Инструкция по холотропному дыханию

#статьи


  • 0

Холотропное дыхание — что это за метод и как его проводят

И почему он потенциально опасен.

Кадр: мультфильм «Кунг-фу Панда» / DreamWorks Animation

Алиса Лахтина

В 2015 году начала дружить с психологией. С тех пор учится принимать свою психику и тело. А ещё участвует в киноклубе, цитирует Бродского и пишет стихи.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое холотропное дыхание и на чём оно основано;
  • как проходит сеанс холотропного дыхания и для чего используют эту технику;
  • за что критикуют холотропное дыхание;
  • кому противопоказано холотропное дыхание.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Холотропное дыхание (ХД) — метод психотерапии, при котором человек глубоко и быстро дышит. Цель — изменить состояние сознания, чтобы глубже понять себя, переосмыслить травмы, исцелиться от психических проблем.

Технику холотропного дыхания в 1970-х годах разработала чета психологов — Станислав и Кристина Гроф. Супруги также известны тем, что продвигали использование наркотических средств в терапии, и холотропное дыхание было призвано стать альтернативой сомнительным методам, попавшим под законодательный запрет.

Грофы презентовали метод ХД как радикальное новаторство и считали, что их изобретение отличается от стандартных психологических подходов рядом особенностей:

  • погружением человека в принципиально новое состояние сознания;
  • использованием специальной музыки;
  • близким физическим контактом между клиентом и руководителем практики;
  • интенсивными эмоциями и реакциями на уровне тела у дышащего.

Уникальность холотропного дыхания Грофы видели в том, что это синтез психотерапии и духовного самопознания. По мнению пары, невозможно помочь человеку, ограничиваясь одним инструментом.

Человек способен открыть уникальные уровни сознания, в которых хранятся коллективные бессознательные воспоминания, — на этой идее базируется холотропное дыхание.

Именно в «надчеловеческом» опыте скрываются истоки эмоциональных и психосоматических расстройств. Чтобы исцелиться, клиенту необходимо погрузиться в психоделическое состояние и найти исходную коллективно-бессознательную точку запуска своих проблем.

Грофы изобрели свой способ погружения в глубины подсознания, объединив различные направления психологии: в частности, идеи Зигмунда Фрейда, Вильгельма Райха и Карла Юнга с антропологическим пониманием сознания и духовными практиками типа медитаций.

Кроме того, в основу холотропного дыхания легла перинатальная и трансперсональная психология. Последняя была разработана независимым психологом Энтони Сутичем, психологом Абрахамом Маслоу и уже известным нам Станиславом Грофом.

Трансперсональная психология ориентирована на историческое и архетипическое коллективное бессознательное. То есть строится на идее о том, что человек вмещает в себя не только опыт текущей земной жизни.

Задумка такая: мы можем больше понять о себе, используя изменённые состояния сознания, чтобы увидеть опыт прошлых поколений, их ошибок, травм и достижений. Изменить сознание можно через погружение в мистику или религию, с помощью транса, эзотерических переживаний или холотропного дыхания.

Чета Гроф полагала, что в дополнение к холотропному дыханию эффективно использовать некоторые терапевтические подходы. Например, чтобы ослабить психологические защиты, вспомнить подавленные травматические события или достичь инсайта. Так метод стал сочетаться с такими направлениями терапии, как:

  • гештальт-терапия;
  • психодрама;
  • метод десенсибилизации и повторной проработки движением глаз.

Более творческие подходы Грофы тоже одобряли. Например, песочную и танцевальную терапию и другие арт-методы.

Адепты практики считают, что холотропное дыхание эффективно для:

  • достижения персональных инсайтов;
  • развития креативности;
  • повышения доверия к окружающим;
  • укрепления ментального здоровья;
  • снижения стресса;
  • проработки психологических травм;
  • проживания жизненных кризисов.

Психолог и лектор Ольборгского университета (Дания) Таня Миллер отмечает, что холотропное дыхание способно развить самосознание человека и в итоге снизить вредные поведенческие привычки, например:

  • тягу к доминированию и контролю;
  • излишнюю уступчивость;
  • навязчивую потребность в помощи со стороны окружающих;
  • межличностную чувствительность;
  • враждебность к миру.

А ещё, по мнению доктора медицины Джеймса Эйермана, холотропное дыхание — потенциально безопасный терапевтический метод для решения экзистенциальных трудностей. В частности, утраты смысла жизни.

Практикой руководит специально обученный ведущий — фасилитатор. Группу людей собирают в отдельной комнате с приглушённым светом. Участников просят прийти в удобной одежде и размещают на подушках и матрасах.

Далее происходит следующее:

  • дышащий ложится на спину;
  • фасилитатор просит человека сосредоточиться на настоящем моменте, расслабиться и отпустить мысли;
  • к процессу подключается так называемый ситтер, который следит за состоянием участника, частотой и интенсивностью его дыхания;
  • фасилитатор просит дышать чаще, глубже и быстрее, как в активных видах спорта типа плавания, но оставаться физически неподвижным;
  • участники постепенно ускоряют дыхание, сосредоточившись на внутренних ощущениях.

Сессия проводится под музыку: например, может использоваться монотонный барабанный бой или песнопения. По мнению адептов холотропного дыхания, музыка помогает человеку сосредоточиться на внутренних процессах, разблокировать вытесненные воспоминания и тем самым расширить сознание. Но подойдёт не любая мелодия.

Чета Гроф рекомендует руководителям сессии холотропного дыхания:

  • громко включать ритмически устойчивые мелодии;
  • избегать резких и дисгармоничных композиций;
  • не использовать песни на родном для участников языке и всемирно известные произведения типа свадебного марша Мендельсона.

Можно дышать носом, ртом, грудью, животом. Главное, чтобы дыхание было цельным, без пауз между вдохом и выдохом.

Спустя примерно 1,5 часа человек впадает в состояние изменённого сознания. После участники обсуждают полученный опыт и рисуют мандалы, чтобы запечатлеть свои переживания для будущего анализа.

Холотропное дыхание, как и другие методы терапии, базово призвано помогать людям принимать себя, ценить свой опыт и свою жизнь. Но у чудесного, казалось бы, метода избавления от эмоционального груза есть существенные минусы.

Холотропное дыхание напрямую связано с гипервентиляцией — перенасыщением крови кислородом. Такой профицит приводит к ряду проблем со здоровьем:

  • вызывает гипокапнию;
  • замедляет ритмы мозговой активности;
  • провоцирует гибель нервных клеток;
  • усиливает тревожные расстройства.

Понять, что у человека развилась гипервентиляция, можно по таким симптомам:

  • головокружение;
  • одышка;
  • учащённое сердцебиение;
  • покалывание/онемение конечностей;
  • непроизвольные сокращения мышц рук и ног;
  • обмороки или предобморочные состояния;
  • сбои в чёткости зрения, мушки перед глазами;
  • нарушение координации движений и тремор;
  • шум или звон в ушах;
  • ухудшение когнитивных функций.

При долгой гипервентиляции (50–70 минут) сознание человека меняется настолько, что он не реагирует на внешние стимулы (например, чью-то речь), видит галлюцинации и испытывает дереализацию или деперсонализацию.

К строгим противопоказаниями для холотропного дыхания относят:

  • приём препаратов, разжижающих кровь;
  • наличие физических травм в прошлом;
  • беременность;
  • эпилепсию;
  • отслоение сетчатки и глаукому;
  • сердечно-сосудистые заболевания (в том числе перенесённый инфаркт);
  • высокое кровяное давление, которое не контролируется медикаментозно;
  • аномальное расширение артерий (аневризма);
  • заболевания головного мозга (ишемические атаки или инсульт в анамнезе).

Отдельный повод запретить человеку практику холотропного дыхания — эмоциональный кризис или психическое расстройство, пережитые клиентом за предыдущие десять лет (например, шизофрения или биполярное расстройство).

Холотропное дыхание — терапевтическая и духовная техника, которая пока что не нашла глобального признания. С точки зрения современной науки, это опасный эксперимент над своим сознанием с недоказанной эффективностью. Прежде чем обратиться к последователям холотропного дыхания, важно изучить все детали этого подхода, взвесить за и против и проконсультироваться с врачом насчёт возможных рисков и осложнений.

В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →

Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?
Узнайте ответ за 15 минут и попробуйте свои силы в новой специальности.

Пройти тест →

Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека

иеромонах Максим

  • Понятие о холотропных состояниях сознания и холотропной терапии
  • Практика холотропной терапии

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания и холотропной терапии

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания). Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Слово холотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреждённым и ослабленным[1].

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических[2]исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме — древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С. Гроф акцентирует: “…веками был известен факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания”[3].

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал[4] и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей”[5]. Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш — и. М.) в западной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бессознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений; обнаруживать память других “воплощений”, встречаться с архетипическими образами, общаться с “бесплотными существами” и посещать бесчисленные мифологические ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего индивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каждого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “специалистами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии — работа с телом — кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) — это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле — некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

По утверждению ряда авторов, сила кундалини в своей основе является положительной и созидательной, но на первых этапах её прохождения возникает стресс, который может вызвать серьёзные психические расстройства (курсив наш — и. М.). При движении энергии происходит раскрытие чакр — центров психической энергии, что может вызывать сильные боли, возможно ухудшение зрения и даже его полная потеря; в процессе длительных медитаций, когда тело долго находится в определённой позе, может возникнуть частичный паралич одной из частей тела. Крайними негативными проявлениями этой энергии могут быть умопомрачение и даже смерть. Ещё в 30-е годы XX века теософ А. Клезовский описал те страшные явления, которые испытывает человек во время занятий практикой кундалини йоги. Он писал, что страдания надо переносить и “лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно”[6].

Во-вторых, все элементы процесса холотропного дыхания направлены на достижение человеком изменённых состояний сознания (ИCC). ИСС издавна привлекают внимание психологов и являются предметом серьёзного научного интереса. Вопрос, что относить к таковым состояниям, решается отчасти по некоторым психологическим критериям. Так как для достижения ИСС используются методики и элементы восточных практик, то человек под их воздействием (святые Отцы связывают это воздействие с влиянием злых духов) достигает приятнейших “духовных утешений”, “видений”, переживаний “блаженств”, “покоя”, “мира” , “бесконечности”[7].

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

Психологи пишут, что в ИСС происходит регрессия, которая выражается в виде архаизации мышления, в переходе к более примитивным эмоциям, когда утрачен (или ослаблен) контакт с реальностью. Тогда воля и разум уже не отслеживают, сколько ещё осталось от былого контакта, и в каком историческом времени мы должны жить и действовать. Подобный подход к переживаниям, полученным в ходе сеансов холотропного дыхания, представляет собой форму духовного наркоза, “который не лечит, но отнимает чувство боли”[8].

В-четвёртых, среди методик восточных философских учений следует особо остановиться на медитативной технике. Существует много различных методов медитации и соответствующих медитативных переживаний. Термин медитация “…обозначает методы упражнения внимания для того, чтобы научиться произвольно контролировать психические процессы и развивать особые психические качества, такие, как сознавание, прозрение, концентрацию, уравновешенность и любовь. Медитация направлена на развитие оптимальных состояний сознания и психологического комфорта”[9].

Медитация рассматривается как центральная техника трансперсонального развития. Соответственно медитативные техники вызывают теоретический и практический интерес трансперсональной психологи[10]. Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш — и. М.), “медитация — средство полной трансформации, преображения личности”[11]. Следует подчеркнуть, что мандалы, которые рисуют участники сеанса холотропного дыхания, в некоторых техниках являются символами медитации. Не случайно рисование мандал выполняется в обязательном порядке с целью интеграции ИСС участников сеанса.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш — и. М.) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

По признанию С. Грофа: “Принципы акустического воздействия для расширения сознания были разработаны Элен Бонни (Bonny, 1973), бывшей сотрудницей Научно-исследовательского психиатрического центра в Кэтонсвиле (штат Мэриленд), где она принимала участие в психоделических исследованиях как музыкальный терапевт”[12]. В России и странах СНГ в последние годы используется фонотека музыкальных записей, разработанная В. Майковым специально для сессий холотропного дыхания.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

В качестве примера деструктивных переживаний, возникающих во время проведения сеансов холотропного дыхания, остановимся на следующих темах. С. Гроф пишет: “В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей”[13]. Далее следует разъяснение о том, что архетипические фигуры (персонажи) можно разделить на две группы: первая включает в себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические универсальные роли и функции, вторая — различных божеств и демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и историческим периодам. Приводятся примеры наиболее известных из них. В первой группе находятся: Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность, Любовники, Обманщик и др. Во второй группе вместо обобщающего образа Великой Богини-Матери можно созерцать одну из её конкретных культурных форм — Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду и др. При этом оказывается, что “особенно часты встречи или даже отождествления (курсив наш — и. М.) с различными божествами, которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем вернулись к жизни”[14]. Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями — от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса[15].

С. Гроф описывает также переживание встречи с Абсолютным Сознанием или отождествление (курсив наш — и. М.) с ним. Высший космический принцип, или абсолютная реальность переживается через отождествление с Космической Пустотой, Ничем, Небытиём[16].

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

Во-первых, источниками указанных переживаний являются падшие ангелы — бесы. Из текста Священного Писания мы знаем, что Бог создал два мира: видимый и невидимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) однозначно объясняет порядок воздействия различных духов на человека: “Святые духи уклонились от общения с человеками как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в своё падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить своё владычество над нами”[17]. По причине действия падших духов на человека он испытывает сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божествами”.

Во-вторых, происходит прельщение участников холотропных сеансов через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются чистой формой прелести. Святитель Игнатий пишет: “Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели <…> Отречёмся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним”[18].

В-третьих, отождествление с Абсолютным Сознанием и Пустотой — это также отождествление с демоническими пространствами. Преподобный Исаак Сирин пишет: “Истинные праведники всегда помышляют сами в себе, что недостойны они Бога”[19]. И наоборот, “все самообольщённые считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть”[20]. Православному христианину нет нужды искать какого-либо отождествления с непонятным Абсолютным Сознанием, так как плодом искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа является не только освобождение человека от власти диавола, но и возвращение возможности общения с небом и небожителями: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр 12:22–23).

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить”[21] говорят о подмене понятия Бога.

В-пятых, безоценочное принятие переживаний — путь к духовной и телесной погибели. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: “Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие или служит источником величайших бедствий”[22]. В результате Своего искупительного подвига Господь освобождает человека от тирании диавола и злых духов. Апостол Павел благодарит Бога и Отца <…> избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол 1:12–13). И всё же падший человек вместо пути богопознания и покаяния выбирает путь быстрого достижения запредельного знания, сверхчеловеческих возможностей. Ещё апостол Иоанн Богослов писал об этом: …свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин 3:19).

В-шестых, методологической основой и базовым понятием является введение человека в изменённые состояния сознания, но само это понятие является неправославным. Оно связано с состоянием, возникающим в процессе моделирования изменённого сознания (ЛСД-терапии и холотропного дыхания), которое носит явно оккультный характер. Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим 4:3–4).

На основании вышесказанного ясно: метод холотропного дыхания является опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению человека, нарушению его духовного и психического здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний и повреждающей (омрачающей) сознание.

Автор: Иеромонах Максим

Альманах «Альфа и Омега» от 01 января 2012 г.

__________________________

[1] Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / Науч. ред.В. Майков; пер. с англ. С. Офертаса. М., 2001. С. 23.

[2] Психоделический — связанный с употреблением психоактивных веществ, способных влиять на психику человека и вводить его в изменённые состояния сознания.

[3] Гроф С. Приключения в самопознании: Информационные материалы // ИНИОН. М., 1991. С. 36.

[4] Мандала — в буддизме: круглая магическая диаграмма. — Ред.

[5] Гроф С. Психология будущего. С. 37.

[6] Клезовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Минск, 1995. С. 612.

[7] См. Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Грех и покаяние последних времён. О тайных недугах души. М., 2007. С. 109.

[8] Там же. С. 109.

[9] Пути за пределы “эго”. Трансперсональная перспектива: [Сб. ст.] / Под ред. Р. Уолша, Ф. Воон; пер. с англ. М. Папуши и др. М., 1996. С. 69.

[10] См.: Пути за пределы “эго”. С. 71.

[11] Озанец М. Медитация для начинающих / Пер. с англ. А. Гарькавого. М., 2004. С. 6.

[12] Гроф С. За пределами мозга. — http://psycho.dtn.ru/txt/grof/sg008.htm.

[13] Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания / Пер. с англ. О. Цветковой. М., 2004. С. 29.

[14] Там же. С. 31.

[15] См.: Там же. С. 31–32.

[16] См.: Там же. С. 37.

[17] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения: Слово о смерти. М., 2002. С. 14.

[18] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. В 7 т. (Репр.). Т. 1. М., 1993. С. 258.

[19] Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические (Репр.). М., 1993. С. 155.

[20] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. Т. 2. С. 126.

[21] Гроф С. Космическая игра. С. 35.

[22] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. С. 19.

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Ещё статьи о здоровье

  • «Давайте бояться вместе» — психолог о борьбе со страхами психолог Серова Елена
  • «Муж пьет. Это моя вина…» Ксения Балакина
  • «Учиться жить здесь и сейчас…» протоиерей Андрей Ткачёв
  • «Я не алкоголик!» или алкогольная анозогнозия психиатр-нарколог В.К. Невярович
  • «Духовные стороны христианства». Болезни

Входим…

Куки не обнаружены, не ЛК

Холотропное дыхание за счет ритмичных вдохов и выдохов под музыкальные композиции генерирует большую дополнительную энергию, которая дает организму мощный ресурс для глубокой внутренней работы и на базовом уровне действует как генеральная уборка организма. Дело в том, что дыхание – основной физиологический процесс, который заряжает митохондрии – «биологические батарейки», находящиеся в каждой клетке. Этот процесс, который в физиологии носит название цикл Кребса, запускается и ведется дыханием. Также, как большинство приборов и гаджетов в нашей жизни работают от электричества, организм питается энергией митохондрий. Улыбаемся и радуемся – энергия митохондрий. Ходим, работаем, занимаемся спортом – энергия митохондрий. Печалимся, грустим – энергия митохондрий. Без питания человек проживет месяцы, без воды – максимум неделю, а без воздуха – не больше 10 минут. Батарейки разряжаются, машина – останавливается!

Процесс интенсивного дыхания в практике холотропного дыхания заряжает до 100% митохондрии, которые при нормальном дыхании пребывают в полузаряженном состоянии. Эта энергия направляется на что угодно – спортивные достижения, переработку внутренних переживаний, ментальную работу.

Да-да, и эмоции требуют энергии. Судите сами, мозг, занимающий у взрослого человека 2% веса тела, потребляет в спокойном состоянии 30% энергии организма, а при интенсивных переживаниях, внутренней работе до 50-70%. Интенсивная свободная энергия раскрывает потенциал для переживаний исключительной силы, в которых могут быстро «сгореть» старые травмы, душевные и психосоматические недуги.

  Главные компоненты холотропного дыхания – техника 

  1. Холотропное дыхание – научно обоснованный метод. Связь интенсивного дыхания с энергией очевидна и исследована. Не в последнюю очередь благодаря трудам исследователя в области физиологии дыхания, доктора медицинских наук И. С. Бреслава, а также врача-психотерапевта, психофизиолога высшей категории, профессора Ю. А. Бубеева, весомая часть книги которого, написанной в соавторстве с профессором В.В. Козловым, – «Психофизиология измененных состояний сознания» – основана на исследовании холотропного дыхания. Ученик Грофа, врач-психиатр Джеймс Эерман запротоколировал свыше 15000 случаев действенности холотропного дыхания для решения широчайшего спектра проблем. Метод подробнейшим образом рассматривается в научном сборнике «Холотропное дыхание. Истоки, история, клинические применения», который мы составили совместно с основателем интегративной психологии, профессором Владимиром Козловым.
  2. Музыкальное и звуковое сопровождение. Традиция использования музыки для внутренней работы в духовных, светских традициях, психотерапии – имеет очень древнюю и глубокую историю, да и Станиславом Грофом накоплен немалый опыт работы с музыкой как измерением глубинной внутренней работы.
  3. Карта внутренней территории. Гроф выступил первооткрывателем, описав и обосновав полную карту человеческой души, не только включив в труд академические и духовные исследования, но и предложив собственные области, например, связанные с травмой рождения, в том числе модель базовых перинатальных матриц.
  4. Уникальная специфическая работа с телом, которая, в то же время, перекликается с другими видами телесно-ориентированной терапии.
  5. Интеграция опыта, пережитого в практике холотропного дыхания. По итогам сессии участники выражают собственный опыт в виде рисунков мандала. Кроме того, используются и другие психотерапевтические техники: шэринг, проговор, обмен мнениями, рассказ, внимательное слушание.

Нет ни одного компонента холотропного дыхания, который также не применялся бы в других практиках. Но, соединяясь в рисунке холотропного дыхания, задуманном Грофом, техники создают гармоничный исцеляющий танец, придающий жизни глубины и вкуса.

Холотропное дыхание – и метод соло, и дополнительная поддержка 

Холотропное дыхание работает, как самостоятельный метод. И я рекомендую взрослым людям раз в год проходить такую «генеральную уборку организма» – сбрасывать напряжение, стресс, чистить и освобождать энергию.

При проблемах, в том числе с отношениями, личным развитием, либо других кризисах холотропное дыхание прекрасно сочетается с классическими методами внутренней работы и психотерапии и усиливает их результативность:

  • Гештальт-терапией.
  • Процесс-ориентированной психологией.
  • Телесно-ориентированной психотерапией.
  • Юнгианской психотерапией и др.

Как выбрать проводника в практику 

Несмотря на внешнюю простоту, холотропное дыхание – сложный деликатный и интенсивный процесс – глубинные душевные процессы часто не видны нетренированному взгляду. Как и всякая мощная практика, она требует квалифицированного управления и знания алгоритма действий в тонких нестандартных ситуациях, поэтому сессии проводятся только с профессиональным сопровождением. Ведущий сессии должен обладать навыками внимательного присутствия, оказания участникам необходимой поддержки и помощи.

В медицинских институтах самостоятельной работе предшествуют шесть лет вуза и два года ординатуры. Здоровье и безопасность человека – зона повышенной ответственности – и холотропное дыхание не является здесь исключением. Выбирайте в качестве проводника в удивительный мир этой практики сертифицированного инструктора, к подготовке которых предъявляются особые требования. Чтобы получить право вести сеансы, требуется прохождение трехлетнего сертификационного тренинга, включающего в себя:

  • Личный опыт холотропного дыхания в позиции клиента и ассистента.
  • Опыт личной терапии с учителями тренинга.
  • Опыт супервизии – работы с наставником, предусматривающий обратную связь в моменте и ответы на вопросы.

Наконец, данные обстоятельства делают невозможным проведение сессий в режиме онлайн, либо занятия домашним холотропным дыханием.

Кому не подойдет холотропное дыхание 

Метод доступен для относительно здорового человека, без конкретных специфических диагнозов. Перед сессией участники в обязательном порядке заполняют медицинскую карту.

К абсолютным противопоказаниям относятся серьезные проблемы, связанные с физическим здоровьем:

  • Недавний инфаркт.
  • Сердечно-сосудистые проблемы.
  • Повышенное кровяное давление.
  • Недавние операции травмы.

Кроме того, противопоказано холотропное дыхание при заболеваниях большой психиатрии: шизофрении, маниакальном депрессивном психозе – таким больным требуется 24-часовое наблюдение в стационаре. И только в этих условиях допустимы серьезные сильные интервенции.

Есть и ряд показаний, связанных с душевным и физическим здоровьем. Например, прием транквилизаторов – в этом случае эффект будет намного меньше. Прибегнуть к сессии имеет смысл после отмены препаратов.

О собственном пути в практике холотропного дыхания 

В 1980-м году, будучи молодым человеком, который только что закончил физтех, я поступил в философскую аспирантуру института философии Академии Наук СССР и одновременно с этим стал членом Московского трансперсонального подполья. Костяк команды составляли люди, которые переводили труды К. Кастанеды, С. Грофа. Из рук лидера трансперсонального подпольного кружка В. Н. Михейкина я получил его перевод первой книги Грофа «Область человеческого бессознательного». Эта книга, давшая ответы на вопросы, которые я не находил в мировой философской, психологической и духовной литературе, изменила мою жизнь.

Через пару лет вышла другая книга Грофа «Человек перед лицом смерти», которая также была переведена в «Самиздате». А затем в 1985 году я узнал, что в Америке вышла книга Грофа «Beyond The Brain» («За пределами мозга») – из нее-то я и узнал о методе холотропного дыхания. Само холотропное дыхание, созданное в 1975 году, в этой книге было впервые описано, как зрелый метод, по которому были разработаны тренинговые программы и велась подготовка специалистов.

Закончив чтение книги, я сразу начал практиковать. Не смущало тогда даже то, что из списка в 100 альбомов и музыкальных произведений, которые Гроф рекомендовал, у меня имелась только кассета Oxygene Жана Мишеля Жарра. Результат был необыкновенный, с этими новыми переживаниями я познакомил друзей, в том числе нарколога и биохимика Якова Маршака, провел для ближайших товарищей сессии.

Затем этим методом заинтересовался основоположник отечественной школы психонейроэндокринологии и исследователь феномена транссексуальности А. И. Белкин (позже – Главный психоэндокринолог Минздрава Российской Федерации), под началом которого тогда трудился Я. Маршак. Ведомый интересом, Белкин посетил Грофов в Америке, где прошел сессию холотропного дыхания. А вернувшись, вручил мне только вышедшую тогда книгу Грофа «The Adventure of Self-Discovery» («Путешествие в поисках себя»), посвященную методу, и записи аутентичной музыки, попросив подготовиться к проведению первого в СССР семинара. Спустя три месяца состоялся первый трехдневный семинар в Федеральном научном центре психоэндокринологии для 45 участников, в том числе трех профессоров психиатрии. Тренинг прошел с невероятным успехом, а ту книгу я потом издал.

Затем проходили советско-американские конференции, где я выступал, в том числе с докладом о методе холотропного дыхания в Советском Союзе. У руководителя одной из конференций с американской стороны, директора и основателя Института Эсалена Майкла Мюрфи возникла идея усилить сотрудничество двух стран, в том числе в плане траснперсонального развития. В 1989 году по приглашению Министерства здравоохранения СССР в Москву приехали Станислав и Кристина Гроф. Тогда и состоялось наше личное знакомство, я посетил лекцию Грофа в Институте психиатрии и участвовал в семинаре по холотропному дыханию, но главное в числе нескольких россиян – получил приглашение на международную тренинговую программу по подготовке сертифицированных ведущих холотропного дыхания. Обучение проходило с 1990 по 1993 годы, после чего я начал вести семинары по холотропному дыханию в России, через которые прошло уже не менее 20000 человек.

С 2006 по 2012 руководил российской программой Трансперсонального тренинга Грофа, подготовил более 50 специалистов. А в 2020 году принял предложение Германа Грофа возглавить в России новую программу – тренинг «Наследие Грофа». Это масштабная трехгодичная программа подготовки не только по холотропному дыханию, но и гигантскому потенциалу и возможности необычных состояний сознания в ключевых сферах жизни: творчестве, бизнесе, психотерапии, педагогике, творчестве и других дисциплинах.

Почему стоит обратиться к дыхательным практикам 

Интенсивное дыхание присутствует в духовных традициях, целительных практиках и даже дыхательных йога-практиках. В суфийском зикре (исламская молитва), чтобы слиться и объединиться со Всевышним, суфии ритмично дышат в среднем по полтора часа под удары бубна и звуки зурны, славя Всевышнего. В ребефинге интенсивное дыхание используется для уборки в мире души и отношений, а также разрешения проблемных вопросов жизненного пути. 

Что такое холотропное дыхание и почему оно может быть опасно

. Объясняют психолог и врач-кардиолог

Обновлено 19 января 2023, 09:03

Что такое холотропное дыхание и почему оно может быть опасно

Холотропное дыхание, как уверяют авторы метода, открывает недосягаемые ранее уровни сознания. Благодаря этому улучшается эмоциональный фон, повышается самооценка и как результат происходит самоисцеление. Звучит неплохо, но есть нюансы. В основе метода — учащенное и глубокое дыхание, или гипервентиляция. Последнее небезопасно само по себе, особенно в течение длительного времени, и может спровоцировать ряд серьезных нарушений. Мы решили разобраться в этом подробнее и рассказать, что такое холотропное дыхание, как его выполняют и почему это может быть опасно.

Что такое холотропное дыхание?

Холотропное дыхание — это метод психотерапии, основанный на контролируемом интенсивном и глубоком дыхании с определенными видами музыки [1]. В основе практики лежит убеждение, что таким образом человек открывает уникальные и специфические уровни сознания, которые в обычной жизни недоступны. Этот опыт, в свою очередь, помогает при психологических проблемах и проблемах со здоровьем.

Авторы методики холотропного дыхания Кристина и Станислав Гроф

Фото: Форкуш/wikipedia.org

Авторы методики холотропного дыхания Кристина и Станислав Гроф

Авторы методики — Станислав и Кристина Гроф, супружеская пара, прошедшая обучение классическому фрейдистскому психоанализу [2]. До 1970-х годов ученые активно изучали терапевтические эффекты и измененное сознание от психоделических препаратов, включая ЛСД. Но на фоне повсеместного запрета наркотиков эту работу пришлось остановить. Одновременно Грофы начали искать альтернативные способы для работы с сознанием. Выбор пал на дыхательные практики, поскольку дыхание, а именно гипервентиляция, способно сильно влиять на состояние мозга. Так родилась новая техника, получившая название от двух греческих слов holos (целое) и trepein (движение к цели).

Сеанс холотропного дыхания, как правило, проходит в группах и длится от одного до трех часов. Участники, помимо дыхательных упражнений, работают с телом, рисуют и обсуждают полученный опыт. Проводить такие сессии могут только сертифицированные инструкторы фонда Грофа [3].

Наталья Поленова

К.м.н, терапевт, кардиолог, детский кардиолог, диетолог клиник GMS

«Наибольшее распространение эти не признаваемые официальной медициной методы получили в групповой терапии депрессии, зависимостей и хронической усталости.

Некоторое время назад практики форсированного дыхания применялись при подготовке спортсменов к соревнованиям, однако сейчас в спортивной медицине и реабилитации их редко используют из-за низкой эффективности.

На сегодняшний день, даже с точки зрения психического здоровья, этот метод довольно спорный. Во время холотропного дыхания травмы, расстройства личности и другие психические заболевания могут усугубляться негативными переживаниями. Сложно точно спрогнозировать, куда приведут неуправляемые бессознательные процессы».

Какой эффект от холотропного дыхания?

Сторонники холотропного дыхания уверяют, что метод безопасен и эффективен :

  • для снятия стресса;
  • лечения депрессии;
  • проработки психологических травм;
  • улучшения самосознания [4].

Так, в эксперименте 1996 года с участием 48 человек первая группа занималась психотерапией и холотропным дыханием. Остальные — только психотерапией. Эксперимент длился шесть месяцев. По итогам у первой группы значительно снизился страх перед смертью и возросла самооценка в сравнении со второй [5]. В другом, более масштабном исследовании приняли участие уже 11 тыс. человек — пациенты психиатрических больниц. Большинство из тех, кто использовал холотропное дыхание в дополнение к стандартной терапии, сообщили об улучшении эмоционального состояния [6].

Также есть исследования, описывающие роль холотропного дыхания как дополнительного метода в лечении разного рода зависимостей. В пример приводятся группы людей, которые воздерживались от алкоголя и наркотиков от двух до 20 лет после участия в сеансах холотропного дыхания [7]. Но, как признают сами авторы, для проверки этой теории необходимы клинические испытания.

Во время сессии реакции на холотропное дыхание у всех разные. Некоторые могут кричать и плакать, другие остаются полностью неподвижными

Фото: Shutterstock

Во время сессии реакции на холотропное дыхание у всех разные. Некоторые могут кричать и плакать, другие остаются полностью неподвижными

Эта тема пока мало изучена, и есть мнение, что научные эксперименты проводились специалистами, лояльно относящимися к методике, а о пользе чаще говорят те, кто сами практикуют метод и другие подходы психотерапии, говорит Ольга Архангельская, психолог, специалист психологической платформы Alter. Поэтому для объективной оценки нужны более масштабные исследования.

Ольга Архангельская

Ольга Архангельская

Психолог, специалист психологической платформы Alter

«Отношение к холотропному дыханию неоднозначное. Но это одна из многочисленных возможностей, которые доступны сейчас. Делать ли выбор в ее пользу, зависит от многих факторов. Сначала стоит ответить самому себе на следующие вопросы:

  • В какой стартовой позиции я сейчас нахожусь (физическое и психологическое здоровье)?
  • Есть ли у меня опыт дыхательных практик?
  • С чего безопаснее начать, если я новичок?

Обязательно сверьтесь со списком медицинских противопоказаний, посоветуйтесь с квалифицированным врачом общей практики и следуйте здравому смыслу».

Техника холотропного дыхания

Холотропное дыхание рекомендуют проводить с традиционной терапией, но не как полноценную ее замену

Фото: Shutterstock

Холотропное дыхание рекомендуют проводить с традиционной терапией, но не как полноценную ее замену

Участники сеанса холотропного дыхания работают в парах и чередуют роли «дышащих» и «сидящих». Дышащий — человек, активно практикующий технику, ситтер обеспечивает безопасность и поддержку. Руководит сессией специальный инструктор — фасилитатор. Он проводит упражнения на релаксацию и помогает выбрать наиболее удобный ритм и глубину дыхания. Один из ключевых элементов таких сессий — музыка, за несколько часов она сменяется с ритмичной до медитативной. Поэтапно сеанс холотропного дыхания выглядит так [8]:

  1. Дышащий ложится на спину, закрывает глаза и под руководством фасилитатора настраивает темп дыхания, чередуя вдох и выдох без пауз.
  2. Через какое-то время начинает играть ритмичная музыка, позволяющая сконцентрироваться на самоанализе.
  3. Через час или полтора после начала сеанса музыка переходит на более мощные ноты, позволяя переживать яркие чувства и воспоминания.
  4. Затем музыка вновь меняется на более медитативную, человек постепенно возвращается в реальность.
  5. На завершающем этапе участники творчески выражают то, что они испытали. Чаще всего для этого раскрашивают мандалы. Также проводится групповое обсуждение, чтобы помочь дышащим рассказать о том, что они видели и чувствовали.

Холотропное дыхание — это вредно?

С физиологической точки зрения холотропное дыхание — это гипервентиляция, то есть избыточное по отношению к уровню обмена веществ поступление воздуха в легкие. Это приводит к снижению уровня углекислого газа в крови и влияет на работу нервной системы, говорит терапевт Наталья Поленова. По словам доктора, в число основных побочных эффектов холотропного дыхания, связанных с гипервентиляцией, входят:

  • гипокапния (недостаточность СО2 в крови);
  • спазм сосудов и гипоксия;
  • недостаток снабжения тканей кислородом;
  • респираторный алкалоз.

Наталья Поленова:

«Спектр возможных нежелательных явлений включает в себя судороги, головокружения, обмороки, нарушения ритма сердца, боли в груди, эпилептические приступы. Нельзя забывать о возможности получения травм, так как пациент себя адекватно не контролирует. Кроме того, есть риск развития хронической гипервентиляции и гипервентиляционного синдрома. Это, в свою очередь, чревато паническими атаками и функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы».

У некоторых людей холотропное дыхание может вызывать психологический дискомфорт и панику. Также врачи обеспокоены тем, что, вызывая сильные эмоции и болезненные воспоминания, сеансы холотропного дыхания не позволяют детально проработать их.

К абсолютным противопоказаниям к холотропному дыханию относятся [9]:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • высокое давление;
  • глаукома, отслоение сетчатки;
  • остеопороз;
  • травма или хирургическое вмешательство;
  • беременность и лактация;
  • психозы.

Поэтому практиковать технику нужно только под наблюдением специалиста, заранее адекватно и обстоятельно оценив свое физическое и психологическое состояние.

.

Памятка ситтера (сидящего)

Придите в зал заранее, чтобы без спешки подготовить место, сосредоточиться и успокоиться. Время, указанное в расписании, это время начала самого дыхания. Заключите контракт с дышащим, обсудите его пожелания и предпочтения.Сведите до минимума разговоры во время дыхания, так как это может мешать дышащим пребывать в своем процессе.

Сосредоточьте на дышащем все внимание, расположившись рядом с его головой, и не отвлекайтесь на происходящее в зале. Не углубляйтесь в свой собственный процесс. Дышащие нуждаются в безраздельном присутствии и внимании сидящих и могут быть очень чувствительны к нехватке этого внимания.

Пребывайте с дышащим в одном пространстве переживания, внимайте этому пространству, но не вторгайтесь в него. Если дышащий спокоен, вам легче почувствовать его, оставаясь столь же спокойным. Если дышащий активен, иногда лучше чувствуется его состояние, при легком движении в том же ритме.

Охраняйте пространство переживания дышащего. Защищайте своего подопечного от активности других дышащих или любых других возникающих помех и рискованных действий.

Не поддавайтесь искушению применять свои знания из опыта разнообразных духовных традиций для помощи дышащим. Примерами такой помощи могут быть сеанс REIKI, «очищение ауры» или использование кристаллов.

Не оставляйте дышащих одних. Если вам нужно в туалет, позовите на это время одного из ведущих.

Будьте внимательны к любому уязвимому месту на теле дышащего и информируйте ведущего, если он работает с вашим дышащим, о наличии таких областей.

Помогите дышащему, если он просит о чем-то. Если дышащему надо в туалет, проводите его до двери туалета и обратно. Помогите ему вытереться полотенцем, принесите стакан воды. Будьте готовы к оказанию любой поддержки.

Если у вас вопросы по поводу происходящего, поднимите руку, чтобы позвать ведущего.

Проследите, чтобы ваш дышащий был проверен ведущим, перед тем как покинуть зал после окончания процесса.

Попросите оставить еду вам и дышащему, если он все еще находится в процессе ко времени начала обеда (ужина).

Приведите в порядок ваше место в зале для дыхания, после того как проводите дышащего в комнату для рисования мандал.

Памятка холонавта (дышащего)Придите в зал заранее, чтобы без спешки подготовить место, сосредоточиться и успокоиться. Время, указанное в расписании, это время начала самого дыхания.

Наденьте удобную просторную одежду и снимите все, что стесняет или может поранить вас (пояса, бюстгальтеры, украшения и т.д.). Если вы носите контактные линзы, также снимите их перед сессией.

Найдите партнёра по сессии холотропного дыхания и заключите  с ним контракт, включающий следующие пункты:

  •  Каким образом напоминать вам о дыхании;

  •  Какой способ телесного контакта наиболее приемлем для вас;

  •  Какая поддержка необходима вам от партнера;

  •  Каковы особенности вашего проявления в сессии;

  •  Условьтесь о сигналах несловесного общения:

  •  Каким образом вы сообщите своему партнеру, что следует прекратить напоминать вам о дыхании, если это напоминание мешает вашему переживанию;

  •  Как вы сообщите партнеру о том, что вы что-то хотите.

Если вы дышите сегодня, то ешьте очень легко или не ешьте совсем. В этом случае дышится легче.

Посетите туалет перед сессией. Если вы захотите в туалет во время дыхания, не стесняйтесь. Лучше сделать это, чем отвлекаться из-за переполненного мочевого пузыря.

Если у вас сомнения относительно выбора партнера, спросите себя, лучший ли это вариант в данной ситуации, чувствуете ли вы безопасность с этим человеком?

Не покидайте зал в разгаре сессии. Примите внутреннее обязательство присутствовать на всем семинаре (включая все сессии дыхания и обсуждения процесса в группе) для того, чтобы иметь целостный, нефрагментированный опыт и оказывать друг другу поддержку.

Дышите более глубоко и часто в течении часа. Дыхание является важнейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях.

Оставайтесь в позе лежа на спине — позе открытости. Желание опереться на руки, сесть или встать может быть способом контроля переживания или путем бегства из него. Если вы выполнили его, постарайтесь вернуться в исходную позу, как только будете готовы к этому.

Избегайте разговоров, уважайте переживания других участников. Разговоры выводят людей из необычного состояния, потому что они ассоциируются с обыденным сознанием.

Сохраняйте молчание во время рисования мандал и (желательно) в течение всего дня. Это помогает быть в медитативном настрое.

Попросите о помощи, если чувствуете сильные блоки, боль или напряжение в теле и продолжение дыхания не дает облегчения. Это можно делать в любой момент во время сессии.

Знайте, что вы всегда владеете ситуацией. Если вы хотите, чтобы с вами перестали работать, скажите слово «СТОП», и любое воздействие будет немедленно прекращено.

Если вы замечаете, что слишком захвачены мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке. Если вы обнаружите, что занимаетесь анализом музыки, позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.

Если у вас возникает сильная эмоция (например, гнев, раздражение, и т.п.) и причиной этой эмоции, как кажется, являются события в зале (например, вам не нравиться музыка или что-то еще), переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того, чтобы отвлекаться на что-то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.

Не программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих — свободным танцем тела, энергии и мысли.

Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания.

Вы сами решаете, когда закончить дыхание. Как правило, сессия приходит к своему естественному завершению в течение 1.5-2.5 часов. Музыка продолжается до тех пор, пока все не закончат работу, поэтому нет необходимости ждать ее окончания.

Не следует начинать новую сессию в конце сессии. Работа в этот момент состоит не в том, чтобы обнаруживать все новые проблемы, а в том, чтобы завершить любой материал, который всплыл и нуждается в интеграции.

Перед тем, как покинуть зал, позовите ведущего для того, чтобы проверить, все ли у вас в порядке. Эта проверка необходима, чтобы понять, нуждаются ли дышащие в дальнейшей работе и чувствуют ли они полную завершенность переживания.

Попытайтесь рисовать мандалу, даже если вы считаете, что не умеете рисовать. Дело здесь не в качестве самого рисунка, а в возможности использовать рисование как средство интеграции и самопостижения.

Вы вольны рассказывать о своем опыте только то, что считаете нужным. Делая это, не занимайтесь анализом, а пребывайте в энергиях самого процесса. Воздерживайтесь от анализа и оценок чьего-либо переживания или мандалы.

Сон — это продолжение интеграции проявленных переживаний. Будьте внимательны к его посланиям. В последующие дни найдите время для рисования, созерцания, ведения дневника и для работы со сновидениями.

Информационная карта/соглашение участника тренинга «холотропное дыхание»

(текст для распечатки)

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Дата рождения__________________                    Конт. телефон______________________

E-mail   ________________________

Холотропное дыхание предназначено для получения опыта самоисследования, а также личностного роста и не может рассматриваться как часть психотерапии. Холотропное дыхание может включать драматические переживания, сопровождающиеся сильными эмоциональными и физиологическими реакциями. В этом семинаре не могут принимать участие беременные женщины, люди с кардиоваскулярными проблемами, сильно повышенным давлением, серьезными душевными заболеваниями, недавно перенесенными операциями, свежими швами, обострениями инфекционных заболеваний и эпилепсией. Холотропное дыхание может способствовать выявлению ранее не диагностированных, а  также обострению скрытых и имеющихся расстройств и заболеваний, как во время, так и после дыхательной сессии. В указанный период, участник семинара несёт личную ответственность за своё поведение, психологические и физические процессы.  Если Вы сомневаетесь относительно того, следует ли Вам принимать участие в семинаре, проконсультируйтесь со своим врачом или психотерапевтом, а также с ведущими семинара.

Ответы на следующие вопросы помогут вашим ведущим. Конфиденциальность данной информации гарантируется. Ответьте как можно более подробно.

Да/Нет

1. Страдали ли Вы в прошлом или в настоящее время одним из следующих заболеваний:
a. Кардиоваскулярные заболевания, включая сердечные приступы

b. Высокое кровяное давление
c. Серьезные психические заболевания
d. Недавние операции или физические травмы, включая переломы и вывихи
e. Недавние или текущие инфекции или заразные заболевания
f. Глаукома или отслоение сетчатки
g. Эпилепсия
h. Остеохондроз
i. Астма (если «да», принесите ингалятор)

2. Беременны ли Вы сейчас?

3. Были ли Вы когда-либо госпитализированы по медицинским показаниям?

4. Лежали ли Вы когда-либо в психиатрической клинике?

5. Пользуетесь ли Вы сейчас услугами психотерапевта или какой-либо поддерживающей группы?

6. Принимаете ли вы сейчас какие-либо лекарства?

7. Были ли какие-то осложнения во время Вашего рождения? Кесарево сечение?

Анестезия?

8. Имеются ли у Вас какие-либо еще эмоциональные или физические особенности, на которые следует обратить внимание?

Расшифруйте, пожалуйста, все ответы «Да». Используйте обратную сторону листа, если Вам потребуется дополнительное место.

Я подтверждаю, что я прочитал и понял всю информацию и ответил на все вопросы подробно и честно, ничего не утаив. Мое общее состояние здоровья, насколько я понимаю, хорошее. Я беру на себя ответственность за соблюдение формата тренинга и за свой процесс самоисследования и трансформации, как во время, так и после тренинга.

Дата____________________________ подпись__________________________________

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Атоми 100 спирулина инструкция по применению
  • Монклавит инструкция по применению в ветеринарии для птиц
  • Dahua dh pfs3010 8et 96 инструкция
  • Дигитал мультиметр инструкция по применению
  • Должностная инструкция бармена кассира образец