Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.
Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Оборудование: При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Инструкция к выполнению: Предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация:
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
1. пространственное положение 2. размер рисунка
3. характеристики линий 4. сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация.
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.
• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
- Интерпретация цветовой гаммы рисунка:
• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
• лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.
• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.
МЕТОДИКА
«КАКТУС» ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Попадая в
новый коллектив, ребёнок испытывает стресс. И совершенно неважно, с каким
настроением малыш начинает ходить в школу или детский сад: желание или
нежелание посещать эти учреждения напрямую связаны с тем, как он воспринимает
окружающих и как они относятся к нему. Именно в исследовании эмоциональной
сферы дошкольников и младших школьников и помогает методика «Кактус».
Суть методики
«Кактус»
Приём,
разработанный в 90-е годы ХХ века преподавателем кафедры клинической психологии
МГМСУ Мариной Алекандровной Панфиловой, считается одним из самых простых, тем
не менее он очень информативен. Его суть проста: ребёнку предлагается
нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет. При составлении теста
автор руководствовался тем, что именно проективные методики, рисуночные в
частности, являются наиболее полезными для диагностики детей. Это
связано с тем, что через рисунок малыш неосознанно демонстрирует:
· отношение к миру;
· своё место
среди окружающих его людей;
· сформированное мировоззрение;
· уровень
умственного развития;
· психофизическое
состояние.
Методика
«Кактус» помогает выявить особенности психоэмоционального
состояния испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность
агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие негативные
чувства у ребёнка. Проанализировав результаты диагностики,
экспериментатор легко сможет сделать вывод, является ли малыш
целеустремлённым, импульсивным, эгоцентричным, скрытным или
демонстративным.
Английская
писательница Айрис Мёрдок говорила: «Искусство — вещь неудобная, с ним шутки
плохи. Рисунок выражает единственную правду, которая, в конечном счёте, имеет
значение. Только при свете искусства могут быть исправлены дела человеческие».
Процедура
проведения диагностики среди младших школьников
Приём
можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто
достаточно уверенно держит в руке карандаш. При этом неважно, насколько хорошо
ребёнок владеет пишущим предметом — все штрихи и линии, которые затем
будут исследоваться, не требуют художественных навыков. Желательно проводить
тестирование в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей
можно объединить в небольшую группу (допускается проведение тестирования в
малых группах).
Для
испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные
карандаши.
Инструкция
для ребёнка:
1. Представь, что ты
увидел красивый кактус.
2. Запомни все детали
этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.
3. Отвлекаться и
задавать вопросы нельзя.
Если
малыш до этого момента не видел растение — не беда: взрослому просто
необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.
На тест
выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания рисунка, однако
период работы над заданием не должен длиться более 30 минут.
Методика допускает создание как чёрно-белого изображения, так и цветного.
Трактовку раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным
детским психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из
такого многоуровневого теста.
Для
создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком рисунка
необходимо задать несколько наводящих вопросов:
· Ты нарисовал
домашний кактус или дикий?
· Можно ли к нему прикасаться?
Он сильно колючий?
· Приятно ли этому
кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?
· Каким станет твой
«питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки, отростки.
Обработка
и интерпретация результатов
Анализ
манеры рисования
Сила нажима и
характер линий
Чтобы
оценить первый параметр, следует рассматривать изображение с обратной
стороны листа. Если нажим сильный, то это говорит о растущем напряжении
ребёнка. Когда твёрдостью подчёркивается какая-то одна деталь — это
свидетельство импульсивности испытуемого. А вот слабый, еле заметный нажим
говорит об угнетённом состоянии духа, общефизической и душевной слабости.
Отрывистые
линии в рисунке говорят о порывистости в характере ребёнка. Такие дети быстро
загораются каким-то делом, но редко доводят начатое до конца. Если кактус
изображён штрихами, то это говорит о том, что маленький художник чем-то очень
обеспокоен, неуверен в себе. Когда все линии пролегают чётко
и равномерно, можно утверждать: испытуемый способен адекватно оценивать
ситуацию и не сомневается в своих силах.
Расположение
и размер
Если малыш
нарисовал растение внизу листа, это явный признак заниженной самооценки.
Расположение вверху, наоборот, говорит о слишком высоком мнении о себе.
Также
стоит обратить внимание на сторону, в которую тяготеет
изображённый кактус: вправо — ребёнок ориентирован на будущее, влево —
испытуемый склонен к постоянному анализу прошлого. Нормой считается рисунок,
разместившийся посередине, такое положение сигнализирует о том,
что тестируемый сосредоточен на тех событиях, которые происходят с
ним в настоящем.
Важной
характеристикой является и размер изображения. Если кактус занимает меньше
трети листа, значит, у ребёнка самооценка занижена. Рисунок, размер которого
составляет более 2/3 листа, свидетельствует о завышенном самомнении. Кактус
получился крупным — можно говорить о том, что малыш стремится к
лидерству, а в его характере присутствует зацикленность на самом себе. Маленькое
растение выдаёт неуверенность, слабость и зависимость испытуемого от мнения
окружающих — такой малыш не принимает решения без одобрения взрослого.
Рассмотрение
сюжета рисунка
К этой
части анализа относится рассмотрение самого кактуса, фона и других
возможных персонажей (имеют значение все детали рисунка: размер, цвет
кактуса, иголки или их отсутствие и даже то, «помещено» растение в горшок или
нет).
При
исследовании образа растения принимается во внимание такой момент: похоже
ли оно на реально существующий цветок или же изображено в виде
мультипликационного героя. В первом случае можно говорить о том, что
у ребёнка очень реалистичный подход к жизни, он знает, где нужно вести себя
«по-взрослому», а когда можно остаться малышом. Например, испытуемый
понимает, что если выполнит задание не так, как от него ожидают,
то не только расстроит этим родителей, но и может не поступить в школу
(или не перейти в следующий класс). Когда кактус нарисован в виде
анимационного персонажа, это свидетельствует об инфантильности
тестируемого, богатой фантазии.
Условия
теста не подразумевают изображение дополнительных персонажей, но они могут
присутствовать на рисунке ребёнка. Любые существа, которых малыш добавил к
кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том,
что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в
социуме и тяжело работать в одиночку.
Специалисты
пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт,
которые дают чёткие представления о характере ребёнка:
· злобность
выражается в изображении большого количества иголок, при этом они
длинные и торчащие;
· о
демонстративности испытуемого можно говорить, когда цветок простой формы и
нарисован жирными линиями с редкими иголками;
· свидетельство
оптимизма тестируемого — крупный кактус с улыбкой до ушей;
· тревожность
проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками;
· незамысловатый и
одинокий кактус означает интравертность ребёнка;
· тестируемый
нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;
· об
одиночестве малыша говорит изображение цветка в пустыне.
Толкование
цветовой гаммы
Особенности
психики можно определить по тому, какие цвета ребёнок использует для
раскрашивания рисунка. Цвет растения говорит о том, насколько подвижной
психикой обладает ребёнок:
· зелёный символизирует постоянство
и уверенность;
· жёлтый — страх
быть отвергнутым обществом;
· синий — малышу
комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
· красный —
испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
· серый — у ребёнка
нейтральное отношение ко всему происходящему;
· белый
цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы
со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
· чёрный —
тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком
избалован.
Трактовка
ответов на дополнительные вопросы
Ответы на
вопросы не имеют самостоятельных толкований как таковых, потому что беседа
проводится с ребёнком только лишь для того, чтобы подтвердить выводы, которые
будут сделаны при анализе рисунка. Например, если ребёнок говорит,
что нарисовал дикий кактус, можно с более высокой долей вероятности утверждать:
он стремится к одиночеству, самостоятельности,
свободе. Описание домашнего растения — показатель того, что малышу
комфортно в тех эмоционально-психологических условиях, в которых проходит его
жизнь. Если, по словам испытуемого, кактус «лысый», то ребёнок полностью
открыт для окружающих, а вот повествование о колючем цветке говорит об
агрессивности тестируемого. Осознание того, что за «питомцем» нужно ухаживать,
показывает, наоборот, отсутствие злобы и дружелюбность в характере.
Отзывы о
тестировании
Многие
педагогические работники дают достаточно высокую оценку методике «Кактус»:
«О, знаю
эту методику, на практике с детьми проводила. Из всех моих «подопытных
кроликов» столько агрессивных оказалось. Кстати, были дети, которые
рисовали без иголок и цветочки на кактусе изображали. Так что не все
видели кактусы только с иголками, некоторые дети рисовали вообще без них».
А ряд
учителей считает принятую систему интерпретации недостаточной, утверждая, что
она содержит мало толкований версий рисунка:
«Попробуйте
ради интереса предложить разным людям нарисовать кактус, не объясняя,
зачем это нужно, и сами увидите, что бывают кактусы с острыми колючками,
мягкими, кудряшками и даже лысые. У меня так дети рисовали,
что колючки были внутри.»
«По одному
тесту уровень агрессии у детей определять нельзя. Для этого надо провести
комплексную диагностику. Так хочется крикнуть
психологам: «Господа, будьте грамотными, тогда и общество у нас
будет психологически грамотным!».
Методика
«Кактус» позволяет сделать вывод об уровне психоэмоционального состояния
детей и выявить агрессию. По итогам исследования психолог может
рекомендовать ребёнку дополнительные тесты для выявления природы
диагностированных проблем и разработать вместе с родителями оптимальный
коррекционный план.
Определение 1
Методика кактус М.А. Панфиловой — это методика, направленная на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия и уровня агрессии, ее интенсивности и направленности.
Описание методики
Замечание 1
Марина Александровна Панфилова – преподаватель кафедры клинической психологии МГМСУ.
Методика «Кактус» разработанная М.А. Панфиловой в 90-е годы ХХ века, является одним из наиболее простых и информативных методов определения эмоциональной сферы ребенка.
Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет.
М.А. Панфилова при составлении теста руководствовалась тем, что проективные методики, а именно рисуночные, являются наиболее удобными в применении и максимально информативными. Это объясняется тем, что через рисунок ребенок неосознанно передает свои чувства, мысли, идеи, отношение к окружающим людям и миру в целом, показывает видение своего «Я» в обществе, а также уровень умственного и психофизического развития.
Методика «Кактус» способствует выявлению у испытуемого особенностей психоэмоционального состояния, определение уровня устойчивости к стрессу, подверженность агрессии, причины ее возникновения и интенсивность проявления.
Замечание 2
Анализ результатов диагностики дает возможность исследователю сделать точный вывод о том, является ли ребенок целеустремленным, эгоцентричным, демонстративным, скрытным или импульсивным.
Процедура проведения
Процедура проведения методики «Кактус» допускает проведение диагностики в малых группах, в том случае, если дети уже достаточно хорошо владеют карандашом и понимают суть задания. Однако достоверность полученных результатов будет выше в том случае, если методика проводится в индивидуальной форме.
«Методика кактус М.А. Панфиловой» 👇
Оборудование необходимое для проведения методики:
- лист формата А4;
- цветные и простые карандаши средней мягкости.
Прежде, чем приступить к проведению методики педагог обращается к детям и объясняет им суть работы. Только после того как педагог убедился, что все дети верно поняли задание, необходимо приступать к рисованию.
В том случае, если кто-то из детей ни разу не видео кактус, то предварительно педагогу необходимо рассказать о существовании такого цветка с колючками, где и как он произрастает.
Время, отведенное на проведение методики, составляет 30 минут.
В процессе рисования педагог не вмешивается в работу детей, цвета и карандаши они выбирают самостоятельно. Ни в коем случае нельзя подсказывать или поправлять ребенка. Допускается использование любых цветов и в любом сочетании.
Трактовку рисунка педагог осуществляет самостоятельно, за исключением штриховки, ее анализ рекомендовано осуществлять совместно с детским психологом.
После того как дети закончили рисовать, педагог задает каждому ребенку дополнительные вопросы, в рамках методики. Вопросы необходимы для того чтобы получить максимально полную картину.
Дополнительные вопросы по методике «Кактус» М.А. Панфиловой:
- Какой ты кактус нарисовал – дикий или домашний?
- А к этому кактусу можно прикасаться?
- Этот кактус сильно колючий?
- Как ты думаешь, этому кактусу приятно, когда за ним ухаживают? Поливают? Удобряют?
- Как ты думаешь, каким будет кактус, когда немного подрастет? Опиши его размер, отростки, иголки и т.д.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка и интерпретация результатов методики осуществляется по следующим направлениям.
Анализ манеры рисования, характера линий и силы нажима.
Так, если нажим сильный, то это означает растущее напряжение у ребенка.
Твердо подчеркнутая определенная деталь рисунка – импульсивность.
Слабый или еле заметный нажим – угнетенное состояние, душевная и общефизическая слабость.
Отрывистые линии – порывистость характера.
Если кактус нарисован штрихами – это говорит об обеспокоенности или неуверенности ребенка.
Четкие и хорошо прорисованные линии – адекватность оцениваемых ситуаций, уверенность в собственных силах.
Расположение и размер кактуса на листе бумаги.
Если кактус расположен внизу листа – заниженная самооценка, если вверху листа, напротив, – завышенная.
Если кактус расположен ближе к правой стороне – ребенок ориентирован на будущее, влево – склонен к анализу прошлого.
Нормой считается расположение ребенка посередине.
Так же необходимо обратить внимание на размер рисунка. Если кактус маленький – это говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе, слабости и зависимости от мнения окружающих; если кактус занимает 2/3 листа – завышенное самомнение; крупный кактус – стремление к лидерству.
Сюжет рисунка.
Анализируется размер, цвет кактуса, наличие или отсутствие иголок, в горшке или на земле растет кактус, фон рисунка, схожесть с реальным цветком или это вымышленное изображение и т.д.
Если изображение кактуса реалистичное – ребенок чувствует себя по взрослому, имеет реалистичный подход к жизни; если это герой мультика или вымышленный персонаж – богатая фантазия и инфантильность тестируемого.
В том случае, если на рисунке имеются дополнительные персонажи, то это свидетельствует о хороших отношениях с окружающими людьми.
Цветовая гамма.
Свидетельствует о подвижности психики ребенка. Преобладание цвета говорит о:
- Зеленый – уверенность и постоянство
- Желтый – страх быть отвергнутым
- Синий – ребенку комфортно именно в тех условиях, в которых он сейчас находится
- Красный – сильное эмоциональное напряжение
- Серый – нейтральное отношение к происходящему и окружающим
- Белый – возможные проблемы со зрением
- Черный – противоречивость, избалованность
Трактовка ответов на дополнительные вопросы.
Не имеют конкретных самостоятельных толкований, так как беседа проводится только лишь для того, чтобы подтвердить те или иные выводы, сделанные в процесс анализа рисунка.
Например, если ребенок нарисовал дикий кактус и подтвердил это в беседы, то можно сделать вывод, что он стремится к свободе, самостоятельности, одиночеству. Рисунок домашнего кактуса говорит о том, что ребенку удобно и комфортно в тех условиях, в которых он живет сейчас.
ОПИСАНИЕ
Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
ИНСТРУКЦИЯ: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь».
ОБРАБОТКА
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
1. пространственное положение
2. размер рисунка
3. характеристики линий
4. сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.
• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
2. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:
• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
• лимонно-желтый: изменение, , творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт.
• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.
Литература.
Памфилова М.А. Графическая методика «Кактус» Текст.: Обруч. -2000. №5.
Панфилова М.А. Такие разные кактусы // Школьный психолог. — 1998.№19.18с.