Утверждаю:
Заведующий МБДОУ№ 99
________/Е.С. Каштанова / _________2015г
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей
при проведении занятий и других видов педагогической деятельности в помещении МБДОУ № 99
1. Общие требования безопасности
1.1. Педагог при проведении занятий и других видов педагогической деятельности должен знать и выполнять:
— инструкцию по технике безопасности и охране жизни и здоровья детей при проведении занятий, во время игр, труда, развлечений и других видов педагогической деятельности в помещении детского сада;
— санитарные нормы и правила содержания помещений дошкольного образовательного учреждения;
— правила пожарной безопасности (знать план эвакуации воспитанников на случай пожара, места расположения первичных средств пожаротушения; уметь обращаться с огнетушителем,
— инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
1.2. На время подмены воспитателя (кратковременной или долгосрочной) педагоги и сотрудники детского сада обязаны брать на себя функции по охране жизни и здоровья детей, спасению и эвакуации их в случае необходимости.
1.3. При организации образовательного процесса следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов:
— неправильный подбор детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости;
— недостаточная освещенность и непродуманное размещение «уголков книги», уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности могут привести к нарушению остроты зрения у детей;
— присутствие в группе постороннего длительного шума, громкой музыки, громкой речи и т. д. во время нахождения в группе воспитанников может стать причиной нарушения остроты слуха;
— неисправное электрооборудование, ТСО в групповых комнатах и других помещениях, которое может привести к поражению детей электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием;
— неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных травм;
— неправильное хранение и использование медикаментов и средств дезинфекции, что может повлечь за собой отравления;
— несоблюдение детьми правил безопасного поведения при перемещении из группы в музыкальный зал или другое помещение детского сада, особенно при спуске или подъеме по лестнице – причина различных травм воспитанников.
1.4. Требования к оснащению помещений детского сада:
— — все открывающиеся окна должны открываться внутрь, закрепляться крючками;
— двери не должны закрываться с помощью пружин;
— внутренние двери, имеющие частичное остекление, необходимо оградить с обеих сторон экранами из реек на уровне роста ребенка;
— внутренние двери в детском саду должны быть постоянно закрыты на запор, на недоступной ребенку высоте;
— радиаторы центрального отопления в групповых комнатах, умывальных и других помещениях детского сада должны быть загорожены снимающимися или открывающимися для чистки экранами;
— в помещениях групповых и спальных комнат должны быть вывешены комнатные термометры для контроля температурного режима;
— в групповой комнате должна находиться медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи;
— инвентарь для труда должен располагаться в шкафах и на полках, высота которых не должна превышать уровня груди ребенка;
— запрещается вбивать гвозди на уровне роста детей в помещении детского сада. Колышки на вешалке, должны быть деревянные;
— запрещается создание игровых уголков, проведение учебного процесса и бытовой деятельности, оформление интерьеров помещений МБДОУ в местах, где выявлены нарушения норм по охране труда, создающие угрозу жизни и здоровья работников или воспитанников.
1.5. Требования к содержанию в помещениях детского сада животных и растений:
— не допустимо содержание в группах больных, агрессивных и непредсказуемых в своем поведении животных, а также ядовитых и колючих растений;
— прием животных осуществляется только с разрешения ветеринарного надзора;
— аквариум, клетки с животными и комнатные растения в уголках природы размещаются с таким расчетом, чтобы ребенок мог осуществлять уход за ними, стоя на полу;
— при поливе растений ребенок должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы вода не стекала за рукава и не попадала на одежду;
— на подоконниках помещений детского сада не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, высота цветов не должна превышать 15 см от подоконника;
— подставки для цветов в групповых комнатах должны быть устойчивые не выше 65–70 см от пола.
1.7. Требования к организации общественно-полезного труда детей:
— при выполнении поручений, связанных с обязанностями дежурных по уголку природы и столовой, дети могут посещать их только под наблюдением взрослого;
— во время выполнения поручений категорически запрещается перенос детьми горячей пищи, воды и прочих горячих предметов;
— общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводимый в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т. п.), не должен быть продолжительностью более 20 мин. в день;
— категорически запрещается привлекать детей к труду представляющему опасность инфицирования: уборка санузлов, сбор грязного белья, бытовых отходов.
1.8. Правила обращения с ножницами:
— пользоваться ножницами разрешается детям только под руководством воспитателя;
— ножницы для самостоятельной работы воспитанников должны быть с закругленными концами;
— ножницы (не во время занятия), как и любые колющие, режущие, опасные для жизни и здоровья воспитанников предметы, медикаменты, а также дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном для детей месте;
— в пользование детям даются исправные и безопасные предметы с хорошо закрепленными рукоятками.
1.9. В детском саду в процессе занятий и других видов детской деятельности необходимо организовать обучение воспитанников правилам безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении.
1.10. Экскурсии, проводимые в целях ознакомления с трудом взрослых, должны быть тщательно подготовлены с учетом возрастных и физических возможностей воспитанников. Сопровождать детей должны не менее 2 взрослых.
1.11. Необходимо помнить, что в соответствии с СанПином домашние задания воспитанникам ДОУ задавать нельзя.
1.12. О каждом несчастном случае или плохом самочувствии воспитанника педагог обязан немедленно сообщить заведующему ДОУ, оказать первую доврачебную помощь.
1.13. Воспитатель обязан иметь адреса детей, сведения о месте работы родителей, контактные телефоны родителей и близких родственников.
1.14. Запрещается впускать на территорию детского сада, особенно в здание, неизвестных лиц без предъявления ими документа, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение детского сада.
1.15. Педагог, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по технике безопасности при проведении разных видов педагогической деятельности с воспитанниками, привлекается к дисциплинарной ответственности и с ним проводится внеплановый инструктаж и проверка знаний по технике безопасности.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Перед началом работы необходимо включить в помещениях освещение и убедиться в исправной работе светильников.
2.2. Необходимо убедиться в исправности электрооборудования в групповых, других помещениях: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки фальшвилками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Обязательно проверить правильность расстановки детской мебели в групповой комнате:
— 4-х местные столы должны быть установлены не более чем в два ряда,
— расстояние между рядами столов – не менее 0,5 м;
2.4. Проверить санитарное состояние всех помещений и проветрить их, открыв окна или фрамуги и двери. Проветривание помещения закончить за 30 мин до прихода воспитанников.
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в помещениях соответствует установленным санитарным нормам.
2.6. Убедиться в том, что все картины, стационарное детское оборудование закреплено во избежание его падения и травмирования взрослых и воспитанников (к потолку, стене или полу).
2.7. В обязательном порядке провести предварительную визуальную проверку мест проведения занятий, игр, труда с воспитанниками, мест хранения методического материала и других помещений детского сада, на предмет взрыво- и другой безопасности.
2.8. Занятие должно проводиться только при соблюдении санитарно-гигиенических норм в проветренном помещении, после влажной уборки (влажность воздуха должна быть 40–45 %). Температура в группах должна быть не ниже +18–20 °С, в музыкальном зале не ниже +16 °С, в спальной не ниже +19 °С, в туалетной не ниже +20 °С.
2.9. Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед внесением в группу моют в течение 15 мин проточной водой при t 37 оС с мылом и затем высушивают на воздухе.
2.10. Проверить списочный состав детей, включив новеньких, соответствие полотенец для рук и ног количеству присутствующих детей; наличие индивидуальных расчесок, стаканчиков для полоскания рта и др.
2.11. Родители и другие лица, которые по их поручению приводят ребенка в детский сад, должны передавать ребенка воспитателю или тому сотруднику детского сада, который принимает детей в этот день.
2.12. Педагоги и воспитатели не должны приступать к работе при плохом самочувствии или во время внезапной болезни.
2.13. Перед проведением занятий и других видов детской деятельности, перед перемещением из одного помещения в другое, напоминать детям правила безопасного поведения.
3. Требования безопасности во время проведения разных видов педагогической деятельности
3.1. Обеспечить безопасное проведение для жизни и здоровья детей разных видов педагогической деятельности.
3.2. Рассаживать воспитанников за столы в соответствии с ростовыми показателями. Мебель должна быть промаркирована.
3.3. Отводить места воспитанникам:
— со значительным снижением слуха – за первыми, вторыми столами (рядами стульев);
— с пониженной остротой зрения – у окон за первыми столами, свет должен падать с левой стороны;
— склонным к частым заболеваниям, острым воспалениям верхних дыхательных путей, ревматическим заболеваниям – подальше от окна.
3.4. Нельзя оставлять детей в помещениях учреждения без присмотра взрослых. Необходимо тщательно следить, чтобы дети не ушли из детского сада.
3.5. При работе с воспитанниками необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
3.6. Не проводить в перерывах между занятиями сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. Запрещается проветривание путем открывания полностью окон, проветривание проводить только через фрамугу.
3.7. Во время проведения занятий и других видов педагогической деятельности, перемещения из одного помещения детского сада в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться, не перегонять друг друга; при спуске и подъеме по лестнице детского сада нужно держаться за перила.
Для формирования сознательного и ответственного поведения в рамках образовательной программы с воспитанниками проводить занятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности, по профилактике бытового травматизма и т. д. Занятия проводятся воспитателями интересной для детей форме. К работе необходимо активно подключать родителей.
Контроль знаний осуществлять путем опроса воспитанников, проведения итоговых практических занятий, наблюдения за выполнением усвоенных правил безопасного поведения в естественной обстановке.
3.8. В работе использовать только исправные технические средства обучения: магнитофон, телевизор и др. Не оставлять включенным в электросеть приборы и ТСО без присмотра. Не допускать подключения и отключения ТСО детьми. Следить, чтобы воспитанники не дотрагивались к включенным ТСО, электрошнурам, электрогирляндам и др.
3.9. Длительность просмотра диафильмов должна составлять не более 15 мин.
3.10. Для просмотра телепередач использовать телевизор с размером экрана 59–69 см. Телевизор должен быть установлен на высоте 1–1,3 м от пола. Длительность просмотра телепередач должна составлять – 20 мин для детей четырех-пяти лет, до 30 мин для детей шести лет.
3.11. Количество учебных занятий в группах в неделю, с учетом их коррекционной направленности, должно быть не более:
— младших, средних – 15;
— старших – 17;
— подготовительные к школе – 19.
Продолжительность 1 занятия в группах должна составлять:
— в младших – 10–15 мин;
— средних – 20 мин;
— старших – 20–25 мин;
— подготовительных к школе – 25–30 мин.
Во всех группах в середине занятия необходимо проводить физкультминутки длительностью 1,5–2 мин. Перерыв, между занятиями должен быть не менее 10–12 мин.
В летний период учебные занятия не проводятся. Прогулки на открытом воздухе необходимо проводить не реже двух раз в день.
3.12. Следует в обязательном порядке соблюдать нормы и правила охраны жизни и здоровья детей во время организации образовательного процесса: соблюдать режим дня, расписание, длительность занятия, физическую нагрузку и др.
Несоблюдение гигиенических требований к режиму дня и учебной нагрузке может привести не только к появлению психоэмоциональных срывов, потере мотивации к обучению, но и ранним расстройствам здоровья детей.
3.13. Необходимо исключить ситуации травмирования одним ребенком другого путем рациональной организации детской деятельности. Исключить авторитарный стиль общения с воспитанниками, т. к. постоянный повышенный тон, окрики и принуждения способны нанести гораздо больший вред здоровью детей, чем перегрузки на занятиях.
3.14. Требования к организации питания:
— подавать пищу из кухни нужно в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей;
— во время раздачи пищи не допускать игр с детьми около обеденных столов;
— запрещается приносить в групповые комнаты кипяток;
— температура горячей пищи при выдаче не должна превышать 70 °С;
— во время приема пищи необходимо следить за правильным использованием воспитанниками столовых приборов;
— во избежание травм столовая и чайная посуда не должна иметь трещин и сколов;
— запрещается приносить в детский сад продукты питания из дома, для угощения детей.
3.15. При плохом самочувствии воспитанника или при получении травмы воспитатель обязан сразу сообщить об этом заведующему ДОУ и родителям ребенка (законным представителям). В экстренных случаях немедленно вызвать «скорую помощь».
3.16. Следует обеспечить спокойный дневной сон для воспитанников не менее двух часов. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
3.17. Обувь и одежда детей должны быть удобны для игр и занятий. Обувь должна иметь нескользкую подошву, небольшой каблук, задник, плотно сидеть на ноге. Не допустимо использовать булавки, броши, детям нельзя носить серьги. Запрещается ходить по влажному полу.
3.18. Вечером воспитатель обязан передать ребенка матери или другому лицу, пришедшему за ним. Необходимо заранее договориться с родителями относительно тех лиц, которым они доверяют забирать ребенка из ДОУ.
3.19. Запрещается отдавать детей:
— лицам моложе 16 лет. Если родители настаивают на том, чтобы детей забирали лица моложе 16 лет, то необходимо взять с родителей расписку об этом разрешении и отдать ее на хранение заведующему детским садом;
— лицам в нетрезвом состоянии или с неадекватным поведением. В такой ситуации не вступать в острый конфликт с лицом, пришедшим за ребенком, а спокойно убеждать, какая грозит опасность ребенку. В случае необходимости призвать на помощь другого сотрудника, родителей, администрацию или вызвать милицию (действовать по обстоятельствам).
4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
4.1. При возникновении пожара необходимо:
— немедленно эвакуировать воспитанников (согласно плану эвакуации) из помещения, закрыв все форточки, окна (с целью нераспространения быстрого огня);
— сообщить о пожаре заведующему;
— вызвать пожарную часть;
— при необходимости и возможности отключить электроэнергию;
— приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При получении травмы ребенком необходимо:
— немедленно оказать первую помощь пострадавшему, устранить воздействие на него повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду, убрать травмирующий предмет и др.);
— выполнять мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение);
— поддерживать основные жизненные функции пострадавшего ребенка до прибытия медицинского работника;
— сообщить об этом администрации учреждения, родителям, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3. При возникновении непредвиденных ситуаций следует:
— обеспечить безопасность детей;
— сообщить администрации о случившемся, при необходимости успеть оказать первую помощь при несчастном случае;
— при необходимости сообщить в службы спасения.
4.5 При аварии (прорыве) системы отопления необходимо немедленно удалить воспитанников из помещения, сообщить о происшедшем администрации.
4.6. Необходимо помнить об уголовной ответственности за несвоевременное сообщение о несчастном случае с воспитанником детского сада или промедление в оказании помощи, эвакуации детей, вызове «скорой помощи».
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. По окончании работы необходимо сообщить подменному воспитателю или другому подменному педагогу о количестве детей, состоянии их здоровья, текущих делах.
5.2. Следует привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников.
5.3. Выключить демонстрационные, электрические приборы, ТСО.
5.4. Убрать документацию, пособия, оборудование, использованное на занятии в специально предназначенные места.
5.5. Привести в порядок помещение (убрать игрушки, пособия, проверить расстановку мебели, размещение детских вещей).
5.6. Вымыть игрушки. Игрушки моют ежедневно в конце дня.
Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.
5.7. Проветрить помещение. Закрыть окна, фрамуги, выключить свет, закрыть групповые двери.
Настоящий раздел посвящен правилам безопасного поведения воспитанников детского сада при их пребывании в дошкольном образовательном учреждении.
Очень важно воспитателям проводить инструктажи по правилам безопасного поведения с воспитанниками в ГБДОУ с элементами рисования, при помощи красочных презентаций и в игровой форме.
Данные инструкции рекомендуется читать и объяснять детям в форме беседы.
Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда с воспитанниками государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 Невского района Санкт-Петербурга
Обеспечение комплексной безопасности в ДОУ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.
В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем:
-меры по антитеррористической защищённости;
-меры по противопожарной безопасности;
-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;
— меры по охране труда и техники безопасности;
— меры по электробезопасности (ежегодно проводятся замеры сопротивления изоляции; ответственный по электробезопасности проходит обучение и проверку знаний).
Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам:
- Создание нормативно – правовой базы.
- Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
- Работа с персоналом.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая:
- законодательные и нормативные документы по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности (Закон РФ «О Безопасности»от 05.03.1992 №2446-1, ФЗ «О противодействии терроризму»от 06.03.2006 №35- ФЗ, Указ президента РФ от 12.05.2009г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», приказы, инструктивные письма вышестоящих организаций)
- нормативные документы, регламентирующие деятельность сотрудников по обеспечению безопасногопребывания воспитанников и сотрудников в учреждении.
- информационные документы (инструкции, памятки, обращения, информация).
Разработан и согласован паспорт безопасности.
Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.
Разработана программа производственного контроля.
Получен ответ на запрос в МВД о судимости работников, где указано, что судимых и находящихся под уголовным преследованием нет.
Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.
По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы:
- Приказ об обеспеченииантитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица.
- Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечениеработы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание.
- Приказ об организации эвакуации детей и сотрудников.
- Приказ о противопожарном режиме.
- Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование.
- Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
- Разработан план эвакуации.
- Разработаны и утверждены инструкции:
- Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию дошкольного учреждения осуществляется ответственным лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (Зам.Зав.по АХЧ), определена периодичность осмотра территории.
Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители. Все входные двери металлические. Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный персонал и сотрудники пищеблока.
Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, спортивного зала, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.
Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.
Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.
Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом:
- Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.
- Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной ответственности за обеспечениесохранности жизни и здоровья детей на каждого педагога с ознакомлением под роспись.
- В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа.
- Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.
- С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами и младшими воспитателями проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица.
- Имеется информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки.
- Осуществляется контроль за выполнением режима безопасностии противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону.
- Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.
- Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.
- Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.
- Работники проходят плановые медицинские осмотры.
С воспитанниками детского сада также ведётся работа по формированию у них безопасного поведения. Работа проводится по программе Н. В. Вераксы «От рождения до школы» по разделу «Безопасность» в форме бесед, сюжетно-ролевых игр, моделирования ситуаций, игровых, тестовых и тематических занятий.
Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы: собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Гражданская оборона
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона дошкольного образовательного учреждения — система оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты сотрудников ДОУ, технического персонала и воспитанников от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Основные задачи, решаемые гражданской обороной ДОУ:
- защита постоянного состава в период их пребывания в учреждении при возникновении ЧС в мирное время, а также при угрозе нападения и при возникновении очагов поражения в мирное время;
- оказание помощи пострадавшим на авариях, при пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях;
- создание и поддержание в готовности пункта управления, средств оповещения, связи;
- наблюдение за состоянием атмосферы;
- оповещение работников ДОУ и доведение до них требований штаба ГО и ЧС района по обстановке;
- изучение района размещения работников ДОУ, членов их семей при эвакуации;
- предоставление своих помещений для размещения населения;
- разработка документации на мирное и военное время по ГО и ЧС.
Выполнение задач гражданской обороны достигается:
- заблаговременным планированием мероприятий ГО;
- целенаправленной подготовкой должностных лиц ДОУ и выполнением своих функциональных обязанностей в различной обстановке;
- изучением возможностей и определением оптимальных вопросов по защите постоянного состава работников ДОУ;
- совершенствованием ГО;
- периодическим заслушиванием должных лиц ГО о состоянии доверенных им участков работы по ГО.
В выполнении задач по гражданской обороне участвуют все работники ДОУ и несут персональную ответственность за исполнение обязанностей в соответствии с законодательством.
Нормативные документы
Антитеррористическая безопасность
Экстреми́зм (от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Выражается в применении силы, агрессии, бандитизме, терроризме, разжигании розни, провокации беспорядков, террористических акциях, методах партизанской войны.
Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию. Если складывается революционная ситуация, или государство охвачено длительной гражданской войной – можно говорить о «вынужденном экстремизме».
Террори́зм (от лат. terrorem — устрашение) – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением насилия. Суть терроризма – насилие с целью устрашения. В современности под терроризмом понимают:
- политику насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны;
- метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги или взрывы жилых помещений, магазинов, вокзалов, транспортных средств, захват заложников, угоны самолетов и т.д.
Жертвами терактов становятся рядовые граждане – случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное, наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.
Телефоны «горячей линии»
Для детей и родителей
ЕСЛИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА: Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Ростовской области |
(863) 249-37-54 (863) 249-39-40 |
ЕСЛИ НАРУШАЮТСЯ ПРАВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: секретариат Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области |
(863) 280-06-08 (863) 280-06-09 |
ЕСЛИ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА: ГБОУ РО «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» |
(863) 251-14-10 |
Для специалистов
ЕСЛИ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТА: Институт социологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»: Щукина Елена Львовна — кандидат ист.наук, доцент, председатель экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции РФ по Ростовской области; Сериков Антон Владимирович — кандидат соц.наук, доцент, эксперт Консультативного совета по межэтническим отношениям при Губернаторе Ростовской области |
8-928-134-68-22
|
ЕСЛИ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ: Министерство общего и профессионального образования РО: Остапенко Анна Владимировна – главный специалист сектора сетевого взаимодействия с организациями профессионального образования управления непрерывного образования |
(863) 240-25-60 |
Нормативные документы
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
- Не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Запомнить время её обнаружения.
- Помните! Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.
- Не принимать самостоятельно никаких действий с предметами, подозрительными на взрывное устройство — это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям. Не подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам.
- Незамедлительно сообщить о случившемся администрации детского сада, а затем в правоохранительные органы.
- Обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения взрывных устройств автомашин правоохранительных органов, скорой помощи, органов управления по делам ГОЧС, служб эксплуатации.
- Обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их данных.
- В случае необходимости принять решение и обеспечить эвакуацию людей согласно имеющегося плана.
- Разъясните детям, что любой предмет, найденный на улице может представлять опасность для жизни!
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!!!
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ЗВОНИТЕ ПО мобильному телефону:
МЧС, ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ — 101
ПОЛИЦИЯ — 102
СКОРАЯ ПОМОЩЬ — 103
ГАЗОВАЯ СЛУЖБА — 104
СЛУЖБА СПАСЕНИЯ — 112
Памятки по Антитеррористической безопасности:
Памятка 1
Памятка 2
Памятка 3
Памятка 4
Памятка 5
Видеоролики:
«Телефонный терроризм Школа» Смотреть на YouTube
«У террора нет национальности» Смотреть на YouTube
«Бдительность» Смотреть на YouTube
Пожарная безопасность
Организация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ проводится согласно нормативно-правовой базе. Работники дошкольного учреждения 1 раз в 6 месяцев проходят необходимый плановый инструктаж — пожарно-технический минимум. При необходимости проходят и внеплановый инструктаж. На всех рабочих местах имеются инструкции по пожарной безопасности, памятки для работников о порядке действий в случае возникновения пожара или других ЧС.
В ДОУ создана добровольная пожарная дружина (ДПД), которая осуществляет контроль за соблюдением противопожарного режима, проводит разъяснительную работу среди сотрудников с целью соблюдения правил пожарной безопасности.
В детском саду имеется АПС (автоматическая пожарная сигнализация) с выводом на пульт 01, система оповещения о пожаре, необходимое и достаточное количество средств первичного пожаротушения: огнетушители, пожарные гидранты и т.д., которые своевременно проходят испытания. На каждом этаже имеются планы эвакуации, согласованные с территориальным отделом надзорной деятельности.
В ДОУ проводятся учебные эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара. Имеется наглядная агитация по пожарной безопасности — стенд «Уголок пожарной безопасности», где размещаются распорядительные и ознакомительные документы, планы работы по пожарной безопасности, консультативный материал по обучению сотрудников Правилам пожарной безопасности. Информация на стенде постоянно обновляется.
Работа с воспитанниками дошкольного учреждения строится в соответствии с годовым планом по пожарной безопасности и имеет систематичный характер. В группах воспитатели изучают с детьми Правила пожарной безопасности, оформляют выставки рисунков.
Работа по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ осуществляется повседневно, с участием всего персонала и имеет планово-системный характер.
Нормативные документы
Эпидемологическая безопасность
Наш детский сад имеет Санитарно-эпидемиологическое заключение Государственной санитарно-эпидиологической службы о соответствии образовательной деятельности государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В соответствии с санитарными нормами и правилами разработаны инструкции по санитарному содержанию помещений в обычном рабочем режиме и в случае карантина в связи с инфекционными заболеваниями бактериальной и вирусной этиологии.
Основными мероприятиями, выполняемыми в целях выполнения норм санитарно-эпидемиологической безопасности являются:
- Постоянный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Помещение и территория детского сада ежегодно перед началом учебного года принимается на основании актов комиссии, утвержденных приказом заведующего. Санитарно-эпидемиологическая служба регулярно проводит лабораторные исследования воды, влажности воздуха, освещенности помещений. - Предварительные и периодические медосмотры работников.
Сотрудники ДОУ имеют медицинские книжки и своевременно проходят плановые медицинские обследования. - Обучение работников учреждения обязательному санитарному минимуму.
- Периодические медосмотры детей, соблюдение режима дня.
Для каждой возрастной группы разработан режим дня, в котором определено количество и продолжительность образовательной, двигательной деятельности, перерывы между ними, отведено время для приема пищи, прогулок, сна, игровой деятельности детей. Режим дня и расписание занятий составляются в соответствии с требованиями СанПиН. В каждой группе соблюдается питьевой, двигательный режим и режим проветривания. - Лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические мероприятия.
Нормативные документы
Информационная безопасность
Информационная безопасность для детей и родителей
Ваши дети станут школьниками, а также активными пользователями сети Интернет. Поэтому рекомендуем вам ознакомиться с памятками о безопасном поведении и использовании сети «Интернет» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2018 года № 08-1184 «Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»).
Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Конфиденциальность: обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
Целостность: обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.
Доступность: обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.
Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Информационное пространство мы разделили на три составляющие:
- Пространство сети интернет – так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и имеется возможность пообщаться и поиграть.
- Средства массовой информации – передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят наши дети по телевизору, а также слушают музыку, аудио сказки и т.п.
- Книжная продукция – газеты, журналы, книги и т.п., которые мы покупаем детям.
Единый урок безопасности в сети «Интернет»
С ноября по 10 декабря проводится Единый урок безопасности в сети «Интернет» (далее – Единый урок). В рамках Единого урока проводится цикл мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности детей и привлечение внимания родительской общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко. Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций. Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. В нашем учреждении пройдут тематические уроки, родительские собрания и другие мероприятия. Родителей (законных представителей) воспитанников мы просим пройти опрос www.Родители.сетевичок.рф. Мероприятия по данной теме размещены :
www .Единыйурок.рф в разделе «Проекты» подразделе «Единый урок безопасности в сети»: Материалы презентации по информационной безопасности детей.
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон РФ от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных»
- Федеральный закон от 28.12.2010г. № 390- ФЗ «О безопасности»
- Федеральный закон РФ от 29.12.2010г. №436 — ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Указ президента РФ от 04.03.2013г. №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием Интернет ресурса «Российская общественная инициатива»
Локальные документы ДОУ
- Положение об официальном сайте в сети ИНТЕРНЕТ МБДОУ
- Политика обработки персональных данных
- Согласие на обработку персональных данных
- Приказ о мерах по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
- Положение о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
- Родительское собрание, во второй младшей группе № 2 МБДОУ № 263 Тема: «Безопасность детей в сети Интернет»Тема: «Безопасность детей в сети Интернет»
Для Вас, родители!
- Информационная безопасность в сети Интернет
- Памятка безопасного ИНТЕРНЕТА
- Памятка для родителей об информационной безопасности детей
- Маленькие дети в ИНТЕРНЕТЕ
- Сотрудники ГУ МВД России по РО предостерегают граждан от различных махинаций, к которым прибегают мошенники
- Интегрированное занятие по познавательному и речевому развитию «Компьютер»«Компьютер»
- Консультация для родителей и педагогов «Безопасность детей в сети Интернет и интернет-угрозы для ребенка»«Безопасность детей в сети Интернет и интернет-угрозы для ребенка»
Презентации
Педагогическим работникам
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 03.10.2017 г. N 09-1995«Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей»
- Методическое пособие «Медиаграмотность»
- «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
- «Безопасность детей в интернете» (библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам)
Детские безопасные сайты
- Детские электронные презентации и клипыwww.viki.rdf.ru
- Дошкольник — сайт для всей семьиwww.doshkolnik.ru
- Страна мастеров — творчество для детей и взрослых www.stranamasterov.ru
- Лукошко сказокhttp://lukoshko.net/
- Сказочная библиотека хобобо — крупнейший в русскоязычном Интернете проект, где можно найти сказки всех народов мира, посмотреть мультфильмы и диафильмы, послушать аудиосказки, узнать о мифах и легендах древнего мира. Кроме этого, здесь вы найдете богатую коллекцию детских сказок, написанных всемирно известными писателями, такими как Ш.Перро, А.Линдгрен, Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и других авторов. http://www.hobobo.ru/
- Детские уроки —на сайте можно найти методики развития, обучающие занятия, развивающие игры, идеи для детского творчества и рукоделия. http://www.babylessons.ru/
- Радость моя—детский семейный образовательный телеканал предлагает зрителям культурно-просветительские, образовательные и детские программы собственного производства. На этом канале каждый член семьи найдёт для себя что-то полезное. http://radostmoya.ru
- Лель— стихи и песни для детей, посвященные различным праздникам, животным, временам года. http://lel.khv.ru/
- Сказочная страна— коллекция сказок народов мира. http://skazki.org.ru/
- Библиотека для детей— электронная библиотека. http://www.deti-book.info/
- 1 В гостях у Василисы— Авторские и народные сказки, загадки, детские стихи и рассказы, биографии писателей, пословицы и поговорки, считалки, раскраски и прочие. http://www.deti-lit.ru/
Полезные ссылки
- Правила безопасности. Как обезопасить детей от получения негативного опыта в Интернете
- Памятка Управления «К» МВД России «Безопасный интернет»
- Презентация от ПАО «Ростелеком» на тему: Дети России в сети Интернет
- Памятка для родителей. Как обеспечить информационную безопасность ребёнку
Видеоматериалы (фильмы для детей и взрослых об информационной безопасности):
- https://youtu.be/DJxoevSgwuw
- https://youtu.be/TSQN-dMehFA
- https://youtu.be/BwS5-J_KxB4
- https://youtu.be/l7Cp3ywxOLU
- https://youtu.be/Kb2NW2V0V8A
- https://www.youtube.com/watch?v=q1AoY7v40fg
- https://www.youtube.com/watch?v=cn3YVBOP03Q
Техническая безопасность
В целях обеспечения технической безопасности в установленное время проводятся:
- периодические осмотры помещений;
- контроль технического состояния конструкций здания и систем жизнеобеспечения (водопровода и канализации, вентиляции воздуха, водяного отопления, электрических сетей и т.п.);
- осмотры территории, ограждения, входных ворот и калиток;
- проверка состояния наружного освещения;
- проверка функционирования охранных систем.
Электробезопасность — система организационно-технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества. Правила электробезопасности регламентируются правовыми и техническими документами, нормативно-технической базой. Знание основ электробезопасности обязательно для персонала, обслуживающего электрооборудование.
Основными мероприятиями, направленными на обеспечение электробезопасности в ДОУ являются:
- профилактические осмотры и планово-предупредительный ремонт электрооборудования и электросетей;
- периодическая проверка сопротивления изоляции и заземления оборудования;
- установка устройств защитного отключения;
- оснащение рабочих мест средствами защиты от электрического тока;
- периодические испытания средств защиты;
- обучение и инструктаж работников по электробезопасности;
- назначение ответственного за электрохозяйство и лица, замещающего его в период длительного отсутствия;
- организация работ в соответствии с Перечнем видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.
Обеспечение безопасной эксплуатации инженерных коммуникаций предусматривает:
- назначение ответственных лиц за эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей и их периодическое обучение;
- профилактические осмотры и текущее обслуживание;
- планово-предупредительные ремонты;
- гидравлические испытания системы отопления;
- наличие контрольно-измерительных приборов и их периодическое испытание в лицензированной лаборатории.
Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ
Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ
В дошкольном образовательном учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели, заведующий. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, должны систематически проводиться технические осмотры помещения, соблюдаться правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, должны быть приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы должны быть вне зоны досягаемости для детей.
Для проведения занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОУ необходимо привести в порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы должны быть засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды, должны быть в исправности. Во время зимы все здания и постройки должны быть очищены от снега, не допустимы сосульки, все дорожки должны быть обработаны песком.
Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная. О наличии заболеваний необходимо сразу сообщать медицинскому работнику. Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни. Рациональный режим. Правильное питание. Рациональная двигательная активность. Закаливание организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
- Обеспечение баланса
- Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
- Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
- Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
- Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
- Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
- Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Охрана труда и техника безопасности
Охрана труда и техника безопасности
Охрана труда в ДОУ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в трудовой деятельности, включающую нормативно-правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические мероприятия.
В соответствии с требованиями законодательства РФ по охране труда для работников ДОУ систематически проводятся инструктажи: вводный (при поступлении); первичный (с вновь поступившими); повторный, что позволяет персоналу владеть знаниями по охране труда и технике безопасности, правилами пожарной безопасности, действиями в чрезвычайных ситуациях; целевой(при проведении специфических работ).
В целях обеспечения контроля по соблюдению требований законодательства по охране труда в ДОУ организована 3-х ступенчатая система административно-общественного контроля. В целях организации сотрудничества и регулирования отношений по охране труда работодателя и работников ДОУ создана комиссия по охране труда. Ведется работа по охране труда работников детского сада совместно с профсоюзным комитетом. В дошкольном учреждении имеется уголок по охране труда, который пополняется и обновляется при необходимости.
Основными мероприятиями, выполняемыми в области охраны труда являются:
- контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- организация профилактической работы по снижению травматизма;
- участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации;
- организация проведения вводного и первичного инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда работников;
- разработка, утверждение и обеспечение рабочих мест инструкциями по охране труда;
- периодическая аттестация рабочих мест по условиям труда;
- обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и средствами защиты;
- расследование и учет несчастных случаев.
Нормативные документы
- Трудовой Кодекс Российской Федерации от 21.12.2001г. (с изменениями на 30 декабря 2015 года)
Положения «Раздела X. Охрана труда» направлены на обеспечение прав каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. - Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009г. № 290н (с изменениями на 12 января 2015 года)
Данные правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. - Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.0004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
Настоящий стандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей и распространяется на все виды предприятий, учебных заведений. - Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда всех работников, в том числе руководителей. - СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ от 28 сентября 2020 года № 28)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы определяют требования к содержанию учебных и производственных помещений, чистоте иного имущества и инвентаря дошкольного образовательного учреждения.
Пожарная безопасность
Правила использования пиротехнических изделий.pdf
Правила безопасности при использовании печного отопления.pdf
Пожарная безопасность и электричество.pdf
Нормативно-правовые акты, регламентирующие требования пожарной безопасности в ДОУ
Требования пожарной безопасности в ДОУ можно разделить на две части, которые относятся к организационным действиям и к конструктивным требованиям, предъявляемых к зданиям, сооружениям и т.д. Выделим основные из них, которые наиболее широко регламентируют требования пожарной безопасности для ДОУ:
- Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ;
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ;
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – ППР);
- Приказ МЧС №806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц,
осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» ( Приказ №806 от 18.11.2021); - Приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» (вступил в силу с 01.03.2022);
- СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;
- СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям.
Все эти нормативные акты в той или иной мере устанавливают требования пожарной безопасности к ДОУ. В дальнейшем мы будем указывать ссылки на используемые в тексте требования.
Требования пожарной безопасности по отношению к работникам ДОУ
Пожарная безопасность требует формализованного подхода по отношению к работникам ДОУ. Работники ДОУ являются единственными ответственными лицами, кто осознанно сможет принять меры по сравнению с детьми при возникновении задымления, пожара и прочей опасной ситуации.
Проведение инструктажей, обучения, ведение документации
На основании п.2 Приказа МЧС №806 необходимо разработать распорядительный документ — Порядок обучения работников мерам пожарной безопасности, регламентирующий следующие вопросы:
- порядок проведения противопожарного инструктажа;
- определение лиц, подлежащих обучению мерам пожарной безопасности;
- проверка знаний требований пожарной безопасности;
- регистрация результатов проверки знаний;
Вновь принятые на работу лица должны проходить вводный инструктаж о мерах пожарной безопасности, первичный на рабочем месте, повторный с периодичностью один раз в полгода, внеплановый при длительном отсутствии на рабочем месте или нарушении требований правил пожарной безопасности (изменении законодательных актов). Ответственность за организацию и своевременность проведения противопожарных инструктажей несет руководитель ДОУ.
Для удобства и экономии времени, допускается совмещать проведение вводного и первичного инструктажа по пожарной безопасности. Чтобы это сделать правильно, необходимо закрепить такую возможность в Порядке обучения мерам пожарной безопасности.
В большинстве своем, число людей находящихся в ДОУ превышает 50 человек, поэтому повторный инструктаж должен проводиться с работниками организации 1 раз в 6 месяцев (п. 16 Приказа №806).
Руководитель ДОУ должен определить приказом (распоряжением) ответственное лицо, которое будет вести работу по пожарной безопасности, а также ответственных лиц за противопожарное состояние на объектах ДОУ (п.4 ППР). Как правило, все ответственные лица подлежат обучению мерам пожарной безопасности в учебном центре, имеющим лицензию на право проведения такого вида обучения:
— лица, которые являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности в организации, назначенными руководителем организации – по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации для лиц, являющихся ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек;
— должностные лица, назначенные руководителем организации ответственными за проведение противопожарного инструктажа в организации – по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа.
Периодичность обучения таких лиц устанавливается работодателем в вышеупомянутом Порядке обучения мерам пожарной безопасности или программами, по которым проводилось обучение в учебном центре.
Разработка инструкций по пожарной безопасности
Ответственным лицам после прохождения обучения необходимо разработать инструкции по мерам пожарной безопасности:
- при эвакуации людей (учебных групп) при пожаре;
- при порядке действий персонала охраны при получении сигналов о пожаре через систему автоматической системы пожарной сигнализации (п.56 ППР);
- для административно-бытовых, складских и других помещений.
Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются на основе правил пожарной безопасности и нормативных правовых актов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования (п.п.2; 392 ППР).
Инструкции по мерам пожарной безопасности согласно п.394 ППР должны содержать информацию об ответственных лицах за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:
- сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты;
- организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств;
- проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
- отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия;
- перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения;
- прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
- удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара;
- осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны;
- обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
- организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;
- встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;
- сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;
- по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;
- организацию привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.
Также инструкции о мерах пожарной безопасности должны иметь логичный и точный порядок действий при возникновении пожара, при эвакуации людей, иметь актуальные номера телефонов экстренных служб, МЧС России. Здесь главное запомнить одно, что при пожаре лишняя минута при заминке в действиях чревата вероятностью увеличения пострадавших лиц и имущества.
Перечень документов по пожарной безопасности для ДОУ
Вот полный список всех документов по пожарной безопасности, которые должны быть в каждом детском саду и других дошкольных образовательных учреждениях.
Приказ по пожарной безопасности
- О противопожарном режиме
- О назначении ответственного за пожарную безопасность
- О введении в действие локальных нормативных актов по пожарной безопасности в учреждении
- О назначении ответственного за первичные средства пожаротушения в учреждении
- О назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность на территориях учреждения
- О назначении ответственного за пожарную безопасность при проведении праздничных мероприятий
- О проведении тренировки по эвакуации из учреждения при ЧС
- О создании добровольной пожарной дружины в учреждении
- О назначении ответственного за пожарную безопасность при проведении новогодних праздничных мероприятий
- О создании пожарно-технической комиссии учреждения
- О порядке проведения противопожарных инструктажей
- О проведении внепланового противопожарного инструктажа
Должностные обязанности ответственных лиц
- Должностные обязанности заведующего ДОУ по пожарной безопасности
- Должностные обязанности ответственного за ПБ
- Должностные обязанности членов Добровольной пожарной дружины
Положения
- Положение о добровольной пожарной дружине
- Положение о пожарно-технической комиссии
Инструкции по пожарной безопасности - Инструкция о мерах пожарной безопасности в административных помещениях
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях материального склада
- Инструкция о мерах пожарной безопасности на складе продуктов
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в кухне ДОУ
- Инструкция о мерах пожарной безопасности на территориях и в помещениях учреждения
- Инструкция о мерах пожарной безопасности при использовании электрооборудования
- Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении праздничного мероприятия «Новогодняя елка»
- Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении временных огневых и других пожароопасных работ
- Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении окрасочных и строительно-монтажных работ
- Инструкция о мерах пожарной безопасности по осмотру помещений перед их закрытием
- Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении праздничных мероприятий
- Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению эвакуации в случае возникновения пожара
- Инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты
- Инструкция о порядке совместных действий администрации и пожарной охраны при ликвидации пожара
- Инструкция о порядке размещения и использования первичных средств пожаротушения
Инструктажи
- Вводный противопожарный инструктаж
- Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте
- Повторный, внеплановый и целевой противопожарные инструктажи
Журналы
- Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности
- Журнал учета проведенных противопожарных тренировок
- Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты
- Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (проведения испытаний и перезарядки огнетушителей)
- Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (технического состояния огнетушителей)
Проведение организационных мероприятий
Распорядительным документом необходимо определить ответственных за учет и содержание первичных средств пожаротушения, местах расположения огнетушителей. Ведение журнала учета первичных средств пожаротушения закреплено в п. 4.5.4 (табл. Г2) СП 9.13130.2009 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».
Установленная в помещениях ДОУ система автоматической пожарной сигнализации и оповещения должна проходить ежемесячное обслуживание специализированной организацией. И согласно п. 54 ППР информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В общедоступных местах должен находиться стенд по пожарной безопасности, на котором размещаются инструкции (памятки) по пожарной безопасности, приказы об ответственных лицах, наглядная информация о возможных последствиях пожара.
Руководитель ДОУ должен разработать планы эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах, для объектов защиты с массовым пребыванием людей (50 человек и более) (п.5 ППР). А не реже одного раза в полугодие провести практические тренировки по эвакуации лиц, находящихся в здании (п.9 ППР).
Запрещается курение на территории объектов ДОУ, руководитель при этом обеспечивает размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено».
Требования пожарной безопасности по отношению к учащимся ДОУ
Учащиеся ДОУ играют немаловажную роль в развитии культуры пожарной безопасности в обществе. С младшего возраста у подрастающего человека должны закладываться общепринятые правила безопасности, в том числе касающиеся и пожарной безопасности.
Информирование учащихся ДОУ о пожарной безопасности
В образовательный процесс учащихся должны включаться уроки пожарной безопасности, где в понятной форме информация должна доноситься до детей о вреде использования спичек не по назначению, разведения неконтролируемого огня, об опасности дыма и пр. Просмотр рисунков, комиксов, мультфильмов (видеороликов) по тематике пожарной безопасности – только идет на пользу.
Совместно с представителями местных служб МЧС необходимо проводить специальные тренировки по отработке действий при вызове пожарных частей и других специальных служб, эвакуации детей и работников ДОУ, оказанию первой помощи. Немаловажным действием будет проведение уроков безопасности работниками МЧС, объяснение работы пожарной техники, средств пожаротушения. Детям необходимо четко объяснить и проверить их понимание, что им предстоит делать, если случится пожар, что можно делать, а что нельзя. Чем слаженнее будут общие усилия, тем больше вероятность избежать серьезных последствий.
Требования пожарной безопасности по отношению к объектам ДОУ
Все ДОУ относятся к категории чрезвычайно высокого риска и к ним предъявляются наиболее ужесточённые меры пожарной безопасности, а также проведение периодических проверок ГПН МЧС России один раз в 2 года (плюс перед готовностью ДОУ к учебному году).
Наличие пожарной сигнализации
Согласно ст.32 ФЗ-123 здания ДОУ относятся к классу Ф1.1 функциональной пожарной опасности, который предусматривает наличие в ДОУ автономных резервных источников электроснабжения (ст.82 ФЗ-123) и дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ст.83 ФЗ-123).
Требования к материалам
Также класс функциональной пожарной опасности Ф1.1:
- предполагает применение систем наружного утепления класса пожарной опасности К0 (ст.87 ФЗ-123);
- запрещает применение декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (ст.134);
- разрешает отделку стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий в дошкольных образовательных организациях должна быть выполнена из материала класса КМ0 и (или) КМ1.
Проверка пожарных гидрантов (кранов)
Если на территории ДОУ находится противопожарный водопровод и имеются пожарные гидранты, краны, то два раза в год необходимо проводить проверку на водоотдачу (для соответствия рабочего давления) силами организации, имеющей лицензию на право ведения таких работ.
На установленном на пожарном кране необходимо менять раз в год укладку пожарного рукава и проверять его на наличие повреждений.
Выводы
Дошкольные образовательные учреждения являются фундаментальной составляющей в просвещении подрастающего поколения в вопросах пожарной безопасности, а также сложными объектами с точки зрения пожарной опасности, где преобладает массовое пребывание людей и где необходим тотальный контроль за соблюдением противопожарных требований.
Как мы видим из рассмотренного материала фронт ведения документации по пожарной безопасности и организационных мероприятий нисколько не меньше, а зачастую и больше, чем в офисных помещениях,