Инструкция как играть на пианино

Учитесь самостоятельно? Или текущий преподаватель непонятно объясняет? Приходите на занятия в Рок-академию Москворечье! Принимаем без экзаменов, учим легко и доходчиво. Обучение подходит для взрослых и детей от 12 лет.

Записаться на занятия

Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?

Оглавление

Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока

Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе.  Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.

Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.

Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.

Ноты и клавиши

Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!

 Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.

Расположение нот на клавишах

Расположение нот на клавишах фортепиано

Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.

Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.

Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.

Знаки альтерации

Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.

Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.

Как располагаются полутоны на фортепиано

# — диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.

Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:

знаки альтераций

Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.

Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо  от того, в какой октаве они находятся.

Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный  бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.

Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.

Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.

Учимся играть гамму До – мажор и другие

Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.

Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.

 Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке  чередования тонов и полутонов. Гамма  — чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по —   разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.

Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».

Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:

До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.

Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.

При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.

Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.

обозначение пальцев при игре на фортепиано

Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:

  • 1-большой,
  • 2 – указательный,
  • 3 – средний
  • 4 – безымянный,
  • 5 – мизинец.

А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.

Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.

Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.

 В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.

Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.

 Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).

Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):

1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.

 Для левой руки аппликатура будет следующей:

5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.

Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.

Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.

Следующее занятие

мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.

Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!

Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в 
школу фортепиано в Москве

на Раушской набережной.

Записаться на занятие

Загрузить PDF

Загрузить PDF

Фортепиано — классический и достаточно универсальный музыкальный инструмент, играть на котором может научиться каждый. Для игры на фортепиано нет ограничений по возрасту или полу, необходимы лишь терпение, настойчивость и мотивация. Если вы будете пристально следить за собственной концентрацией и самодисциплиной, то сможете даже самостоятельно научиться играть на инструменте. Тем не менее процесс обучения обычно идет быстрее под контролем учителя, который сможет направлять вас и подсказывать, каким моментам нужно уделять повышенное внимание.

  1. Step 1 Выберите для себя акустическое или цифровое фортепиано.

    Если вы действительно страстно желаете научиться играть на фортепиано, вам потребуется собственный акустический или цифровой инструмент, на котором вы сможете играть дома. В ином случае вам будет трудно соблюдать режим ежедневной практики на инструменте.[1]

    • Акустические фортепиано широко варьируются по стилю оформления, размеру и стоимости. Новый инструмент, подходящий для новичков, будет стоить от 200 тысяч рублей. Если вам такие траты не по карману, то всегда можно подыскать себе подержанное пианино.
    • Цифровое фортепиано является приемлемой заменой акустическому инструменту и может быть единственно доступным выбором, если вы собираетесь разместить его у себя в спальне или просто живете в небольшой квартире, где для полноразмерного акустического пианино просто нет места. Подыщите инструмент с полноразмерной клавиатурой. Такие инструменты продаются по цене от 20 тысяч рублей. Также обычно они оснащаются аудиоразъемом для подключения наушников, что позволяет играть на фортепиано, не причиняя неудобства домочадцам или соседям.

    Совет: если вы решили приобрести цифровое фортепиано, поищите инструмент с полновзвешенными клавишами. Они более близко воссоздают ощущение игры на акустическом инструменте.

  2. Step 2 Перед приобретением подержанного инструмента осмотрите его.

    Покупка подержанного фортепиано во многом схожа с приобретением подержанного автомобиля. Без осмотра нельзя получить полную уверенность в том, что вы совершаете выгодную покупку. Некоторые подержанные инструменты бывают повреждены настолько, что на их ремонт уходит больше денег, чем на приобретение нового фортепиано.[2]

    • Если вы нашли заинтересовавшее вас предложение о продаже фортепиано, просто скажите продавцу, что хотите пригласить профессионала для осмотра инструмента перед покупкой. Если вам откажут в этом, не покупайте данное фортепиано. Возможно, от вас пытаются скрыть серьезный недостаток инструмента.
    • В некоторых музыкальных магазинах могут продаваться подержанные инструменты, уже прошедшие проверку опытным персоналом.Тем не менее даже в этом случае перед покупкой будет неплохо привести с собой независимого эксперта для осмотра инструмента.
  3. Step 3 Потратьтесь на регулируемую...

    Потратьтесь на регулируемую банкетку для фортепиано, если она не шла в комплекте с вашим инструментом. Регулируемая банкетка позволит вам всегда сидеть за фортепиано правильно, на нужной высоте и с надлежащей осанкой. Если вместо банкетки использовать стул, вероятнее всего, вам не удастся добиться правильного положения за инструментом. Также в продаже можно найти регулируемые табуреты для фортепиано, если вам не нравится вариант с банкеткой. Такие табуреты чаще используют с цифровыми инструментами.[3]

    • Если вы приобрели не акустический инструмент, а цифровое фортепиано, для него можно приобрести специальную подставку, обеспечивающую ту же высоту, что и у акустического пианино. Также в продаже есть регулируемые по высоте подставки, которые можно при необходимости складывать и убирать на хранение, когда вы не играете на инструменте.
  4. Step 4 После доставки акустического...

    После доставки акустического пианино домой пригласите настройщика для подготовки инструмента к работе. Акустическое фортепиано необходимо настраивать каждый раз после любого его перемещения на новое место. Если вы купили новый инструмент, то первоначальная настройка иногда может входить в стоимость покупки.[4]

    • Если настройка инструмента не входила в его стоимость, приготовьтесь заплатить настройщику еще несколько тысяч рублей. Поищите профессионального настройщика с опытом работы с инструментами того же типа и возраста, что и у вас.
    • Подыскать настройщика можно по объявлениям через интернет или же обратиться в местные музыкальные образовательные учреждения, где вам подскажут хорошего специалиста. Можно даже найти профессионала по ремонту инструментов, что полезно в случае приобретения поврежденного фортепиано, нуждающегося в ремонте.
  5. Step 5 Купите метроном, чтобы...

    Купите метроном, чтобы во время игры на инструменте держать необходимый темп. Метроном издает размеренные щелчки, которые помогают исполнять музыку в постоянном темпе. Приобрести метроном можно онлайн или в местном музыкальном магазине. Также существуют специальные приложения для смартфонов, которые можно скачать и использовать в качестве цифрового метронома.[5]

    • У многих цифровых фортепиано присутствует встроенный метроном.
  6. Step 6 Отрегулируйте банкетку, чтобы...

    Отрегулируйте банкетку, чтобы сидеть за инструментом в правильной позе. Поставьте банкетку по центру клавиатуры фортепиано на достаточном расстоянии от инструмента, позволяющем вам сесть на край банкетки. Приподнимите или опустите сиденье таким образом, чтобы ваши локти располагались примерно на уровне клавиатуры фортепиано, когда вы сидите, поместив пальцы на клавиши.[6]

    • Убедитесь в том, что банкетка стоит достаточно близко для того, чтобы вы могли положить пальцы на клавиши инструмента, сохраняя локти в согнутом положении. Если вам необходимо вытягивать руки, чтобы дотянуться до клавиш непосредственно перед собой, то банкетка стоит слишком далеко от фортепиано.
    • Вы должны сидеть с опорой ногами на обе ступни и при необходимости иметь возможность дотягиваться ими до педалей (хотя в самом начале обучения, вероятнее всего, вам не потребуется использовать педали). Если вы не можете достать до педалей инструмента, не напрягая ног, пододвиньте банкетку вперед, чтобы обеспечить себе такую возможность.
    • Если ваша банкетка не настраивается достаточно высоко и из-за этого не обеспечивает вам надлежащую позу за инструментом, положите на сиденье подушку, чтобы приподняться.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Майкл Ноубл — профессиональный концертирующий пианист. Получил степень PhD по игре на фортепиано в Йельской школе музыки в 2018 году. Был стипендиатом по современной музыке Бельгийско-Американского образовательного фонда, выступал в Карнеги-Холле и других залах США, Европы и Азии.

    Всегда следите за правильной осанкой во время игры. Профессиональный концертирующий пианист и доктор философии Майкл Ноубл уверяет: «Вся мощь игры на фортепиано исходит от торса, поэтому обязательно убедитесь, что вы сидите с прямой спиной, а ваши плечи опущены и расслаблены. Руки должны иметь форму чашечки, обращенной костяшками пальцев вверх (как если бы вы держали небольшой мячик), а локти необходимо расположить на уровне или чуть выше клавиатуры инструмента. Держите запястья устойчиво, но не забывайте, что при этом они должны сохранять пластичность и не быть скованными».

  7. Step 7 Практикуйте правильное положение пальцев на клавишах.

    При игре на фортепиано складывайте ладони чашечкой, как если бы вы держали в них по яйцу, а клавиши нажимайте кончиками пальцев, но не подушечками. Игра подушечками пальцев легко может войти в привычку, но в дальнейшем она затруднит вам исполнение более быстрых и сложным музыкальных произведений.[7]

    • Если на начальном этапе обучения перед игрой вкладывать в ладонь небольшой мяч-антистресс, это поможет вам освоить правильное положение пальцев. Заведите себе привычку регулярно проверять положение пальцев и при необходимости его корректируйте, пока навык не станет автоматическим.

    Реклама

  1. Step 1 Найдите на клавиатуре центральную ноту «до».

    Как для новичка, центральная «до» будет служить для вас исходной точкой отсчета. Она расположена прямо посередине клавиатуры и представлена первой белой клавишей в группе из трех белых клавиш с двумя черными клавишами в промежутках между ними. Установите большой палец правой руки на центральную «до», а затем последовательно расположите оставшиеся пальцы на следующих белых клавишах справа.[8]

    • Нажмите большим пальцем на клавишу «до», чтобы сыграть ноту. В нотах с указанием аппликатуры пальцев большому пальцу обычно присваивается номер 1. Далее сыграйте ноту «ре» указательным пальцем (ему соответствует обозначение 2). Средний, или 3-й палец, должен сыграть ноту «ми», а безымянный, или 4-й, — ноту «фа». Мизинцу, или 5-му пальцу, остается нота «соль». Это первые пять нот гаммы «до-мажор».
  2. Step 2 Запустите метроном и...

    Запустите метроном и начните практиковать исполнение гаммы «до-мажор». Чтобы полностью озвучить гамму, начните с первых трех нот, которые вы сыграли, когда нашли центральную ноту «до» (то есть «до», «ре», «ми»). Затем, вместо того чтобы сыграть «фа» безымянным пальцем, заведите большой палец под остальные пальцы и, чтобы дотянуться им до ноты «фа», немного опустите руку. Одновременно с этим остальные пальцы должны сместиться на следующие ноты гаммы: «соль», «ля», «си» и снова «до», но уже на октаву выше.[9]

    • Начинайте практиковаться с метрономом в относительно медленном темпе и продолжайте исполнять гамму, пока не научитесь играть ее гладко, перемещая руку по клавишам и нажимая ноты в правильном порядке, не совершая никаких ошибок и не поглядывая на клавиатуру. Затем немного увеличьте темп метронома и попробуйте снова.
    • Данное упражнение может показаться скучным, но если вы усвоите эти основы, потом вам будет проще исполнять более сложные произведения. Исполнение гамм помогает развить мышечную память пальцев, а также позволяет лучше запомнить пространственное расположение клавиш, так что потом вы сможете находить на клавиатуре нужные ноты, не подглядывая.
  3. Step 3 Перейдите к другим...

    Перейдите к другим гаммам, чтобы усвоить относительное положение нотных клавиш. Когда освоите гамму «до-мажор», можно будет перейти к другим гаммам. Некоторые гаммы задействуют только белые клавиши, тогда как другие, включают в себя и белый и черные клавиши. Как и в случае с гаммой «до-мажор», сначала настройте метроном на медленный темп и постепенно его увеличивайте.[10]

    • Найти схемы исполнения различных гамм можно в сети или в специальных приложениях для смартфонов. В большинстве гамм используются не только белые, но и черные нотные клавиши, поэтому практика исполнения других гамм позволит вам лучше познакомиться с клавиатурой фортепиано.

    Совет: самостоятельно подбирая ноты на клавиатуре для исполнения других гамм, вы сможете развить и натренировать слух.

  4. Step 4 Практикуйте исполнение гамм как правой, так и левой рукой.

    Гамма, исполняемая левой рукой включает в себя те же ноты, что и для правой руки, но в обратном порядке. По сути, когда вы играете гамму левой рукой, левая рука выступает зеркальным отражением правой руки.[11]

    • Как и в случае с правой рукой, сначала запускайте метроном в медленном темпе и постепенно его увеличивайте. Если у вас преобладающая рука правая, будьте готовы к тому, что прогресс работы левой рукой будет идти медленнее, чем это было с правой. Просто проявите терпение и не торопитесь.
  5. Step 5 Изучите октавы на клавиатуре фортепиано.

    Первая октава располагается там, где вы практиковали гамму «до-мажор». Октава начинается на ноте «до» и заканчивается на ту же ноту, но октавой выше. Если взглянуть на клавиатуру, можно заметить, что на ней повторяется одна и та же последовательность нот. Одни и те же 12 нот последовательно повторяются от одного конца клавиатуры, до другого: это семь белых нотных клавиш («до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си») и пять черных («до-диез»/«ре-минор», «ре-диез»/«ми-минор», «фа-диез»/«соль-минор», «соль-диез»/«ля-минор» и «ля-диез»/«си-минор»).[12]

    • Ноты разных октав обладают одинаковым тоном, но разной высотой (которая может быть выше или ниже). Например, можно сыграть гамму «до-мажор» от одного конца клавиатуры до другого, начиная с самой низкой «до» и заканчивая самой высокой. То же самое можно проделать и с другими гаммами.

    Совет: когда вы только начинаете учиться, можно подписать клавиши, чтобы вам было легче запомнить расположение нот. А как только вы лучше познакомитесь с клавиатурой, надписи можно будет удалить.

  6. Step 6 Усвойте основы чтения нот с листа.

    Для игры на фортепиано не обязательно уметь читать ноты, ведь даже некоторые из величайших пианистов играли исключительно на слух. Тем не менее умение читать ноты дает вам возможность быстрее изучить и начать исполнять заметно большее количество музыкальных произведений.[13]

    • Музыка записывается на нотном стане из пяти параллельных линий (нотных линеек) с четырьмя промежутками между ними. Каждой линии соответствует своя нота. Когда вы видите нотную головку на конкретной линии или в промежутке между ними, то играете соответствующую ноту. В скрипичном ключе непосредственно на линиях располагается пять нот в порядке снизу-вверх: «ми», «соль», «си» первой октавы, а также «ре» и «фа» второй октавы. В промежутках между нотными линейками располагаются ноты «фа» и «ля» первой октавы, а также «до» и «ми» второй октавы. Для быстрого запоминания нот в скрипичном ключе используйте ключ в качестве ориентира, который также носит название «ключ-соль», так как его начальный конец указывает на положение ноты «соль» первой октавы.
    • Басовый ключ отражает более низкие ноты, которые исполняются левой рукой. На линиях нотоносца при этом расположены пять нот снизу-вверх: «соль» и «си» большой октавы, а также «ре», «фа» и «ля» малой октавы. В промежутках между нотными линейками располагаются «ля» большой октавы, а также «до», «ми», «соль» малой октавы. Для быстрого запоминания нот в басовом ключе используйте ключ в качестве ориентира, который также носит название «ключ-фа», так как указывает начальным концом на ноту «фа» малой октавы.

    Совет: если обычные ориентиры для запоминания вам не помогают, придумайте свои собственные. Уникальный подход может оказаться более простым для запоминания.

  7. Step 7 Попробуйте сыграть простую мелодию правой рукой.

    Большинство начинающих пианистов изначально практикуют исполнение простых народных мелодий, например «Как под горкой, под горой» или «Во поле береза стояла». Тем не менее полно и других простых мелодий, на которых строятся более популярные и современные песни.[14]

    • Например, так как вы уже знакомы с «до-мажор», можно попробовать сыграть «День победы» Д. Тухманова. Эти ноты довольно легко найти в интернете, кроме того, их несложно подобрать и на слух, даже если он еще не очень хорошо развит.
  8. Step 8 Придайте музыке глубину...

    Придайте музыке глубину аккордами. Аккорд — это одновременное звучание трех или более нот. Некоторые наиболее популярные аккорды представлены трезвучиями — тремя нотами. Чтобы сыграть мажорное трезвучие, одновременно нажмите на три нотные клавиши гаммы через одну, начиная с первой ноты в гамме.[15]

    • Так как вам знакома гамма «до-мажор», попробуйте исполнить ее мажорное трезвучие. поставьте большой палец на центральное «до», как если бы вы готовились сыграть гамму, средний палец должен оказаться на «ми», а мизинец — на «соль». Нажмите все три клавиши одновременно, чтобы сыграть трезвучие «до-мажор».
    • Бесплатную информацию по исполнению трезвучий можно без труда разыскать в интернете. Также для смартфонов доступны приложения с таблицами трезвучий для фортепиано. Многие из этих приложений бесплатны, если вы не имеете ничего против периодического показа рекламы. Либо можно заплатить небольшую сумму за платную версию без рекламы.
  9. Step 9 Попробуйте играть упражнения...

    Попробуйте играть упражнения Шарля Луи Анона, чтобы сделать пальцы сильными и проворными. Упражнения Анона используются учителями фортепиано с конца XIX века, чтобы содействовать укреплению пальцев у студентов и развивать их навыки игры на инструменте. Скачать ноты с упражнениями Анона можно бесплатно по ссылке: https://www.hanon-online.com/.[16]

    • Чтобы получить максимальную пользу от упражнений, рекомендуется заниматься ежедневно. Выделяйте на упражнения Анона по 5–10 минут от общего времени своих занятий.

    Реклама

  1. Step 1 Выучите на фортепиано...

    Выучите на фортепиано несколько простых мелодий, чтобы лучше познакомиться с инструментом. Когда вы уже начнете комфортно работать с клавиатурой инструмента и исполнять гаммы без ошибок, можно будет перейти к исполнению настоящей музыки. Можно играть относительно простые мелодии или же подыскать упрощенное переложение для новичков более сложной музыки.[17]

    • Попробуйте найти ноты для новичков, включающие в себя подписи нот рядом с их символьным отображением. Это поможет вам начать легче читать ноты. Такие ноты можно найти в нотных сборниках для начинающих, а также на некоторых веб-сайтах и в приложениях для смартфонов.
    • В сети, местных музыкальных и книжных магазинах можно приобрести сборники произведений для фортепиано разных уровней сложности. Также ноты иногда можно скачать из интернета и распечатать. Такие сайте, как Musicnotes, позволяют скачивать ноты и делать их доступными для себя со всех своих гаджетов. Если у вас есть планшет, можно открывать ноты непосредственно в нем, вместо того чтобы распечатывать их (только не забудьте отключить режим автоматического перехода экрана в спящий режим).
    • Помните, что из-за строгого контроля соблюдения авторских прав не всегда можно легально скачать ноты бесплатно, особенно если вы ищете новую или популярную музыку.
  2. Step 2 Сделайте привычкой ежедневную практику игры на фортепиано.

    Чтобы выжать максимум из своей учебы и добиться быстрейшего прогресса, важно заниматься ежедневно. Маленькие дети могут практиковаться всего по 10–15 минут в день. Тем не менее, если вы уже подросток или взрослый человек, постарайтесь ежедневно уделять практике не менее 30 минут.[18]

    • Если у вас есть возможность практиковаться каждый день в одно и то же время, в конце концов, игра на пианино станет одним из привычных повседневных занятий наряду с чисткой зубов или приемом душа. На этом этапе вы уже не будете размышлять о том, хотите ли вы заниматься или не хотите, вы просто будете делать это.
  3. Step 3 Воспользуйтесь учебниками по...

    Воспользуйтесь учебниками по теории музыки, чтобы научиться читать ноты. Книги по теории музыки помогают улучшить понимание музыки, а также усовершенствовать навык чтения нот с листа. Приобрести эти книги можно онлайн, а также в музыкальных магазинах.[19]

    • Также можно найти веб-сайты с упражнениями на закрепление знаний музыкальной теории, которые помогут вам развить навыки чтения нот.
    • Если вы берете учебники по теории музыки в библиотеке, выполняйте упражнения из них в отдельной нотной тетради или же делайте ксерокопии страниц, но не пишите в самих книгах.
  4. Step 4 Наймите преподавателя игры...

    Наймите преподавателя игры на фортепиано, чтобы учиться под более строгим руководством. Работа с учителем позволит ускорить прогресс обучения. Опытный преподаватель обратит ваше внимание на мелкие недочеты и исправит их до того, как они войдут у вас в привычку. Также учитель будет дополнительно стимулировать и побуждать вас успешно учиться.[20]

    • Неплохо будет пообщаться с несколькими преподавателями, прежде чем вы остановите выбор на ком-то из них, особенно если речь идет о частных уроках. Вам придется проводить много времени с этим человеком, поэтому он должен вам нравиться.
    • Некоторые преподаватели специализируются на конкретных методах обучения, тогда как другие преподают только определенным категориям учеников. Например, учителя обычно применяют различные методы при обучении взрослых и детей. Кроме того, также есть преподаватели, которые обучают исключительно тех, кто хочет стать концертирующим пианистом, а другие преподают менее увлеченным студентам.
  5. Step 5 Попробуйте пользоваться обучающим...

    Попробуйте пользоваться обучающим приложением для смартфона, если учитесь играть на фортепиано самостоятельно. Существует целый ряд приложений, обучающих игре на фортепиано, которые можно скачать себе на смартфон или планшет. Некоторые из них более структурированы, чем другие, поэтому, возможно, вы захотите опробовать сразу несколько, прежде чем решить, какое приложение вам нравится больше всего.[21]

    • Большинство приложений для обучения игре на фортепиано бесплатны. Тем не менее их использование может быть ограничено, если не оплатить подписку. Например, приложение Yousician ограничено 20-тью минутами в день, если не подписаться на премиум.
    • Некоторые приложения ориентированы на маленьких детей и позволяют им усвоить основы музыкальной грамоты в игровой форме.
  6. Step 6 Начните пользоваться педалями, если у вас акустическое фортепиано.

    Акустическое фортепиано обычно оснащается тремя педалями. Устройство педального механизма может быть различным, но зачастую слева-направо располагаются следующие педали: приглушающая, задерживающая и демпферная и педали. Чтобы воспользоваться педалью, нажмите на нее подушечкой стопы, удерживая пятку на полу.[22]

    • Демпферная (правая) педаль нажимается правой ногой и не только гасит ноты, но позволяет добиться более насыщенного резонанса, чем без применения педали. Когда педаль находится в поднятом положении, звук получается более плоским.
    • Приглушающую (левую) педаль нажимают левой ногой. В нажатом положении она заставляет инструмент звучать тише и не столь ярко.
    • Задерживающая (средняя) педаль используется во время игры на фортепиано для продления звучания определенных нот, особенно нижних. Ноты задержанные педалью будут продолжать звучать до тех пор, пока нажата педаль.

    Совет: если у вас цифровое фортепиано, можно отдельно приобрести педали в качестве дополнительного аксессуара и подключить к устройству. Однако у большинства цифровых инструментов присутствуют специальные кнопки, отвечающие за те же самые эффекты.

    Реклама

Советы

  • Когда вы только начинаете разучивать мелодию, практикуйтесь каждой рукой отдельно, а затем объединяйте их, когда уже заучите исполнение по отдельности. Сначала настраивайте метроном на медленный темп. Увеличивайте скорость только тогда, когда в медленном темпе уже будете играть без ошибок.

Реклама

Предупреждения

  • Следите за тем, чтобы при игре на фортепиано тело и запястья оставались расслабленными. Слишком большое напряжение рук и запястий не только ограничит ваши исполнительские возможности, но и создаст более высокий риск хронически повторяющихся травм, например кистевого туннельного синдрома.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 84 346 раз.

Была ли эта статья полезной?

Как научиться играть на пианино

Как научиться играть на пианино

Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, нужны искренний интерес к музыке, постоянная практика и обратная связь. Не ждите быстрых результатов, лучше заложите как можно больше времени и не спеша разберите все сложные моменты. 

В статье рассказываем, как научиться играть на пианино и даем советы от преподавателя курса «Фортепиано» Московской школы музыки Елены Дмитриевой.

Знакомство с инструментом

Фортепиано — это клавишный струнный инструмент. Пианино — компактная версия фортепиано с вертикальным расположением струн. Такой инструмент чуть меньше по размеру и подходит для небольших помещений.

Роялем называют большое фортепиано с горизонтальным расположением струн. В основном его используют для выступлений на сцене. У рояля более насыщенный и глубокий звук.

Фортепиано состоит из клавиш и струн. Звук извлекается так: пианист нажимает на клавиши, молоточки внутри пианино ударяют о струны. В зависимости от силы и длительности нажатия на клавиши можно управлять звуком: играть ноты коротко или более длительно, громко или тихо.

Нотная грамота

С нотами и специальными обозначениями можно записывать мелодии, импровизировать и учить произведение, написанное композитором.

Классическая музыкальная партитура состоит из нескольких партий — инструментов или голосов. Каждая партия записывается с помощью нот и нотных знаков: размера, тональности, знаков альтерации — диезов или бемолей для отдельных нот, — пауз, темпа или настроения мелодии.

Произведение может быть написано в скрипичном или басовом ключе. Скрипичный ключ подходит для партий женских голосов, нот для правой руки, нот скрипки, гитары и ударных. В басовом ключе записывают партии низких мужских голосов, инструменты с низким звучанием, а также ноты для левой руки.

В классическом произведении для фортепиано обычно указывают партии в обоих ключах: основную мелодию для правой руки записывают в скрипичном ключе, партию для левой руки — в басовом ключе.

Начните изучать музыкальную грамоту с порядка нот на клавиатуре фортепиано. Названия звуков всегда расположены в одной последовательности, поэтому для начала можно запомнить порядок нот на пианино в одной определенной октаве.

Освоение базовой техники

На первых уроках по пианино учат свободно сидеть за инструментом. От этого зависит техника игры и беглость пальцев — насколько вам будет удобно играть. Вот с чего обычно начинают обучение игре на фортепиано:

Правильная посадка за инструментом

Банкетка или стул должны располагаться по центру инструмента. При свободной посадке пианист сидит на передней половине банкетки, ступни стоят на полу, чтобы можно было дотянуться до педалей, спина прямая, локти и плечи в расслабленном состоянии.

При этом можно учиться играть сразу на настоящем фортепиано, либо на цифровом инструменте — синтезаторе. Лучше всего брать цифровое пианино с полноразмерными и взвешенными клавишами — это значит, что они наиболее приближены к клавишам на классическом фортепиано.

Постановка рук

Локти должны располагаться на уровне клавиатуры, запястья не должны проваливаться вниз. Чтобы понять, как правильно держать запястья, представьте, что вы держите в ладони яйцо: форма кисти должна быть округлой, при этом не зажатой, расслабленной.

Упражнения для развития беглости пальцев

Иногда начинающие пианисты сразу хотят играть на фортепиано сложные произведения, которые не подходят под их уровень. Это неправильная стратегия. Сначала нужно разобрать основные моменты в технике и понемногу брать более сложные пьесы.

Для начинающих пианистов лучше всего подойдут гаммы — это озвученные на клавиатуре звукоряды (или лады). С ними можно запомнить, как вести руку по клавиатуре и развивать скорость при игре на пианино. Помимо этого гаммы помогают развивать пальцы, чтобы пианист мог одинаково хорошо освоить инструмент, выбирая нужную силу и длительность исполнения.

Для развития техники и координации также подойдут этюды Карла Черни и игра произведений в умеренном темпе под метроном. Со временем вы сможете развить координацию, если будете постепенно осваивать произведения и анализировать свою технику с преподавателем.

Основные техники игры

К базовым техникам относят гаммы, аккорды и арпеджио. На следующем уровне обучения игре можно попробовать подбирать простой аккомпанемент для левой руки.

Мажорные и минорные гаммы

Гаммы — это технически исполняемые звукоряды (или лады). Они помогают тренировать беглость пальцев и отрабатывать технику. Как мажорные, так и минорные гаммы позволяют запомнить расположение нот.

Гаммы подходят для того, чтобы отрабатывать технику и беглость пальцев. Это идеальное упражнение для начинающих пианистов. Вы можете выбрать любую гамму — как мажорную, так и минорную — и тренироваться в подходящем темпе.

Также с гаммами вы быстрее разберетесь в том, как строятся тональности, сможете отличать мажорный лад от минорного. Для тренировки можно использовать специальные сборники упражнений с гаммами.

Аккорды

Аккорды — это сочетания трех и более звуков, взятых на клавиатуре одновременно или последовательно. Набор нот в аккорде связан с тональностью и интервалами.

Аккорд состоит минимум из трех звуков. Мажорное трезвучие начинается с большой терции (например, соль-си). Минорное трезвучие начинается с малой терции (например, соль-си бемоль).

Изучая аккорды, можно разобраться в тональностях, а также научиться правильному положению пальцев на инструменте. Когда вы научитесь играть основные аккорды, вам будет проще играть первые мелодии и произведения.

Арпеджио

Арпеджио — это сочетания звуков, как и аккорды. Отличие в том, что аккорды звучат одновременно, а при арпеджио звуки играют последовательно. Упражнения помогают развивать технику, запомнить интервалы в определенных тональностях.

Простой аккомпанемент

Когда вы освоили основные техники игры, можно попробовать подобрать аккомпанемент к мелодии. Выберите подходящую мелодию, определите ее лад и тональность. Затем попробуйте подобрать вариант аккомпанемента, например, на основе аккорда в вашей тональности.

Самая распространенная последовательность аккордов — тоника–субдоминанта–доминанта. Тоника — это устойчивый звук, вокруг него строится тональность. Например, нота до — это тоника в до мажорном (или минорном) ладу. Субдоминанта (нота фа) — это четвертая ступень лада. Доминанта (нота соль) — пятая ступень лада.

Практические занятия

Уроки для начинающих должны состоять из теории и практики. Можно изучать теорию музыки с преподавателем, либо по книгам и видеоурокам, затем подкреплять знания на практических занятиях у инструмента. Собрали несколько упражнений для тех, кто хочет самостоятельно научиться играть на обычном пианино с нуля.

Простые мелодии для начинающих

Начинающим музыкантам подойдут джазовые этюды Оскара Питерсона из первой тетради. В книге собраны несложные музыкальные композиции и упражнения, для тех, кто начинает играть на пианино. Также преподаватели советуют композиции из сборников Дмитрия Кабалевского и учебников Бориса Милича для музыкальных школ.

Развитие чувства ритма и координации

Чтобы развить чувство ритма, слушайте больше разнообразной музыки и определяйте в ней ритм-секцию. Пробуйте повторить ритм самостоятельно, так вы сможете развить музыкальный слух, запомнить ритмический рисунок, определять сильные и слабые доли в произведении.

Советы от Елены Дмитриевой

Если вы решили сами научиться играть на фортепиано, обратите внимание на наши советы.

  1. Слушайте как можно больше разной музыки, желательно не только в том стиле, который вам наиболее близок, но также музыку различных стилей и музыкальных эпох.
  2. Импровизируйте. Не бойтесь делать это на любом этапе обучения, даже в самом начале своего пути.
  3. Старайтесь использовать как можно больше мелодий и определяйте на слух бас и аккордовые последовательности.
  4. Помните, что для занятия музыкой нам нужно непрерывно расширять свой кругозор. Если вам понравился просмотренный вами фильм, сыграйте свою реакцию на пианино.
  5. На начальном этапе больше всего внимания уделяйте свободе вашей игры. Свободные руки — основа правильного развития техничности и музыкальности одновременно.

Ошибки начинающих пианистов

Неправильная техника. Сосредоточьтесь на свободной постановке рук. Это залог того, что в будущем вы сможете играть произведения любой сложности с хорошим качеством звука и исполнения.

Слишком сложные музыкальные произведения. Чтобы запомнить сложные композиции и легко играть их на пианино, нужно начать с простых мелодий и постепенно поднимать уровень. Объемные произведения не подходят для первых уроков, для них нужна основа и понимание, как устроена теория музыки и базовые произведения.

Нерегулярные занятия. Уроки игры на фортепиано — это сложный проект, и быстро разобраться в технике не получится. Лучше заниматься понемногу каждый день, чем один раз попробовать осилить сложный этюд и разочароваться в своих навыках. Полезнее всего заниматься с преподавателем и каждый раз получать обратную связь, тогда ваш прогресс наступит гораздо быстрее.

Сравнение себя с профессиональными музыкантами. Нет смысла смотреть на профессиональных пианистов и сравнивать с ними свою технику. Вместо этого замечайте собственный прогресс и отмечайте, что стало лучше, а что стоит доработать.

Не ждите быстрых результатов. Эйфория от первых успехов проходит быстро, а настоящее мастерство нарабатывается долгим и упорным трудом. Иногда работа над техникой может показаться рутинной, нужно заложить время, чтобы освоить базу, и дальше можно переходить к более интересным произведениям.

Если вы решили научиться играть на фортепиано, заложите время на уроки и постарайтесь наслаждаться процессом, а не гнаться за результатом. Не пытайтесь выучить все ноты сразу или играть на пианино сложные произведения на первом уроке. Находите что-то интересное в каждой теме, задавайте вопросы преподавателю и не бойтесь ошибаться.

Где учиться

В Московской школе музыки есть курс «Фортепиано». Подойдет новичкам, которые мечтали научиться правильно играть, и тем, кто в детстве занимался на пианино и сейчас хочет вернуть навыки. На курсе мы последовательно разбираем теорию и практику: как читать ноты и партитуры с листа, что такое аккорды, лады и интервалы, как играть произведения и импровизировать.

Пьеса, исполненная на фортепиано, завораживает. Пальцы пианиста быстро скользят по клавишам, рождая сложные, многогранные звуки. Кажется, чтобы научиться такому, необходимо много лет провести в музыкалке. На самом деле, освоить игру на пианино и научиться читать ноты не так уж сложно. Вы точно сможете.

Какие навыки понадобятся

«Понимаете, «Собачий вальс» – предел моих возможностей», скажете вы. Зачем тогда начинать? А потом перечислите очень весомые аргументы: возраст, отсутствие музыкального слуха и короткие пальцы. Мы эти стереотипы сейчас будем рушить.

Вроде бы очевидно, что детям учеба дается проще. Мозг ребенка активно впитывает информацию, быстро строятся нейронные связи, память свежа, а фантазии хоть отбавляй.

Все это так, но у взрослых тоже есть свои преимущества:

  • Мотивация и ответственность.
    Если вы приняли решение
    учиться, то сами себя и будете подгонять. Ребенку придется приводить аргументы, даже настаивать, если особого желания нет. Взрослый человек сам возьмет себя в руки и приступит к занятиям – если нужно.
  • Усидчивость.
    При
    обучении игре на фортепиано важна правильная посадка и постановка рук, а ребенку даже усидеть на месте бывает трудно. У взрослого человека терпения больше и физически гораздо проще высидеть урок.
  • Житейский опыт и понимание.
    Взрослому легче воспринимать слова педагога. Он охотнее выполняет рекомендации, прислушивается к полезным комментариям. Потому что понимает, зачем нужно исполнять гаммы и учить ноты.
  • Развитая моторика.
    Взрослые лучше управляют своим телом. Проще удерживать спину, а пальцы быстрее успевают друг за другом.

Учиться играть на пианино можно в любом возрасте. Формат обучения будет отличаться, но скорость приобретения навыков от этого не зависит. На прогресс гораздо больше влияет регулярность занятий и ваше стремление обучаться.

Вы скажете, если музыкального слуха нет, значит не стоит тратить время. На деле, от природы он присутствует лишь у маленького процента талантливых музыкантов. Остальные его развили. Знаете, это примерно, как с бицепсами. Если тренироваться в спортзале регулярно, они непременно появятся.

Ну а короткие пальцы – вообще не аргумент. Да, существуют произведения, которые сложно играть, не имея длинные пальцы. Но процент таких композиций очень маленький. Сами подумайте, как бы тогда семилетние пианисты добивались успеха, если бы попадание в ноты зависело от анатомии рук?

Выбор инструмента

Для начала давайте разберемся с общими понятиями. Фортепиано – общее название для этой категории инструментов. Пианино и рояль являются его разновидностями. Основное различие между ними – в размере и особенностях корпуса. Рояль чаще используется в оркестре.

Пианино бывают разными. Основные виды: акустическое и цифровое. Акустическое (или вертикальное фортепиано) – классический музыкальный инструмент. Внутри него находятся струны и молоточки, которые ударяют по ним от нажатия на клавиатуру. По размерам оно уступает роялю, но тоже занимает немало места. Габаритный и тяжелый инструмент трудно перемещать по квартире, а при переезде он становится практически недвижимостью. Акустика нуждается в настройке, бережном обращении и поддержании определенного микроклимата в помещении. Еще один нюанс – высокая цена на классические модели.

Цифровое пианино – более легкий и компактный вариант. Оно не занимает много места и легко вписывается даже в небольшую квартиру. Звучание электронного инструмента максимально приближено к роялю, а также открывает дополнительные возможности. Можно регулировать звук и даже музицировать в наушниках. Соседи будут не в курсе, даже если репетиции проходят ночью. Кроме того, цифровые пианино стоят дешевле, чем классические.

Если в доме уже есть акустическое пианино или, например, оно грустит в бабушкиной квартире – почему бы не вдохнуть в него жизнь? Однако если речь идет о покупке нового инструмента, проще будет выбрать цифровую модель или даже синтезатор.

Правильная поза и постановка рук

Преподаватели игры на клавишных всегда особое внимание уделяют посадке. Это неспроста, ведь правильная поза позволяет избежать напряжения и усталости, которые сказываются на исполнении музыки.

Основные моменты:

  1. Спина должна быть прямой.
    Старайтесь не поднимать плечи, не сутулиться. При этом важно не напрягать корпус и максимально расслабиться.
  2. Кисти тоже должны быть расслаблены.
    Это позволит быстрее
    научиться беглому исполнению и правильному звучанию. Пальцы держим в естественном полусогнутом состоянии. Нажимать клавиши нужно свободно, без напряжения.
  3. Правильное положение локтей – на одном уровне с клавиатурой или чуть выше.
    Не прижимайте
    локти к корпусу и не растопыривайте в стороны.
  4. Голени и будра.
    В
    теории голени располагаются под прямым углом, а бедра – параллельно с полом.
    На
    практике такая позиция может быть не слишком удобна. Допустимо опустить колени чуть ниже. Стопа при этом должна полностью опираться на поверхность. Для удобства можно использовать подставку под ноги.
  5. Купите специальный стул.
    Конечно, можно обойтись и обычным табуретом, но
    придется тщательно подбирать его по высоте. Предпочтительнее купить винтовой стул с регулировкой, который можно сразу подстроить под любой рост. Это удобно для взрослого и особенно важно для ребенка, который постоянно растет.

Если после занятий возникает боль – знайте, это признак того, что вы сидите не совсем правильно. Все эти премудрости расположения и осанки пианиста придуманы как раз для того, чтобы избежать дискомфорта при исполнении музыки.

Изучаем клавиатуру

Итак, смотрим на стандартное пианино. На нем 88 клавиш: 52 белого цвета и 36 черных. Белые клавиши на фортепиано – это привычная для всех последовательность нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. С ними все просто, интрига заключается в черных.

Они сгруппированы по 2 и 3 штуки. Это сделано для ориентира, ведь иначе разобраться в сплошном белом ряду было бы невозможно. Например, До – это первая клавиша слева от черной пары, а нота Си находится справа от трех темных.

Расстояние от ноты До до Си называется октавой. Таким образом, фортепианная клавиатура делится на несколько октав. Октавы, начиная с первой, предназначены для исполнения правой рукой, а все, что находятся левее – для левой.

Если белая часть клавиатуры– это основные ноты, то черная предназначены для полутонов. То есть темная клавиша между До и Ре, по тональности находится посередине. На полтона выше До и на полтона ниже Ре. В нотной записи такие повышения и понижения обозначены знаками альтерации: бекар, диез, бемоль.

 Это значит, что в фортепианной октаве не 7, а целых 12 звуков.

Нотная грамота: нужна или нет?

В обучении игре на пианино есть понятие донотного периода. То есть мы сначала привыкаем к инструменту, учимся свободно играть несложные аккорды, строить из них музыкальные формы. Для всего этого необязательно знание нотной грамоты. Однако премудрости нотного чтения все равно стоит изучить на следующем шаге обучения мастерству. Это нужная теория.

Есть профессиональные музыканты, которые играют все мелодии на слух без нот. Но это довольно нелегко. Умение читать ноты позволит освоившемуся пианисту играть даже самые сложные произведения. Чтение с листа только на первый взгляд кажется очень мудреным. На самом деле, когда вы поймете азы игры на пианино, нотную грамоту выучить будет проще.

Новичкам бывает страшно прикоснуться к клавиатуре фортепиано. Избавиться от неуверенности в самом начале донотного периода поможет несложное упражнение. Нажмите правую педаль инструмента. Поочередно пальцами обеих рук нажимайте на черные клавиши. Экспериментируйте с громкостью, интервалами и ритмом. Вы услышите, что даже наугад нажатые ноты могут сложиться в приятную музыку. Такая импровизация поможет освоиться и почувствовать уверенность в своих силах.

Играем на трех аккордах

Когда вы примерно разобрались с клавиатурой, попробуйте сыграть простые аккорды.

Освоим трезвучия от нот До, Фа и Соль.

Трезвучие от До – это одновременное нажатие клавиш через одну от указанной ноты. Здесь это будет До, Ми и Соль. Нужные клавиши зажимайте правильными пальцами. Соответственно, большим, средним и мизинцем.

По такому же принципу попробуйте исполнить трезвучия от Фа и Соль. Левая рука при этом будет исполнять басовую ноту, от который будет строиться каждый из этих аккордов.

Когда вы знаете эти три аккорда, уже можно практиковать на пианино простые мелодии, например, «Жили у бабуси два веселых гуся» или «Маленькой елочке холодно зимой.

Изучив еще три трезвучия (от Ре, Ми и Ля) уже можно играть «Цыганочку», «Миллион алых роз» и другие известные композиции.

Схемы исполнения несложных аккордов и примеры песен можно найти в интернете. Не стоит спешить, исполняйте их в медленном темпе. На этом этапе важно дать рукам привыкнуть к движениям, а памяти зафиксировать нужную последовательность исполнения. Когда немного освоитесь, можно ускорять темп, чтобы мелодия стала узнаваемой. Совсем скоро эти произведения вы сможете играть бегло, не раздумывая.

Фактура – способ игры на фортепиано. Можно играть, например, аккордами или арпеджио – последовательным набором звуков.

Развиваем музыкальный слух

Он нужен для правильного исполнения, и как мы уже сказали, этот навык можно и нужно развить. Это можно сделать активными и пассивными способами. К активным относится пение, к пассивным – слушание музыки.

Расскажем чуть подробнее о самых распространенных упражнениях:

  • Пропевать гаммы.
    Пойте по
    порядку: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До. Это гамма До Мажор. Меняйте тональность от низкого звучания к высокому. Помогать себе можно, одновременно аккомпанируя соответствующими клавишами или с помощью специальных приложений на гаджетах. Пропевайте ноты в прямой последовательности, а затем попробуйте наоборот – от высоких к низким. Попробуйте пропеть другие гаммы. Например Ля Минор (Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля).
  • Просто петь.
    Занятия вокалом
    помогают быстрее освоить премудрости пианино. И кстати, это взаимно. Именно поэтому многие начинающие певцы берут уроки игры на фортепьяно, а будущие пианисты поют под аккомпанемент. Запишитесь на занятия к профессиональному педагогу, заглядывайте в караоке и просто пойте любимые и популярные песни дома, стараясь попадать в тон. Записывайте свое исполнение и оценивайте результат.
  • Угадывайте ноты.
    Нажимайте
    клавиши на пианино с закрытыми глазами. Сконцентрируйтесь и пробуйте определить их.
  • Слушать музыку.
    Классические концерты, исполнения любимых музыкантов и любое другое пассивное слушание тоже достаточно неплохо способствует развитию музыкального слуха.

Полезные советы новичкам

Одного желания, конечно, мало. Самое важное на пути к успеху – регулярность занятий. Хорошо, если вы сможете играть по 30-60 минут ежедневно. Пусть это войдет в привычку, тогда совсем скоро руки будут скользить по клавиатуре интуитивно. Не выходит заниматься по полчаса, выкроите хотя бы 15-20 минут. Это в любом случае лучше, чем занятия музыкой длительностью целый час или два, но с перерывом в три дня.

  1. Выступайте перед публикой.
    Да-да, даже если вы не планируете
    стать великим композитором, свою первую «Цыганочку» на пианино стоит продемонстрировать хотя бы родным. Окружающие оценят ваши старания, даже если вы перепутаете пару нот. Вы почувствуете гордость и стимул играть дальше.
  2. Записывайте свою игру на видео.
    Когда кажется, что прогресса нет, смотрите самые первые записи. Станет очевидно, что у вас все получается.
  3. Разучивайте те композиции, которые нравятся.
    Поищите в интернете подборку произведений для учеников. Среди них наверняка найдутся известные песни, которые вам интересны.
  4. Подпишитесь на обучающие каналы, поищите чаты и форумы единомышленников.
    Компания близких по духу новичков очень поддерживает, мотивирует, а заодно снабжает бесценными советами на начальном этапе учебы.

И последнее. Научиться игре на фортепиано самостоятельно по видеоурокамвозможно. Но работа с самоучителем потребует серьезной дисциплинированности, внимательности и займет больше времени, чем обучение с преподавателем. Опытный педагог поможет избежать самых распространенных ошибок, проконтролирует правильную посадку, технику игры и даст важные подсказки. Учиться будет интересно, а путь с нуля до виртуозного владения клавишными сократится в разы.

 Приходите на бесплатное пробное занятие!

Обычно играть на пианино учат в музыкальных школах, куда детей приводят в раннем возрасте. Но овладеть этим инструментом можно и взрослым. Рассказываем пошагово, что нужно делать, чтобы научиться играть на пианино с нуля, сколько лет уйдет на обучение и нужен ли для этого профессиональный преподаватель.

Полезная информация об игре на пианино

Сможете улучшить свою психику и навыки Игра на пианино помогает расслабиться и успокоиться, улучшает координацию движений и мелкую моторику.
Женщинам придется избавиться от длинных ногтей Они помешают переставлять пальцы по клавишам и сильно испортят мелодию.
На инструменте можно сэкономить Для тренировки можете использовать цифровое пианино. Оно гораздо дешевле, чем полноценный инструмент.

Пошаговая инструкция и уроки по обучению игре на пианино

Для людей, решивших учиться играть на пианино, важна не только практика, но и теория. Кроме этого, нужно делать упражнения на развитие мелкой моторики, музыкального слуха и учиться следить за осанкой. Делимся пошаговой инструкцией для тех, кто хочет овладеть навыком игры на пианино с нуля.

Изучение теории

Первым делом нужно научиться находить на клавиатуре клавишу до, поскольку она является исходной точкой отсчета. 

Присмотритесь внимательно на чередование черных клавиш. Они чередуются 2 через 3. От левой черной клавиши двойной группы спускаемся к ближайшей левой белой клавише – это и будет клавиша до. Их на клавиатуре несколько. Попробуйте отыскать их все. 

Как научиться играть на пианино с нуля

Изображение: Игорь Соловьев

Порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте называется аппликатурой. Отсчет принято вести начиная с больших пальцев рук и заканчивать мизинцами. В нотах большой палец имеет номер 1, указательный — 2, у среднего номер 3, у безымянного — 4, а у мизинца номер 5. 

Как научиться играть на пианино с нуля

Изображение: Игорь Соловьев

Изучая теорию, уделите время нотной грамоте – языку музыкантов. Важно понимать, что такое ритм и темп, гармония, тональности, интервалы, звукоряды, законы построения аккордов, их сочетание, а также разбираться в мелизмах, гаммах и ладовом тяготении.

Вот лишь часть самых основных понятий, которые должен знать начинающий пианист. Как видите, они взаимосвязаны, поэтому пропускать теоретическую часть не стоит. 

  • Темп — частота пульсации метрических долей.
  • Метр — чередование долей в определенном темпе.
  • Ритм — последовательность из звуков одинаковой и разной длины.
  • Доля — равномерный отрезок времени, измерение времени в произведении.
  • Мелизмы — мелодические украшения звука.
  • Гаммы — последовательность из семи нот, образующих тональность или определенный лад.

Гимнастика для рук

Очень важным аспектом для игры на любом музыкальном инструменте является развитая моторика пальцев. Нужно уметь быстро и без промашек заменять пальцы на клавишах и переходить на октавы верхнего и нижнего регистра, играть гаммы и брать разные аккорды.

Чтобы убрать физический дискомфорт, расслабить мышцы и связки, размять кисти рук и локтевые суставы, а также развить мелкую моторику пальцев, перед каждым занятием игры на фортепиано нужно делать специальные упражнения.

Все упражнения для начинающих музыкантов можно отнести к нескольким группам: на ориентацию в клавишах, на «независимость пальцев», на беглость пальцев, на синхронизацию рук, на развитие слуха и так далее. 

Как научиться петь

Как перестать прятать свой талант в душе – пошаговая инструкция вместе с педагогами по вокалу

Подробнее

Семен Кривенко-Адамов, пианист, педагог и композитор делится тремя полезными упражнениями.

Упражнение «Радуга» 

В нем задается конкретная клавиша октавы (например, до, ре, ми), а ученик находит ее и играет снизу вверх и сверху вниз во всех октавах. При этом сохраняя правильную осанку, правильное положение руки и стараясь при переходе к следующей октаве нарисовать в воздухе красивый силуэт радуги.

Это упражнение выполняет несколько функций: развивает навык ориентации в октавах, быстрого нахождения нужных клавиш, сохранение правильной осанки при игре на периферийных октавах. Упражнение можно усложнять. Например, задавать сыграть две клавиши октавы или играть сразу двумя руками.

Упражнение «5 звуков» 

Ученику нужно поочередно разными руками сыграть пять клавиш: до, ре, ми, фа, соль и обратно. При этом техника исполнения каждый раз меняется. Например, сначала играем поочередно пять клавиш с первого по пятый палец до(1), ре(2), ми(3), фа(4), соль(5) и обратно теми же пальцами, сохраняя правильное положение рук. Стараемся, чтобы каждая клавиша хорошо прозвучала.

Затем можно нажать все пять клавиш одновременно и поочередно начиная с первого пальца — начинаем поднимать их и играть снова. Потом представьте, что клавиши горячие, как раскаленный металл, и играйте пять клавиш стаккато или легато (клавиши липкие, будто медовые). Здесь возможны различные видоизменения, и опытный педагог отталкивается от конкретной ситуации и уровня ученика. 

Упражнение «Зеркало»

Ставим первые (большие пальцы) обеих рук на клавишу до и расходимся в разные стороны, играя каждой рукой соседнюю клавишу. Правая рука: до(1), ре(2), ми(3), фа(4), соль(5) и также возвращаемся. Левая рука до(1), си(2), ля(3), соль(4), фа(5) и обратно. Можно это упражнение играть непрерывно до нескольких минут. Если чувствуется уверенность, то ускоряйте игру до пределов разумного.

Это упражнение ориентировано на синхронизацию рук, поэтому старайтесь, чтобы звучание в правой и левой руке было синхронно, а каждая клавиша качественно прозвучала.

Правильная осанка

Пианисту необходимо правильно сидеть за инструментом. Это важно, поскольку тренировки могут длиться часами, и без нужной позы у вас может заболеть спина, устать руки, да и в целом это отрицательно скажется на здоровье.

Для тренировки своей осанки поставьте стул напротив центра клавиатуры. Затем выпрямите корпус, при этом не облокачивайтесь на спинку. Расправьте плечи, а ноги твердо поставьте напротив педалей. Если все сделаете правильно, ваши бедра окажутся почти параллельны полу и образуют с корпусом угол в 90 градусов. Руки, лежащие на клавишах, должны быть расслаблены и свободными.

Локти нужно держать так, чтобы они чуть свисали вниз, но находились на одном уровне с кистями и предплечьями. При этом они должны быть на уровне клавиатуры, либо чуть выше. Однако важно, чтобы локти не касались тела.

Пальцы нужно держать расслабленными даже в момент игры. Над клавиатурой они должны быть в полусогнутом состоянии. На клавиши нажимают лишь подушечками пальцев, при этом давя на клавишу до самого упора. А вот свободные пальцы должны лежать рядом, а не висеть. Чтобы руки привыкли к правильному положению, можно подержать мячики, которые помещаются в ладони, – так быстрее приходит понимание. 

Если при посадке где-то в теле есть напряжение — значит, посадка неправильная. По словам педагога Семена Кривенко-Адамова, как правило, ученики, которые ходят на спортивные секции или кружки, где есть элементы гимнастики, с первых же занятий схватывают основы посадки, им это дается гораздо проще. Специалист рекомендует ученикам делать зарядку по утрам, по возможности выполнять физические упражнения и заниматься спортом.

Тренировка слуха

Вместе с изучением практики и теории игры на пианино важно развивать свой слух, даже если вам кажется, что от природы у вас его вообще нет. Слушайте любимые композиции (желательно что-то из классики), определяя, какие инструменты в ней используются. Можно даже попробовать распознать конкретные ноты. 

Регулярная практика

Не менее важна и регулярность занятий. Поначалу будет достаточно 15 минут тренировок в день. Садясь за пианино, найдите в интернете ноты любимых мелодий и учите их до тех пор, пока не сможете играть без подсказок. Со временем увеличивайте продолжительность занятий. 

Отзывы специалистов об обучении игре на пианино

Семен Кривенко-Адамов, пианист, педагог, композитор:

— Обучение взрослого и ребенка отличается. Если говорить о ребенке, то он начинает свой путь с музыкальной школы или с фортепианного отделения школы искусств, изучает упражнения, гаммы, параллельно посещает сольфеджио и теорию музыки, учится исполнять произведения по принципу от простого к сложному. После музыкальной школы при желании ученик может продолжить учебу в музыкальном колледже, училище, а затем получить и высшее музыкальное образование в музыкальной академии или консерватории. Взрослые, как правило, обучаются в частных школах или ходят к частному преподавателю. Детская программа обучения уже не совсем подходит. Обычно программа обучения формируется исходя из конкретных целей желающего. Если взрослый мечтает научиться играть «Лунную сонату», или Experience Эйнауди, то акцент может ставиться на конкретных произведениях. Если же взрослый хочет научиться читать ноты с листа или подбирать мелодии на слух, здесь выстраивается другая методика.

Зачем обучаться игре на фортепиано? Музыка развивает у человека образное мышление, память, вкус, эмоциональность, самовыражение. Другими словами, музыка – это полотно, благодаря которому происходит целостное и гармоничное развитие личности. Музыка может изменить всю жизнь человека, она сильно влияет на взгляды, меняет окружение, вкусы, жизненные приоритеты в лучшую сторону.

Надежда Мещерякова, преподаватель специального фортепиано детской музыкальной школы № 9 города Липецка:

— Музыка – удивительное искусство. Оно передает тончайшие человеческие чувства, которые трудно передать словами. Музыка делает людей лучше, чище, добрее, умнее. Именно поэтому необходимо заниматься музыкой. Именно она отличает творческого, образованного человека, делает его личностью. Не зря же во все времена дворянские дети обучались музыке. И основа этого обучения является игра на фортепиано. По сути, наш инструмент – это маленький оркестр.

Популярные вопросы и ответы

Можно ли научиться играть на пианино без образования и преподавателя?

Отвечает Семен Кривенко-Адамов:

Можно и самостоятельно обучаться игре на фортепиано, но без элементарных знаний это будет очень сложно. На постоянно возникающие вопросы просто будет некому ответить. Преподаватель всегда оптимизирует процесс обучения, делает его проще, оперативно выявляет ошибки, указывает на зоны роста, подбирает специальные упражнения для улучшения техники. Это индивидуальное обучение с постоянной обратной связью. Можно купить курс и по нему осваивать игру на фортепиано или смотреть ролики в интернете, но результат такого обучения, скорее всего, будет значительно ниже, а прогресс более медленным.

Отвечает Надежда Мещерякова:

Сейчас много разных онлайн-курсов, где обещают чуть ли не за пять уроков научить играть на инструменте, но ничего близкого к профессиональному обучению в этом нет. Конечно, если у человека есть природные данные: хороший слух, пластичные руки и желание, то такие онлайн-уроки помогут выучить и понять несколько основных аккордов и играть несложные современные мелодии. Но если мы говорим о профессиональном обучении, то без преподавателя это невозможно.

Сколько лет надо чтобы научиться играть на пианино?

Семен Кривенко-Адамов:

Обучение взрослого и ребенка отличается. Взрослый приходит к педагогу с конкретными целями и желаниями, а ребенок не всегда посещает занятия осознанно. Чем старше ученик, тем больше у него понимания, зачем он учится музыке. Лучше всего начинать заниматься как можно раньше, с 5-7 лет. Взрослому человеку легче дается теория, а ребенку практика, так как у него впереди самый благоприятный период для развития пластичности рук. Чтобы стать дипломированным пианистом, нужно заниматься музыкой с раннего детства минимум 15 лет. При этом уделять занятиям по несколько часов каждый день.

Отвечает Аким Куц, композитор, преподаватель фортепиано, основатель музыкальной студии:

Для базового уровня понимания нот и аккордов хватит и 2-3 лет. Для продвинутого — 6-7. Для профессионального уровня нужна вся жизнь, полная совершенствования навыков.

Можно ли научиться играть на фортепиано во взрослом возрасте?

Аким Куц:

Конечно можно, просто подход будет радикально отличаться. Ребенку не получится привести сложные жизненные примеры для понимания философии того или иного произведении в отличии от взрослого, который уже имеет жизненный, читательский и слушательский опыт.

Надежда Мещерякова:

Музыка – это сложное искусство, там много секретов, которые иногда познаются годами. Конечно, не обязательно учиться с детства. Например, Петр Ильич Чайковский сначала выучился на юриста и, проработав в юстиции, поступил в консерваторию, Римский-Корсаков тоже работал сначала морским офицером и уже потом стал музыкантом. И таких примеров достаточно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Таблетка нимесулид для чего помогает инструкция по применению взрослым
  • Плита электрическая hansa инструкция по применению с духовкой
  • Пентоксифиллин сз таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой инструкция
  • Сигнализация аллигатор 434 mhz sst инструкция
  • Таб бисопролол инструкция по применению взрослым