Инструкция по охране труда грузовой подъемник

Инструкция по охране труда для машинистов грузовых подъемников Общие требования безопасности.

Лица, в возрасте  18 лет, прошедшие обучение и, имеющие II группу по электробезопасности и перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

  • Медицинские осмотры в порядке, установленном Минздравсоцразвития России;
  • Курсы обучения безопасного выполнения работ,
  • Изучить инструкцию по охране труда,
  • Стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

  1. возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях оборудования, нормально находящегося без напряжения;
  2. движущиеся машины и их рабочие органы;
  3. опрокидывание машин, падение их частей;
  4. повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов и воздуха рабочей зоны;
  5. острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, материалов

. Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно:

  • комбинезоны хлопчатобумажные или костюмы из смешанных тканей;
  • ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги резиновые;
  • рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, а также перчатки резиновые;
  • жилеты сигнальные 2-го класса защиты.

На наружных работах зимой следует использовать предоставляемые дополнительно:

  1. костюмы на утепляющей прокладке или костюмы для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани;
  2. валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском;
  3. перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами;
  4. жилеты сигнальные 2-го класса защиты.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

  • применять в процессе работы средства малой механизации, по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
  • выполнять только ту работу, которая поручена руководителем работ;
  • поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи,
  • не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
  • быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы:

  1. Перед началом работы машинисты обязаны:
  2. предъявить руководителю работ удостоверение на право управления подъемником и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
  3. надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
  4. получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя работ.

После получения задания машинисты обязаны:

  • осмотреть рабочее место и подходы к нему, убрать ненужные предметы;
  • убедиться в исправности механизмов подъемника, в том числе: лебедки, тормозов, ограждений подвижных частей, концевых выключателей, ограничителей высоты подъема,ловителей;

  • проверить исправность заземления, а также отсутствие оголенных токоведущих проводов;
  • убедиться в исправности ограждений опасной зоны, наличии предупреждающих надписей и знаков безопасности;
  • опробовать без нагрузки действие механизмов подъемника;
  • убедиться в соответствии поднимаемого груза конструкции подъемника.

Машинисты не должны приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:

  1. неисправностях и дефектах, указанных в инструкции завода — изготовителя подъемника, при которых его эксплуатация не допускается;
  2. отсутствии технического освидетельствования подъемника;
  3. наличии мусора, снега или наледи на грузовой платформе;
  4. несоответствии характера поднимаемого груза техническим возможностям подъемника.

Обнаруженные неисправности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны сообщить об этом бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности во время работы:

При загрузке платформы подъемника машинисты обязаны проследить за равномерностью укладки груза и нахождением его в пределах габаритов платформы. Не допускаются превышение нагрузок, установленных для этого подъемника, а также выход груза за установленные габариты платформы.

Перед подъемом платформы с грузом машинисты должны предупредить работников, обслуживающих подъемник, о необходимости их выхода из опасной зоны и не поднимать платформу до тех пор, пока они находятся в опасной зоне

Подъем и опускание на платформе людей, а также огнеопасных и взрывоопасных грузов не допускаются.

В процессе работы подъемника машинистам запрещается;

  1. осуществлять чистку и смазывание механизмов подъемника;
  2. поднимать платформу в крайнее положение до упора и пользоваться конечным выключателем для автоматической остановки;
  3. поднимать груз, масса которого неизвестна,
  4. поднимать кирпич, плитку и другие мелкоштучные грузы, уложенные на платформу, без устройств, предотвращающих их падение;
  5. допускать нахождениевыводить из действия ограничители и электрическую защиту. людей на платформе подъемника;
  6. доверять управление подъемником другим лицам;
  7. При загрузке платформы подъемника необходимо соблюдение следующих требований:
  8. мелкоштучные, сыпучие грузы или раствор должны быть в таре, специально предназначенной для этого;
  9. крупногабаритный материал следует поднимать в предназначенных для этого кассетах или контейнерах, которые не должны упираться в ограждение платформы

.

При необходимости выполнения работ под платформой она должна быть опущена на опоры или застопорена предохранительным устройством

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

 При возникновении неисправности механизмов подъемника, при обрыве заземления и других неисправностях, которые могут привести к аварийной ситуации, машинистам подъемника необходимо:

  •  по возможности опустить платформу подъемника;
  •  приостановить дальнейшую работу подъемника до устранения неисправностей;
  •  незамедлительно поставить в известность руководителя работ или бригадира и лицо, ответственное за исправное состояние подъемника.

Требования безопасности по окончании работы.

По окончании работы машинисты обязаны:

  1. опустить грузовую платформу вниз;
  2. очистить настил платформы и территорию вокруг подъемника от отходов строительных материалов и мусора;
  3. выключить рубильник, питающий электроэнергией электроприводы подъемника, и закрыть корпус, ограждающий рубильник, на замок;
  4. осмотреть механизмы и грузовой канат;
  5. сообщить руководителю работ или лицу, ответственному за состояние подъемника, о его неисправностях и сделать запись в вахтенном журнале.

Утверждаю
Заместитель Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
17 марта 2000 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛИЦ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ, УПРАВЛЯЕМЫМИ С ПОЛА

ТИ Р М-006-2000

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая Инструкция предназначена для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола.

1.2. Выполнение требований настоящей Инструкции является необходимым условием обеспечения безопасности труда лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола которые не подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора (В дальнейшем тексте — лица, пользующиеся грузоподъемными машинами.)

1.3. К работе на грузоподъемных машинах и подвешиванию груза на крюк таких машин допускаются лица не моложе 18 лет из числа рабочих основных профессий, прошедшие предварительный медицинский осмотр, обученные по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией предприятия (организации) и имеющие удостоверение на право пользования грузоподъемными машинами и зацепку грузов.

1.4. Инструктаж по управлению грузоподъемной машиной, управляемой с пола, способам обвязки грузов и их подвешиванию на крюк должен производиться в сроки, предусмотренные для прохождения инструктажа по основной профессии рабочего, а также в случае нарушения требований Инструкции по охране труда.

1.5. Инструктаж по управлению грузоподъемными машинами и безопасным способам строповки и подвешиванию грузов на крюк проводится лицом, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами (в дальнейшем тексте — лицо, ответственное за безопасное производство работ).

1.6. В соответствии с требованиями действующих «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» повторная проверка знаний лиц, обслуживающего персонала должна проводиться комиссией предприятия (организации):

— периодически — не реже одного раза в год;

— при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;

— по требованию лица, ответственного за безопасное производство работ, или инженерно — технического работника по надзору за грузоподъемными машинами.

Результаты повторной проверки знаний лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, оформляются записью в журнале периодической проверки знаний персонала.

1.7. Лица, пользующиеся грузоподъемными машинами, должны:

— знать настоящую Инструкцию, а также инструкцию завода — изготовителя по монтажу и эксплуатации обслуживаемых грузоподъемных машин;

— иметь понятие об устройстве обслуживаемых грузоподъемных машин и знать их грузоподъемность;

— знать безопасные способы строповки и зацепки грузов;

— уметь определять пригодность к работе канатов, крюка, грузозахватных приспособлений и тары;

— знать правила безопасного перемещения грузов грузоподъемными машинами;

— знать приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания пострадавшим первой помощи;

— уметь подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей, длине и углу наклона ветвей стропа к вертикали) и другие грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого груза;

— уметь производить правильную обвязку и подвеску груза на крюк;

— знать правила складирования грузов.

1.8. В процессе работы на работающего возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущихся машин и механизмов, перемещаемых и складируемых грузов, повышенной запыленности воздуха рабочей зоны, микроклимата, опасного напряжения в электрической цепи, неогражденных движущихся или вращающихся элементов оборудования.

1.9. Работающие на грузоподъемных машинах должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

— комбинезон хлопчатобумажный;

— галоши диэлектрические;

— перчатки диэлектрические.

На наружных работах зимой дополнительно:

— куртка на утепляющей прокладке;

— брюки на утепляющей прокладке;

— валенки.

1.10. При выполнении погрузочно — разгрузочных работ необходимо строго соблюдать принятую технологию переработки грузов. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.

1.11. Перед использованием чалочного приспособления лицу, пользующемуся грузоподъемной машиной, необходимо убедиться в его исправности, а также в наличии на тросах и цепях бирок и клейм с указанием грузоподъемности. Запрещается использовать неисправные чалочные приспособления.

1.12. В местах производства погрузочно — разгрузочных работ должны иметься схемы правильной обвязки и строповки типовых грузов, не имеющих специальных устройств (петлей, цапф и т.д.). В случае отсутствия данных схем рабочие обязаны потребовать их у лица, ответственного за безопасное производство работ, или у инженерно — технического работника по надзору за грузоподъемными машинами.

1.13. Не допускается эксплуатировать неисправные грузоподъемные машины. Ответственность за работу на неисправных грузоподъемных машинах наряду с лицами, ответственными за содержание их в исправном состоянии, несет рабочий, пользующийся грузоподъемной машиной.

1.14. Необходимо строго соблюдать периодичность технических уходов за грузоподъемной машиной. Не реже одного раза в три года проводятся статические и динамические испытания грузоподъемных машин.

В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» статическое испытание грузоподъемной машины производится нагрузкой, масса которой на 25% превышает ее грузоподъемность, и имеет целью проверку прочности оборудования в целом и его отдельным элементов.

Динамическое испытание производится грузом, масса которого на 10% превышает грузоподъемность машины, и имеет целью проверку исправности механизмов грузоподъемной машины и их тормозов.

1.15. Лицам, пользующимся грузоподъемными машинами, запрещается самостоятельно обслуживать и ремонтировать электрооборудование. Допуск к обслуживанию и ремонту электрооборудования грузоподъемной машины может производиться лишь с разрешения главного энергетика предприятия в порядке, установленном «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей».

1.16. При несчастном случае лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно обратиться за медицинской помощью и сообщить о происшедшем руководителю данного участка или администрации предприятия.

1.17. Для перемещения грузов следует использовать приспособления, предназначенные для перемещения определенного вида груза.

1.18. Не допускается привлекать к использованию грузоподъемной машины грузополучателей и других посторонних лиц, а также находиться посторонним лицам в зоне работы грузоподъемных машин.

1.19. При наличии у грузозахватных приспособлений (канатов, стропов) поверхностного износа проволок или оборванных прядей лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно предупредить ответственного за безопасное производство работ или инженерно — технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и получить разрешение на пользование данным грузозахватным приспособлением или на его выбраковку.

1.20. Не допускается сращивать чалочные канаты и оборванные цепи с помощью болтов.

1.21. Лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно знать место расположения рубильника, подающего напряжение на гибкий кабель грузоподъемной машины, и в необходимых случаях уметь отключать машину от сети.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно:

— правильно надеть полагающуюся, по нормам и находящуюся в исправном состоянии спецодежду, спецобувь, а при необходимости — средства индивидуальной защиты, получить инструктаж о правилах, порядке, месте складирования и габаритах грузов, подлежащих грузопереработке;

— произвести внешний осмотр механизмов грузоподъемной машины, грузозахватных приспособлений, убедиться в их исправности и наличии на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;

— проверить исправность тары и наличие на ней номера, надписей о ее назначении, собственной и предельной массе груза, для транспортировки которого она предназначена;

— подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза;

— проверить наличие и исправность осветительных приборов в зоне действия грузоподъемной машины. При недостаточном освещении следует сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ.

2.2. Перед началом работы необходимо осмотреть грузоподъемную машину, проверить:

— исправность ее основных деталей и сборочных единиц;

— наличие и надежность крепления защитного заземления (тросика) к корпусу кнопочного управления;

— отсутствие заедания кнопок управления в гнездах;

— состояние стального каната и правильность его намотки на барабане;

— состояние крюка; его крепление в обойме и наличие замыкающего устройства на нем (износ в зеве грузозахватного приспособления не должен быть более 10%), отсутствие трещин, наличие шплинтовки гайки и легкость проворачивания крюка в крюковой подвеске.

2.3. Осмотр грузоподъемной машины допускается осуществлять, только при отключенном рубильнике. Во время осмотра на рубильник необходимо навесить плакат «Не включать! Работают люди».

2.4. При осмотре грузоподъемной машины при необходимости можно пользоваться переносной лампой напряжением не свыше 42 В.

2.5. После осмотра грузоподъемной машины перед пуском ее в работу необходимо опробовать вхолостую все механизмы и проверить исправность:

— тормозов, механизмов и электрической аппаратуры;

— приборов и устройств безопасности, имеющихся на грузоподъемной машине.

2.6. Исправность действия ограничителя грузоподъемности машин проверяется с помощью контрольного груза в сроки, установленные администрацией предприятия в присутствии инженерно — технического работника по надзору за грузоподъемными машинами. Результаты проверки должны быть занесены в вахтенный журнал.

2.7. Лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, не должно приступать к работе на машине при наличии следующих неисправностей:

— трещины или деформации в металлоконструкции крана;

— количество обрывов проволок или поверхностный износ грузового каната превышает установленную норму; оборванная прядь или местные повреждения;

— дефекты механизма подъема груза;

— повреждения деталей тормоза механизма подъема груза;

— износ крюка в зеве превышает 10% первоначальной высоты сечения;

— неисправно устройство, замыкающее зев крюка;

— нарушено крепление крюка в обойме;

— гайка, крепящая крюк, не имеет устройства, предотвращающего ее самоотвинчивание;

— блок крана не вращается вокруг своей оси, ось не закреплена запорными планками или другими запорными устройствами;

— неисправен или отсутствует ограничитель высоты подъема крюка, ограничитель грузоподъемности и т.д.;

— отсутствует ограждение механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования;

— отсутствует или повреждено заземление;

— у соединительных муфт отсутствуют шпильки или гайки на шпильках, отсутствуют или изношены упругие кольца;

— редукторы тормоза, тормозные шкивы, электродвигатель или другое оборудование машины не укреплены и смещаются при работе механизмов;

— изоляция электропроводки повреждена, заземляющая проводка оборвана;

— гибкие троллеи сильно провисают.

2.8. При обнаружении какой-либо неисправности грузоподъемной машины (электрооборудования) или грузозахватного приспособления, а также по истечению срока очередного испытания ее необходимо немедленно сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ, и без его указаний к работе не приступать.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Обвязку и зацепку грузов допускается производить только в соответствии с графическими изображениями способов строповки грузов, которые вывешиваются на видных местах. Грузопереработка товаров (изделий), на которые не разработаны схемы строповки, допускается под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ; не допускается применять для обвязки и зацепки груза приспособления (штыри, ломы), не предусмотренные схемами строповки.

3.2. Обвязка поднимаемого груза производится стропами, соответствующими массе поднимаемого груза.

Не допускается производить обвязку и зацепку груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность машины.

3.3. При обвязке и зацепке груза канаты и цепи должны накладываться на основной массив (каркас, раму, станину) без узлов, перекруток и петель. Под острые ребра (углы) следует подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждения.

Не допускается соединять разорванные цепи проволокой или болтами, связывать канаты в узел.

3.4. Груз должен быть обвязан таким образом, чтобы во время его подъема и перемещения грузоподъемной машиной исключалась возможность падения его частей (узлов, деталей, запчастей) и обеспечивалось его устойчивое положение.

3.5. При работе на грузоподъемной машине следует, быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и не отвлекать других.

3.6. При внезапном прекращении электропитания или сильном падении напряжения лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, обязано отключить рубильник, не допускать присутствия людей в зоне подвешивания груза или оградить место под грузом.

3.7. В случае аварии или несчастного случая необходимо остановить грузоподъемную машину и прекратить работы до прихода лица, ответственного за безопасное производство работ.

3.8. Подъем и опускание груза, а также передвижение грузоподъемной машины должно быть плавным, без рывков и толчков.

3.9. Перемещение грузов в зоне, где работают люди, можно производить только после получения письменного распоряжения администрации предприятия и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.

3.10. Груз, перемещаемый в горизонтальном направлении, необходимо предварительно поднять не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути препятствий.

3.11. Чтобы убедиться в надежности действия тормозов грузоподъемной машины и правильности строповки при подъеме груза массой, близкой к предельной грузоподъемности машины, необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200 — 300 мм.

3.12. Крюк подъемного механизма должен быть установлен так, чтобы при подъеме груза исключалось косое положение грузового каната.

3.13. Груз нужно укладывать равномерно, без нарушения установленных для складирования грузов габаритов.

3.14. Лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно внимательно следить за канатами и обязано приостановить работу, грузоподъемной машины в случае сползания каната с барабана, образования петель и при обнаружении повреждения их.

3.15. При подъеме и опускании груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно предварительно убедиться в отсутствии людей между поднимаемым грузов и указанными частями здания, оборудованием и другими предметами.

3.16. Укладывать груз в транспортные средства, а также снимать его необходимо без нарушения равновесия транспортных средств.

3.17. При выполнении погрузочно — разгрузочных работ лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, обязано:

— не допускать к обвязке и зацепке грузов посторонних лиц;

— не применять грузозахватные приспособления без маркировки;

— не производить погрузочно — разгрузочные работы с грузами при отсутствии схем их правильной строповки;

— не поднимать заваленный или примерзший груз;

— не перемешать груз волоком;

— не освобождать грузоподъемной машиной защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.);

— не поднимать железобетонные и бетонные изделия, не имеющие маркировки массы и поврежденные петли, а также груз, находящийся в неустойчивом положении и в таре, заполненной выше бортов;

— не подтягивать и не опускать груз на площадку при косом направлении грузовых канатов грузоподъемной машины;

— не поднимать неправильно застропленный или застропленный ненадежными захватными приспособлениями груз; не укладывать груз на электрические кабели, трубопроводы и т.д.;

— не производить погрузку и разгрузку груза из автотранспорта, если в кабине или кузове находятся люди;

— не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела;

— не передвигать грузоподъемную машину, если ширина между штабелями груза и выступающими частями грузоподъемной машины менее 700 мм;

— не допускать полное сматывание с барабанов канатов (на барабане должно оставаться не менее полутора витков, виток крепления каната не учитывается);

— не чистить и не смазывать механизмы во время их работы;

— не работать без защитных кожухов на механизмах и электрооборудовании;

— не оставлять груз в подвешенном состоянии, при невозможности опустить груз принять меры к ограждению места нахождения груза.

3.18. В случае возникновения неисправностей, указанных в п. 2.7, лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, обязано опустить груз, прекратить работу и сообщить об этом ответственному за безопасное производство работ.

3.19. Необходимо прекратить работу грузоподъемной машины в случаях: поломки механизмов или металлоконструкции; недостаточной освещенности зоны работы; нахождения под напряжением крюка или металлических конструкций, защитных кожухов механизмов и электрооборудования.

3.20. После ремонта грузоподъемной машины допускается приступить к работе на ней только при наличии письменного разрешения инженерно — технического работника, ответственного за содержание грузоподъемной машины в исправном состоянии, и если она зарегистрирована в вахтенном журнале.

3.21. Укладку и разборку грузов следует производить, не нарушая установленных габаритов штабелей.

3.22. При проведении погрузочно — разгрузочных работ необходимо следить за тем, чтобы грузоподъемность стропа соответствовала усилию массы поднимаемого груза с учетом коэффициента запаса прочности, числу ветвей и углу наклона, при этом угол между ветвями стропа не должен превышать 90 град.

3.23. При переработке длинномерных грузов лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно соблюдать выполнение следующих требований:

— с целью обеспечения равновесия при подъеме длинномерных грузов строповка их должна производиться не менее чем двумя стропами;

— строповка длинномерных грузов с гладкой поверхностью (труб, столбов) должна производиться с применением деревянных прокладок, предназначенных для предохранения от выскальзывания единичных грузов;

— если в момент подъема груза произойдет отцепка или сдвиг строп, то необходимо немедленно прекратить подъем и опустить груз для повторной строповки.

3.24. При переработке тарно — штучных грузов необходимо соблюдать выполнение следующих требований:

— применять захваты, соответствующие как виду перемещаемого груза, так и особенностям самого процесса;

— подъем и перемещение тарно — штучных грузов должны производиться в специальной инвентарной таре, уложенный груз должен находиться ниже уровня бортов тары не менее чем на 5 см;

— при подъеме грузов в виде пакетов следует применять приспособления, исключающие выпадение отдельных элементов из пакета.

3.25. При грузопереработке сельскохозяйственных машин, тракторов, автомобилей и оборудования необходимо соблюдать выполнение следующих требований:

— знать массу машин и оборудования, подлежащих перемещению;

— пользоваться исправными чалочными приспособлениями, имеющими маркировку с обозначением допустимой грузоподъемности;

— производить погрузочно — разгрузочные работы в темное время суток только при достаточном освещении;

— немедленно прекращать подъем или перемещение груза в случае появления в зоне работы посторонних лиц;

— подъем сельскохозяйственных машин, оборудования, тракторов производить только в том случае, если зацепка их произведена за все места, предназначенные для строповки, окрашенные краской, отличной от общего цвета машины, и обозначенные знаком строповки;

— при грузопереработке сельскохозяйственных машин, оборудования, не имеющих обозначенных мест для строповки, необходимо сначала поднять груз на высоту 200 — 300 мм, чтобы правильно определить выбор мест присоединения строп.

3.26. При опускании груза необходимо предварительно осмотреть место, на которое груз должен быть уложен и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания его.

3.27. На место разгрузки должны быть предварительно уложены прочные прокладки, чтобы легко и без повреждений извлекать стропы из-под груза.

4. Обслуживание и уход за грузоподъемными машинами

4.1. Лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, обязано:

— следить за исправным состоянием всех механизмов, исправным состоянием каната, механизма подъема груза, температурой нагрева электродвигателей тележки и тельфера, которая не должна превышать 45 град. C, за четкой работой тормозов механизма подъема и тележки;

— проверять при ежесменном осмотре состояние всех болтовых соединений, стопорных устройств опорных тележек, смазочных устройств, каната и его крепления;

— хранить инструмент в предназначенных для этой цели местах;

— знать сроки и результаты проведения технического обслуживания грузоподъемной машины.

4.2. Смазка всех трущихся поверхностей механизмов грузоподъемной машины и каната производится в соответствии с инструкцией завода — изготовителя, при этом должны выполняться следующие требования:

— количество смазочных и обтирочных материалов не должно превышать сменной потребности;

— хранить смазочный материал следует в закрытой посуде (бидонах, шприцах, масленках), а обтирочный материал — в металлической посуде;

— смазывать детали во время работы грузоподъемной машины не допускается.

4.3. В случае возникновения неисправностей механизмов во время работы необходимо немедленно прекратить работу и подать заявку на ремонт. Другие виды ремонта грузоподъемной машины осуществляются в сроки, установленные администрацией предприятия.

4.4. При осмотре электрооборудования грузоподъемная машина должна быть обесточена, рубильник выключен.

4.5. Приступать к работе на грузоподъемной машине после любого ремонта или технического обслуживания можно только в присутствии ответственного за содержание грузоподъемной машины в исправном состоянии.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. В случае возникновения аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, управляемой с пола, обязано:

— приостановить подъем и перемещение груза;

— опустить груз, а если это не представляется возможным, принять меры к ограждению места нахождения груза;

— выключить рубильник;

— поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ.

5.2. При несчастном случае необходимо:

— принять меры к освобождению пострадавшего от действия травмирующего объекта;

— оказать пострадавшему первую помощь в зависимости от вида травм;

— поставить в известность о случившемся руководство и принять меры к эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение.

5.3. При возникновении пожара:

— приостановить дальнейшее проведение работ;

— опустить груз;

— отключить грузоподъемную машину и общий рубильник;

— вызвать пожарную команду и сообщить руководству предприятия;

— принять меры к тушению пожара имеющимися на участке средствами тушения.

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1. По окончании работы лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, обязано:

— освободить от груза крюк или другое грузозахватное приспособление;

— поставить грузоподъемную машину в установленное для стоянки место и поднять крюк в верхнее положение;

— выключить рубильник;

— убрать грузозахватные приспособления на места хранения;

— сделать запись в вахтенном журнале о состоянии машины и возникших в процессе работы неисправностях.

6.2. При сдаче смены необходимо сообщить ответственному за безопасное производство работ или сменщику о всех неисправностях в работе грузоподъемной машины, имевших место за прошедшую смену, в соответствии с записями в вахтенном журнале.

6.3. Лица, виновные в нарушении настоящей Инструкции, несут ответственность в установленном действующим законодательством порядке.

Требования по организации безопасной эксплуатации подъемников установлены Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации строительных подъемников, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.01.2006 № 12/2 (далее — Правила).
В соответствии с главой 4 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели — владельцы подъемников, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие подъемники, должны организовать содержание их в технически исправном состоянии и безопасные условия труда при выполнении работ с применением подъемников.
В этих целях приказом руководителя организации из числа специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, назначаются:
лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников;
лицо, ответственное за содержание подъемников в исправном состоянии;
лица, ответственные за безопасное производство работ подъемниками.
Руководитель организации обеспечивает:
проверку знаний настоящих Правил у лиц, указанных в части второй пункта 6 настоящих Правил, машинистов средств малой механизации, управляющих грузовыми подъемниками (далее — машинисты), работников, выполняющих монтаж и демонтаж подъемников и их обслуживание, погрузочно-разгрузочные работы с применением грузовых подъемников, работы из люльки;
разработку и принятие в установленном порядке инструкций по охране труда, проектов производства работ, технологических карт и других документов, необходимых для безопасной эксплуатации подъемников;
выполнение ответственными лицами и другими работниками требований настоящих Правил, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, соблюдение которых входит в их должностные (квалификационные) обязанности.
Руководители, специалисты и другие работники организаций, индивидуальные предприниматели, занятые проектированием, изготовлением, монтажом и демонтажем, эксплуатацией подъемников, проходят проверку знаний настоящих Правил, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в объеме выполняемой ими работы, в порядке, установленном Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 164 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 22, 8/10510) (далее — Правила обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда).
Лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников:
осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным использованием подъемников, соблюдением требований настоящих Правил при выполнении работ подъемниками;
проводит техническое освидетельствование подъемников и выдает разрешение на их работу;
присваивает подъемникам регистрационные (инвентарные) номера и под этими номерами регистрирует их в специальном журнале (журнале учета грузоподъемных машин);
участвует в работе комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда работников;

проверяет соблюдение порядка допуска к работе машинистов, работников, выполняющих работы из люльки, других работников, занятых на работах с применением подъемников;
контролирует соблюдение требований инструкций по охране труда работниками, обслуживающими подъемники (далее — обслуживающий персонал), машинистами, работниками, выполняющими работы из люльки; должностных инструкций лицами, ответственными за содержание подъемников в исправном состоянии, и лицами, ответственными за безопасное производство работ подъемниками;
контролирует выполнение графиков технического обслуживания и ремонта подъемников.
В случае обнаружения неисправностей подъемника, а также других нарушений настоящих Правил лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников приостанавливает работу подъемника и принимает меры по устранению выявленных нарушений и (или) неисправностей.
Лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников не допускает эксплуатацию подъемников при:
выявлении неисправностей и дефектов тормозов, механизмов подъема, устройств безопасности, канатов (в том числе их неправильном креплении), а также несоответствии электрической схемы подъемника эксплуатационным документам организаций-изготовителей (далее — эксплуатационные документы);
наличии трещин и остаточных деформаций в несущих металлоконструкциях;
выявлении неисправностей рельсового пути (при его наличии);
истечении срока полного технического освидетельствования и (или) нормативного срока службы подъемника;
отсутствии паспорта подъемника;
допуске к работам с применением подъемников (управление подъемниками, монтаж и демонтаж подъемников, погрузочно-разгрузочные работы, работы из люльки и другие работы) работников, не прошедших проверку знаний в объеме их квалификационных обязанностей по вопросам охраны труда;
невыполнении выданных им предписаний или предписаний государственных инспекторов труда и представлений технических инспекторов труда профсоюза в части реализации положений настоящих Правил;
необеспечении условий для безопасного производства работ с применением подъемников.
При необходимости в организации может быть создана группа лиц по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников или одно лицо, находящееся в штате одной организации, могут по договорам осуществлять надзор в других организациях.
Если в организации не назначено лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников, его обязанности в объеме требований настоящих Правил выполняет руководитель организации.
Лицо, ответственное за содержание подъемников в исправном состоянии, обеспечивает:
содержание в исправном состоянии подъемников, наземных рельсовых путей при их наличии (если содержание последних не возложено на другие службы);
проведение технического обслуживания и ремонта подъемников в сроки, предусмотренные эксплуатационными документами, своевременное устранение выявленных неисправностей;
машинистов вахтенными журналами;
работников, выполняющих работы из люльки, вахтенными журналами;
систематический контроль за правильным ведением вахтенного журнала;
выполнение работниками, обслуживающими подъемники, требований инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в их квалификационные обязанности;
своевременную подготовку к техническому освидетельствованию подъемников;
вывод в ремонт подъемников согласно графику;
сохранность и ведение паспортов, технической документации на подъемники;
выполнение предписаний лица по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников, государственных инспекторов труда и представлений технических инспекторов труда профсоюза, рассмотрение представлений общественных инспекторов по охране труда.
На строительной площадке или другом участке работ с применением подъемников из числа мастеров, производителей работ (прорабов), начальников участков назначаются лица, ответственные за безопасное производство работ подъемниками.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками:
указывает место установки подъемника, обеспечивает надлежащее освещение рабочей зоны подъемника, а также оборудование опасной зоны подъемника знаками безопасности и предупредительными надписями;
определяет работников для загрузки и разгрузки грузовых подъемников на объекте;
проводит целевой инструктаж по охране труда перед допуском работников к выполнению работ из люльки, погрузочно-разгрузочных работ с применением грузовых подъемников или монтажу и демонтажу подъемников;
не допускает к выполнению работ с применением подъемников работников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда;
контролирует применение работниками необходимых средств индивидуальной защиты.
В тех случаях, когда владелец подъемника не имеет возможности назначить ответственных лиц из числа специалистов, предусмотренных настоящими Правилами, допускается возлагать их обязанности на аттестованных работников другой организации по заключенному с этой организацией договору. Обучение безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда лиц, осуществляется в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.
Проверка знаний по вопросам охраны труда лиц, указанных в части второй пункта 6 настоящих Правил, проводится с обязательным участием государственного инспектора труда. К монтажу и демонтажу подъемников допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными по результатам медицинского освидетельствования, прошедшие в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
К выполнению погрузочно-разгрузочных работ с применением грузовых подъемников допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
К управлению грузовыми подъемниками допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными по результатам медицинского освидетельствования, прошедшие в установленном порядке подготовку по профессии машинист средств малой механизации и получившие свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии рабочих, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда. В свидетельстве машиниста указывается тип грузового подъемника, к управлению которым он допущен.
К работе из люльки допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию по профессии, признанные годными по результатам медицинского освидетельствования, прошедшие в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
При выполнении работ из люльки двумя и более работниками один из них назначается старшим, о чем лицо, ответственное за безопасное производство работ, делает запись в вахтенном журнале.
Машинисты и работники, выполняющие работы из люльки, должны иметь группу по электробезопасности не ниже второй. Допуск к самостоятельной работе машинистов, обслуживающего персонала, работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, работы из люльки и другие работы с применением подъемников, оформляется приказом (распоряжением) либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.
Машинисты, работники, выполняющие монтаж и демонтаж подъемников, работы из люльки, обслуживание подъемников, погрузочно-разгрузочные работы, проходят обязательные медицинские осмотры.

Главный государственный инспектор
Кричевского межрайонного отдела
Могилевского областного управления
Департамента государственной и инспекции труда С.Н. Горбаков

  1. Главная
  2. Информация
  3. Нормы безопасности
  4. Нормы безопасности при использовании мачтового грузового подъемника ПМГ

Нормы безопасности при использовании мачтового грузового подъемника ПМГ

Мачтовые подъемники используются для перемещения тяжелых грузов на высоту до 100 м. При их эксплуатации необходимо обеспечить соблюдение ряда норм безопасности.

Правильная установка и контроль исправности

Монтаж выполняют с соблюдением требований инструкции оборудования. Возможна разработка проекта производства работ, технологических карт, другой документации, регламентирующей установку мачтового грузоподъемника. При монтаже несущие элементы мачты (консоли) крепят в материал стен здания. Если установка выполняется внутри здания с использованием шахты лифта или проемов в перекрытиях, консоль крепят к несущим стенам и к торцам плит перекрытия. Грузовой подъемник устанавливается на ровное, прочное основание, несущей способности которого достаточно, чтобы выдерживать вес оборудования и перемещаемых грузов.

Чтобы гарантировать безопасную эксплуатацию мачтового подъемника, постоянно контролируют исправность оборудования. После ввода в эксплуатацию проводятся статические и динамические испытания, проверка исправности концевых выключателей, ловителей и других средств безопасности. Для этого выполняют пробный запуск ненагруженной и нагруженной платформы, ее остановку на небольшой высоте на некоторое время (положение платформы не должно изменяться, тормоза должны надежно удерживать ее). С помощью устройств, имитирующих обрыв троса, проверяют срабатывание ловителей. Исправность концевых выключателей проверяют, поднимая платформу на максимальную высоту (мотор должен отключиться автоматически).

Перед началом каждой рабочей смены машинист должен осмотреть мачтовый грузовой подъемник, оценить состояние элементов несущей консоли, болтовых соединений, каретки, подъемного механизма, тросов, тормозов, ловителей, электрического щита. Оборудование должно быть чистым, на его элементах не должно быть следов коррозии, повреждений, других дефектов. Пробный запуск мачтового подъемника выполняется каждый раз до начала смены, чтобы убедиться в том, что оборудование исправно.

У Вас есть вопросы о нормах безопасности?

Оставьте ваш телефон или позвоните по номеру

+7 495 740-37-41

Мы перезвоним в течение 30 секунд

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Специальные меры безопасности

К работе с оборудованием допускается только обученный персонал. Машинист, управляющий работой грузоподъемника, должен быть ознакомлен с руководством по его эксплуатации, с инструкциями по охране труда, технике безопасности. Выполняющие погрузку и выгрузку рабочие должны быть ознакомлены с требованиями безопасности при эксплуатации подъемника.

После монтажа ПМГ необходимо оборудовать рабочую площадку. Для этого на расстоянии не менее 6 м от опорной рамы грузоподъемника устанавливают ограждение (при монтаже и демонтаже дополнительно ограждают рабочую зону). Рабочее место машиниста размещают под козырьком или навесом на расстоянии от подъемника, но так, чтобы оборудование хорошо просматривалось. Это нужно, чтобы машинист мог контролировать его работу. На каждом из уровней остановки грузовой платформы оборудуют приемные площадки, если необходимо, устанавливают ограждения, освещение, предусматривают другие меры, необходимые для безопасной погрузки и выгрузки.

Если грузовое оборудование используется вечером или ночью, сам подъемник, площадка рядом с ним и приемные площадки должны быть хорошо освещены.

До начала работы с грузовым подъемником машинист дополнительно проверяет надежность крепления лебедки, регулировку и исправность тормозов, длину каната (когда каретка поднята до верхней точки, на барабане должно оставаться не меньше двух витков каната).

Машинист поднимает или опускает грузовую платформу только по сигналу рабочих, выполняющих погрузку и выгрузку. Перед тем, как будет начато движение, машинист должен сигнализировать об этом рабочим. Дополнительная сигнализация или другие средства связи с рабочим местом машиниста могут устанавливаться на каждом уровне, где останавливается платформа.

Поднимать или опускать грузовую платформу можно только после того, как груз полностью размещен на ней, закреплен (если необходимо). Платформа должна быть задвинута до крайнего от здания положения и застопорена.

Груз размещают так, чтобы центр тяжести находился в центре платформы (либо равномерно распределяя вес по ней). Не допускается такое размещение груза, при котором центр тяжести будет смещен к одному из краев платформы. Не допускается превышать максимальную грузоподъемность оборудования.

Мачтовые грузовые подъемники серии ПМГ не предназначены для перевозки людей или для проведения работ на высоте с платформы. Оборудование предназначено только для перемещения грузов.

При эксплуатации мачтового грузового подъемника соблюдают нормы электробезопасности. Обязательно выполняется заземление через нулевую жилу питающего кабеля. Все используемые электрические кабели защищают от механического повреждения. Шкаф с электроаппаратурой можно открывать только после отключения от питающей сети.

Мачтовые грузовые подъемники ПГМ нельзя эксплуатировать, если:

  • при вводе в эксплуатацию, профилактическом осмотре или использовании выявлены неисправности;
  • комплектация оборудования неполная (нет средств безопасности, защитных ограждений, других устройств или приборов);
  • монтаж выполнен с нарушением требований норм безопасности или разработанной для объекта технической документации;
  • погодные условия не позволяют обеспечить безопасное проведение работ (гроза, обледенение элементов оборудования, сильный ветер, снегопад, ливневый дождь).

Когда грузовая платформа поднята, нельзя находиться в пределах ее ограждения, под нею. Также не допускается выход персонала на платформу, наличие посторонних людей или предметов в зоне проведения работ.

Компания «Вертикаль Про» предлагает аренду мачтовых грузовых подъемников, выполняет их монтаж и ввод в эксплуатацию. Мы предоставим все необходимые документы, сведения, инструкции и поможем обеспечить безопасную эксплуатацию подъемного оборудования.

Особенности охраны труда при работе с грузоподъемными механизмами

Особенности охраны труда при работе с грузоподъемными механизмами — техника безопасности при подъеме грузов.

таль грузоподъемная

Общие положения, указанные в любых правилах по охране труда, применимы и для производственных участков, на которых выполняются работы при перемещении грузов механизмами. Такие, как выдача средств защиты, обучение работников, инструктаж по ТБ, определение опасных участков и т.д.

Область использования грузоподъемных механизмов обширна, поэтому в каждой из отраслей могут быть свои особенности. Грузы поднимают не только башенные или автомобильные краны. Это могут быть лебедки, тали, домкраты и другие механизмы (со полным перечнем грузоподъмных устройств вы можете ознакомиться на сайте компании Р-Системс).

Грузоподъемность их может достигать нескольких десятков тонн. А это значит, что работа с такими подъемниками является зоной повышенной опасности. Правило, что находиться в зоне риска непосредственно во время подъема груза знают все. Но техника безопасности на таких участках одним правилом не ограничивается.

Техника безопасности при подъеме грузов

  • Профподготовка обязательна не только для операторов грузоподъемных механизмов, но и рабочих, осуществляющих строповку грузов. Они должны знать особенности крепления разных грузов, в том числе и нестандартной конфигурации.
  • Все элементы крепления должны соответствовать типу механизма и его грузоподъемности. Для каждого вида конструкций используется свой тип креплений. Кроме подвесного крюка и строп существуют специальные захваты для труб, плоских листов и т.д.
  • Перед началом работ проверяется не только техническое состояние подъемника, но и состояние стального троса и элементов строповки. Поводом для выбраковки может быть разрыв нескольких проволочек внешнего слоя, наличие участков вспучивания, видимая деформация или истончение. Предел прочности даже у стали, из которой изготовлен канат, не безграничен, и откладывать замену подлежащего выбраковке троса или стропа до окончания рабочей смены нельзя. Все данные о ежедневной проверке записываются в специальный журнал.
  • Для разных видов работы с грузами можно использовать только соответствующий вид механизма. Нельзя ожидать, что небольшой домкрат удержит тяжелый внедорожник или лебедка поднимет железобетонную плиту.
  • Нельзя забывать и о проверке устойчивости самого подъемника. Хотя собственный вес механизма достаточно большой, изменение направления усилий при подъеме крупногабаритных грузов может сыграть злую шутку даже в том случае, если вес поднимаемой конструкции не превышает допустимых пределов.

Перечислено только несколько правил, которые являются общими. На самом деле список может быть более внушительным. Количество пунктов зависит от характера работ и видов подъемников, которые используются в производстве.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Инструкция по сборке сливного бачка унитаза
  • Спаржен инструкция по применению
  • Таб нольпаза инструкция по применению взрослым
  • Кситал gsm 12t инструкция
  • Roland cube street ex инструкция на русском