Инструкция к методике исключение лишнего

 Методика «Исключение лишнего»

Методика имеет два варианта: первый — исследование на предметном, второй — на вербальном материале.

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

 Предметный вариант

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.

Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция и ход выполнения: 

«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых.

Словесный вариант

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: 

«Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен выше изложенному. Рекомендуется для исследования лиц старше 12 лет.

Бланк для словесного варианта.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила. 

Интерпретация результатов.

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

Число баллов

Характеристика решения задач

1

2

5

5

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова).

4

4

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: 1)для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).

2,5

2,5

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова).

1

1

То же, но с помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова).

0

0

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). •

.

Методика «Исключение лишнего»

Цель:
изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами
слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое,
которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя
«кастрюля» — это посуда, а остальное — еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для
обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми
понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12
рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием

ПРОТОКОЛ

по методике  «Исключение
лишнего
»

1. Дата:
16.09/2014

2. Время:
17.00. 

3. Испытуемый:Б.А

4. Социальное
положение
: обучающийся

5. Возраст:
10 лет.

6. Самочувствие
испытуемого
: удовлетворительное

7. Дополнительные
сведения
: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Методика предназначена для исследования способности к
классификации и анализу.

 9. Экспериментальный
материал
: бланк, секундомер, лист бумаги

10. Инструкция: «Перед вами бланк с 12 рядами слов. Вам
необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в каждом ряду четвертое слово, не
связанное родовым единством с други­ми четырьмя.

11. Бланк ответа

12. Отчёт испытуемого:
Задание заинтересовало.

13. Отчёт
экспериментатора
: Исследование проходило без особенностей, испытуемый
быстро и четко выполнял задание.

14. Обработка результатов:
Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .

15. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что у
испытуемого высокий уровень обобщения (отнесение к классу на основании
функциональных признаков);

. 16. Вывод:  хорошо развито понятийное мышление ( 11 правильных ответов при норме 12)
. Средний  уровень обобщения (отнесение к классу на
основании функциональных признаков);

17. Литература: Немов
Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. –
М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.

ПРОТОКОЛ

по методике  «Исключение
понятий
»

1. Дата:
16.09/2014

2. Время:
17.00. 

3. Испытуемый:Б.К.

4. Социальное
положение
: обучающийся

5. Возраст:
10 лет.

6. Самочувствие
испытуемого
: удовлетворительное

7. Дополнительные
сведения
: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Методика предназначена для исследования способности к
классификации и анализу.

 9. Экспериментальный
материал
: бланк, секундомер, лист бумаги

10. Инструкция: «Перед
вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в
каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с други­ми
четырьмя.

11. Бланк ответа

12. Отчёт
испытуемого
: Задание заинтересовало.

13. Отчёт
экспериментатора
: Исследование проходило без особенностей, испытуемый
быстро и четко выполнял задание.

14. Обработка результатов:
Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .

15. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что у
испытуемого высокий  уровень обобщения при использовании концептуальных понятий
(отнесение к классу на основании существенных признаков);

. 16. Вывод:  хорошо развито понятийное мышление ( 11
правильных ответов при норме 12) . Высокий  уровень обобщения при использовании
концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных
признаков);

17. Литература: Немов
Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. –
М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.

ПРОТОКОЛ

по методике  «Исключение
понятий
»

1. Дата:
16.09/2014

2. Время:
17.00. 

3. Испытуемый:Г.Д..

4. Социальное
положение
: обучающийся

5. Возраст:
10 лет.

6. Самочувствие
испытуемого
: удовлетворительное

7. Дополнительные
сведения
: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Методика предназначена для исследования способности к
классификации и анализу.

 9. Экспериментальный
материал
: бланк, секундомер, лист бумаги

10. Инструкция: «Перед
вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в
каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с други­ми
четырьмя.

11. Бланк ответа

12. Отчёт
испытуемого
: Задание заинтересовало.

13. Отчёт
экспериментатора
: Исследование проходило без особенностей, испытуемый
быстро и четко выполнял задание.

14. Обработка результатов:
Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .

15. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что у
испытуемого высокий  уровень обобщения при использовании концептуальных понятий
(отнесение к классу на основании существенных признаков);

. 16. Вывод:  хорошо развито понятийное мышление ( 11
правильных ответов при норме 12) . Высокий  уровень обобщения при использовании
концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных
признаков);

17. Литература: Немов
Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. –
М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.

ПРОТОКОЛ

по методике  «Исключение
понятий
»

1. Дата:
16.09/2014

2. Время:
17.00. 

3. Испытуемый:Г.А.

4. Социальное
положение
: обучающийся

5. Возраст:
10 лет.

6. Самочувствие
испытуемого
: удовлетворительное

7. Дополнительные
сведения
: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Методика предназначена для исследования способности к
классификации и анализу.

 9. Экспериментальный
материал
: бланк, секундомер, лист бумаги

10. Инструкция: «Перед
вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в
каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с други­ми
четырьмя.

11. Бланк ответа

12. Отчёт
испытуемого
: Задание заинтересовало.

13. Отчёт
экспериментатора
: Исследование проходило без особенностей, испытуемый
быстро и четко выполнял задание.

14. Обработка результатов:
Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .

15. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что у
испытуемого высокий  уровень обобщения при использовании концептуальных понятий
(отнесение к классу на основании существенных признаков);

. 16. Вывод:  хорошо развито понятийное мышление ( 11
правильных ответов при норме 12) . Высокий  уровень обобщения при использовании
концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных
признаков);

17. Литература: Немов
Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. –
М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.

ПРОТОКОЛ

по методике  «Исключение
понятий
»

1. Дата:
16.09/2014

2. Время:
17.00. 

3. Испытуемый:К.А.

4. Социальное
положение
: обучающийся

5. Возраст:
10 лет.

6. Самочувствие
испытуемого
: удовлетворительное

7. Дополнительные
сведения
: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Методика предназначена для исследования способности к
классификации и анализу.

 9. Экспериментальный
материал
: бланк, секундомер, лист бумаги

10. Инструкция: «Перед
вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в
каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с други­ми
четырьмя.

11. Бланк ответа

12. Отчёт
испытуемого
: Задание заинтересовало.

13. Отчёт
экспериментатора
: Исследование проходило без особенностей, испытуемый
быстро и четко выполнял задание.

14. Обработка результатов:
Испытуемый выполнил правильно 9 заданий, правильно выделил лишнее слово .

15. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что у
испытуемого высокий  уровень обобщения при использовании концептуальных понятий
(отнесение к классу на основании существенных признаков);

. 16. Вывод:  не очень хорошо развито понятийное мышление (
9 правильных ответов при норме 12) . Средний уровень обобщения при
использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании
существенных признаков);

17. Литература: Немов
Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. –
М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.

ПРОТОКОЛ

по методике  «Исключение
понятий
»

1. Дата:
16.09/2014

2. Время:
17.00. 

3. Испытуемый:К.О

4. Социальное
положение
: обучающийся

5. Возраст:
10 лет.

6. Самочувствие
испытуемого
: удовлетворительное

7. Дополнительные
сведения
: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Методика предназначена для исследования способности к
классификации и анализу.

 9. Экспериментальный
материал
: бланк, секундомер, лист бумаги

10. Инструкция: «Перед
вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в
каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с други­ми
четырьмя.

11. Бланк ответа

12. Отчёт
испытуемого
: Задание заинтересовало.

13. Отчёт
экспериментатора
: Исследование проходило без особенностей, испытуемый
быстро и четко выполнял задание.

14. Обработка результатов:
Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .

15. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что у
испытуемого высокий  уровень обобщения при использовании концептуальных понятий
(отнесение к классу на основании существенных признаков);

. 16. Вывод:  хорошо развито понятийное мышление (11 правильных
ответов при норме 12) .Высокий уровень обобщения при использовании
концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных
признаков);

17. Литература: Немов
Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. –
М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.

ПРОТОКОЛ

по методике  «Исключение
понятий
»

1. Дата:
16.09/2014

2. Время:
17.00. 

3. Испытуемый:М.М.

4. Социальное
положение
: обучающийся

5. Возраст:
10 лет.

6. Самочувствие
испытуемого
: удовлетворительное

7. Дополнительные
сведения
: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Методика предназначена для исследования способности к
классификации и анализу.

 9. Экспериментальный
материал
: бланк, секундомер, лист бумаги

10. Инструкция: «Перед
вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в
каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с други­ми
четырьмя.

11. Бланк ответа

12. Отчёт
испытуемого
: Задание заинтересовало.

13. Отчёт
экспериментатора
: Исследование проходило без особенностей, испытуемый
быстро и четко выполнял задание.

14. Обработка результатов:
Испытуемый выполнил правильно 11 заданий, правильно выделил лишнее слово .

15. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что у
испытуемого высокий  уровень обобщения при использовании концептуальных понятий
(отнесение к классу на основании существенных признаков);

. 16. Вывод:  хорошо развито понятийное мышление (11 правильных
ответов при норме 12) .Высокий уровень обобщения при использовании
концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных
признаков);

17. Литература: Немов
Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. –
М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.

ПРОТОКОЛ

по методике  «Исключение
понятий
»

1. Дата:
16.09/2014

2. Время:
17.00. 

3. Испытуемый:
М.Д.

4. Социальное
положение
: обучающийся

5. Возраст:
10 лет.

6. Самочувствие
испытуемого
: удовлетворительное

7. Дополнительные
сведения
: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Методика предназначена для исследования способности к
классификации и анализу.

 9. Экспериментальный
материал
: бланк, секундомер, лист бумаги

10. Инструкция: «Перед
вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в
каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с други­ми
четырьмя.

11. Бланк ответа

12. Отчёт
испытуемого
: Задание заинтересовало.

13. Отчёт
экспериментатора
: Исследование проходило без особенностей, испытуемый
быстро и четко выполнял задание.

14. Обработка результатов:
Испытуемый выполнил правильно 10 заданий, правильно выделил лишнее слово .

15. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что у
испытуемого высокий  уровень обобщения при использовании концептуальных понятий
(отнесение к классу на основании существенных признаков);

. 16. Вывод:   не очень хорошо развито понятийное мышление
(10 правильных ответов при норме 12) .Средний уровень обобщения при
использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании
существенных признаков);

17. Литература: Немов
Р.С. Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений:В 3 кн. – 3-е изд. –
М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2007. – Кн.3.

ПРОТОКОЛ

по методике  «Исключение
понятий
»

1. Дата:
16.09/2014

2. Время:
17.00. 

3. Испытуемый:С.Ю.

4. Социальное
положение
: обучающийся

5. Возраст:
12 лет.

6. Самочувствие
испытуемого
: удовлетворительное

7. Дополнительные
сведения
: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Методика предназначена для исследования способности к
классификации и анализу.

 9. Экспериментальный
материал
: бланк, секундомер, лист бумаги

10. Инструкция: «Перед
вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в
каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с други­ми
четырьмя.

11. Бланк ответа

12. Отчёт
испытуемого
: Задание заинтересовало.

13. Отчёт
экспериментатора
: Исследование проходило без особенностей, испытуемый
быстро и четко выполнял задание.

14. Обработка результатов:
Испытуемый выполнил правильно 8заданий, правильно выделил лишнее слово .

15. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что у
испытуемого средний  уровень обобщения при использовании концептуальных понятий
(отнесение к классу на основании существенных признаков);

. 16. Вывод:   не очень хорошо развито понятийное мышление
(8 правильных ответов при норме 12) .Средний уровень обобщения при
использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании
существенных признаков);

ПРОТОКОЛ

по методике  «Исключение
понятий
»

1. Дата:
16.09/2014

2. Время:
17.00. 

3. Испытуемый:С.Д.

4. Социальное
положение
: обучающийся

5. Возраст:
10 лет.

6. Самочувствие
испытуемого
: удовлетворительное

7. Дополнительные
сведения
: тест проводится в индивидуальной форме.

8. Цель: Методика предназначена для исследования способности к
классификации и анализу.

 9. Экспериментальный
материал
: бланк, секундомер, лист бумаги

10. Инструкция: «Перед
вами бланк с 12 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин. выделить и вычеркнуть в
каждом ряду четвертое слово, не связанное родовым единством с други­ми
четырьмя.

11. Бланк ответа

12. Отчёт
испытуемого
: Задание заинтересовало.

13. Отчёт
экспериментатора
: Исследование проходило без особенностей, испытуемый
быстро и четко выполнял задание.

14. Обработка результатов:
Испытуемый выполнил правильно 10 заданий, правильно выделил лишнее слово .

15. Интерпретация: данные результаты говорят о том, что у
испытуемого средний  уровень обобщения при использовании концептуальных понятий
(отнесение к классу на основании существенных признаков);

. 16. Вывод:   не очень хорошо развито понятийное мышление
(10 правильных ответов при норме 12) .Средний уровень обобщения при
использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании
существенных признаков);

Сводная таблица
результатов
по методике 

«Исключение лишнего »

№п/п

ф.и.

Количество

правильных ответов

Количество

ошибок

Заключение

1

Б.А.

11

1

 высокий уровень обобщения

2

Б.К.

11

1

Высокий уровень обобщения

3

Г.А.

11

1

Высокий уровень обобщения

4

Г.Д.

11

1

 Высокий уровень обобщения

5

М.М..

11

1

высокий уровень обобщения

6

М.Д.

10

2

средний уровень обобщения

7

К.А..

7

5

средний уровень обобщения

8

К.О.

11

1

высокий уровень обобщения

9

С.Ю.

8

4

средний уровень обобщения

10

С.Д..

10

2

средний уровень обобщения

 Вывод: У большинства испытуемых хорошо развито понятийное мышление
( более 10 правильных ответов). У 6-и испытуемого-
высокий уровень
обобщения (отнесение к классу на основании
существенных признаков);У 4 испытуемых- средний уровень обобщения
(отнесение
к классу на основании функциональных признаков).

.

Методика «Простые аналогии»

Применяется для обследования лиц в
возрасте от 10 лет и старше.

Цель: выявление
характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: серия логических
заданий, отпечатанных на листе бумаги.

Инструкция. Посмотрите, слева
написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая
между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово
корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только
одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади,
т. е., чтобы оно обозначало детеныша коровы.

Это будет… теленок. Значит нужно
вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить
такую же связь справа.

Тестовый материал

ОБРАБОТКА
И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Вопр.    1    2   
3    4    5    6   
7    8    9   
10    11    12   
13    14    15    16
Отв.     4    1   
4    4    5    4   
5     5    2    4  
   5     5      4     
2     2     4
Вопр.   17   18  19  20   21 
22   23   24   25  26   
27    28    29   
30    31    32
Отв.     5     4   4   
2    3    2    4  
  4    5    1      2
    5      3      3    
2     4

Под номером вопроса в таблице указан порядковый номер верного ответа.

Интерпретация результатов теста 

Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости,
хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если
испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной
ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом. 

Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется
характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические,
категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора
существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить
об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или
логических форм.

Сводная
таблица результатов по методике « Простые аналогии»

Испытуемый

Кол-во
правильных ответов

Заключение

1

Б.А.

3

Неустойчивость,
хрупкость процесса мышления .Преобладают наглядные формы мышления.

2

Б.К.

5

Преобладают
логические формы мышления

3

Г.А.

6

Неустойчивость,
хрупкость процесса мышления,  быстрая утомляемость

4

Г.Д.

6

.Преобладают
наглядные формы мышления.

5

К.А.

0

Неустойчивость,
хрупкость процесса мышления

6

К.О.

6

Преобладают
логические формы мышления

7

М.М.

5

Неустойчивость,
хрупкость процесса мышления. . Преобладают наглядные формы мышления

8

М.Д.

4

Неустойчивость,
хрупкость процесса мышления ,быстрая утомляемость.

9

С.Ю.

6

Преобладают
наглядные формы мышления

10

С.Д.

4

Неустойчивость,
хрупкость процесса мышления

Вывод:

Приложение 1

Методика «Исключение лишнего» (Р. Амтхауэр) направлена на изучение способности к обобщению у младших школьников (приложение 1).

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

  3. Собака, лошадь, корова, лось.

  4. Стол, стул, пол, кровать.

  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

  6. Очки, глаза, нос, уши.

  7. Трактор, комбайн, машина, сани.

  8. Москва, Киев, Волга, Минск.

  9. Шум, свист, гром, град.

  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

  11. Береза, сосна, дуб, роза.

  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

  1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).

  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.

Приложение 1

Методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского

Сравнение понятий.

1.       Ботинок – карандаш

2.       Ветер – соль

3.       Вечер – утро

4.       Волк – луна

5.       Ворона – воробей

6.       Голод – жажда

7.       Девочка – кукла

8.       Дождь-снег

9.       Дуб – береза

10.   Золото – серебро

11.   Картина — портрет

12.   Корзина – сова

13.   Корова – лошадь

14.   Кошка – яблоко

15.   Летчик – танкист

16.   Лыжи – коньки

17.   Маленькая – большая

18.   Молоко – вода

19.   Обман – ошибка

20.   Озеро – река

21.   Ось — оса.

22.   Очки – деньги

23.   Поезд – самолет

24.   Река – птица

25.   Сани – телега

26.   Сказка – песня

27.   Стакан – петух

28.   Трамвай – автобус

29.   Утро – вечер

30.   Яблоко — вишня

  В списке имеются и «несравнимые понятия» (река — птица; стакан — петух; ботинок — карандаш; волк — луна; ветер — соль; очки — деньги; кошка — яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения — есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.

Приложение 3

Сводная таблица изучения младших школьников по методике «Исключение лишнего» (Р. Амтхауэр)

№ п/п

До эксперимента

После эксперимента

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

1

1

2

5

2

2

5

10

5

10

3

1

5

4

5

4

6

3

6

3

5

1

5

5

9

6

2

6

4

6

7

2

3

6

3

8

6

5

6

6

9

1

5

4

5

10

2

6

5

6

11

5

6

6

6

12

1

4

4

4

13

5

5

5

5

14

5

5

6

6

15

11

6

12

6

16

5

5

5

5

17

5

6

10

6

18

10

6

12

6

19

5

5

20

6

11

Ср.знач.

4,8

5,2

5,9

5,2

Приложение 4

Сводная таблица изучения младших школьников по методике «Сравнение понятий» Л.С. Выготского

№ п/п

До эксперимента

После эксперимента

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

2 «а» класс

1

2

5

6

6

2

25

26

28

27

3

18

18

27

25

4

5

4

18

9

5

28

25

29

25

6

20

19

23

20

7

4

26

19

26

8

24

20

30

21

9

3

10

15

12

10

18

27

23

28

11

28

18

28

19

12

20

19

23

20

13

5

25

14

25

14

27

18

27

19

15

20

26

23

26

16

10

27

16

28

17

19

18

22

19

18

28

25

30

25

19

21

22

20

19

28

Ср.знач.

17,2

19,8

22,5

21,1

Приложение 5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведе­ния

(даты по неделям)

Оборудование занятия

1.

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1.1

Математика вокруг нас.

2.09 – 3.09

1.2

Занимательная математика в доме и квартире.

2.

Из истории математики.

2.1

Старинные системы записи чисел

6.09 — 10.09

2.2

Из истории чисел и цифр

2.3

Как люди учились считать

13.09 –17.09

2.4

Удивительное рядом или старинные меры длины.

ТСО Презентация «Старинные меры длины»

2.5

Из истории математических открытий.

20.09 –24.09

2.6

Архимед – гений математики и изобретений

Портрет Архимеда

2.7

Научный мир Пифагора

27.09 – 1.10

Портрет Пифагора

2.8

Первые учебники

Тесты

3.

Развитие познавательных способностей.

34ч

3.1

Тренировка внимания.

10ч

3.1.1

Развитие концентрации внимания. Логические задачи.

4.10-

8.10

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.2

Тренировка внимания. Логически – поисковые задания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2

Тренировка памяти.

10ч

3.2.1

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

11.10-15.10

3.2.2

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.3

Поиск закономерностей.

3.3.1

Поиск закономерностей. Логические задачи.

18.10-22.10

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4

Совершенствование воображения.

3.4.1

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы.

3.5

Развитие быстроты реакции.

3.5.1

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

25.10-29.10

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.3

Развитие концентрации внимания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.4

Тренировка внимания. Логические задачи.

8.11-12.11

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.3

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

3.2.4

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

15.11-19.11

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.3.2

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.2

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

22.11-26.11

3.5.2

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.5

Развитие концентрации внимания.

29.11 — 3.12

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.6

Тренировка внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.5

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

6.12-10.12

3.2.6

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.3

Поиск закономерностей. Логические задачи.

13.12-17.12

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.3

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы.

3.5.3

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

20.12-24.12

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.7

Развитие концентрации внимания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.8

Тренировка внимания. Логические задачи.

10.01-14.01

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.7

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

3.2.8

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

17.01-21.01

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.4

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.4

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

24.01-28.01

3.5.4

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.9

Развитие концентрации внимания.

31.01-4.02

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.10

Тренировка внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.9

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

7.02-11.02

3.2.10

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.5

Поиск закономерностей. Логические задачи.

14.02-18.02

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.5

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы

4.

Занимательная геометрия.

4.1

Наглядная геометрия.

21.02-25.02

4.2

Занимательная геометрия.

28.02-4.03

Диск 1.27 «Занимательная математика».

4.3

Турнир по геометрии

7.03-11.03

5.

Олимпиадные задания по математике.

13ч

5.1

Занимательные задачи.

7.03-11.03

14.03-18.03

Диск 1.27 «Занимательная математика».

5.2

Логические задачи для юных математиков.

14.03-18.03

21.03-25.03

5.3

Задачи повышенной трудности.

21.03-25.03

4.04-8.04

5.4

Решение нестандартных задач.

4.04-8.04

11.04-15.04

5.5

Математические тренажёры.

11.04-15.04

18.04-22.04

Диск 1.9 «Несерьёзные уроки. Учимся считать».

5.6

Блиц — турнир по решению задач

25.04-29.04

5.7

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»

6.

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

6.1

Задачи в стихах.

9.05-13.05

6.2

Экспромт — задачки и математические головоломки.

6.3

Логические математические задачки-шутки.

16.05-20.05

6.4

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-сосчиталки»

6.5

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»

23.05-25.05

6.6

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»

Всего

68ч

Методика «Исключение лишнего»

Цель. Исследование
способности к обобщению и абстрагированию,
умения выделять существенные признаки.

Методика имеет два варианта:
первый вариант – исследование на
предметном, второй – на вербальном
материале.

I
. Предметный вариант

Описание
теста.

Одна за другой испытуемому
предъявляются карточки с изображением
четырех предметов на каждой. Из
нарисованных из каждой карточке четырех
предметов он должен исключить один
предмет, а остальным дать одно название.
Когда лишний предмет исключен, испытуемый
должен объяснить, почему он исключил
именно этот предмет.

Инструкция.
«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано
4 предмета, три из них между собой сходны,
и их можно назвать одним названием, а
четвертый предмет к ним не подходит.
Скажи, какой из них лишний и как можно
назвать остальные три, если их объединить
в одну группу».

Исследователь
вместе с испытуемым решают и разбирают
первое задание. Остальные испытуемый
по мере возможности разбирает
самостоятельно. Если он испытывает
затруднения, исследователь задает ему
наводящий вопрос.

В протоколе
записывают номер карточки, название
предмета, который испытуемый исключил,
слово или выражение, при помощи которого
он обозначил остальные три, объяснения,
все вопросы, которые ему были заданы, и
его ответы.

!Этот вариант
теста годится для исследования детей
и взрослых

Тест

  

  

  

  

  

  

II.
Словесный вариант

Инструкция.
Испытуемому предъявляют бланк и
говорят: «Здесь в каждой строке написано
пять слов, из которых четыре можно
объединить в одну группу и дать ей
название, а одно слово к этой группе не
относится. Его нужно найти и исключить
(вычеркнуть)».

Ход выполнения
данного варианта теста идентичен выше
изложенному.

Рекомендуется
для исследований лиц старше 11-12
лет.

Тестовый материал

1.
Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2.
Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3.
Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький,
соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб,
ель.

7. Самолет, телега, человек,
корабль, велосипед.

8. Василий, Федор,
Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр,
метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга,
космонавт.

11. Глубокий, высокий,
светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта,
машина, корова, дерево.

13. Скоро,
быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение,
провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать,
негодовать, возмущаться, понимать.

16.
Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой,
отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей,
плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража,
землетрясение, поджог, нападение.

20.
Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,
чернила.

Обработка
результатов.

Шкала для
оценки уровня развития операции обобщения

Число баллов    
Характеристика решения задач

I   
II   

         
Испытуемый правильно и самостоятельно
называет родовое понятие для обозначения:

5    —   
объединяемых в одну группу предметов
(слов);

—    5   
«лишнего» предмета (слова).

    
     Сначала
родовое понятие называет неправильно,
потом сам исправляет ошибку:

4   
—    для обозначения
предметов (слов) объединенных в одну
группу;

—    4   
для обозначения «лишнего» предмета
(слова).

    
     Самостоятельно
дает описательную характеристику
родового понятия для обозначения:

2,5    —   
объединяемых в одну группу предметов
(слов);

—    2,5   
«лишнего» предмета (слова).

    
     То же, но с
помощью исследователя для обозначения:

1    —   
предметов (слов) объединенных в одну
группу;

—    1   
«лишнего» предмета (слова).

    
     Не может
определить родовое понятие и не умеет
использовать помощь для обозначения:

0   
—    предметов (слов)
объединенных в одну группу;

—   
0    «лишнего»
предмета (слова)

Если испытуемый
справляется с первыми тремя-четырьмя
заданиями и ошибается по мере их
усложнения, или он верно решает задание,
но не может объяснить свое решение,
подобрать название группе предметов,
то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.

Если испытуемый
объясняет причину объединения предметов
в одну группу не по их родовым или
категориальным признакам, а по ситуационным
критериям (то есть придумывает ситуацию,
в которой как-то участвуют все предметы),
то это показатель конкретного мышления,
неумения строить обобщения по существенным
признакам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Учебный материал: Методика «Исключения предметов»

Материал опубликован

9 June 2022

Предварительный просмотр презентации

Методика «Исключение предметов»

Шемякина В.В.

Методика «Исключение предметов» направлена на иссле­дование особенностей мышления человека.
Она позволяет установить уровень обобщения, доступный ребенку или взрослому, а также выявить особенности протекания у них процессов анализа, сравнения и синтеза, приводящих к формированию категории, включающей только три из че­тырех предъявленных предметов.

Цель: Исследование аналитико-синтетической деятельности ребенка, его умения строить обобщения, выделять существующие признаки.
Существует два варианта методики: предметный и словесный.

Наглядная форма предъяв­ления стимулов–предметов, а также возможность дать ответ в форме указания (словесного или двигательного) на «лишний», «неподходящий» к остальным предмет провоцирует испыту­емых на использование конкретных связей–ассоциаций, тогда как правильное решение обычно требует отрыва от наглядного образа и перехода на уровень словесного, более абстрактного обозначения группы предметов.

Суть данной методики проста. Испытуемому предъявляют одновременно изображения четырех предметов, с которыми, как предполагается, он знаком и которые может без труда опознать. Из этих четырех предметов только три могут быть подведены под одну общую для них категорию, оставшийся же четвертый — лишний, его надо исключить.

Ценность методики «Исключение предметов» состоит в том, что с ее помощью можно установить как возрастные возможности процесса обобщения, так и его качественные патологические особенности, к которым относится снижение и искажение уровня обобщения.

Скачать оригинальную презентацию

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)

Комментарии

Комментарии на этой странице отключены автором.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Противопожарная инструкция в котельной
  • Пластификатор для гипса свв 500 инструкция
  • Инструкция по покупке дома без посредников
  • Солдат модульное оригами пошаговая инструкция
  • Husqvarna 500 computer швейная машина инструкция