Инструкция к методике кактус

Методика «Кактус»    графическая методика М.А. Панфиловой.

Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Оборудование: При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Инструкция к выполнению: Предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1. пространственное положение                             2. размер рисунка

3. характеристики линий                                         4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация.
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

  1. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:

• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.

темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.

• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.

лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.

• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.

светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.

• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.

МЕТОДИКА
«КАКТУС» ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Попадая в
новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким
настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или
нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает
окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной
сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус».

Суть методики
«Кактус»

Приём,
разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии
МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем
не менее он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается
нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста
автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в
частности, являются наиболее полезными для диагностики детей. Это
связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует:

·   отношение к миру;

·   своё место
среди окружающих его людей;

·   сформированное мировоззрение;

·   уровень
умственного развития;

·   психофизическое
состояние.

Методика
«Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального
состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность
агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные
чувства у ребёнка.
 Проанализировав результаты диагностики,
экспериментатор легко сможет сделать вывод, является ли малыш
целеустремлённым, импульсивным, эгоцентричным, скрытным или
демонстративным.

Английская
писательница Айрис Мёрдок говорила: «Искусство — вещь неудобная, с ним шутки
плохи. Рисунок выражает единственную правду, которая, в конечном счёте, имеет
значение. Только при свете искусства могут быть исправлены дела человеческие».

Процедура
проведения диагностики среди младших школьников

Приём
можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто
достаточно уверенно держит в руке карандаш. При этом неважно, насколько хорошо
ребёнок владеет пишущим предметом — все штрихи и линии, которые затем
будут исследоваться, не требуют художественных навыков. Желательно проводить
тестирование в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей
можно объединить в небольшую группу (допускается проведение тестирования в
малых группах).

Для
испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные
карандаши.

Инструкция
для ребёнка:

1. Представь, что ты
увидел красивый кактус.

2. Запомни все детали
этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.

3. Отвлекаться и
задавать вопросы нельзя.

Если
малыш до этого момента не видел растение — не беда: взрослому просто
необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.

На тест
выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания рисунка, однако
период работы над заданием не должен длиться более 30 минут.
Методика допускает создание как чёрно-белого изображения, так и цветного.
Трактовку раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным
детским психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из
такого многоуровневого теста.

Для
создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком рисунка
необходимо задать несколько наводящих вопросов:

·   Ты нарисовал
домашний кактус или дикий? 

·   Можно ли к нему прикасаться?
Он сильно колючий?

·   Приятно ли этому
кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?

·   Каким станет твой
«питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки, отростки.

Обработка
и интерпретация результатов

Анализ
манеры рисования

Сила нажима и
характер линий

Чтобы
оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной
стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении
ребёнка. Когда твёрдостью подчёркивается какая-то одна деталь — это
свидетельство импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим
говорит об угнетённом состоянии духа, общефизической и душевной слабости. 

Отрывистые
линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие дети быстро
загораются каким-то делом, но редко доводят начатое до конца. Если кактус
изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем-то очень
обеспокоен, неуверен в себе. Когда все линии пролегают чётко
и равномерно, можно утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать
ситуацию и не сомневается в своих силах.

Расположение
и размер

Если малыш
нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной самооценки.
Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе. 

Также
стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет
изображённый кактус: вправо — ребёнок ориентирован на будущее, влево —
испытуемый склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок,
разместившийся посередине, такое положение сигнализирует о том,
что тестируемый сосредоточен на тех событиях, которые происходят с
ним в настоящем.

Важной
характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает меньше
трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого
составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении. Кактус
получился крупным — можно говорить о том, что малыш стремится к
лидерству, а в его характере присутствует зацикленность на самом себе. 
Маленькое
растение выдаёт неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения
окружающих — такой малыш не принимает решения без одобрения взрослого.

Рассмотрение
сюжета рисунка

К этой
части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других
возможных персонажей (имеют значение все детали рисунка: размер, цвет
кактуса, иголки или их отсутствие и даже то, «помещено» растение в горшок или
нет).

При
исследовании образа растения принимается во внимание такой момент: похоже
ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде
мультипликационного героя.
В первом случае можно говорить о том, что
у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя
«по-взрослому», а когда можно остаться малышом. Например, испытуемый
понимает, что если выполнит задание не так, как от него ожидают,
то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу
(или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде
анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности
тестируемого, богатой фантазии.

Условия
теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут
присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил к
кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том,
что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в
социуме и тяжело работать в одиночку. 

 Специалисты
пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт,
которые дают чёткие представления о характере ребёнка:

·   злобность
выражается в изображении большого количества иголок, при этом они
длинные и торчащие;

·   о
демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой формы и
нарисован жирными линиями с редкими иголками;

·   свидетельство
оптимизма тестируемого — крупный кактус с улыбкой до ушей;

·   тревожность
проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками;

·   незамысловатый и
одинокий кактус означает интравертность ребёнка;

·   тестируемый
нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;

·   об
одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.

Толкование
цветовой гаммы

Особенности
психики можно определить по тому, какие цвета ребёнок использует для
раскрашивания рисунка. Цвет растения говорит о том, насколько подвижной
психикой обладает ребёнок:

·   зелёный символизирует постоянство
и уверенность;

·   жёлтый — страх
быть отвергнутым обществом;

·   синий — малышу
комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;

·   красный —
испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;

·   серый — у ребёнка
нейтральное отношение ко всему происходящему;

·   белый
цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы
со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;

·   чёрный —
тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком
избалован.

Трактовка
ответов на дополнительные вопросы

Ответы на
вопросы не имеют самостоятельных толкований как таковых, потому что беседа
проводится с ребёнком только лишь для того, чтобы подтвердить выводы, которые
будут сделаны при анализе рисунка. Например, если ребёнок говорит,
что нарисовал дикий кактус, можно с более высокой долей вероятности утверждать:
он стремится к одиночеству, самостоятельности,
свободе. Описание домашнего растения — показатель того, что малышу
комфортно в тех эмоционально-психологических условиях, в которых проходит его
жизнь. Если, по словам испытуемого, кактус «лысый», то ребёнок полностью
открыт для окружающих, а вот повествование о колючем цветке говорит об
агрессивности тестируемого. Осознание того, что за «питомцем» нужно ухаживать,
показывает, наоборот, отсутствие злобы и дружелюбность в характере. 

Отзывы о
тестировании

Многие
педагогические работники дают достаточно высокую оценку методике «Кактус»:

«О, знаю
эту методику, на практике с детьми проводила. Из всех моих «подопытных
кроликов» столько агрессивных оказалось. Кстати, были дети, которые
рисовали без иголок и цветочки на кактусе изображали. Так что не все
видели кактусы только с иголками, некоторые дети рисовали вообще без них».

А ряд
учителей считает принятую систему интерпретации недостаточной, утверждая, что
она содержит мало толкований версий рисунка:

«Попробуйте
ради интереса предложить разным людям нарисовать кактус, не объясняя,
зачем это нужно, и сами увидите, что бывают кактусы с острыми колючками,
мягкими, кудряшками и даже лысые. У меня так дети рисовали,
что колючки были внутри.»

«По одному
тесту уровень агрессии у детей определять нельзя. Для этого надо провести
комплексную диагностику. Так хочется крикнуть
психологам: «Господа, будьте грамотными, тогда и общество у нас
будет психологически грамотным!».

Методика
«Кактус» позволяет сделать вывод об уровне психоэмоционального состояния
детей и выявить агрессию. По итогам исследования психолог может
рекомендовать ребёнку дополнительные тесты для выявления природы
диагностированных проблем и разработать вместе с родителями оптимальный
коррекционный план.

Определение 1

Методика кактус М.А. Панфиловой — это методика, направленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия и уровня агрессии, ее интенсивности и направленности.

Описание методики

Замечание 1

Марина Александровна Панфилова – преподаватель кафедры клинической психологии МГМСУ.

Методика «Кактус» разработанная М.А. Панфиловой в 90-е годы ХХ века, является одним из наиболее простых и информативных методов определения эмоциональной сферы ребенка.

Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет.

М.А. Панфилова при составлении теста руководствовалась тем, что проективные методики, а именно рисуночные, являются наиболее удобными в применении и максимально информативными. Это объясняется тем, что через рисунок ребенок неосознанно передает свои чувства, мысли, идеи, отношение к окружающим людям и миру в целом, показывает видение своего «Я» в обществе, а также уровень умственного и психофизического развития.

Методика «Кактус» способствует выявлению у испытуемого особенностей психоэмоционального состояния, определение уровня устойчивости к стрессу, подверженность агрессии, причины ее возникновения и интенсивность проявления.

Замечание 2

Анализ результатов диагностики дает возможность исследователю сделать точный вывод о том, является ли ребенок целеустремленным, эгоцентричным, демонстративным, скрытным или импульсивным.

Процедура проведения

Процедура проведения методики «Кактус» допускает проведение диагностики в малых группах, в том случае, если дети уже достаточно хорошо владеют карандашом и понимают суть задания. Однако достоверность полученных результатов будет выше в том случае, если методика проводится в индивидуальной форме.

«Методика кактус М.А. Панфиловой» 👇

Оборудование необходимое для проведения методики:

  • лист формата А4;
  • цветные и простые карандаши средней мягкости.

Прежде, чем приступить к проведению методики педагог обращается к детям и объясняет им суть работы. Только после того как педагог убедился, что все дети верно поняли задание, необходимо приступать к рисованию.

В том случае, если кто-то из детей ни разу не видео кактус, то предварительно педагогу необходимо рассказать о существовании такого цветка с колючками, где и как он произрастает.

Время, отведенное на проведение методики, составляет 30 минут.

В процессе рисования педагог не вмешивается в работу детей, цвета и карандаши они выбирают самостоятельно. Ни в коем случае нельзя подсказывать или поправлять ребенка. Допускается использование любых цветов и в любом сочетании.

Трактовку рисунка педагог осуществляет самостоятельно, за исключением штриховки, ее анализ рекомендовано осуществлять совместно с детским психологом.

После того как дети закончили рисовать, педагог задает каждому ребенку дополнительные вопросы, в рамках методики. Вопросы необходимы для того чтобы получить максимально полную картину.

Дополнительные вопросы по методике «Кактус» М.А. Панфиловой:

  1. Какой ты кактус нарисовал – дикий или домашний?
  2. А к этому кактусу можно прикасаться?
  3. Этот кактус сильно колючий?
  4. Как ты думаешь, этому кактусу приятно, когда за ним ухаживают? Поливают? Удобряют?
  5. Как ты думаешь, каким будет кактус, когда немного подрастет? Опиши его размер, отростки, иголки и т.д.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов методики осуществляется по следующим направлениям.

Анализ манеры рисования, характера линий и силы нажима.

Так, если нажим сильный, то это означает растущее напряжение у ребенка.

Твердо подчеркнутая определенная деталь рисунка – импульсивность.

Слабый или еле заметный нажим – угнетенное состояние, душевная и общефизическая слабость.

Отрывистые линии – порывистость характера.

Если кактус нарисован штрихами – это говорит об обеспокоенности или неуверенности ребенка.

Четкие и хорошо прорисованные линии – адекватность оцениваемых ситуаций, уверенность в собственных силах.

Расположение и размер кактуса на листе бумаги.

Если кактус расположен внизу листа – заниженная самооценка, если вверху листа, напротив, – завышенная.

Если кактус расположен ближе к правой стороне – ребенок ориентирован на будущее, влево – склонен к анализу прошлого.

Нормой считается расположение ребенка посередине.

Так же необходимо обратить внимание на размер рисунка. Если кактус маленький – это говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе, слабости и зависимости от мнения окружающих; если кактус занимает 2/3 листа – завышенное самомнение; крупный кактус – стремление к лидерству.

Сюжет рисунка.

Анализируется размер, цвет кактуса, наличие или отсутствие иголок, в горшке или на земле растет кактус, фон рисунка, схожесть с реальным цветком или это вымышленное изображение и т.д.

Если изображение кактуса реалистичное – ребенок чувствует себя по взрослому, имеет реалистичный подход к жизни; если это герой мультика или вымышленный персонаж – богатая фантазия и инфантильность тестируемого.

В том случае, если на рисунке имеются дополнительные персонажи, то это свидетельствует о хороших отношениях с окружающими людьми.

Цветовая гамма.

Свидетельствует о подвижности психики ребенка. Преобладание цвета говорит о:

  • Зеленый – уверенность и постоянство
  • Желтый – страх быть отвергнутым
  • Синий – ребенку комфортно именно в тех условиях, в которых он сейчас находится
  • Красный – сильное эмоциональное напряжение
  • Серый – нейтральное отношение к происходящему и окружающим
  • Белый – возможные проблемы со зрением
  • Черный – противоречивость, избалованность

Трактовка ответов на дополнительные вопросы.

Не имеют конкретных самостоятельных толкований, так как беседа проводится только лишь для того, чтобы подтвердить те или иные выводы, сделанные в процесс анализа рисунка.

Например, если ребенок нарисовал дикий кактус и подтвердил это в беседы, то можно сделать вывод, что он стремится к свободе, самостоятельности, одиночеству. Рисунок домашнего кактуса говорит о том, что ребенку удобно и комфортно в тех условиях, в которых он живет сейчас.

ОПИСАНИЕ

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
ИНСТРУКЦИЯ: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь».

ОБРАБОТКА

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
1. пространственное положение
2. размер рисунка
3. характеристики линий
4. сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

2. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:
• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
• лимонно-желтый: изменение, , творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт.
• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.

Литература.

Памфилова М.А. Графическая методика «Кактус» Текст.: Обруч. -2000. №5.
Панфилова М.А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. — 1998.№19.18с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Кокарбоксилаза уколы отзывы врачей инструкция по применению
  • Таблетки triplixam инструкция по применению
  • Сирдалуд инструкция по применению видаль
  • Как писать технологическую инструкцию
  • Феназепам инструкция по применению побочные действия