Инструкции по охране труда для администрации школы-интернат
Инструкции по охране труда для служащих АУП
Общие инструкции по охране труда
Инструкции по охране труда для учителей
Инструкции по охране труда для педагогических работников
Инструкции по охране труда для учебно-вспомогательного персонала
Инструкции по охране труда для классных руководителей, воспитателей
Инструкции по охране труда для обслуживающего персонала
Инструкции по охране труда труда для организации безопасной образовательной деятельности в учебных кабинетах
Инструкции по охране труда Летней базы отдыха «Дружба»
Инструкция
по охране труда для водителя школьного автобуса
__________________
1. Общие требования безопасности
1.1. К самостоятельной работе водителем школьного
автобуса допускаются лица не моложе 18 лет и имеющие профессиональную
подготовку.
Водитель школьного автобуса для допуска к
работе обязан пройти:
— обязательный медицинский осмотр;
— вводный инструктаж;
— обучение безопасным методам и приемам работы, проверку
знания безопасности труда, охраны труда;
— первичный инструктаж на рабочем месте;
— соответствующее обучение и инструктаж;
— иметь I квалификационную группу по
электробезопасности.
Выполнение работ, не связанных с обязанностями
водителя, допускается только после проведения целевого инструктажа.
1.2. Водитель школьного автобуса обязан:
1.2.1. Соблюдать нормы, правила и инструкции
по охране труда и пожарной безопасности, правила дорожного движения, устав
школы и правила внутреннего трудового распорядка.
1.2.2. Немедленно сообщать заместителю
директора по административно-хозяйственной части о произошедшем несчастном
случае, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая может
создать угрозу жизни и здоровью детей.
1.2.3. Выполнять только порученную работу.
1.3. Запрещается употребление на работе спиртных
напитков, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения.
1.4. Опасными и вредными производственными
факторами при выполнении работ водителем автобуса являются:
— нервное напряжение при управлении школьным автобусом;
— монотонность труда при управлении средством
передвижения;
— шум, вибрация, тряска;
— неудобная рабочая поза при ремонте и техническом
обслуживании автобуса;
— повышенная физическая нагрузка на организм водителя;
— повышенная или пониженная температура воздуха;
— повышенная загазованность воздуха рабочей зоны,
включая содержание двуокиси углерода, окиси углерода, паров бензина, окислов
серной кислоты, минеральной пыли и др.
1.5. При возникновении пожара срочно сообщить в
пожарную охрану по телефону 101, зам. директора по АХЧ (АХР) и приступить к
тушению.
1.6. При заболевании или получении травмы как на
работе, так и вне ее необходимо сообщить об этом директору школы и обратиться в
медицинский пункт.
1.7. При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему
в соответствии с Инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать медицинского
работника. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой
она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью
окружающих людей и не приведет к аварии, поставить об этом в известность
администрацию школы.
1.8. При обнаружении неисправности узлов автобуса,
приспособлений, инструмента сообщить об этом директору школы. Использовать и
применять в работе неисправные оборудование и рабочие инструменты запрещается.
1.9. Выполняя профессиональные обязанности,
водитель обязан соблюдать следующие требования техники безопасности:
— ходить только по установленным проходам, переходным
мостикам и площадкам;
— не садиться и не облокачиваться на случайные
предметы и ограждения;
— не подниматься и не спускаться бегом по лестничным
маршам и переходным мостикам;
— не прикасаться к электрическим проводам, кабелям
электротехнических установок;
— не устранять неисправность в осветительной и силовой
сети, а также пусковых устройствах.
1.10. Принимать пищу следует в оборудованных
помещениях (столовой, буфете, комнате для приема пищи).
1.11. При перевозке учащихся, в автобусе должен
находиться воспитатель или учитель. Запрещается перевозить людей на автобусе,
который не снабжен огнетушителем и аптечкой.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. При подготовке школьного автобуса к выезду
водитель обязан проверить:
— наличие удостоверения с талоном на право вождения
автобуса, путевой лист;
— техническое состояние автобуса, исправность
тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации,
стеклоочистителей, установку зеркал, чистоту и видимость номерных знаков, а
также отсутствие подтекания топлива, масла или воды;
— давление воздуха в шинах;
— наличие инструмента и инвентаря;
— заправку автобуса топливом, маслом, водой, тормозной
жидкостью, антифризом и уровень электролита в аккумуляторной батарее;
— наличие запасного колеса, буксирного троса, аптечки
первой помощи, домкрата, огнетушителя.
2.2. Заправку автобуса производить в соответствии со
всеми требованиями, без наличия в салоне автобуса школьников.
2.3. Выезд автобуса с неисправностями, угрожающими
безопасности движения, запрещается.
2.4. Водителю школьного автобуса запрещается:
— употреблять спиртные напитки;
— передавать управление автобусом лицу, не указанному
в путевом листе, находящемуся в нетрезвом состоянии или не имеющему при себе
удостоверения на право управления автобусом.
2.5. Проверять техническое состояние автобуса и его
агрегатов при выпуске автобуса на линию и возвращении с линии следует при
заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи
опробования тормозов.
2.6. При проверке технического состояния автобуса
необходимо проверять также номенклатуру и исправность инструментов и
приспособлений, выдаваемых водителю.
2.7. Перед началом работы водитель автобуса обязан
проверить, чтобы:
— ветровое и боковое стекла не имели трещин и
затемнений, затрудняющих видимость;
— боковые стекла плавно передвигались от руки или стеклоподъемными
механизмами;
— на сидении и спинке сиденья не было провалов, рваных
мест, порезов, выступающих пружин и острых углов: сиденья и спинка должны иметь
исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя автобуса;
— замки всех дверей, а также привод управления дверьми
на автобусе были исправными, исключающими возможность их самопроизвольного
открывания во время движения;
— отопительные устройства кабины и салона в холодное
время были исправными;
— пол кабины, салона и кузова автобуса застилался
ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений.
2.8. При подготовке автобуса к выезду водителю следует
проследить, чтобы органы управления автобусом были с исправными уплотнениями,
препятствующими проникновению отработанных газов в кабину или пассажирский
салон школьного автобуса.
2.9. Водитель обязан проверить, чтобы автобус был
обеспечен противооткатными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под
колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком
аварийной остановки или мигающим красным фонарем, огнетушителями (не менее двух
штук).
2.10. Водителю школьного автобуса запрещается:
— движение автобуса при нахождении учащихся на подножках,
бамперах;
— выпрыгивать из кабины автобуса на ходу;
— отдыхать или спать в кабине, салоне на стоянке при
работающем двигателе.
3. Требования безопасности во время выполнения
работы
3.1. Выполнять требования правил дорожного движения и
указания регулировщиков движения в соответствии с Правилами дорожного движения.
3.2. Выбирать скорость движения с учетом дорожных
условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения на дорогах,
особенностей состояния автобуса и перевозимого количества учащихся.
3.3. Перед подачей автобуса назад водитель должен
убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет учащихся или каких-либо
препятствий.
Перед началом движения задним ходом в условиях
недостаточного обзора сзади (при выезде из ворот и т. п.) водитель должен
требовать, а администрация школы обязана выделять человека для организации и
направления движения школьного автобуса.
3.4. Запрещается управлять автобусом, находясь на
подножке, при открытых дверях кабины.
3.5. Оставлять автобус разрешается только после
принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя,
с закрытыми дверями салона и кабины, убедившись в отсутствии в салоне детей.
3.6. При ремонте школьного автобуса на линии
соблюдать меры предосторожности:
— съехать на обочину дороги;
— выставить необходимые знаки безопасности;
— включить габаритные огни при плохой видимости;
— остановить автобус с помощью стояночной тормозной
системы;
— включить первую передачу, подложить под колеса
упоры. При выполнении работ на обочине под автобусом запрещается находиться со
стороны проезжей части.
3.7. При проведении ремонта школьного автобуса в
неотапливаемом помещении либо на открытом воздухе, лежа под автобусом или стоя
на коленях, необходимо применять лежаки или маты.
3.8. Водителю школьного автобуса запрещается:
— подогревать двигатель открытым пламенем.
— отдыхать или спать в кабине автобуса при работающем
двигателе.
— допускать к ремонту автобуса на линии посторонних
лиц;
— устанавливать домкрат на случайные предметы;
— выполнять какие-либо работы, находясь под автобусом,
в приподнятом состоянии только на домкрате, без использования козелка;
— использовать в качестве подставки под вывешенный
автобус случайные предметы: камни, кирпичи и т. п.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При дорожно-транспортном происшествии водитель
автобуса обязан:
— без промедления остановиться и не трогать с места автобус,
а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;
— в случае необходимости вызвать медицинскую помощь, а
если это невозможно, отправить пострадавших на попутном транспорте в ближайшее
лечебное учреждение;
— сообщить о случившемся в органы автоинспекции,
записать фамилии очевидцев и ожидать прибытия работников инспекции.
— сообщить о случившемся администрации школы.
4.2. При возникновении пожара во время движения
необходимо остановить школьный автобус, принять меры к тушению загорания
средствами пожаротушения.
4.3. При возникновении пожара сообщить в пожарную службу
по телефону 01 (101), заместителю директора по административно-хозяйственной
работе и приступить к тушению.
При загорании одежды необходимо потушить пламя
подручным материалом. Нельзя накрывать пострадавшего с головой во избежание
ожога дыхательных путей и отравления токсичными продуктами горения.
4.4. При поражении человека электрическим током
освободить пострадавшего от действия электрического тока и оказать первую
медицинскую помощь согласно инструкции по оказанию доврачебной помощи.
При внезапном отключении напряжения необходимо
помнить, что оно может быть подано вновь без предупреждения.
4.5. При вынужденной остановке автобуса на обочине или
у края проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить
на расстоянии 15-30 м позади школьного автобуса знак аварийной остановки или
мигающий красный фонарь.
4.6. При накачивании или подкачивании снятых с
автобуса шин в условиях дороги необходимо в окна диска колеса установить
предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо
замочным кольцом вниз.
4.7. Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо
открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой. Пробку следует открывать осторожно,
не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
4.8. При появлении во время движения запаха бензина или
солярки водитель должен немедленно остановить автобус, выявить причину
появления запаха и устранить ее.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. После возвращения с поездки очистить школьный автобус
от грязи и поставить на место, отведенное для стоянки. В случае необходимости
оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих
устранению.
5.2. В зимнее время при хранении в неотапливаемом
гараже слить воду из радиатора и двигателя.
5.3. Оставаться на ночлег в закрытом автобусе
запрещается.
5.4. При остановке автобуса водитель, покидая кабину,
должен обезопасить автобус от самопроизвольного движения — выключить зажигание
или перекрыть подачу топлива, установить рычаг переключения передач в
нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом.
Если автобус стоит даже на незначительном уклоне,
необходимо дополнительно поставить под колеса башмаки.
5.5. Выходя из кабины автобуса на проезжую часть
дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения как в
попутном, так и во встречном направлениях.
5.6. Перед постановкой автобуса на место стоянки с
подогревом водитель должен убедиться в отсутствии утечки топлива или устранить
ее.
5.7. При остановке и стоянке на неосвещенных участках
дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на
автобусе должны быть включены габаритные или стояночные огни.
5.8. Ширина проезда между автобусами в помещениях для
стоянки должна быть достаточной для свободного въезда автобуса на свое место
(за один маневр), а расстояние от границы проезда до автобуса — не менее 0,5
м.
5.9. После постановки автобуса школы в помещение для
стоянки двигатель должен быть выключен.
5.10. В помещениях, предназначенных для стоянки
автобуса, а также на стоянках под навесом или на площадках запрещается:
— курить, пользоваться открытым огнем;
— оставлять открытыми горловину топливного бака
автобуса;
— подзаряжать аккумуляторные батареи в помещениях;
— мыть или протирать бензином автобус, детали или
агрегаты, а также руки и одежду;
— хранить топливо (бензин, дизельное топливо), за
исключением топлива в баках автобуса;
— заправлять автобус жидким топливом, газом, а также
сливать топливо из баков и выпускать газ;
— устанавливать предметы и оборудование, которые могут
препятствовать быстрой эвакуации автобуса в случае пожара или других стихийных
бедствий;
— пуск двигателя для любых целей, кроме выезда школьного
автобуса из помещения.
Инструкцию разработал:
______________ /_______________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г.
______________ /_______________________/
Водитель автобуса отвечает за безопасную перевозку пассажиров и безупречное состояние эксплуатируемого ТС. Человек данной профессии испытывает особенно большие нервные нагрузки, сталкивается с множеством вредных факторов и опасных ситуаций. Он должен отлично знать правила дорожного движения, умело управлять машиной в любых сложных обстоятельствах.
Чтобы как можно лучше подготовить персонал к выполнению непростых обязанностей, в транспортных компаниях разрабатывается подробная инструкция по охране труда для водителя автобуса. Важно знать, как ее правильно составить, какие сведения должны содержаться в этом важном документе.
Особенности профессии
Автобусом называют ТС для перевозки людей, в котором имеется 9 и больше пассажирских мест. «Водитель автобуса» – это разновидность профессии «водитель автомобиля».
Автобусные поездки зачастую совершаются по заданному маршруту и графику. Перевозки бывают городскими, пригородными, междугородными и международными. Водитель может выполнять также специальные рейсы (обслуживать туристов, доставлять людей в школу, на работу или осуществлять их эвакуацию из опасных зон).
Особенности
График работы водителя автобуса зависит от характера выполняемых заданий. В обязанности шофера входит не только управление машиной, но и обслуживание пассажиров (продажа билетов в случае отсутствия кондуктора, объявление остановок, контроль за состоянием салона и систем обеспечения микроклимата).
Как и водитель легкового или грузового ТС, человек, управляющий автобусом, должен иметь достаточные технические знания, способность моментально оценивать ситуацию, принимать верные решения. Важно умение спокойно и дружелюбно общаться с людьми, понимать меру ответственности за пассажиров и имущество компании.
Требования
Основными законодательными документами, в которых изложены требования к водителям автобусов, являются:
- Приказ Минтруда № 772н (о разработке инструкций по ОТ), вступивший в силу 1 марта 2022 года.
- Правительственное Постановление № 1527 от 23.09.2020 г. (о правилах автобусной перевозки детских групп).
- Госстандарт 33552-988 (правила перевозки учащихся);
- Трудовой кодекс РФ (раздел «Охрана труда»).
Условия для работы
Для вождения автобуса требуется иметь водительские права категории Д, знать правила дорожной езды, владеть навыками БДД.
Управлять пассажирским автобусом могут лица старше 20 лет, имеющие крепкое здоровье, хорошее зрение и слух.
К работе допускаются водители, обученные правилам электро- и пожаробезопасности (квалификационная группа 1), знакомые с приемами оказания первой медицинской помощи.
Перевозкой детских групп могут заниматься лица, имеющие непрерывный стаж работы на автобусе не меньше 1 года. У них не должно быть административных наказаний за нарушение ПДД (штрафов, лишения водительских прав).
Водителям автобусов другого назначения стаж работы иметь необязательно. Нужны лишь документы, подтверждающие квалификацию: диплом о профессиональном обучении или переподготовке, российские права кат. Д или международное водительское удостоверение.
Профстандарт
Отдельного профстандарта для водителя автобуса не существует, однако на практике обычно используется стандарт 17.016, установленный в 2015 г. для водителей «внедорожных автотранспортных средств». В нем указаны обязательные требования, наименования и коды профессий (по классификационному справочнику). Перечислены выполняемые трудовые операции, области теоретических знаний.
Бесплатный образец профстандарта можно скачать на странице: https://assistentus.ru/forma/profstandart-voditelya-avtobusa/.
Инструкция по охране труда
Типовая инструкция по охране труда для водителя автобуса представляет собой пособие, в котором содержатся правила безаварийного управления ТС и требования к персоналу.
Необходимость
Инструкция по ОТ не является обязательным документом. Она не имеет строго регламентируемой формы. Однако разработка такого пособия очень желательна, поскольку она позволяет свести воедино все вопросы, касающиеся безопасности труда водителей автобусов. Наличие «свода правил» значительно облегчает проведение инструктажей, гарантирует знакомство работников с основными требованиями ТБ и ОТ, порядком медосвидетельствования водителей, их допуска к рейсу.
Где взять
Согласно ТК России (ст. 214), составлением инструкции по ОТ должен заниматься работодатель. Обычно ее разрабатывает инженер по ОТ совместно с начальником транспортного отдела. Готовый документ подписывает руководитель предприятия.
Скачать образцы бесплатно можно на страницах:
- пример 1;
- пример 2.
Нормативная база
При разработке типовых инструкций необходимо опираться на следующие законодательные документы:
- Приказ Минтруда № 772н.
- Федеральный закон № 196 от 10. 12. 1995 г. (о БДД).
- Постановления Правительства № 1090 (о соблюдении ПДД) и № 1527 (о перевозке детей).
- Письма Минобразования России № 8-988, 2014 г. (рекомендации по ОТ при перевозке школьников).
- Инструкция по ОТ для водителей автомобилей (ТОИ Р-200-01-95), разработанная Государственным НИИ автомобильного транспорта.
- Приказ Минтранса № 282, действующий с 1 января 2021 г. (квалификационные требования к водителям).
Состав
В инструкцию по ОТ включаются разделы с обязательными требованиями к водителю автобуса:
- в общих случаях (допуск к работе, режим труда, производственные вредности и опасности);
- перед выездом в рейс (медосмотр, подготовка ТС и документации);
- во время поездки по маршруту (правила безопасной езды, соблюдения рабочего режима);
- при возникновении аварии (поведение и обязанности водителя);
- по окончании работы (парковка транспорта, сдача смены).
Общие требования
К работе допускаются лица, прошедшие квалификационную проверку и медицинское обследование, знакомые с особенностями пассажирских перевозок.
Водители, не имеющие стажа работы на автобусе или вернувшиеся к вождению авто после длительного перерыва (больше 1 года), проходят стажировку в условиях езды по реальному маршруту.
Работник несет ответственность за нарушение ПДД, правил пассажирских перевозок, рабочего распорядка, трудовой дисциплины и требований должностной инструкции.
Допуск
К управлению пассажирским автобусом допускаются лица, имеющие водительские права категории Д, прошедшие медосмотр, инструктаж, проверку знаний в области ТБ, ОТ, электро- и пожаробезопасности.
Повторный инструктаж проводится раз в 3–6 месяцев, проверка – 1 раз в год.
Инструктажи и осмотр
Водители, управляющие автобусами, проходят следующие инструктажи по ОТ;
- вводный;
- первичный;
- повторный;
- внеплановый;
- целевой.
Записи о занятиях регистрируются в соответствующих журналах.
Прохождение вводного инструктажа по охране труда для водителей автобусов обязательно для всех новых работников (независимо от стажа), а также для персонала, прибывшего в командировку или на обучение. Водителей инструктирует сотрудник в должности ответственного за ОТ.
Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте для знакомства с конкретными обязанностями и условиями работы. Инструктором является мастер участка или начальник гаража.
Повторный инструктаж проводится для периодического напоминания правил ТБ, ознакомления с изменившимися условиями работы и обслуживания техники.
Внеплановый инструктаж организуется при:
- вступлении в действие новых законодательных актов, получении предписаний надзорных органов;
- изменении правил ОТ (в связи с обновлением транспортного парка, переходом на другой режим работы);
- серьезном нарушении правил ТБ со стороны водителя, создавшего угрозу аварии.
Целевой инструктаж проводится перед однократным выполнением работ, которые не являются прямой обязанностью водителя (например, внеплановой уборкой, ликвидацией последствий ЧП). На осуществление разовых работ оформляется наряд-допуск.
Для проверки состояния здоровья водителей проводятся медосмотры:
- предварительные – перед приемом на работу;
- периодические (1 раз в 1–2 года);
- предрейсовые и послерейсовые (проверка артериального давления и температуры тела, медосвидетельствование на наличие в крови алкоголя и наркотических веществ).
Обязанности
Водителю автобуса полагается:
- перевозить пассажиров по регулярным или специальным маршрутам;
- соблюдать график прибытия автобуса к остановкам;
- вести автобус, тормозить и совершать повороты плавно, чтобы не подвергать пассажиров опасности травмирования;
- открывать двери только после полной остановки ТС;
- поддерживать равномерную скорость движения, без резкого ускорения или рывков;
- проявлять осторожность при посадке/высадке пассажиров, наблюдать за ситуацией в салоне с помощью зеркала в кабине;
- объявлять название остановок, следить за порядком в салоне, оплатой проезда.
Опасные и вредные производственные факторы
В процессе работы водителю автобуса приходится сталкиваться с различными факторами риска. Наибольшую опасность представляют:
- контакт с вредными и огнеопасными веществами (антифризом, бензином, дизельным топливом, сжиженным газом, мазутом), воздействие горячей воды и пара при перегреве агрегатов;
- вдыхание пыли, токсичных газов (бутана, окисей азота и углерода, этилмеркамптана);
- взаимодействие с движущимися механизмами, габаритными агрегатами, электрооборудованием;
- повышенная вибрация и шум во время езды;
- пребывание в стесненных условиях, монотонность работы;
- проведение техосмотра и ремонтных работ с использованием подъемников, домкратов (создающих угрозу падения ТС);
- вождение автобуса в сложных погодных и климатических условиях, по горной местности, по дорогам с некачественным покрытием (повышение риска ДТП);
- нервное напряжение.
При неисправностях
При появлении признаков неисправности отдельных систем автомобиля (посторонних стуков, сбоев в работе руля, приборов, сигнальных устройств) поездку необходимо прервать. Машину останавливают в безопасном месте или на специальной стоянке. Если самостоятельно устранить дефект не удается, необходимо известить диспетчера о происшествии, связаться с техслужбой. Важно предупредить пассажиров о соблюдении осторожности при выходе из автобуса.
При возгорании
Для устранения очага пожара используют пенный огнетушитель. Место возгорания можно засыпать песком или землей.
Прежде всего, водитель должен позаботиться о срочной эвакуации пассажиров на безопасное расстояние от автобуса. На место пожара необходимо срочно вызвать работников МЧС.
Предупреждение! Для тушения пламени нельзя использовать воду, поскольку возможно поражение людей электрическим током, получение ожогов из-за парообразования. Маслянистое топливо всплывает на поверхность воды и продолжает гореть.
При несчастном случае
Водитель должен иметь навыки оказания первой медицинской помощи. При возникновении несчастного случая ему следует немедленно связаться с ближайшей больницей или спасательной службой. О любом экстренном происшествия водитель должен сообщить руководству своей компании, объяснить причину непредвиденной остановки, действовать в соответствии с дальнейшими указаниями.
Требования перед началом работы
В данном разделе инструкции указывается, что водитель должен:
- пройти предрейсовый медосмотр (медосвидетельствование);
- тщательно осмотреть ТС снаружи, проверить исправность дверей, состояние салона, подножек и площадки – необходимо очистить их от грязи, снега и льда;
- убедиться в наличии и удовлетворительном состоянии средств защиты;
- получить у контролера тех состояния ТС путевой лист с отметкой об исправности автобуса.
Проверка
Водитель обязан проверить:
- работу основных агрегатов и систем (двигателя, тормозной системы, рулевого управления), а также состояние колес, шин, подвески;
- целостность зеркал и стекол, действие стеклоочистительных щеток, систем обогрева и вентиляции салона;
- исправность устройств дальнего и ближнего освещения, сигнализации (световой и звуковой);
- работоспособность тахографа, спидометра, противоугонных приспособлений;
- уровень горючего, состояние пробок в топливном баке;
- отсутствие протечек топлива, масла, тормозной жидкости;
- регулировку положения водительского кресла;
- наличие аптечки, огнетушителя, знаков аварийной остановки, противооткатных упоров, запасной шины, домкрата, ремонтных инструментов.
Примечание. В большом автобусе должно быть два огнетушителя – в кабине водителя и в салоне для пассажиров. В микроавтобусе достаточно одного подобного устройства.
При работе автобуса на этилированном бензине
Водителю автобуса, заправляемого высокотоксичным топливом, полагается иметь дополнительные ИСЗ: резиновые перчатки, резиновый фартук и нарукавники.
Водитель должен работать только в специальной одежде, полностью предотвращающей попадание бензина на тело.
Перед выходом в рейс необходимо запастись средствами обеззараживания (керосином, хлорамином, хлорной известью). Важно проверить состояние вентиляции (общеобменной и местной).
Нельзя допускать переливов топлива (тару заполняют на 90 %). Для перекачивания бензина и продувки системы обязательно используют насос.
При участии в ремонте и техобслуживании
Любые ремонтно-технические работы при обслуживании автобуса (микроавтобуса) следует производить только в спецодежде.
Водителю разрешается использовать лишь те инструменты и приспособления, с которыми он хорошо знаком.
Водитель должен заглушить мотор, прекратить подачу топлива, выставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Под колеса укладываются специальные упоры.
На пульте подъемника вывешивается предупреждающая надпись о проведении работ.
Требования во время работы
В данном разделе инструкции оговаривается порядок обеспечения безопасной перевозки пассажиров, поддержания транспорта в работоспособном состоянии. Описываются правила запуска двигателя, поддержания скоростного режима в рамках установленных ограничений.
Общие правила
- При заправке топлива необходимо высаживать пассажиров из автобуса.
- Во время посадки и высадки людей используется стояночный тормоз.
- Запуск автобуса производится с помощью стартера, не допускается буксировка.
- Для прогрева двигателя, устранения обледенений можно использовать только горячую воду или пар. Недопустимо применение открытого огня.
- Важно строго соблюдать скоростные ограничения, учитывать погодные условия, интенсивность дорожного движения, особенности ТС.
- Во время езды водителю запрещается отвлекаться на посторонние разговоры.
- Важно внимательно следить за дорожной ситуацией, проявлять особую осторожность при пересечении пешеходных переходов, совершении разворотов, движении задним ходом.
- Требуется строго соблюдать правила обгона ТС, преодоления подъемов/спусков, мостов, ж/д переездов.
- Во время остановки нельзя перегораживать движение остального транспорта.
При перевозке детей
Для водителей школьных автобусов оговариваются следующие правила:
- Посадка/высадка производится со стороны тротуара (для предупреждения случайного выхода детей на проезжую часть улицы). При этом водитель должен оставаться в кабине автобуса, зафиксированного стояночным тормозом.
- Нельзя оставлять детей в автобусе без присмотра.
- Пассажиры и сопровождающие лица должны ехать только сидя, пристегнувшись ремнями безопасности. В салоне запрещено присутствие посторонних лиц, а также предметов и грузов, не принадлежащих детям.
- Скорость движения не должна превышать 60 км/час.
- При движении следует включать желтый проблесковый маячок.
- Не разрешается перевозка детских групп в темное время суток, по обледеневшей трассе, во время тумана.
Особые случаи
Осмотр и ремонтные работы производятся только после отключения автобусного двигателя и перекрывания подачи топлива. При необходимости снятия тормоза рычаг переключения выставляется в нейтральное положение.
Двигатель можно снимать только при расположении автобуса на колесах или с подставленными «козелками», противооткатными упорами.
При разборке/сборке механизмов нельзя использовать подручные предметы. Работа производится с помощью гайковертов, съемников.
Используя грузоподъемные механизмы, необходимо убедиться в том, что они исправны, предназначены для удержания предметов соответствующего веса, испытаны в положенный срок, снабжены захватными и крепежными устройствами.
Снимаемые узлы и агрегаты предварительно освобождают от охлаждающей жидкости и смазки.
При парковке автобуса в пункте техобслуживания необходимо следить за расположением колес относительно эстакады или смотровой канавы. Под шины устанавливаются упоры, задействуется стояночный тормоз, на автобусах с МКП включается нижняя передача.
Работы под автобусом производят только при выключенном двигателе. На руль вывешивается табличка «Не включать!».
При выполнении работ с аккумуляторными батареями
Аккумулятор должен быть хорошо закреплен. Важно следить, чтобы электропровода имели хорошую изоляцию.
При работе с батареей следует избегать попадания содержимого на руки и одежду, в случае необходимости нейтрализовать кислоту 10 % содовым раствором, промыть большим количеством воды.
Аккумуляторы нужно транспортировать на специальных тележках. При оценке уровня зарядки пользуются нагрузочной вилкой.
Что не разрешается
Водителю запрещается:
- подолгу находиться в автобусе с работающим двигателем;
- ездить на неисправном ТС;
- держать открытой дверь в кабину;
- перемещать автобус на буксире при наличии пассажиров в салоне;
- курить и принимать пищу во время езды;
- разговаривать по телефону, находясь за рулем;
- передавать управление лицам, не занесенным в путевой лист;
- управлять автобусом при наличии признаков недомогания или в состоянии опьянения.
Требования в аварийных ситуациях
При возникновении ДТП водитель обязан оставаться на месте аварии, вызвать медиков, сотрудников спасательной службы, ГИБДД, сообщить руководству о происшествии, записать данные свидетелей.
Если произошло возгорание – воспользоваться огнетушителем, вывести пассажиров в безопасное место, вызвать пожарных.
Буксировать машину к месту ремонта можно только с разрешения сотрудников ГИБДД.
По окончании работы
Здесь описываются действия водителя после возвращения из поездки, технические мероприятия и необходимые меры санитарной гигиены. Водитель обязан:
- доставить машину на место стоянки, зафиксировать тормоз, навести порядок в салоне, убрать наружную грязь;
- осмотреть автобус вместе с механиком, составить перечень неполадок и заявку на ремонт;
- сдать путевой лист контролеру ТС или диспетчеру.
Строгое соблюдение правил и требований инструкции по охране труда позволяет обезопасить перевозку людей, создать условия для сохранения здоровья водителя.
К работе допускаются только квалифицированные перевозчики, прошедшие необходимую стажировку, а также подробный инструктаж по ТБ, правилам БДД и ОТ.
Шофер, выезжающий в рейс, обязательно проходит медосвидетельствование. Техническое состояние автобуса, выпускаемого на линию, находится под строгим контролем. В инструкции предусматриваются повседневные меры охраны труда, а также действия водителя в особых ситуациях.
Скачать Инструкцию для инженера по оборудованию
Задать вопрос по заполнению документа
Инструкция по охране труда для водителя автобуса
1. Общие требования охраны труда
1.1. К выполнению работы по профессии водителя автобуса (далее – водитель) допускается
работник не моложе 18 лет, прошедший профессиональную подготовку, курсы повышения
квалификации, имеющий действующее водительское удостоверение с категорией Д, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку, проверку знаний требований охраны труда, прошедший обязательные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения и получивший допуск к самостоятельной работе приказом руководителя организации.
1.2. Водитель должен периодически не реже одного раза в 12 месяцев проходить проверку
знаний требований охраны труда, а также присвоение и ежегодное подтверждение II группы по электробезопасности в связи с применением в работе переносного электрифицированного светильника и инструмента.
1.3. Водитель независимо от квалификации и стажа работы не реже одного раза в три
месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда, при этом в программу
инструктажа на рабочем месте должны быть включены вопросы оказания первой помощи
пострадавшим, в том числе и в дорожно-транспортных происшествиях; в случае нарушения
водителем требований охраны труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: технические
характеристики автотранспортного средства; принцип работы автотранспортного средства и
отдельных его агрегатов; режимы работы, установленные ограничения и особенности
эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды года, режим труда и отдыха водителя, правила обеспечения безопасности перевозок. Перед началом эксплуатации водитель должен изучить руководство по эксплуатации на эксплуатируемые автотранспортные средства.
1.5. Водитель, показавший неудовлетворительные знания требований охраны труда при
эксплуатации автотранспортного средства, к самостоятельной работе не допускается.
1.6. Водитель, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен
пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.7. Водителю запрещается пользоваться неисправным, неиспытанным инструментом,
приспособлениями и оборудованием, средствами индивидуальной и коллективной защиты.
1.8. Во время работы на водителя автотранспортного средства могут оказывать
неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные
факторы:
1) движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования,
инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
2) падающих предметов (элементов технологического оборудования, инструмента);
3) острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;
4) повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
5) повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования,
материалов;
6) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
7) повышенного уровня шума на рабочем месте;
повышенного уровня вибрации;
9) повышенной или пониженной влажности воздуха;
10) повышенной или пониженной подвижности воздуха;
11) отсутствия или недостаточного естественного освещения;
12) недостаточной освещенности рабочей зоны;
13) физических перегрузок;
14) нервно-психических перегрузок.
1.9. Каждый водитель автотранспортного средства должен знать и правильно применять в
работе средства коллективной защиты:
1) от воздействия механических факторов (устройства оградительные, предохранительные и
тормозные; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
2) от поражения электрическим током (оградительные устройства; устройства автоматического контроля и сигнализации; изолирующие устройства и покрытия; устройства защитного заземления и зануления; устройства автоматического отключения; устройства выравнивания потенциалов и понижения напряжения; устройства дистанционного управления; предохранительные устройства; молниеотводы и разрядники);
3) от падения с высоты (ограждения, защитные сетки);
4) от повышенного уровня шума (устройства звукоизолирующие, звукопоглощающие; глушители шума; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
5) от повышенного уровня вибрации (устройства оградительные; устройства виброизолирующие, виброгасящие и вибропоглощающие; устройства дистанционного управления автоматического контроля и сигнализации);
6) от повышенного уровня статического электричества (устройства заземляющие, экранирующие, увлажняющие; нейтрализаторы, антиэлектростатические вещества);
7) от пониженных или повышенных температур поверхностей оборудования, материалов и
заготовок (устройства оградительные, термоизолирующие и экранирующие; устройства
дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
от повышенных или пониженных температур воздуха и температурных перепадов (устройства оградительные и термоизолирующие; устройства для обогрева и охлаждения; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
9) от повышенного уровня ультразвука (устройства оградительные, звукоизолирующие и
звукопоглощающие; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и
сигнализации);
10) от повышенного уровня ионизирующих излучений (устройства оградительные,
герметизирующие и защитные покрытия; устройства улавливания и очистки воздуха и жидкостей; средства дезактивации; устройства автоматического контроля; устройства дистанционного управления; средства защиты при транспортировании и временном хранении радиоактивных веществ; емкости для радиоактивных отходов);
11) от повышенного уровня инфракрасных излучений (устройства оградительные,
герметизирующие, теплоизолирующие и вентиляционные; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
12) от повышенного уровня электромагнитных излучений (устройства оградительные,
герметизирующие и защитные покрытия; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
13) от повышенной напряженности электромагнитных полей (устройства оградительные,
изолирующие и защитные покрытия; устройства защитного заземления);
14) от повышенного уровня лазерного излучения (устройства оградительные и
предохранительные; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и
сигнализации);
15) от воздействия химических факторов (устройства оградительные, герметизирующие;
устройства для вентиляции и очистки воздуха, для удаления токсичных веществ; устройства
дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
16) от воздействия биологических факторов (устройства оградительные и герметизирующие;
оборудование и препараты для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации;
устройства для вентиляции и очистки воздуха; устройства дистанционного управления,
автоматического контроля и сигнализации).
1.10. Водителю положена выдача смывающих и обезвреживающих средств согласно
типовым нормам бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
1.11. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими
средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных
факторов согласно типовым отраслевым нормам.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать
требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими
работниками; курить на рабочем месте, на территории транспортного цеха и территории
предприятия категорически запрещается. Курение разрешается только в специально
оборудованных для этого местах. Информацию о местах для курения работник получает во время вводного инструктажа по охране труда.
1.13. Водитель обязан знать и соблюдать:
– Правила дорожного движения;
– Правила перевозок пассажиров и багажа;
– нормы административного, уголовного, гражданского законодательства;
– требования нормативной правовой документации по остановке и проверке транспортных
средств должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и
контроля за безопасностью дорожного движения, эксплуатацией транспортных средств и
перевозочной деятельностью;
– требования должностной инструкции;
– Правила внутреннего трудового распорядка организации-работодателя;
– распоряжения и приказы организации;
– правила и другие нормативные правовые и локальные нормативные требования охраны
труда, касающиеся трудовой деятельности водителя автобуса;
– Технический регламент о пожарной безопасности, Правила противопожарного режима и
требования объектовой и общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности;
– Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
– выполнять требования основных положений транспортной безопасности;
– применять правила использования средств активной и пассивной безопасности;
– выполнять требования законодательства по экологической безопасности при эксплуатации
транспортных средств;
– применять методики управления автобусом при недостаточной и ограниченной видимости, в неблагоприятных метеорологических и дорожных условиях.
1.14. Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и
времени отдыха, помнить о влиянии усталости, психических состояний, употребления алкоголя и медикаментов на безопасное управление транспортным средством. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха водитель обязан доложить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.15. Если с кем-либо из работников или пассажиров произошел несчастный случай,
необходимо вызвать скорую помощь, оказать первую помощь пострадавшему до приезда скорой помощи, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.16. Водитель должен уметь оказать первую помощь пострадавшим, правильно применять
аптечку первой помощи.
1.17. Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и
оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.18. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по
охране труда, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Перед началом работ водителю необходимо:
· надеть спецодежду;
· проверить внешним осмотром исправность оборудования, целостность
электрических проводов, вилок, розеток;
· проверить достаточность освещения на рабочем месте;
· расположить оборудование и инструменты в удобном порядке.
2.2. Прежде чем приступить к работе, следует проверить состояние рабочего места; если
оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к очистке и привести его в порядок.
2.3. Водитель должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения
соблюдения требований охраны труда, выполнены.
2.4. Водитель не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении
требований охраны труда на рабочем месте для выполнения предстоящей работы.
2.5. Перед выездом на линию водитель должен пройти предрейсовый медицинский осмотр,
предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, получить инструктаж по безопасности дорожного движения и получить отметку в путевом листе; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ, к работе не допускается.
2.6. Водитель, находящийся в болезненном или утомленном состоянии, не должен садиться
за руль автотранспортного средства, так как это может привести к дорожно-транспортному
происшествию.
2.7. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях. Личная одежда после
надевания спецодежды и спецобуви должна храниться в гардеробной, отдельно от СИЗ.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Перед выездом на линию водитель должен лично убедиться в исправности тормозов,
рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состоянии аккумулятора, отсутствии утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, проверить давление в шинах.
3.2. При передвижении по территории предприятия водитель должен быть внимательным и
соблюдать меры предосторожности, обращать внимание на неровности и скользкие места.
Следует помнить, что в условиях шума звуковые сигналы, подаваемые транспортными
средствами, и шум работающего двигателя приближающегося автомобиля могут быть не слышны.
3.3. Особую осторожность необходимо соблюдать и быть внимательным вблизи зон
повышенной опасности. При передвижении в районах зон повышенной опасности необходимо выдерживать минимальные расстояния до источника возможной опасности.
3.4. Водитель должен соблюдать повышенную осторожность при передвижении по гаражу, а
также в ремонтной зоне, чтобы не споткнуться и не удариться о детали, агрегаты, тару и другие предметы, находящиеся в рабочей зоне.
3.5. Во избежание травм головы водителю нужно быть внимательным при передвижении
возле низко расположенных конструктивных частей здания, транспортных средств.
3.6. Во время подготовки к работе водителю нужно соблюдать повышенную осторожность
при нахождении возле открытых осмотровых ям, люков, спусков, лестниц и дверей.
3.7. Особую осторожность водителю необходимо соблюдать в местах, где имеются
токоведущие части электрооборудования, и в местах любых наружных или внутренних
электрических устройств.
3.8. При подготовке автобуса к выезду водителю следует проследить, чтобы органы управления автобусом были с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработанных газов в кабину или пассажирский салон автобуса.
3.9. Водитель обязан проверить, чтобы автобус был обеспечен противооткатными упорами
(не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также двумя аптечками – в салон и в кабину, знаком аварийной остановки и (или) мигающим красным фонарем, огнетушителями (не менее двух штук).
3.10. Водитель обязан лично убедиться в том, чтобы:
· ветровое и боковое стекла не имели трещин и затемнений, затрудняющих
видимость;
· боковые стекла плавно передвигались от руки или стеклоподъемными
механизмами;
· на сидении и спинке сиденья не было провалов, рваных мест, порезов,
выступающих пружин и острых углов: сиденья и спинка должны иметь исправную
регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя автобуса;
· замки всех дверей, а также привод управления дверьми на автобусе были
исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;
· отопительные устройства кабины и салона в холодное время были
исправными, а система кондиционирования воздуха работала круглогодично;
· пол кабины, салона и кузова автобуса застилался ковриком, не имеющим
случайных отверстий и прочих повреждений.
3.11. Во время дорожного движения водитель обязан выбирать скорость движения с
учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения на
дорогах, особенностей состояния автобуса и перевозимого количества пассажиров.
3.12. Перед подачей автобуса назад водитель должен убедиться, что его никто не
объезжает и поблизости нет других участников движения или каких-либо препятствий.
3.13. Запрещается управлять автобусом, находясь на подножке, при открытых дверях
кабины.
3.14. Водителю автобуса запрещается:
Начинать движение автобуса при нахождении пассажиров на подножках, бамперах
автобуса.
Выпрыгивать или запрыгивать в автобус на ходу.
Отдыхать или спать в кабине, салоне на стоянке при работающем двигателе.
3.15. Оставлять автобус разрешается только после принятия мер, исключающих
возможность его движения во время отсутствия водителя, с закрытыми дверями салона и кабины, убедившись в отсутствии в салоне пассажиров и случайно забытых предметов.
3.16. При заправке транспортного средства расстояние между стоящим под заправкой и
следующим за ним автомобилем должно быть не менее 3 метров.
3.17. Заправлять топливом автотранспортное средство разрешается только на
стационарных автозаправочных комплексах, предварительно высадив пассажиров в безопасной для пассажиров зоне вне территории АЗС.
3.18. Выдача топлива в стеклянную и пластиковую тару запрещена.
3.19. Во время заправки двигатель автобуса должен быть выключен.
3.20. Автобус во время заправки ГСМ должен располагаться так, чтобы в случае
возникновения аварийных ситуаций имелась возможность прекращения заправки и немедленной эвакуации в безопасное место.
3.21. Запрещается заправка транспортного средства без применения средств
индивидуальной защиты рук.
3.22. Маршрут движения автобуса должен быть согласован с диспетчером. Запрещается
на маршруте производить остановки, не указанные в задании.
3.23. Подъезжая к остановочному пункту, необходимо соблюдать дистанцию, автобус во
время остановки должен находиться параллельно тротуару.
3.24. Водитель обязан совершать высадку и посадку пассажиров строго на отмеченных
остановках, следить за ситуацией в салоне, начинать движение после закрытия дверей.
3.25. В темное время суток необходимо включать освещение в салоне автобуса,
использовать фары ближнего и дальнего действия.
3.26. Водитель обязан следить за нормативными параметрами микроклимата в салоне
автобуса.
3.27. Водитель обязан быть вежливым, не создавать и не участвовать в конфликтных
ситуациях.
При возникновении нештатных ситуаций во время рейса водитель обязан вызвать помощь
по телефону службы спасения 112. Служба спасения 112 самостоятельно обеспечит выезд
экстренных служб (полиции, скорой, пожарной) по полученной информации от водителя с учетом места расположения транспортного средства в режиме реального времени.
3.28. Водителю автобуса запрещается самостоятельно выключать оборудование
«Глонасс», а также тахограф.
Каждый случай такого несанкционированного вмешательства водителя в работу данных
средств мониторинга работы транспортного средства должен быть расследован ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения организации-работодателя.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водитель, причастный к нему,
должен немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 30–40 м позади автотранспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места автомобиль и предметы, имеющие отношение к происшествию.
4.2. При необходимости водитель должен оказать первую помощь пострадавшим и вызвать
скорую медицинскую помощь; если это невозможно, то следует отправить пострадавших на
попутном автомобиле в ближайшее медицинское учреждение.
4.3. Затем необходимо сообщить о случившемся в ГИББД; если есть очевидцы ДТП, следует
записать их фамилии и адреса и ожидать прибытия работников ГИБДД.
4.4. Если ДТП не причинило вреда здоровью людей или существенного материального
ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии
неисправностей транспортных средств, с которыми их дальнейшее движение запрещено,
водители могут прибыть на ближайший пост ГИБДД для оформления ДТП.
4.5. При необходимости отбуксировать неисправный автобус буксировку можно осуществить либо на жесткой, либо на гибкой сцепке; при этом водитель буксируемого автобуса должен находиться за рулем своего автотранспортного средства.
4.6. Нельзя использовать в качестве буксирующего средства автомобиль с прицепом.
4.7. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в салоне
автобуса.
4.8. При буксировке методом частичной погрузки запрещается нахождение людей в салоне
буксируемого автотранспортного средства, а также в кузове буксирующего ТС.
4.9. При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автотранспортного средства должны
быть исправны тормозная система и рулевое управление, а при буксировке на жесткой сцепке – рулевое управление.
4.10. Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между автотранспортными
средствами не более 4 м, а гибкая – в пределах 4–6 м, при гибкой сцепке трос должен быть через каждый метр обозначен сигнальными флажками.
4.11. Скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.
4.12. При буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на
буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар, а на буксируемом
в любое время суток – габаритные огни.
4.13. Водитель автотранспортного средства, буксируемого на гибкой сцепке, должен следить
за тем, чтобы буксир был все время натянут; это предохранит его от обрыва, а автомобиль – от рывков и исключит возможность наезда буксируемого автотранспортного средства на
буксирующий в случае резкого торможения.
4.14. Буксировка автотранспортного средства на гибкой сцепке в гололедицу запрещается.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. По окончании работы водитель должен привести в порядок автомобиль, поставить его в
установленное место, выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, закрыть на ключ. Затем водителю следует пройти послерейсовый медицинский осмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе.
5.2. Если у водителя имеются замечания к техническому состоянию автотранспортного
средства, он должен сообщить об этом механику гаража и контролеру технического состояния транспортных средств.
5.3. По окончании работы следует тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, при
необходимости принять душ.
5.4. Загрязненные СИЗ сдать в стирку согласно утвержденному графику.