Загрузить PDF
Загрузить PDF
Давно хотите выйти на улицу и покататься на велосипеде? Пытаетесь научить кататься другого? Многие взрослые до сих по не умеют ездить, а многие дети очень хотят научиться. Здесь нечего стесняться. Лучше поскорее приобщайтесь к наиболее полезному и удобному виду личного транспорта. Без подготовки, подсказок и нескольких падений не обойтись, но научиться ездить на велосипеде может любой человек.
-
Для обучения сгодится удобное место вдали от уличного движения. Лучше всего выбрать ровную площадку без ям и ухабов (подъездную дорогу или тротуар). Если рядом с домом нет подходящего места, то можно учиться на стоянке или в парке.[1]
- Вначале лучше ездить на лужайке или по мелкому гравию, чтобы падать было не так больно, как на асфальте. Учтите, что на мягкой поверхности сложнее держать равновесие и крутить педали.
- Если вы хотите научиться держать равновесие и крутить педали на холмах, то найдите место с пологим склоном.
- Узнайте, можно ли ездить по тротуарам и другим местам в вашем городе.
-
Наколенники и налокотники защищают суставы от повреждений и царапин, поэтому рекомендуется использовать такие щитки. Брюки и кофты с длинным рукавом также станут дополнительной защитой при падениях.
- Не надевайте мешковатые штаны и длинные юбки, так как они могут зацепиться за звездочку или колесо.
- Выбирайте обувь с закрытым носком, чтобы защитить пальцы на случай падений и касаний подвижных элементов велосипеда.
-
Шлемы рекомендуется носить как новичкам, так и опытным велосипедистам. Никто не знает, когда можно попасть в аварию. Сломанные кости срастаются достаточно быстро, но распространенные при авариях травмы головы могут иметь продолжительные последствия. В некоторых случаях шлем является требованием закона.[2]
- Шлем нужно выбирать по размеру головы. Хороший шлем должен плотно сидеть и располагаться на пару сантиметров выше бровей. Специальный ремень позволяет зафиксировать шлем под нижней челюстью, но при этом она остается подвижной.
- Самым распространенным видом являются шлемы для прогулок, которые имеют округлую форму, сделаны из пены и пластика. Они продаются онлайн и в розничных магазинах велосипедных принадлежностей.[3]
- Шоссейные шлемы имеют удлиненную форму и нередко предусматривают вентиляционные отверстия. Они также сделаны из пены и пластика, но используются при езде на дорогах и на соревнованиях. Продаются онлайн и в розничных магазинах.[4]
- Шлемы для подростков (10-15 лет), детей (5-10 лет) и самых маленьких (младше 5 лет) меньше по размеру. Шлемы для самых маленьких имеют дополнительный слой пены.
- Горные и профессиональные спортивные шлемы оснащаются козырьками и поддержкой шеи для жестких условий бездорожья.[5]
-
На велосипеде можно ездить по ночам, однако новичкам рекомендуется учиться в светлое время суток. Уйдет немало времени, чтобы научиться сохранять равновесие. Со временем вы начнете выезжать на менее безопасные участки, поэтому важно видеть препятствия. По ночам водителям сложнее заметить велосипедиста.[6]
- Если у вас есть свободное время только ночью, то надевайте светлую одежду, установите на велосипед светоотражатели и фары.
Реклама
-
Велосипед более устойчив на подъездной аллее, тротуаре, дороге без движения транспорта и парковой дорожке. Там нет склонов, поэтому падать не высоко, проще удержать равновесие и остановиться.
- Низкая трава и мелкий гравий станут хорошим выбором. Падать на них не так больно, но сложно крутить педали для передвижения.
-
Опустите сидение, чтобы велосипедист мог сидеть и при этом поставить обе ноги на землю. Чем ниже сиденье, тем проще остановиться ногами и не упасть. Взрослым не нужны дополнительные колесики, но детям они помогут удерживать равновесие, как и специальные велосипеды без педалей.[7]
- Можно снять педали, чтобы они не мешали, но это не обязательно.
-
Разберитесь с принципом работы тормозов. Встаньте с велосипеда и катите его рядом с собой. Нажимайте рычаги тормозов, чтобы привыкнуть к их местоположению, работе и необходимой силе нажатия. Тормоза облегчают езду на велосипеде, так как позволяют выполнить срочную остановку в любой момент.
- Если тормоза располагаются на руле, то проверьте оба рычага, которые отвечают за передний и задний тормоз. Специалисты могут менять их местами.[8]
- Обратите внимание, что если зажать задний тормоз, то заднее колесо прекратит движение. Если зажать передний тормоз, то велосипед немного “нырнет” вперед.[9]
- Если на руле нет тормозов, то велосипед оснащается ножным тормозом. Для торможения нужно прокрутить педали в обратном направлении (нажать на педаль, которая находится в заднем положении).[10]
- У велосипедов с фиксированной передачей нет тормозов. В таком случае для торможения нужно замедлить скорость вращения педалей или наклониться вперед и ногами удерживать обе педали в горизонтальном положении.[11]
- Если тормоза располагаются на руле, то проверьте оба рычага, которые отвечают за передний и задний тормоз. Специалисты могут менять их местами.[8]
-
Можно располагаться с любой стороны от велосипеда, но гораздо удобнее, когда он находится со стороны преобладающей руки. Например, правша может стоять слева от велосипеда. Поднимите правую ногу, перебросьте через велосипед и поставьте на землю с другой стороны. Удерживайте велосипед между ногами.
- Ощутите массу велосипеда между ногами и удерживайте равновесие, когда попытаетесь сесть на сидение. Используйте ноги как опоры, чтобы не упасть в одну из сторон.
- Удерживайтесь ровно по центру велосипеда и равномерно распределите вес с обеих сторон от рамы. Сидите прямо и не наклоняйтесь.
-
Не используйте педали и оттолкнитесь ногами. Поднимите ноги и поставьте на педали. В процессе движения старайтесь удерживать равновесие. Если велосипед начнет клонить в сторону, то выставьте одну ногу и аккуратно оттолкнитесь от земли.[12]
-
Если смотреть на препятствия, то велосипед наедет прямо на них. Старайтесь направлять взгляд по выбранному маршруту движения. Потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть и не отвлекаться по сторонам.
- Поначалу не пытайтесь изменить направление движения. Велосипед будет сворачивать в бок или двигаться по кругу. Не пытайтесь повернуть или остановиться, продолжайте движение и не теряйте равновесие.[13]
- Если вы учите ребенка или друга, то поддерживайте его на уровне поясницы, чтобы человек не терял равновесия в процессе обучения.
- Поначалу не пытайтесь изменить направление движения. Велосипед будет сворачивать в бок или двигаться по кругу. Не пытайтесь повернуть или остановиться, продолжайте движение и не теряйте равновесие.[13]
-
Поставьте одну ногу на землю, а второй упритесь в ту педаль, которая направлена вверх. Оттолкнитесь, поставьте вторую ногу на нижнюю педаль и начните движение! Сохраняйте равновесие как можно дольше.
- Чем быстрее движение, тем проще сохранять равновесие, но на скорости сложнее управлять велосипедом.
-
Не тормозите ногами. Учитесь использовать тормоза. Перестаньте крутить педали, переместите свой вес на нижнюю педаль и зажмите обе ручки тормозов на руле. В момент остановки немного приподнимитесь и поставьте ноги на землю.[14]
- Если поставить ноги на землю слишком рано, то велосипед остановится слишком резко. Ваше движение продолжится по инерции и вы ударитесь о руль.[15]
Реклама
- Если поставить ноги на землю слишком рано, то велосипед остановится слишком резко. Ваше движение продолжится по инерции и вы ударитесь о руль.[15]
-
Закатите велосипед на вершину склона, садитесь и спускайтесь без педалей под воздействием гравитации. Слезайте и затем повторите спуск столько раз, чтобы научиться сохранять равновесие и управлять велосипедом во время движения.[16]
- Вес нужно сосредоточить в ногах. Не вставайте с сидения, согните локти и расслабьте тело.[17]
- Когда получится уверенно спускаться, попробуйте поставить ноги на педали.
- Вес нужно сосредоточить в ногах. Не вставайте с сидения, согните локти и расслабьте тело.[17]
-
Если вам уже удобно держать ноги на педалях, то в следующий раз при спуске плавно зажмите тормоза. Научитесь замедлять велосипед так, чтобы не терять управление и не опрокидываться через руль.
-
Когда научитесь спускаться без педалей и с педалями, а также тормозить при движении по прямой, попробуйте снова спуститься со склона. Поверните руль, чтобы изменить направление движения, но при этом не потерять управление. Почувствуйте, как велосипед поведет себя при повороте на склоне, чтобы приспособиться и сохранить равновесие.
-
Используйте весь приобретенный опыт, чтобы не останавливаться и продолжить движение после спуска. При движении на плоской поверхности отрабатывайте более резкие повороты, а затем остановитесь при помощи тормозов.
-
Начните крутить педали на плоской поверхности у подножия холма. Взбираться на холм труднее, чем ехать по ровной дороге. Наклонитесь вперед или даже встаньте с сидения, чтобы воздействовать на педали с большей силой. Поднимитесь на склон и спуститесь вниз несколько раз, пока не привыкните.
- Когда почувствуете уверенность, попробуйте доехать до середины холма, остановитесь, после чего снова продолжайте движение вверх.
Реклама
Советы
- При уверенной езде можно поднять сидение выше и касаться земли только кончикам пальцев.
- Всегда используйте средства индивидуальной защиты, включая шлем и щитки.
- Новичкам труднее научиться ездить на велосипедах с передачами. На таком велосипеде нужно переключиться на более высокую передачу, чтобы подняться на крутой склон.
- Не полагайтесь на других участников движения. Всегда следите за автомобилями и остальными велосипедистами.
- Во время движения смотрите перед собой. Если смотреть по сторонам, то велосипед тоже будет наклоняться в стороны.
- Учитесь ездить с помощником (родители или взрослые). Помощь не помешает в любом возрасте.
- Учиться в компании веселее. Если вы боитесь упасть с велосипеда, то вдохновляйтесь другими новичками, которые учатся без страха.
- Если у вас нет шлема и щитков, то учитесь ездить на траве и вдали от оживленных дорог.
Реклама
Предупреждения
- Изучите местные законы. В некоторых городах необходимо всегда надевать шлем или запрещено ездить по тротуарам.
- Велосипедисты нередко попадают в аварии. Всегда носите шлем, чтобы защитить голову от травм. Щитки уберегут вас от царапин и переломов.
- Сначала научитесь ездить на велосипеде, а затем изучите правила безопасности на дорогах, не превышайте допустимую скорость, следите за автомобилями и соблюдайте дорожные знаки.
Реклама
Что вам понадобится
- Велосипед
- Велосипедный насос для шин
- Шлем
- Наколенники (не обязательно)
- Налокотники (не обязательно)
- Ровная площадка
Об этой статье
Эту страницу просматривали 60 933 раза.
Была ли эта статья полезной?
Никогда не поздно научиться кататься на велосипеде. Хотя освоение двух колес в зрелом возрасте может быть весьма сложным процессом, это также полезный опыт. В этом руководстве мы вернулись к основам и собрали все, что вам нужно знать, если вы впервые обучаетесь езде на велосипеде, независимо от возраста.
Оборудование
Это не должно удивлять, но вам понадобится велосипед. Он не обязательно должен быть трендовым, и вам не нужно сразу покупать самый лучший велосипед на рынке – подойдет любой! Если у вас нет своего байка, почему бы не одолжить его у друзей или родственников?
Точно так же нет необходимости покупать модную экипировку. Велоспорт хорош тем, что вы можете сесть на велосипед в любой одежде. Для первых поездок надевайте все, что удобно. Исключение составляют расклешенные брюки – они могут зацепиться за цепь, а это чревато неприятными последствиями.
Наконец, мы рекомендуем использовать шлем, даже если вы катаетесь только в поле или по тихой дороге. Важно быть в безопасности.
Локация
Обучение езде может быть нервным. Поэтому для первых вращений педалей лучше всего найти тихое и безопасное место.
Парковки или скверы – хорошие варианты, но лучше избегать травы, так как по ней сложнее ездить.
Настройка велосипеда
Научиться ездить на двухколесном друге будет гораздо проще, если ваш велосипед настроен правильно.
Главное, на что следует обратить внимание, – это высота седла. Отрегулируйте ее с помощью шестигранника, пока не найдете удобное положение. Если вам нужна помощь, обратитесь к нашему руководству. Вытянув ноги, вы должны иметь возможность касаться земли обеими ступнями, сидя на седле. Таким образом, вы сможете легко контролировать и себя, и велосипед, если потеряете равновесие.
Затем потянитесь к тормозам, чтобы убедиться, что вы можете легко потянуть за ручки. Покрышки также должны быть накачаны до необходимого давления, иначе это повлияет на вашу способность управлять велосипедом.
Научитесь держать равновесие
Теперь, когда все готово, пора начинать кататься. Прежде чем сесть на велосипед и начать крутить педали, попробуйте привыкнуть к балансированию.
Для начала сядьте на седло, поставив ноги на землю, а затем начните медленно перебирать ногами, чтобы сдвинуть велосипед с места. Это простое упражнение поможет вам развить равновесие и почувствовать байк. Только не бейтесь голенями о педали! Чтобы избежать неприятных синяков, перед выполнением этого упражнения стоит снять педали.
Во время выполнения этого упражнения всегда смотрите вперед. Очень соблазнительно смотреть вниз, под ноги, но это плохая привычка, которой нужно избегать при езде по открытым дорогам.
По мере того как ваша уверенность будет расти, попробуйте перейти на новый уровень, проехав поворот. Затем вы можете попробовать набрать небольшую скорость, после чего оторвать ноги от земли и начать движение.
Начните крутить педали
Теперь, когда вы овладели искусством балансирования, пришло время начать крутить педали. Если вы сняли педали с велосипеда во время последней тренировки, вам, конечно же, нужно будет прикрепить их заново. Здесь есть руководство, которое поможет вам в этом.
Прежде всего, вам нужно потренироваться отталкиваться от педалей. Переключитесь на самую легкую передачу, а затем решите, какой ногой вы будете делать первый взмах педалей. Обычно мы рекомендуем использовать опорную ногу, хотя некоторые люди могут посчитать, что использование противоположной ноги более естественно.
Затем сядьте на седло, поставив обе ноги на землю. После этого, используя опорную ногу (или противоположную ногу, если это кажется более естественным), поднимите педаль в положение «два часа». Педаль должна быть примерно направлена по диагонали вверх к рулю.
Теперь вы готовы приступить к тренировке, поэтому надавите на педаль, слегка приподнимая другую ногу от земли. Попробуйте сделать это несколько раз, чтобы набраться уверенности. Когда у вас получится, вы можете попробовать давить на педаль и другой ногой. Только не забывайте использовать тормоза, чтобы безопасно остановиться!
Кататься на низких скоростях может быть сложно, поэтому не торопитесь и запаситесь терпением. Если вы не чувствуете себя уверенно, когда давите на педаль сразу, попробуйте немного проехать, чтобы набрать скорость, прежде чем это делать.
Практика прохождения поворотов
Удобно крутить педали? Отличная работа! Вы почти освоили все необходимые навыки. Остался последний навык: прохождение поворотов. Вот несколько советов, которые помогут вам в этом:
-
Как всегда, на первом месте при прохождении поворотов стоит безопасность, поэтому постоянно смотрите вперед. Смотрите туда, куда поворачиваете, а не на руль или землю.
-
Держите педали в нейтральном положении, чтобы они не ударялись о землю. Ни одна из педалей не должна находиться в самом нижнем положении.
-
Естественно, рулевое управление – самый важный аспект прохождения поворотов, но, скорее всего, вам не придется так сильно крутить руль, как вы думаете. Вместо этого используйте легкие движения и наклоняйтесь в поворот всем телом.
-
И наконец, в поворотах выбирайте широкую линию, если это безопасно. Если нет безопасного места, чтобы попрактиковаться в этом, расставьте конусы или бутылки с водой, и тогда вы сможете объехать их.
Напутствие
Следуйте этим советам, и вскоре вы будете летать на двух колесах. Естественно, все учатся с разной скоростью, поэтому не переживайте, если вы не сможете выполнить все эти шаги за один раз. Вы всегда можете вернуться к этой статье, чтобы пройти тот или иной этап по мере накопления уверенности. Удачи!
Как правильно кататься на велосипеде: инструкция
Если вы решили сделать велосипед частью вашего фитнеса, то без правил не обойтись. Соблюдайте их — и тогда 20-30 километров вы будете проезжать без проблем. В конце концов, кататься интереснее, чем бегать!
Первым делом регулируем положение седла. Выставляем высоту так, чтобы в самом нижнем положении педали нога была распрямлена, но не до конца, колено не должно полностью разгибаться. Следите за тем, чтобы не выдвинуть слишком сильно подседельный штырь из рамы — на нем есть специальная отметка предельной высоты.
Давление в шинах
Многие до сих пор накачивают велошины «на ощупь» — сжал пальцами, если сильно не прогибается, то и нормально. Зря! Такого давления в покрышке явно недостаточно. Присмотритесь — на боковине шины наверняка найдете цифры требуемого давления, например «40-65 psi / 2.8-4.5 bar». Да-да, велопокрышка накачивается до давления намного большего, нежели автомобильная, не удивляйтесь. Подключите автомобильный компрессор с манометром и попробуйте накачать шины до указанного давления — удивитесь, насколько легче станет крутить педали! Если вы чаще катаетесь по грунту, то можно накачивать до нижнего предела, для лучшей амортизации, если по ровному асфальту — то до верхнего, для уменьшения сопротивления качению, это сэкономит ваши силы. Учитывайте и свою массу: чем крупнее ездок, тем выше давление.
Кстати о самих шинах. Как правило, бюджетные велосипеды комплектуются столь же бюджетными покрышками. Они и на грунте не очень хорошо держат, и на асфальте плохо «катятся». Если вам захочется увеличить среднюю или максимальную скорость катания — первым делом стоит сменить покрышки на более подходящие к типу покрытия. Выбирайте проверенные бренды — Maxxis, Schwalbe, Kenda, или же известные любому автомобилисту Continental или Michelin. Это покупка не первой необходимости, но можно запланировать себе такой подарок к какому-нибудь достижению — например, пройденным за один раз 30 километрам, или первым 500 км на одометре велокомпьютера.
Переключаем передачи
Велосипед — не автомобиль с механической коробкой, многим удается ездить на нем, вовсе не переключая передачи. Даром что их аж больше 20 штук, многие предпочитают лишний раз не пользоваться ими, и «ломят» в гору на тех же звездочках, что и с горы. Зря! Настоятельно рекомендую щелкать ими почаще. Во-первых, так равномернее изнашиваются звездочки на заднем колесе, а значит и менять их придется позже. Во-вторых, правильно регулируя нагрузку, вы меньше устаете. Но самое главное — от частоты вращения педалей (ее называют «каденсом») зависит здоровье ваших коленей. Врачи утверждают, что для суставов менее вредно крутить педали быстрее, но с меньшей нагрузкой, нежели «ломить», аж привставая на педалях от усилия. Оптимальный каденс — 80-100 оборотов педалей в минуту, но с непривычки поддерживать такую частоту трудно, так что лучше придерживаться простого правила — выбирать такую передачу, чтобы на нужной скорости педали можно было крутить с небольшим усилием. И отбросьте миф о том, что мышцы будут качаться только под нагрузкой, при «силовой» езде — здоровье коленных суставов важнее!
Как же правильно переключать передачи?
Делаем это только в движении, и в сам момент переключения педали нужно крутить, но без усилия. После небольшой тренировки это будет получаться почти мгновенно, и ваш велосипед скажет вам спасибо — задний переключатель и цепь прослужат гораздо дольше. Если передачи перещелкиваются с трудом, включение нечеткое, или через раз — это означает, что трос переключателя растянулся или сбились настройки, отрегулируйте механизм самостоятельно или в мастерской, это несложно.
Еще одно правило касается выбора комбинаций передней и задней звездочек. Избегайте положений, когда цепь идет «наискось», например, когда включена малая звезда спереди и малая сзади, или, наоборот, большие спереди и сзади. Малая передняя звезда используется только для тяжелых участков (в гору или по песку, например), большая — для скоростной езды по прямой или с горы. Включайте их заранее, перед подъемом (спуском). В обычных условиях спереди включена средняя звезда, и с ней можно использовать все задние передачи, кроме крайних. Несоблюдение этих сочетаний приведет к быстрому растяжению цепи (она работает с перекосом) или соскоку цепи со звездочки, в этом случае ее может заклинить.
Правильное положение цепи
Неправильное положение цепи
Разогнались? Тормозим!
Подавляющее большинство современных велосипедов имеют «ручные» тормоза, левый — на переднее колесо, правый — на заднее. Приучите себя основное усилие при остановке направлять на левую руку, и тогда при экстренном торможении руки сами вспомнят, как правильно. Задний тормоз — только вспомогательный. Его гораздо легче заблокировать, это может привести к потере устойчивости и падению. Бояться «перелететь через руль», как нас стращали в детстве, не надо — чтобы этого не произошло, достаточно привстать и слегка сместить «точку опоры» назад. Потренируйтесь в спокойных условиях, и вы увидите, насколько коротким станет тормозной путь. Однако будьте осторожны на скользких покрытиях — песок, грунт, мокрый асфальт… В этих условиях можно, не рассчитав усилие, заблокировать переднее колесо, это чревато падением. Опять же, избежать этого поможет только тренировка.
Доброго здоровья!
Что еще важно для здоровья велосипедиста? Вода! Если вы выезжаете больше, чем на полчаса, обязательно берите с собой воду. Это важно для тех же коленей — при недостатке воды ухудшается смазка коленного сустава. Пейте регулярно! Даже если нет жажды, если на улице вроде бы не жарко, все равно нужно пить. Понемногу, но часто. Фляжка на раме позволяет это делать даже без остановки, а для более «продвинутых» любителей есть специальные рюкзаки с емкостью для воды и пластиковой трубкой с клапаном.
Напоследок — о безопасности на дороге. Велосипедист не пешеход, и при отсутствии велодорожек должен ехать по проезжей части, а не по тротуару. Будьте максимально заметным для водителей! Яркая одежда, световозвращающие катафоты — лишнего тут не бывает. Если вы выезжаете даже в сумерки — обязательно повесьте сзади красный велофонарь, лучше в режиме мигания, да и днем он тоже не повредит. Спереди — светодиодную фару. И яму не пропустите, и вас будет лучше видно.
Не стесняйтесь заранее показывать направление движения руками — водители это видят и понимают, но все же перед любым маневром «поперек» полос, то есть перед перестроением или поворотом налево, активно крутите головой, чтобы убедиться в безопасности маневра. Помните, что вы уязвимы, даже если по ПДД и правы.
47 577
Велосипед – самый простой вид транспорта. Но чем ты старше, тем страшнее браться за его освоение. Да и где это делать? В городе люди — и засмеют, и страшно задавить… Если вас посещают такие вот грустные мысли, у нас для вас хорошие новости.
Текст: Светлана Гребенникова
На прошлой неделе в Самаре открылась первая Велошкола, которая расположилась в существующем прокате велосипедов на ул. Фрунзе – 80. Занятия проходят на Ленинградке или пл. Куйбышева с 19.00 до 21.00 или с 20.00 до 22.00 3 раза в неделю. Трехдневный курс помогает «поставить на крыло» даже самых, казалось бы, бесперспективных учеников. Кто катается на велосипеде с детства, не понимает, как можно рассказать правила катания – чего уж проще, сел и поехал. Однако на занятиях инструктор не только показывает на собственном примере, но и рассказывает массу тонкостей, незнание которых и мешает научится кататься самостоятельно.
Секрет №1. Держим равновесие
Взрослым, как правило, мешает скованность в движениях, поэтому они теряют равновесие и боятся упасть. Сохранять баланс – основа езды на велосипеде. На первом занятии выполняются именно балансовые упражнения. Для начала походите рядом с велосипедом, держите его за сидение, попробуйте наклонять его туда-сюда и таким образом управлять поворотом. Это занятие поможет вам почувствовать себя психологически комфортнее рядом со странной двухколесной «машиной». Затем опустите сидение велосипеда чуть ниже, чтобы ноги доставали до земли. Отталкиваясь ногами, шажок за шажком, катите велосипед вперед. В завершении поставьте одну ногу на педаль, другой же – отталкивайтесь, поиграйте в самокат, это также полезно для ощущения равновесия. Так человек чувствует опору, и автоматически убирается страх. Чем больше вы так проедете, не накреняясь набок, тем лучше. Когда надоест «изображать самокат», можно начинать кататься на велике по-настоящему.
Секрет №2. Правильно трогаться с места
Как только вы прошли первый этап общения с велосипедом, пробуйте проехать на нем. Многие неправильно садятся на велосипед, сначала садятся, отталкиваются, а потом уже начинают нащупывать педали. Правильнее будет перекинуть ногу через сидение, слегка наклонив к себе велосипед, приподнять одну из педалей, а потом, нажимая на нее, привести велосипед в движение. Главное – без паники!
Секрет №3. Спокойствие, только спокойствие
Не надо вцепляться в руль мертвой хваткой, через 15 минут вы начнете ощущать боль и напряжение в руках. К тому же лишняя суета и напряжение будут только вредить движению. Руль нужно держать свободно, легко, но это приобретается только с практикой. Потом вы сами начнете делать «распор» между рулем и сидением, опираясь равномерно на четыре точки опоры (руки-ноги). При этом спина должна быть также расслаблена, но в тонусе, как и руки.
Секрет №4. Не делать резких движений
Движения на велосипеде должны происходить согласовано, без рывков. Важно все делать медленно, плавно, спокойно, чтобы не травмировать себя физически и морально. Не надо никуда торопиться, подгонять себя, от этого быстрее не научишься, зато наделаешь кучу ошибок и в конечном итоге упадешь. Помните, что любое резкое торможение, любой резкий поворот руля может приводит к падению и к стрессу.
Секрет №5. Смотреть вперед
По-хорошему, во время движения велосипедисту любой степени подготовки следует смотреть вперед на 5−10 метров. Но чаще новичок смотрит себе под ноги или на колеса велосипеда. Смотреть перед собой затрудняются практически все, и поэтому вело-неофиты, бывает, врезаются в пешеходов, столбы, здания. Во время первых занятий ученикам создают «тепличные условия», однако уже на втором занятии их необходимо «выбрасывать» в реальную жизнь, специально выбирать площадки «с углами».
Секрет №6. Учиться поворачивать
С первых же занятий перед новичком могут возникать препятствия: деревья, клумбы, углы домов, пешеходы. С этого момента у него включается зрение, и будущий велосипедист начинает учиться объезжать. Некоторые мысленно просчитывают расстояние до объекта, некоторые едут наугад, выкручивая руль до упора. Стоит запомнить, что не нужно крутить педали в повороте, так как набираемая скорость только увеличивает радиус поворота и может спровоцировать падение. Также нужно быть осторожным и держаться на расстоянии от припаркованных машин, желательно немного сбрасывать скорость. Не только новичок, но и опытный велосипедист не всегда среагирует на отъезжающую машину или резко распахнутую дверцу. Если же перед вами большая толпа людей, которую сложно объехать, можно смухлевать – кричать «Тормоза не работают!»
Секрет №7. Правильно тормозить
На первом же занятии инструктор объясняет, где расположены тормоза и как правильно ими управлять. После этого ученик не то что не боится тормозить, а наоборот чаще жмет на тормоз, интуитивно, чтобы не упасть. Какой здесь секрет – если вас «повело» и вы боитесь упасть, нажмите плавно задний тормоз, велосипед остановится и все обойдется без происшествий. На площадке для занятий ученики также пробуют тормозить на прямых ногах и в положении «ноги на педалях». Потихонечку притормаживая, можно легко спуститься с любой горки. А вот передним тормозом лучше пользоваться аккуратно –если на полной скорости схватится за передний тормоз можно перелететь через руль.
Секрет №8. Оптимальные скорости
Оптимальной скорости для новичков не существует: одни сразу усваивают преимущества скорости (дополнительно помогает держать равновесие), другие все-таки бояться разгоняться и ездят «прогулочным шагом». В современных великах 20 с лишним скоростей, и необходимость использования той или иной выясняется чаще всего на практике. Это знания для мозга, а не для тела. Поэтому не стоит забивать ими голову с первого занятия, для начала стоит довести управление движением на велосипеде до автоматизма. Когда вы «кажется уже научились», можно приступать к экспериментам со скоростями. Однако на быструю езду можно переходить только когда человек будет себя уверенно чувствовать в седле. Мужчины уже через пару занятий начинают ездить по дорогам, а девушкам лучше сначала попрактиковаться по прямой – на набережной или в парке.
Секрет №9. Управлять положением руля
Главное правило, которое нужно уяснить для себя – для сохранения равновесия руль нужно всегда поворачивать в сторону наклона велосипеда. Освоение аккуратного руления пригодится и во время преодоления неровностей поверхности. Если перед вами рельсы, колея или «лежачий полицейский», нужно просто поставить руль перпендикулярно препятствию. Если вы не будете выкручивать руль, вы почувствуете себя практически так же, как автомобилисты, попавшие в колею, вас станет заносить, и колеса пойдут юзом.
Правило №10. Поднявшись над кочками
И, пожалуй, самый пикантный секрет, которым опытные велосипедисты могут поделиться с начинающими. Чтобы преодолевать неровности асфальта и всевозможные кочки с «наименьшими потерями» стоит всего лишь приподняться на педалях перед очередным препятствием.
________________________________________________
Езда на велосипеде это не столько умение, сколько удовольствие, ощущение скорости и новые возможности! Попробуйте самостоятельно научиться ездить, если еще не умеете, а если не получится — теперь вы знаете, к кому обратиться!
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте
Учимся с нуля и улучшаем навыки езды
В этой главе расскажем, как научиться ездить, если вы в первый раз садитесь на велосипед, приобщаете взрослого-новичка, пересаживаете ребёнка на двухколёсник или осваиваете торможение и руление. Второй раздел будет полезен тем, кто ездит несколько месяцев и чувствует себя уверенно: ищем чувство равновесия и учимся не ударяться о седло при встрече с кочкой (то есть мы расскажем, как попу не отбить).
Как научиться ездить с нуля
Разберитесь в теории
Велосипед едет и не падает, потому что колёса «работают» как юла: крутятся — движетесь устойчиво и ровно, замедляются — теряете равновесие. То есть нужно почувствовать, что колёса вращаются достаточно быстро, чтобы держать вас на ходу. После этого — самый сложный этап: расслабленно сидеть и вращать педали. Теперь вы знаете, что эта штука подчиняется законам физики. В следующем пункте расскажем, как подчинить её себе.
(А если нужно вспомнить, как называются разные части велосипеда — пользуйтесь шпаргалкой тут).
Переходите к практике*
Обычно поехать без посторонней помощи получается через 15–20 минут, ну а дальше — дело практики. Не ищите подвох, если получится быстрее или, наоборот, уйдёт больше времени — это индивидуально. Вот как советуем действовать:
*Настоятельно рекомендуем повторять эти трюки в компании: так веселее и быстрее!
Посмотрите видео, где мы показываем, как держать равновесие, как садиться на велосипед, как тормозить и как останавливаться.
Научитесь тормозить
Найдите баланс
Если у вас велосипед с ручным тормозом, то тормозите «обеими руками», чтобы не затянуть остановку или, наоборот, не катапультироваться через руль. Оптимально распределить усилия так: 60% на переднее колесо и 40% — на заднее. Обычно передний тормоз находится слева, а задний — справа, но лучше проверить это перед выездом: посмотреть, куда они прикреплены, или зажать тормоз и проследить, какое колесо «среагирует». На старых велосипедах с ножным тормозом просто крутите педали назад: они остановят заднее колесо. Работает это хуже ручных тормозов, потому что задействовано только одно колесо и это замедляет остановку.
Тренируйтесь
Мы подобрали упражнения, чтобы научиться тормозить плавно и эффективно. Написали текстовую инструкцию и сняли видео: послушаете, посмотрите и почитаете, как выполнять упражнение, — это комбо почти для всех типов памяти.
Упражнение с задним тормозом
1.
На небольшой скорости понажимайте на задний (обычно правый) тормоз.
2.
Нажимайте едва касаясь тормозов.
3.
Приложите большее усилие.
4.
Поймайте момент торможения: начало, кульминацию, завершение.
5.
Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете сполна, как велосипед тормозит.
Упражнение с передним тормозом
1.
«Попритормаживайте» передним (скорее всего, левым) тормозом.
2.
Затормозите обоими тормозами одновременно.
3.
Распределите усилия так, чтобы переднее колесо блокировалось только частично.
Аккуратничайте
В первые месяцы езды не блокируйте переднее колесо на 100%: рискуете перелететь через руль. На велосипедах из шеринга такой опасности нет, у них на переднем тормозе стоит специальный антиблокировщик. Лучше всё равно тормозить обеими руками — это безопаснее. Блокировка переднего колеса пригодится, когда нужно моментально остановиться.
Новичкам не стоит так тормозить, потому что для таких приёмчиков нужен супербаланс. Как его поймать, учим в разделе улучшения навыков.
Рулите
Не вертитесь
Чем меньше вертите рулём — тем лучше, ведь он не помогает поймать равновесие. Даже наоборот: «мельтешение» и резкие движения нарушают баланс, особенно это заметно при экстренном торможении, на спуске и повороте. Не врастайте в руль руками, пусть они будут слегка расслаблены. На поворотах сбавляйте скорость и рулите плавно, для смены направления достаточно лёгкого наклона. Со временем научитесь управлять велосипедом практически без рук: баланс и центр тяжести важнее руля.
Попетляйте
Чтобы освоиться с рулём, выполните классическое велоупражнение: расставьте конусы, бутылки или камешки, любые предметы на расстоянии метра — полутора друг от друга и попетляйте между ними. Это и весело, и полезно: помогает почувствовать баланс и словить велодзен.
Как прокачать навыки езды
Как не ударяться о седло
Главные враги начинающего велосипедиста — бордюры, ямы и лежачие полицейские: при прохождении этих «препятствий» ударяешься о седло и впечатываешься руками в руль. Чтобы смягчить удар, не нужно покупать седло помягче или менять велосипед — достаточно научиться работать с центром тяжести и чувствовать своё тело. В этом поможет наше упражнение.
Антиударная тренировка
1.
Найдите свой центр тяжести (он обычно в районе талии).
2.
На кочке подтягивайте велосипед под себя и следите, чтобы центр тяжести двигался ровно, а не прыгал вместе с велосипедом.
3.
То же самое повторите с ямой, только опуская велосипед.
Тренироваться нужно на плавных кочках: на памп-треке (волнообразные велодорожки в парках), грунтовой или гравийной дороге.
Ощущения — будто вы покачиваете велосипед под собой. Потренируйтесь так день-два: привыкнете быстро и плавно перемещать центр тяжести и будете проходить неровности «на автопилоте».
Как быть с бордюрами
Главное: не съезжайте с бордюров резко — подъезжайте к ним заранее и под прямым углом, сбавляйте скорость и при съезде поднимайте руль на себя, чтобы сбалансировать велосипед и приземлиться ровно.
Как не терять равновесие
На низких скоростях и резких поворотах важно сохранять равновесие. Да и вообще с ним едется приятнее и увереннее, поэтому мы подготовили для вас упражнение на улучшение баланса.
Упражнение велогонщиков
Найдите ровную дорогу с небольшим подъёмом. Максимально опустите седло и медленно-медленно поезжайте вверх. Когда почувствуете, что готовы, остановитесь, обоприте ноги на педали, выпрямитесь и стойте как можно дольше. Если сходу не получится или удастся задержаться только на пару секунд — сосредоточьтесь на центре тяжести, должно помочь. Повторяйте, пока не продержитесь секунд 10.
Делайте упражнение правильно:
следите, чтобы педали были параллельны друг другу;
поставьте опорную ногу сзади (с неё вы начинаете крутить педали и отталкиваетесь от земли на самокате);
поверните руль на 45° в сторону ведущей ноги (если опираетесь правой, то вправо);
разверните корпус туда же;
держите спину и руки ровно;
максимально приподнимите тело;
согните заднюю ногу и выпрямите переднюю;
распределите равновесие между педалями и рулём;
помогайте себе, двигая руль вправо-влево;
едва-едва крутите педали вперёд-назад.
Когда обретёте уверенность — потренируйтесь на дороге без наклона. Если упражнение понравится, то можно довести результаты и до пары минут, это реально и только улучшит ваши навыки. Есть ещё вариант, в котором вас придерживают друзья, это работает вначале, пока не совсем освоились. Важно, чтобы держали вас, а не велосипед или руль.