Инструкция по технике безопасности при работе в школьной мастерской

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

№11

при проведении занятий в кабинетах

технологии – учебных мастерских

  • Общие требования безопасности.
  • Кзанятиям в учебных мастерских допускаются учащиеся 5–11 классов, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. К проведению занятий допускаются учителя, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. Учителя технологии обязаны обучать школьников правильному и безопасному обращению с находящимся в учебных мастерских оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением учащимися мер безопасности.

1.4. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

 — нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;

 — нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;

 — поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета;

 — возможность травмирования при работе на станках при отсутствии и неисправности ограждения, неисправности электрооборудования, беспорядка на рабочем месте;

 — ранение рук и пальцев вращающимися частями станков;

 — наматывание волос на вращающиеся части станка;

 — поражение глаз стружкой при обработке металлов;

 — ушиб движущейся платформой продольно-строгального станка или ползуном;

— ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали;

 — ранение рук при неправильном обращении с резцом;

— ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины;

 — травмирование глаз: ранение, ожоги, засорение;

 — ранение ног упавшим инструментом.

1.5. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.6. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных и учебно-производственных мастерских, на школьных учебно-опытных участках несут учителя, которые руководят этой работой.

1.7. Медицинский осмотр должен проводиться не реже одного раза в полугодие. Допуск учащихся к работе без предварительного медицинского осмотра не разрешается.

1.8. В кабинете должны быть средства индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки).

1.9. Учебные мастерские должны быть обеспечены необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными  материалами (аптечкой), телефоном ближайшего медицинского учреждения.

1.10. В кабинете должен быть  комнатный термометр для контроля температурного режима.

1.11. Режим работы учащихся в учебно-производственных мастерских, а также при прохождении ими практики на производстве регламентирован учебными планами в соответствии с программой обучения.

1.12. Для школьников рабочие места организуются в соответствии с требованиями техники безопасности.

1.13. Проведение обучения и работа учащихся в помещениях учебных и учебно-производственных мастерских в школах допускается при выполнении всех требований Правил работы в мастерских.

1.14. Учитель должен довести до сведения учащихся, что:

 — необходимо освободить проходы между рядами от сумок и портфелей;

 — во время проведения уроков и перемен необходимо соблюдать правила внутреннего распорядка;

 — передвигаться по гимназии необходимо организованно, строем в сопровождении классного руководителя или учителя;

— нельзя подходить к открытым окнам и открывать фрамуги;

 — нельзя трогать и включать электроприборы, самостоятельно включать и выключать свет;

 — нельзя хлопать дверью;

 — запрещается учащимся приносить острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, химические вещества;

 — необходимо соблюдать технику безопасности при пользовании ножницами, циркулем, линейкой и т. д.;

 — при несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации школы.

1.15. Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

1.16. Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка).

1.17. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.18. Учащиеся во время занятий, а также учитель должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой: фартуками, нарукавниками, предохранительными приспособлениями согласно действующим для данного вида производства нормам.

1.19. Допуск учителей и учащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.

1.20. Учащиеся, производящие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др., должны быть снабжены защитными очками или маской из оргстекла для предохранения от разлетающейся окалины, пыли и т. п.

1.21.  Учитель по трудовому обучению обязан строго следить за выполнением учащимися  в учебных мастерских указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

1.22. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом врачу, директору, заместителю директора.

1.23. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, соблюдать правила поведения.

1.24. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

  1. Требования безопасности перед началом занятий.

Учитель должен:

2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов, исправности имеющихся станков и приборов.

2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, расположить недалеко от входа; классная доска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места; расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см., а между рядами (проходы вдоль мастерской) — не менее 100 см.; от станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.; расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см., а между рядами — не менее 70 см.; в столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов; токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40–50 см. от стены; заточный станок устанавливается дальше от других станков.

2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20°С.

2.6. Ученики должны:

 — правильно надеть спецодежду; застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемочкой, спрятать волосы под головной убор (берет, косынку, завязанную без свисающих концов), убрать все лишние инструменты и детали;

— соблюдать инструкции при подготовке к работе станка (см. инструкции при работе на станках).

  1. Требования безопасности во время занятий

Учитель должен:

3.1. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.

3.2. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.

3.3. Окна запрещается  загромождать  изделиями, инструментами, материалами и другими предметами.

3.4. Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами; заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

3.5. Учитель трудового обучения обязан: а) обеспечить учащихся исправным инструментом; б) следить за тем, чтобы инструмент был правильно заточен; в) следить за правильным выполнением трудовых приемов.

3.6. Инструмент должен находиться в специальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины,— внутри нее.

3.7. Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты (с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.

3.8. Учащиеся, допускаемые к ремонту и затачиванию инструмента, должны быть предварительно проинструктированы. Первоначальные работы проводятся под наблюдением  учителя труда.

3.9. Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки
Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусениц и сучков.

3.10. На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, отверток и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание. Длина ручек должна соответствовать размерам инструмента. Работа перечисленными и подобными инструментами без ручек или неисправными (имеющими трещины, отколы и т. д.) ручками запрещается.

3.11. При работах зубилом и крейцмейселем для защиты глаз учащегося отлетающих осколков должны применяться защитные очки. Мастера, инструкторы и учителя труда должны следить за их обязательным применением.

3.12. Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены, гладко зачищены.
Лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспечивающий надежное натяжение полотна и необходимое его вращение.

3.13. Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и др.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки. Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки колодок должны быть гладкими. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно пригнаны к деревянным колодкам и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин и заусениц.

3.14. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.

3.15. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также производиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается. Мытье окон и очистка светильников категорически запрещается без прохождения  целевого инструктажа.

3.16. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны был ограничители.
Во избежание падения из окна, а также ранения стеклами не вставать на подоконник.

3.17. Допускать работать на станках только после прохождения целевого инструктажа, знакомства с инструкцией работы на данном станке.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

Учитель  должен:

4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.3. В случае появления неисправности в работе станка выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности.

4.5. При поражении  электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

Ученик должен:

4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.

  • Требования безопасности по окончании занятий.

Учитель должен:

5.1. Выключить станок, оборудование, отключить прибор от питающей среды в соответствии с имеющимися инструкциями.

5.2.Проветрить и провести  влажную уборку кабинета.

5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

Ученик должен:

5.4. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.

5.5. Проверить состояние инструментов и положить их в порядке, установленном учителем.

5.6. Убрать свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой.

5.7. Привести себя в порядок.

                                                                                           Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ №1 г. Макарьева

Гребнев А.В.__________

Типовая инструкция по технике безопасности при работе на токарном станке по металлу

Опасности в работе

     Несчастные случаи при работе на токарных станках происходят из-за:

  1. Отсутствия или неисправности ограждения.
  2. Непрочного крепления детали и инструмента.
  3. Неисправности и притупления режущего инструмента.
  4. Неисправности электрооборудования, и в частности заземления.
  5. Беспорядка на рабочем месте.

До начала работы

  1.   Правильно наденьте спецодежду.
  2. Проверьте наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.
  3. Расположите инструменты и заготовки в определенном порядке.
  4. Прочно закрепите резец и обрабатываемую деталь, выньте ключ из патрона и положите на установленное место.
  5. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок и рычагов управления.

Во время работы

  1. Плавно подводите резец к обрабатываемой детали, не допускайте увеличения сечения стружки.
  2. Во избежание травм:

а)  Не наклоняйте голову близко к патрону или режущему инструменту;

б)  Не передавайте и не принимайте предметы через вращающиеся части станка;

в)  Не облокачивайтесь и не опирайтесь на станок, не кладите на него инструменты и заготовки;

г)  Не измеряйте обрабатываемую деталь, не смазывайте, не чистите и не убирайте стружку со станка до полной его остановки;

д)  Не охлаждайте режущий инструмент или обрабатываемую деталь с помощью тряпки или концов;

е)  Не останавливайте станок путем торможения рукой патрона;

ж) Не отходите от станка, не выключив его;

з)  Не поддерживайте и не ловите рукой отрезаемую деталь.

  1. Перед выключением станка отведите резец от обрабатываемой детали.
  2. Пользуйтесь ключами, соответствующими гайками и головками болтов.
  3. При выключении тока в сети во время работы немедленно выключите пусковую кнопку.

После окончания работы

  1. Отведите суппорт и выключите электродвигатель.
  2. Удалите стружку со станка при помощи щетки. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой.
  3. Протрите и смажьте станок, приведите в порядок инструмент и индивидуальные средства защиты.
  4. Сдайте станок дежурному или учителю.

Инструкцию разработал учитель технологии _________________ Савин А.А.

                                                                                           Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ №1 г. Макарьева

Гребнев А.В.__________

Типовая инструкция по технике безопасности при работе на сверлильном станке

Опасности в работе

  1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.
  2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.

До начала работы

  1. Правильно наденьте спецодежду.
  2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
  3. Проверьте надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.
  4. Надежно закрепите сверло в патроне.
  5. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок
  6. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь запрещается.
  7. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.

Во время работы

  1. Не пользуйтесь сверлами с изношенными конусными хвостовиками.
  2. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость.
  3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накренить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.
  4. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.
  5. При сверлении деталей на стол под деталь кладите обрезок доски ил кусок многослойной фанеры.
  6. Во избежание травм в процессе работы на станке:

а)  Не наклоняйте голову близко к сверлу;

б)  Не производите работу в рукавицах

в)  Не кладите посторонние предметы на станину станка;

г)  Не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла   нужно пользоваться специальной кисточкой;

д) Не тормозите руками патрон или сверло;

е) Не отходите от станка, не выключив его.

  1. При прекращении подачи электрического тока немедленно выключите электродвигатель.
  2. Перед остановкой станка отведите сверло от детали, после чего выключите электродвигатель.

После окончания работы

  1. После остановки сверла удалите стружку со станка с помощью щетки. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками.
  2. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.
  3. Приведите себя в порядок.

Инструкцию разработал учитель технологии _________________ Савин А.А.

                                                                                           Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ №1 г. Макарьева

Гребнев А.В.__________

Типовая инструкция по технике безопасности при работе на токарном станке по дереву

Опасности в работе

  1. Ранение глаз отлетающей стружкой.
  2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.
  3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.
  4. Ранение осколками плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины.

До начала работы

  1. Правильно наденьте спецодежду.
  2. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
  3. Проверьте надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.
  4. Уберите со станка все посторонние предметы, инструменты разложите на установленные места.
  5. Проверьте, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтешите заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепите ее во вращающихся центрах на станке.
  6. Установите подручник с зазором 2-3 мм от обрабатываемой детали и закрепите его на высоте центровой линии заготовки.
  7. Проверьте исправность режущего инструмента и правильность его заточки.
  8. Проверьте работу станка на холостом ходу, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения ее кнопок.
  9. Перед самым началом работы опустите защитный экран.

Во время работы

  1. Производите подачу режущего инструмента на материал только после того, как рабочий вал наберет полную частоту вращения.
  2. Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима.
  3. Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали, не допускайте увеличения зазора.
  4. Во избежание травм во время работы на станке:

а)  Не наклоняйте голову близко к станку;

б)  Не принимайте и не передавайте предметы через работающий станок;

в)  Замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее вращения;

г)  Не останавливайте станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

д)  Не отходите от станка, не выключив его.

После окончания работы

  1. Остановите станок.
  2. Уложите на свои места инструменты.
  3. Удалите со станка стружку при помощи щетки. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте её рукой.
  4. Сдайте станок учителю.
  5. Приведите себя в порядок.

Инструкцию разработал учитель технологии _________________ Савин А.А.

                                                                                           Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ №1 г. Макарьева

Гребнев А.В.__________

Типовая инструкция по технике безопасности при выполнении электромонтажных работ

Опасности в работе

  1. Поражение электрическим током при прикосновении к оголенным проводам и при работе с приборами под напряжением.
  2. Травмирование при работе неисправным инструментом.

До начала работы

  1. Наденьте спецодежду
  2. Разложите на рабочем месте инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Не допускайте на рабочем месте ничего лишнего.
  3. Проверьте состояние инструмента. Ручки плоскогубцев, кусачек и т.д. должны иметь изолирующее покрытие. Рукоятки отверток должны быть из изолирующего материала. Пользуйтесь инструментами только по назначению.
  4. Подготовьте материалы и разложите их на рабочем месте так, что бы все было на виду и не мешало работе.

Во время работы

  1. Собирайте электрические схемы, производите в них исправления только при отсутствии напряжения.
  2. Схему собирайте так, чтобы провода не перекрещивались.
  3. Собранную схему включайте только после осмотра ее учителем
  4. Не проверяйте наличие напряжения пальцами.
  5. Во всех случаях обнаружения повреждения электропроводки, оборудования, измерительных приборов немедленно выключите рубильник и поставьте в известность учителя.

После окончания работы

  1. Отключите схему (прибор) от питающей сети.
  2. Измерительные приборы, инструменты положите так, как они были расположены до работы. Проверьте их состояние.
  3. Уберите рабочее место от отходов, пыли и лишних деталей. При уборке пользуйтесь щеткой-сметкой.
  4. Приведите себя и спецодежду в порядок.
  5. Выходите из кабинета только с разрешения учителя.

Инструкцию разработал учитель технологии _________________ Савин А.А.

                                                                                           Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ №1 г. Макарьева

Гребнев А.В.__________

Типовая инструкция по технике безопасности при ручной обработке металла

Опасности в работе

  1. Травмирование осколками металла.
  2. Травмирование при работе неисправным инструментом.

До начала работы

  1. Наденьте спецодежду.
  2. При рубке металла наденьте очки.
  3. Проверьте состояние инструментов индивидуального пользования, разложите их в порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщите об этом учителю.
  4. Проверьте состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

Во время работы

  1. Прочно закрепите обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускайте плавно, что бы не получить травму рук.
  2. Работу выполняйте только исправными инструментами.
  3. Во избежание травмирования следите за тем, чтобы:

а)  Поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;

б)  Инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные концы-хвостовики, были снабжены деревянными, плотно прилегающими ручками установленной формы, без расколов и трещин;

в)  Ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) имели несбитую поверхность;

г)  Зубило имело длину не менее 150 мм, причем оттянутая его часть равнялась 60-70 мм;

д)  При работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.

     4.   Не проверяйте пальцами качество опиливаемой поверхности.

     5.   Пользуйтесь слесарными инструментами только по их прямому назначению.

    6.    Отрезаемую при резании ножницами заготовку из листового металла придерживайте рукой в перчатке (рукавице).

После окончания работы

  1. Проверьте состояние инструментов и в случае неисправности доложите учителю.
  2. Приведите в исправное состояние инструменты (снимите заусеницы на молотке, зубиле, кернере, очистите напильники от стружки).
  3. Тщательно уберите рабочее место (стружку и опилки не сдувайте и не стряхивайте руками). Отходы сложите в специальный ящик.
  4. Положите инструменты в порядке, установленном учителем.
  5. Приведите себя в порядок.
  6. Из мастерской выходите только с разрешения учителя.

Инструкцию разработал учитель технологии _________________ Савин А.А.

                                                                                           Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ №1 г. Макарьева

Гребнев А.В.__________

Типовая инструкция по технике безопасности при ручной обработке древесины

Опасности в работе

  1. Травмирование рук при работе неисправным инструментом.
  2. Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.

До начала работы

  1. Наденьте спецодежду.
  2. Проверьте исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).
  3. Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.

Во время работы

  1. Надежно закрепите обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
  2. Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по назначению.
  3. Работайте строгальными инструментами, имеющими исправный рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.
  4. Технологические операции (пиление, долбление, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.
  5. Не допускайте захламленности верстака отходами, стружками, своевременно возвращайте учителю инструмент общего пользования.
  6. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приемами работы.
  7. Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем и электрообогревателями.
  8. Применяйте при запиливании направитель для опоры полотна инструмента.
  9. Очищайте струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями.
  10. В случае порчи инструмента во время работы немедленно заменить его.

После окончания работы

  1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдайте дежурному или учителю.
  2. Проверьте состояние инструментов и положите их в порядке, установленном учителем.
  3. Уберите свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувайте стружку ртом и не смахивайте рукой.
  4. Проверьте наличие и состояние клиньев на верстаке, зажимные коробки (заднюю и переднюю) завинтите до установленного зазора (не более 2-5 мм).
  5. Приведите себя в порядок.
  6. Выходите из мастерской только с разрешения учителя.

                                   Инструкцию разработал учитель технологии _________________ Савин А.А.

Меню раздела

  • Главная
  • Обращения
  • О школе
    • Условия приема в УО
    • Руководство УО
    • Цели и задачи работы педагогического коллектива
    • История и традиции
    • Значимые достижения
    • Важные документы
    • Педагог социальный, педагог-психолог
      • График работы
      • Рекомендации психолога
      • Телефоны доверия
      • Страничка правовых знаний
      • ЗОЖ и безопасность
      • Выпускнику
      • Безопасность в школе
      • Месячник профилактики
    • Общественные организации
    • Шестой школьный день
    • Выпускники
    • Библиотека, медиатека
    • Школьная печать, газета «Переменка»
    • Фотогалереи
    • Пункт коррекционно-педагогической помощи
    • Попечительский совет
    • Видео
    • Педагог-организатор
    • ВПВ
    • Год благоустройства
  • Учительская
  • Учащимся
  • Родителям
  • Сервисы
  • статистика посещений

    Техника безопасности на уроках труда в мастерской

    Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников, особенно если речь идет о работе с дерево- и металлообрабатывающими инструментами. Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря. Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами.

    Техника безопасности на уроках труда в мастерской описывает базовую модель поведения ученика, которая поможет свести к минимуму потенциальные риски. 

    Общие правила техники безопасности на уроках труда 

    • Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке труда;
    • Брать инструменты, использовать их, а также пользоваться станками можно только с разрешения учителя;
    • Приступая к уроку труда, школьник должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат, головной убор, рукавицы, защитные очки и т.д.);
    • Запрещено выполнять задания сломанным или поврежденным инвентарём;
    • Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;
    • На уроках труда запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;
    • Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;
    • В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;
    • По окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места;
    • После урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом и умыться.

    Инструкция по технике безопасности на уроках труда 

    Каждый школьник на уроке труда должен неукоснительно соблюдать технику безопасности, а учитель контролировать её выполнение.

    Технике безопасности на уроке труда при ручной обработке металла и древесины

    • Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты. Особенно важна безопасность и защита глаз, при выполнении рубки металла всегда надевай защитные очки;
    • Перед тем как приступить к уроку надо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии. Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию;
    • На верстаке все инструменты должны быть положены в указанном учителем порядке и в строго отведенных для этого местах. Ничего лишнего на верстаке быть не должно;
    • Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих зажимах (тиски, струбцины и т.д.);
    • При обработке материалов необходимо всегда использовать установленные упорные и подкладные приспособления;
    • Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить, а его заменить у учителя;
    • В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инвентарём, клеем, острыми краями металла;
    • Запрещено использовать палец в качестве упора при начальном запиле дерева;
    • При пилении материала надо всегда следить за степенью натяжения полотна лучковой пилы. Не проверяй остроту режущей части пальцами, ты можешь порезаться;
    • При обработке материала напильником, пальцы должны быть на его поверхности, при резке металла придерживай отрезаемую часть рукой защищенной рукавицей или перчаткой;
    • Нельзя сдувать стружку ртом или смахивать её рукой, используй для этого специальный инвентарь.
    • Перед выполнением заданий необходимо соблюсти технику безопасности и надеть спецодежду и средства защиты;
    • Запрещено работать на станках при отсутствующем или поврежденном ограждении, а также, если детали закреплены непрочно в соответствующих пазах;
    • Нельзя выполнять действия на станке при неисправном или затупленном режущем или сверлящем инструменте;
    • Запрещено останавливать движущиеся части станка руками, менять или поправлять сверла, резцы или приводной ремень на включенном оборудовании;
    • Запрещено сильно наклоняться к станку, передавать через работающий станок предметы, измерять или трогать детали при работающем устройстве, класть на него посторонние предметы, ловить рукой отрезаемую деталь, отходить от включенного оборудования, смазывать или охлаждать сверла и резцы тряпкой;
    • Категорически запрещено работать на станке с неисправным электрооборудованием или отсутствием заземления. При возникновении во время работы признаков неисправности (запах дыма, искры электропроводки, сбои двигателя и т.д.) немедленно отключить станок и сообщить учителю;
    • Перед работой на уроке труда по правилам техники безопасности необходимо проверить работоспособность оборудования на холостом ходу;
    • Резец или сверло всегда надо подводить плавно, не делая резких движений или рывков, особенно быть внимательным при выходе сверла из материала;
    • Перед работой с деревообрабатывающим станком необходимо убедиться, что деревянные заготовки не имеют трещин или значительных дефектов;
    • При выполнении задания на уроке труда на токарном станке не допускай значительного увеличения сечения стружки, подводи резец плавно и не спеша;
    • Перед остановкой металло- или деревообрабатывающего оборудования всегда предварительно отводи сверло или резец от детали;
    • Запрещено сдувать со станка стружку ртом или смахивать рукой.

    Технике безопасности на уроке труда при обработке металла и древесины на станках

    • Перед выполнением заданий необходимо соблюсти технику безопасности и надеть спецодежду и средства защиты;
    • Запрещено работать на станках при отсутствующем или поврежденном ограждении, а также, если детали закреплены непрочно в соответствующих пазах;
    • Нельзя выполнять действия на станке при неисправном или затупленном режущем или сверлящем инструменте;
    • Запрещено останавливать движущиеся части станка руками, менять или поправлять сверла, резцы или приводной ремень на включенном оборудовании;
    • Запрещено сильно наклоняться к станку, передавать через работающий станок предметы, измерять или трогать детали при работающем устройстве, класть на него посторонние предметы, ловить рукой отрезаемую деталь, отходить от включенного оборудования, смазывать или охлаждать сверла и резцы тряпкой;
    • Категорически запрещено работать на станке с неисправным электрооборудованием или отсутствием заземления. При возникновении во время работы признаков неисправности (запах дыма, искры электропроводки, сбои двигателя и т.д.) немедленно отключить станок и сообщить учителю;
    • Перед работой на уроке труда по правилам техники безопасности необходимо проверить работоспособность оборудования на холостом ходу;
    • Резец или сверло всегда надо подводить плавно, не делая резких движений или рывков, особенно быть внимательным при выходе сверла из материала;
    • Перед работой с деревообрабатывающим станком необходимо убедиться, что деревянные заготовки не имеют трещин или значительных дефектов;
    • При выполнении задания на уроке труда на токарном станке не допускай значительного увеличения сечения стружки, подводи резец плавно и не спеша;
    • Перед остановкой металло- или деревообрабатывающего оборудования всегда предварительно отводи сверло или резец от детали;
    • Запрещено сдувать со станка стружку ртом или смахивать рукой.

    Техника безопасности поможет в значительной мере минимизировать вероятность травм на уроках труда. Но в первую очередь безопасность зависит от сознательности каждого отдельно взятого ученика. Задача учителя донести школьникам важность правил техники безопасности.

                      

    Средняя школа №15 г.Пинска

    Адрес: 225710, г.Пинск, ул. Островского, 7
    Телефон: +3750165610154
    Электронная почта: sch15@pinsk.gov.by

    Номер регистрационного свидетельства в НИИ РУП ИППС
    № 2141711552 от 17.04.2017г.

    Хостинг
    adm.edu.by

    В зависимости от специализации кабинетов технологии (трудового обучения) рассмотрим технику безопасности в учебных мастерских школы. В данном разделе рассматривается охрана труда в учебных мастерских: слесарной, столярной или универсальной школьной мастерской, как один из разделов техники безопасности на уроках технологии для мальчиков.

    На странице выложены инструкции по охране труда в учебной мастерской для учителя технологии и учащихся, которые можно скачать. Предлагаем скачать следующие инструкции по технике безопасности и охране труда в учебной мастерской школы: при работе на токарном станке по металлу и дереву, при работе на столярном станке, для учащихся в кабинете по деревообработке и металлообработке, при работе на сверлильном станке и т.д.

    Техника безопасности на уроках технологии для мальчиков

    Четкое выполнение правил и требований охраны труда и техники безопасности на уроках технологии у мальчиков в кабинете технологии (учебной школьной мастерской) обезопасит учащихся и учителя от травмирования и сбережет здоровье. Вместе с изучением требований техники безопасности учащимся необходимо получить навыки безопасного выполнения работ.

    Инструкции
    по охране труда для учителя технологии (мальчики)

    Учебные мастерские являются в школе наиболее травмоопасными среди учебных кабинетов. В них могут быть установлены электрические столярные и слесарные станки с вращающимися и движущимися узлами, острыми элементами. Учитель технологии обязан изучить инструкции по охране труда в кабинете — учебной мастерской, систематически проверять работоспособность и безопасное функционирование станков, вентиляции, электроосвещения, защитную изоляцию кабелей электропитания, заземления, а также безопасное состояние инструмента.

    1. Инструкция по охране труда учителя технологии у мальчиков
    2. Инструкция по охране труда для мастера производственного обучения
    3. Инструкция по охране труда в учебных мастерских
    4. Инструкция по охране труда в столярной мастерской
    5. Инструкция по охране труда в слесарной мастерской
    6. Инструкция по охране труда в комбинированной мастерской
    7. Инструкция по пожарной безопасности в школьной мастерской
    8. Инструкция «О порядке содержания, осмотра, приведения школьных помещений в пожаробезопасное состояние поле окончания учебных занятий»
    9. Инструкция по оказанию доврачебной помощи пострадавшему в школе
    10. Инструкция при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера

    Преподаватель обязан строго соблюдать инструкции по охране труда и технике безопасности для учителя технологии (технического труда) у мальчиков в вверенной ему учебной мастерской.

    Инструкции
    по охране труда при работе на станках в учебных мастерских

    Залогом безопасной работы станка является правильное его содержание и обслуживание, что ложится на плечи учителя технологии. Необходимо проверить работоспособность станков, их безопасное функционирование, крепления узлов, целостность подводящих кабелей и заземления. При этом педагогу необходимо быть максимально осторожным, соблюдать инструкции по охране труда и технике безопасности при работе на станках в учебных мастерских школы.

    1. Инструкция по охране труда при работе на заточном станке
    2. Инструкция по охране труда при работе на фрезерном станке по дереву
    3. Инструкция по охране труда при работе на фрезерном станке по металлу
    4. Инструкция по охране труда при работе на сверлильном станке
    5. Инструкция по охране труда при работе на фуговальном станке
    6. Инструкция по охране труда при работе на циркулярном станке
    7. Инструкция по охране труда при работе с ручным электроинструментом, абразивным и эльборовым инструментом (болгаркой)

    Учитель имеет право допускать к занятиям в учебных мастерских только тех учащихся, которые не имеют медицинских противопоказаний к выполнению предусмотренных работ и прошли вводный инструктаж по охране труда, а также первичные инструктажи по технологии перед изучением новой темы.

    Инструкции по технике безопасности
    для учащихся в учебных мастерских (мальчики)

    Данный раздел также четко представляет правила и требования техники безопасности на уроках технологии для мальчиков, во время которых обязанностью учителя является проведение с детьми инструктажей согласно инструкциям по охране труда и технике безопасности для учащихся (мальчиков) в учебных мастерских школы. Учителю технологии необходимо проинструктировать учеников в плане техники безопасности, обучить безопасным приемам и методам работы с инструментами и на станках.

    1. Вводный инструктаж для учащихся в учебной мастерской
    2. Инструкция по охране труда для учащихся при работе на токарном станке по дереву
    3. Инструкция по охране труда для учащихся при работе на токарном станке по металлу
    4. Инструкция по охране труда для учащихся при работе на сверлильном станке
    5. Инструкция по охране труда для учащихся при работе на фрезерном станке
    6. Инструкция по охране труда при ручной обработке древесины
    7. Инструкция по охране труда при ручной обработке металла
    8. Инструкция по охране труда при выполнении работ с ручным инструментом

    Согласно ФГОС кабинет технологи для мальчиков должен быть оснащен специализированной мебелью и станками, а также иметь достаточное освещение, благодаря чему представляется возможность проводить практические занятия на территории общеобразовательного учреждения прямо в учебное время.

    Инструкции по охране труда при выполнении общественно-полезного труда

    1. Инструкция по правилам безопасности для обучающихся при выполнении общественно-полезного труда
    2. Инструкция при организации общественно-полезного труда обучающихся
    3. Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке
    4. Инструкция по охране труда для учащихся при уборке пришкольной территории

    Журналы и акты для работы в учебной мастерской

    1. Журнал регистрации инструктажа учащихся на уроках технологии
    2. Журнал учета и содержания средств защиты (образец)
    3. Журнал учета, проверки и испытаний электроинструмента и вспомогательного оборудования к нему
    4. Акт-разрешение на проведение занятий в учебной мастерской
    5. Акт приемки комбинированной учебной мастерской на готовность к новому учебному году
    6. Акт приемки слесарной учебной мастерской на готовность к новому учебному году
    7. Акт приемки столярной учебной мастерской на готовность к новому учебному году
    8. Акт-разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в учебной мастерской

    Рекомендуем также просмотреть:
    Охрана труда в кабинете технологии для девочек

    Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

    «Согласовано»

    Постановлением ПК

    _____________ Сенина. Т.Г.

    протокол №____ от «____» __________ 2014г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ СОШ №4

    _________________Медведева В.Е.

    «____» _____________ 2014г.

    ИНСТРУКЦИЯ

    ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ

    ИОТ —

    I. Общие требования безопасности

    1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в мастерской.

    2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок , входить и выходить из мастерской, по указанию учителя.

    1. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

    2. Не включать электроосвещение, электроприборы и станочное оборудование.

    3. Не открывать форточки и окна.

    4. Не передвигать учебное оборудование.

    5. Не трогать руками электрические розетки, кабельные соединения.

    6. Травмоопасность в кабинете :

    при включении электроосвещения

    при включений станков

    при работе на станках

    при ручной обработке древесины и металла

    9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы , чтобы не отвлекаться и не
    травмировать своих товарищей.

    1. Выполнять только работу предусмотренную заданием учителя.

    2. Соблюдать все типовые инструкции по всем видам работ.

    II Требования безопасности перед началом занятий

    1. Не входить в помещения мастерских без разрешения учителя.

    2. Входить в мастерскую спокойно, не торопясь.

    3. Подготовить своё рабочее место, получить материалы и инструменты.

    4. Не менять рабочее место без разрешения учителя.

    5. Проверить безопасность рабочего места.

    6. Одеть рабочую одежду и защитные средства (очки) по указанию учителя.

    7. Получить учебное задание от учителя.

    III. Требования безопасности во время занятий

    1. Внимательно слушать объяснения, указания и инструктаж учителя.

    2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.

    3. Не включать самостоятельно электроприборы и станки.

    4. Приступить к работе с разрешения учителя.

    5. Переходить к следующему этапу работы только после указания учителя.

    6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

    IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.

    2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.

    3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.

    V. Требования безопасности по окончании занятий

    1. Приведите своё рабочее место в порядок.

    2. Убирайте стружки и другие отходы только щёткой и совком.

    3. Снимите рабочую одежду, очистите её от пыли.

    4. Тщательно с мылом вымойте руки.

    5 Покидайте рабочее место с разрешения учителя.

    1. О всех недостатках, отмеченных во время занятий, сообщите учителю.

    2. Уходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

    Согласовано:

    Заместитель директора по УВР

    ________________Алексашина Л.А.

    С инструкцией ознакомлен (а)

    ________________________

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
  • Samson 3730 инструкция на русском
  • Менеджер по отчетности должностная инструкция
  • Коляска demi star инструкция
  • Комп линекс беби инструкция к применению порошок
  • Как валять игрушки из шерсти для начинающих пошаговая инструкция