Все ремонтно-восстановительные работы представляют собой комплекс работ по заполнению поврежденного участка специальным полимерным составом и дальнейшей его фотополимеризацией под ультрафиолетом. Основная задача заключается в механическом восстановлении поврежденного участка при помощи полимера (адгезионной смолы) для стабилизации структуры материала и улучшения внешнего вида отремонтированного участка. Основная задача ремонта автостекла — обеспеченить его прочность и продление срока службы, а визуальное улучшение внешнего вида (как дополнительное преимущество ремонтно-восстановительной системы)
В холодный период времени особое значение необходимо уделить температурному режиму как поврежденному стеклу, так и температуре в рабочем помещении, т.к. это может значительно повлиять на качество ремонта повреждений на лобовых стеклах.
При выполнении работ в холодном помещении, при заполнении трещин и сколов полимером, на стенках разломов может возникнуть конденсат, который в свою очередь будет способствовать плохой адгезии полимера к граням разломов (трещин), что приведет к плохому склеиванию повреждений, и в дальнейшем вероятной раскрываемости трещин. Рабочая температура для проведения работ +15…+30ºС.
Если стекло холодное, нужно дождаться пока оно нагреется до рабочей температуры, или нагреть феном. Только при нагреве феном, необходимо избегать локального перегрева поврежденного участка, дабы избежать дальнейшего роста трещины или скола. Греть нужно равномерно все стекло.
Летом, когда лобовое стекло под воздействием температуры имеет температуру выше рабочей, необходимо дать ему остыть. Ускорить этот процесс можно влажной салфеткой, протирая стекло (только не зону повреждения), которое при испарении влаги с поверхности остывает намного быстрее.
Если на стекле есть повреждение, протереть его сухой тряпкой. Чтобы в него не попала влага и грязь, трещину нужно протирать вдоль, а не поперек.
Внимательно осмотреть лобовое стекло и определить, с какой стороны (внешней или внутренней) находится повреждение.
При помощи спирта определить является трещина открытой или закрытой. А также с помощью того же спирта определите наличие грязи в повреждении. Для этого взять ватный тампон, смоченный спиртом, и провести им по трещине. Если повреждение грязное, то грязь проявится в виде серых и черных вкраплений
Даже после одной езды под дождем, дворниками может забиться достаточно грязи в трещину, особенно если трещина раскрыта и больше 10-15 см. Перед началом ремонта необходимо предупредить клиента, что полностью грязь из повреждения вычистить практически невозможно, и она останется в любом случае.
Если стекло холодное или внутрь повреждения попала вода или влага, то обязательно необходимо просушить феном, избегая локального нагрева поврежденного участка. Особое внимание уделить «зажатым» участкам трещин, где влага не особо охотно испаряется.
Еще два нюанса относительно температуры. В особо жаркие дни лета, некоторые автолюбители крепят отражатель солнца на лобовое стекло чтобы защитить салон и торпедо автомобиля. Так вот, стекло нагревается до таких критических температур, что температурные расширения и деформации в самом стекле могут послужить причиной роста длинной трещины от маленького скола. Во избежание этого рекомендуется отражатель не использовать, или только с наружной стороны стекла. Второй нюанс касается минусовой температуры окружающей среды. Когда в скол попадает вода (мойка авто, конденсат…др.), то при минусовой температуре, она замерзает и расширяется, при этом ломая трещину. Очень часто такое наблюдается в осенне-зимний период, когда днем температура плюс, а ночью минус. Выходом с данной ситуации является только своевременный ремонт сколов.
Скол — это повреждение на лобовом стекле автомобиля, чаще всего, небольшого размера, которое образовывается в результате попадания камня или шипа во время езды на дороге.
Сколы бывают разные по своей конфигурации и внешнему виду:
— «Бычий глаз» Самый простой скол. Его легко заполнять, и визуальный эффект после ремонта достигает до 95%. Проблемой может возникнуть вода попавшая в скол. Ее обязательно нужно будет высушить перед ремонтом.
-«Звезда». Самый проблематичный скол. Иногда очень тяжело заполнить полимером каждую трещинку (луч звезды), а их бывает много. Причиной этому может быть «зажатость» трещины, старость или грязь попавшая в нее.
-«Комбинированный». Название говорит само за себя.
-«Полумесяц». Чем то похож на «бычий глаз». При заполнении его полимером, также, не должно возникнуть проблем.
-Линейная трещина на лобовом стекле образуется, как правило, от сколов во время езды, или от температурного режима стекла.
Сколы «звезда», как самые проблематичные и труднозаполнимые, рекомендуется заполнять полимером, который имеет самую меньшую вязкость (самый жидкий).
Другие сколы нужно заполнять средней вязкости, также для зажатых участков линейных трещин.
1. Сверлим скол минидрелью с карбидным буром, как правило в месте удара камня.
2. Устанавливаем инжекторный мост на место сверления.
Вкручиваем цилиндр инжектора так, чтобы уплотнительное кольцо инжектора слегка прижималось к стеклу вокруг входа в повреждение. Удостовериться в точности установки инжектора по центру повреждения, заглянув в цилиндр или посмотрев на стекло из салона автомобиля, или посмотрев в зеркало размещенное с внутренней стороны стекла.
3. Заливаем шприцем в инжектор полимер(в зависимости от типа скола).
4. Осторожно закручиваем поршень, внимательно следя за повреждением
5.Прекратить закручивание, как только почувствуете давление. Подождать несколько секунд.
6. Медленно выкрутить поршень, чтобы дать воздуху выйти из повреждения.
7. Следует повторить цикл «давление-вакуум» несколько раз, чтобы добиться полного замещения воздуха составом. При этом необходимо следить за тем, чтобы в повреждении не было пузырей воздуха.
8. Если трещинки (лучи) скола «звезда» плохо заполняются, необходимо металлическим скрайбером немного надавить на них с внешней стороны стекла. Таким образом лучи скола немного раскроются, и в них легче заходит полимер. Обязательно нужно убедится, что полимер заполнился полностью до конца трещинки. В противном случае необходимо будет засверлить этот конец и проделать процедуру заполнения полимером с точки сверления.
9. Снять инжекторный мост, убедившись в отсутствии воздуха в повреждении.
10. Капнуть сверху на скол или трещину запечатывающий полимер (самый густой), наложить кусочек (покрывающий весь скол) целлулоидной пленки НЕ ПРИДАВЛИВАТЬ ПАЛЬЦЕМ ( следить не осталось ли в повреждении пузырьков воздуха) и установить ультрафиолетовую лампу для полимеризации на 5 -10 минут.
После полного высыхания, снять лезвием пластинку и излишки полимера. При этом, чтобы не поцарапать стекло, лезвие должно быть острым и без зазубрин. Место сверления будет матового цвета.
11. Капнуть полировочной пасты на место сверления и отполировать его сухой тряпкой или пробкой.
РЕМОНТ ТРЕЩИНЫ
Если лобовое стекло грязное и мокрое, необходимо сначала его высушить, и только потом протереть поврежденный участок сухой тряпочкой от грязи. Протирать стекло необходимо вдоль трещины, а не поперек. С помощью данных манипуляций мы очистим стекло не «забив» трещину грязью. Сушить стекло и саму трещину можно феном при невысоких температурах избегая локального перегрева стекла.
С помощью ватной палочки смоченной в спирт, можно попробовать промыть трещину. Это ускорит испарение влаги, а также обезжирит трещину (улучшит адгезию полимера).
1. Определить место сверления. Сверление производится на опережение (5-6 мм) от видимого края трещины, по траектории трещины. Кроме видимого края трещины существует невидимая глазом микротрещина (2-3 мм).
2. Сверление осуществляется под прямым углом к поверхности стекла, не давая перегреваться бору и стеклу. Этот процесс продолжается до тех пор, пока головка бора не утонет на 2/3 толщины стекла. Во время сверления нельзя сильно надавливать на стекло.
3. Легким ударом (нажимом) пробойника, который ставится в отверстие также перпендикулярно стеклу, пробейте конец сверления. В результате на стекле должно образоваться искусственное повреждение «бычий глаз».
4. Установите инжектор на место остановки трещины. При этом важно следить за тем, чтобы присоска инжектора не попала на саму трещину.
5. Капните полимер . Создавая поршнем «давление-вакуум», заполните «бычий глаз» и выход трещины из «бычьего глаза».
6. Добейтесь проникновения состава в трещину. Легкое нажатие на трещину изнутри способствует проникновению состава внутрь и замещению им воздуха. Если полимер заполняет трещину сам, т.е. без нажатия, это предвещает качественный ремонт.
7. Переставьте инжектор на саму трещину в место окончания заполненного участка. Создайте давление в инжекторе и постепенно ведите его вдоль трещины, тем самым заполняя трещину полимером.
8. Все заполненные полимером участки трещины необходимо накрывать целлулоидными пластинками (ультрафиолетовой пленкой). Пластинки необходимо накладывать встык с предыдущей. Если между пластинами останется промежуток, то в трещину будет попадать воздух, что помешает качественному заполнению трещины полимером. Лучше всего накладывать пластинки пинцетом, капнув перед этим на нее небольшое количество основного состава полимера.
Важно: особое внимание обратите на используемый полимер. Первые 5-10см трещины от края сверления, как правило, зажаты, их тяжело заполнить полимером. В данном случае необходимо использовать жидкий полимер, который имеет высокую проникающую способность. Отдаляясь от места сверления, трещина все больше раскрывается и легче заполняется. Поэтому, если трещина легко и быстро заполняется выбранным полимером, значит необходимо переходить на более густой полимер. Если трещина длинная, более 20-30 см, есть необходимость переходить на следующий, еще более густой полимер . Вы спросите, а почему же нельзя заполнить всю трещину только жидким полимером? Отвечаю, у более густого полимера показатели силы на разрыв значительно выше чем у жидкого. Да, и после фотополимеризации (сушки) жидкого полимера на участках трещин, где она сильно раскрыта, могут возникнуть вкрапления воздуха, что не очень визуально приятно.
9. После качественного заполнения трещины полимером, установите ультрафиолетовую лампу на место ремонта на 10-15 минут для того, чтобы состав полимеризовался. Места сверления сушатся аналогично сколам, во избежание возникновения пузырьков воздуха в отверстиях.
8. Счистите пластинки и затвердевший полимер лезвием.
9. Места, сверления отполируйте полировочной пастой.
Немного о важном:
В большинстве случаев линейная трещина одним своим концом доходит до края (кромки) стекла под резиновый уплотнитель, молдинг, накладку. В данных указанных местах скапливается много грязи, которая легко может попасть в трещину. Необходимо отодвинуть уплотнитель, или даже снять молдинг или накладку, чтобы был доступ к кромке стекла. Аккуратно очистить от грязи стекло (лучше очищать лезвием вдоль трещины). Если грязь забьется в трещину, то этот участок плохо склеится и в последствии от него будет раскрываться вся трещина. Поэтому, необходимо обратить особое внимание на это. Также необходимо обеспечить доступ ультрафиолету до кромки стекла при сушке данного участка трещины. Часто причиной раскрываемости отремонтированной трещины служит не качественная сушка края трещины возле кромки стекла.
Если трещина зажата, и есть проблемы с ее заполнением, можно использовать расширитель трещин, который облегчает данный процесс.
Каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с повреждением ветрового стекла. Небольшой камешек, вылетевший из-под колес впереди идущего автомобиля, может оставить досадный скол на лобовом стекле, который со временем грозит превратиться в серьезную трещину. В этой статье мы детально расскажем о том, как выполнить ремонт лобового стекла своими руками, и когда лучше доверить эту работу профессионалам.
Почему важно своевременно устранять повреждения автостекла
Многие автовладельцы недооценивают опасность небольших сколов на лобовом стекле, считая их просто косметическим дефектом. Однако игнорирование даже незначительных повреждений может привести к серьезным последствиям:
- Распространение трещины по всему стеклу, особенно при перепадах температур
- Ухудшение обзора и снижение безопасности движения
- Риск полного разрушения стекла при сильном ударе
- Необходимость дорогостоящей замены всего лобового стекла
Своевременный ремонт автостекла в домашних условиях поможет сэкономить значительную сумму и предотвратить более серьезные проблемы.
Виды повреждений лобового стекла и их особенности
Прежде чем приступить к ремонту автостекла, важно правильно определить тип имеющегося повреждения. Это поможет выбрать подходящий метод ремонта и оценить его эффективность. При осмотре лобового стекла можно обнаружить два основных вида повреждений: сколы различной формы и трещины разной длины и глубины. Каждый тип повреждения требует особого подхода к восстановлению и имеет свои особенности ремонта.
Типы сколов
Современное ветровое стекло (триплекс) может получить различные виды повреждений:
1
«Бычий глаз» — круглый скол с конусообразным углублением
2
«Звезда» — центральное повреждение с расходящимися лучами
3
«Паутина» — сложное растрескивание с множеством мелких трещин
4
Комбинированные повреждения — сочетание различных типов сколов
Виды трещин
На лобовом стекле могут появиться следующие виды трещин:
- Поверхностные — затрагивают только верхний слой стекла
- Сквозные — проходят через все слои триплекса
- Длинные — протяженностью более 5 см
- Короткие — небольшие трещины до 5 см
Когда возможен самостоятельный ремонт стекла
Прежде чем приступать к ремонту автостекла своими руками, необходимо оценить характер повреждения. Самостоятельный ремонт возможен при следующих условиях:
- Размер скола не превышает 2-3 см
- Трещина короче 7-8 см
- Повреждение находится не в зоне прямого обзора водителя
- Стекло не имеет встроенного обогрева в месте повреждения
- С момента появления повреждения прошло не более 2-3 недель
Когда нужно обратиться к специалистам
- Сложные комбинированные повреждения
- Длинные трещины более 10 см
- Повреждения в зоне работы стеклоочистителей
- Сколы на стекле с датчиками дождя или системами помощи водителю
- Множественные повреждения в одной зоне
Необходимые материалы и инструменты для самостоятельного ремонта
Качественный ремонт лобового стекла своими руками возможен только при наличии всех необходимых инструментов и материалов. От их правильного подбора во многом зависит конечный результат работы. Современный рынок предлагает как готовые наборы для ремонта автостекла, так и отдельные компоненты, которые можно приобрести по мере необходимости.
Основной набор для ремонта автостекла
Для качественного ремонта сколов и трещин потребуется специальный набор, включающий:
1
Полимер для ремонта стекла (ремонтная смола)
2
Инжектор для подачи смолы
4
УФ-лампа для полимеризации
5
Зеркало для контроля процесса
Дополнительные инструменты
- Обезжириватель для стекла
- Скрайбер или керамическое лезвие
- Полировочная паста
- Защитные перчатки
- Яркий фонарик
- Малярный скотч
Где купить набор для ремонта автостекла
Приобрести все необходимые материалы для ремонта стекла можно несколькими способами:
- В специализированных автомагазинах Санкт-Петербурга
- В крупных интернет-магазинах автозапчастей
- В магазинах автохимии
При выборе набора для ремонта стекла обращайте внимание на:
- Комплектность набора
- Наличие подробной инструкции
- Срок годности материалов
- Отзывы других пользователей
Цена ремонта: самостоятельно vs автосервис
Самостоятельный ремонт
- Базовый набор для ремонта: 1500-3000 рублей
- Дополнительные материалы: 500-1000 рублей
- Итого: около 2000-4000 рублей
Профессиональный ремонт в автосервисе
- Ремонт скола: от 2500 рублей
- Ремонт трещины: от 3500 рублей
- Замена лобового стекла: от 15000 рублей
Видео-инструкции по ремонту автостекла
Перед тем как приступить к самостоятельному ремонту, рекомендуем изучить:
Обучающие видео от производителей ремонтных наборов
- Подробные инструкции по использованию материалов
- Особенности работы с разными типами повреждений
- Советы по избеганию типичных ошибок
Видео от опытных автомастеров
- Профессиональные приемы ремонта
- Секреты качественного результата
- Практические рекомендации
Отзывы и опыт автовладельцев
- Реальные примеры самостоятельного ремонта
- Распространенные проблемы и их решения
- Результаты ремонта спустя время
Пошаговая инструкция по ремонту стекла в гараже
Подходящие условия
- Температура воздуха не менее 15°C
- Хорошее освещение рабочего места
- Защита от пыли и сквозняков
- Возможность подключения УФ-лампы
Подготовка рабочего места
- Очистка гаража от пыли
- Установка дополнительного освещения
- Подготовка чистой рабочей поверхности
Процесс ремонта
Подготовительный этап
- Тщательно очистите поверхность стекла вокруг повреждения
- Обезжирьте место ремонта спиртовым составом
- Осмотрите повреждение с помощью фонарика для оценки глубины
- Защитите окружающие поверхности малярным скотчем
Основной этап ремонта
- Установите инжектор над повреждением
- Заполните инжектор ремонтной смолой
- Создайте вакуум для лучшего проникновения смолы
- Контролируйте заполнение повреждения через зеркало
- После полного заполнения нанесите затвердеватель
Финишная обработка
- Просушите место ремонта УФ-лампой согласно инструкции
- Удалите излишки затвердевшего полимера скрайбером
- Отполируйте место ремонта специальной пастой
- Проверьте качество ремонта при разном освещении
Как восстановить сильно поврежденное лобовое стекло
Диагностика повреждений
- Оценка размера и глубины трещин
- Определение возможности ремонта
- Выбор метода восстановления
Особенности ремонта
- Использование специальных составов для глубоких трещин
- Многоэтапное заполнение повреждений
- Тщательный контроль процесса полимеризации
Финишная обработка
- Глубокая полировка места ремонта
- Проверка прозрачности и оптических свойств
- Контроль качества при разном освещении
Советы по эффективному ремонту автостекла
Выбор времени для ремонта
Оптимальные условия для ремонта лобового стекла:
- Температура воздуха 15-25°C
- Сухая погода без осадков
- Отсутствие прямых солнечных лучей
- Наличие укрытия от ветра и пыли
Предотвращение дальнейших повреждений
После ремонта рекомендуется:
- Избегать мойки автомобиля в течение суток
- Не подвергать стекло резким перепадам температур
- Установить дефлектор капота для защиты от камней
- Соблюдать безопасную дистанцию на дороге
- Регулярно проверять состояние ремонта
Часто задаваемые вопросы
Сколько держится ремонт стекла?
При правильном выполнении ремонт лобового стекла может служить весь срок эксплуатации автомобиля. Качество и долговечность ремонта зависят от:
- Правильности подбора материалов
- Соблюдения технологии ремонта
- Условий эксплуатации автомобиля
Можно ли ремонтировать стекло зимой?
Ремонт автостекла возможен зимой, но требует особых условий:
- Наличие теплого помещения
- Предварительный прогрев стекла
- Использование материалов, подходящих для низких температур
Влияет ли ремонт на прочность стекла?
Качественно выполненный ремонт восстанавливает до 95% первоначальной прочности стекла. Современные полимеры обеспечивают надежное соединение краев повреждения и предотвращают дальнейшее разрушение.
Сравнение самостоятельного и профессионального ремонта автостекла
Преимущества самостоятельного ремонта лобового стекла
- Существенная экономия денег (в 2-3 раза дешевле)
- Возможность выполнить ремонт в удобное время
- Отсутствие необходимости ехать в автосервис
- Получение полезного опыта
- Возможность сразу устранить повреждение после его появления
Преимущества профессионального ремонта в автосервисе
- Гарантия на выполненные работы
- Профессиональное оборудование и материалы
- Опыт мастеров в решении сложных случаев
- Возможность ремонта в любую погоду (в помещении)
- Предварительная диагностика и оценка ремонтопригодности
- Наличие специального освещения для контроля качества
- Возможность ремонта стекол с датчиками и обогревом
Сравнение результатов ремонта
Качество работы:
- Профессиональный ремонт обычно обеспечивает более высокое качество благодаря опыту мастеров и специальному оборудованию
- При самостоятельном ремонте качество зависит от аккуратности и следования инструкции
Долговечность:
- Профессиональный ремонт при правильном выполнении служит весь срок эксплуатации автомобиля
- Самостоятельный ремонт может потребовать повторного обращения при неидеальном выполнении
Внешний вид:
- В автосервисе место ремонта обычно менее заметно благодаря профессиональной полировке
- При самостоятельном ремонте может остаться небольшой след от работы
Самостоятельный ремонт лобового стекла от сколов и трещин — это эффективный способ сэкономить на обслуживании автомобиля, если подойти к процессу ответственно и со знанием дела. Однако важно правильно оценить свои возможности и характер повреждения. В сложных случаях лучше обратиться к профессионалам автосервиса, чтобы избежать риска полной замены стекла.
При возникновении серьезных повреждений лобового стекла в Санкт-Петербурге вы всегда можете обратиться в наш автосервис для профессиональной диагностики и ремонта. Наши специалисты помогут определить оптимальный способ устранения повреждения и выполнят все необходимые работы с гарантией качества.
Технология ремонта лобовых стекол и оптики автомобилей
Основные принципы ремонта автостекол
Основная задача ремонтно-восстановительных работ заключается в механическом восстановлении поврежденного участка при помощи полимера (адгезионной смолы) и последующей полимеризации восстановленной области для стабилизации структуры материала и улучшения внешнего вида отремонтированного участка. Полимер наносится при помощи специального инжектора, закрепленного в монтажный мост. Перед нанесением полимера, из трещины или скола, необходимо полностью удалить воздух и обеспечить отсутствие воздушных включений в заполненном участке. Если воздух будет не полностью удален из повреждения, то это значительно снизит адгезионные характеристики полимера при восстановлении и обработке данного участка, и окажет негативное влияние на общий вид отремонтированной поверхности.
При правильном проведении ремонтных работ и соблюдении всех приведенных в данном руководстве рекомендаций, улучшение внешнего вида дефекта лобового стекла составляет не менее 70 – 95% (в зависимости размера и сложности повреждения).
Примечание: ни одна из представленных на современном рынке систем для ремонта и восстановления дефектов лобового стекла не может гарантировать 100% визуального восстановления поврежденной поверхности. Ремонтный набор фирмы INSAFE обеспечивает максимальное качество восстановительных работ и более эффективный конечный результат, чем все остальные ходовые ремонтные системы. Предлагаемая нами система разработана на основе новейших технологий, и при правильном применении гарантирует визуальное восстановление дефекта на 80 – 95%.
Таким образом, если вы рассчитываете на улучшение внешнего вида поврежденной поверхности более чем на 80 – 95%, то следует серьезно подумать о полной замене поврежденного лобового стекла. Все ремонтно-восстановительные работы представляют собой определенный компромисс, но большинство наших клиентов остаются довольными качеством восстановительных работ, так как они обеспечивают не только значительное улучшение внешнего вида поврежденной поверхности, но и надежную защиту от дестабилизации и разрушения структуры стекла.
Помните, что основная причина для восстановления поврежденного стекла — это обеспечение его прочности и продление срока службы, а визуальное улучшение внешнего вида должно расцениваться скорее как дополнительное преимущество ремонтно-восстановительной системы.
Строение лобового стекла
В зависимости от строения и предназначения, все стандартные автомобильные стекла можно разделить на два основных типа – закаленное стекло (усиленная конструкция) и многослойное ламинированное стекло. В салоне автомобиля закаленное стекло монтируется на заднем окне и боковых окнах, а многослойное стекло используется для переднего ветрового окна.
Закаленное стекло состоит из единичного конструкционного слоя, обработанного при производстве таким образом, чтобы полностью разрушаться под воздействием сильного удара, что значительно снижает риск для пассажиров при аварии. Благодаря специальной обработке, повреждение даже самой незначительной части закаленного стекла приводит к снижению стабильности всей структуры и распаду конструкции на множество мельчайших осколков. Данные технические характеристики закаленного стекла исключают любую возможность для его восстановления при повреждении.
В отличие от закаленного стекла, незначительные дефекты многослойного стекла могут быть восстановлены со значительным улучшением внешнего вида поврежденной поверхности. Многослойное стекло состоит из двух стеклянных панелей, соединенных специальным техническим слоем из пластика PVB (поливинилбутираль). Таким образом, многослойное стекло можно условно разделить на внутренний, внешний и промежуточный слои, согласно приведенному ниже наброску:
Как правило, дефекты лобового стекла касаются только внешнего слоя. В отдельных случаях осколок камня пробивает два слоя, повреждая внутреннюю структуру лобового стекла. К сожалению, дефект лобового стекла, распространяющийся на оба слоя, исправить очень сложно. Единственная возможность для проведения ремонтно-восстановительных работ в таком случае — это демонтаж стекла, проведение полного восстановления и повторная инсталляция, но такая процедура сложна и проводится довольно редко.
Наиболее распространенный дефект лобового стекла — это повреждение внешнего слоя при ударе о поверхность осколков щебня и других предметов. Набор для ремонта стекол фирмы INSAFE разработан специально для таких случаев.
Основные виды повреждений лобового стекла
Все повреждения лобового стекла можно условно разделить на 6 основных типов: круглые сколы, округлые трещины, лучевидные трещины, двусторонние трещины, комбинированные дефекты и сложные трещины. Следуя приведенным в данном руководстве рекомендациям, вы без труда сможете идентифицировать любой дефект лобового стекла как один из вышеперечисленных типов или комбинацию двух стандартных типов (смотри диаграмму ниже).
.style1 {
text-align: center;
}
Идентификация повреждения лобового стекла
Как мы уже упоминали, лобовое стекло является не цельной, а многослойной конструкцией, состоящей из двух стеклянных панелей, соединенных слоем специального технического пластика. Наружная стеклянная панель получила название внешнего стекла, а расположенная в салоне автомобиля панель называется внутренним стеклом.
К сожалению, не все дефекты лобового стекла касаются только наружной панели. Промежуточный слой или внутренняя панель могут быть повреждены даже в тех случаях, когда точка приложения силы при ударе расположена на внешней стороне стекла. Иногда при ударе острого камня по лобовому стеклу на внешней панели остается только небольшой скол от удара, а на внутренней стороне стекла появляются обширные трещины. Такой дефект встречается не часто, но следует помнить, что при появлении трещин на внутренней панели для проведения ремонтных работ лобовое стекло придется демонтировать с транспортного средства.
Для определения точного месторасположения дефекта, достаточно провести довольно простой тест – приложите наконечник карбидного стержня к радиальной трещине дефекта, как показано на рисунке ниже:
Рассмотрите точку контакта стержня и поврежденной поверхности под всеми возможными углами, удерживая стержень в одном и том же положении по отношению к плоскости стекла. Если при изменении угла рассмотрения наконечник стержня отклоняется или углубляется в структуру стекла, то это означает, что дефект затронул и поверхность внутреннего слоя. Если при изменении угла рассмотрения наконечник не перемещается и расстояние между ним и дефектом не изменяется, то это означает, что повреждена только наружная панель. После того, как вы убедились, что дефект расположен на внешней панели, можно приступать к ремонтно-восстановительным роботам.
Инструкции по проведению ремонтно-восстановительных работ
Перед проведением ремонтных работ стекло должно быть тщательно очищено от пыли и других загрязнений. Если сухой чистки недостаточно, рекомендуется использовать моющие средства для стеклянных поверхностей, но при этом важно следить, чтобы влага не попала на поврежденный участок. Во избежание попадания влаги в трещину следует увлажнять моющую салфетку, а не лобовое стекло, и тщательно просушивать поверхность.
Примечание: в случае применения дрели, сверление следует производить одновременно вращая дрель по часовой стрелке таким образом, чтобы полученное углубление имело конусообразную форму с расширением к поверхности, такая форма отверстия облегчает выход воздушных пузырьков при заполнении полимером.
При проведении ремонтных работ необходимо соблюдать следующие инструкции:
- Подготовить монтажный мост. Определить точную позицию для моста на поверхности лобового стекла, непосредственно над месторасположением дефекта. Мост следует закреплять таким образом, чтобы обеспечить максимальный визуальный контроль в месте проведения ремонтных работ, а присоска находилось над повреждением или сбоку. Таким образом можно избежать попадания, случайно вытекшего из-под инжектора полимера под резинку присоски
- Взять инжектор из основного набора и проверить прочность установки резинового наконечника белого цвета на нижней части инжектора. Осторожно вкрутить цилиндр инжектора в монтажный мост.
- Закрепить мост на стекле, плотно прижав присоску моста к стеклу, и нажать рычаг на верхней части присоски. При этом, необходимо постоянно контролировать расположение монтажного моста и настраивать его таким образом, чтобы инжектор располагался непосредственно над местом ремонта. Опорные ножки моста должны плотно упираться в стекло.
- Тщательно вкрутить цилиндр инжектора до полного контакта со стеклом. Наконечник инжектора должен быть плотно прижат к стеклу, но не придавлен. Помните, что если инжектор недостаточно плотно примыкает к стеклу, то при подаче давления в конструкцию возможна утечка полимера. Если же инжектор, напротив, слишком сильно прижат к стеклу, то при подаче давления в конструкцию, стекло может быть повреждено из-за избыточного давления.
- Удостоверьтесь в точности установки инжектора по центру повреждения, заглянув в цилиндр или посмотрев на стекло из салона автомобиля.
Примечание: если ремонтные работы проводятся не в закрытом помещении, то до начала последней операции необходимо накрыть мост и инжектор солнцезащитной пленкой или плотным покрывалом для защиты от воздействия прямых солнечных лучей.
- Поместить 8 – 9 капель полимера в цилиндр инжектора, следуя следующим рекомендациям:
Примечание: как правило, для восстановления основных дефектов лобового стекла достаточно 6 капель полимера, но, исходя из определенных предпосылок, лучше использовать немного больше данного количества.
- При использовании Моста для ремонта стекол ARP-Z1: осторожно закрутите поршень, внимательно следя за повреждением. Прекратите закручивание, как только почувствовали давление. Подождите несколько секунд. Медленно выкрутите поршень, чтобы дать воздуху выйти из повреждения.
- При использовании Моста для ремонта автостекол Delta B250: вытяните внутреннюю часть до упора и поверните по часовой стрелке на пол-оборота. В таком положении вкрутите поршень в цилиндр инжектора до упора. Придерживая одной рукой цилиндр инжектора, поверните рукоятку поршня на пол-оборота против часовой стрелки и отпустите его. Внутренняя пружина поршня создаст давление и выдавит полимер, для усиления давления можно слегка нажать пальцем на поршень.
Для заполнения повреждения полимером обычно необходимо 2-3 минуты, после этого нужно произвести обратный цикл, для выхода воздушных пузырьков из повреждения. Не выкручивая поршень из инжектора, вытяните внутренный стержень поршня и закрепите его поворотом по часовой стрелке на пол-оборота. Внутри инжектора создастся вакуум, достаточный для вытягивания воздуха из повреждения.
Для выхода воздуха достаточно 30-ти секунд.
Примечание: посменная работа в вакуумном режиме и режиме рабочего давления получила название «циклического режима».
- Следует повторить цикл «давление-вакуум» несколько раз, чтобы добиться полного заполнения повреждения полимером. При этом необходимо следить за тем, чтобы в повреждении не оставалось пузырьков воздуха.
- После того, как поврежденная область полностью заполнена, отсоедините присоску от лобового стекла и отделите инжектор от основной конструкции.
- Поместите инжектор в емкость с ацетоном или спиртовым растворителем и оставьте примерно на 1 минуту, до полного растворения полимера, после чего сразу же просушите.
- Поместите 1 каплю запечатывающего полимера для ремонта стекол Poly Pit Filler PL-106 на точку удара и закрепите на поврежденной поверхности пластину из светопроницаемой целлюлозной пленки. После этого необходимо установить на месте ремонта ультрафиолетовую лампу и освещать поврежденное место в течение 4-6 минут.
- Снимите пластинку и удалите излишек полимера при помощи острого лезвия.
- Нанесите каплю полировочной жидкости Poly Pit Polish PL-107 на салфетку или полировочный диск и отполируйте восстановленную поверхность до блеска. Ремонтно-восстановительные работы завершены!
Восстановление круглых сколов (бычий глаз)
Предварительная обработка поврежденной поверхности.
Данный дефект лобового стекла не требует дополнительной обработки при помощи дрели. Очистите поврежденное место при помощи карбидного стержня и протрите сухой салфеткой. В данном случае нет необходимости в дополнительном сверлении поврежденной поверхности, так как полимер заполняет все трещины и неровности круглого скола.
Выбор оптимального типа полимера.
Для восстановления дефектов такого вида можно использовать полимеры Poly PL-104, PL-111, PL-108, PL-105. Как правило, если не обнаружено микротрещин или тонких разломов, то для ремонта предпочтителен более плотный полимер PL-104 или PL-111 (New Long Crack). При наличии сетки мелких трещин и тонких разломов, следует использовать менее плотный полимер — PL-108 или PL-105.
Обработка в циклическом режиме.
Круглые сколы на лобовом стекле предоставляют больше площади для образования воздушных включений, чем повреждения другого вида, поэтому требуют более длительной процедуры удаления воздуха при помощи циклического режима. Как правило, следует провести около 5-6 рабочих циклов для успешного удаления всех воздушных включений из скола.
Дополнительные рекомендации.
После того, как вы убедились в надежном заполнении поврежденного участка лобового стекла, рекомендуем провести простой тест для проверки отсутствия воздушных включений. Перед тем, как удалять инжектор и устанавливать лампу, немного выкрутите поршень инжектора чтобы создать вакуум, после чего исследуйте поврежденное место с внутренней стороны стекла. Если на восстановленной поверхности остались отдельные включения воздуха, то в вакуумном режиме они будут отчетливо выделяться в виде небольших темных пятен. При обнаружении воздушных включений, циклический режим необходимо повторить еще несколько раз. Если воздушные включения не обнаружены, то можно переходить к отверждению полимера.
Примечание: помните, что тест для обнаружения воздушных включений должен проводиться только до процедуры отверждения восстановленного участка, так как после полимеризации обнаруженный дефект будет исправить намного сложнее.
Восстановление округлых трещин (в форме полумесяца)
Предварительная обработка и сверление поврежденной поверхности.
Данный дефект лобового стекла, как правило, не требует дополнительной обработки при помощи дрели. Специалисты предпочитают очистить поврежденное место при помощи скрайбера, и только в том случае, если загрязнение удалить не удается, прибегают к помощи дрели.
Выбор оптимального типа полимера.
Для восстановления дефектов такого вида можно использовать полимеры Poly CF PL-101, Poly 500 PL-108, или Poly 200 PL-105. Полимеры приведены в порядке увеличения плотностей — чем толще трещина, тем более плотный полимер можно применить для ее заполнения.
Обработка в циклическом режиме.
Для восстановления таких дефектов лобового стекла достаточно 3 – 4 рабочих циклов.
Дополнительные рекомендации.
Для восстановления данного дефекта рекомендуется оставить инжектор плотно прижатым к поврежденному месту в течение 10 минут. Данная операция позволяет достичь более эффективного результата, чем дополнительные рабочие циклы или дополнительное рабочее давление (кроме этого, избыточное давление может привести к расслоению стекла).
Восстановление лучевидных трещин (звездочек)
Предварительная обработка и сверление поврежденной поверхности.
До восстановления поврежденной поверхности дефект лобового стекла в виде лучеобразных трещин требует дополнительной обработки при помощи дрели. Радиальные трещины должны быть рассверлены для обеспечения надежной прокладки полимера. Выбор глубины сверления зависит от каждого конкретного случая, но, как правило, не рекомендуется сверлить глубже середины верхнего слоя. Важно, чтобы глубина сверления не превышала толщину верхнего слоя стекла, в противном случае вы повредите промежуточный пластиковый слой, что приведет к разрушению многослойной структуры лобового стекла.
Выбор оптимального типа полимера.
Для восстановления дефектов такого вида можно использовать полимеры для ремонта стекол Poly CF PL-101, Poly 500 PL-108, или Poly 200 PL-105. Полимеры приведены в порядке увеличения плотностей — чем толще трещина, тем более плотный полимер можно применить для ее заполнения.
Примечание: если вы не совсем уверены в правильном выборе полимера для заполнения поврежденной поверхности, рекомендуем использовать PL-108, который в большинстве случаев является оптимальным средством с универсальными техническими характеристиками.
Обработка в циклическом режиме.
Для восстановления таких дефектов лобового стекла достаточно 3 – 4 рабочих циклов. При работе с лучевидными трещинами с большим количеством микротрещин вам понадобится от 5 до 6 циклов для достижения оптимального результата.
Дополнительные рекомендации.
Лучевидные трещины представляют собой довольно сложный дефект лобового стекла. Как правило, сложнее всего заполнить до самого конца тонкие ответвления и глубокие узкие трещины. Полимер сможет полностью заполнить все трещины и сколы только в том случае, если инжектор расположен правильно и плотно прижат к точке повреждения.
Кроме этого, существует 3 вспомогательных метода заполнения кончиков глубоких трещин:
- прижать наконечник скрайбера к радиальной трещине на расстоянии примерно 1 см от конца трещины и осторожно нажимать в течение не менее 12 секунд, пока полимер не заполнит трещину. Подобную операцию повторить со всеми остальными незаполненными трещинами.
- полировать поврежденный участок с внутренней стороны лобового стекла плотной салфеткой с небольшим количеством технического спирта и время от времени дуть на поврежденное место для охлаждения. Охлаждение данного участка с внутренней стороны стекла приводит к реакции в верхнем внешнем слое и повышает скорость продвижения полимера по тонкой трещине.
- данный метод представляет собой комбинацию из первого и второго рабочего методов. Если сочетание первого и второго методов не приведет к положительному результату, то рекомендуется оставить инжектор прижатым к точке повреждения в течение 5 дополнительных минут. Как правило, таким образом можно заполнить все сколы и повреждения в сложном дефекте.
Восстановление двусторонних трещин
Предварительная обработка и сверление поврежденной поверхности.
Данный дефект лобового стекла, как правило, не требует дополнительной обработки при помощи дрели. Двусторонние трещины имеют достаточную толщину для свободного заполнения полимером. Необходимо очистить поврежденное место при помощи карбидного стержня, и только в том случае, если загрязнение удалить не удается, прибегают к помощи дрели. Если сверления не избежать, необходимо следить за тем, чтобы глубина проникновения наконечника дрели в структуру стекла была минимальной.
Выбор оптимального типа полимера.
Для восстановления дефектов такого вида можно использовать полимеры Poly CF PL-101, Poly 500 PL-108, или Poly 200 PL-105. Полимеры приведены в порядке увеличения плотностей — чем толще трещина, тем более плотный полимер можно применить для ее заполнения.
Обработка в циклическом режиме.
Для восстановления таких дефектов лобового стекла достаточно 3 – 4 рабочих циклов.
Дополнительные рекомендации.
До проведения восстановительных работ необходимо тщательно обследовать поврежденную поверхность. Работа с дефектом двусторонней трещины осложняется тем, что в заполненном виде данный дефект практически ничем не отличается от незаполненного участка. Таким образом, достаточно сложно определить полное заполнение повреждения полимером и проверить заполнение отдельных тонких трещин. При обследовании данного дефекта важно знать, что в заполненном виде данная трещина выглядит более тусклой и плотной, чем до заполнения.
Восстановление комбинированных трещин
Предварительная обработка и сверление поврежденной поверхности.
Комбинированные трещины представляют собой сочетание круглого скола и лучевидных трещин и требуют дополнительной обработки при помощи дрели. Глубина сверления должна быть выбрана таким образом, чтобы отверстие контактировало со всеми радиальными лучевидными трещинами.
Выбор оптимального типа полимера.
Для восстановления дефектов такого вида следует использовать полимер
Poly PL-105, технические свойства которого позволяют оптимально заполнить комбинированные трещины и обеспечивают отличные функциональные и визуальные характеристики восстановленной поверхности.
Обработка в циклическом режиме.
Для полного заполнения всех трещин и неровностей такого комбинированного повреждения необходимо от 6 до 7 рабочих циклов.
Дополнительные рекомендации.
До проведения восстановительных работ, комбинированные трещины следует обследовать на наличие включений воздуха тем же способом, что и круглые сколы. Кроме этого, в комбинированных повреждениях присутствуют тонкие радиальные трещины, для заполнения которых необходимо использовать скрайбер, чтобы расширить трещину и обеспечить проход полимера до самого конца раскола. При необходимости, радиальные трещины в комбинированном дефекте могут быть рассверлены на незначительной глубине.
Обработка подготовленной поверхности
После заполнения повреждения полимером и перед конечной обработкой, необходимо устранить углубление, оставшееся от сверления или скола. Для этого необходимо протереть восстановленную поверхность чистой салфеткой, удаляя излишки полимера, после чего нанести каплю полимера Poly Pit Filler PL-106 и наложить на восстановленную поверхность пластинку из светопроницаемой целлюлозной пленки и тщательно разгладить, удаляя малейшие включения воздуха. Пленку следует разглаживать по направлению от центра к краям. Если после нанесения пленки отдельные включения воздуха удалить не удалось, следует снять пленку и повторить процедуру. После закрепления пленки можно приступать к процедуре отверждения полимера. Для этого установите ульрафиолетовую лампу непосредственно над местом ремонта на 4-8 минут (в зависимости от мощности лампы).
После того, как полимер полностью отвердел, пленку можно снять, а излишки полимера осторожно срезать острым лезвием.
Данную процедуру можно было бы рассматривать как последний шаг в ремонтно-восстановительных работах, но при срезании излишков полимера на поверхности остаются следы от острого лезвия, а весь восстановленный участок выглядит матовым и шероховатым и значительно отличается от основной поверхности лобового стекла.
По этим причинам мы рекомендуем срезать полимер не под разными углами, а держать лезвие строго перпендикулярно к поверхности, удаляя излишки в одном направлении и под одним и тем же углом. Такая техника значительно улучшит конечный результат и сделает следы от срезов практически незаметными. После такой обработки поверхность становится абсолютно ровной и гладкой, однако все еще отличается от базовой поверхности лобового стекла из-за отсутствия стеклянного блеска. Для полировки матовой поверхности рекомендуем провести шлифовку восстановленного участка при помощи полироля PL-107 Pit Polish и салфетки. Такой метод позволяет отполировать поверхность до стеклянного глянца, делая восстановленный участок практически неотличимым от основной поверхности лобового стекла.
Использование миниатюрных круглых сколов
Миниатюрный круглый скол, в принципе, ничем не отличается от «стандартного» скола, кроме его незначительного размера – не более 0,6 см. Такие сколы очень сложно обнаружить и довольно сложно заполнить.
В отличие от миниатюрных сколов естественного происхождения, искусственно созданные миниатюрные сколы можно удачно использовать для восстановления и ремонта различных повреждений лобового стекла (расколов, коротких и длинных трещин).
Если повреждения имеют радиальную трещину с разветвлением на конце, то ремонт такого дефекта можно значительно упростить при помощи небольшого круглого скола на конце трещины. Во-первых, это поможет снять давление на конце трещины, облегчая ее заполнение, во-вторых, процедура создания и заполнения миниатюрного круглого скола значительно проще, чем процедура сверления дефекта, при которой трещина может проникнуть в промежуточный или внутренний слой лобового стекла.
Кроме этого, искусственно созданный миниатюрный круглый скол позволяет предотвратить дальнейшее распространение новых трещин. Как известно, простое сверление концов трещин не дает однозначного эффекта для предотвращения появления новых трещин. Использование небольшого круглого скола на конце трещины не только снимает образовавшееся там структурное напряжение, но и надежно предотвращает распространение новых трещин.
Создание миниатюрных круглых сколов
(1) Установите бур в адаптер дрели и тщательно закрепите. Включите дрель и проверьте ход наконечника, при необходимости отцентрируйте.
(2) Определите точную позицию для начала сверления.
(3) Помните, что дрель необходимо удерживать строго перпендикулярно по отношению к поверхности стекла и сверлить без излишнего давления на рабочий участок.
(4) Следите за глубиной сверления. Не давите на наконечник — сверло должно работать без излишнего давления на поверхность стекла.
(5) Просверлите отверстие глубиной не более 1/4 от длины наконечника, что равняется примерно 1 мм.
(6) В полученное отверстие вставьте скрайбер или швейную иглу строго перпендикулярно по отношению к основной плоскости и осторожно ударьте по свободному концу иглы небольшим предметом — рукояткой ножа или зажигалкой. Давление на иглу приведет к образованию небольшого круглого скола. Если этого не произошло, повторите попытку, но не увеличивайте применяемой силы. Если и вторая попытка не привела к образованию скола, удалите иглу, просверлите отверстие немного глубже и повторите процедуру.
Примечание: помните, что выбор глубины при сверлении нужно проводить очень осторожно, так как если вы просверлите отверстие слишком глубоко, то создать миниатюрный скол вам не удастся. Весь процесс очень прост, но должен проводиться с большой осторожностью и без применения чрезмерного давления при ударе.
Неправильное распределение силы при создании миниатюрного скола может иметь негативные последствия. Если ударить по закрепленной в отверстии игле слишком сильно, то в результате вы получите миниатюрный круглый скол желаемого размера, но из-за механического шока при ударе, скол будет выделяться на общем фоне стекла матовым непрозрачным цветом. Такого дефекта можно избежать, если строго следовать приведенным в данном пособии инструкциям.
Весь процесс создания и использования миниатюрного круглого скола довольно прост, но требует повышенного внимания и осторожности. При строгом соблюдении наших рекомендаций, вы сможете добиться оптимального практического результата за довольно короткий промежуток времени.
Процесс реструктуризации трещин
Изменение структуры определенных трещин относится не к самым частым ремонтно-восстановительным работам, но при определенных обстоятельствах этот метод сможет значительно упростить ремонт поврежденной поверхности и обеспечить безупречный конечный результат.
Как правило, реструктуризации подвергаются два вида повреждений – дефекты с многочисленными мелкими микротрещинами (лучевидными или округлыми трещинами) и комбинация первичных и вторичных повреждений от одного и того же удара, не связанных друг с другом.
Для начала рассмотрим дефекты с наличием многочисленных микротрещин. Отдельные повреждения лобового стекла сопровождаются обширными участками, заполненными сеткой мелких лучевидных микротрещин, которые очень сложно полностью заполнить полимером. Как правило, при восстановлении таких дефектов большая часть капилляров остается незаполненной, что приводит к неудовлетворительному результату.
Кроме этого, при работе с такими сложными повреждениями, процесс восстановления занимает в среднем в 3 раза больше времени, чем стандартное восстановление обычных трещин и сколов. Для упрощения и ускорения процесса восстановления, такие повреждения можно преобразовать.
Процесс изменения таких дефектов предельно прост – в перегруженной микротрещинами зоне создается миниатюрный круглый скол, объединяющий все сложные трещины. Для преобразования лучевидных трещин миниатюрный круглый скол должен быть размещен в центре пересечения всех радиальных трещин. Помните, что точка пересечения радиальных трещин не обязательно совпадает с точкой приложения силы при ударе (в момент повреждения стекла) и может быть расположена на расстоянии 1 миллиметра от точки приложения силы
Кроме этого, в отдельных случаях возникает необходимость реструктуризации полукруглых трещин, характеризующихся небольшими и очень тонкими разломами, исходящими из точки приложения силы при ударе во всех направлениях вплоть до промежуточного слоя. В отличие от стандартных округлых трещин, структура такой трещины отличается более светлым цветом. Такие трещины также лучше преобразовывать перед восстановлением в более простые и стабильные структуры.
Как правило, границы округлой трещины выходят далеко за пределы точки приложения силы при ударе, но для реструктуризации таких дефектов рекомендуется сверлить отверстие для образования круглого скола точно в месте удара.
К третьему типу повреждений, нуждающихся в реструктуризации, относятся повреждения с первичными и вторичными дефектами структуры стекла. Как правило, такие дефекты представляют собой две различные трещины, возникшие под воздействием одного и того же удара и расположенные достаточно близко друг к другу. Очень часто такие дефекты представляют собой лучевидную трещину с множеством отростков и расположенный рядом с ней одиночный раскол, не соединенный с данной трещиной. Таким образом, при заполнении лучевидной трещины полимер не сможет попасть в расположенную рядом одиночную трещину.
Для восстановления такой лучевидной трещины с отдельным расколом также можно использовать метод создания небольшого круглого скола, расположив его на конце вторичной радиальной трещины. Для восстановления данного дефекта миниатюрный круглый скол должен быть расположен таким образом, чтобы объединить все вторичные трещины (смотри рисунок ниже).
Температурная обработка рабочей поверхности
Температурная обработка лобового стекла при проведении восстановительных работ помогает в значительной мере ускорить процесс заполнения трещин полимером. Большинство технических специалистов предпочитают нагревать рабочую поверхность при работе со всеми типами дефектов. Однако, при проведении температурной обработки рабочей поверхности следует соблюдать несколько основных правил:
- при нагревании рабочей поверхности при помощи спичек или зажигалки следите за тем, чтобы поверхность лобового стекла нагревалась до температуры, не превышающей стандартную тепловую нагрузку от прямых солнечных лучей в жаркий день. Перегрев лобового стекла может привести к растрескиванию и другим серьезным повреждениям. Кроме этого, при перегреве, внутренний пластиковый слой в структуре стекла становится нестабильным, что может привести к расслоению рабочей поверхности.
- для нагревания места проведения восстановительных работ следует поднести зажженную спичку или зажигалку к поверхности и удерживать в течение нескольких секунд, после чего сразу же проверить рабочую поверхность на уровень нагрева. Проверяйте температуру рабочей поверхности, прикасаясь к стеклу обратной стороной ладони, так вы сможете более точно определить характеристики распространения тепла по стеклу.
- помните, что после нагревания поверхности и заполнения всех трещин полимером, приступать к процедуре конечной обработки полимера можно только после охлаждения поверхности до нормальной комнатной температуры. Проводить обработку полимера для затвердения в разогретом состоянии строго запрещено. В разогретом состоянии микротрещины сложных повреждений, например, лучевидных трещин, значительно расширяются. Оценить ход заполнения полимером всех трещин в таком состоянии очень сложно, поэтому преждевременное проведение операции полимеризации смолы может привести к неудовлетворительному конечному результату.
- при проведении работ в холодном помещении нагревайте стекло постепенно, подносите источник огня на 1-2 секунды к поверхности, после чего делайте небольшую паузу для нормального распространения тепла и температурной компенсации.
- для охлаждения лобового стекла можно использовать технический спирт. Втирая его в рабочую поверхность с внутренней стороны стекла, вы значительно облегчаете его охлаждение.
- при нагревании внутреннего стекла часто образуется остаточный углерод, поэтому при проведении таких работ нужно иметь под рукой чистую салфетку для чистки рабочей поверхности.
Мы рассмотрели негативное влияние искусственного нагревания на структуру стекла, но часто лобовое стекло повреждается под влиянием избыточного естественного тепла или дефекты появляются в тот момент, когда лобовое стекло в значительной мере разогрето под влиянием температуры окружающей среды. При естественном перегреве лобового стекла ремонтные работы могут в значительной мере осложниться, так как приступать к заполнению трещины на раскаленном стекле без предварительного охлаждения недопустимо.
Для проведения ремонтных работ в таких условиях необходимо соблюдать следующие предписания:
- заполните ручной пульверизатор смесью из технического спирта и воды (50% на 50%). Лучше всего подготовить данную смесь заранее и хранить пульверизатор в салоне автомобиля.
- поставьте автомобиль в тенистое место и откройте все стекла для продувки салона.
- заклейте место повреждения небольшим кусочком прозрачной клейкой ленты, чтобы защитить данную область от попадания влаги и пыли.
- распылите смесь из пульверизатора на поверхности лобового стекла (используйте мелкий фильтр). Подождите несколько секунд и снова повторите процедуру. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока стекло не охладится до нормальной температуры.
- после того, как поверхность стекла охладилась, поместите полотенце на поврежденное место, чтобы предотвратить его повторное нагревание. Подготовьте технический набор и приступайте к стандартным ремонтно-восстановительным работам.
Ремонтные работы при низких температурах
При проведении ремонтных работ по восстановлению дефектов лобового стекла при очень низких температурах рекомендуется соблюдать следующие правила:
- при проведении ремонтных работ вне помещения, следует предварительно разогреть емкость с полимером.
- до начала ремонтно-восстановительных работ необходимо включить мотор автомобиля и активировать систему обогрева лобового стекла.
- лучше всего проводить ремонт в помещении, так как ремонтные работы вне помещения при очень низких температурах займут в 2–4 раза больше времени, чем стандартный процесс в закрытом помещении.
Дефект расслоения лобового стекла
Дефект расслоения или деламинации лобового стекла может быть вызван как естественными причинами (износ), так и вынужденными причинами (повреждение). Как мы уже упоминали, лобовое стекло состоит из внешнего и внутреннего слоя, соединенных специальным слоем из технического пластика PVB. При нарушении адгезионных характеристик промежуточного слоя, сцепление между внешним и внутренним слоем нарушается, и на лобовом стекле возникает дефект расслоения.
К одному из самых серьезных дефектов относится расслоение стекла при проведении ремонтных работ по восстановлению повреждения стекла. В данном случае, полимер заполняет открывшееся пространство между двумя слоями стекла, образовывая довольно обширное размытое пятно. К сожалению, исправить такой дефект невозможно, и большинство техников в данном случае рекомендуют полную замену лобового стекла:
Естественный вопрос в данном случае – что вызывает расслоение стекла и как можно избежать возникновения данного дефекта. Дефект расслоения лобового стекла, как правило, тесно связан с его сроком службы – чем дольше стекло прослужило, тем выше риск снижения сцепляющей силы внутреннего слоя и последующего расслоения многослойной структуры. Однако, при неправильном проведении ремонтных работ дефект расслоения может возникнуть и в новых лобовых стеклах.
Срок службы стекла не является единственной причиной для возникновения данного дефекта. Среди возможных причин можно выделить следующие (или комбинацию данных причин):
- завышенное давление инжектора при проведении ремонтно-восстановительных работ может привести к отделению промежуточного пластикового слоя от стекла.
- недопустимый перегрев стекла (естественный и искусственный) может привести к снижению адгезионных характеристик и расслоению стекла. Например, при естественном нагревании лобового стекла в жаркий летний день промежуточный пластиковый слой лобового стекла переходит в жидкое состояние, что значительно снижает его адгезионную способность.
- неправильная настройка глубины сверления стекла также может привести к возникновению дефекта расслоения. Как правило, глубину сверления необходимо настраивать таким образом, чтобы полностью исключить контакт с внутренним пластиковым слоем, в противном случае значительное нарушение стабильности структуры может привести к расслоению стекла.
Во избежание возникновения дефекта расслоения, необходимо строго соблюдать все приведенные в данном руководстве инструкции и проводить ремонтные работы с повышенной осторожностью. При настройке инжектора следует тщательно обследовать контактную зону и рабочую поверхность вокруг инжектора. Если в точке примыкания инжектора к стеклу возникает едва заметное визуальное искажение, то следует уменьшить давление инжектора на стекло. Если эффект искажения вокруг точки давления не исчезает, то рекомендуется не проводить ремонт данного повреждения, так как это может привести к расслоению стекла.
Примечание: расслоение стекла не относится к частым дефектам при проведении ремонтно-восстановительных работ. Данная проблема включена в объем технического руководства только для того, чтобы снабдить вас дополнительной информацией о возможных осложнениях в ходе работы. Тщательное соблюдение всех приведенных в данном руководстве правил поможет вам значительно уменьшить опасность возникновения данных осложнений.
Ремонт длинных трещин
При восстановлении длинной одиночной трещины основную трудность представляет собой зауженное окончание, заполнить которое полимером довольно сложно. Для того чтобы тщательно заполнить такой тонкий и узкий раскол необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Для начала следует снять давление, образующееся на конце такой трещины, разместив в этом месте миниатюрный круглый скол. Круглый скол должен быть расположен на расстоянии примерно 0,6 см от конца трещины и точно по центру ее вероятной траектории. При необходимости трещину можно расширить вплоть до круглого скола, для этого нужно слегка надавить на внешнюю или внутреннюю сторону лобового стекла. При этом важно проследить, чтобы трещина прошла точно по центру круглого скола. Данный технический метод используется не только для снятия напряжения с конца трещины, но и для облегчения заполнения трещины полимером. Этот метод намного проще обычного сверления, при котором вы легко можете повредить внутренний слой лобового стекла.
После проведения данной операции можно приступать к ремонтно-восстановительным работам. Принцип заполнения одиночного раскола несколько отличается от методов восстановления стандартных повреждений лобового стекла.
В отличие от стандартной операции с неподвижно размещенным инжектором, в данном случае инжектор должен скользить вдоль рабочей поверхности для полного заполнения раскола. Для обеспечения легкого скольжения следует использовать технический вазелин или крем на основе вазелина.
Перед нанесением вазелина тщательно исследуйте месторасположение раскола и определите, с какой стороны вам будет удобнее начинать и в каком направлении продвигаться. После этого можно начинать наносить тонкий слой вазелина на рабочую поверхность для закрепления монтажного моста. Будьте осторожны и следите за тем, чтобы вазелин не попал в трещину, в противном случае это в значительной степени осложнит ремонтные работы и окажет негативное влияние на конечный результат.
Отделите инжектор от моста, установите мост на лобовом стекле в месте расположения дефекта, закрепите присоску и осторожно продвигайте мост по выбранной вам траектории над одиночным расколом. После того как вы убедились, что конструкция движется плавно и без сбоев, можно приступать к основным работам.
Закрепите инжектор над круглым сколом и плотно прижмите к поврежденной поверхности согласно основным предписаниям при проведении стандартной процедуры ремонта.
Поместите плотный полимер Poly PL-104 или PL-111 в цилиндр инжектора и с помощью поршня инжектора проведите рабочий цикл по заполнению круглого скола в вакуумном режиме и режиме рабочего давления. Продолжайте работу в циклическом режиме до тех пор, пока круглый скол не будет полностью заполнен полимером.
Тактика скольжения.
После заполнения круглого скола полимером, ослабьте давление поршня в инжекторе и плавно переместите мостовую перемычку с инжектором вдоль раскола, на расстояние примерно 0,5 см от круглого скола. Вновь создайте давление в инжекторе и переместите инжектор (скольжением моста по стеклу) в исходную позицию для заполнения раскола по всей длине. Для оптимального заполнения раскола можно слегка нагреть поврежденное место или осторожно надавить пальцем с внутренней стороны лобового стекла.
Тщательно следите за заполнением раскола — как только область под инжектором будет заполнена, продолжайте осторожно продвигать инжектор вдоль повреждения. Перемещайте конструкцию не слишком быстро, важно, чтобы слой полимера не прерывался.
Примечание: начальная стадия заполнения раскола является не только самой важной, но и наиболее продолжительной. В некоторых случаях вам придется несколько раз переделывать первый участок трещины, пока вы не добьетесь полного заполнения раскола полимером. Как правило, после этого трещина заполняется без особых трудностей, но начальный этап (первые несколько сантиметров) занимают 75% от общего времени и усилий. После успешного заполнения начального отрезка раскола, последующая часть будет заполнена в течение нескольких минут.
После того, как вы приблизитесь к круглому сколу на конце повреждения на 5–7.5 см, переместите инжектор назад к точке старта. Когда инжектор будет проходить над уже заполненными областями, осторожно прижмите его к рабочей поверхности. Кроме этого, слегка нажмите пальцем на стекло с внутренней стороны на расстоянии примерно 5 см от круглого скола. Помните, что давление в области расположения круглого скола с внутренней стороны полностью исключено!
При нажатии на стекло с внешней стороны, слой полимера, заполнивший раскол, слегка поднимется и выступит из углубления. Продолжая слегка надавливать на стекло, подождите, пока полимер не потечет, иногда это занимает несколько секунд, как только поток полимера коснется поверхности, прекратите давление на стекло и переместите инжектор по основной траектории вдоль раскола. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока полимер не остановится на расстоянии 5–7.5 см от круглого скола. После этого, полимер должен свободно выходить из инжектора. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока раскол не будет полностью заполнен.
Примечание: при работе с одиночными длинными трещинами рекомендуется заклеивать светопроницаемыми пластинками отдельные участки длиной 5–7 см, уже заполненные полимером, таким образом вы предотвратите попадание воздуха в уже заполненные области и значительно сократите необходимое для ремонтных работ время.
После того, как раскол полностью заполнен полимером, можно приступать к конечной обработке рабочей области. Время полимеризации, необходимое для полного затвердевания полимера, зависит от мощности светового источника и технических характеристик повреждения. Однако в большинстве случаев можно руководствоваться следующим принципом — естественный солнечный свет приводит к затвердеванию полимера после 3–4 минут обработки, при работе с искусственными источниками света следует интервал полимеризации составляет от 5 до 6 минут для полного затвердевания.
После того, как полимер затвердел, можно снять клейкую ленту и осторожно удалить излишки полимера с восстановленной поверхности.
Тактика постепенного заполнения.
Этот метод предпочтительнее для трещин до 10 см в длину . В данном случае, не нужно передвигать мост по стеклу, достаточно наносить пипеткой по капле полимера последовательно по всей длине трещины в направлении от инжектора, по мере заполнения трещины полимером. Лучше немного подогревать стекло — только не перегревайте его. На каждые 2-3 сантиметра заполненной трещины накладывайте пластинки.
Для достижения максимального результата при восстановлении дефектов лобового стекла следует соблюдать следующие правила.
- Для того, чтобы точно рассчитать объем полимера, необходимый для заполнения трещины, и сократить расходы, рекомендуем руководствоваться следующим правилом: 1 капля полимера на 2.5 см заполняемой поверхности + 1 капля дополнительно для трещин нормальной длины или + 2 капли для трещин длиной более 25 см.
- Перемещайте устройство вдоль заполняемого раскола, удерживая конструкцию не за инжектор, а за мостовую перемычку. Перемещение конструкции с опорой на инжектор может привести к падению давления и утечке полимера.
- При размещении инжектора помните, что излишнее давление на стекло может также привести к нарушению распределения полимера. В идеальном случае инжектор должен быть прикручен достаточно плотно, чтобы исключить утечку полимера и после этого прижат к стеклу не более, чем на пол-поворота дополнительно.
- При заполнении длинных одиночных расколов необходимо продвигаться вдоль повреждения достаточно медленно, даже в том случае, если полимер выходит из инжектора без затруднений. Лучше руководствоваться следующим правилом – заполнять не более 7.5 см в минуту, более быстрый поток приведет к снижению качества конечного результата.
- Если ремонтно-восстановительные работы проводятся вне помещения, необходимо защитить инжектор и восстанавливаемую поверхность от попадания солнечного света и преждевременного затвердевания.
Купить готовые наборы для ремонта стекол
Видео технология ремонта стекол:
Как бы бережно вы ни ездили, стёкла всё равно когда-то утратят первоначальный вид. Помутнение и затирание стекла с возрастом практически неизбежны, а сколы и царапины далеко не всегда зависят от того, кто за рулём. Действительно ли все эти дефекты можно устранить и можно ли хотя бы как-то продлить жизнь стёклам?
Камни, щётки, губки
Сначала определимся, какими повреждения могут быть и как они образуются.
Самый распространённый дефект стекла – это скол. Получить его просто: любой неудачно прилетевший в лобовое камушек с дороги способен повредить верхний слой триплекса, после чего на стекле образуется дефект – иногда размером со спичечную головку, иногда площадью до сантиметра и даже больше. В очень редком случае скол может образоваться не только на внешнем слое стекла, но и на внутреннем.
Второй частый дефект – это трещина. Как правило, она начинается со скола. Но не всегда, потому что многое зависит от расположения скола и характеристик самого стекла. Чаще всего скол переходит в трещину, если он образовался снизу на чёрной полоске стекла. Во-первых, его на тёмном фоне почти не видно, и редко кто решается сразу заняться его устранением. Во-вторых, область стекла, отстоящая на расстоянии до 10 см от края, – это зона напряжения, что вызывает рост трещины даже от небольшого скола. В-третьих, туда обычно направлены дефлекторы системы отопления и вентиляции. Поэтому если там есть скол, то со временем он практически гарантированно станет началом трещины. Мойка, печка, кондиционер – всё это провоцирует процесс, и сам по себе он останавливается редко. Бывает, что он может разрастись в трещину длиной несколько сантиметров и вроде бы на этом остановиться. Но радоваться рано: трещина может начать расти дальше – из-за очередной мойки или по другим причинам. Даже парковка на неровной площадке, когда кузов находится под напряжением, может вызвать рост трещины. Можно влететь в яму, и тогда после удара трещина тоже может начать расти дальше. По статистике специалистов компании Carbase, только два из десяти сколов не перерастают в трещину. А на некоторых автомобилях, отличающихся мягкими стёклами (Mercedes, BMW и некоторых других), скол станет началом трещины особенно быстро. Тут откладывать ремонт не стоит совершенно.
Ну и, наконец, третий дефект – помутнение стекла. Оно начинается незаметно, но за три-четыре года эксплуатации вполне может стать проблемой. Внешний слой триплекса в ходе эксплуатации неизбежно получает множество мелких дефектов (небольших сколов и микроцарапин), и со временем видимость через стекло становится значительно хуже. Особенно ночью, когда свет фар встречных автомобилей в затёртом лобовом стекле становится светом люстры Большого театра. Часто можно встретить мнение, что сильно затёртые лобовые стёкла встречаются у машин, которые чаще ездят по трассам, но это не так. Помутнение может быть вызвано разнообразными причинами. Например, при хранении машины на открытом паркинге или просто на улице во дворе стекло теряет прозрачность быстрее, чем при хранении в гараже: в микроскопические дефекты набивается пыль и грязь, которую невозможно оттуда вымыть. Особенно активно она скапливается в зоне работы дворников – там мелких царапин всегда больше. И ещё часто автовладельцы портят стёкла сами – для этого достаточно протирать их слишком жёсткой тканью или губкой. Даже обычная губка для посуды, которая с одной стороны имеет жёсткую поверхность, этой самой поверхностью способна испортить стекло очень быстро. Причём после такой губки простая полировка обычно уже не помогает – стекло приходится шлифовать.
Ремонт или всё-таки замена?
Есть ли смысл ремонтировать сколы и трещины и полировать или шлифовать стёкла? Да, есть, но не всегда.
В случае получения скола или трещины очень важно вовремя их устранить. Иногда счёт идёт даже не на дни, а на часы: бывает, что небольшой скол становится приличной трещиной за то время, пока автовладелец добирается до места ремонта. Кстати, именно по этой причине в некоторых случаях есть смысл заказать выездной ремонт, который можно провести и в тёплом гараже, и даже в закрытом паркинге (если не воспрепятствует охрана – иногда это запрещено). Почти любой сложный скол максимально качественно можно отремонтировать в течение трёх дней, а вот если заняться ремонтом через месяц, изнутри этот дефект всё равно будет немного заметен: в него в любом случае попадут пыль и грязь, а удалить их полностью невозможно. Впрочем, если скол имеет форму звёздочки с отходящими от центра заметными лучами трещины, то даже в случае своевременно проведённого ремонта изнутри место этого ремонта всё равно будет немного видно. Особенно если этот скол расположен на уровне глаз.
Часто говорят о том, что скол нужно в обязательном порядке сразу же заклеить скотчем. Рациональное зерно в этой процедуре есть, но не стоит её переоценивать. Во-первых, поможет скотч только в том случае, если заклеить скол сразу, пока в него не попали вода или пыль – тут всё верно. Во-вторых, рост трещины из скола скотч не остановит (это может сделать только ремонт), а в-третьих, если скол маленький, то смысла в скотче вовсе нет. Его надо использовать в том случае, если в результате удара камушком от стекла отвалился кусочек – такое бывает. Вот такую щербинку заклеивать действительно надо, но лучше даже это делать не скотчем, а специальной временной наклейкой, которую можно купить в автомагазине. Это такая плёнка размером с пятирублёвую монету, которая хорошо защищает скол от грязи и воды.
Чуть выше мы говорили, что на лучший результат при устранении скола можно рассчитывать при условии его устранения в трёхдневный срок. А что, если ездить дольше? Тут как повезёт. Если скол очень маленький и расположен не на краю стекла и не около дефлекторов (то есть, на него не дует печка или кондиционер), то можно его не устранять хоть неделю. Бывало, что с такими сколами ездили несколько лет, и трещина не появлялась. Правда, речь идёт о старых машинах (не моложе 2012-2013 годов выпуска) и о простых стёклах без обогревов. Но при этом нужно отметить, что чем раньше этот скол вылечить, тем менее заметно будет место ремонта. К сожалению, обещание отремонтировать стекло вообще без следа ремонта – это рекламная уловка, и при желании найти отремонтированный скол можно всегда. Но при этом скол, устранённый в течение трёх дней, скроется процентов на 90, устранённый через месяц – процентов на 70, а через год его ремонтировать почти бесполезно – трещины от него после такого запоздалого ремонта не пойдут, но сам скол станет лишь чуть менее заметным. Причём на стекле с обогревом результат ремонта будет выглядеть лучше: оно мягче и лучше поддаётся ремонту.
Трещину тоже надо убирать в первые два-три дня – только в этом случае можно рассчитывать на максимально хороший результат. При этом полностью она не исчезнет и будет видна как полоска на стекле. Если трещина горизонтальная, эта полоска будет выглядеть как тонкая царапинка, а вертикальная трещина будет заметна лучше. Не надо верить тем, кто обещает вернуть стеклу первозданный вид – такого просто не бывает.
Если проездить с трещиной больше трёх месяцев, желательно при ремонте не пожалеть денег на её промывку. Моют её специальной химией под давлением с помощью краскопульта, а на стекло предварительно ставят расширители, которые немного раскрывают трещину. Идеально, конечно, вымыть не удаётся, и если с трещиной проездили более полугода, вымывается только около 50-70% грязи. Результат ремонта будет лучше, но место ремонта всё же будет заметным. Однако есть и хорошие новости: отремонтировать можно трещину в любом месте стекла и любой длины. Результат зависит в первую очередь от качества стекла: так же, как и в случае со сколом, более мягкое стекло с обогревом поддаётся ремонту трещин лучше, чем твёрдое стекло старых машин.
Со сколами и трещинами вроде бы разобрались: отремонтировать можно всё, результат во многом зависит от того, как быстро это сделать, но при этом совершенно бесследно устранить некоторые дефекты невозможно. Тем не менее при стоимости некоторых стёкол более ста тысяч рублей их ремонт – очень хороший выход из ситуации. А что насчёт полировки и шлифовки?
Качество полировки и шлифовки стекла в первую очередь зависит от профессионализма специалиста. Если мастер переусердствует, можно вместо мутного стекла получить стекло с эффектом линзы, которое искажает вид. Такое может произойти, если мастер уберёт слишком толстый слой и сделает это неравномерно. Тут речь идёт о микронах, поэтому прежде, чем ехать на такую процедуру, желательно очень тщательно подойти к выбору мастерской (об этом мы поговорим чуть ниже). И ещё нужно помнить, что полировка и шлифовка делают стекло лучше, иногда – значительно лучше, но они не делают его новым. В любом случае после этих процедур останутся самые глубокие царапины и мелкие точки – последствия пескоструя на трассе. И если попытаться убрать их полностью, можно получить ту самую линзу вместо лобового, но всё равно с царапинами и мельчайшими сколами. Хотите получить новое стекло – покупайте и ставьте новое. Если достаточно только вернуть прозрачность и хорошую видимость, то полировка и шлифовка – вполне рабочий вариант решения вопроса.
Кстати, боковые и задние стёкла полируются практически без ограничений. Само собой, появление эффекта линзы возможно, но сбоку и сзади для автовладельца это остаётся практически незаметным. Правда, сейчас иногда встречаются автомобили с многослойными боковыми стёклами (например, такие у многих Porsche), которые полируются не так хорошо, но это исключение.
Фото: Carbase
Мост, инжектор, полимер: как ремонтируют сколы и трещины
Процесс ремонта сколов у всех почти одинаковый, отличаются только инструменты (мост и инжектор) и полимеры, которые заливают в скол. Начинается ремонт с засверливания скола: на его месте делается углубление, которое на жаргоне называют «бычий глаз». Если скол имеет форму звёздочки с лучами трещин, то засверливают его так, чтобы не было точек, откуда эти лучики выходят. Сверлят только верхний слой триплекса, то есть только повреждённый. Затем ставят мост – инструмент, который создаёт вакуум, далее с помощью инжектора под давлением загоняют полимер, который должен заполнить место ремонта и при необходимости затечь в каждый лучик, если речь идёт о сколе-звёздочке. Это нужно, чтобы добиться отличного результата в виде точки на месте ремонта, которая останется вместо скола-звезды. Затем мост с инжектором убирают, а место ремонта запечатывают плёнкой и сушат ультрафиолетом в течение 5-10 минут в зависимости от мощности УФ-лампы. Следующий этап ремонта – запечатывание, то есть повторная заливка полимера для полного выравнивания места ремонта. На всё уходит максимум 40 минут, но есть одна сложность: если что-то пошло не по плану, быстро ничего переделать не получится. То есть, если мастер сразу не залил полимер во все лучики, то придётся засверливать каждый лучик с другой стороны отдельно и заполнять его клеем повторно. Такой же подход практикуется в случае ремонта старых машин с твёрдыми стёклами, сколы на которых не убрали сразу. В этом случае трещины вокруг сколов надо сверлить в обязательном порядке, иначе хорошо ничего сделать не получится.
Фото: Carbase
Ну а ремонт трещины практически не отличается от ремонта скола. Сначала трещина останавливается – то есть, засверливается по краям. Затем всё идёт в той же последовательности, как и со сколами: эти места ремонтируются, как сколы, а трещина миллиметр за миллиметром заливается полимером. В редких случаях трещины ремонтируют без её остановки засверливанием, но это должна быть совсем небольшая трещина на мягком стекле и в ненагруженном его месте, которую решили устранить сразу после появления. В жизни такое встречается редко – трещины обычно появляются как раз там, где есть зоны напряжения стекла.
Фото: Carbase
А что с гарантией?
В рекламе часто обещают многое. Например, гарантию на ремонт скола в 10 лет. И самое интересное, что формально не врут: если через месяц из скола не начала расти трещина, то она не начнёт расти и через 20 лет. Поэтому многие рубят сплеча – даём, мол, гарантию хоть на 10 лет, хоть на 20. Ну а почему бы и нет, если почти ничем не рискуют? Однако честные специалисты называют более реальные гарантийные сроки – год. И если говорить серьёзно, то иногда приходится обращаться по гарантии: в очень редких случаях после ремонта большого скола диаметром 5-10 мм, из которого выпал кусок стекла, впоследствии может выпасть и застывший полимер. Как правило, такое происходит в случае ремонта скола в зоне работы дворников – выдрать полимер плохими щётками по сухому стеклу трудно, но иногда возможно. В этом случае в рамках гарантии восстанавливают «запечатку» – верхний отвалившийся слой полимера.
Гарантия на ремонт трещины обычно составляет около трёх месяцев. Больше обычно не дают: тут очень многое зависит и от твёрдости стекла, и от места трещины на этом стекле. Иногда с отремонтированной трещиной ездят годами, но для этого нужно как-то пересмотреть своё отношение к стёклам: в частности, не направлять в мороз обдув печки на стекло сразу, а хотя бы подождать, пока оно прогреется вместе с салоном.
На полировку гарантии, само собой, быть не может, но если хочется сохранить её эффект подольше, лучше заменить дворники и использовать антидождь – так стекло будет меньше царапаться. А тем, кто хранит машину на улице, желательно взять за привычку хотя бы раз в два дня поднимать дворники и вытирать стекло в зоне их покоя влажной салфеткой или мягкой тряпкой. Так под дворники будет попадать меньше мусора и пыли, которые потом царапают стекло.
Фото: Carbase
Учитывайте, что при выборе мастерской в первую очередь нужно читать отзывы. Часто после общения с не очень честными специалистами клиенты ожидают каких-то фантастических недосягаемых результатов, а столкнувшись с реальностью, строчат негативные комментарии. Нужно читать ответы владельцев бизнеса и попытаться понять: а объясняли ли они клиенту все тонкости до посещения сервиса? Хорошие специалисты всегда предупреждают о том, что будет на самом деле. А на самом деле новым стекло после ремонта не станет никогда, хотя спасти его от трещин и вернуть ему приличный вид можно практически всегда.
И последнее: если время ремонта занимает несколько часов, то это означает, что будет вызван мастер со стороны – в штате такого специалиста нет. А это обычно – минимум двойная цена услуги. Разумеется, соглашаться на переплату смысла нет.
Kolesa.ru выражают благодарность детейлинг-центру Carbase и лично мастеру по ремонту стекол Шухрату Уринову за помощь в подготовке материала.