Это надо выучить!
1.Площадь
России 17,1 млн.кв.км
2.
Россия граничит по суше с 16 странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия,
Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Южная Осетия, Абхазия,
Моноголия, Китай, Казахстан, Северная Корея (КНДР). Морские границы с Японией
и США.
3.
Города-миллионеры: Москва (12 млн), Санкт-Петербург (5 млн), Новосибирск,
Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на
–Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград.
4.
Самая высокая гора в России-Эльбрус, в мире – Эверест.
5.
Самое глубокое озеро в мире Байкал, самое большое озеро Каспийское озеро.
6.
Самый высокий действующий вулкан в России и в Евразии: Ключевская Сопка на
полуострове Камчатка.
7.
Крайние точки России: северная: на материке – мыс Челюскин, на острове Рудольфа
мысФлигели. Южная — гора Базардюзю в Дагестане. Восточная: на материке –мыс
Челюскин, на острове Ратманова. Западная: Балтийская коса Гданьского залива
Балтийского моря возле Калининграда.
8.
Самые большие страны по численности населения: Китай, Индия, США, Индонезия,
Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония.
9.Достопримечательности
России: Долина Гейзеров – Камчатка; гора Эльбрус – Карачаево- Черкесская Республика
и Кабардино-Балкария; остров Кижи – Республика Карелия; собор Святой Софии –
Новгород; озеро Байкал – Иркутская область и Бурятия; Соловецкие острова –
Архангельская область; древний город Дербент – Дагестан; Эрмитаж —
Санкт-Петербург; Кремль – Москва; Телецкое озеро – Республика Алтай. Города
Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий,
Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир.
10.
Миграция –перемещение населения. Эмиграция – выезд из страны, иммиграция –
въезд в страну.
11.
Естественный прирост = рождаемость – смертность
12.
Проценты считаем пропорцией: что надо определить умножаем на 100, результат
делим на общее количество.
13.Циклон
обозначается буквой Н, антициклон – буквой В. Потепление – теплый фронт,
похолодание – холодный фронт.
14.
Урбанизация — рост городов и городского населения.
15.
Если землетрясение или вулканы – в зоне столкновения литосферных плит или в
зоне стыка литосферных плит.
16.
Новый год встречаем с востока на запад (справа налево).
17.
Выбор места для стадиона – место ровное, на лугу, без ям и кустов. Для катания
на санках – должен быть склон, тоже нет ям и кустов. Если для фруктового сада –
должен быть склон, направленный на юг, то есть южный склон.
18.
Задание №29 выполняем по таблице задания 28 – солнце встаёт с востока на запад.
Смотрим долготу – самая большая цифра долготы.
- Когда сдают ОГЭ по географии в 2025
- Изменения в ОГЭ по географии в 2025
- Сколько длится экзамен
- Что можно взять на экзамен
- Задания в ОГЭ по географии
- Сколько всего заданий
- Сколько минимум заданий нужно сделать на ОГЭ по географии
- Баллы ОГЭ по географии и оценки
- Максимальный балл
- Минимальный балл: сколько нужно набрать, чтобы получить тройку
- Сколько баллов нужно набрать, чтобы получить четверку и пятерку
- Проходные баллы для поступления в профильные классы
- Как повысить шансы на хорошую оценку: советы экспертов
- Типичные ошибки на ОГЭ по географии
Когда сдают ОГЭ по географии в 2025 году
ОГЭ, как и ЕГЭ, проходит в три волны — весной, летом и ранней осенью. В конце апреля — мае начинается досрочный период ОГЭ. В конце мая-июне — основной период, в сентябре — дополнительный период. Сентябрь — последняя возможность сдать ОГЭ и исправить оценки.
Расписание ОГЭ по географии:
- Досрочный период: 6 мая. Резервные дни досрочного периода — 14 мая, 17 мая
- Основной период: 29 мая, 6 июня. Резервные дни основного периода — 27 июня, 28 июня, 1 июля, 2 июля
- Дополнительный период: 9 сентября. Резервные дни дополнительного периода: 19 сентября, 22 сентября, 23 сентября
Изменения в ОГЭ по географии в 2025 году
В 2025 году экзамен останется абсолютно таким же, каким был в 2024 году. Все те же 30 заданий, причем 3 из них — с развернутым ответом.
Также читайте о том, где и как узнать результаты ОГЭ.
Сколько длится экзамен
На всю работу ОГЭ дается 2 часа 30 минут. Это не очень много, чуть больше трех обычных школьных уроков. Есть категории учеников, для которых предусмотрены более щадящие условия экзаменов. Они могут сдавать не стандартный ОГЭ с тестами, а выпускной экзамен. На такой письменный экзамен отводится 2 часа или 120 минут.
Фото: Виталий Аньков/ РИА Новости
Что можно взять на экзамен
На экзамен можно взять:
- гелевую ручку
- лекарства
- перекус, воду.
На ОГЭ по географии можно пользоваться
- географическими атласами для 7, 8 и 9 классов
- линейкой
- непрограммируемым калькулятором
Задания в ОГЭ по географии
В ОГЭ 30 заданий, за них можно получить 31 первичный балл. Большая часть заданий — десять — из курса географии России. Именно эта тема может дать самое большое количество первичных баллов — десять. Шесть заданий — из курса «Оболочки Земли», они оцениваются в шесть первичных баллов.
Все задания ОГЭ отличаются друг от друга не только темами, но и уровнем сложности. В ОГЭ по географии их три — базовый, повышенный и высокий. Вопросов базового уровня 17, повышенного — 11, высокого — 2. Любопытно, что оба задания высокого уровня оцениваются одинаково в 1 балл, как и все базовые. А вот одно задание повышенного уровня, номер 12, в два балла.
Вопросы для ОГЭ по географии сформулированы таким образом, чтобы проверить, как на практике выпускники могут пользоваться теоретическими знаниями, находить ценную информацию в разных источниках — картах, атласах, таблицах, диаграммах, схемах. Есть в заданиях и математические вычисления.
Какие задания могут быть на ОГЭ?
Например, такие (из открытого банка заданий ФИПИ):
- Выберите две из перечисленных рек, когда наводнения чаще всего происходят летом?
- Урал
- Ока
- Амур
- Дон
- Зея
- Туристические фирмы регионов России придумали рекламные лозунги дли привлечения туристов. Укажите регион, к которому относится этот лозунг: «Здесь находится прекрасное озеро Ильмень и изюминка средней полосы России — Валдайский национальный парк».
- Амурская область
- Новгородская область
- Краснодарский край
- Новосибирская область
- Владимирская область
Сколько всего заданий
В 2025 году на экзамене по географии будет 30 вопросов разного уровня сложности.
Сколько минимум заданий нужно сделать на ОГЭ по географии
12 баллов. Чтобы не завалить экзамен, надо набрать нужный минимум первичных баллов и получить тройку. Рособрнадзор каждый год направляет в регионы письмо, где дает свои рекомендации по шкале перевода первичных баллов в школьные отметки.
В этом году тройка по географии начинается с 12 первичных баллов. Как их набрать?
В ОГЭ по географии почти все задания любого уровня (кроме одного -12) — и базового, и повышенного, и высокого оцениваются в 1 балл.
Возьмем самые простые задания базового уровня. 12 заданий базы гарантируют необходимую тройку. Вот самые простые, которые можно сделать быстрее других: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 14, 22, 24.
Пожалуй, самое легкое — номер 8. Даже многие двоечники сумели с ним успешно справиться.
Рекомендованное Рособрнадзором время на выполнение каждого из этих заданий — 3-4 минуты.
Баллы ОГЭ по географии и оценки
В школе ученики получают обычные оценки пятибалльной системы (если уж совсем строго, то по четырехбалльной — двойки, тройки, четверки и пятерки). А вот выпускные экзамены в девятом классе оцениваются иначе — за них даются так называемые первичные баллы, которые потом приравнивают к оценкам. Баллы точнее, чем отметки оценивают знания школьников. По всем предметам ОГЭ определено разное количество максимальных баллов.
Максимальный балл
Если вы справились со всеми заданиями экзамена по географии и не наделали ошибок, можете рассчитывать на 31 первичный балл. Это максимум и означает, что вы справились с ОГЭ на 100 процентов.
На любом ОГЭ или ЕГЭ каждое задание имеет свой «вес».
Определено максимальное количество баллов, которое могут дать за верный ответ.
В ОГЭ по географии 29 заданий оцениваются одинаково — в 1 балл, а вот за задание 12 можно получить 2 максимальных балла. Ну, или 1 балл, если есть недочеты.
Минимальный балл: сколько нужно набрать, чтобы получить тройку
Тройка на ОГЭ по географии начинается с 12 баллов. Но и 18 баллов — тоже тройка. Статистика показывает, что ОГЭ по географии выпускники сдают не так уж плохо. Двоек бывает примерно полтора процента. Вот задания, которые выпускники обычно делают хуже всего: 13, 15, 17, 18, 27, 28, 29. А вот те, где высокий процент выполнения: 2, 5, 8, 10, 19.
Сколько баллов нужно набрать, чтобы получить четверку и пятерку
Четверка ставится тем выпускникам, которые набрали от 19 до 25 первичных баллов. Пятерка — тем, у кого от 26 до 31 балла. В последние годы растет число тех, кто успешно сдал ОГЭ по географии.
Проходные баллы для поступления в профильные классы
Тем, кто собирается в профильный класс, надо знать: главное — не школьная оценка, а первичные балы на ОГЭ. Рекомендуемый Рособрнадзором балл для отбора — 23. Это твердая четверка.
Фото: Денис Абрамов/РИА Новости
Как повысить шансы на хорошую оценку
Внимание! Эксперты говорят, что примерно 70 процентов работы ОГЭ по географии можно сделать с помощью атласов, которыми разрешено пользоваться на экзамене.
Учим наизусть:
- Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония — крупнейшие страны мира по численности населения.
- Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан — самые крупные страны по площади.
- Русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши — самые многочисленные народы России.
- Самое большое, длинное, глубокое или высокое в России:
- Таймыр ( самый большой полуостров)
- Сахалин (самый большой остров)
- Эльбрус (самая высокая вершина в России)
- Енисей (самая полноводная река)
- Лена (самая длинная река в России),
- Байкал (самое глубокое озеро мира).
- Мордва, коми, мари, удмурты, чуваши, башкиры, татары, русские — коренные народы средней полосы России.
- Столицы некоторых стран мира:
- Вена — Австрия
- Бразилиа — Бразилия
- Ханой — Вьетнам
- Афины — Греция
- Нур-Султан — Казахстан
- Оттава — Канада
- Гавана — Куба
- Пекин — Китай
- Улан-Батор — Монголия
- Кишенев — Молдавия
- Белград — Сербия
- Анкара — Турция
Типичные ошибки на ОГЭ по географии
- Задание 7. Ищем город по координатам.
- Повторяем, что такое широта и долгота, которые на экзамене школьники иногда путают. Учимся определять объект по координатам.
- Задание 9. Надо найти по карте расстояние от одного пункта до другого. Масштаб дается.
- Требуются простые математические вычисления. Увы, есть ошибки, связанные с округлением и переводом единиц измерения.
- Задание 13. Надо определить температуру на вершине горы. При этом дается температура у подножия и средние данные о том, как температура понижается каждые 100 метров.
- Очень трудное задание для многих выпускников, так как связано с математическими расчетами. Повторяем, как составлять пропорцию, как округлять числа.
- Задание 14. Ищем страны, на которые больше всего повлияет повышение уровня Мирового океана.
- Не все школьники умеют искать нужную информацию на карте. А это ценный источник информации.
- Задание 25. Даются города, надо расположить их в порядке увеличения численности населения. Порядок записи цифр в ответе очень важен.
- Учимся внимательно читать задание и удерживаем в памяти условие — например, если нас просят построить цепочку в порядке увеличения, то надо так и делать, а не наоборот.
- Задание 26. Надо выбрать регион, где развивается та или иная отрасль хозяйства.
- Подсказка есть у всех сдающих. Она — в картах. Увы, не все могут выбрать нужную.
На первый взгляд, ОГЭ по географии проще, чем по остальным предметам, — для подготовки не надо зубрить правила, формулы или законы. Достаточно ориентироваться в карте России и внимательно читать задания. Однако без подготовки сдать экзамен по географии не получится. Разбираемся, как готовиться к ОГЭ по географии: в целом и на примере конкретных заданий.
Из чего состоит ОГЭ по географии в 2023 году
ОГЭ по географии проверяет знания за весь курс географии с пятого по девятый класс. Этот экзамен практико-ориентированный, то есть проверяет не только теоретические знания, но и умение применять их на практике. Выпускникам девятого класса предстоит доказать, что они умеют читать карты, знают расположение основных географических объектов и быстро их находят.
В 2023 году ОГЭ по географии состоит из 30 заданий:
-
8 заданий — ответ из одной цифры;
-
5 заданий — в ответе слово или словосочетание;
-
14 заданий — ответ в виде числа или последовательности цифр;
-
3 задания — развёрнутый ответ.
Задания в ОГЭ по географии разного уровня сложности:
-
15 вопросов базового уровня;
-
13 вопросов повышенного уровня;
-
2 вопроса высокого уровня сложности.
Проходной балл в профильных классах — 23. Правильных ответов на вопросы базового уровня хватит только на удовлетворительную оценку. Для четвёрки придётся ответить хотя бы на 4 вопроса повышенного или высокого уровня.
-
12 баллов — тройка;
-
19 баллов — четвёрка;
-
26 баллов — пятёрка.
Что можно взять с собой на ОГЭ по географии
На экзамене необязательно оставаться наедине со страхами и заданиями. Кое-что сможет вам помочь. Что именно можно брать с собой на ОГЭ по географии, объясняет методист домашней школы «ИнтернетУрок» Александра Сафронова:
«На экзамене по географии вы сможете использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки, непрограммируемый калькулятор, гелевую или капиллярную ручку с яркими чёрными чернилами. Если вы хорошо умеете пользоваться атласом и знаете, какой атлас или карту использовать для поиска нужной информации, то легко ответите на многие вопросы ОГЭ по географии. Рекомендую брать с собой атласы, которыми вы уже пользовались при подготовке к экзамену, и хорошо в них ориентируетесь. Важно, чтобы в атласе не было никаких пометок, записей. Поэтому ничего в нём не пишите».
Сколько времени нужно на подготовку к ОГЭ по географии
Всё зависит от уровня знаний школьника, а также его мотивации, усидчивости и самостоятельности.
Если ребёнок системно изучал географию с пятого класса, помнит основные понятия и ориентируется в картах, то подготовиться к экзамену несложно. Достаточно начать за 2–3 месяца до начала экзамена.
Если у школьника есть пробелы в знаниях, то наверстать упущенное за пять лет обучения в короткий срок невозможно. Подготовка к ОГЭ по географии в таких случаях занимает больше 5 месяцев. Ускорить её могут онлайн школы и репетиторы.
Какие материалы использовать для подготовки к ОГЭ по географии
Подготовиться к ОГЭ по географии помогут учебники за 5–9 классы. Лучше брать пособия авторов, которые входят в предметную комиссию по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), поскольку эти же специалисты составляли задания для экзаменов.
Авторы пособия по подготовке к ОГЭ, которые входят в комиссию ФИПИ:
-
Вадим Барабанов;
-
Элеонора Амбарцумова;
-
Светлана Дюкова;
-
Андрей Жеребцов.
Одних учебников мало. Заданий на проверку теории в экзамене единицы. Большинство на проверку практики. Поэтому стоит уделить время изучению атласов. Если школьник умеет ими пользоваться и знает, в каком атласе какую информацию можно найти, то легко выполнит первые 12 заданий.
Например, давайте разберём демонстрационное задание ФИПИ:
Решить это задание поможет такая логическая цепочка: «Раз есть лавины, то должны быть и горы, ведь в горах много снега. Чтобы выяснить, какой из регионов соответствует этим условиям, надо открыть физическую карту России и найти горы. Затем открыть карту осадков и выяснить, где из найденных горных местностей больше всего снега». Получается, никаких специфических знаний задание не проверяет. Достаточно мыслить логически и ориентироваться в атласах.
В подготовке к ОГЭ по географии важна тренировка. В этом помогут:
-
контурные карты, атласы и карты-пазлы;
-
сайт ФИПИ с тестами прошлых лет;
-
сайт «Решу ОГЭ» — сборник тренировочных заданий в разных вариантах.
Как допустить меньше ошибок в ОГЭ по географии
Не всегда ошибки на экзамене связаны с незнанием материала.Сейчас объясним, на что стоит обратить особое внимание в заданиях ОГЭ по географии.
Перечитываем задание несколько раз
Важно внимательно читать задание, чтобы чётко ответить на него. Иногда в содержании и вопросе задачи есть подсказка к решению. Например:
Обратите внимание на формулировку «по степени уменьшения». То есть сначала надо указать более плодородные почвы, затем — менее плодородные.
Проверяем математические вычисления
Некоторые задания в ОГЭ по географии связаны с подсчётами. Чтобы не закралась математическая ошибка, полезно перепроверить действия. В некоторых заданиях последовательность состоит из отрицательных чисел. Поэтому результаты от большего к меньшему надо располагать с учётом не только цифр, но и знаков перед ними.
Даём развернутые ответы
Грамотная стратегия — не скупиться на слова в заданиях, где нужно записать обоснованный ответ. Объясните свою логику рассуждений, чтобы проверяющий видел не только ответ, но и то, как вы к нему пришли, какие доводы приводите.
Давайте подробно разберём пример: «Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям».
Правильным ответом на это задание будет подробное объяснение, почему не подходят два из участков. Третий находится на южном склоне и в целом соответствует пожеланию фермера: снег там будет сходить рано, а почва хорошо прогреется. Однако этот участок далеко от дороги. Первый участок близко к дороге, но склон северный, поэтому снег там будет сходить поздно, солнца на нём мало. Зато второй участок фермеру подойдёт. Он расположен на южном склоне, рядом с дорогой.
Берём с собой знакомый атлас
Сдавать экзамен надёжнее всего с тем атласом, по которому вы готовились к ОГЭ. Он вам уже знаком, вы в нём ориентируетесь и быстро сможете найти нужную карту. Если взять новый атлас, то можно легко запутаться и не найти нужную информацию.
Обратите внимание, что в атласе, который вы несёте на экзамен, не должно быть пометок. Поэтому во время подготовки ничего в нём не пишите. Иначе придётся брать с собой другое пособие.
Изучаем сайт ФИПИ
На сайте ФИПИ даны спецификация и кодификатор экзамена. Спецификация поясняет, как начисляются баллы за экзамен, а в кодификаторе дан перечень тем, которые будут представлены в ОГЭ. Демоверсия экзамена поможет сориентироваться в типах заданий, проверить себя и найти слабые места, пробелы в знаниях и умениях.
В каком порядке выполнять задания
Последовательность зависит от уровня владения картой. Если вам сложно ориентироваться в атласе, то пропускайте эти задания и сосредоточьтесь на тех, где информация дана в вопросе. На экзамене не будет времени на долгий поиск географических объектов.
Правило работает и наоборот. Если вы отлично ориентируетесь в картах, но сомневаетесь в других знаниях, то для начала ответьте на вопросы, в которых уверены.
Одним словом, сначала выполняйте простые для вас задания. В оставшееся время — сложные. Иначе не хватит времени сделать все задания. На решение ОГЭ даётся только 2,5 часа.
И напоследок мы подготовили для вас шпаргалку, которая поможет максимально продуктивно сдать ОГЭ по географии.
Алгоритм, как сдать ОГЭ по географии в 2023 году:
- Изучаем материалы сайта ФИПИ. Понимаем, из чего состоит экзамен, какие темы будут в вопросах, как начисляются баллы.
- Консультируемся с педагогом. Опытный наставник подскажет, на что обратить внимание в подготовке к экзамену, как организовать работу системно, чтобы охватить весь материал.
- Изучаем демоверсию экзамена на сайте ФИПИ. Определяем для себя, какие вопросы и темы вызывают сложности.
- Изучаем атласы: условные обозначения, типы карт.
- Запоминаем расположение основных географических объектов. Закрепляем знания на контурных картах.
- Тренируемся, доводим применение базовых знаний до автоматизма.
- Уделяем больше времени практике: решаем тесты, работаем с атласами.
Алгоритм подготовки учащихся к ОГЭ по географии
Девятиклассники сдают на ОГЭ четыре предмета: два обязательных и два по выбору. Многие ребята, которые не имеют каких-то конкретных предпочтений по выбору предметов на ОГЭ, сдают географию из-за того, что она кажется им простой.
Эта «простота» объясняется тем, что на экзамене можно пользоваться источниками информации. Школьники могут взять с собой атласы с картами с 7 по 9 класс. И конечно, наличие карт по всем темам облегчает поиск верного ответа на вопросы, главное — научиться этими картами правильно пользоваться.
Нам хорошо известна структура ОГЭ по географии. Всего на экзамене предлагается 30 заданий. Работа состоит из 17 заданий базового, 10 заданий повышенного и трех заданий высокого уровней сложности. Несмотря на то, что заявленный уровень вопросов отличается, разграничения в баллах фактически нет. Только за 12 задание можно получить два балла. Все остальные задания оцениваются в один балл. Таким образом, за всю работу максимально можно набрать 31 балл.
То есть, при сдаче экзамена по географии нет возможности, например, как на других предметах сделать упор на те задания, за которые дается больше баллов . Готовить нужно все. По продолжительности времени это самый короткий экзамен (150 минут)
Как не странно, из года в год число учащихся, сдающих экзамен по географии, растет. Во многих источниках можно найти информацию, как лучше подготовиться к ОГЭ по географии. Но мало где приводятся «простые» рекомендации для выпускников со слабой учебной мотивацией. Конечно, я стараюсь разобрать каждое задание в КИМах. Но частенько бывает видно по глазам, что ребенок не понимает. Вот тут и встает задача: найти такие педагогические приёмы, чтобы объёмный и часто сложный фактический материал стал более доступным. Как я это делаю, расскажу на примере некоторых заданий .
Каждое занятие по географии начинаю с «разминки» в игровой форме. Например, называю субъекты РФ, а ребята должны определить экономический район, в который он входит. Или перечисляю все понятия, касающиеся населения, а учащиеся дают определения этим понятиям. Могу приводить примеры природопользования, чтобы дети указали, какие из них рациональные, а какие нерациональные. Это необходимо для того, чтобы настроиться на работу.
Работу в КИМе с учащимися начинаю с выделения — подчеркивания известных данных (одной чертой) и того, что необходимо определить (двумя чертами). Такой алгоритм действий позволяет больше сконцентрироваться во время работы.
Чтобы выполнить задание №8 в ОГЭ по географии, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника- искусство запоминания. А именно, мнемонический приём «Ассоциативный ряд». Например, когда слои горных пород ассоциируем со стопкой блинов. Напомню данное задание:
1)доломит
2)глина
3)кварцит
Мы видим, что представлены четыре породы, а выбрать нужно из трех. Слово «увеличения» обязательно подчеркиваем. Надо запомнить, что горные породы накапливаются снизу вверх. Нижняя горная порода самая древняя, как и нижний блин в стопке, он самый первоиспеченный, холодный, находится снизу. Сверху же, находится самая молодая горная порода, как и самый верхний, самый горячий, свежевыпеченный блин. Согласно этому «визуальному образу», который ребенок представил в своей голове, ученик с лёгкостью, правильно расставляет ответы: от самого молодого до самого древнего. Ответ: 213
Мнемонический приём «Составление слова» поможет выполнить один из вариантов задания №22 про эмигрантов (выбывших) и иммигрантов(прибывших). Дети часто эти понятия путают. Как же запомнить их?
На помощь приходят фразы: Эмиграция ( выбывшие) заменяем словами «Эх, уехал!»
Иммиграция ( прибывшие) заменяем словами И снова «Здравствуйте!» То есть, чтобы слова начинались с одной буквы. Ассоциируя понятия с этими фразами, ребята легко выполняют подобное задание.
Для вычисления ответа на задание №13 понадобится непрограммируемый калькулятор. Можно обойтись и без него, но, если он есть, лучше — взять с собой. Здесь проверяются знания и по математике. В этом задании, как и во всех остальных, обязательно подчеркиваем одной чертой то, что необходимо найти. Рекомендую ребятам решать это задание методом пропорции. Известный показатель берем за 100%, а неизвестный за х процентов. Рядом с данными таблицы ставим равно и указываем 100%. Что ищем – х %. Методом «креста» очень легко вычислить необходимое значение.
Например, в данном задании необходимо найти, какой процент в производимой энергии занимает энергия, производимая на тепловых электростанциях.
Получается: Х=(698*100)/1051=66,4 (округляем до целого числа)=66
Ответ: 66%.
Знания математики также понадобятся при выполнении заданий №22-23, но для этого необходимо запомнить вычислительные географические формулы. При подготовки этого задания рекомендую использовать лист-памятку, где зафиксированы все вычислительные формулы, связанные с понятиями о населении. Лист-памятка позволяет быстрее ориентироваться в правильном вычислении.
- Естественный прирост = Рождаемость – Смертность Епр.= Р-С
- Смертность = Рождаемость — Естественный прирост С=Р-Епр.
- Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция Мпр.=Им-Эм
- Миграционный прирост = Приехавшие — Уехавшие
- Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост Опр.=Мпр.+Епр.
- Миграционный прирост = Общий прирост населения — Естественный прирост Мпр.=Опр.-Епр.
- Естественный прирост = Общий прирост населения — Миграционный прирост Епр.=Опр.-Мпр.
- Плотность населения = Численность населения/ Площадь
- Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей/ Площадь территории
- Иммиграция — въезд в страну
- Эмиграция — выезд из страны
При этом ,вычислив верные ответы в каждом столбце задания №22 ,необходимо выбрать верный ответ из предложенных вариантов.
А в задании №23 нужно записать целое число, которое уже вычислили в предыдущем задании.
Задание 16. Выполняется с использованием приведенного ниже текста.
Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости климата и географического положения пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
- Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков».
- Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха».
- Георгий: «Чем севернее, тем ниже температура воздуха в январе».
- Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».
Не нужно находить города на карте, а нужно понять, как они располагаются относительно друг друга. Для этого начертим решётку и подпишем по оси У координаты широты, по оси Х — долготы. Затем отметим города на нашей импровизированной
градусной сетке. Мы видим, что города смещаются с северо- запада, на юго-восток.
1. Алина решила, что «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков. Вывод она делала по последнему столбцу таблицы. Но мы видим, что количество осадков не возрастает с перемещением точки на юго-восток, оно изменяется хаотично и чаще уменьшается.
- Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха». Данных по амплитуде температур у нас нет, значит, их нужно высчитывать. Амплитуда температур — это разница между июльскими и январскими максимумами. В Сортавале: 16,4-(-9,8) =26,2; в Вологде: 17,0-(-11,9) =28,9; в Балахне: 19,0-(-11,6)
=30,6; в Уфе: 19,5-(-15,0)=34,5. Амплитуда температур увеличивается с передвижением на юго-восток, Сергей прав.
- Георгий: «Чем севернее, тем ниже температура воздуха в январе». Анализируем пятый столбик таблицы. Самый южный город — Уфа, там температура в январе составляет — 15°С, далее температуры становятся выше, так как на климат влияет тёплое течение и приближение океана. Георгий не прав.
- Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле». Смотрим на столбики 3 и 4. Ниже всего над уровнем моря находится Сортавала (17 м), там в июле температура +16,4, далее идёт Балахна (63) и там температура в июле равна +19,0, а это уже не ниже, а выше, значит Тамара не права.
Алгоритм действий:
- Необходимо нарисовать схему по градусной сетке расположения всех четырех точек. Определить, в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки).
- Отработать каждый вопрос.
- Просмотреть в таблице арифметическую последовательность.
- Чаще всего неверным является ответ – Чем выше (ниже) расположен пункт наблюдения…….
- Чаще всего верным является ответ – С годовой температурой воздуха……..
- Чтобы определить годовую амплитуду температуры воздуха, надо найти разницу между температурой самого тёплого и самого холодного месяца, например
- Июль +31 январь +24; Июль +32 Январь -17
+31- (+24) =7; +32-(-17) = 49
Задание 21
Пример задания: В каких двух из приведённых высказываний содержится информация о воспроизводстве населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные высказывания.
- В ХХ в. территории крупных городов России быстро росли, при их слиянии с территориями соседних небольших городов возникали городские агломерации.
- В начале 2019 г. средняя плотность населения в Северо-Кавказском федеральном округе была одной из самых высоких в стране — 58 человек на 1 км².
- В 2018 г. в большинстве регионов России наблюдалась естественная убыль населения.
- В 2018 г. в Северо-Кавказском федеральном округе число родившихся превышало число умерших на 68 453 человека.
- В 2019 г. в РФ на постоянное место жительства из других стран прибыло 701 234 человека, из РФ в другие страны выбыло 416 131 человек.
Алгоритм выполнения:
— Подчеркиваем в задании понятие, которое должны вспомнить.
Воспроизводство населения – смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью (для этого используем лист-памятку).
— Читаем каждое высказывание.
— Ищем слова — маркеры: «число родившихся», «число умерших», «естественная убыль населения», «естественный прирост населения».
— Правильными будут те высказывания, в которых присутствует данная информация.
А в заключение мне хочется сказать следующее. Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию. Экзамен — это итог работы и ученика, и учителя на протяжении нескольких лет изучения географии в школе. Поэтому на учителей выпускных классов ложится особая ответственность — организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену. Результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. Я считаю, что если работа по подготовке учащихся к О Г Э имеет целенаправленный, систематический характер, то она обязательно будет результативной.
ПАМЯТКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ.
№1. Особенности природы и народов Земли.
Атлас 7 класс Указатель географических названий
Крупнейшие страны по площади:
Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Алжир
Знать Крупнейшие страны по численности населения. :
Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония
Крупнейшие народы России:
русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне
Самое-самое в мире :
большой о-в-Гренландия,
большой п-ов — Аравийский;
большое море — Филиппинское, маленькое море — Мраморное;
высокие горы- Гималаи,
высокая вершина -Джомолунгма
протяженные горы — Анды, крупная равнина — Амазонская,
длинная река- Амазонка
полноводная река — Амазонка, глубокое озеро-Байкал,
большое озеро-Каспийское море, высокий вдп-Анхель
большое течение — Течение Западных ветров
Самая глубокая впадина на суше находится на Аравийском полуострове Евразии. впадина Мертвого моря.
Самое-самое в России:
б. п-ов — Таймыр,
б. о-в — Сахалин,
высокие горы — Кавказ (в Сибири — Алтай),
высокая вершина — Эльбрус
дл. река — Обь с Иртышом,
полноводная река — Енисей,
большое море — Берингово
глубокое море — Берингово,
мелководное и маленькое — Азовское
высокие приливы — Охотское море, зал. Шелихова,Пенженская губа
Мореплаватели-исследователи
Джеймс Кук исследовал и нанёс на карту восточное побережье Австралии.
Абель Тасман исследовал районы близи Австралии, в том числе и Новую Зеландию.
Джордж Ванкувер — Остров Ванку́вер — остров, расположенный на западном побережье Канады в провинции Британская Колумбия.
Первое кругосветное плавание возглавил Фернан Магеллан.
В воздухе более всего азота — 78%. Далее кислород — 21%
На долю пресных вод приходится около 3%.
Нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет 760 мм рт. ст.
Классификация горных пород
№2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.
Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России» «Физическая карта России»
Россия имеет сухопутную границу с 16 странами. На западе: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Беларусь, Украина. Здесь же находится Калининградская область, граничащая с Польшей и Литвой. На юге от Черного к Каспийскому морю: Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан; От Каспийского до Охотского моря: Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея.
по морю -Япония и США
Крайней западной точкой России является Балтийская коса в Гданьском заливе Калининградской области
Крайняя южная точка России — г. Базардюзю расположена в Дагестане на границе с республикой Азербайджан. По Кавказу проходит государственная граница с такими странами как: Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан.
Крайняя северная точка – м.Флигели (о.Рудольфа), м. Челюскин – материк
Крайняя восточная точка –о. Ратманова (Берингов пролив), М Дежнёва — материк
№3. Особенности природы России.
Атлас 8 класс «Почвы» «Климат»
Климат.Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Минимальные температуры воздуха в нашей стране в зимний период наблюдаются в Восточной Сибири, максимальные на Восточно-европейской равнине из-за согревающего влияния Атлантического океана. Чем дальше на восток (от Атлантического океана), тем холоднее. Летом закономерность широтная, чем дальше на север, тем холоднее, на юг — теплее. Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зима-г. Якутск.
Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.
Минимальное количество осадков в нашей стране наблюдается в Астраханской области и Республике Калмыкия, максимальное — регистрируется в районе города Сочи. Общая закономерность в распределении осадков в нашей стране сводится к тому, что чем дальше населённый пункт находится от побережья Атлантического или Тихого океана, тем меньше там осадков.
Почвы. Плодородие почв в нашей стране увеличивается с севера на юг, от зоны арктических пустынь на севере до степей на юге. Плодородие почв напрямую зависит от содержания в ней гумуса, так минимальное содержание гумуса в тундрово-глеевых почвах крайнего севера, а максимальное — в чернозёмах степной зоны.
№4. Природные ресурсы их использование и охрана. Вопросы о заповедниках.
Атлас 8 класс «Особо охраняемые природные территории. Памятники Всемирного наследия»
Атлас 8 кл «Растительность» для определения природной зоны
Атлас 9 класс «Народы» и «Животноводство» для определения народов и промысел
Традиционные занятия народов России: Оленеводство, рыболовство, охота – ненцы, коми, карелы (Север Русской равнины); ханты, манси (Западная Сибирь); эвенки, якуты, юкагиры (Восточная Сибирь); чукчи, коряки (Северо – Восток Сибири). Земледелие, бортничество, животноводство, охота, в степях кочевое скотоводство- мордва, марийцы, удмурты, чуваши, башкиры, калмыки, татары (русская равнина); алтайцы, тувинцы, хакасы, буряты, эвенки (Южная Сибирь). Охота пушная и мясная, сезонное рыболовство, собирательство — нанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки, нивхи (Приамурье, Приморье, Сахалин). Земледелие, отгонное скотоводство, садоводство, виноградарство, виноделие, обработка шерсти — черкесы, чеченцы, ингуши, лезгины, осетины и др. (Северный Кавказ).
№5. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.
Вопрос по синоптической карте.
В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление) ЦИКЛОН, АНТИЦИКЛОВ
пытаемся создать ассоциацию с алфавитом
В→А
Н→Ц
№6. Вопрос по синоптической карте. (Атмосферные фронты)
В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)
В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)
Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт
показывают направление движения фронта
теплый фронт — потепление
холодный фронт — похолодание
при любом фронте изменение погоды и осадки.
При теплом — затяжные моросящие,
при холодном — кратковременные, ливневые
№7. Географические координаты.
Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)
Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)
Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.
Широта: северная и южная Долгота: западная и восточная
с.ш.
з.д. в.д.
ю.ш
Географические координаты включают географическую широту и географическую долготу.
Географическая широта — это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах. Широта бывает северная южная в границах от 0 градусов (экватор) до 90 градусов (широта полюсов). (градусы на параллелях сбоку карты)
Географическая долгота — величина дуги параллели от нулевого меридиана до заданной точки в градусах. Долгота бывает западная и восточная в границах от 0 до 180 градусов. (градусы на экваторе или в верхней или в нижней части карта на меридианах)
№8. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).
Чем выше слои горных пород – тем моложе. Самый верхний слой самый молодой.
Алгоритм действий:
находим верхний горизонт (если надо в порядке возрастания), или нижний (если надо в порядке убывания возраста)
определяем название породы
находим название породы в вариантах ответа
повторяем алгоритм действий
№9. Определить расстояние по топографической карте.
Измеряем линейкой расстояние между объектами, измеряем от середины до середины объекта (например- 4 см)
Умножаем на величину масштаба (например в 1 см 100м)
4 см х 100 = 400 м
Ответ округляем до десятков (в конце «0»)
Правило округления числа до десятых.
Чтобы округлить десятичную дробь до десятых, надо оставить после запятой только одну цифру, а все остальные следующие за ней цифры отбросить.
Если первая из отброшенных цифр 0, 1, 2, 3 или 4, то предыдущую цифру не изменяем.
Если первая из отброшенных цифр 5, 6, 7, 8 или 9, то предыдущую цифру увеличиваем на единицу.
№10. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта
С
З В
Ю
1.Обращаем внимание на стрелку в левом углу топографической карты, показывающую направления на С и Ю
2. Чертим стороны горизонта с указанием направления от того объекта, от которого нам надо указать направление.
№11. Определить какой профиль подходит
Надо помнить, что верх числа, подписанной горизонтали показывает направление повышения рельефа
Алгоритм действий:
с помощью условных знаков определяем, через, сколько метров проведены горизонтали
определяем высоту точки А (уменьшим таким образом количество профилей)
определяем высоту точки В
чертим линию между точками и пытаемся разобраться, как изменяется рельеф. Если протекает река, то на профиле изображается углубление. Чем ближе располагаются горизонтали друг к другу- тем круче склон. Отметки высот на горизонталях своим верхом обращены в сторону повышения рельефа.
определяемся с ответом
№12. Определить какой из участков подходит для (2 балла)- БЛАНК № 2
Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)
футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)
фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)
Теория: Горизонтали — линии, соединяющие точки с одинаковой высотой. Сближение горизонталей показывает крутизну склона. Если через участок проходят горизонтали, то это склон (неровный участок), если их нет, то — это ровная местность.
Если про катание на лыжах, санках, ищем неровный участок. Проблемы: Для катания на санках нужен склон, на ровном участке кататься нельзя.
Если про футбол, баскетбол, волейбол, ищем ровный участок.
Определяем характер растительности (см. условные знаки). Если участок без растительности, то в ответе записывайте, что нет деревьев/леса/кустарников.
Запись “Отсутствует растительность, мешающая катанию” оценивается “0 б”
Рекомендуется оценивать и 2 других участка (т.к. можно забыть указать № участка, что-то не дописать…).
Немного СЛОЖНЕЕ про фруктовый сад. Здесь нужно найти дорогу или шоссе расположенную ближе всего к участку и склон южной экспозиции.
Не обращайте внимание на объекты за пределами участка их описывать не нужно.
№13. Задача на расчёты.
Соленость воды определяется в промилле — ‰ (тысячная доля числа). 25‰ — это значит, что в 1 литре воды содержится 25 грамм соли.
Задачи решаются с составлением пропорции. Процент — сотая доля от числа.
1) Густота железных дорог =Длина дорог / Площадь региона
Ответ округляем до целого числа (правила округления в задании №9)
2) Задачи на определение доли
(Долю того, что нам нужно ×100%) : всего = ответ округлить до целого числа
3) Задача на солёность
Литр × ‰ =грамм
4)Задача на атмосферное давление и температуру
А 1)Из атмосферного давления (t) у подножия отнять атмосферное давление (t) на вершине.
2) Составляем пропорцию
Целое (общее) – 100% то,что нужно найти –х%
20-100%
8-х%
Х=8 х100
20
Б 1) высоту горы / 100×0,6
2) составляем пропорцию
5) Задача на относительную влажность
Температура не нужна.
(Меньшее число г : на большее число г/м3)×100% = ответ округляем в %
№14. Стихийные природные явления.
Атлас 8 класс «Опасные природные явления» -засухи, суховеи, сейсмоопасные районы.
Атлас 8 класс «Водные ресурсы» — многолетняя мерзлота.
Атлас 8 класс «Почвы» — агроклиматические ресурсы – увлажнение территории
Атлас 7 класс «Строение земной коры» показаны действующие вулканы-для определения сейсмоопасных районов стран мира.
Такие неблагоприятные климатические явления, как засухи, суховеи и пыльные бури возникают в тех природных зонах, где испытывается недостаток влаги. К таким природным зонам мы можем отнести: степи, полупустыни и пустыни. (для определения природ зон карта 8 класса «Растительность»)
Пример: Землетрясения- г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян; вулканы – Камчатка, Курильские о-ва, о. Сахалин; пыльные бури, засухи, суховеи – Астраханская обл., Волгоградская обл. Р.Калмыкия; лавины, обвалы, сели – — г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян, Уральские горы; цунами – около Охотского моря: Камчатский край, Сахалинская обл. Магаданская обл. ; таяние ледников – на берегу морей – Калининградская обл., Ленинградская обл.(Санкт – Петербург), и т.д.; многолетняя мерзлота –северная часть страны: Мурманская обл., Архангельская обл., Ямало – Ненецкий АО, Ненецкий А.О., Красноярский край, Р.Саха (Якутия), Чукотский АО.
Каскады ГЭС – реки: Кама, Волга, Енисей, Лена, Ангара.
№ 15. Рациональное и нерациональное природопользование. Природные ресурсы по исчерпаемости.
Рациональное – такой тип взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, при котором общество управляет своими отношениями с природой, предупреждает нежелательные последствия своей деятельности:
создание культурных ландшафтов
применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье
повторное использование отходов производства
террасирование склонов
создание заповедников
создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях
рекультивация земель и т.д.
Нерациональное –тип взаимоотношения природой, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе):
неумеренный выпас скота
подсечно-огневое земледелие
сплав леса по рекам отдельными брёвнами
распашка земель вдоль склонов
создание терриконов в местах добычи угля
радиоактивное, тепловое загрязнение среды.
избыточное орошение в засушливых районах
осушение болот в верховьях рек и т.д.
Классификация природных ресурсов по исчерпаемости
Агроклиматические ресурсы — свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство
Земельные ресурсы – поверхность Земли, на которой могут размещать различные объекты хозяйства, города, села, заводы и т.д.
Почвенные ресурсы — особенности почв, использующиеся в лесном и сельском хозяйстве.
Рекреационные – особенности природы, используемые для отдыха и оздоровления.
№16. Задания по таблицам. Анализируем таблицы.
Алгоритм действий:
Сначала рисуем схему по градусной сетке расположения всех четырех точек. Далее- определяемся в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки).
широта
долгота
Отработать каждый вопрос
Просмотреть в таблице арифметическую последовательность
Чаще всего неверным является ответ – Чем выше (ниже) расположен пункт наблюдения…….
Чаще всего верным является ответ – С годовой температурой воздуха……..
Чтобы определить годовую амплитуду температуры воздуха, надо найти разницу между температурой самого тёплого и самого холодного месяца, например
Июль +31 январь +24 Июль +32 Январь -17
+31- (+24) =7 +32-(-17) = 49
Количество осадков — отношение к норме в %
№17. Географические следствия движения Земли.
— В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом?
Чем восточнее пункт, тем раньше Солнце встает над горизонтом.
— Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим?
Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим
— Где продолжительность светового дня буде наибольшим (наименьшим)?
22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь.
22 декабря – юж. Полюс –полярный день, северный полюс – полярная ночь.
22.06
21.03
22.12
В летний тип освещения – по мере отдаления от экватора средняя продолжительность дня растёт.
В зимний тип освещения, чем ближе населённый пункт к экватору, тем больше световой день.
— Где Солнце будет выше над горизонтом?
23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)
22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком) Следовательно, выше всего над горизонтом 22 июня в полдень по местному солнечному времени оно будет в том городе, который ближе всего к северному тропику.
21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)
22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком)
Широта тропиков – 23 градуса с.ш. и 23 градуса ю.ш
№18. Анализ информации о разных территориях Земли (климатограммы)
По графику температуры определяемся с полушарием: если температура выше в июле, то это северное полушарие и наоборот, если июль холоднее января, то это южное полушарие
Северное полушарие Южное полушарие
Как правило, остаются 2 пункта
Используем атлас за 7 класс, выбираем карту климат (январь, июль, среднегодовое количество осадков)того материка, который указан в задании для оставшихся 2-х точек.
Рассуждаем на тему, “а может ли в субтропическом поясе зимой “-100 “ ?” и т.д.
В ответе указываем цифру под которой находится правильная буква.
Немного теории:
Арктика, субарктика – t низкие весь год, осадков мало.
Умеренный — t изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района.
Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимние
Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория)
Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки –летом
Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни)
№19. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год
Атлас 8 класс. Административная карта.
Найти нужные регионы или города, обязательно находим все три региона указанных в вопросе.
Новый год начинается на востоке.
Проблема: Не путать Краснодар (юг) и Красноярск (Восточная Сибирь); Архангельск (европейский север) и Астрахань (Поволжье); Вологда (Европ север) и Волгоград (Поволжье)
№20. Вопрос о туристических фирмах.
Регионы –атлас 9 класс карта административная.
Слоган – субъект РФ атлас 8 класс стр 4-5.
Слоган- страна, то Атлас 7 класса, стр.2-3.
8 кл Музей янтаря, самый зап. регион –Калининградская обл.
Белые ночи –Ленинградская область, Карелия, Мурманская о.
Телецкое озеро – Алтайский край;
Дельта крупнейшей реки Русской равнины – Астрахань;
Река Катунь, горы Сибири – Р. Алтай;
Мин. Воды, лечебные грязи – Ставропольский край;
Водопад Кивач , озера, памятники – Кижи и Валаам, белые ночи – Р. Карелия;
Субтропический климат, горы, море – Краснодарский край;
Морские пляжи, термальные источники – Р. Дагестан.
7 кл Фьорды – Норвегия
Карфаген — Тунис
Г.Альпы – Швейцария, Австрия,
Тропические .леса, орангутанги – Индонезия, Индия
«Тысяча улыбок» — Таиланд
Северное сияние – Норвегия
Пляж, горы, о. Тенерифе – Болгария
Памятники византийской и османской культур- Турция;
Многообразие подводного мира, Красное море – Египет;
Пляжи, вулканы, тропическая природы- Мексика;
Сафари – Кения.
№21. Базовые географические понятия (выучить, понимать)
Миграция – выбывшие, прибывшие
Эмиграция – выезд на постоянное место жительства в другую страну
Иммиграция — въезд в страну на постоянное место жительства
Урбанизация– процесс повышения роли городов и распространение городского образа жизни над сельским
Воспроизводство — смена поколений путем рождений и смертей (синоним — Естественный прирост)
Агломерация — скопление небольших городов вокруг города-центра
Режим реки — это периодические изменения в состоянии реки: половодье, паводки, ледостав, ледоход.
Погода – состояние тропосферы в данном месте в данное время.
Климат — многолетний режим погоды. К климату относятся описания времен года, сезонов.
Цунами – крупные волны, подводные землетрясения
Бассейн реки – территория с которой река и её притоки собирает воду (водосборная площадь)
Дельта реки— низменность у устья реки, сложенная речными наносами.
Доли́на реки — отрицательная, линейно-вытянутая форма рельефа с однообразным падением.
Паводок — поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней.
Барханы- песчаные холмы, гейзеры – горячая вода под давлением.
Карстовые процессы — совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот (пещер).
Циклональный тип погоды – пасмурная погода с осадками (атмосф давление низкое,облачная погода с прояснениями, синоптики предупреждают о грозе и сильном ветре, умеренные дожди с порывистым ветром)
Антициклональный тип погоды – ясная погода (атмосферное давление высокое, без осадков)
Отраслевая структура хозяйства России — это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.
№22.Вопрос по таблице или графику
Определить по графику, таблице необходимую величину.
№23. Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами.
А) Вопрос
Естественный прирост = Рождаемость – Смертность ЕП= Р-С
Смертность = Рождаемость – Естественный прирост С= Р- ЕП
Пример: 12,1-15,0 = -2,9; -7918- (-2382)= -5536
Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция МП= И-Э
Иммигранты – приехавшие, эмигранты-уехавшие МП= Приехавшие – Уехавшие
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост
Миграционный прирост = Общий прирост населения — Естественный прирост
Естественный прирост = Общий прирост населения — Миграционный прирост
Плотность населения = Численность населения
Площадь
Густота сети железных (авто) дорог = Длина железнодорожных путей
Площадь территории
Естественная убыль – самый отрицательный ЕП.
Б) Вопрос
В каком году из указанных в табл наблюдалось наименьшее превышение смертностью над рождаемостью?
Наименьшее превышение смертности над рождаемостью, будет то число, где будет наименьший ЕП (и наоборот)
Наименьшее превышение выбывших(убывших) над прибывшими, будет то число, где МП будет наименьшим (и наоборот)
№24. Особенности населения России.
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6)
Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше — чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).
№25. Разные территории Земли: анализ карт.
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6) Смотрим города по кружочкам.
Города – миллионеры!
Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов – на Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград.
№26. Основные географические объекты России.
Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д. Открываем соответствующую отраслевую карту. Если на этой карте города обозначены, значит это центры, если нет –нет. Вместо городов могут быть субъекты РФ.
Западная Сибирь – нефть, газ. Кемерово – уголь (КУЗБАСС),Р Коми – Печорский уголь. Курская обл. – железо. Европейский Север -лес. Волга- машиностроение. Юг РФ – с/х (Ставропольский, Краснодарский край)
Тольятти (ВАЗ) и Нижний Новгород (ГАЗ) — являются крупными центрами автомобилестроения.
В России 10 действующих атомных электростанций. Курская, Балаковская (Саратовская область), Ленинградская, Смоленская, Кольская (Мурманская область), Калининская (Тверская область), Нововоронежская, Ростовская, Белоярская (Свердловская область), Билибинская (Чукотский АО).
Центры алюминиевой промышленности привязаны к крупным ГЭС, так как производство алюминия очень энергозатратно. Рядом с Красноярском и Братском расположены крупнейшие в России ГЭС. Крупные центры цветной металлургии России — Красноярск и Норильск.
Тракторостроение налажено в Челябинске и Волгограде. Центрами сельскохозяйственного машиностроения являются города Рязань и Ростов-на-Дону.
Крупнейшие металлургические комбинаты полного цикла расположены в Магнитогорске, Череповце, Новокузнецке.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность развита в Архангельской области и Республике Карелия, Красноярский край.
Наибольшая добыча природного газа в России происходит в Западной Сибири, в Ямало-Ненецком АО. Кроме этого добыча ведётся в Оренбургской и Астраханской областях.
Наибольшая добыча нефти в России происходит в Западной Сибири, в Ханты-Мансийском АО. Кроме этого добыча ведётся в республиках Татарстан и Башкортостан.
Крупнейшими центрами чёрной металлургии России являются города Челябинск и Липецк.
№27-28-29 Анализ текста о природных особенностях Земли.
27) «Локализация» положение на карте, территории о которой идет речь в тексте…
Подсказка -Кейптаун. Ответ: Территория ЮАР.
Подсказка – Кубань. Ответ: Краснодарский край
Подсказка – море Росса. Ответ: Тихий; Южный океан.
28) Понятия и термины, используемые в тексте, их значение…
Анализируем текст используя ключевые слова и атласы и записываем ответ на БЛАНКЕ №2
29) Объяснение особенностей того, о чем говорится в тексте, причинно-следственные связи: Почему…? Чем объяснить и т.д.
Рассуждаем, используем легенды карт, обязательно отвечаем используя БЛАНК № 2
№30 Выявление признаков географических объектов и явлений .
Определение страны. Атлас 7 класс «Политическая карта мира»
Определение города или региона РФ — Атлас 8 класс «Административная карта» или «Федеративное устройство РФ»
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Сайт «Решу ОГЭ»
Преимущества сайта:
Возможность работы без регистрации;
Возможность бесплатного пользования;
Возможность распечатать материал для работы
Ежемесячное обновление готовых тестов;
Возможность посмотреть пояснение к типовым заданиям;
Возможность узнать примерные экзаменационные баллы после выполнения тестов.
Сайт «ФИПИ» — задания прошлых лет.
В «КОНТАКТЕ» — тематические группы для подготовки к ОГЭ.
«ИНФОУРОК» — короткие видеоролики.
«» — видеоролики
РУ «РОССИЙСКИЙ УЧЕБНИК» — вебинары В.Б. Пятунина
Пособия для подготовки под редакцией:
Амбарцумова Э.М. ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты, М., «Национальное образование»
Барабанов В.В, Жеребцов А.А ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты, М «Экзамен»
Обязательно отвечаем на Бланке № 2, вопрос № 12,28,29 не пропускаем.