Инструкция по обучению на дому

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 ноября 2021 г. N ДГ-2121/07

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Федеральным законодательством в сфере образования установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому.

Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации их обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 41 Закона об образовании).

В связи с многочисленными вопросами в части организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью Минпросвещения России направляет соответствующие методические рекомендации.

Д.Е.ГРИБОВ

1. Настоящие методические рекомендации разъясняют порядок обеспечения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, (далее — Организация) прав на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), с инвалидностью по адаптированным основным общеобразовательным программам (адаптированным образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ, адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении и (или) обучении на дому по состоянию здоровья (далее — учащиеся).

2. Организация обучения учащихся на дому регламентируют следующие нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программа на дому»;

Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;

Методические рекомендации «Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации», утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г.;

письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 августа 2018 г. N 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»;

письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 г. N ТС-1391/07 «Об организации образования на дому».

3. Участниками правовых отношений при организации обучения на дому являются: учащиеся, их родители (законные представители), педагогические работники, участвующие в обучении указанных учащихся.

4. Задачи организации обучения учащихся на дому:

создание специальных условий для успешного освоения учащимися основных общеобразовательных программ, адаптированных для их обучения;

создание специальных условий для успешного освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программам, адаптированных для их обучения;

создание специальных условий для реализации программ воспитания учащихся;

создание специальных условий для социализации учащихся.

2. Организация образовательного процесса

1. Учащиеся принимаются на обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)), выраженного в письменном заявлении на имя руководителя Организации об организации обучения их ребенка на дому по рекомендованной психолого-медико-педагогической комиссией программе на период, рекомендованный в заключении (медицинской справке) медицинской организации.

2. Для организации обучения учащегося на дому его родитель(и) (законный(ые) представитель(и)) представляют в Организацию следующие документы:

заявление об организации обучения на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе (образец заявления представлен в приложении 1);

заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения;

заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

3. На основании заявления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) и представленного пакета документов в Организации издается приказ об организации обучения учащегося на дому (образец приказа представлен в приложении 2).

4. Между Организацией и родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором указывается срок его действия (образец договора представлен в приложении 3).

5. Рекомендуется организовать обучение на дому в 3-х дневный срок с момента представления родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пакета документов.

6. Действие договора ограничивается сроками заключения медицинской организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год.

7. Для пролонгации организации обучения учащегося на дому его родитель(и) (законный(е) представитель(и)) ежегодно на начало очередного учебного года представляют письменные заявления и заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения.

Если медицинское заключение выдано менее, чем на учебный год, то для его пролонгации предоставляется новое заключение с указанием периода.

8. При непредоставлении родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пролонгированного заключения медицинской организации (медицинской справки) обучение учащегося Организацией организовывается в составе класса, в контингент которого он зачислен.

9. Досрочное прекращение обучения учащегося на дому возможно по инициативе родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) учащегося на основании заявления.

10. Организация обучения учащихся на дому осуществляется педагогическими работниками Организации или нескольких Организаций посредством сетевой формы реализации образовательных программ.

11. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания учащихся на дому определяются адаптированной основной общеобразовательной программой, индивидуализируемой в виде индивидуального учебного плана или специальной индивидуальной программы развития при реализации соответствующего варианта АООП (далее — СИПР).

12. Для обучения учащихся на дому Организацией разрабатывается индивидуальный учебный план/СИПР, календарный учебный график и индивидуальное расписание занятий.

13. Индивидуальный учебный план/СИПР разрабатывается психолого-педагогическим консилиумом Организации с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ/федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, отражает все обязательные предметные области соответствующего уровня образования, учебные предметы и обязательные курсы коррекционно-развивающей области с учетом индивидуальных особенностей конкретного учащегося на дому.

14. Индивидуальный учебный план/СИПР учащегося содержит часы, отведенные на обязательные занятия педагогических работников с учащимся, на обучение с использованием дистанционных и/или электронных образовательных технологий (при организации такого формата образования) и самоподготовку учащихся.

В индивидуальном учебном плане/СИПР представлены: перечень учебных предметов и/или коррекционных курсов, доступных обучающемуся для освоения, с указанием количества часов, объема недельной образовательной нагрузки обучающегося, часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, а также общего объема недельной нагрузки.

15. Индивидуальный учебный план/СИПР учащегося на дому согласовывается с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) и утверждается руководителем Организации.

16. Расписание занятий составляется Организацией с учетом мнения родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) учащегося. Расписание занятий утверждается руководителем Организации.

17. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы, в том числе отдельной ее части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом и положением о промежуточной аттестации Организации.

18. Персональные данные учащихся на дому, данные об их успеваемости за триместр (четверть), полугодие, а также о переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в журнал (электронный журнал) соответствующего класса Организации.

19. Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий на дому осуществляет классный руководитель, за реализацией индивидуального учебного плана/СИПР — заместители руководителя Организации.

20. Деятельность по социализации учащегося на дому, воспитательную деятельность, связь с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) осуществляет классный руководитель класса, в контингенте которого состоит учащийся.

21. Государственная итоговая аттестация учащихся на дому по адаптированным образовательным программам основного общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513; по адаптированным образовательным программам среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512.

22. Итоговая аттестация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 мая 2020 г. N ДГ-493/07 «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Итоговая аттестация обучающихся по СИПР осуществляется на основе анализа результатов текущих аттестаций последнего года обучения и данных промежуточных аттестаций за последние три года обучения и представлена развернутой характеристикой обучающегося, отражающей сформированность его жизненных компетенций.

23. Выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, Организацией выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования; выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим итоговую аттестацию — свидетельство об обучении.

3. Взаимодействие участников образовательных отношений

1. Организация:

предоставляет учащимся на дому на время обучения бесплатно учебники/учебные пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотечном фонде Организации;

обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана/СИПР учащимся на дому, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана учащимся на дому в части психолого-педагогического сопровождения, коррекции и развития/реализацию СИПР;

создает условия учащимся на дому для их участия в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования;

осуществляет промежуточную аттестацию и перевод учащихся на дому в следующий класс;

оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) учащихся на дому;

2. Родитель(и) (законный(е) представитель(и)) учащегося:

обеспечивают допуск педагогического(их) работника(ов) к учащемуся на занятие,

создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организовывают рабочее место;

обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент проведения учебных занятий на дому;

контролируют выполнение учащимся домашних заданий;

своевременно, в течение дня, информируют педагога/классного руководителя о необходимости отмены занятий по случаю болезни учащегося на дому и возможности их возобновления.

3. Педагогические работники:

организовывают учебный процесс в соответствии с календарным учебным графиком (календарно-тематическим планированием при обучении по СИПР), индивидуальным учебным планом, расписанием занятий;

своевременно заполняют электронный журнал, отражают в нем проведенные занятия, успеваемость;

своевременно заполняют табель учета рабочего времени;

вовлекают учащегося по согласованию с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) в воспитательные и иные мероприятия, проводимые Организацией.

4. Документы, регламентирующие обучение на дому

заявление родителей,

заключение медицинской организации,

заключение психолого-медико-педагогической комиссии,

договор об оказании образовательных услуг,

приказ Организации,

индивидуальный учебный план или СИПР,

календарный учебный график,

индивидуальное расписание занятий.

                                     ______________________________________
                                           руководителю организации,
                                        осуществляющей образовательную
                                                  деятельность
                                     ______________________________________
                                         ФИО заявителя
                                     проживающей(го) по адресу ____________
                                     ______________________________________
                                            контакты: телефон _____________
                                                        e-mail: ___________

                                 Заявление

    Прошу Вас организовать моему ребенку __________________________________
    _______________________________________________________________________
    ФИО ребенка
    ______________, года рождения, обучающейся(муся) ______________ класса,
обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе в
соответствии с ____________________________________________________________
    _______________________________________________________________________
    дата, реквизиты заключения психолого-медико-педагогической комиссии
по адресу _________________________________________________________________
    _______________________________________________________________________
в период с _______________ по ___________________ на основании медицинского
заключения ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
реквизиты медицинского заключения, название медицинской организации
    С   нормативными   документами   по   организации   обучения  на  дому,
индивидуальным  учебном  планом/СИПР,  индивидуальным  расписанием  занятий
ознакомлен(а).
    Обязуюсь  создать  условия  для проведения учебных занятий, в том числе
организовать рабочее место, обеспечить присутствие взрослого члена семьи во
время проведения занятий в соответствии с расписанием.

"__" ________ 20__ г.                       _______________________________
                                                        подпись/расшифровка
             БЛАНК ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
                    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ДАЛЕЕ - ОРГАНИЗАЦИЯ)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
___________________________________________________________________________

                                  ПРИКАЗ

  от _____________ N ____

Об организации обучения на дому

    В  соответствии  с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря
2012   г.   N   273-ФЗ   "Об   образовании   в  Российской  Федерации", НПА
уполномоченного   органа   государственной   власти   субъекта   Российской
Федерации, на основании заключения медицинской организации с рекомендациями
обучения  по основным общеобразовательным программам на дому и заявления(й)
родителей (законных представителей) обучающихся
    ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Организовать в ______ учебном году обучение на дому обучающихся согласно
списка, назначив им следующих педагогов:

N

Фамилия, имя ученика

Кл.

ФИО учителя

Нагрузка в неделю

Период обучения согласно медицинскому заключению

1.

часов

занятий

2.

2. _____________________________________________________________
         ФИО учителей - предметников, педагога-психолога,
      учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др специалистов

2.1. провести обследование обучающихся, получающих образование на дому;
2.2.  разработать  рекомендации по проведению коррекционной работы с ними с
определением объема и направлений коррекционной помощи;
2.3. разработать индивидуальные учебные планы/СИПР обучающихся.
3. Назначить ______________________________________________
               ФИО заместителя руководителя Организации
ответственным   за   организацию   разработки   и   обеспечение  реализации
индивидуальных  учебных  планов/СИПР обучающихся, получающих образование на
дому, их календарных учебных графиков, индивидуальных расписаний занятий.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор Организации ______________________ ФИО руководителя
                            подпись
                     ДОГОВОР N ________________________
                      о получении образования на дому

название населенного пункта                      "__" _____________ 20__ г.

__________________________________________________________________________,
                   название организации, осуществляющей
                       образовательную деятельность

именуемое в дальнейшем Организация, в лице директора
__________________________________________________________________________,
                       ФИО руководителя Организации

действующего  на  основании Устава Организации, с одной стороны, и законный
представитель (родитель, опекун, усыновитель)
___________________________________________________________________________
            ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

именуемый в дальнейшем Законный представитель обучающегося,
___________________________________________________________________________
                             ФИО обучающегося

именуемого   в  дальнейшем  Обучающийся,  с  другой  стороны,  в  интересах
обучающегося  в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 29
декабря  2012  г.  N  273-ФЗ  "Об  образовании в Российской Федерации", НПА
уполномоченного   органа   государственной   власти   субъекта   Российской
Федерации,  Положением  "Об  организации  обучения  на  дому  обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью", заключили настоящий
Договор о нижеследующем:

                            1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

    1.1.  Предметом  настоящего Договора является осуществление образования
Обучающегося  на  дому,  организация  освоения  Обучающимся  адаптированной
основной общеобразовательной программы _____________________________
    ___________________________________________________________________
в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
    ____________________________________________________________________
    дата, реквизиты заключения психолого-медико-педагогической комиссии
в период с ________________ по _________________ на основании  медицинского
заключения
________________________________________________________________________
реквизиты медицинского заключения, название медицинской организации
за ________ класс согласно индивидуальному учебному плану (Приложение 1).

                    2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

    Организация обязана:
    --------------------
    предоставлять   Обучающемуся  на  время  обучения  бесплатно  учебники/
учебные  пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся
в библиотечном фонде Организации;
    обеспечивать    реализацию    индивидуального    учебного    плана/СИПР
Обучающегося,   в   том   числе   с  применением  электронного  обучения  и
дистанционных образовательных технологий;
    обеспечивать  реализацию  индивидуального учебного плана Обучающегося в
части   психолого-педагогического   сопровождения,  коррекции  и  развития/
реализацию СИПР;
    создавать  условия  Обучающемуся  для  участия в предметных олимпиадах,
смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и
других формах организованного досуга и дополнительного образования;
    осуществлять   промежуточную   аттестацию   и  перевод  Обучающегося  в
следующий класс;
    оказывать  консультативную  помощь  родителям (законным представителям)
Обучающегося.
    Организация имеет право:
    ------------------------
    составлять   расписание   занятий  с  учетом  индивидуального  учебного
плана/СИПР Обучающегося,
    выбирать и использовать методы и средства обучения, воспитания.

              3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

    Законный представитель обязан:
    ------------------------------
    обеспечивать  условия  для  проведения  учебных  занятий,  в  том числе
организовать рабочее место Обучающегося;
    обеспечивать присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент
проведения учебных занятий на дому;
    обеспечивать  выполнение рекомендаций педагогов, связанные с развитием,
воспитанием  и  обучением  Обучающегося;  своевременно  и  в  полном объеме
закреплять умения и навыки, полученные Обучающимся на занятиях;
    своевременно  информировать  педагога/классного  руководителя  о  любом
изменении  сведений,  указанных при заключении настоящего Договора, включая
сведения  о  состоянии  его  здоровья  и  психофизического  развития, адрес
проживания, контактные телефоны.
    Законный представитель имеет право:
    -----------------------------------
    получать  в  Организации консультации по вопросам обучения и воспитания
Обучающегося.
    присутствовать вместе с Обучающимся на занятиях.

                         4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных
Федеральным  законом  от  29  декабря  2012  г.  N 237-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" и иными нормативными и локальными актами, Организация
и    Законные    представители    несовершеннолетних    обучающихся   несут
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

                          5. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

    Настоящий   договор   может  быть  расторгнут  по  заявлению  Законного
представителя Обучающегося до истечения срока действия договора.

                         6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

    Настоящий  Договор  вступает в силу с момента подписания и действует на
срок выдачи медицинского заключения _______________________________________
на ____________ учебный год.

                             7. ПОДПИСИ СТОРОН
                                                              "Согласовано"
Руководитель Организации
_______________ ФИО
"Утверждаю"

                        Индивидуальный учебный план
                           на __________ уч. год

           обучающегося __________________________ класса _____
       ____________________________________________________________
           название адаптированной основной общеобразовательной
                  программы в соответствии с заключением
                 психолого-медико-педагогической комиссии

Предметные области

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю

Всего:

часов

Обязательная часть

Итого:

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Внеурочная деятельность:

Коррекционно-развивающая область

Итого:

Внеурочная деятельность

Другая внеурочная деятельность

С учебным планом ознакомлен(а)/согласовываю

"__" ___________ 20__ г.     ____________________________________________
                           подпись/ФИО Законного представителя Обучающегося

Автор: Никитин В., аудитор КГ «Аюдар»

Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 12/2019

Совсем недавно два ведомства (Минздрав и Минпросвещения) подготовили Методические рекомендации об организации обу­чения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации[1] (далее – Методические рекомендации). В статье представлен обзор наиболее интересных положений этого документа.

В силу ч. 5 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ[2] для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских учреждениях.

Обучающимся, нуждающимся в длительном лечении, признается:

  • обучающийся, осваивающий основные и дополнительные общеобразовательные программы, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинских организациях или на дому согласно Перечню заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому (далее – Перечень заболеваний), утвержденному Приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 № 436н;

  • ребенок, который уже обучается на дому в соответствии с иными законными основаниями.

В Перечень заболеваний внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации.

В письмах Минздрава РФ от 07.08.2018 № 05-283, от 14.09.2016 № 15-3/10/2-5810 уточнено, что врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии у него медицинских показаний для обучения по основным общеобразовательным программам на дому, исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья, независимо от того, внесено ли заболевание в указанный перечень.

Кроме этого, все состояния, требующие соблюдения длительного (более месяца) постельного режима, после перенесенных травм, хирургических вмешательств должны быть отнесены к медицинским показаниям для обучения на дому.

Порядок организации обучения ребенка.

Дети, нуждающиеся в длительном лечении, могут обучаться (п. 2):

  • в образовательной организации по месту жительства – организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, которая закреплена за территорией постоянного проживания ребенка и куда он зачислен по заявлению его родителей (законных представителей);

  • в образовательной организации, осуществляющей обучение длительно болеющих детей (госпитальной школе), – организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, в которой обу­чаются дети, нуждающиеся в длительном лечении в медицинской организации. К ним относятся, например, образовательные организации, осуществляющие свою деятельность на базе медицинской организации, образовательные организации для обучающихся, осваивающих основные и дополнительные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении (в том числе санаторной), специализированные структурные образовательные подразделения медицинской организации.

Основаниями для организации обучения ребенка, находящегося на длительном лечении, на дому или в стационаре являются заключение медицинской организации о проведении лечения или медицинской реабилитации продолжительностью более 21 дня (включая дневной стационар) и письменное заявление родителей (законных представителей) на имя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 5 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 3 Методических рекомендаций).

Согласно п. 3 Методических рекомендаций заключение медицинской организации о необходимости лечения или медицинской реабилитации ребенка составляется в произвольной форме с проставлением ее штампа или на бланке медицинской организации (при наличии), подписывается врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяется личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медорганизации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии.

Обращаем внимание на то, что обучение ребенка, находящегося на лечении в медицинском стационаре кратковременно (менее 21 дня), осуществляется образовательной организацией по месту жительства, обучающимся которой он является (п. 3 Методических рекомендаций).

При этом если краткосрочное лечение ребенка в медицинском стационаре является одним из периодов в продолжительном лечении ребенка в различных медицинских организациях, осуществляющих лечение, реабилитацию и санаторно-курортное лечение, или на дому, то его обучение может быть организовано по одной из моделей организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, с учетом преемственности и взаимодействия образовательных организаций, участвующих в организации обучения такого ребенка.

В пункте 4 Методических рекомендаций в соответствии со ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ разъяснено, что образовательная деятельность (в том числе образовательная деятельность организаций, осуществляющих обучение длительно болеющих детей) подлежит лицензированию. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности на территории медицинских организаций.

Образовательная деятельность, осуществляемая образовательной организацией с обучающимися, находящимися на длительном лечении, на дому, не требует внесения изменений в уже действующую лицензию на образовательную деятельность.

Организация обучения детей в условиях медицинского стационара основывается на заключении договора между медицинской и образовательной организациями в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ о сетевой форме реализации образовательных программ (п. 3 Методических рекомендаций).

При обучении ребенка в условиях медицинского стационара образовательная организация по его месту жительства обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинском стационаре, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение.

Согласно п. 5 Методических рекомендаций право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому имеют дети с заболеваниями, входящими в Перечень заболеваний, либо на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок.

В последнем случае после выписки из медицинского стационара при необходимости продолжить обучение на дому родителям рекомендуется обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК) для получения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по созданию специальных условий для его обучения.

Обучение ребенка.

Учебная нагрузка

Индивидуальный учебный план, расписание занятий, необходимые для реализации образовательной программы (п. 6 Методических рекомендаций):

  • при организации обучения на дому – согласовываются образовательной организацией с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих основные или адаптированные общеобразовательные программы на дому;

  • при осуществлении обучения в медицинской организации – определяются с учетом режима лечения и пребывания в медицинской организации, согласовываются с лечащим врачом и родителями (законными представителями) ребенка.

Режим и продолжительность занятий определяются психофизическим состоянием ребенка с учетом рекомендаций лечащего врача, а также актуальными познавательными возможностями и ограничениями жизнедеятельности обучающегося.

Наиболее популярной организацией процесса обучения детей, находящихся на длительном лечении, является классно-урочная система обучения, при которой обучающиеся одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени, причем все обучающиеся работают над усвоением одного и того же материала по расписанию.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки на обучающихся установлен:

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26.

Формы обучения и организации образовательного процесса.

В Письме Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 сказано, что для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрены, например, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение уроков в школе).

Об актуальности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сказано в Методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (приложены к Письму Минобрнауки РФ от 10.12.2012 № 07-832).

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816.

Справка об обучении и аттестация.

В пункте 9 Методических рекомендаций сказано, что по окончании длительного лечения госпитальная школа выдает обучающемуся, освоившему часть образовательной программы, справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому данной организацией, с результатами текущего контроля успеваемости по каждому учебному предмету.

Эта справка обязательна к приему и учету в образовательной организации по месту жительства обучающегося.

Образовательная организация по месту жительства обучающегося, в которую родителями (законными представителями) ребенка представлена справка об обучении, подтверждающая освоение им общеобразовательной программы в госпитальной школе, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам или засчитывает результаты обучения на основании указанного документа.

Промежуточная и итоговая аттестация (за исключением государственной итоговой аттестации) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту жительства, в порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленном локальным нормативным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками по каждому учебному предмету, выдаваемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая организует обучение детей на период их нахождения в медицинской организации (п. 8 Методических рекомендаций).

Согласно п. 10 Методических рекомендаций проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы основного и среднего общего образования в медицинских организациях или на дому, обеспечивает уполномоченный орган исполнительной власти в сфере образования того субъекта РФ, на территории которого находится медицинская организация или проживает ребенок, нуждающийся в длительном лечении.

Пунктом 44 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения РФ № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018) и п. 53 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения РФ № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018) предусмотрено проведение государственной итоговой аттестации в медицинских организациях, на дому. При этом основанием для организации экзамена является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

В Письме Минобрнауки РФ от 20.04.2018 № 08-1051 «Об организации пункта проведения экзаменов на дому» разъяснено, что для создания специальных условий обучающемуся при организации сдачи им экзамена на дому участнику экзамена и (или) его родителям (законным представителям) необходимо вместе с подачей заявления на прохождение ГИА-9 (ГИА-11) представить заключение медицинской организации и копию рекомендаций ПМПК. На основании представленных документов орган управления в сфере образования обеспечивает организацию экзамена (экзаменов) для такого обучающегося на дому, а также все специальные условия, указанные в заключении ПМПК.

Выводы.

Появление документа, содержащего рекомендации по организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации, можно только приветствовать, поскольку он:

  • определяет порядок действий образовательных организаций как по месту жительства обучающегося, так и по месту нахождения образовательных организаций, осуществляющих обучение длительно болеющих детей;

  • дает разъяснения по ряду неоднозначных ситуаций.

Надеемся, что вслед за данным документом появятся официальные разъяснения и уточнения контролирующих органов по соответствующим вопросам. 


[1] Утверждены Минздравом РФ 17.10.2019, Минпросвещения РФ 14.10.2019.

[2] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Содержание статьи


Показать


Скрыть

В России можно учиться не в школе, а дома — это предусмотрено законом. Родители могут сами организовать учебный процесс: нанять репетиторов, выбрать онлайн-курсы или заниматься с ребенком самостоятельно. Но чтобы не возникло проблем с аттестатом и экзаменами, важно правильно оформить документы и выбрать подходящую форму обучения. Рассказываем, как перевести ребенка на надомное обучение, выбрать школу для аттестации и сколько это может стоить.

Что такое домашнее обучение

Домашнее обучение — это формат, при котором ребенок осваивает образовательную программу вне школы. Такой формат разрешен по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. В нем сказано, что ребенок может получать знания вне школы — в форме семейного образования или самообразования. 

Решение принимают родители или законные представители. Мнение ребенка также учитывается.

Обычно на домашнее обучение переходят, если:

  • у ребенка проблемы со здоровьем;
  • он испытывает трудности в коллективе;
  • родители недовольны качеством образования;
  • семья часто переезжает;
  • ребенок серьезно занимается спортом, творчеством или работает.

Какие знания должен получить школьник, можно посмотреть на сайте Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Там расписано, что ученик должен знать и уметь по итогам каждого учебного года.

Формы домашнего обучения

Существуют три формы домашнего обучения: семейное, надомное и дистанционное. У каждой формы — свои особенности и условия.

Семейное обучение

При семейной форме ребенок не ходит в школу. Его обучают родители, репетиторы или онлайн-школы.

Родители могут выбрать эту форму сами, без медицинских или других оснований. Перейти на семейное обучение можно с 1-го по 9-й класс в любое время года — заявление подается в местный орган образования.

Важно:

  • ребенка прикрепляют к школе только для прохождения промежуточной и итоговой аттестации;
  • он обязан сдавать ОГЭ и ЕГЭ наравне с другими школьниками;
  • форму обучения не указывают в аттестате, поэтому ребенок поступает в вуз или ссуз на общих основаниях.

Надомное обучение

Этот формат подходит детям с инвалидностью или тяжелыми хроническими заболеваниями, когда посещение школы невозможно.

Как это работает:

  • ребенок остается прикрепленным к школе;
  • учителя приходят домой и проводят занятия;
  • если состояние позволяет, школьник может иногда посещать уроки и сдавать экзамены в классе;
  • ОГЭ и ЕГЭ можно сдавать как в школе, так и дома — решение принимает образовательная организация.

Для оформления надомного обучения нужно заключение врачебной комиссии.

Дистанционное обучение

Дистанционный формат позволяет учиться из любого места с интернетом. Ребенок осваивает программу через онлайн-платформы, видеоуроки, участвует в вебинарах или работает с преподавателями по видеосвязи. Это не отдельный вид образования, а способ его организации.

Кому подойдет:

  • школьникам, которые часто переезжают или временно живут в другом городе;
  • детям, которые серьезно занимаются творчеством или спортом;
  • ученикам, которым удобнее учиться из дома.

Закон разрешает школам применять дистанционные технологии при реализации программы.

Иногда эти формы обучения объединяют: ребенок обучается дистанционно, но в индивидуальном или групповом формате, если состояние здоровья не позволяет быть в классе.

Чем отличается домашнее обучение от семейного

Надомное обучение — это когда ребенок прикреплен к школе, но учится дома. Такая форма доступна только по медицинским показаниям. Основание — заключение врачебной комиссии. Обучение доступно детям с инвалидностью или тяжелыми заболеваниями. Учителя приходят к нему по расписанию, проводят занятия, приносят учебники и пособия. Все это организует школа. Дополнительные расходы от семьи не требуются.

Семейное обучение выбирают родители по собственному желанию. Это форма самообразования. Ребенка обучают родители, репетиторы или онлайн-платформы. Школа не предоставляет учителей и не вмешивается в учебный процесс. Ее задача — провести промежуточную и итоговую аттестацию. На эту форму может перейти любой ребенок до 9-го класса по заявлению родителей.  Медицинские показания и другие основания не требуются. Однако семейное обучение подразумевает дополнительные расходы на репетиторов, оплату онлайн-курсов и т. д.


Предложения банков по потребительским кредитам:

Ключевой параметр, на который смотрят банки при одобрении кредита, — это показатель долговой нагрузки заемщика, напоминает руководитель направления экспертной аналитики Банки.ру Инна Солдатенкова. 

В целях предупреждения возможного отказа перед обращением за кредитом можно привлечь платежеспособного созаемщика, уменьшить запрашиваемую сумму или увеличить срок кредита. Также вероятность одобрения кредита будет выше, если заемщик может подтвердить свой доход выпиской из СФР, получить которую можно на «Госуслугах», отмечает эксперт.

  • Кредит «Наличными» от Локо-Банка
  • Кредит «Наличными» от Т-Банка
  • Кредит «Простой и удобный» от Банка Синара
  • Кредит «Стандартный плюс» от Совкомбанка.
     

* Предложение актуально на дату публикации материала.
 

Когда ребенка могут оставить на домашнем обучении

Родители могут перевести ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья. Если у ребенка серьезное заболевание или травма, он может временно или постоянно учиться дома. Нужно заключение врачебной комиссии. Школа обязана организовать занятия, выдать учебники и составить расписание.

На семейное обучение ребенка могут перевести в нескольких случаях:

По желанию родителей. На семейное обучение можно перейти без медицинских показаний. Ребенка учат дома родители, репетиторы или онлайн-школы. Школа отвечает только за аттестацию.

По инициативе ребенка. Ребенок может сам захотеть учиться дома. Например, из-за перегрузки, проблем с мотивацией или личных интересов. 

Из-за проблем ребенка в общении с педагогами и одноклассниками. Иногда обучение на дому помогает ребенку улучшить психологическое состояние и подтянуть успеваемость. Домашнее обучение помогает учиться без давления.

Если ребенок строит занимается спортом, играет в кино, театре, занимается музыкой и т. д. Домашняя форма позволяет совмещать учёбу, работу или тренировки и соревнования. 

По инициативе школы. Образовательное учреждение не может перевести ребенка на домашнее обучение без согласия родителей. Но может его рекомендовать, если это действительно в интересах ученика.

Можно ли перейти на домашнее обучение по желанию родителей

Надомное обучение доступно только по медицинским показаниям. Его назначают, если ребенок не может временно или постоянно посещать школу по состоянию здоровья. Для оформления нужно заключение врачебной комиссии. Решение принимают не родители, а врачебная комиссия.

Без справки и подтвержденного диагноза надомное обучение не назначают. Однако родители могут выбрать семейное обучение. 

Как оформить семейное обучение в 2025 году: пошаговая инструкция

Шаг 1. Предупредите школу о своем решении

Сообщите в местный орган образования, что переходите на семейную форму. Это можно сделать в любой момент. Уведомление — в свободной форме, можно подать лично, по почте или онлайн.

Шаг 2. Подайте заявление на отчисление

Подайте заявление на имя директора школы, заберите личное дело ребенка.

Шаг 3. Прикрепитесь к школе для аттестаций

Выберите школу с лицензией. Напишите заявление о прикреплении для аттестации.

Шаг 4. Подпишите договор с образовательной организацией 

Необязательный, но полезный документ. В нем — условия и сроки проведения проверок успеваемости ребенка.

Шаг 5. Организуйте обучение

Вы сами выбираете формат: самостоятельно, с репетиторами или онлайн.

Важно следить за соответствием программы требованиям образовательного стандарта. Это поможет школьнику успешно пройти аттестации и избежать пробелов в знаниях.

Какие документы нужны для перехода на семейное обучение

Для перехода на семейное обучение понадобятся:

  • уведомление в органы образования;
  • заявление об отчислении;
  • заявление о прикреплении к школе для аттестаций;
  • при необходимости — договор со школой;
  • копия свидетельства о рождении.

Как выбрать школу для аттестации на семейной форме обучения

Проверьте, что у школы есть лицензия на образовательную деятельность и государственная аккредитация. Без них ребенок не сможет получить аттестат государственного образца. Информацию можно найти на официальном сайте школы или на портале «Реестр лицензий» Рособрнадзора.

Изучите сайт школы. Посмотрите разделы о семейной форме и промежуточной аттестации. Обратите внимание на расписание проверочных работ, допустимые форматы — тесты, проекты, собеседования, требования к подготовке. Это поможет понять, насколько условия подходят вашему ребенку.

Уточните, можно ли сдавать аттестацию дистанционно. Если вы живете в другом регионе или часто в разъездах, важно, чтобы школа принимала работы и проводила аттестации онлайн. Некоторые школы предоставляют гибкие графики и онлайн-платформы для сдачи.

Изучите отзывы других родителей: как школа взаимодействует с детьми и родителями, вовремя ли проводит проверки, как относится к детям на семейной форме обучения. Это поможет избежать неприятных ситуаций.

Позвоните или запишитесь на консультацию в администрацию школы. Уточните порядок прикрепления, формы контроля, поддержку со стороны учреждения. 

Узнайте, нужен ли договор. Некоторые школы заключают договор с родителями на организацию аттестации. Это не обязательно, но документ фиксирует сроки, объемы работ и обязанности сторон. Такой подход снижает риск недопониманий.

Как сдать аттестацию на семейном обучении

Ученики на семейном обучении обязаны проходить промежуточную и итоговую аттестацию. 

Их проводят школы, к которым прикреплены дети. Формат и периодичность определяют образовательные организации. Некоторые школы принимают аттестации очно, другие — дистанционно.

Итоговая аттестация включает ОГЭ и ЕГЭ. Для участия ребенок должен быть прикреплен к аккредитованной школе. Подать заявление на экзамены нужно заранее, как и всем остальным ученикам. По итогам аттестации школьник получает аттестат государственного образца.

ЕГЭ за два месяца: реально ли подготовиться на 100 баллов и сколько это стоит

В какую сумму обойдется домашнее обучение

Надомное обучение — бесплатное. Учителей и учебники предоставляет школа. Занятия проходят на дому, государство полностью покрывает расходы.

Семейное обучение может не требовать затрат, если ребенка обучают родители и используют бесплатные материалы. Учебники можно взять в библиотеке школы, к которой ребенок прикреплен для аттестации. Если семья нанимает репетиторов или оформляет подписку на онлайн-курсы, расходы могут составлять до 50 000 рублей в месяц — в зависимости от выбранного формата.

Дистанционное обучение чаще всего платное. Онлайн-программы с преподавателями и проверкой заданий стоят в среднем от 3500 до 50 000 рублей в месяц. Итоговая сумма зависит от тарифа, формата занятий и набора дополнительных услуг.

Некоторые регионы предоставляют компенсации родителям, обучающим ребенка дома. Узнать об этом можно в комитете или департаменте региона. Также можно оформить налоговый вычет за платные образовательные услуги.

Можно ли вернуться обратно в школу

Можно вернуться в школу в любой момент. Для этого подайте заявление о приеме. Школа может назначить ребенку проверку знаний, чтобы определить класс.

Если ребенок обучался на семейной форме недолго, например, одну четверть или пару месяцев, школа может назначить промежуточную аттестацию. Ее цель — проверить уровень знаний. 

Формат проверки знаний и порядок приема зависят от правил конкретной школы. Перед возвращением стоит заранее уточнить условия у администрации.

Плюсы и минусы домашнего и семейного обучения

Домашнее обучение дает больше свободы, но требует большей ответственности. Ниже — основные преимущества и ограничения этого формата.

К плюсам можно отнести:

  • удобный темп и гибкий график занятий;
  • индивидуальный подход к интересам и способностям ребенка;
  • возможность быстрее пройти программу и сосредоточиться на экзаменах или развитии;
  • свобода в выборе школы и преподавателей без привязки к месту жительства;
  • подходит при частых переездах или нестабильном расписании.

Среди минусов:

  • меньше общения со сверстниками;
  • вся организация обучения ложится на родителей;
  • проблемы с дополнительными предметами, например, физкультурой или ОБЖ, нужно решать отдельно;
  • требуется больше времени и усилий со стороны семьи;
  • результат зависит от выбранных материалов и учебных решений.

О чем важно помнить при переводе ребенка на домашнее обучение: главное

  • Домашнее обучение в России разрешено законом и включает семейную форму, надомное и дистанционное обучение.
  • Семейное обучение можно оформить без медицинских показаний — достаточно уведомить органы образования. 
  • Надомное обучение доступно только по заключению врачебной комиссии для детей с инвалидностью или тяжелыми заболеваниями.
  • Дистанционное обучение — это способ организации занятий, а не отдельная форма образования.
  • Надомное обучение бесплатно, семейное и дистанционное могут предполагать затраты на репетиторов и онлайн-курсы.
  • При семейной форме ребенка прикрепляют к школе только для аттестации; школа не участвует в обучении.
  • Вернуться в школу можно в любой момент — достаточно подать заявление и пройти проверку уровня знаний. 
  • Некоторые регионы компенсируют расходы на семейное обучение. Узнать об этом можно в комитете или департаменте образования. Также родители, которые уплачивают НДФЛ, могут оформить налоговый вычет на образование. 

В России все больше родителей задумываются о переводе детей на домашнее обучение. Давайте разберемся, что это такое и в каких случаях школа может пойти навстречу и отправить ребенка учиться на дом (спойлер: далеко не во всех).

Что такое домашнее обучение

Домашним обучением в широком смысле называют такую форму получения образования, при которой ребенок не посещает занятия в школе, а учится на дому. Тем не менее, ФЗ «Об образовании» не содержит такого понятия как «домашнее обучение» — это скорее обиходный термин, который объединяет в себе семейное и надомное обучение.

Родители решают, как их ребенок будет получать общее школьное образование. Законом при этом оговаривается, что интересы ребенка также следует учитывать.

Домашнее и семейное обучение — в чем разница?

Следует пояснить, что домашнее обучение — не то же самое, что семейное, их не следует путать.

  • Домашним, или надомным, можно считать такую форму получения образования, когда ученик не посещает школу, а уроки с ним ведутся в домашней обстановке, либо посредством видеосвязи (дистанционно). Он по-прежнему числится учеником определенного класса конкретной школы, учителя продолжают нести ответственность за усвоение им учебной программы;
  • Семейное — это вариант, при котором родители ребенка разрывают договор об обучении со школой и отныне занимаются им самостоятельно. Школа может использоваться для проведения промежуточной и итоговой аттестаций — с этой целью родители должны заключить с учебным заведением отдельный договор.

Иными словами, «забрать ребенка из школы» означает полностью взять на себя организацию его учебы. По каким учебникам и пособиям, в каком формате он будет заниматься — всё это отныне головная боль родителей. При надомной форме — ребенок по-прежнему остается учеником школы и следует той программе, которую предлагает учебное заведение

Подробнее о семейном образовании можно почитать
в Ст. 17 Формы получения образования и формы обучения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Читайте также: Отказаться от школы: семейное обучение для ребенка в 2025 году

Эксперты рекомендуют

Когда ребенка могут оставить на домашнем обучении

Есть ряд типовых ситуаций, при которых со школьником могут заниматься на дому.

1. Тяжелое хроническое заболевание

Закон об образовании оговаривает, что учащиеся, которые находятся на длительном лечении или реабилитации, могут не посещать занятия в школе и учиться на дому или в медицинской организации.

То же самое относится и к детям-инвалидам, например, с ДЦП, онкозаболеваниями или тяжелыми хроническими недугами, которые не позволяют им физически присутствовать на занятиях.

Правда, прежде чем перевести ребенка-инвалида на домашнее обучение, потребуется пройти психолого-медицинскую педагогическую комиссию (ПМПК). Она должна подтвердить, что он в силу особенностей здоровья или психики не может посещать занятия.

2. Особое желание родителей или опекунов ребенка

Здесь может быть длинный перечень причин, завязанный на личные обстоятельства семьи. Их нужно обговаривать с руководством школы в индивидуальном порядке. Желание родителей может быть обосновано либо высокой внеклассной активностью ребенка, либо иными обстоятельствами:

  1. Длительные поездки семьи и отсутствие по месту жительства. Родители могут пожелать, чтобы ребенок продолжал учиться в конкретной школе, чтобы не переводить его в другие;
  2. Спортивные соревнования, творческие конкурсы, гастроли, в которых участвует ребенок. В условиях постоянных тренировок или репетиций он скорее всего будет часто пропускать уроки, поэтому может быть использовано надомное обучение;
  3. Одаренность ребенка, который намного опережает стандартную школьную программу. В этом случае родители ищут школу, где могут составить индивидуальный учебный курс, соответствующий его потребностям;
  4. Психологические особенности ребенка, мешающее ему физически присутствовать на занятиях. В числе причин могут быть различные стрессовые расстройства, гиперактивность (СДВГ), отставание в развитии и проч.

Практика показывает, что учебные заведения крайне редко делают исключения для полностью здоровых детей и, как правило, это временное решение. Исключение составляют лишь некие глобальные события, когда все дети вынуждены заниматься удаленно. Так было, например, во время пандемии COVID-19.

3. Желание самого ребенка

Как мы уже упоминали, мнение ребенка при выборе формы обучения тоже должно учитываться. Однако делается это не из-за прихоти, а на основе осознанного желания. Если ребенок плохо находит общий язык со сверстниками, или, к примеру, много тренируется и участвует в соревнованиях — его желание не ходить в школу может стать обоснованным.

Правда, сначала вам предложат поработать с семейным психологом. Специалист, во-первых, разберется в причинах такого желания, во-вторых, выдаст свое заключение, которое будет обоснованием для перевода здорового ребенка на дом, в-третьих, он сможет провести психокоррекцию поведения.

Как перевести ребенка на домашнее обучение: инструкция

1. Заявление на имя директора школы

Поскольку надомное обучение носит уведомительный характер, то первым делом нужно составить письменное заявление, в котором родители излагают свою просьбу.

На этом этапе нужно обсудить все обстоятельства с директором в личной беседе. Как мы уже сказали, школы крайне неохотно переводят на домашнее обучение без веских причин — это накладывает на школу дополнительные расходы, поэтому постарайтесь донести свою правоту.

2. Собрать медицинские справки

Если у ребенка серьезное заболевание или он перенес тяжелую травму, то первым делом необходимо посетить педиатра и пройти первичный осмотр, получив соответствующую справку.

С ней впоследствии родители отправляются на ПМПК, которая должна выдать свое заключение для школы. Если у ребенка при этом есть статус инвалида, родители также предоставляют индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА). Школа обязана её выполнять при организации учебного процесса.

Отметим, что перевести ребенка на дом в РФ могут только по перечню конкретных заболеваний — их насчитывается 60, все они перечислены в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 №436н. Вескими причинами, к примеру, являются:

  1. Онкологические заболевания, новообразования и опухоли;
  2. Сахарный диабет I типа в тяжелой степени;
  3. Эпилепсия;
  4. Психические расстройства и расстройства поведения;
  5. Нарушение свертываемости крови тяжелой степени и другие недуги.

3. Подать уведомление в департамент образования

Этот шаг необходим для того, чтобы местные органы образования вели учет и обеспечивали надлежащий контроль за учебным процессом. Как правило, такого рода уведомление составляется совместно с руководством школы.

4. Составить индивидуальный план занятий

Если есть необходимость, то руководство школы и родители совместно составляют график и план занятий, по которому будет учиться ребенок. Это необходимо, например, если он физически не может заниматься по видеосвязи вместе со всеми и нуждается в особом подходе.

5. Завести журнал, аналогичный классному

Индивидуальный журнал необходим для учета успеваемости, отметок о прохождении школьной программы и количества учебных часов. Этот журнал впоследствии нужно передавать в школу в конце каждого учебного года.

Как перевести ребенка на домашнее обучение

Источник: Canva, kedu.ru

Может ли школа отправить ребенка на домашнее обучение?

Это практически исключено: если у учебного заведения нет веских оснований и согласия законных представителей ребенка, то перевести на надомное обучение школа не имеет права.

Директор и школьный психолог могут лишь порекомендовать такой вариант, если, к примеру, ученик систематически нарушает дисциплину, срывает уроки, хронически не успевает по всем предметам и мешает заниматься другим детям. Процедура отчисления или перевода на надомное обучение довольно сложна, поскольку в ней помимо прочих должны участвовать органы опеки и попечительства.

Читайте также: За что ребенка могут выгнать из школы

Что делать, если школа отказывает в домашнем обучении

Итак, мы помним, что перевод на дом крайне не приветствуется представителями школ: это накладывает дополнительные обязательства, проблемы с проверяющими органами, а также расходы. Наконец, у школы может банально не быть оборудования для дистанционных занятий.

Однако, если причина веская и обоснованная, например, серьезная травма у ребенка, требующая длительной реабилитации, отказ школы не мотивирован и его можно оспорить. Для этого:

  • Добейтесь отказа в письменной форме и сделайте несколько копий;
  • Составьте жалобу в Рособрнадзор — её можно отправить через электронную приемную или личный кабинет на Госуслугах. Чтобы жалоба была мотивированной, можно сослаться на несколько документов — Письмо Минздрава России от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. № 436, Часть 6 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Аналогичную жалобу можно направить в местные органы образования.

Сроки рассмотрения могут варьироваться в зависимости региона, поэтому наберитесь терпения. Как правило, на этой стадии вопрос решается положительно. Однако, если от уполномоченных органов пришли отказы или отписки, самое время подавать заявление в прокуратуру, а затем и в суд.

Домашнее обучение в онлайн-школах

В настоящее время есть целый ряд учебных заведений, которые по сути являются онлайн-вариантом традиционной школы. Они точно так же имеют лицензию на образовательную деятельность, программы, соответствующие ФГОС, точно так же готовят к госэкзаменам и выдают аттестаты государственного образца.

Читайте также: ТОП-20 онлайн-школ для детей в 2025 году

По состоянию на 2023 год в России насчитывалось свыше 117,7 тысяч детей, которые учились в заочном формате на дому (данные Минпросвещения РФ). Эту статистику подтолкнула вверх пандемия COVID-19 с переводом всех школ на дистант — после этого многие родители, оценив преимущества такого обучения, попросту перевели детей в учебные заведения онлайн-формата.

Отличие онлайн-школ от привычных в том, что все занятия с педагогами проходят по видеосвязи и в формате интерактивных уроков. Тем не менее, у такого подхода к учебе есть как свои плюсы, так и минусы.

Плюсы

  1. Удобный график и расписание. Ребенку больше не нужно вставать в 8 утра и собираться в школу, компьютер, планшет и смартфон для занятий всегда под рукой. При этом часть уроков проходит не в живом формате, а в записи — их можно в любой момент поставить на паузу и пересмотреть;
  2. Меньше уроков и учебных часов в день. Во многих онлайн-школах практикуется сниженная нагрузка для учеников младших классов — к примеру, всего 3 урока в день вместо 6. При этом учебный материал проходится в том же объеме, что и в традиционной школе;
  3. Больше интерактива и вовлечения. В онлайн-школах есть система рейтингов и достижений, как в видеоиграх, занятия изобилуют привлекательными и доходчивыми презентациями, мало скучных тестов и контрольных. Такой подход лишь усиливает интерес к учебе и успехи;
  4. Индивидуальный подход. Классы в онлайн-школах, как правило, всего 5—8 человек, и это дает возможность учителю уделить время каждому ребенку. Есть и вовсе индивидуальные уроки, особенно если ребенок сильно отстает по предмету или нуждается в персональной программе;
  5. Меньше проблем с дисциплиной. На очных уроках, как правило, царит хаос, а дети часто отвлекаются. Интерактивные занятия позволяют сильнее вовлекаться в предмет и полностью погружаться в занятия;
  6. Свобода занятий. Онлайн-уроки дают прекрасную возможность заниматься откуда угодно и когда угодно, что весьма ценно для детей-спортсменов, юных артистов и музыкантов, которые постоянно переезжают. При этом конфликтов с учителями и школьной администрацией из-за пропусков занятий не будет;
  7. Безопасность. В онлайн-школах не бывает конфликтов, травли и издевательств от одноклассников, конфликтов и морального давления учителей. Занятия проходят в спокойной и дружелюбной манере, без давления.

Минусы

  1. Платные уроки. Пожалуй, самый главный минус — любая онлайн-школа является частной и за занятия там придется платить. Правда, при этом стоимость урока все равно получается дешевле, нежели в частном лицее или гимназии;
  2. Зависимость от качества интернета. Нередки ситуации, когда уроки срываются из-за нестабильного соединения или проблем с платформой, на которой идут занятия;
  3. Меньше социализации. Минус по большей части условный, если есть живое общение с братьями, сестрами и друзьями во дворе. Однако многих родителей именно это останавливает от перевода ребенка в онлайн-школу;
  4. Больше отвлекающих факторов. Сидя на живом уроке, ребенок вынужден соблюдать дисциплину (хотя ее качество сильно зависит от мастерства учителя). Занимаясь по видеосвязи, он неизбежно будет отвлекаться и плохо реагировать на педагога;
  5. Требуется контроль родителей. За ребенка в стенах школы несет ответственность педсостав. Учителя контролируют поведение и успеваемость, оценивают знания. В домашних условиях всем этим придется заниматься матери и отцу, причем нередко самим присутствовать на занятиях.

В целом же, плюсов у онлайн-обучения куда больше, чем минусов и многие из них достаточно субъективны.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2021 года № ДГ-2121/07
«О направлении методических рекомендаций»

Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью

Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2021 № ДГ-2121/07 «О направлении методических рекомендаций» разъяснен порядок организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью.

Рекомендациями определены задачи организации такого обучения, в числе которых — создание специальных условий для социализации учащихся, реализации программ их воспитания, а также для успешного освоения учащимися основных и дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных для их обучения.

Для организации обучения учащегося на дому его родитель или законный представитель представляют в образовательную организацию:

  • заявление об организации обучения на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе;

  • заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения;

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Между образовательной организацией и родителем (законным представителем) заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором указывается срок его действия. Действие такого договора ограничивается сроками заключения медицинской организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год.

Источник: https://do.yanao.ru/presscenter/news/87472/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Эдас 925 инструкция по применению для детей
  • Jbl tune 500bt инструкция
  • Как делать снежинки инструкция
  • Nissan patrol y62 инструкция
  • Фуросемид инструкция по применению таблетки детям