Зарегистрировано в Минюсте России 20 марта 2015 г. N 36499
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 38
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 14
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 5
ПРИКАЗ
от 16 января 2015 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОИСШЕСТВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗВЕСТНЫМ ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ЛИЦ
В целях обеспечения законности при рассмотрении заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, усиления ведомственного контроля и прокурорского надзора за этой деятельностью —
Приказываем:
1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц.
2. Информационным центрам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации по итогам первого полугодия и года представлять в соответствующий орган прокуратуры статистические сведения о безвестном исчезновении лиц, разыскиваемых оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации.
3. Приказ направить руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам военных и других специализированных прокуратур, прокурорам городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации, следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированных (в том числе военных), следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных сотрудников (работников).
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.
Министр внутренних дел
Российской Федерации
В. КОЛОКОЛЬЦЕВ
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю. ЧАЙКА
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
А. БАСТРЫКИН
Приложение
к приказу МВД России,
Генеральной прокуратуры
Российской Федерации,
СК России
от 16.01.2015 N 38/14/5
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРОИСШЕСТВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С БЕЗВЕСТНЫМ ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ЛИЦ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок рассмотрения в территориальных органах МВД России и следственных органах системы Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства <1>.
<1> Далее — «без вести пропавшие лица».
2. Прием, регистрация и разрешение заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц <2>, осуществляются в порядке, установленном межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами <3>, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей Инструкцией.
<2> Далее — «сообщение о безвестном исчезновении лица».
<3> См.: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 года, регистрационный N 7339; Российская газета, 2006, 25 января); приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 ноября 2014 года, регистрационный номер N 34570; Российская газета, 2014, 14 ноября); приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. N 200 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июня 2013 года, регистрационный N 28761); приказ МВД России от 5 мая 1993 г. N 213 дсп «Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 сентября 1994 года, регистрационный N 697); приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 февраля 2013 года, регистрационный N 27314; Российская газета, 2013, 6 марта).
II. Порядок рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении лиц
3. Сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.
4. Для проверки обстоятельств безвестного исчезновения лица, обнаружения следов преступления, выявления иных обстоятельств, имеющих значение для установления причин исчезновения, оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно:
4.1. Выясняет в ходе приема сообщения о безвестном исчезновении лица обстоятельства безвестного исчезновения лица, в том числе указанные в пункте 10 настоящей Инструкции с учетом требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей Инструкции.
4.2. Информирует дежурного следователя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации <4>, а при его отсутствии — руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации либо его заместителя об обстоятельствах безвестного исчезновения лица, в том числе указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, а также о месте происшествия.
<4> Далее — «следователь Следственного комитета».
4.3. Определяет состав дежурной следственно-оперативной (оперативной) группы из числа сотрудников органа внутренних дел Российской Федерации и направляет ее на место происшествия.
5. В случае если сообщение о безвестном исчезновении лица (за исключением сообщения, полученного из территориального органа МВД России) поступает в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации, то об этом незамедлительно уведомляется оперативный дежурный дежурной части соответствующего территориального органа МВД России.
6. Следователь Следственного комитета, получив сообщение, предусмотренное подпунктом 4.2 или пунктом 5 настоящей Инструкции, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 10 настоящей Инструкции с учетом требований пункта 11 настоящей Инструкции, производит выезд на место происшествия, где осуществляет руководство следственно-оперативной группой. Последующие действия следователь Следственного комитета координирует с оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России.
7. В случае если в сообщении, предусмотренном подпунктом 4.2 или пунктом 5 настоящей Инструкции, не усматриваются обстоятельства, предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции с учетом требований пункта 11 настоящей Инструкции, следователь Следственного комитета согласовывает с руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации решение о невыезде на место происшествия, о чем незамедлительно информирует оперативного дежурного дежурной части территориального органа МВД России. Оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России, получив данную информацию, докладывает об этом начальнику территориального органа МВД России.
8. Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, указанные в пункте 10 настоящей Инструкции, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.
9. Сообщение о безвестном исчезновении лица, содержащее признаки совершения в отношении его преступления, относящегося к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации, поступившее в территориальный орган МВД России, после регистрации передается в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <5> в следственный орган Следственного комитета Российской Федерации. Одновременно информация о поступлении указанного сообщения и его передаче в соответствующий следственный орган Следственного комитета Российской Федерации незамедлительно направляется прокурору.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2007, N 24, ст. 2830; 2008, N 49, ст. 5724. Далее — «УПК».
10. О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать в том числе следующие обстоятельства:
10.1. Отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания.
10.2. Отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве.
10.3. Наличие по месту проживания, пребывания или нахождения без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия.
10.4. Наличие у без вести пропавшего лица важных событий, участие в которых было запланировано (например, сдача экзамена, защита диссертации, медицинское обследование, служебная командировка).
10.5. Наличие у без вести пропавшего лица значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников.
10.6. Безвестное исчезновение лица с автотранспортом.
10.7. Отсутствие в течение не менее трех суток сведений о судьбе и местонахождении без вести пропавшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи).
10.8. Безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества.
10.9. Наличие по последнему месту проживания, пребывания или нахождения, в автотранспорте, рабочем помещении без вести пропавшего лица или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления.
10.10. Отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице либо несвоевременное его направление от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать.
10.11. Наличие у без вести пропавшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами.
10.12. Наличие угроз в адрес без вести пропавшего лица.
10.13. Наличие объяснений лиц о возможном совершенном преступлении в отношении без вести пропавшего лица.
10.14. Внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица.
10.15. Длительное неполучение без вести пропавшим лицом заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат при отсутствии объективных причин (например, болезнь, длительная командировка или поездка).
10.16. Поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом).
10.17. Наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях без вести пропавшего лица.
10.18. Безвестное исчезновение несовершеннолетнего.
10.19. Безвестное исчезновение сотрудников органов государственной власти (в том числе сотрудников правоохранительных органов).
10.20. Безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией.
11. Приведенный в пункте 10 настоящей Инструкции перечень не является исчерпывающим. О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать иные обстоятельства с учетом местных особенностей (например, оперативной обстановки, традиций, обычаев). Для выдвижения обоснованных версий безвестного исчезновения лица и вывода о наличии признаков преступления необходимо учитывать совокупность обстоятельств и их логическую взаимосвязь.
12. По сообщению о безвестном исчезновении лица подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, круг его связей.
13. При наличии достаточных данных о том, что безвестное исчезновение несовершеннолетнего связано с совершением в отношении его преступления, отнесенного к подследственности следователя Следственного комитета, он незамедлительно возбуждает уголовное дело.
14. В случае возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела в связи с безвестным исчезновением лица следователь Следственного комитета незамедлительно уведомляет об этом соответствующий орган внутренних дел Российской Федерации.
15. Если в ходе проверки сообщения о безвестном исчезновении лица установлены обстоятельства, в том числе предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции, указывающие на совершение преступления, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел Российской Федерации принимает решение о передаче сообщения по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, о чем уведомляется прокурор.
16. В случае если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении его преступления, оперативное подразделение органа внутренних дел Российской Федерации принимает соответствующее решение по находящемуся в его производстве сообщению о безвестном исчезновении гражданина и заводит розыскное дело.
17. В случае если в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, производимых в рамках розыскного дела, заведенного в соответствии с пунктом 16 настоящей Инструкции, устанавливаются обстоятельства, предусмотренные пунктом 10 настоящей Инструкции, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел Российской Федерации, осуществляющий розыск:
17.1. Составляет рапорт об обнаружении признаков преступления и представляет его на регистрацию в установленном порядке.
17.2. Передает сообщение о безвестном исчезновении лица вместе с материалами проверки по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 145 УПК, о чем уведомляется прокурор.
18. При возбуждении следователем Следственного комитета уголовного дела розыскное дело прекращается, а все оперативно-розыскные мероприятия, объявление без вести пропавшего лица в розыск проводятся в рамках оперативно-поискового дела.
19. Если без вести пропавшее лицо не разыскано, а уголовное дело, возбужденное в связи с его исчезновением, подлежит прекращению, следователь Следственного комитета поручает органу дознания принять меры к розыску без вести пропавшего лица. При этом оперативно-поисковое дело прекращается и орган внутренних дел Российской Федерации заводит розыскное дело.
20. Сообщение о безвестном исчезновении лица, по которому возникают споры о подследственности между следственным органом Следственного комитета Российской Федерации и органом внутренних дел Российской Федерации, вместе с материалами проверки направляется прокурору для рассмотрения и оценки законности и обоснованности передачи такого сообщения по подследственности.
III. Организация ведомственного контроля
21. Персональная ответственность за надлежащую организацию розыска без вести пропавших лиц и соблюдение законности при его осуществлении возлагается на руководителей органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности <6>.
<6> Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 июля 2012 года, регистрационный N 25005; Российская газета, 2008, 3 августа).
22. Руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, уполномоченный на осуществление оперативно-розыскной деятельности, организует розыск и координацию действий по установлению без вести пропавших лиц:
22.1. Изучает дела оперативного учета, заведенные по фактам безвестного исчезновения лиц.
22.2. В случае необходимости дает указания об устранении выявленных недостатков в организации розыска без вести пропавших лиц.
22.3. Представляет дела оперативного учета по фактам безвестного исчезновения лиц для проверки уполномоченному прокурору в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» <7>.
<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233.
23. Контроль за деятельностью следователя Следственного комитета в период проверки сообщения о безвестном исчезновении лица возлагается на соответствующих руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
24. Руководители следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органа внутренних дел Российской Федерации по согласованию заслушивают следователя Следственного комитета, которому поручено рассмотрение сообщения о безвестном исчезновении лица, и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. При необходимости могут быть заслушаны иные должностные лица, участвующие в проверке сообщения о безвестном исчезновении лица.
IV. Организация прокурорского надзора
25. Начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры военных и других специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:
25.1. Принимают необходимые меры к организации систематического прокурорского надзора за исполнением законов при рассмотрении сообщений о безвестном исчезновении лиц и настоящей Инструкции.
25.2. В целях проверки законности заведения дел оперативного учета, полноты и достаточности мер, принятых к розыску без вести пропавших лиц, изучают дела оперативного учета не позднее 10 суток после их заведения, в последующем с периодичностью не реже одного раза в квартал.
25.3. При наличии в материалах дела оперативного учета или в материалах проверки сообщения о безвестном исчезновении лица данных, содержащих признаки совершения в отношении его преступления, выносят в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 37 УПК <8> мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.
<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2007, N 24, ст. 2830; 2011, N 1, ст. 16; 2012, N 24, ст. 3070; 2013, N 9, ст. 875.
25.4. Рассматривают материалы, указанные в пункте 20 настоящей Инструкции, и с учетом обстоятельств, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей Инструкции, принимают решение о законности и обоснованности передачи сообщения о преступлении по подследственности.
26. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры военных и других специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов и других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур систематически, не реже одного раза в полугодие, проводят анализ состояния законности при розыске без вести пропавших лиц и по результатам принимают соответствующие меры прокурорского реагирования.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции» на полицию возложены обязанности по осуществлению розыска лиц различных категорий: совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства.
Наряду с указанными категориями значительную часть деятельности органов полиции составляет розыскная работа по установлению лиц, пропавших без вести.
Порядок приема и рассмотрения заявлений о безвестном исчезновении граждан, организация и порядок осуществления указанной сферы деятельности также регламентируется ведомственными нормативно-правовыми актами, например, Инструкцией о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденной совместными приказом МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации от 16.01.2015 №38/14/5.
Сообщение о безвестном исчезновении лица должно быть принято органом внутренних дел и зарегистрировано независимо от срока и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или нахождения, полных анкетных данных и фотографии пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного отсутствия.
Подать заявление об исчезновении человека может любое лицо (родственник, знакомый, руководитель организации, где работает разыскиваемый, глава администрации муниципального образования, где проживает гражданин).
При этом заявление может быть подано как путем личного обращения, так и направления почтовой связью (в том числе электронной). Также можно сделать устное заявление по телефону дежурной части любого органа внутренних дел.
В целях ускорения и облегчения поисковых мероприятий к заявлению желательно приложить фотографию пропавшего лица, сообщить максимально подробную информацию об обстоятельствах исчезновения лица, его образе жизни, родственниках, круге общения, описание примет его внешности и одежды.
При поступлении в ОВД заявлений и других сообщений о безвестном исчезновении граждан дежурные части организуют обеспечение неотложных действий по розыску.
В соответствии со ст. 144 уголовно-процессуального кодекса РФ срок проверки сообщения 3 суток, который может быть продлен до 10 суток, а при необходимости и до 30.
В случае обнаружения без вести пропавшего гражданина в течение 10-суточного срока, при отсутствии криминальных признаков исчезновения органом принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
При не установлении местонахождения без вести пропавшего сотрудник оперативного подразделения ОВД, проведя комплекс необходимых оперативно-розыскных мероприятий, до истечения 10 суток, с момента поступления соответствующего сообщения, заводит розыскное дело. Кроме того, при наличии сообщения о преступлении, подследственного органам Следственного Комитета России, орган внутренних дел направляет собранные материалы в следственный орган для проведения процессуальной проверки.
В случае отказа в приеме заявления, при волоките и неудовлетворительной работе правоохранительных органов по установлению местонахождения без вести пропавших с жалобами необходимо обращаться к руководителям территориальных органов полиции, следственных отделов СК России, в районные (городские) прокуратуры.
Заместитель прокурора района, советник юстиции Ануфриев А.М.
Сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном законом порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевших ранее случаях его исчезновения.
Заявление о безвестном исчезновении лица может быть сделано заявителем, прибывшим в любой правоохранительный орган, в устном или письменном виде. Прием сообщений и заявлений о безвестном исчезновении лица осуществляется круглосуточно.
Регистрация сообщения о безвестном исчезновении лица осуществляется уполномоченным должностным лицом в Книгу регистрации сообщений о преступлениях, с присвоением соответствующего регистрационного номера.
Уполномоченное лицо, принявшее заявление или сообщение о безвестном исчезновении лица, обязано выдать заявителю под роспись талон-уведомление о принятии и регистрации заявления (сообщения) с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и своих данных.
Поступающие в органы прокуратуры сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях, и поскольку прокуратура не вправе их рассматривать, сообщения передаются в правоохранительный орган, уполномоченный их рассматривать.
Отказ в приеме сообщения о безвестном исчезновении лица должностными лицами правоохранительных органов может быть обжалован прокурору либо в суд.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, рассматривать сообщения о безвестном исчезновении лица уполномочены органы внутренних дел, а также следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации в случае наличия оснований полагать, что безвестно исчезнувший стал жертвой преступного посягательства.
С момента регистрации сообщения о безвестном исчезновении начинается проверка в соответствии с требованиями ст.ст. 144, 145 УПК РФ, и выполняются различные мероприятия, направленные на установление местонахождения пропавшего. Законом установлен срок в 3 суток, при необходимости срок проверки продлевается до 10 суток. По истечению указанных сроков, должностным лицом, проводившим проверку, выноситься процессуальное решение: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения о преступлении по подследственности.
В случае отсутствия сведений о месте нахождения разыскиваемого лица по истечению 10 суток в органах внутренних дел заводится розыскное дело, а собранные материалы передаются в соответствующий территориальный следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации для принятия процессуального решения.
В соответствии с требованиями ст. 145 УПК РФ должностное лицо, проводившее проверку по сообщению о безвестном исчезновении лица, обязано уведомить в письменной форме заявителе о результатах проведения проверки. Заявитель вправе обжаловать принятое решение прокурору либо в суд.
Порядок рассмотрения заявлений о безвестном исчезновении человека
Сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном законом порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевших ранее случаях его исчезновения.
Заявление о безвестном исчезновении лица может быть сделано заявителем, прибывшим в любой правоохранительный орган, в устном или письменном виде. Прием сообщений и заявлений о безвестном исчезновении лица осуществляется круглосуточно.
Регистрация сообщения о безвестном исчезновении лица осуществляется уполномоченным должностным лицом в Книгу регистрации сообщений о преступлениях, с присвоением соответствующего регистрационного номера.
Уполномоченное лицо, принявшее заявление или сообщение о безвестном исчезновении лица, обязано выдать заявителю под роспись талон-уведомление о принятии и регистрации заявления (сообщения) с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и своих данных.
Поступающие в органы прокуратуры сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях, и поскольку прокуратура не вправе их рассматривать, сообщения передаются в правоохранительный орган, уполномоченный их рассматривать.
Отказ в приеме сообщения о безвестном исчезновении лица должностными лицами правоохранительных органов может быть обжалован прокурору либо в суд.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, рассматривать сообщения о безвестном исчезновении лица уполномочены органы внутренних дел, а также следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации в случае наличия оснований полагать, что безвестно исчезнувший стал жертвой преступного посягательства.
С момента регистрации сообщения о безвестном исчезновении начинается проверка в соответствии с требованиями ст.ст. 144, 145 УПК РФ, и выполняются различные мероприятия, направленные на установление местонахождения пропавшего. Законом установлен срок в 3 суток, при необходимости срок проверки продлевается до 10 суток. По истечению указанных сроков, должностным лицом, проводившим проверку, выноситься процессуальное решение: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения о преступлении по подследственности.
В случае отсутствия сведений о месте нахождения разыскиваемого лица по истечению 10 суток в органах внутренних дел заводится розыскное дело, а собранные материалы передаются в соответствующий территориальный следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации для принятия процессуального решения.
В соответствии с требованиями ст. 145 УПК РФ должностное лицо, проводившее проверку по сообщению о безвестном исчезновении лица, обязано уведомить в письменной форме заявителе о результатах проведения проверки. Заявитель вправе обжаловать принятое решение прокурору либо в суд.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Безвестное отсутствие или объявление гражданина умершим — особое юридическое состояние, когда при невозможности получить документы о месте его жительства или о смерти данный факт по особо установленным законом правилам удостоверяется судом в целях защиты прав, как самого гражданина, так и иных лиц, состоящих с ним в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях.
По смыслу закона к числу заинтересованных лиц, имеющих право обратиться в суд с соответствующим заявлением, относятся:
· супруг, заинтересованный в расторжении брака в упрощенном порядке;
· иждивенцы, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца;
· другие лица, организации и отдельные граждане, которым это необходимо для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые и иные органы);
· прокурор, выступающий в защиту лица, не имеющего возможности лично обратиться в суд.
Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц, если в течение года в месте жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания (ст.ст. 42-46 Гражданского кодекса РФ, глава 30 Гражданского процессуального кодекса РФ).
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления названного срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения о нем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.
Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.
Исключение сделано законом для граждан, участвовавших в специальной военной операции на территориях Украины, ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей, или в ходе вооруженной провокации на Государственной границе РФ и приграничных территориях субъектов РФ, прилегающих к названным территориям, которые могут быть по заявлению заинтересованных лиц признаны безвестно отсутствующими, а пропавшие без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая объявлены умершими при отсутствии о них в месте жительства сведений о месте пребывания в течение 6 месяцев.
Если гражданин – участник СВО, был признан судом безвестно отсутствующим и с момента вступления в законную силу решения суда об этом прошло 3 месяца, он может быть по заявлению заинтересованных лиц объявлен умершим.
Приведенные нормы установлены Федеральным законом от 14.04.2023 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и применяются к правоотношениям, возникшим с 24.02.2022, если ко дню вступления в силу названного закона в отношении гражданина не завершено особое производство по делу о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ
· Передача в доверительное управление принадлежащего ему имущества (при необходимости постоянного управления), выплата за счет него содержания лицам, которых он обязан содержать, и сумм в счет погашения задолженности по другим его обязательствам, в том числе по налогам (п. 1 ст. 43 Гражданского кодекса РФ; п. 1 ст. 51 Налогового кодекса РФ).
· Снятие безвестно отсутствующего с регистрационного учета по месту жительства (ст. 7 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
· Расторжение брака в органах ЗАГС по заявлению супруга безвестно отсутствующего независимо от наличия общих несовершеннолетних детей (п.2 ст. 19 Семейного кодекса РФ).
· Возможность усыновления ребенка безвестно отсутствующего (ст. 130 Семейного кодекса РФ).
· Прекращение действия трудового договора (п. 6 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ).
· Возникновение у нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также иных выплат и компенсаций (ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», ч. 9 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»).
· Прекращение действия выданных на него доверенностей (ч. 1 ст. 188 Гражданского кодекса РФ).
При объявлении гражданина умершим наступают такие же последствия, какие влечет смерть человека: прекращение или переход к наследникам всех его прав и обязанностей.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЯВЛЕНИЮ В СУД
Заявление о признании лица безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим составляется в соответствии с общими требованиями, установленными для искового заявления ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ и подается в районный суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.
Кроме того, в заявлении должны быть указаны:
· цели, для которых заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим,
· обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
К заявлению необходимо приложить:
· документ, подтверждающий оплату государственной пошлины в размере, предусмотренном ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (300 руб. для физического лица);
· уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют;
· доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (если имеется);
· документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывается требование (при наличии).
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ
· Последнее место жительства гражданина и период отсутствия в нем.
· Принятые меры к розыску лица и невозможность установления его места нахождения.
· Наличие правовой заинтересованности заявителя в признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
В качестве доказательств по делу могут быть использованы:
а) справка с места жительства и работы гражданина;
б) свидетельские показания родственников, сослуживцев, соседей, друзей;
в) ответы на запросы о розыске пропавшего;
г) доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания, принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов;
д) извещение отдела ЗАГС об отсутствии актовой записи гражданского состояния о смерти лица;
е) доказательства наличия правовой цели признания гражданина безвестно отсутствующим;
ж) сообщения военкомата, командировочные удостоверения в район военных действий и т.п.
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА СУДОМ
Дела о признании лица безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются судом в порядке особого производства с участием прокурора.
Если в период рассмотрения дела гражданин, относительно которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, явится, либо суд установит место его пребывания или несоответствие срока неизвестности пребывания установленному в законе, в удовлетворении заявления будет отказано.
Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 279 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ч. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РФ).
Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, служит основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению самого гражданина, а также по заявлению заинтересованных лиц, по инициативе которых рассматривалось дело, возобновляет по нему производство и выносит новое решение, которым отменяет ранее вынесенное.
Следствием принятия нового решения является отмена управления имуществом гражданина и аннулирование записи о его смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.
Согласно Федеральному закону№ 3 от 07.02.2011 «О полиции», розыск без вести пропавших лиц возложен на органы полиции.
Розыск лиц указанной категории регламентируется ведомственными организационно-распорядительными документами, утвержденными Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В случае исчезновения человека необходимо незамедлительно обратиться с заявлением в ближайшее территориальное подразделение полиции.
Заявление подлежит регистрации в органах внутренних дел в день обращения с ним, должностное лицо, принявшее заявление, обязано выдать заявителю талон уведомление о приеме заявления с указанием регистрационного номера, даты регистрации заявления, Фамилия Имя Отчество должностного лица, принявшего заявление.
Также с заявлением о безвестном исчезновении лица можно обратиться в ближайший следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации или прокуратуру района по месту жительства заявителя.
В момент обращения при себе желательно иметь фотографию, номер контактного телефона, документ (либо его копию), удостоверяющий личность разыскиваемого лица.
При этом крайне важно вспомнить, в какой одежде и обуви ушел из дома разыскиваемый, детально описать его внешние данные (возраст, рост, телосложение, цвет волос, глаз, наличие шрамов, родимых пятен, татуировок, физических недостатков, травм, а также индивидуальных, отличительных особенностей в поведении, походке), круг лиц, с которыми разыскиваемый проживал, работал, общался, наблюдались ли в последнее время какие-либо изменения в поведении разыскиваемого лица.
При наличии возможности необходимо принять самостоятельные меры к поискам разыскиваемого лица, а именно: исследовать жилое помещение без вести пропавшего, обратив внимание на наличие оставленных им личных вещей, документов, записок, просмотреть его переписку в сети Интернет; обзвонить, опросить лиц, с которыми общался разыскиваемый, навести справки в медицинских учреждениях, моргах по месту жительства без вести пропавшего лица, разместить сведения о розыске лица в средствах массовой информации (на местном телевидении, печати, радио), в сети Интернет.
Должностные лица полиции, Следственного Комитета РФ вправе с согласия лица, проживавшего с разыскиваемым, провести осмотр последнего известного места проживания (пребывания) без вести пропавшего лица, в ходе которого изъять следы рук, личные вещи разыскиваемого лица и иные предметы, необходимые для установления обстоятельств исчезновения лица.
Действующим уголовно-процессуальным законом установлено, что срок проведения процессуальной проверки по сообщению о безвестном исчезновении лица может быть продлен до десяти суток с момента регистрации заявления о безвестном исчезновении, в исключительных случаях срок проверки продлевается до 30 суток, по результатам проверки принимается одно из трех решений, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения о преступлении по подследственности).
В случае получения данных, указывающих на криминальный характер исчезновения лица, материалы проверки передаются в соответствующий следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
При этом дальнейший розыск без вести пропавшего лица, даже в случае принятия следователем Следственного Комитета Российской Федерации решения об отказе в возбуждении уголовного дела, осуществляется органами полиции, как правило, по последнему известному месту жительства разыскиваемого лица.
Действие (бездействие) должностных лиц органов полиции, осуществляющих розыск лица, а также процессуальные решения, принимаемые по результатам проведения проверки, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.
И.о.прокурора округа К.А.Калуцкая
- Ссылка
- Отправить почтой
-
Версия для печати
- Код для блога
- Экспорт
Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Открыть