Курс профессиональной переподготовки
Курс повышения квалификации
-
Сейчас обучается
32 человека
из
20 регионов - Этот курс уже прошли 31 человек
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
-
Сейчас обучается
36 человек
из
23 регионов - Этот курс уже прошли 81 человек
Смотреть ещё
5 884 курса
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Как выжить в тайге
ПАМЯТКА
-
2 слайд
Если вы заблудились в тайге, это не значит, что все кончено, нужно только соблюдать определенные правила и умело пользоваться подручными средствами. Главное – не давать волю страху и не паниковать. Самый хороший помощник – ваш трезвый ум.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
-
3 слайд
Правило № 1: когда отправляешься в тайгу – обязательно возьми с собой еду, например, хлеб и спички, чтобы разжечь костёр.
«Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:
— Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.» -
4 слайд
Правило № 2: по дороге нужно делать «затеси» и от них далеко не отходить
Затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге. -
5 слайд
«Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.»
-
6 слайд
Правило № 3: обязательно возьми с собой компас, чтобы ориентироваться в пространстве
«Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:
— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом арш! Эть, два!» -
7 слайд
«Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север. Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру — это ещё не спасение. Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнёшься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью.»
-
8 слайд
Правило № 4: с помощью спичек разжечь костёр
«Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.»
«Не дыша, он чиркнул спичку о коробок, дал огоньку разгореться в ладонях и поднёс к берёсте. Она стала корчиться, свернулась в трубочку и занялась. » -
9 слайд
Правило № 5: на костре можно приготовить обед или ужин, вот рецепт:
Но прежде: «Надо было запастись на ночь дровами.
Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.»
Правило № 6: -
10 слайд
«Заночевать решил Васютка на берегу озера. Он выбрал посуше место, натаскал дров, развёл огонь. С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более. Обжарив в костре шишки, Васютка одну за другой выкатил их из золы палочкой, как печёную картошку. От орехов уже болел язык, но он решил: пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.»
-
11 слайд
Правило № 7: приготовь место для ночлега
«Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.
Он перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, накрывшись телогрейкой.
Снизу подогревало.
Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Заполярная тайга не страшна зверьём. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей — тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли бы позариться на Васюткины запасы. И всё-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвёл курок и положил ружьё рядом. Спать!» -
12 слайд
Правило № 8: ищи лиственный лес, т.к он тянется вдоль берега реки
«Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.»
«Далеко впереди Васютка заметил уходящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка.» -
13 слайд
Правило № 9: Первым делом постарайтесь отыскать реки или ручьи. Отлично, если вы знаете, куда они текут. Если не знаете, все равно держитесь рек или ручьев, не старайтесь срезать путь, можете уйти совсем в глушь и начать бесцельно блуждать по лесу. Рано или поздно на берегах рек вам встретятся населенные пункты – люди всегда селятся близ рек. К тому же, у вас не будет проблем с водой.
«Впереди берег… Вода! Не веря своим глазам, Васютка остановился. Так он простоял некоторое время и почувствовал, что ноги его вязнут. Болото! Болота чаще всего бывают у берегов озёр. Губы Васютки задрожали: «Нет, неправда! Бывают болота возле Енисея тоже». Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты — и вот он на берегу.
Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подёрнутое у берега ряской.
Васютка лёг на живот, отгрёб рукою зелёную кашицу ряски и жадно припал губами к воде. Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.» -
14 слайд
Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!
-
15 слайд
«Гудок! — догадался Васютка. — Пароход гудит! Но почему же он слышится оттуда, с озера? А-а, понятно».
Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме. Но гудит-то пароход на Енисее! В этом Васютка был уверен. Скорей, скорей бежать туда! Он так заторопился, будто у него был билет на этот самый пароход.»
«Так же неожиданно Васютка очнулся, перестал шуметь и даже несколько смутился, оглядываясь вокруг. Но никого нигде не было, и он стал решать, куда идти: вверх или вниз по Енисею? Место было незнакомое. Мальчик так ничего и не придумал. Обидно, конечно: может быть, дом близко, в нём мать, дедушка, отец, еды — сколько хочешь, а тут сиди и жди, пока кто-нибудь проплывёт, а плавают в низовьях Енисея не часто…» -
16 слайд
Правило № 10
НИКОГДА НЕ УНЫВАЙ И НЕ СДАВАЙСЯ!!!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
7 330 167 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 16.04.2018
- 950
- 4
- 16.04.2018
- 1833
- 74
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20–начала 21 вв., особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
Памятка «Как вести себя в тайге.»
-Если плохо знаешь местность ориентируйся на метки (затёсы) на деревьях, стараясь не отходить от них далеко и идти по протоптанным тропинкам.
-Если идёшь в тайгу даже на несколько часов обязательно возьми с собой еду и спички, флягу для воды.
-Не трать попусту оружейные патроны, цени их как большую драгоценность.
-Если в тайге развёл костёр или покурил, обязательно до конца затуши, чтобы не было ни одной искорки, ни лёгкого дымка.
-Будь внимателен в лесу (даже если тебя что-то сильно увлекло или заинтересовало), примечай дорогу, сторону в какую пошёл. Не мечись как угорелый в разные стороны.
-Умей определять направление сторон света по деревьям. Знай народные приметы о погоде. -Если ты понял, что всё же заблудился, не паникуй, старайся сохранять спокойствие и трезвый разум. Всё это поможет выжить.
-Ты должен знать и уметь как приготовить при помощи костра еду, как правильно подготовить свой ночлег, как и куда убрать ценные припасы еды, чтобы они были в сохранности. При возможности просушивай мокрую одежду и обувь. Старайся постоянно пополнять свой запас еды из того, что встретишь в тайге — съедобные ягоды, травы, кедровые шишки, патроны можно тратить на добычу мясного запаса.
-Чтобы привлечь к себе внимание людей подай сигнал — криком о помощи, развести костёр, выстрелом из ружья.
-И последнее правило, самое главное! Если ты не готов физически, если не знаешь таёжных законов и правил никогда не ходи в лес в одиночку!
Тема урока: «Уроки выживания» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).
Используемый УМК:
1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. Я. Коровина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. — М. : Просвещение, 2011.
2. Коровина, В. Я. Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. — М. : Просвещение, 2013.
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности;
продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, отработку навыков самостоятельной работы с текстом, работу над характеристикой литературного героя.
Развивающие:
совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков;
развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Воспитательные:
помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;
вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.
Тип урока: практическая работа
Форма деятельности: индивидуальная и коллективная
Оборудование:
— Коровина, В. Я. Литература. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон, носителе : 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. — М. : Просвещение, 2013.
-Мультимедийный проектор, экран, презентация,
— конверты с заданиями.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
— стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;
— осознание значения семьи в жизни человека;
— становление личности человека;
— цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;
— нерасторжимое чувство единства природы и человека.
МетапредметныеУУД:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать своё мнение;
— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные УУД:
— умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать тему и идею;
— понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
— умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Виды деятельности:
— поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;
— продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя;
— репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ;
— исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Проверка домашнего задания
Наш урок будет посвящен знакомству с творчеством Виктора Петровича Астафьева — писателя – сибиряка, он писал о природе, о людях с крепким несгибаемым характером, не боящихся трудностей и испытаний.
1)Рассказ об Астафьеве с презентацией. (выступление заранее подготовленного ученика)
Слайд 1. В.П. Астафьев родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.
Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет. За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.
Слайд 2. Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.
Слайды 3,4,5,6. В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинетик, небольшой огород. Этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.
мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».
Слайд 7. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.
Слайды 8-9. В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям, в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник.
Слайд 10.
Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Таких, как он, называют совестью нации. Это был чуткий и честный, требовательный к себе человек, непримиримый со злом и ложью, искренний и правдивый писатель. Герои его повестей и рассказов – простые люди, но главный герой, который присутствует почти во всех его произведениях – это природа.
2) Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро». История создания рассказа. (сообщение ученика)
Рассказ «Васюткино озеро» автобиографичен. Талант писателя впервые проявил себя в школьных сочинениях. В основе рассказа «Васюткино озеро» – события, описанные в одном из его школьных сочинений. В детском доме В. Астафьев написал сочинение о мальчике, который заблудился и нашёл в тайге неизвестное озеро. Сочинение называлось «Жив!» и было опубликовано в школьном журнале. Писатель, спустя много лет, вспомнил об этом сочинении и взял его за основу своего рассказа для детей. Тема детства и детей в творчестве В. Астафьева занимало важное место. Детские воспоминания крестьянского мальчика имеют автобиографическую основу и говорят о становлении характера личности. Эти воспоминания дороги писателю потому, что в детские годы в сложных жизненных обстоятельствах складывалась личность, другими словами – «начинался» человек.
-
Работа со словарем
Дома вы прочитали рассказ, встретились со словами, которые вам были непонятны. Давайте объясним значение этих слов:
фортуна – судьба, случай, счастье
(“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
паромы – спаренные сети,
перемёты — рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.
-
Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
Зарубки на сердце
Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава –
Васюткиного озера сияние!
-Кто является главным героем рассказа?
-С чего начинается рассказ?(с описания озера)
-Как этот эпизод связан с историей, которая произойдет с главным героем?
-На какой реке происходит действие рассказа? (ЕНИСЕЙ)
-Почему Васютка отправляется в тайгу?
— Какой же увидел тайгу мальчик?
«Деревья, деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.»
— Вот что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро», когда заблудился в бескрайней тайге.
Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».
— Главный герой попадает в экстремальную ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
-
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Тема нашего урока – уроки выживания.
Наша цель – ответить на Проблемный вопрос (запись на доске) «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?».
-
Работа по теме урока
-
Отец Васютки говорил: «Тайга – наша кормилица». Ему же принадлежат слова «Тайга хлипких не любит». Какой же изображает автор тайгу? Какие «уроки» даёт тайга Васютке, чему она его научила?
-
Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. 127 по тексту). Какие законы тайги мы можем сформулировать?
Законы тайги:
1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.
2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.
3. Беречь патроны.
4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
5. Уметь ориентироваться по сторонам света.
6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.
7. Не терять веры в свои силы.
12) Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
Составляется и озвучивается «Памятка идущему в лес».
Памятка №1. Советы идущему в лес
1. Продумай тщательно маршрут.
2. Не забудь взять компас.
3. Возьми спички для костра.
4. Захвати с собой теплые вещи.
5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).
Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?
Составляем и озвучиваем памятку «Если ты заблудился в лесу».
Памятка №2. Если ты заблудился.
1. Не паникуй, успокойся.
2. Прекрати бесполезное движение,
3. Осмотри место, где находишься.
4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
5. Разожги костер, приготовь пищу.
6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Физ.минутка.
Ребята, в рассказе часто упоминаются слова мать, хлеб, краюшка, затеси, дорога. Их можно назвать ключевыми. Будут ли эти слова играть какую-то роль в дальнейшем повествовании? Вспомните фрагменты рассказа, где речь идёт о хлебе, матери, дороге, затесях. Пока Васютка не заблудился, он и не вспоминал эти слова, потому что у него было дело: он преследовал глухаря. Но, стоп! Вот он заблудился, пока ещё сам не осознавая этого. И сразу: — Побегу, а то мамка наподдаст по загривку. Вдруг он спохватился: где же затеси?
Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки. (Текст на стр. учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим». Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. учебника).
Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.
Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». (Текст на стр. ). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
-Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?»
— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки), (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)
—Итак, на какой день перед Васюткой оказалось озеро?
-Почему озеро назвали Васюткиным?
-Что помогло Васютке познать законы природы?
-Почему же отражение в Енисее удивило Васютку?
Если вначале Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще «придерется к чему-нибудь», сделал это, не думая ни о чем, то теперь он задумался, да так и просидел с полчаса. Теперь он не спешит исчезнуть, а «постоял минутку, как бы прощаясь с обжитым местом», и пошел строго на север. 13-летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого – далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги – зависит теперь только от самого себя. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.
Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.
VII. Закрепление изученного Для закрепления знаний, полученных сегодня на уроке, я предлагаю вам решить тест, он у вас на партах. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро. ( на отдельном листе, распечатка у каждого ученика)
1. Жанр произведения:
а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль.
2. В основе произведения лежит
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
б) изображение природы Сибири;
в) повествование о приключениях героя.
3. Васютка бродил по лесу
а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
б) выполняя поручение отца;
в) ради удовольствия.
4. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» — автор использует:
а) сравнение; б) антитезу; в) метафору.
5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка.
6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
а) горько плакал; б) запаниковал; в) решил не сдаваться.
7. В предложении: «Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворилась в них» — используется:
а) олицетворение; б) ирония; в) метафора.
8. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду.
9. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там а) речка; б) болото; в) озеро.
10. В предложении: «Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали тёмно-красные листья» — автор использует
а) антитезу; б) сравнение; в) эпитет.
11. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
а) его заметили с бота;
б) его не заметили с бота;
в) он был очень рад рыбакам.
12. Родные Васютки:
а) были уверены в том, что он сам найдётся;
б) потеряли надежду найти его;
в) продолжали искать и надеяться.
13. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря
а) богатейшей флоре и фауне;
б) тёплой осенней погоде;
в) умениям и навыкам таёжного жителя.
14. Найдя озеро, Васютка
а) стал известным на всю страну;
б) зазнался;
в) принёс пользу стране.
15. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:
а) «С тайгой надо дружить!»;
б) «Тайга хлипких не любит!»;
в) «В тайге одному делать нечего!».
VIII. Подведение итогов урока
Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?»
Наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?
Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
-
Домашнее задание
Письменно ответить на вопросы:
— Как вы определите идею произведения?
-Чему научил рассказ В.П.Астафьева?
— Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться?
-
Рефлексия
— Что нового узнали на уроке?
— Кто доволен сегодня своей работой?
— Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
— Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
-
Выставление оценок за урок.
Тема урока: Уроки выживания (по рассказу Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро»)
Цель урока: выявление способов выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Задачи урока:
Предметные: охарактеризовать черты главного героя в условиях выживания в тайге; раскрыть поступки через анализ художественного текста
Метапредметные:
1. Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения,
2. Развивать навыки групповой работы.
3. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Личностные: 1.Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
2. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап.
Запишите в тетради число тему урока: Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)
— Маленькой песчинке легко затеряться в океане? Так же легко человеку заблудиться в тайге и погибнуть. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.
Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Как вы понимаете это высказывание?
Сформулируйте цель урока: выявить способы выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
— Что же помогло герою рассказа Астафьева выжить, не погибнуть в тайге? — Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке.
II. Операционно-содержательный этап.
–Проследим, как она раскрывается в тексте.
-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?
-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?
(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»)
-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Знакома, не раз бывал, следил за затесями)
— Сколько дней провел Васютка в тайге?
-Пять дней провел Васютка в тайге, как он прожил эти дни и как выжил, мы узнаем проследив за его путешествием.
1. Исследовательская работа в группах
На прошлом уроке вы поделились на группы и вам было задано домашнее задание: проследить за путешествием Васютки и подготовить сообщения о том, как он провел эти дни в тайге. 1 группа – сообщение о 1 дне в тайге, 2 группа – о 2 дне, 3 группа – о 3 и 4 днях
1 группа. Сообщение о том, как главный герой провел 1 день в тайге, опираясь на вопросы:
— С какой птицей встретился? Что узнали о повадках этой птицы? (Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)
-Какую пользу приносит эта птица? (Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)
-Почему Васютка не стал в неё стрелять?
-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?
-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?
-Как обычно проходит охота на глухаря?
-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)
-В какой момент Васютка понял, что заблудился? («Где же затеси?» )
— Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?
-Страшно ли было Васютке? Почему? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)
— Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)
— Как Васютка провёл первую ночь в тайге.
— Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)
— Как мальчик приготовил себе еду?
— В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)
— О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?
— Какие черты характера обнаружились в мальчике?
2 группа. Сообщение о том, как герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы:
-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?
— Как и почему Васютка относится к окружающей его природе? ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).
-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Какие слова использованы при описании тайги? Как чувствует себя мальчик в этот момент?
— Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?
-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?
3 группа. Сообщение о том, как герой провел 3 и 4 дни в тайге, опираясь на вопросы:
-Чем отличалась 3-я ночь?
-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?
-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.
— В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).
— Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)
-Кому благодарен Васютка за своё спасение?
-Почему называет реку Енисеюшко?
— Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?
— Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
Физкультминутка
— Представьте, что вы маленький орешек, упавший с кедра и попавший в почву.
( присесть на корточки, сжаться в комочек)
Маленькому орешку холодно, он сжимается, чтоб согреться.
(мышечное напряжение, глаза зажмуреня)
Весной солнечные лучи согрели землю и орешек отогрелся, расправил свои плечи.
( расслабление мышц)
Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти.
У него появились корешки
( встать на ноги, открыть глаза)
и первые стебельки
( поднять полусогнутые в локтях руки над головой).
Солнышко так согрело росток, появившийся из орешка, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими веточками.
(Вытянуться вверх, подняться на цыпочки, помахать кистями рук.)
3. Работа с таблицей
— Итак, перед вами таблица, которую я назвала «Уроки тайги». Вам нужно заполнить правую часть таблицы, в левой части таблицы подобраны цитаты из текста, а в правой вы должны сформулировать законы, которые должны соблюдать, отправляясь в лес. Заполнять таблицу вы будете устно (писать не надо!).
Уроки тайги.
«Таков старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички» |
Готовиться основательно к походу в тайгу |
«…наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка» |
Обозначать особыми приметами дорогу |
«Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков от роду»; «Убирайся, рыжая, стрелять буду!» (говорит белке, просто так зверей не убивает, стреляет в воздух) |
Не тратить попусту порох и дробь, бережно относиться к тайге |
«Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка»; «…глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз…» (герой начинает подражать собаке, чтобы поймать глухаря) |
Знать повадки зверей и птиц |
«Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень»; «Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега» |
Уметь развести костёр, приготовить пищу, устроиться на ночлег |
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! – вспомнились ему слова отца и дедушки»; (Словарная работа: объясняем слово «хлипкий»: безвольный, слабохарактерный) «Тишина, Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону тёмного предмета» (когда в темноте он сначала испугался большого корня) |
Не терять присутствия духа |
«Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг»; «Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучкам. Васютка заволновался: трава растёт обычно вблизи больших водоёмов»; «Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными. .. Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, то она в конце концов приведёт его к Енисею»; «Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближайшем водоёме» |
Знать таёжные приметы |
Итоговый вопрос: что помогло Васютке выжить в трудных условиях?
(Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя, знание законов и тайн тайги)
— Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь.(Дети по ходу урока записывают в тетрадь основные выводы)
Законы тайги:
1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.
2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.
3. Не стреляй попусту, береги драгоценный припас!
4. Возьми с собой в лес собаку!
5. Запомни: удача не всегда приводит к счастью!
6. Не убивай птицу, зверя ради удовольствия!
4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
5. Уметь ориентироваться по сторонам света.
6. Слушай и запоминай народные приметы!
7. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.
8. Не терять веры в свои силы.
4. Составить синквейн по образу главного героя
1. Тема называется одним словом ( обычно существительным), наприме, Васютка
2. Описание темы в 2 словах, 2 прилагательных
3. Описание действий в рамках этой темы,3 глагола
4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме ( предложение из 4 слов)
5. Синоним из 1 слова, который повторяет суть темы
Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.
Заблудился, не отчаялся, нашел выход, борется, обрадовался, всплакнул
Васютка – маленький покоритель тайги. Тайга хлипких не любит.
Путешественник, победитель
III. Рефлексивно-оценочный этап.
-Чему можно поучиться у Васютки?
-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя узнали?
— Пригодится ли вам это в будущем?
🞭 Сегодня я узнал(а)…
🞭 Было интересно…
🞭 Было трудно…
🞭 Урок дал мне для жизни…
🞭 Своей работой на уроке я…
🞭 Мое настроение…
Домашнее задание:
На «5»
Написать сочинение — рассуждение на тему » Как Васютка выжил в тайге».
На «4»
— Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?
Составьте и запишите «Памятку идущему в лес» и «Если ты заблудился в лесу».
Памятка №1. Советы идущему в лес
1. Продумай тщательно маршрут.
2. Не забудь взять компас.
3. Возьми спички для костра.
4. Захвати с собой теплые вещи.
5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).
Памятка №2. Если ты заблудился.
1. Не паникуй, успокойся.
2. Прекрати бесполезное движение,
3. Осмотри место, где находишься.
4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
5. Разожги костер, приготовь пищу.
6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Сегодня
мы…
·
Узнаем, как действовать, если вы потерялись в лесу.
·
Выясним, как выживал в тайге герой рассказа «Васюткино озеро».
·
Проанализируем, ошибки героя и попытаемся посмотреть на рассказ глазами
современного человека.
Но
сначала мы присоединимся к Алине, перед которой встал тяжёлый выбор.
– Что же
взять? – бормотала девочка. – Может быть, книгу? А топор понадобится или нет?
Нужно ли брать шапку?
–
Переезжаешь? – поинтересовался Миша.
–- В
первый раз иду в поход, – отмахнулась Маша.
И поход
будет в густом лесу. А если я заблужусь – как мне быть? Ведь мне придётся
выживать в чаще!
Как тут
быть? Что мне взять с собой?
Я должна
непременно быть ко всему готова!
– Могу
посоветовать отличную книгу для выживания в дикой среде, – предложил Миша. –
Называется «Робинзон Крузо».
–
Отличная книга, – согласился Артем. – Если вы потерпели кораблекрушение у
необитаемого острова.
– Но я не
собираюсь жить на острове двадцать шесть лет, – растерялась Алина.
– Тогда
тебе подойдёт другое произведение, – улыбнулся Артем. – Это «Васюткино
озеро» – рассказ, который написал Виктор Астафьев.
Здесь
полно нужной информации.
Ведь
главный герой, Васютка, заблудился в лесу, и ему пришлось выживать в тайге.
Так что в
рассказе мы можем увидеть и проанализировать ошибки героя. Выяснить, что
нужно взять в лес. И как себя вести, если ты потерялся.
А ещё мы
можем примерить эту ситуацию на наше время и добавить кое-что от себя!
В сюжете
рассказа мы видим, как Васютка собирается. Потом наблюдаем за его поведением в
тайге. А потом он теряется, и ему приходится выживать.
С какой
же части мы начнём? С того, с чего начинают любой поход – со сборов.
Что берет
с собой в лес Васютка?
Ружье и
патроны к нему. Перочинный ножик. Ещё у него есть спички. И горбушка хлеба.
Да и то,
хлеб его заставляет взять с собой мать:
«…Хлеба
взял ли с собой?
— Да
зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
— Не
разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя.
Спокон
веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Тут уж
с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери
спички».
А что
Васютка не взял?
Соль – об
этом он потом жалел. И воду. Но нужно учитывать, что реки и озёра во время
действий рассказа были гораздо чище.
Да и
герой не собирался заходить далеко и оставаться в лесу долго.
Так
что мы возьмём в лес?
Запас
воды и пищи – обязательно. Конечно, не только хлеб – но что-нибудь питательное.
Спички
или зажигалку.
Соль. Нож
– можно складной. Неплохо соорудить мини-аптечку, где будет бинт, йод,
нашатырный спирт.
Можно
прихватить одежду на случай холода. И средство от насекомых.
Так-так…
а чего тут не хватает?
Мобильного
телефона.
У Васютки
такого прибора, конечно, просто не могло быть. А вот в наше время они есть, и
телефон нужно иметь при себе просто обязательно. Кроме всего прочего – это ещё
и фонарик.
И вот
мы оказываемся в лесу. Что теперь делать? Самый простой ответ – попытаться
не заблудиться.
Посмотрим,
как это случилось с героем Астафьева.
«…Тр-рах!
— и черная птица, хлопая крыльями, полетела в глубь леса.
«Ранил!»
— встрепенулся Васютка и бросился за подбитым глухарём».
Тут мы
видим, как герой отвлекается. В азарте он сворачивает с тропы и
отходит от затесей – отметок на стволах.
Что
происходит дальше?
«Птица
уходила небольшими перелётами. Они становились всё короче и короче. Глухарь
слабел. Вот он, уже не в силах поднять грузное тело, побежал.
«Теперь
всё — догоню!» — уверенно решил Васютка и припустил сильнее. До птицы оставалось
совсем недалеко».
Герой в
пылу погони совсем не думает о том, куда бежит. Он не замечает дорогу,
не отмечает направление.
И вот
наконец глухарь пойман.
«Думая
о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывал, пел, что на ум
приходило.
Вдруг
он спохватился: где же затеси? Пора уж им быть».
Васютка
даже не подумал о том, в каком направлении шёл. Он был слишком счастлив тем,
что добыл глухаря. И двигался не раздумывая.
Так
какие правила мы уже можем вывести из этого?
·
В лесу нельзя сворачивать с тропы.
·
Нужно замечать свой путь.
·
Главное – не отвлекаться и помнить, где тропа.
А еще мы,
в отличие от Васютки, можем кричать. Нужно звать свою группу, вообще,
людей. Если вы заблудились не в безлюдной огромной тайге – вас услышат.
Но
допустим, что мы всё-таки заблудились! Да и на зов никто не откликается…
Что делать? Определять, где север, где юг? А идти куда – на север или на юг?
Правильный
ответ – никуда.
Потому
что герой Васютки совершил ошибку, которая чуть не стала для него роковой.
Посмотрим
на такой отрывок. «С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать
рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку
коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и
шагал, шагал…».
Получается,
что герой всё больше себя запутывает. Он ищет затеси, всё время меняет
направление…
А потом
делает ещё кое-что похуже.
«Он
вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова
бежал, Васютка не знал.
Наконец
он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.
Потом
упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер».
Сначала
герой был уверен, что скоро найдёт затеси, и метался из стороны в сторону. А
потом поддался панике и побежал неизвестно куда!
И ведь
потом отец прямо говорит Васютке: метаться было нельзя. Мальчика скоро бы
нашли, ведь он не мог уйти далеко. А так он сам уходил всё глубже в тайгу.
Так
что делать, если ты заблудился?
·
Оставаться на месте и не метаться в разные стороны.
·
Звать людей, звонить по телефону родным, знакомым, в полицию. Просить
помощи.
·
Не поддаваться страху и панике – это самое главное.
·
Но если в лесу приходится остаться не на час и не на два? Если припасы
уже закончились – что же делать тогда?
Вот
Васютка в такой ситуации начал припоминать нужные советы:
«Тайга,
наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он
стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и
охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из
дому. Пригодились спички.
Васютка
обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача,
искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджёг».
Вася
вырос в тайге. Так что он знает, как поджарить птицу, обеспечивает себя
орехами и ягодами. И даже пьёт воду из озера.
Но мы
вряд ли можем надеяться поймать утку. Да и с питьём воды из водоёмов в лесу
лучше повременить, пока это возможно.
Зато
можно полакомиться грибами и ягодами. Но только знакомыми. Иначе можно
получить тяжёлое отравление.
Можно и
развести костёр, только так, чтобы не сжечь лес. Костёр поможет вас найти.
Но даже
не это самое главное. Гораздо важнее – то, как вы чувствуете себя и как себя
ведёте.
А вот
здесь герой Астафьева действует совершенно правильно. После первой вспышки
испуга и печали – он не даёт себе отчаиваться.
И
старается не терять присутствия духа.
Вместо
этого герой занимает себя необходимыми делами. Он добывает еду, устраивается на
ночлег, чинит одежду. Все его мысли направлены на выживание.
При этом
заметим, что герой чередует труд и отдых. Он верно оценивает свои силы. Но
слабости и бессилию не поддаётся, хотя в конце концов сильно устаёт.
А самое
главное – герой не перестаёт думать и рассуждать. Как раз это его и
спасает.
Так
как же вести себя, если вдруг потерялся?
·
Постараться не паниковать, отложить страх и отчаяние на потом – ведь они
отнимают драгоценные силы.
·
Нужно занять себя конкретными делами – собрать топливо, устроить
укрытие, набрать немного еды…
·
Главное – не тратить слишком много сил. И не проваливаться в оцепенение
и забытье.
–
Отлично! – захлопала в ладоши Алина. – Теперь у меня есть чёткий план!
–
Удивительно полезная книга, – заметил Миша. – Немного дополнить современными
реалиями – и получится целое пособие по выживанию!
Итак,
что мы возьмём с собой в лес?
·
Запас воды и провизии.
·
Что-то для розжига костра.
·
Соль. Нож.
·
Основные медикаменты.
·
Мобильный телефон – обязательно.
·
Можем добавить средство от насекомых и лишнюю одежду.
Как
будем вести себя в лесу?
·
Не отвлекаться.
·
Не сходить с тропинки.
·
Замечать дорогу – приметы и направление, в котором движешься.
·
Перекликаться со своими спутниками.
А как
быть, если всё-таки заблудились?
·
Оставаться на месте и не метаться в разные стороны.
·
Связаться с людьми.
·
Не паниковать, постараться занять себя делом.
·
Изо всех сил держаться и выживать до прихода подмоги.
·
А для этого надо беречь силы, не поддаваться слабости и сонливости.
Получается,
что Астафьев написал очень нужную книгу. Но в ней, кроме истории выживания,
есть ещё кое-что полезное.
Об этом
мы поговорим на следующем уроке.