Инструкция по ухаживанию за лыжами

Мазь для низких температур должна работать в холода. Обратите внимание, что на мазях указывают температуру снега, а не воздуха. Мазь, рассчитанная на –15–18 градусов, — как раз для самых холодов.

Когда на улице тепло, лыжи оказываются практически в воде, и возникает эффект поверхностного натяжения. Тут выручают мази для плюсовых температур, на температуру снега от 0 до +4 градусов. Сэкономить помогают комплекты. В наборе Nordway LF Combi, например, три мази для разных температур — от +3 до –12 градусов.

Для нанесения мази понадобится такой инструмент, как растирка. Обычно это брусочек с выемкой под пальцы. Форма растирки значения не имеет, главное, чтобы было удобно держать. Растирки бывают специализированные и универсальные. Например, Swix T0020 из пробки — универсальная, подходит и для лыж, и для сноубордов.

Убирайте в чехол только идеально сухой инвентарь. Смазанные мазью для скольжения лыжи высыхают за несколько минут.

Как убирать глубокие царапины

Если царапины не убираются с помощью щетки и парафина — значит, нужен ремонт. Лучше с ним не затягивать, если царапина заходит под кант и остается «ступенька», которой можно за что-нибудь зацепиться и вырвать кант.

Глубокие царапины на скользяке, появившиеся, например, от проезда по камням, заливают ремонтным пластиком. Пластик бывает белый и черный, для разного цвета скользяка. Его расплавляют ремонтным пистолетом — специальной горелкой с насадкой — или обычным паяльником.

Как делается заточка лыж

Канты важно вовремя точить, чтобы лыжи держали вас на плотном снеге или льду. Заточку лучше делать в профилактическом режиме, а не тогда, когда канты совсем затупились. Иначе придется снимать сразу много металла, и кант быстро кончится.

Чтобы убрать мелкие неровности и поправить канты, пройдитесь по ним надфилем средней жесткости. Делать это удобнее всего, зажав лыжу в тисках. Если нет верстака, лыжи можно закрепить бытовыми струбцинами, например на столе, лавке или подоконнике.

Затачиваем канты с помощью кантореза

Чтобы проверить состояние канта, проведите по нему рукой. Серьезно «убитый» кант — «круглый» или с большим количеством заусенцев. Тут понадобится канторез — специальная машинка для заточки кантов с ручкой и напильником.

Канторез заточит лыжи под нужным углом, 87–90 градусов, в зависимости от стиля и условий катания. Если не хочется осваивать заточку, отнесите лыжи в спортивный магазин или лыжный сервис: там сделают как надо.

В конце сезона: консервировать и хранить

Отправляя лыжи на хранение, пружины креплений скрутите на ноль, обработайте скользяки базовым парафином и отциклюйте. Можно сделать это сейчас или перед первым катанием в новом сезоне. Головки и пятки креплений сбрызните силиконовым аэрозолем. Ослабьте крепления ботинок, всегда храните их слабо застегнутыми.

Лучше и безопаснее всего держать лыжи дома, в сухом гараже или арендованном хранилище. Им не страшен перепад температур, но они боятся перепада влажности: конденсат со временем ведет к коррозии. Поэтому холодные балкон и гараж для длительного хранения не подходят.

Читать: Как перевозить лыжи и сноуборды в машине

Чтобы лыжи не прогибались и сохраняли нужную форму, лучше хранить их вертикально. Горизонтально, под потолком или на стене, тоже можно. Только нужно купить или сделать две направляющих, на которые кладутся носки и пятки лыж.

Чтобы лыжи радовали скоростью и комфортом, их нужно правильно обслуживать. Грамотная подготовка к сезону и регулярная забота продлят срок их службы, позволят вам получать максимум удовольствия от катания. Как ухаживать за лыжами, расскажет наша инструкция.

Подготовьтесь к сезону

После покупки и после ремонта лыжи заточите, покройте парафином

В новых лыжах заточка обычно качественная. Но иногда кант все же необходимо поправить. Зазубрины, тупые участки и даже ржавчина могут появиться от случайной распаковки, падений, ударов при транспортировке и т. п.

Без специальных навыков оценить состояние кромки, а также устранить заусеницы сложно. Поэтому рекомендуем показать купленный инвентарь (а также лыжи после шлифовки и ремонта) специалисту сервисного центра. Мастер исправит недостатки кантов.

Чем острее кант, тем быстрее едут лыжи, но и быстрее изнашиваются. Поэтому в заточке важна умеренность

Ребенку достаточно кантов, заточенных по грани на 90°, новичку 89°, опытному лыжнику 88°, эксперту или спортсмену в зависимости от техники, трассы и геометрии лыж 85–87°. Угол завала «краев» скользящей базы варьирует от 1–2° (новичкам и продвинутым) до 0,5– 1,0° (экспертам).

Острые канты делают лыжи управляемыми, особенно когда вы попадаете с мягкого снега на обледеневший участок. Это вопрос вашей безопасности!

Для стабильного скольжения и предсказуемого поведения скользяк покрывают специальным воском (парафином). Для этого обратитесь в сервисную мастерскую, в которой есть профессиональный держатель лыж с фиксаторами, вакс-машина, размазывающая парафин подогретой щеткой, термобоксы.

Видео о том, как подготовить лыжи. Советы сервисмена лыжной сборной РФ ↗.

Опытный мастер:

  • Снимет со скользящей базы мягкий заводской парафин. В нем производственная грязь, пыль и металлическая стружка, которые при катании будут царапать поверхность лыж. Использует для этого фторовую смывку (base cleaner).
  • Избавит скользяк от микроворса. Из-за него лыжи могут плохо ехать. Каждый участок затрет 5–6 раз в направлении от носка к пятке, с легким нажимом. Сначала жесткой, а затем мягкой абразивной тканью фибертекс, например Fibertex Swix.
  • Покроет скользяк воском. Сначала на базу восковым утюгом (при +120…+130 °C) нанесет жесткий белый парафин (чтобы по максимуму удалить ворс). Не давая ему застыть, снимет излишки скребком и почистит жесткой капроновой или бронзовой щеткой. Затем нанесет мягкий парафин (синий или фиолетовый), а после застывания вычистит его скребком и мягкой нейлоновой щеткой.

Внимание! Каждый тип мягкого парафина (воска, мази) рассчитан на определенную погоду. Поэтому при выборе учитывают температуру и влажность воздуха, зернистость снега. Для любительского катания в мороз подходит мазь с нижней границей на пару градусов выше текущей уличной температуры. Для льда и плюсовой температуры нужна жидкая мазь.

При обслуживании лыж важно соблюдать все рекомендации производителя

Лыжи старше одного сезона отремонтируйте

Если на лыжах уже катались в прошлом году, перед новым сезоном необходимо обратиться в сервисную мастерскую, оценить состояние поверхностей и конструкцию в целом. Вам предложат список работ по приведению их в первоначальный вид. Стандартные процедуры:

  • Ремонт скользяка и циклевание (выравнивание поверхности). Глубокие повреждения, царапины профессионалы устраняют специальным пистолетом, заправленным соответствующим типом пластика, например графитсодержащим.
  • Шлифовка и нанесение структуры (для спортивных беговых лыж). Микронасечки на скользяке препятствуют эффекту подсоса под лыжу влаги, образующейся между снегом и скользяком. Тип насечек подбирают под условия тренировок и гонок. Для нанесения используют станок с каменным диском, размеченным лазером.
  • Заточка канта. Повреждения вертикальной части канта исправляют канторезом. Для выравнивания нижней грани канта задействуют специальный станок с прижимным роликом.
  • Нанесение парафина (мази скольжения). Предварительно фторовыми смывками удаляют старый слой. Затем наносят слой свежего воска вакс-машиной. Чтобы воск лучше проник в пластик, лыжи выдерживают в термобоксе 4 часа при +60 °C.

Как ухаживать за лыжами в сезон

Сушите ежедневно

В конце дня сухой тканью стирайте с поверхности лыж остатки растаявшего снега и укладывайте их в бокс (чехол). Это замедляет ржавчину кантов и предупреждает коррозию креплений. Процедура простая, занимает всего 30 секунд.

Сглаживайте заусеницы

Регулярно проводите ногтем по кромке кантов. Мелкие зазубрины, бороздки на носке и пятке, царапины от камней сразу полируйте алмазным бруском для удаления заусениц (не напильником!). Стоимость такого карманного камня в пределах 0,6–1,5 тыс. руб. Им также можете подтачивать канты самостоятельно раз в несколько дней.

Если повреждения серьезные, обратитесь в лыжный сервис. Вам зашлифуют заусеницы на профессиональном оборудовании. Отремонтируют даже вырванные куски верхней планки, скользяка, канта и поврежденный сердечник.

Полезное видео, как ухаживать за беговыми лыжами ↗

Парафиньте пару раз в сезон

Парафина много не бывает! Восковой слой стирается довольно быстро. Если скользяк из черного превратился в серый или белесый, покройте его горячим парафином. Несколько раз в сезон также смазывайте ваши лыжи мягким воском или лыжной мазью с широким диапазоном температур.

Ухаживаем за лыжами в межсезонье

Перед размещением инвентаря на длительное хранение законсервируйте его: тщательно очистите скользящее покрытие и наплавьте толстый слой горячего воска. Также для этих целей подходят специальные лыжные мази.

Храните лыжи в чехлах вертикально, связанными через мягкую прокладку, скользящими поверхностями друг к другу. Идеальное место для летнего хранения темное, сухое и прохладное, например шкаф в кондиционируемом помещении.

Читайте также «Что надеть на лыжную прогулку новичку»

Заключение

Для комплексного ухода за лыжами нужны инструмент и дорогостоящее оборудование. Если катаетесь постоянно, можете собрать собственный сервисный мини-комплект – струбцину, отвертки для креплений, скребки, щетки, утюг, кучу парафинов и даже канторез. Если же вы новичок, доверьтесь профессионалам. Они лучше знают, чего не хватает вашим лыжам.

К сожалению, в одной статье рассказать подробно обо всех нюансах и особенностях лыжного сервиса невозможно. Однако консультанты интернет-магазина Five-sport.ru всегда готовы ответить на ваши вопросы по данной теме.

Как подготовить беговые лыжи: основные этапы, мази, инструмент.

19.01.2018

Как подготовить беговые лыжи: основные этапы, мази, инструмент.

Каков бы ни был уровень лыжника – от любителя, исследующего лыжни в пригородных лесах до суперпрофессионала – участника Олимпийских игр, абсолютно всех волнует один и тот же вопрос: как улучшить скольжение своих лыж?

Этот материал конечно не для профессионалов, так как чаще всего у них есть специальные команды сервисменов, да и не редко, они сами достаточно искушенные в этом вопросе люди. Этот материал для любителей, которые еще не успели основательно проникнуться магическим процессом подготовки своих лыж, волшебным ритуалом превращения куска пластика в скоростной болид.

Мы искренне надеемся, что здесь вы найдете полезную для себя информацию и подчерпнете что-то новое.

Наша статья для следующих групп лыжников:

  • Тех, кто катается нечасто, по подготовленным или «диким» трассам. Это лыжники-любители, не принимающие (или крайне редко принимающие) участия в спортивных соревнованиях, но желающие получить больше скорости от скольжения.
  • Лыжники-любители, которые регулярно тренируются для поддержания и совершенствования физической формы, выступающие на соревнованиях любительского уровня. Сюда же относятся молодые лыжники из спортивных школ, уровня – до «юношей».

Все, кто «выше, быстрее, сильнее» — добро пожаловать к профессионалам, в сервис-центр «Канта», в их надежные руки, которые с помощью специальных станков нанесут на лыжи необходимую структуру и изготовят такой «бутерброд» из слоев смазки, что будут не лыжи – ракеты!

Дмитрий Калачев — мастер по беговым лыжам сервисного центра «Кант».

Мы понимаем, что фактор личного доверия очень важен при подготовке лыж топ-уровня. Поэтому сделали специальную статью, рассказывающую про нашего Мастера по беговым лыжам, который в сервисном центре «Канта» отвечает за то, чтобы хорошие лыжи сделать еще лучше.

«Экспресс-смазка» скольжения для лыж.

Вынесена первой по той причине, что не требует долгих объяснений и очень проста в использовании. Делается с помощью специальных тюбиков или контейнеров с жидкой или гелеобразной мазью скольжения, которая выдавливается через распределяющую насадку сразу на поверхность лыж. Без очистки и снятия старой мази. После распределения по поверхности и ожидания впитывания в районе 10 минут, энергично втирается с помощью отдельной полировальной пробки.

  • Для нанесения жидкого парафина не нужен специальный станок, утюг, скребки и другие инструменты.
  • Использование жидких парафинов позволяет значительно экономить время на подготовку лыж. С их помощью готовить лыжи примерно в два-три раза быстрее.
  • Расход у жидких парафинов существенно ниже, чем у твердых. Вы наносите на поверхность лыжи столько парафина, сколько необходимо. При наплавлении твердого парафина с помощью утюга остается гораздо больше лишней смазки, которая потом соскребается с поверхности скребком и выбрасывается.
  • С утюгом, а точнее с его отсутствием связано ещё одно преимущество жидких парафинов. Дело в том, что применение утюга отрицательно сказывается на свойствах пластика, и со временем появляется необходимость обновлять скользящую поверхность на шлифовальной машине. Так как для жидких парафинов не нужен утюг, скользящая поверхность ваших лыж дольше не потеряет свои свойства.
  • При нанесении жидких парафинов нет вредных для человеческого организма испарений, которые обычно возникают при наплавлении твердых парафинов с помощью утюга.
  • На лыжне жидкие парафины меньше «собирают» грязь, а значит их работа стабильнее, лыжи дольше сохраняют хорошее скольжение.

Все жидкие мази / парафины в «Канте».

Когда используется?

  • Когда вам не хочется совсем заморачиваться по поводу всего цикла подготовки лыж, но хочется, чтобы они скользили лучше, хотя бы немного.
  • Когда резко изменилась погода: пришел циклон, пошел густой мокрый снег, температура «прыгнула» с 0С до +5С, а у вас – единственная пара лыж, которые были намазаны на 0С.
  • В любительских лыжных путешествиях, когда нет необходимости в супер-скорости и надо, чтобы лыжи просто «скользили» или для того, чтобы избежать подлипа снега в теплую погоду.

«Плюсы»

  • Cкорость процедуры смазки – 2 минуты на одну лыжу.
  • Нет необходимости иметь дополнительный инструмент.
  • Если лыжа перестала скользить, слой «экспресс-смазки» стерся, всегда можно легко и быстро нанести новый, если у вас есть, конечно, возможность взять небольшой контейнер со смазкой с собой.

«Минусы»

Казалось бы, жидкие парафины при таких преимуществах должны были полностью вытеснить твердые парафины с рынка, но есть у них и ряд недостатков, хотя, честно говоря, правильнее было бы назвать их несовершенствами, которые оставляют традиционным твердым парафинам право на существование.

  • Жидкие парафины не так хорошо насыщают скользящую поверхность, как парафины твёрдые. Для каждодневного использования жидкие парафины подходят просто замечательно, но время от времени надо насыщать скользящую поверхность твердыми парафинами.
  • Для холодных погодных условий ниже -10 градусов применение твердых парафинов предпочтительнее, так как они более плотно насыщают структуру скользящей поверхности, что важно на жесткой морозной лыжне.
  • Слой мази, который формируется жидкими парафинами гораздо тоньше, чем, когда он формируется с помощью твердых парафинов. Срок работы жидких парафинов чуть меньше, чем у твердых. Поэтому для марафонских гонок длиннее 30 км также предпочтительно использование твердых парафинов.
  • «Экспресс-мази» имеют очень широкий диапазон применения, как по температуре, так и по состоянию снега. Но это значит, что они будут работать в таких «широких» диапазонах на среднем уровне, будут показывать очень средние характеристики по скольжению по сравнению с узкоспециализированными мазями.

«Экспресс-смазка» для разных видов лыж:

  • для «коньковых» лыж – по всей длине.
  • для «классики» — смазка наносится на зоны носка и пятки, зона под колодкой ботинка не смазывается совсем, или туда кладется мазь держания.
  • лыжи с «насечкой» или специальными вставками (мохер, искусственные волокна) под колодкой ботинка. Можно мазать так же, как «классику», т.е. – только зону носков и пяток лыж.

Подробная статья про жидкие парафины на сайте «Канта».

«Классическая» технология смазки лыж.

При использовании этой технологии не избежать использования специальных приспособлений и инструментов:

Профили и тиски для фиксации лыж.

Можно использовать как специальные профили и тиски, приспособленные для этого процесса, так и просто удобное крепление с подставками, чтобы ваша лыжа во время обработки лежала всей поверхностью на чем-то твердом и удобном для работы с ней.

«Смывка» для удаления грязи и старой мази с поверхности лыж перед нанесением новой.

Покупайте только фирменную смывку, любое «народное» творчество в виде использования различных растворителей дает непредсказуемый результат для пластика.

Все смывки.

Набор мазей «скольжения» и «держания».

Вам нужно иметь именно те парафины, которые вы будете наносить на лыжи в зависимости от двух условий:

а) температура воздуха,
б) состояния снега (свежий снег, старый снег и т.п.).

На каждой упаковке парафина всегда пишутся условия его использования. Для любителей достаточно будет набора из трех видов мазей: для температуры воздуха выше нуля; для диапазона от –2 до –8, и для диапазона температур ниже –8-10 градусов С.

Наиболее популярные бренды:

  • Swix
  • Rex
  • Rode
  • Toko
  • Vauhti
  • Holmenkol

Утюг

Только специальные утюги для смазки лыж.

Отличительная особенность от бытового утюга – способность держать постоянную температуру, которую можно точно регулировать. Есть «цифровые» версии, в которых нагрев рабочей поверхности задается с точностью до одного градуса.

Щетки

С металлическим ворсом, с нейлоновым жестким и мягким ворсом. Если вам не хочется иметь такой «арсенал», можно купить одну щетку со средним нейлоновым ворсом.

Смазчики с опытом часто используют специальные дрели с роторными щетками. По сути, это те же щетки, только позволяющие существенно ускорить процесс обработки лыж.

Скребок из оргстекла или металла для снятия парафина

Существуют скребки, различные по толщине, принципиальной разницы в их работе нет.

Специальный скребок для снятия парафина для желобка

Есть специальные скребки, похожие по форме на маркер. В крайнем случае, можно обойтись шариковой ручкой или тем же маркером.

Полировальные пробки

Кусок фиберлена

Фиберлен – это нетканное нейлоновое волокно с микрочастицами абразива.

Мы рекомендуем делать все манипуляции с лыжами в хорошо проветриваемом помещении. После процедуры все остатки парафина необходимо выкинуть в мусор.

Перед тем, как мы расскажем вам все «секреты» подготовки лыж, остановимся на вопросе различия мазей.

Деление мазей по «видам».

  • Мази «скольжения» – для того, чтобы лыжа хорошо скользила по снежной поверхности. Используются для «коньковых» и «классических» лыж.
  • Мази «держания» – для того, чтобы лыжа не проскальзывала назад при отталкивании от снега. Используются в «классических» лыжах.
  • Ускорители (порошки)
  • Дорогие и сложные в использовании. Не рекомендуем их применять любителям, тем более – самостоятельно, не имеющим опыта обработки лыж.

Деление по содержанию добавок:

Без добавок. Бюджетные мази – для любительского спорта и тренировок.

С добавлением фтора:

  • LF (низкофтористые)
  • Среднефтористые
  • HF (высокофтористые)

Последние – дорогие, первые – самые дешевые. Фторсодержащие мази используются при повышенной влажности воздуха и снега. Введение в состав фторкомпонентов значительно улучшает скоростные характеристики и рабочую стабильность смазки.

Технология подготовки лыж

Коньковые лыжи.

Используется только парафин скольжения, который распределяется по всей поверхности лыжи.

1. Закрепите лыжу на станке или в специальных тисках.

2. Перед тем как начать наносить парафин, поверхность лыж необходимо очистить. Делается это специальными смывками, ни в коем случае не бензином, бытовыми растворителями и т.п.

«Старые» лыжи рекомендуется очищать после 5-6 гонок-тренировок (или после 3-4, если снег грязный).

«Новые» (из магазина) лыжи рекомендуется очищать перед первым нанесением парафина.

3. После промывки и высыхания (5 минут) очищаем остатки грязи сначала металлической, а потом нейлоновой щеткой. Проходим поверхность от носка к пятке 10-15 раз и удаляем остатки старого парафина.

4. Включаем утюг и после его нагревания выставляем необходимую температуру – такую, какая указана на упаковке парафина. При контакте с утюгом парафин скольжения должен легко плавиться, но в то же время не дымить.

5. Начинаем наносить парафин на лыжу с помощью утюга. Есть два способа: когда у вас нет ограничения по количеству парафина, то вы прислоняете брусок парафина к утюгу, он расплавляется и начинает литься на поверхность лыжи. Второй способ, если у вас мало парафина: вы прижимаете кусок парафина к утюгу, дожидаетесь, когда парафин нагреется, а затем трёте бруском о скользящую поверхность лыжи.

6. После того как вы нанесли парафин по всей длине лыжи, возьмите утюг и распределите парафин ровным слоем, расплавив его, смазка должна равномерно растечься по лыже.

7. После нанесения и распределения парафина требуется некоторое время, чтобы парафин остыл до комнатной температуры.

8. Удаляем излишки парафина. Сначала – с помощью специального инструмента из желобка, а потом с помощью скребка-цикли с кантов и со скользящей поверхности. Циклей необходимо работать под углом 30-40 градусов от себя, от пятки – к носку лыжи.

9. После полного удаления излишков парафина скользящую поверхность необходимо обработать щетками. Лучше всего для этого подойдет жесткая нейлоновая щетка. 10-15 движений с легким нажимом от пятки к носку – более чем достаточно.

10. «Базовая» подготовка скользящей поверхности лыж на этом заканчивается. Если вы хотите более высокого качества подготовки своими руками, задумайтесь о покупке порошков или ускорителей.

Классические лыжи

Пункты 1,2,3,4 – аналогично.

5. Определяем колодку лыжи. Обычно это около 50-80 см с центром под подошвой лыжного ботинка. Точную длину можно определить так: положите лыжу на пол и встаньте на нее всем весом. Зона держания – это та зона, под которой лист бумаги свободно двигается при равномерном распределении веса тела лыжника на обе лыжи.

6. Приклеиваем по краям этой области бумажную ленту, которая отделит зоны нанесения мази скольжения от мази держания.

7. Начинаем наносить парафин на лыжу с помощью утюга в зонах пятки и носка.

8. Распределяем парафин скольжения утюгом точно так же, как и с коньковой лыжей. Убираем излишки парафина скребками, очищаем и полируем зону носков и пяток нейлоновой щеткой.

9. Снимаем бумажную ленту, ограничивающую зону действия мази держания.

10. Наносим грунтовочную мазь держания, прогреваем её с помощью утюга и после остывания ровняем слой с помощью синтетической пробки. Наносим ещё 3-4 тонких слоя держащей мази, растирая каждый слой синтетической пробкой.

11. Непосредственно перед стартом нужно проверить держание лыж и, если будет «отдача», необходимо либо нанести другую мазь держания, подходящую по погоде, либо увеличить длину колодки (зоны держания). При очень теплой погоде, тающем, зернистом, грязном снеге достаточно сложно подобрать смазку. Поэтому – совет: в сложную для смазки погоду лучше кататься коньком либо использовать лыжи с камусом.

Правильно выбрать лыжи с камусом вам поможет наша статья.

По окончании сезона, поздней весной, лыжи требуют консервации. Нанесите толстый слой любого мягкого парафина на всю скользящую поверхность, расплавьте его и оставьте в таком виде до следующей зимы. Парафин предотвратит окисление базы и снижение ее скользящих характеристик.

Все!

Если у вас есть какие-то вопросы по снаряжению, одежде или обуви для катания на беговых лыжах, то вполне возможно, что вы найдете ответы на них в наших специальных статьях:

  • Секрет отлично скользящих лыж – опыт мастера
  • Обзор коллекции SWIX 2021 / 22. Мази и инструменты
  • Одежда для беговых лыж. Новинки и бестселлеры от Bjorn Daehlie, Nordski, Loeffler
  • Обзор лыжных ботинок Alpina: анатомия инноваций
  • Беголыжная коллекция Salomon 2021/22
  • Гид по технологиям в налобных фонарях. Десять топ-фонарей для соревнований и тренировок
  • Обзор лыжных палок KV+
  • Karhu – финское лыжное ноу-хау
  • Правильный выбор беговых лыж «с камусом»
  • Куда поехать покататься на беговых лыжах в России прямо сейчас?
  • Беголыжная коллекция Atomic 2021/22. Обзор технологий, новинок и ключевых моделей
  • 10 лучших лыжных марафонов России. Подробности, регистрация, снаряжение
  • Как правильно выбрать флис? Обзор наиболее популярных моделей
  • Беголыжная коллекция Fischer 21 / 22. Новинки и бестселлеры. Самая подробная информация
  • Как выбрать подходящие беговые лыжи
  • Лыжероллеры для любителей

Мы очень рекомендуем покупать одежду, обувь, снаряжение и аксессуары в магазинах «Кант» после личного визита и консультаций с нашими профессиональными продавцами. Однако, если вы уверены, что модель на 100% подойдет вам, то тогда наш Интернет-магазин – к вашим услугам.

При покупке через Интернет у нас возможны различные системы оплаты:

  • наличными курьеру
  • банковским переводом
  • по карте
  • с помощью рассрочки
  • с помощью подарочного сертификата

Все подробности по разным формам оплаты

Если у вас совсем нет времени на визиты в offline-магазины, то мы можем доставить вам купленную одежду прямо в руки: курьером или транспортной компанией. Мы также организуем доставку юридическим лицам.

Все подробности о доставке купленных товаров

У нас также есть самовывоз из ближайшего к вам магазина, если вам так удобнее.

Еще новости «Канта»:

  • Альпинистское снаряжение Vento: гарантия безопасных восхождений
  • Киберпонедельник в Канте: скидки до 30% на зимнюю одежду, аксессуары и кроссовки (до 31.01)
  • Немецкое качество: новая коллекция горнолыжной одежды Maier
  • Кешбэк 30% на услуги спортивного комплекса «Кант»
  • Платформа «Кант» и «Декатлон» сделает вашу жизнь ярче!

Также рекомендуем вам полезные статьи:

  • Обувь для апре-ски. Особая форма удовольствия после катания
  • Шлемы и маски Alpina. Подробный обзор коллекции 21 / 22. Материалы, технологии, ключевые модели
  • Правильный выбор снаряжения для ледолазания. Личное и общественное
  • Обзор коллекции SWIX 2021 / 22. Мази и инструменты
  • Топовые рюкзаки для фрирайда
  • Как правильно выбрать чехлы и сумки для перевозки снаряжения? + информация от авиакомпаний
  • Как правильно одеться для фрирайда
  • Центр бутфитинга в «Канте». Профессиональная забота о ваших ногах
  • Как правильно выбрать флис? Обзор наиболее популярных моделей
  • Accapi Ergocycle. Термобелье с заботой об окружающей среде
  • Тёплая одежда Salewa для туризма, альпинизма и горных лыж. Обзор коллекции «Зима 21 / 22»

При покупке можно применить накопленные или приветственные бонусы на первую покупку. Для этого необходимо зарегистрироваться в новой бонусной программе «Канта» и получить приветственные бонусные рубли на свой счет только за регистрацию.

Автор: Андрей Краснов, Мастер спорта России по лыжным гонкам, зам. главного редактора интернет-портала skisport.ru

Осень подошла к концу. Где-то срывается первый снег, в горах снеговая линия опускается всё ниже. Самое время воспользоваться межсезонной паузой и привести в порядок снаряжение.

Константин Перфильев

В аутдоре с самого детства: лыжные походы в десятилетнем возрасте переросли в страстное увлечение горными лыжами, скитуром. А лето, конечно, зарезервировано за велосипедом, байдаркой, пешими, водными и велопоходами. 

Все обзоры

Если вы не из тех людей, что готовят сани летом, но промозглая, ветреная погода и непривычные показатели термометра за окном навеяли ощущение приближающегося зимнего сезона, то самое время воспользоваться межсезонной паузой и навестить ваш снаряд, проверить состояние его готовности к свежей порции белой пудры. Особенно важно, если в последний катальный день прошлого сезона вы просто запихнули лыжи в чехол, вместе с остальным горнолыжным «стафом», пережидать бесснежное, совсем не приспособленное для них время года, так ни разу не заглянув поинтересоваться, как они поживают.

Хорошая новость заключается в том, что ничего критичного, скорее всего, не произошло, если, конечно, вы не хранили чехол с лыжами в лесной землянке. Худшее, что могло случиться от полугодового домашнего хранения ‒ это небольшое (иногда серьезное) изменение геометрии вашего снаряда. Если лыжи были придавлены чем-то тяжелым, или скреплены стяжками не в самых подходящих для этого местах, например ровно посередине, тогда вы рискуете извлечь из чехла, как из волшебного мешка Санта-Клауса, вместо лыж с классическим кэмбером, лыжи с плоской геометрией.

Итак, после извлечения снаряда из чехла (если, конечно, вы храните его в чехле), есть два основных момента, два показателя, которые расскажут о готовности или неготовности ваших лыж к предстоящему сезону ‒ состояние кантов и состояние скользящей поверхности.

Далее мы расскажем, как привести в порядок снаряжение самостоятельно. Но вы всегда можете обратиться к профессионалам в ски-сервисы Альпиндустрии.  

  1. Канты
  2. Скользящая поверхность
  3. Остальные подготовительные работы
  4. Когда обращаться в ски-сервис
  5. В конце сезона

Канты

Иногда, всё совсем очевидно. Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, что канты нуждаются в обслуживании, когда они покрыты рыжим слоем ржавчины. Такое происходит регулярно, если после катания сразу отправить ещё мокрые лыжи прямиком в чехол, и оставить их там на продолжительное время. В действительности, канты имеют свойство окисляться и в течении сезона, особенно если вы катаетесь не каждый день. Решение данной проблемы не займет много сил, средств и времени. Алмазный напильник или кусочек мелкозернистой наждачной бумаги прекрасно справятся с этой задачей. Самое главное ‒ не нужно усердствовать, особенно с напильником. Ваша задача снять тонкий налет ржавчины, а не отполировать их до зеркального блеска. Если перестараться, есть риск сделать только хуже, затупив канты, завалив угол их заточки.

Итак, очистив канты от ржавчины, важно проверить их главную характеристику ‒ остроту. Для этого достаточно слегка провести по острию канта наружной стороной ногтя. Если на канте остается заметная глазу микростружка, значит он находится в хорошем, рабочем состоянии и не нуждается в дополнительной заточке. Отсутствие стружки говорит об обратном. Проверять остроту кантов следует по всей длине, с обеих сторон лыжи, так как, часто канты притупляются неравномерно. Во время проверки не лишним будет сделать визуальный осмотр кантов на предмет серьезных повреждений, например вмятин или локальных отслоений. Если серьезных повреждений не обнаружено, а тест с ногтем не оставил никаких сомнений в необходимости заточки кантов, то определенно стоит сделать это.

В домашних условия главной проблемой процесса заточки кантов является (помимо отсутствия сноровки) надежное закрепление лыжи. В любом ски-сервисе имеется рабочее место, оборудованное специальными тесками, позволяющими прочно зафиксировать лыжу в вертикальном положении. В домашних же условиях вполне можно обойтись обычными слесарными тисками или несколькими струбцинами. В общем, надежное закрепление лыжи в неподвижном состояние имеет решающее значение для качества заточки. Разумеется, при наличии хорошего инструмента и определенного опыта.
Для заточки кантов нам понадобится:

  • канторез или уголок с напильником,
  • резинка для фиксации скистопов
  • и инструмент для снятия тонкого слоя пластика с боковой стенки лыжи, который можно заменить обычным канцелярским ножом.

Процесс заточки кантов включает следующие операции:

  1. сначала, с помощью резинки фиксируем скистопы в поднятом вверх положении
  2. потом снимаем небольшой слой пластика с боковой стороны лыжи, для того, чтобы он не мешал напильнику плотно прилегать к поверхности канта;
  3. при помощи кантореза или специального металлического уголка, с закрепленным на нем напильником (со средним или грубым размером насечки), медленно и аккуратно начинаем затачивать наш кант. Плотно прижимая уголок к скользящей поверхности лыжи, и слегка надавливая на напильник сверху, скользим по поверхности канта движениями, направленными к себе.
  4. Аккуратно снимаем заусенец, образовавшийся на кромке канта со стороны скользящей поверхности, используя напильник с мелкой насечкой.

Пытаться описать словами процесс заточки кантов занятие довольно бесперспективное, при наличии в интернете огромного количества видеороликов, посвящённых этой тематике. В рамках данной статьи лишь важно отметить несколько нюансов. Специальный нож для боковой стенки сильно облегчает операцию по удалению мешающего пластика, но при определенной сноровке можно обойтись и обычным канцелярским ножом.

Существуют различные углы заточки боковой грани кантов, которые обычно варьируются в диапазоне от 85 до 90 градусов. Многие канторезы имеют регулировку, позволяя выбрать желаемое значение. Металлические уголки загнуты под определенный угол, изменить который не получится, но благодаря предельно простой конструкции они выигрывают в цене и обеспечивают высокую точность заточки, которой не могут похвастаться дешевые модели канторезов.

Если говорить об углах заточки, не углубляясь при этом в тонкости науки, то 88-89 градусов являются самым популярным выбором, особенно среди фрирайдного братства. Угол заточки определяется шириной лыж и степенью агрессии вашего стиля катания. Если талия снаряда менее 105 мм, а углы, на которые вы закантовываете лыжи, можно описать как значительные, то, скорее всего значение в 88 градусов вам покажется более подходящим. Но на широких «паудерных» снарядах, или при спокойной манере катания, угол заточки в 89 градусов в большинстве вариантов снежных кондиций является оптимальным. Еще важно отметить, что канты имеют две грани, боковую и со стороны скользящей поверхности. Выше мы говорили о заточке именно боковой грани канта. Для заточки кантов со стороны скользящей поверхности существует специальный канторез, с иным диапазоном регулировки угла заточки.

Этот инструмент имеется в каждом ски-сервисе, но для домашнего использования может оказаться лишним, так как, подтачивая кант с его помощью, вы скоро столкнетесь с проблемой невозможности получить желаемый угол заточки без снятия слоя скользящей поверхности, а для этой операции требуется специальное, совсем не компактное оборудование. Заточку канта со стороны скользящей поверхности обычно выполняют в вместе со шлифовкой базы.

При заточке кантов дома, делайте это там, откуда потом будет легко удалить металлическую стружку. Выполнять эту процедуру на ковре с высоким ворсом ‒ плохая идея. Всегда используйте плотные перчатки, чтобы защитить себя от возможных порезов.

Скользящая поверхность

Второй элемент лыжи, который нуждается в регулярном обслуживании, ‒ это скользящая поверхность. И первое, что выдаёт её неполную готовность к новым испытаниям стремительно приближающегося зимнего сезона, это царапины и слегка белёсая поверхность, говорящая нам о том, что в прошлом её не часто баловали горячим парафином ‒ самым любимым лакомством полиэтилена, из которого изготовлена примыкающая к снегу часть лыжи, отвечающая за скольжение.

Царапины на скользящей поверхности ‒ обычное дело. Особенно если хозяин снаряда привык начинать горнолыжный сезон с первым снегом, а завершать поздней весной, когда количество камней на склонах резко возрастает. Неглубокие царапины не оказывают существенного воздействие на управляемость и качество скольжения лыжи. Но если вы заметили глубокое повреждение, которое обнажило материал под скользящей поверхностью, то оно, несомненно, нуждается в ремонте.

Вода не является лучшим другом деревянных компонентов лыжи, и при постоянном контакте с ней, они могут начать разрушаться. Поэтому, во избежание нарушения целостности сердечника, скрытого под слоем пластика скользящей поверхности, нужно принимать соответствующие меры по восстановлению этого слоя.

В домашних условиях отремонтировать небольшие, но глубокие царапины не представляет больших трудностей. Всё, что нам необходимо, это: ремонтный пластик, зажигалка и канцелярский нож.

Процедура проста: очистите поврежденное место, затем, с помощью зажигалки, расплавьте ремонтную палочку, и заполните царапину капельками жидкого полиэтилена. Дайте пластику остыть, после чего выровняйте скользящую поверхность с помощью канцелярского ножа. Нюанс процедуры заключается в контроле температуры плавления полиэтиленовой палочки. Ориентир ‒ цвет пламени. Старайтесь не допускать появления рыжих язычков.

Если повреждение имеет большую площадь, то в домашних условиях устранить его будет довольно проблематично и потребуется транспортировка снаряда в хороший ски-сервис. Крупные выбоины обычно ремонтируют путем вклеивания специальной пластиковой заплатки, что обеспечивает надёжность фиксации материала, предотвращая его от выпадения из места повреждения. Мелкие неглубокие царапины, как уже было замечено, не нуждаются в ремонте, так как не сказываются на качестве вашего катания, и не оказывают негативного влияния на целостность лыжи. Попытка отремонтировать такие повреждения описанным способом ‒ пустая трата времени. Ибо ремонтный материал плохо держится в поверхностных царапинах. Поэтому не стоит придавать им большого значения. А вот что ощутимо может ухудшить скольжение лыж, так это сухой, белесый пластик скользящей поверхности. Если в прошлом вы не часто применяли лыжные мази, но при этом откатали на своем снаряде уже не один сезон, то, скорее всего, скользящая поверхность потеряла былую гладкость и обрела совсем не благородную седину. Справится с проблемой поможет парафин. Горячее нанесение парафина ‒ это, пожалуй, самая частая сервисная операция, которой подвергаются лыжи в течении своей жизни. Парафин значительно улучшает скольжение, защищает пластик скользящей поверхность от высыхания, а также от механических повреждений, возникающих при его трении об снег.

Для нанесения парафина нам понадобиться несколько более дорогостоящих инструментов, которые, однако, быстро окупаются, учитывая сегодняшние расценки на сервисные работы, особенно на популярных горнолыжных курортах. Итак, нам понадобятся:

  • специальный утюг (с регулировкой температуры нагрева),
  • цикля (пластиковый или металлический скребок),
  • специальная щетка,
  • салфетки,
  • немного растворителя,
  • ну и конечно, сам парафин.

Процедура горячего нанесения парафина, как и все сервисные операции, выполняемые дома, несложна. Сначала, с помощью салфетки, пропитанной растворителем, нужно очистить скользящую поверхность от грязи и остатков старого парафина. Затем, с помощью утюга расплавляем, наносим и разглаживаем свежий парафин по всей площади скользящей поверхности.

Когда парафин полностью остынет, его необходимо удалить с поверхности лыжи с помощью скребка. Если скользящая поверхность вашего снаряда имеет белесый оттенок, и тактильно ощущается слегка шершавой, то стоит использовать металлическую циклю, чтобы удалить образовавшийся на поверхности микроворс, который сильно ухудшает скольжение лыжи. В остальных случаях используйте пластиковый скребок.

Последний штрих, завершающий процедуру ‒ это удаление остатков свежего парафина из ее структуры. Для этого используем щетку с нейлоновой щетиной средней жёсткости. Прижимая ее к скользящей поверхности, движениями, направленными от носка к пятке, проходим по всей длине лыжи. Вуаля! Рабочая поверхность лыж готова!

Структура скользящей поверхности ‒ это специальный рисунок, представляющий собой микроуглубления, выполняющие роль каналов для отвода избыточной влаги. Дело в том, что снежный покров состоит из отдельных кристаллов, и, при катании на лыжах, за счет трения пластика об снег создается тепло. Это тепло, расплавляя снежные кристаллы, образует микроскопическую пленку воды. Собственно говоря, именно благодаря водяной пленке лыжа приобретает хорошее скольжение. В условиях высоких температур, в теплую погоду, между скользящей поверхностью и снежным покровом образуется слишком много влаги, при этом сила трения увеличивается, а скорость скольжения значительно уменьшается. Для минимизации этого эффекта на скользящую поверхность наносят эти самые углубления, называемые структурой.

Специалисты даже выяснили, что при температуре -3 градуса Цельсия, лыжи скользят наилучшим образом. Когда она понижается, начинает преобладать сухое скольжение, что тоже не очень хорошо. Когда температура становится выше -3°, начинает образовываться слишком много воды, усиливая капиллярное притяжение между снегом и скользящей поверхностью лыжи. Структура и правильно подобранный парафин помогают лыжам скользить заметно лучше как при недостаточном смачивании скользящей поверхности водой, в холодных погодных условиях, так и при ее избытке, когда снег начинает активно таять.

Подобрать нужный парафин очень просто. На упаковке бруска всегда указа оптимальная температура для его использования. Помимо неё, производители указывают температуру плавления парафина, что важно при нанесении его на лыжу. Специальный утюг имеет регулятор, позволяющий выставить требуемое значение. Можно, конечно, для разовой операции использовать домашний утюг, обернутый в фольгу, но если вы намерены регулярно ухаживать за своим снарядом, то будет гораздо удобнее приобрести специализированный инструмент.

Из нюансов процесса нанесения парафина, пожалуй, стоит отметить, важность правильной работы с горячим утюгом: при разглаживании парафина не стоит задерживать его на одном месте, чтобы ненароком не расплавить скользящую поверхность и не вызвать более глубокие повреждения в склеенных между собой слоях сердечника лыжи. Для безопасности вашего здоровья, выполняйте эту процедуру в проветриваемом помещении. Испарения, образующиеся при плавке парафина, довольно токсичны.

Возможно, у вас возникнет вполне логичный вопрос: зачем соскребать только что нанесенный на скользящую поверхность парафин? Наглядный ответ можно получить, вооружившись микроскопом. Скользящая поверхность (база) современных лыж изготавливается из полиэтилена.
При этом существуют два типа технологий ее производства:

  • extruded (прогонка через валики расплавленной массы полиэтилена), технология, используемая при изготовлении недорогих, новичковых лыж;
  • и sintered (спекание мелкогранулированного полиэтилена), значительно более дорогостоящая технология, применяемая в производстве лыж как среднего, так и высокого уровня.

Первый вариант скользящей поверхности имеет низкую себестоимость и практически не требует ухода. Для улучшения скольжения на такую базу достаточно нанести экспресс-смазку холодным способом. Попытка пропитать экструдированную скользящую поверхность парафином бессмысленна, так как сам материал не впитывает и не удерживает мази. Пластик хороших лыж сделан из полиэтилена со специальными добавками (графит, фторуглероды), который полимеризуется в кристаллическую структуру, при высокой температуре и под давлением. Технология спекания (sintered) обеспечивает пористую поверхность, хорошо впитывающую лыжные мази. Получаемая таким способом база состоит из твердых зерен и аморфной структуры между ними. Именно эти аморфные зоны и впитывают парафин, который остается на скользящей поверхности после циклевания и финальной обработки щеткой.

Поэтому, если ваши лыжи имеют сомнительное происхождение, куплены на Авито или в спортивном магазине, но за подозрительно низкую цену, и вы понятия не имеете, что это за модель, а поиски информации в интернете не увенчались успехом, то, наверное, будет не совсем целесообразно тратится на дорогостоящее оборудование и вполне можно обойтись баллончиком жидкой мази.

Остальные подготовительные работы

Ваш снаряд почти готов к предстоящему сезону. Осталось убедиться, что крепления находятся в рабочем состоянии и проверить правильность выставленных весовых настроек.

Иногда шурупы, которыми крепления присоединяются к лыже, вывинчиваются, вследствие вибраций или попадания в посадочные места влаги, поэтому сначала стоит обратить свое внимание именно на них, и убедиться в отсутствии посторонних люфтов. Если вы заметили люфт, но резьба посадочного места не повреждена, не будет лишним выкрутить его полностью и добавить немного водостойкого клея внутрь лунки, который предотвратит повторное вывинчивание шурупа, и защитит посадочное место от попадания разрушительной для дерева влаги. Если же резьба в лунке повреждена и не позволяет плотно закрутить шуруп, проворачиваясь в финальной стадии затяжки, то для устранения проблемы лучше обратиться в ски-сервис, где в поврежденную лунку установят закладной элемент, который обеспечит надежную затяжку крепежного элемента.

Если же люфтов не обнаружено, то переходим к весовым настройкам. Посмотрите на две шкалы DIN пяточной и носочной частей крепления. Настройки параметров зависят от веса лыжника и манеры катания. Одна единица деления шкалы примерно равна десяти килограммам вашего веса. Если вы не являетесь адептом агрессивного катания, то затяжки креплений больше значений, соответствующих вашему весу не требуется. Если вы любите погонять, попрыгать, а особенно если и то и другое, то настройки, ориентированной на вес лыжника, может оказаться недостаточно. Помните: лыжа, неожиданно отстегнувшаяся на большой скорости, так же чревата серьезными травмами, как и несработавшие при падении крепления.

Но настройка креплений выше рекомендуемых производителем параметров ‒ дело сугубо индивидуальное, и требует значительного опыта для определения идеальных параметров. Совет один: если у вас при катании отстегивается лыжа, то добавляйте затяжку постепенно, по одному делению за раз.

Иногда лыжи самопроизвольно отстегиваются, если крепления некорректно настроены по длине ботинка. В этом случае посмотрите на свой ботинок, а именно, на размер его колодки, указанный в миллиметрах, обычно на пяточной части пластиковой оболочки, и отрегулируйте расстояние между головой и пяткой креплений в соответствии с этим значением.

Если на креплениях не предусмотрена регулировка (вперед/назад) передней части (большинство моделей для фрирайдных лыж) и отсутствует шкала с диапазонами длины колодки ботинка, а за такую настройку отвечает винт на пяточной части, то необходимо определить модель ваших креплений, скачать в интернете руководство по эксплуатации, и настроить правильное расстояние согласно инструкции от производителя.

Бывает и так: крепления правильно отрегулированы по длине, весовые параметры выставлены корректно, а лыжи всё равно отстегиваются без видимых на то причин. Такое может происходить с креплениями через несколько сезонов использования, если хозяин не ослаблял затяжку весовых параметров перед отправкой своего снаряда на межсезонное хранение. Особенно критично, когда параметры выставлены на высокие значения, в случаях с тяжелыми лыжниками или с любителями агрессивного катания. Пружинные элементы креплений имеют тенденцию «уставать», слегка теряя свою эластичность, что выражается проблемой самопроизвольного срабатывания, на правильных и привычных значениях затяжки. Поэтому, важно давать своим креплениям отдохнуть, ослабляя затяжку пружин в бесснежное время года.

Еще один элемент, который требует точной настройки ‒ это антифрикционная пластина, представляющая собой статичную пластинку или ползунок из гладкого пластика, иногда металла, в передней части креплений, располагающаяся под носком ботинка. Убедитесь, что соблюден необходимый зазор между ботинком и пластинкой, но при этом отсутствует серьезный люфт, затрудняющий четкую закантовку лыж, и грозящий некорректным срабатыванием креплений.

Итак, мы заточили канты, напитали парафином скользящую поверхность, проверили работоспособность и настройки наших креплений. Теперь осталось дождаться хорошего снегопада. А пока, чтобы скоротать время за полезным занятием, можно проверить остальное снаряжение: заклеить, порванную ветками мембрану, выправить погнутую палку, или выбраться с друзьями в парк, попрактиковать свои навыки обращения с лавинным датчиком, тот самый жизненно необходимый навык, на тренировку которого так сложно найти время во время сезона.

Когда обращаться в ски-сервис?

Если в ходе подготовительных манипуляций вы обнаружили помятый, треснутый или вырванный кант, большие и глубокие выбоины на скользящей поверхности, расслоение сердечника лыжи, расшатанное, неподдающееся затяжки крепление, то не стоит сильно расстраиваться. Скорее даже стоит порадоваться, что вы озадачились подготовкой снаряда сейчас, когда до сезона ещё есть достаточно времени, а лыжи сухие, и находятся в самом лучшем ремонтном состоянии. С этими проблемами лучше всего будет обратиться в ски-сервис, к мастерам, которым вы доверяете. Ремонт столь серьезных проблем требует специального оборудования и навыков. Поверьте, при грамотно выполненном ремонте от большинства таких повреждений не останется заметного следа.

Почти во всех магазинах Альпиндустрии есть ски-сервисы, в которых вы всегда можете отремонтировать свои лыжи и сноуборды у специалистов. 

В конце сезона

Думать об этом, конечно, рано, но, может быть, в конце сезона информация, данная в этой статье, всплывет у вас в голове, и вы не забудете перед отправкой лыж на длительное хранение:

  • просушить их,
  • заточить, по необходимости, канты,
  • ослабить пружины креплений до минимальных значений,
  • отремонтировать повреждения скользящей поверхности
  • и залить её толстым слоем парафина.

Последняя  операция называется консервацией лыж и снимать парафин скребком не нужно. Парафин защитит пластик скользящей поверхности от высыхания и пыли.

Не скрепляйте лыжи стяжками, храните их в защищённом от солнца и влаги месте, по возможности в вертикальном положении. Таким образом, через год, примерно в это же время, когда осенняя прохлада вновь навеет мысли о предстоящих снежных удовольствиях, вы будете готовы. И, возможно, вспомнив как консервировали лыжи, подготавливая их к продолжительному бездействию, высвободите немного времени для подготовки к зимнему хранению летнего инвентаря, а может, распробуете прелесть долгих размышлений и предадитесь им, погрузившись в безмятежное созерцание неспешной природной трансформации на стыке двух сезонов… Хорошей всем предстоящей зимы.

В статье использованы фотографии: whitelines.com, swixsport.com, tetongravity.com, www.stoeckli.ch, skimag.com

полный список уже написанного:
О лыжах для чайников 1. Вступление.
О лыжах для чайников 2. Теоретическая часть.
О лыжах для чайников 3. Выбор лыж.
О лыжах для чайников 4. Общая информация о креплениях. NN75, SNS, NNN?
О лыжах для чайников 5. Выбор ботинок.
О лыжах для чайников 6. Одежда.
О лыжах для чайников 7. Особенности покупки лыжного БУ инвентаря.
О лыжах для чайников 8. Сравнительный тест лыж из разных весовых категорий.
О лыжах для чайников 9. Истории из жизни.

Было не мало вопросов относительно подготовки лыж.
Как дать необходимую информацию не перегрузив лишней. Давайте определимся сразу, я пишу для начинающих, и для большинства я дам информации с избытком. Если у вас есть желание/необходимость/возможность заниматься подготовкой более профессионально- это замечательно, но это уже уходит за границы выбранной тематики. Скажу честно, для меня тема была сложной для написания, долго правил и переписывал.

В секции нас приучали следить за лыжами и беречь их. При транспортировке лыжи всегда фиксируются связками, пластик не должен тереться, нельзя трогать пластик руками, на долгое хранение обязательно залить парафином, ну и регулярно парафинить лыжи не допуская «седения» пластика. В общем то раз уж я находился в спортивной среде, окружали меня такие же люди, и для меня это было нормой.

Советую приобрести подобные связки любой фирмы. мне нравятся те что справа, они лучше фиксируют, хотя использую оба типа.

Уже значительно позже, приезжая покататься на горнолыжку, мне было больно смотреть как горнолыжники и сноубордисты относятся к своему инвентарю, долго я привыкал к этому. Списывая на то что им то свои силы не надо тратить чтобы вниз катиться. Но потом пришло понимание- на горнолыжке меня окружают в 95% простые любители, а у спортсменов же как правило всегда ухоженный пластик и заточенные канты.

Мы с вами не горнолыжники, нам гравитация чаще мешает чем помогает. Чтобы ехать надо свои силы тратить. А потому будем учиться следить и ухаживать за лыжами.

Что касается ухода за лыжами. Слепо копировать методики спортсменов не оправданно. Покупка станка, утюга, большого набора инструментов и материалов имеет смысл только если вы этим занимаетесь постоянно. Ну или если эти траты не повлияют на ваш бюджет. Да и не забываем соотносить стоимость инвентаря и аксессуаров

Для подготовки нам понадобится такой минимальный набор.
1. щётки, бронзовая и нейлоновая средней жёсткости (можно одну комбинированную)
2. смывка с набором жидких парафинов, либо набор твёрдых парафинов с утюгом и скребком
3. место где мы будем работать
Для классических гладких лыж в дополнению к этому понадобится набор мазей держания, растирка(пробковая или синтетическая) и ещё один скребок.

Но начнём с начала из далека.
Следите за царапинами! точнее за тем чтобы их не было. На трассе избегайте камней веток и прочего мусора. Не наезжайте на то что может повредить пластик. Объезжайте, перешагивайте. Если трасса совсем плохая что без повреждений никак не обойтись а покататься хочется- заведите пару «асфальтовых лыж» которые не жалко (как правило в разряд асфальтовых лыж переходят первые лыжи), ну или в прокате возьмите. В большинстве случаев царапины появляются не на самой трассе а где то рядом. Не ленитесь снять лыжи чтобы перейти препятствие, по парковке на лыжах тоже не стоит ехать, снимите их на лыжне и дойдите пешком. Для перевозки используйте связки, даже в чехле. Так значительно меньше вероятности повредить лыжи по дороге.
Без этих очевидных вещей всё остальное не имеет смысла.
Что делать если царапин не удалось избежать? Постараться до конца сезона не нахватать новых, с продольными царапинами как правило можно жить, а вот при наличии глубоких кривых царапин особенно поперек лыж, лучше обратиться к специалисту. Шлифовка и циклёвка лыж процесс ответственный, требующий инструмента и опыта.

Лыжи необходимо держать в чистоте, просто потому что бесполезно грязную поверхность смазывать. И это не то чтобы сдувать с них пылинки и протирать тряпочкой, хотя и это тоже. При катании к пластику и парафину липнет много грязи, а грязь у нас как правило мешает скольжению.

Если на лыжах у вас экструдированный пластик, то слишком переживать не стоит. Парафин он практически не впитывает, но и грязи собирает меньше. Парафин на них держится условные ~5км, причём если на мягком снегу ещё может быть чуть больше, то на грубом абразивном снегу точно меньше.
Тут нам не понадобятся смывки, утюги, да и в принципе эти лыжи из бюджетного сегмента, если вы уже сэкономили на лыжах, то есть ли смысл тратиться на обслуживание? Можно свести всю подготовку к очистке от грязи, в идеале бронзовой щёткой. Ну и при большом желании можно нанести жидкий парафин.

Если у вас уже более качественные лыжи с высокомолекулярным пластиком, то следует тщательнее подойти к подготовке.
СП набирает грязь с различной скоростью, в зависимости от качества пластика, используемого парафина, снега и выбранных методов. Поэтому периодически надо промывать СП от грязи и старого парафина, и пропитывать СП свежим базовым парафином.
Вот тут возникает много споров, часто говорят что парафин впитывается в поры, оппоненты говорят что никаких пор не видят. На самом деле никаких пор в пластике конечно нет. Есть аморфные зоны, то есть зоны где отсутствует кристаллическая решётка и расплавленный парафин может смешиваться с аморфными зонами пластика. Это обычно и имеется ввиду когда говорят про впитывание парафина.
Перед катанием можно наносить парафин по погоде, а после чистить грязь с поверхности лыж.
Зачем так сложно? Ну можно конечно и не так, но мы же договорились что я даю информации с избытком.
Парафины представляют собой длинные цепочки углеводородов, причём чем длиннее цепочка тем твёрже парафин, и тем он более износостойкий, но длинные цепочки плохо «впитываются» в СП. Поэтому наносить твёрдый парафин на голый пластик малоэффективно. Мягкие парафины позволяют более твёрдым проникать в СП, то есть выполняют роль грунта

А так же, перед хранением в межсезонье лыжи следует очистить и законсервировать(залить парафином)
Пластик под действием кислорода окисляется, хотя и по поводу этого утверждения есть споры. Но глобально хуже от этого точно не будет, а потратить по 15 минут в конце и начале сезона не сложно.
Вообще парафин используется не только для улучшения скольжения, но и в большей степени для защиты СП от грязи.

Чистка.
Тут надо понимать что есть очистка от грязи на поверхности СП и в идеале это делается после каждого катания. Бронзовой щёткой делаем несколько проходов по СП.

Со временем СП и парафин впитывает в себя грязь. Хотя бы раз за сезон нужно очищать СП.
Классический метод- парафином, современная альтернатива- смывки. Смывки конечно экономят время.

Для чистки лыж используется сервисный парафин, альтернатива- любой тёплый CH-парафин. Эти парафины мягкие, легко наносятся, хорошо впитываются в СП, выполняя роль грунта и поднимают грязь из пластика, после нанесения парафин удаляется скребком. В зависимости от состояния СП и желания, процедуру выполняют до 3 раз. и конце поверхность вычищают нейлоновой щёткой.

Смывки представляют собой растворитель с добавками парафина.
Смысл примерно тот же, только вместо утюга парафин плавится растворителями и парафина используется значительно меньше, скребок не нужен, после высыхания парафин вычищается нейлоновой щёткой.

С одной стороны считается что горячим методом СП лучше напитывается парафином, и дольше сохраняет свойства. С другой стороны смывки требуют меньше времени и позволяют чаще обрабатывать лыжи. Но оба варианта имеют право на жизнь.

При работе с классическими лыжами мазь держания просто очищаем скребком, щёткой не проходим!
во первых не нужно, небольшой слой старой мази не мешает наносить новую мазь,
во вторых остатками мази испачкаем щётку, а поверхность не очистим!
Если вдруг надо очистить пластик от остатков мази держания(решили изменить длину колодки или зашкурить её), для этого:
существуют специальные смывки для мазей держания;
можно использовать уайт-спирит/бензин/керосин (только не ацетон и подобные агрессивные растворители!);
так же можно почистить парафином- при плавлении мазь смешивается с парафином а потом вычищается.

Вкратце пробежимся по парафинам:

HF- парафины с высоким содержанием фтора
достаточно дорогие, но работают лучше, причём чем выше температура и влажность тем больше преимущество.

LF- парафины с низким содержанием фтора
дешевле чем HF, и лучше чем CH ))

у всех производителей свои представления о высоком и среднем содержании фтора, так что фактически дешёвый HF может оказаться сопоставимым с дорогим LF, а есть ещё UHF! пока неизвестно как долго будут выпускаться парафины с фтором, но в «развитых странах» уже началась компания по запрету фтора!

CH- парафины без фтора
самый доступный вариант, относительно неплохо работают при низких температурах и низкой влажности. так же парафины CH на тёплые температуры часто применяют для чистки, либо для консервации. Ещё СH парафин используют в качестве грунта перед LF/HF парафинами. CH парафины более мягкие, потому с одной стороны лучше проникают в скользящую поверхность, с другой стороны быстрее сходят и имеют свойство собирать больше грязи с трассы.

BW- базовые парафины, так же бывают со фтором. применяют для очистки СП, так же для пропитки СП парафином, для первичной обработки новых лыж и после шлифовки либо циклёвки. Собственно за неимением BW можно воспользоваться тёплым CH.

G- в названии указывает на графит, может быть в разных сочетаниях. При сухом трении появляется статическое электричество, графит повышает электро- и теплопроводность лыж, отводит статику. Применяется в морозы, на низкую влажность. Так же используется в качестве грунта для более тёплых парафинов. Есть и специально на тёплую погоду, главное его преимущество в том что он собирает меньше грязи и потому полезен на грязном весеннем снегу. Но графит очень твёрдый, работать с ним тяжелее.

Мягкие парафины имеют меньший коэффициент трения и лучше отталкивают воду, но острые кристаллы снега легко проникают в него и тормозят, поэтому на холодный снег применяют твёрдые парафины, а на тёплый мягкие. Фторуглероды хорошо работают благодаря сильному взаимному отталкиванию молекул фтора и кислорода, но работает это только с жидкой водой!

Горячий метод нанесения парафина
Подготовка

Для этого метода нужно зафиксировать лыжи горизонтально. Лучший вариант конечно же станок, есть много вариантов фирменных станков, и не меньше вариантов самодельных.
Можно обойтись и без станка. Ставим стулья/табуретки, кладём лыжу на спинки чтобы не нагибаться (если есть такая возможность).
Располагаем таким образом чтобы опора приходилась ближе к пятке и носку. Пятку упираем в стену, не забываем что ни будь подложить под пятку чтобы не испачкать стену. И не забываем застелить стулья, а при необходимости и всё вокруг.

в общаге у меня пол и стены легко очищаются, так что я не переживаю по поводу уборки

Как нанести парафин.

Мягкие парафины можно просто намазать.
Если парафин твёрдый и не мажется или получается совсем тонкий слой- быстро касаемся утюга парафином подплавляя слой, мажем сколько мажется, и снова повторяем.

прикладываем к утюгу и размазываем

Совсем твёрдые парафины таким методом не поддаются- тогда просто прикладываем парафин, направляем уголок утюга к лыже, и наносим каплями или тонкой струйкой по всей СП

капаем парафин с утюга

Далее лыжи с нанесённым парафином проглаживаем утюгом, не забываем следить за температурой
Утюгом можно сжечь пластик- потому запомните главные правила работы с утюгом:
— не перегревать, ставим температуру не больше чем на 10° выше чем температура плавления парафина. Простейший метод контроля- парафин должен хорошо плавиться, но не дымить!
— утюг не должен соприкасаться с пластиком. Обязательно нужно нанести достаточный слой парафина на СП. Если парафин нанесён каплями или кусочками, немного приподнимаем передний край утюга чтобы он наезжал на парафин и не сдвигал его в сторону.
— не перегревать пластик. Ведём утюг равномерно, чтобы следом за ним оставалась небольшая лужица парафина. Не останавливаем утюг, не елозим по одному месту. Если парафин не расплавился, дойдите до конца лыжи а потом вернётесь.

чем мягче парафин тем длиннее лужица расплавленного парафина за утюгом, тут у меня графит

Не забываем протирать утюг после использования, желательно пока парафин ещё жидкий.
Если у вас нет необходимости постоянно парафинить лыжи, или нет денег на специальный, то достаточно найти старенький алюминиевый утюг рублей за 200(железные слишком тяжелы и неудобны). Специальные утюги отличаются от обычных:
Наличием точного регулятора температуры
Толстой подошвой, чтобы было меньше перепадов температуры
Более удобной прямоугольной формой, и как правило один край приподнят, чтобы утюг наезжал на капли парафина а не сдвигал их в сторону.

После того как заплавили парафин ему нужно дать остыть. За это время парафин наносится на вторую лыжу.
Твёрдые парафины перед снятием лучше ещё раз прогреть утюгом, иначе парафин скалывается, а скребок будет быстро тупиться. Если мы моем лыжи парафином то можем снимать его сразу же не дожидаясь остывания.

2 Очистка от парафина:

сначала берём скребок для желобка. они продаются, либо его можно сделать самому. в первую очередь вычищаем желобок. начинаем с него потому что скребок из желобка может сорваться, а парафин на СП защитит пластик от царапины.

Берём скребок, можно купить можно сделать из оргстекла толщиной 4-5мм. края затачиваются под 90градусов.
Надо постоянно следить чтобы он был хорошо заточен, тупым скребком можно испортить СП.
Скребок берём за края в две руки, наклоняем от себя под ~45°, держим жёстко, таким образом чтобы он не выгибался(для этого придавливаем большими пальцами по середине скребка распределяя давление по всей ширине), так же следим чтобы он не сползал в стороны и не вибрировал. Счищаем парафин ведя скребок от себя, по ходу движения лыж.

Когда дойдём до пластика, можем пройти пару раз бронзовой щёткой, чтобы вычистить основную массу парафина из структуры. Вот тут причём если у нас на СП мелкая структура и мягкий парафин, то можно пропустить этот этап. А какой ни будь графит, особенно в глубокой структуре может и после 10 проходов держаться толстым слоем. Но полностью бронзовой щёткой весь парафин не вычищаем, только открываем структуру!
Если это финишный слой, берём нейлоновую щетку и полируем поверхность, порядка ~20 проходов, до исчезновения пыли. У профессионалов как правило много разных щёток с разной жёсткостью, они выбирают их в зависимости от твёрдости парафина. Мы в зависимости от результата будем полировать лыжи одной щёткой чуть быстрее или чуть дольше. Конечно же в процессе не забываем следить за чистотой щётки, очищая от пыли.
Прям совсем крайний вариант полировки парафина- нейлоновым чулком намотанным на брусок.
Без обработки щёткой, первое время лыжи будут ехать не очень хорошо, но через несколько километров, когда излишки парафина сойдут, лыжи поедут лучше.

Применение жидких парафинов.

Учитывая что это относительно новый вид смазки, практически у всех производителей есть обучающие видео по работе с ними, у всех есть свои особенности, но сводится всё к одному принципу.
Наносить следует тёплый парафин, в некоторых случаях его приходится разогреть на батарее чтобы он стал жидким, и хоть как то размазывался. Распыляем, или выдавливаем на СП. Аппликатором или тряпочкой из нетканого материала распределяем ровным тонким слоем, ждём ~10-20 минут чтобы испарились растворители, некоторые производители рекомендуют прогреть феном или утюгом. И полируем мягкой нейлоновой щёткой.

Не смотря на то что производители утверждают что их жидкие парафины держатся так же хорошо как и твёрдые, я пока ни от одного лыжника не услышал что жидкий парафин держится так же хорошо.
По многочисленным отзывам в большинстве случаев хватает его до ~15км. Но для начинающих этого всё равно вполне достаточно.

Быстрое нанесение твёрдых парафинов.
Такой метод конечно менее эффективен, но можно пользоваться даже на лыжне.
Берём парафин и растираем тонким слоем на лыжи.

на одной лыже нанесён парафин на второй уже растёрт пробкой

Хорошо растираем пробковым бруском. Если дома то можно и феном прогреть.

используйте разные пробки для парафина и мазей держания!

Полируем нейлоновой щёткой.

Да, как пользоваться щёткой я до сих пор не рассказал. Придавливаем щётку к СП с такой силой чтобы щетина начала углубляться в структуру, но так чтобы щетина при этом не продавливалась, оставалась перпендикулярно поверхности. В процессе работы щётки загрязняются, можем почистить их друг о друга.
Все движения щёткой от носка к пятке. Вообще все движения при обработке лыж делайте от носка к пятке.

Нанесение мазей держания.
1. Стоит пометить начало и конец колодки. Лучше нанести маркером метки на боковой поверхности лыжи. Как найти колодку я ранее писал. Добавлю что на практике приходит понимание в каких условиях стоит изменить длину колодки. Не бойтесь после начала движения остановиться и перемазаться.
2. Колодку мы не обрабатываем парафинами на скольжение. А наоборот зашкуриваем наждачной бумагой с зернистостью ~100 поперёк движения. для более качественного держания мази. Делаем это не каждый раз, а по мере заглаживания поверхности.
3. Выбираем мазь. Самый ответственный момент!
пример: на упаковке написано «для любого типа снега на -6-10» на улице у нас -7 и старый снег. мы едем в теньке- вроде держит, чуть выехали на солнце- перестаёт держать совсем.
во первых у нас температура по границы рабочего диапазона мази, и потому выехав на нагретый солнцем снег мы выходим из рабочей температуры.
во вторых, производитель немного вводят в заблуждения давая такую характеристику. если на свежем снегу мазь будет работать при -6-10, то на старом снеге её диапазон скорее всего сдвинется примерно до -8-12. а лучше брать мазь где условия работы расписаны подробнее. И естественно подбирать мазь так чтобы температура на улице и тип снега выпадали на середину рабочего диапазона мази.
4. намазываем мазь. это можно делать даже на лыжне, но дома в тепле приятнее!
для удобства можно наклеить молярный скотч или изоленту чтобы не выходить за границы колодки.
мажем мазь тонким слоем. лучше 3 тонких слоя чем 1 толстый!
берём пробковую либо синтетическую растирку (синтетическая предпочтительнее) и энергичными движениями втираем мазь в СП.
наносим так 2-3 слоя
5. когда поедите кататься, захватите с собой мазь с растиркой, кто знает- вдруг пригодится.

Если нет растирки то можем взять пробковую пробку от винной бутылки, или лучше от шампанского.

На плюсовую погоду чаще используется клистеры, колодка под них делается меньше. Клистер выдавливается из тюбика и разглаживаются скребком. вещь не очень приятная в применении.

Что могу добавить про мази держания- крайне сложно угадать с мазью в тёплую переходную погоду. Поэтому я бы посоветовал в тёплую погоду покататься коньком. А если такая погода характерна для вашего региона, то возьмите лыжи с камусом, пусть дороже но надёжнее.

О чём ещё не рассказал.
Поседевший пластик.

на правой стороне видно побелевший участок

По сути это поднимающиеся мелкие ворсинки пластика. Косвенно это показатель того как спортсмен следит за инвентарём. Все лыжи седеют по разному, одни быстро, другие медленнее. Зависеть это может от самого пластика, от качества штайншлифта (нанесение структуры на специальном станке алмазным камнем) если штайншлифт сделан на старом камне то его качество соответственно будет хуже, а пластик быстро седеть. Так же это может быть признаком пережжённого пластика. Не всегда поседевший пластик ухудшает скольжение, бывает что лыжи едут и с поседевшим пластиком. Но запускать этого конечно не стоит.
Что делать?
Если пройтись бронзовой щёткой то мы причешем ворс, и пластик станет чёрным до следующей тренировки.
После парафина седина должна уходить на долго.
Если она напрягает, проблему могут решить в сервисе, либо циклевкой лыж, либо нанесение нового штайншлифта. Так же есть методика удаления ворса, когда ворс поднимается латунной щёткой ~50 проходов против шерсти, а потом лыжи заплавляются твёрдым парафином, к примеру графитом и вычищаются.

Кстати о штайншлифте, бывает что лыжи из магазина никак не едут, в таких случаях советуют сделать штайншлифт. Если вы решились на это, посоветуйтесь со спортсменами из своего региона, там где вы катаетесь, какой шлифт именно для вашего региона и вашей трассы будет наиболее актуален, возможно даже подскажут где хорошо делают.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
  • Tomahawk tz 9031 инструкция
  • Инструкция мойки самообслуживания для клиентов
  • Антибак спрей для горла инструкция
  • Ципам инструкция капли ушные капли инструкция по применению
  • Кишечный бактериофаг микромир инструкция по применению