Шахматы, как увлекательное хобби, подходит и детям, и взрослым. Эта увлекательная интеллектуальная игра отлично развивает логику, память и мышление. Научиться играть в шахматы с нуля можно самостоятельно. В этом поможет самоучитель и видеоуроки. Они дают понять, где стоит король и как расставлять начальную позицию. Обучение проходит в доступной форме, в подходящее для игрока время. Узнав все шахматные правила, можно начинать участвовать в официальных соревнованиях. Их нередко устраивает шахматный кружок или клуб, в котором собираются любители этих интеллектуальных сражений. Но не будем забегать вперед. Сначала рассмотрим правила игры в шахматы для начинающих.
Все правила за 5 минут – видео
Мы подготовили удобный видео-курс для начинающих
Короткие видео и практические интерактивные задания под каждым уроком. Идеально подойдет начинающим и детям!
Попробовать бесплатные уроки >>
Цель игры
Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.
Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:
- Как расставлять;
- Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
- Удачный шахматный ход;
- Роль пешки в шахматах.
Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать
Как установить доску и расставить отряды?
Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.
Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.
Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:
- 2 ладьи;
- 2 слона;
- 2 коня;
- Его величество с королевой (ферзем);
- 8 пешек.
Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.
Как ходят шахматные фигуры?
Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:
Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.
Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.
Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.
Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.
Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.
Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.
Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.
Взятие на проходе
Взятие на проходе касается особого хода пешки. Если соперник передвинул пешку на две клетки, поравняв ее тем самым с вашей, которая имеет противоположный цвет, то вы имеете полное право убрать ее с доски. Ее место займет ваша пешка. Единственный нюанс – сделать это нужно сразу.
Рокировка
В рокировке принимают участие король и ладья, но при условии, что с они еще не перемещались по доске, и в данный момент между ними нет других участников баталии. Суть этого состоит в том, что они меняются местами друг с другом – король делает 2 шага по направлению к ней, а ладья через него перепрыгивает. Важное правило всех рокировок – ни одна из участвующих в них клеток не должна находиться под ударом противника.
Ничья
Ничья называется пат. Суть ее состоит в том, что у одного из участников больше нет ходов, но при этом мат не поставлен. В этом случае партия завершается.
Кроме того, партия заканчивается вничью, если позиции фигур в сражении повторяются трижды или на доске у игроков остается очень мало материала, недостаточного для объявления мата сопернику.
Окончание игры, шах и мат
Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.
Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.
Варианты шахмат
Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.
Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
- 30 минут до конца настольной битвы;
- Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.
Пуля
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.
Блиц
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.
Шахматы – 960 (Фишера)
Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
- Рокировки;
- Взятия на проходе;
- Признания ничьи;
- Шаха и мата.
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.
Ценность фигур
Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:
- Ферзь – 9 очков;
- Ладья – 5 очков;
- Слон и Конь – по 3 очка;
- Пешка – 1 очко.
Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.
Нотация – запись шахматной партии
Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:
- Самостоятельно записывать игровые партии;
- Читать и понимать специальную литературу;
- Играть «в слепую»
- Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.
Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.
Свое обозначение имеет и каждый персонаж:
- Кр (К) – король;
- Ф (Q) – ферзь;
- Л (R) – ладья;
- К (N) – конь;
- С (C) – слон;
- П (p) – пешка.
Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:
- + — шах;
- ++ — двойной шах;
- # — мат;
- Х – взятие фигуры;
- 0-0 – рокировка;
- !! – отличный ход;
- ?? – грубая ошибка и т.д.
Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.
Правила турниров
Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.
Тронул – ходи
Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.
Часы и Таймеры
Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:
- Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
- Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
- Ограничение по времени уточнять перед началом партии.
Это основные правила того, как играть с контролем времени.
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Шахматы — это невероятно интересная и притягательная игра, которая требует мастерства и стратегического мышления. На протяжении столетий она была популярна среди интеллектуалов и ученых. Тем не менее, чтобы играть в шахматы, не нужно быть гением: даже дети умеют играть и нередко побеждают взрослых. Прочтите данную статью и научитесь играть в шахматы — одну из самых лучших настольных игр.
-
Каждая фигура перемещается по доске по-своему. Ниже перечислены названия фигур и то, как каждая из них ходит (не считая пары исключений, к которым мы еще вернемся).
- Пешка: самая базовая фигура в игре (их 8 у каждого игрока). Своим первым ходом она может пойти вперед на одну или две клетки, но после этого может ходить вперед только по одной клетке. Пешки могут бить фигуры, которые находятся перед ними на соседней клетке по диагонали. Пешка не может ходить назад и является единственной фигурой, которая ходит и бьет по-разному.
- Ладья выглядит как крепостная башня. Она ходит по горизонтали и по вертикали на любое количество клеток. При этом ладья может бить фигуры противника в конце своего хода.
- Конь выглядит в соответствии со своим названием и является самой хитроумной фигурой. Он ходит буквой «Г» на две клетки по горизонтали и затем одну по вертикали или на одну клетку по горизонтали и две по вертикали в любом направлении. Конь — это единственная фигура, которая может «прыгать» через другие фигуры, как свои, так и чужие. Взять он может только те фигуры противника, которые находятся на последней клетке его хода.
- Слон ходит только по диагонали и может передвигаться на любое количество клеток. В конце хода он может бить фигуры соперника.
- Ферзь: самая сильная фигура (обычно с более женственной короной, чем у короля). Может ходить на любое количество клеток по горизонтали, вертикали или диагонали и брать фигуры противника в любом из этих направлений.
- Король может ходить или брать фигуры на одну клетку от себя в любом направлении. Эту фигуру нельзя отдавать ни за какую цену, так как это будет означать проигрыш партии. Короля нельзя ставить под шах. Если в результате хода противника король попал под шах, его необходимо сразу же отвести или прикрыть. Если один из игроков ставит мат королю, он выигрывает партию.
- Помните, что у каждой фигуры есть относительная ценность.
- Король наиболее ценен, его необходимо защищать.
- Ферзь — самая разноплановая фигура, которая отлично подходит для атаки и двойных ударов. Ферзь сочетает силу слона и ладьи. Он считается самой ценной фигурой после короля.
- Кони отлично подходят для внезапных атак и «вилок». Их необычная манера ходить часто оказывается неожиданностью для новичков.
- Слоны прекрасно проявляют свою силу в открытых позициях. Новички часто недооценивают слонов и не используют все их возможности.
- Ладьи являются сильными дальнобойными фигурами. Они проявляют свою полную силу на открытых вертикалях.
- Пешки могут показаться чем-то незначительным, но они отлично подходят для того, чтобы пожертвовать ими ради захвата более сильной фигуры. Иногда пешка может поставить мат самому королю!
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА
Виталий Неймер — международный мастер по шахматам и сертифицированный профессиональный тренер по шахматам с более чем 15 годами тренерского опыта. Входил в состав национальной команды США по шахматам SPICE (Вебстерский университет) и дважды становился чемпионом Израиля.
Определите, с какой целью вы хотите научиться играть. Возможно, вы хотите вступить в клуб, а возможно, стать мастером. От целей зависит, как долго вам придется учиться. Если вы хотите стать мастером или чемпионом мира, вам нужно найти тренера, который будет направлять вас. Существуют также книги, каналы на YouTube, и вы даже можете смотреть игры на Twitch.
-
Если короля атакует одна из фигур соперника, то говорят, что он находится под шахом. Если королю поставили шах, он ДОЛЖЕН немедленно уйти из-под шаха. Это можно сделать одним из трех способов:
- походить королем на ту клетку, где его никто не атакует, то есть туда, где он не находится под шахом;
- побить объявившую шах фигуру;
- закрыться от шаха одной из своих фигур — этот способ не годится в том случае, если шах объявлен пешкой или конем;
- если король не может своим ближайшим ходом уйти от шаха, то ему мат — в этом случае партия завершается, и побеждает тот, кто поставил мат.
-
В шахматах вы пытаетесь поставить мат королю оппонента, а он — вашему. Это основная цель, а вторая по важности, очевидно, заключается в том, чтобы защитить своего короля от мата. Для этого нужно уничтожить как можно больше фигур оппонента и при этом постараться сохранить свои фигуры.
- Шахматы — интеллектуальная стратегическая игра. Есть много ходов и правил, которые новички не смогут сразу предусмотреть и понять. Будьте терпеливы! Самое интересное начинается с практикой.
-
Теперь, когда вы знаете, как ходит каждая фигура, можно расставить их на шахматной доске. Расположите ее так, чтобы у каждого игрока справа внизу была белая клетка. Ниже описано, как следует расставлять фигуры.
- Расположите все пешки на втором ряду перед вами так, чтобы вас отделяла от соперника стена из пешек.
- Поставьте каждую ладью в угол на вашей стороне доски.
- Расположите коня рядом с каждой ладьей и слона рядом с каждым конем.
- Поставьте ферзя на левую клетку из оставшихся двух в соответствии с его цветом (черный ферзь должен стоять на черной клетке, белый — на белой).
- Наконец, поставьте короля на последнее оставшееся поле. Убедитесь, что у вашего партнера такая же расстановка фигур. Ферзи и короли должны стоять напротив друг друга.
-
Каждому полю на доске соответствует буква и цифра. Если кто-то говорит «конь на с3», с3 означает конкретную клетку на доске. Это упрощает запись шахматных партий. Шахматная нотация описана в данной статье.
Реклама
-
Они выбирают фигуру, которой хотят походить, и приступают к розыгрышу дебюта. Белые делают первый ход, а черные отвечают. Дебют — одна из важнейших стадий игры. Не существует единственно правильного способа разыграть его, так как у каждого свой стиль. Найдете свой стиль и вы. Тем не менее есть несколько вещей, о которых следует помнить.
- Не спешите немедленно атаковать. В дебюте вы просто ищете для своих фигур наиболее удобные позиции. Следует размещать их на выгодных и безопасных позициях.
- Как правило, в самом начале партии не стоит делать больше двух ходов пешками. Далее обратите внимание на более сильные фигуры — слонов, коней, ферзя и ладьи. «Развивайте» фигуры до тех пор, пока они не займут выгодные позиции (например, в центре доски).
- Многое в дебюте зависит от ходов соперника — необходимо внимательно присматриваться к его игре. Следите за ходами противника и пытайтесь понять, чего он хочет. В шахматах, как ни в какой другой игре, важно уметь разгадать замыслы соперника.
-
Многие новички забывают об этом правиле. Однако если вы хотите научиться лучше играть в шахматы, запомните следующее правило:
- Как вы помните, своим первым ходом ваша пешка может пойти на два поля вперед. Предположим, что вы так и делаете, и ваша пешка останавливается рядом (то есть на той же горизонтали) с пешкой соперника. Следующим и только следующим ходом ваш противник может взять вашу пешку на проходе. Обычно пешка бьет только наискосок, и в этой ситуации она может побить пешку противника на проходе и продвинуться при этом на одну клетку по диагонали, как обычно.
- Опять-таки, это может произойти только сразу же после того, как пешка первым ходом походила на две клетки. Через ход такая возможность теряется. Бить на проходе могут только пешки. Другие фигуры не могут бить пешку на проходе.
-
И да будет игра! Чередуйте ходы со своим оппонентом, пытайтесь добраться до вражеского короля и устранить стоящие на вашем пути фигуры. В первую очередь старайтесь атаковать ферзя и короля вашего оппонента, хотя есть и много других возможностей для победы.
- Может показаться, что пешки просто путаются под ногами, но не спешите ими жертвовать. Если одна из них пройдет до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру (кроме короля)! Обычно ставят ферзя, но можно превратить пешку и во что-то другое, например в коня, ладью или слона. Если вам удастся провести пешку до последней горизонтали, это очень сильно повлияет на ход игры.
-
Если вы поставите своего коня сюда, что произойдет? Не подставите ли вы его под удар фигур оппонента? Есть ли у вас есть время на атаку, или же ваш король (или ферзь) нуждается в защите? Каким образом можно атаковать соперника? Куда повернется игра в следующие несколько ходов? Какая позиция может возникнуть через несколько ходов?
- Это не та игра, где можно бездумно переставлять фигуры — они все влияют друг на друга тем или иным образом. Беспечность может привести к тому, что своя же пешка будет стоять на пути вашего слона, король будет защищен только конем, а ладья оппонента неожиданно атакует вашего ферзя. Поэтому планируйте свои ходы и, по возможности, предугадывайте ходы своего соперника. Чтобы выиграть, вам придется проявить все свое мастерство!
- По возможности всегда принимайте контрмеры. Можно подставить пешку под слона противника, если следующим ходом вы заберете его конем. Иногда следует идти на хорошо спланированные жертвы.
-
Помимо взятия пешки на проходе, есть еще один особый ход. Это рокировка, в которой участвуют король и ладья. Рокировка представляет собой единственный случай, когда одновременно перемещаются две фигуры. При рокировке король и ладья меняются местами — это позволяет укрыть короля и вывести ладью, убивая сразу двух зайцев. В результате король оказывается в надежном укрытии.
- Для рокировки необходимы следующие условия:
- участвующие в рокировке король и ладья еще не ходили;
- король не находится под шахом;
- между королем и ладьей нет других фигур;
- при рокировке король не проходит через клетки, которые находятся под ударом фигур противника.
- Одним движением одновременно перемещаются король и ладья. Сначала необходимо передвинуть короля на две клетки в сторону ладьи, а затем поставить ладью на клетку за королем. При рокировке вправо король двигается на две клетки вправо, а ладья — на две клетки влево. При рокировке в левую сторону король движется на два поля влево, а ладья — на три вправо.
- Для рокировки необходимы следующие условия:
-
Следует поставить шах королю противника, от которого он не сможет скрыться. Можно объявить «мат!», хотя это и не обязательно. В этом случае оппонент кладет своего короля на доску, что сигнализирует о его поражении.
- Иногда получается пат, и в этом случае игра завершается вничью. При пате тот игрок, чья очередь хода, не имеет возможности походить куда-либо королем или другими фигурами, и при этом его король не находится под шахом.
- Есть и несколько других ситуаций, в которых игра может закончиться вничью.
- По согласию обоих игроков. Если оба игрока считают, что они не могут выиграть, они могут согласиться на ничью.
- В результате повтора ходов. Если одна и та же позиция повторится на доске три раза, игра завершается ничьей. Например, если оба игрока игрока повторно ходят конями на одни и те же клетки, фиксируется ничья.
- По правилу 50 ходов. Если никто из игроков не может походить пешкой или взять фигуру соперника в течение 50 ходов, игра завершается ничьей. Это предотвращает бесконечное продолжение игры и возможность взять противника «на измор».
- При недостаточном материале. Если у обоих соперников недостаточно фигур для того, чтобы поставить мат, игра завершается ничьей. Например, король и конь не могут поставить мат одинокому королю.
- Если на доске остались одни короли. Это частный случай недостаточного материала, поскольку нельзя поставить мат одним королем. В таком случае игра заканчивается ничьей.
Реклама
-
Например, не ходите слишком долго одним конем лишь потому, что им можно ставить шахи. Используйте все свое войско! Одна из самых больших ошибок новичков заключается в том, что они используют лишь некоторые из своих фигур. При этом остальные фигуры отстают в развитии и становятся легкой добычей для соперника. Оживляйте игру и заставляйте своего оппонента быть настороже.
- В дебюте продвиньте несколько пешек на одну-две клетки вперед, а затем начните ходить другими фигурами. Это позволит вывести больше фигур с первой горизонтали, они легко войдут в игру и усилят ваш атакующий потенциал.
-
Поскольку оттуда фигуры могут двигаться в разных направлениях, контроль центра важнее, чем флангов. Когда вы доминируете в центре, ваши фигуры обладают большей подвижностью, чем на краях и в углах доски. Например, если конь стоит в углу, он может сделать лишь два разных хода, в то время как в центре количество ходов увеличивается до восьми! Постарайтесь как можно скорее установить контроль над центром доски.
- Именно поэтому многие начинают партию ходами центральных пешек. Только следите, чтобы вы не подставили своего короля под мат от удачно расположенного слона или ферзя!
-
Хотя это довольно очевидно, многие игроки (даже гроссмейстеры!) иногда теряют свои фигуры. Если вы должны отдать фигуру, постарайтесь обменять ее на что-то. Никогда не отдавайте фигуры бездумно — они все ценны, от пешки до ферзя. Значимость каждой фигуры можно примерно оценить в баллах. Чем ценнее фигура, тем в большее количество баллов она оценивается:[1]
- пешка — 1 балл;
- конь — 3 балла;
- слон — 3 балла;
- ладья — 5 баллов;
- ферзь — 9 баллов;
- король бесценен, так как его потеря означает проигрыш партии.
-
Этому следует уделять особое внимание. Даже если вы не делаете ничего другого и не очень любите атаковать, то просто обязаны защищать своего короля. Спрячьте его в угол с помощью рокировки, прикройте его несколькими пешками и предусмотрите пути отступления на тот случай, если соперник поставит шах. После этого атакуйте сами, чтобы ваш оппонент начал подумывать о бегстве, а не об атаке, и чем скорее, тем лучше.
- В начале и середине партии сам по себе король мало что может сделать. На этих стадиях игры королю почти всегда требуется прикрытие от шахов в виде нескольких фигур. Однако в конце игры, когда на доске остается мало фигур и немного пешек, король превращается в полноценную боевую единицу, и его следует вывести в центр доски.
Реклама
Советы
- Внимательно следите за ходами соперника. Они повлияют на ваши ходы, но не на план, который вы хотите реализовать.
- Учитесь на ошибках. Будучи новичком, вы просто обречены на ошибки. Даже гроссмейстеры «зевают» и проигрывают.
- Вы можете считать, что полностью развили свои фигуры, когда ваш король сделал рокировку, слоны и кони выведены с начальных позиций, и пространство между ладьями свободно.
- Старайтесь держать в центре доски большое количество фигур. Чем больше пешек вы оставите позади, тем лучше они прикроют вашего короля.
- Не расстраивайтесь из-за частых проигрышей. Чтобы как следует научиться играть в шахматы, требуется определенное время — многим мастерам понадобилось для этого больше 10 лет!
- Выучите несколько шахматных ловушек, чтобы использовать их самим и не попадаться на уловки соперника.
- Обдуманно ходите пешками. В отличие от других фигур пешки не могут вернуться на то поле, с которого они ушли. Они довольно неповоротливы, и расположение пешек во многом определяет ход шахматной партии.
- Не пытайтесь поставить быстрый мат. Если вы сосредоточите все свои усилия на попытках поставить быстрый мат, ваш соперник может наказать вас за это.
- Никто не знает рецепта 100-процентного выигрыша. В шахматах нет метода, который позволял бы наверняка выиграть партию.
- Лучше всего располагать фигуры на четырех центральных клетках, поскольку здесь их подвижность максимальна. Таким образом вы увеличите количество своих возможных ходов и сократите выбор соперника.
- Иногда рокировка опасна и может привести к проигрышу. В других случаях путем рокировки можно даже поставить мат королю соперника! Принимайте решение исходя из конкретной позиции на доске.
Реклама
Предупреждения
- Быстрые шахматы не для начинающих. Они сложны, располагают к конкуренции и создают неуверенность в своих силах у новичков.
- Шахматные фигуры могут быть опасны для маленьких детей — они могут проглотить их.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 411 208 раз.
Была ли эта статья полезной?
Как научиться играть в шахматы с нуля: пошаговая инструкция для начинающих
Пошаговая инструкция для детей и взрослых, как научиться играть в шахматы с нуля. Объясняем подробные правила начинающим игрокам в шахматы, как ходить белыми или черными фигурами, в проекте Спорт Mail.ru.
Этой забаве несколько тысяч лет, и все это время она считалась привилегией интеллектуалов. Партии разыгрывали правители и политики, любители играли в парках и брали доску с фигурами в путешествия. Сегодня шахматы — серьезный спорт, и к крупным соревнованиям гроссмейстеры готовятся с детства. Популярность игры возрастает, все больше людей хотят знать, как играть в шахматы.
Вместе с профессиональным тренером и шахматистом мы расскажем об основных правилах, объясним специфику фигур и их ходов, а также дадим рекомендации, как с самого начала играть в шахматы правильно и достигать хороших результатов.
Что такое шахматы
Это настоящий мультикультурный феномен. Сами шахматы или очень похожий аналог игры с древности существовали в самых разных странах. В современном виде они известны с эпохи Возрождения. О шахматах рассказывают притчи, описывают в книгах, изображают на картинах. А в последние годы еще и снимают о шахматистах культовые фильмы и сериалы.
Есть даже специализированная социальная сеть, которая объединила уже 100 000 000 профессионалов и поклонников этой игры.
С момента, когда играть в шахматы научили компьютер, началась новая страница в истории — главной интригой много лет остается возможность обыграть искусственный интеллект.
— Кроме всего прочего, это еще и универсальный международный язык, — убежден кандидат в мастера спорта, тренер по шахматам Иван Высоцкий. — В каждом городе, в любой стране мира ты можешь прийти в клуб, в место, где есть доска и фигуры, начать партию и общение с другим шахматистом.
Цель игры
Задача в каждой партии — поставить мат королю соперника, то есть организовать такое нападение на эту фигуру, от которого не будет защиты. Могут быть и другие цели:
- переиграть сильного соперника;
- закончить партию вничью;
- вовремя увидеть ошибку и воспользоваться ею;
- отработать комбинации;
- набрать игровой опыт и не только.
Основные термины в шахматах
Как у любой игры, здесь есть не только правила и тактики, но и свои понятия. Назовем основные.
Доска | Шахматная доска состоит из 64 черных и белых клеток, фигуры в партии передвигаются по ней в соответствии с правилами |
Вертикали и горизонтали | Их по восемь, и располагаются поля снизу вверх (вертикали) и слева направо (горизонтали) |
Фигура | Король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка, которыми делают ходы |
Партия | Одна игра, которая может длиться ограниченное или в редких случаях неограниченное время. Завершается победой одной из сторон или ничьей |
Матч | Объединение нескольких партий между двумя игроками или командами |
Этюд | Обучающая задача, составленная композитором (этюдистом), в которой есть начальная позиция фигур на доске, а ее решение должно привести к победе или ничьей |
Шах | Ход, который создает угрозу для короля соперника, нападение |
Мат | Захват короля, позиция, из которой соперник уже не может вывести свою главную фигуру |
Пат | Ничья, положение фигур на доске, при котором один из игроков не может сделать никакой ход, но и его король не находится под шахом |
Нападение | Ситуация в игре, когда следующий ход позволит лишить соперника фигуры, если он не уберет ее |
Дебют | Начало партии, которое включает первые 10—15 ходов |
Миттельшпиль | Наиболее активная средняя часть игры |
Эндшпиль | Конец игры. Скорость снижается — фигур уже мало, а напряжение нарастает |
Название фигур и правила хода
Теперь можно перейти к знакомству с фигурами. Их не так много: по 16 белых и черных. Но знать их в лицо и понимать возможности передвижения на доске для успешной игры обязательно.
Пешка
Самая маленькая фигура как по размеру, так и по значимости. Пешек восемь одного цвета. Может ходить на клетку только вперед (из начальной позиции и на две клетки вперед), при этом нельзя этим ходом бить фигуру соперника. Взятие допустимо по диагонали вперед. При достижении края доски пешка превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля.
Ладья
Похожа на башню с зубцами. Их по две каждого цвета. Ходят прямо по вертикали и горизонтали на любое количество свободных клеток. Если клетка занята фигурой соперника, она может съесть ее и встать на то же место.
Слон
Легко узнать по куполообразной верхушке. Слон ходит по тому же принципу, что и ладья, но по диагоналям. Слонов также по два в каждом цвете, одного в начале игры ставят на черную клетку, второго — на белую. Соответственно, всю игру они остаются «чернопольными» и «белопольными», то есть не меняют цвет клеток.
Конь
Ошибиться с ним невозможно, две одноцветных фигуры с головой коня ходят буквой Г: на две клетки по вертикали + одну по горизонтали или на две по горизонтали + одну по вертикали. Может перепрыгивать любые фигуры и бить вражеские, если они на клетках хода.
Ферзь
Еще называют королевой. Отличается большим размером, уступает по высоте только королю, вершина напоминает корону. Самая влиятельная фигура на доске, поэтому в одном цвете только одна (хотя два и более ферзей можно получить с помощью превращения пешек). Ходит на любое количество клеток по вертикали и горизонтали, а также диагонали, бьет любые фигуры на пути.
Король
Единственная в цвете и самая высокая фигура с крестом на верхушке. Несмотря на главенство, ходы у короля слабые — на одну клетку в любом направлении. Бьет любые фигуры, но для атак его практически не используют, чтобы не поставить под удар, иначе партия будет проиграна.
Пошаговая инструкция, как научиться правильно играть в шахматы
Чтобы добиться успеха, люди годами тренируются, а чемпионы ежедневно уделяют игре по несколько часов. Никогда не поздно начать, поэтому расскажем об основных правилах.
Установка шахматной доски
Здесь все просто. По левому краю доски написаны цифры, по верхнему — латинские буквы. Они нужны для фиксации ходов и их последующего анализа. Садясь за партию, расположите между собой и соперником доску так, чтобы в правом нижнем углу был белый квадрат, а в левом, соответственно, черный.
Выбор цвета: белые или черные
В профессиональных состязаниях этот вопрос чаще всего решается жеребьевкой или рокировками в ходе матча, любители вполне могут договориться или тоже бросить жребий. Первый ход делают белые фигуры. Принято думать, что у них есть небольшое преимущество, но практика показывает, что это не всегда так.
Размещение фигур
Каждому игроку достается одинаковый комплект из 16 фигур. Запомнить расстановку легко.
В первом ряду выставляем старшие фигуры: по краям две ладьи, ближе к центру от них — коней, еще ближе к середине — слонов и, наконец, справа в центре король, по левую руку от него ферзь (королева), если у игрока белые фигуры. Если черные — ферзь встает справа от короля. Дополнительная подсказка: ферзь всегда на клетке своего цвета.
Во втором ряду выстраиваются восемь пешек.
Перемещение фигур
В начале обучения обязательно запомните, как ходить:
- пешка — ходит на клетку вперед, бьет только на клетку вперед по диагонали;
- ладья — ходит вперед и назад по вертикали и горизонтали, но не перепрыгивает другие фигуры, а съедает, становясь на их место;
- конь — ходит буквой Г (2+1 клетки) и бьет фигуры в рамках своего хода;
- слон — как ладья, только ходит по диагонали, всегда по клеткам первоначального цвета;
- ферзь — перемещается по вертикали и горизонтали (буквально как хочет, так и ходит), бьет все фигуры;
- король — ходит на клетку во всех направлениях, бьет так же, не может атаковать защищенные фигуры.
Есть еще несколько правил:
- Если коснулся фигуры, придется делать ход ей, поэтому думать стоит до того, как взять фигуру.
- Короли противников не могут оказаться на соседних клетках, между ними должна быть хотя бы одна пустая клетка.
- Дойдя до края доски, пешка становится любой фигурой.
- Если походил ладьей или королем, нельзя делать рокировку (перемещать короля на две клетки, чтобы ладья перепрыгнула через него и встала рядом). Нарушение правила может привести к поражению.
Атака и защита
Игроки делают ходы по очереди, исходя из выбранной стратегии. Они могут просто перемещать свои фигуры или бить соперника. Но главная цель — нападение на короля. Поэтому важно выстроить атаку так, чтобы подойти максимально близко и не дать ему уйти от шаха и мата.
С другой стороны, каждый игрок должен защищать от атак своего короля. Это можно делать несколькими способами:
- уходить самим королем из опасного положения;
- выставлять перед ним защитную фигуру;
- устранять атакующую фигуру своим ходом.
Продолжительность партии
В целом можно играть сколько угодно, но на крупных турнирах время четко регламентировано. Иногда оно касается не продолжительности партии, а обдумывания хода. Шахматисты фиксируют ход нажатием кнопки на специальных часах-таймерах.
А вот сколько ходов до конца поединка потребуется, предугадать невозможно. Но такой подход придает игре динамику и азарт.
Есть еще четыре варианта ограничения продолжительности партии:
- в классических шахматах нужно сделать первые 40 ходов за два часа, если игра продолжается, на дополнительные ходы добавляют оговоренное время;
- в быстрых шахматах (рапиде) каждый игрок может рассчитывать на 10—60 минут игры;
- в блице всего 10 минут на весь бой;
- для тех, кто умеет принимать решения очень быстро, есть вариант «пуля»: по одной минуте на игрока.
— У меня был интересный опыт игры в переписке, — рассказывает Иван Высоцкий. — Мы с соперниками писали ходы и отправляли бумажные письма по почте, время учитывалось по штемпелям на конверте. Партии продолжались три года. А в истории шахмат известен пример, когда игроки 30 лет подряд присылали друг другу ходы вместе с поздравлениями с Новым годом. Но партия по переписке уже не столько игра, сколько шахматная наука.
Конец партии
Не каждая партия заканчивается классической победой, могут быть и другие исходы.
1. Понимая безвыходное положение, соперник может сдаться или предложить ничью в надежде, что противник еще не осознал своего преимущества.
2. Такой же исход партии будет в патовой ситуации, когда ходов нет, но и король не пострадал.
3. Вечный шах — на доске комбинация, при которой шахи повторяются несмотря на отступление короля, после троекратного повторения объявляется ничья.
4. Если на доске недостаточно фигур для победы и другие ситуации.
Чтобы запомнить все нюансы, посмотрите видео, которое рассказывает об азах игры в шахматы.
Ценность шахматных фигур
У всех фигур на доске разные возможности и ценность. Она измеряется в наименьших единицах — пешках. Показатель условный, но помогает оценивать свои шансы на победу. Ценность фигуры зависит от ее подвижности на доске.
Фигура | Ценность | Описание |
Конь | 3 пешки | Ходы коня сложнее просчитываются соперником. Он может бить другие фигуры, не опасаясь встречной атаки, в напряженные моменты игры ценится выше слона |
Слон | 3—3,5 пешки | Есть ограничения: передвигается только по клеткам одного цвета, но в конце партии ценится выше коней |
Ладья | 5 пешек | Атакует на всем поле, позволяет делать рокировки, две ладьи ценнее одного ферзя |
Ферзь | 8—10 пешек; 3 коня; 3 слона | Особенно его значимости возрастает в конце игры, когда фигур мало, а простора для ходов много |
Король | Во время атаки 4 пешки | В масштабах партии сверхценная фигура, но если в конце он начинает атаковать, то скромные возможности ходов оцениваются не слишком высоко |
Опытные шахматисты используют прием размен, когда осознанно жертвуют своей фигурой ради того, чтобы убрать с поля еще более ценную фигуру соперника.
Советы детям и взрослым, как научиться хорошо играть в шахматы
— У детей в обучении игре в шахматы есть ряд преимуществ, — убежден Иван Высоцкий. — Они более открыты, могут принимать нестандартные решения. При этом талантливых ребят видно сразу, такие удивляют, их ходы могут казаться парадоксальными, но после анализа понимаешь, что это хороший и красивый ход. У взрослых жизненный опыт может играть во вред, они более осторожны в своих решениях, в их логике много ограничений. Это не значит, что, начав обучение взрослым, ты не сможешь добиться заметных результатов. Но как в любом спорте, чтобы стать чемпионом в шахматах, тренироваться нужно с детства.
Быстрее получить заметные результаты помогут принципы ниже.
Соблюдайте шахматный этикет
Поскольку эта игра двух людей, а часто у нее есть еще и зрители, важно придерживаться общепринятых у шахматистов норм поведения:
- уважительное отношение включает терпеливое ожидание хода соперника и тишину во время партии;
- не принято отвлекать от обдумывания хода;
- прикоснувшись к фигуре, игрок обязан делать ход;
- если он походил и выпустил фигуру из руки, ход сделан, но пока фигура в руке, можно изменить ее положение;
- играть можно только одной рукой и ею же нажимать на часы;
- за первое нарушение правил игры судья делает предупреждение, второе предупреждение приравнивается к проигрышу;
- если фигура стоит неровно, ее можно поправить, но только во время своего хода и предварительно предупредив соперника.
Играйте с соперником сильнее себя
Если хотите развиваться и совершенствоваться, окружите себя единомышленниками и обязательно общайтесь и играйте с теми, кто сильнее и опытнее.
Читайте книги, учебники
На первых этапах выбирайте самые простые, лучше детские. Решайте шахматные задачи и этюды.
Смотрите видеоуроки и партии знаменитых гроссмейстеров.
В интернете много доступных ресурсов, в том числе бесплатных, которые могут дать много полезных знаний.
Играйте как можно больше и чаще
Только с опытом приходит мастерство.
Отзыв эксперта о том, как научиться играть в шахматы
Тренер по шахматам Иван Высоцкий рассказал, на что стоит обратить внимание родителям будущих чемпионов:
— Очень важно выбрать наставника, потому что от общения с ним будет зависеть, каких результатов добьется ребенок и продолжит ли он любить шахматы в принципе. Обязательно изучите результаты его учеников, собственные достижения тренера, обратите внимание и на личностные качества.
Сегодня часто обучаются и играют онлайн. Это удобно, экономит время и расширяет возможности — можно заниматься у профессионала из другого города, играть с компьютером или знаменитыми игроками.
Но в живом общении за шахматной доской есть свое преимущество, это общение, ощущение фигуры в руках, часы, зрители, судья… Если есть возможность, обязательно посещайте с детьми клуб и живые соревнования.
Я всегда говорю родителям, что если ваш ребенок занимается, то вы тоже должны разбираться в шахматах. Общайтесь с ним на эту тему, поддерживайте интерес, играйте вместе, просите научить вас тому, что было на занятии, — так материал надежнее закрепится в детской памяти.
Вопросы и ответы
Вместе с экспертом отвечаем на популярные вопросы о шахматах.
Где можно бесплатно научиться играть в шахматы?
В интернете много материалов в открытом доступе, в библиотеках есть книги и учебники. В большинстве крупных городов есть муниципальные школы для детей и клубы для взрослых, где можно заниматься бесплатно.
Как правильно делать рокировку ладьи и короля?
Один раз за партию можно выполнить рокировку, обезопасив короля. Для этого королем делают ход по горизонтали на две клетки в сторону ладьи, а ладья ходит на клетку по другую сторону короля, закрывая его. Рокировка невозможна, если ход делала одна из этих фигур.
Что делать, если не получается одержать победу?
Нужно учиться достойно переживать поражение, радоваться за соперника и полученный опыт, анализировать свои ошибки. Но пока партия продолжается, можно постараться свести итог к ничьей.
Со скольких лет лучше учить детей игре в шахматы?
Оптимальный возраст для начала — 4—7 лет, но все индивидуально. Нужно смотреть, насколько усидчив ребенок и есть ли у него способности к шахматам.
Эксперт: Иван Высоцкий, кандидат в мастера спорта, тренер по шахматам
Рассказать короткий свод шахматных правил, достаточных для того, чтобы начать играть, можно за пять минут и даже быстрее. Уже после первых партий все встанет на свои места. И раскроется истинная сложность и глубина поединка.
Игра стала мировым феноменом, в том числе культурологическим. Уже несколько веков как шахматы превратились в серьезный спорт, интерес к которому подогревают книги, фильмы и новости об очередном противостоянии именитых гроссмейстеров.
Для тех, кого интересует вопрос «как научиться играть в шахматы с нуля», мы вместе с профессионалами подготовили инструкцию.
Что такое шахматы
Девятый чемпион мира по шахматам Тигран Петросян говорил:
«Шахматы — это по форме игра, по содержанию — искусство, а по трудности овладения игрой — наука».
А еще это спорт, где каждый при желании может стать чемпионом. Если коротко описать смысл игры — это интеллектуальное состязание двух оппонентов. Противоборствующими сторонами могут быть два человека, а еще можно посоревноваться с искусственным интеллектом или группой игроков. Совершая ходы шахматными фигурами на игровом поле — доске, — стороны пытаются объявить противнику «шах и мат»: безвыходную ситуацию для фигуры под названием король.
Прообраз игры появился в Древней Индии. Она называлась чатуранга и играли в нее четыре человека. Правила заимствовали и видоизменили персы, проживающие на территории современного Ирана. Арабские завоеватели «привезли» игру в Европу. А на Руси о шахматах узнали примерно в 820 году: либо от персов, либо через народы, проживающие на территориях современных Армении и Грузии.
Современные шахматы — одна из немногих игр, где нет никаких ограничений по возрасту, полу, статусу, должности, финансам и прочим факторам. Играть можно где угодно и когда угодно. Все что нужно — доска и фигуры. Но даже если их нет, поле из 64 клеток можно начертить на удобной поверхности. В качестве фигур теоретически можно использовать все, что есть под рукой, хоть и картонки — как делали в блокадном Ленинграде. Такая мобильность делает возможности для игры абсолютно безграничными.
Vlada Karpovich, pexels.com
Базовые термины в шахматах
Полный словарь специального лексикона довольно объемный. Но для того, чтобы научиться играть в шахматы с нуля, достаточно узнать базовые понятия.
Доска | На ней разворачивается шахматная партия. Доска состоит из 64 полей — клеток, по которым перемещаются фигуры |
Вертикаль и горизонталь | По восемь полей на шахматной доске, которые расположены снизу вверх и слева направо соответственно |
Шахматная фигура | Единица, которой совершают ход игроки. Это король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Каждая фигура имеет свой способ движения по доске |
Шах | Нападения на фигуру короля |
Мат | Шах, от которого король никак не может уйти |
Пат | Когда один из оппонентов больше не может совершать ходы по правилам игры, но и положение шах или шах и мат королю поставить невозможно. В случае пата объявляется ничья |
Партия | Один раунд игры в шахматы, по итогам которого выигрывают белые или черные, либо объявляется ничья. В шахматном спорте время партии ограничивают |
Матч | Состоит из нескольких партий, например, 12 поединков |
Угроза | Положение, при котором фигуру соперника в следующем ходе может срубить оппонент — если тот не уберет ее |
Шахматный этюд | Иначе — шахматная задачка. Ее автор создает композицию на доске, которая требует от игрока найти единственно верное решение, которое приведет его к победе или ничьей. Шахматные этюды используют при обучении игре, чтобы показать возможные варианты развития партии |
Шахматные правила
В этой статье дадим небольшие пояснения, а если хотите прочитать подробные правила, можно изучить документ, который подготовила Федерация шахмат России (завизирован Министерством спорта РФ) (1). Международная шахматная федерация (FIDE, ФИДЕ) также подготовила современные правила игры с разбором всех нюансов: оригинал на английском языке (2) или перевод на русский язык (3).
В шахматы играют два оппонента, которых иногда называют партнерами. Они перемещают фигуры по игровому полю — шахматной доске, поделенной на 64 поля (клетки). Фигуры двух цветов: белые и черные. Белые ходят первыми, а ходы совершаются по очереди.
Задача оппонентов поставить мат королю соперника. Соответственно своего короля нужно беречь. Поэтому на протяжении партии стороны балансируют между защитой и нападением. Игра заканчивается, когда один игрок объявил шах и мат королю другого. В этом положении при следующем ходе, куда бы на «шагнул» король, его срубят. Также игра может окончиться вничью, если обе стороны лишились потенциала поставить шах и мат оппоненту.
Перед началом игры у каждой стороны 16 фигур: король, ферзь (королева), ладьи, слоны кони — по две штуки, а также восемь пешек. Одно поле на доске одновременно может занимать только одна фигура. Если игрок перемещает свою фигуру на поле, занятое фигурой соперника, то он срубает (снимает) эту фигуру с доски. Срубить свою фигуру нельзя.
В спорте за игрой наблюдает арбитр, а на партию и ход отводится определенное время.
Пошаговая инструкция по обучению игре в шахматы
Сооснователь и главный редактор медиа «Шахматы+» Мария Богословская по просьбе редакции составила пошаговую инструкцию, которая поможет в освоении игры с нуля:
— Если вы новичок и ничего не знаете о том, как играть в шахматы, то начать обучение стоит с самых простых вещей.
Шаг 1. Узнаем базовые термины
Что такое шахматы, в чем цель игры и два главных термина: «шах» и «мат». С персидского языка — он же фарси — выражение «шахматы» (شطرنج в оригинале) означает «король мертв». Цель игры: поставить мат вражескому королю. То есть сделать так, чтобы его атаковали наши фигуры.
Прямая атака на короля фигурой или фигурами оппонента называется шах. Но это еще не победа. Атака должна быть столь сильной, что королю некуда больше бежать. Когда оппонент уже никак не может защитить его от нападения, это приводит к «смерти» короля, к мату.
Шаг 2. Изучение фигур и доски
Сначала знакомимся с названиями фигур и учимся правильно расставлять их на доске. А затем изучаем, как фигуры ходят: какие варианты разрешены, какие запрещены. Когда будете учить ходы, постарайтесь выступить в роли аналитика и предположить, в чем сила и слабость каждой фигуры в связи с особенностями ее хода.
Например, знаменитый конь, как многие знают, ходит буквой «Г». Ни одна другая фигура больше так не может. Из-за того, что ход коня довольно нестандартный (не просто по вертикали или горизонтали), новичкам подчас сложно атаковать этой фигурой — прежде нужно хорошенько подумать. Казалось бы, вот и слабость коня, раз движется он по столь неординарной траектории. Но в этом же и его сила: недаром фраза «ход конем» стала крылатой и означает «неожиданный маневр, нестандартное решение».
Что же до игрового поля — доски — стоит для начала рассмотреть ее и разобраться, как соотносятся буквы латинского алфавита (A, B, C, D, E, F, G, H) по горизонтали с цифрами (от 1 до по вертикали. Здесь принцип «морского боя»: клетки a1, a8 и h1, h8 расположены по четырем углам доски.
Непосредственно на саму игру названия клеток не влияют. Однако буквенно-циферный код используется для описания хода шахматной партии. Увлекающиеся игрой люди могут прочитать такую нотацию поединка и живо представить себе, как развивались события. К тому же такие сокращения повсеместно используются в обучающей литературе.
Шаг 3. Части партии
Шахматная партия состоит из трех частей.
- Дебют — начало, как правило, первые 8-15 ходов.
- Миттельшпиль — середина, самая динамичная часть игры.
- Эндшпиль — конец, когда динамика снижается ввиду того, что фигур у игроков осталось меньше, но накал — от приближающейся развязки — достигает кульминации.
При этом деление на части никак не влияет непосредственно на правила.
На первых порах важно не только показать новичку, как вводить фигуры в игру и делать ходы, но и рассказать про логику ходов, научить видеть моменты возможного нападения и необходимости защиты. После каждого хода важно спрашивать себя: «зачем я делаю этот ход?». А после хода противника думать, зачем оппонент сделал тот или иной ход.
Шаг 4. Первый серьезный навык для новичков
Новичку нужно научиться ставить «детский мат». Это мат, который получается после ходов белых в различных вариациях. Например, 1. e4 2. Фh5 3. Сс4 4. Ф:f7×. Расшифровать это можно так: пешка ходит на клетку e4. Ферзь (Ф) на h5. Слон (C) на c4. И ферзь снова на f7. Знак × — означает мат.
Советы профессионалов для начинающих шахматистов
Попросили опытных игроков и преподавателей дать ряд рекомендаций, которые помогут освоить игру детям и взрослым.
Советы взрослым
Рассказывает Константин Качкин, кандидат в мастера спорта по шахматам (КМС), тренер по шахматам:
— Научиться играть в шахматы можно практически в любом возрасте. Можно научиться играть и взрослому человеку, и даже пожилому. Конечно, не стоить верить в чудеса, про которые рассказывают в шахматных школах: что взрослый человек может с нуля научиться играть так, что будет обыгрывать профессионалов. Это не так. Для достижения профессионального уровня необходимо заниматься с детства. А чтобы стать разрядником, участвовать в массовых соревнованиях — такого уровня можно достичь и взрослому человеку. А еще существуют исследования, что игра в шахматы в пожилом возрасте профилактирует деменцию.
Чтобы научиться играть, нужно знать фигуры, их ходы, понимать, что такое шах и что такое мат. Понимать, что цель шахмат — именно поставить мат, а не собрать весь материал (фигуры) противника, как в шашках. Обязательно понимать суть положения пата и ничьей в связи с полным разменом сил.
Этого достаточно, чтобы попробовать играть с другими начинающими. Такой уровень легко освоить по доступной литературе или с помощью бесплатных видеороликов, доступных в сети. Для дальнейшего обучения нужен тренер.
Здесь кроется еще одна проблема. Появилось огромное множество тренеров и школ, которые ничему не научат. При выборе тренера обязательно читайте отзывы на сторонних сайтах, узнайте его шахматную и тренерскую квалификацию. При любой заминке в ответе на эти простые вопросы или при попытке обмана ищите другого специалиста.
Советы детям
Рекомендациями делится Мария Богословская, сооснователь и главный редактор медиа «Шахматы+»:
— Если хотите быстрее освоить шахматы, то лучше взять хотя бы несколько уроков у профессионального тренера. Но к выбору последнего важно подойти с умом. Если шахматам обучается ребенок, то для него нужно искать именно детского шахматного тренера. Можно посмотреть несколько его доступных уроков и оценить, хорошо ли он объясняет. А можно взять пробное занятие и решить после, подходит ли вам этот преподаватель или нет. Часто занятия тренеры проводят онлайн — даже ехать никуда не придется.
Тем, кому занятия с тренером по каким-либо причинам не подходят, рекомендуется либо остановить свой выбор на обучающем приложении для смартфона, либо изучать материалы на специализированных шахматных сайтах (например, на lichess.org). В сети можно начать практиковаться, выбрать понятный и доступный именно для вас самоучитель.
По поводу самоучителей: они не должны быть такими, что вы сломаете голову, прежде чем хоть что-то поймете. Учебник должен делать шахматы для вас доступными, а не отдалять их. Даже взрослому человеку рекомендую не стесняться брать в качестве самоучителя детские шахматные книги. Объяснения в них самые простые и при этом понятные каждому. А упражнения превращаются в увлекательную игру — с ними вы быстрее выучите азы шахматной теории.
Из детских учебных материалов рекомендую серию «Шахматы с енотом» — учебник В. В. Кострова. Классический учебник на все времена — «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Л. Авербаха. Отмечу набор шахматных тетрадей «Основы шахмат и логика» (издательство «Банда умников») с необычными заданиями, которые позволят запомнить азы игры в считанные дни.
— Если ближе более строгая подача материала, начните изучение шахмат с серии учебников Михаила Глотова «Ступени шахматного мастерства». Прекрасные четкие объяснения, ничего лишнего и крайне полезные задания, — продолжает Мария Богословская. — Также много шахматных советов можно встретить в интернете. Например, наш проект «Шахматы+» бесплатно для всех желающих выкладывает большое количество обучающих материалов для новичков в виде познавательных карточек, статей и видео.
Отличные видеоуроки для начинающих делает известный тренер, международный мастер по шахматам Роман Ловков на своем канале «ChessWood.ru — шахматы для начинающих». Здесь много пользы и доступных объяснений.
Популярные вопросы и ответы
Надеемся, наш лаконичный гайд поможет освоить вам эту замечательную игру. Однако если у вас остались еще вопросы, требующие пояснений, можно поискать ответы в этом разделе.
В каком возрасте можно учить ребенка играть в шахматы?
— Начиная с 3-4 лет можно давать ребенку шахматные фигуры для игр с ними. А примерно с 5 лет можно уже показывать ходы разных фигур и основные правила. Сейчас с 6 лет дети уже активно участвуют в соревнованиях, — отвечает тренер, КМС по шахматам Константин Качкин.
Сколько времени понадобится, чтобы научиться хорошо играть в шахматы?
— Нет людей, которые не смогут освоить игру в шахматы. Это миф, что шахматная игра доступна лишь избранным. Просто кому-то требуется больше времени, кому-то меньше, — говорит Мария Богословская. — Если у вас хорошо развиты логическое и аналитическое мышление, шахматы могут даться вам чуть легче, чем другим, но это лишь возможная форма на первых порах. Позднее к победе приходят те, кто часто практикуется и углубляет свои знания постоянно.
При этом научиться играть в шахматы за один-два урока невозможно. Они и прекрасны тем, что совершенствоваться в игре можно до бесконечности. Осваивать шахматы шаг за шагом помогают тренировки и практика. Изучать игру можно с тренером или самостоятельно, с помощью самоучителя, в процессе игр с шахматистами своего уровня, с помощью занятий с компьютером, на шахматных сайтах в интернете или используя шахматные приложения, которых сейчас очень много.
Какие навыки развивает игра в шахматы?
— Во-первых, она учит спокойствию и даже хладнокровию. Если вы хотите научиться контролировать ситуацию и управлять своими эмоциями, то нет лучше практики, чем шахматная игра, — отвечает Мария Богословская. — Во-вторых, шахматы тренируют выдержку и умение тщательно продумывать свои планы. Ведь порой, чтобы придумать план атаки, потом провести ее в несколько ходов, а затем достичь желаемого, нужно потратить много времени за доской. В-третьих, игра учит побеждать и верить в себя.
Причем дает веру, что победить возможно всегда, все зависит от собственного умения, навыков и мастерства. А когда вы в последний момент находите выход из крайне тяжелого положения и выигрываете, это дарит еще и чувство того, что возможно все, главное искать решение.
Каждому шахматная игра дает свое. Кому-то логику, стратегическое мышление, умение анализировать и предвидеть какие-то вещи. Кому-то шахматы подарили лучшую профилактику болезни Альцгеймера (ни один из знаменитых шахматистов не страдал этим недугом). Кто-то благодаря шахматам и изучению стратегий игры начал поразительным образом считывать замыслы своих конкурентов в бизнесе. А кто-то с легкостью побеждает в корпоративных войнах, потому что прекрасно понимает шахматный принцип: «Ни один ход не делается соперником случайно.
Источники
- Приказ Минспорта РФ от 17.07.2017 г. №654 «Об утверждении правил вида спорта «шахматы». URL: https://ruchess.ru/upload/iblock/9ba/9baf23219affd99cd9663b0fc847aeba.pdf
- FIDE Laws of Chess. URL: https://handbook.fide.com/chapter/E012023
- Laws of Chess (translation in Russian). URL: https://handbook.fide.com/chapter/E01RUS
Что такое шахматы и как научиться играть
Шахматы — это настольная стратегическая игра, которая ведётся двумя игроками на доске 8 × 8 клеток (полей).
В зависимости от контекста шахматным полем называют или всю доску, или отдельную клетку на ней. Чтобы не путаться, мы далее будем называть полем только отдельную клетку. Ну а доску — доской.
В игре участвуют с каждой стороны 16 фигур: король, ферзь, ладьи, слоны, кони и пешки. Король довольно слабая, но ключевая фигура, неминуемая потеря которой означает проигрыш партии.
Партия в шахматы продолжается до победы одного из игроков или ничьей.
Победа игрока наступает после того, как он объявляет сопернику мат (см. ниже) или оппонент, понимая, что мат неминуем, сам признаёт своё поражение. На шахматных турнирах есть и другие условия, в которых партия заканчивается победой одного из игроков, при этом положение на доске вообще не принимается во внимание.
В этой статье мы не станем давать исчерпывающей информации о нюансах правил на шахматных турнирах. Правила там разные, однако отличия не затрагивают базовых правил.
Ничья наступает по договорённости игроков или при наступлении некоторых игровых ситуаций. Например, пата (см. ниже).
Научиться играть в шахматы поможет:
- Освоение правил. Начать стоит с изучения основ: правил игры и специфики действия фигур.
- Практика. Партии с друзьями или онлайн помогут набраться опыта. Даже без системной теоретической подготовки игроки могут стать довольно сильными из-за своего опыта.
- Изучение теории игры. Чтение тематических книг, знакомство с разными концепциями игры и просмотр видеоуроков позволят прокачать мастерство.
- Анализ партий. Разбор партий знаменитых гроссмейстеров поможет понять их ход мыслей и освоить новые приёмы. Анализ — это своего рода поход в тренажёрный зал при подготовке к соревнованиям.
- Решение шахматных задач и этюдов. Это поможет изучить закономерности, типичные паттерны и стратегии, научиться продумывать длинные варианты и предвидеть последствия ходов.
Если игра вас увлечёт, можно записаться в шахматную школу или найти преподавателя-профессионала. Чем больше практики, тем быстрее развивается мастерство.
Основные правила и цель игры в шахматы, особые ситуации на доске
В классические шахматы играют две стороны: чёрные и белые. Партии могут проводиться как индивидуально, так и в командах, где решения принимаются коллективно. Но чаще всего соперники играют один на один. Цель игры — поставить мат королю соперника, то есть создать ситуацию, когда король не имеет защиты от атакующих фигур и будет обязательно взят (убран с доски) следующим ходом.
Игроки ходят по очереди. Первый ход делает игрок с белыми фигурами. Каждый ход — это передвижение фигуры на свободную клетку или на клетку, занятую фигурой соперника (взятие фигуры). Взятая фигура снимается с доски.
Уже сделанный ход не подлежит отмене, его нельзя взять назад. Исключение: ход сделан не по правилам.
В шахматах действует правило: взялся — ходи. Оно дисциплинирует игроков и пресекает провокации. По правилу, если игрок в свой ход дотронулся до фигуры, он обязан ею пойти, если это возможно. Поэтому думайте хорошо, а потом действуйте. Если вы хотите просто поправить фигуру, сначала предупредите соперника. Если вы в свой ход бьёте чужую фигуру, сначала переместите свою. Шахматный этикет постоянное хватание своих и чужих фигур не приветствует.
Как ходят фигуры, мы рассмотрим чуть ниже. А пока остановимся на особых ситуациях на доске, которые возможны в процессе игры, связанных с ними терминах и правилах.
Шах — ситуация, в которой король находится под прямой угрозой взятия одной или несколькими фигурами противника на следующем ходе. Игрок, чьему королю объявлен шах, по правилам должен немедленно принять меры, чтобы устранить угрозу: закрыть короля другой фигурой, переместить его на безопасное место или захватить фигуру, которая угрожает королю. Совершать другие действия, не приводящие к спасению короля от взятия, нельзя.
В шахматах нельзя также совершать ходы, при которых собственный король оказывается под угрозой взятия следующим ходом соперника (подставлять короля под шах). Начинающие игроки часто не замечают таких вещей. Порой игрок совершает ход, ставя короля под удар, неосознанно. Соперник, пользуясь невнимательностью оппонента, бьёт короля в свой ход, объявляя свою победу. На самом деле нужно указать на недопустимость хода, попросить найти альтернативу. До взятия короля шахматная партия не доходит никогда.
Мат — положение, в котором король находится под угрозой взятия (шах) и не имеет возможности уйти из-под атаки любым допустимым ходом. Когда один из игроков объявляет мат, партия заканчивается его победой.
Пат — ситуация, когда у игрока, которому предстоит ходить, нет разрешённых правилами ходов, но при этом нет шаха. В этом случае партия завершается ничьей, даже если у одной из сторон огромный перевес в силах. Пат часто используют как способ избежать поражения, когда силы уже неравны.
Цуцванг — ситуация, когда любой ход ухудшает позицию игрока. Игрок в этом положении выбирает между плохим и худшим, делая свою позицию менее выгодной, теряя фигуру и тому подобное. Действия в цуцванге никак не регулируются отдельным правилом: худшее из зол игрок ищет на своё усмотрение, оставаясь в рамках базовых правил. Новички иногда заявляют «а я не буду ходить», но как раз пропуск хода правилами запрещён.
Ситуации, кроме пата, в которых партия считается ничейной, независимо от желания игроков
Положение на доске может быть таким, что ни один из соперников даже теоретически не может поставить мат. По правилам, такие ситуации однозначно ничейные, их не так много:
- остались одни короли;
- с одной стороны остался король, с другой — конь и король;
- с одной стороны остался король, с другой — король и слон;
- с одной стороны остался король, с другой — король и два коня.
Начинающим список выше хорошо бы выучить, чтобы зря не тратить время в попытках поставить мат. От редакции МТС Редспот добавим, что король, конь и слон могут поставить мат одинокому королю, однако неопытные игроки часто затрудняются в планировании нужной последовательности действий.
В партиях случается так называемый вечный шах: после шаха король уходит от атаки, следующим ходом снова объявляется шах, король вынужденно возвращается на прежнюю позицию — и так далее по кругу. Вечный шах — это ничья. Он не нарушает никаких правил, соотношение сил соперников на доске не имеет значения. Такой приём может помочь проигрывающему игроку избежать поражения.
Иногда любители договариваются, что ничья настаёт, если одно и то же положение фигур на доске повторяется трижды. Однако даже на турнирах такая ситуация не обязательно приводит к ничьей. Если вы играете не по правилам турниров (они разные), разумно до начала партии договориться о том, как вы с соперником действуете в таких ситуациях.
Сколько фигур в шахматах и их названия
В начале игры на доске находится 32 фигуры, по 16 у каждого игрока. Фигуры ходят по-разному, главный — король, так как его потенциальная потеря означает поражение.
На игровом поле, как на поле битвы, важен каждый боец, но кем-то жертвовать всё равно придётся, поэтому важно понимать ценность фигур.
Итак, у каждого игрока:
- король — одна фигура;
- ферзь — одна фигура, ценность — 9 очков. Иногда ферзя называют королевой, и даже на схемах обозначают лучистой короной, но такое название неправильное.
- ладья — две фигуры, ценность — 5 очков. Иногда называют турой, что тоже неверно.
- слон — две фигуры, ценность — 3 очка. Другое, народное название — офицер.
- конь — две фигуры, ценность — 3 очка;
- пешка — восемь фигур, ценность — 1 очко.
Очки не влияют на исход партии, но помогают игроку оценить, что он теряет, отдавая фигуры противнику, и что приобретает, забирая их у соперника.
Ниже на фото все виды фигур. Коня легко узнать. Пешка — самая низкая, король — самый высокий, ладья похожа на башню и, наконец, ферзь выше слона. Дизайн у фигур бывает разный, но в большинстве случаев ключевые черты сохраняются.
© Stokkete, shutterstock.com
Расстановка шахмат на доске
Шахматная доска представляет собой квадрат с 64 клетками (полями), которые чередуются по цвету: тёмные и светлые. Доска ориентирована таким образом, чтобы у каждого игрока нижний левый угол доски был тёмным. На картинке ниже фигуры расставлены неправильно: у каждого игрока слева белый угол.
© Mulad Images, shutterstock.com
Горизонтальные ряды обычно пронумерованы от 1 до 8, вертикальные ряды обозначены латинскими буквами от a до h. Таким образом, каждая клетка имеет своё обозначение, например, a1, b3, с7 и т. д. Обозначение нужно для записи ходов в партии. Любители этого обычно не делают.
В начале партии оба игрока должны расставить фигуры одинаково, каждый со своей стороны.
Порядок расстановки фигур:
- Пешки располагаются на втором ряду у белых и на седьмом ряду у чёрных.
- Ладьи занимают крайние угловые поля — a1 и h1 для белых, a8 и h8 для чёрных.
- Кони размещаются рядом с ладьями — на полях b1 и g1 для белых, b8 и g8 для чёрных.
- Слоны стоят рядом с конями — на полях c1 и f1 для белых, c8 и f8 для чёрных.
- Ферзь занимает клетку своего цвета: d1 для белых и d8 для чёрных.
- Король стоит на оставшемся центральном поле: e1 для белых и e8 для чёрных.
Если вы начинающий, можете сначала расставлять фигуры так:
- разверните доску так, чтобы левое нижнее поле у каждого игрока было тёмным;
- пешки занимают целиком вторые линии от каждого из игроков;
- ферзь и король (он самая высокая фигура) занимают центральные поля на ближайшей к игроку горизонтали, при этом ферзь стоит на поле своего цвета, а король по соседству;
- по бокам от ферзя и короля стоят слоны, далее кони, и, наконец, по краям ладьи.
Как ходят фигуры в шахматах
Каждая фигура имеет свои уникальные правила передвижения.
- Король перемещается на одну клетку в любом направлении — вертикально, горизонтально или по диагонали. Это довольно слабая фигура, и основная задача состоит в её защите. Однако возможность ходить в любом направлении делает короля заметной силой в конце партии, когда фигур на доске мало. В такой ситуации король часто становится важной частью атаки на чужого короля.
- Ферзь двигается на любое количество клеток в любом направлении — вертикально, горизонтально или по диагонали. Перепрыгивать другие фигуры нельзя. Ферзь — самая сильная фигура на доске.
- Ладья ходит по прямым линиям — вертикально или горизонтально, на любое количество клеток. Перепрыгивать другие фигуры нельзя. Сильная фигура.
- Слон двигается по диагонали на любое количество клеток. Перепрыгивать другие фигуры нельзя. Очевидно, что слон всю игру может ходить либо только по белым полям, либо только по чёрным. Соответственно, различают белопольных и чернопольных слонов. В начале игры у каждого игрока по одному слону каждого типа. Слон — слабая фигура из-за своей привязки к единственному цвету поля.
- Конь ходит буквой «Г» — две клетки в одном направлении и затем одна клетка перпендикулярно или одна клетка в одном направлении и затем две клетки перпендикулярно. Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры, единственная, от атаки которой нельзя закрыться другой фигурой. Однако это слабая фигура, так как держит под ударом не более восьми полей.
- Пешка двигается на одну клетку вперёд, но, если это её первый ход, она может со стартового поля продвинуться на две клетки. При этом нельзя перепрыгнуть другую фигуру.
Пешка, достигнувшая последней горизонтали, по правилам, превращается в любую другую фигуру, кроме короля, — на усмотрение владельца. По этой причине у игрока на доске может оказаться пара ферзей или сразу пять ладей. Однако пешка очень слаба, её превращение в другую фигуру в партии сильных соперников — редкость. Если такое происходит, то на доске обычно появляется ещё один ферзь — самая сильная фигура.
Рокировка
Рокировка — специальный ход, в котором участвуют король и ладья одного цвета. Делается так: король перемещается на две клетки в сторону ладьи, а она затем перепрыгивает через короля, становясь за ним на соседнюю клетку. Обычно такой ход позволяет переместить короля в более укромное место, а ладью — ближе к центру доски, где эта фигура потенциально сильнее.
Рокировку нельзя сделать, если:
- король или ладья сделали хотя бы один ход в партии;
- между королём и ладьёй есть другие фигуры;
- королю объявлен шах;
- король оказывается под ударом чужой фигуры после рокировки;
- поле, через которые перемещается король, находится под ударом.
Правила взятия фигур
Для всех фигур действует единое правило: вы можете убрать с доски фигуру соперника, стоящую на поле, на котором завершает ход ваша фигура. В этом принципиальное отличие от шашек, где для взятия шашку соперника нужно перепрыгнуть.
Взятие короля невозможно, так как сама неотвратимость такой ситуации уже означает конец партии и проигрыш владельца короля.
Два особых правила взятия действуют для пешек.
Пешки ходят только вперёд, но другие фигуры бьют иначе: на одну клетку по диагонали, но тоже только вперёд.
Кроме того, пешка может совершить взятие другой пешки на проходе. Когда пешка делает свой первый ход в партии, она может перемещаться на два поля, перескакивая через одну клетку. Если эта самая клетка находится под ударом пешки соперника, соперник в свой ход может взять перепрыгнувшую пешку, поставив свою пешку на поле, которое было под ударом. Взятие пешки на проходе возможно только сразу после того, как она сделала свой ход на две клетки. Уже через ход такое право теряется. Это уникальное правило: во всех остальных случаях фигуры могут преодолевать поля, находящиеся под ударом, не рискуя быть взятыми. Единственное другое исключение — рокировка (см. выше).
Выше мы написали, что ферзей на доске может быть несколько. Самое время для увлекательной задачи. Разместите на шахматной доске восемь ферзей так, чтобы ни один не мог взять другого за один ход.
Продолжительность шахматной партии
Вне турниров люди обычно играют без оглядки на время. В эпоху, когда не было телефонов, распространены были даже шахматы по переписке, и партия могла длиться месяцами. Но в турнирах или игре профессионалов всегда есть контроль времени. Каждому игроку даётся фиксированное количество минут на определённое количество ходов. Например, 120 минут на 40 ходов.
Для каждого игрока время фиксируется отдельно, и потому нужны специальные шахматные часы. Пока игрок думает над своим ходом, его время идёт, а время соперника стоит. К середине партии может возникнуть ситуация, когда у игрока осталось пять минут на десять ходов, а у его соперника — полчаса на девять.
С точки зрения учёта времени есть немало вариантов, в том числе такие, в которых шахматисты получают считанные минуты на всю партию и не могут себе позволить долгие размышления.
Подборка шахмат на телефон
Приложения из нашей подборки будут интересны и новичкам, и опытным игрокам. Первые смогут изучить азы и сыграть свои дебютные партии, вторые — повысить уровень мастерства и получить новые впечатления от игры. Названия приложений не отличаются оригинальностью, поэтому пусть повторы вас не удивляют.
«Шахматы» (Chess)
Простое и удобное приложение для смартфонов на Android. Подходит как для начинающих, так и для продвинутых игроков — есть множество уровней сложности. Можно играть с искусственным разумом и другими пользователями. Есть встроенный самоучитель и возможность изучить мыслительный процесс своего ИИ-оппонента. Приятный бонус — разные варианты доски: 2D и 3D. Приложение бесплатное, но с рекламой. Также можно играть на ПК и купить премиум-версию Chess Pro, где нет рекламы и есть дополнительные доски.
«Шахматы. Играйте и учитесь»
Популярное бесплатное приложение, где можно играть с компьютером, живыми игроками, участвовать в турнирах, общаться и добавлять пользователей в друзья. Есть версии для Android и iOS, а также онлайн-вариант. Предлагаются разные режимы игры (классика, блиц, пуля), множество уровней сложности и инструментов анализа. Дополнительный плюс — обучающие уроки для начинающих, где расскажут, как правильно расставлять фигуры, ходить и бить. А ещё есть шахматные головоломки, возможность смотреть турниры и читать новости.
«Chess King — Обучение шахматам»
Приложение для обучения и прокачки шахматных навыков. Содержит огромную коллекцию обучающих курсов для пользователей разных уровней, от начинающих до мастеров, а также широкий спектр упражнений и задач. В приложении можно играть с искусственным интеллектом или вдвоём, смотреть статистику и анализ партий, участвовать в соревнованиях. В бесплатной версии доступны функции игры и часть курсов и упражнений; для доступа ко всей коллекции нужно купить полную версию приложения.
Мы рекомендуем не только играть в шахматы, но и читать про них. Помимо истории и теории ищите в книгах увлекательные задачи (этюды), которые по-настоящему раскроют красоту этой древней игры. За шахматной литературой приглашаем вас в Строки.