Требования охраны труда при обслуживании подъемных устройств (лифтов, лебедок, люлек, автомобильных вышек)
Требования охраны труда при обслуживании подъемных
устройств (лифтов, лебедок, люлек, автомобильных вышек)
108. Эксплуатация лифтов, установленных на мачтах и башнях станций, должна осуществляться в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза <24>.
———————————
<24> Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), принятый решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 с изменениями, внесенными решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 884, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 140, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 декабря 2012 г. N 249 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 октября 2011 г.).
109. При эксплуатации лебедок необходимо соблюдать требования к их безопасной эксплуатации, содержащиеся в Правилах по охране труда при работе на высоте и в технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.
110. При эксплуатации люлек, предназначенных для подъема и спуска работников, необходимо соблюдать требования к их безопасной эксплуатации, содержащиеся в Правилах по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве <25>.
———————————
<25> Приказ Минтруда России от 7 июля 2015 г. N 439н «Об утверждении Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве» (зарегистрирован Минюстом России 11 августа 2015 г., регистрационный N 38474).
111. На передающих антеннах во время работы передатчиков должно быть исключено нахождение рабочих канатов подъемных устройств.
Антенные сооружения, на которых проводятся монтажные и другие виды работ, должны быть выведены из эксплуатации на весь период проведения этих работ.
112. Находящиеся в эксплуатации автовышки должны быть снабжены табличками с обозначением регистрационного номера автовышки, ее грузоподъемности и даты следующего частичного или полного технического освидетельствования.
113. При выполнении работ с использованием автовышек необходимо соблюдать требования охраны труда при проведении работ с монтажными приспособлениями, содержащиеся в Правилах по охране труда на городском электрическом транспорте <26>.
———————————
<26> Приказ Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 635н «Об утверждении Правил по охране труда на городском электрическом транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2017 г., регистрационный N 45280).
114. Работники, выполняющие работы по подвеске кабелей связи и проводного вещания в использованием автовышек, должны иметь группу по электробезопасности не ниже III в соответствии с требованиями Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок <27>.
———————————
<27> Приказ Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н.
115. Работа с автовышки должна выполняться не менее чем двумя работниками (не считая машиниста), один из которых должен быть наблюдающим. В обязанности наблюдающего входит подача команд машинисту о подъеме и спуске монтажной площадки или корзины и предупреждение посторонних об опасности близкого подхода к автовышке и проезжающего транспорта от наезда на автовышку.
116. При выполнении работ с автовышки обязательно применение защитных касок и СИЗ от падения с высоты.
117. Запрещается производить работы с автовышки:
1) при скорости ветра более 10 м/с на высоте 10 м;
2) при грозе, сильном дожде, тумане и снегопаде, когда видимость затруднена;
3) при температуре воздуха ниже указанной в технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.
118. При работе с автовышки связь между работниками, находящимися на монтажной площадке или в корзине автовышки, машинистом и наблюдающим должна поддерживаться непрерывно: при подъеме люльки до 10 м — голосом, более 10 м — знаковой сигнализацией, более 22 м — радио- или телефонной связью.
Для работы на автогидроподъемнике должно быть допущено лицо, ознакомленное с настоящей техникой безопасности при работе не автовышке. Лицо, приступающее к работе на подъемнике, должно пройти специальный курс обучения, иметь удостоверение на право управления и быть письменно ознаколмено с техникой безопасности.
- Перед началом работы необходимо внимательно осмотреть автовышку и очистить её от снега, льда, масла, воды, жидкостей и других загрязнений, которые могут вызвать опасность скольжения ног.
- При работе на проезжей части необходимо включить сигнальные маяки для лучшей видимости автогидроподъемника. Рабочий персонал обязан носить светоотражающие жилеты или манишки.
- Работа вблизи действующих ЛЭП разрешается только при наличии наряда-допуска. Наряд-допуск должен подписываться руководителем предприятяи или организационного подразделения и передаваться водителю-машинисту перед началом работы. Работа под не отключенными контактными проводами городского транспорта ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
- Не допускается устанавливать подъемник на краю откоса или канавы при наличии мягкого или сыпучего грунта.
- При подъеме людей в люльке масса груза в люльке не должна превышать установленных величин. Люди и персонал, осуществляющие работу в люльке, должны иметь медицинское освидетельствование на право работы на высоте, оснащаться касками и предохранительными поясами. При подъеме люльки запрещено садиться и вставать на перила, подставлять предметы на днище с целью увеличения рабочей высоты. При увеличении скорости ветра более 10 м/сек, появления грозы, сильного дождя, снегопада и тумана любые работы должны быть прекращены.При подъеме люльки машинист должен неотлучно находиться за пультом управления, поддерживать связь с рабочими при высоте до 10 метров — голосом, свыше — через устройства радиосвязи (рацию).
- Скорость движения подъемника должна осуществляться строго в соответствии с Правилами дорожного движения. Нахождение людей на платформе и в люльке во время движения ЗАПРЕЩЕНО. При работе на проезжей части должен выставляться знак аварийной остановки на расстоянии 25-30 метров.
Работа в люльке автовышки по новым правилам
Если в процессе эксплуатации Вы поняли, что вам требуется помощь или консультация относительно возникшей ситуации – заполните форму ниже и мы окажем профессиональную поддержку в разрешении вашего вопроса
Обеспечение безопасности при выполнении работ на высоте с применением автовышки (АГП)
- Вид работ: Работа на автолюльке
- Система обеспечения безопасности: Удерживающая система, система спасения и эвакуации.
- Риски: Малый запас высоты, падение с высоты, удары при падении о выступающие предметы.
Каким образом безопасно организовать работы с автолюльки?
Работы с автолюльки необходимо организовавыть в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте. Все работники, поднимающиеся на автовышки, должны: достигнуть возраста 18 лет, пройти предварительный и периодический медицинский осмотр, быть обучены безопасным способам работы на высоте. Кроме того, работники должны пройти обучение по электробезопасности.
В соответствии с требованиями Правил по охране труда при работе на высоте, при эксплуатации передвижных средств подмащивания (в том числе шарнирно-рычажных вышек) необходимо выполнять следующие требования:
- а) уклон поверхности, по которой осуществляется перемещение средств подмащивания в поперечном и продольном направлениях, не должен превышать величин, указанных в паспорте или инструкции изготовителя для этого типа средств подмащивания;
- б) передвижение средств подмащивания при скорости ветра более 10 м/с не допускается;
- в) перед передвижением средства подмащивания должны быть освобождены от материалов и тары, и на них не должно быть работников;
- г) при скорости ветра более 12 м/с или температуре наружного воздуха ниже -20°С работа на шарнирно-рычажной вышке не допускается, секции вышки должны быть опущены;
- д) запрещается: перегружать средства подмащивания, выполнять ремонтные операции, открывать двери средств подмащивания и находиться на стреловых частях во время работы на высоте, работать при отсутствии или неправильной установке страховочной гайки в приводах подъема секции.
В соответствии с пунктом 194 Правил по охране труда при работе на высоте, выполнение работ с люлек строительных подъемников (вышки) и фасадных подъемников в соответствии с осмотром рабочего места осуществляется с использованием удерживающих или страховочных систем.
Что такое удерживающая система для работы в АГП (автовышке)
Удерживающая система — это система индивидуальной защиты от падения, предотвращающая падение с высоты путем ограничения диапазона перемещений пользователя.
В удерживающих системах нагрузки незначительны, а в качестве компонентов могут выступать любые подходящие привязи (страховочные, для положения сидя и т.д.). Для соединения привязи работника с анкерным устройством могут использоваться как страховочные, так и удерживающие стропы. Применение стропов с регулятором длины упрощает организацию системы.
Для организации удерживающей системы в автолюльке следует присоединить строп удерживающей системы к специальной анкерной точке (проушине), которая расположена на полу корзины автолюльки или иногда на элементах ограждения люльки. Далее необходимо отрегулировать длину стропа так, чтобы исключить падение работника за ограждение люльки при резких рывках корзины.
Комплектация системы обеспечения безопасности для работы на автолюльке:
- Привязь страховочная. Следует использовать привязь с элементами А на спине. При выполнении огнеопасных работ следует использовать огнеупорные привязи. Допускается использовать любые привязи для удержания и позиционирования, однако стоит отдать предпочтение полной страховочной привязи для удобства эвакуации с люльки, если стандартные способы спуска автолюльки не работают.
- Соединительная подсистема. Должна состоять из стропа для удержания и позиционирвоания с регулятором длины и концевыми карабинами.
- Анкерное устройство. Для организации удерживающей системы можно использовать штатные устройства на автолюльке или анкерные петли и стропы.
1. Защитная каска.
2. Привязь страховочная или удерживающая.
3. Строп для позиционирования с регулятором длины.
4. Анкерная точка (петля).
Спасательная система для автолюльки
К сожалению, бывают случаи, когда ни штатная система управления автолюлькой, ни резервная не работают. Если спуск работника на землю невозможен, следует предусмотреть устройство для эвакуации. Например, можно использовать индивидуальные самоспасатели или комплекты для эвакуации на основе каната и устройства для спуска. К плюсам самоспасателей относят минимальные требования к квалификации персонала. Спуск происходит автоматически с контролируемой скоростью. Скорость спуска ограничена устройством. При использовании наборов для эвакуации с механическим устройством для спуска, требуется тренировка и подготовка работника.
А как работают на АГП в других странах?
Что в Европе помимо EN360 (стандарт на блокирующие устройства, СЗВТ) существует немецкий технический стандарт DIN 19427:2017, который ввел требования для СЗВТ используемых на подъемных рабочих платформах.
По большому счету большинство носимых (мобильных) блокирующих устройств сертифицированных по EN360 будут соответствовать DIN 19427:2017, но есть некоторые нюансы.
Немецкий стандарт для использования на платформах и подъемниках требует, чтобы длина ленты СЗВТ была не более 1,8 м, включая карабины и амортизатор (на 20 см меньше, чем EN 355). И что у него не должна развиваться ударная сила, превышающая 3 кН.
Немцы, которые решили более подробно стандартизировать блокирующие устройства для платформ, требуют, чтобы они поглощали больше энергии ( 3кН против 6кН). То есть, это полная противоположность тем людям, кто утверждает, что на подьемниках следует использовать только удерживающие стропа, без амортизатора.
Помимо требований к легкости и мобильности, повышенному рассеиванию нагрузок, дополнительных испытаний при использовании с фактором 2 немецкий стандарт предусматривает эффект «катапульты». Для тех, кто не знает, что такое эффект катапульты, это «выталкивание», которому подвержен сотрудник работающий в люльке, это может быть случайный толчок, который подбросит его вверх.
Например, из-за неровностей или неисправностей гидравлики.
Эффект, как не сложно догадаться, эквивалентен падению, но имеет «инверсивное направление» и его «подбрасывание» останавливается СЗВТ, закрепленным внизу.
Кроме того оператор может упасть обратно на платформу или за её пределы.
УСЛУГИ:
- Оценка рисков на предприятии
- Разработка Плана производства работ на высоте
- Подбор и поставка СИЗ
- Стационарные анкерные линии и устройства
Специалисты АльпИндустрии-ПРО помогут подобрать оптимальное решение по обеспечению безопасности работ на автолюльках и составить всю необходимую документацию в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте.
8 (800) 511-32-12, info@alpindustria.pro
Содержание:
- Правила безопасности перед началом работы на автовышке
- Правила безопасности по окончании работы на автовышке
- Как действовать в аварийной ситуации при работе с автовышкой?
- Работа на автовышке при экстремальных погодных условиях
Автовышка — это сложное и мощное оборудование, широко применяемое в различных отраслях, от строительства и коммунальных услуг до спасательных операций. Многие компании и частные лица предпочитают арендовать автовышку, вместо того чтобы покупать её, что делает знание правил безопасности еще более актуальным. Несмотря на свою удивительную функциональность и полезность, использование автовышки также несет в себе риски. Невнимательное или некорректное обращение с таким оборудованием может привести к серьезным травмам, материальным убыткам или даже летальному исходу. Поэтому основное внимание при работе с автовышкой должно уделяться безопасности. В этой статье мы рассмотрим ключевые правила, которые помогут обеспечить безопасное и эффективное использование автовышки в различных условиях.
Правила безопасности перед началом работы на автовышке
Работа на автовышке требует высокой степени ответственности и предусмотрительности. Ведь одна маленькая ошибка может привести к серьезным последствиям, как для работников, так и для окружающей среды. Прежде чем приступить к эксплуатации такого оборудования, необходимо тщательно подготовиться, уделяя внимание множеству аспектов безопасности. Давайте рассмотрим основные правила безопасности перед началом работы на автовышке более детально.
- Предварительный осмотр оборудования. Исследуйте каждую часть автовышки: механические соединения, гидравлические системы, шланги, провода. Обратите внимание на признаки коррозии, трещин или других повреждений. Проверьте, правильно ли установлены все крепежные элементы и закрепления
- Проверка рабочего места. Осмотрите территорию на наличие ям, выбоин, мягких участков земли. Учтите расположение окружающих объектов: здания, деревья, столбы. Измерьте расстояние до ближайших высоковольтных линий и убедитесь в безопасной дистанции.
- Инструктаж. Проведите теоретическое обучение и демонстрацию практических навыков. Удостоверьтесь, что каждый работник знает свои обязанности и понимает риски.
- Проверка систем управления. Тестируйте все кнопки, рычаги и индикаторы на пульте управления. Проверьте работу аварийных тормозов и систем безопасности.
- Проверка средств индивидуальной защиты. Осмотрите средства защиты на наличие повреждений и дефектов. Удостоверьтесь, что они подходят по размеру и комфортны для ношения.
- План действий в экстренной ситуации. Разработайте четкий алгоритм действий при различных аварийных ситуациях. Убедитесь, что у всех есть доступ к средствам связи.
- Оценка погодных условий. Изучите прогноз погоды на предстоящий рабочий день, примите решение о возможности работы в условиях непогоды или сильного ветра.
- Проверка нагрузки. Ознакомьтесь с техническим паспортом автовышки, где указана максимальная нагрузка. Постоянно контролируйте вес оборудования и материалов, которые будут подниматься.
- Проходы и выходы. Обозначьте безопасные проходы для персонала, убедитесь в свободном доступе к аварийным выходам.
- Пожарная безопасность. Разместите огнетушители на доступном расстоянии от рабочего места, ознакомьте персонал с правилами пожарной безопасности.
Соблюдение этих правил не только обеспечит безопасное функционирование автовышки, но и поможет избежать дополнительных расходов на ремонт или устранение последствий аварий.
Правила безопасности по окончании работы на автовышке
Как и перед началом работы на автовышке, после её завершения следует придерживаться ряда ключевых мер безопасности. Это не только поможет избежать несчастных случаев и аварийных ситуаций, но также предотвратит преждевременный износ и дефекты оборудования. Рассмотрим, какие действия следует предпринять по окончании работы на автовышке.
- Полное опускание оборудования. Убедитесь, что вышка опущена до безопасной высоты и все механизмы зафиксированы, чтобы исключить случайное движение или падение элементов.
- Выключение системы управления. Прежде чем покинуть автовышку, выключите все её системы, убрав ключи управления, чтобы исключить возможность её случайного или несанкционированного использования.
- Осмотр автовышки. Осмотрите все детали и элементы автовышки на наличие видимых повреждений, износа или дефектов. Это поможет вовремя выявить проблемы и предотвратить дальнейшие поломки.
- Закрытие доступа. Если вышка оставлена на объекте, убедитесь, что водительская кабина закрыта, а все доступы к управлению вышкой недоступны для посторонних.
- Уборка рабочей зоны. Соберите все инструменты, оставшиеся материалы и мусор. Чистое рабочее место минимизирует риск несчастных случаев и упрощает начало следующего рабочего дня.
- Проверка транспортных средств. Если автовышка будет перемещена, убедитесь в надежности крепления всех её частей и аксессуаров. Проверьте колеса и транспортное средство на готовность к передвижению.
- Документация. Отметьте в рабочих документах факт завершения работы, укажите время, дату и особые обстоятельства, если таковые имели место.
- Отключение электропитания. Если вышка подключалась к электросети, убедитесь в том, что питание отключено и все кабели аккуратно собраны и защищены от воздействия окружающей среды.
- Обеспечение безопасности. Если автовышка будет оставлена на ночь или на длительный период времени, рассмотрите возможность установки сигнализации или других мер безопасности для предотвращения кражи или вандализма.
- Коммуникация с командой. Проведите короткий брифинг с командой, чтобы обсудить выполненные работы, выявить возможные проблемы и планировать действия на следующий день.
Соблюдая вышеуказанные правила, можно обеспечить безопасное и эффективное завершение рабочего дня, а также подготовить оборудование и рабочее место к предстоящим задачам.
Как действовать в аварийной ситуации при работе с автовышкой?
При работе с автовышкой возможны разнообразные аварийные ситуации, начиная от технических неисправностей и заканчивая падением предметов с высоты. Важно знать и следовать основным принципам безопасности, чтобы минимизировать риски и предотвратить травмы:
- Остановка оборудования. Если вы заметили какую-либо неисправность или другую аварийную ситуацию, незамедлительно остановите работу автовышки.
- Не паниковать. Сохраните спокойствие. Паника только усугубит ситуацию и может привести к дополнительным рискам.
- Уведомление руководства и коллег. Немедленно сообщите о произошедшем своему руководителю и коллегам на объекте.
- Оценка ситуации. Быстро оцените, безопасно ли оставаться на месте. Если есть риск обрушения или другой опасности, начните эвакуацию.
- Использование средств индивидуальной защиты. При необходимости используйте защитные средства (шлем, страховочный пояс, защитные очки и др.), особенно если вы находитесь на высоте.
- Отключение питания. Если возможно, отключите питание автовышки, чтобы предотвратить дополнительные риски, связанные с электрооборудованием.
- Эвакуация. Если ситуация требует немедленной эвакуации с автовышки или из района вокруг неё, следуйте инструкциям безопасности и используйте ближайший безопасный выход.
- Сообщение службам экстренного реагирования. В случае серьезной аварии незамедлительно вызовите службы экстренного реагирования: пожарную службу, скорую помощь и др.
- Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправность. Если вы не являетесь специалистом по ремонту и обслуживанию автовышки, не пытайтесь самостоятельно устранять возникшую проблему.
Безопасность при работе с автовышкой требует постоянного внимания и осознанного подхода. Знание основных правил поведения в аварийных ситуациях может спасти жизнь и здоровье вам и вашим коллегам.
Работа на автовышке при экстремальных погодных условиях
Работа на автовышке требует особого внимания к безопасности в любых условиях, но экстремальные погодные явления увеличивают риски. Давайте рассмотрим основные моменты, которые следует учитывать при работе на автовышке в сложных погодных условиях:
- Сильный ветер. При сильных порывах ветра работа на автовышке становится опасной. Следует уточнить допустимые скорости ветра для вашей модели автовышки и при превышении этих показателей прекратить работу.
- Осадки. Дождь, снег или град могут сделать рабочую платформу скользкой и повысить риск электрошока. Работу следует прекратить и дождаться улучшения погодных условий.
- Грозы. При приближении грозы автовышка может стать молниеотводом. В такой ситуации необходимо немедленно прекратить работу и спуститься на землю.
- Температурные экстремумы. При экстремально высоких или низких температурах металлические части автовышки могут расширяться или сжиматься, что может привести к техническим неисправностям. Кроме того, это может негативно сказаться на здоровье работника.
- Ограниченная видимость. Туман или сильный снегопад могут снизить видимость, что увеличивает риск аварийных ситуаций. В таких условиях работу лучше отложить.
- Дополнительное оборудование. Используйте дополнительные средства защиты, такие как антискользящие коврики, теплую одежду или водонепроницаемую экипировку.
В заключение стоит подчеркнуть, что при любых сомнениях относительно безопасности выполнения работ в экстремальных погодных условиях, лучшим решением будет прекратить работу и дождаться улучшения условий. Безопасность всегда должна быть приоритетом.
-
Автовышка 30 метров, МАЗ
-
Автовышка Валдай
-
Автовышка 28 метров ПМС 328, КАМАЗ