Монтаж мостового крана начинается с тщательного изучения места установки, расчетов и нахождения оптимального способа сборки механизма. Монтаж — работа с высоким уровнем опасности и ответственности, которая включает не только производственные этапы.
1. Осматриваемся на месте
Монтаж мостового крана начинается с проекта, а проект – с осмотра помещения.
Первое, на что обращаем внимание, — наличие подкрановых путей. От этого зависит, как будет производиться монтаж моста. Комплексный монтаж предполагает установку сначала подкрановых путей, а затем и сборку непосредственно грузоподъемной техники. Для создания путей мы используем железнодорожные или специальные крановые рельсы, иногда для легких конструкций применяем металлопрокат квадратного сечения. Частичный монтаж подразумевает мостового крана на уже установленные подкрановые пути. В таком случае обязательно проводим дополнительную нивелировку подкрановых путей.
На основе полученных данных и нормативов, установленных требованиями ГОСТа, СНиПа, РД 10-138-97 и ПБ 10-382, формируется проект производства работ (ППР) – главный документ при монтаже крана. В нем же определяется тип используемой техники и способ самого монтажа.
- В случае крайне ограниченного пространства применяем поэлементный способ монтажа и осуществляем сборку конструктивных частей не на земле, а непосредственно на рабочей площадке. Для этого все детали поднимаются к месту установки. Алгоритм поэлементной технологии сборки мостового крана выглядит следующим образом: поочередный подъем полумостов и их соединение, монтирование грузовой тележки крана, анализ геометрических размеров конструкции в сборке, установка кабины оператора и запасовка канатов. Этот способ более сложен и применяется чаще всего вынуждено.
- Гораздо чаще используется крупноблочный способ установки. Эта технология подразумевает монтаж отдельных блочных конструкций на земле. Затем укомплектованные и собранные узлы поднимаем на площадку и собираем в единое целое. Главное требование – наличие необходимого для наземной сборки пространства.
- Есть еще один способ – полноблочный. В этом случае сборку моста крана полностью осуществляем на земле. Готовый мост крана поднимаем для установки на крановых путях. Этот способ может быть ограничен большой массой монтируемого крана или грузоподъемностью имеющейся подъемной техники.
После подготовительных работ и утверждения ППР согласовываем с склиентом смету работ и приступаем к производственному этапу. Он начинается с проверки комплектности оборудования. В результате хранения и транспортировки могут возникнуть дефекты, которые важно обнаружить сразу.
Преимущества крупноблочного монтажа очевидны: минимизация количества опасных операций по сборке на высоте, существенное ускорение процесса монтажа
2. Собираем полуфабрикат
Когда проект готов, принципиальные технологические решения приняты, оборудование доставлено, наступает самый сложный и ответственный этап – строительство крана. Это своеобразная игра в конструктор, которая начинается с соединения компонентов в блоки.
Как мы уже отметили выше, смысл укрупнения конструкций и механизмов крана заключается в том, чтобы выполнить максимальное количество работ в безопасном нижнем положении.
В первую очередь собираем мост крана. Концевые балки в сборе с колесами выверяем по длине пролета крана, балансируем на на стеллажах и подводим в стыки с главными балками.
Главные и концевые балки фиксируют между собой накладками и болтами, выверяют и только после этого сваривают, фиксируют „чистыми“ болтами или заклепками
Если позволяет пространство и грузоподъемность кранов, используемых для монтажа, мост поднимаем целиком вместе с тележкой. Если же такой возможности нет — одним укрупненным блоком монтируем тележку и другим — кабину управления. При этом монтаж электрооборудования, приборов безопасности и других составных частей кабины крановщика, разумеется, осуществляем на нулевой отметке
После монтажа моста производим приварка площадок крана к накладкам, расположенным на нижних поясах концевых балок.
Проверяем и перепроверяем
Обязательным завершающим этапом монтажа мостового крана являются наладка и испытания, от которых зависят долговечность и безопасность эксплуатации подъемного оборудования. При выполнении наладочных работ важно соблюдать требования Правил Госгортехнадзора,«Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ)».
Начинается наладка с осмотра. Проверяем, есть ли смазка в редукторах, зубчатых муфтах, подшипниках и шарнирах. Осматриваем соединения, металлоконструкции крана, подкрановые и подтележечные пути, блокировочные устройства. Проверяем крепление кабины. Проводим обкатку механизмов передвижения крана, тележки и подъема вхолостую в каждую сторону.
Можно приступать к испытаниям. Сначала – без подачи напряжения. Потом — с подачей напряжения только в цепи управления, защиты и сигнализации. Производим измерение сопротивления изоляции вторичных цепей, прозванивание основных схем, комплексную проверку блокировок. Но главными показателями работоспособности являются статическая и динамическая грузоподъемность. Поэтому третий этап испытаний мостового крана включает подачу напряжения по постоянной схеме, прокрутку и испытание механизмов.
После тестирования всех рабочих органов всех механизмов кран должен быть подвергнут полному техническому освидетельствованию в соответствии с Правилами Ростехнадзора. Результаты окончательных испытаний оформляем соответствующими документами.
Проверка мостового крана важна не только для эксплуатирующей организации, но и для поставщика оборудования. Гарантийный срок на разные „весовые категории“ кранов составляет от одного до двух лет
4. Ставим на учет
Сдача в эксплуатацию смонтированного крана двухбалочного мостового и козлового с кабинами грузоподъемностью свыше 10 тонн разрешается только после регистрации в органах Ростехнадзора. Это отдельный многоступенчатый процесс, который регламентируют «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
Прежде всего, чтобы поставить механизм на учет, необходимо первичное решение о пуске в работу, которое выдает специальная комиссия, в состав которой входит инспектор Ростехнадзора и ответственный за осуществление производственного контроля. Комиссия не только проводит техническое освидетельствование крана, но рассматривает и пакет документов:
-
разрешение на строительство объекта, где будет установлен кран;
-
паспорт крана;
-
сертификат соответствия крана и/или заключение экспертизы промышленной безопасности крана;
-
руководство по эксплуатации крана;
-
акт выполнения монтажных работ в соответствии с эксплуатационной документацией;
-
проект производства работ кранами и технологическую карту;
-
документы, подтверждающие соответствие строительных конструкций.
Когда акт пуска в работу крана подготовлен, начинается подготовка документов для регистрации:
-
заявление от эксплуатирующей организации;
-
паспорт грузоподъемного механизма (тали);
-
сертификат соответствия; протокол аттестации специалистов по промышленной безопасности;
-
документы подтверждающие право владения грузоподъемным механизмом.
Пакет документов подается в Ростехнадзор. Если все в порядке, через 14 дней крану присваивается уникальный регистрационный номер, который вносится в базу данных Ростехнадзора, и паспорт на кран.
Если у вас остались вопросы по монтажу мостовых кранов или постановке на учет, я с удовольствием отвечу на них в комментариях.
ЕВГЕНИЙ МАСКАЕВ
Эксперт в области машиностроения, промышленного оборудования, предприниматель и просто хороший человек.
Основные этапы монтажа мостового крана
Монтаж мостового крана имеет определенную последовательность этапов, которая будет иметь некоторые отличия, обусловленные типом механизма и его характеристиками (грузоподъемностью, габаритами). Подвесные краны дешевле, компактнее, проще в монтаже, более эффективно используют рабочее пространство, но существенно уступают опорным в грузоподъемности, высоте подъема груза, скорости износа крановых путей.
Различия в монтаже опорных и подвесных кранов
Наиболее заметное отличие между монтажом мостового опорного крана и подвесного обусловлено конструкцией крановых путей. Для подвесного грузоподъемника в качестве крановых путей чаще всего используются двутавровые балки, которые крепятся к перекрытиям здания. Такие крановые пути допускают небольшие отклонения в прямолинейности, поскольку оно будет скомпенсировано конструкцией колесного блока и подвижным креплением моста к концевым балкам.
Для опорного крана требуется обязательное устройство рельсовых путей, установленных на специальных опорах. Такой грузоподъемник тяжелее подвесного, и его монтаж сложнее функционально. Если подвесной чаще монтируют полно-блочным способом – собирают на земле и поднимают для установки на крановые пути в полностью собранном виде, то для опорного чаще применяется крупноблочный и поэлементный способ – сборка машины прямо на крановых путях.
Схема мостового однобалочного крана
В зависимости от наличия крановых путей на объекте монтаж может быть:
- частичным – если крановые пути уже имеются, их проверяют, затем собирают и устанавливают на них кран,
- комплексным – вначале монтируются крановые пути, затем на них устанавливается кран.
Соответственно, даже комплексный монтаж подвесного грузоподъемника будет дешевле, чем опорного в силу большей простоты устройства крановых путей. Кроме того, на выбор технологии монтажа оказывает влияние наличие спецтехники (самоходных стреловых или башенных кранов, гидроподъемников и т.п.), возможности ее размещения на монтажной площадке, конфигурацией рабочей зоны и т.д.
Монтаж кранов мостового типа должен соответствовать требованиям нормативной документации: ГОСТ (напр., ГОСТ 34589-2019, ГОСТ Р 54767-2011), СНиП, РД (напр., РД 10-138-97), ПБ (напр., ПБ 10-382).
Составление сметы
В смету включаются все виды работ, которые потребуются для полной сборки и установки мостового крана, в т.ч. работы по монтажу, проверке или нивелировке крановых путей, установке дополнительных конструкций (монтажных мачт и пр.), непосредственная сборка и установка грузоподъемного оборудования, проверка качества монтажа и ходовые испытания.
На величину сметы оказывает прямое влияние грузоподъемность крана, его конструкция и размеры, выбранная технология монтажа, состав парка спецтехники у заказчика, особенности несущих конструкций здания, конкретные условия монтажной площадки и другие моменты.
Подготовительные операции
Перед началом монтажных работ всегда проводится осмотр и изучение монтажной площадки – геодезическая съемка рабочей зоны крана, исследование несущей способности конструктивных элементов здания, наличие или отсутствие крановых путей. На основе полученных данных и нормативной документации составляется Проект производства работ (ППР), который определяет технологию монтажа, тип применяемой техники, порядок проведения работ.
При комплексном монтаже мы устанавливаем опоры и крановые пути, а при частичном – проводим обязательную ревизию их состояния и нивелировку. После составления ППР и сметы, согласования этих документов с заказчиком, и выполнения подготовительных работ, начинается основной этап монтажных работ.
Основные этапы
В самом общем случае размеры монтажной площадки должны быть не менее 2 длин моста крана, и должны допускать размещение и сборку всех узлов грузоподъемного механизма.
Технология монтажа мостового крана включает 3 основные варианта:
- поэлементный – подъем и соединение всех деталей грузоподъемника поочередно на крановых путях,
- крупноблочный – сборка крупных узлов на земле, подъем и присоединение к основной конструкции,
- полно-блочный – полная сборка грузоподъемного устройства на нулевой отметке с последующим подъемом и установкой на крановые пути в готовом виде.
Тот или иной способ монтажа выбирается в конкретных условиях в зависимости от массы, конструкции и габаритов крана, а также возможностей привлечения спецтехники. Компактные грузовые подъемники небольшой грузоподъемности (очень часто подвесные) монтируются полно-блочно – и поднимаются на крановые пути с помощью стрелового крана или с использованием конструкций (стропильной системы) здания. Массивные большие грузоподъемники собираются поэлементным или крупно-узловым способом.
Порядок монтажа
К моменту начала работ детали и узлы крана должны быть доставлены на монтажную площадку в работоспособном и готовом к монтажу состоянии. Также должна быть подготовлена необходимая техника и такелаж.
Далее сборка и установка осуществляются в следующем порядке:
- раскладка комплектующих в сборочной зоне, проверка комплектности в соответствии с проектной документацией,
- сборка моста грузового подъемника, установка электрооборудования, устройств безопасности,
- установка концевых балок на крановые пути,
- подъем моста и закрепление его на концевых балках,
- проверка качества выполнения монтажных работ,
- подключение питания, испытания крана в статическом и динамическом режиме,
- сдача грузового подъемника заказчику,
- регистрация в Госгортехнадзоре (при грузоподъемности более 10 т).
Работа мостового крана проверяется сначала в холостом режиме, и только после удачной проверки и обкатки ходовых и подъемных механизмов, осуществляются испытания устройства с грузом.
Качество монтажных работ
Монтаж мостового крана любого типа должен осуществляться только квалифицированными работниками, прошедшими специальное обучение, имеющими опыт и соответствующие допуски. Качество работ должно строго контролироваться на всех этапах в соответствии с нормативными документами.
Обязательно необходимо:
- проверить соответствие длины пролетной балки проектной документации и пролету (расстоянию между крановыми путями),
- проверить схему расположения троллеев и нанести их на чертежи,
- установить ограничители хода крана на крановые пути перед установкой, иначе он может сойти с путей.
При скреплении основных конструкций между собой (например, балок моста или моста с концевыми балками) сначала их скрепляют черновыми болтами, потом проверяют геометрию конструкции, диагонали крана. После этого прихватывают монтажные пластины, снова проверяют геометрию и уже после этого скрепляют «чистыми» болтами и обваривают пластины.
Строгое соблюдение требований всех регламентированных технологических операций и контроль качества их выполнения позволяют обеспечить высокую безопасность и эффективность работы крана в течение всего расчетного срока эксплуатации.
Стоимость монтажных работ
Конкретная цена определяется сметными нормами и проектной документацией, и указывается в смете, которая согласуется с заказчиком. В нее входят все расходы на монтаж, включая замеры монтажной площадки и заканчивая транспортными расходами. Все пункты сметы оправданы технологическими и нормативными требованиями и позволяют получить грузоподъемное оборудование гарантированно высокого качества. Возможные скидки и льготные условия обсуждаются в индивидуальном порядке.
Чтобы узнать точную стоимость монтажа крана, отправьте нам запрос или позвоните по номеру телефона +7 (495) 646-86-21
Крановые системы надземного транспорта промышленных и складских зданий относятся к средствам повышенной опасности. Поэтому тщательность монтажа одно- и двухбалочных мостовых электрических кранов определяет не только точность выполнения всех операций по подъёму и перемещению грузов, но и долговечность эксплуатации данного вида техники.
Предмонтажный период
Ещё при сборке организация, отвечающая за монтаж мостового крана, связывается с заказчиком, и уточняет время посещения установочной площадки. Цель такого визита – оценка условий помещения, где будет функционировать кран. Одновременно изучаются чертежи транспортного средства и самого здания, а также сроки проведения пусконаладочных работ. Они должны быть в графике прочих мероприятий по вводу цеха или склада в эксплуатацию.
Организационные вопросы
Содержание предварительных работ, которые согласовываются с заказчиком:
- Мониторинг условий установки мостового крана.
- Выявление потенциальных опасностей и сложностей.
- Наличие и состояние подготовленных подкрановых путей.
- Степень готовности питающей сети троллейных путей.
Технология монтажа мостового крана обязательно подразумевает проверку соответствия технических характеристик груз транспортного средства характеру операций, которые предполагается выполнять с его помощью.
Список оборудования и материалов, доставляемых к месту сборки крана, включает:
- Средства наземного транспорта: прицепы и/или платформы;
- Мобильные подъёмные краны;
- Электрические или дизельные генераторы;
- Подъёмники;
- Средства индивидуальной защиты монтажников.
Ко всей вышеперечисленной технике предусматривается свободный доступ.
Мониторинг условий установки
В ходе проверки определяются и ограждаются зоны, необходимые для монтажа мостового крана. Там не должно быть воздуховодов, сантехнических коммуникаций, трубопроводов и осветительных приборов, находящихся под напряжением. Поверхность цеха должна быть ровной и очищенной от посторонних предметов. В интересах безопасности место монтажа ограждается и снабжается по всему периметру предупреждающими табличками.
Сроки монтажа электрического мостового крана определяются планом работ, в котором предусматривается время для выполнения прочих строительных операций — монтажа энергокоммуникаций, бетонирования, установки осветительной техники. Эти работы по времени не должны совпадать с периодом, когда предусмотрена установка крана.
Важным этапом проверки условий монтажа является оценка нагрузок на несущие балки перекрытий. При этом учитывается как количество устанавливаемых кранов, так и характер их эксплуатации: предельные нагрузки, возможные вибрации и т.п.
Выявление потенциальных опасностей
Все операции по монтажу кранов мостового типа выполняются персоналом, квалификация которого отвечает требованиям Приказа №782н Министерства труда РФ «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте». Согласно этому приказу необходимо обеспечить защиту от падения с высоты, наличие специальных разрешений и индивидуальных средств защиты.
Среди потенциальных опасностей:
- Источники энергии;
- Зоны с повышенным трафиком;
- Аномальные параметры окружающей среды: избыточное тепло, горячий металл, превышение ПДВ агрессивных веществ в воздухе;
- Неудовлетворительное состояние лестниц и ограждений;
- Прочие опасности, выявленные при оценке условий монтажа крана.
На каждого работника оформляется индивидуальный наряд-допуск.
Осмотр подкрановых путей
В ходе предварительной проверки устанавливается параллельность осей подкрановых путей вдоль всей трассы перемещения катков и соответствие габаритных размеров рассчитанной мощности и грузоподъёмности мостового крана.
При монтаже подвесного мостового крана сверка его параметров происходит по строительным чертежам и спецификациям подкрановых путей. Проверяется завершённость всех электромонтажных работ по подводу силовой сети напряжением 380 В.
Монтаж
Схема монтажа мостового крана учитывает, что подъёмно-транспортное средство и комплектующие к нему поставляются в двух раздельных ящиках. Заблаговременное извлечение узлов допускается только при хранении ящиков на закрытых складах. Во время строповки и транспортировки принимают меры, которые предупреждают прогиб несущей балки в горизонтальной плоскости. Запрещается кантовка крана в подвешенном положении.
Последовательность работ
Монтаж однобалочного мостового крана грузоподъёмностью до 3,2 т включительно производят в следующем порядке:
- Подвешивают крановые тележки с закреплёнными в них опора ми на двутавр подкранового пути;
- Поднимают металлоконструкцию до уровня те лежек и, подкатив их к торцам концевых балок, вводят хвостовики опор в посадочные места. При монтаже сначала подкатываются тележки концевых балок, а затем средней балки.
Подвижные опоры с игольчатым подшипником или кареткой могут покачиваться в горизонтальной плоскости. Это не является дефектом, поскольку что позволяет эксплуатировать краны на путях с пролетом, ширина которого может колебаться в пределах ±20 мм.
При монтаже двухбалочных мостовых кранов, обладающих более высокой грузоподъёмностью, порядок работ, следующий:
- С каждой приводной и холостой тележек, подвешенных на подкрановом пути, снимают по одной стяжке;
- Шары неподвижного соединения закрепляют между фланцами на одной из концевых балок крана;
- Шары подвижного соединения закрепляют на противоположной концевой балке;
- Металлоконструкцию поднимают до уровня те лежек, после чего подкатывают их до совпадения осей отверстий под стяжку с осью отверстия в шаре, вставленном в концевую балку;
- Постепенно подавая стяжку в отверстия щёк, надевают на каждую щеку регулировочные шайбы, затягивают гайки и зашплинтовывают их;
- Проверяют крепление мостового крана в сборе.
Запрещается работать на оборудовании без аварийных подхватов, предотвращающих падение крана в случае обрыва в узлах тележек или в узлах крепления тележек с металлоконструкцией. После установки крана на подкрановые пути в картеры приводных тележек заливают (до уровня контрольных пробок) масло, соответствующее таблице и карте смазки.
Монтаж электрооборудования и тали
Перед подъёмом крана на подкрановые пути к несущей балке подвешивают электроталь и закрепляют её струбцинами. Далее устанавливаются упоры, являющиеся одновременно кронштейнами для струн.
Электромонтаж производится заказчиком на месте согласно принципиальной и монтажной схемам и разводке кабелей для данного типа крана. Перед монтажом проверяют соответствие напряжения сети номинальному напряжению установленного оборудования.
После укладки кабеля на скобы концы скоб обжимают.
Нагрузочное тестирование установленной крановой системы
Перед первым включением кран испытывают на предельную нагрузку. В качестве груза обычно используют железобетонные/бетонные изделия известной массы. Работоспособность крана проверяется по работе узлов включения и торможения приводных тележек. Испытание проводят не менее, чем трижды. Далее выполняется:
- Проверка действия тельфера;
- Проверка срабатывания пульта дистанционного управления;
- Контроль правильности размещения концевых выключателей.
Контрольное испытание проводят с грузом, вес которого на 25% превышает паспортное значение для данного крана.
По итогам успешного тестирования составляют отчёт и подписывают акт приёмки подъёмно- транспортного средства в эксплуатацию.
Заказать монтаж мостового крана можно заполнив форму обратной связи на нашем сайте, отправить письмо на электронную почту info@krasmet24.ru или позвонить по телефону +7 (391) 216-87-62.
Настоящая инструкция распространяется на краны мостовые грузоподъемностью 5, 10, 12,5 т,15/5т, 16, 16/3,2, 20/5 тонн.
В инструкции приведены основные сведения по устройству, даны рекомендации по монтажу, техническому обслуживанию, требованиям безопасности, эксплуатации и ремонта.
чтобы посмотреть нажмите «дальше» или скачать файл за оплату
Главная » Правильный монтаж и демонтаж мостовых кранов
Правильный монтаж и демонтаж мостовых кранов
Мостовые краны предназначены для того, чтобы перемещать различные грузы на складах, в производственных помещениях или на открытых площадках. Они являются средством механизации различных производственных операций и необходимы для погрузочно-разгрузочных работ. И бывают двух типов: однобалочные и двухбалочные.
Монтаж однобалочных и двухбалочных мостовых кранов
Монтаж мостового крана однобалочного двухпролетного осуществляется строго по инструкции:
- Прежде всего на балке несущей монтируется всё необходимое электрооборудование, а уже потом устанавливается электроталь.
- После этого балки концевые крепятся на подкрановый путь, по краям располагают — подвижные балки, а посередине – жесткую.
- Далее собранную несущую балку осторожно и медленно поднимают и застроповывают. Одним концом ее вкатывают на ролики опоры кронштейна первой подвижной балки, а другим — крепят к роликам кронштейна на второй крайней подвижной балки.
- И наконец, отверстия на балке несущей соединяют с нишами в кронштейнах жесткой балки.
Важно, чтобы кран балка устанавливался при полном соблюдении техники безопасности. Поэтому такие работы должны осуществлять только профессионально подготовленные специалисты.
Монтаж двухбалочных мостовых кранов, как правило, является более трудоемким в отличие от кран-балки. Но не смотря на это имеет ряд преимуществ:
- кран может работать в тяжелых и сверхтяжелых режимах работы;
- можно установить несколько подъемных механизмов с разной грузоподъемностью;
- большая высота подъема;
- кабина управления может находится в любой точке крана;
- можно установить передвижную кабину.
Монтаж крана выполняют также только квалифицированные рабочие, которые отлично знают свое дело.
Советы по монтажу мостовых кранов
Для того, чтобы избежать ошибок при монтаже мостового крана, нужно соблюдать простые советы:
- соблюдать технику безопасности и следовать инструкции;
- при монтаже мостового крана на площадке не должно быть посторонних лиц;
- нужно заранее проверить наличие всех частей и механизмов;
- нужно также проверить, есть ли упоры перед краном и равна ли длина моста и пролета.
Эти рекомендации помогут смонтировать кран мостовой опорный правильно, быстро и без нарушений. А это значит, что кран будет работать эффективно.
Демонтаж мостовых кранов
Конечно же, краны не могут работать вечно. Через какое-то время может понадобиться ремонт, который является дорогостоящей услугой. Сначала нужно осуществить демонтаж. Демонтаж крана призван решить такие цели, как утилизация или перевоз его на новое место. Кроме этого, демонтаж осуществляется для последующего капитального ремонта, реконструкции и модернизации кранов.
Перед началом демонтажа нужно провести подготовительные работы. Во-первых, оградить зону проведения работ. Во-вторых, необходимо настроить все механизмы и оснастку. В-третьих, надо установить опоры для поддержания крана. И в-четвертых, важно подготовит площадь, где будет временно храниться кран.
Демонтаж мостовых кранов включает в себя следующие этапы:
- обязательное отключение электроэнергии на кране;
- демонтаж кабины оператора;
- демонтаж грузовой тележки;
- демонтаж двигателей перемещения моста и мостовой части;
- демонтаж концевых балок.
Важные условия для демонтажа — качественное выполнение всех работ, использование только современного оборудования и специализированной техники.
Поделитесь ссылкой со своими друзьями: