Следующим этапом наносим штриховку – полукруглыми штрихами заполняем область макушки, а длинными прямыми – ниспадающую часть волос. На макушке штрихуем по обе стороны от линии пробора, показывая направление роста волос. У корней делаем волосы более насыщенными по тону. С особой тщательностью прорабатываем пряди, падающие на лоб и свисающие у висков.
Накладываем штрихи в одном направлении, ни в коем случае не начинаем чиркать из стороны в сторону.
В графике мы работаем от тёмного к светлому. Сверяемся с референсом и накладываем самые глубокие тени там, где необходимо. Не забываем наметить падающие от волос тени на лице и шее – это придаст причёске дополнительный объём.
Берём салфетку или растушёвку и слегка растираем нашу штриховку, чтобы получить ровный тон и плавные переходы между тенями и светом. Затем снова наносим штрихи, чтобы подчеркнуть пряди. Так можно делать несколько раз, добиваясь всё большей живости и реалистичности.
Теперь ищем на референсе самые светлые места и переносим их на рисунок — берём ластик и высветляем в нашей штриховке блики и световые пятна. Прямо ластиком рисуем несколько светлых волосков на первом плане. Если нет клячки, которой можно придать любую форму, можно обычный ластик разрезать так, чтобы получился острый уголок.
Таким ластиком очень удобно прорисовывать тонкие линии, подчёркивая даже отдельныеволоски в причёске.
Можно поступить по-другому и сразу при первоначальной штриховке уделить внимание и свету тоже. При этом мы наносим штриховку сразу с учётом бликов и света, делая её неравномерной по тону, а местами вообще пропуская – там, где волосы блестят больше всего. Такой способ немного сложнее, чем высветление ластиком и требует большего мастерства владения карандашом.
Чтобы придать причёске реалистичности, добавим кое-где несколько тонких выбившихся волосков в районе макушки и ближе к кончикам, ведь не всегда мы можем похвастать идеальной укладкой.
Рисунок готов. Попробуем усложнить задачу.
Рисовать волосы непросто, ведь люди обладают разными типами волос, структурой и прической. Например, у одного человека может быть «жидкий волос», из-за чего объем у них неявный, и они не такие многослойные. Но волосы могут быть очень кудрявые и фактурные, — их объем будет в разы больше. Все это влияет на процесс рисования.
В статье разберем все эти нюансы подробнее — как растут волосы, какие типы бывают, также дадим пайплайн отрисовки нескольких видов волос.
Как растут волосы
Чтобы начать рисовать волосы, сначала важно понять, как они растут, — это поможет подготовить основу под рисунок. Необходимо разобраться, какие линии роста волосы бывают и как в целом распространяются волосы по поверхности головы.
Линия роста волос
Линия роста волос у людей по бокам схожа — она похожа на ступени. Вид линии может слегка искажаться, если менять перспективу или ракурс, однако форма остается плюс минус одинаковой.
Верхняя линия волос более разнообразна, но большинстве случаев она выглядит как обычная горизонтальная линия. Однако есть люди, у которых эта линия напоминает нижнюю границу пики или верхнюю часть сердца.
Специфика распространения волос по голове
На волосы воздействует сила тяжести: если они растут по бокам головы, то волоски у корней будут отклоняться вниз.
Зато на верхушке головы ситуация другая — на волосы там также действует сила тяжести, но из-за отсутствия наклона, волос у корня двигается вверх, а потом сгибается и падает вниз. Поэтому волосы в этой зоне имеют больший объем.
Помните — все упирается в то, какую прическу вы рисуете персонажу. Некоторые люди делают такие укладки, что волосы наверху почти не имеют никакого объема, а просто прилегают к голове, изгибаясь прямо у корней.
Для удобства прорисовки можно разметить зоны роста волосы на голове — парикмахеры обычно разделяют их на теменную, височно-боковую и затылочную зоны.
Типы волос персонажей
Чтобы понять разницу между тем, как растут и распространяются волосы, необходимо также изучить типы волос, — именно их структура и вид влияют на то, как они будут лежать на поверхности головы.
В зависимости от того, кудрявые волосы или нет, они будут распространятся по голове следующим образом:
Кудрявые. Обладатели кудрявых волосы часто имеют более пышные прически, так как кудри добавляют объема. Без дополнительной укладки кудрявые волосы становятся пушистыми и многослойными. У корней они обычно имеют наибольший объем, а потом прядь начинает закручиваться, образуя «волны» или завитки на волосах. Кудрявые волосы тонкие и легкие — их тяжесть незначительная.
Ровные. Ровные волосы распространяются несколько иначе — если волос довольно тонкий и легкий, то тогда шевелюра ложится прямо по поверхности головы, как если бы вы положили на голову простую легкую ткань (шелковую).
Если волос более плотный, то объем волос будет более выражен. Причем такие волосы обычно более тяжелые, поэтому и лежат они уже не как легкая ткань на поверхности, а как что-то более тяжелое — например, как трикотажная ткань.
Для более тонких волос достаточно дуновения ветра, чтобы они приподнялись и развились на воздухе, а вот более тяжелые волосы будут уже не так легко подниматься — они могут просто сдвигаться в сторону по направлению ветра.
При рисовании волос важно решить, какой именно тип волос у вашего героя — кудрявые или прямые, плотные или более тонкие.
Первая характеристика важна в визуальном контексте — это напрямую влияет то, как именно вы будете рисовать волосы: более объемными у корней или прилегающими, с завитками или без них.
Вторая характеристика важна в контексте прорисовки движения — когда вы рисуете персонажа в беге или во время сражения, его волосы будут двигаться соответственно его движениями.
Если волосы тяжелые, густые и плотные, то они не будут так активно развиваться, а вот легкие, тонкие или короткие локоны — будут не только отклоняться, но и подниматься вверх.
Варианты причесок персонажей
Чтобы нагляднее понять, как плотность и тип волос влияет на их подвижность и вид, взгляните на разные типы причесок у девушек и парней и попробуйте проанализировать, как распространяются их волосы по поверхности головы.
- Ровные волосы, заплетенные в косы. Ровные волосы могут быть довольно тонкие и чуть поплотнее — это влияет на то, как они будут вести себя в движении. Плотный волос способен лучше держать форму, поэтому они могут обладать большим объемом и иногда даже завитками.
Если плотность ровного волоса небольшая, то он не держит форму, — у таких волос меньше объема, и они легко реагируют на воздействие извне (ветер, например). Поэтому во время активного движения ровные плотные волосы больше отклоняются в стороны, а вот менее плотные могут легко подниматься вверх.
- Длинные и волнистые волосы. Волнистые волосы обычно всегда имеют объем у корней — это оправдывается самой спецификой образования кудряшек: пряди в любом случае приподнимаются и опускаются. Волнистые волосы также довольно плотные, потому что они способны держать форму — ровные тонкие пряди практически форму не держат. Соответственно, и тяжесть таких волос будет больше — они будут не так легко изменять свое положение при движении.
- Длинные и кудрявые волосы. Такие волосы имеют очень явные завитки, напоминающие пружинки. Хоть визуально пряди выглядят объемными и тяжелыми, но верно только первое — объем действительно у них есть, однако часто естественные кудрявые волосы очень тонкие и ломкие.
Они легко реагируют на изменения окружающей среды — быстро становятся влажными или сильно пушатся. Поэтому кудряшки могут легко вздыматься вверх или отклоняться в стороны при не сильно активном движении, ведь волос очень легкий.
- Короткие и ровные волосы. Несмотря на все те нюансы, о которых говорилось выше, длина волос может всё перечеркнуть. Если длинные ровные волосы обладают плотностью, то они движутся не совсем охотно за своим владельцем.
Но стоит сделать прическу «каре», и волосы потеряют большую часть своего веса, поэтому станут легче откликаться на движения хозяина. Однако объем у таких волосы все же упирается в их тип — кудрявые более объемные и пушистые, волнистые же обладают средним объемом, а ровные, как правило, объема практически не имеют, кроме как у корней.
- Волнистые волосы маленькой длины. Мужские стрижки в основном короткие, поэтому чаще всего их волосы без проблем реагируют на движения хозяина. Однако есть ключевой нюанс — это тяжесть (вес) прядей.
Если пряди легкие, как у обладателей кудрявых волос, то вздыматься и двигаться будет весь волос — от корня до кончика. Однако если волос плотный и тяжелый (ровные или волнистые волосы), то двигаться он будет двигаться активнее у концов.
- Волнистые волосы с длиной до плеч. Длина оказывает влияние на тяжесть, поэтому отклоняться волосы будут уже не так активно. Однако если волос до плеч или чуточку ниже, они все равно будут легче поддаваться движению, чем если бы были длиннее.
- Короткие и ровные волосы. Если волосы у персонажа очень короткие, то они «деревенеют». Волосы длиной от 1 до примерно 20 мм практически не реагируют на движение, даже если владелец обладает кудрями.
Важно! Стоит понимать, что все описанные случаи — только одни из большого списка других типов. В списке описывались такие волосы, на которые никак не воздействуют укладками или определенным уходом.
Например, кудрявый волос может стать более тяжелым и менее подвижным, если его уложить гелем и сделать более очерченные кудри. Прямые тонкие волосы могут иметь объем, если этот объем придать плойкой. Если эти нюансы имеют место быть в истории вашего героя, их также стоит учитывать.
Пайплайн отрисовки женских волос
Для закрепления стоит попробовать нарисовать разные типы волос, а также попробовать разные прически (по длине или укладке). Для примера разберем, как рисуются кудрявые и ровные волосы на примере женской прически.
Кудрявые волосы
Как говорилось выше, кудрявые волосы имеют больший объем. Причем они могут выглядеть как копна, — если расчесать кудрявые волосы, то отдельные волоски отделятся от основной массы, создавая еще больший объем.
Этап 1 — рисуем линию волос
Сначала нужно нарисовать голову персонажа, а потом отметить линию роста волос. Здесь нет четкого разделения — можно выбрать такой вид, какой нравится лично вам. В примере линия роста будет ровной.
Этап 2 — добавление объема
Так как волосы кудрявые, сначала нужно нарисовать общую массу волос на голове. Тут не нужна детализация, поэтому можно использовать довольно необычные кисти — например, с более объемным отпечатком в крапинку. В процессе используйте круговые движения, чтобы нарисовать нечто, похожее на облачко.
Волосы не выступают за линию роста сверху, но можно придать естественности своему рисунку, если вы некоторые кудряшки прорисуете так, будто они упали на лицо. Не забудьте про объем.
Так как волосы очень кудрявые и короткие, они не будут ложиться по поверхности головы и падать вниз — пряди будут направляться вверх, то есть перпендикулярно той зоны кожи головы, из которой они растут. Но не забывайте про силу тяжести — она все же слегка повлияет на опускание волосков, хоть и не так сильно. То есть рисуем прядь перпендикулярно конкретному участку головы, а к концам слегка наклоняем ее вниз.
Этап 3 — добавление завитков
Вот теперь можно использовать кисть с тонким и более контрастным отпечатком относительно основной массы волос — это необходимо для прорисовки завитков. Волосы распространяются от головы вверх, — учитывайте это при рисовании завитков.
После повторите второй шаг — снова перейдите на другую кисть и добавьте объема волосам.
Затем снова вернитесь к добавлению завитков поверх других. Это необходимо делать в таком порядке, чтобы создать иллюзию объема.
Стоит также слегка затемнить область около корней волос. Для реалистичности можно сменить цвет кисти на белый и добавить несколько пробелов в виде завитков в эту зону, чтобы показать неравномерность этой части, ведь у людей линия роста не идеально прямая.
Ровные волосы
Ровные волосы более сильно «облегают» поверхность головы, в особенности если нет укладки, придающей объем.
Этап 1 — рисование линии роста и распределение волос
Сначала, как и в примере выше, нужно нарисовать голову персонажа, а потом линию роста волос. Потом стоит сразу отметить с помощью направляющих, как будут спадать волосы. В нашем примере они будут спадать от центра головы по бокам и вниз. Посередине головы будет пробор.
Этап 2 — добавление объема
Волосы будут рисоваться при помощи ровных линий. По бокам они будут спадать в стороны, направляясь к ушам и ниже к плечам. Можно одну из прядей нарисовать так, будто она заткнута за ухо.
Сзади волосы будут рисоваться идентично, однако важно не забыть про одну деталь: зона сзади головы называется затылочной, и там волосы падают четко вниз, а не разделяются по бокам. На темечке головы есть также небольшая зона роста волос, которая напоминает «водоворот» — волосы там распределяются как бы по спирали, что очень заметно у мужчин. У женщин эта зона не так заметна, основная длина в этой области как бы огибает ее.
Остается более детализировано обрисовать пряди волос — в этом плане лучше их кучковать, а не прорисовывать каждый волосок в отдельности.
Пайплайн отрисовки мужских волос
Этапы рисования мужской прически практически не отличаются — нужно также опираться на то, какие именно волосы: кудрявые или ровные, тонкие или плотные.
Волосы спереди
Этап 1 — рисование линии роста волос
Для мужской прически лучше опираться на разделение волос на зоны. Сразу отметьте линию роста волос спереди и по бокам. Можно слегка разделить основные зоны волос, чтобы потом по отдельности прорисовывать каждую часть и не запутаться в направлении волос.
Этап 2 — рисование волос на теменной зоне
В нашем примере на теменной зоне у парня будет челка. Волос ровный, поэтому рисуем обычные пряди, которые двигаются вперед от линии роста волос и вниз.
Этап 3 — рисование волос вверху теменной зоны и затылочной
После этого стоит добавить пряди на верхушку головы — они будут двигаться от срединного пробора к бокам. Волосы сзади не так заметны, но можно несколько прядей отклонить назад, чтобы создать иллюзию объема.
Этап 4 — добавление объема на теменной зоне
Чтобы сделать прическу завершенной, нужно добавить больше прядей в зоне челки и по бокам. Это придаст прическе более интересный вид. Главное не переборщить — тогда пропорционально голова и теменная зона в частности будут выглядеть слишком объемно.
Волосы сзади
Этап 1 — разделение зоны затылка.
Сначала стоит отметить линию, откуда начинается рост волос сзади головы. Она соответствует самой выпуклой части головы на затылке.
Этап 2 — рисование завитка и длины
В зоне завитка пряди волос как бы окаймляют его — они не идут прямо вниз, а слегка в стороны.
После стоит перейти к основной длине — остальная часть волос будет идти ровно вниз. Некоторые пряди могут выступать из общей массы в стороны, что придаст объема.
Не забудьте отметить нижнюю часть у начала шеи, где заканчиваются волосы. Обычно она имеет слегка дугообразную форму. Достаточно просто нарисовать там дугу, а потом обрисовать ее небольшими прядками поверх.
Обратите внимание на прическу — основной объем сосредоточен наверху, а нижняя затылочная зона головы такой объем и длину не имеет, поэтому волосы больше прилегают к голове.
Что стоит запомнить
- Рисовать волосы может быть сложно, если не знать о том, как они растут. Также важно знать об основных типах волос, их структуре и виде. Возьмите себе в привычку начинать с отметки линии роста волос и внимательно изучите различия между кудрявыми, волнистыми и ровными волосами — в этом вам помогут референсы.
- Изучите то, как волосы меняют положение, и какое влияние на это оказывает их плотность. Если кратко, то чем длиннее волосы, тем они тяжелее, а это уже влияет на то, как они двигаются при движении. Тяжелые волосы двигаются не так активно.
- Объемные и тонкие волосы более легкие, поэтому они легко поддаются движению даже при незначительном дуновении ветра.
- Короткие волосы меняют положение более активно — они могут не только отклоняться в стороны, но и задираться вверх. Подобное происходит и с длинными волосами, но только при очень активных движениях или сильных порывах ветра.
- При рисовании волос важно направление — кудрявые волосы разнонаправлены, но если присмотреться к каждой пряди, то они закручиваются по спирали.
- Направление ровных волос обычно идет вниз, а если волосы очень кудрявые и короткие, то направление идет вверх. Но стоит учитывать и саму укладку — человек вполне может уложить торчащие волосы так, что они будут лежать ровно, а не торчать.
- Объем волосам можно придать при помощи более толстых кистей с текстурными отпечатками. Но если волосы ровные или волнистые, объем придется придавать за счет прядей — прорисовывать сначала нижний уровень, потом накладывать на него другие пряди, и так до тех пор, пока рисунок не получится тем, которым вы окажетесь довольны.
Hair is very difficult to draw, because what we see is different than what we know. You can’t simply draw all the hairs in the form of lines, because that’s not what we see when we look at hair. What we see must be simplified to lines and shades, and there are many ways to do it.
In this tutorial, I will show you one of these ways—a simple method that’s great for quick rendering and sketches. I will present this method on four examples: long straight hair, short hair, wavy hair, and afro-textured hair.
Before You Start
To follow this tutorial, you’ll need some kind of head base. You can use mine, or create your own in some other style.
Let’s take a look at real hair to prepare for this tutorial:
- Long, straight hair
- Short hair
- Wavy hair
- Afro-textured hair
1. How to Draw Long, Straight Hair
Step 1
Start by adding some volume around the head. Hair shouldn’t lie flat on the scalp!
Step 2
Draw the parting in your chosen place.
Step 3
Draw the outline of the hair around the face.
Step 4
Draw the direction of the hair gently flowing down over the shoulders. Keep in mind that you’re not drawing the single hairs here, just their flow.
Step 5
As I’ve mentioned before, hair doesn’t lie flat on the scalp. Show it by elevating the front.
Step 6
Hair is grouped in strands, and that’s what we see. Create skewed edges of such strands.
Step 7
Each strand can be divided into smaller strands.
Step 8
The strands we’ll be partially visible on top of the head as well.
Step 9
Draw some strands on the side, too, to add some texture. Don’t draw them as simple straight lines, but rather as narrow «Y» shapes (normal and upside down).
Step 10
Make the hair elevated along the parting.
Step 11
Outline the whole hair, following the rhythm of strands. Don’t press too hard—hair is soft and shouldn’t have a hard outline.
Step 12
Draw long lines along the strands. This will give the hair some detail and add depth to the whole haircut. Don’t press too hard, and don’t make the lines too tight.
Step 13
Shade the hair now, thinking in terms of strands, not single hairs.
Step 14
Add some stray hairs here and there to make it look more realistic.
2. How to Draw Short Hair
Step 1
Again, draw some volume around the head. In this case it will also be the outline of the whole haircut.
Step 2
Draw the parting and the fringe going straight from it.
Step 3
Make the general outline complete by drawing the hairline next to the ear.
Step 4
Draw the direction of the hair, creating the 3D form of the haircut.
Step 5
Some stray strands may appear in the fringe. Draw their edge…
… and then their shape going towards the parting.
Step 6
Define the strands on the sides of the head.
Step 7
Draw some shadows between strands in the middle as well.
Step 8
Gently outline the hair without drawing lines that are too thick. All the lines should be tapered.
Step 9
Gently shade the strands.
Step 10
You can add some stray hair to make it more natural.
3. How to Draw Wavy Hair
Step 1
Draw the volume of the hair around the head. Wavy hair is often quite full and elevated.
Step 2
Draw the parting.
Step 3
Draw the outline of the strokes surrounding the face.
Step 4
Make the hair seem elevated by filling the area between it and the scalp.
Step 5
Add gentle waves above the first strand-lines without touching them.
Step 6
Create more waves following the same rhythm. These waves shouldn’t touch each other.
Step 7
Close the shape of each strand by mirroring its wave and adding a pointed tip.
Step 8
Draw some more thin tips on the bottom of the haircut. Their curl should complement the other waves.
Step 9
Draw the shape of the strands on top of the head.
Step 10
Draw the direction of the strands all over the head. Do it lightly.
Step 11
Each strand should be divided into more strands at the tips.
Step 12
Make the strands on top of the head more detailed.
Step 13
Outline the whole hair without making the waves too obviously separate.
Step 14
Shade the strands and the spaces between the waves.
Step 15
Give a strong outline to the hair, keeping it soft.
Step 16
Add some stray hair here and there.
4. How to Draw Afro-Textured Hair
Step 1
Draw the outline of the volume of the hair. This time it will have a lot of volume.
Step 2
Afro-textured hair has a lot of curly strands and texture. Sketch «clouds» of strands all around the head.
Step 3
Sketch the curly outline of the whole haircut.
Step 4
The hair around the face will have the same shape.
Step 5
Gently sketch the general direction of the hair. Perspective is important here!
Step 6
Imagine each direction line is a branch of a tree. Add the «leaves».
Step 7
Add strands of hair in the form of little springs all around the head. This will create a nice, non-uniform outline.
Step 8
Draw bigger curls within the outline, following the direction you’ve established before.
Step 9
Shade the hair in a very general way—just to show it doesn’t have a flat surface.
Step 10
Shade the whole haircut now, drawing curls all around. This will create the texture nicely.
Step 11
Shade the haircut in a more definite way, drawing shadows between groups of curls.
Step 12
To make the haircut less round, you can add thicker curls here and there (draw a spring, and then draw over it once more).
Good Job!
Now you know how to draw four different hairstyles. If you want to learn more about creating hair in different techniques, try these tutorials as well:
Как нарисовать волосы
Нарисовать волосы с одной стороны очень сложно, с другой — не очень. Почему такая категоричность? Всё в дело в структуре волос. В отличие от других деталей головы, у волос нет большого набора индивидуальных признаков. Их отличает только цвет, объём и волнистость. Поэтому начнём учиться прорисовывать лицо именно с причёски.
Ещё немного о пластике
Для правильного построения формы волос на голове. Да, да, вы не ослышались! Волосы также, как и любую другую деталь портрета, прежде чем штриховать, надо построить. И здесь не обойтись без знания пластической анатомии черепа.
В предыдущем уроке мы говорили, что черепная коробка очень похожа на шар. Но если вы нарисуете причёску типа — пудель Артемон, то портрет будет больше похож на инопланетянина, чем на человека. Поэтому хорошие художники, а вы ведь из их категории, всегда помнят, что череп это не совсем шар.
Например, лоб больше похож на плоскую стену. Сразу от него к ушам идут височные кости, которые тоже ближе к плоскости, чем к сфере. И только теменная и затылочные кости имеют формы полусфер.
Всегда помните о форме головы, и, какой бы ни была причёска, под ней должен быть череп, а не ватный валик, который колышется под напором ветра.
Как правильно рисовать волосы
Итак, приступим к освоению прописных истин для рисовальщиков о волосах. Разделим их на несколько пунктов:
- Не начинайте штриховку волос без построения основы, то есть черепа.
- Старайтесь сразу разбивать причёску на основные части, лежащие по форме черепа. Определите их геометрическую конфигурацию. У вас должна быть височная или височные (если рисуете в фас), теменная, затылочная (на рисунках в профиль и в три четверти).
- Особое внимание уделяйте построению локонов свисающих на лоб.
- Помните, что волос отражает свет намного лучше, чем кожа. Учитывайте эту особенность при штриховке, делая более яркие блики и контрасты на передних местах.
- Штриховать волос лучше всего по форме головы длинными аккуратными штрихами. Часто используют детали в виде отдельных волосков. Для этого надо иметь неплохие навыки владения карандашом.
- Как и в любом другом рисунке не забываем о воздушной перспективе. Видимыми должны быть только волосы, которые ближе всего к зрителю. Те что на заднем плане обычно сливаются в единую массу. Этого легко достичь, если затереть штрихи кусочком бумаги.
Усвоив эти правила, можете смело начинать рисовать первую причёску.
Поэтапный рисунок карандашом
Самое время вернуться к нашему схематичному построению головы. Откроем страшную тайну! То, чему мы учили вас в предыдущем уроке, можно рисовать без натурщика. Все головы строятся по одним и тем же правилам.
А вот теперь, посадите перед собой кого-нибудь так, чтобы нарисованная схема совпала с тем, кто не побоялся обезобразится на бумаге. Мы приступаем к рисованию волос, стало быть, лысый ёжик нам не подойдёт:
- Определяем на черепе лобные бугры. Обычно это пересечение верхней линии квадрата, в который мы вписывали лицо и вертикалей от краёв глаз, тех что ближе к ушам. Теперь у вас есть височные зоны (между глазами и ушами), лобная зона (от вертикали до вертикали и от глаз до линии квадрата) и теменная (всё что выше линии квадрата).
- Любая причёска имеет определённую высоту. Определите эту высоту и наметьте контуры каждой зоны с учётом добавившегося расстояния.
- Прорисуйте детали локонов, свисающих в лобной зоне. Постройте их геометрическую форму.
- Когда построения закончены, начинайте штриховать самые тёмные места (тени и падающие тени), потом полутени и свет.
- Маленький секрет, как сделать тонкий блик на бумаге. Возьмите прямоугольный ластик и разрежьте его по диагонали. У вас теперь два замечательных ластика, которыми можно стирать очень тонкие линии и даже штриховать, как острозаточенным карандашом. Сделайте яркие тонкие блики на передних местах.
- Выделите яркими, сочными штрихами отдельные волоски на переднем плане, а всё что не теменной плоскости растушуйте по краям.
Кто-то спросит и это всё? Да всё. А как женские причёски рисовать, развивающиеся на ветру локоны? Всё также, лишь то, что оторвалось от черепа рисуете, как отдельную деталь. Для этого разбейте её на геометрические формы и вперёд, и с песней!
К тому же в портретах волосы всегда имеют второстепенное значение, поэтому если что-то будет не так, заметят только отпетые буквоеды. Но вот если вы губы нарисуете неправильно или нос – последствия могут быть плачевными. Вспомните Незнайку из сказки Носова. Так что нас ждут более серьёзные вещи!
Школа рисования Вдохновение
Презентация курса
преподаватель
ДУБОВИК
Анастасия Игоревна
Курс Академический рисунок и живопись расписание для взрослых