития. Из рефлексов они вскоре превращаются в целенаправленные когнитивные и физические действия. Прикосновение пальца, пустышки или соска груди к небу младенца вызывает инстинктивное сосание. В возрасте 2–3 месяцев сосание уже становится результатом сознательного усилия, а не рефлекса.
Когда некоторые родители заявляют, что их старшие дети научились пользоваться горшком к своему первому дню рождения, это значит, что у них просто выработался рефлекс на горшок или унитаз. Проблемы возникают, когда в двухлетнем возрасте ребенок обнаруживает отсутствие контроля этого рефлекса и нежелание ему подчиняться. Нельзя научить ребенка пользоваться горшком, пока он не заявит об этой потребности и сам не сядет на него.
Психомоторное развитие
Психомоторное развитие и обучение требует работы мышц по определенным моделям. При этом происходит сложное взаимодействие когнитивных функций, то есть развитие двигательной зоны коры головного мозга и соответствующей (целевой) части тела. Выделяют три стадии психомоторного развития: 1) медленную когнитивную стадию, позволяющую контролировать навык; 2) ассоциативную стадию, на которой двигательное действие постепенно откладывается в мозге, и 3) самостоятельную (автоматическую) стадию, на которой происходят некоторые усовершенствования, но необходимости вспоминать навык как таковой уже нет.
В табл. 1 представлены некоторые важнейшие навыки, отражающие стадии развития детей в возрасте 4–6 месяцев, 9–12 месяцев, а также 18 месяцев и более.
Рекомендуемый метод приучения к горшку
Чтобы облегчить и ускорить процесс обучения ребенка туалетным навыкам, родителям следует пользоваться методом обучения, ориентированным на ребенка, который разработан Бразелтоном Т. Б. и Споком Б. Этот метод рассматривается скорее как философия, а не методология, и поэтому в каждом конкретном случае этот процесс не будет похож ни на какой другой, ни для родителей, ни для ребенка. При этом методе обучения контрольные функции возлагаются на ребенка, что дает ему возможность почувствовать уверенность в своих возможностях и повышает его самооценку.
Преимущества своевременного обучения детей туалетным навыкам представлены нами в табл. 2.
Выработка способности ребенка управлять функциями кишечника и мочевого пузыря не может быть ускорена началом обучения в более раннем возрасте и большей интенсификацией этого процесса. Исследования показывают, что дети матерей, которые рано начинали обучение своих детей, приобретали туалетные навыки приблизительно в том же возрасте, что и дети, которых начинали приучать к горшку в более позднем возрасте, когда они достигали необходимой физической зрелости (рис.). Средняя длительность обучения ребенка, достигшего 18-месячного возраста, составляет всего семь месяцев — по сравнению с 12–15 месяцами для детей, обучение которых начиналось в возрасте до 8 месяцев.
Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Как указывают авторитетные специалисты, эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев [1–11]. К этому возрасту социально-эмоциональная подготовленность ребенка становится ярко выраженной. Осознанное управление своим телом, движениями и поведением определяется следующими признаками:
-
ребенок понимает простые команды и способен их выполнить.
-
ребенок может говорить и произнести не менее двух-трех связанных слов.
-
ребенок может взять предмет и положить его на нужное место.
Однако педиатр может определить наличие и некоторых других признаков зрелости ребенка, таким образом, более точно определив время для начала его обучения.
Некоторые важные признаки способности контроля ребенком функции дефекации и мочеиспускания включают следующие:
-
дефекация происходит регулярно и в приблизительно предсказуемые интервалы времени;
-
дефекация не происходит в ночное время;
-
ребенок остается сухим после короткого сна или, по меньшей мере, в течение двух часов;
-
выражение лица, издание ребенком характерных звуков или приседание на корточки указывают на то, что ребенок чувствует необходимость дефекации или мочеиспускания;
-
ребенок должен уметь снимать одежду и достаточно хорошо говорить, чтобы выразить свое желание сходить на горшок.
Обычно ребенок достигает физической готовности к обучению туалетным навыкам в возрасте около 18 месяцев, однако психологическая и психоэмоциональная подготовленность может наступить и в более позднем возрасте. Девочки обычно взрослеют раньше, чем мальчики. Во время обучения туалетным навыкам мальчики и девочки должны проявлять стремление к сотрудничеству с родителями или другими лицами, ухаживающими за ними. Так, например, обучение проходит труднее, если ребенок находится на стадии, когда на все просьбы он автоматически отвечает «нет».
Ребенок проявляет эмоциональную готовность к обучению туалетным навыкам различными способами. Так, дети разного пола могут обладать следующими умениями:
-
сообщать о том, что их подгузник стал мокрым или грязным, и просят сменить его;
-
стараться порадовать родителей и выполнить их простые просьбы;
-
выражать желание ребенка сходить в туалет или носить нижнее белье («как большой») вместо подгузника;
-
выражать желание выглядеть чистым и опрятным; многие дети проходят через период, когда они хотят быть чистыми и организованными;
-
выражать интерес к действиям других членов семьи в туалете, а также стараться подражать их поведению.
Заключение
Начало обучения ребенка туалетным навыкам в возрасте, когда он не достиг необходимой степени физической или психологической готовности, приводит к затяжному процессу обучения. Если начинать обучение ребенка в возрасте до 8 месяцев, этот процесс затянется на 12–15 месяцев. Готовность ребенка обучаться туалетным навыкам обычно наступает в возрасте около 18 месяцев, однако при этом сам процесс обучения может сократиться приблизительно до 7 месяцев. Дождавшись готовности ребенка к обучению, мы сделаем процесс обучения более быстрым и легким как для матери, так и для ребенка.
В течение многих лет ведущие педиатры мирового сообщества выступают за обучение детей туалетным навыкам в возрасте, когда они могут осознанно управлять функциями своего организма. Союз педиатров России рекомендует приучение ребенка к горшку в возрасте не ранее 18 месяцев.
Для информирования родителей Союз педиатров России предпринимает просветительскую кампанию в поддержку прогрессивного подхода к этому важному этапу развития ребенка. Новые инструкции призваны стимулировать родителей и лиц, ухаживающих за детьми, к принятию интуитивного метода воспитания детей, ориентированного на учет способностей и возможностей ребенка. ЃЎ
Литература
-
American Academy of Pediatrics. Guide to Toilet Training.1st ed. 2003. 224 pp.
-
Brazelton T. B. A child-oriented approach to toilet training // Pediatrics. 1962. Vol. 29. P. 121–128.
-
Christophersen E. R. Toileting problems in children // Pediatr. Ann. 1991. Vol. 20. P. 240–244.
-
Stadtler A. C., Gorski P. A., Brazelton T. B. Toilet training methods, clinical interventions, and recommendations. American Academy of Pediatrics // Pediatrics. 1999. Vol. 103. P. 1359–1368.
-
Brazelton T. B., Christophersen A. R., Frauman A. C., Gorski P. A. et al. Instructions, timeliness, and medical influences affecting toilet train-ing //Pediatrics. 1999. Vol. 103. P. 1353–1358.
-
Stadtler A. C., Gorski P. A., Brazelton T. B. Toilet training methods, clinical interventions, and recommendations. American Academy of Pediat-rics // Pediatrics. 1999. Vol. 103. P. 1353–1358.
-
Сommunity Paediatrics Committee CPS. Toilet learning: anticipa-tory guidance with a child-oriented approach // J. Paediatr. Child Health. 2000. Vol. 5. P. 333–335.
-
Foxx R. M., Azrin N. H. Dry pants: a rapid method of toilet training children // Behav. Res. Ther. 1973. Vol. 11. P. 435–442.
-
Shaum T. R., McAuliffe T. L., Simms M. D., Walter J. A. et al. Fac-tors associated with toilet training in the 1990 s // Ambul. Pediatr. 2001. Vol. 1. P. 79–86.
-
Russell K. Among healthy children, what toilet-training strategy is most effective and prevents fewer adverse events (stool withholding and dysfunctional voiding)? Part A: Evidence-based answer and sum-mary // Paediatr. Child Health. 2008. Vol. 13. P. 201–202.
-
Lang M. E. Among healthy children, what toilet-training strategy is most effective and prevents fewer adverse events (stool withholding and dysfunctional voiding)? Part B: Clinical commentary // Paediatr. Child Health. 2008. Vol. 13. P. 203–204
В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
Ю. С. Акоев, доктор медицинских наук, профессор
НЦЗД РАМН, Москва
Возраст младенца и стадии его развития
Преимущества обучения туалетным навыкам в правильное время
Рис. Возраст ребенка (в месяцах) в начале обучения и к моменту его успешного завершения
Успешное приучение к туалету полезно ребенку и родителю. В первой из двух статей ведущий эксперт объясняет, как помочь родителям в процессе тренировки и избежать ошибок. Включает руководство для родителей.
Приучение к туалету подразумевает использование горшка (стульчака) или туалета для осуществления мочеиспускания или дефекации во время прогулки. Контроль функции мочевого пузыря в ночное время достигается позднее, т.к. требует подавления функции мочеиспускания во время сна или умения просыпаться в нужное время. Даже в шестилетнем возрасте 10% детей продолжают мочиться в кровати.
Успешное туалетные тренировки хороши и для родителей и для детей. Отсутствие необходимости заменять подгузники и отмываться освобождает родительское время (и наконец, мы забываем о том, что многие родители всё ещё стирают пеленки). Туалетные тренировки так же экономят значительное количество денег. В среднем, одноразовые пеленки стоят 25 центов. В том случае, если ребенок приучен к туалету, расширяются возможности относительно путешествий, сиделок, дневных и дошкольных учреждений. С точки зрения ребенка приученность пользоваться туалетом повышает чувство собственного достоинства так же как и предотвращает пеленочную сыпь. С медицинской точки зрения использование туалета снижает распространение энтеральных патогенов таких как Giardia и Rotavirus.
Тем не менее, многие родители в США откладывают приучение к туалету. Основной довод – доступность одноразовых подгузников. Производители одноразовых подгузников представляют на рынок товар больших размеров, так что не быть приученным к горшку до 4 лет не является проблемой. В рекламных роликах дети в подгузниках очень счастливы. Таким образом узаконивается задержка приучения к горшку, что хорошо для бизнеса. Другими факторами являются занятость на работе обеих родителей и обычная медлительность.
Для общего представления необходимо знать, что 50% детей во всем мире приучаются к туалету в возрасте около 1 года [1]. Приучение к горшку необходимо, потому что многие семьи не имеют возможности позволить себе одноразовые подгузники или не имеют времени возможности стирать матерчатые подгузники. По моему опыту, в США семьи с низким доходом начинают приучать детей к туалету раньше, чем представители среднего класса. Матери – одиночки так же раньше приучают своих детей к горшку.[2]
Возраст начала и окончания туалетных тренировок
Время начала и окончания туалетных тренировок в США изменилось (Таблица 1).3 Некоторые родители даже считают что туалетные тренировки до двух лет невозможны. Работники здравоохранения не советуют некоторым родителям начинать приучение к туалету до трех лет. Не качнулся ли маятник качнулся слишком далеко? Давайте рассмотрим три исследования.
ТАБЛИЦА 1
|
|
Период времени |
Начальный возраст |
1920–1940 |
12 мес |
1940–1960 |
18 мес |
1960–1980 |
2 года |
1980–1990 |
2.5 года |
1990– present |
3 года |
Адаптировано из Bakker3 |
Наибольшее исследование в нашей стране было проведено Brazelton в 1962 среди 1,170 детей из Бостона (Таблица 2 ).4 Приучение к туалету начиналось в 18 месяцев у 19% детей, к 21 месяцу 40%, и в 24 месяца у 94%. При помощи ориентированных на ребенка, постепенных и мягких подходов для приучения к горшку, 26% детей были приучены к 24 месяцам, 52% к 27 месяцам, 85% к 30 месяцам и 98% к 36 месяцам. Частота одновременного контроля мочеиспускания и дефекации достигнута у 79.5% детей, первоначально только дефекации у 12.3%, а мочеиспускания — 8.2%.
ТАБЛИЦА 2
|
|
Возраст |
% полностью тренированных детей |
24 мес |
26% |
27 мес |
52% |
30 мес |
85% |
36 мес |
98% |
Адаптировано Brazelton TB4 |
В других интересных исследованиях сравнивались данные о 379 детях приучающихся к горшку в 1947 г. к 71 ребенку приучаемому в 1975 г. (Таблица 3).5 В 1947, 60% детей были приучены к возрасту 18 месяцев и 95% к 33 месяцам. Напротив в 1975, только 2% детей были приучены к 18 месяцам и 59% к 33 месяцам. Главной причиной раннего окончания обучения было раннее начало тренировок. Это исследование демонстрирует роль ожиданий родителей в этом возрасте.
ТАБЛИЦА 3
|
||||
1947 |
1975 |
|||
Возраст |
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание |
До 18 месяцев |
92% |
60% |
45% |
2% |
До 26 месяцев |
97% |
84% |
82% |
24% |
До 33 месяцев |
99% |
95% |
95% |
59% |
Адаптировано по Martin JA5 |
Более современные исследования Schum включали 126 девочек и 141 мальчика из Milwaukee от 1995 до 1997.[6] Средний возраст контроля дефекации в течение дня составил 31.5 месяца для девочек и 34.7 месяцев для мальчиков. Средний возраст в котором дети научились оставаться сухими во время дня был 32.5 месяца для девочек и 35 месяцев для мальчиков. Девочки начинали тренироваться на два или три месяца раньше мальчиков. Исследование документирует последовательность обучения (таблица 4). Результаты нельзя сопоставить с развитием так как приучение к туалету было начато намного позже (в среднем 26.7 месяцев для девочек и 31.2 месяцев для мальчиков), чем в исследовании Brazelton. В этом исследовании более чем 50% детей полностью закончило обучение к 26.7 months и более чем 85% были обучены к 31.2 месяца.
ТАБЛИЦА 4
|
||
Навык |
Средний возраст (месяцы) |
|
Девочки |
Мальчики |
|
Сидит на горшке, когда усажена в течение пяти минут |
26.7 |
31.2 |
Знает как помочиться в горшок |
28.8 |
30.9 |
Мочится в горшок с помощью |
29.7 |
31.7 |
Носит брюки для обучения или нижнее белье |
30.9 |
33.8 |
Сообщает о предстоящем опорожнении кишечника |
31.0 |
33.6 |
Регулярно пользуется туалетом не прибегая к горшку |
31.4 |
34.0 |
Удерживается от дефекации на протяжении дня |
31.5 |
34.7 |
Сообщает о том, что предстоит мочеиспускание |
31.9 |
34.7 |
Мочится стоя в одиночестве положении один |
— |
38.0 |
Остаётся сухим в течение дня |
32.5 |
35.0 |
Открывает туалетную комнату и самостоятельно мочится |
33.0 |
37.1 |
Открывает туалетную комнату и самостоятельно осуществляет дефекацию |
34.4 |
39.5 |
Адаптировано из Schum TR et al6 |
Чем обусловлены такие отличия в возрасте освоения туалетных навыков?
Ясно, что определяющим фактором является начало тренировок. Несколько других исследований демонстрируют, что чем раньше начинаются тренировки тем раньше заканчивается обучение.[7,8] Родители могут достигнуть результатов по Brazelton’s между 18 и 24 месяцами и по Schum в возрасте между 24 и 36 месяцами. Время занимающее промежуток от начала до окончания тренировок составляет в среднем от трёх до шести месяцев. В таблице 5 приводится перечень недостатков начала до 18 месяцев.
ТАБЛИЦА 5
|
Процесс может занять больше времени Мочеиспускания и дефекация происходят чаще Более часто наблюдается регресс Дети легче отвлекаются Ребенок нуждается в более длительном наблюдении |
Критерии готовности
Время для начала приучения к туалету определяется после того, как ребенок может осуществлять практические действия (сидеть на горшке).
Пять признаков готовности к обучению.
Готовность мочевого пузыря. Ребенок должен осознавать сигнал о полноте мочевого пузыря перед мочеиспусканием, может отложить акт мочеиспускания и может оставаться сухим более двух часов (например, остаётся сухим после сна) и не имеет физических ограничений таких как императивное недержание.
Готовность кишечника. Ребенок осознает сигнал о переполнении прямой кишки. Может отложить позыв осуществить дефекацию в течении короткого времени и не имеет ограничений, таких как диарея младенцев.
Познавательная готовность. Ребенок понимает для чего предназначены горшок и туалет и заинтересован их использовать. Этот интерес так же может быть воспитан.
Моторная готовность. Ребенок может гулять, ходить и пользоваться стульчаком.
Психологическая готовность. Ребенок любит сидеть на стульчаке, он общителен и любит доставлять удовольствие своим родителям. (избегайте тренировок в разгаре негатизма или упрямства и следуйте простым инструкциям.
Готовность к обучению (подготовка к туалетным тренировкам)
Имеется ли в действительности готовность к туалетным тренировкам или родители хотят ускорить этот процесс? Должны быть проведены соответствующие исследования, чтобы ответить на этот вопрос. С моей точки зрения, родители должны помочь ребенку подготовиться так же как родители учат ребенка другим навыкам, таким как игра с различными игрушками, использование новых слов, еда ложкой, одевание и чтение. Зачем ждать до 2 — 3 лет для того чтобы приступить к обучению? Учение обычно осуществляется через повторение. Пути для того чтобы помочь ребенку следующие:
18 месяцев. Начинайте объяснять что такое мочеиспускание, «заднее место» и принципы работы тела человека.
- Выучите слова мочеиспускание, попа стульчак и.т.п..
- Дайте понять ребенку, что все «писают» и «какают»
- Укажите на других животных во время мочеиспускания или дефекации.
- Подайте сигнал ребенку, когда Вы увидите это «Твое тело тоже должно «писать» и «какать».
- Похвалите ребенка за то, что он оправился в пелёнку.[9]
- Не характеризуйте процесс дефекации как негативный .»
- Сделайте процесс смены подгузников приятным для ребенка, чтобы он приходил за этим к родителям.
- Заменяйте подгузники часто и он будет предпочитать грязные подгузники.
- Приучите ребенка чтобы он приходил к родителям когда он обмочился или испачкался.
21 месяц — начало обучения относительно горшка и туалета.
- Учите ребенка предназначению туалета и детского стульчака («пи-пи» и «ка-ка» нужно делать в специальном месте»). Демонстрируйте освобождение подгузников от кала в туалете.
- Изобразите использование туалета и стульчака как привилегию.
- Дайте посмотреть, как обученный пользованию туалетом и стульчаком ребенок отправляет свои нужды. (в этом случае хороший пример подадут брат и сестра)
- Дайте ребенку стульчак. Поощряйте ребенка находиться на нем в одежде для забавных действий типа игры, закусок и телевидения. Пробудите в ребенке чувство собственника. («мой стул»).
- Поместите детский стульчак в ванной комнате и дайте ребенку посидеть, когда родители находятся в туалете.
2 года. Применяйте обучающие пособия.
- Читайте обучающие книги и смотрите обучающие фильмы о приучении к туалету.
- Помогите ребенку представить, что он учит куклу или животное навыкам пользованию стульчаком. Имеются недорогие куклы которые могут «мочиться» водой.
- Представьте использование нижнего белья, кaк привилегию. Купите специально нижнее белье и держите её в том месте, где может видеть ребенок.
Наибольшей ошибкой родителей в нашей стране является неподготовленность родителей к той неделе, когда ребенок должен приучиться к туалетным тренировкам. Они забывают сказать ребенку, что его дедушка и бабушка, школа и общество ожидают от ребенка, что он начнет мочиться и справлять «большую нужду» в горшок. Они отказываются пробуждать любопытство относительно ванной комнаты. Они пренебрегают тем, что простые приготовления должны предшествовать на шесть месяцев началу туалетных тренировок.
Целью тренировок готовности является подготовка к наиболее раннему успеху. Не существует доказанных побочных эффектов. С помощью родителей дети достигают уровня готовности к 18-месячному возрасту, многие к 2 годам, большинство к 2,5 годам и почти все к 3 годам. Если кто либо советует родителям не начинать туалетные тренировки до 3 лет (и другому произвольному возрасту) и ждать пока ребенок сам освоит эти навыки, помогите родителям понять суть тренировок по освоению готовности. Если ребенок проявляет интерес к этому процессу, не следует упускать возможность.
Недавние исследования Schum состояния готовности показывают, что ребенок начинает управлять собой между 22 и 30 месяцем жизни (Таблица 6).[6]
Предыдущие исследования показали что эти навыки развиваются в период от 18 до 24 месяцев.[4] На основе своих блестящих исследований, Schum рекомендует поднять возраст в котором следует приступить к туалетным тренировкам.[6] Ограничение исследования Schum то, что не было никакого совместного усилия преподать навыки готовности (детский стульчак предлагался в возрасте среднем от 23 до 25 months). Другое возможное объяснение данных исследования поэтому то что, навыки готовности должны вырабатываться раньше, чем случайно представится такая возможность. Возраст, в котором ребенок достигает готовности более вероятно, отражает интерес и ожидание родителей, чем любые врожденные ограничения связанные с развитием.
Задержка начала туалетных тренировок имеет некоторые недостатки (Таблица 7).
ТАБЛИЦА 7Недостатки приучения к туалету после 3 лет |
Ребенок начинает принимать и любить подгузники Ребенок любит помочиться не дожидаясь горшка Ребёнку не нравятся перемены и он не видит в них смысла Ребенок становится более сильным и способным к испытанию взрослых |
И наконец ребенок готов к началу занятий если:
- Если родители могут иногда распознать и предсказать, когда у ребенка переполнился мочевой пузырь или кишечник
- ребенок может оставаться сухим в течение двух или более часов,
- ребенок получает удовольствие от сидения на стульчаке в течение двух недель и более, и
- ребенок обычно сотрудничает в отношении с родительских пожеланий.
ТУАЛЕТНЫЕ ТРЕНИРОВКИ
Туалетные тренировки начинаются в тот день когда родители впервые поощряют ребенка сесть на стульчак без подгузников и попытаться выпустить как или мочу. (это называют практикой или посиделками на стульчаке). Туалетные тренировки состоят из трех действий родителей (Таблица 8):
- Провоцирующие действия
- Реакция на успех
- Реакция на неудачу
ТАБЛИЦА 8
|
Начало практических «посиделок» на стульчаке Синхронизируйте практику с позывами тела При достижении успеха поощряйте и вознаграждайте детей При неудаче изменяйте поведение ребенка без негативных комментариев |
Все эти действия должны быть выполнены в положительной, любовной манере при позитивном отношении окружающих. (см. детали в руководстве для родителей)
Сидение на горшке должно быть коротким и обычно, не превышать пяти минут. Как только ребенок начинает выглядеть усталым, разрешите ему встать. Если это возможно, предложите ребёнку встать до того, как он об этом попросит. Неудачное сидение так же заслуживает одобрительного комментария («хорошая попытка»).
Практические занятия должны быть синхронизированы с телесными позывами на дефекацию или мочеиспускание. В отличие от взрослых, большинство детей раннего возраста (до трёх лет) не могут начинать мочиться, если мочевой пузырь ещё не полон. В любом возрасте дефекация требует наполнения прямой кишки. Следовательно, начало туалетных тренировок надо начинать с мочевого пузыря.
Обычные телесные сигналы дефекации – присаживание на корточки, сопение, нажимание сзади на подгузник и выпускание газов. Сигналы о скором мочеиспускании включают скорчивание, пританцовывание, стимуляцию, держание за гениталии, подергивание подгузника, сидение в состоянии наклона. Так называемые молчаливые «хотельщики» не подают четких сигналов. В таком случае желание можно распознать по выражению лица и застыванию без движения. Когда отмечается любой из этих сигналов, родитель может начать практику, заявляя: «Кал или моча хотят выйти. Давай найдем горшок.»
На основании обследования групп родителей можно считать, что родителей могут сказать когда их ребенок хочет совершить дефекацию, но только 50% из них может сказать когда их чадо хочет помочиться.[10] Для молчаливых «хотельщиков» практика должна основываться на вероятности. Наиболее подходящий момент наступает через 45 минут после употребления большого количества жидкости и через два часа после очередного мочеиспускания. Детей, которые не подают четких сигналов следует высаживать на горшок после большого количества пищи и в том случае, если у них не было стула в течение более 24 часов.
Как часто родители должны пробовать тренироваться? При не напряженных туалетных тренировках, родители могут практиковаться несколько раз в день. Так как слишком интенсивные занятия могут обескуражить ребёнка. Я иногда говорю родителям, что им предстоит общее количество 100 занятий и необходимо использовать их мудро. Blum определяет интенсивные туалетные тренировки, как высаживания на горшок более чем три раза в день.[8] Он считает, что интенсивные туалетные тренировки приносят мало пользы в том случае, если возраст ребенка менее 27 месяцев.
Если ребенок мочится и выпускает кал в горшок родитель должен похвалить и вознаградить его. Я считаю, что вознаграждения достаточно для рутинных туалетных тренировок, а стимуляция должна применяться для медленно обучающихся. Применение продовольствия и наклеек в начале тренировок, тем не менее, помогает сосредоточиться ребенку на цели. Родители должны похвалить ребенка и проявить физическую привязанность особенно при попытках использовать горшок.
Если ребенок описается или испачкается вскоре после использования горшка, реакция родителей должна быть ободрительной. Родитель может сказать: «Ты хотел пописать (покакать) в горшок, но сделал это в подгузник.. Ничего страшного. У тебя еще все получится. Пробуй». Это поможет поддержать позитивную атмосферу и вызовет перемены в ребенке. Вы можете сказать, что вы можете испытывать в этом случае раздражение по отношению к ребенку, но важно не показать этого.
Нормальный прогресс в туалетных тренировках
Туалетный проходят ряд предсказуемых этапов (Таблица 9). Практика начинается с того момента, когда подводят ребенка к горшку и может быть закончена, когда ребенок три и более раз самостоятельно принимает решение садиться на горшок. Чрезмерная практика может быть вредна и вести к сопротивлению.
ТАБЛИЦА 9Этапы туалетных тренировок |
Ребенок писает и опорожняется в горшок 1. В начале занятий родители подводят ребенка к горшку 2. С родительским напоминанием или приглашением 3. По его собственной инициативе |
Ребенок должен с начала занятий продвигаться к деликатным напоминаниям родителей, которые замечают, что ребенок игнорирует сильные позывы. Как можно раньше следует прекратить напоминания , так как они могут вызвать антагонизм у ребенка.