I. Общие мероприятия пожарной безопасности в воинских
частях и подразделениях
1. Территория воинской части должна постоянно очищаться от мусора и сухой травы.
Все хранилища, навесы, площадки с боеприпасами, цехи основного и вспомогательного производства, лаборатории, линии высокого напряжения, электростанции и трансформаторные подстанции, трубы котельных, водонапорные башни, склады горючего и смазочных материалов и другого военного имущества должны быть оборудованы молниезащитными устройствами и другими инженерными системами, обеспечивающими их пожаро- и взрывобезопасность в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
Подъезды к источникам пожарного водоснабжения, к зданиям и все проезды по территории должны быть всегда свободными для движения пожарных машин.
2. В целях пожарной безопасности запрещается:
разводить огонь ближе 50 м от строений, площадок с имуществом, вооружением и военной техникой, а также курить и применять приборы с открытым огнем в парках, хранилищах, ангарах и подобных им помещениях;
пользоваться неисправными печами, применять для растопки горючие жидкости; оставлять сгораемые материалы и имущество вблизи печей, а топящиеся печи без надзора; сушить одежду на печах, дымоходах, а также напротив топок; топить печи в часы отдыха (сна) личного состава. При топке печей дымоходы должны очищаться от сажи не реже одного раза в два месяца;
отогревать замерзшие водопроводные и другие трубы в зданиях открытым огнем (факелами, паяльными лампами); отогревание труб и конструкций зданий производить только паром, горячей водой и другими безопасными средствами;
устраивать в подвальных помещениях зданий мастерские и склады, связанные с обработкой или хранением горючих жидкостей и сгораемых материалов;
преграждать доступ к средствам пожаротушения, электрощитам и электрорубильникам;
хранить на чердаках, лестничных клетках и в коридорах горючие материалы и имущество; делать перегородки, размещать подсобные мастерские и лаборатории, а также устраивать в этих помещениях жилье;
использовать не по назначению средства пожаротушения;
пользоваться неисправными электропроводкой и оборудованием; применять бытовые электронагревательные приборы без несгораемых подставок, а также заменять в распределительных щитках перегоревшие предохранители (пробки) проволокой и другими предметами;
обертывать электролампы бумагой и материей; заклеивать или закрывать провода обоями, плакатами и т.п.; применять для устройства осветительной электросети телефонные провода;
сдавать под охрану помещения (хранилища), не проверенные в отношении пожарной безопасности.
3. Дезинфекция и сушка обмундирования производятся в оборудованных типовых дезинфекционных камерах (сушилках) под постоянным наблюдением. Перед загрузкой в камеры карманы обмундирования должны быть вывернуты.
При дезинфекции и сушке обмундирования запрещается:
повышать внутри камер температуру выше установленных норм;
перегружать камеры и сушилки обмундированием;
загружать в камеры одежду, пропитанную маслами и горючими жидкостями;
укладывать обмундирование на предохранительные сетки камер.
4. В штабах, казармах, клубах и производственных помещениях курение запрещается.
(п. 4 в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Коридоры, проходы, основные и запасные выходы, лестничные клетки должны быть постоянно свободными и не должны загромождаться. Входные двери штабов, казарм, мастерских, клубов и других помещений должны открываться наружу. Забивать запасные выходы и облицовывать сгораемыми материалами стены и потолки лестничных клеток и коридоров запрещается.
6. Средства пожаротушения, водоемы, пожарные гидранты и краны должны быть исправны, а местонахождение их должно быть обозначено стандартными указателями.
Количество средств пожаротушения в зданиях и на объектах определяется специальными нормами. На территории складов, парков, в ангарах и производственных помещениях средства пожаротушения должны храниться на щитах.
7. У телефонных аппаратов должны быть надписи с указанием номера телефона ближайшей пожарной команды, а на территории воинской части для подачи сигнала пожарной тревоги должны быть средства звуковой сигнализации.
8. Ежедневно, в установленное командиром полка время, перед закрытием все мастерские, хранилища, склады, парки, ангары и другие опасные в пожарном отношении производственные помещения проверяются начальниками складов, хранилищ, цехов, дежурным по парку и лицами пожарного наряда полка; все замеченные недостатки устраняются до закрытия помещений (хранилищ), а электрические сети отключаются с помощью наружных рубильников.
Подтверждением выполнения требований пожарной безопасности в этих случаях является пожарный жетон, который вручается пожарным нарядом лицу, закрывающему объект. Начальники складов, хранилищ и дежурный по парку при сдаче объекта под охрану передают жетоны начальнику караула. В установленное командиром полка время начальник пожарного наряда получает пожарные жетоны у начальника караула.
9. Дополнительные мероприятия пожарной безопасности в воинских частях проводятся в соответствии с положениями, руководствами, наставлениями и инструкциями.
Все военнослужащие, сотрудники (работники) обязаны:
1. Выполнять требования руководящих документов по обеспечению пожарной безопасности в
служебных кабинетах (помещениях) и строго соблюдать правила противопожарного режима.
2. Знать места расположения средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
3. Соблюдать правила эксплуатации электрооборудования и приборов. Обо всех неисправностях и
аварийных ситуациях сообщать руководящему составу.
4. Поддерживать чистоту и порядок в служебных кабинетах, а также в местах общего пользования.
5. Обо всех случаях нарушений противопожарного режима, а также повреждения пожарного
оборудования, сообщать руководящему составу.
6. По окончанию работы в служебных кабинетах выключить свет и электроприборы, закрыть окна и
двери.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. Пользоваться электрическими плитами, чайниками и другими электронагревательными приборами,
не имеющими устройств тепловой защиты, а также без специальных подставок из негорючих
теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара.
2. Самовольно производить монтаж (демонтаж) электроприборов и электропроводки, пользоваться
самодельными предохранителями, закрывать электролампы бумагой или материей, нарушать изоляцию
электропроводов.
3. Пользоваться неисправными электроприборами, выключателями и штепсельными розетками,
применять самодельные удлинители.
4. Загромождать эвакуационные пути и выходы, лестничные клетки, тамбуры, а также проходы
(подходы) к первичным средствам пожаротушения любыми предметами или мебелью.
5. Курить в зданиях, помещениях или в других неустановленных для этих целей местах.
7. Использовать средства пожаротушения и пожарный инвентарь не по назначению.
ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА ИЛИ ПРИЗНАКОВ ГОРЕНИЯ:
— немедленно сообщить в пожарную охрану, (телефоны вызова: со стационарного – 01, с сотового
101 либо 112) указав: место возникновения пожара (наименование корпуса, этаж, номер кабинета), что
горит, наличие людей, своё воинское звание и фамилию, в дежурную службу подразделения (при наличии)
руководящему составу;
— нажать кнопку ручного пожарного извещателя;
— оповестить голосом военнослужащих, сотрудников, гражданский персонал и посетителей,
находящихся на этаже (в корпусе), о произошедшем пожаре;
— приступить к эвакуации людей, тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения
(огнетушителями, пожарными кранами);
— по возможности, организовать эвакуацию материальных ценностей и документации.
При угрозе жизни или здоровью немедленно покинуть здание. При невозможности эвакуации из
служебного кабинета (помещения), уплотнить дверные притворы влажной тканью для изоляции его от
проникновения дыма и огня, подавать сигналы о спасении через окно.
«Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации»
В соответствии с частью второй статьи 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2018, N 45, ст. 6824) приказываю:
Утвердить Положение о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).
Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.ШОЙГУ
Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 22 февраля 2019 г. N 88
Положение о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет меры правового, организационного, социального и научно-технического характера в целях эффективного функционирования и развития ведомственной пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации <*>, устанавливает структуру, задачи, функции, порядок организации деятельности и взаимодействия пожарной охраны Вооруженных Сил.
———————————
<*> Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; ведомственная пожарная охрана Вооруженных Сил Российской Федерации — пожарной охраной Вооруженных Сил; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации — воинскими частями; Западный, Южный, Центральный, Восточный военные округа и Северный флот — военными округами; территориальные и местные гарнизоны — гарнизонами; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — МЧС России; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы — ФПС ГПС; Служба пожарной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации — Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил.
2. Пожарная охрана Вооруженных Сил состоит из органов управления и подразделений.
3. В воинских частях (гарнизонах), не имеющих штатных органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил, из числа военнослужащих Вооруженных Сил назначаются нештатные начальники служб пожарной безопасности и создаются нештатные пожарные команды для реализации организационных мероприятий, направленных на профилактику пожаров, выполнение и обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
4. В своей деятельности органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, нормативными правовыми актами Министерства обороны и МЧС России в области пожарной безопасности, а также настоящим Положением.
5. Организационная структура органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил определяется штатами по согласованию со Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил.
6. Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил включают в себя:
Службу пожарной безопасности Вооруженных Сил;
службы пожарной безопасности воинских частей, гарнизонов;
должностных лиц (в том числе инструкторов по противопожарной профилактике, техников (пожарной безопасности) воинских частей (военных городков) и подведомственных Министерству обороны учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющих соответствующую военно-учетную специальность или принимающих участие в обеспечении пожарной безопасности на объектах обороны и иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, и прилегающих к ним территориях (земельных участках) (далее — ОВИ Вооруженных Сил);
научные, научно-исследовательские и образовательные организации Министерства обороны, осуществляющие научно-техническое обеспечение Вооруженных Сил в области пожарной безопасности.
7. В органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил назначаются лица, имеющие профессиональное образование (дополнительное профессиональное образование, прошедшие профессиональное обучение) и опыт служебной (трудовой) деятельности в области обеспечения пожарной безопасности, по согласованию со Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил (до объединений включительно).
8. Подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил являются штатные отделения (посты) пожаротушения, пожарные команды и пожарно-спасательные команды воинских частей и гарнизонов, пожарно-спасательные отряды военных округов.
9. Дежурства в подразделениях пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляются в соответствии с порядком организации дежурства в подразделениях пожарной охраны Вооруженных Сил, предусмотренным Уставом подразделений пожарной охраны <*>.
———————————
* Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 октября 2017 г. N 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2018 г., регистрационный N 50452) с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2020 г. N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812).
10. Отделение (пост) пожаротушения состоит из одного боевого расчета на одном основном пожарном автомобиле и является первичным тактическим подразделением пожарной охраны Вооруженных Сил, способным самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с ними (далее — тушение пожаров), на ОВИ Вооруженных Сил.
Пожарно-спасательная команда или пожарная команда состоит из двух и более боевых расчетов на основных пожарных автомобилях и является основным тактическим подразделением пожарной охраны Вооруженных Сил, самостоятельно решающим задачи при организации тушения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил.
10.1. Для охраны защищенных пунктов управления Генерального штаба Вооруженных Сил от пожаров допускается содержать пожарно-спасательные команды (пожарные команды), размещаемые внутри объекта без использования пожарных автомобилей.
Для тушения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил в границах ответственности военного округа, которые могут повлечь масштабные разрушения и многочисленные жертвы, на основании решения Министра обороны Российской Федерации создается пожарно-спасательный отряд (мобильный, военного округа), способный оперативно реагировать и исключать воздействие опасных факторов пожара (взрыва) на гражданское население и окружающую среду в кратчайшие сроки и в любых условиях обстановки.
10.2. Подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил комплектуются:
пожарно-спасательная команда (пожарно-спасательный отряд) или пост пожаротушения — военнослужащими;
пожарная команда или отделение пожаротушения — лицами гражданского персонала Вооруженных Сил (далее — гражданский персонал).
Совместное содержание в подразделениях пожарной охраны Вооруженных Сил военнослужащих и гражданского персонала не допускается.
11. Подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил по территориальному принципу подразделяются на:
объектовые, предназначенные для организации дежурства в воинской части;
гарнизонные, осуществляющие несение дежурства в пределах (границах) гарнизона.
12. Приказом командира (начальника) воинской части определяется район и подрайон выезда в зоне ответственности объектового подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил в радиусе не более 15 км от места дислокации исходя из тактических возможностей данного подразделения.
Район (подрайон) выезда гарнизонного подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил устанавливается приказом начальника гарнизона.
12.1. Объектовые подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил создаются (содержатся) на ОВИ Вооруженных Сил, относящихся к I — IV уровням взрывопожароопасности**.
На ОВИ Вооруженных Сил, относящихся к V уровню взрывопожароопасности, подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил не создаются (не содержатся).
На обособленных территориях размещения военных баз и иных объектов военного назначения, развернутых в интересах Министерства обороны, подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил формируются по решению Министра обороны Российской Федерации.
──────────────────────────────
** Пункт 64 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6056).
──────────────────────────────
13. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, связанных с ними, подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с Боевым уставом подразделений пожарной охраны <*>.
———————————
* Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 октября 2017 г. N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50100) с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2020 г. N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812).
14. Порядок привлечения подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на безвозмездной основе в составе пожарно-спасательных гарнизонов определяется в соответствии с Положением о пожарно-спасательных гарнизонах <**>.
———————————
** Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2017 г. N 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49998) с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2020 г. N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812)»..
II. Задачи пожарной охраны Вооруженных Сил
15. Задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются:
-
организация и осуществление профилактики пожаров в Вооруженных Силах;
-
спасение людей и материальных ценностей, оказание первой помощи при пожарах;
-
организация и осуществление тушения пожаров;
-
организация, совершенствование и планирование развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
-
нормативное правовое и техническое регулирование в области пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
-
организация и осуществление мероприятий по поддержанию в боеготовности подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил;
-
организация и осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности на ОВИ Вооруженных Сил;
-
осуществление методического руководства по вопросам обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в Вооруженных Силах.
III. Функции пожарной охраны Вооруженных Сил
16. В целях выполнения поставленных задач пожарная охрана Вооруженных Сил осуществляет следующие функции:
1) проведение:
профилактики пожаров на ОВИ Вооруженных Сил;
сбора и обработки информации по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
2) разработка:
предложений по нормативному правовому и техническому регулированию в области обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах, а также проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, технических регламентов, нормативных документов, нормативных правовых актов Министерства обороны по пожарной безопасности;
основных направлений обеспечения пожарной безопасности, предложений по совершенствованию организационной структуры пожарной охраны Вооруженных Сил, а также стратегии научно-технической политики в области обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
норм снабжения (комплектования) Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией;
предложений по организации накопления, освежения и модернизации пожарно-технической продукции;
3) осуществление:
тушения пожаров в районе и подрайоне выезда в зоне ответственности;
взаимодействия с ФПС ГПС, противопожарной службой субъектов Российской Федерации и другими видами пожарной охраны в области обеспечения пожарной безопасности, при тушении пожаров;
взаимодействия с органами федерального государственного пожарного надзора Министерства обороны;
мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности на ОВИ Вооруженных Сил;
мероприятий по обеспечению сохранности, а также по целевому использованию пожарно-технической продукции в Вооруженных Силах;
4) участие в:
работе комиссий при разбирательствах по выявлению обстоятельств и причин возникновения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил;
работе комиссий по контролю за выполнением воинскими частями требований пожарной безопасности;
разработке технических заданий по внедрению современных (инновационных) средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения на ОВИ Вооруженных Сил;
работе государственных комиссий по проведению государственных и других испытаний перспективных и модернизированных образцов пожарно-технической продукции, поступающих на снабжение Вооруженных Сил;
работе государственных экзаменационных и аттестационных комиссий военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны;
осуществлении контроля за полнотой и качеством услуг (работ) в области обеспечения пожарной безопасности, оказываемых (предоставляемых) Вооруженным Силам;
организации противопожарной пропаганды среди военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, их обучения мерам пожарной безопасности в установленном порядке;
5) организация:
обеспечения Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией по номенклатуре, закрепленной за Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил;
учебно-методических сборов и занятий по вопросам обеспечения пожарной безопасности на ОВИ Вооруженных Сил;
6) подготовка предложений:
по осуществлению профилактических мер в области обеспечения пожарной безопасности;
по установлению особого противопожарного режима в Вооруженных Силах;
по распределению бюджетных ассигнований, выделяемых на обеспечение пожарной безопасности войск (сил);
по включению в перспективные планы и программы обеспечения Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией;
7) ведение:
учета показателей деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил;
учета пожаров, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил;
развитие пожарно-спасательного спорта среди личного состава подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил, организация и проведение соревнований в масштабе Министерства обороны;
9) организация и ведение деятельности по обеспечению воинских частей мобильными средствами пожаротушения и другой пожарно-технической продукцией;
10) анализ состояния пожарной безопасности в Вооруженных Силах.
17. Функции пожарной охраны Вооруженных Сил, за исключением организации тушения пожаров, не распространяются при эксплуатации воинскими частями воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава, вооружения, военной и специальной техники Вооруженных Сил.
IV. Организация деятельности пожарной охраны Вооруженных Сил
18. Общее руководство пожарной охраной Вооруженных Сил осуществляют:
в Министерстве обороны — заместитель Министра обороны Российской Федерации, отвечающий за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), через начальника Службы пожарной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации;
в военных округах — заместители командующих войсками военных округов по материально-техническому обеспечению через соответствующие службы пожарной безопасности штабов материально-технического обеспечения;
в видах (родах войск) Вооруженных Сил — заместители (помощники) главнокомандующих (командующих) по материально-техническому обеспечению через соответствующие службы пожарной безопасности (должностных лиц отделов, служб материально-технического обеспечения);
в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, организациях Вооруженных Сил, гарнизонах (военных городках) — руководители центральных органов военного управления, командующие объединений, командиры (начальники) соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил, гарнизонов (старшие военных городков) через подчиненные им органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил.
19. Должностные лица органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил руководствуются указаниями вышестоящих органов управления пожарной охраны Вооруженных Сил по подчиненности или на принципах единоначалия.
20. Деятельность служб пожарной безопасности регламентируется непосредственными командирами (начальниками) воинских частей по согласованию с вышестоящим органом управления пожарной охраны Вооруженных Сил.
21. Подготовка дежурных смен подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил к проведению боевых действий по тушению пожаров осуществляется на основании Программы боевой подготовки для подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, разрабатываемой в соответствии с Порядком подготовки личного состава пожарной охраны <*> с учетом особенностей деятельности Министерства обороны и специфики охраняемых ОВИ Вооруженных Сил по согласованию с МЧС России.
———————————
* Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2017 г. N 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный N 50008) с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2020 г. N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812).
22. В целях развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах и решения вопросов в процессе эксплуатации, ремонта и технического (инженерного) переоснащения ОВИ Вооруженных Сил в воинских частях могут создаваться научно-технические (методологические) советы.
23. Получение информации, сведений и документов, характеризующих организацию системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах, органами управления и подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил от командиров (начальников) воинских частей осуществляется по запросу.
V. Порядок взаимодействия пожарной охраны Вооруженных Сил и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ
24. Порядок взаимодействия органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при тушении пожаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны и МЧС России в области пожарной безопасности.
Обеспечение взаимосвязи (взаимодействия) органов пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС в рамках повседневной деятельности осуществляется в соответствии с Положением о порядке координации деятельности пожарной охраны**.
──────────────────────────────
** Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 8 февраля 2021 г. N 60 «Об утверждении Положения о порядке координации деятельности пожарной охраны» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2021 г., регистрационный N 62818).
──────────────────────────────
25. Органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил по согласованию с ФПС ГПС:
обеспечивают условия для успешного тушения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил и до прибытия старшего оперативного должностного лица ФПС ГПС осуществляют руководство действиями по тушению пожаров. Особенности такого руководства определяются планами противопожарной охраны воинских частей и гарнизонов (военных городков);
принимают участие в тушении пожаров в населенных пунктах субъектов Российской Федерации в соответствии с документами предварительного планирования действий по тушению пожаров*.
──────────────────────────────
* Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2017 г. N 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».
──────────────────────────────
26. Органы управления и пожарно-спасательные подразделения ФПС ГПС по согласованию с командиром (начальником) воинской части, начальником гарнизона:
включают в план привлечения сил и средств (расписание выезда) пожарно-спасательного гарнизона подразделение пожарной охраны Вооруженных Сил с учетом установленного района (подрайона) выезда;
координируют совместные действия в области обеспечения пожарной безопасности;
допускаются беспрепятственно к тушению пожаров на ОВИ Вооруженных Сил в соответствии с планами противопожарной охраны воинских частей и гарнизонов (военных городков).
27. Начальник (заместитель начальника) подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил подлежит аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров, проводимой аттестационной комиссией местного (территориального) пожарно-спасательного гарнизона в соответствии с Порядком проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуации**.
──────────────────────────────
** Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 октября 2017 г. N 450 «Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2018 г., регистрационный N 49784) с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 февраля 2020 г. N 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июля 2020 г., регистрационный N 58812).
──────────────────────────────
28. Выезд подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил в составе пожарно-спасательных гарнизонов осуществляется в безусловном порядке.
29. Командиры (начальники) воинских частей (гарнизонов) обеспечивают представление в органы управления и пожарно-спасательные подразделения ФПС ГПС на согласование планов противопожарной охраны воинских частей, гарнизонов (военных городков), в том числе планов тушения пожаров для ОВИ Вооруженных Сил, относящихся к I — IV уровням взрывопожароопасности, дислоцируемых в границах соответствующих пожарно-спасательных гарнизонов.
В случае привлечения подразделений ФПС ГПС для тушения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил, где транспортируются, хранятся или используются взрывчатые, радиоактивные, химические, биологические и иные пожаровзрывоопасные вещества и материалы, а также изделия на их основе, указанные подразделения ФПС ГПС приступают к тушению пожаров только после получения разрешений соответствующих служб Министерства обороны и при обеспечении безопасных условий для работы личного состава.
30. Общее руководство подразделениями воинских частей, привлеченными для тушения пожаров, за исключением руководства тушением пожаров, возлагается на командира (начальника) воинской части, на объекте которого произошел пожар.
31. Должностные лица пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС организуют и проводят совместные пожарно-тактические учения (пожарно-тактические занятия) по тушению условных пожаров на ОВИ Вооруженных Сил различного функционального назначения по взаимосогласованным графикам.
Официальное опубликование правовых актов
ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ
-
- Сегодня
- Неделя
- Месяц
- ПОИСК
- КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
-
- Сегодня
- Неделя
- Месяц
- ПОИСК
- КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18.02.2022 № 99
«Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах Министерства обороны Российской Федерации»
(Зарегистрирован 28.03.2022 № 67944)
Номер опубликования: 0001202203280034
Дата опубликования:
28.03.2022
Страница №1 из 18: |
|
Отправить документ
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 февраля 2019 г. N 88
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью второй статьи 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2018, N 45, ст. 6824) приказываю:
Утвердить Положение о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).
Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.ШОЙГУ
1. Настоящее Положение определяет меры правового, организационного, социального и научно-технического характера в целях эффективного функционирования и развития ведомственной пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации <*>, устанавливает структуру, задачи, функции, порядок организации деятельности и взаимодействия пожарной охраны Вооруженных Сил.
———————————
<*> Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; ведомственная пожарная охрана Вооруженных Сил Российской Федерации — пожарной охраной Вооруженных Сил; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации — воинскими частями; Западный, Южный, Центральный, Восточный военные округа и Северный флот — военными округами; территориальные и местные гарнизоны — гарнизонами; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — МЧС России; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы — ФПС ГПС; Служба пожарной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации — Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил.
2. Пожарная охрана Вооруженных Сил состоит из органов управления и подразделений.
3. В воинских частях (гарнизонах), не имеющих штатных органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил, из числа военнослужащих Вооруженных Сил назначаются нештатные начальники служб пожарной безопасности и создаются нештатные пожарные команды для реализации организационных мероприятий, направленных на профилактику пожаров, выполнение и обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
4. В своей деятельности органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, нормативными правовыми актами Министерства обороны и МЧС России в области пожарной безопасности, а также настоящим Положением.
5. Организационная структура органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил определяется штатами по согласованию со Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил.
6. Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил включают в себя:
Службу пожарной безопасности Вооруженных Сил;
службы пожарной безопасности (противопожарной защиты, пожарно-спасательные, пожарно-спасательные и местной обороны, противопожарной защиты и спасательных работ, противопожарные) (отделения противопожарной охраны) воинских частей;
должностных лиц (в том числе инструкторов по противопожарной профилактике и начальников пожарного надзора) воинских частей, гарнизонов (военных городков) и подведомственных Министерству обороны федеральных государственных (автономных, бюджетных, казенных) учреждений, имеющих соответствующую военно-учетную специальность или принимающих участие в обеспечении пожарной безопасности на объектах обороны и иных объектах специального назначения, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, и прилегающих к ним территориях (земельных участках) (далее — ОВИ Вооруженных Сил);
научные, научно-исследовательские и образовательные организации Министерства обороны, осуществляющие научно-техническое обеспечение Вооруженных Сил в области пожарной безопасности.
7. В органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил назначаются лица, имеющие профессиональное образование (дополнительное профессиональное образование, прошедшие профессиональное обучение) и опыт служебной (трудовой) деятельности в области обеспечения пожарной безопасности, по согласованию со Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил (до объединений включительно).
8. Подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил являются штатные пожарно-спасательные команды, пожарные команды и отделения пожаротушения (команды противопожарной защиты и спасательных работ, взводы противопожарной защиты и спасательных работ, команды пожарной охраны, отделения противопожарной защиты и спасательных работ, отделения пожарной охраны, пожарные расчеты) воинских частей и гарнизонов.
9. Дежурства в подразделениях пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляются в соответствии с порядком организации дежурства в подразделениях пожарной охраны Вооруженных Сил, предусмотренным Уставом подразделений пожарной охраны <*>.
———————————
<*> Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 октября 2017 г. N 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2018 г., регистрационный N 50452).
10. Подразделение пожарной охраны Вооруженных Сил в составе:
одного отделения на одном основном пожарном автомобиле (отделение пожаротушения) является первичным тактическим подразделением пожарной охраны Вооруженных Сил, способным самостоятельно решать отдельные задачи при организации и осуществлении тушения пожаров (далее — тушение пожаров) на ОВИ Вооруженных Сил;
двух и более отделений на основных пожарных автомобилях (пожарно-спасательная команда или пожарная команда) является основным тактическим подразделением пожарной охраны Вооруженных Сил, самостоятельно решающим задачи по тушению пожаров на ОВИ Вооруженных Сил.
11. Подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил по территориальному принципу подразделяются на:
объектовые, предназначенные для организации дежурства в воинской части;
гарнизонные, осуществляющие несение дежурства в пределах (границах) гарнизона.
12. Приказом командира (начальника) воинской части определяется район (подрайон) выезда объектового подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил в радиусе не более 15 км от места дислокации исходя из тактических возможностей данного подразделения.
Район (подрайон) выезда гарнизонного подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил устанавливается приказом начальника гарнизона.
13. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, связанных с ними, подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с Боевым уставом подразделений пожарной охраны <*>.
———————————
<*> Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 октября 2017 г. N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50100).
14. Порядок привлечения подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на безвозмездной основе в составе пожарно-спасательных гарнизонов определяется в соответствии с Положением о пожарно-спасательных гарнизонах <**>.
———————————
<**> Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2017 г. N 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49998).
15. Задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются:
организация и осуществление профилактики пожаров в Вооруженных Силах;
спасение людей и материальных ценностей, оказание первой помощи при пожарах;
тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
организация, совершенствование и планирование развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
нормативное правовое и техническое регулирование в области пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
организация и осуществление мероприятий по поддержанию в боеготовности подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил;
организация и осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности на ОВИ Вооруженных Сил;
осуществление методического руководства по вопросам обучения мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в Вооруженных Силах.
16. В целях выполнения поставленных задач пожарная охрана Вооруженных Сил осуществляет следующие функции:
1) проведение:
профилактики пожаров на ОВИ Вооруженных Сил;
сбора и обработки информации по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
2) разработка:
предложений по нормативному правовому и техническому регулированию в области обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах, а также проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, технических регламентов, нормативных документов, нормативных правовых актов Министерства обороны по пожарной безопасности;
основных направлений обеспечения пожарной безопасности, предложений по совершенствованию организационной структуры пожарной охраны Вооруженных Сил, а также стратегии научно-технической политики в области обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
норм снабжения (комплектования) Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией;
предложений по организации накопления, освежения и модернизации пожарно-технической продукции;
3) осуществление:
тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
взаимодействия с ФПС ГПС, противопожарной службой субъектов Российской Федерации и другими видами пожарной охраны в области обеспечения пожарной безопасности, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
взаимодействия с органами федерального государственного пожарного надзора Министерства обороны;
мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности на ОВИ Вооруженных Сил;
мероприятий по обеспечению сохранности, а также по целевому использованию пожарно-технической продукции в Вооруженных Силах;
4) участие в:
работе комиссий при разбирательстве по выявлению обстоятельств и причин возникновения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил;
работе комиссий по контролю за выполнением воинскими частями требований пожарной безопасности;
разработке технических заданий по внедрению современных (инновационных) систем противопожарной защиты на ОВИ Вооруженных Сил;
работе государственных комиссий по проведению государственных и других испытаний перспективных и модернизированных образцов пожарно-технической продукции, поступающих на снабжение Вооруженных Сил;
работе государственных экзаменационных и аттестационных комиссий военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны;
осуществлении контроля за полнотой и качеством услуг (работ) в области обеспечения пожарной безопасности, оказываемых (предоставляемых) Вооруженным Силам;
организации противопожарной пропаганды среди военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, их обучения мерам пожарной безопасности в установленном порядке;
5) организация:
обеспечения Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией по номенклатуре, закрепленной за Службой пожарной безопасности Вооруженных Сил;
учебно-методических сборов и занятий по вопросам обеспечения пожарной безопасности на ОВИ Вооруженных Сил;
6) подготовка предложений:
по осуществлению профилактических мер в области обеспечения пожарной безопасности;
по установлению особого противопожарного режима в Вооруженных Силах;
по распределению бюджетных ассигнований, выделяемых на обеспечение пожарной безопасности ОВИ Вооруженных Сил;
по включению в перспективные планы и программы обеспечения Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией;
7) ведение:
учета показателей деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил;
учета пожаров, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил;
развитие пожарно-спасательного спорта среди личного состава подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил, организация и проведение соревнований в масштабе Министерства обороны;
9) организация и ведение деятельности по обеспечению воинских частей мобильными средствами пожаротушения и другой пожарно-технической продукцией;
10) анализ состояния пожарной безопасности в Вооруженных Силах.
17. Функции пожарной охраны Вооруженных Сил, за исключением тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, не распространяются при эксплуатации воинскими частями воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава, вооружения, военной и специальной техники Вооруженных Сил.
18. Общее руководство пожарной охраной Вооруженных Сил осуществляют:
в Министерстве обороны — заместитель Министра обороны Российской Федерации, отвечающий за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), через начальника Службы пожарной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации;
в военных округах — заместители командующих войсками военных округов по материально-техническому обеспечению через соответствующие службы пожарной безопасности штабов материально-технического обеспечения;
в воинских частях и гарнизонах (военных городках) — командиры (начальники) воинских частей, начальники гарнизонов (старшие военных городков) через соответствующие органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил.
19. Должностные лица органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил руководствуются указаниями вышестоящих органов управления пожарной охраны Вооруженных Сил по подчиненности.
20. Деятельность служб пожарной безопасности регламентируется непосредственными командирами (начальниками) воинских частей по согласованию с вышестоящим органом управления пожарной охраны Вооруженных Сил.
21. Подготовка дежурных смен подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил к проведению боевых действий по тушению пожаров осуществляется на основании Программы боевой подготовки для подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, разрабатываемой в соответствии с Порядком подготовки личного состава пожарной охраны <*> с учетом особенностей деятельности Министерства обороны и специфики охраняемых ОВИ Вооруженных Сил по согласованию с МЧС России.
———————————
<*> Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2017 г. N 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны».
22. В целях развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах и решения вопросов в процессе эксплуатации, ремонта и технического (инженерного) переоснащения ОВИ Вооруженных Сил в воинских частях могут создаваться научно-технические (методологические) советы.
23. Получение информации, сведений и документов, характеризующих организацию системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах, органами управления и подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил от командиров (начальников) воинских частей осуществляется по запросу.
24. Порядок взаимодействия органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны и МЧС России в области пожарной безопасности.
25. Органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил по согласованию с ФПС ГПС:
обеспечивают условия для успешного тушения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил и до прибытия старшего оперативного должностного лица ФПС ГПС осуществляют руководство действиями по тушению пожаров. Особенности такого руководства определяются планами противопожарной охраны воинских частей и гарнизонов (военных городков);
принимают участие в тушении пожаров в населенных пунктах субъектов Российской Федерации в соответствии с документами предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ <*>.
———————————
<*> Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2017 г. N 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».
26. Органы управления и пожарно-спасательные подразделения ФПС ГПС по согласованию с командиром (начальником) воинской части, начальником гарнизона:
включают в план привлечения сил и средств (расписание выезда) пожарно-спасательного гарнизона подразделение пожарной охраны Вооруженных Сил с учетом установленного района (подрайона) выезда;
координируют совместные действия в области обеспечения пожарной безопасности;
допускаются беспрепятственно к руководству тушением пожаров на ОВИ Вооруженных Сил в соответствии с планами противопожарной охраны воинских частей и гарнизонов (военных городков).
27. Начальник (заместитель начальника) подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил подлежит аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров, проводимой аттестационной комиссией местного (территориального) пожарно-спасательного гарнизона в соответствии с Порядком проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций <**>.
———————————
<**> Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 октября 2017 г. N 450 «Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2018 г., регистрационный N 49784).
28. Выезд подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил в составе пожарно-спасательных гарнизонов осуществляется в безусловном порядке.
29. В случае привлечения подразделений ФПС ГПС для тушения пожаров на ОВИ Вооруженных Сил, где транспортируются, хранятся или используются боеприпасы, радиоактивные, химические и биологические вещества, указанные подразделения ФПС ГПС приступают к проведению боевых действий по тушению пожаров только после получения разрешений соответствующих служб Министерства обороны и при обеспечении безопасных условий для работы личного состава.
30. Общее руководство подразделениями воинских частей, привлеченными для тушения пожаров, за исключением руководства тушением пожаров, возлагается на командира (начальника) воинской части, на объекте которого произошел пожар.
31. Должностные лица пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС организуют и проводят совместные пожарно-тактические учения (пожарно-тактические занятия) по тушению условных пожаров на ОВИ Вооруженных Сил различного функционального назначения по взаимосогласованным графикам.