Инструкция по списанию основных средств в бюджетных организациях

Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2024-2025 годах — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества

Правила распоряжения имуществом

Недвижимое имущество

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Движимое имущество

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

Распоряжается самостоятельно.

Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Хотите всегда иметь развернутую информацию по данной теме? Тогда воспользуйтесь бесплатно пробным доступом к системе КонсультантПлюс. А если вы захотите пользоваться ею постоянно, здесь можно запросить ее стоимость.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2024—2025 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Не являются основанием для списания ОС:

  • 100% амортизация актива;
  • истечение сроков полезного использования;
  • передача ОС в эксплуатацию.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2024-2025 годах.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Образец заполнения акта о списании ОС по форме 0504105 есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к КонсультантПлюс и скачайте документ. 

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Бухгалтерский учет списания ОС

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:

Описание

Дт

Кт

Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС по прочим причинам, в том числе в связи с решением комиссии об окончании использования ОС из-за потери технических свойств

010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства»

ОС, по которым принято решение о списании, но еще не проведены мероприятия по демонтажу, отражаются за балансом

02 «Материальные ценности, принятые на хранение»

Приняты на учет материалы, оставшиеся после списания ОС

010500000 «Материальные запасы» (010521340–010526340, 010531340–010536340)

040110172 «Доходы от операций с активами»

Отражены расходы на проведение работ по списанию ОС

040120200 «Расходы экономического субъекта»

030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д.

Образец акта о ликвидации объекта ОС привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Общую информацию об ОС в бюджетном учете читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2024—2025 годах (нюансы)».

О нововведениях в бюджетном учете читайте в статье «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2024-2025 годы».

Итоги

Списание ОС должно проводиться исключительно по рассмотрению комиссии, которая собирается и назначается приказом руководителя учреждения. Документы должны быть оформлены в соответствии с НПА федеральных, муниципальных органов или органов субъектов РФ. В бухучете списание проводится после фактической ликвидации ОС.

Учет основных средств в учреждении всегда вызывал много вопросов и споров. А с вступлением в силу Приказа № 61н, вопросов по отражению поступления и выбытия объектов основных средств появилось еще больше.


В данной статье вы узнаете, как правильно отражать списание основных средств с баланса в текущем году.

  • Новые документы
  • Кто и как принимает решение о списании объекта ОС?
  • Порядок списания ОС

Новые документы

В 2024 году практически все учреждения должны перейти на использование внутреннего документооборота в рамках Приказа 61н.

В действие вступило 16 новых документов по основным средствам, которые должны применяться вместо привычных документов по Приказу 52н.

Это следующие документы:

  • Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (0510433);
  • Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (0510434);
  • Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (0510435);
  • Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (0510440);
  • Решение о признании объектов нефинансовых активов (0510441);
  • Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (0510442);
  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (0510448);
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (0510450);
  • Требование-накладная (0510451);
  • Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (0510454);
  • Акт о списании транспортного средства (0510456);
  • Накладная на отпуск материальных ценностей на сторону (0510458);
  • Карточка капитальных вложений (0509211);
  • Карточка учета права пользования нефинансовым активом (0509214);
  • Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (0509215);
  • Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (0509216).

Кто и как принимает решение о списании объекта ОС?

В случае если объект основных средств выбывает с баланса учреждения посредствам продажи, передачи, уничтожения или утрате способности приношения экономической выгоды, такой объект необходимо списать. Списание в программе должно быть оформлено типовыми документами.

Перед тем, как списать объект ОС, необходимо провести проверку по соблюдению требований Федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства», то есть убедиться, что:

  • произошло прекращение учета контроля над списываемым объектом, расходования средств на его содержание со стороны субъекта;
  • в распоряжении и пользовании объектом ОС больше не принимает участие субъект учета;
  • была установлена величина дохода и убытка от списания ОС;
  • осуществлена оценка прогнозируемой выгоды от эксплуатации ОС в дальнейшем, а также оценка расходов по выбытию объекта.

В учреждении должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов, у которой должны быть следующие полномочия

  • осматривать ОС;
  • изучать тех карту ОС;
  • устанавливать причины, по которым ОС подлежит списанию;
  • принимать решение о том, будет ли объект списан либо нет;
  • готовить акт списания ОС;
  • принимать решение о том, что отдельные части объекта ОС могут быть в дальнейшем использованы.

Порядок списания ОС

После того, как комиссия принимает решение о том, что объект ОС должен быть списан, создается документ с решением. Согласно Приказу 61н это решение оформляется в программе с помощью документа «Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов» (0510440).

В случае, если комиссия не смогла определить состояние объекта, то назначается техническая экспертиза силами дипломированных сотрудников учреждения или сторонних организаций.

Затем после того, как точно принято решение о списание ОС, в программе можно создать либо «Списание объектов ОС, НМА, НПА», либо «Списание транспорта».

По результату проведения указанных документов формируется проводка по выбытию объектов ОС с баланса учреждения.

Для основных средств, стоимость которых за единицу от 10 000 рублей до 100 000 рублей, списание выполняется за счет начисленной амортизации, а амортизация в свою очередь начисляется как 100 % при вводе в эксплуатацию.

Для основных средств, стоимость которых за единицу выше, чем 100 000 рублей, устанавливается срок полезного использования и производится начисление амортизации каждый месяц с момента принятия к учету. Если принимается решение о списание ОС, у которого еще не закончился срок полезного использования, то при списании часть балансовой стоимости списывается за счет ранее начисленной амортизации, а остаток относится на доходы от выбытия активов.

Обратите внимание, что если членами комиссии было принято решение о том, что списываемый объект должен быть утилизирован, то необходимо оформить «Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей» по ф. 0510435.

Вы можете получить консультацию по списанию основных средств

Эксперт свяжется с вами и прояснит интересующие вопросы.

Получить консультацию

Принятие решения

Государственное и муниципальное имущество списывают, как правило, в следующих случаях:

  • в результате аварии и нецелесообразности восстановления поврежденного имущества;

  • по причине стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;

  • ввиду морального и (или) физического износа и, как следствие, потери потребительских качеств;

  • в результате кражи или недостачи.

Чтобы списать такое имущество, учреждению необходимо пройти определенную процедуру и получить согласие собственника, то есть органа представляющего интересы соответствующего публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и т. д.).

В отношении федерального имущества постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение).

Данное документ распространяется на все федеральные государственные учреждения независимо от их типа (то есть на казенные, бюджетные, и автономные учреждения), а также на федеральные государственные унитарные предприятия.

Согласно п. 2 Положения списание федерального имущества – это комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении должна быть создана постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (п. 5 Положения).

У этой комиссии достаточно обширные права по осмотру имущества, принятии решений о его восстановлении, установлении причин списания и т.п. (п. 6 Положения).

Кроме того, согласно п. 7 Положения на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Таким образом, данная комиссия – своего рода контрольно-инспекционный орган в отношении имущества, предполагаемого к списанию.

Обратите внимание! Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения).

В то же время в п. 34 Инструкции № 157н указано, что решение о выбытии основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.

Чтобы не запутаться, какая комиссия что принимает, целесообразно в составе учетной политики утвердить положение о порядке списания имущества.

Поскольку полномочия вышеназванных комиссий во многом совпадают, то в учреждении целесообразно утвердить одну комиссию, например комиссию по поступлению и выбытию активов.

А в соответствующем положении указать полномочия этой комиссии при списании имущества.

В силу п. 4 Положения в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения.

К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;

  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение названного имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.

Другими словами, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.

При этом согласно п.3 такого порядка федеральным органам исполнительной власти дается 45 календарных дней с момента поступления к ним соответствующих документов для их рассмотрения либо направления отказа о согласовании решения о списании.

Таким образом, процедура принятия решения о списании может занять более двух месяцев, а на практике такой срок может быть еще дольше.

Есть вопросы по бюджетному учету? Помогут эксперты «Клерка». Спросить эксперта.

Отражение в учете

Вышерассмотренный порядок принятия решения о списании имущества нашел отражение и в действующей редакции Инструкции № 157н.

Согласно п. 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» бухгалтерия принимает акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.

То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02.

Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких‑либо условий для этого не названо.

Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основных средств и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

В инструкциях по бухгалтерскому учету для списания, например, объектов основных средств приведена типовая проводка:

  • Дебет счетов аналитического учета счета 10400 «Амортизация»

  • Дебет счета 11400 «Обесценение нефинансовых активов»

  • Дебет счета 40110 «Доходы от операций с активами»

  • Кредит счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства».

А в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеприведенной проводкой отражают поступление такого имущества на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.

В отношении отдельных видов имущества (в зависимости от типа учреждения) формирование в учете данной записи возможно при наличии согласия собственника списываемого имущества, только решения комиссии по поступлению и выбытию активов недостаточно.

Если вы запутались в нормативке, эксперты «Клерк» всегда придут к вам на помощь. Задайте любое количество вопросов, вам обязательно ответят.

Электронная первичка – скоро!

А с 1 января 2024 года бухгалтерам-бюджетникам необходимо будет оформлять некоторые решения о списании имущества в электронном виде.

Напомним, что Минфин приказом от 07.11.2022 № 157н внес очередные изменения в свой приказ от 15.04.2021 № 61н и Методические указания к нему, дополнив формами электронной первички:

  • Актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454);

  • Актом о списании транспортных средств (ф. 0510456).

Так, в случае утраты потребительских свойств в результате физического, морального износа на основании решения комиссии (ф. 0510440) ответственный член комиссии формирует данные акты о списании.

А в случае гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, акты о списании заполняются на основании документов, подтверждающих факт гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.

Учреждения могут начать применять акты на списание (ф. 0510454 и ф.0510456) и в текущем году, если это предусмотрено учетной политикой учреждения (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).

Однако с 1 января 2023 г. данные документы обязательны к применению при ведении бюджетного учета уполномоченными организациями в рамках полномочий, переданных им по решению Правительства (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).

Согласно последней редакции Методический указаний (утв. приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н) руководитель учреждения утверждает акты на списание только после согласования с главным распорядителем бюджетных средств или учредителем, осуществляющим полномочия собственника имущества.

При этом акты на списание члены комиссии подписывают простой ЭП, а председатель, руководитель учреждения и учредитель – ЭЦП.

Поэтому, если вы планируете списать в начале 2024 года какое-то имущество, то начинайте работу комиссии уже в этом году.

Эксклюзивные материалы, актуальные комментарии и ответы экспертов в Telegram-канале Клерк.Премиум.

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Невозможно представить себе деятельность учреждения культуры и искусства без использования различных технических средств (компьютеров и иной оргтехники, фото- и киноаппаратуры, осветительных приборов, устройств для записи и воспроизведения звука и др.). Однако со временем эти устройства могут приходить в негодность, устаревать либо использовать их в дальнейшем становится экономически нецелесообразно. В связи с этим встает вопрос об их списании с учета. Как проводится данная процедура? Какими документами оформляется? Как отражаются в учете операции по ликвидации и утилизации техники?

Последовательность действий при списании техники

Прежде чем списать технику, которую невозможно или нецелесообразно использовать, необходимо провести ряд мероприятий.

1. Подготовить решение (заключение) ликвидационной комиссии о списании техники.

2. Согласовать указанное решение с вышестоящим органом (учредителем) в установленных законодательством случаях.

3. Отразить в учете списание техники.

4. Провести разборку (демонтаж) и (или) утилизацию техники.

5. Оприходовать после разборки запчасти, пригодные для дальнейшего использования, детали и узлы, содержащие драгметаллы, металлолом.

6. Передать детали и узлы, содержащие драгметаллы, аффинажной организации, металлолом – специализированной организации.

7. Отразить в учете доходы, полученные от реализации драгметаллов, металлолома.

Остановимся на этих мероприятиях более подробно.

Подготовка и принятие решения о списании техники

Списание федерального имущества государственными федеральными учреждениями производится в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

На региональном и местном уровнях уполномоченные органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления устанавливают аналогичные порядки. Разрабатываются они, как правило, с учетом норм Положения № 834.

Для определения целесообразности дальнейшего использования технических средств, возможности и эффективности их восстановления, а также для оформления необходимой документации на их списание (выбытие) с учета приказом руководителя учреждения назначается постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834). В ее состав включаются:

  • заместитель руководителя учреждения (председатель комиссии);

  • начальники соответствующих структурных подразделений (служб);

  • специалисты экономических служб (главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера (бухгалтер));

  • специалисты технических служб (инженер, техник и т. д.);

  • представители иных служб.

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты (п. 7 Положения № 834).

В компетенцию ликвидационной комиссии входит:

  • осмотр техники, подлежащей списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

  • установление целесообразности (пригодности) дальнейшего ее использования, возможности и эффективности восстановления;

  • установление причин списания (физический и моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества);

  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества по причине нарушения технологических режимов эксплуатации, преступной халатности или бесхозяйственности, и внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

  • подготовка акта о списании техники и формирование пакета документов для согласования ее списания в соответствии с перечнем, утверждаемым вышестоящим органом власти (местного самоуправления), в ведении которого находится учреждение.

Решение о списании имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании (п. 9 Положения № 834).

Согласно Приказу Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н списание техники оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) и отражается в учете после утверждения его руководителем учреждения, а в случаях, предусмотренных законодательством, – только после согласования решения о списании с вышестоящим органом (учредителем).

Согласование списания техники

Согласно Положению № 834, а также ст. 298 ГК РФ обязательному согласованию с вышестоящим органом (учредителем) подлежит списание технических средств, отнесенных:

  • к движимому имуществу казенных учреждений;

  • к особо ценному движимому имуществу бюджетных (автономных) учреждений, закрепленному за ними на праве оперативного управления учредителем либо приобретенному ими за счет средств, выделенных учредителем. В отношении иного движимого имущества решение о списании принимается этими учреждениями самостоятельно.

Порядок согласования Минкультуры решения о списании федерального имущества, а также перечень необходимых для этого документов установлены в отношении:

  • учреждений, подведомственных Минкультуры, – Приказом Минкультуры РФ от 10.06.2020 № 613;

  • территориальных органов Минкультуры – Приказом Минкультуры РФ от 27.11.2019 № 1834.

Все документы, представляемые на согласование, должны быть заверены уполномоченным лицом учреждения с ясными оттисками печатей и штампов и расшифровкой подписей.

На рассмотрение комплекта документов должно уходить не больше 30 календарных дней, за исключением ситуаций, требующих дополнительной проверки обоснованности списания имущества или дополнительного изучения документов.

Решение о согласовании списания имущества оформляется в форме приказа (распоряжения) органа, осуществляющего координацию деятельности учреждения. Копия этого документа, заверенная в установленном порядке, направляется в учреждение. На основании полученного приказа (распоряжения) составляется приказ руководителя учреждения на списание имущества с баланса. Датой списания имущества с учета будет считаться дата утверждения акта о списании руководителем учреждения.

К сведению: до утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий по разборке, демонтажу, извлечению деталей, узлов, пригодных для использования, уничтожению или утилизации имущества не допускается.

Отражение в учете списания техники

Исходя из положений п. 7, 8 СГС «Основные средства» технические средства соответствуют критериям признания их объектами основных средств. Они могут учитываться как на балансе учреждения на счете 0 101 04 000 «Машины и оборудование», так на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации», если их стоимость не превышает 10 000 руб.

Вместе со списанием с балансового учета стоимости объекта основных средств списанию подлежат суммы накопленных амортизационных отчислений и убытков от обесценения (при наличии) по этому объекту (п. 51 Инструкции № 157н).

На основании акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) в инвентарной карточке (ф. 0504031 или ф. 0504032) проставляется отметка о выбытии объекта.

Согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании, в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) учитывается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке «один объект – один рубль». Выбытие объектов с этого счета отражается после окончания указанных мероприятий на основании оправдательных документов.

Таким образом, техника, подлежащая демонтажу, утилизации (уничтожению), до момента окончания этих мероприятий при списании ее с учета (со счета 0 101 04 000 или с забалансового счета 21) должна быть принята к учету на забалансовый счет 02.

В соответствующем разделе акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов.

К сведению: порядок списания техники с забалансового счета 02 после демонтажа, утилизации (в том числе формы первичных учетных документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий) целесообразно предусмотреть в учетной политике учреждения.

Операции по списанию пришедшей в негодность техники отразятся в бюджетном (бухгалтерском) учете следующими проводками(п. 10 Инструкции № 162н, п. 12 Инструкции № 174н, п. 12 Инструкции № 183н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана с баланса техника, пришедшая в негодность, в том числе по причине морального износа:

в части остаточной стоимости объекта

0 401 10 172

0 101 х4 410

в части начисленной на объект амортизации

0 104 х4 411

0 101 х4 410

в части накопленного убытка от обесценения

0 114 х4 412

0 101 х4 410

Списана техника, пришедшая в негодность, числящаяся на забалансе

Забалансовый счет 21

Принята техника к забалансовому учету до момента ее демонтажа и (или) утилизации

Забалансовый счет 02

Разборка и утилизация техники

После списания техники с учета комиссия учреждения оценивает, какие узлы, детали и материалы выбывающего объекта основных средств могут быть использованы в деятельности учреждения (для хозяйственных нужд), утилизированы или реализованы на сторону.

Демонтаж (разборка) технических средств с целью извлечения из них узлов и деталей, в том числе содержащих драгметаллы, может выполняться силами учреждения или организацией, специализирующейся на проведении этих работ, в соответствии с законодательством РФ.

Если отдельные детали техники содержат цветные и драгоценные металлы (золото, платину и др.), комиссия следит за их изъятием, определением веса и сдачей на соответствующий склад.

Обратите внимание: лом и отходы драгметаллов подлежат обязательному учету в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее– Федеральный закон № 41-ФЗ);

  • Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731;

  • Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н.

Расходы учреждения на утилизацию техники следует относить в зависимости от предмета договора:

  • на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ – если вывоз и утилизация техники производятся в рамках одного договора, по которому утилизацию осуществляет исполнитель (п. 10.2.5 Порядка № 209н);

  • на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н), если договор заключен только на работы по утилизации техники.

Расходы на оплату работ по разборке (демонтажу) техники будут относиться на подстатью 226 КОСГУ.

Соответствующие подстатьи применяются в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (48.2.4.4 Порядка № 85н).

Казенные учреждения в установленных п. 48.2.4.2, 48.2.4.6 Порядка № 85н случаях также могут применять КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» или 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем».

Оприходование запчастей после разборки техники

Согласно п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н изъятые запчасти, детали и узлы принимаются к учету в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату их принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

К сведению: для определения справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.

Оприходование указанных материалов осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) или требования-накладной (ф. 0504204). Эти документы составляются на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), в котором проставляется отметка о получении материалов в реквизите «Результаты выбытия».

Соответствующие операции отражаются в бюджетном (бухгалтерском) учете следующими проводками (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н):

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные и автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Оприходованы материалы, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам демонтажа техники

1 105 36 346

1 401 10 199

2 105 36 346

2 401 10 199

Оприходованы детали, содержащие драгметаллы, металлолом, полученные от ликвидации техники и остающиеся в распоряжении учреждения

1 105 36 346

1 401 10 172

2 105 36 346

2 401 10 172

Реализация отдельных деталей техники

Изъятые при ликвидации основных средств детали и узлы (лом и отходы), содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче в аффинажные организации для аффинажа драгметаллов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгметаллов аффинажными организациями либо реализации аффинажным организациям или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ).

Металлолом, полученный в результате разборки (демонтажа) списанной техники, подлежит сдаче специализированной организации.

Доходы от реализации металлолома, а также деталей, содержащих драгметаллы, полученные учреждениями казенного типа, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). Бюджетные и автономные учреждения, в свою очередь, вправе самостоятельно определять направления и порядок расходования указанных средств (п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Соответствующие доходы учитываются по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ.

При кассовом поступлении этих доходов в бюджет применяется подстатья 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ.

Пример 1.

Автономное учреждение культуры списало непригодное оборудование (иное движимое имущество), приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности. Его стоимость равна 80 000 руб. Амортизация начислена в размере 100 %.

После проведения работ по демонтажу оборудования был оприходован металлолом, который впоследствии сдан в пункт приема лома. Денежные средства от его реализации поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

Стоимость реализованного металлолома равна его справедливой стоимости, определенной комиссией учреждения в размере 2 000 руб.

В бухгалтерском учете отражены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана сумма начисленной амортизации

2 104 34 411

2 101 34 410

80 000

Оприходован металлолом по справедливой стоимости

2 105 36 346

2 401 10 172

2 000

Начислен доход от реализации металлолома

2 205 74 564

2 401 10 172

2 000

Списана стоимость реализованного металлолома

2 401 10 172

2 105 36 446

2 000

Поступили на лицевой счет учреждения денежные средства от реализации металлолома

2 201 11 510
Забалансовый счет 17

2 205 74 664

2 000

Пример 2.

Казенное учреждение культуры по согласованию с вышестоящим органом власти произвело списание устаревшей светотехники. В результате ее демонтажа были получены детали (микросхемы), содержащие золото. Масса этого драгметалла в деталях, установленная документами производителя техники и отраженная в инвентарной карточке (ф. 0504031), составила 5 г. Балансовая стоимость техники равна 180 000 руб., амортизация начислена в размере 100 %.

Изъятые из техники микросхемы были оприходованы по справедливой стоимости, равной 20 000 руб. (4 000 руб. за 1 г золота), и переданы на аффинаж.

На основании паспорта, выданного аффинажной организацией, из полученных от учреждения деталей было извлечено 4,5 г золота на сумму 18 000 руб. Денежные средства от реализации драгметалла перечислены в доход бюджета. Казенное учреждение является администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете отразятся следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана ликвидированная техника

1 104 34 411

1 101 34 410

180 000

Оприходованы по справедливой стоимости детали (микросхемы), содержащие золото

1 105 36 346

1 401 10 172

20 000

Переданы детали аффинажной организации

1 105 36 346

1 105 36 346

20 000

Начислен доход от реализации драгметалла на основании паспорта, предоставленного аффинажной организацией

1 205 74 564

1 401 10 172

18 000

Скорректирована методом «красное сторно» стоимость ранее принятых на учет деталей исходя из фактического содержания в них золота (20 000 — 18 000) руб.

1 105 36 346

1 401 10 172

(2 000)

Списана стоимость реализованного драгметалла

1 401 10 172

1 105 36 446

18 000

Отражена задолженность перед бюджетом в сумме доходов от реализации драгметалла*

1 304 04 446

1 303 05 731

18 000

Поступили в доход бюджета от плательщика денежные средства от реализации драгметалла

1 303 05 831

1 205 74 664

18 000

* Казенное учреждение направляет в адрес администратора кассовых поступлений извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении доходов бюджета.

* * *

При принятии решения о списании и утилизации пришедшей в негодность техники федеральным учреждениям (территориальным органам), подведомственным Минкультуры, необходимо руководствоваться Положением № 834, а также приказами Минкультуры РФ № 613, № 1834.

Такое решение принимается специально созданной для этих целей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения. Списание техники оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) и отражается в учете после утверждения его руководителем учреждения, а в случаях, предусмотренных законодательством, – только после согласования решения о списании с вышестоящим органом (учредителем).

Списанная с учета техника подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента ее демонтажа (утилизации, уничтожения).

Материальные ценности, образовавшиеся в результате разборки, утилизации (ликвидации) имущества, должны быть оприходованы на счет 105 36 000.

Доходы от реализации полученных материалов (металлолома, а также деталей, содержащих драгметаллы) казенные учреждения должны перечислить в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Бюджетные и автономные учреждения, в свою очередь, вправе самостоятельно определять направления и порядок расходования указанных средств.

По закону все организации обязаны вести учет основных средств (ОС). Бюджетные учреждения — не исключение. В статье расскажем, что относят к ОС. Разберемся, как вести учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2024 году. Поговорим об автоматизации этого процесса.

Основные средства в бухгалтерском учете бюджетного учреждения: что к ним относят

В основные средства в бухгалтерском учете бюджетного учреждения включают объекты:

  • независимо от срока полезного использования, кроме периодических изданий библиотечного фонда;
  • для которых можно определить первоначальную стоимость;
  • приносящие экономическую выгоду при эксплуатации.

Примеры: жилые и нежилые помещения, транспортные средства, инвентарь, многолетние насаждения, оборудование, инвестиционная недвижимость.

К ОС не относят активы:

  • со сроком эксплуатации менее 12 месяцев;
  • находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции.

Единица учета основных средств — инвентарный объект.

Узнайте какая 1С вам подходит и получите бесплатную установку на версии 1С ПРОФ

Проконсультируем по вопросам учета основных средств в бюджетном учреждении

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Правила учета основных средств в бюджетных учреждениях

Правила учета и отражения операций с основными средствами в бюджетных учреждениях регулируются приказами Минфина России:

  • № 157н;
  • № 162н;
  • № 257н;
  • № 174н.

С 1 января 2026 года приказ № 157н, которым утверждается единый план счетов по бюджетному учету основных средств и инструкция по его применению, утрачивает силу (согласно приказу Минфина России № 122н).

Каждому учетному объекту присваивается уникальный инвентарный номер, независимо от того, находится ли он в запасе, эксплуатации или консервации. Такая уникальная маркировка сохраняется за активом на весь период его нахождения в учреждении.

Если имущество, признаваемое в бухучете как единый инвентарный объект, включает в свой состав несколько ОС, каждому из них присваивается внутренний порядковый номер.

Напоминаем, что с 2023 года изменились правила бухгалтерского учета основных средств, эти же требования применимы и в «бюджете» 2024, а именно:

  • предельная стоимость имущества определяется не на законодательном уровне, а по решению руководителя учреждения;
  • активы со сроком эксплуатации более 12 месяцев и стоимостью ниже установленного лимита учитывают в составе расходов текущего месяца (их больше не относят к запасам).

Лимит стоимости устанавливают на каждый объект, а не на группу основных средств.

Чтобы учет ОС проходил быстро и без ошибок, его нужно автоматизировать. Для этого на каждом объекте размещают наклейку со штриховым кодом или радиометкой, где «зашиты» данные актива. При списании, инвентаризации или оприходовании имущества инвентарный номер не придется вручную вводить. Достаточно считать штрихкод или метку с помощью специального оборудования, чтобы идентифицировать нужный объект.

Если вы заинтересованы в высокой эффективности работы и экономии времени, можете обратиться к нам.  Разработаем индивидуальный проект автоматизации учета основных средств в бюджетной организации. Внедрим подходящие для вашего учреждения решения, обучим сотрудников.

Автоматизация учёта основных средств

  • Готовое решение под ключ
  • Автоматизация любых бизнес-процессов
  • Полноценное обучение пользователей
  • Официальный дилер 1С
    и других разработчиков ПО

Как вести учет основных средств в бюджетной организации

Для учета ОС используется счет 010100000. Первая цифра — финансовое обеспечение. Следующие 3 (постоянные) — объект учета. Далее «идут» две цифры, которые меняются в зависимости от группы основных средств. Оставшиеся — указывают на то, какие операции совершают с ОС (кодировка утверждена приказом Минфина № 209н).

Пример. Счет 110190310. Первая цифра означает, что операция выполняется за счет средств бюджета. Кодировка 101 — основное средство, 90 — имущество в концессии, 310 — увеличение стоимости.

Поступление и списание основных средств

При поступлении ОС в бюджетное учреждение определяется стоимость объекта. В нее входят:

  • расходы на доставку;
  • цена, установленная продавцом;
  • сумма таможенной пошлины и пр.

Поступление объекта имущества отражается на счете 0010600000 — «Вложения в нефинансовые активы».

Выбытие ОС — его продажа или списание по таким причинам:

  • полная или частичная утрата первоначальных свойств и невозможность дальнейшего функционирования на требуемом уровне;
  • уничтожение или утеря.

Что не считается основанием для списания актива:

  • 100%-ная амортизация;
  • истечение срока полезного использования;
  • передача в эксплуатацию.

Бухгалтерские проводки по списанию ОС:

Бухгалтерские проводки по списанию основных средств

Бухгалтерские проводки по списанию основных средств

Как учитывать объекты стоимостью до 100 000 рублей

В налоговом учете объект стоимостью до 100 тыс. руб. списывают в расходы в момент приобретения. В бухгалтерском — возможен один из вариантов:

  1. Списание на затраты и учет на забалансовом счете.
  2. Прием поступлений в состав ОС и начисление амортизации.

Второй способ подходит, если в учетной политике организации зафиксирован лимит предельной стоимости имущества до 100 тыс. руб. При этом возникнут временные расхождения в налоговом и бухгалтерском учете.

Амортизация основных средств согласно инструкции 157н

Амортизация — постепенное включение в расходы стоимости ОС. Начисляется по всем группам активов, кроме объектов природопользования (в том числе земельных участков), материально-производственных запасов, имущества, которое относится к незавершенному капитальному строительству и пр. (п. 2 ст. 256 НК РФ).

Амортизацию основных средств учитывают на счете 010400000 (Инструкция № 157н, Приказ Минфина России № 162н). Начисляется с даты принятия объекта в эксплуатацию. Прекращает действовать — с момента выбытия актива.

Автоматизация учета основных средств в 1С

За ошибки, допущенные при учете ОС, налагаются штрафы. Чтобы их избежать, рекомендуем автоматизировать процесс с помощью товароучетной программы. В бюджетных организациях можно использовать типовую конфигурацию платформы «1С:Предприятие 8».

Рассмотрим пример автоматизации учета основных средств с помощью программы «1С:Бухгалтерия 8», которая позволяет параллельно вести налоговый и бухгалтерский учет имущества. В ней можно выполнять все операции: поступление, перемещение, списание, реализацию ОС. Предусмотрены функции по регистрации дополнительных расходов, связанных с приобретением и монтажом объекта, их включения в первоначальную стоимость.

При поступлении ОС в программу вносят данные, необходимые для учета и последующего начисления износа активов. Можно указывать основные элементы амортизации:

  • способ начисления;
  • срок полезного использования;
  • ликвидационную стоимость объекта.

Предусмотрена возможность обособленного расчета затрат на выполнение планового обслуживания ОС.

Форма «Поступление основных средств» в 1С

Форма «Поступление основных средств» в 1С

Достаточно единожды настроить программу, чтобы проводки формировались автоматически, а бухгалтерская и налоговая отчетность составлялась на основании данных из первичной документации.

Для мобильного учета ОС по штрихкодам или радиометкам рекомендуем приобрести терминал сбора данных или RFID-считыватель, установить на него специализированный софт и интегрировать с товароучетной системой.

Елена Рогова

Эксперт, ведущий аналитик, разработчик стратегий по автоматизации бизнес-процессов.

Оцените, насколько полезна была информация в статье?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Оподельдок рус инструкция по применению
  • Как активировать карту альфа банка дебетовую через приложение инструкция
  • Дорин антибиотик для животных инструкция по применению
  • Technics sl 1301 инструкция
  • Ф4320 инструкция по эксплуатации