Передний ведущий мост МТЗ-82- это один из самых важных узлов трактора. И его замена накладывает дополнительные расходы для владельца трактора МТЗ-82. Стоимость нового переднего моста МТЗ-82 составляет до 100 тысяч рублей. Как снизить подобные траты? Очень просто! Нужно выполнять ремонт и обслуживания переднего моста МТЗ-82 согласно инструкций и рекомендаций завода-изготовителя техники. В этой заметке мы определим основные моменты, на которые следует обращать внимание при ремонте и обслуживании передних мостов МТЗ-82.
Передний ведущий мост МТЗ-82— это один из самых важных узлов трактора. И его замена накладывает дополнительные расходы для владельца трактора МТЗ-82. Стоимость нового переднего моста МТЗ-82 составляет до 100 тысяч рублей. Как снизить подобные траты? Очень просто! Нужно выполнять ремонт и обслуживания переднего моста МТЗ-82 согласно инструкций и рекомендаций завода-изготовителя техники. В этой заметке мы определим основные моменты, на которые следует обращать внимание при ремонте и обслуживании передних мостов МТЗ-82.
Описание переднего моста МТЗ-82
Передний ведущий мост на тракторе МТЗ-82 портального типа, то есть, балка не соосна с колесами. Это сделано для того, чтобы обеспечивать необходимый агротехнический просвет для междурядной обработки высокостебельных пропашных культур.Передний мост МТЗ-82 установливается в проеме переднего бруса полурамы трактора.
Кожухи полуосей колесных редукторов соединяется со шлангами РВД переднего моста МТЗ-82 телескопически, что позволяет бесступенчато регулировать колею передних ведущих колес в тех же пределах, что и задних. Дифференциал переднего моста МТЗ-82 самоблокирующийся. Его блокировка срабатывает автоматически при включении переднего моста МТЗ-82.
Передний ведущий мост МТЗ-82 приводится в действие от коробки передач через раздаточную коробку и карданную передачу с промежуточной опорой. Механизм управления работой переднего моста МТЗ-82 позволяет задавать раздаточной коробке режимы автоматического и принудительного включения, а также полностью отключать передний мост, что можно делать на транспортных работах для снижения расхода топлива и износа шин.
В привод переднего моста МТЗ-82 введена фрикционная предохранительная муфта, которая монтируется в промежуточной опоре карданной передачи. Муфта предотвращает поломки привода в случаях кратковременных перегрузок переднего моста МТЗ-82.
Устройство переднего моста МТЗ-82
Схема переднего моста МТЗ-82
1, 11, 12, 16 — конические роликовые подшипники; 2 — уплотнения вала фланца колеса; 3 — цилиндрический роликовый подшипник; 4— ведомая шестерня нижней конической пары; 5 — ведомая шестерня верхней конической пары; 6, 22— ведущая шестерня; 7, 17 — сдвоенные конические подшипники; В — корпус главной передачи; 9 — манжеты уплотнения вала ведущей шестерни; 10— вел ведущей шестерки; 13 — шестерня полуоси; 14 — сателлиты; 15 — ведомая шестерня главной передачи; \8—труба-шкворень; 19 — гильза; 20 -— пружина подвески; 21 — шариковые подшипники; 23 — ось качания моста; 24 — оси сателлитов
Передний ведущий мост МТЗ-82 состоит из следующих деталей:
Шестерня ведущая в сборе 52-2302010
Дифференциал 52-2303010-Б
Передний ведущий мост в сборе 72-2300020-А
Редуктор левый 72-2308005-08
Редуктор правый 72-2308010-07
Крышка 82-2301051
Подшипник 6-7212А
Шестерня ведомая 52-2302019
Гайка 52-2302038-А1
Сапун СУ 1/8-А
Корпус 72-2301055
Пробка ПК КГ ¾
Штифт установочный Д01-015
Прокладка регулировочная В=0,5 мм 52-2303027
Прокладка регулировочная В=0,2мм 52-2303028
Обойма с сальником в сборе 52-2301040-Б1
Обойма сальников 52-2301062-Б1
Манжета 2,2-45*65-1
Кольцо 150-155-36-1-4
Болт М8-6g*16.88.35.019
Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75
Крышка 50-3104051
Винт 52-2301052
Шайба 16ОТ
Болт М16-6g*40.88.35.019
Ось 52-2301054-А
Заглушка 52-2301067
Штифт 82-2301069
Шплинт 5*45.019
Пробка 52-2301074
Кронштейн 102-2301023-01
Болт М12-6g*30.88.35.019
Шайба 12ОТ
Прокладка регулировочная В=0,5 мм 52-2302021
Прокладка регулировочная В=0,2 мм 52-2302022
Кольцо 089-095-36-1-4
Болт М12-6g*25.88.35.019
Планка 72-2301059-А1
Ось 52-2301054-А4
Клин 52-2301056
Шайба 52-2301065
Гайка М16*1,5-6Н.6.019
Основные неисправности переднего моста МТЗ-82
Передний мост МТЗ-82 как и любой механизм в любой момент может выйти из строя. Среди основных неисправностей переднего моста МТЗ-82 выделим: постоянный повышенный шум при работе, утечку масла и шум, стук во время движения, особенно при поворотах. Также встречается такие неисправности, как то, что передний мост МТЗ-82 при буксовании колес автоматически не включается при переднем ходе трактора или появляются следы смазки на фланце карданного вала и корпусе главной передачи трактора МТЗ-80, МТЗ-82 из-за потери эластичности, либо разрушении манжеты ведущей шестерни.
Постоянный повышенный шум при работе переднего моста
Если неправильно отрегулированы подшипники дифференциала или просто износились, неверно отрегулированы, повредились или износились шестерни, подшипники редуктора, а также наблюдается недостаток масла в картере моста, то это приводит к повышению уровня шума при работе переднего моста МТЗ-82.
Чтобы устранить данную неисправность, нужно сначала определить причину поломки. Затем заменить подшипники дифференциала, шестерни, либо отремонтировать или заменить редуктор. Если имеется течь масла, то проверить наличие протекания в уплотнениях картера переднего моста МТЗ-82. В этом случае заменить резинотехнические изделия и восстановить уровень масла.
Утечка масла
Утечка масла является одним из самых распространенных неисправностей переднего моста МТЗ-82. Утечки масла могут быть вызваны износом или повреждением сальника, износа сальника корпуса внутреннего шарнира, ослаблением крепления крышки подшипников корпусов внутренних шарниров или крышек картера, повреждением уплотнительных прокладок.
Что нужно сделать, чтобы устранить утечку масла в переднем мосту МТЗ-82? Замените поврежденные сальники, прокладки, затяните гайки и болты.
Шум, стук со стороны переднего моста МТЗ-82 при движении (особенно при поворотах)
При движении трактора слышите сильные шумы и стуки по стороны переднего моста МТЗ-82? Знайте, что в переднем мосту МТЗ-82 изношены детали шарниров равных угловых скоростей приводов передних колес. Чтобы устранить неисправность, замените изношенные и поврежденные шарниры.
Передний мост при буксовании колес автоматически не включается при переднем ходе трактора.
Появление такой неисправности переднего моста МТЗ-82 может возникнуть по четырем причинам: износ деталей муфты свободного хода, заклинивающие пазы наружной обоймы муфты свободного хода загрязнены продуктами окисления масла и износа деталей, деформированы пружины поджимного механизма роликов и предохранительная муфта не передает крутящий момент.
Что нужно сделать, чтобы устранить данную неисправность переднего моста МТЗ-82?
Прежде всего, конечно, определите узел, где возникла неисправность. Затем по необходимости замените изношенные детали муфты свободного хода, прочистите и промойте детали муфты свободного хода, замените пружины поджимного механизма роликов, либо отрегулируйте предохранительную муфту на момент 50 — 55 кгс • м.
Помните, что своевременная диагностика и обнаружение неисправностей сэкономят Вам до 100 тысяч рублей в год на ремонт, обслуживание переднего моста МТЗ-82.
Некоторые моменты ремонта переднего моста МТЗ-82
При ремонте или обслуживании главной передачи и дифференциала трактора МТЗ-82 передний мост нужно вывесить и установить на подставки. Затем снимайте главную передачу. Проведите внешний осмотр ее деталей и, проворачивая монтажным ломиком ведомую шестерню, осмотр деталей дифференциала.
В процессе разборки обратите внимание на посадку обойм подшипников. При ослаблении посадки обоймы легко проворачиваются или перемещаются в осевом направлении, проведите обмер посадочных диаметров деталей. Стаканы главной передачи МТЗ-80, МТЗ-82 замените при износе посадочных мест под подшипники до размеров — более: 80,12 и 62,12 мм. Шестерню-вал главной передачи заменяют при сколах или износе зубьев. Реже обе конические шестерни замените при износе посадочных мест под подшипники ведущей шестерни-вала до размеров — менее 34,90 и 29,96 мм.
У трактора МТЗ-82 коробки дифференциала и корпус моста замените, если внешние и внутренние диаметры под подшипники менее 59,88 и более 110,14 мм. Так как замена данных деталей сопряжена с большими затратами труда, то при обнаружении указанных износов передний ведущий мост МТЗ-82 замените в сборе.
После сборки и установки дифференциала в корпус моста проверьте осевоеперемещение ведомой шестерни главной передачи — зазор в подшипниках дифференциала. При перемещении шестерни в осевом направлении показания индикатора должны находиться в пределах: для трактора МТЗ-82— 0,01 …0,10 мм. Если же перемещение шестерни больше 0,5 мм, а также при отсутствии зазора в подшипниках проведите регулировку. Изменяйте количество прокладок, которые расположены между корпусом и крышкой моста у МТЗ-82. Для уменьшения зазора несколько прокладок удалите, а для увеличения установите дополнительные.
После того, как осевой зазор в подшипниках главной передачи и дифференциала отрегулирован, установите главную передачу в корпус моста и проверьте, а при необходимости регулируйте боковой зазор между зубьями конических шестерен. Данная операция для трактора МТЗ-82 обязательна после замены деталей главной передачи и после регулировки осевого зазора в подшипниках дифференциала.
У трактора МТЗ-80, 82 боковой зазор регулируйте изменением толщины пакета прокладок, расположенных под стаканом подшипников главной передачи. При удалении части прокладок зазор между шестернями уменьшается, а при добавлении прокладок — увеличивается.
После того, как боковой зазор отрегулирован, вывешенный передний мост МТЗ-82 прокрутите либо за колесо, либо за фланец кардана. При этом главная передача должна проворачиваться плавно, без рывков и заеданий. Правильность сборки и регулировки дифференциала и главной передачи трактора МТЗ-80,82 проверяют по пятну контакта зубьев конических шестерен. При правильной регулировке пятно краски располагается на середине зуба по длине и высоте и занимает не менее половины его площади.
Регулировки переднего ведущего моста МТЗ-82
Осевой зазор в конических подшипниках промежуточной шестерни раздаточной коробки, не более, мм | 0,05 |
Осевой натяг в конических подшипниках ведущей шестерни, мм | 0,02-0,05 |
Осевой зазор в конических подшипниках дифференциала, мм | 0,01-0,10 |
Осевой зазор в конических подшипниках полуоси и вертикального вала, мм | 0,05-0,15 |
Осевой зазор в конических подшипниках ведомой шестерни редуктора конечной передачи, не более, мм | 0,1 |
Боковой зазор в зацеплении шестерён верхней конической пары, мм | 0,10-0,55 |
Боковой зазор в зацеплении шестерён нижней конической пары, мм | 0,26-0,65 |
Момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни главной передачи в подшипниках и сальниковом узле, кгс*м(Н*м) | 0,12-0,18(1,2-1,8) |
Момент затяжки гаек крепления дисков передних колёс, кгс*м(Н*м) | 20-25(200-250) |
Крутящий момент, передаваемый предохранительной муфтой промежуточной опоры на передний ведущий мост, кгс*м(Н*м) | 40-80(400-800) |
Момент затяжки, кгс*м(Н*м): | |
болтов крепления подшипника 2310К1 на фланце конечной передачи | 6-7,5(60-75) |
гайки крепления ведущей шестерни главной передачи | 12-15(120-150) |
в стакане гайки крепления клина | 12-15(120-150) |
Как Вы понимаете, в рамках небольшой заметки мы не может учесть все правила и инструкции, которыми нужно руководствоваться при ремонте и обслуживании переднего моста МТЗ-82. Более детальную информацию Вы узнаете из специальных инструкций, которые выпускает завод-изготовитель техники.
Если у Вас еще остались вопросы, то звоните по тел. (351)7000-191 или отправляйте заявки по электронной почте: sales1@tehtt.com.
Cодержание статьи:
- Вступление
- Общие технические сведения
- Функционирование отдельных элементов
- Червячный механизм: некоторые особенности
- Обойма. Основные манипуляции с ней
- Важные нюансы
- Возьмите на заметку
Вступление
Трактор МТЗ-82 («Беларус») – надёжная машина, обладающая следующими практическими достоинствами:
- проходимость;
- манёвренность (за счёт небольших габаритов);
- управляемость;
- мощность, достаточная для выполнения широкого спектра работ, от банальной перевозки грузов, до специализированных задач.
Трактор нашёл применение в различных отраслях: от сельскохозяйственной до ремонтно-строительной. Передний мост МТЗ-82 играет важную роль в его производительности. Благодаря этому узлу достигается комфортный уровень дорожного просвета и широкая вариативность колеи. Сам передний мост трактора МТЗ-82 предназначается для передачи крутящего момента. Осуществляется она от электродвигателя к колёсам.
Наш каталог запасных частей к переднему ведущему мосту и заднему мосту:
— Запчасти переднего ведущего моста для МТЗ 80/82
— Запчасти заднего моста для МТЗ 80/82
Общие технические сведения
У переднего ведущего моста МТЗ-82 довольно сложное устройство. Его ключевые элементы:
- Центральная передача. Включает в конструкцию комплекс шестерёнок конической формы, имеющих спиральные зубцы. С их помощью интенсифицируется крутящий момент.
- Дифференциал. Эта деталь, наделённая функцией автоматической самоблокировки. Состоит из оси, двух сателлитов и двух шестерён, одна из которых ведомая, другая – ведущая.
- Колёсный редуктор. Он выполнен в виде конуса, и именно ему принадлежит ключевая роль при передаче крутящего момента. Эта коммуникация осуществляется через специальные телескопические соединения, которые обеспечивают синхронность процесса регулировки колеи как передних, так и задних колёс. Наличие шестерён способствует увеличению угла поворота.
- Балка. Она содержит важные элементы, в частности, дифференциал и главную передачу.
Помимо вышеперечисленного, передний мост МТЗ-82 включает фланцевый механизм, подшипники, манжеты, обоймы сальников, гайки, стаканы и прочее. Фрикционный блок составляют сапун, опора, червячное устройство. Имеются стойки – передняя и задняя, ширина которых равняется, соответственно, 2,2 и 2,4 см.
Функционирование отдельных элементов
Редуктор переднего моста МТЗ-82 имеет цилиндрическую форму. В его основную конструкцию входит набор специальных дисков. В центре располагается пластина конической формы, замыкающаяся на валу, там же находится и прокладка. С нижней и верхней стороны корпуса устанавливается группа подшипников.
Сапун поддерживает рабочее давление. Его функция распространяется на зону нахождения главной передачи и балки. На переднем мосту трактора МТЗ-82 он устанавливается в комплексе с длинной трубкой, замыкающейся на редукторе. Этот узел работает в области высокой нагрузки, поэтому в его корпусе при изготовлении предусмотрена высокая степень защиты. В функционировании сапуна задействованы три диска, под которыми располагаются нарезные подкалки. Вверху узла присутствуют широкие зажимы.
От вертикального вала переднего моста зависит работа шестерёнки. Устанавливается на редуктор, фиксируется специальными, прочными винтами, поскольку он работает в условиях высоких оборотов. Деталь оснащается фланцем, снабжённым регулировочным переходником. На узле устанавливается также небольшой стакан, а в его верхней части – накладка. Демонтаж и установка вертикального вала проводится довольно быстро.
Импульс движению фланцев переднего моста МТЗ-82 придаёт вращение вала. Коммуникаторами для взаимодействия служат переходники. Вверху детали находятся так называемые шкворни. Сами фланцы покрываются стаканом, который при необходимости их ревизии или замены легко и быстро снимается.
Червячный механизм: некоторые особенности
На переднем мосту трактора червячный механизм устанавливается в комплексе с шатуном. При его работе задействуются три шестерни, замыкающиеся на упоре. Передняя часть содержит элемент в форме монетки, сзади – гайка, усиленная кольцом. Крепление крышки «червяка» осуществляется посредством зажимов.
В центре червячного механизма расположен сапун, о котором уже упоминалось выше. Если происходит поломка, при разборке отсоединяется фиксатор. Гайка откручивается ключом, регулятор же снимают вручную. Если кольцо замкнуто, при ремонте механизма лёгким молотком подбивается нижний упор. Когда корпус устройства повреждён, при его ревизии проверяется и чашка. На шкворне переднего моста МТЗ-82 периодически образуются трещины, ликвидировать которые просто – достаточно смазки машинным маслом.
Обойма. Основные манипуляции с ней
Выпрессовка обоймы возможна после демонтажа червячного механизма. Для этой операции необходимы следующие предметы:
- ключи – используется несколько размеров для отсоединения креплений;
- винты двух видов – одни с кольцами, другие без них;
- острый инструмент, предназначенный для поддевания уплотнителей.
Чтобы получить доступ к обойме, требуется снятие с редуктора упора. Во время выполнения этой операции обязательно должна придерживаться манжета. После того как упор снят, от моста откручивают зажимную гайку и отсоединяет ведомую шестерню.
Для спрессовки обоймы используются простые инструменты – молоток и ключ. Сначала необходимо определить, исправен ли червячный механизм. Для этого отсоединяется его крышка и упор. При сильно вжатой обойме проворачивание винта осуществляется по часовой стрелке, без чрезмерного зажатия подкладок. При осмотре следует обратить внимание на просаживающийся фланец. Причиной этому часто является повреждение роликового механизма. Иногда источником поломки обоймы являются проблемы с дисками. Чтобы проверить их, необходимо отвинтить защитную втулку, обследовав упорное кольцо и зажим.
Важные нюансы
Снятие колеса с редуктора самостоятельно осуществить сложно, поскольку такая работа требует значительных физических усилий. В процессе этого извлекается крышка, удерживаемая двумя упорами. Последним отсоединяют центральный винт. Проводя ремонт, в обязательном порядке следует прочистить подкладку, располагающуюся под крышкой. Само колесо находится за регулятором и крепится на единственной гайке, легко скручиваемой ключом. В момент выполнения этой работы продольные упоры не задеваются.
Отсоединяется крышка редуктора ключом на 8. Делается это в рамках мероприятий по обслуживанию, например, для смазывания накладок находящихся внутри. Если крышка плохо отвинчивается, это может свидетельствовать о чрезмерно плотной фиксации зажимов. Для того чтобы ликвидировать этот эффект, следует простучать края крышки маленьким молотком, не повредив внутренней подкладки.
Ведомая шестерня устанавливается на рабочий вал. У его основания имеются две подкладки, которое специалисты рекомендуют менять с периодичностью один раз в три года. Шестерни и упоры располагаются между собой на довольно большом расстоянии. Если одна сбивается, производится её центровка. Регулировка шестерён осуществляется винтом. Смещение детали к центру, проводится ключом.
Функции опоры переднего моста на МТЗ-82 выполняет манжета. Крепится она посредством двух упоров. Когда требуется её замена, снимаются ролики, проверяется исправность ведомой шестерни. При необходимости проводится её регулировка или замена, после чего проверяется пригодность стаканов. Для отсоединения деталей требуется ключ одного типа. По правильной технологии ремонта, стаканы открепляют после фланца, не касаясь кардана.
Возьмите на заметку
Несмотря на обилие инструкций из серии, как провести ремонт переднего моста МТЗ-82 своими руками, лучше доверить эту процедуру специалистам. В хорошей мастерской для этой работы всегда есть соответствующие условия и оборудование. Только там будет проведена квалифицированная разборка, диагностика, ремонт и последующая сборка переднего моста МТЗ-82.
Своевременно проводите техническое обслуживание. В его рамках реализуются мероприятия: ревизия переднего моста, замена быстроизнашивающихся расходных элементов, смазка и прочие действия. Своевременные осмотры помогут продлить эксплуатацию трактора МТЗ-82 максимально долго.
Мосты на тракторах МТЗ 82 играют ключевую роль в работе машины, особенно на пересеченной местности. Правильное снятие, разборка и замена мостов — важные процессы, которые требуют соблюдения точных процедур. В этой статье мы подробно разберем шаги по выполнению этих операций.
Оглавление:
- Передний мост МТЗ 82
- Задний мост МТЗ 82
- Как снять мост МТЗ 82
- Как разобрать мост МТЗ 82
- Как разобрать передний мост МТЗ 82
- Как поменять мост на МТЗ 82
- Как заменить передний мост на МТЗ 82
- Как отрегулировать передний мост МТЗ 82
- Как собрать мост МТЗ 82
- Как включить передний мост на МТЗ 82
Передний мост в тракторе МТЗ 82 выполняет функцию ведущего моста, когда включается передний привод. Это особенно важно при работе на сложной местности, где требуется полноприводный режим для увеличения тягового усилия и проходимости. Передний мост отвечает за передачу крутящего момента от коробки передач к передним колесам. В конструкции переднего моста предусмотрены редуктор, дифференциал и приводные валы, которые обеспечивают равномерное распределение мощности между колесами.
Кроме того, передний мост оснащен механизмом включения и выключения привода, что позволяет экономить топливо и уменьшать износ деталей при движении по ровным дорогам, когда полный привод не требуется. Надежная конструкция переднего моста позволяет трактору эффективно работать в условиях тяжелых нагрузок и при движении по бездорожью.
рис.1 — ПВМ МТЗ-82
1 – колесный редуктор; 2 – крышка ПВМ; 3, 23 – манжеты; 4, 18 – прокладки регулировочные; 5, 19 – уплотнительные кольца; 6 – гайка; 7 – шестерня ведомая; 8 – корпус ПВМ; 9 – дифференциал; 10 – сапун; 11, 26, 27 – подшипники роликовые конические; 12 – планка стопорная; 13 ось качания; 14 пробка заливная и контрольная; 15 – пробка сливная; 16 – кронштейн крепления гидроцилиндра (для ГОРУ); 17 – шестерня ведущая; 20 – стакан ведущей шестерни; 21 – кольца регулировочные (2 шт.); 22 – кольцо маслоотражательное; 24 – фланец карданного вала; 25 – гайка; 28 – штифт, 29 – шплинт; 30 – червяк; 31 – клин; 32 – пробка сливная, 33 – пробка заливная и контрольная; 34 – кронштейн установки рулевой тяги.
Задний мост МТЗ 82
Задний мост МТЗ 82 является основным ведущим мостом, который всегда находится в зацеплении с двигателем. Он передает крутящий момент от трансмиссии на задние колёса и отвечает за тягу трактора. Задний мост состоит из главной передачи, дифференциала и полуосей, которые приводят в движение задние колеса. Это обеспечивает отличную сцепку с грунтом, что позволяет трактору выдерживать большие нагрузки и буксировать прицепы или сельхозорудия.
В заднем мосту также предусмотрен механизм блокировки дифференциала, который используется для увеличения проходимости трактора в условиях сложных полевых работ, таких как вспашка или работа на влажных почвах. Блокировка дифференциала позволяет избежать пробуксовки колес и улучшает устойчивость машины.
Оба моста на тракторе МТЗ 82 играют ключевую роль в его проходимости и функциональности. Передний мост активируется по мере необходимости для повышения проходимости, а задний мост обеспечивает постоянную тягу, что делает трактор универсальным и пригодным для работы на различных типах рельефа и в различных условиях эксплуатации.
рис.2 Задний мост МТЗ-82
1 – шестерня ведущая конечной передачи правая; 2 – шайба сателлита; 3 – крестовина дифференциала; 4 – сателлит; 5 – корпус дифференциала; 6 – шестерня ведомая главной передачи; 7 – гайка крепления ведомой шестерни; 8 – пластина стопорная; 9 – крышка корпуса дифференциала; 10 – роликоподшипник конический; 11 – болт призонный; 12 – шестерня ведущая конечной передачи левая; 13 – шестерня ведомая конечной передачи; 14 – подшипник; 15 – крышка люка; 16 – корпус заднего моста; 17 – рукав полуоси; 18 – диск соединительный с накладками в сборе; 19 – диск промежуточный; 20 – пружина; 21 – диск отжимной;
22 – диск нажимной; 23 – полуось; 24 – манжета; 25 – крышка рукава; 26 – подшипник; 27 – крышка механизма блокировки дифференциала; 28 – крышка диафрагмы; 29 – диафрагма; 30 переходник; 31 – вал блокировочный в сборе; 32 – манжета; 33 – кожух; 34 – корпус блокировочной муфты; 35 – крышка стакана; 36 – подшипник; 37 – стакан подшипников; 38 – регулировочные прокладки; 39 – шайба опорная; 40 – шестерня полуосевая; 41 – шестерня ведущая главной передачи; 42 – вал вторичный коробки передач; 43 – крышка заднего моста.
Как снять мост МТЗ 82
Для снятия моста на тракторе МТЗ-82 потребуется набор инструментов, включающий гаечные ключи разных размеров (лучше использовать накидные и торцевые ключи для работы с болтами крепления), домкрат или гидравлический подъемник для подъема трактора, а также противооткатные упоры для обеспечения безопасности. Дополнительно вам понадобится монтировка для снятия тяжелых элементов. Процесс начинается с того, что необходимо заглушить двигатель и отключить аккумуляторные клеммы, чтобы предотвратить случайное включение. Затем следует открутить карданный вал, рулевые тяги и гидравлические шланги. При подъеме и снятии моста рекомендуется использовать подъемное оборудование, чтобы избежать травм и повреждений. Важно следить за тем, чтобы мост не упал резко. Для этого нужно использовать прочную опору, чтобы безопасно спустить мост на землю.
Для удобства тот же процесс в виде шагов:
-
Для начала, убедитесь, что у вас есть полный набор необходимых инструментов. Гаечные ключи разных размеров (от 10 мм до 32 мм), особенно накидные и торцевые, помогут при работе с болтами крепления. Накидные ключи позволяют избежать срыва граней болтов, а торцевые удобны для работы в ограниченном пространстве. Гидравлический подъемник или домкрат нужен для подъема трактора, а противооткатные упоры обеспечат его устойчивость и безопасность при работе.
-
Перед началом работ важно заглушить двигатель и снять клеммы с аккумулятора, чтобы предотвратить случайное включение техники, которое может привести к травмам. Это стандартная мера безопасности при любых технических работах с трактором.
-
Карданный вал соединяет трансмиссию с передним мостом, и его необходимо отсоединить. Используйте гаечные ключи, чтобы открутить болты крепления карданного вала к фланцу моста. Чтобы избежать повреждения болтов и гаек, предварительно их можно обработать проникающей смазкой.
-
Рулевые тяги отвечают за управление трактором, и их нужно отсоединить, чтобы мост можно было снять. Для этого используйте гаечные ключи, а если тяги застряли, примените монтировку или специальный съемник рулевых наконечников.
-
Перед отсоединением убедитесь, что гидравлическая система не находится под давлением. Откручивайте шланги осторожно, чтобы избежать утечки масла. Чтобы облегчить дальнейшую сборку, пометьте или сфотографируйте, где какой шланг был подключен.
-
Убедитесь, что трактор устойчиво стоит на противооткатных упорах. Используйте гидравлический подъемник или домкрат для аккуратного подъема трактора. Когда передний мост станет свободным, аккуратно опустите его на землю, используя прочные деревянные или металлические подставки, чтобы избежать резкого падения, которое может повредить детали моста или травмировать вас.
Как разобрать мост МТЗ 82
Разборка моста МТЗ-82 требует использования специальных инструментов. Помимо стандартных гаечных ключей, понадобятся съемники для подшипников и шестерен, а также небольшой молоток для аккуратного выбивания застрявших деталей. Перед началом работ мост нужно очистить с помощью щетки и обезжиривающего средства, чтобы убрать загрязнения, которые могут мешать дальнейшему процессу. Откручиваются болты крепления крышек и ступиц с помощью гаечных ключей или пневматического гайковерта, что ускорит работу. При помощи съемников аккуратно извлекаются подшипники, валы и шестерни. В процессе разборки важно тщательно осматривать каждую деталь. Если какие-то элементы изношены, их необходимо заменить.
Для удобства тот же процесс в виде шагов:
- Перед началом разборки рекомендуется тщательно очистить мост от грязи и масла. Используйте металлическую щетку и обезжиривающее средство, чтобы убрать накопившиеся загрязнения. Это не только облегчит разборку, но и предотвратит попадание мусора в механизмы во время работы.
- С помощью гаечных ключей или пневматического гайковерта открутите болты крепления крышек и ступиц. Пневматический гайковерт ускоряет процесс откручивания и минимизирует усилия. Будьте осторожны, чтобы не повредить резьбу или крепежные элементы.
- Съемники для подшипников и шестерен — обязательный инструмент для безопасного снятия этих элементов. Никогда не применяйте чрезмерные усилия или удары, чтобы не повредить детали. При необходимости используйте небольшой молоток с резиновым или медным бойком для легкого выбивания застрявших частей, но не бейте напрямую по деталям, чтобы избежать деформации.
- После извлечения всех элементов внимательно осмотрите подшипники, валы и шестерни. Изношенные или поврежденные детали могут стать причиной серьезных поломок в будущем. Подшипники, шестерни с явным износом, трещинами или задирками лучше заменить сразу, чтобы не допустить повторной разборки в ближайшее время.
- Во время разборки запоминайте или записывайте порядок снятия деталей, а также делайте фото на каждом этапе. Это упростит обратную сборку. Пометьте или разложите запчасти по группам, чтобы ничего не потерять и не перепутать.
- Все работы должны проводиться на ровной поверхности и с использованием защитных средств, таких как перчатки и защитные очки. Это обезопасит вас от возможных травм при ударе или выпадении тяжелых деталей.
Как разобрать передний мост МТЗ 82
Для разборки переднего моста вам понадобятся ключи, съемники подшипников, отвертка для снятия стопорных колец, монтировка и ломик для облегчения извлечения тяжелых деталей. Процесс начинается со снятия передних колес, для чего необходимо использовать домкрат и противооткатные упоры. После снятия колес откручиваются крепления ступиц и редуктора переднего моста. Используйте съемник для извлечения валов и подшипников. Если какие-то детали застряли, можно использовать молоток, но делайте это аккуратно, чтобы не повредить компоненты.
Для удобства тот же процесс в виде шагов (номерные обозначения используются из рис.1 ПВМ МТЗ-82):
- Подготовка инструментов
- Для начала убедитесь, что у вас под рукой есть все необходимые инструменты. Вам понадобятся:
- Ключи (различные размеры, особенно для гаек креплений);
- Съемники подшипников (для деталей 11, 26, 27 — подшипники роликовые конические);
- Отвертка для снятия стопорных колец (для стопорных деталей, таких как 12 — планка стопорная);
- Монтировка и ломик (для извлечения деталей, которые могут быть плотно установлены, например, 13 — ось качания);
- Домкрат и противооткатные упоры (необходимы для безопасного подъема трактора).
- Снятие передних колес
- Первым шагом является снятие передних колес. Для этого нужно:
- Установить трактор на ровной поверхности.
- Поддомкратить переднюю часть трактора с помощью домкрата.
- Подставить противооткатные упоры под задние колеса.
- Открутить гайки крепления колес (это гайки типа 6 или 25).
- Снятие ступиц и редуктора (1 — колесный редуктор)
- После снятия колес можно переходить к демонтажу ступиц и редуктора переднего моста:
- Открутите крепления ступиц. Возможно, вы будете снимать детали, такие как 1 — колесный редуктор, 24 — фланец карданного вала.
- Затем откручиваются крепления 8 — корпуса ПВМ и 9 — дифференциала.
- Снимайте ступицы осторожно, при необходимости воспользуйтесь монтировкой.
- Извлечение валов и подшипников
- Следующим этапом является извлечение валов и подшипников:
- Используйте съемник для подшипников, чтобы снять подшипники 11, 26, 27 — роликовые конические.
- Обратите внимание на наличие 3, 23 — манжет, 5, 19 — уплотнительных колец и 4, 18 — регулировочных прокладок. Эти элементы необходимо аккуратно демонтировать и сохранить для последующей сборки.
- Также не забудьте про 22 — кольцо маслоотражательное и 21 — регулировочные кольца, которые обеспечивают правильную посадку подшипников.
- Разборка редуктора и дифференциала
- При разборке редуктора нужно аккуратно снять 7 — шестерню ведомую и 17 — шестерню ведущую. Эти шестерни составляют важные элементы передачи крутящего момента на колеса.
- Для снятия 20 — стакана ведущей шестерни может потребоваться съемник, так как он может быть установлен плотно.
- Во время работы следите за тем, чтобы не повредить 10 — сапун, который служит для вентиляции системы и поддержания нормального давления масла внутри.
- Слив масла и обслуживание пробок
- Перед началом разборки рекомендуется слить масло через 15 — сливную пробку. В процессе работы, не забудьте проверить и заменить 14, 33 — заливные и контрольные пробки, которые служат для контроля уровня масла и его доливки.
- Использование молотка и дополнительных инструментов
- Если детали застряли, можно аккуратно использовать молоток. Это касается таких частей, как 28 — штифт и 29 — шплинт. Однако ударяйте только через мягкую прокладку.
- В случае необходимости замены уплотнителей, обратите внимание на 5 и 19 — уплотнительные кольца, которые защищают систему от утечек масла.
- Финальная разборка и снятие оси качания
- В конце работы вы можете извлечь 13 — ось качания, которая соединяет компоненты переднего моста с рамой трактора. Для облегчения демонтажа этой оси используйте ломик или монтировку.
Как поменять мост на МТЗ 82
Замена переднего моста на тракторе МТЗ-82 — это ответственный процесс, требующий использования подъемного оборудования и специальных инструментов. Для выполнения этой задачи следуйте следующей инструкции.
Для начала вам понадобятся подъемное оборудование (домкрат или гидравлический подъемник), набор гаечных ключей, съемники для валов, а также болгарка для случаев, когда крепежи закисли и не поддаются откручиванию.
Начните с того, что отключите все приводы, которые соединяют мост с трактором. Это могут быть приводы управления колесами и другие системы. После этого открутите все крепления моста. Если какие-то болты или гайки сложно открутить, воспользуйтесь болгаркой для аккуратного срезания. Когда все крепления будут ослаблены, с помощью подъемного оборудования опустите старый мост на землю, действуя осторожно, чтобы избежать резких нагрузок.
Перед тем как установить новый мост, обязательно проверьте его состояние. Осмотрите ключевые компоненты, такие как подшипники, шестерни и валы. Если какие-то детали требуют замены, замените их заранее.
Используя подъемник, аккуратно установите новый мост на место. Работайте медленно и внимательно, чтобы правильно закрепить его. Все крепления затяните с помощью гаечных ключей. Для важных соединений используйте динамометрический ключ, чтобы точно контролировать усилие затяжки, что предотвратит возможные проблемы в будущем.
Когда мост установлен, подключите все системы, которые были отключены ранее. После этого проверьте правильность установки и убедитесь, что все крепежи надежно затянуты. Проводите тестовый запуск трактора на небольшой скорости, чтобы убедиться, что новый мост работает исправно и нет посторонних звуков или вибраций. Если требуется, подтяните крепления после первых минут работы.
Замена моста на МТЗ-82 требует точности и внимательности. Правильная установка обеспечит безопасную и долгосрочную работу трактора.
Как заменить передний мост на МТЗ 82
Замена переднего моста на тракторе МТЗ-82 требует тех же инструментов, что и для заднего: домкрат, подъемник, гаечные ключи и набор съемников. Перед началом работы подготовьте все необходимые инструменты. (номерные обозначения используются из рис.1 ПВМ МТЗ-82)
- Начните с того, чтобы поднять переднюю часть трактора с помощью домкрата или подъемника. Убедитесь, что трактор надежно зафиксирован, и используйте противооткатные упоры для предотвращения его движения. После этого снимите колеса.
- Следующим шагом нужно отсоединить 34 — кронштейн установки рулевой тяги и открутить рулевые тяги от 1 — колесного редуктора. Затем отсоедините тормозные шланги и приводы, чтобы полностью освободить мост от системы управления.
- Теперь приступайте к демонтажу моста. С помощью подъемного оборудования отсоедините 13 — ось качания и аккуратно снимите весь передний мост с трактора.
- Перед тем как устанавливать новый мост, проверьте состояние всех его компонентов. Убедитесь, что шестерни (7 — ведомая и 17 — ведущая), 9 — дифференциал, а также подшипники (11, 26, 27 — роликовые конические) находятся в исправном состоянии и не имеют дефектов. Также осмотрите 3, 23 — манжеты и 5, 19 — уплотнительные кольца на предмет износа.
- Установку нового моста выполняйте с помощью подъемника, аккуратно поместив его на место. Проверьте правильность установки 13 — оси качания и 8 — корпуса ПВМ. После этого затяните все крепления, используя гаечные ключи. Для важных крепежей используйте динамометрический ключ, чтобы убедиться в правильности усилия затяжки.
- Завершив установку, подключите обратно рулевые тяги, тормозные шланги и все приводы. Убедитесь, что все крепления, включая 6 — гайки и 25 — болты, затянуты должным образом. Проведите тестовый запуск трактора, чтобы проверить работу нового моста и убедиться, что нет посторонних звуков или вибраций.
Как отрегулировать передний мост МТЗ 82
Для регулировки переднего моста трактора МТЗ-82 необходимо использовать специальные инструменты. Вам понадобятся: регулировочные ключи для настройки схождения колес, динамометрический ключ для точной затяжки болтов и набор для измерения углов наклона колес. Регулировка моста — это важная процедура, которая обеспечивает правильную работу переднего моста и снижает износ шин. (номерные обозначения используются из рис.1 ПВМ МТЗ-82)
- Начните с регулировки схождения колес. Для этого отрегулируйте положение колес относительно рулевых тяг и кронштейна (34 — кронштейн установки рулевой тяги). Правильное схождение предотвращает неравномерный износ шин и улучшает управляемость трактора. Используйте регулировочные ключи, чтобы изменить углы и расположение колес, контролируя измерения с помощью специальных инструментов для углов наклона.
- После этого проверьте затяжку крепежей с помощью динамометрического ключа. Особое внимание уделите креплениям в районе дифференциала (9 — дифференциал) и оси качания (13 — ось качания). Это поможет предотвратить ослабление деталей в процессе эксплуатации. Убедитесь, что болты и гайки, такие как 6 — гайки и 25 — болты, затянуты с правильным моментом, чтобы не допустить перерасхода усилия, которое может вызвать преждевременный износ деталей.
- Следующий этап — проверка зазоров в шестернях. Используйте щуп для измерения зазоров между 7 — шестерней ведомой и 17 — шестерней ведущей. Правильный зазор важен для плавной работы механизма и предотвращения заклинивания шестерен. Если зазоры не соответствуют нормативам, отрегулируйте положение шестерен с помощью регулировочных прокладок (4, 18 — прокладки регулировочные) и колец (21 — кольца регулировочные), чтобы обеспечить оптимальное сцепление.
- Завершив регулировку, проверьте работу всех механизмов на плавность. Убедитесь, что валы и подшипники (11, 26, 27 — подшипники роликовые конические) не имеют чрезмерного люфта, и все элементы работают согласованно.
Как собрать мост МТЗ 82
Сборка заднего моста трактора МТЗ-82 — это сложный процесс, требующий точности и правильной последовательности действий. Для работы вам понадобятся: молоток, съемник подшипников, набор гаечных ключей, динамометрический ключ и смазочные материалы. Важно собрать все компоненты в правильной последовательности, чтобы обеспечить правильную работу моста. (номерные обозначения используются из рис.2 Задний мост МТЗ-82)
- Начните с установки ведущей шестерни главной передачи (41). Убедитесь, что шестерня установлена правильно, и затяните крепления с нужным усилием. Далее установите ведомую шестерню главной передачи (6), которая отвечает за передачу крутящего момента. Закрепите ее с помощью гайки (7) и зафиксируйте положение с использованием пластины стопорной (8). Для точной затяжки используйте динамометрический ключ.
- Следующим шагом будет установка дифференциала. Установите сателлиты (4) в корпус дифференциала (5), используя крестовину дифференциала (3). Следите за тем, чтобы шайбы сателлитов (2) были на месте, и зафиксируйте весь узел внутри корпуса. Закройте его крышкой корпуса дифференциала (9) и закрепите с помощью призонных болтов (11). Это обеспечит жесткость и стабильность всей конструкции.
- Далее переходите к установке ведущих шестерен конечной передачи. Начните с правой шестерни ведущей конечной передачи (1) и установите ее вместе с левой шестерней ведущей конечной передачи (12). Затем установите ведомые шестерни конечной передачи (13), которые работают в паре с ведущими шестернями. Для этого вам потребуются конусные роликоподшипники (10, 14) для обеспечения правильной посадки и вращения шестерен. Убедитесь, что подшипники плотно установлены и имеют необходимое количество смазки.
- После установки шестерен и дифференциала переходите к установке полуосей. Вставьте полуось (23) в рукав полуоси (17), закрепив его с помощью дисков. Установите соединительный диск с накладками (18), промежуточный диск (19), а также диски отжимной (21) и нажимной (22), чтобы обеспечить сцепление полуосей с трансмиссией. Убедитесь, что пружины (20) установлены правильно для создания нужного натяжения.
- Когда основные элементы собраны, закройте конструкцию. Установите манжету (24) и крышку рукава (25) на полуоси, чтобы защитить механизм от попадания грязи и масла. Далее установите крышку механизма блокировки дифференциала (27) и корпус блокировочной муфты (34). Этот механизм отвечает за управление блокировкой дифференциала, и важно убедиться, что он работает исправно.
- Не забудьте установить регулировочные прокладки (38), которые помогают обеспечить правильное натяжение и зазор между элементами. Используйте опорные шайбы (39), чтобы правильно закрепить полуоси и шестерни.
- После завершения сборки основных узлов закройте корпус заднего моста крышкой (43) и установите крышку люка (15) для доступа к обслуживанию. Прежде чем завершить сборку, проверьте плавность вращения всех элементов и убедитесь, что нет люфта или заеданий.
Как включить передний мост на МТЗ 82
Включение переднего моста на тракторе МТЗ-82 не требует специального инструмента, однако перед началом работы важно убедиться в исправности рычага управления и механизма включения. (номерные обозначения используются из рис.1 ПВМ МТЗ-82)
- Первым делом проверьте состояние вала блокировочного (31), который отвечает за передачу усилия для включения переднего моста. Если вы заметили, что рычаг заедает или срабатывает с трудом, возможно, потребуется смазать или заменить манжету (32), которая может износиться со временем и препятствовать нормальному движению вала. Также обратите внимание на состояние корпуса блокировочной муфты (34) и крышки механизма блокировки дифференциала (27), поскольку эти компоненты могут влиять на корректную работу механизма включения.
- Сам процесс включения переднего моста осуществляется с помощью рычага в кабине трактора. Рычаг, управляющий включением, активирует механизм через шестерню ведущую конечной передачи (12) и ведомую шестерню конечной передачи (13), которые обеспечивают передачу крутящего момента на передние колеса.
- Если при включении переднего моста вы замечаете шум или затруднения, проверьте состояние подшипников (10, 26, 36) и шестерни полуосевой (40), так как эти элементы играют ключевую роль в плавной передаче усилия.
Трактор МТЗ 82 Беларус отличается от МТЗ 80 полноприводной формулой ходовой части 4Х4 за счёт ведущего переднего моста. Данная характеристика повышает ходовые и тяговые качества машины, что важно при выполнении полевых работ в составе почвообрабатывающих агрегатов, на транспортных работах по бездорожью и грунтам с повышенной влажностью. В зависимости от модификации МТЗ 82 ведущие мосты имеют разные исполнения конструкции. Традиционно трактор МТЗ 82 с 1975 года и современная его модификация МТЗ 82.1 комплектуется ПВМ универсально-портального типа с коническими парами шестерён конечных передач и самоблокирующимся дифференциалом. В статье мы уделим внимание именно этой конструкции моста, являющейся самой распространённой.
Портальный передний мост МТЗ 82
Исключением в комплектации является модель МТЗ 82.2 на которую установлен так называемый балочный ПВМ, с планетарно-цилиндрическими бортовыми редукторами. Данной конструкцией передних ведущих мостов комплектуются современные модели колёсных тракторов Беларус с повышенной нагрузкой на переднюю часть. Особенно положительно такой мост себя зарекомендовал на тракторах с использованием навесных фронтальных погрузчиков.
МТЗ 82 с балочным передним мостом
Устройство портального ПВМ МТЗ 82
Несущая балка моста состоит из корпуса главной передачи 23 и крышки 2, либо в новом исполнении из трёх частей ( корпуса и двух рукавов), соединённых своими фланцами болтами. К полураме трактора балка крепится шарнирным сочленением, обеспечивая поперечное качение в пределах 8-9°, реагируя на неровности дороги . В корпусе размещены коническая пара шестерён с винтовыми зубьями главной передачи и механизм дифференциала. В рукавах установлены подвижные кожухи полуосей колёсных редукторов. Изменение колеи осуществляется винтовыми механизмами, вращением которых выдвигаются кожухи с колёсами относительно корпуса моста. Фиксация колеи осуществляется стопорными клиньями 31 в левом и правом винтовых механизмов 1.
Схема ПВМ
Также для справки нужно отметить, что ранние трактора МТЗ 82 с рулевым управлением с ГУР комплектовались ПВМ со ступицами на 5 шпилек крепления колёс. Более поздние трактора с рулевой под насос дозатор(ГОРУ) комплектуются узлами с 8-ю шпильками на ступицах. Кроме этого, старый мост отличается увеличенным размером и формой отливки корпуса главной передачи с дифференциалом. Отливка имеет удлинённую часть на левую полуось (по ходу трактора), то есть корпус отлит за одно целое с рукавом левой полуоси. Также нужно обращать внимание на комплектацию бортовой части моста, где детали также могут отличатся. Новый мост имеет симметричную конструкцию балки из трёх частей, соединяющихся в своих фланцах ботами — центральной части корпуса под главную передачу с дифференциалом и двух рукавов полуосей.
ПВМ МТЗ 82 со ступицами на 8 шпилек
Главная передача
Пара шестерён установлена в корпусе моста 23, принимает продольный вращательный момент от карданного вала привода ПВМ, преобразовывает в поперечный момент вращения относительно оси трактора и передаёт на дифференциал.
Главная пара ПВМ МТЗ 82
Ведущая винтовая коническая шестерня 13 выполнена за одно целое с валом, получающим вращения от карданной передачи привода. На шлицевой хвостовик вала одет фланец 9 для соединения с соответствующим фланцем в карданного вала. Резьбовой конец вала ведущей шестерни затягивается гайкой 10, одновременно обеспечивая регулировку зазора в подшипниках вращения и крепления фланца. Сам вал размещён в стакане 5 на двух роликовых конических подшипниках 6,7. Передний подшипник жёстко напрессован на вал, положение заднего подшипника устанавливается с помощью регулировочных шайб 12. Стакан в сборе с ведущей шестернёй и установленными подшипниками, монтируется в расточку корпуса моста 23, затягивается болтами в соединении фланцев. В расточке стакан уплотняется резиновым кольцом, а вал ведущей шестерни — самоподжимным сальником 8, запрессованным с обоймой в расточку стакана. Для предотвращения подпора масла перед сальником установлено маслоотражательное кольцо 11 с винтовыми канавками на его наружном диаметре.
Ведомая шестерня 14 установлена на шлицах и центрирующем пояске корпуса дифференциала 15,19 . Для предотвращения осевых перемещений шестерня затянута гайкой. С дифференциалом ведомая шестерня вращается на двух конических роликовых подшипниках 21, один из которых размещён в корпусе 23 другой в крышке моста 2.
Схема переднего ведущего моста МТЗ 82
Дифференциал
Узел закрытого типа, самоблокирующийся, повышенного трения — принимает вращение от главной пары шестерён и распределяет на полуоси моста с учётом угловых скоростей вращения колёс трактора при осуществлении поворотов. Механизм состоит из:
- двух частей корпуса, стянутых болтами
- четырёх сателлитов, расположенных на двух осях
- двух полуосевых шестерён
- двух нажимных чашек с блокирующими пакетами фрикционных дисков
Дифференциал в сборе с ведомой шестерней главной передачи
Внутри составного корпуса 19 и 15, на крестообразно установленных осях 16, размещены четыре конических прямозубых сателлита 25. Полуосевые шестерни 28 находятся в постоянном зацеплении с сателлитами и своими торцевыми поверхностями опираются на торцы нажимных чашек 17. Хорошее центрирование и зацепление сателлитов с полуосевыми шестернями обеспечивается сферическими поверхностями опорных поверхностей нажимных чашек и сателлитов. Удлинённые ступицы полуосевых шестерён 28 своими внутренними шлицами посажены на полуоси моста. Для исключения подтекания смазки в ступицы шестерён запрессованы сферические заглушки с уплотнительными прокладками.
В пакет фрикционных дисков автоблокировки дифференциала входит три ведущих 22 и три ведомых 20 диска. Наружным зубчатым венцом ведущие диски соединены с внутренним зубчатым венцом в корпусе устройства 19, а ведомые диски с нажимными чашками 17 своими внутренними зубцами с полуосевыми шестернями 28. Один ведомый и один ведущий диск образуют одну пару поверхностей трения. Каждая сторона дифференциала имеет по три пары трения.
Автоматическое блокирование дифференциала происходит за счёт передачи усилия от сопротивления движения отстающего переднего колеса. Нагрузка действует на полуоси дифференциала и смещает их концы в пазах корпуса, передовая усилие на фрикционные блокирующие диски через цилиндрические поверхности сателлитов и чашку. Такое блокирование является частичным, но его действия достаточно для обеспечения передачи вращательного момента при возникновении разности сцепления с грунтом на передних ведущих колесах моста.
Бортовой редуктор ПВМ МТЗ 82
Колёсный редуктор выполняет функцию поворотов управляемых колёс и передачи вращения от полуосей моста на колёса трактора с увеличением крутящего момента. Подача вращения на каждую сторону моста осуществляется через верхнюю пару конических шестерён конечной передачи одноименной стороны на вертикальный вал каждой бортовой части и далее на нижнюю пару конических шестерён, от которой осуществляется непосредственный привод колеса.
Колёсный редуктор ПВМ в сборе с полуосью и выдвижным корпусом
Верхняя коническая пара шестерён
Пару образуют две шестерни одна из которых установлена на горизонтальной полуоси, а вторая на верхнем конце вертикального вала бортового редуктора. Горизонтальные полуоси 15 в выдвижных корпусах 14 вращаются за счёт зацепления своими шлицевыми концами с полуосевыми шестернями моста и установлены на двух конических роликовых подшипниках в расточках выдвижных деталей 14. Между наружными обоймами подшипников 10 горизонтальной полуоси 15 установлено распорное кольцо 11. От осевых перемещений подшипник с полуосью зафиксирован стопорным болтом, ввёрнутым в выдвижной корпус 14 полуоси.
Верхняя коническая пара конечной передачи моста
Верхняя часть вертикального вала 8 бортовой вращается на паре таких же конических роликовых подшипниках, установленных в расточке шкворневой поворотной трубы 20. Подшипники вертикального вала фиксируются стопорным кольцом 7.
Схема бортового редуктора ПВМ МТЗ 82
Механизм поворота редуктора
При повороте рычагами, прикреплёнными к корпусам бортовых редукторов, проворачиваются нижние части редукторов 24 вокруг шкворневых труб 20. Сам шкворень представляет собой цилиндрическую трубу на верхнюю часть которой приварен стакан 4. Верхняя часть стакана запрессована в расточку выдвижного корпуса полуоси 14 и уплотнена резиновым кольцом, соединительные фланцы деталей затянуты болтами. Шкворневая часть трубы сопрягается с гильзой 19, запрессованной в корпус 24 бортового редуктора.
Амортизатор бортовой
В шкворневой трубе расположена винтовая пружина 23, нижняя часть которой упирается на опорный подшипник, а верхняя в обойму верхнего сальника. При нагрузках пружина реагирует и шкворневая труба 20 вместе с вертикальным валом 8 и подрессоренной частью переднего моста перемещается относительно гильзы 19 и ведущей шестерни 25 нижней конической пары бортового редуктора. Колебание вниз ограничивается упором торца шкворневой трубы в корпус редуктора 24. Перемещение вверх ограничивается упором бурта стакана 4 уплотнения в стопорные кольца 16 и 5, установленные в гильзе 19.
Нижняя коническая пара и ступица
Ведущая шестерня нижней пары смонтирована в расточке корпуса и установлена в шлицевой хвостовик вала 8, вращается на двух шарикоподшипниках и фиксируется крышкой 26 снизу. Ведомая шестерня 3 установлена на шлицевой части фланца-ступицы колеса 32. Фланец вращается на роликовых конических 31 и цилиндрическом 28 подшипниках. Наружные обоймы конических подшипников запрессованы в монтажный стакан 1, установленный в крышку редуктора 2, а наружная обойма цилиндрического подшипника — в расточку корпуса редуктора 24. Между внутренними обоймами конических подшипников установлены два регулировочных кольца 30.
Управление передним ведущим мостом МТЗ 82
Передача мощности на передний мост осуществляется от раздаточной коробки, установленной с правой стороны КПП трактора, далее через два карданных вала и установленную между ними промежуточную опору. Раздатка обеспечивает отбор мощности от КПП через промежуточную шестерню и устройством своего механизма выполняет функции включения и выключения ПВМ. Промежуточная опора выполняет функции передачи крутящего момента от раздаточной коробки к главной передаче моста и предохраняет передний мост трактора от воздействия чрезмерных нагрузок срабатыванием фрикционной зубчатой муфты в своём составе.
Переключение режимов осуществляется тремя положениями рычага управления ПВМ, выведенным в кабину по правую руку водителя: « ПВМ выключен» — крайнее переднее положение рычага управления, «автоматический режим работы ПВМ» — среднее положение рычага, «ПВМ включён принудительно» — крайнее заднее положение.
Важно отметить, что полный привод МТЗ 82, по эксплуатационным правилам завода производителя, нужно включать только при движении трактора по грунтовым влажным дорогам или в процессе полевых работ. Запрещено эксплуатировать трактор с включённым ПВМ при движении по сухим дорогам с твёрдым покрытием, так как это приводит к нежелательным нагрузкам в приводе ПВМ и износу передних шин.
Эксплуатируя трактор традиционно используют автоматический режим включения ПВМ, когда механизм раздаточной коробки реагирует включением передачи мощности к переднему мосту при буксовании задних ведущих колёс трактора. Принудительный режим используют при непосредственной работе трактора в агрегате с почвообрабатывающими машинами на увлажнённых грунтах.
В заключение хочется сказать, что в отличие от балочного моста, конструкция традиционного портального ПВМ МТЗ 82 своим бесступенчатым регулированием колеи и шириной передних ведущих предусматривает все необходимые настройки для работ в составе с пропашными агрегатами при возделывании всех пропашных культур. Исправная работа переднего моста зависит от хорошей и своевременной смазки всех частей механизма, целостности уплотнителей в конструкции узла, настройки допустимых зазоров в подшипниках вращения и зацеплении зубчатых пар. А также важным фактором влияющим на работу переднего ведущего моста и рабочий ресурс его механизмов оказывает техническое состояние всех узлов привода.
Регулировка редуктора переднего ведущего моста (ПВМ) на тракторе МТЗ-82 — это важная процедура, которая проводится после ремонта или при появлении шумов, люфта или неправильной работы переднего моста.
Неправильная регулировка может привести к ускоренному износу шестерен, подшипников и снижению эффективности работы моста.
Ниже приведено подробное руководство по регулировке редуктора переднего моста МТЗ-82 с пошаговыми действиями, важными моментами, а также возможными сопутствующими проблемами, которые стоит проверить.
Инструменты и материалы
- Набор гаечных ключей (10, 13, 17, 19 мм).
- Домкрат и упоры (для подъема трактора).
- Набор щупов (для проверки зазоров).
- Индикатор часового типа (для точной регулировки пятна контакта, если есть).
- Регулировочные шайбы (для настройки преднатяга подшипников и зазора в главной паре).
- Чистая ветошь.
- Масло трансмиссионное (например, ТАп-15В или ТСп-15К, около 1,7 литра для доливки после сборки).
Подготовка
Поставьте трактор на ровную поверхность:
- Убедитесь, что трактор стоит на ручном тормозе.
- Подложите упоры под задние колеса для безопасности.
- Важный момент: Работайте на твердой поверхности, чтобы избежать опрокидывания.
Слейте масло из переднего моста:
- Найдите сливную пробку на нижней части центрального редуктора переднего моста.
- Подставьте емкость и открутите пробку, чтобы слить масло (в переднем мосту около 1,7 литра).
- Важный момент: Слейте масло полностью, чтобы избежать его разлива при разборке.
Определите необходимость регулировки:
- Регулировка требуется, если:
- Слышен гул или шум при движении (износ или неправильный зазор в главной паре).
- Есть люфт в главной паре или полуосях.
- После ремонта (например, замены подшипников или шестерен).
- Важный момент: Если есть течь масла, сначала устраните её (например, заменив сальники), а затем приступайте к регулировке.
Шаг 1: Демонтаж редуктора для доступа к регулировочным элементам
Поддомкратьте трактор:
- Поднимите переднюю часть трактора с помощью домкрата.
- Установите упоры под раму для безопасности.
- Важный момент: Не работайте под трактором без надежных упоров.
Снимите передние колеса:
- Открутите гайки крепления колес (ключом на 24 мм) и снимите оба колеса.
- Важный момент: Колеса тяжелые (около 30–50 кг), используйте помощника или подкатной домкрат.
Отсоедините карданный вал:
- Найдите карданный вал, соединяющий передний мост с раздаточной коробкой.
- Открутите болты крепления кардана (обычно 4 болта, ключ на 13 мм) и снимите его.
- Важный момент: Промаркируйте положение кардана, чтобы установить его в том же положении при сборке.
На этом этапе у многих возникают вопросы – спрашивайте, наши эксперты готовы помочь!
Снимите полуоси (колесные редукторы):
- Открутите болты крепления колесных редукторов (по 6–8 болтов с каждой стороны, ключ на 17 мм).
- Аккуратно снимите колесные редукторы вместе с полуосями.
- Важный момент: Осмотрите сальники полуосей — если они изношены, замените их, чтобы избежать течи после регулировки.
Демонтируйте центральный редуктор (при необходимости):
- Если требуется полная регулировка (например, после замены шестерен), открутите болты крепления центрального редуктора к корпусу переднего моста (обычно 8–10 болтов, ключ на 19 мм).
- Аккуратно снимите редуктор.
- Важный момент: Если регулировка проводится без замены деталей, можно обойтись частичной разборкой (см. ниже).
Шаг 2: Регулировка редуктора
Регулировка переднего редуктора МТЗ-82 включает настройку двух основных параметров: преднатяга подшипников и зазора в главной паре (между ведущей и ведомой шестернями).
1. Регулировка преднатяга подшипников ведущей шестерни
Доступ к подшипникам:
- Снимите фланец карданного вала (открутите гайку, ключ на 27 мм).
- Снимите крышку ведущей шестерни (обычно 4 болта, ключ на 13 мм).
- Важный момент: Не повредите сальник при снятии фланца — если он изношен, замените его.
Проверьте преднатяг:
- Подшипники ведущей шестерни (обычно конические) должны быть установлены с небольшим преднатягом, чтобы исключить люфт, но не перетягивать их.
- Проверьте люфт, покачивая шестерню рукой. Если люфт есть, подшипники нужно подтянуть.
- Важный момент: Преднатяг должен быть в пределах 0,1–0,2 мм (проверяется щупом между подшипником и регулировочной шайбой).
Отрегулируйте преднатяг:
- Подберите регулировочные шайбы (они находятся между подшипниками и корпусом).
- Если люфт есть, уменьшите толщину шайбы. Если подшипники перетянуты (шестерня вращается с большим усилием), увеличьте толщину шайбы.
- Затяните гайку фланца с усилием 120–150 Н·м.
- Важный момент: После регулировки шестерня должна вращаться плавно, без заеданий, но без люфта.
На этом этапе у многих возникают вопросы – спрашивайте, наши эксперты готовы помочь!
2. Регулировка зазора в главной паре
Проверьте зазор:
- Зазор между ведущей и ведомой шестернями должен быть в пределах 0,2–0,4 мм (проверяется щупом).
- Вставьте щуп между зубьями шестерен. Если зазор больше или меньше нормы, его нужно отрегулировать.
- Важный момент: Неправильный зазор приводит к шуму, перегреву и износу шестерен.
Отрегулируйте зазор:
- Зазор регулируется с помощью регулировочных шайб, которые находятся по бокам корпуса дифференциала.
- Снимите боковые крышки дифференциала (по 4 болта с каждой стороны, ключ на 13 мм).
- Подберите шайбы:
- Чтобы уменьшить зазор, увеличьте толщину шайбы со стороны ведомой шестерни.
- Чтобы увеличить зазор, уменьшите толщину шайбы.
- Важный момент: Регулируйте одновременно с обеих сторон, чтобы сохранить центровку дифференциала.
Проверьте пятно контакта:
- Нанесите тонкий слой краски (например, свинцового сурика) на зубья ведомой шестерни.
- Прокрутите ведущую шестерню несколько раз.
- Осмотрите пятно контакта на зубьях:
- Идеальное пятно — в центре зуба, занимает около 50–70% его площади.
- Если пятно смещено к краю зуба, отрегулируйте положение ведущей шестерни, добавляя или убирая регулировочные шайбы под фланцем.
- Важный момент: Неправильное пятно контакта приведет к быстрому износу шестерен.
3. Регулировка подшипников дифференциала
Проверьте люфт дифференциала:
- Подшипники дифференциала также должны быть с небольшим преднатягом (0,1–0,2 мм).
- Покачайте дифференциал рукой — если есть люфт, подшипники нужно подтянуть.
- Важный момент: Слишком сильный преднатяг затруднит вращение.
Отрегулируйте преднатяг:
- Используйте те же боковые регулировочные шайбы, что и для зазора в главной паре.
- Увеличьте толщину шайб, чтобы подтянуть подшипники, или уменьшите, если они перетянуты.
- Важный момент: После регулировки дифференциал должен вращаться плавно, без заеданий.
Шаг 3: Сборка и проверка
Соберите редуктор:
- Установите крышки дифференциала и фланец карданного вала, затянув болты с усилием 30–35 Н·м.
- Убедитесь, что все сальники и прокладки на месте.
- Важный момент: Если сальники изношены, замените их, чтобы избежать течи.
Установите редуктор на место:
- Поставьте центральный редуктор на корпус моста, затянув болты с усилием 40–50 Н·м.
- Важный момент: Используйте новую прокладку или герметик, чтобы избежать течи.
Установите полуоси и колесные редукторы:
- Установите колесные редукторы, затянув болты с усилием 40–50 Н·м.
- Важный момент: Проверьте сальники полуосей перед установкой.
Подсоедините карданный вал:
- Установите кардан в соответствии с маркировкой, затянув болты с усилием 30–35 Н·м.
- Важный момент: Убедитесь, что кардан не имеет люфта.
Установите колеса:
- Поставьте колеса на место и затяните гайки с усилием 200–250 Н·м (крест-накрест).
- Важный момент: Проверьте затяжку после первых 10–20 км пробега.
Залейте масло в передний мост:
- Залейте трансмиссионное масло (например, ТАп-15В) через заливную горловину до уровня (около 1,7 литра).
- Важный момент: Используйте только рекомендованное масло.
Проверьте работу редуктора:
- Запустите трактор и проедьте 1–2 км, включив передний мост.
- Прислушайтесь к звукам: не должно быть гула, воя или стука.
- Осмотрите редуктор на предмет подтеков.
- Важный момент: Если шум остался, возможно, регулировка выполнена неправильно — повторите настройку зазора и преднатяга.
Возможные сопутствующие проблемы
На тракторах МТЗ-82 с наработкой 5000–8000 моточасов, на которой часто требуется регулировка переднего редуктора, могут быть и другие неисправности:
Износ карданного вала (6000+ часов):
- Признаки: Вибрация или стук при движении.
- Решение: Проверьте крестовины кардана. Если есть люфт, замените их.
Износ рулевой колонки (5000+ часов):
- Признаки: Тугой руль или люфт.
- Решение: Проверьте рулевые тяги и гидроусилитель руля (ГУР). Возможно, нужно заменить втулки или отрегулировать ГУР.
Проблемы с раздаточной коробкой (5000+ часов):
- Признаки: Передний мост включается с трудом или не включается.
- Решение: Проверьте раздаточную коробку на предмет износа шестерен или сальников.
Износ колесных редукторов (6000+ часов):
- Признаки: Шум или люфт в колесных редукторах.
- Решение: Разберите колесные редукторы, замените подшипники или шестерни.
Профилактика
- Регулярно проверяйте уровень масла: Делайте это каждые 500 моточасов, чтобы избежать работы редуктора «на сухую».
- Чистите сапун переднего моста: Засоренный сапун создает избыточное давление, что может привести к течи.
- Не перегружайте передний мост: Чрезмерные нагрузки ускоряют износ шестерен и подшипников.
- Проверяйте состояние сальников: Заменяйте их при первых признаках течи.
Заключение
Регулировка редуктора переднего моста МТЗ-82 требует точной настройки преднатяга подшипников и зазора в главной паре, чтобы обеспечить бесшумную и надежную работу.
На тракторах с наработкой 5000–8000 часов также стоит проверить карданный вал, рулевую колонку и раздаточную коробку, чтобы исключить сопутствующие проблемы.
Если после регулировки шум или люфт остались, возможно, шестерни или подшипники изношены и требуют замены — в этом случае лучше обратиться к нашим специалистам для полной диагностики.