ПАМЯТКА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ПО МИНИМИЗАЦИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Октябрь 11, 2024
Просмотров: 123
Человек, победивший себя, становится непобедим.
Конфуций
Страх перед террористическим насилием бывает совершенно не соразмерен реальному риску подвергнуться нападению. В результате появляется постоянное чувство тревоги, которое может в соответствующий момент перерасти в ужас, а он проявится физической слабостью, неподвижностью или паническим бегством. Такое угнетенное состояние затрудняет поиск выхода из экстремальной ситуации, вызывает чувство безнадежности, ведет к отказу от активного сопротивления, и даже от борьбы за собственную жизнь.
Проанализируйте свое поведение в экстремальной ситуации. Возможно, оно характеризуется одним из следующих признаков:
- Дезорганизация поведения может проявиться в неожиданной утрате ранее приобретенных навыков, которые, казалось, были доведены до автоматизма. Некоторые люди в обычных условиях проявляют чудеса владения различными приемами самообороны, но в экстремальной ситуации вдруг, напрочь забывают о них.
- Торможение действий характеризуется тем, что экстремальная ситуация может вызывать состояние ступора (оцепенения).
- Повышение скорости выражается в мобилизации всех ресурсов организма на преодоление экстремальной ситуации. При этом наблюдается четкость восприятия и оценки происходящего, совершаются адекватные ситуации действия. Эта форма реагирования, конечно же, самая желательная, однако она появляется, как правило, только при наличии определенных навыков и специальной подготовки.
Многие люди в обычных условиях прекрасно владеют собой, но, оказавшегося в экстремальной ситуации, могут проявляться следующие реакции: бред и галлюцинации, апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, истерика, нервная дрожь, плач. Психологическая подготовленность человека к действиям в опасных и экстремальных ситуациях — это нечто большее, чем простая обученность и технические умения выполнять определенные действия. Прежде всего, это умение управлять собой, своими мыслями, чувствами, ощущениями.
ЧТОБЫ ДЕЙСТВОВАТЬ АДЕКВАТНО В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ, ПОСТАРАЙТЕСЬ ПО ВОЗМОЖНОСТИ СЛЕДОВАТЬ СЛЕДУЮЩЕМУ ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ:
1. Прежде, чем принимать какое-то решение, проанализируйте ситуацию, в которой вы оказались; попробуйте, насколько это будет возможно, оценить человека, противостоящего вам, обратив внимание на его физические и психические данные, его настроение и возможные особенности в поведении;
2. Приведите себя в состояние, которое позволит вам не только действовать, но и думать;
3. Определите тактику своего поведения в зависимости от всего объема поступившей к вам информации и ведите себя в соответствии с ней. Многие допускают одну из двух ошибок – переоценивают свои возможности, либо сильно их занижают. И то, и другое делает вас потенциальной жертвой. Следовательно, необходимо уметь различать опасности действительные и мнимые, правильно оценивать людей и контролировать себя.
4. При непосредственном нападении следует принимать в расчет собственные физические возможности. Избегайте мгновенно реагировать на нападение насильственными действиями, особенно если преступники вооружены. В таком случае лучше не сопротивляться, хотя это и не кажется достойным выходом из ситуации. Практика показывает, что подвергшийся нападению имеет больше шансов выжить, если признает за преступником его превосходство. Прежде, чем что-либо предпринимать, следует взвесить свои реальные возможности и возможные последствия. Постарайтесь не допустить паники. Для этого необходимо заставить себя некоторое время сохранять спокойствие, свободно и глубоко дышать.
5. Наконец, грустный совет, но психологически надо быть всегда готовым к применению насилия, что уже само по себе является эффективным средством защиты. Главное правило – понять, в какую ситуацию вы попали, насколько реальна угроза физического насилия, и можно ли ее избежать.
ВАМ ТАКЖЕ ПОМОГУТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ:
- Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
- Сравнение. Сравнивайте свое состояние с состоянием и положением других людей, и вы найдете, что у многих они тяжелее, чем у вас.
- Накопление радости. Вспомните события, вызвавшие у вас радость.
- Мобилизация юмора. Смех- противодействие стрессу.
- Интеллектуальная переработка — «нет худа без добра».
- Разрядка (физические упражнения, игра и др.)
- Релаксация:
- Около 2 минут полежите спокойно с закрытыми глазами. Попробуйте вспомнить, не открывая глаз как выглядит комната, в которой вы находитесь. Мысленно осмотрите ее снизу вверх и по периметру.
- Сконцентрируйтесь на дыхании через нос. Представьте, что вдыхаете более холодный воздух, а выдыхаете теплый. Пару минут спокойно полежите, концентрируясь на своем дыхании. Выбросьте все мысли из головы.
- Вдохните воздух и задержите дыхание. Во время задержки дыхания напрягите мышцы на несколько секунд так, чтобы почувствовать напряжение. На выдохе расслабьте мышцы. Повторите упражнение 3 раза.
- Дайте своему телу отдохнуть несколько минут, чтобы почувствовать тяжесть во всех его частях. Постарайтесь насладиться ощущениями.
- Теперь обратите внимание на свои ноги — напрягите их на 3 секунды от пяток до бедра. После того, как вы ощутите напряжение в ногах, расслабьте их. Повторите упражнение 3 раза.
- Несколько минут полежите, спокойно ощущая тяжесть в ногах. Старайтесь не пускать в свое сознание посторонние звуки и мысли.
- Заканчивая выполнять упражнения на релаксацию, глубоко вдохните, а на задержке дыхания напрягите все мышцы своего тела. Выдохните и расслабьтесь. Теперь полежите на спине еще минут 10-15 или больше, расслабьтесь, нормализуйте собственное дыхание. Вы должны почувствовать внутреннее спокойствие.
- Откройте глаза и несколько раз поморгайте. Медленно потянитесь и плавно сядьте, а затем так же медленно встаньте, стараясь сохранить расслабленное состояние, которого вы добились благодаря методам релаксации.
ПРИЕМЫ, СНИЖАЮЩИЕ СТРЕСС АВТОМАТИЧЕСКИ
- «РАСХОЖДЕНИЕ РУК». Встаньте и вытяните расслабленные руки перед собой. Настройтесь мысленно на то, что они начинают расходиться в стороны. Не ждите немедленного результата, не спешите, сосредоточьтесь. Установите свой «образ» расхождения рук. Например, представьте, что они отталкиваются друг от друга, как однополюсные магниты. Когда руки начинают расходиться, возникают приятные ощущения. Их важно запомнить и не утерять «ниточку» внутренней связи. В конечном счете, пользуясь таким установившимся внутренним контактом, можно управлять не только движением рук, но снимать головную боль, регулировать артериальное давление, улучшать настроение.
- «СХОЖДЕНИЕ РУК». Разведите руки в стороны и настройтесь на их автоматическое движение друг к другу. Если в процессе такого движения возникает ощущение, будто руки тянет какая – то сила, значит наступает расслабление.
- «ЛЕВИТАЦИЯ РУК». Руки опущены. Внутренне представьте, что рука стала легкой и поднимается, всплывает. Прием получается легче после двух предыдущих. И, когда рука начинает всплывать, приходят приятные ощущения. Главное — не прервать внутреннюю связь между волей и рукой. Когда рука начнет всплывать, как у космонавта в невесомости, вам в первый раз трудно будет удержаться от улыбки: там, где есть воля, там есть и путь…
- «ПОЛЕТ». Если одна рука начинает всплывать, позвольте сделать это и второй руке. Представьте, что вы летите. Старайтесь дышать свободно и полной грудью. Вспоминайте приятные ощущения, доставлявшие вам радость. «Полет» — главное упражнение, ибо развивает у человека умение тренировать в себе чувство внутренней свободы.
- «ПОКАЧИВАНИЕ». При правильном выполнении названных упражнений наступает релаксация, и возникает явление покачивания тела. Качайтесь и не бойтесь – никогда не упадете. Это упражнение является уникальным приемом для быстрого развития координации и способности управлять своим состоянием. Все упражнения на развитие координации формируют устойчивость к стрессу.
- «ДВИЖЕНИЕ ГОЛОВОЙ». Сидя или стоя, начинайте вращать головой и ищите приемлемый, приятный ритм, а также амплитуду поворота. Вы как бы выполняете лечебное упражнение для мышц шеи. Но обязательно с поиском именно приятного ритма. Через некоторое время человек отключается от проблем, его нервная система успокаивается, становится легче дышать.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ТРЕНИРОВОК ПРОВЕДЕТЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ ЗАКАЛИТСЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ПОЯВИТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, ЧТО ПОМОЖЕТ ВАМ МИНИМИЗИРОВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В СТРЕССОВЫХ, ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Ролики по антитеррористической безопасности https://disk.yandex.ru/d/AaGV80YY-zJ8UA
В соответствии с пунктом 14 «Порядка организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024–2028 годы» от 19.02.2024 № 302, с целью использования при проведении профилактических мероприятий подготовлены методические и агитационные материалы по противодействию терроризму, которые размещаются регулярно на сайте антитеррористической комиссии https://atk.midural.ru/article/show/id/1043 в Свердловской области (ссылки: https://atk.midural.ru/article/show/id/1041)
Терроризм — это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершённое в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
История показывает, что насилие, вызывающее тревогу, страх и состояние беспомощности, к сожалению, является неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Формы проявления его чрезвычайно разнообразны; от угроз и принуждения до уничтожения людей. Страх перед насилием является мощным средством, которым нередко пользуются не в только отдельные личности, но и группировки, партии, народы и даже государства целом.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
-законность;
-приоритет мер предупреждения;
-неотвратимость наказания за осуществление террористических акций;
-сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
-комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
-приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций;
-минимальные уступки террористу;
-единоналичие в руководстве привлекаемых сил и средств при проведении контртеррористических операций;
-минимальная огласка технических приёмов и тактики и проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Минимизация
морально-психологических последствий совершения террористического акта.
Аннотация: в модуле
рассматриваются методы оказания психологической поддержки пострадавшим в
результате теракта, указывается на необходимость учитывать потребности всех
заинтересованных сторон кризисного психологического вмешательства.
Типичные реакции на стрессовые ситуации в
условиях террористического акта.
Конспект. Психологически
заложники могут реагировать на стрессовую ситуацию трояким образом.
1. Первый тип реакции — большинство
заложников морально подавлены, переживаемые ими страдания заглушают все
остальные чувства, познавательные ориентации минимизированы.
2. Второй тип реакции — среди
заложников могут выделиться лидеры. Как правило, это уравновешенные, стойкие,
выдержанные люди, помогающие другим выжить и выстоять в этой ситуации. Пример
подобного поведения мы видели в сложной ситуации захвата заложников на
Дубровке. Мария Школьникова, врач-кардиолог, профессор, проявила свои лидерские
способности, организовала сбор подписей среди заложников в поддержку требований
террористов. Для того чтобы она передала эти требования, террористы отпустили
ее одну из первых. В данном случае террористы поступили в соответствии с одной
из заповедей терроризма: от группы заложников необходимо отсекать их лидеров и
постоянно тасовать, изменять состав групп заложников для того, что они не
смогли организовать сопротивление.
3. Третий тип реакции — отчаяние,
истерические припадки, безрассудное поведение, провоцирующее остальных
заложников на эмоционально неуравновешенные реакции.
Люди, ставшие заложниками, испытывают серьезную
трансформацию психики. Во-первых, практически у всех возникает ощущение
нереальности ситуации. Они не могут до конца поверить, что оказались в таком
безвыходном положении, не имеют возможности сами распоряжаться своей судьбой,
действиями, поведением, что они фактически стали рабами жестоких, агрессивных
людей. Во-вторых, у заложника возникает протест против заточения, проявляющийся
в открытой или скрытой форме. Часто не выдержав стресса, люди пытаются бежать, даже
если это бессмысленно, так как побег одного или нескольких заложников может
вызвать агрессивные действия со стороны террористов в отношении оставшихся.
Взбунтовавшийся заложник может броситься на террориста, попытаться вырвать у
него оружие. Подобные действия, как правило, не бывают успешными, так как
одиночное сопротивление террористам неэффективно.
Поведение людей, оказавшихся в заложниках, связано с
их индивидуальными психическими особенностями. Как указывает Л.А. Китаев-Смык,
существует шесть типов реакции заложников на сложившуюся ситуацию (Китаев-Смык
Л.А., 2002; цит. по Агаджанов В.В, 2007).
1.
«Нетерпеливо
отчаянных» (около 1%) может стать много больше (до 60%), если они спровоцируют
своим импульсивным поведением «истероидных», которым (мужчины) в критических
ситуациях свойственна агрессивность: чем больше их «давят» экстремальные
обстоятельства, тем больше в «истероидах» сопротивления.
2.
«Стойкие»
(5-12%) — устойчивы к невзгодам, разумно смелы и осторожны, стресс укрепляет их
стойкость; могут морально поддерживать других.
3.
«Одинокие»
(30-50%) морально подавлены, психически оглушены, их страдания «заглушают» все
прочие чувства, мешают общению. У них монотония тягостного переживания страха и
беспомощности может сопровождаться шизоидными явлениями. Чем дольше и сильнее
давление экстремальных обстоятельств, чем глубже психическое изнурение
заложников, тем больше такое состояние усугубляется.
4.
«Расчетливо-разумные
приспешники» (10-15%) поступают с расчетом, сознательно, чтобы улучшить хоть
сколько-нибудь свое существование, уменьшить угрозу лично для себя и своих
близких. У них самооправдание: «Жертвуя собой, мы для пользы других пошли
служить врагам — мы не предатели, а тайные «свои»».
5.
«Расчетливо-злобные
приспешники» (10—15%), служа врагам, ищут возможность возвыситься при новой
расстановке сил за счет более слабых заложников, притесняя их или, напротив,
милостиво помогая.
6.
«Сочувствующие»
(20-30%). Чем дольше их заложничество, тем сильнее они ощущают некую
родственную близость с захватившими их террористами и, разделяя с ними их
переживания и неприязнь к спасителям, они и после освобождения сочувствуют
захватчикам, пытаются защищать их.
Исследования Н.Н. Пуховского в г. Буденновске
Ставропольского края (лето 1995 г., бандгруппа Ш. Басаева) позволили ему
вычленить три характерных типа поведения, отмечавшихся при случаях
заложничества:
1) психическая регрессия с «примерной» инфантильностью
и автоматизированным подчинением, депрессивное переживание страха, ужаса и
непосредственной угрозы для жизни (апатия в ее прямом немедленном виде);
2) демонстративная покорность, стремление заложника
опередить приказ и заслужить похвалу со стороны террористов (стеническая
активно-приспособительная реакция);
3) хаотичные протестные действия, демонстрация
недовольства, постоянные отказы подчиняться, провоцирование конфликтов
(Агаджанов В.В, 2007).
Очевидно, что «травмирующая» природа подобных событий
приводит к эмоциональному подъему и вызывает чувства сострадания, возмущения и
скорби. Очевидно, что угроза повторения таких событий усиливает страх.
Попытаемся представить целостную картину общих реакций
на травму сразу после события и рассмотреть психологическое воздействие
терроризма на непосредственные жертвы и население. К непосредственным реакциям
на террористический акт относятся:
1.
Острая
реакция на стресс (ОРС), которая может проявляться в двух видах:
·
острое
психомоторное возбуждение. Внешне оно проявляется лишними, быстрыми, порой
нецеленаправленными движениями. Суждения поверхностны, а иногда лишены
смысловой нагрузки. Эти люди не способны концентрировать внимание на том, что
им сообщают, с трудом воспринимают объяснения.
·
состояния,
которые сопровождаются внешней обездвиженностью (оцепенение). Человек
становится как бы посторонним наблюдателем, и события чрезвычайной ситуации
(ЧС) проносятся в его сознании, как кадры из фильма. В наиболее выраженных
случаях развивается так называемый психогенный ступор: человек лежит с
закрытыми глазами, не реагирует на окружающее.
2.
Нормальная
реакция адаптационного стресса, которая включает в себя три
составных части: она обеспечивает усиление внимания, мобилизует всю энергию,
призывает к действию.
Например, какой-то человек внезапно подвергается
агрессии во время террористического акта. Забыв о своих занятиях и мечтаниях,
он мгновенно концентрируется на ситуации, чтобы определить и отобрать все, что
относится к его текущему положению.
Кроме того, его способности рассуждать, запоминать
внезапно и резко обостряются. Он будет в состоянии оценить всю серьезность
положения и предвидеть последствия, сумеет восстановить в своей памяти
изученные схемы поведения и выработать соответствующее обстановке решение.
Наконец, им будет двигать желание действовать, он не сможет оставаться
безучастным и бездействовать, ему будет необходимо исполнить свои решения и
довести их до конца.
И лишь потом, когда он окажется в безопасности, оказав
помощь своим соседям, уже после окончания атаки, он ощутит двоякое чувство
физического и психического истощения, смешанного с чувством успокоения и
эйфории.
3.
Реакции,
характерные для «отсроченного стресса». Они появляются в тех
случаях, когда человек чувствует себя растерянным, подавленным обстановкой и
чувством бессилия. Таких реакций по Л. Кроку четыре:
·
резкий
упадок сил, в
результате которого в умственном отношении личность находится в заторможенном
состоянии, в эмоциональном плане — в состоянии ступора, а воля и моторность
бездействуют. В результате таких реакций человек обездвижен, потерян в беде до
тех пор, пока ему не придут на помощь;
·
реакция
возбуждения,
при которой человек подчиняется своему непреодолимому желанию действовать. Но
при этом он не может выработать четкий план своих действий и просто
жестикулирует, производит бесцельные и беспорядочные движения;
·
реакция
побега,
которая часто выглядит как панический призыв к «общему побегу»,
распространяемый как психическая инфекция в среде напуганных людей, не
способных выработать решение для необходимых действий. Они принимают первую
моторную модель, которая возникает у них на глазах;
·
реакция
«автоматизма», которая вынуждает человека производить действия
вполне связанные и адекватные, но при отстраненном сознании. Его действиям не
предшествует спокойное и взвешенное осмысление.
Специалисты также наблюдали «отсроченный стресс» у
людей, которые в критической ситуации вели себя в соответствии с адаптационным
типом стресса. Они укрывались в убежище, оказывали помощь пострадавшим соседям,
но сразу после освобождения они начинали рыдать или у них проявлялись
вегетативно-нервные реакции (потливость, бледность, рвота, непроизвольное
мочеиспускание), а также повторяющаяся характерная раздражительность по
незначительным поводам. Таким образом, ситуация террористического акта может
двояко влиять на пострадавшего: либо он будет проявлять симптомы
«адаптационного стресса», либо «отсроченного стресса».
Когда на следующий день пострадавший возвращается к
обычной жизни, у него остаются лишь неприятные воспоминания и осознание того,
что это событие уже пережито, все моментальные, краткосрочные реакции на стресс
могут остаться без последствий. В том случае, когда значительные
психофизиологические изменения сохраняются в течение четырех или более недель
после теракта, можно говорить о психическом расстройстве, а именно, посттравматическом
стрессовом расстройстве – ПТСР.
К
психофизиологическим изменениям относятся:
·
нарушения
сна;
·
трудности
концентрации внимания;
·
сильные
чувства: тревоги, печали, гнева, горя;
·
повышенные
раздражительность и бдительность;
·
нарушения:
работоспособности и социального функционирования;
·
избегание
мыслей и обстоятельств, ассоциирующихся с травмой;
·
непроизвольное
повторное воспроизведение переживаний травматического события.
Стокгольмский синдром. В случае захвата
заложников также может возникать так называемый «стокгольмский синдром», когда
заложники начинают ощущать позитивные чувства к своим захватчикам и негативные
по отношению к властям. Можно сказать, что они переходят на систему мира террористов.
Отсюда следует важное следствие: нельзя доверять информации, исходящей от
жертв. И более того, жертвы могут мешать проведению операций по их
освобождению, не слушаться команд спасающих их людей. Для формирования
«стокгольского синдрома» необходимо стечение определенных обстоятельств:
1. Психологический шок и фактор внезапности ситуации
захвата. Когда человек, только что свободный, оказывается в прямой физической
зависимости от террористов.
2. Продолжительность удержания заложников. Заложники
подвергаются сильнейшему психологическому давлению. Фактор времени на стороне
террористов, и с течением времени растет вероятность все большего подчинения
чужой воле.
3. Принцип психологической защиты. Любое стрессовое
состояние погружает человека в депрессию, и чем сильнее переживание, тем глубже
депрессия.
5.2. Организация психологической поддержки
пострадавшим.
Оказание экстренной психологической помощи сразу после
террористического акта включает в себя следующие психологические интервенции, с
учетом того,
что на ранних стадиях переработки травмы не рекомендуется применение каких-либо
специальных психологических техник:
1) удовлетворение физических нужд и создание
физического комфорта;
2)
создание атмосферы безопасности;
3)
оказание практической помощи в организации повседневной жизни с целью
разгрузки;
4) обеспечение контакта с теми людьми, которые могут
быть источником комфорта в его жизни (семья, друзья, духовно близкие люди);
5) фасилитация любых форм контакта с приятными и
любимыми людьми;
6) образовательная работа – нормализация типичных
постстрессовых реакций, которые могут казаться пугающими и расцениваться как
признаки душевного надлома или психического расстройства;
7) поддерживать выдвижение реальных жизненных задач и
помогать в расставлении приоритетов на ближайшее время (что сейчас можно начать
делать, с чего лучше начать);
говорить с травмированным человеком о том, о чем
ему самому хочется говорить, не форсировать его рассказ о пережитой травме.
Любое обсуждение травмы должно включать на первом этапе только то, что сам
человек хочет обсуждать. Специалистам не рекомендуется стимулировать
пережившего травму воспроизводить и повторять события, а скорее следовать за
ним, выслушивать то, что он хочет сказать, не перегружая вопросами и
информацией. В то же время не следует избегать этих рассказов, важно дать
пострадавшему возможность свободно высказываться и поддерживать его в этом,
проявляя заинтересованность и понимание. При этом специалист должен соблюдать
оптимальный баланс между сочувствием, эмоциональной вовлеченностью и
оптимальной дистанцией, чтобы быть способным контейнировать тяжелые чувства и
пугающие детали и создать у травмированного ощущение того, что он (специалист)
способен вынести его рассказ и чувства (Aldwin, 2004).
Общие принципы общения с пострадавшими:
·
При
работе в зоне ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды в
побудительном наклонении. Например: «Встань…», «Выпей воды…»
·
Не
должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи,
например: «Извините, пожалуйста …. Не могли бы Вы…».
·
Избегайте
в речи употребления частицы «не».
·
В
вашем голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника.
·
Речь
должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения:
«Ты не один, помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!»
·
Запрет
на фразу: «Все будет хорошо»!
Не давайте обещаний, которые вы не в состоянии
выполнить, это приводит к затруднению взаимодействия с этим пострадавшим и
может повлечь за собой слухи, связанные с недоверием к специалистам.
Изначально необходимо выделить некоторые подходы
оказания экстренной психологической помощи. В тупиковой ситуации, когда человек
в эпицентре насилия и психологической подавленности необходимо кризисное
вмешательство.
Кризисное вмешательство – это
выслушивание переживаний и помощь в нормализации чувств. Эффективность
кризисного вмешательства заключается в его применении сразу после
травматического события. Незамедлительное вмешательство позволяет предотвратить
многие нежелательные психологические последствия (Alexander, McFarlane).
Митчелл выделяет 3 фазы дебрифинга:
Фаза 1. «Вентиляция» — возможность поделиться мыслями
и чувствами с другими людьми.
Фаза 2. Воспроизведение того, что случилось во время
травматического события, некоторое когнитивное структурирование происшедшего,
укрепление чувства безопасности и поддержки в настоящем.
Фаза 3. Мобилизация ресурсов, построение перспективы.
Причем не должно происходить чрезмерного эмоционального выплеска, необходимо
соизмерять и чередовать выход эмоций.
Методы релаксации. Основанные на
прогрессирующей мышечной релаксации, методы могут оказывать лечебное действие
на некоторые последствия пережитой психотравмирующей ситуации, а именно
состояния возбужденности, тревожности и соматизации.
Арт-терапия. Для участия в творческом процессе
человеку не нужны специальные навыки или способности. Человек может выразить
свои переживания, свое состояние в рисунке, движении, звуке, а процесс
художественного творчества рождает положительные эмоции у его участников. В
арт-терапии органично соединяются вербальные и невербальные способы общения.
Для людей перенесших травму это имеет огромное значение, так как они могут
выражать сокровенные чувства и сомнения, страхи и надежды, конфликты и ожидания
в художественных образах. Художественное творчество способствует не только
раскрытию человека и работы с материалом сознания, но и проникновению на
бессознательный уровень, что ведет к преодолению травмы (очень часто человек не
осознает, что творит, это может быть спонтанное выражение цвета и формы).
5.3. Психологическая
реабилитация лиц, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
В борьбу с терроризмом вовлечены такие активные
участники событий, как спасатели, полиция, спецслужбы и др. Все они, в отличие
от остального общества, не только испытывают на себе воздействие терроризма, но
также должны в силу своего положения принимать ответные меры и выполнять
принятые решения.
На участников специальной операции по освобождению
заложников в той или иной степени воздействуют следующие стрессогенные факторы:
·
непосредственная
и высоковероятная угроза жизни или здоровью;
·
ответственность
за жизнь и здоровье заложников, находящихся в руках преступников, постоянный
риск причинения им вреда своим бездействием или неадекватными действиями;
·
как
правило, широкий общественный резонанс чрезвычайных происшествий такого рода,
особенно пристальное внимание к действиям правоохранительных органов,
общественно-политическая значимость их ошибок;
·
напряженность
обстановки, обусловленная недостатком или противоречивостью сведений о
преступниках, их психологических особенностях;
·
крайний
динамизм и трудно предсказуемый характер изменений обстановки в связи с
особенностями поведения, «прихотями» преступников;
·
постоянная
перегрузка психофизиологических функций, обусловленная необходимостью анализа и
прогноза развития ситуации, принятия ответственных решений, организации и
выполнения четких и согласованных действий в жестком лимите времени.
В
результате эмоционального шока, превосходящего индивидуальные возможности к
адаптации, у человека могут появиться запоздалые и длительные психологические
нарушения, которые военные врачи обычно называют «травматический невроз». ПТСР
– это сложное психическое состояние, которое развивается в результате
переживания травматического события. Симптомами, характеризующими ПТСР,
являются повторяющееся воспроизведение травматического события или его
эпизодов; избегание мыслей, воспоминаний, людей или мест, ассоциирующихся с
этим событием; эмоциональное оцепенение; повышенное возбуждение.
В «группу риска» по развитию ПТСР попадают как раз
такие участники антитеррористических операций и военных действий, как
спасатели, врачи, специалисты психолого-психиатрических бригад. По данным,
которые опубликованы М.М. Решетниковым, почти у 50% спасателей наблюдаются
отдельные психопатологические проявления и признаки психофизиологической
демобилизации.
Частным видом ПТСР является вторичная травма, или «травма
помогальщика». Помогающая деятельность подразумевает повышенную личностную
включенность и эмоциональную вовлеченность специалиста во взаимодействие с
другими людьми. В результате профессионал оказывается подвержен значительным
эмоциональным нагрузкам, которые существенно возрастают в работе с людьми,
переживающими острые травматические и посттравматические стрессовые
расстройства.
Как указывает И.А. Акиндинова, вторичная травма, или
«травма помогалыцика» — это изменения внутреннего опыта помогающего
специалиста, которые возникают в результате его вовлеченности в отношения с
клиентом, переживающим травматическое состояние. Это результат процесса
сопереживания клиентам, столкнувшимся со смертельной опасностью, насилием,
унижением, предательством, разрушениями, потерями и т. д., который приводит к
изменению базовых представлений о мире (Акиндинова, 2004).
Факторы, влияющие на возникновение вторичной травмы,
включают в себя две группы. К первой группе относятся особенности
рабочей ситуации специалиста: условия и режим работы, тип и количество
клиентов, характер травматических расстройств, с которыми приходится иметь
дело. Ко второй группе относятся особенности личности помогающего: его
профессиональная идентичность, внутриличностные ресурсы, наличие внешней
поддержки (близкие люди, профессиональное сообщество единомышленников), личная
история (уровень собственной травматизации), жизненная ситуация в настоящем,
личные стратегии преодоления трудностей.
Психологическое
сопровождение поисково-спасательных отрядов.
У
специалистов возможны следующие проявления:
·
в
снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности;
·
увеличении
количества ошибок, в том числе приводящих к авариям;
·
нарушениям
профессионального здоровья;
·
снижению
профессионального долголетия.
В рамках психологического сопровождения
поисково-спасательных отрядов (ПСО) проводится:
1.
Профессиональная подготовка к действиям при ликвидации террористического акта.
Психологическая подготовка включает тренинги, теоретические и практические
занятия.
2. Психологическая диагностика сотрудников ПСО:
·
Ежегодно
проводится мониторинговое обследование спасателей с целью выявления уровня
накопления стрессорных нарушений, связанных с профессиональной деятельностью.
·
В
случае работы в зоне боевых действий или в районе проведения
антитеррористической операции по возвращению проводится обследование, цель
которого определить степень влияния и психологические последствия работы в зоне
ЧС.
3. Медико-психологическая реабилитация.
Возможности преодоления вторичной травмы участников
поисково-спасательных отрядов обеспечиваются двумя направлениями
психологической работы: снижение уровня стресса (или психопрофилактика) и
трансформация отчаянья (Акиндинова, 2004).
Снижение уровня стресса проводится за
счет развития само-осознавания и стимуляции заботы человека о себе на различных
уровнях своего существования: физиологическом, психологическом, эмоциональном,
духовном, профессиональном. На физиологическом уровне забота о себе может
выражаться в регулярном и качественном питании, отслеживании своего
соматического здоровья, посещениях врача, занятиях физическими нагрузками,
получении сеансов массажа, достаточном количестве сна, отдыха, секса, в
обеспечении себя комфортной и приятной одеждой и т. п.
На психологическом уровне она может проявляться в
выделении достаточного времени для саморефлексии, для встреч с личным
психотерапевтом, в ведении психологического дневника, выделении времени для
занятий своим хобби, отслеживании и регуляции своих границ (например,
позволении себе отказывать другим людям в их просьбах) и т. д.
На эмоциональном уровне это может быть общение с
приятными людьми, совершение подарков самому себе, позволение любить себя,
позволение на проявления своих эмоций — смех или слезы, общение с детьми и т.
д.
Забота о своем духовном состоянии может выражаться в
поездках на природу, в выделении времени на религиозные обряды, переживаниях
моментов вдохновения, общения с искусством и т. п.
Забота о своем профессиональном существовании
заключается в поиске баланса между работой и личной жизнью, создании удобных
условий работы, запросе и получении супервизорской поддержки, отстаивании своих
финансовых интересов и т. д.
Трансформация отчаяния — это более
сложная задача (Акиндинова, 2004). Особенно усложняется эта задача при
переработке последствий террористических актов, где люди являются источником
опасности, в результате чего подрывается базовое доверие к миру и окружающим.
Достигать ее можно такими путями, как: поиск смысла во всем происходящем (как в
значительных, так и в обыденных событиях жизни); стремление бросать вызов
негативным убеждениям и отчаянию; действия по созданию сообщества (поиск
единомышленников и передача своего опыта и своих взглядов другим людям).
План –конспект занятия по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта.
Цель: повышение готовности работников Центра к четким, умелым и адекватным действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его свершения.
Задачи:
обучение сотрудников правилам возможного поведения в случае террористического акта или угрозы его совершения;
воспитание у сотрудников бдительности и наблюдательности;
отработка практических действий при обнаружении бесхозных предметов в центре.
1. Типичные реакции на стрессовые ситуации в условиях террористического акта.
Конспект. Психологически заложники могут реагировать на стрессовую ситуацию трояким образом.
1. Первый тип реакции — большинство заложников морально подавлены, переживаемые ими страдания заглушают все остальные чувства, познавательные ориентации минимизированы.
2. Второй тип реакции — среди заложников могут выделиться лидеры. Как правило, это уравновешенные, стойкие, выдержанные люди, помогающие другим выжить и выстоять в этой ситуации. Пример подобного поведения мы видели в сложной ситуации захвата заложников на Дубровке. Мария Школьникова, врач-кардиолог, профессор, проявила свои лидерские способности, организовала сбор подписей среди заложников в поддержку требований террористов. Для того чтобы она передала эти требования, террористы отпустили ее одну из первых. В данном случае террористы поступили в соответствии с одной из заповедей терроризма: от группы заложников необходимо отсекать их лидеров и постоянно тасовать, изменять состав групп заложников для того, что они не смогли организовать сопротивление.
3. Третий тип реакции — отчаяние, истерические припадки, безрассудное поведение, провоцирующее остальных заложников на эмоционально неуравновешенные реакции.
Люди, ставшие заложниками, испытывают серьезную трансформацию психики. Во-первых, практически у всех возникает ощущение нереальности ситуации. Они не могут до конца поверить, что оказались в таком безвыходном положении, не имеют возможности сами распоряжаться своей судьбой, действиями, поведением, что они фактически стали рабами жестоких, агрессивных людей. Во-вторых, у заложника возникает протест против заточения, проявляющийся в открытой или скрытой форме. Часто не выдержав стресса, люди пытаются бежать, даже если это бессмысленно, так как побег одного или нескольких заложников может вызвать агрессивные действия со стороны террористов в отношении оставшихся. Взбунтовавшийся заложник может броситься на террориста, попытаться вырвать у него оружие. Подобные действия, как правило, не бывают успешными, так как одиночное сопротивление террористам неэффективно.
Поведение людей, оказавшихся в заложниках, связано с их индивидуальными психическими особенностями. Как указывает Л.А. Китаев-Смык, существует шесть типов реакции заложников на сложившуюся ситуацию (Китаев-Смык Л.А., 2002; цит. по Агаджанов В.В, 2007).
-
«Нетерпеливо отчаянных» (около 1%) может стать много больше (до 60%), если они спровоцируют своим импульсивным поведением «истероидных», которым (мужчины) в критических ситуациях свойственна агрессивность: чем больше их «давят» экстремальные обстоятельства, тем больше в «истероидах» сопротивления.
-
«Стойкие» (5-12%) — устойчивы к невзгодам, разумно смелы и осторожны, стресс укрепляет их стойкость; могут морально поддерживать других.
-
«Одинокие» (30-50%) морально подавлены, психически оглушены, их страдания «заглушают» все прочие чувства, мешают общению. У них монотония тягостного переживания страха и беспомощности может сопровождаться шизоидными явлениями. Чем дольше и сильнее давление экстремальных обстоятельств, чем глубже психическое изнурение заложников, тем больше такое состояние усугубляется.
-
«Расчетливо-разумные приспешники» (10-15%) поступают с расчетом, сознательно, чтобы улучшить хоть сколько-нибудь свое существование, уменьшить угрозу лично для себя и своих близких. У них самооправдание: «Жертвуя собой, мы для пользы других пошли служить врагам — мы не предатели, а тайные «свои»».
-
«Расчетливо-злобные приспешники» (10—15%), служа врагам, ищут возможность возвыситься при новой расстановке сил за счет более слабых заложников, притесняя их или, напротив, милостиво помогая.
-
«Сочувствующие» (20-30%). Чем дольше их заложничество, тем сильнее они ощущают некую родственную близость с захватившими их террористами и, разделяя с ними их переживания и неприязнь к спасителям, они и после освобождения сочувствуют захватчикам, пытаются защищать их.
Исследования Н.Н. Пуховского в г. Буденновске Ставропольского края (лето 1995 г., бандгруппа Ш. Басаева) позволили ему вычленить три характерных типа поведения, отмечавшихся при случаях заложничества:
1) психическая регрессия с «примерной» инфантильностью и автоматизированным подчинением, депрессивное переживание страха, ужаса и непосредственной угрозы для жизни (апатия в ее прямом немедленном виде);
2) демонстративная покорность, стремление заложника опередить приказ и заслужить похвалу со стороны террористов (стеническая активно-приспособительная реакция);
3) хаотичные протестные действия, демонстрация недовольства, постоянные отказы подчиняться, провоцирование конфликтов (Агаджанов В.В, 2007).
Очевидно, что «травмирующая» природа подобных событий приводит к эмоциональному подъему и вызывает чувства сострадания, возмущения и скорби. Очевидно, что угроза повторения таких событий усиливает страх.
Попытаемся представить целостную картину общих реакций на травму сразу после события и рассмотреть психологическое воздействие терроризма на непосредственные жертвы и население. К непосредственным реакциям на террористический акт относятся:
-
Острая реакция на стресс (ОРС), которая может проявляться в двух видах:
-
острое психомоторное возбуждение. Внешне оно проявляется лишними, быстрыми, порой нецеленаправленными движениями. Суждения поверхностны, а иногда лишены смысловой нагрузки. Эти люди не способны концентрировать внимание на том, что им сообщают, с трудом воспринимают объяснения.
-
состояния, которые сопровождаются внешней обездвиженностью (оцепенение). Человек становится как бы посторонним наблюдателем, и события чрезвычайной ситуации (ЧС) проносятся в его сознании, как кадры из фильма. В наиболее выраженных случаях развивается так называемый психогенный ступор: человек лежит с закрытыми глазами, не реагирует на окружающее.
-
Нормальная реакция адаптационного стресса, которая включает в себя три составных части: она обеспечивает усиление внимания, мобилизует всю энергию, призывает к действию.
Например, какой-то человек внезапно подвергается агрессии во время террористического акта. Забыв о своих занятиях и мечтаниях, он мгновенно концентрируется на ситуации, чтобы определить и отобрать все, что относится к его текущему положению.
Кроме того, его способности рассуждать, запоминать внезапно и резко обостряются. Он будет в состоянии оценить всю серьезность положения и предвидеть последствия, сумеет восстановить в своей памяти изученные схемы поведения и выработать соответствующее обстановке решение. Наконец, им будет двигать желание действовать, он не сможет оставаться безучастным и бездействовать, ему будет необходимо исполнить свои решения и довести их до конца.
И лишь потом, когда он окажется в безопасности, оказав помощь своим соседям, уже после окончания атаки, он ощутит двоякое чувство физического и психического истощения, смешанного с чувством успокоения и эйфории.
-
Реакции, характерные для «отсроченного стресса». Они появляются в тех случаях, когда человек чувствует себя растерянным, подавленным обстановкой и чувством бессилия. Таких реакций по Л. Кроку четыре:
-
резкий упадок сил, в результате которого в умственном отношении личность находится в заторможенном состоянии, в эмоциональном плане — в состоянии ступора, а воля и моторность бездействуют. В результате таких реакций человек обездвижен, потерян в беде до тех пор, пока ему не придут на помощь;
-
реакция возбуждения, при которой человек подчиняется своему непреодолимому желанию действовать. Но при этом он не может выработать четкий план своих действий и просто жестикулирует, производит бесцельные и беспорядочные движения;
-
реакция побега, которая часто выглядит как панический призыв к «общему побегу», распространяемый как психическая инфекция в среде напуганных людей, не способных выработать решение для необходимых действий. Они принимают первую моторную модель, которая возникает у них на глазах;
-
реакция «автоматизма», которая вынуждает человека производить действия вполне связанные и адекватные, но при отстраненном сознании. Его действиям не предшествует спокойное и взвешенное осмысление.
Специалисты также наблюдали «отсроченный стресс» у людей, которые в критической ситуации вели себя в соответствии с адаптационным типом стресса. Они укрывались в убежище, оказывали помощь пострадавшим соседям, но сразу после освобождения они начинали рыдать или у них проявлялись вегетативно-нервные реакции (потливость, бледность, рвота, непроизвольное мочеиспускание), а также повторяющаяся характерная раздражительность по незначительным поводам. Таким образом, ситуация террористического акта может двояко влиять на пострадавшего: либо он будет проявлять симптомы «адаптационного стресса», либо «отсроченного стресса».
Когда на следующий день пострадавший возвращается к обычной жизни, у него остаются лишь неприятные воспоминания и осознание того, что это событие уже пережито, все моментальные, краткосрочные реакции на стресс могут остаться без последствий. В том случае, когда значительные психофизиологические изменения сохраняются в течение четырех или более недель после теракта, можно говорить о психическом расстройстве, а именно, посттравматическом стрессовом расстройстве – ПТСР.
К психофизиологическим изменениям относятся:
-
нарушения сна;
-
трудности концентрации внимания;
-
сильные чувства: тревоги, печали, гнева, горя;
-
повышенные раздражительность и бдительность;
-
нарушения: работоспособности и социального функционирования;
-
избегание мыслей и обстоятельств, ассоциирующихся с травмой;
-
непроизвольное повторное воспроизведение переживаний травматического события.
Стокгольмский синдром. В случае захвата заложников также может возникать так называемый «стокгольмский синдром», когда заложники начинают ощущать позитивные чувства к своим захватчикам и негативные по отношению к властям. Можно сказать, что они переходят на систему мира террористов. Отсюда следует важное следствие: нельзя доверять информации, исходящей от жертв. И более того, жертвы могут мешать проведению операций по их освобождению, не слушаться команд спасающих их людей. Для формирования «стокгольского синдрома» необходимо стечение определенных обстоятельств:
1. Психологический шок и фактор внезапности ситуации захвата. Когда человек, только что свободный, оказывается в прямой физической зависимости от террористов.
2. Продолжительность удержания заложников. Заложники подвергаются сильнейшему психологическому давлению. Фактор времени на стороне террористов, и с течением времени растет вероятность все большего подчинения чужой воле.
3. Принцип психологической защиты. Любое стрессовое состояние погружает человека в депрессию, и чем сильнее переживание, тем глубже депрессия.
5.2. Организация психологической поддержки пострадавшим.
Оказание экстренной психологической помощи сразу после террористического акта включает в себя следующие психологические интервенции, с учетом того, что на ранних стадиях переработки травмы не рекомендуется применение каких-либо специальных психологических техник:
1) удовлетворение физических нужд и создание физического комфорта;
2) создание атмосферы безопасности;
3) оказание практической помощи в организации повседневной жизни с целью разгрузки;
4) обеспечение контакта с теми людьми, которые могут быть источником комфорта в его жизни (семья, друзья, духовно близкие люди);
5) фасилитация любых форм контакта с приятными и любимыми людьми;
6) образовательная работа – нормализация типичных постстрессовых реакций, которые могут казаться пугающими и расцениваться как признаки душевного надлома или психического расстройства;
7) поддерживать выдвижение реальных жизненных задач и помогать в расставлении приоритетов на ближайшее время (что сейчас можно начать делать, с чего лучше начать);
говорить с травмированным человеком о том, о чем ему самому хочется говорить, не форсировать его рассказ о пережитой травме. Любое обсуждение травмы должно включать на первом этапе только то, что сам человек хочет обсуждать. Специалистам не рекомендуется стимулировать пережившего травму воспроизводить и повторять события, а скорее следовать за ним, выслушивать то, что он хочет сказать, не перегружая вопросами и информацией. В то же время не следует избегать этих рассказов, важно дать пострадавшему возможность свободно высказываться и поддерживать его в этом, проявляя заинтересованность и понимание. При этом специалист должен соблюдать оптимальный баланс между сочувствием, эмоциональной вовлеченностью и оптимальной дистанцией, чтобы быть способным контейнировать тяжелые чувства и пугающие детали и создать у травмированного ощущение того, что он (специалист) способен вынести его рассказ и чувства (Aldwin, 2004).
Общие принципы общения с пострадавшими:
-
При работе в зоне ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды в побудительном наклонении. Например: «Встань…», «Выпей воды…»
-
Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи, например: «Извините, пожалуйста …. Не могли бы Вы…».
-
Избегайте в речи употребления частицы «не».
-
В вашем голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника.
-
Речь должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения: «Ты не один, помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!»
-
Запрет на фразу: «Все будет хорошо»!
Не давайте обещаний, которые вы не в состоянии выполнить, это приводит к затруднению взаимодействия с этим пострадавшим и может повлечь за собой слухи, связанные с недоверием к специалистам.
Изначально необходимо выделить некоторые подходы оказания экстренной психологической помощи. В тупиковой ситуации, когда человек в эпицентре насилия и психологической подавленности необходимо кризисное вмешательство.
Кризисное вмешательство – это выслушивание переживаний и помощь в нормализации чувств. Эффективность кризисного вмешательства заключается в его применении сразу после травматического события. Незамедлительное вмешательство позволяет предотвратить многие нежелательные психологические последствия (Alexander, McFarlane). Митчелл выделяет 3 фазы дебрифинга:
Фаза 1. «Вентиляция» — возможность поделиться мыслями и чувствами с другими людьми.
Фаза 2. Воспроизведение того, что случилось во время травматического события, некоторое когнитивное структурирование происшедшего, укрепление чувства безопасности и поддержки в настоящем.
Фаза 3. Мобилизация ресурсов, построение перспективы. Причем не должно происходить чрезмерного эмоционального выплеска, необходимо соизмерять и чередовать выход эмоций.
Методы релаксации. Основанные на прогрессирующей мышечной релаксации, методы могут оказывать лечебное действие на некоторые последствия пережитой психотравмирующей ситуации, а именно состояния возбужденности, тревожности и соматизации.
Арт-терапия. Для участия в творческом процессе человеку не нужны специальные навыки или способности. Человек может выразить свои переживания, свое состояние в рисунке, движении, звуке, а процесс художественного творчества рождает положительные эмоции у его участников. В арт-терапии органично соединяются вербальные и невербальные способы общения. Для людей перенесших травму это имеет огромное значение, так как они могут выражать сокровенные чувства и сомнения, страхи и надежды, конфликты и ожидания в художественных образах. Художественное творчество способствует не только раскрытию человека и работы с материалом сознания, но и проникновению на бессознательный уровень, что ведет к преодолению травмы (очень часто человек не осознает, что творит, это может быть спонтанное выражение цвета и формы).
5.3. Психологическая реабилитация лиц, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В борьбу с терроризмом вовлечены такие активные участники событий, как спасатели, полиция, спецслужбы и др. Все они, в отличие от остального общества, не только испытывают на себе воздействие терроризма, но также должны в силу своего положения принимать ответные меры и выполнять принятые решения.
На участников специальной операции по освобождению заложников в той или иной степени воздействуют следующие стрессогенные факторы:
-
непосредственная и высоковероятная угроза жизни или здоровью;
-
ответственность за жизнь и здоровье заложников, находящихся в руках преступников, постоянный риск причинения им вреда своим бездействием или неадекватными действиями;
-
как правило, широкий общественный резонанс чрезвычайных происшествий такого рода, особенно пристальное внимание к действиям правоохранительных органов, общественно-политическая значимость их ошибок;
-
напряженность обстановки, обусловленная недостатком или противоречивостью сведений о преступниках, их психологических особенностях;
-
крайний динамизм и трудно предсказуемый характер изменений обстановки в связи с особенностями поведения, «прихотями» преступников;
-
постоянная перегрузка психофизиологических функций, обусловленная необходимостью анализа и прогноза развития ситуации, принятия ответственных решений, организации и выполнения четких и согласованных действий в жестком лимите времени.
В результате эмоционального шока, превосходящего индивидуальные возможности к адаптации, у человека могут появиться запоздалые и длительные психологические нарушения, которые военные врачи обычно называют «травматический невроз». ПТСР – это сложное психическое состояние, которое развивается в результате переживания травматического события. Симптомами, характеризующими ПТСР, являются повторяющееся воспроизведение травматического события или его эпизодов; избегание мыслей, воспоминаний, людей или мест, ассоциирующихся с этим событием; эмоциональное оцепенение; повышенное возбуждение.
В «группу риска» по развитию ПТСР попадают как раз такие участники антитеррористических операций и военных действий, как спасатели, врачи, специалисты психолого-психиатрических бригад. По данным, которые опубликованы М.М. Решетниковым, почти у 50% спасателей наблюдаются отдельные психопатологические проявления и признаки психофизиологической демобилизации.
Частным видом ПТСР является вторичная травма, или «травма помогальщика». Помогающая деятельность подразумевает повышенную личностную включенность и эмоциональную вовлеченность специалиста во взаимодействие с другими людьми. В результате профессионал оказывается подвержен значительным эмоциональным нагрузкам, которые существенно возрастают в работе с людьми, переживающими острые травматические и посттравматические стрессовые расстройства.
Как указывает И.А. Акиндинова, вторичная травма, или «травма помогалыцика» — это изменения внутреннего опыта помогающего специалиста, которые возникают в результате его вовлеченности в отношения с клиентом, переживающим травматическое состояние. Это результат процесса сопереживания клиентам, столкнувшимся со смертельной опасностью, насилием, унижением, предательством, разрушениями, потерями и т. д., который приводит к изменению базовых представлений о мире (Акиндинова, 2004).
Факторы, влияющие на возникновение вторичной травмы, включают в себя две группы. К первой группе относятся особенности рабочей ситуации специалиста: условия и режим работы, тип и количество клиентов, характер травматических расстройств, с которыми приходится иметь дело. Ко второй группе относятся особенности личности помогающего: его профессиональная идентичность, внутриличностные ресурсы, наличие внешней поддержки (близкие люди, профессиональное сообщество единомышленников), личная история (уровень собственной травматизации), жизненная ситуация в настоящем, личные стратегии преодоления трудностей.
Психологическое сопровождение поисково-спасательных отрядов.
У специалистов возможны следующие проявления:
-
в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности;
-
увеличении количества ошибок, в том числе приводящих к авариям;
-
нарушениям профессионального здоровья;
-
снижению профессионального долголетия.
В рамках психологического сопровождения поисково-спасательных отрядов (ПСО) проводится:
1. Профессиональная подготовка к действиям при ликвидации террористического акта. Психологическая подготовка включает тренинги, теоретические и практические занятия.
2. Психологическая диагностика сотрудников ПСО:
-
Ежегодно проводится мониторинговое обследование спасателей с целью выявления уровня накопления стрессорных нарушений, связанных с профессиональной деятельностью.
-
В случае работы в зоне боевых действий или в районе проведения антитеррористической операции по возвращению проводится обследование, цель которого определить степень влияния и психологические последствия работы в зоне ЧС.
3. Медико-психологическая реабилитация.
Возможности преодоления вторичной травмы участников поисково-спасательных отрядов обеспечиваются двумя направлениями психологической работы: снижение уровня стресса (или психопрофилактика) и трансформация отчаянья (Акиндинова, 2004).
Снижение уровня стресса проводится за счет развития само-осознавания и стимуляции заботы человека о себе на различных уровнях своего существования: физиологическом, психологическом, эмоциональном, духовном, профессиональном. На физиологическом уровне забота о себе может выражаться в регулярном и качественном питании, отслеживании своего соматического здоровья, посещениях врача, занятиях физическими нагрузками, получении сеансов массажа, достаточном количестве сна, отдыха, секса, в обеспечении себя комфортной и приятной одеждой и т. п.
На психологическом уровне она может проявляться в выделении достаточного времени для саморефлексии, для встреч с личным психотерапевтом, в ведении психологического дневника, выделении времени для занятий своим хобби, отслеживании и регуляции своих границ (например, позволении себе отказывать другим людям в их просьбах) и т. д.
На эмоциональном уровне это может быть общение с приятными людьми, совершение подарков самому себе, позволение любить себя, позволение на проявления своих эмоций — смех или слезы, общение с детьми и т. д.
Забота о своем духовном состоянии может выражаться в поездках на природу, в выделении времени на религиозные обряды, переживаниях моментов вдохновения, общения с искусством и т. п.
Забота о своем профессиональном существовании заключается в поиске баланса между работой и личной жизнью, создании удобных условий работы, запросе и получении супервизорской поддержки, отстаивании своих финансовых интересов и т. д.
Трансформация отчаяния — это более сложная задача (Акиндинова, 2004). Особенно усложняется эта задача при переработке последствий террористических актов, где люди являются источником опасности, в результате чего подрывается базовое доверие к миру и окружающим. Достигать ее можно такими путями, как: поиск смысла во всем происходящем (как в значительных, так и в обыденных событиях жизни); стремление бросать вызов негативным убеждениям и отчаянию; действия по созданию сообщества (поиск единомышленников и передача своего опыта и своих взглядов другим людям).
Памятка
Как минимизировать морально-психологические последствия совершения террористического акта. Рекомендации психолога.
Человек, победивший себя, становится непобедим.
Конфуций
Приемы психологической защиты:
Ø Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
Ø Сравнение. Вольно или невольно мы сравниваем свое состояние с состоянием и положением других людей, и находим, что у многих они тяжелее, чем у нас, и может быть, вы сможете кому-то помочь по мере своих сил.
Ø Накопление радости. Вспомните события, вызвавшие у вас радость.
Ø Мобилизация юмора. Смех- противодействие стрессу.
Ø Интеллектуальная переработка — «нет худа без добра».
Ø Разрядка (прогулка, физические упражнения, игра и др.)
Ø Релаксация:
§Около 2 минут полежите спокойно с закрытыми глазами. Попробуйте вспомнить, не открывая глаз, как выглядит комната, в которой вы находитесь. Мысленно осмотрите ее снизу вверх и по периметру.
§ Сконцентрируйтесь на дыхании через нос. Представьте, что вдыхаете более холодный воздух, а выдыхаете теплый. Пару минут спокойно полежите, концентрируясь на своем дыхании. Выбросьте все мысли из головы.
Вдохните воздух и задержите дыхание. Во время задержки дыхания напрягите мышцы на несколько секунд так, чтобы почувствовать напряжение. На выдохе расслабьте мышцы. Повторите упражнение 3 раза.
§ Дайте своему телу отдохнуть несколько минут, чтобы почувствовать тяжесть во всех его частях. Постарайтесь насладиться ощущениями.
§ Теперь обратите внимание на свои ноги — напрягите их на 3 секунды от пяток до бедра. После того, как вы ощутите напряжение в ногах, расслабьте их. Повторите упражнение 3 раза.
§ Несколько минут полежите, спокойно ощущая тяжесть в ногах. Старайтесь не пускать в свое сознание посторонние звуки и мысли.
§ Заканчивая выполнять упражнения на релаксацию, глубоко вдохните, а на задержке дыхания напрягите все мышцы своего тела. Выдохните и расслабьтесь. Теперь полежите на спине еще минут 10-15 или больше, расслабьтесь, нормализуйте собственное дыхание. Вы должны почувствовать внутреннее спокойствие.
§ Откройте глаза и несколько раз поморгайте. Медленно потянитесь и плавно сядьте через левый или правый бок, а затем так же медленно встаньте, стараясь сохранить расслабленное состояние, которого вы добились благодаря методам релаксации.
Приемы, снижающие стресс автоматически
Ø «РАСХОЖДЕНИЕ РУК». Встаньте и вытяните расслабленные руки перед собой. Настройтесь мысленно на то, что они начинают расходиться в стороны. Не ждите немедленного результата, не спешите, сосредоточьтесь. Установите свой «образ» расхождения рук. Например, представьте, что они отталкиваются друг от друга, как однополюсные магниты. Когда руки начинают расходиться, возникают приятные ощущения. Их важно запомнить и не утерять «ниточку» внутренней связи. В конечном счете, пользуясь таким установившимся внутренним контактом, можно управлять не только движением рук, но снимать головную боль, регулировать артериальное давление, улучшать настроение.
Ø «СХОЖДЕНИЕ РУК». Разведите руки в стороны и настройтесь на их автоматическое движение друг к другу. Если в процессе такого движения возникает ощущение, будто руки тянет какая–то сила, значит, наступает расслабление.
Ø «ЛЕВИТАЦИЯ РУК». Руки опущены. Внутренне представьте, что рука стала легкой и поднимается, всплывает. Прием получается легче после двух предыдущих. И, когда рука начинает всплывать, приходят приятные ощущения. Главное — не прервать внутреннюю связь между волей и рукой. Когда рука начнет всплывать, как у космонавта в невесомости, вам в первый раз трудно будет удержаться от улыбки: там, где есть воля, там есть и путь…
Ø «ПОЛЕТ». Если одна рука начинает всплывать, позвольте сделать это и второй руке. Представьте, что вы летите. Старайтесь дышать свободно и полной грудью. Вспоминайте приятные ощущения, доставлявшие вам радость. «Полет» — главное упражнение, ибо развивает у человека умение тренировать в себе чувство внутренней свободы.
Ø «ПОКАЧИВАНИЕ». При правильном выполнении названных упражнений наступает релаксация, и возникает явление покачивания тела. Качайтесь и не бойтесь – никогда не упадете. Это упражнение является уникальным приемом для быстрого развития координации и способности управлять своим состоянием. Все упражнения на развитие координации формируют устойчивость к стрессу.
Ø «ДВИЖЕНИЕ ГОЛОВОЙ». Сидя или стоя, начинайте вращать головой и ищите приемлемый, приятный ритм, а также амплитуду поворота. Вы как бы выполняете лечебное упражнение для мышц шеи. Но обязательно с поиском именно приятного ритма. Через некоторое время человек отключается от проблем, его нервная система успокаивается, становится легче дышать.
Чем больше тренировок проведете, тем лучше закалится нервная система, появится психологическая устойчивость, что поможет вам минимизировать психологические последствия в стрессовых, опасных ситуациях. Берегите себя и близких!